Как задавать разные вопросы. Правильное общение с девушкой

Себе?
Чтобы лучше себя понять, нужно уметь задавать правильные вопросы. 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона могут послужить примером такого внутреннего диалога.

А какие вопросы правильные? Наверное, те, которые помогают увидеть себя со стороны, глазами стороннего наблюдателя.

Если у Вас в жизни все складывается замечательно, Вы можете быстренько пробежаться по 30-и вопросам С. Эйтчисона (а то и вовсе не читать их) и с радостной улыбкой идти по жизни дальше. А если что-то в Вашей жизни проходит не так, как хотелось бы?

Нередко человек оказывается в тупиковой ситуации:

Нет продвижения вперед;

— нет ожидаемых результатов;

— нет перспективы;

— тебе кажется, что нет никаких возможностей сдвинуться с «мертвой точки.» Это может относиться к любой сфере деятельности: отношений, работы, здоровья, карьеры, друзей.

Кто-то называет это состояние «крысиными бегами», кто-то – «привычной зоной комфорта.» Возможно, это связано с депрессией или с упадком сил. Как быть в такой ситуации?

Остановиться и спокойно проанализировать то, что же с Вами происходит.

В последнее время многие стали обращаться за помощью к профессионалам: психологам или к личным коучам. Они помогают разобраться в себе и в существующих проблемах.

А что делает психолог или коуч?

Задает правильные вопросы. При этом ни в коем случае профессионал не ответит за Вас. Он лишь подведет Вас к правильному вопросу.

Если же Вы хотите самостоятельно разобраться в Вашей конкретной тупиковой ситуации, перечитайте список 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона. Если честно и правдиво ответите на них, то, вероятнее всего, найдете подсказки: куда двигаться дальше.

30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона.

1. Что я могу сделать сегодня для того, чтобы достигнуть поставленных целей?

2. В какое время работается продуктивнее всего?

3. Что я могу сделать сегодня, чтобы побаловать себя?

4. За какие 5 вещей я могу быть благодарен в своей жизни?

5. Что я могу сделать сегодня, чтобы изменить чью-то жизнь?

6. Какая черта моего характера является лучшей?

7. Чем я действительно хочу заниматься в жизни?

8. Действительно ли я хочу, чтобы эти люди (перечислить) присутствовали в моей жизни?

9. Что я могу сделать для того, чтобы откладывать каждый день небольшую сумму?

10. Как много я смотрю телевизор на протяжении дня?

11. Действительно ли мне нужны все эти вещи?

12. Когда я в последний раз читал хорошую книгу?

13. Когда в последний раз я говорил «Нет»?

14. Действительно ли имеет значение то, что обо мне думают другие люди?

15. Чего я хочу достигнуть в этом году?

16. Какая следующая «великая цель», которой я хочу достигнуть?

17. Что я могу сделать для того, чтобы почувствовать себя счастливым?

18. Когда в последний раз я нарушал границы зоны моего комфорта?

19. Каковы мои жизненные ценности?

20. Какие шаги я должен предпринять сегодня для того, чтобы продвинуться навстречу задуманному?

21. Как должен выглядеть мой идеальный день: начиная с момента пробуждения и до момента отхода ко сну?

22. Какие хорошие привычки я бы хотел привить себе?

23. Как мне избавиться от плохих привычек?

24. Кто меня больше всего вдохновляет?

25. Какие качества присущи людям, которыми я восхищаюсь?

26. Мои мечты так и останутся просто мечтами, или я могу сделать их реальными?

27. Что было бы, если бы я отпустил _______________?

28. Что мне действительно нравится в моей работе?

29. Что бы я сделал по-другому, если бы у меня была возможность ещё раз прожить этот момент?

30. Что я сделаю после того, как прочту эти вопросы?

Прочитав этот список, напрашивается вывод: чем чаще мы будем делать ревизию своим эмоциям, чувствам, привычкам, мыслям, тем проще, легче и интереснее будем жить.

Часто правильный вопрос, заданный себе, заставляет лучше и быстрее двигаться в нужном направлении. Отвечая на него, у тебя появляется видение новых возможностей, ты начинаешь ощущать прилив сил и энергии.

Для меня 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона стали примером того, как правильно задавать вопросы себе и толком к очередному осознанию: как и куда двигаться дальше. Особенно с 25-го по 30-й.

Как правильно задавать вопросы себе?

Существует ли у Вас проблема с этим?

Насколько правильно и вовремя заданные вопросы помогают Вам по жизни?

codbanner(6);codbanner(7);codbanner(8);codbanner(9);codbanner(10);


Каждую секунду человеческий мозг производит 10 в 15-й степени операций, то есть 1 000 000 000 000 (триллион операций в секунду). Наш мозг работает удивительно быстро и четко и не прекращает свою работу даже когда мы спим.

Тем не менее, у каждого нормального человека, несмотря на такую высокую функциональность мозга, есть вопросы, на которые он не может найти самостоятельно ответ. И тогда ему приходится прибегать к различного рода помощи.

К сожалению, с помощью Гугл и Яндекс не всегда можно получить ответ на волнующий вопрос.

В энциклопедиях о том, как следует поступать в той или иной ситуации, нас тоже не осведомляют, да и в школе этому не учат.

Ну, и как же быть в такой ситуации?

Предлагаю простые техники, которые помогают получить ответ на любой вопрос.

Все ответы внутри нас

Наверняка вы уже много раз слышали фразу: все ответы внутри нас! Да, да. Скорее всего слышали. Но только как же научиться доставать эти самые жизненно важные ответы? Как?

Есть ли какие-либо методы или техники, с помощью которых мы можем получить ответы не только из глубин памяти нашей души, но и из Вселенского банка информации ?

Прожив энный период жизни, периодически сталкиваясь с ситуациями, которые требуют разрешения и ответов на вопросы, я время от времени пробовала на себе некоторые чудодейственные методы, из которых на данный момент выделила для себя наиболее эффективные.

Делюсь этими техниками с вами в надежде, что они обязательно помогут вам в ваших поисках. Главное — верить, что все работает, и просто практиковать.

Итак, по порядку.

1 Техника: Интерпретируй фразу

Самый простой, пожалуй, но не стопроцентный метод. Я пользовалась этим методом, когда была еще обычным подростком, даже не очень знающим, что существует Вселенский банк информации 🙂

Для получения ответов на свои вопросы я использовала книгу. Брала для получения ответов книгу с притчами.

Вы можете использовать для себя ту книгу, которую пожелаете, и даже всю свою библиотеку, выбирая каждый день новую книгу.

Техника.

Возьмите в руки выбранную вами книгу. Закройте глаза. Мысленно произнесите свой вопрос.

Также с закрытыми глазами откройте книгу на той странице, где подскажет вам внутренний голос, и поставьте палец на любое место на листе справа или слева, как вам хочется.

Или же мысленно назовите страницу , абзац…

Затем открывайте глаза и смотрите, что написано на выбранном вами месте. Ответ готов.

Может быть и так, что вы не сразу поймете, как то, что говорится в этом абзаце, связанно с вашим вопросом. Не отчаивайтесь.

Скорее всего, расшифровку ответа вы получите позже в виде внезапного мысленного озарения или из уст людей, с которыми общаетесь.

Можно задавать не более трех вопросов за один сеанс, проявляя уважение к книге. Таким образом вы будете получать наиболее правдивые и четкие ответы.

2 Техника: Намерение и подсказки Свыше

Здесь для начала нужно определиться с понятием, что такое намерение.

Подумали уверенно, что это будет, отпустили и забыли. Все. Не ждите, пока исполнится. Просто отпустите. Когда нужно будет получить вам ответ — это обязательно произойдет.

Теперь перейдем ближе к самой технике.

Техника.

Сконцентрируйте внимание на своем внутреннем мире, погрузитесь внутрь себя, переместите фокус наблюдателя в сердечный центр.

Освободитесь от многочисленных лишних мыслей, которые ежесекундно мелькают у вас в голове. Создайте внутреннюю тишину.

Мысленно задайте свой вопрос.

Проговорите его четко и ясно, и после этого выставьте намерение, что в ближайшее время вы обязательно получите на него ответ. Все.

Сделайте вдох-выдох, поблагодарите себя за доверие Вселенной и возвращайтесь к своей повседневной жизни.

Во время практики вы не должны задумываться о том, каким образом вы получите ответ на свой вопрос. Доверьтесь Вселенной.

Ответ может прийти в виде образов , снов, случайно услышанных фраз, столкновений, ситуаций. А возможно, вас просто накроет “инсайт”, “озарение”, “прозрение” или “осознание”.

Самое важное в этой технике — быть стопроцентно уверенным, что Вселенная позаботится о том, чтобы ваше намерение исполнилось, и вы обязательно получили ответ на свой вопрос.

До сих пор не знаю, как это происходит, но это сродни какому-то “обычному”)) чуду или магии.

Знаю одно точно. Люди, у которых очень четкая сонастройка с миром тонких энергий, получают подсказки от Вселенной и даже полноценные ответы на свои запросы.

3 Техника: Стакан воды и обычный сон

Эта практика весьма простая. Вам нужно будет проделать в четком порядке ряд незамысловатых действий, приправив их некоторыми четко сформулированными мыслями.

Техника.

Перед тем, как ложиться спать, наполните обычный стакан чистой питьевой водой. Выпейте половину, закрыв при этом глаза.

Мысленно, пока пьете медленными глотками половину стакана воды, проговорите ваш вопрос.

Затем скажите сами себе: «Это все, что мне нужно сделать, чтобы найти решение проблемы, о которой я думаю».

И смело ложитесь спать.

После этого ни с кем не разговаривайте и не пытайтесь мысленно перебирать возможные варианты решения вашего вопроса.

Позвольте Вселенной позаботиться о том, чтобы ответ вами был получен. А вода в этом случает будет служить отличным проводником информации.

Когда утром проснетесь, первое, что вам следует сделать, так это выпить оставшиеся полстакана воды.

И свое подсознание за полученный во сне ответ, либо, если, как вам кажется, ответ вы не получили, снова мысленно скажите сами себе, закрыв глаза: «Это все, что мне нужно сделать, чтобы найти решение проблемы, о которой я думаю».

Ответы могут приходить во сне. Или это может быть все тот же момент озарения, осознания, тот же инсайт, все та же случайная фраза или другая скрытая подсказка.

Важно помнить, что задавать один и тот же вопрос можно не более трех раз подряд. Затем просто отпустите ситуацию.

Ответ в любом случае придет. Не зря говорят: “Утро вечера мудренее”.

4 Техника: Связь с Высшим Я или Духовными Помощниками

Если вы часто практикуете медитации, вам, думаю, не составит особого труда войти в медитативное состояние и получить ответы на свои вопросы.

И в этом вам могут помочь ваши Духовные Помощники или ваше Высшее Я. Смотря с кем вы чаще всего общаетесь. Главное — научиться внутренне контактировать с ними.

Техника.

Выберите уютное тихое местечко, где вас никто не побеспокоит в течение двадцати-тридцати минут.

Примите удобное для вас положение, расслабьтесь, отпустите в свободный полет лишние мысли и почувствуйте, как вы открываетесь принятию ответов на ваши вопросы.

Мысленно призовите свое Высшее Я или других Духовных Помощников , с кем вы имеете связь, к кому чаще всего обращаетесь, и четко и ясно сформулируйте свой вопрос.

Затем просто понаблюдайте за своим внутренним пространством.

Будьте внимательны к любым сигналам, которые вы получите в этом состоянии, будь то образы, картинки, свет, ощущения, слова или мысли, которые приходят к вам.

В конце концов, ответ Высшего Я — это тоже мысль , непонятно каким образом оказавшаяся в вашей голове.

Понаблюдайте за тем, что происходит внутри вас. Выберите из всего этого именно то, что покажется вам истинным, то, что вам наиболее близко.

Если же образ, который вы получили, вам непонятен — задайте еще один уточняющий вопрос.

Когда почувствуете, что всю необходимую информацию вы уже получили, поблагодарите своих незримых помощников, и себя в том числе, и возвращайтесь в состояние здесь и сейчас.

Возможно, вы не с первого раза получите ответ на ваш вопрос. Не сдавайтесь. Практикуйте. В любом случае, такая личная работа с самим собой принесет вам пользу.

5 Метод Реинкарнационики

Данный метод можно назвать наиболее эффективным. В нескольких словах объясню, почему я пришла к такому умозаключению.

Если, используя техники, прописанные в пунктах 1-4, можно получить ответы на односложные вопросы, то Реинкарнационика позволит вам увидеть общую картину по теме, которая вас интересует.

С помощью этого метода можно просмотреть завязку ситуации, по которой вы ищете ответы. Можно стать сторонним наблюдателем всего происходящего и понаблюдать за событиями и даже за самим собой со стороны.

Более того, Реинкарнационика позволяет посмотреть альтернативные варианты развития событий.

То есть вы не только можете получить ответ на волнующий вас вопрос, но также увидите несколько путей развития ситуации и выберете наиболее подходящий и правильный путь следования для вас.

Ну, и еще Реинкарнационика позволяет нам бывать в пространстве, и в этом месте получать ответы на все свои вопросы.

Однажды, когда я была в этом пространстве, в пространстве моей души, я обнаружила там одну замечательную комнату. Это была комната-библиотека.

В ней было бесконечное множество книг, и все они содержали ответы на вопросы. Все эти книги были наполнены знаниями.

Например, во Вселенской библиотеке увидела книгу под названием “Великая Отечественная война”, увидела книгу “Моя нынешняя жизнь”, в которой говорилось о моей настоящей жизни.

Еще я увидела книгу под названием “Все мои жизни: прошлые и будущие”. И в ней описывались все мои воплощения, как до нынешней жизни, так и после этой жизни.

И тогда я поняла, что могу отыскать в этом пространстве совершенно любую книгу и просмотреть события, которые когда-то уже произошли , или которые, возможно, будут. Это было потрясающе! Такая находка!

Мне бы очень хотелось, чтобы каждый человек, который ищет ответы на свои вопросы относительно своего прошлого и будущего, мог бы с легкостью попадать в это волшебное пространство — во Вселенскую библиотеку ответов.

Тогда человечество бы стало чуточку счастливее оттого, что у нас есть возможность побывать в том месте, куда Создатель поместил ВСЕ знания нашей необъятной Вселенной…

А чтобы узнать способ, который позволяет достаточно легко попасть во Вселенскую библиотеку ответов, приглашаю вас посмотреть выступление с Дня Реинкарниста.

Правильно заданный вопрос - это 95% успеха. Джон Миллер - автор книги «5 принципов проактивного мышления» снова напоминает нам, насколько в этом искусстве может пригодиться эффективный метод QBQ. Этот метод позволяет научиться задавать правильные вопросы, не быть в состоянии жертвы, а получить контроль над ситуацией.

Так как задавать правильные вопросы?

Суть метода QBQ - задавать вопрос за вопросом. Что это значит? Столкнувшись с проблемой или попав в неприятную ситуацию, в сознании немедленно возникают вопросы из серии «Почему это происходит со мной?» и «Почему у других все получается, а у меня нет?». Конечно, эти вопросы вполне естественны и понятны, но, направленные вовне, а не внутрь человека, их задающего, свидетельствуют о недостатке личной ответственности. Только глубже изучив неправильные вопросы, можно найти лучшие варианты QBQ, например: что я могу сделать и как я могу помочь? Они переключают внимание на то, что мы можем сделать для того, чтобы повлиять на ситуацию. Невозможно переоценить отдачу от простого переключения!

QBQ - это лидерский инструмент развития личной ответственности на всех уровнях посредством постановки правильных вопросов и выбор правильного решения в нужный момент.

Простые правила

Инструменты помогают нам почти мгновенно добиваться наилучших результатов. Компании тратят миллионы долларов на «инструменты», под видом которых предлагаются стандартные мотивационные тренинги, общие фразы и модные фишки. И что получается после начитки на тренингах, собраниях и семинарах? Приступая к работе, мы упираемся в «стену реальности». Мы думаем: «На тренинге рассказывали занятные вещи, но они не годятся для нашей ситуации», - другими словами, не имеют практической ценности. Следовательно, эти идеи и методы сложно назвать инструментами.

Метод QBQ не таков. Его практичность доказана. При этом он довольно прост: достаточно выучить три простых правила формулирования вопросов и можно его применять.

1. Вопросы QBQ начинаются со слов «что», «как» или «каким образом», а не «почему», «когда» или «кто».

Вопросы «почему» заставляют жаловаться и включают мышление жертвы: «Почему это происходит со мной?».

Вопросы «когда» приводят к промедлению: «Когда же они свяжутся со мной?».

Вопросы «кто» заставляют обвинять других: «Кто виноват?».

2. Вопросы QBQ содержат личное местоимение «я», а не «они», «мы» или «вы», потому что, как известно, изменить можно только себя.

3. Вопросы QBQ всегда во главу угла ставят поступки. Не стоит забывать об одной важной детали. Опираясь на эти правила, можно невзначай сформулировать и неправильные вопросы, например: как избежать ответственности или что можно сделать прямо сейчас, чтобы помешать всему отделу? Формально они соответствуют правилам, но абсолютно неконструктивны!

Личная ответственность

Личная ответственность означает способность прекратить обвинять других, жаловаться и откладывать на потом. Оглядываясь в поисках виновного, стеная о несправедливости, совершенной по отношению к вам, откладывая свой вклад на неопределенное время, ожидая, что вашу работу выполнит за вас кто-то другой, вы забываете о личной ответственности. Казалось бы, все это понимают, но никто не знает, как претворять этот принцип в жизнь. QBQ решает данную проблему и позволяет превратить стремление к ответственности в реальные и устойчивые изменения.

Главное - личная ответственность, -

Основополагающий принцип QBQ таков: Ответы содержатся в вопросах. Задавая правильные вопросы, мы получаем правильные ответы. Правила QBQ помогают формулировать правильные вопросы и избегать неправильных. Важно также помнить, что вопросы касаются лично нас, и только нас. QBQ - это инструмент самоуправления, предназначенный для того, чтобы переформатировать собственное мышление.

Ежедневно мы несчетное количество раз делаем выбор. И что же мы выбираем? Мысль, которая приходит в голову второй. На этот самый момент можно повлиять. Способность контролировать свои мысли может буквально перевернуть жизнь. Верный выбор, сделанный с помощью QBQ, полностью изменит ситуацию.

Неправильные вопросы или все-таки правильные?

Неправильные вопросы (НВ) - «почему?», «когда?» и «кто?» - заставляют притворяться жертвой, откладывать важные дела и поступки на потом и винить во всем других. Тогда как метод QBQ предлагает прекрасный способ научиться превращать вопросы в поступки. Давайте сравним НВ и вопросы по методу

Сделка сорвалась.

НВ: Когда же я добьюсь успеха?

QBQ: Как научиться лучше понимать своих клиентов?

Вы не получили повышения.

НВ: Почему это случилось со мной?

QBQ: Как мне отличиться на нынешней должности?

У ребенка трудности в школе.

НВ: Почему в этих школах все так непродуманно организовано?

QBQ: Как помочь ребенку добиться успеха?

Ваши подчиненные не справляются со своими обязанностями.

НВ: Почему они совсем не мотивированы?

QBQ: Как усовершенствовать свои навыки наставника?

Кто-то совершил ошибку.

НВ: Кто все испортил?

QBQ: Что можно сделать для решения проблемы?

Поразмыслите о том, как научиться делать верный выбор и задавать правильные вопросы. Подумайте, что произойдет, если вы откажетесь от обвинений других, мышления жертвы и прокрастинации. Представьте, как метод QBQ изменит вашу профессиональную и личную жизнь.

В мире еще не родился ни один человек, который бы знал все. Самый древний и эффективный способ узнать что-то новое – задать вопрос. Но, к сожалению, не все умеют это делать правильно. В этой статье рассмотрим подробно, как научиться задавать правильные вопросы в общении.

12 способов научиться задавать правильные вопросы

Насколько подробный и качественный будет получен ответ, зависит не только от собеседника, которому адресован вопрос, но и от того, в какой форме он задавался. На неправильный вопрос невозможно получить правильный ответ. Рассмотрим 10 способов, помогающих научиться задавать правильные вопросы:

1. Четкий и прямой вопрос о проблеме. Один из надежных способов при решении проблемной ситуации – спросить напрямую об этой проблеме. Вся суть в том, что мозг способен сам генерировать, и подтолкнуть его к этому можно только задавая вопросы разного характера. Даже если сразу не получится найти ответ, то мозг и дальше будет продолжать искать его только в фоновом режиме.

2. Вопрос с измененной формулировкой. Если на заданный вопрос не находится ответ, то нужно задуматься над новой формулировкой, которая помогла бы его найти.

3. Вопрос во времени. Можно сфокусироваться на времени. Вопросы, звучащие слишком конкретно нужно расширить, а обширные – сузить. Например, «Как я могу быстро сбросить лишний вес?» или «Как я за месяц могут быстро сбросить лишние килограммы».

4. Вопрос в другое направление. Поиск решения лучше проводить в нескольких направления. Его можно изменить, как географически (А где еще может лежать нужный предмет?), так и ментально (Давайте забудем о минусах, какие видны плюсы?).

5. Вопрос для улучшения уровня образования. Задать такие вопросы, как «Как вы думаете, что получится, если изменить поведение…?» или «А какие вы думаете, нужно предпринять действия…?» отличный способ простимулировать творческое мышление не только учеников, но и подчиненных в бизнес-среде. В некоторых случаях гораздо лучше задать подобный вопрос, чем дать конкретный ответ.

6. Вопрос для поддержания разговора. Сейчас многие люди в беседах вместо диалога ведут монологи и каждый ждет своей очереди, чтобы высказаться. Но такие простые и вежливые вопросы, как «Что я могу для вас сделать?» или «Вы бывали в такой ситуации ранее?» способны доказать собеседнику, что его слушают и активно участвуют с ним в беседе.

7. Вопрос для критического мышления. Чтобы не потратить много времени на неверные догадки и сразу выяснить, что именно имел ввиду человек, лучше сразу задать прямой и простой вопрос. Например «Правильно ли я понял, что вы имеете в виду…?».

8. Вопрос, способный переместить внимание. Изменение точки зрения процесс не простой. Особенно, если человек уверен в своей точке зрения. Если кто-то утверждает, что какое-то действие сделать невозможно, то лучше задать вопрос «Какие действия нужно предпринять, чтобы это стало возможным?».

9. Вопрос для самоанализа. Это мощный инструмент, с помощью которого многие находят ответ о смысле собственной жизни. Для начала можно воспользоваться техникой «100 вопросов», в которую входят только самые важные на данном этапе жизни. Дальше их можно сократить до 20 и периодически к ним возвращаться.

10. Допрос как способ жизни. Очень полезно развить в себе привычку постоянно задавать вопросы себе. Так лучше стимулируется мозговая активность.

11. Уточняющие вопросы. Так как в большинстве случаев важный вопрос редко предполагает краткий ответ, задав несколько последовательных вопросов, каждый из которых будет направлен на развитие и уточнение предыдущего, позволит получить более понятный и обширный ответ.

12. Вопрос с просьбой привести пример. Чтобы узнать, как что-то применяется на практике или подробнее понять схему сказанного, лучше попросить о примере.

Обучиться искусству задавать вопросы и отвечать на них – это не только один из способов с легкостью узнавать в будущем нужные сведения, но и переключать мысли собеседника в нужное русло.

Если о беседе известно заранее, то рекомендуется подготовиться и составить предварительный перечень вопросов. Причем для одного можно подобрать несколько вариаций. Так получится внутренне стать более уверенным и узнать больше нужной информации. Неподготовленный человек своими вопросами может отпугнуть собеседника, после чего он закроется, насторожится и не захочет сотрудничать.

Если собеседник увидит, что к разговору с ним готовились, он сделает вывод, что он интересен. Поддерживать беседу лучше вопросами, а не говорить монологом. Вместо того, чтобы навязывать что-то логикой или авторитетом, лучше подводить собеседника к нужному выводу постепенно, чтобы он думал, что в итоге пришел к нему сам.

В деловом общении (во время важных переговоров или на совещании) применяемый вопрос может быть разного типа:

  • Закрытый – задается для получения краткого одобрения или отказа.
  • Открытый – не предусматривается краткий и однозначный ответ, собеседник сначала должен провести мыслительную работу.
  • Основной – вопрос открытого или закрытого типа, который продуман заранее.
  • Второстепенный или последующий – планируемый заранее или возникший в ходе разговора вопрос, когда нужно подробней узнать о каком-то моменте.
  • Наводящий – вопрос, наталкивающий мысли собеседника на нужный ответ.
  • Сбивающий – переводит внимание инициатора беседы в область интересов спрашивающей стороны, не находящейся в основной теме.
  • Контрольный – управляет вниманием собеседника и возвращает его на предыдущий этап разговора, если это нужно.
  • Зеркальный – часть сказанного утверждения задается в вопросительном тоне, для того чтобы собеседник смог задуматься над ситуацией с другой стороны.
  • Провокационный – используется, чтобы указать партнеру на то, что ранее сказанное им не сходится с тем, что он говорит сейчас.
  • Риторический – задается, для того чтобы собеседник акцентировал на чем-то внимание, но при этом не давал ответа.
  • Альтернативный – задается в открытом типе, но предполагает всего два или три варианта ответа.
  • Переломный – помогает оставить беседу в строгих рамках или поднять множество новых проблем.
  • Заполняющий молчание – правильный вопрос, предотвратит возникновение неловкой паузы, которые рано или поздно случаются в каждом разговоре.
  • Наталкивающий на мысли – способен вынудить собеседника сначала провести тщательно внутренний анализ, а затем прокомментировать сказанное раннее.

Обратите внимание! Неважно, какого вида или характера задан вопрос, отвечать на него всегда нужно только в том случае, если он до конца понят.

6 важных правил

Как научиться задавать правильные вопросы себе? Итак, все, что человеку необходимо – уделить свободное время и подумать наедине самим с собой.

    Вопрос, если человек хочет задать его себе, то он и должен касаться только его самого.

    В нашем бессознательном содержится много информации про нас самих, и гораздо меньше об остальных людях. Поэтому нужно задавать вопросы, которые помогут сделать выбор, прояснят собственное истинное желание, укажут на причину недомоганий.

    Важна актуальность заданного вопроса. Он не должен идти от простого любопытства.

    Человеческое бессознательное способно откликнуться только на важный или тревожный вопрос. Если его тревожить по пустяковым ситуациям, то в дальнейшем оно перестанет отвечать вообще.

    Формулировка вопроса должна быть позитивной.

    Так как на бессознательном уровне человек не от чего не отказывается, и вся информация сохраняется «про запас» в вопросах лучше не использовать частицу «не» и слова «бросить», «избавиться». Вместо фразы «Как сбросить лишние килограммы?» лучше спросить себя «Как побудить в себе желание питаться здоровой пищей».

    Получить конкретный ответ можно только на заданный вопрос тоже конкретно.

    Не нужно использовать общие и обобщающие слова.

    Важную роль играет честность.

    Прежде чем задать вопрос, нужно сначала задуматься, а готов ли я услышать честный ответ. Многие люди часто сами себя обманывают и не хотят принимать правду.

    Важно начать вопрос с правильного слова.

    По методу QBQ формулировку вопроса себе лучше начинать со слов «каким образом», «что» и «как», а не с «когда» (приводит к промедлению), «кто» (обвиняет других) и «почему» (заставляет жаловаться и провоцирует мышление жертвы).

Эти вопросы лучше не задавать

  • Вопросы о будущем некорректны. Человеческое бессознательное может спрогнозировать будущее, но на реальные события влияют многие факторы, которые предугадать заранее невозможно. Ложный прогноз может разочаровать человека.
  • Вопросы с самообвинением разрушают человека. Фразу «За что мне это все?» лучше изменить на «Какой урок я могу вынести из этой ситуации?». Постоянное обвинение себя приводит к разрушению личности, лучше найти причину, которая побудит к переменам.
  • Вопросы с элементами навязывания. Одни моменты на данном этапе актуальны для самого человека, другие важны для его родных ионии пытаются их навязать. Например «Когда выйдешь замуж?», «Когда заведете детей?» и т.д. Поэтому спрашивать у себя нужно только то, что актуально именно для себя.

Распространенные ошибки в вопросах

1. Вопросы, в которых уже есть ответы. Многие спрашивающие уже имеют один готовый ответ, но хотят его проверить. Только не стоит давать указания на правильный ответ в задаваемом вопросе. Например, «Нам ведь нужно купить машину? ». Если действительно нужно узнать мнение человека, а не разделить ответственность, то вопрос не должен содержать вообще никаких намеков.

2. Закрытые вопросы. Под этим подразумеваются вопросы, на которые есть ограниченное количество ответов. Как правило, два или три. Не исключено, что за рамками есть еще другие возможности. Например, когда директор предлагает дополнительную работу, вместо того, чтобы только согласиться или отказаться человек отвечает «Да, согласен, если будет прибавка к зарплате».

3. Давление на собеседника. Для того чтобы разобраться в возникшей проблеме использовать такие вопросы, как «Что вы за ересь мне здесь показываете? » не нужно. Это только поможет признать вину собеседника, но добиться нужного результата давлением не получится.

4. Создание иллюзии того, что ответ понят, хотя на самом деле это не так . Если ответ до конца не понят, то он бесполезный. В этом случае рекомендуется не стесняться переспрашивать. Даже в книге «Winning» автор утверждает, что хорош руководитель тот, который задает вопросы больше всех.

5. Целая серия вопросов одновременно. Задав человеку сразу много вопросов, его мозг перегрузится, и он так и не сможет дать вразумительный ответ.

6. Отсутствие паузы. Если человеку задан вопрос, но сразу после этого адресатор продолжит речь, у ответчика просто не будет возможности дать ответ. К тому же пауза изменяет ситуацию на более важную и значительную, и дает возможность подумать.

Обучиться тонкому искусству задавать правильные вопросы и делать гипотезы можно только после того, как приобретется умение постройки правильного внутреннего диалога.

Через внутренний диалог можно научиться организовывать собственное мышление и формулировать правильно мысли.

На эффективность большинства совершаемых человеком действий влияют возникающие в голове вопросы, а если точнее, то их уместность, последовательность и качество.

Для организации внутреннего диалога, в первую очередь нужно понимать, что его целью является проведение анализа возникшей проблемы. Разобрать ситуацию с разных точек зрения можно с помощью целого набора вопросов. Они бывают двух видов:

  1. Классические – Где? Кто? Как? Когда? Почему? Что? Какими средствами? (благодаря тому, что они способны охватить всю проблему целиком у человека получается сделать словесно-логический анализ).
  2. Анализ ситуации – факты (Что из случившихся фактов и событий относится к возникшей ситуации?), чувства (На какие чувства натолкнуло меня данное событие?), желание (Что мне на самом деле нужно?), препятствие (Какие факторы мне мешают сделать это?), время (Когда и что нужно предпринять?), средства (Какие личные средства я могу задействовать для решения возникшей проблемы?).

Любой из двух способов помогает правильно организовать разговор самим с собой. Когда случается какая-то проблема, сначала нужно проанализировать ситуацию в собственной голове с помощью правильных вопросов и только потом предпринимать какие-то действия.

Книга «Искусство задавать вопросы»

В 2005 году издана книга Веры Биркенбиль «Искусство задавать вопросы». При ее написании автор использовал немецкую модель бизнеса. В отличие от всех остальных именно она больше всего подходит для условий в России, потому что на ее территории главную роль в трудовых отношениях между подчиненными и начальниками играет социальный фактор.

Человек, владеющий информаций – владеет миром. А получить информацию можно только задавая вопросы с правильной их постановкой. Причем это касается любой темы: продажа товара, деловы переговоры или просто личная жизнь.

Эту книгу стоит прочитать людям, которые хотят улучшить технику постановки вопросов, тем самым усовершенствовать свои навыки торговли и ведение переговоров. Вера Биркенбиль описала в ней все свои фирменные и известные во всем мире ноу-хау. Приведенные тренинги могут применяться не только одним человеком, но и целой группой.

Деловая информация далеко не всегда поступает к нам в том объеме, как нам хотелось бы. Во время делового общения часто приходится добывать необходимые сведения у своих партнеров, расспрашивая их обо всех существенных сторонах дела. Спрашивать - значит приобретать сведения и выражать оценку полученной информации.

Спрашивать - значит проявлять интерес к партнеру и готовность уделить ему время. Однако своими неумелыми, назойливыми, неуместными вопросами можно добиться обратного эффекта: вместо информации партнер «закроется», насторожится, а то и вовсе откажется от сотрудничества. Вот почему так важно уметь правильно задавать (ставить, формулировать) вопросы.

Немецкий философ Иммануил Кант писал:

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».

Хорошо поставленный вопрос - тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.

Той или иной постановкой вопроса (его формулировкой) можно достичь самых различных целей:

  • заинтересовать собеседника и дать ему возможность высказаться, чтобы он сам предоставил нужную вам информацию;
  • активизировать партнера и от собственного монолога перейти к диалогу с ним, что более результативно при деловом общении;
  • направить процесс передачи информации в русло, соответствующее вашим планам и интересам;
  • перехватить и удержать инициативу в общении.

Чтобы спрашивать, необходима смелость. Ведь задавать вопросы другому - значит обнаруживать собственную позицию, делать свою систему ценностей прозрачной для другого.

Замечено, что деловую беседу лучше начинать с серии заранее подготовленных вопросов. Уже самим фактом вопроса вы показываете, что хотите участвовать в общении, обеспечиваете его дальнейшее течение и углубление. Это убеждает собеседника в том, что вы проявляете к нему интерес и стремление установить позитивные отношения. Для поддержания беседы также лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета.

Постановка вопросов требует не только их тщательной подготовки, но и разработки их системы, обдумывания формулировок. Это - ключевое звено для получения информации. Именно здесь закладывается фундамент активизации делового общения, его творческая направленность. При этом следует помнить, что большинство людей по разным причинам неохотно отвечают на прямые вопросы (боязнь передачи неправильных сведений, недостаточное знание предмета, деловые ограничения, сдержанность, трудности в изложении и т. п.) Поэтому сначала нужно заинтересовать собеседника, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы - в его интересах.

Как правило, цель диалога, который всегда строится по схеме «вопрос - ответ», сводится к анализу какой-либо проблемы. Для всестороннего, системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов.

Различают несколько типов вопросов, которые обычно используются в деловом общении: на переговорах, совещаниях, на деловых встречах.

Закрытый вопрос - это вопрос, на который можно дать однозначный ответ («да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т. п.) Например: «Вы живете в Москве?» - «Нет». «Вы водите машину?» - «Да». «Какой вуз окончили и когда?» - «МГУ, в 2002 году».

Закрытые вопросы должны быть точно сформулированы, предполагать краткие ответы. Обычно они либо начинаются с местоимения «Вы», либо содержат его в вопросительной конструкции. Например, «Вы утверждаете, что…», «Не будете ли Вы возражать, если…», «Вы не будете отрицать, что…»

В любой деловой беседе они неизбежны, однако их преобладание приводит к созданию напряженной атмосферы, поскольку резко сужает «пространство для маневра» для партнера, у которого может сложиться впечатление, что его допрашивают.

Обычно они задаются с целью не столько получить информацию, сколько получить от партнера согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности: «Мы не могли бы встретиться завтра?» - «Конечно»; «Груз прибудет в четверг?» - «Нет, в субботу».

Открытый вопрос - это вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каковы ваши предложения», «каким будет ваше решение по поводу» и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника, они дают ему возможность маневрирования и более обширного высказывания.

Основные характеристики этой группы вопросов таковы:

  • партнер находится в активном состоянии, так как должен обдумывать свои ответы и высказывания;
  • партнер имеет возможность по своему усмотрению выбирать, какие данные, информацию и аргументы нам представить;
  • обращение к собеседнику с открытым вопросом способствует устранению барьеров, выводит его из состояния замкнутости и сдержанности;
  • партнер (и это самое главное) становится действительным источником информации, идей и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.

Однако открытые вопросы дают возможность собеседнику уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию и даже увести разговор в сторону. Поэтому в процессе деловой беседы рекомендуется задавать наводящие, основные, второстепенные и вопросы других разновидностей.

Наводящие вопросы - вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ.

Основные вопросы - открытые или закрытые вопросы, которые планируются заранее.

Второстепенные, или последующие, вопросы - запланированные или спонтанные, которые задаются для уточнения ответов на основные вопросы.

Альтернативный вопрос представляет собой нечто среднее: задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа. Например: «Каким образом вы решили стать юристом: сознательно выбрали эту специальность, пошли по стопам родителей, решили поступать вместе с другом или сами не знаете почему?»; «Как вы считаете, когда нам лучше провести следующее заседание: уже на этой неделе или перенесем его на следующую?»

Для того чтобы разговорить собеседника, можно попробовать использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни одна из альтернатив его не задевала. Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым собеседником, лучше применять закрытые вопросы.

Рекомендуется смягчать вопросы, которые могут задеть собеседника, и формулировать их в форме предположения. Например, вместо вопроса «Вы что, боитесь не справиться?» рекомендуется формулировка: «А может быть так, что какие-то обстоятельства помешают вам вовремя выполнить эту работу?»

Не следует задавать вопрос, если вы заранее знаете ответ на него. Не рекомендуется начинать вопрос со слов: «Почему вы не…?» или «Как вы могли…?» По-настоящему грамотный вопрос - это запрос об информации, а не скрытое обвинение. Если вы недовольны решением партнера или его действиями, постарайтесь тактично, но твердо сказать ему об этом в форме утверждения, но не в форме вопроса.

Риторические вопросы не требуют прямого ответа и задаются с целью вызвать у партнеров ту или иную реакцию: акцентировать их внимание, заручиться поддержкой со стороны участников деловой встречи, указать на нерешенные проблемы. Например: «Можем ли мы считать произошедшее нормальным явлением?»; «Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»; «Когда наконец люди научатся понимать друг друга?»

Риторические вопросы важно формулировать так, чтобы они звучали кратко, были уместны и понятны каждому из присутствующих. Полученное в ответ на них молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения. Но при этом следует быть очень осторожным, чтобы не скатиться до обычной демагогии и не попасть в неудобное или даже смешное положение.

Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленных рамках или же поднимают целый комплекс новых проблем. К тому же они обычно позволяют выявить уязвимые места в позиции партнера. Приведем примеры: «Как вы представляете себе перспективы развития вашего отдела?»; «Как вы считаете: нужно ли радикально изменять систему управления в крупных организациях?».

Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда вы хотите переключиться на другую проблему или же когда вы почувствовали сопротивление партнера. Такие вопросы таят в себе опасность, так как могут нарушить равновесие между сторонами. Собеседник может не справиться с ответом либо, наоборот, его ответ будет настолько неожиданным и сильным, что ослабит позиции и сломает планы спросившего.

Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника тщательно анализировать и комментировать то, что было сказано. Например: «Сумел ли я убедить вас в необходимости пересмотреть условия договора или вы считаете, что мы справимся с создавшейся ситуацией?»; «Какие меры вы можете принять?»; «Правильно ли я понял ваше предложение о том, что…?»; «Считаете ли вы, что…?»

Цель этих вопросов - создать атмосферу взаимопонимания, подвести промежуточные и окончательные итоги деловой беседы.

В ходе ответа на вопрос такого типа:

  • собеседник должен обдумывать высказываемое мнение;
  • создается благоприятная атмосфера для аргументации на основе общего подхода к проблеме;
  • собеседнику предоставляется возможность внести поправки в изложенную позицию.

Зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны. Это позволяет (не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений) оптимизировать разговор, привнести в него новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл и открытость. Такой прием дает гораздо лучшие результаты, чем круговорот вопросов «почему?», которые обычно вызывают защитную реакцию, отговорки, поиски мнимых причин, унылое чередование обвинений и самооправданий и в результате приводят к конфликту.

Контрольные вопросы помогают управлять вниманием партнера, позволяют вернуться к предыдущим этапам работы, а также проверить достигнутое понимание.

Следует отметить, что контрольные вопросы типа «кто, что?» ориентированы на факты, а вопросы «как, зачем?» в большей мере направлены на человека, его поведение, внутренний мир.

К вышеописанным типам вопросов следует добавить так называемые вопросы-капканы , которые может задавать оппонент инициатору общения. Последний должен уметь не только правильно задавать вопросы, но и отвечать на них, при этом учитывая цели оппонента. В процессе общения следует быть готовым к следующим типам вопросов-капканов.

Вопросы, направленные на проверку компетентности . Цель таких вопросов - оценка знаний и опыта инициатора общения. Как правило, автор подобного вопроса уже знает ответ, но хочет проверить, как справится с ним ведущий. Если вы точно распознали данный тип вопроса, то можете вежливо спросить: «Зачем вы задаете вопрос, на который сами знаете ответ?»

Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний . Цель таких вопросов - блеснуть собственной компетентностью и эрудицией перед другими участником беседы. Это одна из форм самоутверждения, попытка «умным» вопросом заслужить уважение партнера. Если вопрос действительно относится к деловой встрече, то вы можете попросить его автора ответить на него самому. Задавая вопрос, ваш собеседник вряд ли ожидает такой просьбы. После того как он закончит свой ответ, вы можете его дополнить.

Сбивающие вопросы имеют цель перевести внимание инициатора общения в область интересов спрашивающего, лежащую в стороне от основного направления работы. Данные вопросы могут задаваться умышленно или непреднамеренно из-за желания решить некоторые из собственных проблем. Инициатору общения не следует поддаваться искушению и уходить в сторону от существа вопроса. Лучше предложить рассмотреть такой вопрос в другое время.

Провокационные вопросы чаще всего стараются поймать собеседника на противоречии между тем, что он говорит сейчас, и сказанным им ранее.

Если так случилось, что вы не можете оправдать такого противоречия, то лучше и не пытайтесь оправдываться. Защищаясь, вы убедите других участников деловой встречи в истинности провокационного замечания. Но даже если вы правы, и непоследовательность ваших слов имеет объективные причины (вы можете доказать это), то все равно не стоит использовать возможность разобраться с провокатором.

Ввязаться в «разборки» - не самый лучший способ завоевывать авторитет присутствующих. В лучшем случае после вашей победы оппонент выпадет из работы, в худшем - будет искать возможность отомстить позже. Продемонстрируйте, что вы выше, неуязвимы для подобных «уколов» - и заслужите уважение других участников деловой встречи.

Независимо от вида и характера вопросов следует строго придерживаться основного принципа - отвечать на вопрос лишь в том случае, если до конца ясна его суть.

Итак, задавая вопросы в процессе делового общения, можно получить от партнера профессиональную информацию, лучше узнать и понять его, сделать отношения с ним более искренними и доверительными, а также узнать его позицию, обнаружить слабые стороны, дать ему возможность разобраться в своих заблуждениях. Кроме того, с помощью вопросов мы максимально активизируем нашего собеседника и даем ему возможность самоутвердиться, чем облегчаем решение задачи своей деловой встречи.