Новые навыки, которым можно научиться. Приобретение новых навыков, способностей

«Как жаль, что я бросил(а) музыкальную школу», «Завидую тем, кто владеет иностранными языками» – те, кто говорит так, как будто подразумевают: мне уже это все не осилить, надо было учиться, когда я был(а) моложе. Но возраст обучению не помеха, более того, оно чрезвычайно полезно для нашего мозга. А современная наука предлагает множество подсказок, как сделать процесс обучения менее трудоемким и более эффективным.

Главное - фундамент

Принято считать, что ключ к успеху в овладении новым – как можно больше заниматься (выучивать новую информацию, тренировать умения и проч.). Было даже сформулировано «правило 10 тысяч часов» – будто бы именно столько времени требуется, чтобы стать экспертом в какой-либо области. Однако исследования последних лет выявили, что усиленная практика не всегда гарантирует отличный результат.

Во многих случаях успех зависит от природных факторов, таких как талант и IQ, а также от мотивации. Но вот что точно от нас зависит: решающую роль играют занятия на начальном этапе обучения. Например, при изучении языка самое важное – овладеть базой (алфавит, произношение, грамматика и проч). В этом случае обучение будет даваться намного легче.

После занятий полезно подремать

Хотите, чтобы выученное хорошо запомнилось? Лучший способ – после занятий немного вздремнуть. Раньше считалось, что во сне информация упорядочивается, сегодня исследователи пришли к выводу, что сон после занятий помогает закрепить выученное. Психологи из Нью-Йоркского и Пекинского университетов показали, что у мышей, которых лишали сна, замедлялся рост дендритных шипиков в префронтальной коре головного мозга, которые отвечают за запоминание информации.

И наоборот, у мышей, которые спали по семь часов, рост шипиков активизировался.

Лучший способ что-то запомнить - позаниматься и затем поспать

Другими словами, сон способствует образованию нейронных связей в мозге и помогает закрепить новую информацию. Так что не ругайте себя, если после занятий вы начинаете клевать носом, а позвольте себе подремать.

Время занятий имеет значение

Наверняка вы слышали про биологические часы или циркадные ритмы, которые определяют ритм нашей жизнедеятельности. Например, пик нашей физической активности приходится на отрезок от 11 утра и 7 вечера. Что касается умственной активности, наиболее продуктивное время – около 9 утра и около 9 вечера.

В эксперименте участники должны были заучивать пары слов в 9 утра или в 9 вечера. Затем прочность запоминания информации тестировалась спустя 30 минут, 12 часов и 24 часа. Оказалось, для кратковременного запоминания время занятий не имело значения. Однако тест спустя 12 часов лучше проходили те, кто после занятий спал всю ночь, т.е. те, кто занимался вечером.

Лучше ежедневно заниматься по 15-20 минут, чем несколько часов раз в неделю

Но еще интересней был результат теста, проведенного через сутки. С ним лучше справились те, кто после занятий немного вздремнул и потом бодрствовал весь день, чем те, кто после занятий бодрствовал весь день, даже если потом они спали всю ночь.

Получается, лучший способ как следует что-то запомнить - позаниматься и затем поспать, как мы уже сказали выше. При таком режиме стабилизируется эксплицитная память, то есть тот тип памяти, который позволяет нам произвольно и сознательно активизировать имеющуюся информацию.

Устраивайте себе проверки

Тесты и экзамены - не только способ проверки знаний. Это еще и способ эти знания закрепить и сохранить в долговременной памяти. Студенты, сдавшие экзамен, лучше знают пройденный материал, чем студенты, у которых было больше времени на его изучение, однако экзамен не сдававшие.

Значит, если вы изучаете что-то самостоятельно, стоит периодически устраивать самим себе проверки. Если вы пользуетесь учебником, задача облегчается: в конце глав наверняка найдутся тесты на усвоение материала – и не стоит ими пренебрегать.

Лучше меньше, да лучше

Когда мы увлечены новым делом, будь то игра на гитаре или иностранный язык, всегда есть соблазн учиться запоем. Однако стремление научиться всему и сразу не даст желаемого эффекта. Эксперты советуют распределить эту работу на более длительный срок и «поглощать» информацию небольшими порциями. Это называется «распределенное обучение».

Такой подход защищает от перегорания. Вместо того, чтобы просиживать по два часа за учебниками пару раз в неделю, лучше выделять на занятия ежедневно по 15-20 минут. Немного времени всегда проще выкроить в расписании. А в итоге вы выучите больше и продвинетесь дальше.

Почти не встречается родителей, которые полностью довольны поведением своего ребенка — дома, в детском саду, в школе. Как решать повседневные трудности и более сложные проблемы — такие, как агрессивность, плохая концентрация внимания или низкая самооценка? Представляем метод, с помощью которого проблемы ребенка преобразуются в навыки и умения. Если их освоить — проблема исчезнет.

Детские проблемы проще всего разрешить, обучив ребенка определенному навыку, который необходим ему для того, чтобы справиться с проблемой. На первый взгляд может показаться, что все это — лишние тонкости. В конце концов, любому ясно: если человек обучится вести себя правильно, то вести себя неправильно он больше не будет. Но если мы говорим о навыках вместо проблем, то всем, как детям, так и взрослым, становится гораздо легче обсуждать тему конструктивно.

Представьте, что вы — мама непослушного ребенка, и его воспитательница говорит вам:

— Ваш сын ведет себя с детьми агрессивно.

Какой будет ваша реакция на такие слова? Поблагодарите ли вы воспитательницу за то, что она привлекла ваше внимание к проблеме? Скорее всего, вам покажется, что вас обвинили, и вы начнете защищаться. Например, вы можете сказать:

— Дома он никогда себя так не ведет, наверное, это дети его провоцируют!

А как вы отреагируете, если воспитательница донесет до вас проблему по-другому? Например, так:

— Мы обсуждали Тома с коллегами и думали, что можно сделать для того, чтобы дела у него в саду шли как можно лучше. И мы пришли к выводу, что ему стоит развивать самоконтроль и научиться сохранять спокойствие даже тогда, когда другие проявляют к нему негативное отношение. Что вы об этом думаете?

Обезоруживает, не так ли? Какой в этом случае будет ваша реакция? Возможно, вам даже захочется сказать что-то вроде:

— Я и сама об этом думала. Ему точно не помешает побольше самоконтроля.

Когда речь идет не о проблемах, с которыми нужно справиться, а о навыках, которыми нужно овладеть, — говорите ли вы с самим ребенком или с его родителями — разговор становится гораздо более конструктивным.

Как определить нужный навык

Когда вы начнете рассматривать проблемы как навыки, которыми нужно овладеть, вы довольно быстро научитесь видеть, над каким именно навыком нужно поработать ребенку для того, чтобы справиться с конкретной проблемой.

Допустим, ребенок нетерпелив и хочет всего и сразу. В этом случае вы, вероятно, скажете, что ему необходимо научиться ждать.

Приступая к определению навыка, вы можете облегчить себе задачу, задав такой вопрос: чему должен научиться ребенок для того, чтобы справиться с проблемой?

Размышляя над тем, какое умение поможет справиться с проблемой, вы всегда должны помнить о следующем правиле: умение должно заключаться не в прекращении нежелательной деятельности, а в обучении правильному поведению . Например:

  • если ребенок балуется с едой, ему нужно научиться не «перестать баловаться с едой», а есть правильно;
  • если ребенок слишком медленно одевается, то он должен научиться не тому, чтобы «не валять дурака во время одевания», а тому, чтобы одеваться быстро.

Когда у ребенка много проблем

«Но у нашего ребенка не какая-то одна проблема, у него их целая куча!» — так говорят некоторые родители после знакомства с методом обретения навыков. Вам будет легче, если вы будете думать о том, что ребенку просто надо овладеть несколькими навыками сразу. И если вам удастся определить соответствующие навыки, то перечень проблем превратится в список умений, которые ребенок должен приобрести.

Но мало кто из детей способен осваивать несколько навыков одновременно, поэтому следующее, что вам нужно сделать, — это решить, лучше вместе с ребенком, каким умением стоит овладеть в первую очередь .

В таком случае может быть разумнее начинать с самого простого навыка из списка — пусть это будет хотя бы привычка говорить «спасибо» после еды. Вероятность того, что ребенок успешно овладеет навыком, будет выше, а в результате он обретет уверенность в себе.

Разделение сложных проблем на части

Комплексное определение навыков, или работа с «большими» проблемами, может оказаться непростой задачей. Типичные примеры таких «сложносоставных» проблем — это низкая концентрация внимания, недостаток уверенности в себе, заниженная самооценка. Вы можете упростить процесс определения навыков, сперва разделив сложные проблемы на части, а затем преобразовав их одну за другой в соответствующие умения.

Возьмем плохую концентрацию внимания. Если перечислить все, что скрывается за этим понятием, и преобразовать в соответствующие умения, то у вас может получиться такой, например, список:

Способность оставаться на одном месте на протяжении какого-то времени.

Способность слушать, не перебивая.

Способность дожидаться своей очереди.

Способность поднимать руку, когда хочешь что-то сказать.

Умение «играть с другими детьми» — тоже пример сложного, комплексного умения, которым трудно овладеть, если не представить его в виде набора конкретных навыков.

Гарри был таким вспыльчивым, что в детском саду его определили во вторую группу. Это означало, что ему нельзя было играть с другими детьми без постоянного присмотра персонала. Когда Гарри спросили, чему он хочет научиться, он ответил: играть с другими детьми. Он хотел перейти из второй группы в первую и знал, что для этого ему нужно побороть свою вспыльчивость.


Темперамент Гарри проявлялся в разных ситуациях. Хуже всего было то, что, играя с детьми на площадке, он мог неожиданно рассердиться и, например, столкнуть другого ребенка с лестницы. То есть ему нужно было научиться играть на площадке с другими детьми, не сталкивая их с горок, лесенок и качелей. Это достаточно простое и определенное умение, которое Гарри мог начать практиковать в первую очередь.

Из соображений безопасности он начал тренироваться в здании детского сада. Раз в неделю ему давали возможность залезть на шведскую стенку в спортзале вместе с кем-то еще. Когда оба ребенка оказывались наверху, Гарри должен был показать воспитателю и другим детям, что он может какое-то время находиться там вместе с товарищем безо всяких проблем. После того как Гарри много раз продемонстрировал, что он на это способен, ему разрешили попробовать поиграть с другими детьми на уличной площадке.

Его умение быстро совершенствовалось, и не прошло и месяца, как сотрудники садика поняли, что можно без опасений- перевести его из второй группы в первую. На практике этот перевод означал, что теперь Гарри разрешали выходить на площадку даже тогда, когда воспитатель еще находился в здании, помогая другим детям собираться на прогулку.

Навык — это не способность не делать

Хочу подчеркнуть, что навык — это не способность не делать что-то нежелательное, а способность вместо этого делать что-то правильное . Это очень простой принцип, однако для того, чтобы применять его верно, нужна тренировка. Когда вы спрашиваете людей, каким, по их мнению, навыком должен овладеть ребенок, они, как правило, говорят так: «Он должен научиться не делать этого».

Как перейти от того, чего ребенок не должен делать, к тому, что он должен делать? Приведем пример.

— Каким умением должен овладеть Мэт?

— Он должен научиться не врать.

— Он знает, что ему не стоит выдумывать, но чему он должен научиться для того, чтобы этого не делать?

— Он просто должен прекратить выдумывать.

— Но вы же не хотите, чтобы Мэт вообще не фантазировал, правда? Ведь выдумывать что-то интересное — это искусство. А вдруг он в будущем станет писателем?

— Нет, я не имею в виду, что он должен вообще прекратить сочинять, но ему надо научиться отделять реальность от вымысла.

— Да, мне кажется, что для ребенка такой навык важен. Можно ли сказать, что Мэту нужно научиться различать правду и вымысел и уметь ставить людей в известность том, что он имеет в виду в каждом конкретном случае?

— Да, он должен усвоить именно это, потому что его истории вообще-то интересны. Он просто не понимает, что должен объяснять людям при необходимости, выдумывает он или говорит правду.

Начинать практиковать овладение навыками нужно с разговора между взрослыми, как правило, в отсутствие ребенка. Обсудите, какие навыки ребенку нужно освоить, чтобы избавиться от своей проблемы. После того как взрослые поймут, какой, на их взгляд, навык требуется ребенку, они должны предложить это ему.

Комментировать статью "Как изменить поведение ребенка? Освоить новые умения!"

По следам темы о драке. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация У "Детского мира" я что-то не то сделал. Как изменить поведение ребенка? Освоить новые умения!

Обсуждение

странно,если сын и муж спортсмены,то как минимум постоять за себя должны, а как максимум защитить слабого -это норма.
Мне,честно,не понятно, как мужчина не может постоять за себя,только одно приходит на ум - трусость,больше причин не вижу. И то трусость это не оправдание!
Это обычное,нормальное мужское воспитание-защитить слабого и не важно спортсмен ты или академик!
Мальчиков,т.е будущих мужчин воспитываем мы - женщины. Так что все вопросы,как минимум, к себе.
Ах,да, и еще - в драке не всегда побеждает физически сильный, а побеждает - сильный духом!
Это я к чем,что до последнего никогда нельзя сдаваться,надо идти до конца,чему,собственно и учит спорт!
Странно,что это за спорт у ваших мужчин и что за воспитание.....сочувствую

Да, мужчина неумеющий защитить свою семью - это нынешний тренд. Мода, политика.
А последствия можно во всей красе наблюдать в Германии, Франции, Бельгии...
И правильно сказал один из "беженцев" - очень большой и сильный негр - "ваши дети и внуки будут верить в Аллаха!"
Это замечательный, ящитаю, результат "правильного" воспитания!

Как решали поведенческие проблемы?Медикаментозно помогали?Сейчас вполне социален?Не из любопытства Воспитание приемного ребенка: нужна ли тайна усыновления. Опыт воспитания приемного ребенка - проблемы в школе, наказания, помощь психолога.

Обсуждение

Дело не в энергии. Просто дети с СДВГ - это сложные дети. Даже родным родителям таких детей приходится ох как не сладко. Но им любовь помогает терпеть все тяготы воспитания своего неугомонного чада. А если любви к ребенку нет, то даже и родной беспроблемный ребенок будет восприниматься как обуза, общение с ним будет вызывать раздражение и желание поскорее отделаться от него.

28.04.2018 03:23:23, Аноним_1

Предложение по поводу природы - тоже очень правильное. Чаще бывайте (с ним и без него) на природе, в лесу или в парке хотя бы - в лесу организм человека приходит в гармонию, душа очищается, да и обнять березку, дуб... не помешает, только поблагодарить дерево не забывайте:)
Учите сына отДАВать энергию, а не только забирать, т.е. учите заботиться о других, даже о вас (мама спит-она устала..)объясняйте чаще, что вам тОже нужна егО помощь, его поддержка, что вы ну никАк без него не обойдетесь:)
Предложите завести какое-нибудь дом. животное, пусть сам выберет, но только старайтесь следить (мягко, неназойливо) чтобы он САМ за ним ухаживал, кормил..заботился (напр."посмотри на бедную птичку, рыбку, хомячка, собачку..она такая несчастная, голодная.. если ты ее не покормишь...и т.д. Учите сострадать, быть милосердным, благодарным..
Конечно, это дело долгое, но оно того стОит

09.04.2018 12:45:17, Сама мама

У большинства детей проблема с задачами в переводе с текста в математику. Шаблоны (имхо) это ужасно и скорее при проблемах другого рода. Моя дочь в принципе не знала, как решать задачи, весь первый класс было проблемой. В итоге пришли к тому, что задачи записываются...

Обсуждение

Я учила всегда рядом иметь черновичок, и читая задачу СРАЗУ рисовать условие. Если конфеты, то прям рисовать конфеты, если липы- то деревья рисовать, а березы- немного другого вида деревья...Куски ткани- прям рулоны. Соответственно, 5 конфет- рисуем все 5. 15- рисуем 1, 2, промежуток, ещё 1, фигурной скобкой обводим, пишем 15. Если машина по дороге едет- прям машину быстрый общий вид... Конфеты отдали- зачеркиваем, получили- добавляем... Скорость- стрелочка над машиной с цифрой...Река- значит река с пароходиком, но быстрый вид, без разрисовки.

Для чего это делаем- чтоб ступора не было у ребенка. Типа- "не понимаю, не смогу"((Начинает рисовать- задача начинает решаться. Включается воображение, а значит мозг:) Вообще воображение- великая вещь, а в математике первейшая. У меня все дети на воображении прекрасно математику осваивали, включая УО) На натуральных конфетах хуже получается, лучше именно рисовать сначала, и постепенно переходить к воображению.
Гоняла их так: задаю простейший пример, должны в уме представить его (в конфетах или в чем угодно) и сказать ответ. И так примеров 10, постепенно усложняя. Ну такая игра- соревнование получается, а мозг развивается.

Блин, похвасталась вчера, что доча задачи в уме решает! Сегодня мне убиться об стену хочется!!! ДВА часа решали простую задачу в 1 действие: 5 лип и 4 березы,на сколько лип больше чем берез. Вот поймала ступор и все!!! Меня уже трясет всю! Она отвечает, что на 1 березу больше, а как решила понятия не имеет!!!

Раздел: Общее развитие (Поведение ребенка). Отличная учеба или умение ладить с людьми? Разумеется, мне как родителю хотелось бы, чтобы ребенок умел взаимодействовать с Полно малоприспособленных к жизни в социуме молодых людей прекрасно осваивают...

Обсуждение

Высокий интеллект часто даётся в связке с особенностями поведения. Это обратная сторона медали, а не плохое воспитание. Как, например, у математика Перельмана.

Умение ладить с людьми.То есть эмоциональный интеллект-самое важное в жизни.ИМХО.

08.09.2017 23:09:53, Линдааa

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Да, я бы не искала особых результатов от врачей, если общее состояние ребенка норм. Возможно это именно педагогическая...

Обсуждение

Моему помог репетитор. После начальной школы (в которой он не мог отличить площадь от периметра, а сложение считал на пальцах рук и ног) меня предупредила учительница, что "совсем труба". Сын медлительный, гуманитарий (по истории так вообще супер - победитель олимпиад). Но я наняла репетитора с 5 класса 2 раза в неделю, который объяснял ему все индивидуально. К 7 классу ситуация стала выправляться, а в 9 классе сдал итоговый экзамен на 5. Когда сын в 9 классе не захотел выбирать гуманитарную профессию, то знание математики помогло ему овладеть химией на хорошем уровне. Но репетитора по математике держим до сих пор (уже сын в 11 классе). Планирует сдавать и базу и профиль. Надеюсь, базу сдаст, а профиль - не знаю. Но отпишусь, надеюсь, летом о результатах. Но в его классе (профиль химия-биология-математика) многие математику у него списывают на контрольной (значит, есть те, кто хуже него:)).

Есть такая специальность - дефектолог. С моей занималась учитель-дефектолог, у моей дислексия не сильно выражена, но есть. Помогло. Искала вообще на сайте репетиров, именно со спец образованием.

А любое Поведение можно изменить. С помощию усиления или ослабления (не)желательных реакций. Что происходит с поведением ребенка, на которое эта суматоха факторов имеет Есть хорошие новости: любой человек может влиять на поведение своего ребенка, если он...

Обсуждение

Вы бы бросили ето неблагадарне дело менять чье то там поведение. Для того чтобы сделать то о чем вы тут елаборируете, надо понять само ето поведение, и это не так просто как вам кажется. Чтоя заю из психолигии человека, то это то что любое самое прстое поведение как поесть или покаать это комплексная иерархиа поведений внутри, котораа базируетса на различных уровнях восприятия. Нижние уровни восприятия контролируются высшими. Очень часто взрослый человек, умеющий анализировать и т.п не может понять свое поведение, а тут вы собрались вот так дним махом топорно взять и построить фидбеки и тп
Сабачка сидит думает тото, вы понятиа не имеете что она думает

Лар, отлично. Все так и есть.

Агрессивный ребенок в классе. Школьные проблемы. Образование детей. Агрессивный ребенок в классе. В первый раз у нас такая настолько серьезная ситуация: есть в классе мальчик. По рассказам дочери он играет в Тэйкен, Колл оф дьюти и прочие подобные игры...

Обсуждение

Насколько я знаю, отчислить ребенка не могут, а вот перевести на домашнее обучение - да. Нужно добиваться именно этого.

У нас буквально в понедельник "ушли" подобного ребёнка... 3 месяца назад к нам пришёл новенький, во втором классе сменивший уже 3 школы... Что он вытворял--описывать не буду--ужас ужасный (жвачка в волосах, швыряние всех и вся во время урока, раскидывание парт, про нецензурные слова молчу...Ужас!).. Наша учительница, думаю, поседела за это время--сухой лёд чуть ли не каждый день использовали.. Мама и папа у мальчишки есть, мама бизнесвумен, папа адекватен--его вызывали родители для разговора, что с ребёнком не понимаю... Выход нашёлся такой: родители (сами) стали писать заявления на имя директора с описанием его "подвигов".. Когда набралась критическая масса + вывод школьного психолога = ребёнку рекомендовано домашнее обучение.. Может я что и путаю, но вроде теперь (после принития нового закона) можно отчислять "хулиганов".. Во всяком случае до НГ ничего не могли сделать, а буквально неделю назад всё решилось а один день... Мы, конечно, вздохнули с облегчением, но боюсь даже представить, что будет дальше с ребёнком -- выгоняют из четвёртой школы....

Отношения с детьми. Детская психология. Это проблемы Вас и ребенка, Вам и надо их решать до того, как чужие родители будут вынуждены В каком возрасте у детей развивается фантазия. После 1, 5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Ребенку 5, 5 лет, ходит в сад. Где-то месяца два назад начала заниматься онанизмом.

Обсуждение

вчера поговорила с другой нашей воспитательницей, она говорит, не волнуйтесь, проходили такое (очень активный ребенок). Она _находит способы_, как переключить моего ребенка в нужное русло.
Короче, все не так страшно оказалось, что в группе происходит:-)

хахаха три раза
вы с ним пятый год "обсуждаете" что девочек и малышей бить нельзя???
вообще то это задолго пяти лет воспитывается. еще в песочнице. дал совком соседу по голове. получил предупрждение. дал еще раз - пошел вон из песочницы.
какие такие разговоры надо вести еще?
есть правила, и есть наказания за наршуение этих правил. наказания должны быть понятные, не отсроченные во времени, - причем НЕ физические типа по попе и без соплежуйства с вашей стороны.
например - девочек бить нельзя. и точка. если девочка сама лезет - обсуждаем, выясняем, разговариваем.ищем решение проблемы и вместе с мамой девочки - но.. п 1 мальчику девочек бить нельзя.
как с другой планеты, ей богу.
кончно -выяснить надо причину. - у мальчика стресс от новой группы, адаптация и прочее. он не знает как с этим справиться. и никаким разговорами вы этому не поможете.
идите к нормальному психологу. и воспитывайте своего будущего мужчину нормально. если только не вы не из маргиналов.

10.10.2012 22:48:27, неважно. плавали

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей хороший вопрос. зачем мне этот ребенок? и какие проблемы я пытаюсь решить Ваша помощь оказалась куда сильнее чем помощь профессионального психолога (это я про...

Обсуждение

:) я создавала такую тему где то год назад
отговаривать не буду, просто пожелаю вам любви и счастья - а будет это приемный или рожденный(или рожденный И приемный, да парочку:)) это уже свыше у вас "на роду написано" :) так что отговориться даже не пытайтесь, единственный вариант немного подождать

А зачем отговаривать? Хотите - берите, не хотите - не берите. Это же ваша жизнь - вам виднее, надо или не надо. Я незамужняя в 26 свою старшую взяла - ей 6 лет было, а через два года еще одного захотела - еще взяла (трехлетку). Проблем нет. А если бы не взяла - точно были бы: мне это ОЧЕНЬ СИЛЬНО надо было, иначе бы просто свихнулась. Но готовой надо быть к многому, да. Как ниже уже писали - к другому отношению к себе в своем ближайшем окружении, например, т. е., возможно, к изменению отношений с кем-то из друзей, к непониманию родственников, к изменениям в собственном образе жизни (ведь во многом под ребенка подстраиваться надо будет, а может, и полностью перестраивать привычный образ жизни придется - смотря какой ребенок будет). Мне повезло: старшая дочь - просто подарком судьбы оказалась во всех отношениях, младший - скорее, проблемный ребенок, но проблемы не настолько серьезные, чтоб было о чем жалеть. Кому-то везет меньше - кто-то жалеет, что взял. Кто-то даже возвращает. Люди все разные, дети тоже бывают разные, да и обстоятельства у всех разные - как тут можно что-то советовать? Это только вам решать надо. Уговаривать либо отговаривать от таких решений, мне кажется, бесполезно: если человеку очень надо, если он чувствует, что не может больше жить без детей, он все равно сделает по-своему, а если не очень - тоже сам должен понять, что не надо, что может обойтись без них и спокойно жить дальше - "как все нормальные люди".

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Моя дочь поменяла школу в этом году, поэтому сейчас она в классе в статусе новенькой. Сегодня я ходила к учителю узнать как у нее дела и совершенно неожиданно узнала про своего ребенка...

Обсуждение

Мне кажется, что здесь учительница ведет себя... странно. Девочка же новенькая, ее бы, по идее, поддержать надо, ...да и родителей тоже. А Вам рассказали страшилку, причем все "выводы" за 5 учебных дней...

Смотрите:
"С детьми она высокомерна," - скорее, настороженно-вежлива. Она детей еще не помнит и не знает. Опять же, неизвестно, как ОНИ к новенькой обращаются. И еще - нежелание быть душой компании - совсем еще не "проблемное поведение".
"...со взрослыми фамильярна и не соблюдает субординацию." - фамильярна - это как? На "ты"?
"...Если ей что-то не разрешают, то она тут же начинает пререкаться и выяснять а почему нельзя." - логично выяснять, почему именно нельзя, если запрет новый для ребенка. Надо же понимать, например, нельзя открывать именно эту створку окна, потому что она сломана /а другую можно/, или нельзя отрывать окна,пока работает кондиционер /а если выключен - можно/, или нельзя открывать окна вообще по приказу директора.
"...На критику и замечания она фыркает, встает в позу." - опять же - ребенок понимает, за что ее критикуют? Правило ей _сначала_ рассказали, а потом за невыполнение делают замечание, или...?
"...Может позволить себе не соблюдать принятые в классе правила (например, после уроков все идут в другой класс на продленку, а моя может вообще пойти по своим делам не отпросившись)" - по каким делам? В туалет? После звонка на перемену? Мне бы тоже не пришло в голову отпрашиваться, а Вам? Учительнице, имхо, достаточно было один раз остановить уходящую, объяснить момент перехода "уроки"-"продленка".

В общем, я не вижу "проблемного поведения" (вернее, не только его), вижу "проблемного учителя" (и уже как следствие - "неправильное" поведение ребенка). Да, выяснить у учительницы, как у них принято реагировать на замечания или указания, имеет ли право ребенок выходить из класса на перемене, задавать вопросы и т.д., а потом объяснять дочке новые правила игры. Оставаться на стороне ребенка - ей и так трудно, она в новом классе, в новом здании, с новой учительницей, настроенной, кажется, не слишком хорошо... Если еще и мама начнет ужасаться ее поведением... :(
имхо

Да нормальный у вас ребенок, ИМХО, слишком быстро педагог навесил ярлыки. Представьте себя на ее месте, только гений адаптации мгновенно сможет подстроится под новые порядки.
Она же считанные дни была в новой школе, рано делать выводы об умении или неумении общаться. За высокомерие можно принять робость, естественную для новенькой. А насчет фамильярности и отсутствия субординации - требуется время, чтобы привыкнуть к строгой дисциплине.

Как решить проблему? Всем добрый день! Подскажите пожалуйста! Кто сталкивался с данной проблемой: недавно дочка (5 лет) сообщила мне Как еще можно объяснить ребенку в данной ситуации, как нужно себя вести и почему? Ведь некоторые моменты во взаимоотношениях...

Обсуждение

Надо като реагировать

11.10.2018 13:16:22, От марины

Проблема не у детей (они ПРОСТО ИНТЕРЕСУЮТСЯ как устроено тело у человечка противоположного пола) Проблема у взрослых, которые видят в этом извращение. Книги для детей по этой теме появились еще 15 лет назад (может и раньше, но я старшему сыну в 4 года покупала, а это было 15 лет назад).

25.11.2009 17:32:36, Ехидна

В поведении ребенка я вижу отражение собственных ошибок, и пытаюсь понять - если исправить СВОЕ поведение - то удасться ли этим повлиять на дочку. Интересность: Комментировать статью " Поведение ребенка: как изменить? Освоить новые умения!"

Обсуждение

У меня две пары детей с маленьким промежутком год и месяц и год и восемь, с большой разницей между парами, 14 лет, так вот я к чему характеристика старших из пар ранимый с повышенной тревожностью, это про каждого старшего из пар. Есть не заставляла. А взрывы бывают, с детками с маленькой разницей в возрасте не просто!

Мне кажется, что полдела вы уже сделали - осознали свои промахи, и ребенка вы любите - это еще +. А про длинные споры - тоже хорошо, я б считала их диалогом на пути друг к другу. Удачи вам в нелегком деле!

Раздел: Физкультура, закаливание (поменять тренера или ребенок без способностей). ситуация в бассейне (возможно длинно). Приходит мой боец в среду из бассейна и говорит "мне за плавание 3" Я сильно удивившись спрашиваю "за поведение?, ты баловался?"

Обсуждение

В частных школах тоже ставяи оценки) за ваши деньги)
А двойка может быть не за то, что плохо плавал. а за то, что не старался.
Ну, и я б на вашем месте давно к тренеру подошла

Поговорите с тренером. Возможно нужны несколько индивидуальных тренировок. Вообще мне тоже странно, что все так плохо. Но если нет желания и возможности менять тренера, то надо пытаться решить задачу. Ребенку не безразлично, наверное хочет плавать и для него это важно, ему просто нужна помощь, может быть просто моральная. Надо решать с тренером. У нас тренер, правда на индивидуалке, ОЧЕНЬ быстрыми темпами перевела обоих(7 и 4,5лет) в большой бассейн. И по моим наблюдениям на групповых она так интенсивно их обучает. За лето мои не разучились плавать(крылышки на море, правда, были исключены принципиально), потеряли конечно кое-что, но сейчас уже вполне снова в форме.
Удачи! Не бросайте хорошую затею! :-)

Поведение ребенка: как изменить? Освоить новые умения! ... Культура поведения сиделок и медицинского персонала делится на два типа 1. Культура Мне казалось, что как раз среди отказничков больше девочек, т.е. мальчиков оставляют...

Обсуждение

Да, у всех по разному. А я люблю, когда дома все красиво одеты. Сама себе и мужу всегда покупаю специальную домашнюю одежду, детям - тренировочные костюмчики и носки с нескользящими подошвами. Мои уже все привыкли и никто не сопротивляется. Я и стол по выходным с утра красиво сервирую, мне в удовольствие. Может потому, что воспитывалась "старорежимными" бабулечками...

У нас домашняя одежда, у всех

Ну с такими понятиями что ребенок должен делать все, лучший и самый разумный вариант -переехать в дом или в крайнем случае на первый этаж, чтоб хотя бы по головам ни у кого не бегать. Таким родителям посоветую только разобраться с разницей понятий -воспитания и...

Обсуждение

Шум мешает всем - что бы люди там не говорили(ой я привык или дети или день рожденье и тому подобные любые оправдания - мешает он всё-равно), особенно когда ты отдыхаешь или просто ночью даже если ты не спишь, и не важно какая причина его - ребенок, ремонт, меломан, или просто соседка захотела походить на каблуках в квартире. Сейчас я вижу пошла тенденция оправдывать свою безграмотность и безответственность манипулируя понятием “Это же дети” - особенно это популярно у молодых мамочек. Я вообще не понимаю почему я должен думать о причине данного шума пытаясь оправдать кого-либо, и продолжать тратить свое время и усилия на терпения сего чуда. У меня и без этого дел хватает и отдохнуть я тоже не против. Я сейчас не говорю о плаче среди ночи ребенка - это естественный процесс мало управляемый, но вот беготня и крики по ночам - это уже хамство.
Нравиться детей иметь - ну так будь ответственными за них и включай голову. В самого есть племяшка(сейчас уже ей 2 года) приезжает иногда погостить - да бегает громко. Выгулял его хорошо на улице, на кормил, сон обедняй не больше нужного времени, выгулял на улице, еще раз на кормил спать раньше десяти вечера не даю(если конечно не заболела), после семи вечера стараюсь все игрушки шумные и машину убрать с поля зрения ребенка, если еще энергии хоть отбавляй - еще раз на улицу пойдем. Ночью просыпаться может - но вскоре засыпает обратно. Встает обычно в 7-8, а если даже и раньше то не бегает туда сюда по дому, а если начинает - то на улицу вывожу гулять или занимаю чем то другим.
А мамаши эти безграмотные в плане воспитания (без обид в стране такой живем - где это норма) лелеют свое чадо и позволяют всё ему, и если вдруг такая мамочка услышит капризы ребенка в ответ на просьбу или на какое-то действия, к примеру остановить ребенка, - то все, она теряет все свои сили - ребенок уже управляет всем и всеми. Он тут уже главный - “Нельзя перечить ребенку - он же затурканый станет”. Ну с такими понятиями что ребенок должен делать все, лучший и самый разумный вариант -переехать в дом или в крайнем случае на первый этаж, чтоб хотя бы по головам ни у кого не бегать. Таким родителям посоветую только разобраться с разницей понятий -воспитания и насилие над детьми. В СССР были написаны уйма хороших книг даже вроде энциклопедия по воспитанию есть. При хорошем воспитании мы можем наблюдать людей интеллектуалов с хорошими манерами, а при позволении всего - безнравственных неприятных особей.
Если Ваш ребенок бежит встречать папу, так заранее додумайтесь его разбудить и выйти с ним на улицу - там уже бегайте сколько сил будет и все будут довольны - ну разве это сложно понять.
Еще понравилась фраза “Адекватные соседи” - которая здесь часто интерпретируются как молчаливые -именно этим и занимается власть - воспитание молчунов-терпил, но до адекватного человека, это ни какого отношения не имеет.
Также отпишу свое мнение и еще о нескольких шумах.
Я вообще не понимаю людей которые делают ремонты в одиночке месяцами, а то и годами, при этом изнуряя мозг соседей и аргументируя временем 7-23 моя квартира, что хочу, то и делаю. Люди покупают жилье – что бы жить, а не слушать чей-то постоянный перфоратор и молоток и только спасть дома(в лучшем случае по ночам). Как это может быть не понятно. Нравиться делать ремонты – иди в строители и занимайся всю жизнь этим - не мучай людей вокруг, заработай денег, найми ты бригаду и сделайте быстро за месяц все свои ремонты - нет надо долбить с 7 утра и до 23(и тоже это еще в лучшем случае) ежедневно и делать этот ремонт месяцами - годами. Я жил неделю с соседским перфоратором - жизнь не выносима в квартире. Да со временем привыкаешь немного - но это не меняет ситуацию постоянного напряжения.
Ночные гулянки - нравиться ночью гулять и музыку слушать иди в клуб, лес куда угодно какого хрена это слушать всем сейчас в закрытой коробке, да и днем не уважаю подобного явления в форме агрессивной и громкой музыки - одень наушники и обдалбывайся там от звука своего - нет же надо что бы все слышали какой-же я “Классный”.
Если есть возможность не грохотать - выбери этот путь, тебе какая от того разница, а людям спокойно-хорошо. Нет, вот хочу одеть каблуки и ходить целый день в доме в каблуках, а лучше еще чечетку выбивать, слушать дьявольскую музыку на всю громкость и перфоратором стены долбить годами при этом говоря “Моя квартира что хочу, то и делаю” или быть безответственным и долбить одну фразу “Ну блин, – это же дети” - звучит это все мягко говоря смешно. Для таких людей помогает, только тот же перфоратор в его релаксное время, ну не понимают они по другому. И не переживайте о других соседях - если вы им мешаете, - попросите их помочь решить вопрос, если они отказываются, то им безразлично на Вас - что дает Вам полное право быть безраличным в данном случае к ним. Адекватные соседи всегда помогут, а если каждый сам за себя, ну тогда претензии к Вам не должно быть. Всем адекватных соседей)).

04.01.2019 15:03:43, СергейВикторович

Поведение ребенка: как изменить? Освоить новые умения! Пусть держит за руку драчуна, пусть занимает отдельно, но ваш ребенок страдать не должен. Приказ этот содержит нововведения, которые способны нанести серьезный удар по школьному образовательному...

Обсуждение

Ошибка в том, что "меня-то не изменить, а вот ребенку нужно помочь".
Как раз надо менять себя, это ребенку будет гораздо полезней, чем мама, которая сама удар держать не умеет, но зато учит этому сына.

Есть, конечно. Игры с мячом, например. Игры с мешком песка, когда игроки перебрасываются мешочком, в который насыпан песок, мешок делается под силы самого слабого игрока, размер мешка примерно с тетрадь, если речь о ребенке и с бумагу для принтера, если о взрослом, песок там довольно свободно должен быть насыпан. Задача - ухватить летящий мешочек и перенаправить его движение в сторону бросавшего (сначала взрослым надо научиться) как бы сначала продолжив движение груза, а потом загибая его траекторию... Мне кажется, таким маленьким детям это слишком сложно...

Но идея простая - научить тело ребенка, тогда тело научит психику. Дети склонны обобщать любой опыт.

Кстати, а как ребенок реагирует на всякие ушибы, падения и прочие "удары" со стороны неодушевленных предметов? Полезно для начала понять, эти острые реакции, они связаны с типом темперамента и это реакция на любой дискомфорт или все же это гордыня?

Проблема - как играть с ребенком?. Игры. Раннее развитие. Научите ребенка разбираться с проблемами тоже можно с помощью игр. Раздел: Игры (в какие игры можно уже играть с 1. 4 года ребенком).

Обсуждение

Ну у нас еще хуже (тоже 1,4) :-) Может вам станет от этого легче. Наш мальчик - сам в себе, он ходит и делает что-то, что хочет только он. Никаких книжек или плакатов не смотрит, ничего показывать и рассказывать себе не разрешает! Не говорит, в игрушки ролевые не играет, правда у него без нашей помощи очень сильно развита мелкая моторика - пальцами что хочешь сделает. Играть в домики, как рассказано ниже может быть будет... чуть-чуть;-)
Я сначала была в шоке, особенно после дочки, которая с рождения была "отличница" по всем показателям, всегда соответствовала и обгоняла все возможные нормы, а тут... Но сейчас я успокоилась и научилась принимать своего младшего как личность, которая вот уродилась такой какая есть:-)

Я думаю, что в таком случае очень здорово вообще не обращать внимания на игрушки, а подключать его ко всем взрослым делам. Мне так пришлось делать со старшим, играть он начал понемногу после 2-х лет. Варили суп, стирали, мыли посуду, резали картошку маленьким ножиком, поливали цветы, развешивали на сушку вытащенные им из машинки чистые вещи, ну, почти все, что я делаю. В это время, если удается, можно обыгрывать ситуации с происходящим, как бы играя, если хочется, если ему нравится... Ну, еще иногда снова начинать играть, а вдруг уже пришло время? Я в свое время так радовалась, что мой ребенок не обращает на машинки никакого внимания, а теперь в 4 года он их строит из всей мебели дома, в саду и где только можно.

Проблема ребенка, насколько я понимаю, в том что она привыкла мыслить шаблонами. Искать для нее интересные по учебникам, пытаясь превратить каждое занятие в игру. Раздел: Школа (как помочь ребенку с математикой в 3 классе).

Обсуждение

Хочу извиниться перед Sephia за то, что своим месседжем увела немного в сторону обсуждение на предложеннную тему.
Просто, все так взаимосвязано (нач.школа -> определенная программа ->уровень преподавания -> одержимость учителя->
заинтересованность ученика - > результат (оценка, желание узнавать сверх программы).
Математика - сложная и очень интересная наука, и поэтому есть о чем поговорить. Темы цепляются одна за другой:-))
" Не могу понять – это проблемы школы (не учат думать?), программы (слабая?), ребенка (не способен?), или мои (неправильно занимаюсь?) Или я многого хочу?"
Sephia не написала, по какой программе занимается дочь, но эта программа может одновременно быть достаточной для других более "слабых" одноклассников, и являться определенным тормозом для ее "продвинутой" девочки. А то, что некоторые учителя умение думать подменяют умением мыслить шаблонами и заучиванием, - это, к сожалению, имеет место быть:-(
Эту конфу читают (некоторые пишут) очень интересные люди. Раз они это делают, значит ВСЕ определенно озадачены хорошим
воспитанием своих детей и желанием дать качественное образование. Иначе сюда бы не заглядывали.
Так давайте попробуем помочь своим детям и самим себе. Кто чем сможет.
Кто задачи интересные приведет, кто нестандартным решением проблемы поделится. Кто как может. Авось, и справимся с проблемами нашего образования.

Тоже хотела на "математическую" тему написать, да все времени не хватает. Моя дочка учится во 2 классе. По математике твердая пятерка,
других оценок просто нет. Занимаются по Морро и по Узоровой (30000 задач для устого счета). Но мне кажется, что этого не достаточно.
Из 28 человек только три отличника. В 1 классе в начале года учительница предложила родителям дополнительно к основному курса проходить курс по Гейдману. Сразу нашлись мамы, которые были категорически против, мотивируя это большой загруженностью
детей по англ. языку (спец. школа). На том и остановились. Я и еще две мамы самостоятельно купили учебник и занимались сами.
В начале 3 четверти дочке сказали, что в выходные она и ее одноклассник пойдут на окружную олимпиаду по математике.
Приходит она домой в пятницу (накануне олимпиады) и рассказывает, что на уроке они делали работу, по результатам которой выберут детей на сдедующую олимпиаду. Говорит, что одну задачу не решил никто в классе. Вот ее условие:
На двух кустах сидело 15 птичек. Когда с 1-го на второй перелетело 2 птиц, а со второго улетело 3 птицы, на втором кусте стало на 4
птиц больше, чем на первом.
Сколько птиц было на каждом кусте вначале?
Сразу оговорюсь, что умножение и деление они еще не проходили. На летние каникулы после 1 класса им задавали начать
учить таблицу умножения.
Я удивилась этой задаче, т.к. на мой взгляд она не соответствовала программе, по которой они занимались.
Но дочке было интересна, как решается эта задача. Я рассказала ей как ее решить сначала одним способом (15-3=12, 12:2=6, 12 -4= 8,
8:2=4, 4+2=6, 15-6=9), а потом рассказала как можно обозначать неизвестное через Х. Решили эту задачу, а потом придумали
еще парочку подобных. Позанимались час. Дочка все поняла и ей понравилось.
На следующий день выходит она после олимпиады довольная и говорит, что одна задачка была подобной, и она ее сразу черех икс
решила.
Так вот у меня возник вопрос: разве можно таким образом выявить на олимпиаде выявить одаренных детей?
ИМХО, нет. Этот пример говорит о том, что определенные программы просто отстают. Не расскажи я дочке накануне о способе решения -
и она бы не смогла. Кстате, она тогда заняла 3 место.
Жалко, что не могу я до сих пор получить условия всех задач с олимпиады. Очень мне интересно на остальные посмотреть.

Периодически малыш как бы забывает уже освоенные навыки, потом все восстанавливается. Или начали учиться вязать, изучать сольфеджио, учиться водить машину - вроде вчера все получалось, а сегодня не очень, а назавтра опять получается.

Обсуждение

Iren! Представьте, что Вы запомнили номер телефона своей подруги, несколько раз звонили ей, и вдруг - вылетело из головы. На следующий день опять вспомнили.
Или начали учиться вязать, изучать сольфеджио, учиться водить машину - вроде вчера все получалось, а сегодня не очень, а назавтра опять получается.
Мне кажется, когда ребенок начинает чему-то учиться, маме тоже надо начать осваивать что-то ей до этого незнакомое, например, учиться шить. Когда опытная швея-мотористка каждый день будет повторять ей о том, какая же она все-таки туповатая:), мама поймет, что чувствует ребенок, которому нужно столькому научиться.

Даже если нет острой необходимости учить иностранный язык, осваивать высшую математику или изучать механизм работы карбюратора, чем-то новым заниматься всё равно стоит. Ученые выяснили, что поддержание мозга в тонусе позволяет оттянуть момент наступления старческой деменции. В любом случае вы хоть немного поможете своему организму. А это уже мотивирует.

2. Поставьте цель

Прежде всего, надо понять – зачем вам это нужно. Хотите читать литературу на языке оригинала? Желаете поменять специальность и место работы? Хотите удержаться на старом месте? Мечтаете удивить родных и близких?

Обозначив цель, вы сможете определить сроки, за которые нужно управиться. Мечта – абстрактна и не привязана к дате, и если вы мечтаете в Новый год сыграть домашним Баха на органе, это можно перенести и на следующий Новый год. А вот необходимость более сурова: успеть, пока открыта вакансия; пока требуются специалисты; пока не выгнали с работы. Это дисциплинирует, помогает четко наметить план действий и не позволяет прокрастинировать и «пробуксовывать».

3. Правильно мотивируйте себя

Мотивация – один из самых важных механизмов, влияющих на скорость усвоения нового материала. Она бывает двух типов – деструктивная и конструктивная. Деструктивная – мотивация «от»: от страха быть уволенным, не сдать экзамен, жить на одну зарплату. На первый взгляд, она очень действенна, так как страх подгоняет человека, не дает ему бросить начатое дело. Однако в итоге накапливается стресс, и это может пагубно отразиться на здоровье и вызвать отвращение к обучению.

Конструктивная – мотивация «к»: потому что хочу больше зарабатывать; хочу, чтобы мною восхищались; хочу переехать в другую страну. Она создает зону комфорта, но может со временем ослабевать.

Идеальный вариант – комбинация этих типов. Например: я изучаю новые языки программирования, потому что хочу сменить место работы; в противном случае я так и останусь сидеть здесь и когда-нибудь буду просто уволен, потому что на моё место найдётся более молодой и талантливый. Таким образом, в определенных психологических ситуациях можно действовать как «кнутом», так и «пряником».

4. Оставьте неудачи в прошлом

Если вас сдерживает страх прошлых неудач, от него нужно избавиться. Но это не получится сделать банальным уговором «на этот раз всё будет иначе»: вы лишь загоните его в подсознание, где он будет дожидаться удобного случая.

Необходимо, наоборот, вернуться в прошлое и выяснить причины неудач. Это могли быть или неверное его распределение; отсутствие мотивации или неправильная методика; дискомфорт, связанный с внешними обстоятельствами или лень. Проанализировав эти причины и ликвидировав их, вы можете быть уверены – теперь осваивать новое дело станет гораздо легче.

Не стоит бояться неудач и пытаться любыми способами их избежать. Во время обучения не может быть критических промахов: максимум, что вы потеряете, это время. Которое впоследствии можно наверстать.

5. Консультируйтесь у специалистов

В самом начале пути специалистами для вас могут быть даже те, кто продвинулся дальше буквально на пару шагов. Не стесняйтесь консультироваться у них и не бойтесь доставить им неудобство – некоторым, наоборот, тешит самолюбие, что к ним обращаются за помощью. И не стыдитесь задавать глупые вопросы: лучше выяснить для себя что-то раз и навсегда, чем иметь пробел в знаниях на начальном этапе. Если таких специалистов нет в вашем окружении или вам некомфортно обращаться к ним, воспользуйтесь интернетом, попросите совета на специализированном форуме или в группе в соцсетях.

6. Делитесь новым

Не стесняйтесь и не ленитесь сами помогать тем, кто обращается к вам с просьбой разъяснить что-то. Это поможет вам вспомнить материал и на свежую голову ликвидировать собственные пробелы. Обучая кого-то, вы структурируете информацию и получаете возможность творчески проработать ее.

7. Следуйте графику

Нередко хочется узнать всё в один присест: выучить «турецкий за 1 час», освоить «Java за 1 день», через неделю впечатлить друзей игрой на гитаре… Конечно, азы обычно удается понять за считаные дни, но потом становится всё сложнее. А если в погоне за скоростью что-то из азов было упущено или недоучено, то на этот пробел будут наслаиваться другие, и в конце концов вы потерпите поражение.

Поначалу изучение нового вызывает интерес, а иногда является и поводом для хвастовства. Но потом ощущение новизны проходит, наступает скука, и внимание рассеивается. Чтобы этого не произошло, необходимо сразу отнестись к изучению нового как к повседневному делу (некоторые советуют, наоборот, превращать каждое занятие в праздник, но это требует дополнительных сил и эмоций, и в худшем случае наступит еще раньше). Выделите 40-60 минут в день, желательно в одно и то же время, составьте график, разбейте на контрольные точки – и следуйте ему, не пытаясь впихнуть «пятилетку в два года». Не старайтесь успеть все сразу, даже если кажется, что вы способны на .

8. Постоянно практикуйтесь

Без практики любые знания будут бесполезны. Если есть возможность понаблюдать за работой специалиста или что-то сделать самому – хватайтесь за нее обязательно! Даже пересчитать что-то на калькуляторе или переписать от руки абзац иностранного текста – большой вклад в процесс обучения.

Вести конспекты – особенно если вы пользуетесь ютьюбовскими лекциями или pdf-самоучителями – очень полезно. Записанная от руки информация запоминается в три раза лучше, чем прочитанная или услышанная.

9. Правильно питайтесь

Художник должен быть голодным, а учащийся – сытым. Полный желудок усыпляет, а голодный отвлекает мыслями о еде. Ешьте больше фруктов и овощей, каш, супов и не забывайте о сладостях, которые . А вот совмещать обучение с диетой категорически не советуют, так как организм будет испытывать двойную нагрузку – как физическую, так и психологическую.

10. Хвалите себя

Процесс обучения может быть рутинным, поэтому маленькие победы стоит отмечать – вкусняшкой или походом в кино. Во время обучения нужно побольше любить себя и не превращаться в загнанную лошадь: забудьте о ночной зубрежке, она хороша только для того, чтобы удержать информацию в памяти до экзамена; высыпайтесь и отдыхайте; балуйте себя приятными мелочами. Ваше подсознание отблагодарит вас за это.

11. Больше двигайтесь

Информация хорошо усваивается во время движения, смены обстановки, коротких прогулок. В это время можно повторить выученное, структурировать факты или вспомнить таблицы и формулы. Кроме того, свежий воздух и физическая активность благотворно влияют на работу мозга и скорость обучения.

12. Следите за новой информацией

Никогда не ограничивайтесь учебниками! Подпишитесь на профессиональные издания, смотрите фильмы на языке оригинала, читайте специализированные форумы. Будьте постоянно в теме, даже если еще не всё понимаете. Глубокое погружение в материал позволяет чувствовать себя более комфортно и уверенно. И процесс обучения идет гораздо быстрее.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Можно сказать, что вся наша жизнь строится на навыке. Приобретение навыков - это постоянный процесс. В начале жизни мы учимся ходить, потом учимся держать ложку, потом - одеваться…
Со временем нам нужны более серьезные умения (внимания, общения, поведения в обществе, профессиональные навыки и т.д.). Все это определяет качество и уровень нашей жизни. Важно понимать, что навыки изначальны не даны. Они приобретаются, человек над ними работает лично и целенаправленно.

Навык - действие, которое:
а) вырабатывается со временем;
б) доводится до автоматизма.

Навык считается сформированным, если человек уже не думает, как действовать, не разделяет действие на части, а просто делает.
При этом ряд мелких движений сливаются в единое. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп выполнения действия. Человек уже не контролирует переход от одного движения к другому. Это происходит как бы сам собою, без специального планирования.

Почему навыки так важны для жизни.

Еще древние мудрецы говорили:
Посеешь мысль - пожнешь поступок,
Посеешь поступок - пожнешь привычку,
Посеешь привычку - пожнешь характер,
Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Четыре звена одной цепочки. Четыре последовательных момента. Четыре важные ступени построения судьбы.

Именно навык есть тем кирпичем, из которого строится фундамент нашей последующей жизнь. Именно навыки определяют ее качество. И самое главное, что динамичный ход жизни все время требует от нас приобретения навыков и их развития.

В детстве мы учимся с удовольствием. Но с возрастом почему-то люди этот задор теряют. Кому-то страшно начинать новое, кому-то стыдно показаться неумехой, кто считает. что всего уже достиг…

Как бы ни были важны навыки для нашей жизни, тот факт, что вы их развили, вовсе не гарантирует достижение желаемого результата.

Опыт показывает, что часто те, кто уже имеет соответствующий навык и даже знает, что это делать нужно и важно, далеко не всегда это делают. К примеру, утренняя зарядка. О ее пользе знают все, простые упражнения тоже знают. Но вот ежедневно выполняет их далеко не каждый.

Для каждого навыка должна быть выработана привычка.

Итак, начальные навыки лежат в основе всей нашей жизни. Но все же без последующих звеньев цепочки они ничто. Поэтому сегодня мы будем говорить о второй составляющей - привычке. Как сделать так, чтобы привычки улучшали нам жизнь.

Что такое привычка
Привычка - это способ поведения человека, которое становится потребностью в определенной ситуации. Например, привычка делать зарядку по утрам, привычка мыть руки перед едой, привычка гасить свет, уходя из дому… Когда человек по какой-то причине не может поступить по привычке, у него возникает чувство неудовлетворенности.
В основе привычки лежит навык, как умение что-то делать. Однако, в отличие от навыка, для формирования привычки важно не освоение умения, а образование новой потребности в его реализации при определенных условиях.
Привычки важны для всех сфер нашей деятельности и всей нашей жизни. Привычка может стать чертой характера, например, привычка быстро ходить, тихо говорить и т.д.

Навыки и привычки
Навык позволяет совершить действие легко и быстро. Привычка же не только позволяет совершить действие, но и обеспечивает сам факт его осуществления.
Как и навык, привычка относится к частично автоматическим действиям. Приобретение привычки чаще всего начинается с развития первичного умения. Затем оно переходит в привычку, если его постоянно повторять при одинаковых (или сходных) условиях.
Например, детей учат чистить зубы перед сном. У них в начале вырабатывается умение делать, а потом возникает привычка. Во взрослом возрасте эта устойчивая привычка уже не позволит лечь спать, не почистив зубы.
А если начальные навыки использовать от случая к случаю, то привычка не сформируется.

Сила привычки
Привычки очень сильны. Они заставляют человека действовать определенным образом при любых обстоятельствах.
Привычки формирует характер. Например, привычки убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в комнате - вырабатывают у человека аккуратность и опрятность. Привычка здороваться формирует вежливость.
Многое в нашей жизни начинается с привычки. Привычки укореняются, сохраняются и становятся нашей второй натурой.
Поскольку привычки и навыки переходят на уровень автоматизма, их очень тяжело изменить. Вот почему очень важно с самого начала учиться правильно выполнять действие и формировать правильные начальные навыки.
Конечно, неправильный начальный навык изменить все-таки можно. Но исправить его труднее, чем сразу выработать правильный. И вот тут крайне важно иметь кого-то рядом, кто показал бы, как надо действовать, указал бы на ошибки, разъяснил, в чем именно ты ошибаешься. А потом бы еще и проследил, насколько правильно ты выполняешь это действие сейчас.

Принципы достижения цели и приобретения навыков, подробно рассматривает Джош Вайцкин в своей книге «Искусство обучения». Причем все выводы Вайцкина - это не просто слова, они основаны на его реальном опыте. Автор является коучем нескольких мировых финансовых лидеров, он одержал победу в многочисленных чемпионатах по тайцзицюань, стал восьмикратным чемпионом страны по шахматам. В процессе достижения успеха Джош Вайцкин вывел ряд принципов, которые положительно повлияют на ваше совершенствование, на освоение новых навыков. Автор учит своих читателей, как достичь настоящих высот в жизни, сделать ее более интересной и яркой.

Ярлыкам - нет
При постановке цели каждый человек должен разбираться в проблеме, постигать ее постепенно. Это и есть суть процесса обучения. Результатом будет достижение цели, приобретение новых навыков. Если вы постоянно ограничиваете себя ярлыками, стараетесь вогнать в определенные рамки, которые сами себе и придумали, то добиться успеха будет невероятно сложно. Все эти установленные клише, в которых вы привыкли действовать, существенно снижают мотивацию. Причем ярлыки могут быть не только негативными, но и положительными. Если вы повесите на себя клише «удачливый», то движения вперед не будет, будет только ожидание посыла судьбы. А это неправильно.

Негативный опыт - тоже опыт
Некоторые считают, что формально проигравший не является проигравшим, ведь он получает дополнительный опыт, возможность оценить ситуацию и найти альтернативные пути решения. Поэтому ни в коем случае нельзя пасовать перед неудачами и проигрышами. Если ничего не делать, то успех не придет, но если стараться и проходить через поражения, то можно получить бесценный жизненный опыт. А он поможет в преодолении последующих трудностей.

Достижение целей с энтузиазмом
Любое приобретение новых навыков должно быть интересно, человек должен действительно этого хотеть. Энтузиазм - это возможность не оглядываться на окружающих, брать инициативу в свои руки и не считаться с мнением незнакомых людей. Вы просто идете вперед, будучи открытыми целому миру. В этом плане нужно ориентироваться на детей, которые учатся ходить. Они с огромным интересом осматривают окружающую действительность, стараясь делать свои первые шаги. При достижении успеха необходимо вырабатывать собственный стиль, обращать внимание на мелочи и детали, которые кажутся незаметными на первый взгляд.

Не жалуйтесь на судьбу
Иногда судьба может преподнести неприятные сюрпризы, но залог успеха - это прозрачный взгляд на все превратности. Если вы подвержены влиянию эмоций, то можете не заметить рациональный выход или способ решения проблемы. К любым неприятностям стоит относиться с легкостью.

Зрите в корень
Решение любого вопроса зависит от полного погружения. Если вы не понимаете, с чем имеете дело, то невозможно освоить новые навыки для человека. Причем осознание должно приходить не только в последний момент. Старайтесь быть в курсе дела всегда, на протяжении всего процесса. Это позволит усилить самоконтроль. Также не стоит оглядываться на других. Если никто не проверяет ваши успехи и осведомленность в вопросе, не значит, что нужно их игнорировать.

Контролируйте стрессовые ситуации
Нельзя полностью уходить в работу, иначе это станет причиной появления стрессов, усталости, слабости. Всегда нужно оставлять время на самовосстановление и отдых. Без хорошего отдыха не бывает хорошей работы. Выбирайте любой способ досуга - зарядку, игры или медитацию. Через какое-то время вам будет нужно меньше времени для отдыха, тогда вы сможете выкладываться полностью без чувства утомляемости. Так можно выработать умение легко собираться с силами и концентрироваться на важной задаче, когда это необходимо.

Золотая середина
Работа на износ никому не приносила пользы. Старайтесь работать усердно, но не перебарщивать с усилиями. Вы должны чувствовать, что сделали много, но не быть измотанными. Главное в любой успешной работе - это удовлетворение. Если постоянно чувствовать усталость, то желание осваивать новые навыки постепенно сойдет на нет. Изучите свои индивидуальные предпочтения, тогда вы сможете найти идеальный баланс.

Начните с фундаментальных учений
В любом деле важно начинать с азов. Если вы точно знаете основы, то сможете легко идти дальше. Фундаментальные принципы позволят воплотить творческие идеи, реализовать нестандартный подход. К каждой проблеме нужно подходить детально, начиная с самого начала.

Расстановка приоритетов
Каждое дело скрывает в себе истинную цель и поверхностные аспекты. Уделяйте внимание истинной цели, чтобы не размениваться по мелочам. Используйте только необходимую информацию, изучая ее со всех сторон. При достижении целей следует применять собственные методы работы. С нужной информацией вы сможете быстрее докопаться до сути. Сначала нужно уделять этому особое внимание, а потом подобный подход войдет в привычку.

Если в вопросе, как приобрести новые навыки, следовать этим принципам, то вас точно ждет успех и желание двигаться вперед.

И в заключении еще четыре простых правила, чтобы успешно и с минимальными усилиями выработать навык.

Правило 1. Практикуйтесь только в одном типе поведения единовременно
Обычно люди, работая над улучшением своих навыков, пытаются делать одновременно как можно больше. Однако люди, успешно овладевшие сложными навыками, достигли такого результата, практикуя в каждый момент времени только один тип поведения, а не два, и уж тем более не десяток одновременно.
Выберите только один тип поведения, в котором будете практиковаться. Не переходите к следующему, пока не будете уверены, что верно поняли первый.

Правило 2. Тренируйте новый тип поведения минимум трижды
Попробовав что-то новое, вы сначала обязательно почувствуете неловкость. Жмет не только новая обувь. Следует тренировать любой новый тип поведения несколько раз, чтобы комфортно себя чувствовать и успешно работать. Новые навыки надо «разносить», как обувь.
Какой бы навык вы ни пытались улучшить, поначалу будет все ужасно.

Никогда не судите, успешен ли новый тип поведения, пока не потренируете его как минимум трижды.

Правило 3. Количество прежде качества
Не задумывайтесь о качественных показателях (таких как плавность или наилучшее построение фразы в изучении языка) — все это препятствует успешному овладению навыком.
Старайтесь часто использовать новый тип поведения, и качество вскоре придет само.

Правило 4. Практикуйтесь в безопасных ситуациях
Всегда испытывайте новые типы поведения в безопасных ситуациях, до тех пор пока не почувствуете себя комфортно. Не используйте важные встречи для тренировки новых навыков.

Эти правила вместе составляют простую стратегию изучения или улучшения ваших навыков. Эти четыре основных правила помогут вам улучшить любой навык, начиная от занятий любовью и заканчивая полетами на самолете:

  • Выберите только один тип поведения, с которым будете работать.
  • Выберите безопасные встречи с целью (вставить свою) , чтобы попрактиковаться в новом типе поведения.
  • Старайтесь применять новый навык чаще, не обращая в первое время на качество его исполнения.
  • Опробуйте выбранный тип поведения минимум трижды прежде чем судить, работает ли он.

А теперь у вас повернется язык, чтоб сказать что у вас нет способности танцевать?

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».