Уроки волейбола как развить боковое зрение. Методическая разработка «Боковое (периферическое) зрение и его роль в тактике игры

Периферийное (периферическое) зрение очень важно для мотоциклистов и его можно развить при помощи выполнения не сложных упражнений, описанных ниже.

Периферическим зрением называется та область картинки, которую мы видим благодаря нашим глазам, и которая находится по краям поля обзора. Как правило, видимость в этой области тем менее чёткая, чем дальше она от центральной точки фокусировки взгляда. Причём это не природная функция глаз! Мы создаём и закрепляем свою функциональную точку обзора самостоятельно, в течение всей жизни и важно не столько постоянно видеть всё, что дают нам глаза, сколько умение контролировать эту их функцию.

Мало кому известно, что именно таким способом наше сознание разграничивает для себя сферу приоритетов. Взгляните на какую-нибудь область и отметьте, сколько информации вы получили за секунду обо всех объектах, которые увидели. А теперь представьте, какова будет нагрузка на подсознание и сознание, если считываться будут вообще все находящиеся в области фактического видения объекты. Таким образом, периферическое зрение играет также роль защитного механизма.

Выполните следующие упражнения, чтобы оценить свое периферийное зрение и выполняйте их почаще, чтобы его улучшить.

1. Идите по тротуару, глядя строго вперед, и считайте трещины в асфальте. Это упражнение важно для всех мотоциклистов, потому что учит собирать информацию (считать трещины) не отрывая взгляд от
дороги.

2. Глядя на толпу, сфокусируйте взгляд на одной точке. Отслеживайте движения людей, не переводя глаза. Это упражнения полезно для тех, что часто ездит по оживленным улицам, потому что учит видеть других участников движения, не отводя взгляд от дороги.

3. Постарайтесь посмотреть фильм, глядя в угол экрана телевизора. Это научит вас лучше ездить в группе. Вы сможете сфокусироваться на дороге перед ведущим байком, отслеживая его положение
периферийным зрением.

4. Возьмите книгу, резко откройте ее и мгновенно закройте. Что вы успели прочесть? Сколько картинок вы успели увидеть? Это упражнение помогает научиться быстро усваивать информацию, что
особенно полезно при выезде на оживленную улицу и проверке ситуации сзади с помощью зеркал или взгляда через плечо. Вы должны научиться видеть как можно больше за минимальное время. Конечно, если обернуться и не спеша все рассмотреть, вы увидите больше, но есть ли у вас такая возможность в плотном трафике?

Выполняйте эти четыре упражнения почаще и ваше периферийное зрение улучшится, а вместе с ним улучшатся и ваши навыки вождения

Плюсы периферического зрения:

Рассмотрим, что вы приобретёте, развивая свою функциональную область зрения. Прежде всего, у вас появится умение быстрее и в большем объёме воспринимать информацию. Помимо этого, умение видеть периферию может очень часто пригодиться вам в жизни, дабы внимательно наблюдать за чем-то или кем-то для вас интересным. И это уже не говоря о том, что в экстремальной ситуации оно может спасти вам жизнь, ведь умение вовремя увидеть опасность, залог того, что вы сможете успешно её избежать. Эти и многие другие плюсы вы откроете для себя, развивая и совершенствуя один из самых важных данных вам от рождения органов чувств – глаза.

Перемещение фокуса зрения

У нас есть склонность фокусировать внимание на том объекте, о котором мы думаем. Это неэффективно, так как наибольшее количество информации мы фиксируем при первом взгляде на объект, и поэтому дальнейшее его рассмотрение не имеет смысла. Куда больше информации мы можем почерпнуть, если будем часто перемещать фокус зрения. Следует научиться делать это сознательно, для того чтобы получать больше разнообразной информации. Где бы вы ни были, старайтесь осмотреться, поочередно останавливая взгляд на окружающих вас предметах и людях.

К примеру, если вы идете по улице, то не смотрите постоянно перед собой или себе под ноги, а рассматривайте витрины магазинов, автомобили, остановившиеся у обочины, деревья и небо, проглядывающее между домов. Точно так же, если вы едете в автобусе или в поезде, то рассматривайте пассажиров. Старайтесь перемещать фокус два раза в секунду. Не останавливайте взгляд на лицах людей, рассматривайте также их грудь, руки, ноги и т. д. Это упражнение не только улучшит вашу способность воспринимать информацию, но и даст отдых глазам.

Развитие бокового зрения

Хотя основную массу информации мы получаем благодаря прямому зрению, но боковое зрение также вносит свой вклад. Для того чтобы убедиться в этом, вы можете провести следующие эксперименты. Возьмите книгу и держите ее прямо перед собой, потом, продолжая смотреть в прежнем направлении, медленно отодвигайте книгу в сторону до тех пор, пока вы не сможете отчетливо видеть, что это книга. После этого помашите ею, и хотя вы не сможете видеть книгу, но заметите, что сбоку что-то колышется.

Вы также можете попробовать провести другой эксперимент. Сожмите ладонь в кулак прямо перед собой и потом, продолжая смотреть вперед, медленно отодвигайте кулак до тех пор, пока он не пропадет из вашего поля зрения, затем снова медленно переместите его так, чтобы можно было едва видеть его. После этого разожмите кулак и попытайтесь различить все пять пальцев. Наверняка вам не удастся отчетливо увидеть их. Эти два эксперимента показывают, как плохо использует ваш мозг получаемую с помощью бокового зрения информацию. Поэтому необходимо развивать эту способность зрения, чтобы расширить возможности восприятия информации, что в свою очередь приведет к более разумным действиям с вашей стороны.

Вы можете попытаться развить у себя боковое зрение с помощью следующих упражнений. Выполнять эти упражнения достаточно утомительно, поэтому мы советуем вам делать это не более пятнадцати минут подряд и отдыхать всякий раз, когда почувствуете усталость. Для выполнения упражнений сядьте в удобное кресло напротив пустой стены, имеющей точку фиксации на уровне глаз. Вам нужно сфокусировать взгляд на этой точке, а для снятия усталости глаз поморгайте, и это наряду с перемещением фокуса снимет с глаз усталость, так же, как и перемещение фокуса.

Упражнение :
Остановите взгляд на точке фиксации, расположенной на стене на уровне ваших глаз, и постарайтесь сконцентрировать внимание на том, что находится сбоку от вас. Сначала вы, скорее всего, ничего не увидите, но если будете выполнять это упражнение в течение нескольких дней, то, без сомнения, заметите, что ваше боковое зрение стало острее.

Упражнение:
Приготовьте листки бумаги размером двадцать на двадцать пять сантиметров и напишите на них буквы алфавита и (или) цифры от одного до десяти. Раскрасьте буквы в яркие цвета, а потом перетасуйте листки, как колоду карт. После этого садитесь в кресло и положите пачку карточек на столик так, чтобы вы могли легко их достать. После этого берите по одной карточке, держите ее вне поля прямого зрения и старайтесь увидеть с помощью бокового зрения написанную на ней букву или цифру. Как только вы добьетесь определенного прогресса при выполнении этих упражнений, можете увеличить угол, под которым вы смотрите на карточки, до семидесяти или восьмидесяти градусов, что является внешним пределом зрения. После того как вы сможете выполнять данное упражнение под углом в семьдесят градусов, рекомендуется начать делать третье упражнение, при выполнении которого вам придется иметь дело с более мелкими предметами.

Упражнение:
Для выполнения этого упражнения приготовьте новые карточки с буквами алфавита и цифрами, которые должны быть на одну треть меньше предыдущих. Затем продолжайте выполнять уже описанное выше упражнение. После того как вы научитесь различать буквы и цифры на новых карточках, можно еще уменьшить их размер и поступать так до тех пор, пока вы не дойдете до достаточно маленьких карточек. Если вы будете усердно выполнять это упражнение, то даже сможете научиться читать с помощью бокового зрения книги, напечатанные крупным шрифтом. Разумеется, вам более привычно читать с помощью прямого зрения, и вышеизложенное упражнение не ставит своей целью научить вас читать с помощью бокового зрения, а просто помогает развивать его, способствуя увеличению объема получаемой вами информации и пробуждая к жизни дремавшие до этого момента участки мозга, которые от бездействия теряют все свои качества. Помните, что развитие бокового зрения важно для сохранения физического здоровья мозга и увеличения объема получаемой информации.

Развитие способности к улавливанию деталей

Помимо того, что мы не улавливаем детали, попадающие в область бокового зрения, мы также иногда пропускаем мелочи и при рассматривании предметов, находящихся прямо перед нами. Вспомните, как часто вас просили описать что-либо, и вы отвечали, что не заметили, как это выглядит. Для того чтобы научиться улавливать детали при обычных обстоятельствах, попробуйте выполнять следующее упражнение один или два раза каждый день в течение хотя бы одной минуты.

Упражнение:
Возьмите в руки любой предмет и внимательно осмотрите его со всех сторон. Осмотр продолжайте до тех пор, пока у вас не появится уверенность, что вы запомнили предмет во всех деталях. Допустим, что вам в руки попался карандаш. Обратите внимание на то, какой он длины, цвета, сколько граней составляют его поверхность, что на нем написано, каким цветом выполнена надпись, каким образом прикреплен к нему ластик (металлическим или пластиковым ободом), какой узор выполнен на металлическом ободе, какую форму имеет прикрепленный к карандашу ластик и т. д. Вас наверняка удивит то, сколько нового вы узнаете о простом карандаше, чего раньше не замечали. То же самое вы можете проделать и с любым другим предметом, попавшимся вам на глаза. Способность улавливать детали вы можете также развить путем увеличения скорости восприятия информации. Мы предлагаем вам попробовать следующее упражнение, для выполнения которого вам понадобится помощник.

Упражнение:

Купите или сделайте сами карточки, аналогичные тем, которые вы использовали для развития бокового зрения, и напишите на них простые слова или числа. После этого ваш помощник должен стать перед вами и быстро показывать вам эти карточки в произвольном порядке. Он не должен позволять вам смотреть на карточки дольше промежутка времени, который требуется для того, чтобы быстро пронести ее перед вашими глазами. Понятно, что сначала у вас не получится рассмотреть изображенное на карточке слово или число, но потом, после нескольких упражнений, вам будет все легче и легче разбирать написанные на карточках слова.

Развитие способности следить за движущимися объектами

Многие люди сталкиваются с трудностями при слежении за движущимися объектами. Это более всего заметно на стадионе во время матча, когда зрители видят только момент, когда игроки отбивают мяч. Мяч же в полете они не видят. Если вы сталкиваетесь с трудностями при слежении за движущимися объектами, то можете попробовать различные упражнения. Например, вы можете следить за тем, как соседские дети играют в баскетбол, или пытаться прочитать номера проезжающих мимо автомобилей. А для серьезной работы дома вы можете использовать следующее упражнение.

Упражнение:
Для выполнения этого упражнения вам понадобится старый проигрыватель виниловых пластинок. Поставьте пластинку на проигрыватель, включите его и попытайтесь прочесть надпись на пластинке. Если это покажется вам слишком сложным (а, вероятно, так и будет), то возьмите лист плотной бумаги подходящего размера и сделайте на нем какую-либо надпись крупными буквами. Приготовьте несколько таких «пластинок» с разными надписями и в произвольном порядке (чтобы не знать, какую именно) ставьте на проигрыватель, включайте его и пытайтесь прочесть сделанную вами надпись. Вы можете начать с маленькой скорости, а потом постепенно увеличивать ее.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

Яковлевского района Белгородской области

Методическая разработка
«Боковое (периферическое) зрение и его роль в тактике игры»

Тренер-преподаватель:

Уткина Т.В.


Введение

Высокое тактическое мастерство всех игроков является залогом победы. Принято считать, что совершенная тактика должна опираться на высокий технический уровень игроков (без техники не может быть тактики!), и это положение не вызывает сомнения, однако, высокая техника игры автоматически не рождает тактики грамотных игроков. Не редко мы видим на площадках команды самого высокого ранга, где технические подготовленные игроки в сложной, а иногда и в самой простой игровой обстановке сплошь и рядом допускают грубые тактические ошибки: посылают передачу на удар игроку передней линии, лежащему на земле после приема трудного мяча; нападающий производит обманный удар прямо в руки страхующего игрока; связующий делает передачу на удар в зону, где находятся трое блокирующих и так далее. Следовательно, дело не только в уровне технической подготовки, но и еще в каких-то качествах игроков, на которые не достаточно обращается внимание в учебной работе. Этим «таинственным» качеством является умение игроков видеть поле, перемещение своих игроков и роков противников, и умение быстро ориентироваться в игровой обстановке, исходя из этих наблюдений. Это не просто, так как во время игры волейболист за редким исключением должен все время смотреть на мяч. Попробуйте нанести нападающий удар, сделать передачу, подать подачу не глядя на мяч... Ничего не получится!

Умение видеть поле осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой тактического мастерства волейболистов. По нашему имению, тактически - грамотный игрок должен обладать хорошо развитым периферическим зрением и высокой технической игры: первое поможет игроку разобраться в игровой обстановке, какой бы сложной она не была, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры, а втрое - позволит эти объективные наблюдения реализовать.

Периферическое зрение - это функция сетчатки вне желтого пятна.


Роль бокового (периферического) зрения в тактике игры.

Основное правило в волейболе гласит: «В игре взор игрока все время должен быть направлен на мяч!» Если игрок нарушает это правило, мяч будет проигран. Впрочем, есть единственное исключение: блокирующий во время удара должен в прыжке смотреть не на мяч, а на нападающего.

Некоторые игроки непосредственно перед выполнением нападающего удара смотрят на площадку противника, создавая у зрителей впечатление, что нападение будет построено, исходя из этих наблюдений. Если нападающий после этого проводит удачный удар, то действительно такое впечатление может создаться. Но можно прямо сказать, что целесообразность таких действий сомнительна: расстановка блокирующих и защитников на площадке противника, который нападающий видит перед выполнением удара, моментально измениться за то время, когда он вынужден будет смотреть только на мяч.

Покажем роль периферического зрения при выполнении отдельных приемов игры.

Передача мяча. Связующий вышел с задней линии на переднюю. Трое нападающих стремительно разбегаются, готовясь нанести нападающий удар. Для того, чтобы выполнить передачу на удар в наиболее выгодном направлении, связующий игрок за счет бокового зрения (ведь основная зрительная ось глаза должна быть направлена на мяч!) должен оценить, где находятся блокирующие и в какой зоне им труднее организовать групповой блок. Если он разберется в игровой обстановке правильно, нападающий удар будет правильным.

Нападающий удар. Велико значение бокового зрения в индивидуальной тактике нападения: благодаря этому зрению игрок должен увидеть свободную от блока зону над сеткой и направить удар именно туда; увидеть расположение страхующих, что позволит ему правильно выбрать свободную зону дня обманного удара.

Игра в защите, Важную роль играет боковое зрение и в этом приеме игры. Благодаря ему защитник ориентируются в расположении своих игроков и правильно выбирает направление выполняемой им передачи; определяет, идёт ли подача или удар противника е аут или мяч надо принимать, и т.д.

В итоге надо подчеркнуть: если тактическое мастерство основано на высоко - развитом боковом зрении, то в основе технике игры лежит центральное зрение.

Подготовительные упражнения для развития бокового (перифернческого) зрения.

1 .Игроки выстраиваются в две шеренги. У каждого в руке волейбольный мяч. По сигналу тренера игроки подбрасывают и ловят мяч одной рукой, не глядя на него.

2.Тоже, но игроки перебрасывают мяч из одной руки в другу.

3 .Игроки парами, передавая мяч друг другу верхними передачами, перемещаются по контурам площадки, проходя под сетку и преодолевая другие препятствия (гимнастические скамейки, стулья). Движение происходит сначала по часовой стрелке, затем - против.

4. Ведение баскетбольного мяча ударами об пол без зрительного контроля.

5. Игроки располагаются в двух - трёх шагах от гладкой стенки. На каждого игрока - один мяч. Не глядя на мяч игроки ударяют его о стенку и ловят. Постепенно расстояние до стенки увеличивается.

6. Перебрасывание мяча в парах, не глядя на него. Упражнение сначала выполняется двумя руками, затем одной. На следующих занятиях расстояние между игроками увеличивается.

7.Игроки располагаются попарно на расстоянии двух метров от гладкой стены, на которой на высоте двух с половиной метров чертится круг диаметром полметра. Один игрок делает передачу второму игроку, который должен верхней передачи попасть мячом в цешр круга. Периодически игроки меняются ролями.

8. Игроки располагаются в две шеренги так, чтобы первые игроки в шеренгах находились бы на линии штрафного броска боком к баскетбольному щиту. Один из игроков первой пары выполняет верхнюю передачу своему партнеру, который не поворачиваясь лицом к щитку, с верхней передачи старается в кольцо. За тем то же упражнение проводится в виде соревнования на лучший результат по десяти попыткам.

9. Игроки выстраиваются в колону по одному. Первый игрок находится на линии штрафного броска напротив баскетбольного щитка. Тренер стоит под кольцом. По его сигналу первый игрок, глядя все время только на кольцо, после сильного разбега делает под кольцом высокий прыжок. Если тренер поднял обе руки вверх (блок), игрок должен имитировать в прыжке обманный удар, если тренер руки не поднял - надо ладонью достать кольцо.

Специальные упражнения.
1 .Игроки располагаются попарно, один игрок делает высокие передачи своему партнеру и сразу же меняет своё местонахождение, перемещаясь в разных направлениях и на разные расстояния. Второй игрок должен дать обратную верхнюю передачу точно в то место, куда переместился первый игрок. После нескольких таких передач игроки меняются ролями. Желательно, чтобы первый игрок располагался у стенки, а второй - имитировал бы разбег нападающего при различных тактических комбинаций.

В этом случае ответная передача первого игрока должна Ьыгь передачей на удар в ту зону, куда переместился второй игрок.

2.Игроки располагаются в три колоны в зонах 2,4 и б. Игроки зоны б выполняют первую передачу в зону 2. Левый нападающий делает разбег для удара либо с края стенки в зоне 4, либо дня удара с низкой передачи в зоне 3. Игрок зоны 2 должен выполнить передачу на удар в зону, где будет наносить удар его партнёр. Упражнение проводится с выполнением наподдающих ударов и блокированием.

3 То же, но игрок зоны б делает первую передачу игроку зоны 4. Остальные условия выполнения упражнения те же, но нападающий выполняет удары в зоне 2 или 3.

Также полезно практиковать такое же упражнение не буквах, особенно если глаз уже привык к цифрам. Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв .

Таблицы Шульте

Игра «Визуальная геометрия»

«Визуальная геометрия» - упражнение поможет ускорить ход ваших мыслей, повысит запоминаемость и память. С каждым уровнем игра становится сложнее. Прекрасная игра для развития мозга . Сколько уровней Вы сможете пройти?

Игра «Математические сравнения»

Представляю прекрасную игру «Математические сравнения», с которой вы сможете расслабиться телом, а напрячься мозгом. На скриншоте показан пример данной игры, в которой будет вопрос, связанный с картинкой, а вам надо будет ответить. Время ограниченно. Как много вы успеете ответить?

Игра «Найди пару»

В этой игре Вам понадобятся такие навыки, как умение искать нужные объекты среди других, скорость мысли, реакция, навык сравнения, навык поиска. А игра в свою очередь поможет эти навыки развить до более высокого уровня. Отличная игра для развития мозга , как и все остальные упражнения с этого сайта. Регистрируйтесь и развивайтесь вместе с нами!

Игра «Угадай операцию»

Это одно из лучших упражнений для тренировки мозга , потому что вам потребуется вставить правильно математические знаки, чтобы получить верный результат. Представленное упражнение поможет вам развить устный счет , логику и скорость мысли. С практически каждым верным ответом сложность увеличивается.

Игра «Копилка»

Не могу удержаться, чтобы не посоветовать вам игру «Копилка» с того же самого сайта, на котором вам нужно зарегистрироваться, указав только E-mail и пароль. Эта игра сможет устроить вам отличный фитнес для мозга и отдых для тела. Суть игры в том, чтобы указать 1 из 4 окошечек, в котором сумма монет наибольшая. Сумеете ли вы показать прекрасный результат? Мы ждем вас!

Итог

В этой статье я рассказал про периферийное зрение , как его тренировать, разобрал упражнения для тренировки периферического зрения и рассказал, как наиболее эффективно его тренировать. Желаю удачи в освоении навыка скорочтения и развитии периферийного зрения !

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру.

Автор новой книги о тренинге зрения описывает упражнение на основе метода Фельденкрайза, которое может не только расширить диапазон вашего периферического зрения, но и странным образом также расширить прочие ощущения.

Тело движется в ответ на зрительные ориентиры

Рассмотрим способ, с помощью которого мы тестируем использование глаз путём «чтения проверочной таблицы»: Если вы можете прочесть таблицу (то есть, с определённого расстояния способны распознать знакомые очертания букв на строках), то ваши глаза в порядке.

Если нет, обращайтесь к доктору за очками. Конечно, ортодоксальный офтальмолог проведёт более всестороннее обследование, но большей частью он будет тестировать вашу способность читать.

Глаза, вероятно, наиболее важные и вместе с тем наименее понятные из сенсорных органов человека.

Это всё, что касается зрения?

Сейчас найдены новые факты относительно того, что чтение (то есть распознавание запомненных ранее образов) - это только малая часть того, что делают глаза, и, с позиции хорошего использования тела и ума, оно является менее важным, чем другие функции глаз.

Что ещё делают глаза?

Для многих наших действий глаза - инициатор движения. В процессе ловли или удара по мячу, при проходе по забитой мебелью комнате, управлении машиной или самолетом, ходьбе на лыжах или занятиях боевыми искусствами, тело движется в ответ на зрительные ориентиры.

На самом деле, эта функция так важна, и я верю, что обеспечение движений тела - основная функция зрительной системы. Есть значимые доказательства того, что чтение и указанное другое использование глаз организовано различными подсистемами внутри зрительной системы. В редких случаях повреждений возможна работа одной подсистемы, даже если другая подсистема разрушена.

Доктор Карл Прибрам (Karl Pribram), нейропсихолог из университета Стэнфорд, описывает случаи того, что он называет «специфической слепотой», когда человек с повреждением центральной нервной системы, не может «видеть» объект (то есть, не может назвать его), но может указать на него.

Он назвал это инструментальным осознаванием в противоположность своего рода вербального осознавания, которое позволяет нам читать.

Рассмотрим два интересных использования глаз, которые большинство из нас испытывали, но мало кто осознавал:

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру. Каким-то образом, на расстоянии 10 шагов от обочины, глаза судят, могут ли ступни быть расположены правильно, чтобы ступить на обочину, и если нет, ноги переходят на быстрые полшага, чтобы достичь правильного расположения.

Мы все делаем это, не задумываясь, но если вы обратите особое внимание, вы можете заметить, как делаете это. Также, если вы когда-то ехали верхом на лошади на неровной местности, вы должны были ощутить, как лошадь делает эту "смену шага", приближаясь к преграде.

В качестве другого примера, подумайте о ходьбе по комнате, полной мебели. Едва бросив взгляд, глаза замечают расположение мебели, и затем мы идём, не врезаясь ни во что. Это использование глаз сильно отличается от того, что мы делаем при чтении.

Это другое использование глаз очень важно для хорошего самочувствия человека и хорошего использования тела и ума вообще, но практически не осознаётся в нашем обществе.

Чтение считается таким важным - и правда, написанная информация это основа нашей культуры, - что служебно-вспомогательное использование глаз, фактически, игнорируется.

Если зрение не очень хорошее (то есть, мы не можем прочесть проверочную таблицу), мы носим очки, чтобы быть способными читать лучше, но это серьёзно ущемляет наше служебно-вспомогательное зрение.

Как мы увидим далее, обучение чтению без знания этой двойственной функции глаз, может привести к выключению этой двойной фукнции периферического зрения и последующему уменьшению способности двигаться в ответ на зрительные ориентиры.

Большая часть нашей способности двигаться, плюс наша способность реагировать на другие сенсорные сигналы, в результате страдает.


Если у нас проблемы с тем, чтобы отбить теннисный мячик, или мы постоянно врезаемся в мебель, что мы должны делать?

Очки, которые позволяют нам читать, на самом деле, делают объекты более близко расположенными, чем они есть, и мешают служебно-вспомогательному зрению, хотя громадная способность человека к обучению и адаптации, позволяет нам справляться с этим более-менее хорошо.

Вот простое, но удивительно эффективное, упражнение, на основе уроков «Осознавание через движение» метода Фельденкрайза и упражнений для глаз метода Бейтса, которое поможет улучшить служебно-вспомогательное использование глаз.

  • Для начала, снимите очки или контактные линзы.
  • Затем, определите доминантный глаз. Держите правый большой палец на расстоянии вытянутой руки и смотрите через него на некоторый объект по меньшей мере в 3 метрах от вас. Затем закрывайте и открывайте один глаз, затем другой. Когда вы открываете и закрываете доминантный глаз: большой палец, кажется, прыгает в одну сторону, наружу от линии к целевому объекту. Когда вы открываете и закрываете другой глаз, большой палец кажется стоящим неподвижно.
  • Большинство правшей также имеют правый доминантный глаз, то есть он используется для прицеливания в винтовку или для телескопа. Также, большинство левшей имеют ведущий левый глаз. Если доминантная рука и глаз у вас на противоположных сторонах тела, вас называют кросс-доминантным.
  • Чтобы начать упражнение, ложитесь на спину, ноги согнуты в коленях, обе стопы плоско стоят на полу, если вам это удобно. Закройте глаза и прикройте каждый из них ладонью соответствующей руки от света. Экспериментируйте с положением кистей. Если вы поместите мизинцы к носу, а первый сустав этого пальца (где палец подходит к ладони) попадёт на спинку носа, и позволите кончикам пальцев слегка перекрещиваться на лбу, вы обнаружите, что кисти устроены на лице так, будто эти части тела специально предназначены для этого.
  • Несколько минут отмечайте, что вы видите каждым глазом - или скорее, что не видите, так как свет в глаза не поступает. В особенности, сравните левое и правое поле зрения. Они простираются в стороны на равное расстояние? А вверх и вниз? Оба поля зрения одинаково черны?
  • Теперь встаньте, глядя на стену в трёх метрах от вас, и закройте не ведущий глаз (можете закрыть его повязкой). Начните поворачивать всё тело влево и вправо лёгким скручивающим движением. Поворачиваясь, представляйте, что есть что-то слева, что вы хотите увидеть, затем справа, затем слева и т.д. Поворачивайте глаза в сторону и позволяйте телу следовать за глазами, так чтобы глаза вели всё движение. Продолжайте и, обращая внимание на поле зрения, сканируйте тело. Начните со стоп, отмечая как давление смещается влево и вправо, когда вы поворачиваетесь; затем отметьте лодыжки, икры, колени, бедра, позвоночник, грудь, плечи, голову и глаза. Перемещение вашего внимания меняет движение? 3-4 минуты на это сканирование.
  • Теперь сместите весь свой вес на правую стопу и продолжайте поворачиваться влево и вправо, позволяя глазам вести движения. Снова сканируйте тело, от стоп к голове, отмечая, что вы видите. После нескольких минут, сместите вес на левую ногу и повторите весь процесс.
  • Продолжайте поворачиваться влево и вправо, теперь смещая вес на левую стопу при повороте налево, и на правую стопу при повороте направо. Затем, после нескольких минут, измените наоборот смещение веса: чтобы вес уходил на правую стопу при повороте налево, и на левую стопу при повороте направо. Не забывайте отмечать, что вы видите, поворачиваясь, и давать глазам вести движение. Остановитесь и отдохните минуту.
  • Теперь найдите объект прямо перед собой на уровне глаз, на расстоянии в 3 метра. Цветная кнопка идеально подойдёт. Продолжайте поворачиваться влево и вправо, как ранее, но теперь фиксируйте глаз на объекте, чтобы он оставался неподвижным. Это требование ограничит способность головы и тела поворачиваться.
  • Отметьте, как глаз остаётся на месте и голова поворачивается вокруг него - прямо противоположно способу обычного движения головы и глаз. Продолжайте поворачиваться влево и вправо и, поворачиваясь, начните выбирать объекты с краю, слева и справа, сверху и снизу, поля зрения. Глаз остаётся фиксированным на цели, когда вы это делаете. Вы должны обнаружить, что после нескольких минут, вы можете видеть довольно мало объектов без деталей. ​​​​​​​ Продолжайте поворачиваться, отмечая всё поле зрения и сканируя тело от стоп к голове. Вы можете обнаружить, что довольно сложно обращать внимание на ощущения в теле и визуальные образы одновременно поначалу, но если вы будете упорны без напряжения, это может стать легко. Что ещё вы можете видеть, поворачиваясь? Как насчет вашего носа?
  • Продолжайте это движение и смещайте вес на правую стопу, как ранее, на несколько минут, и затем на левую стопу. Затем смещайте вес направо, качаясь вправо, и налево, качаясь влево. Наконец, смещайте вес вправо, качаясь налево, и влево, качаясь направо, всё время сохраняя глаз зафиксированным на цели и сканируя тело своим вниманием.

​​​​​​​

  • Отметьте, как это специфическое движение, позволяет вам двигать глазные мышцы и остальное тело, в то же время сохраняя постоянный зрительный образ. Это позволяет вам проверять и улучшать использование периферического зрения при движении. Вы можете обнаружить, что это очень отличается от статичной проверки, которую вы можете сделать, когда кто-то колеблет светящийся или цветной объект в одну сторону, пока вы стоите неподвижно и смотрите прямо вперёд.
  • Теперь расслабьте глаза и качайтесь влево и вправо самым простым способом, как в начале. Отметьте, как увеличился угол поворота тела. Можете ощутить, что изменилось в вашем теле, что позволяет вам поворачиваться дальше без увеличения усилия? Снова остановитесь и отдохните.
  • Возобновите поворот влево и вправо, но теперь фиксируйте и голову, и глаз на цели. Голова и глаз остаются неподвижными, а тело поворачивается влево и вправо под ними. Снова обратите внимание на всё поле зрения, отмечая объекты с краю, и медленно сканируйте тело. После нескольких минут сместите вес на правую стопу, затем на левую стопу, и затем налево и направо двумя способами, которые вы изучили.

​​​​​​​

  • Если вы внимательно обратите внимание на себя, то будете способны обнаружить интересную связь между осознаванием периферического поля зрения и чем-то, что происходит у вас в уме. Что происходит, когда вы забываете о периферическом поле зрения, и затем, когда вы вспоминаете и обращаете на него внимание снова? Можете вы отметить изменение в слухе, когда делаете это?

​​​​​​​

  • Расслабьте голову и глаза и позвольте всему поворачиваться влево и вправо, как ранее. Отметьте, как угол поворота ещё больше увеличился.
  • Лягте на спину, закройте глаза и покройте их ладонями. Сравните левое и правое поле зрения и отметьте большую разницу в покрытом зрении глаза, который вы сохраняли открытым, с глазом, который вы закрывали. Какой глаз лучше чувствует себя? Откройте глаза и осмотритесь. Что вы видите? Теперь встаньте, закройте доминантный глаз и проделайте всё упражнение снова сначала. Старайтесь делать всё так, чтобы по времени всё упражнение заняло примерно 45-60 минут.
  • Когда закончите, встаньте и посмотрите вокруг. Обращайте внимание не только на то, что вы видите, но и на ощущения в самих глазах, и на мышцы лица вокруг глаз. Посмотрите в зеркало. Как выглядит ваше лицо?

Если вы носите очки или линзы, наденьте их, сравните ощущения вокруг глаз. Как это ощущается теперь?

Подумайте о том, как маленький ребенок учится читать.

Его родители, или учителя, говорили ему, что есть кое-что, что он должен научиться делать, и, вероятно, его естественное любопытство было задето.

Взрослые проводят много часов, читая книги, журналы и газеты; они приходят со странными историями - и проводят много часов, рассуждая между собой о том, что прочитали. Как замечательно должно быть уметь читать!

С книгой в руке ребенок начинает стараться связать незнакомые образы букв с определёнными звуками. Это не так просто, и он концентрируется, фокусируя всё своё внимание на буквах, отметая все мешающие периферические зрительные ощущения, звуки...

Концентрироваться так - очень важный навык, но возможно застрять, когда всё внимание сосредоточено в одной точке, и забыть, что внимание можно расширить.

Один из механизмов сужения внимания - выключение периферического зрения, и это может ассоциироваться с выключением звуков и также ощущений от тела .

Так, если вы обратите внимание на упражнение выше, вы будете способны заметить, что слух "раскрывается", когда вы осознаёте периферическое зрение.

Когда вы начинаете ощущать это улучшенное использование глаз, вы можете попробовать его в разных ситуациях - когда подписываете чек, идёте на прогулку, в кино или в шумный ресторан. Эффект может быть поразительным.

Со временем, если вы активно занимаетесь спортом, вы начнёте замечать, что вы можете привносить и туда улучшенное применение глаз.

Многие люди приходят к ассоциированию идеи концентрации или «попытки концентрироваться» с этим сужением зрительного внимания: на спортивном поле и когда «пытаются концентрироваться на игре», они заглушают большинство зрительных сигналов - и, в особенности, периферическое зрительное поле, которое является частью зрения, вроде бы наиболее связанной с игрой.

Чем больше они стараются, тем больше ограничивают свои ощущения, и тем хуже становится их игра. Это разочаровывающая ситуация, по меньшей мере.

Однако, когда вы начинаете ясно осознавать ощущение этого процесса и как он влияет на вашу жизнь, можно довольно легко начать поворачивать его вспять понемногу.

Вознаграждение в улучшении зрения, лёгкости движений и общем самочувствии, безусловно, стоит того. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet