Эффективная терапия посттравматического стрессового. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства Под редакцией

Как помогает психотерапия, с помощью каких механизмов психотерапевт добивается желаемых изменений в мышлении и поведении пациента? В литературе описывается несколько факторов лечебного действия, называемые по-разному разными авторами. Мы рассмотрим сборную классификацию, составленную на основе описанных R.Corsini и B.Rosenberg (1964), I.Yalom (1970), S.Kratochvil (1978). Одни из рассматриваемых факторов характерны и для индивидуальной и для групповой психотерапии, другие - только для групповой.

1. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. Другие обозначения этого механизма - "чувство общности " и "участие в группе" - говорят о том, что этот фактор наблюдается в групповой психотерапии и отсутствует в индивидуальной.

Универсальность означает, что проблемы пациента - универсальны, в той или иной степени они проявляются у всех людей, пациент не одинок в своих страданиях.

2. АКЦЕПТАЦИЯ (ПРИНЯТИЕ).S.Kratochvil называет этот фактор "эмоциональной поддержкой". Этот последний термин закрепился в нашей психотерапии.

При эмоциональной поддержке большое значение имеет создание климата психологической безопасности. Безусловное принятие пациента наряду с эмпатией терапевта и его конгруэнтностью является одной из составляющих позитивного отношения, которое стремится построить терапевт. Эта "триада Роджера", о которой уже говорилось, имеет огромное значение в индивидуальной терапии и не меньшее в групповой. В самой простой форме эмоциональная поддержка индивида проявляется в том, что терапевт (в индивидуальной терапии) или участники группы (при групповой психотерапии) слушают его и пытаются понять. Далее следует принятие и сочувствие. Если пациент является членом группы, то его принимают без оглядки на его положение, его расстройства, особенности его поведения и его прошлое. Он принимается таким, каков есть, с собственными его мыслями и чувствами. Группа позволяет ему отличаться от других членов группы, от норм общества, никто его не осуждает.

В известной степени механизм "эмоциональной поддержки" соответствует фактору "сплоченности" по I.Yalom (1975). "Сплоченность" можно рассматривать как механизм групповой психотерапии, тождественной "эмоциональной поддержке" как механизму индивидуальной психотерапии. Действительно, только сплоченная группа может предоставить члену группы эмоциональную поддержку, создать для него условия психологической безопасности.

Другим близким к эмоциональной поддержке механизмом является "внушение надежды" (I.Yalom,1975). Пациент слышит от других пациентов, что им стало лучше, он видит изменения, которые с ними происходят, это внушает ему надежду, что и он сможет измениться.

3. АЛЬТРУИЗМ. Положительный терапевтический эффект может оказывать не только то, что пациент получает поддержку и ему помогают другие, но также и то, что он сам помогает другим, сочувствует им, обсуждает вместе с ними их проблемы. Пациент, который приходит в группу деморализованным, неуверенным в себе, с чувством, что ничего сам не может предложить взамен, начинает вдруг в процессе групповой работы ощущать себя необходимым и полезным для остальных. Этот фактор - альтруизм - помогает преодолеть болезненную направленность на самого себя, повышает чувство принадлежности к остальным, чувство уверенности и адекватной самооценки.

Этот механизм специфичен для групповой психотерапии. Он отсутствует в индивидуальной психотерапии, ибо там пациент находится исключительно в позиции человека, которому помогают. В групповой терапии все пациенты играют психотерапевтические роли по отношению к другим членам группы.

4. ОТРЕАГИРОВАНИЕ (КАТАРСИС). Сильное проявление аффектов является важной составной частью психотерапевтического процесса. Однако считается, что отреагирование само по себе не приводит к каким-либо изменениям, но создает определенную основу или предпосылки для изменений. Этот механизм является универсальным - он срабатывает и в индивидуальной и в групповой психотерапии. Эмоциональное отреагирование приносит значительное облегчение пациентам и всячески поддерживается и психотерапевтом, и участниками психотерапевтической группы.

По мнению I.Yalom, отреагирование грусти, травматических переживаний и выражение сильных, важных для индивида эмоций стимулирует развитие групповой сплоченности. Эмоциональное отреагирование подкрепляется специальными приемами в психодрамеи в "группах встреч" ("энкаунтре-группах"). В "группах встреч" часто стимулируют злость и ее отреагирование путем сильных ударов по подушке, символизирующей противника.

5. САМОРАСКРЫТИЕ (САМОЭКСПЛОРАЦИИ). Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психотерапии. Групповая психотерапия стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний и переживаний. В процессе психотерапии пациент раскрывает самого себя.

Для того чтобы лучше понять механизм самоэксплорации и описываемый ниже механизм конфронтации в групповой психотерапии, обратимся к схеме J.Luft и H.Ingham (1970), известной в литературе под названием "окно Джогари" (от имен авторов - Джозера и Гарри), которая наглядно передает отношения между сознательными и бессознательными областями психики в интерперсональных отношениях.

1. Открытая область ("арена") включает поведение, чувства и молитвы, которые известны как самому пациенту, там и всем остальным.
2. Область слепого пятна - то, что известно другим, но не известно пациенту.
3. Скрытая область - то, что известно только пациенту.
4. Неизвестное, или бессознательное - то, что не известно никому.

При самоэксплорации участник группы принимает на себя ответственность, так как идет на риск реализации чувств, мотивов и поведения из своей скрытой, или тайной области. Некоторые психотерапевты говорят о "самораздевании", которое они считают первичным механизмом роста в группе (O.Mowrer, 1964 и S.Jourard, 1964 - цит. по S.Kratochvil,1978). Человек снимает маску, начинает откровенно говорить о скрытых мотивах, о которых группа едва ли могла бы догадаться. Речь идет о глубоко интимной информации, которую пациент не каждому бы доверял. Кроме различных переживаний и отношений, связанных с чувством вины, сюда относятся события и поступки, которых пациент просто стыдится. До "самораздевания" дело может дойти только в том случае, если все остальные члены группы реагируют взаимопониманием и поддержкой. Существует, однако, риск, что если пациент раскроется и не получит поддержки, то такое "самораздевание" окажется для него болезненным и нанесет психическую травму.

6. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ. У R.Corsini этот механизм называется "интеракцией". Обратная связь означает, что пациенту становится известным от других членов группы, как они воспринимают его поведение и как оно на них воздействует. Этот механизм, понятно, имеет место и в индивидуальной психотерапии, но в групповой психотерапии его значение во много раз увеличивается. Это, пожалуй, главный лечебный фактор групповой психотерапии. Другие люди могут являться источником той информации о нас самих, которая нам не совсем доступна, находится в области слепого пятна нашего сознания.

Для большей наглядности воспользуемся снова окном Джогари. Если при самоэксплорации пациент раскрывает что-то другим из своей тайной, скрытой области, то при обратной связи другие открывают ему что-то новое о нем самом из области его слепого пятна. Благодаря действию двух этих механизмов - самоэксплорации и конфронтации - уменьшаются скрытая область и область слепого пятна, за счет чего увеличивается открытая область ("арена").

В обыденной жизни мы часто сталкиваемся с людьми, проблемы которых прямо написаны у них на лице. И все, кто вступает с таким человеком в контакт, не хотят указать ему на его недостатки, т.к. боятся показаться бестактными или обидеть его. А ведь именно эта неприятная для человека информация представляет для него материал, с помощью которого он мог бы измениться. В интерперсональных отношениях таких щекотливых ситуаций множество.

Например, человек, который имеет обыкновение много говорить и не понимает, почему люди избегают разговоров с ним, в терапевтической группе получает информацию о том, что его способ вербального общения очень нудный. Человек, который не понимает, почему многие относятся к нему недружелюбно, узнает, что его неосознаваемый иронический тон раздражает людей.

Однако не всякая информация о человеке, полученная от других, является обратной связью. Обратная связь надо отличать от интерпретации. Интерпретация - это толкование, объяснение, это наши мысли, рассуждения по поводу увиденного или услышанного. Для интерпретации характерно высказывания типа: "Я думаю, что ты делаешь то-то и то-то", а для обратной связи: "Когда ты делаешь то-то, я чувствую вот что..." Интерпретации могут быть ошибочными или могут представлять собственные проекции интерпретатора. Обратная же связь по сути не может быть неправильной: она есть выражение того, как один человек реагирует на другого. Обратная связь может быть невербальной, проявляться в жестах или в мимике.

Значительную ценность для пациентов представляет и наличие дифференцированной обратной связи. Не всякое поведение можно оценить однозначно - отрицательно или положительно,- оно воздействует по-разному на разных людей. На основе дифференцированной обратной связи пациент может научиться дифференцировать свое поведение.

Термин конфронтация часто применяют для отрицательной обратной связи. Г. Л. Исурина и В. А. Мурзенко (1976) считают конфронтацию в форме конструктивной критики очень полезным психотерапевтическим фактором. Одновременно они указывают, что при преобладании одной только конфронтации критика перестает восприниматься как дружелюбная и конструктивная, что ведет к усилению психологической защиты. Конфронтацию необходимо сочетать с эмоциональной поддержкой, которая создает атмосферу взаимного интереса, понимания и доверия.

7. ИНСАЙТ (ОСОЗНАНИЕ). Инсайт означает понимание, осознание пациентом неосознаваемых прежде связей между особенностями своей личности с неадаптивными способами поведения. Инсайт относится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррективным опытом (см.ниже) и опытом нового поведения объединяется I.Yаlom (1970) в категорию интерперсонального научения.

S.Kratochvil (1978) различает три вида, или уровня, инсайта:
Инсайт N1: осознание связи между эмоциональными расстройствами и внутриличностными конфликтами и проблемами.
Инсайт N2: осознание собственного вклада в возникновение конфликтной ситуации. Это так называемое "интерперсональное осознание".
Инсайт N3: осознание глубинных причин настоящих отношений, состояний, чувств и особенностей поведения, коренящихся в далеком прошлом. Это "генетическое осознание".

С психотерапевтической точки зрения инсайт N1 является элементарной формой осознания, которая сама по себе не имеет лечебного значения: его достижение является только предпосылкой эффективного сотрудничества пациента в психотерапии. Наиболее значительны в терапевтическом отношении инсайты N2 и N3.

Предметом неустанного спора различных психотерапевтических школ является вопрос, достаточно ли одного только генетического осознания или, наоборот, только интерперсонального. S.Kratochvil (1978), например, придерживается мнения, что достаточно только интерперсонального осознания. От него можно прямо перейти к научению новым способам поведения. Генетическое осознание, с его точки зрения, может быть полезно в том, что подводит пациента к отказу от детских форм реагирования и замене их реакциями и отношениями взрослого человека.

Генетическое осознание - это исследование собственной истории жизни, которое приводит пациента к пониманию своих настоящих способов поведения. Другими словами, это попытка понять, почему человек стал таким, какой он есть. I.Yalom (1975) считает, что генетическое осознание имеет ограниченное психотерапевтическое значение, в чем сильно расходится с позицией психоаналитиков.

С определенной точки зрения инсайт можно рассматривать как следствие психотерапии, однако о нем можно говорить как о лечебном факторе, или механизме, так как он прежде всего является средством изменения малоадаптивных форм поведения и устранения невротических симптомов. При достижении этих целей он, как правило, всегда оказывается очень эффективным, но не обязательно необходимым фактором. В идеальном случае на основе глубокого осознания могут исчезнуть симптомы и измениться поведение. Однако отношения между осознанием, симптомами и поведением в действительности намного сложнее и менее наглядны.

8. КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ. Коррективный эмоциональный опыт представляет собой интенсивное переживание актуальных отношений или ситуаций, благодаря которому происходит коррекция неправильного обобщения, сделанного на основе прошлых тяжелых переживаний.

Это понятие ввел психоаналитик F.Alexander в 1932 году. Alexander считал, что так как многие пациенты перенести в детстве психологическую травму в связи с плохим отношением к ним родителей, то терапевту необходимо создать "коррективный эмоциональный опыт" для нейтрализации эффектов первичной травмы. Терапевт реагирует на пациента иначе, чем реагировали на него родители в детстве. Пациент эмоционально переживает, сравнивает отношения, исправляет свои позиции. Психотерапия проходит как процесс эмоционального перевоспитания.

Наиболее яркие примеры можно взять из художественной литературы: история Жана Вальжана из "Отверженных" В.Гюго и ряд историй из сочинений А.С.Макаренко, например эпизод, когда Макаренко доверяет все деньги колонии одному парню, бывшему вору. Неожиданное доверие, вступающее в контраст с более ранней обоснованной недоброжелательностью и недоверием, корректирует посредством сильного эмоционального переживания существующие отношения и меняет поведение парня.

При эмоциональном корректировании окружающие люди ведут себя иначе, чем может ожидать пациент с неадекватными формами поведения на основе своего ложного обобщения (генерализации). Эта новая реальность делает возможным повторную дифференциацию, то есть различение ситуаций, в которых данная реакция уместна или нет. Благодаря этому создаются предпосылки для разрыва порочного круга.

Итак, сущность этого механизма состоит в том, что пациент в условиях психотерапевтической ситуации (будь то индивидуальная или групповая психотерапия) повторно переживает эмоциональный конфликт, который он до сей поры был не в состоянии разрешить, но реакция на его поведение (психотерапевта или членов группы) отличается от той, которую он обычно провоцирует у окружающих.

Например, можно ожидать, что пациентка с сильным чувством недоверия и агрессивностью к мужчинам, возникших в результате ее переживаний и разочарований в прошлом, принесет это недоверие и агрессивность к пациентам мужского пола в психотерапевтичской группе. Эффективное воздействие здесь могут оказать неожиданные проявления со стороны мужчин: они не отстраняются от пациентки, не выказывают раздражения и недовольства, а, напротив, терпеливы, обходительны, ласковы. Пациентка, которая ведет себя в соответствии со своим прежним опытом, постепенно начинает осознавать, что ее первичные генерализованные реакции неприемлемы в новой ситуации, и она попытается изменить их.

Разновидностью коррективного опыта в группе является предложенное I.Yalom (1975) так называемое "коррективное повторение первичной семьи"- повторение семейных отношений пациента в группе. Группа напоминает семью: ее члены в значительной степени зависят от руководителя; участники группы могут соперничать между собой, чтобы снискать "родительское" расположение. Терапевтическая ситуация может вызвать ряд других аналогий с семьями пациентов, предоставить коррективный опыт и проработать неразрешенные в детстве отношения и конфликты. Иногда сознательно группой руководят мужчина и женщина, чтобы групповая ситуация как можно точнее имитировала семейную. Малоадаптивным отношениям в группе не дают "застыть" в жестких стереотипах, как это случается в семьях: они сравниваются, переоцениваются, пациента побуждают к проверке нового, более зрелого способа поведения.

9. ПРОВЕРКА НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ("ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТИ") И ОБУЧЕНИЕ НОВЫМ СПОСОБАМ ПОВЕДЕНИЯ.

В соответствии с осознанием старых неадаптивных стереотипов поведения постепенно осуществляется переход к приобретению старых. Психотерапевтическая группа предоставляет для этого целый ряд возможностей. Прогресс зависит от готовности пациента к изменениям, от степени его индентификации с группой, от стойкости его прежних принципов и позиций, от индивидуальных черт характера.

В закреплении новых реакций большую роль играет импульс со стороны группы. Социально неуверенный пациент, который пытается завоевать признание пассивным ожиданием, начинает проявлять активность и высказывать собственное мнение. Более того, он этим не только не теряет симпатии своих товарищей, но его начинают больше ценить и признавать. В результате этой положительной обратной связи новое поведение закрепляется, и пациент убеждается в его выгодах.

Если происходит изменение, то оно вызывает новый цикл интерперсонального обучения на основе продолжающейся об ратной связи. I. Yalom(1975) говорит о первом витке "адаптационной спирали", которая зарождается внутри группы, а потом выходит за ее пределы. С изменением неадекватного поведения повышается способность пациента налаживать отношения. Благодаря этому уменьшается его грусть, подавленность, растут уверенность в себе и откровенность. Другим людям это поведение нравится значительно больше, чем прежнее, и они выражают больше положительных чувств, что, в свою очередь, подкрепляет и стимулирует дальнейшие положительные изменения. В конце этой адаптационной спирали пациент достигает независимости и больше не нуждается в лечении.

В групповой психотерапии может применяться и систематически планируемое обучение - тренинг, основанный на принципах научения. Например, неуверенному пациенту предлагается "тренинг утвердительного поведения", в процессе которого он должен научиться настаивать на своем, утверждать свое мнение, принимать самостоятельные решения. Остальные участники группы при этом оказывают ему сопротивление, он же должен убедить всех в правильности своего мнения и одержать победу. Успешное выполнение этого упражнения вызывает одобрение и похвалу со стороны группы. Испытав удовлетворение, пациент попробует перенести новый опыт поведения в реальную жизненную ситуацию.

Подобным же образом в группе можно научиться разрешать конфликтные ситуации в виде "конструктивного спора", несогласия с установленными правилами.

При обучении новым способам поведения большую роль играет моделирование, имитация поведения других членов группы и терапевта. Это механизм лечебного действия I.Yalom (1975) называет "имитирующим поведением", а R.Corsini (1989) - "моделированием". Люди учатся вести себя, наблюдая поведение других. Пациенты подражают своим товарищам, наблюдая, какие формы их поведения группа одобряет, а какие отвергает. Если пациент замечает, что другие участники группы ведут себя откровенно, берут на себя определенный риск, связанный с самораскрытием, и группа одобряет такое поведение, то это помогает ему вести себя таким же образом.

10. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ (ОБУЧЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЕМ).
В группе пациент получает новые знания о том, как люди ведут себя, информацию об интерперсональных отношениях, об адаптивных и неадаптивных интерперсональных стратегиях. Здесь имеется в виду не обратная связь и интерпретации, которые пациент получает в отношении своего собственного поведения, а сведения, которые он приобретает в результате своих наблюдений за поведением других.

Пациент проводит аналогию, обобщает, делает выводы. Он учится, наблюдая. Таким образом он познает некоторые закономерности человеческих отношений. Он может теперь взглянуть на одни и те же вещи с разных сторон, познакомиться с разными мнениями по одному и тому же вопросу. Он многому научится, даже если сам не будет принимать активного участия.

Многие исследователи особенно подчеркивают значение наблюдения для положительного изменения. Пациенты, которые просто наблюдали за поведением других членов группы, использовали свои наблюдения как источник осознания, понимания и разрешения собственных проблем.

R. Corsini (1989) при изучении факторов лечебного действия психотерапии разделяет их на три сферы - когнитивную, эмоциональную и поведенческую. К когнитивным факторам автор относит "универсальность", "осонание", "моделирование"; к эмоциональным факторам - "акцептацию", "альтруизм" и "перенос" (фактор, основанный на эмоциональных связях между терапевтом и пациентом или между пациентами психотерапевтической группы); к поведенческим - "проверку реальности", "эмоциональное отреагирование" и "интеракцию" (конфронтацию). R.Corsini считает, что эти девять факторов лежат в основе терапевтического изменения. Когнитивные факторы,- пишет R.Corsini ,- сводятся к заповеди "познай себя"; эмоциональные - к "люби ближнего своего" и поведенческие - к "делай добро". Нет ничего нового под солнцем: этим заповедям философы учили нас на протяжении тысячелетий.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОТЕРАПИИ

В 1952 году английский психолог Hans Aysenck сравнил эффективность традиционной психодинамической терапии с эффективностью обычных медицинских методов лечения неврозов или с отсутствием лечения у нескольких тысяч пациентов. Результаты, полученные психологом, удивили и испугали многих терапевтов: применение психодинамической терапии не повышает шансов пациентов на выздоровление; фактически поправилось большее число нелечившихся больных, чем тех, кто принимал психотерапевтическое лечение (72% против примерно 66%). В последующие годы Aysenck подкрепил свои выводы дополнительными свидетельствами (1961, 1966), поскольку критики продолжали уверять, что он ошибался. Они обвинили его в том, что он исключил из своего анализа несколько исследований, которые подтверждали эффективность психотерапии. В качестве контраргументов они приводили следующие: возможно, пациенты, не получавшие терапии, страдали менее глубокими расстройствами, чем те, кто получал ее; нелечебные пациенты могли на самом деле получать терапию у частопрактикующих психотерапевтов; врачи-терапевты, оценивающие состояние пациентов, не полуивших лечения, могли использовать иные не столь строгие критерии, чем психотерапевты, которые оценивали своих собственных пациентов. Возникло очень много споров о том, как интерпретировать результаты H.Aysench, и эти споры по казали, что необходимо выработать более надежные методы оценки эффективности.

К сожалению, работы по оценке эффективности все еще сильно отличаются по своему качеству. Кроме того, как указывают D. Bernstein, E. Roy et al. (1988), трудно точно определить, что имеется в виду под успешной терапией. Поскольку одни терапевты стремятся к изменению в области бессознательных конфликтов или силы эго, а других интересуют изменения в открытом поведении, то различные исследователи эффективности имеют и различные суждения о том, была ли терапия эффективна у данного пациента. Эти моменты надо иметь в виду, рассматривая исследования по общей эффективности психотерапии.

Обзоры последнего времени более оптимистичны, чем исследования H. Aysenck. Рядом работ опровергнута "нулевая гипотеза" H. Aysench и сейчас реальный процент спонтанного выздоровления колеблется от 30 до 45.

Используя специальную математическую процедуру, называемую мета-анализом ("анализом анализов"), Smith M. L. ,Glass G. V. , Miller T.J. (1980) сравнивали результаты 475 исследований, в которых сообщалось о состоянии больных, прошедших курс психотерапии и не получивших лечения. Главным выводом был следующий: среднестатистический пациент, прошедший психотерапию, чувствовал себя лучше, чем 80% тех пациентов, которые не получили терапии. Другие мета-анализы подтвердили это заключение. Эти обзоры показали, что если результаты всех форм психологического лечения рассматриваются вместе, то подтверждается точка зрения об эффективности психотерапии.

Однако критики мета-анализа утверждают, что даже такая сложная комбинация результатов, представляющая собой "ме шанину" хороших и посредственных исследований эффективности лечения различными методами, может вводить в заблуждение. По мнению критиков, эти исследования не отвечают на более важный вопрос: какие методы являются наиболее эффективными при лечении определенных больных.

Какой из основных психотерапевтических подходов является наиболее эффективным в целом, или какой из подходов предпочтителен при лечении конкретных проблем пациентов? Большинство обзоров не находит существенных различий в общей эффективности трех главных направлений психотерапии. Критики указывали, что эти обзоры и мета-анализ не достаточно чувствительны для определения различий между отдельными методами, но даже исследования, которые тщательно сравнивали психодинамическое, феноменологическое и бихевиоральное лечение, не нашли значительных различий между этими подходами, хотя отметили их преимущество перед отсутствием лечения. Когда же различия между методами определяются, то обнаруживается тенденция к выявлению более высокой эффективности поведенческих методов, особенно при лечении тревоги. Благоприятные результаты поведенческой терапии и привлекательность для многих психотерапевтов феноменологической терапии привели к тому, что эти два подхода становятся все более популярными, в то время как использование психодинамической терапии как доминирующего метода лечения - все менее популярны.

К оценке исследований эффективности психотерапии можно подойти с совершенно иных позиций и сформулировать вопрос следующим образом: корректны ли попытки измерения эффективности психотерапии?

В вопросе об эффективности психотерапии многие разделяют мнение, высказанное еще в 1969 году H.H.Strupp, Bergin A.E. (цит. по R. Corsini): проблема исследований в психотерапии должна быть сформулирована как стандартный научный вопрос: какие специфические терапевтические вмешательства вызывают специфические изменения у специфических пациентов в специфических условиях?

R. Corsini со свойственным ему юмором пишет, что "лучший и наиболее полный" ответ на этот вопрос он находит у C. Patterson (1987): прежде чем какая-либо модель, подвергаемая исследованию, может быть применена, нам необходимы: 1) таксономия проблем или психологических расстройств пациента, 2) таксономия личностей пациентов, 3) таксономия терапевтических техник, 4) таксономия терапевтов, 5) таксономия обстоятельств. Если бы мы создали такие системы классификации, то практические проблемы были бы непреодолимы. Допустим, что пять перечисленных классов переменных содержат по десять классификаций, тогда исследовательский проект потребует 10х10х10х10х10, или 100000 элементов. Из этого C.Petterson делает вывод, что нам не нужны сложные анализы множества переменных и нам следует отказаться от попытки точного изучения психотерапии, ибо это просто не возможно.

Психотерапия является искусством, основанным на науке, и, так же как в искусстве, здесь неприменимы простые измерения такой сложной деятельности.

Год выпуска: 2005

Жанр: Психология

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: В подготовке материалов, представленных в книге «Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства», приняли непосредственное участие члены специальной комиссии, созданной для разработки руководства по методам лечения ПТСР. Эта комиссия организована Советом директоров Международного общества по исследованию травматического стресса (International Society for Traumatic Stress Studies, ISTSS) в ноябре 1997 г. Нашей целью было описать различные способы терапии, основываясь на обзоре обширной клинической и исследовательской литературы, подготовленном экспертами по каждой конкретной области. Книга «Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства» состоит из двух частей. Главы первой части посвящены обзору результатов наиболее важных исследований. Во второй части приведено краткое описание применения разных терапевтических подходов в лечении ПТСР. Это руководство направлено на то, чтобы информировать клиницистов о тех разработках, которые мы определили как лучшие для лечения пациентов с диагнозом «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР). ПТСР - это сложное психическое состояние, которое развивается в результате переживания травматического события. Симптомами, характеризующими ПТСР, являются повторяющееся воспроизведение травматического события или его эпизодов; избегание мыслей, воспоминаний, людей или мест, ассоциирующихся с этим событием; эмоциональное оцепенение; повышенное возбуждение. ПТСР часто сопровождается другими психическими расстройствами и является сложным заболеванием, которое может быть связано со значительной болезненностью, нетрудоспособностью и нарушением жизненно важных функций.

При разработке этого практического руководства специальная комиссия подтвердила, что травматический опыт может повлечь за собой развитие различных нарушений, таких, как общая депрессия, специфические фобии; расстройство, вызванное острым стрессом, нигде более не определяемое (disorders of extreme stress not otherwise specified, DESNOS), личностные расстройства, такие, как пограничное тревожное расстройство и паническое расстройство. Однако основной темой этой книги является лечение именно ПТСР и его симптомов, которые перечислены в четвертом издании Диагностического и Статистического руководства по психическим заболеваниям (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, DSM-IV, 1994) Американской психиатрической ассоциации.
Авторы руководства «Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства» признают тот факт, что диагностические рамки ПТСР ограничены и что эти ограничения могут быть особенно очевидны в случае пациентов, переживших сексуальное или физическое насилие в детстве. Часто пациенты с диагнозом DESNOS имеют широкий спектр проблем в отношениях с другими людьми, которые способствуют нарушениям личностного и социального функционирования. Об успешном лечении таких пациентов относительно мало известно. Единое мнение клиницистов, подтвержденное эмпирическими данными, состоит в том, что пациентам с этим диагнозом необходимо длительное и комплексное лечение. Специальная комиссия также признала, что ПТСР часто сопровождается другими психическими расстройствами, и эти сопутствующие заболевания требуют со стороны медицинского персонала чуткости, внимания, а также уточнения диагноза на протяжении всего процесса лечения. Расстройствами, требующими особого внимания, являются злоупотребление химическими веществами и общая депрессия как наиболее часто встречающиеся коморбидные состояния. Практикующие специалисты могут обратиться к руководствам по этим расстройствам для разработки планов лечения индивидов, демонстрирующих множественные расстройства, и к комментариям в главе 27.
Руководство «Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства» базируется на случаях взрослых, подростков и детей, страдающих ПТСР. Цель руководства - помочь клиницисту в лечении этих индивидов. Поскольку лечение ПТСР проводится клиницистами с различной профессиональной подготовкой, эти главы были разработаны на основе междисциплинарного подхода. В процессе разработки активно участвовали психологи, психиатры, социальные работники, арт-терапевты, семейные консультанты и другие специалисты. Соответственно, эти главы обращены к широкому спектру специалистов, занимающихся лечением ПТСР.
Специальная комиссия исключила из рассмотрения тех индивидов, которые подвергаются насилию или оскорблениям в настоящее время. Эти индивиды (дети, которые живут с оскорбляющим их человеком, мужчины и женщины, которые подвергаются оскорблениям и насилию в своем доме), а также те, кто проживает в зонах ведения боевых действий, могут также соответствовать критериям диагноза ПТСР. Однако их лечение, а также связанные с этим юридические и этические проблемы значительно отличаются от лечения и проблем пациентов, которые пережили травматические события в прошлом. Пациенты, находящиеся непосредственно в травматической ситуации, нуждаются в специальном внимании клиницистов. Эти обстоятельства требуют разработки дополнительных практических руководств.
Очень мало известно о лечении ПТСР в промышленно отсталых регионах. Исследования и научные разработки по этим темам проводятся в основном в западных индустриальных странах. Специальная комиссия четко осознает эти культуральные ограничения. Растет убежденность в том, что ПТСР - это универсальный ответ на травматические события, который наблюдается во многих культурах и обществах. Однако есть необходимость в систематических исследованиях, чтобы определить, насколько лечение, как психотерапевтическое, так и психофармакологическое, доказавшее свою эффективность в западном обществе, будет эффективным в других культурах. В общем и целом специалисты не должны ограничивать себя только теми подходами и техниками, которые изложены в данном руководстве. Приветствуется творческая интеграция новых подходов, продемонстрировавших свою эффективность при лечении других расстройств и имеющих достаточную теоретическую основу, в целях улучшения результатов терапии.

Книга «Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства» базируется на анализе результатов исследований эффективности психотерапии взрослых, подростков и детей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Цель руководства - помочь клиницисту в лечении таких больных. Поскольку терапия ПТСР проводится специалистами с различной профессиональной подготовкой, авторы глав руководства осуществляли междисциплинарный подход к проблеме. Книга в целом объединяет усилия психологов, психиатров, социальных работников, арт-терапевтов, семейных консультантов и др. Главы руководства обращены к широкому кругу специалистов, занимающихся лечением ПТСР.
Книга «Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства» состоит из двух частей. Главы первой части посвящены обзору результатов наиболее важных исследований. Во второй части приведено краткое описание применения разных терапевтических подходов для лечения ПТСР.

«Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства»


  1. Диагноз и оценка
Подходы к лечению ПТСР: обзор литературы
  1. Психологический дебрифинг
  2. Психофармакотерапия
  3. Лечение детей и подростков
  4. Групповая терапия
  5. Психодинамическая терапия
  6. Лечение в стационаре
Психосоциальная реабилитация
  1. Гипноз
  2. Арт-терапия
Руководство по терапии
  1. Психологический дебрифинг
  2. Когнитивно-бихевиоральная терапия
  3. Психофармакотерапия
  4. Лечение детей и подростков
  5. Десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз
  6. Групповая терапия
  7. Психодинамическая терапия
  8. Лечение в стационаре
  9. Психосоциальная реабилитация
  10. Гипноз
  11. Супружеская и семейная терапия
  12. Арт-терапия

Заключение и выводы

Важно быть грамотными в вопросе лечения межпозвонковой грыжи, и знать не только, как снять боль, но и как сохранить позвоночник максимально здоровым, понимать, чего категорически нельзя делать при появлении болей в спине, чтобы избежать осложнений, а также знать, что нужно предпринять в обязательном порядке.

Межпозвонковая грыжа - одно из распространенных и потенциально опасных заболеваний, так как при его развитии происходит повреждение позвоночника в непосредственной близости от нервных корешков и спинного мозга, через который проходят нервные импульсы от всех органов к головному мозгу. В этом - причина осложнений, которые могут приводить к ограничению движений, нарушению работы жизненно важных органов, а иногда и к параличу.

Межпозвонковая грыжа часто возникает у людей работоспособного возраста (20-50 лет), обрекая их на временную нетрудоспособность, а иногда и на инвалидность!

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург;

биофизик, действительный член академии медико-технических наук Федоров В.А.

Что такое межпозвонковая грыжа? Стадии

Межпозвонковая грыжа – это заболевание, которое вызвано разрушительными изменениями в тканях межпозвонкового диска, расположенного между позвонками. Межпозвонковый диск, благодаря своему устройству, выполняет роль своеобразной амортизационной подушки, обеспечивающей позвоночнику пружинистость, смягчающей и гасящей ударные нагрузки при ходьбе, беге, прыжках и пр.

Межпозвонковый диск состоит из пульпозного ядра гелеобразной консистенции, и фиброзного кольца вокруг него, которое удерживает этот гель внутри. Функцию амортизации выполняет пульпозное ядро, которое (у взрослого) на 70% состоит из воды. Оно также содержит углеводы, обладающие способностью быстро связывать и «отдавать» воду.

При наличии нагрузки на позвоночник (например, при ходьбе) пульпозное ядро уплощается и уменьшается в размерах до 2 раз, так как из него выталкивается вода. При снижении нагрузки вода возвращается в ядро, оно восстанавливает размер и форму.

Межпозвонковой грыже, как правило, предшествуют дегенеративные изменения фиброзного кольца: оно теряет свою плотность (его структура становится более рыхлой, между волокнами появляются промежутки, возникают разрывы отдельных волокон без нарушения целостности всего кольца).

По мере развития повреждений в фиброзном кольце пульпозное ядро начинает перемещаться из центра диска к периферии.

Различают несколько стадий развития грыжи:

  1. Пролабирование диска - незначительное смещение ядра (на 2-3 мм.), фиброзное кольцо смещается наружу, но целостность его не нарушается;
  2. Протрузия диска – смещение пульпозного ядра на 4 мм и более;
  3. Экструзия диска или пролапс (собственно, грыжа) – нарушение целостности фиброзного кольца с выходом пульпозного ядра в позвоночный канал;
  4. Секвестрация диска – пульпозное ядро теряет связь с позвонками, фрагментируется и смещается по позвоночному каналу.

Симптомы межпозвонковой грыжи

Основным симптомом межпозвонковой грыжи является боль, и именно боль заставляет людей обратиться к врачу. Часто боль в спине может быть просто мышечной болью, не связанной с давлением на нервный корешок.

Как правило, боль возникает резко и усиливается при движении в соответствующем сегменте позвоночника. Чаще всего поражается поясничный отдел, как подверженный наибольшим нагрузкам. Реже - грудной, при возникновении грыжи в этом отделе больные часто жалуются на очень сильные боли, напоминающие чувство «кола в спине».

Однако боль не всегда сопровождает грыжу, особенно на ранних этапах её возникновения.

Симптомы межпозвонковой грыжи различаются в зависимости от того, в каком направлении происходит выпячивание и выпадение пульпозного ядра.

Заболевание протекает в непосредственной близости от спинного мозга и отходящих от него корешков, поэтому могут наблюдаются также другие симптомы, связанные с нарушением проводимости нервных путей:

  • снижение кожной чувствительности;
  • снижение тонуса мышц в конечностях и ухудшение движений в них;
  • ослабление сухожильных рефлексов (непроизвольных движений конечностей при ударе по сухожилию, например, под коленной чашечкой);
  • нарушения работы внутренних органов; например, при грыже в поясничном отделе страдает работа кишечника, мочевого пузыря, органов половой сферы;
  • головокружения, ухудшение памяти, перепады артериального давления - при грыже в шейном отделе.

При межпозвонковой грыже в некоторых случаях могут развиваться тяжелые осложнения , такие как:

  • Радикулопатия (корешковый синдром, устаревшее название - радикулит) связан с давлением грыжи на нервный корешок.
  • Сдавление спинного мозга, вызванное сужением позвоночного канала грыжей, отеком тканей, нарушением кровоснабжения, а, иногда, и прямым механическим сдавлением.
  • Сдавление артерии, питающей спинной мозг - острое или нарастающее постепенно - приводящее к гибели нервных клеток.
  • Пережатие вен, отводящих кровь от позвоночника , что приводит к выраженному отеку, сдавлению спинного мозга.

Все эти осложнения чреваты нарушением работы спинного мозга, атрофией (усыханием) мышц. При осложнениях грыжи в поясничном отделе могут страдать внутренние органы, возникать недержание кала, мочи, импотенция. В крайних случаях могут отказать почки и другие жизненно важные органы, а также при пережатии сосудов в шейном отделе может нарушиться кровоснабжение мозга и наступить гибель.

Одним из самых опасных осложнений является синдром конского хвоста - сдавление пучка нервных волокон, отходящих на уровне первого поясничного позвонка. Это может приводить к мгновенному развитию паралича нижних конечностей, отказу работы органов таза и гибели пациента.

Разрушения в фиброзном кольце быстро не восстанавливаются, поэтому при возникновении грыжи основная нагрузка ложится на мышцы спины. Ослабленные грыжей межпозвонковые диски плохо фиксируют позвонки. Организм никак не может допустить повреждения такого жизненно важного органа, как спинной мозг, находящегося в позвоночном столбе, поэтому мышцы усиленно начинают центрировать ось позвоночника . Мышцы также пытаются компенсировать недостаток амортизации, которую ранее выполнял межпозвонковый диск (диски).Неподготовленные мышцы плохо центрируют спинномозговой канал, особенно если уже имеются другие проблемы в позвоночнике () или мышцы были ранее не тренированы из-за малоподвижного образа жизни. Даже не очень большая нагрузка может вызвать осложнения. Наиболее опасны толчки и резкие движения.

Эффективные меры №1. Максимально защититься от дополнительных перегрузок мышц и позвоночника:

Мышцы испытывают колоссальную нагрузку в новых условиях. Наличие ранее имевшихся проблем в позвоночнике () и сама грыжа могут серьезно ухудшать их работу, так как нарушено питание и передача нервных импульсов. Мышцы могут быть просто не подготовлены, так как ранее были не тренированы из-за малоподвижного образа жизни. В этой ситуации часто возникает мышечный спазм. Из-за мышечного спазма пережимаются сосуды, клетки мускулатуры перестают получать полноценное питание и гибнут, а на их месте разрастается соединительная ткань. Возникают спайки и рубцы - все это приводит к нарушению осанки. Таким образом создаются условия для развития повторных случаев болезни (рецидивов) и возникновения новых очагов повреждения.

Из-за усиленной работы клетки мышечных тканей гибнут быстрее. Избыток погибших клеток может возникнуть также из-за того, что пульпозное ядро при «вытекании» пережало сосуды, и пораженная область лишилась питания. Реакцией организма на такое скопление погибших клеток является отек (необходимая мера для очистки тканей). Однако отек сдавливает близлежащие сосуды, ухудшает питание мускулатуры, гибель клеток прогрессирует. Но главная проблема заключается в том, что погибшие клетки выводятся только с лимфой через лимфатические сосуды, а движение лимфы обеспечивается, в свою очередь, сократительной активностью мышц (даже в состоянии их покоя). Когда мышцы уже переутомлены, к руг замыкается : для снятия отека нужен активный лимфоток и активность мышц, а мышцы уже перегружены и из-за отека лишены питания и не могут восстановиться.

Отек особенно быстро нарастает во время длительного лежания, например, во время сна, так как общая мышечная активность снижена и ее недостаточно для обеспечения лимфотока в нужном объеме, чтобы очистить ткани в пораженной области. Поэтому лучше избегать постельного режима. В течение дня желательно не принимать надолго лежачего положения и не занимать фиксированные позы на длительное время. Гораздо полезнее двигаться - но с осторожностью, чтобы не возникали новые болезненные ощущения. Ночной сон желательно прерывать каждые 3 часа на 15 минут, чтобы походить или сделать упражнения, лежа в постели.

Необходимо улучшить питание (кровоснабжение) мышц спины. Мышцам необходима ресурсная подпитка, чтобы они смогли справляться с новой для них нагрузкой по поддержанию позвоночника в условиях грыжи.

Первопричина развития межпозвонковой грыжи

Как уже было сказано, межпозвонковая грыжа начинает развиваться из-за того, что фиброзное кольцо, составляющее часть межпозвонкового диска, становится дряблым, неплотным, пульпозное ядро вместе с диском начинает «выплывать». Это вызвано недостатком питания межпозвонкового диска. Почему оно ухудшается?

У детей и подростков межпозвонковые диски получают питание и кислород непосредственно из сосудов, к ним подходящих, которые, однако, к 18-20 годам перестают функционировать. У взрослого человека питание дисков (а также выведение отходов из клеток) осуществляется путем диффузии - «проталкивания» веществ через микроскопические каналы в хряще, покрывающем тело позвонка.

Необходимым условием доставки питательных веществ, кислорода и воды через хрящи до клеток межпозвонкового диска (а также позвонков) является слаженная и динамическая работа мышц спины и диска:

  • Только при физическом напряжении создается достаточной кровоток для полноценного питания позвоночника, а также обеспечивается лимфоток и венозный отток для очистки тканей хряща, позвонков, межпозвонковых дисков от погибших клеток.
  • Именно во время движения в самом позвоночнике возникают перепады давления, что обеспечивает «всасывание» и «выталкивание» веществ в пульпозном ядре.

Из этого следует, что межпозвонковый диск начинает постепенно разрушаться еще задолго до возникновения грыжи по трем основным причинам:

  • мышцы не работают динамично, то есть речь идет о гиподинамии (малоподвижном образе жизни ),
  • мышцы не работают слаженно, что свидетельствует о .
  • на мышцы и диск воздействует чрезмерная нагрузка, превышающая текущие возможности организма (профессиональный спорт, изнурительная или чрезмерная физическая работа, профессиональные разрушающие факторы и т.п.).

Гиподинамия

Малоподвижный образ жизни опасен тем, что:

Мышцы позвоночника расслабляются и не обеспечивают достаточного притока крови, питательных веществ и кислорода к позвонкам.

  1. Из-за недостатка движений в позвоночнике ухудшается диффузия (прохождение) питательных веществ, кислорода и воды через хрящи к дискам. В результате гибнут клетки, пульпозные ядра обезвоживаются.
  2. Из-за ухудшения лимфотока погибшие клетки начинают скапливаться в позвонках и дисках, препятствуя восстановлению.
  3. При сидячей работе (образе жизни) непременным условием в профилактике и лечении заболевания является постоянное микро изменение самой «сидячей» позы. Это необходимо чтобы работали разные группы мышц, а не одни и те же, так как иначе они перенапрягаются. Такое изменение обеспечивается при сидении на качающейся (динамической) опоре. Человек интуитивно меняет свою позу так, чтобы обеспечить устойчивое положение на стуле. Соответственно постоянно меняются группы работающих мышц.

6 причин, по которым стоит включить фонирование в лечение межпозвонковой грыжи:

  1. Фонирование способствует очищению тканей в поврежденном участке позвоночника от погибших клеток и продуктов распада благодаря стимуляции лимфотока. А это необходимое условие для восстановления.
  2. Происходит стимуляция кровотока , благодаря чему улучшается питание клеток мышц, позвонков, спинного мозга. Также активируется транспорт питательных веществ и воды в хрящевую пластинку и межпозвонковые диски , что необходимо для питания их клеток и эластичности.
  3. Улучшается отток венозной крови от пострадавшего участка из-за чего снижается отек и сдавление спинного мозга, нервов и сосудов.
  4. Улучшается проведение импульсов по нервным волокнам , что доказали , проведенные в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте. В результате восстанавливается работа систем нейромышечной амортизации и предупреждается развитие повторных случаев болезни.
  5. Фонирование улучшает работу почек , что способствует восстановлению водно-электролитного баланса крови и улучшению работы всех мышц. Также стимулируется работа надпочечников и повышается выработка гормонов, активизирующих восстановительные процессы в организме.
  6. Фонирование позвоночника способствует выходу родоначальных стволовых клеток , которые могут преобразовываться в любую функциональную ткань (в том, числе, хрящевую). Патент РФ №2166924.

Важно, что фонирование помогает избавляться от боли - эффективность метода была доказана исследованием, проведенным в рамках подготовки кандидата медицинских наук Т. И. Якушиной. Из 52 пациентов с остеохондрозом и грыжей у 45 человек (86,5%) применение позволило:

Динамика болевого синдрома в результате виброакустического воздействия

На схеме видна динамика уменьшения болевых проявлений, которая наблюдалась в ходе лечения с применением фонирования аппаратом " ".

Эффективность лечения разными методами физического воздействия

Примечание: ВАВ - виброакустическое воздействие; ВАВ+ИК - виброакустическое и инфракрасное воздействие при помощи аппарата " "; Магнит - магнитное воздействие.

Существует вероятность, что Ваш лечащий врач может не знать о данном новом современном методе лечения (фонировании) и соответствующих приборах, поэтому перед тем, как идти на прием, предлагаем распечатать с информацией о противопоказаниях и методике лечения межпозвонковой грыжи.

Заключение

Таким образом, фонирование на сегодняшний день является современным медицинским методом, который:

  1. Имеет доказанную эффективность на уровне 80-93% , подтвержденную российскими и европейскими научными исследованиями.
  2. Решает все основные задачи лечения межпозвонковой грыжи: позволяет очистить ткани от погибших клеток, активировать восстановительные процессы, снять отек, улучшить питание спинного мозга, мышц, межпозвонковых дисков.
  3. Эффективен в устранении болевого синдрома и повышении качества жизни пациентов.
  4. Способствует профилактике повторных случаев болезни , т.к. помогает восстановлению работы системы нейромышечной амортизации (улучшает проводимость импульсов по нервам, положительно влияет на работу всех мышц)., с доставкой по всей России и зарубеж.

По завершении острого периода заболевания, когда боль пройдет, на первый план в восстановлении межпозвонкового диска выходит регулярная лечебная физкультура . Именно она должна вернуть прежнее здоровье и подвижность позвоночнику.

Больной должен прислушиваться к своему организму и исключать упражнения, которые вызывают новые болезненные ощущения в поврежденном межпозвонковом сегменте. Одним из наиболее эффективных способов обеспечить нетравматическую физическую нагрузку является плавание , так как в воде на организм не действует сила тяжести и одновременно задействуется большое количество мышц.

Нужно обязательно учитывать, что наиболее действенным будет только комплексное лечение

Как говорил Авиценна, врач обладает тремя главными инструментами: словом, лекарством и ножом. На первом месте, несомненно, стоит слово – самый мощный способ воздействия на пациента. Плохой тот врач, после разговора с которым больному не стало легче. Душевная фраза, поддержка и принятие человека со всеми его пороками и недостатками – вот то, что делает врача психиатра истинным целителем души.

Вышесказанное относится ко всем специальностям, но наибольше – к врачам психотерапевтам.

Психотерапия – это лечебная методика вербального воздействия, которая применяется в психиатрии и наркологии.

Психотерапия может использоваться либо самостоятельно, либо в сочетании с медикаментами. Наибольший эффект психотерапия оказывает на больных с расстройствами невротического спектра (тревожно-фобические и обсессивно-компульсивные расстройства, панические атаки, депрессии и др.) и психогенными заболеваниями.

Классификация психотерапии

На сегодняшний день выделяют три основных направления психотерапии:

  • Динамическая
  • Поведенческая (или бихевиоральная)
  • Экзистенциально-гуманистическая

Все они имеют разные механизмы воздействия на больного, но суть их одна – ориентация не на симптом, а на целостную личность.

В зависимости от необходимой цели практическая психотерапия может быть:

  • Поддерживающей. Суть её состоит в укреплении, поддержке имеющихся у больного защитных сил, а также выработке схем поведения, которые помогут стабилизировать эмоциональное и когнитивное равновесие.
  • Переучивающей. Полная или частичная реконструкция негативных навыков, ухудшающих качество жизни и адаптацию в социуме. Работа проводится путем поддержки и одобрения положительных форм поведения у пациента.

По количеству участников психотерапия бывает индивидуальной и групповой . Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Индивидуальная психотерапия является плацдармом для пациентов, которые не подготовлены к групповым занятиям или отказываются в них участвовать из-за особенностей характера. В свою очередь групповой вариант намного эффективней в плане взаимной коммуникации и обмена опытом. Особой разновидностью является семейная психотерапия , которая подразумевает совместную работу с двумя супругами.

Сферы лечебного воздействия при психотерапии

Психотерапия является хорошим методом лечения благодаря трем сферам воздействия:

Эмоциональная. Пациенту оказывается моральная поддержка, принятие, сопереживание, возможность проявить собственные чувства и не быть осужденным за это.

Когнитивная. Происходит осознание, «интеллектуализация» собственных поступков и стремлений. При этом психотерапевт выступает в роли зеркала, которое отображает больному его самого.

Поведенческая. Во время сеансов психотерапии вырабатываются привычки и модели поведения, которые помогут больному адаптироваться в семье и социуме.

Хорошее сочетание всех вышеперечисленных сфер практикуется в когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ).

Виды и методы психотерапии: характеристика

Одним из первооткрывателей психотерапии и психоанализа был известный австрийский психиатр и невролог Зигмунд Фрейд . Он сформировал психодинамическую концепцию возникновения неврозов на основе угнетения потребностей и требований индивидуума. Задачей психотерапевта был перенос неосознанных стимулов и осознание их клиентом, благодаря чему достигалась адаптация. В дальнейшем ученики Фрейда и множество его последователей основывают свои школы психоанализа с принципами, отличающимися от первоначальной доктрины. Так возникли основные виды психотерапии, которые мы знаем сегодня.

Динамическая психотерапия

Формированию динамической психотерапии как действенного метода борьбы с неврозами мы обязаны работам К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма. Наиболее распространенным вариантом этого направления является личностно-ориентированная психотерапия .

Лечебный процесс начинается с длительного и скрупулёзного психоанализа, в ходе которого выясняются внутренние конфликты больного, после чего они перемещаются с области бессознательного в сознательное. Важно подвести пациента к этому, а не просто озвучить проблему. Для эффективного лечения клиента необходима длительная кооперация с врачом.

Поведенческая психотерапия

В отличие от сторонников психодинамической теории, поведенческие психотерапевты видят причиной невроза неправильно сформированные привычки поведения, а не скрытые стимулы. Их концепция гласит, что модели поведения человека можно менять, в зависимости от чего его состояние способно трансформироваться.

Методы поведенческой психотерапии эффективны в лечении различных расстройств (фобий, панических атак, навязчивостей и др.). На практике хорошо показала себя методика конфронтации и десенсибилизации . Суть её состоит в том, что врач определяет причину страха клиента, его выраженность и связь с внешними обстоятельствами. Затем психотерапевт проводит вербальное (словесное) и эмоциональное воздействия путем имплозии или наводнения. При этом пациент представляет мысленно свой страх, пытаясь нарисовать его картину как можно ярче. Врач подкрепляет испуг больного, чтобы он почувствовал причину и свыкся с ней. Сеанс психотерапии длится около 40 минут. Постепенно человек привыкает к причине фобии, и она перестает его волновать, то есть происходит десенсибилизация.

Другим подвидом поведенческой методики является рационально-эмоциональная психотерапия . Здесь работа проводится в несколько этапов. На первом определяется ситуация и эмоциональная связь человека с ней. Врач определяет иррациональные побуждения клиента и способы его выхода из сложной ситуации. Затем оценивает ключевые моменты, после чего кларифицирует (уточняет, разъясняет) их, проводит анализ каждого события вместе с больным. Таким образом, иррациональные поступки осознаются и рационализируются самим человеком.

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

Гуманистическая терапия является самым новым методом вербального воздействия на пациента. Здесь проводится анализ не глубинных побуждений, а становления человека, как личности. Акцент делается на высшие ценности (самосовершенствование, развитие, достижение смысла жизни). Большую роль в экзистенциализм внес Виктор Франкл, который основной причиной человеческих проблем видел отсутствие реализации личности.

Существует множество подвидов гуманитарной психотерапии, наиболее распространенные из них:

Логотерапия – метод дерефлексии и парадоксальной интенции, основанный В.Франклом, который позволяет эффективно справляться с фобиями, в том числе и социальными.

Клиент-центрированная терапия – особая методика, при которой главную роль в лечении выполняет не врач, а сам пациент.

Трансцедентальная медитация – духовная практика, позволяющая расширить границы разума и обрести покой.

Эмпирическая терапия – внимание больного акцентируется на глубинных эмоциях, пережитых им ранее.

Главной чертой всех вышеперечисленных практик является то, что стирается грань в отношениях врач-пациент. Психотерапевт становится наставником, таким же равноценным, как и его клиент.

Другие виды психотерапии

Кроме вербального способа коммуникации с врачом пациенты могут посещать занятия по музыкальной, песочной, художественной терапии, которые помогают им снять стресс, проявить свои творческие способности и раскрыться.

Клиническая психотерапия: выводы

Психотерапия оказывает неоценимое влияние на больного во время лечения и реабилитации . Расстройства невротического спектра более эффективно поддаются медикаментозной коррекции, если она сочетается с работой психотерапевта или психолога, а иногда даже без приема лекарств, психотерапия может привести к полному исчезновению болезненных проявлений. В дальнейшем пациенты переходят от приема препаратов до использования навыков, приобретенных на сеансах психотерапии. В данном случае она выступает ступенькой от фармакотерапии к самоконтролю над болезненными проявлениями (фобии, панические атаки, навязчивости) и психическим состоянием пациента. Поэтому работа с психотерапевтом должна в обязательном порядке проводиться с больными и их родственниками.