Развитие высших психических функций по Л.С. Выготскому

Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идёт в основном за счёт памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают высшие.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже её познавать. Первые такие орудия – топор, нож, молоток – одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, на данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеется в виду человеческое поведение и психика).


История развития высших психических функций

Если мы обратимся к средствам социальной связи, мы узнаем, что и отношения между людьми бывают двоякого рода. Возможны неопосредованные и опосредованные отношения между людьми. Неопосредованные основаны на инстинктивных формах выразительного движения и действия. Когда Келер описывает обезьяну, желающую добиться того, чтобы другая обезьяна пошла с ней вместе, как она смотрит ей в глаза, подталкивает ее и начинает действие, к которому она хочет склонить свою подругу, перед нами классический пример непосредственной связи социального характера. В описаниях социального поведения шимпанзе приводятся многочисленные примеры, когда одно животное воздействует на другое или посредством действий, или посредством инстинктивных автоматических выразительных движений. Контакт устанавливается через прикосновение, через крик, через взгляд. Вся история ранних форм социального контакта у ребенка полна примерами подобного рода, и здесь мы видим контакт, устанавливаемый посредством крика, хватания за рукав, взглядов.

На более высокой ступени развития выступают, однако, опосредованные отношения между людьми; существенным признаком таких отношений служит знак, с помощью которого устанавливается общение. Само собой разумеется, что высшая форма общения, опосредованная знаком, вырастает из естественных форм непосредственного общения, но все же последние существенно отличаются от нее.

Таким образом, подражание и разделение функций между людьми – основной механизм модификации и трансформации функций самой личности. Если мы рассмотрим первоначальные формы трудовой деятельности, то увидим, что там функция исполнения и функция управления разделены. Важный шаг в эволюции труда следующий: то, что делает надсмотрщик, и то, что делает раб, соединяется в одном человеке. Это, как мы увидим ниже, основной механизм произвольного внимания и труда.

Все культурное развитие ребенка проходит три основные ступени, которые, пользуясь расчленением Гегеля, можно описать в следующем виде.

Рассмотрим для примера историю развития указательного жеста, который, как мы увидим, играет чрезвычайно важную роль в развитии речи ребенка и является вообще в значительной степени древней основой всех высших форм поведения. Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация – исходная для дальнейшего развития. Здесь впервые возникает указательное движение, которое мы вправе условно назвать указательным жестом в себе. Здесь есть движение ребенка, объективно указывающее на предмет, и только.

Когда мать приходит на помощь к ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию.

Здесь изменяется функция самого движения: из движения, направленного на предмет, оно становится движением, направленным на другого человека, средством связи; хватание превращается в указание. Благодаря этому само движение редуцируется, сокращается и вырабатывается та форма указательного жеста, про которую мы вправе сказать, что это уже жест для себя. Однако жестом для себя движение становится не иначе, как будучи сначала указанием в себе, т.е. обладая объективно всеми необходимыми функциями для указания и жеста для других, т.е. будучи осмыслено и понято окружающими людьми как указание.

Ребенок приходит, таким образом, к осознанию своего жеста последним. Его значение и функции создаются вначале объективной ситуацией и затем окружающими ребенка людьми. Указательный жест раньше начинает указывать движением то, что понимается другими, и лишь позднее становится для самого ребенка указанием.

Таким образом, можно сказать, что через других мы становимся самими собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции. В этом и состоит сущность процесса культурного развития, выраженная в чисто логической форме. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности. Здесь впервые в психологии ставится во всей важности проблема соотношений внешних и внутренних психических функций. Здесь, как уже сказано, становится ясным, почему с необходимостью все внутреннее в высших формах было внешним, т.е. было для других тем, чем ныне является для себя. Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения. Многие авторы уже указывали на проблему интериоризации, перенесения поведения внутрь. Кречмер видит в этом закон нервной деятельности. Бюлер всю эволюцию поведения сводит к тому, что область отбора полезных действий переносится извне внутрь.

Но мы имеем в виду другое, когда говорим о внешней стадии в истории культурного развития ребенка. Для нас сказать о процессе «внешний» – значит сказать «социальный». Всякая высшая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической, функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Средство воздействия на себя первоначально есть средство воздействия других на личность.

У ребенка шаг за шагом можно проследить смену трех основных форм развития в функциях речи. Раньше всего слово должно обладать смыслом, т.е. отношением к вещи, должна быть объективная связь между словом и тем, что оно означает. Если ее нет, дальнейшее развитие слова невозможно. Далее объективная связь между словом и вещью должна быть функционально использована взрослым как средство общения с ребенком. Затем только слово становится осмысленным и для самого ребенка. Значение слова, таким образом, прежде объективно существует для других и только впоследствии начинает существовать для самого ребенка. Все основные формы речевого общения взрослого с ребенком позже становятся психическими функциями.

Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. Мы вправе рассматривать высказанное положение как закон, но, разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей. Отсюда одним из основных принципов нашей воли является принцип разделения функций между людьми, разделение надвое того, что сейчас слито в одном, экспериментальное развертывание высшего психического процесса в ту драму, которая происходит между людьми».

Мы поэтому могли бы обозначить основной результат, к которому приводит нас история культурного развития ребенка, как социогенез высших форм поведения.

Слово «социальное» в применении к нашему предмету имеет большое значение. Прежде всего, в самом широком смысле оно обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития. Далее, можно было указать на то, что знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделен от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством.

У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь . Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей. Она является психологическим орудием. С помощью речи мы свободно выражаемся, осознаем свои поступки. Если человек страдает речевыми расстройствами, то он становится «рабом зрительного поля». К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Известный отечественный психолог, Л.С. Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром . Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.

Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет . В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, которые можно использовать в развитии высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Прежде чем перейти к основным упражнениям хочу отметить, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.


Внимание бывает непроизвольным и произвольным . С непроизвольным вниманием человек рождается. Произвольное внимание – формируется из всех других психических функций. Оно связанно с речевой функцией.

Многие родители знакомы с понятием гиперактивность (оно состоит из таких компонентов как: невнимательность, гиперактивность, импульсивность).

Невнимательность:

  • Совершение в задании ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Организовать свою деятельность;
  • Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • Потеря предметов, необходимых для выполнения заданий;
  • Забывчивость в повседневной деятельности;
  • Отвлекаемость на посторонние стимулы.

(из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Гиперактивность:

  • Суетлив, не может сидеть спокойно;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • Бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать.

(из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Импульсивность:

  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди на занятиях, в играх.

Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика .

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка - это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами - что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое - играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения .

  1. Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
  1. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
  1. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • ·игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • ·рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
  • застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Версия 5.1 БП 3.0.73.54 стал делать ВПФ, выяснилось (внезапно), что в общем модуле "УправлениеПечатью" процедура "ПодготовитьКоллекциюПечатныхФорм" лишилась "Экспорт", пришлось вставить немного изменённую в модуль формы ВПФ.

В принципе всё описано в исходной публикации .

Могу добавить только, что для последних версий БСП и, соответственно, конфигураций на управляемых формах, наметилась тенденция выносить процедуры и функции печати из модуля менеджера в общие модули. Поэтому, чаще всего, созданную конструктором ВПФ придётся допиливать, перенося в модуль ВПФ эти самые процедцры и функции из общих модулей.

Инструкция для управляемого приложения

Создадим ВПФ, например, для документа Счет покупателю , печатная форма Счет-заказ (пример делаю на платформе 8.3.8.1784 БП 3.0.43.247 база ДЕМО).

Создание ВПФ

Исхожу из того, что пользоваться конфигуратором, тот, кто создаёт ВПФ умеет, потому картинки оттуда рисовать не будем. Результатом будет внешняя форма, которая ничем не отличается от типовой печатной формы документа.

Итак, по пунктам:

  1. Копируем модуль менеджера документа Счет покупателю, открыв его в Конфигураторе. Копируется весь модуль, например, нажав Ctrl + A , потом Ctrl + С .
  2. Открываем конструктор в режиме учета, выбираем Тип документа СчетНаОплатуПокупателю и нажимаем кнопку Вставить:
  1. Жмём следующую кнопку Анализ. Получаем на закладке Команды и функции список доступных команд печати, список процедур и функций модуля менеджера, и текст выделенных процедур в правом окне. В левом верхнем окне снимаем все галки (кнопки управление вверху) и отмечаем нужную нам печатную форму СчетЗаказ. В левом нижнем окне нужные для печати выбранной формы процедуры будут отмечены зелёным цветом автоматически. Если необходимо, можно отметить и другие процедуры и функции с помощью кнопки нужна\ не нужна , они будут перенесены в итоговую обработку, но использовать автоматически ВПФ их не будет, поэтому подумайте, оно Вам надо? В правом окне можно просмотреть текст выделенных в левом нижнем окне процедур и функций. Текст можно изменить, правда никогда этой возможностью не пользовался, но мало ли кому понадобится?:

  1. Следующая кнопка Сформировать . Создаёт текст модуля обработки ВПФ:

  1. Жмём Скомпилировать - на экране ничего не изменится, просто будет создана ВПФ.
  2. Кнопка Сохранить предложит выбрать путь, куда сохранить созданную обработку и открыть созданную ВПФ для проверки. ВПФ создаётся со встроенной формой обработки, поэтому её можно отлаживать не прибегая к дополнительным средствам. При открытии ВПФ сразу проверяем работоспособность, выбрав документ и сформировав печатную форму:

Как уже говорилось, сейчас она ничем не отличается от типовой, и если нужно что-то изменить, это придётся делать руками, о чём расскажу ниже. Хочется заметить, что указанный порядок формирования ВПФ минимален, остальное пробуйте сами…или не пробуйте. Здесь фактически просто перечислены шаги быстрого создания ВПФ для последующей доработки.

Что удивило, и типовая и внешняя вместо суммы прописью выдают в демке сумму числом:

Изменение полученной ВПФ

Для исправления ситуации, и добавления чего-то своего в ВПФ, начнём вносить изменения:

  1. Вставим макет счета в ВПФ (по умолчанию используется тот же, что и в типовой форме счета). Для этого посмотрим, какой макет используется. В модуле объекта ВПФ:
Если УправлениеПечатью.НужноПечататьМакет(КоллекцияПечатныхФорм, "СчетЗаказ") Тогда ТаблицаСведенийСчетНаОплату = ПолучитьТаблицуСведенийСчетаНаОплату(МассивОбъектов); УправлениеПечатью.ВывестиТабличныйДокументВКоллекцию(КоллекцияПечатныхФорм, "СчетЗаказ", "Счет на оплату", ПечатьТорговыхДокументов.ПечатьСчетаНаОплату(ТаблицаСведенийСчетНаОплату, ОбъектыПечати),"ОбщийМакет.ПФ_MXL_СчетЗаказ"); ПараметрыВывода.Вставить("ФормироватьЭД", Истина); КонецЕсли;

Из процедуры Печать видим, что нам нужен общий макет ПФ_MXL_СчетЗаказ. Копируем его в конфигураторе. Ветка Общие - Общие макеты :

Затем в обработке встаём на Макеты и вставляем, теперь макет есть в ВПФ, нужно изменить код модуля, чтобы использовать именно его, а не общий макет:

  1. Анализируем текст процедуры печати и добавляем процедуры и функции общих модулей, использующиеся при формировании печатной формы:
#Область ДобавленныеПроцедурыИФункции //между этими строками вставляем скопированные из общих модулей процедуры #КонецОбласти
  • Сохраняем то, что получилось (или нажимаем на синтаксис контроль). Получаем сообщение об ошибках:

{ВнешняяОбработка.СчетНаОплатуПокупателю_ВнешняяПечатная.МодульОбъекта(371,3)}: Процедура или функция с указанным именем не определена (ВывестиЗаголовокПредупреждение)

<>ВывестиЗаголовокПредупреждение(СведенияОДокументе.Получатель, ТабличныйДокумент, Макет); (Проверка: Сервер).

Поскольку не определена процедура без указания через точку, делам вывод, что она находится в том же общем модуле, что и скопированная нами перед этим функция ПечатьСчетаНаОплату - находим её там, и копируем в модуль ВПФ. И вновь пробуем сохранить. В данном случае нам повезло - ошибок больше нет. В обще-то это редкость, по большому счёту, это самый трудоёмкий момент. Бывает, что может понадобится копирование нескольких процедур и функций, и, может быть, даже не из одного модуля. Главное не просто скопировать, но и правильно их потом вызывать. Универсального рецепта для этого у меня нет.

  • Убираем в процедуре печать строку «ПечатьТорговыхДокументов. » - теперь эта функция будет вызываться из модуля ВПФ.
  • Сохраняем ВПФ, проверяеем в режиме учёта - всё работает, только теперь, всё, что нужно для изменений, у нас находятся в ВПФ. Теперь можно делать необходимые изменения.
  1. Изменяем текст модуля ВПФ:
  • Вызов встроенного макеета вместо общего - находим строку "ОбщийМакет.ПФ_MXL_СчетЗаказ", видим, что находится она в добавленной функции из общего модуля, и не меняя общий модуль ПечатьТорговыхДокументов (сохраняя типовую конфигурацию на полной поддержке) изменяем функцию модуля ВПФ:
//Макет = УправлениеПечатью.МакетПечатнойФормы("ОбщийМакет.ПФ_MXL_СчетЗаказ"); //Было Макет = ПолучитьМакет("ПФ_MXL_СчетЗаказ"); //Стало

Внимание: После каждого изменения лучше сохранять ВПФ и проверять работоспособность, если менять всё подряд, потом может получится, что легче будет начать с начало, чем исправить то, что наменяли. Ещё совет, когда всё работает, и собираетесь что- то допилить, создайте новую версию ВПФ, и меняйте её - останется рабочий вариант, и текущий, с попыткой допила)))

  • Исправим сумму прописью - сейчас она почему - то выводится числом, вариантов много, можно, например, использовать форматную строку в ячейке макета СуммаПрописью, но это некрасиво, поэтому попробуем найти место в тексте модуля, где заполняется этот параметр и исправим его. Видим строку:
ДанныеПечатиСуммаПрописью.СуммаПрописью = ОбщегоНазначенияБПВызовСервера.СформироватьСуммуПрописью(СуммаКПрописи, СведенияОДокументе.Валюта);

Отладчиком смотрим, где собака порылась. На вид всё фильдиперсово, однако видим вместо строки число. Видим, что при вызове функции общего модуля ОбщегоНазначенияБПВызовСервера.СформироватьСуммуПрописью в параметре СведенияОДокументе.Валюта пусто. Вариантов исправления много - можно вытащить процедуру СформироватьСуммуПрописью в модуль ВПФ, можно посмотреть заполнение строки СведенияОДокументе и заполнить валюту там, можно проверить заполнение валюты, и если там пусто использовать валюту по умолчанию из константы. Мне лень, поэтому возьмём валюту из договора:

ДанныеПечатиСуммаПрописью.СуммаПрописью = ОбщегоНазначенияБПВызовСервера.СформироватьСуммуПрописью(СуммаКПрописи, СведенияОДокументе.ДоговорКонтрагента.ВалютаВзаиморасчетов);//СведенияОДокументе.Валюта);

Сохраняем, проверяем:

  • Теперь добавим в макет новый параметр, например Комментарий и выведем после итоговой строки (пример условный, просто как пример)))):

Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать.

Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу.

Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново.

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. В орудиях труда, в предметах человеческой культуры стали людьми передаваться по наследству их способности и усваиваться следующими поколениями без изменения генотипа, анатомии и физиологии организма. Человек вышел за пределы своей биологической ограниченности и открыл для себя путь к практически безграничному совершенствованию.

Благодаря изобретению, совершенствованию и широкому использованию орудий, знаковых систем человечество получило уникальную возможность сохранять и накапливать опыт в виде различных текстов, продуктов творческого труда, передавать его из поколения в поколение при помощи продуманной системы обучения и воспитания детей.

Так, постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром. Со временем человек придумал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они стали ему служить для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей и одновременно выступали в качестве источника для развития человеческих способностей.

Но самым, пожалуй, значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации.

Особо выдающиеся достижения в совершенствовании способов записи, хранения и воспроизведения информации, которые пришлись на последние десятилетия текущего столетия, привели к новой научно-технической революции, которая активно продолжается в наше время. Это - изобретение магнитной, лазерной и других форм записи информации. К ним относится доступность отдельно взятому человеку практически любой информации, если где-то и когда-то была записана на понятном языке. Сюда же можно включить и развитие средств связи, освобождение людей от рутинной, мало способствующей их развитию работы и передачу ее машине, возникновение и совершенствование способов воздействия на природу не только с целью ее использования для своих нужд, сколько для сохранения и улучшения самой природы.

Знаковые системы, особенно речь, с самого начала их использования людьми стали действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Наряду с первой, данной человеку от природы сигнальной системой (И.П. Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые или предметы, а иногда даже больше, если они обозначали явления и предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность, константность, осмысленность, структурность; внимание стало произвольным, память - логической, мышление - словесным и абстрактным. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

Слово стало основным регулятором человеческих поступков, носителем нравственных и культурных ценностей, средством и источником цивилизации человека, его интеллектуального и морального совершенствования. Оно же выступило как главный фактор воспитания и обучения. Благодаря слову человек-индивид стал человеком-личностью. Особую роль в развитии людей сыграла речь как средство общения. Ее развитие способствовало взаимному интеллектуальному и культурному обогащению людей, живущих в разных концах мира и говорящих на разных языках.