Развитие наблюдательности и зрительной памяти. Внимание к мелочам

Наблюдательность человека — это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Развивать наблюдательность важно не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.
Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности.

Как развить наблюдательность

Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти. Уделяйте внимание своей памяти.


Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увидено в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Будьте более восприимчивы, более открыты новым знаниям, не будьте равнодушны, думайте, анализируйте увиденное и услышанное.

Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора. Вот его слова:

«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»

Другой выдающийся человек, американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения:


Упражнение на развитие наблюдательности № 1

Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на нее попытайтесь запечатлеть ее в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать четкий умственный образ в мельчайших подробностях.


Упражнение на развитие наблюдательности № 2

После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, вспомните предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.

После того как нарисовали, посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то чего не хватало.


Упражнение на развитие наблюдательности № 3

Очень ценный способ развития наблюдательности является умение рассмотреть детали объекта. Не пытайтесь с первого раза воспринять и запомнить весь объект (предмет) целиком. Это на первых стадиях развития наблюдательности сделать сложно. Замечайте и запечатлевайте отдельные подробности предмета, и после переходите к следующим.

Попытайтесь описать характерные черты лица одного из своих знакомых, и вы удивитесь неясности своего представления. А все по тому, что никогда хорошенько в него вы не всматривались. Стоит ли говорить о посторонних лицах. Смотря на лицо человека и пытаясь его запомнить многие допускает эту ошибку, не обращают внимание на детали, а пытаются запомнить его в целом.

Начните тренироваться на ваших знакомых, рассмотрите глаза человека, его нос и рот, потом подбородок, цвет его волос, общую форму головы и т.д. Далее начните рассматривать каждого встречающегося вам человека, изучайте внешность. Вскоре вы удивитесь, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Это упражнение применимо к любым объектам и предметам. Опишите здание, которое встречается вам каждый день по пути на работу. Уверен, что многие не смогут дать четкое описание, лишь смогут составить о его внешнем виде отдаленное понятие - форма, цвет, сколько этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон в каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.


Упражнение на развитие наблюдательности № 4

Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол сем — десять предметов и пусть он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь четко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.

Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр некоторые лица. Развитые подобным методом способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и тем самым получите огромную подмогу в делах. Это упражнение часто в своей практике используют индийские йоги.

Упражнение на развитие наблюдательности № 5

Многие люди схватывают содержание и смысл статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости листающие газеты, имеют такую способность. Журналисты способны схватить смысл статьи, только лишь краем глаза взглянув на несколько строчек. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Дело все в практике. Попробуйте начать с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целой фразы, предложения, маленького абзаца и т.п. При развитии наблюдательности следует поступать, как поступают спортсмены при развитии мускулатуры — сперва развивают один мускул, далее последовательно доходят до целой группы мускулов.


Упражнение на развитие наблюдательности № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, произведите беглый осмотр. Попытайтесь получить четкую «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Запомните размер комнаты, ее высоту, число окон и дверей, цвет обоев, количество стульев, столов, ковров, картин и пр.

Выйдите из комнаты, запишите то, что видели и смогли запомнить, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь идеального результата. Эта практика в дальнейшем поможет вам точно описывать любое посещаемое вами помещение.


Упражнение на развитие наблюдательности № 7

Вечером, перед сном сделайте обзор всех ваших дневных занятий, и постараться припомнить вещи, предметы, лица людей, с которые вам встречались. Вы удивитесь, малости того, что будете припоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после каждодневной практики. Ваша подсознательное мышление поймет, что ясно замечать предметы и лица это необходимость.

Умение наблюдать очень важно для жизни. Этот навык позволяет стать более восприимчивым к происходящему, открывает для нас новые перспективы и на работе, и в обществе. Следуйте предложенным ниже рекомендациям, чтобы развить в себе наблюдательность.

Шаги

Учимся наблюдательности

    Наблюдать и просто смотреть на что-то - не одно и то же. Хотя и то, и другое происходит посредством нашего зрения. Многие люди часто путают эти термины, но, на самом деле, это совершенно разные действия.

    Обращайте внимание на то, что вас окружает. Хороший наблюдатель относится к окружающему миру осознанно, а не просто принимает его, как есть. Смотрите вокруг, когда идете в магазин или едете на работу. Вы многое заметите, например, автомобили, которые едут в том же направлении, что и вы, каждый день, изменения в витрине магазина на углу.

    • Если вы каждый день бываете в одних и тех же местах, постарайтесь уделить им побольше внимания. Что вы заметили в них? Какие изменения происходят? Что остается неизменным? Постарайтесь позже вспомнить эти места и посмотрите, сколько деталей вы можете вспомнить.
  1. Будьте внимательны к деталям. Начните замечать детали того, что оказывается на вашем пути каждый день. Вы сможете осознанно относиться к своему окружению, если будете обращать внимание на то, что кажется вам незначительным. Это сделает вас более наблюдательным. Чем более целенаправленно вы будете замечать разные вещи, тем скорее наблюдательность войдет у вас в привычку.

    Старайтесь не судить. Хороший наблюдатель должен быть нейтральным. Наблюдение не предполагает личного чувства или суждения, поскольку эти вещи основаны на предубеждении. Люди не видят реальных вещей, если у них проступают личные чувства, предубеждения или суждения. Они видят всё искаженным. Хороший наблюдатель игнорирует личные чувства и видит вещи такими, какие они есть.

    Не спешите. Чтобы быть хорошим наблюдателем, нужно замедлиться. Если мы в спешке проносимся по жизни каждый день, то у нас не остается времени на наблюдение окружающего мира. Старайтесь каждый день уделять какое-то время наблюдению за миром вокруг. Делайте что-то новое или постарайтесь посмотреть на что-то давно знакомое по-новому.

    Тренировка наблюдательности

    1. Развивайте свою память. Запоминание деталей - важное качество хорошего наблюдателя. Оно предполагает запоминание всех деталей, начиная от того, как вы закрываете дверь перед выходом из дома, до цвета машины, которая припарковалась рядом с вами на стоянке. Обычно наш мозг фильтрует и отбрасывает много ненужной нам информации. Поэтому старайтесь делать сознательные усилия, чтобы запоминать простые детали. Это поможет вам улучшить свою память и развить наблюдательность.

Развитие наблюдательности и зрительной памяти

Слабая память – это поверхностное наблюдение и слабое внимание. Запоминаются гораздо легче и лучше те вещи, когда ваш ум не занят ничем посторонним и находится в состоянии покоя. Хорошо развитое внимание укрепляет способности человека, дает очень ясные образы, ясные впечатления и ощущения.

Известные ученые, писатели, люди с высоким интеллектом отличаются развитым вниманием. Их жизнь полна различными сильными впечатлениями и образами. Человек с неразвитым вниманием получает гораздо меньше впечатлений, меньше информации и все время испытывает ее недостаток.

В первую очередь надо развивать зрительную память и внимание, так как человек в основном воспринимает мир через органы зрения.

Из книги Изучение иностранных языков автора Мельников Илья

Развитие мышления и памяти при изучении иностранного языка Память – это основа нашего сознания. В памяти сохраняется все то, что когда-то было, чтобы потом из нашего будущего извлечь все ценное нашего прошлого. Человек без памяти не был бы человеком. Любая деятельность

Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

Из истории памяти Мы живем в мире информации и на нас ежедневно обрушивается огромный поток различных сведений.В десятки раз возрос объем мировых сведений и знаний как по отдельным предметам, специальностям, направлениям, так и в целом. И этот объем информации с каждым

Из книги Методы спецслужб автора Мельников Илья

Развитие слуховой памяти Ухо более чувствительдное, чем глаза. Развить слуховую память гораздо проще, чем зрительную. Упражнение выполняются гораздо быстрее, прочнее и эффект от них проявляется гораздо раньше.Умение слышать, очень многое значит, различные оттенки

Из книги Интересные факты автора Мельников Илья

Виды памяти Память – самая сложная из всех психических функций человека, она имеет различные формы и различные виды. У живых организмов (кроме человека) есть только два вида памяти: генетическая, механическая. Генетическая память передается на генном уровне из поколения

Из книги Суперпамять [Уникальная программа абсолютного улучшения памяти и работы мозга (litres)] автора Хеннер Мэрилу

Уроки памяти Лучший способ создать прочное воспоминание (самый важный компонент ПСВ) – это интенсивное обучение. Именно во время обучения вы делаете шаг назад и внимательно смотрите на все, что сделали ранее, – причем не только что-то хорошее, но и плохое, а также

Из книги Яндекс Воложа [История создания компании мечты] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Из книги Развитие памяти автора Лорейн Гарри

Глава 17 Развитие памяти у детей Дж. Л.: Мои сын и дочь – Джефу девять, а Джули восемь – умеют легко и быстро запоминать разные вещи – в последовательности и по номерам. В общем, они у меня крутые. Г. Л.: Когда моему сыну Бобби исполнилось пять, я попытался научить его

Из книги Пробуждение от проблем, или Как Вася Пупкин нашел себя автора Руль Александр

Потеря памяти Природа нашей памяти тоже хорошо может показать то, что наша истинная сущность – это не просто сгусток мыслей о самих себе. В памяти человека хранится важнейшая составляющая нашей личности – наша личностная история.Представим себе, что человек по какой-то

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Из книги Помнить все! Как развить суперпамять автора Фокс Маргарет

4.2. Упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти Для улучшения способности к запоминанию следует развивать не только память, но и сенсо?рное восприятие информации, ведь невозможно запомнить то, что вы просто не смогли ощутить и проанализировать. Поэтому

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] автора Могучий Антон

4.2. Тренинг памяти Необходимость хорошего развития этой возможности нашей психики вряд ли кто-то поставит под сомнение. Хорошая память – это путь к успеху, познанию, новым открытиям, комфортной жизни!Способности нашей памяти поистине удивительны. Она, как известно,

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Упражнения для тренировки внимания и наблюдательности Упражнение 1. Запомните детали облика Это упражнение можно выполнять всякий раз, когда вам приходится с кем-то общаться – лучше с незнакомым человеком. Можно и просто поставить себе задачу некоторое время

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Упражнения для развития слуховой, зрительной, кинестетической памяти Упражнение 1. Воображаемая фотография Это упражнение для развития зрительной памяти. Смотрите на любой предмет в течение трех-пяти минут, представляя, что вы как бы фотографируете его, чтобы

Из книги автора

Возможности памяти Люди используют возможности своей памяти далеко не в полной мере. Более того, мало кто представляет, насколько велики эти возможности.Несколько примеров. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир»,

Из книги автора

Виды памяти Современная психология выделяет три вида памяти: мгновенная (или сенсорная), кратковременная и долговременная.В сенсорной памяти хранится то, что мы воспринимаем непосредственно органами чувств: видим, слышим, ощущаем, обоняем и пробуем на вкус после того,

Однажды монах, исследующий глубины дзен-буддизма, отправился в дождливый вечер к известному мастеру дзена, чтобы набраться у него мудрости. На входе по правилам приличия он разулся, оставил зонтик и вошел к учителю. «Расскажи мне обо всем, о мудрый учитель!», - приветствовал он мастера. А тот спросил: «Когда ты вошел, ты оставил зонтик справа или слева от туфель?». Монах замешкался, и мастер велел ему отправляться домой и возвращаться лишь тогда, когда он будет не только смотреть, но и осознавать.

«Не только смотреть, но и осознавать», - основной принцип наблюдательности, и если бы бедный монах больше обращал внимание на бренную землю, а не на небесные философские дали, то у него был бы шанс побеседовать с мастером. Действительно, мастерство в любом деле во многом опирается на наблюдательность, ведь именно она дает нам информацию и пищу для размышлений.

Не отчаивайся, если считаешь себя ненаблюдательным человеком и не можешь вспомнить, какие магазины расположены на пути от дома до работы или какой стиль обуви предпочитают коллеги. Наблюдательность - та же мышца (не в прямом значении, само собой), которую можно «накачать», если постоянно ее нагружать, начиная от малых задач и переходя к сложным. Кроме того, будут полезны и общие , так как чем более гибкая и совершенная наша мыслительная деятельность, тем более наблюдательными мы можем стать. Хорошая наблюдательность помогает нам лучше понимать эмоции друг друга, узнавать больше информации, быстрее учиться и сопоставлять факты. С ее помощью нам проще общаться с другими людьми и, чего уж греха таить, лучше делать свою работу и быстрее продвигаться по службе.

Изучай до мелочей всё, с чем сталкиваешься в течение дня, особенно что-то новое. Если ты отправляешься на прогулку, то досконально изучи маршрут, интересуйся зданиями или деревьями вокруг. Представь, что снимаешь всё на камеру, встроенную тебе прямо в глаза, и собираешь с её помощью информацию для исторической хроники.

Не позволяй мозгу застаиваться и переходить на рутинный режим, когда какие-то дела совершаются в полуавтоматическом режиме. Старайся разнообразить даже самый скучный процесс, тогда будет проще запоминать любые детали.

Удаляй или изолируй все раздражающие факторы, которые отвлекают внимание. Чем больше ты отвлечена, тем меньше сможешь увидеть.

Постарайся обращать внимание на . Вообще, чем больше различных оттенков человек может различить и определить, тем более совершенен его мозг. Пройди курс колористики, делай зарисовки, если умеешь, и проводи цветовые ассоциации с предметами и явлениями. Например, если тебе не нравится какой-то коллега, то запоминай всё, с ним связанное, ассоциируя его с красным цветом или своим нелюбимым цветом.

Упражнение «Попался!»

Возьми в руку предмет, который видишь в первый раз. Посмотри на него, затем убери прочь с глаз и запиши все детали, которые ты смогла о нем запомнить: цвет, размер, детали, мелочи. Затем верни предмет и сравни его с тем, что ты записала. Забыла что-то? А может, перепутала? Наш мозг обладает интересным свойством: если он что-то не запомнил, но мы на него «поднажали», то он может сфабриковать ненастоящее воспоминание, которое мы примем за чистую монету. Так мы можем до хрипоты убеждать собеседника в том, что видели общего знакомого в синем галстуке, хотя он носил фиолетовый.

Усложняй предметы каждый раз, когда успешно справишься с заданием. Если сначала они должны быть простыми, тот потом - всё более сложными с большим количеством деталей. Можно даже пытаться запоминать внешний вид целых людей, интерьер комнат и фасады зданий, когда ты как следует потренируешься.

Упражнение «Фоторобот»

Вспомни людей, которых знаешь лучше всего: родных, близких, лучших друзей. Представь, что тебе нужно сделать их фоторобот для каких-то целей. Только не представляй откровенный негатив: никто из них не потерялся и его не ищут по улицам города. Фоторобот может быть нужен, например, для описания друга в рассказе или шуточного розыгрыша.

Без должной тренировки сделать это сложно, даже если мы помним человека хорошо. Как только ты сможешь описать словами близких людей - переходи на малознакомых, а затем и вовсе на незнакомых. Заодно потренируйся в описании эмоций, которые читаешь на их лицах. Это тоже будет полезно.

Упражнение «Мама спит»

Представь, что твоя мама очень сильно устала и спит рядом с тобой на диване. У тебя нет наушников, но очень хочется посмотреть какое-то видео. Что бы ты сделала в детстве, чтобы ее не разбудить? Правильно, подключила бы воображение и смотрела всё с выключенным звуком. Это можно сделать и сейчас, только подключать не воображение, а наблюдательность.

Выбери небольшой ролик или сценку (комедийные для начала будут полезнее всего) и по выражениям лиц, антуражу, месту действия и другим деталям попытайся понять, что за действие происходит в ролике, что персонажи говорят друг другу и чем всё может закончиться. Затем просмотри ролик и отметь, что именно тебе удалось предугадать и почему.

Упражнение «Лазерная коррекция»

Представь, что твоему лучшему другу сделали операцию по коррекции зрения, и теперь он несколько дней не может видеть и ходит в глухой повязке. Ему очень скучно, поэтому ты взяла его на прогулку и ведешь по улице или парку. Расскажи другу в красках всё, что видишь вокруг, до самых мелочей. Особое внимание обращай на цвета, двигающиеся и повторяющиеся предметы, названия деревьев, кустов, цветов, внешний вид людей, детей и собак - в общем, на детали.

Пара недель таких прогулок - и ты поймешь, что замечаешь невиданные раньше вещи, по которым прежде взгляд просто проскальзывал.

Мы много чего видим, но при этом далеко не все замечаем, а все из-за того, что не развивали в себе навыки наблюдательности, которая, прежде всего, состоит в нашей способности видеть главные свойства различных предметов и людей.

Но есть и хорошая новость – заниматься саморазвитием никогда не поздно, можно начать прямо сейчас, а наша статься подскажет вам, в каком направлении двигаться.

Посторонний наблюдатель может иногда лучше понять положение,
чем тот, кто является частью его.
Роджер Желязны. Хроники Амбера

Как развивать наблюдательность?

Не нужно впадать в отчаяние лишь от того, что ваша наблюдательность оставляет желать лучшего. Это означает только то, что вам придется потратить некоторое количество времени на ее развитие.

Для этого, кстати, есть простые, но очень эффективные упражнения:

  1. Возьмите в руки любую вещь и внимательно рассмотрите ее, пытаясь запомнить даже самые незначительные детали . После этого закройте глаза и мысленно представьте эту вещь во всех подробностях. Потом вы можете открыть глаза и снова рассмотреть свой предмет, отметив, что именно вы не вспомнили – закрывайте глаза и дополняйте уже существующий образ новыми деталями. И так до тех пор, пока ваш мозг не отобразит предмет так, как он выглядит в реальности.
  2. Если первое упражнение получилось, то отложите выбранный вами предмет, и перенесите по памяти его образ на бумагу . Опять же, вы должны указать все подробности.
  3. Возьмите какую-то и вещь и обратите внимание на ее детали, а не на образ в целом . Таким образом вы научитесь запоминать отдельные части целого, а потом, на их основе, делать выводы.
  4. Пусть кто-то положит на стол десяток разных предметов, на которые вы посмотрите в течение нескольких секунд , а потом отвернетесь. Попытайтесь запомнить все эти предметы и подробно описать .
  5. По вечерам вспоминайте, как прошел ваш день, кого вы видели и что говорили, вспоминайте все детали и происшествия – это научит вас наблюдательности.

Наблюдательные люди могут охватить взглядом гораздо больше, чем другие. Именно благодаря развитию навыка наблюдательности они могут с легкостью понимать эмоции и чувства человека, о которых он не говорит вслух.

Как определять чужие эмоции?

Уже ни для кого не секрет, что язык тела у всех людей большей частью одинаков, и что бы они ни делали, изменить его не получится. Можно, конечно, научиться контролировать все эти проявления, но это доступно далеко не каждому человеку.

Поэтому, зная то, как проявляются основные эмоции людей, вы сможете дать характеристику их состоянию и выбрать подходящую линию общения:

  • Если человек зол, то его брови опускаются, он сжимает губы, а вдоль лба залегает глубокая морщина.
  • Если ваш собеседник испытывает отвращение, то уголки его губ приподнимутся, глаза он сощурит, а нос и лоб наморщит.
  • Испытывая страх человек широко распахнет глаза, приоткроет рот и поднимет брови.
  • Если он чувствует счастье, то уголки гуд подняты, а глаза суживаются.
  • Во время печали глаза тоже сужены, брови и рот опускаются, подбородок дрожит.
  • Если же человек удивлен, то его зрачки расширены, рот приоткрыт, брови поднимаются.
  • Презрение выражается в прищуре глаз и приподнимании одного уголка рта.

Что нужно помнить

При анализе помните, что человек крайне редко испытывает только одну какую-то эмоцию – как правило, вы можете видеть их комбинацию. Поэтому для начала нужно все же как следует изучить каждую эмоцию в отдельности, а потом – их сочетание, и тогда вы точно не ошибетесь.