Метод Александера: избавление от непроизвольной напряженности мышц.

Основа этого метода - понимание, что человек часто не умеет надлежащим образом управлять своим телом: неправильно сидит, стоит, двигается, дышит. Применяя метод Александера, пытаются выяснить, какие неправильные движения человек привык делать и как уберечься от таких вредных привычек. При правильном применении этого метода снижается нагрузка, приходящаяся на позвоночник, удлиняются мышцы, уменьшается напряжение межреберных мышц, человеку становится легче дышать.

Как появилась методика?

Этот метод связан с именем австралийского актера Фредерика Александера (1869-1955). Он зарабатывал себе на хлеб декламированием стихов. Наблюдая за собой в зеркале, он обнаружил, что декламируя, он напрягается, мешая себе дышать, двигаться и научился сознательно управлять частью своего тела, которая «работает» при выразительном чтении текста. Применяя свой метод он вылечил парализованного брата, своими знаниями поделился с коллегами. Позже этот метод начали применять и певцы, и танцоры, и музыканты. Теперь метод Александера преподается в многих актерских и музыкальных школах, в которых учат правильной осанке.

Принципы метода Александера

Одни люди осваивают эту методику быстрее, другие - медленнее. Всего - 4 этапа обучения.

Первичное контролирование - это правильное положение головы по отношению к шее и спине. Сначала обучают расслаблению. Терапевт наблюдает, нет ли нарушения осанки, и своими руками помогает найти подходящее положение голове. Через некоторое время ученики замечают, что изменились их мышцы, туловище стало будто шире и длиннее.

По мнению Александера, телу человека постоянно даются указания что-либо делать. Поэтому на втором этапе освоения метода Александера ученик обучается указывать своему телу, следуя первичному контролированию. Учитель помогает ему руками.

На третьем этапе обучения ученик овладевает способностью контролировать и что-либо делать руками, например, писать. Кроме того, имеются упражнения для улучшения дыхания и голоса.

Наконец, ученик овладевает способностью контролировать свое тело в различных жизненных ситуациях. Правильная осанка лечит и сохраняет здоровье.

Лечебный эффект

Метод Александера не является лечебным методом, однако он смягчает течение различных болезней, например, он применяется при стрессовых нарушениях функций желудка и кишечника, также и при других расстройствах пищеварения. Он может снизить кровяное давление, быть полезен при некоторых случаях нарушения дыхания, помочь страдающим мигренью . Применяя эту методику, удается избавиться от боли в спине, шеи, плечах.

Без учителя не обойтись

Освоить метод Александера нелегко, поэтому человек, желающий обучиться, должен найти учителя, способного открыть ему его проблемы. Дело в том, что при обучении правильному положению головы, шеи и спины необходимо надлежащее руководство. Сколько времени потребуется для освоения метода зависит от ученика и его проблем.

Метод Александера относится к так называемым методам управления душой и телом. Лечебное его воздействие представители традиционной медицины оценивают очень скептически. Действенность метода Александера зависит от веры ученика в него и от учителя. Между прочим, сторонники этого метода совсем не желают, чтобы он был причислен к лечебным методикам. По их мнению, его лечебное действие - лишь побочный результат осознанного управления человеческим телом.

Метод Александера – это еще один подход, в котором подчеркивается функциональное единство тела и психики и ставится акцент на исследовании и изменении привычных поз и осанки (Бреннан, 1997).

Фредерик Александер утверждал, что человек представляет собой единое целое, так что один дефектный компонент может негативно влиять на все остальные. Лечение отдельного заболевания может приносить лишь временное облегчение, поскольку многие проблемы со здоровьем возникают в связи с целым комплексом «плохих» привычек. По мнению Александера (Alexander, 1950), функционирование всех систем организма определяется привычками. Привычка – это набор характерных для человека реакций. Привычки закрепляются при многократном повторении действий, однако привычные позы не обязательно правильны. Плохие привычки могут поначалу проявляться в неадекватных двигательных реакциях, мышечных болях, неуклюжести. Со временем это может приводить к более серьезным проблемам, связанным с общим состоянием организма, а также к трудностям при совершении конкретных действий. Разработанные Александером методики направлены на улучшение координации движений и формирование правильных отношений между элементами опорно‑двигательной системы.

Предложенные Александером процедуры, наряду с изменением физических привычек, предполагают коррекцию психических установок. Он считал, что неврозы «вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли». Поэтому психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху. Александер был убежден, что при лечении внимание надо уделять не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой «конструкции тела», новой системы управления мышцами.

Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах – принципе торможения и принципе директивы. Торможение – это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал, что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель. Задерживая мгновение перед осуществлением действия, мы предоставляем себе время для использования рассудка и поиска наиболее эффективных способов выполнения данного действия. При торможении нашего первичного инстинктивного действия у нас появляется выбор из разнообразных решений. При этом необходимо иметь в виду, что торможение любой нежелательной привычки возможно не только до начала действия, но и в процессе его.

Человек должен уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, и научиться сознательно тормозить любую рефлекторную попытку производить соответствующее этой ситуации движение, при помощи осознания снимая избыточное напряжение мышц.

По Александеру, самый верный способ избавиться от «зажима» – это умение давать указания различным группам мышц, добиваясь их расслабления. Александер называл эти указания директивами. Дать директиву означает направить команду механизмам, управляющим телом.

Метод Александера является скорее методом переучивания, чем лечения, поскольку обучающий помогает изучить самого себя. Если при этом излечивается какая‑нибудь болезнь, то лечит ее сам клиент.

Занятие продолжается от тридцати до сорока пяти минут. Перед клиентом ставятся следующие задачи:

Обнаружить любое скрытое мышечное напряжение и избавиться от него;

Понять, что вызывает это напряжение, и устранить причины;

Научиться выполнять любое действие так, чтобы избыточного напряжения не возникало.

Роль терапевта – выявить личные привычки клиента, объяснить, почему они наносят вред и как можно от них избавиться. Это делается как с помощью вербальных инструкций, так и с помощью прикосновений к голове, шее, спине. Прикосновение рук терапевта обычно не причиняет боли. И все же, если есть сильные боли, рекомендуется пройти курс лечения, прежде чем заниматься методикой.

Терапевт может сначала попросить клиента лечь на стол. В этом положении сила тяжести действует меньше всего, поэтому легче расслабиться.

Затем клиента просят проделать ряд движений, например сесть или пройтись, чтобы он мог усвоить разные способы движений. Если какие‑то из этих действий вызовут боль или затруднения при выполнении, терапевт постарается избавить клиента от этих ощущений, показав, что их вызывает. Временами боль может усиливаться в результате растяжения мышц. Бояться этого не следует: такие боли сродни «болям роста», ощущаемым в детстве. Через несколько часов они исчезают.

Количество необходимых занятий индивидуально для разных людей, но уже после первого бывают заметны результаты. Любая боль, которую клиент испытывал в связи с плохой координацией или перенапряжением мышц, будет медленно, но неуклонно ослабевать. Уменьшается интенсивность болевых приступов, их частота.

Клиенту важно понять, однако, что он сам играет активную роль в овладении методикой. Именно он должен принять осознанное решение изменить свой образ жизни. Методика Алек‑сандера – не лекарство и не терапия: клиент сам лечит себя – его только учат, как это делать.

Изменения происходят и в сфере эмоций. Люди, склонные к беспокойству, становятся спокойнее; тот, кто был подвержен депрессии, становится оптимистичнее и открывает для себя, что жизнь не так уж плоха.

Как правило, люди обращаются к методике Александера лишь после того, как заболеют. Необходимо, однако, подчеркнуть, какую пользу она может принести тем, кто чувствует себя здоровым. Они могут не только обрести радость жизни и остроту восприятия, но и научиться постоянно предупреждать возникновение многих недомоганий. В условиях хронического стресса особенно важно осознать его наличие и избежать аккумуляции напряжения. Обычно мы пренебрегаем сигналами, которые подает наше тело, и не осознаем, что скованность и отсутствие движений порождают болезнь.

Это комплекс упражнений, направленных на восстановление правильной осанки, в первую очередь путем избавления от неестественных поз и движений, в процессе жизни ставших привычными и комфортными, но негативно влияющих на здоровье.

Например, очень часто под воздействием стрессовых ситуаций человек может начать горбиться, втягивать голову в плечи, откидывать голову назад и т. д. Постепенно он перестает замечать эти телесные изменения, а они тем временем фиксируются. В результате происходит деформация позвоночника, которая, в свою очередь, негативно влияет на состояние всего организма.

История метода

Эта техника была разработана в 1890-х гг. австралийским актером Фредериком Матиасом Александером в то время, когда он старался найти способ лечения ларингита, который часто развивался у него во время представлений. Наблюдая за собой в зеркало, Александер обнаружил, что, произнося речь, он совершает непроизвольное покачивание головой вперед-назад-вниз, при этом напрягая мышцы шеи. Предположив, что именно эта привычка, создавая избыточное напряжение в горле, и является причиной развития ларингита, актер научился подавлять данную тенденцию. В результате он не только перестал страдать от ларингита, но и улучшил свое общее самочувствие. Таким образом, работая над собой, Александер создал методику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенности положения между головой и позвоночником.

В 1904 г. Александер переехал в Лондон и стал обучать своей технике пациентов, ищущих способы корректировать нарушения осанки и неправильные движения. В 1931 г. он открыл официальные трехгодичные курсы, которые вел до 1955 г., вплоть до своей смерти.

В 1958 г. некоторые из его последователей основали в Лондоне Общество педагогов техники Александера. Сегодня техника Александера распространилась по всему миру.

Техника Александера в большей степени направлена не на непосредственно беспокоящие симптомы (например, боли в спине или скованность в шее), а на устранение их причины, которая часто заключается в рассогласованной работе организма. Было доказано, что после восстановления естественной гармонии между частями тела специфические состояния исчезают.

Проблемы и заболевания, при которых эффективна техника Александера

  • плохая осанка
  • боли в спине
  • боли в суставах
  • головная боль
  • утомляемость
  • стресс
  • нарушение дыхания
  • болезнь Бехтерева
  • остеоартрит

Метод Александера помогает человеку заново открыть естественную грациозность и ловкость, присущую с детства и утраченную в том числе из-за сидячего образа жизни, неправильного положения тела при работе за письменным столом или компьютером, что влечет за собой нарушение осанки и дисбаланс в организме в целом.

Коррекция осанка по методу Александера под руководством тренера

Тренер наблюдает за телом в покое и во время движения, стараясь устранить вредные привычки и привить новые, более здоровые. Обучение происходит в положениях лежа, сидя, при ходьбе и вставании. Правильность выполнения упражнения определяется положением подбородка: он должен быть параллелен полу.

1. Тренер следит за углом наклона шеи и за тем, каким образом она поддерживается, используя мягкий нажим, чтобы не дать ученику отклонить голову назад.

2. Основное внимание уделяется тому, как человек встает из положения сидя. Очень важно, чтобы при этом шея и позвоночник находились на одной линии.

3. В положении стоя тренер помогает принять сбалансированную вертикальную позу, перед тем как ученик начнет движение.

Работая с шеей, тренер дает указания (можно попробовать самостоятельно поэкспериментировать с телом с помощью рекомендуемых команд).

Основные команды-указания:

  • думайте о том, что шея свободна;
  • думайте о том, что шея гибкая;
  • расслабьте шею (избегайте ее чрезмерного расслабления);
  • думайте о том, что голова идет вверх и вперед;
  • думайте о том, что спина удлинилась и расширилась.

Садимся правильно

В тот момент, когда человек садится, отчетливо проявляет себя порочная привычка, присущая большинству людей: область таза отодвигается назад, голова запрокидывается (ее уравновешенное положение нарушается, шея испытывает чрезмерную нагрузку), грудная клетка выпячивается, спина прогибается. К сожалению, такими действиями наносится катастрофический вред осанке. Естественными же движениями должны быть направление корпуса ровно вниз таким образом, чтобы область таза двигалась вместе со спиной.

Техника Александера - метод, проверенный временем. Она помогает избавиться от головной боли, тяжести и боли в спине, депрессии, улучшает общее состояние. Вместе с мышечным напряжением уйдут негативные мысли, которые направляли вас.

Фредерик Александер был уверен в том, что с любым заболеванием (помимо самых запущенных случаев) человек способен справиться самостоятельно, прибегая при этом не к лекарствам, а к комплексу физических упражнений.

Также не следует закидывать одну ногу на другую, так как это приведет к чрезмерному напряжению мышц. Лучшим вариантом будет разведение коленей в разные стороны, что позволит избежать последующей боли в пояснице и снимет мышечное напряжение. Таз сидящего человека по возможности должен быть максимально прижат к спинке стула.

Упражнение по коррекции осанки

1. Встать в 5-7 см от стены, повернувшись к ней спиной и расположив ступни параллельно друг другу приблизительно в 25 см одна от другой.

2. Не меняя положения ног, слегка отклонить туловище назад к стене, проследив за тем, одновременно или нет прикоснутся к стене затылок, лопатки и ягодицы. Если какая-то часть туловища прикоснется к стене прежде остальных, это будет свидетельствовать об искривлении позвоночника. Если раньше всех к стене прикоснется затылок, это будет сигналом о наличии привычки запрокидывать голову назад. Если лопатки прикоснутся к стене раньше ягодиц, значит, область таза чересчур выдается вперед.

Подкорректируйте это положение, придвинув ягодицы к стене и выпрямив шею. Значительный просвет, который, возможно, образуется между стеной и поясницей исчезнет, как только вы согнете обе ноги в коленях, при этом передвинув низ живота немного вперед и опустив ягодицы. Если через некоторое время такое положение тела станет утомительным, это будет свидетельствовать о наличии серьезных проблем с осанкой.

3. Находясь в данном положении, разогните ноги в коленях, однако не допускайте их полного выпрямления. При этом в области поясницы должен оставаться незначительный прогиб. Далее следует отодвинуть туловище от стены, не сдвигая ступней. Начинать движение следует с головы, а не с живота или груди.

Согласно методике Александера, сознательно работая над конструированием собственного тела с целью торможения вошедших в привычку, но изначально неестественных для себя реакций, человек со временем сможет поменять свои привычки и выполнять правильные, не вредящие его здоровью действия спонтанно

Экология здоровья: Комплекс упражнений, помогающий правильно использовать собственное тело, гармонично задействовать собственные мышцы...

Возможно, я ошибаюсь, что вы все делаете неправильно,

но в таком случае вы можете продолжать делать все правильно,

не принимая меня во внимание.

(Ф. М. Александер)

Техника Ф.М. Александера – комплекс упражнений, помогающий правильно использовать собственное тело, гармонично задействовать собственные мышцы.

В основе метода лежит мнение о том, что у каждого человека в течение жизни вырабатываются привычки неправильного использования своего тела , выражающееся в манере держать осанку и производить движения тела, неизбежно ведущих к дополнительной чрезмерной нагрузке на опорно-двигательный аппарат, что является одной из основных причин нарушения функционирования организма в целом и происходящих в нем процессов.

Главная опасность этих привычек кроется в том, что человек со временем к ним привыкает и начинает воспринимать их как естественные процессы (в данном аспекте наблюдается сходство с “мышечным панцирем” В. Райха).

Таким образом, если физически здоровый человек, имевший привычку ровно держать осанку, внезапно начинает сутулиться, то данная привычка станет для него нормой, а неправильная осанка способна привести к нарушениям дыхательной функции, ухудшению притока кислорода к мозгу, нарушениям работы кишечника, искривлению позвоночника и преждевременному старению, мышечным и головным болям, ухудшению концентрации внимания и т.п.

Техника Ф.М. Александера признана многими специалистами по работе с человеческим телом как феноменальная методика, дающая человеку возможность наслаждаться жизнью так, как хочет сам человек, а не так, как позволяет ему его собственное тело, ведь независимо от того, осознает человек это или нет, качество состояния его тела является зеркальным отображением качества его жизни .

К помощи методики Ф.М. Александера прибегали тысячи профессиональных актеров, телеведущих, политиков, педагогов, музыкантов, психологов и писателей во всем мире. Это свидетельствует об авторитете рассматриваемой техники среди прочих технологий телесной терапии, что дает право называть технику Ф.М. Александера настоящим всемирным открытием.

Фредерик Матиас Александер родился 20 января 1869 года в Австралии, город Виниард, находящимся на северо-западном побережье Тасмании. Автор замечательной техники родился с серьезными проблемами со здоровьем, и никто из врачей не мог гарантировать, что мальчик проживет более чем несколько недель. Тем не менее, во многом благодаря безграничной любви матери, Ф. Александер выжил, однако продолжал испытывать тяжелые болезни, во главе которых были заболевания дыхательных органов.

Вследствие проблем со здоровьем Фредерик не мог учиться в школе вместе с другими детьми, и родителям пришлось нанимать ребенку частного преподавателя, благодаря чему у него было много свободного времени вечером, которое он использовал, помогая отцу в конюшне. Именно там он приобрел опыт невербального общения, впоследствии оказавшийся для него бесценным.

Из-за возникших материальных проблем в семье семнадцатилетний мальчик был вынужден устроиться на работу в оловодобывающую компанию, параллельно, в свободное от работы время, он брал уроки игры на скрипке. Однако все деньги, заработанные тяжким трудом, Фредерик умудрился потратить на посещение художественных выставок, музеев и спектаклей – настолько сильна была его тяга к искусству.

Вскоре он основал собственный театр одного актера, в котором читал произведения Шекспира.

Когда актерская карьера была на подъеме, Фредерик вновь столкнулся с проблемами здоровья, преследовавшие его с детства – он охрип, его голос окончательно пропал во время одного их спектаклей. Ради спасения собственного голоса Фредерик был готов пройти любое лечение, однако профилактические меры давали лишь временный эффект. Один из врачей посоветовал ему не разговаривать на протяжении пары недель для того, чтобы не напрягать голосовые связки. По началу это дало результаты, и он провел спектакль практически “на одном дыхании”, но в конце одной из завершающих сцен его голос вновь пропал. В этот момент он понял, что с актерской карьерой ему следует проститься…

Зарождение методики Александера

Потеряв голос, Ф. Александер в отчаянии пришел к своему врачу, посоветовавшему ему не разговаривать пару недель, и спросил о том, почему же поначалу все было хорошо, но после этого голос подвел его. Так и не дождавшись от врача более-менее вразумительного объяснения, Александер решил самостоятельно бороться со своим недугом, для чего он начал изучать самого себя, свои глубинные особенности.

В основе изучения самого себя у Александера был положен закон о причине и следствии: каждое действие обязательно должно вызвать противодействие.

Если человек страдает от какого-либо недуга, будь то головная боль, бессонница или артрит, этому соответствует определенная внутренняя причина.

Данным противодействием для Александера как раз и являлась потеря голоса.

Процесс излечения

Тогда Александер осознал, что всему основной причиной потери голоса являются неверные движения шеи и головы, которые, в свою очередь, приводят к неверному расположению осанки, вызывающую другие заболевания (в том числе и вероятную потерю голоса). Болезни появлялись за счет чрезмерного напряжения на различные группы мышц человека, с которыми организм был не способен справиться.

Таким образом, неконтролируемое со стороны человека запущенное состояние мышц и хаотичность их движений способно подорвать здоровье человека, так как мышцы человека испытывают нереальные нагрузки даже тогда, когда человек отдыхает .

Идея методики содержится в фразе, написанной лично Ф. Александером:

“Предпринимая попытки улучшить функции собственного органа речи и беря за основу различные методы, я заметил, что определенное положение шеи и головы по отношению к туловищу... производит первичный контроль над человеческим организмом в целом”.

Основной причиной неправильного положения головы и шеи Ф. Александер считал привычку человека горбиться, которая берет свое начало еще со времен обучения человека за школьной скамьей. Если понаблюдать за положением головы, шеи и туловища детей в классах, то можно заметить множество различных поз:

  • у некоторых детей голова вниз практически до упора,
  • у других, напротив, головы чрезмерно подняты вверх.

Оба случая являются яркими примерами неправильного положения шеи и головы, которая под воздействием сильной мышечной нагрузки способна привести деформации осанки и принятию данного неправильного положения осанки за естественное. И лишь немногие дети держат осанку ровной, и следят за положением своей головы и шеи.

При отсутствии контроля за расположением шеи на ней образуется горб и, с целью сохранения равновесия, оставшаяся часть туловища принимает неровную осанку, у человека начинает наблюдаться ранняя стадия прогиба позвоночника. В данной ситуации боли в нижней части спины вызываются нарушениями в верхней части спины, а потому лечение проблем позвоночника следует начинать с лечения верхней его части, иначе причина болей не будет устранена и болезнь будет проявляться снова .

Для правильной работы органов дыхания, речи и пищеварения требуется правильное положение позвоночника, потому что вблизи с зоной позвоночника расположены очень важные нервы и кровеносные сосуды, которые оказывают непосредственное влияние на функции дыхания и сердцебиения.

Александер считал, что многие проблемы со здоровьем люди могли бы решить одним простым отказом от привычки при каждом раздражении резко откидывать голову назад . К отказу от этой пагубной привычки Александер стремился сам и пытался привить данное стремление своим ученикам.


В целях сохранения собственной осанки человек не способен проводить постоянный контроль за состоянием положения частей своего тела, и Ф. Александер прекрасно понимал это, потому требовал от своих учеников не столько контроля за положением головы и шеи, сколько гармоничной координации производимых человеком движений в процессе жизни.

Он считал, что даже самым сгорбленным людям не стоит отчаиваться и сетовать на судьбу, так как тело обладает физиологической “мудростью”, благодаря которой после любых нарушений оно стремится вернуться в состояние равновесия, осанка стремится принять естественную от рождения правильную форму .

Однако это никогда не случится без желания человека достичь естественной осанки, вернуть своему телу правильную форму, так как этот процесс требует кропотливой работы.

Этот же принцип относится и к функциям внутренних и внешних органов человека – при нормализации формы осанки нормализуется и естественная функция органов .

Степень “мудрости” тела, его способности вернуться в естественное состояние напрямую связана с зависимостью человека от лекарственных препаратов, направленных на придание телу правильной формычем выше зависимость человека от лекарств, тем ниже “мудрости” тела .

Фредерик Александер уверен в том, что, помимо крайних случаев запущенности заболевания, человек способен справиться с ним самостоятельно, прибегая не к лекарствам, а к комплексу физических упражнений .

Для эффективной работы по технике Ф.М. Александера от человека требуется высокий уровень самодисциплины и самоконтроля, однако усилия и вклад будут достойно вознаграждены отличным самочувствием и прекрасным состоянием здоровья.

Для лучшего понимания методики рассмотрим действие, совершаемое человеком от 10 до 500 раз в сутки – присаживание . Когда человек медленно садится, его коленные чашечки медленно передвигаются вперед и вниз, а пятки разводятся в разные стороны. Когда тело человека начинает опускаться, большинство людей проявляют приобретенную привычку отодвигать область таза назад, опрокидывать голову вверх и нижнюю часть грудной клетки выдвигать вперед. Этими привычками человек наносит ощутимый (если не катастрофический) вред своей осанке. Естественными же для человека движениями должны быть ровное движение таза, направление корпуса ровно вниз. Ни в коем случае нельзя допускать выдвижение нижней части грудной клетки вперед, а таза – назад. Пожалейте свою осанку!

Рис. 1. – Движения садящегося на стул человека

На рисунке 1а четко показана губительная для осанки, однако привычная для многих людей манера приседания.

На рисунке 1b напротив показана естественная, но, вследствие действия ложных привычек, забытая манера приседания.

Уравновешенное положение головы нарушено, что обеспечивает чрезмерную нагрузку на шею человека и отражается на его осанке.

Большинству людей, к сожалению, крайне тяжело сохранять ровную осанку в тот момент, когда они сидят на стуле. Как правило, люди настолько заняты повседневными делами, что даже не задумываются об осанке и последствиях неправильной манеры сидя за столом. Они садятся быстро, прогибая спину назад и выпячивая грудь вперед.

Для сохранения осанки человеку необходимо не прогибать спину вперед, выгибая шею вниз, а выравнивать спину и направлять корпус вперед от тазобедренных суставов, чтобы область таза двигалась вместе со спиной.

Также не следует закидывать одну ногу на другую , так как это приведет к чрезмерному напряжению мышц. Лучшим вариантом будет разведение коленей в разные стороны , что позволит избежать последующей боли в пояснице и снимет мышечное напряжение. Таз сидящего человека по возможности должен быть максимально прижат к спинке стула.

Еще одной проблемой при поддержании собственной осанки в нормальном состоянии является неравномерное распределение напряжения мышц тела (т.н. дистоническое напряжение ). Дистоническое напряжение может наблюдаться у человека даже во время покоя. Некоторые люди, не следящие за положением своего тела, испытывают дистоническое напряжение даже при выполнении таких простых действий как поднятие ложки, включение света, открытие двери и т.п. Дистоническое напряжение вызывается неспособностью человека под действием раздражителя вернуться в спокойное состояние. После некоторых подобных ситуаций чрезмерное мышечное реагирование становится для человека нормой, и он утрачивает способность сдерживать активность своей мускулатуры и возвращать организм в спокойное состояние.

Под действием чрезмерных мышечных нагрузок скелет человека деформируется и приобретает неестественную форму.

Что же предпринять в данной ситуации, как избавиться от чрезмерного напряжения?

Ф. Александр предлагает сделать следующее – при помощи расслабления вернуть тело в уравновешенное состояние .

Однако многим людям удается достичь только частичного расслабления, а напряженность мышц, пускай и в скрытом виде, остается. Человек как бы находится в состоянии скрытого напряжения, и малейшее повторение раздражителя возвращает его в состояние мышечного напряжения. Такая ситуация носит название “остаточная деформация” .

Выделяют два основных пути избавления от непроизвольной напряженности мышц :

  1. полное игнорирование дистонического напряжения,
  2. возвращение в уравновешенное состояние покоя.

Первый путь менее трудозатратный и состоит в принятии человеком состояния пассивности после работы, либо в употреблении алкоголя или лекарственных препаратов. Человек в данном случае отказывается от всего, что может вызвать мышечную напряженность.

Второй путь гораздо сложнее, однако значительно эффективнее, и заключается в изменении двигательных привычек с целью создания правильной осанки.

Упражнение по корректировке осанки

Повернитесь спиной к стене таким образом, чтобы пятки находились на расстоянии на 5-7 см от стены, а ступни располагались друг от друга приблизительно на 25-28 см (как показано на рис. 2а).

Рис. 2

Затем, не изменяя положения ног, слегка наклоните основание туловища назад к стене (рис. 2b).

Очень важно чтобы ягодицы вместе с лопатками одновременно прикасались к стене.

  • Если одна часть туловища прикоснется к стене раньше, нежели другая, это будет свидетельствовать об искривлении позвоночника .
  • Если раньше всех к стене прикоснется ваш затылок, это будет сигналом о наличии привычки запрокидывать голову назад .

Если вы чересчур сильно выпячиваете область таза вперед, значит к стене прикоснутся только лопатки, а ягодицы – нет. В такой ситуации вам следует придвинуть ягодицы к стене.

Вы можете обнаружить образование между областью поясницы и стеной определенного зазора, который исчезнет, как только вы произведете сгиб обеих ног в коленях, при этом передвинете низ живота немного вперед и опустите ягодицы (как показано на рис. 2с).

  • Если через некоторое время данное положение тела станет для вас изнурительным, это будет свидетельствовать о наличии у вас серьезных проблем с осанкой .

Находясь в данном положении, удостоверьтесь, не опустилась ли у вас стопа. Если стопы уплотнены, то это можно исправить, раздвинув согнутые колени.

Аналогичным образом происходит и коррекция О-образных ног.

Разогните ноги в коленях, однако не допускайте их полного выпрямления. В положении стоя ноги должны находиться в незначительном сгибе. При этом в области поясницы должен оставаться незначительный прогиб.

Рис. 3

Раздвинув ступни, возможно обнаружение некоторых ошибок, проявляющихся во время ходьбы.

Поставьте с левой и правой стороны от себя стулья с высокими спинками (см. рис. 3а) и прикоснитесь большими пальцами спинок стульев, выставив локти наружу.

Начинайте ходьбу с правой ноги: приподняв пятку, немного согните правое колено.

В таком положении вес тела должен сместиться на левую ногу для того, чтобы человек смог поднять правую. Многие могут заметить, что они производят поднятие правой ногу не при помощи сгиба правого колена, а посредством поднятия правой стороны таза (рис.3b). В дальнейшем вы можете заметить это, ощутив напряжение в руке, прикасающейся к спинке стула.

При прохождении упражнения следует помнить о том, что руки и верхняя часть туловища не должны принимать участия в первоначальном сгибании колена (верное положение тела отображено на рис.3c).

На дальнейшем этапе ходьбы следует сгибать колено до момента, пока к полу не будет прикасаться лишь конец большого пальца (рис. 3d).

В момент перемещения туловища вперед, нога станет отрываться от пола, после чего она обязана коснуться его пяткой. Только после этого на пол должна опуститься вся подошва полностью. Колени не должны всецело распрямиться (рис. 3c).

В том случае, если пола будет касаться абсолютно вся подошва, то сгиб в данной области поясницы будет значителен. Благодаря установлению пятки и пальцев ног подобным образом, вам удастся снизить риск значительного выгибания позвоночника вперед в части поясницы.

Можно ли начать использование методики Александера самостоятельно?

Конечно можно!

  1. Сперва следует выбрать место для занятий, удобное для вас, где вам никто не сможет помешать.
  2. Далее нужно прилечь на пол, положив под голову книгу.
  3. Согните ноги таким образом, чтобы ваши колени были направлены в сторону потолка.
  4. Ваши мысли должны быть свободны от постороннего, вы не должны менять положение тела. Мысленно произносите фразу: “Шея свободна, голову вверх и вперед”. Тем самым вы будете концентрировать свое внимание на области шеи и головы.
  5. Далее произнесите мысленно фразу: “Спину расширить и вытянуть”. При этом вы начнете чувствовать, как ваша спина, плечи и лопатки расправляются.
  6. Произнося вторую фразу, не следует забывать о шее и голове. Если случилось так, что вы все же забыли о них – вернитесь к первой фразе и сконцентрируйтесь на голове и шее, и только потом переходите к работе с мышцами спины.

Имейте в виду, что вам не нужно производить никаких действий – повторяя эти фразы поочередно на протяжении нескольких минут ваше тело самостоятельно достигнет состояния расслабленности.

В дальнейшем при выполнении любых действий и испытании мышечного напряжения вам следует поочередно повторять эти фразы, и ваши мышцы будут приходить в расслабленное состояние.

Каждый человек привык производить определенные действия одним конкретным способом, даже не беря во внимание то, что это же действие можно выполнить несколькими иными способами. При этом перед самим действием человек проходит этап “ожидания действия”, когда восприятие действия согласуется с его ожиданием.

Поэтому, когда человек производит какое-либо действие, даже самое малое внешнее раздражение способно вызвать его преждевременное начало.

Когда человек сумеет контролировать свои реакции и реагировать в нужный момент времени, он избавится от зависимости напряженности ожидания .

Новая конструкция тела, к которой человек стремится, применяя методику Александера, есть не что иное, как субъективное ощущение правильной “позы ожидания” .

В связи с тем, что характерное восприятие человеком своих предпочтительных реакций на раздражители происходит на уровне бессознательного, человек, согласно методике Александера, должен сознательно работать над конструкцией собственного тела с целью торможения вошедших в привычку, но изначально не естественных для себя реакций.

Изначально следует спланировать новые, правильные реакции на раздражители. Со временем данная привычка станет обдуманным действием. Тогда не нужно будет обдумывать каждое свое действие – они будут производиться спонтанно.

Когда действия будут обдуманы, применяя методику Александера, человек сможет контролировать свою осанку и избавиться тем самым от множества ненужных проблем, связанных с собственным здоровьем. опубликовано

Материалы носят ознакомительный характер. Помните, самолечение опасно для жизни, за консультацией по поводу применения любых лекарственных препаратов и методов лечения обращайтесь к врачу.

Матиас Александер был австралийским актером. Свою систему он создал в конце XIX века. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой, по-видимому, не было никакой органической причины. Александер провел девять лет в тщательном самонаблюдении перед трехстворчатым зеркалом. Посредством самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз.

Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

Один из преподавателей метода описывает работу так: "Во время урока я прежде всего прошу ученика не делать ничего. Если я хочу, чтобы он сел на стул, я вовсе не хочу, чтобы он сделал это. Он должен совершенно отказаться от себя, предоставить мне двигать его. Мы не добавляем нечто новое сверх привычек, которые у него уже есть, и останавливаем его в применении этих привычек Он должен быть свободным, открытым и нейтральные чтобы испытать что-то иное. Он должен испытать то, как он двигался когда-то до того, как возобладали дурные привычки".

Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений, что бы мы ни делали, является наибольшее возможное растяжение позвоночника. Это не означает насильственного вытягивания позвоночника: имеется в виду естественное вытягивание вверх. Изучающие метод Александера работают прежде всего с формулой: "Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться".

Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественно приспособится во время концентрированного повторения формулы: а на уроке - при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений.

Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом.

Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой "работе за столом", когда ученик ложится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни. Техника Александера особенно популярна среди артистов, танцоров и т.п. Она также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.

Упражнение

Сейчас, читая эту книгу, вы сидите или лежите. Сознаете ли вы, как вы держите книгу, как ваши пальцы и рука принимают ее вес? Как вы сидите? Равномерно ли распределяется между ягодицами вес вашего тела? Как вы держите руки? Нет ли лишнего напряжения в груди, плечах, предплечьях, во всем теле? Не можете ли вы переменить позу на более удобную. Если так это указывает на то, что ваши привычки в использовании тела не столь эффективны и удовлетворительны, как могли бы быть.

Из-за этих привычек мы обычно сидим, стоим или двигаемся не так, как было бы оптимально, удобно и полезно; войдя в соприкосновение (то есть сознавание) со своим телом, мы можем почувствовать это. Это упражнение не является, конечно, частью техники Александера как таковой, поскольку она предполагает руководство обученного практика. Но оно может дать вам ощущение динамики использования тела, которое подчеркивает Александер.