Проектирование интервенций в нейро-лингвистической психотерапии (НЛПт) и НЛП-коучинге. Разрешение конфликта - визуальное сдавливание

Александр Любимов


Если мы определились с тем, что мы хотим изменить (актуальное состояние), с тем, что хотим получить (желаемое состояние), и даже с тем, что нужно добавить (ресурсы) - встаёт вопрос: «Как добавить?». Ну то есть куда и что есть, но как?
В НЛП используется довольно много способов добавления ресурса, сейчас я вам предложу одну довольно универсальную, но простую и эффективную технику. Называется она красиво «Визуальное сдавливание».

Техниками в НЛП называют пошаговые инструкции для изменения. В технике как раз описывают как подобрать ресурс, но, особенно, как его внести в ситуацию. Хотя есть техники заточенные под конкретный тип изменений - например «Быстрое лечение фобий» - в которых даже и сами ресурсы уже прописаны, так как они характерны для данной ситуации.

Подходит эта техника практически для любых изменений, но не слишком важных. Например, она неплохо работает, если нужно изменить «нежелательное состояние в контексте»: раздражение, обиду, скованность, неуверенность. Или поработать с поведением: срываюсь на крик при разговоре, волнуюсь перед экзаменом.

В НЛП и состояния тоже относятся к поведению, так же как и реакции, эмоции и проч. То есть всё, что мы делаем или реагируем - это поведение. Вот его как раз и меняем.

Правда эта техника не очень хорошо работает с очень сильными состояниями: страх, ужас, сильное раздражение, восторг, влюблённость, ненависть. А так же с навязчивостями - это то что ещё называют «мании» и «пристрастия», вроде курения.
Так что желательно, чтобы

задача была маленького или среднего «уровня важности».

Кстати у этой техники есть большой плюс - о нужных ресурсах достаточно просто знать и придумать подходящий образ. Например, у вас может и не быть «усидчивости» или «гармони», но если вы можете себе это представить, то их всё равно можно использовать как ресурс.

Сейчас вы попробуете технику и сможете убедиться, что она работает. А потом мы на её примере разберём некоторые подходы и принципы изменения/span>

Техника «Визуальное сдавливание»

Что меняем

Определите актуальное и желаемое состояния. Как это делается мы уже говорили.

Ресурсы

Подумайте, какие ресурсы вам могут помочь изменить ситуацию. Например:

  • спокойствие, уверенность в себе, радость (состояния);
  • умение справляться с трудностями (способность);
  • уравновешенность, усидчивость, целеустремлённость (качества);
  • справедливость, гармония (ценности);
  • вера в то, что всё будет хорошо (вера);
  • для достижения цели нужно работать (убеждение).

Образы

Сядьте удобно. Руки вытяните перед собой ладонями вверх, расслабленно, согнутыми в локтях.

Представьте, что вы держите поднос снизу.

Положите образ того, что меняем на левую руку. Это может быть «фотография ситуации»; ассоциация: кленовый лист, водоворот, болото; геометрическая фигура - шар, куб, треугольник.

Если очень хочется, можно положить образ ситуации на правую руку - это дело вкуса. Просто тогда на левую вы будете складывать ресурсы.

На правую руку положите образы ресурсов. Добавляйте ресурсы до тех пор, пока на правой руке не будет приблизительно в полтора-двараза больше. Если не хватает тех, что были в первоначальном списке (или они не совсем подходят), то поищите ещё и положите на правую руку.
Каждый ресурс постарайтесь пережить (если это возможно) и представить как можно лучше. Представлять ресурсы точно так же можно в виде шаров, кубов, дубовых листьев или рек.

Сжатие образов

Начинайте медленно сводить руки так, чтобы этот процесс занял минуту-полторы.

Возможно, что на определённом этапе появится ощущение сопротивления, как будто сжимаете подушку или мячик. Во здесь надо добавить "морального" желания руки сжать. Не "физической силы", а именно "желания".

Когда ладони приблизятся друг к другу, надо их медленно сжать, чтобы образы "перемешались". Позвольте себе оставаться с прижатыми к друг другу ладонями некоторое время.

Для интеграции обычно хватает минуты - полторы. Так что можно просто засечь время.

Проверка работоспособности

Подумайте о ситуации, в которой вы раньше испытывали нежелательные эмоции, или о человеке, событии, предмете, к которому вы меняли отношение. Что изменилось? Чувствуете ли вы себя так, как хотели бы? Если нет, подумайте какие ресурсы вам ещё нужны и повторите процесс с новыми ресурсами - на левую руку положите образ ситуации, который получился после сжатия рук, на правую - дополнительные ресурсы, которые могут вам помочь достигнуть желаемого состояния.

Экологическая проверка

Не повредит ли вам, если теперь в этой ситуации вы будете испытывать эту эмоцию? Если последствия вас не устраивают - вернитесь на самый первый шаг и пройдите по всем шагам техники, учитывая новые пожелания.

Привязка к будущему

Представьте себе три-четыре ситуаций в будущем, где вы бы раньше испытывали нежелательное состояние - через неделю, месяц, год, пару лет. Желательно выбирать максимально отличающиеся контексты. Посмотрите, как изменилось ваше поведение.

Предисловие к технике “Лечение аллергий”.

Как вырабатывается аллергическая реакция? Скажем, человек переедает каких-нибудь фруктов (например, апельсинов), и приобретает пищевую аллергию. Или думая, что, чем больше лекарств примешь, тем быстрее выздоровеешь, человек получает аллергию на пенициллин, аспирин или другие лекарственные средства.

Что происходит с человеком, имеющим аллергическую реакцию? Стоит ему соприкоснуться хотя бы с минимальной и абсолютно безвредной дозой аллергена, и его иммунная система тут же бьет тревогу, чтобы избежать нарушения внутренней стабильности организма. Понятно, что у такого мощного способа защиты есть своя отрицательная сторона: человек вынужден во многом себя ограничивать, дабы постоянно избегать взаимодействия с веществом, вызывающим аллергическую реакцию.

Но аллергическая реакция может также удовлетворять какие-либо вторичные выгоды. В таких случаях аллергия может возникать не только при соприкосновении человека с аллергеном, но и в любое «удобное» для человека время.

Особого внимания достоин эффект накопления некоторыми людьми целого букета различных аллергий. Появление у человека второй, третей и последующих аллергий, без видимых на то причин, можно объяснить работой якорей , закрепившихся в период обострения первой аллергии. Например, если при обострении аллергии на пыльцу одних растений человек попадает в среду, где цветут другие растения, то их пыльца может стать якорем для запуска аллергической реакции. Кроме того, специфическая обстановка или ситуация, в которой проявилась аллергическая реакция, может сама вызывать эту реакцию.

Конечно же, работать с человеком по изменению аллергической реакции полезно только на стадии ремиссии , то есть когда он находится в нормальном физиологическом состоянии.

^ Несколько слов о самой технике «Лечение аллергий» . Для использования при работе с аллергиями указанной техники обязательно нужно знать аллерген . Если клиент к моменту работы не знает, что именно вызывает у него аллергическую реакцию, можно, например, предложить клиенту подробно описать несколько случаев обострения аллергии и заметить, что повторялось в каждом из случаев. Если у клиента окажется несколько «подозреваемых» на роль аллергена, то можно (если их немного) проделать технику с каждым из них.

Одним из центральных элементов техники «Лечение аллергий» является подбор соответствующего антиаллергена. Антиаллерген – раздражитель (предмет, вещество), имеющий какое-либо сходство с аллергеном, но вызывающий у человека нормальную или ресурсную реакцию. Качественно подобранный антиаллерген позволяет, изменяя реакцию, максимально использовать способности и опыт нормального реагирования организма человека на раздражители, подобные аллергену. Используя кинестетику, сопутствующую взаимодействию человека с антиаллергеном и закрепляя ее как реакцию на аллерген, мы создаем новый условный рефлекс.

Техника «Лечение аллергий».


  1. Определите аллерген.

  2. Подберите антиаллерген.

^ Ниже приводится список некоторых аллергенов и соответствующих им антиаллергенов.


  1. Выявите кинестетику, сопутствующую взаимодействию клиента с антиаллергеном. Желательно, чтобы для клиента она была ресурсной, в крайнем случае - нейтральной. Заякорите это состояние. Чтобы сделать реакцию клиента на антиаллерген более ресурсной, Вы можете, явно или неявно, добавить к установленному якорю дополнительные ресурсы. Убедитесь, что Ваш якорь работает хорошо.

  2. Создайте контекст, в котором клиент был бы защищен от всевозможных внешних воздействий и мог хорошо диссоциироваться от опыта, связанного с аллергией. (Например, окружить себя стеклянным куполом или герметичным скафандром)

  3. Предложите клиенту диссоциированно выбрать в своей личностной истории 3-4 ситуации, связанные с аллергией: самую раннюю (появление аллергии) и еще две-три, где аллергическая реакция проявилась наиболее интенсивно. Также предложите клиенту представить 3 возможных ситуации в будущем, где бы он, по его мнению, мог вновь взаимодействовать с веществом, вызывавшем у него раньше аллергию.

  4. Предложите клиенту поочередно, диссоциированно , просмотреть все выбранные ситуации, начиная с самой ранней, - так, чтобы в каждой ситуации он видел себя, спокойно взаимодействующим с бывшим аллергеном. Задача клиента увидеть себя как можно более естественным – так, как будто он всегда имел нормальную реакцию. Вы на протяжении всего процесса держите якорь, (который вы установили на шаге 3), и поддерживаете клиента в ресурсном состоянии.

  5. Когда клиент успешно пересмотрит и переформирует все ситуации дисоциированно, предложите ему ассоциироваться и прожить все события самому, наслаждаясь возможностью иметь нормальную реакцию. Вы продолжаете удерживать свой якорь на протяжении всего процесса перепроживания и внимательно калибруете клиента.

  6. Проведите поведенческую проверку (реальную или воображаемую).

  7. Проведите экологическую проверку. Получите от клиента сенсорные критерии его нормы в употреблении того вещества, с которым Вы работали.

^ Предисловие к технике “Разрешение конфликта - визуальное сдавливание”.

Техника «Визуальное сдавливание» предназначена для тех случаев, когда вам одновременно хочется делать два дела, соединить которые невозможно.

Например, некоторые люди в то время, когда нужно работать, думают о том, что они не успели отдохнуть, а когда приходит время отдыхать, вспоминают, что не успели довести все дела до конца. В итоге они все время отдыхают и работают как бы вполсилы, результатом чего является постоянная усталость и неудовлетворенность своими делами и собой. Другой пример: человек хочет пойти спать, потому что завтра нужно рано вставать на работу… И одновременно он вовсе не хочет идти спать, потому что ему так интересно перед сном, часов до 2-х ночи, почитать (поболтать, посмотреть телевизор, посидеть за компьютером и т.д.). Занимаясь этими интересными делами, он чувствует, что лишает себя сна, но оторваться так тяжело. На утро, с трудом поднимая тяжелую голову, он сожалеет о том, что не лег вовремя спать. И так происходит практически каждый день. Еще один человек полжизни хочет похудеть, но в то же время ему нравится получать удовольствие от процесса поглощения калорийных продуктов питания, - так что и вес его всегда остается прежним, и за удовольствие он платит чувством вины. В результате – ни фигуры, ни удовольствия.

Так как каждому из этих противоречивых убеждений (или потребностей) соответствуют свои Способности и Поведение, то человек, пытающийся реализовать их одновременно, вынужден постоянно “разрываться на две части” (это буквально проявляется в теле человека как асимметрия: жестов, наклонов корпуса и головы, а также во фразах типа: “...да, но...”). Для того, чтобы легче было отделить варианты поведения и способности, поддерживаемые каждым из двух “конфликтующих” убеждений от всех других, в данной технике используется понятие Часть , которой как бы и принадлежат данное Убеждение, Способности и Поведение.

Работа в технике “Визуальное сдавливание” позволяет, во-первых, “вернуть частям честное имя”, то есть в процессе работы человек осознает позитивность их намерений и важность существования каждой части. Во-вторых, помогает найти общую, более высокую ценность, которая объединяет собственные цели частей и позволяет искать пути к сотрудничеству.

В-третьих, дает возможность повысить эффективность работы каждой части, посредством объединения доступа к некоторым ресурсам (способностям), которые раньше находились в распоряжении какой-либо одной части. В результате объединения доступа к ресурсам каждая из них сможет иметь больший выбор возможностей для достижения своей цели. Проверкой проведенной интеграции служит появление новой части, которая имеет информацию о целях каждой части, отвечает за разделение контекстов и за поиск новых возможностей реализации этих целей. На физиологическом уровне интеграция часто проявляется в симметричности движений.

Техника “Разрешение конфликта - визуальное сдавливание”

^ 1. Выделите и заякорите полярности.

Попросите клиента описать каждую из конфликтующих частей.

Далее пусть клиент разведет руки в стороны, разместит каждую часть на одной из ладоней. Попросите его посмотреть поочередно на каждую часть и описать , как она выглядит и звучит (какие фразы и как она обычно говорит).

^ 2. Идентифицируйте ценность каждой стороны:

«Осознаете ли Вы, чем эта часть ценна для Вас?» «Что полезного она делает для Вас ?» «Ради чего она существует?» «В чем функция (цель существования) этой части?»

^ 3. Осознайте ценность каждой части с позиции другой :

«Поочередно впустите каждую часть в себя и отдайте ей на время свой взгляд и свой голос, чтобы каждая из них могла признать ценность и значимость другой».

Пусть обе части поочередно посмотрят друг на друга и опишут ресурсы, имеющиеся у другой части, которые могли бы пригодиться им для более эффективного достижения их результата.
Попросите клиента вернуть обе части на ладони.

^ 4. Интеграция полярностей:

«Когда будете готовы, начните медленно сводить руки вместе. И когда Ваши руки соединятся, заметьте, как выглядит новая объединенная часть, и переживите ее появление во всех сенсорных системах». (Оператор может калибровать интеграцию/симметрию двух физиологических реакций, сопровождавших каждую полярность).

^ 5.Экологическая проверка объединенных ресурсов в новой части.

«Действительно ли полученная часть полезна для Вас?», «Нравиться ли она Вам?», «Как она выглядит?», «Как её можно было бы назвать?»

^ 6. Ассоциируйте новую часть с собой:

«Когда будете готовы, буквально физически обеими руками возьмите новую часть в себя, чтобы она действительно стала частью Вас. Обнаружьте ощущения от присутствия этой новой части внутри Вас. Убедитесь, что эти ощущения комфортны»

^ 7. Экологическая проверка полученных изменений и подстройка к будущему.

«Как теперь, обладая всеми ресурсами одновременно, Вы сможете вести себя в подобных условиях?» «Как теперь Вы сможете разрешить ситуации, которые раньше приводили к конфликту?».

^ Предисловие к технике «Взмах».

В настоящее время техника «Паттерн взмаха» чаще всего используется для освобождения от негативного автоматического поведения, то есть от поведения, которое воспроизводится как бы «само собой» и не контролируется человеком. В быту такое поведение люди обычно называют вредными привычками или зависимостями. Сюда относятся такие привычки, как: кусание ногтей, грызение авторучек и других несъедобный предметов, пристрастие к семечкам, орехам, конфетам, шоколаду и другим продуктам питания, некоторые стадии курения и алкоголизма.

Эта техника наиболее часто применяется к ситуациям, когда человек сознательно решил, что хочет расстаться со своей привычкой. Например: он давно хочет бросить курить, но его руки продолжают по привычке «самостоятельно» тянуться за сигаретой. Выражается это в том, что человек, увлекаясь каким-либо делом, даже не замечает, как он курит - до тех пор, пока не обнаружит, что пачка уже пуста. Все, что нужно в данном случае – это изменить программу поведения, то есть вернуть человеку сознательный контроль над собственным поведением.

Однако, как правило, важным элементом любого автоматического негативного поведения является наличие вторичных (побочных) выгод , которые его поддерживают.

^ Вторичная выгода – это значимая потребность человека, которая часто не имеет прямого отношения к реализуемому им в данный момент поведению. Вторичная выгода, как правило, находится за пределами осознания человека и иногда противоречит его явным намерениям.

Когда мы делаем то, что хотим делать, мы достаточно легко можем определить наше намерение и понимаем, какую потребность этим поведением удовлетворяем. Когда же мы делаем что-то, чего, казалось бы, делать не хотим, то определение цели такого поведения значительно осложняется. Например, наиболее часто вторичной выгодой, которая обнаруживается у людей, постоянно поедающих что-нибудь сладкое, выступает желание получить удовольствие в жизни или самовознаграждение за проделанную трудную работу (как когда-то это делали родители, «награждая» конфеткой за послушание). Среди вторичных выгод у людей, для которых курение переросло во вредную привычку, встречаются такие, как: желание выглядеть более взрослым или неординарным (в юности); самоутверждение; подростковая социализация; успокоение в стрессовой ситуации; концентрация внимания; адаптация к новым условиям; отдых во время интенсивной работы; заполнение пауз; временное «отключение» от текущих дел и др. Человек, машинально тянущийся за сигаретой в стрессовой ситуации, на самом деле убежден, что только она поможет ему успокоиться. И объяснить ему, что со всеми стрессами он справляется самостоятельно, а сигарета – это всего лишь якорь к нужному состоянию, очень нелегко.

Так что, когда мы обнаруживаем у поведения мощные вторичные выгоды, простое удаление негативного автоматического поведения с помощью «силы воли», медицинских процедур или волшебной палочки не решает самой задачи. Часто это даже осложняет состояние и жизнь человека, отнимая у него единственный приемлемый способ удовлетворения своих потребностей. Поэтому для каждой из вторичных выгод необходимо найти альтернативный и более экологичный способ реализации. Именно от работы с вторичными выгодами во многом зависит устойчивость полученных изменений.

Техника “Паттерн взмаха”


  1. ^ Выявление ключа , запускающего нежелательное поведение.
Исследуйте то, что предшествует нежелательному поведению клиента. Найдите элемент поведения клиента (снаружи или внутри), запускающий нежелательный петтерн. Убедитесь, что у клиента существует визуальная репризентация ключа (в дальнейшем – образ №1). Если нет, создайте её прямо сейчас. Полученный образ отложите до шага 4.

  1. Создание образа желаемого состояния (в дальнейшем образ №2).
Предложите клиенту представить образ самого лучшего себя, свободного от его бывшей привычки. Соберите как можно больше сенсорной информации о внешнем виде такого человека, о качествах, способностях и возможностях этого человека, которые появились у него вместе с освобождением от привычки. В зависимости от того, на каком логическом уровне клиентом были заявлены симптомы, Вы также можете собрать информацию о новых ценностях и личностном своеобразии человека, освободившегося от этой привычки.

Критерии образа желаемого состояния:

А) отражает способности и качества человека, а не поведение;

Б) диссоциирован от клиента;

В) имеет размытый фон;

Г) нравится клиенту.


  1. ^ Экологическая проверка освобождения от “вредной” привычки.
Выявите вторичные выгоды данной привычки и подберите новые варианты поведения для их удовлетворения. Выясните у клиента, что полезного дает или давала ему эта привычка, чему она служила, когда только зарождалась. Найдя все вторичные выгоды, узнайте, в каких жизненных контекстах клиента (семья, работа, друзья, отдых и др.) каждая из них обычно проявляется. Далее предложите клиенту мысленно представить и описать, как мог бы вести себя человек из образа желаемого состояния , используя свои новые способности и возможности в каждом из перечисленных контекстов для удовлетворения найденных вторичных выгод другим, более подходящим способом.

Перед переходом к следующему шагу попросите клиента установить фильтр на самостоятельный поиск и проработку других вторичных выгод, которые, возможно, проявятся в ближайшем будущем.


  1. ^ Установка образов и объяснение клиенту шагов работы с ними.
Объясните клиенту, что по ходу дальнейшей работы ему нужно будет сначала ассоциироваться с образом №1 и установить где-нибудь перед собой маленькую темную точку - уменьшенный и затемненный образ №2. Затем он должен будет диссоциироваться от образа №1 и делать его маленьким и темным, до тех пор пока он совсем не исчезнет, и одновременно с этим делать образ №2 большим и светлым. Посмотрев некоторое время на оставшийся образ №2, он должен будет все стереть со своего «внутреннего экрана».

  1. ^ Закрепление новой стратегии.
Предложите клиенту совершить указанную выше последовательность действий с образами №1 и №2. Если на каком-нибудь этапе этой работы он будет испытывать затруднения, то вы можете сначала отдельно обучить его нужному навыку (например, ассоциации - диссоциации, изменению яркости образа или его размера). Когда клиент легко сможет проделать все действия в удобной для него скорости, предложите ему совершать каждый последующий этап быстрее, чем предыдущий. Для этого вы можете помогать ему, обозначая ускорение движения рукой (если его глаза открыты) или голосом. Как результат, клиент должен проделывать эту процедуру автоматически, без сознательных усилий, слитно и максимально быстро.

  1. ^ Проверка новой стратегии.
а) Предложите клиенту вспомнить образ ключа и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на 1-ом шаге техники? Также убедитесь, что образ №1 сразу превращается в образ №2 и клиент не в состоянии это сознательно контролировать.

Б) Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать что-нибудь, что раньше запускало его привычку. Обнаружьте, что происходит теперь вместо бывшей вредной привычки во внутреннем пространстве и в поведении клиента.


  1. ^ Подстройка к будущему.
Объясните клиенту, что данная техника не избавляет его от старого поведения, а дает ему свободу управлять им. Выясните, сможет ли клиент, если ему будет очень нужно, свободно воспользоваться старым поведением, сохраняя при этом контроль над ним. Конгруэнтно подготовьте клиента к поиску ненайденных вторичных выгод для закрепления полученного результата.

Техника “6-шаговый рефрейминг”

1. ^ Определение паттерна или поведения Х , которое клиент хотел бы изменить.

Например, он хочет избавиться от постоянного переедания или же лени. Кроме того, техника может работать и с психосоматическими симптомами (астматические реакции, язва желудка, повышенное давление и т.д.)

^ 2. Установление коммуникации с частью, которой поддерживает поведение Х.

Попросите клиента обратиться внутрь себя и задать следующий вопрос: «Хочет ли часть меня, которая отвечает за поведение Х, общаться со мной в сознании?» Задав вопрос, необходимо оставаться некоторое время в состоянии внутреннего ожидания, чтобы отметить и зафиксировать любые изменения в ощущениях, визуальных образах или звуках, которые появятся в ответ на ваш вопрос. (Будьте внимательны к любым проявлениям реакций В/А/К систем)

Поблагодарите «часть» за сотрудничество с вами. Попросите ее конкретно показать вам свой сигнал «да» и сигнал «нет». Оператору в это время полезно откалибровать внешние индикаторы ответов «да» и «нет».

^ 3.Определение позитивного намерения в поведении Х.

«Поблагодарите часть, а затем спросите ее, согласна ли она дать вам знать, что полезного она делает для вас, используя поведение Х». После этого вопроса клиент снова остается в состоянии внутреннего ожидания, чтобы заметить ответ - «да» или «нет». Если ответ «да» - попросите эту часть обнаружить в сознании позитивное намерение ее поведения, затем переходите к шагу 4. Если ответ «нет» - сразу переходите к шагу 4.

4. Создание альтернативных способов поведения для удовлетворения позитивного намерения части, ответственной за поведение Х.

«Поблагодарите часть за ответ. Погрузитесь в себя и обратитесь к своей творческой части. Попросите творческую часть создать 10, 20,.. - а, может быть, 100 вариантов альтернативного поведения, которые были бы также или еще более хороши для удовлетворения позитивного намерения части, ответственной за поведение Х. Пусть творческая часть вырабатывает возможные варианты, а часть, отвечающая за поведение Х, выбирает подходящие для себя альтернативы. (Весь этот процесс может происходить без участия сознания)

Попросите часть, ответственную за поведение Х, сигнализировать вам, когда она получит для себя как минимум 3 новые альтернативные возможности. Поблагодарите творческую часть за ее помощь»

5. ^ Часть, ответственная за поведение Х, принимает ответственность за их использование в соответствующих ситуациях.

«Попросите часть, ответственную за поведение Х, принять на себя ответственность за использование нового, выбранного ею поведения в соответствующих контекстах. Поблагодарите ее за сделанный выбор.» Договоритесь о времени, необходимом для этого или способе, которым она даст вам знать о завершении процесса.

6. ^ Экологическая проверка принятия новых вариантов поведения другими частями .

«Попросите часть, с которой вы работали, в этот раз вести себя тихо и хранить молчание. Затем обратитесь к себе и спросите, есть ли какие-либо части, которые по каким-то причинам не согласны с выбранными только что вариантами поведения» Будьте в состоянии внутреннего ожидания любой реакции.

Если сигналов не поступило, то рефрейминг завершен. Если есть сигнал, то выясните, каково намерение (роль, функция) этой вашей сигнализирующей части, и какие конкретно из 3-х выборов ее не устраивают. А далее попросите эту часть вместе с частью, ответственной за поведение Х, снова отправиться к творческой части и выбрать у нее такой вариант поведения, который удовлетворял бы запросам обеих этих частей. После этого проверьте экологию принятия этого варианта поведения.

Если сигналов несколько, аналогичная ситуация проделывается с каждой частью.

Выявите, что для человека является противоречивым или конфликтным. Что-то, что он делает, но на самом деле не хочет делать (например, курить) или то к чему он постоянно возвращается мысленно, но так и не делает (например, зарядку, вовремя приходить на работу) или когда сталкиваются два конфликтующих убеждения о себе самом.

1. Выделите и заякорите полярности.

Удостоверьтесь, что подошли к двум экстремальным/полярным частям, а не к одной экстремальной, а другой сбалансированной.

Вызовите каждую из сторон в утвердительной форме.

Удостоверьтесь, что подстроились и относитесь с уважением к каждой из сторон.

2. Приблизьтесь к ясно отсортированным полярностям (ВАК):

«Разместите каждую часть на одной из ваших рук (К).

Посмотрите поочередно на каждую часть и опишите, как она выглядит (В) и звучит (какие фразы и как она обычно говорит) (А)».

3. Идентифицируйте ценность каждой стороны для себя:

«Осознаёте ли Вы (клиент), как эта часть ценна для вас?»

«Что полезного она делает для вас?»

«Ради чего она существует?»

«В чем функция (мета-результат) этой части?»

Поочередно впустите каждую часть в себя (клиента) и отдайте ей на время свой взгляд и свой голос, чтобы каждая из них могла сама оценить Мета-Результат другой части и признать её ценность и значимость.

Следующий шаг можно делать одновременно с этим же шагом.

5. Выберите ресурсы:

Попросите обе части поочерёдно посмотреть друг на друга (используя ваши глаза и голос) и описать ресурсы, имеющиеся у другой части, которые могли бы пригодиться им для более эффективного достижения их результата.

Когда обе части выберут все нужные им ресурсы, посмотрите на них сами и поочередно проверьте доступ к каждому из них (то есть ассоциируйтесь).

6. Интеграция полярностей:

«Разведите ваши руки в стороны и, когда будете готовы, начните медленно их сводить вместе. И не раньше, чем ваши руки соединятся и не позже, чем это произойдёт, заметьте репрезентацию новой объединённой части и переживите её появление во всех сенсорных системах».

(Оператор может калибровать интеграцию/симметрию двух физиологий, сопровождавших каждую полярность).

7. Экологическая проверка объединенных ресурсов в новой части. «Действительно ли полученная часть полезна для Вас?»

«Нравится ли она Вам?»

8. Ассоциируйтесь с новой частью:

«Когда будете готовы, буквально физически обеими руками возьмите новую часть в себя, чтобы она действительно стала частью Вас.

По мере того, как вы будете это делать, Вы можете ощутить огромную волну энергии в своем теле.

На несколько минут сфокусируйтесь на этом, чтобы почувствовать радость от качеств новой части». 9. Экологическая проверка полученных изменений.

«Что вы можете потерять или чем вам может повредить наличие новой части?»

10. Подстройка к будущему.

«Как теперь, обладая всеми ресурсами одновременно, Вы сможете вести себя в подобных ситуациях

«Как Вы сможете распределять время для каждой из потребностей?»

Визуальное сдавливание

Выявите, что для человека является противоречивым или конфликтным. Что-то, что он делает, но на самом деле не хочет делать (например, курить) или то к чему он постоянно возвращается мысленно, но так и не делает (например, зарядку, вовремя приходить на работу) или когда сталкиваются два конфликтующих убеждения о себе самом.

1. Выделите и заякорите полярности. Удостоверьтесь, что подошли к двум экстремальным/полярным частям, а не к одной экстремальной, а другой сбалансированной.

o Вызовите каждую из сторон в утвердительной форме.

o Удостоверьтесь, что подстроились и относитесь с уважением к каждой из сторон.

2. Приблизьтесь к ясно отсортированным полярностям (ВАК): «Разместите каждую часть на одной из ваших рук (К). Посмотрите поочередно на каждую часть и опишите, как она выглядит (В) и звучит (какие фразы и как она обычно говорит) (А)».

3. Идентифицируйте ценность каждой стороны для себя: «Осознаёте ли Вы (клиент), как эта часть ценна для вас?» «Что полезного она делает для вас?» «Ради чего она существует?» «В чем функция (мета-результат) этой части?»

4. Заявите и высоко оцените Мета-Результат с позиции каждой части: Поочередно впустите каждую часть в себя (клиента) и отдайте ей на время свой взгляд и свой голос, чтобы каждая из них могла сама оценить Мета-Результат другой части и признать её ценность и значимость. Следующий шаг можно делать одновременно с этим же шагом.

5. Выберите ресурсы: Попросите обе части поочерёдно посмотреть друг на друга (используя ваши глаза и голос) и описать ресурсы, имеющиеся у другой части, которые могли бы пригодиться им для более эффективного достижения их результата. Когда обе части выберут все нужные им ресурсы, посмотрите на них сами и поочередно проверьте доступ к каждому из них (то есть ассоциируйтесь).

6. Интеграция полярностей: «Разведите ваши руки в стороны и, когда будете готовы, начните медленно их сводить вместе. И не раньше, чем ваши руки соединятся и не позже, чем это произойдёт, заметьте репрезентацию новой объединённой части и переживите её появление во всех сенсорных системах». (Оператор может калибровать интеграцию/симметрию двух физиологий, сопровождавших каждую полярность).

7. Экологическая проверка объединенных ресурсов в новой части. «Действительно ли полученная часть полезна для Вас?» «Нравится ли она Вам?»

8. Ассоциируйтесь с новой частью: «Когда будете готовы, буквально физически обеими руками возьмите новую часть в себя, чтобы она действительно стала частью Вас. По мере того, как вы будете это делать, Вы можете ощутить огромную волну энергии в своем теле. На несколько минут сфокусируйтесь на этом, чтобы почувствовать радость от качеств новой части».

9. Экологическая проверка полученных изменений. «Что вы можете потерять или чем вам может повредить наличие новой части?»

10. Подстройка к будущему. «Как теперь, обладая всеми ресурсами одновременно, Вы сможете вести себя в подобных ситуациях?» «Как Вы сможете распределять время для каждой из потребностей?»

Разрешение конфликта - визуальное сдавливание
Идентифицируйте, что для человека является противоречивым или конфликтным. (Что-то, что он делает, но на самом деле не хочет делать, например, курить. Или то, к чему постоянно возвращается мысленно, но так и не делает, или когда сталкиваются два конфликтующих убеждения о себе самом). Отберите и заякорите полярности. Удостоверьтесь, что подошли к двум экстремальным частям, а не [...]

Идентифицируйте, что для человека является противоречивым или конфликтным. (Что-то, что он делает, но на самом деле не хочет делать, например, курить. Или то, к чему постоянно возвращается мысленно, но так и не делает, или когда сталкиваются два конфликтующих убеждения о себе самом).

  1. Отберите и заякорите полярности.
    Удостоверьтесь, что подошли к двум экстремальным частям, а не к одной экстремальной, а другой сбалансированной. Используйте преувеличение, рамку “как если бы”, для приближения и классификации полярностей. Заякорите каждую отличительной позой,жестом (B) или тоном, темпом речи (А).
    • Вызовите каждую из сторон в утвердительной форме.
    • Оформите каждую часть в терминах позитивного результата, отделите предполагавшийся результат от поведений, использованных для его достижения.
    • Идентифицируйте преимущества каждой стороны
    • Удостоверьтесь, что подстроились и относитесь с уважением к каждой из сторон.
  2. Приблизьтесь к ясно отсортированным полярностям:
    “Возьмите каждую в обе руки и смотрите и слушайте, как каждая из сторон выглядит и звучит”
  3. Идентифицируйте ценность каждой стороны:
    “Осознаете ли вы, как эта часть ценна для вас?”
  4. Заявите и высоко оцените Мета-Результат:
    Попросите две части посмотреть друг на друга и описать, что каждая сторона видит и как признает важность функции другой. Не забывайте благодарить части.
  5. Узнайте ресурсы:
    Попросите обе части посмотреть друг на друга и описать ресурсы, имеющиеся у каждой, которые могли бы пригодиться для достижения результата. Хотели бы части лучше достигать свои цели?
  6. Интеграция полярностей:
    Обеспечьте конгруэнтное (целостное) соглашение между обеими частями для объединения ресурсов для более полного достижения их позитивных намерений. Например, они могли бы время от времени обмениваться некоторыми ресурсами.

    Соедините руки и одновременно создайте новую репрезентацию объединенных полярностей, переживите это соединение во всех сенсорных системах. (Калибруйте интеграцию/симметрию двух физиологий, сопровождающих каждую полярность)

  7. Ассоциируйтесь с новой частью:
    “Когда будете готовы, реально физически обеими руками возьмите эту часть в себя, чтобы она стала действительно частью вас. По мере того, как будете это делать, вы можете ощутить огромную волну энергии в своем теле. Не торопясь, на несколько минут остановитесь, чтобы почувствовать радость от качеств этой новой части. “
  8. Экологическая проверка, подстройка к будущему.

Современные спутники и спутниковые системы
Открыт раздел - Современные спутники и спутниковые системы - вы узнаете об одном из первых спутников связи спутнике Комстар. (СКОРО: Готовится обширный материал о великом русском ученом М.В. Ломоносове на немецком языке)

Рождение звёзд.
Откуда берутся звезды? Как они возникают? Поскольку время жизни звезд ограниченно, они должны и возникать за конечное время. Каким путем мы могли бы что-нибудь узнать об этом процессе? Нельзя ли увидеть в небе, как образуются звезды? Не являемся ли мы свидетелями их рождения?

Путь в космос начинался с войны.
Как это ни прискорбно, но ракетная техника развивалась в Европе в первую очередь для военных целей. Сегодня вы узнаете о создании смертоносного ракетного «Оружия возмездия» «Фау-1 и Фау-2» в Германии во время Второй мировой войны.

Конец света. Рассуждения о неминуемой гибели Солнца.
Сегодня мы поговорим о гипотезах, связанных с так называемым концом света. Конечно, в нашем человеческом понимании под концом света имеется в виду гибель человеческой цивилизации, гибель Земли как обители живых существ и как космического объекта.