Выполнение техника закапывания капли в нос. Техника закапывания капель

Алгоритмы манипуляций

Смена белья у тяжелобольного пациента

Оснащение: чистое белье, непромокаемый (лучше клеенчатый) мешок для грязного белья, перчатки.

Смена нательного белья

Алгоритм действия:

2. Приподнимите верхнюю половину туловища пациента.

3. Осторожно скатайте грязную рубашку до затылка.

4. Приподнимите обе руки пациента, и скатанную у шеи рубашку переведите через голову пациента.

5. Затем снимите рукава. Если у пациента повреждена рука, то рубашку сначала снимите со здоровой руки, а затем с больной.

6. Положите грязную рубашку в клеенчатый мешок.

7. Одевайте пациента в обратном порядке: вначале оденьте рукава (сначала на больную руку, затем на здоровую, если одна рука повреждена), потом перекиньте рубашку через голову и расправьте под телом пациента.

Смена постельного белья

1-й способ - применяют в том случае, если пациенту разреше­но поворачиваться в постели.

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Чистую простыню скатайте по длине до половины.

3. Раскройте пациента, приподнимите его голову и уберите подушку.

4. Подвиньте пациента к краю кровати и осторожно поверните его на бок.

5. Грязную простыню скатайте по всей длине по направлению к пациенту.

6. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню.

7. Осторожно поверните пациента на спину, а затем на другой бок так, чтобы он оказался на чистой простыне.

8. С освободившейся части уберите грязную простыню и положите ее в клеенчатый мешок.

9. Расправьте на освободившейся части чистую простыню, края которой подверните под матрац.

10. Пациента положите на спину.

11. Под голову положите подушку, при необходимости предварительно сменив на ней наволочку.

12. При загрязнении смените пододеяльник, укройте пациента.

13. Снимите перчатки, вымойте руки.

2-й способ применяют в тех случаях, когда пациенту запрещены активные движения в постели.

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Чистую простыню полностью скатайте в поперечном направлении.

3. Раскройте пациента, осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушку.

4. Быстро скатайте грязную простыню со стороны изголовья кровати до поясницы, а на освободившуюся часть расстелите чистую простыню.

5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее пациента.

6. Приподнимите таз, а затем ноги пациента, сдвиньте грязную простыню, продолжая на освободившемся месте расправлять чистую. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац.

7. Грязную простыню положите в клеенчатый мешок.

8. Укройте пациента.

Удаление слизи и корочек из носовой полости

Оснащение: перчатки, два лотка, ватные турунды, вазелиновое масло (растительное масло или глицерин).

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. В положении лежа или сидя (в зависимости от состояния пациента) слегка наклоните голову пациента.

3. Смочите ватные турунды вазелиновым или растительным маслом, глицерином.

4. Введите вращательным движением турунду в носовой ход и оставьте там на 2-3 минуты.

5. Затем удалите турунду и манипуляцию повторите.

Обработка глаз

Оснащение: стерильные перчатки, два лотка (один стерильный), стерильные ватные шарики, раствор антисептика (раствор фурацилина 1:5000, 2%-ный раствор соды, 0,5%-ный раствор марганцево-кислого калия), пинцет.

Алгоритм действия:

1. Тщательно вымойте руки, наденьте стерильные перчатки.

2. В стерильный лоток положите 8-10 стерильных ватных шариков и смочите их раствором антисептика (раствор фурацилина 1:5000, 2%-ный раствор соды, 0,5%-ный раствор марганцевокислого калия) или кипяченой водой.

3. Слегка отожмите тампон и протрите им ресницы по направлению от наружного угла глаза к внутреннему.

4. Протирание повторите четыре-пять раз (разными тампонами!).

5. Остатки раствора промокните сухими тампонами.

6. Снимите перчатки, вымойте руки.

Очищение наружного слухового прохода

Оснащение: перчатки, 3%-ный раствор перекиси водорода, пипетка, ватные турунды, два лотка.

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Усадите пациента, если нет противопоказаний, наклоните голову к противоположному плечу, или в положении лежа поверните голову набок.

3. Оттянув ушную раковину назад и вверх, закапайте в ухо пациента несколько капель теплого 3%-ного раствора перекиси водорода.

4. Вращательными движениями введите ватную турунду в наружный слуховой проход. Ухо при этом также оттянуто назад и вверх.

5. Сменив турунду, повторите несколько раз манипуляцию.

6. Те же действия повторить с другим наружным слуховым проходом, предварительно повернув голову в противоположную сторону.

Полоскание ротовой полости

Оснащение: полотенце, клеенка, стакан, лоток, раствор анти­септика (фурацилин 1:5000, 2%-ный раствор соды, 0,5%-ный рас­твор перманганата калия), перчатки.

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Усадите пациента.

3. На грудь и шею пациента положите полотенце или клеенку.

4. Дайте пациенту в руки стакан с раствором антисептика или теплой кипяченой водой.

5. Подставьте под подбородок лоток.

6. Предложите пациенту прополоскать ротовую полость.

7. Снимите перчатки, вымойте руки.

Обработка слизистой ротовой полости и губ

Оснащение: два шпателя, стерильные ватные шарики, зажим или пинцет, два лотка, раствор антисептика (раствор фурацилина 1:5000, 2%-ный раствор соды, 0,5%-ный раствор марганцевокислого калия), перчатки, клеенка, полотенце, вазелин, стерильные салфетки.

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. На грудь и шею пациента положите полотенце или клеенку.

3. Попросите пациента широко открыть рот и высунуть язык.

4. Стерильным ватным шариком на стерильном зажиме или в пинцете, смоченным раствором антисептика, осторожно снимите налет с языка, меняя при этом шарики.

5. Стерильными ватными шариками, смоченными раствором антисептика, тщательно протрите зубы с внутренней и наружной стороны, используя шпатель.

6. После окончания процедуры предложите пациенту прополоскать рот.

7. Высушите кожу вокруг рта полотенцем.

8. Нанесите шпателем на стерильную салфетку вазелин (можно использовать детский крем).

9. Обработайте губы пациента вазелином (или кремом).

Уход за волосами

Оснащение: тазик, клеенка, перчатки, валик, шампунь (или мыло), полотенце, кувшин, расческа.

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Тазик разместите у головного конца кровати.

3. Под плечи пациента подложите валик, а сверху клеенку.

4. Голову пациента немного приподнимите и слегка запрокиньте.

5. Сверху на волосы полейте теплой водой из кувшина, намыльте волосы и аккуратно вымойте.

6. Потом ополосните, вытрите полотенцем и расчешите.

7. Снимите перчатки, вымойте руки.

Подача судна пациенту

Оснащение: судно, клеенка, ширма, перчатки.

Алгоритм действия:

1. Наденьте перчатки.

3. Ополосните судно теплой водой, оставив в нем немного воды.

4. Левую руку подведите под крестец сбоку, помогая пациенту приподнять таз. При этом ноги пациента должны быть согнуты в коленях.

5. Подложите под таз пациента клеенку.

6. Правой рукой подведите судно под ягодицы пациента, чтобы промежность оказалась над отверстием судна.

7. Прикройте пациента одеялом и оставьте на некоторое время его одного.

8. По окончании дефекации правой рукой извлеките судно, помогая при этом левой рукой пациенту приподнять таз.

9. Осмотрев содержимое судна, вылейте его в унитаз, судно ополосните горячей водой. При наличии патологических примесей (слизи, крови и т. д.) оставьте содержимое судна до осмотра врачом.

10.Подмойте пациента, сменив предварительно перчатки и подставив чистое судно.

12.Судно продезинфицируйте.

13.Накройте судно клеенкой и поставьте на скамеечку под кровать пациента или поместите в специально выдвигающееся устройство функциональной кровати.

14.Уберите ширму.

15.Снимите перчатки, вымойте руки.

Подача судна тяжелобольному в том случае если он не может приподниматься

Алгоритм действия:

1. Наденьте перчатки.

2. Отгородите пациента ширмой.

3. Поверните пациента слегка набок, при этом ноги у пациента согнуты в коленях.

4. Подведите судно под ягодицы пациента.

5. Поверните пациента на спину так, чтобы его промежность оказалась над отверстием судна.

6. Укройте пациента и оставьте его на некоторое время одного.

7. По окончании дефекации поверните пациента слегка набок.

8. Уберите судно.

9. Осмотрев содержимое судна, вылейте его в унитаз. Ополосните судно горячей водой.

10.Смените перчатки и, подставив чистое судно, подмойте пациента.

11.После выполнения манипуляции уберите судно и клеенку.

12.Продезинфицируйте судно.

13.Уберите ширму.

14.Снимите перчатки, вымойте руки.

Уход за наружными половыми органами и промежностью

Оснащение: перчатки, клеенка, ширма, судно, корнцанг, ватные тампоны, марлевые салфетки, кувшин, кружка Эсмарха, лоток, водный термометр, раствор антисептика (раствор фурацилина 1:5000, слабо-розовый раствор перманганата калия).

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Отгородите пациента ширмой.

3. Уложите пациента на спину, ноги у него должны быть согнуты в коленях и разведены.

4. Постелите под пациента клеенку и поставьте судно.

5. Возьмите в правую руку корнцанг с салфеткой или ватным тампоном, а в левую руку кувшин с теплым раствором антисептика (или водой) при температуре 30-35 °С. Вместо кувшина можно использовать кружку Эсмарха с резиновой трубкой, зажимом и наконечником.

6. Поливайте раствором на половые органы, а салфеткой (или тампоном) производите движения сверху вниз (от половых органов к заднему проходу), меняя тампоны по мере загрязнения.

Последовательность подмывания пациента:

Вначале подмывают половые органы (половые губы у женшин, половой член и мошонку у мужчин);

Затем паховые складки;

В последнюю очередь подмывают область промежности и ануса.

7. Высушите в той же последовательности сухим тампоном или салфеткой.

8. Уберите судно, клеенку, ширму.

9. Снимите перчатки, вымойте руки.

Обтирание кожи

Оснащение: перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.

3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.

4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.

5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.

6. Удобно уложите пациента, укройте одеялом.

7. Снимите перчатки, вымойте руки.

Мытье ног

Оснащение: перчатки, клеенка, таз, кувшин с теплой водой, полотенце.

Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Постелите клеенку на ножном конце кровати.

3. Поставьте на клеенку таз.

4. Поместите в таз ноги пациента (ноги при этом слегка согнуты в коленях).

5. Поливайте из кувшина теплой водой на ноги, вымойте их (можно предварительно налить воду в таз).

6. Уберите таз.

7. Высушите ноги пациента полотенцем, особенно тщательно между пальцами.

8. Уберите клеенку.

9. Накройте ноги пациента одеялом.

10.Снимите перчатки, вымойте руки.

Стрижка ногтей

Оснащение: ножницы, щипчики-кусачки, пилочка для ногтей, полотенце, клеенка, тазик с горячим мыльным раствором.

Алгоритм действия:

1. Подстелите клеенку под руку или под ногу пациента (в зависимости от того, где вы будете стричь ногти).

2. Поставьте на клеенку тазик с горячим мыльным раствором.

3. Опустите пальцы в горячий мыльный раствор на 10-15 минут для размягчения ногтей.

4. Затем пальцы поочередно вытрите насухо полотенцем и укоротите ногти до требуемой длины, используя для этого ножницы или щипчики-кусачки.

5. При помощи пилочки свободному краю ногтей придайте необходимую форму (прямую - на ногах, округлую - на руках). Опиливать ногти глубоко с боков не следует, так как можно травмировать кожу боковых валиков и тем самым вызвать трещины и усилить ороговение кожи.

6. Повторите те же действия с другой конечностью.

Бритье лица

Оснащение: станок для бритья, мыльная пена или крем для бритья, салфетка, емкость (лоток) с водой, полотенце, перчатки. Алгоритм действия:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Намочите салфетку в горячей воде и отожмите ее.

3. Положите салфетку на лицо пациента на 5-7 минут.

4. Нанесите на лицо мыльную пену или крем для бритья.

5. Оттягивая кожу в направлении, противоположном движению станка, аккуратно побрейте пациента.

6. Протрите лицо пациента влажной салфеткой.

7. Высушите лицо полотенцем.

8. Снимите перчатки, вымойте руки.

Применение грелки

Оснащение: грелка, горячая вода 40-45 °С, полотенце.

Алгоритм действия:

1. Проверьте целостность грелки.

2. Заполните грелку водой на 2 /з объема.

3. Вытесните воздух.

4. Завинтите пробку.

5. Проверьте на герметичность.

6. Оберните грелку полотенцем.

7. Подайте пациенту.

8. Вымойте руки.

Применение пузыря со льдом

Оснащение: пузырь, лед, полотенце.

Алгоритм действия:

1. Заполните пузырь кусочками льда на 2 /з объема.

2. Плотно завинтите крышку пузыря.

3. Проверьте пузырь со льдом на герметичность.

4. Оберните пузырь полотенцем.

5. Подайте пузырь пациенту.

Примечание: при высокой лихорадке пузырь со льдом рекомендуется подвесить над головой пациента. Если пузырь ставится на длительное вре­мя, то его следует убирать на 10-15 минут каждые 20 минут.

Местный холодный компресс (примочки)

Оснащение: марля, сложенная в восемь слоев лоток.

Алгоритм действия:

1. Сложите в несколько рядов марлю (салфетки).

2. Смочите в холодной воде несколько салфеток.

3. Слегка отожмите.

4. Приложите к тому или иному участку тела пациента.

5. Меняйте компресс через каждые 2-3 минуты.

6. Вымойте руки.

Местный согревающий компресс

Оснащение: марля, вата, клеенка или вощеная бумага, бинт, те­плая вода.

Алгоритм действия:

1. Смочите марлю в воде комнатной температуры и хорошо отожмите ее (действующий слой).

2. Приложите марлю к больному участку тела.

3. Поверх марли положите компрессную бумагу (изолирующий слой). Бумага должна полностью покрыть марлю.

4. Поверх бумаги положите слой ваты (он должен полностью покрывать два предыдущих слоя), вата сохранит тепло, образующееся под компрессом (согревающий слой).

5. Закрепите компресс бинтом так, чтобы он плотно прилегал к телу, но не стеснял движений (фиксирующий слой).

6. Компресс оставляют на 8-10 часов (на ночь).

7. Вымойте руки.

Примечание: при применении согревающего компресса его оставля­ют на 8-10 часов, но спиртовые компрессы быстрее высыхают, их необходимо менять каждые 4-6 часов.

Кормление пациента при помощи зонда, введенного в желудок через нос или рот

Оснащение: стерильный тонкий резиновый зонд диаметром 0,5-0,8 см, вазелин или глицерин, воронка или шприц Жане, жидкая пища в количестве 600-800 мл.

Алгоритм действия:

1. Наденьте перчатки.

2. Обработайте зонд вазелином (глицерином).

3. Через нижний носовой ход введите зонд на глубину 15-18 см.

4. Пальцем левой кисти определите его положение в носоглотке и прижмите его к задней стенке глотки (без такого контроля пальцем зонд может попасть в трахею!).

5. Голову пациента слегка наклоните вперед и правой рукой продвиньте зонд до средней трети пищевода, если воздух во время выдоха пациента из зонда не выходит и голос пациента сохранен, значит, зонд в пищеводе.

6. Соедините свободный конец зонда с воронкой.

7. Медленно вылейте в воронку подготовленную пищу.

8. Затем влейте в воронку чистую воду (промывание зонда) и удалите воронку.

9. Наружный конец зонда укрепите на голове пациента так, чтобы он не мешал ему (зонд не извлекают в течение всего периода искусственного кормления - около 2-3 недель).

Очистительная клизма

Оснащение: кружка Эсмарха, таз, вазелин, фартук, клеенка. Алгоритм действия:

1. Наденьте перчатки.

2. Налейте в кружку Эсмарха воду. Для разжижения и облегчения вывода кала в воду можно добавить масло.

3. Подвесьте кружку на стойку, смажьте наконечник вазелином.

4. Откройте вентиль на резиновой трубке и заполните ее водой. Закройте вентиль.

5. На кушетку, покрытую клеенкой, свисающей в таз, уложите на левый бок пациента, ноги которого должны быть согнуты в коленях и слегка приведены к животу.

6. Объясните пациенту, что он должен задержать воду в кишечнике на несколько минут для лучшего разжижения каловых масс.

7. Первым и вторым пальцами левой руки раздвиньте ягодицы, а правой осторожно введите наконечник в анальное отверстие на 10-12 см. Вначале 3 см по направлению к пупку, затем - параллельно позвоночнику на глубину 8-10 см.

8. Приоткройте вентиль - вода начнет поступать в кишечник (следите, чтобы вода не вытекала быстро).

9. Закройте вентиль и осторожно извлеките наконечник.

10.Быстро подайте судно (если процедура проводилась в клизменной).

11.Снимите перчатки, вымойте руки.

Газоотводная трубка

Оснащение: резиновая трубка длиной 40 см в диаметре - 15 мм, наружный конец слегка расширен, вазелин, судно, клеенка. Алгоритм действия:

1. Наденьте перчатки.

2. Уложите пациента на спину, подложив под него клеенку.

3. Между ногами поставьте судно (в него налейте немного

5. Смажьте закругленный конец трубки вазелином.

6. Введите в прямую кишку трубку на 20-30 см (наружный конец трубки опустите в судно).

7. Через час извлеките трубку и обработайте заднепроходное отверстие салфеткой.

8. Проведите обработку трубки после манипуляции.

9. Снимите перчатки, вымойте руки.

Помощь при рвоте

Оснащение: клеенка, полотенце, таз, стакан с водой.

Алгоритм действия:

1. При положении пациента лежа поверните его голову набок. Если возможно - усадите его.

2. При положении лежа положите клеенку и почкообразный лоток под голову пациента, при положении сидя - положите клеенку на грудь и колени пациента и поставьте таз возле него.

3. После рвоты дайте пациенту прополоскать рот или проведите орошение полости рта.

4. Уберите таз и клеенку. 5.Осмотрите рвотные массы, если нужно, возьмите на исследование и отправьте в лабораторию. 6.Проведите дезинфекцию рвотных масс.

Определение пульса на лучевой артерии

Алгоритм действия:

1. Пальцами правой руки охватите кисть пациента в области лучезапястного сустава.

2. 1-й палец расположите на тыльной стороне предплечья.

3. II-IV пальцами нащупайте пульсирующую лучевую артерию и прижмите ее к лучевой кости.

4. Определяйте характеристики пульсовых волн в течение 1 минуты.

5. Необходимо определять пульс одновременно на правой и левой лучевых артериях, сравнивая их характеристики, которые в нор­ме должны быть одинаковыми.

6. Данные, полученные при исследовании пульса на лучевой артерии, записывают в историю болезни или амбулаторную карту, отмечают ежедневно красным карандашом в температурном листе. В графе «П» (пульс) представлены значения частоты пульса от 50 до 160 в минуту.

Измерение артериального давления

Алгоритм действия:

1. Наложите манжетку тонометра на обнаженное плечо пациен­та на 2-3 см выше локтевого сгиба. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки. Закрепите манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом входил только один палец.

2. Правильно положите руку пациента в разогнутом положении, ладонью вверх, мышцы расслабленны.

3. Соедините манометр с манжеткой. Стрелки манометра должны быть на нулевой отметке шкалы.

4. Нащупайте пульс на плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп.

5. Закройте вентиль на груше и накачайте в манжетку воздух. Воздух нагнетайте до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит примерно на 30 мм рт. ст., тот уровень, при котором перестает определяться пульсация лучевой артерии.

6. Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 20 мм рт. ст. в секунду, выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушивайте тоны на плечевой артерии и следите за показаниями шкалы манометра.

7. При появлении над плечевой артерией первых звуков отметьте уровень систолического давления.

8. Отметьте величину диастолического давления, которая соответствует моменту полного исчезновения тонов на плечевой артерии.

9. Данные измерения АД запишите в виде дроби (в числителе - систолическое давление, а в знаменателе - диастолическое).

Искусственная вентиляция легких «рот в рот» или «рот в нос»

Алгоритм действия:

1. Обеспечьте проходимость дыхательных путей.

2. Большим и указательным пальцами руки, находящейся на лбу пострадавшего, зажмите нос и проведите ИВЛ способом «изо рта в рот».

3. Сделайте глубокий вдох.

4. Плотно прижав свой рот к изолированному марлевой салфеткой (или носовым платком) рту пострадавшего, сделайте глубокий энергичный выдох в его дыхательные пути. Постарайтесь вдуть достаточный объем воздуха, чтобы хорошо расправилась грудная клетка. Частота вдуваний в среднем должна быть равна - 12-14 в минуту.

5. Затем отстранитесь, удерживая голову пострадавшего в запрокинутом положении, и дайте возможность осуществиться пассивному выдоху.

6. Как только грудная клетка опустится и примет первоначальное положение, цикл повторите.

Непрямой массаж сердца

Алгоритм действия:

1. Пострадавшего уложите на твердое основание (пол, землю, кровать с твердым основанием).

2. Встаньте слева от пострадавшего и расположите ладони на нижней трети грудины на 2 поперечных пальца (1,5-2,5 см) выше мечевидного отростка. Ладонь одной руки положите перпендикулярно оси грудины, ладонь другой руки - на тыльную поверхность перпендикулярно первой.

3. Обе кисти приведите в положение максимального разгибания, пальцы не должны прикасаться к грудной клетке. Пальцы руки, расположенной внизу, должны быть направлены вверх (к голове).

4. Усилием всего тела с помощью рук (руки во время массажа должны оставаться прямыми) толчкообразно, ритмично надавливайте на грудину, чтобы она прогнулась на 4-5 см. В положении максимального прогиба ее нужно удерживать чуть меньше одной секунды. Затем нажим прекратите, но ладони от грудины не отрывайте. Число нажатий на грудину должно равняться в среднем 60-70 в минуту.

Закапывание капель в нос

Оснащение: капли в нос, стерильная пипетка.

Алгоритм действия:

2. Вымойте руки.

3. Усадите пациента, придайте ему необходимое положение (сидя или лежа, в зависимости от состояния), голову наклонить к противоположному плечу и слегка запрокинуть.

4. Наберите необходимое количество капель в пипетку (три-четыре капли).

5. Закапайте капли в один, а спустя 1-2 минуты, в другой носовой ход, предварительно поменяв положение головы.

6. Вымойте руки.

Внимание! Чтобы капли попали на заднюю стенку глотки, необходимо голову пациента максимально запрокинуть назад и закапать 5-6 капель. Пациент должен почувствовать вкус капель.

Закапывание капель в ухо

Оснащение: теплые капли в ухо, стерильная пипетка.

Алгоритм действия:

1. Проверьте соответствие капель назначению врача.

2. Вымойте руки.

3. Усадите пациента, придайте ему необходимое положение (сидя или лежа), голову наклонить в противоположную сторону.

4. Наберите необходимое количество (6-8) капель в пипетку.

5. Оттяните ушную раковину назад и вверх.

6. Введите капли в наружный слуховой проход.

7. Заложите в наружный слуховой проход ватный тампон.

8. 8.Вымойте руки.

Закапывание капель в глаза

Оснащение: стерильные глазные капли, стерильные пипетки.

Алгоритм действия:

1. Проверьте соответствие капель назначению врача.

2. Вымойте руки.

3. Усадите пациента, придайте ему необходимое положение (сидя или лежа) с запрокинутой головой.

4. Наберите необходимое количество капель в пипетку (две-три капли для каждого глаза).

5. Попросите пациента посмотреть вверх.

6. Оттяните нижнее веко.

7. Не касаясь ресниц, закапайте капли в середину конъюнктивальной складки.

8. Вытекающую из глаз часть лекарства удалите ватным шариком.

9. Вымойте руки.

Ингаляция лекарственного вещества с помощью карманного ингалятора

Алгоритм действия:

1. 1.Снять с баллончика защитный колпачок и повернуть его вверх дном.

2. Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем.

3. Охватить губами мундштук.

4. Сделать глубокий вдох и нажать на дно баллончика. В этот момент выдается доза аэрозоля.

5. Следует задержать дыхание на несколько секунд, затем вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.

6. После ингаляции надеть на баллончик защитный колпачок.

Введение суппозиториев (свечей) в прямую кишку

Алгоритм действия:

1. Проинформируйте пациента о назначенном ему лекарственном препарате и о ходе манипуляции.

2. Наденьте перчатки.

3. Пациента уложите на левый бок с согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами.

4. Вскройте упаковку и достаньте свечу.

5. Левой рукой раздвиньте ягодицы.

6. .Правой рукой введите узким концом всю свечу в анус за наружный сфинктер прямой кишки. 7.Снять перчатки, вымыть руки.

Подкожная инъекция

Алгоритм действия:

2. Наденьте перчатки.

3. Соберите шприц емкостью от 1 до 5 мл, наденьте на шприц иглу (шприц одноразовый).

4. Обработайте шейку ампулы спиртом, надпилите пилочкой и, зажав ваткой, смоченной спиртом, отломите.

5. Наберите лекарство из ампулы или флакона, придерживая ампулу или флакон на игле пальцем. Набрать от 1 до 5 мл (по назначению врача).

6. Подняв шприц вертикально на уровне глаз, освободите его от лишнего лекарства и пузырьков воздуха, проверив иглу на проходимость.

7. Приготовьте два ватных шарика, смоченных спиртом.

8. Предложите пациенту освободить место инъекции. Это может быть наружная поверхность плеч и бедер, подлопаточная область, боковые поверхности передней брюшной стенки. Обработать место инъекции спиртом, сначала одним ватным шариком большую поверхность, затем другим - непосредственно место инъекции. Второй шарик не выбрасывайте, а зажмите в руке мизинцем.

9. Левой рукой собрать кожу в складку, а правой, держа шприц под острым углом (около 45 °С), ввести иглу на глубину 2 /з иглы, срез иглы должен быть направлен вверх. Не перекладывая шприц в другую руку, ввести лекарство. Вторую ватку со спиртом приложить к месту инъекции и, придерживая иглу пальцем, резким движением извлечь ее из мягких тканей.

10. Левой рукой с ватным шариком слегка помассировать место введения лекарства, чтобы оно лучше распределялось в подкожно-жировой клетчатке и не вышло обратно.

11. Снять перчатки, вымыть руки.

Внутримышечная инъекция

Алгоритм действия:

1. Подготовьте руки к инъекции.

2. Наденьте перчатки.

3. Соберите шприц емкостью 5-10 мл, приготовьте иглу длиной 60-80 мм (шприц одноразовый).

4. Наберите лекарство из ампулы, флакона, проверьте проходимость иглы, выпустите воздух.

5. Приготовьте два ватных шарика, смоченных спиртом.

6. Определите место инъекции (для этого мысленно разделите ягодицу на 4 части, проведя горизонтальную линию через большой вертел бедренной кости, а вертикальную - через седалищный бугор). Инъекции нужно выполнять в верхненаружный квадрант под углом 90° по отношению к поверхности кожи.

7. Протрите место инъекции последовательно двумя ватными шариками, смоченными спиртом. Выполнять внутримышечные инъекции лучше в положении пациента лежа на животе или на боку.

8. Левой рукой плотно зафиксируйте мягкие ткани и введите, держа правой рукой иглу перпендикулярно кожной поверхности на глубину 5-6 см, оставив у канюли около 1 см.

9. Не перекладывая шприца из руки в руку, медленно введите лекарство.

10. Приложив к игле ватный шарик, смоченный спиртом, фиксируйте иглу, быстро ее извлеките, место слегка массируйте ватным тампоном.

11. Снимите перчатки, вымойте руки.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

СБОРНИК МАНИПУЛЯЦИЙ

Очно-заочное отделение

СПИСОК МАНИПУЛЯЦИЙ

Манипуляция №1 Техника пеленания новорождённого.

Манипуляция №2 Техника проведения туалета пупочной ранки.

Манипуляция №3 Техника подмывания грудных детей.

Манипуляция №4 Техника обработки слизистой полости рта при стоматитах у детей.

Манипуляция № 5 Техника обработки кожных складок для профилактики опрелости у грудного ребёнка.

Манипуляция № 6 Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка.

Манипуляция № 7 Закапывание капель в ухо.

Манипуляция № 8 Техника закапывания капель в нос ребёнку разного возраста

Манипуляция № 9 Техника закапывания капель в глаза ребёнку разного возраста

Манипуляция № 10 Техника взвешивания детей разного возраста.

Манипуляция № 11 Техника измерение роста детям

Манипуляция № 12 Техника измерения окружности головы, груди, размеров большого родничка. Измерения окружности головы

Манипуляция №13 Техника кормления детей первого года жизни. Кормление из бутылочки

Манипуляция № 14 Техника контрольного взвешивания.

Манипуляция №15. Техника проведения гигиенической ванны новорождённому.

Манипуляция № 16. Техника проведения оздоровительного массажа и гимнастики ребёнку грудного возраста

Манипуляция № 17 Использование различных способов подачи кислорода ребёнку (масочный, кислородная палатка, через носовые канюли).

Манипуляция № 18. Техника постановки газоотводной трубки ребёнку грудного возраст

Манипуляция № 19. Техника взятия соскоба с перианальных складок на энтеробиоз.

Манипуляция № 20. Техника промывания желудка ребёнку грудного возраста.

Манипуляция № 21. Техника постановки очистительной клизмы ребёнку различного возраста.

Манипуляция № 22. Техника сбора мочи у ребёнка до года (у девочки грудного возраста).

Манипуляция № 23. Техника постановки согревающего компресса на ухо ребёнку.

Манипуляция № 24. Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.

Графическая запись

Манипуляция № 25 Определение частоты дыхательных движений, Измерение артериального давления. Исследование пульса.

Измерение артериального давления у детей.

Манипуляция № 26 Техника взятия мазков со слизистых зева и носа на микрофлору у детей.


Манипуляция №1
Техника пеленания новорождённого.

Цель: профилактическая: поддержание постоянной температуры тела новорождённого ребенка и сохранение целостности кожных покровов.

Показания: после проведения гигиенических процедур (подмывания, купания), перед и после прогулки.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника безопасности:

Нельзя оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра,

Не допускать образования грубых складок на распашонках и пелёнках,

Не завязывать косынку узлом вокруг шеи ребёнка,

Не пеленать ребёнка туго.

Подготовка пациента: успокоить ребенка,

Оснащение:

Пеленальный стол

Байковое одеяло

- «Конверт» для прогулки

Фланелевая пеленка

4 тонкие пеленки

Фланелевая и тонкая распашонки

Чепчик (шапочка) тонкая или тёплая в зависимости от времени года.

Последовательность действий:

3. Разложите на пеленальном столе байковое одеяло.

4. Накройте его тонкой пеленкой, подогнув ее верхний край под одеяло на 10-15 см.

5. Положите тонкую пеленку, сложенную пополам по диагонали (косынка), выше одеяла

6. Положите на одеяло фланелевую пеленку, а на нее тонкую – на уровне одеяла.

7. Сложите тонкую пеленку в 8 слоев, которая будет выполнять роль подгузника. Уложите полученный подгузник посередине тонкой пелёнки, таким образом, чтобы узкая часть подгузника была ниже верхнего края одеяла на 15 -20см.

8. Положите ребенка на подгузник, так чтобы поясничная область ребёнка располагалась на уровне верхнего края подгузника.

9. Наденьте на ребёнка тонкую распашонку швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, запахните края распашонки на спине, затем поверните его на спину.

10. Наденьте на одну руку ребенка рукав фланелевой распашонки, швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, расправьте распашонку под спиной ребёнка, чтобы не было складок. Поверните его на спину и наденьте второй рукав распашонки. Запахните края распашонки спереди.

11. Подогните аккуратно нижние края обеих распашонок на 3-4 см. Поверните ребёнка на бок и расправьте на спине ребенка загнутые края распашонок.

12. Поднимите нижний край подгузника и проложите его между ног ребенка.

13. Заверните ребёнка в тонкую пеленку прямым пеленанием, проложив нижнюю часть бокового края пеленки между ногами ребенка.

14. Заверните ребёнка во фланелевую пеленку косым пеленанием.

15. Наденьте на головку ребенка косынку по типу «монашки».

16. Заверните ребёнка в одеяло косым пеленанием и закрепите край одеяла спереди или сбоку.

17. Уложите ребёнка в кроватку

Для прогулки

18. Наденьте чепчик или шапочку

19. Уложите ребёнка в «конверт» для прогулки.

20. Положите ребёнка в сумку для переноса новорождённого (коляску)

Примечание: в домашних условиях обработка пеленального стола осуществляется без дез растворов.

Манипуляция №2
Техника проведения туалета пупочной ранки.

Цель: профилактическая: ежедневная обработка пупочной ранки до ее эпителизации для

профилактики инфицирования, лечебная: местное лечение омфалита.

Показания: отпадение пуповинного остатка, появление на его месте пупочной ранки;

воспаление пупочной ранки (омфалит).

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Нельзя оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе,

Не ставить приготовленные растворы в непосредственной близости с ребенком.

Строго соблюдать правила асептики.

Нельзя пупочную ранку заклеивать лейкопластырем или накладывать повязку.

Подготовка пациента: положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств ираспеленать его.

Оснащение:

Набор стерильных тупферов в крафт-пакете или биксе – 3 шт.

Стерильный пинцет

30 мл 3% раствора перекиси водорода

30 мл 96% раствора этилового спирта

Стерильные перчатки

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

2. Наденьте стерильные перчатки.

3. Внимательно осмотрите дно пупочной ранки, раздвигая указательным и большим пальцами левой руки ее края.

4. Достаньте из бикса или крафт пакета стерильный тупфер

5. Возьмите в правую руку стерильный тупфер, смочите его в 3% растворе перекиси водорода и обработайте дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.

6. Возьмите сухой стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета) и просушите дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.

7. Возьмите третий стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета), смочите его в 96% растворе этилового спирта, и тщательно прижгите им дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток, для сброса, использованного материала.

8. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание:

  1. При появлении патологических изменений (гиперемии, отечности, серозных или серозно-гнойных выделений, кровоточивости) срочно сообщить врачу.
  2. При омфалите пупочная ранка обрабатывается 2-4 раза в день.

Манипуляция №3
Техника подмывания грудных детей.

Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи.

Показания: загрязнение кожи каловыми массами

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, наличие у ребенка потницы, опрелостей,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра на столе,

Контроль постоянной температуры воды (не выше 37 0 С),

Соблюдать правила расположения ребенка на руках при подмывании.

Подготовка пациента: нет

Оснащение:

Чистая пеленка или полотенце

Детское мыло

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом.

2 стерильных ватных шарика

Водный термометр

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость для использованного белья

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка).

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств.

3. Разложите на пеленальном столе комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья

4. Приготовьте чистую пеленку или полотенце.

5. Откройте кран и отрегулируйте температуру воды (37-38,5 о, С) при помощи водного термометра или под контролем чувствительности кожи внутренней поверхности нижней трети предплечья (медперсонала).

6. Разверните ребенка в кроватке и осмотрите кожные складки.

7. Возьмите ребенка и положите его на левое предплечье таким образом, чтобы голова упиралась в локтевой сгиб, а туловище находилось на предплечье.

Девочку - на спину, лицом вверх, чтобы направление воды было спереди назад,

Мальчика - на спину лицом вверх или на живот - лицом вниз.

8. Правой рукой еще раз проверьте температуру воды, при этом ребёнка держите над раковиной, но не под струей воды. Осторожными движениями правой руки, направленными спереди назад, промойте у ребенка наружные половые органы, ягодицы, паховые складки (у девочек только в этом порядке). При сильном загрязнении используйте детское мыло.

9. Просушите аккуратными промокательными движениями кожу ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Использованную пелёнку (полотенце) сбросьте в ёмкость, для использованного белья

10. Положите ребёнка на пеленальный стол

11. Обработайте паховые, ягодичные, а у мальчиков мошоночные складки ватным шариком со стерильным вазелиновым или растительным маслом. Использованные ватные шарики сбросьте в лоток для сброса, использованного материала

12. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Манипуляция №4
Техника обработки слизистой полости рта при стоматитах у детей.

Цель: лечебная: ежедневная обработка слизистой оболочки полости рта за 10-15 минут перед каждым кормлением.

Показания: наличие у ребёнка стоматитов.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка грудного возраста, страх манипуляции у ребенка старше одного года. Со стороны матери: недоверие медперсоналу, отказ от выполнения манипуляции, негативное отношение к манипуляции.

Техника безопасности:

Не оставлять грудного ребенка на пеленальном столе без присмотра

Не использовать для обработки слизистой оболочки полости рта грубую ткань, твёрдые предметы с накрученной на них ватой.

Подготовка пациента: успокоить ребенка.

Оснащение:

Бикс со стерильными марлевыми салфетками размером 10x10 cм

Стерильный пинцет

Стерильный лоток

- Ёмкость с 2% раствором гидрокарбоната натрия или 10% раствором тетрабората натрия

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств,

3. Положите ребёнка на пеленальный стол (ближе к источнику света),

4. Возьмите стерильным пинцетом стерильную марлевую салфетку из бикса

5. Оберните указательный палец правой руки стерильной марлевой салфеткой, свободный конец которой зажмите в кулаке,

6. Левой рукой возьмите ёмкость с одним из приготовленных растворов и смочите марлевую салфетку над лотком для сброса, использованного материала,

7. Откройте левой рукой рот ребёнку, надавливая на подбородок и, опуская его вниз,

8. Осторожными движениями указательного пальца правой руки с помощью салфетки снимите налеты со слизистой оболочки сначала в преддверии рта (внутренняя поверхность щек и десны), затем в собственно ротовой полости (под языком, спинка языка, твердое небо).

9. Использованную марлевую салфетку сбросьте в лоток для сброса, использованного материала

Манипуляция № 5
Техника обработки кожных складок для профилактики опрелости у грудного ребёнка.

Цель: профилактическая: профилактика опрелостей.

Показания:

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра.

Использовать только стерильное вазелиновое или растительное масло

Подготовка пациента:

Положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств (ближе к источнику света) ираспеленать его.

Успокоить ребенка

Оснащение:

- Ёмкость (мензурка) со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Бикс со стерильными ватными шариками

Стерильный лоток

Стерильный пинцет

Стерильные перчатки

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

2 чистые пелёнки

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник

(памперс), ползунки, распашонки, кофточка)

Последовательность действий:

1.Вымойте руки гигиеническим способом

2.Осмотрите кожные покровы ребенка,

3.Подмойте ребенка проточной водой (37-38 0 С) при загрязнении кожных покровов каловыми массами или мочой,

4. Подсушите кожные покровы чистой пелёнкой,

5.Уложите ребенка на спину на чистую пеленку,

6.Помойте руки, наденьте стерильные перчатки,

7.Возьмите ватный шарик стерильным пинцетом из бикса, опустите его в мензурку со стерильным маслом комнатной температуры,

8.Достаньте рукой его рукой и слегка отожмите,

9.Осторожными движениями протрите кожные складки в следующей последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, подколенные, паховые, ягодичные, межягодичная,

10. Сбросьте использованный ватный шарик в лоток, для сброса, использованного материала,

11. При необходимости ватный шарик можно поменять.

12. Сбросьте использованный ватный шарик и перчатки в лоток для сброса, использованного материала,

13. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание:

  1. Стерильное вазелиновое масло можно приобрести в аптеке, а растительное приготовить в домашних условиях: взять флакон, налить в него рафинированное растительное масло, закрыть пробкой и опустить в емкость с водой, чтобы уровень воды превышал уровень масла во флаконе, поставить емкость на огонь, довести до кипения, прокипятить в течение 20-30 минут, вынуть флакон с маслом и остудить.

Манипуляция № 6
Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка.

В утренний туалет грудного ребёнка входят подмывание, обработка глаз, носовых ходов, наружных слуховых проходов, осмотр полости рта и обработка кожных складок.

Цель: профилактика заболеваний кожи и слизистых.

Показания: осуществление гигиенического ухода за новорожденным и грудным ребенком.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника безопасности:

  1. Не оставляйте ребенка на пеленальном столе без присмотра.
  2. Не используйте твёрдые предметы с накрученной на них ватой для проведения туалета носа и ушей

Подготовка пациента: успокоить ребенка.

Оснащение:

Фланелевая пелёнка (для покрытия пеленального стола).

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

Тонкая пеленка для подмывания

Бикс со стерильными ватными шариками и ватными жгутиками.

Стерильный пинцет (в биксе или крафт-пакете)

Стерильный шпатель (в биксе или крафт-пакете)

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Мензурка с кипяченой водой комнатной температуры

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость, для использованного белья

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез. средств.

3. Разложите на пеленальном столе комплект для пеленания или покройте пеленальный стол фланелевой пелёнкой и приготовьте комплект чистого нательного белья для переодевания ребёнка,

4. Распеленайте или разденьте ребенка в кроватке и осмотрите кожные покровы,

5. Подмойте ребенка согласно алгоритму.

6. Положите ребёнка на пеленальный стол

Обработка глаз.

7. Вымойте руки гигиеническим способом.

8. Возьмите 2 ватных шарика стерильным пинцетом из бикса, опустите их в мензурку с кипяченой водой комнатной температуры. Достаньте рукой один из смоченных ватных шариков и слегка его отожмите.

9. Осторожно протрите один глаз ватным шариком по направлению от наружного угла к внутреннему.

10. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

11. Затем обработайте таким же образом второй глаз. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

Обработка носовых ходов.

12. Осмотрите носовые ходы.

13. При наличии у ребёнка корочек в носовых ходах, возьмите стерильным пинцетом из бикса два ватных жгутика и смочите их в стерильном масле

14. Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого носового хода отдельный ватный жгутик. Для этого ватный жгутик осторожными вращательными движениями вводится на 1-1,5 см в каждый носовой ход.

15. Сбросьте использованный ватный жгутик в лоток для сброса, использованного материала

16. При необходимости процедуру можно повторить.

17. Вымойте руки гигиеническим способом

Обработка наружных слуховых проходов .

18. Осмотрите ушные раковины и наружные слуховые проходы. Для этого возьмите верхний край ушной раковины и отведите её вверх и кзади.

19. Если в ушных раковинах и наружных слуховых проходах имеются скопления серы (корочки), обработайте их сухими ватными жгутиками. Для этого ватные жгутики вводятся осторожными вращательными движениями в наружные слуховые проходы.

20. Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого слухового прохода отдельный ватный жгутик.

21. Сбросьте использованные ватные жгутики в лоток для сброса, использованного материала

22. При необходимости процедуру можно повторить

Осмотр полости рта

23. Откройте рот ребёнку, надавливая на подбородок и опуская его вниз.

24. Осмотрите полость рта ребёнка, используя стерильный шпатель. Осмотр проводите в следующей последовательности: слизистая оболочка боковых поверхностей ротовой полости, поверхности языка и дёсен.

Обработка кожных складок

25. Проведите согласно алгоритму

26. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание: .При появлении у ребенка признаков острого конъюнктивита (гиперемия склер, светобоязнь, гнойные выделения из глаз) туалет глаз проводится от верхнего века к нижнему

Манипуляция № 7
Закапывание капель в ухо.

Цель: лечебная.

Показания: острые и хронические заболевания среднего и наружного уха по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы:

Техника безопасности:

Не оставляйте ребенка без присмотра

Проверьте целостность пипетки,

Проверьте название лекарственного препарата и срок его годности.

Для каждого пациента используется отдельная стерильная пипетка.

Подготовка пациента:

Успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры.

Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Стерильная глазная пипетка
  • Ушные капли, подогретые до температуры тела
  • Рыхлые ватные тампоны или салфетки
  • Ёмкость с дез раствором
  • Ёмкость для использованных ватных тампонов

Последовательность действий:

  1. Осмотрите наружный слуховой проход. Если имеется гнойное отделяемое, проведите туалет наружного слухового прохода согласно алгоритму.
  2. Пациента уложите на бок, больным ухом вверх. Ребенка раннего возраста фиксирует помощник или мать.
  3. Правой рукой наберите в пипетку 5-6 капель лекарственного препарата.
  4. Левой рукой оттяните ушную раковину, чтобы наружный слуховой проход выпрямился:

Детям раннего возраста – немного книзу

Детям старшего возраста – кверху и кзади.

  1. Закапайте капли в ухо, держа пипетку в вертикальном положении и стараясь не касаться слухового прохода.
  2. Оставьте ребенка в таком положении 15-20 минут, затем положите в ушную раковину ватный тампон и наклоните голову в сторону больного уха, чтобы капли из него вытекли.
  3. Протрите ушную раковину и наружный слуховой проход салфеткой, в слуховой проход введите рыхлый ватный тампон.
  4. Обработайте пипетку в соответствии с действующим приказом.

Манипуляция № 8

Оснащение:

  • Капли в нос
  • Стерильная глазная пипетка
  • Ватные тампоны или марлевая салфетка.
  • Ёмкость с дез раствором

Последовательность действий:

  1. Запрокиньте голову ребёнка назад и наклоните её в сторону так, чтобы носовой ход, в который будете закапывать капли, оказался внизу.
  2. Возьмите пипетку в правую руку, наберите 2-3 капли лекарственного препарата,
  3. Большим пальцем левой руки поднимите кончик носа ребёнка.
  4. Закапайте капли на слизистую крыла носа, удерживая пипетку в полувертикальном положении, не касаясь ею слизистой оболочки носа.
  5. Оставьте голову ребенка в таком положении на 1-2 минут. Для равномерного распределения капель можно слегка прижать крыло носа к перегородке.
  6. Наклоните голову пациента в противоположную сторону и закапайте капли в другой носовой ход в той же последовательности.
  7. Сбросьте использованную пипетку в ёмкость с дез раствором.

Примечание:

  1. Ребенку раннего возраста закапывать капли удобней при участии помощника, который держит его в полулежащем положении, фиксируя руки, а при необходимости и ноги.
  2. Грудного ребенка перед выполнением манипуляции лучше запеленать.

Манипуляция № 9

Манипуляция № 10

Манипуляция № 11

Манипуляция № 12

Измерения окружности головы

4. Наложите сантиметровую ленту вокруг головы ребенка: сзади – на затылочные бугры, спереди – на уровне надбровных дуг.

5. Определите размер окружности головы ребёнка.

6. Запишите полученный результат в «Историю развития ребенка».

Измерение окружности груди:

7. Наложите сантиметровую ленту сзади – под нижними углами лопаток, спереди – на уровне сосков.

8. Определите размер окружности груди ребёнка.

9. Запишите полученный результат в «Историю развития ребенка».

Измерение размеров большого родничка:

10. Найдите расположение большого родничка между лобными и теменными костями на голове ребенка.

11. Измерьте сантиметровой лентой расстояние между средними точками противоположных краев (сторон) большого родничка.

12. Запишите полученный результат «Историю развития ребенка».

13. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его (или отдайте его матери).

Манипуляция №13
Техника кормления детей первого года жизни.

Цель: обеспечение потребности ребенка в питательных веществах.

Грудное вскармливание

Показания: удовлетворение физиологических потребностей ребенка.

Противопоказания: отсутствие у ребёнка сосательного и глотательного рефлексов. Дефект развития твёрдого нёба и верхней губы

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, отказ от еды, рвота, затруднения при кормлении грудью со стороны матери или ребенка.

Техника безопасности:

Нельзя, чтобы молочная железа матери закрывала носовые ходы ребёнка

Подготовка пациента:

Успокойте ребенка.

Проследите, чтобы мать вымыла руки с мылом, обмыла молочную железу кипячёной водой комнатной температуры над раковиной и приняла удобное положение (лёжа или сидя).

Оснащение:

  • Чистая пеленка
  • Две чистые салфетки
  • Ёмкость с кипячёной водой комнатной температуры

Последовательность действий:

  1. Вымойте руки гигиеническим способом.
  2. Проследите, чтобы мать сцедила первые капли молока на салфетку.
  3. Расстелите чистую пеленку на постели матери или на её коленях (в зависимости от положения матери).
  4. Приложите ребенка к молочной железе,
  5. Убедитесь в правильной технике кормления: положенияребенка во время кормления - голова выше туловища, молочная железа матери не закрывает носовые ходы ребёнка, «захват» ребёнком не только соска, но и ареолы.
  6. После окончания кормления обсушите чистой салфеткой кожу вокруг рта ребенка
  7. Придайте ребёнку вертикальное положение на 1-3 минуты, затем уложите в кровать на бок.

Кормление из бутылочки

Показания: удовлетворение физиологических потребностей ребенка при отсутствии у матери грудного молока или отказе матери от грудного вскармливания.

Противопоказания: отсутствие у ребёнка сосательного и глотательного рефлексов. Дефект развития твёрдого нёба верхней губы.

Техника безопасности:

Контроль положенияребенка во время кормления - голова выше туловища

Температура смеси не должна быть выше 40 0 С

Горлышко бутылочки должно быть во время кормления заполнено молоком

Соска должна иметь диаметр отверстия, при котором жидкость вытекает каплями

Подготовка пациента:

Проверьте носовое дыхание у ребенка, в случае необходимости проведите туалет носовых ходов, согласно алгоритму.

При необходимости подмойте ребёнка и перепеленайте или переоденьте его.

Успокойте ребенка.

Оснащение:

  • Молочная смесь
  • Сцеженное грудное молоко
  • Стерильная бутылочка ёмкостью 200мл
  • Стерильная соска с отверстием
  • Чистые пеленки
  • Две чистые салфетки

Последовательность действий:

  1. Подогрейте молочную смесь в бутылочке до 37-40 о С (на водяной бане или специальном электроприборе).
  2. Вымойте руки гигиеническим способом.
  3. Наденьте на бутылочку соску.
  4. Проверьте температуру смеси, капнув несколько капель на внутреннюю поверхность нижней трети предплечья.
  5. Приготовьте рядом с местом кормления чистую пелёнку
  6. Возьмите ребенка на руки, сядьте на стул и постелите чистую пелёнку на колени.
  7. Держите ребёнка во время кормления таким образом, чтобы его голова была выше туловища.
  8. Введите соску в рот ребенка, проследив за тем, чтобы она находилась на языке.
  9. Кормите ребенка, соблюдая технику кормления: бутылочку держите под углом так, чтобы горлышко ее было все время заполнено молоком с целью предупреждения аэрофагии.
  10. Закончив кормление, обсушите чистой салфеткой кожу вокруг рта ребенка.
  11. Осторожно поднимите ребенка в вертикальное положение на 1-3 минуты.
  12. Положите ребенка в кровать на бок.

Манипуляция №15.

Манипуляция № 17

Манипуляция № 18.

Манипуляция № 19.

Манипуляция № 20.

Манипуляция № 21.

Манипуляция № 22.

Манипуляция № 23.

Манипуляция № 24.

Графическая запись

Цель: диагностическая.

Показания: измерить температуру тела по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

Подготовка пациента:

Оснащение:

  • Медицинский термометр
  • Лоток с дез. раствором
  • Температурный лист, ручка.

Последовательность действий:

1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).

2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по

краям клеточки)

7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

Примечание.

  1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
  2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
  3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
  4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
  5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
  6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

Манипуляция № 25

Определение частоты дыхательных движений,
Измерение артериального давления.
Исследование пульса.

Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

Показания: согласно назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Секундомер или часы с секундной стрелкой
  • Фонендоскоп
  • Температурный лист, ручка

Последовательность действий:

  • Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
  • Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
  • Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
  • Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
  • Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
  • Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

Примечание:

  1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3

у более старших 1: 3,5-4

у взрослых 1: 4

  1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
  2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
  3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

Возрастные нормы ЧДД

Манипуляция № 26

СБОРНИК МАНИПУЛЯЦИЙ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ»

Очно-заочное отделение

Цель: лечебная -введение ЛС в уши.

Показания : болевые ощущения и воспалительный про­цесс в ухе.

Оснащение:

Стерильно: лоток с ватными шариками, салфетками, пинцет, пипетки, капли в нос, подогретые до температуры 36-37 °С, перчатки.

Алгоритм выполнения:

    Усадить пациента на стул лицом к свету, повернуть голову, так чтобы слуховой проход был хорошо виден, если лежит, то уложить голову на бок.

    Осмотреть наружный, слуховой проход, при наличии отделяемо­го из уха - очистите слухо­вой проход ватными жгутиками (турундами).

    Наклоните голову пациента в противоположную закапыванию сторону, если он сидит.

    Наберите в пипетку лекарственное вещество, одну кап­лю капните себе на тыльную сторону кисти руки (проверка температуры раствора).

    От­тяните левой рукой ушную раковину пациента в сторону и вверх, правой – закапайте 2-3 капли в наружный слуховой проход.

    Введите в наружное ухо пациента ватный шарик.

    Таким же образом закапайте капли в другое ухо.

    Снять перчатки, поместить в

    Вымыть руки, осушить.

Закладывание мази в глаза.

Цель: лечебная -введение ЛС в глаза.

Показания : конъюнктивит или др. заболевания глаз.

Оснащение:

Стерильно: лоток с ватными шариками, салфетками, пинцет, стеклянная палочка для введения мази, глазная мазь, перчатки.

Нестерильно: ёмкость для сброса отработанного материала, стул или кушетка.

Алгоритм выполнения:

    Объяснить пациенту ход проведения манипуляции, получить от него согласие.

    Усадить пациента на стул лицом к свету со слегка запроки­нутой головой или уложить на спину без подушки.

    Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть стерильные перчатки.

    Осмотреть глаза пациента, при необходимости предварительно провести уход за глазами.

    Выдавить на плоскую поверхность палочки 4-5 мм мази.

    В левую руку взять ватный шарик, попросить пациента посмотреть вверх.

    Оттянуть нижнее веко шариком, завести палочку с мазью в нижний свод, коснувшись конъюнктивы.

    Попросить пациента зажмурить глаз.

    Вывести глазную палочку из конъюнктивального свода по направлению к наружному углу глаза.

    Ватным шариком, нежными вращательными движениями по коже верхнего века распределить мазь по всему глазу.

    Повторить всё для другого глаза.

    Поместить отработанный перевязочный материал и пипетки в ёмкости с дез. раствором.

    Снять перчатки, поместить вёмкость с дезинфицирующим раствором.

    Вымыть руки, осушить

Введение мази в ухо.

Цель: лечебная - введение ЛС в ухо.

Показания : патологические про­цессы в ухе.

Оснащение:

Стерильно: лоток с ватными шариками (турундами), салфетками, пинцет, мазь ушная, перчатки.

Нестерильно: ёмкость для сброса отработанного материала, стул или кушетка.

Алгоритм выполнения:

    Объяснить пациенту ход проведения манипуляции, получить от него согласие.

    Усадить пациента на стул лицом к свету, повернуть голову, так чтобы слуховой проход был хорошо виден, если лежит, то уложить голову на бок.

    Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть стерильные перчатки.

    Осмотреть уши, при наличии отделяемо­го из уха - очистите слухо­вой проход ватными жгутиками (турундами).

    Из ватного шарика сделать турунду.

    Из туба на турунду выдавить полоску мази.

    От­тянуть левой рукой ушную раковину пациента назад и вверх, правой – вкручивающими движениями ввести турунду с мазью в слуховой проход.

    Таким же образом заложить мазь на турунде в другое ухо пациента.

    Поместить отработанный перевязочный материал и пипетки в ёмкости с дез. раствором.

    Снять перчатки, поместить вёмкость с дезинфицирующим раствором.

    Вымыть руки, осушить.

Манипуляция - Техника закапывания капель в глаза, нос и ухо ребенку раннего возраста

Техника закапывания капель в ухо

Цель: лечебная
Показания: воспаление среднего уха, серная пробка
Противопоказания: травмы среднего уха
Оснащение: лекарственные препараты, 2 емкости: «чистые пипетки», «грязные пипетки», стакан с водой 50-60°, лоток для использованного материала
Подготовка к процедуре
1.Возьмите лекарственное средство, прочитайте название и проверьте срок годности
2.Подогрейте лекарственные растворы до температуры тела
3.Объясните пациенту ход процедуры
4.Вымойте руки
5.Уложите пациента на бок, пораженным ухом вверх
Выполнение процедуры
6. Возьмите пипетку в правую руку, наберите в пипетку лекарственное средство, оттяните ушную раковину кзади и к верху 1 и 2 пальцами левой руки, маленьким детям кзади и книзу
7. Закапайте 3-4 капли в слуховой проход
Окончание процедуры
8. Попросите пациента полежать на этом боку 10-15 минут
9. положите пипетку в дезраствор
10. помогите пациенту сесть
11. спросите пациента о самочувствии

Техника закапывания капель в нос

Цель: лечебная
Показания: воспаление слизистой оболочки носа
Противопоказания: носовые кровотечения,травма носа с повреждением слизистой оболочки
Оснащение: емкость «чистые пипетки», «грязные пипетки», марлевые салфетки или носовой платок, плотные ватные жгутики, лоток для использованного материала.
Подготовка к процедуре
1 .Наденьте маску
2.Возьмите лекарственное средство, прочитайте его название и проверьте срок годности.
3.Приготовьте пипетки
4.Объясните пациенту или маме ход процедуры
5.Вымойте руки
6.Усадите пациента
7.Очистите носовые ходы: для туалета носа маленьким детям - возьмите правой рукой 2 сухих ватных жгутика, левой рукой зафиксируйте головку так, чтобы первый палец находился на лбу, а ладонь и 2,3,4,5 пальцы на теменных и затылочных областях головы ребенка; правой рукой осторожно введите вращательными движениями ватные жгутики в носовой ход и продвиньте его внутрь на 1- 1,5 см. Старшим детям высморкаться в носовой платок.
ВНИМАНИЕ! Для каждого носового хода нужен отдельный жгутик. Категорически запрещается проводить туалет носа плотными предметами.
Выполнение процедуры
1. Поверните голову пациента в ту сторону, в которую вводите лекарство, левой рукой зафиксируйте голову, большим пальцем этой же руки приподнимите кончик носа
2.Закапайте 3-4 капли на слизистую крыла носа
3.Внимание! Не вводите пипетку глубоко в нос, старайтесь не касаться пипеткой носа
4. Прижмите крыла носа к перегородке и сделайте легкие вращательные движения
5. Через 1-2 мин закапайте капли во 2 ноздрю, соблюдайте те же правила
Окончание процедуры.
Придайте ребенку удобное положение.
Примечание: При закапывании масляных капель уложите ребенка слегка запрокинув голову, закапайте 5-6 капель.
Пациент должен чувствовать вкус капель.

Техника закапывания капель в глаза и проведения туалета

Цель: лечебная, диагностическая
Показания: воспалительные заболевания глаз, исследования глазного дна
Оснащение: лекарственные препараты, 2 емкости «чистые пипетки», «грязные пипетки», р-р фурацилина, лоток для использованного материала. Подготовка к процедуре
1. возьмите лекарственное средство, прочитайте его название и проверьте срок годности.
2. объясните пациенту или маме ход процедуры
3. усадите или уложите пациента
4. вымойте руки
5. Примечание: при выделениях из глаз предварительно проведите туалет: возьмите 2 стерильных шарика, смочите в 0,02 р-р фурацилина, отожмите излишки фурацилииа в лоток для использованного материала, помойте влажным шариком глаза ребенку от наружного угла к внутреннему, положите отработанные шарики в лоток для использованного материала.
Выполнение процедуры
1. Наберите в пипетку нужное количество капель
2. Попросите пациента слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх
3.Прижмите 2 пальцем левой руки ватный шарик к коже и оттяните нижнее веко вниз
4. Закапайте в нижнюю конъюнктивальную складку 2-3 капли лекарства ближе к внутреннему углу глаза
5. Попросите пациента закрыть глаза
6. Промокните остатки капель.
Окончание процедуры
Убедитесь, что пациент не испытывает неудобств после процедуру
Инфекционный контроль
1. Погрузите пипетку в 3% р-р хлорамина на 60 минут; лоток в 3% раствор хлорамина на 60 минут
2. ватные шарики в 3% раствор хлорамина на 60 минут.
3. Обработать руки на социальном уровне.

Использование назальных капель является, пожалуй, самым распространенным способом лечения насморка (ринита).

Но кто из нас хоть раз в жизни задумывался, как нужно правильно капать капли в нос? Или, быть может, кто-то обучался премудростям этой науки?

Закапывание капель в нос не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Уверен, что практически каждый человек сталкивался с проблемой, когда уже закапанные в носовые каналы капли внезапно оказывались у него в горле. Все дело здесь в несоблюдении нескольких простых правил, которых следует придерживаться при пользовании назальными каплями.

Правильная последовательность действий

Давайте разберем эффективный алгоритм введения лекарственного препарата или, проще говоря, выясним как все-таки закапывать капли в нос правильно:

  1. очищаем носовую полость;
  2. придаем нашему телу и голове правильное положение;
  3. капаем капли и слегка меняем положение головы.

Давайте детально разберем эти нехитрые действия.

Как наилучшим образом очистить от слизи носовую полость?

Для того чтобы лекарственное средство наиболее эффективно выполнило свою работу, носовая полость должна быть чистой. Действительно, во время насморка в ней скапливается большое количество слизистого секрета (соплей). Казалось бы, что может быть проще, нужно всего лишь высморкаться.

Но и этот очевидный шаг можно выполнить гораздо более результативно.

Для этого нужно закапать в каждую ноздрю несколько капель физраствора либо использовать любой из его аналогов (например, АкваМастер, Назол Аква, Салин и другие). Действие физиологического раствора позволит очистить нос гораздо более качественно. Даже если в носовой полости присутствуют сухие корочки, они размягчатся и выйдут наружу. Только после этого следует мягко и не напрягаясь высморкаться.

Какую позу следует принять?

Существуют две позиции, которые могут использоваться при данной процедуре. Больному следует сесть на стул или лечь на спину. Кровать, диван либо кушетка замечательно подойдут. Голову следует слегка запрокинуть.

Заключительная часть процедуры

Закапываем в ноздрю необходимое количество капель. При этом следует строго придерживаться инструкции по применению соответствующего лекарственного препарата либо рецепта народного средства.

После введения лекарства стоит, не мешкая, наклонить голову в сторону. При орошении левого носового канала налево, при орошении правого, соответственно, направо. Пальцем следует прижать ноздрю к носовой перегородке, перекрывая тем самым вытекание лекарства из носа. Держим ноздрю в таком положении 20-25 секунд.

Этого времени достаточно, чтобы лекарство всосалось в слизистую оболочку носа.

Повторяем аналогичную процедуру для второй ноздри.

Если этот алгоритм выполнен последовательно и точно, лекарство никогда не попадет в наше горло. А ведь это именно то, чего мы и добивались!

Таким образом, капать капли в нос не такой простой и быстрый процесс. Однако можно упростить свою жизнь и воспользоваться назальным спреем. С ним нет проблемы попадания лекарства в горло. Кроме того, при применении спрея мы орошаем максимальную область слизистой оболочки носа.

Еще один совет – в случае если вы храните капли в холодильнике, то непосредственно перед применением следует их чуть-чуть разогреть. Лучше всего это сделать, поместив флакон с лекарством в теплую воду. Что же касается подходящего места для хранения назальных капель, то при решении этого вопроса необходимо отталкиваться от инструкции по применению препарата. В ней всегда прописано, в каких условиях и при какой температуре должно храниться лекарственное средство.

Правильно капаем капли в нос маленькому ребенку

Алгоритм введения капель в нос грудному ребенку схож с тем, что необходимо сделать взрослому. Однако существуют некоторые особенности.

Если малыш еще не умеет сморкаться, маме следует самостоятельно очистить его носовую полость.

Прежде всего, нужно подготовить 6-8 ватных канатиков (скрученных кусочков ваты) диаметром чуть меньше ноздри малыша. Если в носу младенца нет засохших корок, то можно просто капнуть 2-3 капли физраствора в каждый носовой канал, в противном случае необходимо провести процедуру промывания носовой полости.

Пару минут спустя предельно осторожно вводим в нос младенца приготовленный канатик. Прокручиваем его там. После чего меняем на чистый. Для проведения этой процедуры не стоит использовать ватные палочки. Они могут нанести вред слизистой оболочке малыша.

Затем капаем лекарство в нос малышу. Строго придерживаемся рекомендованных инструкцией дозировок.

Укладываем младенца и выполняем все описанные выше необходимые действия. Наклоняем в нужную сторону голову, зажимаем ноздрю и прочее.