Все, что вы хотели знать о холотропном дыхании, но боялись спросить: самые часто задаваемые вопросы. Правильная техника холотропного дыхания и что это такое

Холотропное дыхание - самая эффективна из трех применяющихся в современной психологии и психотерапии дыхательных техник («большая четвёрка» - холотропное дыхание, вайвейшн, ребёфинг, Свободное Дыхание).

Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы Станиславом Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, и его женой Кристиной, в качестве легальной альтернативы психоделической терапии.

Доктор медицины Станислав Гроф - врач и учёный, отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста. Он родился в Праге, 1 июля 1931 года. В 1956 году получил диплом врача от Медицинской школы Карлова университета в Праге и степень доктора наук от Чехословацкой академии наук. С 1956 по 1967 г. С. Гроф - практикующий психиатр-клиницист. В этот же период он активно изучает основы психоанализа и принимает участие в новаторских научно-исследовательских проектах. В 1959 году он удостаивается премии Кюфнера - национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии. Начиная с 1961 года он возглавляет исследования применения ЛСД и лругих психоделиков для лечения психических расстройств. В 1967 году, как стипендиат Фонда поощрений психиатрических исследований (США), он получил возможность пройти двухлетнюю стажировку в Университете Джона Хопкинса. Затем продолжил научно-исследовательскую деятельность в Мерилендском центре психиатрических исследований. С 1973 по 1987 год С. Гроф живёт и работает в Эсаленском институте (Биг-Сур, Калифорния, США). В этот период вместе с женой Кристиной он разрабатывает технику холотропного дыхания - уникальный метод психотерапии, самопознания и личностного роста. Станислав Гроф является одним из основателей Международной трансперсональной ассоциации (ITA), долгое время являлся её президентом. Он также выступал в качестве организатора и координатора международных конференций в США, Индии, Австралии, Чехословакии и Бразилии. В настоящее время С. Гроф - профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований, где преподаёт на двух факультетах: психологии и межкультурных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов Grof Transpersonal Training ("Трансперсональные тренинги Грофа"), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Станислав Гроф - автор и соавтор более ста статей и шестнадцати книг. Его тексты неизменно привлекают внимание как профессоналов, так и всех тех, кто интересуется самоисследованием и духоным ростом. Книги и статьи Станислава Грофа переведены на двенадцать языков, включая немецкий, итальянский, испанский, португальский, голландский, шведский, датский, русский, чешский, польский, китайский и японский. Станислав Гроф начал свою медицинскую карьеру будучи классическим психоаналитиком, который верил в то, что психоделические вещества, применяемые в психиатрии в контролируемых условиях могут значительно ускорять процесс психоанализа. Однако вскоре беспрецедентное богатство и диапазон переживаний во время сессий ЛСД-психотерапии убедили его в теоретических ограничениях фрейдовой модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения. Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей: 1) (Фрейдового) личного и биографического бессознательного; 2) трансперсонального бессознательного (которое включает в себя и более узкие представления Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном); 3) перинатального бессознательного, являющегося мостом между личным и трансперсональным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения. Эта область бессознательного несет в себе наибольший трансформирующий потенциал. В своих последних работах Станислав Гроф постоянно подчеркивает, что перинатальное не ограничено внутриутробной жизнью и процессом родов, но образует более всеохватывающую структуру психодуховной трансформации, справедливой для всех стадий развития сознания. Громадный клинический опыт самого Грофа и его учеников, а также запротоколированный опыт мировых духовных традиций, свидетельствует о том, что регрессия к перинатальному уровню зачастую является необходимым условием для доступа к трансперсональному. Гроф сам ассистировал на около четырех тысячах сеансов психоделической психотерапии и через его семинары по холотропному дыханию прошли десятки тысяч людей во всех странах мира и всех национальностей.

Удивительна история создания холотропного дыхания. Еще до запрета в США (а потом и во всем мире) психоактивных веществ было замечено, что в конце психотерапевтической психоделической сессии, если проблема не была проработана до конца, пациенты начинали интенсивно дышать, чтобы продолжить оставаться в измененном состоянии сознания и доработать тот психологический материал, который поднялся из бессознательного.

После запрета на использование психотомиметиков в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф стали использовать в своей работе интенсивное дыхание. Поначалу группа пациентов интенсивно дышала, а С. Гроф был инструктором, ведущим процесса, и помогал участникам. Но в один «прекрасный» день он потянул спину и не смог помогать дышащим. Тогда у него возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии: во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами. Результат превзошел все ожидания. Переживания у участников процесса оказались гораздо более интенсивными, а психотерапевтический эффект от сессий более сильным.

Холотропное дыхание было официально разрешено и зарегистрировано Минздравом РФ в 1993 году в качестве одного из 28 методов психотерапии.

Основные понятия холотропного дыхания

Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология . Основными элементами холотропного дыхания являются:

  • более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии
  • побуждающая музыка
  • помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице.

Лучше всего о холотропном дыхании, вероятно, рассказано в книге Станислава и Кристины Гроф «Неистовый поиск себя»:

В середине семидесятых годов, Станислав и Кристина Гроф разработали метод глубокого эмпирического самоисследования и терапии, который мы теперь называем холотропным дыханием , и начали систематически использовать его на семинарах.

Холотропное дыхание сочетает в себе такие средства, как ускоренное дыхание, музыка и специально подобранные звуки, а также определенные виды телесной работы, способен порождать весь спектр переживаний, которые обычно наблюдают во время психоделических сеансов. При холотропном дыхании эти переживания, как правило, бывают более мягкими, и человек в большей мере способен их контролировать, но по своему содержанию они, в сущности, не отличаются от тех, что возникают во время психоделических сеансов, хотя и получены без помощи каких бы то ни было химических веществ. Главным катализатором здесь служит не мощное и таинственное психоактивное вещество, а самый естественный и фундаментальный физиологический процесс, какой только можно себе представить - дыхание.

Теоретические положения
Станислав и Кристина Гроф

Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком.
Понимание того, что необычные состояния сознания, вызываемые холотропным дыханием, а также и аналогичные состояния, возникающие спонтанно, мобилизуют внутренние целительные силы психики и организма.
По мере разворачивания этого процесса «внутренний целитель» проявляет терапевтическую мудрость, превосходящую знания, которые могут быть выведены из когнитивного понимания индивидуального практика или любой специфической школы психотерапии или телесной работы.

Практический подход

Основными элементами холотропного дыхания являются: более глубокое и более быстрое дыхание, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом. Это дополняется творческим самовыражением, таким как рисование мандалы и обсуждением опыта. Холотропное дыхание можно проводить как один на один, так и в групповой ситуации, где участники меняются местами: то в роли дышащих (холонавтов), то в роли сидящих (ситтеров).
Перед первым опытом холотропного дыхания участники получают углубленную теоретическую подготовку, включающую основные типы феноменов, которые возникают в сессиях холотропного дыхания (биографические, перинатальные и трансперсональные), а также технические инструкции как для дышащих, так и для сидящих. Кроме этого, обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания, и, если они касаются кого-то из участников, эти люди получают рекомендации специалистов.
Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи.
Музыка (или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т.д.) является целостной частью процесса холотропного дыхания . Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце - мирной, текучей, медитативной. Поскольку описанное выше развитие процесса является среднестатистическим, его следует изменить, если динамика групповой энергии протекает иначе.
Ситтеры во время сессии холотропного дыхания должны быть ответственными и ненавязчивыми, заботящимися об эффективном дыхании, безопасности окружения, уважающими естественное разворачивание переживания и обеспечиващими помощь во всех необходимых ситуациях (физическая поддержка, помощь, если нужно выйти в туалет, подать салфетку или стакан воды и т.д.) Для ситтеров важно оставаться сконцентрированными, принимающими весь спектр возможных эмоций и поведения дышащего. В холотропном дыхании не используются какие-либо виды вмешательства, исходящие из интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических конструкциях.
Очень важно иметь достаточно времени для проведения сессии. Обычно она занимает от двух до трех часов. За это время процесс, как правило, приходит к своему естественному завершению, однако в исключительных случаях он может продолжаться несколько часов. В конце сессии холотропного дыхания ведущий предлагает работу с телом, в том случае, когда посредством дыхания не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активированные во время сессии. Основной принцип этой работы заключается в том, чтобы понять, что происходит с дышащим, и создать ситуацию, которая усилит существующие симптомы. В то время, когда энергия и осознавание удерживаются в области напряжений и дискомфорта, нужно поощрять человека к полному самовыражению, какую бы форму оно ни принимало. Эта работа с телом является существенной частью холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживаний.
Фасилитаторы холотропного дыхания должны осознавать, что, когда они используют метод, вызывающий у клиента необычные состояния сознания, существует возможность необычайно интенсивных проекции, включая регрессивную жажду подпитки, сексуальный контакт или духовную связь. Эти проекции зачастую сосредоточены на фасилитаторе. В этих случаях фасилитатору следует быть чувствительным к нарушениям равновесия в ролях клиента и позаботиться о том, чтобы помогать клиентам, у которых возникают такие переживания. Фасилитаторы соглашаются в том, чтобы практиковать холотропное дыхание этически.
Групповое обсуждение происходит в тот же день после перерыва. Во время обсуждения ведущий не дает никаких интерпретаций материала, основанных на каких-либо теоретических системах, включая и систему холотропного дыхания . Лучше попросить холонавта и дальше прорабатывать и прояснять свои переживания, возвращаясь к своим прозрениям, полученным в сессии. В ходе обсуждения могут быть полезны мифологические и антропологические ссылки в русле юнговской психологии, также полезными могут быть мандалы. При случае, возможны ссылки на личные переживания ведущих или других людей.
Существует множество подходов, дополняющих холотропное дыхание . Однако, что бы вы ни использовали, следует четко понимать, что это не является частью холотропного дыхания . И если практика проведения дыхательной сессии значительно отличается от того, что описано выше, для такой практики не нужно использовать название «холотропное дыхание ». Мы просим заменить это другим термином, не связанным с нашими именами .(

ПАМЯТКИ СИТТЕРА И ХОЛОНАВТА

Памятка ситтера (сидящего)

Заключите контракт с дышащим, обсудите его пожелания и предпочтения.

Сведите до минимума разговоры во время дыхания, так как это может мешать дышащим пребывать в своем процессе.

Сосредоточьте на дышащем все внимание, расположившись рядом с его головой, и не отвлекайтесь на происходящее в зале. Не углубляйтесь в свой собственный процесс. Дышащие нуждаются в безраздельном присутствии и внимании сидящих и могут быть очень чувствительны к нехватке этого внимания.

Пребывайте с дышащим в одном пространстве переживания, внимайте этому пространству, но не вторгайтесь в него. Если дышащий спокоен, вам легче почувствовать его, оставаясь столь же спокойным. Если дышащий активен, иногда лучше чувствуется его состояние, при легком движении в том же ритме.

Охраняйте пространство переживания дышащего. Защищайте своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий.

Не поддавайтесь искушению применять свои знания из опыта разнообразных духовных традиций для помощи дышащим. Примерами такой помощи могут быть "очищение ауры" или использование кристаллов.

Не оставляйте дышащих одних. Если вам нужно в туалет, позовите на это время одного из ведущих.

Будьте внимательны к любому уязвимому месту на теле дышащего и информируйте ведущего, если он работает с вашим дышащим, о наличии таких областей.

Помогите дышащему, если он просит о чем-то. Если дышащему надо в туалет, проводите его до двери туалета и обратно. Помогите ему вытереться полотенцем, принесите стакан воды. Будьте готовы к оказанию любой поддержки.

Если у вас вопросы по поводу происходящего, поднимите руку, чтобы позвать ведущего.

Проследите, чтобы ваш дышащий был проверен ведущим, перед тем как покинуть зал после окончания процесса.

Попросите оставить еду вам и дышащему, если он все еще находится в процессе ко времени начала обеда (ужина).

Приведите в порядок ваше место в зале для дыхания, после того как проводите дышащего в комнату для рисования мандал.

Памятка холонавта (дышащего)

Придите в зал заранее, чтобы без спешки подготовить место, сосредоточиться и успокоиться. Время, указанное в расписании, это время начала самого дыхания.

Наденьте удобную просторную одежду и снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгальтеры, украшения и т.д.). Если вы носите контактные линзы, также снимите их перед сессией.

Если вы дышите сегодня, то ешьте очень легко или не ешьте совсем. В этом случае дышится легче.

Посетите туалет перед сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше сделать это, чем отвлекаться из-за переполненного мочевого пузыря.

Если у вас сомнения относительно выбора партнера, спросите себя, лучший ли это вариант в данной ситуации, чувствуете ли вы безопасность с этим человеком?

Не покидайте зал в разгаре сессии. Примите внутреннее обязательство присутствовать на всем семинаре (включая все сессии дыхания и обсуждения процесса в группе) для того, чтобы иметь целостный, нефрагментированный опыт и оказывать друг другу поддержку.

Дышите более глубоко и часто в течении часа. Дыхание является важнейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях.

Оставайтесь в позе лежа на спине - позе открытости. Желание опереться на руки, сесть или встать может быть способом контроля переживания или путем бегства из него. Если вы выполнили его, постарайтесь вернуться в исходную позу, как только будете готовы к этому.

Заключите контракт с партнером, включающий следующие пункты:

    Каким образом напоминать вам о дыхании;

    Какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;

    Какая поддержка необходима вам от партнера;

    Каковы особенности вашего проявления в сессии;

    Условьтесь о сигналах несловесного общения:

    Каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует прекратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание мешает вашему переживанию;

    Как вы сообщите партнеру о том, что вы что-то хотите.

Избегайте разговоров, уважайте переживания других участников. Разговоры выводят людей из необычного состояния, потому что они ассоциируются с обыденным сознанием.

Сохраняйте молчание во время рисования мандал и (желательно) в течение всего дня. Это помогает быть в медитативном настрое.

Попросите о помощи, если чувствуете сильные блоки, боль или напряжение в теле и продолжение дыхания не дает облегчения. Это можно делать в любой момент во время сессии.

Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хотите, чтобы с вами перестали работать, скажите слово "СТОП", и любое воздействие будет немедленно прекращено.

Если вы замечаете, что слишком захвачены мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке. Если вы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.

Если у вас возникает сильная эмоция (например, гнев, раздражение, и т.п.) и причиной этой эмоции, как кажется, являются события в зале (например, вам не нравиться музыка или что-то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того, чтобы отвлекаться на что-то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.

Не программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих -- свободным танцем тела, энергии и мысли.

Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания.

Вы сами решаете, когда закончить дыхание. Как правило, сессия приходит к своему естественному завершению в течение 1.5-2.5 часов. Музыка продолжается до тех пор, пока все не закончат работу, поэтому нет необходимости ждать ее окончания.

Не следует начинать новую сессию в конце сессии. Работа в этот момент состоит не в том, чтобы обнаруживать все новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждается в интеграции.

Перед тем, как покинуть зал, позовите ведущего для того, чтобы проверить, все ли у вас в порядке. Эта проверка необходима, чтобы понять, нуждаются ли дышащие в дальнейшей работе и чувствуют ли они полную завершенность переживания.

Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения.

Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания или мандалы.

Сон - это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями

Обобщенный материал о холотропном дыхании

Холотропное дыхание – это одна из самых эффективных дыхательных техник, разработанных для психотерапии. Холотропное дыхание, созданное как легальная замена психоактивным веществам после их официального запрета, позволяет добиться схожего эффекта, как и от приема психоделических препаратов – то есть измененного сознания. Переживание сюжетов бессознательного (зачастую неприятных) приводит к активации «внутреннего целителя», то есть скрытой внутри организма самовосстанавливающей силы.
Результаты, которых позволяет добиться техника холотропного дыхания, впечатляют – это избавление от стрессов, глубинных страхов, старинных психологических травм, которые, будучи неосознаваемыми, негативно влияют на Вашу жизнь. Холотропное дыхание – это универсальный путь к скорейшему личностному, духовному росту.

История разработки холотропного дыхания

В середине двадцатого века Станислав Гроф, перспективный психиатр-клиницист, возглавил проект, направленный на изучение лечебного воздействия психотропных веществ на людей, страдающих от психических расстройств. Наблюдая за пациентами, находящимися в состоянии измененного сознания, Гроф приходит к выводу, что Фрейдистские концепции психологии человека хотя и могут быть использованы, но все же не дают общего представления о человеке. Продолжая свои исследования, Станислав Гроф описал 4 области психики:
  • Сенсорный барьер
  • Индивидуальное бессознательное
  • Область рождения
  • Трансперсональный уровень
Входя в состояние измененного сознания, пациенты Грофа неизменно сталкивались со всеми четырьмя областями психики, что, в конечном итоге, и приводило к проживанию довлеющих сюжетов, самопознанию и избавлению от расстройства.
Также в ходе исследований ученый заметил, что пациенты, стремясь продолжить ослабевающий эффект ЛСД, для полной проработки всплывшего сюжета начинали глубоко и часто дышать, таким образом не позволяя себе выйти из состояния измененного сознания. Именно это наблюдение в дальнейшем и подтолкнуло к созданию холотропного дыхания – техники, при помощи которой измененные состояния достигаются не под влиянием химических препаратов, а под воздействием самого естественного процесса – дыхания.
Вскоре Гроф запатентовал изобретенную методику и в 1993 году Минздрав РФ зарегистрировал холотропное дыхание как метод психотерапии.

Как проходит сеанс холотропного дыхания?

Сеансы холотропного дыхания базируются на трех обязательных элементах:
  • Глубокое и быстрое дыхание (холотропное дыхание)
  • Побуждающая музыка
  • Специфические приемы работы с телом для помощи холонавту в высвобождении энергии
Перед началом тренинга все участники разбиваются на пары и получают более глубокое представление о холотропном дыхании. В паре один участник является ситтером – помощником, а второй – холонавтом, то есть практикующим холотропное дыхание. После первого сеанса участники меняются ролями.
Комбинация музыки и глубокого, быстрого дыхания позволяют добиться всех эмоциональных состояний и переживаний, достигаемых при приеме психотропных веществ.
Выход из измененного состояния сознания происходит автоматически через полтора часа после начала, так как человек оказывается не в силах и далее поддерживать необходимый темп дыхания.
Холотропное дыхание настолько эффективно, насколько активно (глубоко и часто) дышит холонавт. Во время сеанса ситтер делает все, чтобы помочь своему холонавту, при этом не вмешиваясь в процесс, если холонавт прямо не попросит об этом. Перед началом сеанса ситтерам объясняются правила поведения.
Холотропное дыхание – это путь к самопознанию и личностному развитию. Различные методы психотерапии стали практиковать всё больше и больше. То, что ещё недавно не было известно человеку о себе, сегодня он может с лёгкостью познать. В предложенном видеосюжете подробно рассказывается о таком методе исследования, как холотропное дыхание. Инструктор не только научит, как правильно выполнять предложенное упражнение, но и при помощи каких способов можно исследовать себя более полно. Самопознание изменяет жизнь к лучшему, у занимающихся. Поэтому для тех, кто стремиться более полно познать себя, предложенный урок станет незаменимым.

Трудно представить, что разрабатывая в 70-е годы методику холотропного дыхания, Станислав Грофф совместно со своей супругой, стремился найти адекватную замену ЛСД. Многие практикующие, ещё в то время оценили получаемый эффект по достоинству. Но, несмотря на эффективность метода, за счёт задержки дыхания в некоторых случаях может наступить гипоксия. Клетки головного мозга отмирают. Поэтому некоторыми учёными данный метод критикуется, так же как и пранаяма в йоге.

Если есть желание побороть внутренние страхи, то предложенная методика поможет с ними справиться при помощи простого дыхания. Выполняя его правильно, можно достичь значительных результатов и познать себя. Смотреть видеоролик «Холотропное дыхание в домашних условиях» в хорошем качестве 720 HD. Все материалы 2017 и 2018 года содержатся на Youtube.com и доступны на нашем сайте без регистрации.

Дыхание – один из главнейших связующих элементов между внешним миром и телом человека, его психикой и духовностью.

В древних традициях шаманизма северных народов и мексиканских племен, практиках индийских йогов и шаолиньских монахов использовали глубокое дыхание как важную часть религиозных, мистических обрядов.

Современные методы исцеления души и тела вобрали в себя «дуэт» тайных знаний магов, целителей и исследования основоположников психоанализа и аналитической психологии – Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Одним из самых выдающихся психотерапевтических способов, признанных официальной медициной, является холотропное дыхание.

Гениальный автор этой мощной и чудодейственной практики – величайший ученый, «гуру психологии», американский психиатр и психоаналитик чешского происхождения – Станислав Гроф. Вместе с супругой Кристиной в середине прошлого столетия он разработал дыхательную психотехнику, которая базировалась на серьезной теоретической базе.

В отличие от основателей ребефинга Леонарда Орра и вайвейшн Джима Леонарда корифей холотропного дыхания – известный ученый, профессор психологии Калифорнийского института Интегральных Исследований, руководитель международной трансперсональной ассоциации, автор 13 книг и 140 статей, переведенных на 16 языков мира.

В 1975 году его разработка была признана официальной американской медициной как действенная психотерапевтическая практика, в 1993 году она нашла признание в России, в 1998 году Станислав Гроф посетил Москву, а в 2007 – стал почетным доктором МГУ.

В чем суть холотропного дыхания?

Чудесная сила основана на четырех элементах: глубоком, интенсивном и одновременно связном дыхании, в котором отсутствуют паузы между вдохом и выдохом; побуждающей ритмичной музыке; спонтанном погружении в поток бессознательного и психоанализе всплывающего опыта.

Его дальнейшее проявление происходит в творческой фантазии: рисовании мандал, телесно-ориентированной терапии, обсуждении происходящих процессов.

«Холотроп» или, ласково называемая российскими учениками Станислава Грофа – «холотропка», переводится с греческого как holos – «целый» и tropein – «то, что ведет, путь, дорога». Цель – это путь самопознания, «возвращения к целому», объединение сознания и глубинного подсознания в единый механизм понимания себя, своих эмоций, эмоциональное взросление и созревание как личности.

Холонавты-практики могут открыть давно забытые глубинные психологические травмы, конфликтные ситуации, создающие жизненные проблемы в настоящем, и освободиться от этих «барьеров».

Холотропка – вред или спасение?

У данного популярного метода, созданного как альтернатива психотропному препарату ЛСД, существует немало сторонников среди профессионалов, но также есть специалисты, которые его активно критикуют, называя опасным для здоровья. Что происходит во время дыхательной сессии с человеком?

Техника глубокого ритмичного дыхания через рот в быстром темпе с отсутствием пауз (как , подъеме в горы или ) вызывает резкое повышение уровня кислорода в организме, в том числе и мозге, провоцирующее падение содержания углекислого газа в тканях и гипервентиляцию в легких.

Это состояние ведет к появлению опасных реакций: рефлекторному сужению сосудов, резкому повышению кровяного давления, гемоглобин – основной проводник кислорода к клеткам тела – снижает свою работоспособность, создавая дефицит этого жизненно важного элемента в тканях, нарушается кислотно-щелочной баланс и общий обмен веществ. Наступает временная гипоксия (удушение) мозга, на фоне которой происходит отмирание нервных окончаний.

Мало того, организм за сессию холотропного дыхания теряет от двух до трех литров углекислого газа, что в медицинских трактатах именуется как крайне тяжелая степень гипокапнии.

Самостоятельные, непрофессиональные эксперименты с данной практикой могут в этом случае привести к необратимым изменениям, вплоть до отека мозга и летального исхода. Значительный вред может нанести это состояние также ЦНС, мышце сердца, тканям печени и почек.

Сторонники трансперсональной психологии, главным компонентом которой является холотропная терапия, утверждают, что абсолютно здоровому взрослому человеку, не имеющему противопоказаний к данному методу самоисследования, прошедшему обучение у профессионалов-учеников и последователей Станислава Грофа (в России – Владимира и Кристины Майковых и Светланы Дороганич) или сопутствующих сертифицированных центрах, вход в измененные состояния сознания не страшен.

Холотропное дыхание само по себе безопасно, контролируется ситтером (или группой ситтеров), проводится под наблюдением опытного ведущего-инструктора (психотерапевта). Оно представляет собой научно подтвержденный, экспериментально доказанный действенный метод выявления и эффективного решения самых разных психологических проблем. Главным катализатором этих процессов служит не химическое психоактивное вещество, а мощный естественный физиологический процесс – .

Важнейший эффект от холотропной терапии – колоссальное освобождение человеческого сознания от внутренних «крючков», зажимов, барьеров, неосознаваемых страхов, блоков, самых разных психических напряжений. Кроме того, холонавт получает у своего бессознательного карт-бланш на самые смелые шаги в самореализации, самоактуализации и творческом выражении.

Для кого существуют противопоказания к такой терапии?

  • Для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями (гипертонией, острыми болезнями сердца, спазмами сосудов головного мозга),
  • астмой в тяжелой форме,
  • глубокими неврозами,
  • заболеваниями мозга,
  • беременностью,
  • острыми инфекционными болезнями,
  • глаукомой,
  • вывихами,
  • недавними операциями в брюшной полости (менее года),
  • серьезными эмоциональными расстройствами.

Людям, страдающим эпилепсией, разрешение выдает психотерапевт. К тому же, с ними инструкторы занимаются в индивидуальном порядке, на групповые сеансы такие пациенты не допускаются.

Учимся правильной технике самостоятельно!

Сколько ни говорят о вреде самостоятельного изучения методики холотропного дыхания, но в связи с популярностью этого процесса самопознания многие любители экстрима все же рискуют в домашних условиях попытаться очистить сознание и скорректировать внутренний мир, устранив проблемы. В этом случае необходимо обезопасить себя от травм в комнате, где будете заниматься, покрыв мягкими материалами все опасные углы и поверхности.

Вместе с вами в этом помещении обязательно должен находиться ситтер, или нянька, который будет оберегать от возможных эксцессов. Он должен быть достаточно опытным, знать большинство методик данного типа терапии, помогать дышащему, а не диктовать свои условия, не бояться различных реакций холонавта, а по завершению практики внимательно выслушать «путешественника».

Итак, холотропное дыхание имеет пару характеристик: частоту и глубину. Представьте, как дышит собака, и попытайтесь воспроизвести такое же дыхание, увеличив амплитуду. Сначала совместить глубину и интенсивность вдохов и выдохов бывает сложно, но со временем это может получиться.

Первые 20 минут сессии очень важны для погружения в ИСС, или транс, то есть измененное состояние сознания. На протяжении остального времени холотропной сессии вам придется внимательно прислушиваться к своим ощущениям и регулировать частоту и силу дыхания в соответствии с ними. Возможно, в какие-то минуты вам совсем не захочется дышать, нужно воспринять это как часть происходящих процессов.

Надо отметить, что в холотропке важную роль играет побуждающая, ритмичная, правильно подобранная музыка. Специальные композиции составляются из расчета: первые 8 минут – музыка побуждающая, легкая, помогающая дыханию, следующие 12 мин – стимулирующая дыхательный процесс, еще 20 минут – барабаны, маракасы, этно-ритмы, следующие 20-25 мин – драматическая музыка, квинтэссенция, «прорыв», еще 15 минут – теплая сердечная музыка полета, открытости, остальное время до конца сессии должна воспроизводиться созерцательная, но достаточно интенсивная мелодия, которая послужит стимулом для продолжения духовной работы.

Особую сложность новички испытывают при работе с телом и психологическими зажимами. При их проработке могут возникать телесные блоки в виде ощущений, как бы сводящих мышцы конечностей. Они мешают, отвлекают новичка и не дают ему продвигаться в глубину своих переживаний. Прорабатываются они через напряжение рук или ног, но без помощи ситтера.

Нянька может взять руку, но холонавт должен тянуть ее на себя, вложив максимум сопротивления. Блоки могут выражаться болью. Холонавт может попросить надавить ситтера на болезненную область: успешная проработка проявится выходом из этого негативного ощущения. Опытный ситтер знает запрещенные области тела, с которыми работать нельзя! Это: область горла, лица, гениталий и у женщин – груди. Для компенсации этой боли ситтер может дать холонавту тряпку для скручивания или двигая ноги в бедренной области.

По завершению сессии нужно немного полежать, затем нарисовать мандалу: круг на листе, а в нем – все, что заблагорассудится. Можно создавать эти «круги переживаний» сколько угодно. Далее ситтер выслушает холонавта, а в конце проведет психоанализ, подталкивая дышащего к пониманию и решению проблем.

Реальные отзывы о холотропном дыхании

Андрей, 29 лет: « … На первую сессию «холотропки» пришел жутким скептиком. Однако мой скепсис улетучился в тот же день! Мне казалось, что я давно решил многие психологические проблемы, но на самом деле я их только спрятал поглубже. Когда я их вытащил, ко мне пришло понимание того, как нужно к ним правильно относиться. Холотропное дыхание для меня – надежная батарейка и неизведанный деликатес, который каждый раз дает мне подзарядку и удивительные ощущения! А, главное, не нужно искать никаких сторонних ресурсов, так как все это есть внутри тебя! Остается лишь грамотно их использовать… »

Наталья, 43 года: « … Компания холотропщиков давно стала для меня тесным сообществом любимых подруг, с которыми мы делимся самым сокровенным. Я всякий раз, приходя на сеанс, знаю, что глубинный процесс дыхания связан с чувствами и в этот раз меня ждет открытие новых эмоций и ощущений. Какие только переживания не встречаются при лечении телесных «замков», зажимов и блоков! Гнев и ярость, раздражение и благодарность, любовь и ощущение бесконечного счастья – все это можно испытать, освобождая свое сознание!

Незабываемым и чрезвычайно полезным оказывается опыт ситтерства – заботиться о людях, помогать им, откликаться и слушать дышащего в процессе. Это открыло новые грани сочувствия и сопереживания каждому человеку во мне, я стала возвращаться к себе, к своему телу. Желаю всем ярких, незабываемых открытий! »

Светлана, 25 лет: « … После сеансов холотропа меняется мировоззрение, внутри ощущаешь переоценку ценностей. Но сохраняется подобное состояние не больше полугода, если его не практиковать. Я, например, набралась смелости и уверенности у опытного психолога, а сейчас свои тренинги начала вести сама, хотя ответственность огромная!!! »

Николай, 30 лет: « … Мечтал попасть на сессию холотропного дыхания давно, но неотложные дела постоянно меня отвлекали, и я снова откладывал свое желание на «потом». Но однажды решил пойти, несмотря ни на какую спешность. Нам, новичкам, сначала объяснили, что и как будет, но сам процесс описанию не поддается. Тело крючило и колбасило, зато все ощущения, как пазл, чудесным образом гармонично расставлялись по местам. Снова жду «холотропки», хоть и страшно, но безумно интересно! »

Ирина, 52 года: « … Впервые в жизни прошла 3 сеанса «холотропки». Потрясающее состояние! Гена, мой ситтер, – настоящий ангел-хранитель! Заботился обо мне все свои и мои сессии! Спасибо! Парадокс: в жизни у меня сейчас сложная ситуация, а я ощущаю себя 20-летней девчонкой! Улыбаюсь и ветер в голове! »

Началось от йогической практики, которая известна индусам уже очень много тысячелетий. Различаются виды таких упражнений только в том, в каких позах их необходимо выполнять.

История появления

Это действо было разработано семьей американских психологов Кристиной и В его основу легли тридцать лет изучения измененного сознания, терапевтических возможностей, которые индуцированы применением в целях терапии нефармакологических способов воздействия на сознание и психоделических средств.

В качестве метода терапии холотропное дыхание, техника которого абсолютно несложна, было предложено Грофом в замену ЛСД-терапии, запрещенную к использованию после того, как на это наркотическое средство было наложено табу. Само по себе состояние, появившееся в результате холотропного дыхания, совершенно не отличается от наркотического транса, который появляется из-за парадоксальной

Когда человек вызывает у себя необыкновенные состояния своего сознания благодаря своеобразной технике, это позволяет пережить травмы, спрятанные в глубине и найти от них освобождение. Основным элементом такой техники является интенсивное дыхание, разбавленное пробуждающей музыкой и погружением в поток всплывающего опыта. Во время такого рода практик останавливается и происходит полное погружение в подсознание.

Курсы упражнений

Холотропное дыхание, техника которого будет рассмотрена в данной статье, проходят курсами, которые чаще всего длятся 2-3 часа в день на протяжении от трех до двенадцати дней. Причем само упражнение длится примерно час или два за один сеанс. Во время него дыхание становится настолько же интенсивным, как и при активных видах спорта (плаванье или беге). Специалисты считают, что такие практики могут дать отличный физический эффект и положительно отразиться на здоровье пациента.

Очень часто холотропное дыхание, техника данных упражнений и все практикующие люди активно критикуются представителями традиционных Кроме того, представители традиционной психологии, скептики и многие научные организации признают холотропное дыхание в качестве ненаучной техники. Все из-за того, что его эффекты не поддаются объяснению с точки зрения привычной науки.

Но, не смотря ни на что, люди, которые практикуют эти занятия, уверены, что техника не только работает, но и дает действительно эффективные результаты. Она может избавить людей от практически любых психологических проблем.

Холотропное дыхание, техника которого абсолютно несложна, разрешено использовать детям достигшим 12-летнего возраста. Но в любом случае, решение о возможности пользоваться этой техникой всегда принимает инструктор, который будет проводить сеанс.

Практика холотропного дыхания

Так как же проходят эти занятия? Первое, что вы должны знать, это что все практики строго индивидуальны. И чтобы вывести человека на тот уровень, где он уже сам сможет использовать эту технику, будет нужно не меньше 12-15 занятий.

Но все это зависит от довольно большого количества нюансов. И иногда человеку будет нужно гораздо больше сеансов. Это случается из-за того, что в силу собственных особенностей он просто не выдерживает интенсивные упражнения. Тогда занятия проводят по смягченному режиму.

Холотропное дыхание. Методика его такова:

  1. Первые минут 10 дыхание должно быть глубоким и медленным.
  2. Следующий час - глубоким и довольно интенсивным.
  3. Последние 20 минут начинаются поверхностным медленным, а заканчиваются обычным дыханием.

Иногда в процессе холотропного дыхания появляются проблемы потери самоконтроля, сильные страх и боль, поскольку оно всегда более глубокое и частое, чем обычное.

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Словохолотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреж­дённым и ослабленным .

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме - древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания” .

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей” . Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш - и. М .) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплоще­ний”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бес­плотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии - работа с телом - кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) - это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш - и. М .). При движении энергии происходит раскрытие чакр - центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно” .

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “по­коя”, “мира” , “бесконечности” .

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли” .

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта” .

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи . Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш - и. М .), “медитация - средство полной трансформации, преображения личности” . Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш - и. М .) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт” . В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей” . Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая - различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм - Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш - и. М .) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни” . Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями - от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса .

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием илиотождествление (курсив наш - и. М .) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём .

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы - бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами” . По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божест­вами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним” .

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой - это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога” . И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть” . Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ().

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить”