Лфк для дыхательной системы. Лечебные тренировки при хронических заболеваниях

Федеральное агентство связи РФ

ГОУ ВПО «Сибирский Государственный Университет Телекоммуникации и информатики»

кафедра: Физвоспитания

Реферат

«Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания»

Выполнила: ст. гр. В-77

Короткова Н. В.

Проверила: доцент каф. ФВк.б.н.

Иванова Е. В.

Новосибирск 2010 г.

    Введение

    Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК

    Основы методики ЛФК при заболеваниях легких

    Виды ЛФК при различных заболеваниях

4.1 . ЛФК при острой пневмонии

4.2. ЛФК при плеврите

4.3. ЛФК при остром бронхите

6. Литература

    Введение

Лечебная физическая культура играет важную роль при проведении комплексной терапии заболеваний органов дыхания. Она строится индивидуально с учетом характера основного процесса и его патогенетических механизмов, осложнений и сопутствующих заболеваний.

В реферате рассмотрим основные задачи ЛФК и последствия при их решении. Также необходимо учесть противопоказание при ЛФК. Проанализировать разные виды заболеваний, прикаждом необходимо проанализировать свои особенность тренеровок.

    Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК

Конечным проявлением заболеваний органов дыхания становятся нарушения газообмена в легких и тканях. Патологические изменения функции дыхания могут возникнуть вследствие:

Ограничения подвижности грудной клетки и легких, которые могут быть причиной поражения дыхательной мускулатуры и иннервирующих ее нервов, а также малоподвижного образа жизни. Расстройства дыхания могут быть связаны с поражением плевры и накоплением жидкости (выпота), газа (пневмоторакс), крови или гноя в плевральной полости, плевральными спайками и швартами, деформациями грудной клетки и позвоночника;

Нарушений проходимости дыхательных путей, которые могут быть функциональными (спазм гладкой мускулатуры бронхов) и органическими (при воспалительных процессах с обильной мокро той, при сужении, деформации или сдавлении опухолями и рубцовыми сращениями трахеи и бронхов). Сужение верхних дыхатель­ных путей приводит к инспираторной одышке;

Уменьшения дыхательной поверхности при воспалительных процессах в легочной ткани (пневмонии, абсцессах и др.), разрастании соединительной ткани в легких, ателектазах (спадание участков легкого при закупорке или сдавлении просвета воздухоносных путей): быстрое уменьшение дыхательной поверхности вызывает снижение газообмена в легких, развитие кислородного долга и плохо переносится организмом;

Нарушения диффузии газов в легких. Патологически измененные альвеоло-капиллярные мембраны становятся плохо проницаемыми для кислорода; это наблюдается при диффузном разрастании соединительной ткани в легких после воспалительных процессов, при длительном воздействии различных вредных факторов на про­изводстве (пневмокониоз), при некоторых формах туберкулеза легких, отеке легкого;

Нарушений центральной регуляции дыхания и кровообращения, которые могут наступать при застойных явлениях в малом круге кровообращения и при изменениях состава крови (уменьшении числа эритроцитов и количества гемоглобина, нарушении способности гемоглобина связывать кислород и отдавать его тканям).

Универсальными проявлениями расстройства дыхания служат гипервентиляция и гипоксия.

При гипервентиляции изменяются частота, ритм и характер дыхания. Гипервентиляция является наиболее подвижной компенсаторной реакцией при кислородном голодании (гипоксия). Она сопровождается мобилизацией кровообращения, в частности, увеличением скорости тока крови и минутного объема сердца, что ускоряет доставку кислорода к тканям и выведение углекислоты.

Средства ЛФК (физические упражнения, массаж, ходьба, плавание, оздоровительный бег, занятия на тренажерах и др.), рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус, и улучшаются психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, в порядке приспособления формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Более совершенные компенсации при заболеваниях с необратимыми изменениями в аппарате дыхания (эмфизема, пневмосклероз и др.) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кро­вообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

Физические упражнения содействуют выведению патологического содержимого (слизь, гной, продукты распада тканей) из воздухоносных путей или легких.

При заболевании легких страдают все системы организма и в первую очередь сердечно-сосудистая. Физические упражнения оказывают нормализующее влияние на кровообращение. Они положительно воздействуют на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к различным физическим нагрузкам.

    Основы методики ЛФК при заболеваниях легких

В занятиях ЛФК (лечебная гимнастика, массаж) при заболеваниях органов дыхания применяют общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения , улучшая функцию всех органов и систем, активизируют дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используют упражнения умеренной и большой интенсивности. Если эта стимуляция не показана, применяют упражнения малой интенсивности. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гиперкапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координацию дыхания и движений. Толчкообразный выдох и дренажные исходные положения способствуют выведению из дыхательных путей мокроты и гноя. При сохранной эластичности легочной ткани для улучшения легочной вентиляции применяют упражнения с удлиненным выдохом, способствующие увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы.

При выполнении специальных упражнений во время вдоха под воздействием дыхательных мышц происходит расширение грудной клетки в переднезаднем, фронтальном и вертикальном направлениях. Поскольку вентиляция осуществляется неравномерно, больше всего воздуха поступает в части легкого, прилегающие к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагмы, хуже вентилируются верхушки легких и отделы, расположенные вблизи корня легкого. При выполнении упражнений в исходное положение лежа на спине ухудшается вент иляция в задних отделах легких, а в исходном положении лежа на боку почти исключаются движения нижних ребер.

Физические упражнения предъявляют повышенные требования к аппарату дыхания, вызывая усиление легочной вентиляции, т. е. увеличивают количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Чем большую работу совершает человек, тем больше кислорода потребляют работающие органы.

В состоянии относительного покоя величина легочной вентиляции равна в среднем 6-7 л/мин. При этом человек производит 14-18 дыхательных движений в минуту. При умеренной физической деятельности легочная вентиляция несколько увеличивается за счет углубления пихания без значительного его учащения. Увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы.

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями функция дыхания в целом улучшается, жизненная емкость легких увеличивается, дыхание урежается и углубляется.

Основная задача лечебной физической культуры при болезнях органов дыхания направлена на улучшение дыхательной функции, укрепление дыхательной мускулатуры, уменьшение застойных явлений в легких.

Специальные дыхательные упражнения, способствующие выдоху

В качестве исходного положения при занятиях физическими упражнениями больных с заболеваниями органов дыхания используется положение лежа, стоя и сидя.

    Виды ЛФК при различных заболеваниях

Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается, прежде всего, на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статистических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции.

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

Задачи ЛФК:

    оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

    улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

    уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

    ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

    уменьшить проявление бронхоспазма;

    увеличить отделение мокроты;

    стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

Противопоказания для занятий ЛФК:

4.1. ЛФК при острой пневмонии

З а д а ч и ЛФК:

    максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

    усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

    противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений - 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5-10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4-8 раз с максимальной амплитудой движения.

Продолжительность процедуры - 10-15 мин; самостоятельные занятия - по 10 мин 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5-7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений -1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 10-15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8-10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15-30 мин, используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня - до 2 ч, занятия - индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7-10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса - до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия - 40 мин; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

4.2. ЛФК при плеврите

З а д а ч и ЛФК:

    стимулировать крово- и лимфообращение в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;

    профилактика развития спаек и шварт;

    восстановление физиологического дыхания;

    повышение толерантности к физическим нагрузкам.

На постельном режиме при экссудативном плеврите лечебную гимнастику начинают со 2-3-го дня, чтобы не допустить образования спаек. Боли при дыхании и движениях туловища не являются противопоказанием для применения упражнений.

Для профилактики развития спаек применяют специальные дыхательные упражнения: наклоны туловища в «здоровую» сторону попеременно на вдохе и на выдохе. При выполнении этих упражнений растягивается плевра, так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки.

На занятиях используют упражнения дыхательные статического и динамического характера для здорового легкого, общеукрепляющие динамические - для увеличения экскурсий грудной клетки, особенно пораженной стороны. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений - 1:1, 1:2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение пульса на 5-10 уд./мин. Упражнение повторяют 4-8 раз в медленном и среднем темпе с полной амплитудой. Принимая во внимание болевой синдром, продолжительность занятия небольшая - 5-7 мин, и повторяют его через каждый час.

Полупостельный режим назначают в конце 1-й нед. Продолжительность занятия увеличивают до 20 мин, но уменьшают повторение его до 3-4 раз в день.

Общий режим назначают с 8-10-го дня. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

4.3. ЛФК при остром бронхите

З а д а ч и ЛФК:

    уменьшить воспаление в бронхах;

    восстановить дренажную функцию бронхов;

    усилить крово- и лимфообращение в системе бронхов, способствовать профилактике перехода в хронический бронхит;

    повысить сопротивляемость организма.

П р о т и в о п о к а з а н и я для назначения ЛФК: те же, что и при острой пневмонии.

В течение 1-й нед. от начала заболевания применяют статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими - 1:1, 1:2, 1:3. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

5. Вывод

Основная задача лечебной физической культуры при болезнях органов дыхания направлена на улучшение дыхательной функции, укрепление дыхательной мускулатуры, уменьшение застойных явлений в легких.

Средства ЛФК возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус, и улучшаются психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции.

При Реферат >> Культура и искусство

Кровотечения. 3. Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные упражнения, среди...

  • Лечебная физическая культура при заболеваниях дыхательных путей

    Реферат >> Физкультура и спорт

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 Лечебная физическая культура при заболеваниях 1.Пневмония……………………………………………………………………………………4 2.Бронхоэктаз………………………………………………………………………………….5 ... туберкулезе легких. Конечным проявлением заболеваний органов дыхания являются нарушения газообмена в...

  • В связи с заболеваниями легких, в организме происходит нарушение функций внешнего дыхания, это происходит из-за того, что эластичность тканей легких ухудшается, а также нарушается нормальный газообмен между кровью и альвеолярным воздухом. В результате спазмов бронхов, утолщения их стенок, механической закупорки, которая происходит при повышенном выделении мокроты, происходит уменьшение бронхиальной проводимости.
    Полноценный физиологический акт дыхания осуществляется одновременно в двух полостях: грудной и брюшной.

    Существует три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.
    Если при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха, то значит речь идет о верхнегрудном типе дыхания. Что касается нижнегрудного, или реберного, дыхания, то оно характеризуется тем, что на вдохе происходит расширение грудной клетки в стороны. В этом случае диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании диафрагма должна опускаться. Если имеет место реберное дыхание, то тогда происходит сильное втягивание низа живота, а это имеет весьма неблагоприятные последствия для органов брюшной полости. При интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость наблюдается диафрагмальное, или брюшное, дыхание. Расширение грудной клетки происходит преимущественно в нижних отделах, что обуславливает полноценную вентиляцию только нижних долей легких. Обучаясь методике дыхания, больной осваивает все типы дыхания.

    При заболеваниях органов дыхания немаловажное значение имеет лечебная физкультура. В ее задачи входит:
    - осуществить общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма
    - способствовать улучшению функции внешнего дыхания, благодаря овладению методикой управления дыханием
    - способствовать уменьшению интоксикации, а также стимуляции иммунных процессов
    - увеличить отделение мокроты
    - уменьшить проявление бронхоспазма
    - способствовать ускорению рассасывания при воспалительных процессах
    - вызывать стимуляцию экстракардиальных факторов кровообращения.
    Однако имеются и противопоказания для занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Они состоят в следующем:
    - дыхательная недостаточность третьей степени
    - наличие абсцесса легкого до прорыва в бронх
    - кровохарканье или угроза такового
    - асматический статус
    - полный ателектаз легкого
    - скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

    При таком легочном заболевании, как острая пневмония, следует особое внимание уделить занятиям лечебной физкультурой. Комплекс упражнений ЛФК при острой пневмонии окажет благоприятное влияние на весь организм и поможет бороться с заболеванием. В задачи ЛФК входит:
    - оказывать максимальное воздействие на здоровую легочную ткань для того, чтобы включить ее в дыхание
    - способствовать усилению крово- и лимфообращения в пораженной доле
    - не допускать возникновения ателектазов.
    Во время лечения, в период постельного режима, следует применять динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп, а также дыхательные упражнения: статические и динамические. Данные упражнения надо выполнять начиная с 3-5-го дня постельного режима, исходное положение - лежа и сидя на кровати, спустив ноги.
    Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений должно равняться - 1:1, 1:2, 1:3. Во время выполнения упражнений необходимо следить за пульсом, он не должен учащаться более чем на 5-10 уд./мин. Темп упражнений - медленный и средний, каждое упражнение нужно повторять не менее 4-8 раз, амплитуда движений - максимальная.
    Длительность процедуры - 10-15 минут, самостоятельные занятия проводятся 3 раза в день по 10 минут.
    При палатном, полупостельном режиме больной продолжает выполнять упражнения постельного режима, но при этом их дозировка увеличивается, включаются упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Упражнения следует выполнять с 5-7-го дня полупостельного режима, исходное положение - сидя на стуле и стоя. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений составляет 1:1, 1:2. Пульс может учащаться до 10-15 уд./мин. Число повторений упражнений постепенно увеличивается до 8-10 раз в среднем темпе. В комплекс упражнений также включается ходьба. Продолжительность занятий составляет 15-30 минут. Занятия повторяются самостоятельно. Также занятия могут быть и индивидуальными, и малогрупповыми. Общая их продолжительность в течение дня - до 2 часов.
    Начиная с 7-10 дня (но не раньше) больные переводятся на общий режим. В этом режиме продолжают проводиться занятия лечебной гимнастикой так же, как и при палатном режиме, только нагрузка увеличивается, пульс должен быть до 100 уд./мин. Одно занятие продолжается до 40 минут, также применяются упражнения на тренажерах, ходьба и различные игры.

    Комплексы упражнений для больных острой пневмонией включают в себя следующее:
    Комплекс №1
    Постельный режим
    Упражнения выполняются из исходного положения лежа на спине:
    1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки располагаются на груди и животе.
    2. Сделать вдох - руки поднять вверх, выдох - опустить. Следить за тем, чтобы выдох был вдвое длиннее вдоха.
    3. Сделать вдох, при этом отводя прямую ногу в сторону, выдох - вернуться в исходное положение.
    4. Согнуть руки в локтевых суставах. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - руки опустить.
    5. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - взяться руками за колени и подтянуть их к животу.
    Следующие упражнения выполняются из положения лежа на боку:
    1. Сделать вдох - отвести руку назад, при этом поворачивая назад туловище, выдох - вернуться в исходное положение, руку положить на эпигастральную область.
    2. Положить руку на нижние ребра. Затем сделать вдох и, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
    3. Охватить ладонью шею сзади, создавая статическое напряжение мышц плечевого пояса. В таком положении выполнять глубокое дыхание.
    Данный комплекс упражнений закончить выполнением диафрагмального дыхания в положении лежа на спине.

    Комплекс №2
    Палатный режим
    Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле:
    1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки находятся на груди и животе.
    2. Сделать вдох - поднять руку вверх, наклониться в противоположную сторону, выдох - опустить руку.
    3. Локти отвести назад, сделать вдох, затем выдох - вернуться в исходное положение.
    4. Выполнять руками движения, имитирующие плавание брассом. Сделать вдох - вернуться в исходное положение, выдох - руки развести в стороны.
    5. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - обнять себя за плечи.
    Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:
    1. Взять в руки гимнастическую палку. Сделать вдох - поднять руки вверх, прогнуться, отвести ногу назад и поставить ее на носок.
    2. Выполнять руками круговые движения, напоминающие греблю.
    3. Взять в руки булавы. Сделать вдох - руки развести в стороны, при этом булавы должны быть параллельно полу. Выдох - наклониться, булавы поставить на пол.
    4. Сделать вдох - поднять руки вверх, выдох - выполнить приседание, руки находятся в упоре о пол.
    5. Завести гимнастическую палку назад, за локтевые сгибы. Сделать вдох - прогнуться назад, выдох - наклониться вперед.
    Данный комплекс упражнений закончить в исходном положении сидя. Общее количество упражнений - не меньше 20-25.

    Комплекс №3
    Общий режим
    Упражнения выполняются из исходного положения стоя:
    Сначала выполнить ходьбу по залу: на носках, пятках, на наружной и внутренней стороне стоп (не менее 3-5 минут).
    1. Сделать вдох, подняться на носки, поднять плечи, пальцы сжать в кулак, выдох - вернуться в исходное положение.
    2. Сделать вдох - поднять руки вверх, поднять голову, прогнуться. Выдох - присесть, кисти рук находятся на коленях.
    3. Сделать вдох - выполнить поочередные наклоны в стороны, при этом рука должна скользить по бедру вниз. Выдох - вернуться в исходное положение.
    4. Взять в руки медицинбол, руки располагаются перед грудью. Сделать вдох - выполнить повороты в стороны, выдох - вернуться в исходное положение.
    5. Выполнить ходьбу с высоким подниманием бедра, при этом руки должны активно работать (не менее 3-5 минут).
    6. Положить на стул гимнастическую палку. Сделать вдох - поднять руки, выдох - наклониться и взять палку. Опять сделать вдох, держа палку в руках, выдох - положить палку на сиденье.
    7. Встать боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. Сделать вдох - отклониться от стенки, выдох - вернуться в исходное положение.
    8. Встать лицом к гимнастической стенке. Сделать вдох - поднять руки вверх, тянуться руками к верхней перекладине. Выдох - держаться руками за перекладину на уровне пояса и сделать легкое приседание.
    9. Взять в руки гимнастическую палку, при этом руки опущены. Сделать вдох - поднять руки вверх, выдох - с помощью палки поджать колено к животу.
    10. Руки расположить перед грудью. Сделать вдох - развести руки в стороны, выполнить поворот туловища в сторону. Выдох - вернуться в исходное положение.
    Данную процедуру лечебной гимнастики закончить ходьбой в среднем темпе, постепенно переходя на медленный темп.

    При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

    В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

    Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

    Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

    З а д а ч и ЛФК:


    • оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

    • улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

    • уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

    • ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

    • уменьшить проявление бронхоспазма;

    • увеличить отделение мокроты;

    • стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

    П р о т и в о п о к а з а н и я для занятий ЛФК:


    • дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

    ЛФК при бронхиальной астме

    Бронхиальная астма — инфекционно-аллергическое заболевание; проявляется приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен.

    За д а ч и ЛФК: снять бронхоспазм, нормализовать акт дыхания, увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки, предотвратить возможное развитие эмфиземы, оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

    П о к а з а н и я к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

    П р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:


    • легочно-сердечная недостаточность III степени;

    • астматический статус;

    • тахикардия более 120 уд./мин;

    • одышка более 25 дыханий в минуту;

    • температура выше 38 °С.

    В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед. Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

    ИП — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

    Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

    Звуковая гимнастика — это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох — пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

    Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя — при звуках б, г, д, в, з; наименьшая — при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах.

    Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

    На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры — от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия—2-3 раза в день.

    Тренировочный период начинают в стационаре и продолжают всю жизнь. Применяют методику подготовительного периода и добёвляют ходьбу или бег трусцой до 5 км в день, с учащением пульса до 100-120 уд./мин.

    При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на кадета юга стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 с во время выдоха — задержать дыхание.

    В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

    Комплекс № 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)
    ИП — сидя на стуле, руки на коленях


    1. Диафрагмапьное дыхание.

    2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.

    3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.

    4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в И П.

    5. Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

    6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.

    7. На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.

    8. Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

    При выполнении дыхательных упражнений инструктор урегулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1,2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса ‘продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

    Комплекс № 2. Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)
    ИП — сидя на стуле


    1. Диафрагмальное дыхание.

    2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

    3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

    4. На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.

    5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

    6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

    ИП—стоя


    1. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

    2. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

    3. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.

    4. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

    Для полной реабилитации больных заболеваниями органов дыхания целесообразны физические тренировки.

    П о к а з а н и я к их применению:


    • подострый период;

    • период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита;

    • начало и полная ремиссия ХНЗЛ;

    • тренировочный период при бронхиальной астме.

    П р о т и в о п о к а з а н и я:


    • обострение заболеваний,

    • острый период «заболевания,

    • легочно-сердечная недостаточность — в фазе декомпенсации.

    Ф о р м ы тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

    Нагрузки применяют в интервальном режиме. Например, бег 4 мин со скоростью 7-8 км/ч, затем ускорение на 10-15 с до 10 км/ч, после чего в течение 2-3 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность бега — 30 мин 3 раза в неделю или 20 мин 4 раза в неделю.

    ЛФК при острой пневмонии

    З а д а ч и ЛФК:


    • максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

    • усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

    • противодействовать возникновению ателектазов.

    В период постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений — 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5-10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4-8 раз с максимальной амплитудой движения.

    Продолжительность процедуры — 10-15 мин; самостоятельные занятия — по 10 мин 3 раза в день.

    На палатном, полупостельном режиме, с 5-7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений —1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 10-15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8-10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15-30 мин, используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня — до 2 ч, занятия — индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

    С 7-10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса — до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия — 40 мин; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

    Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией
    (постельный режим)

    ИП — лежа на спине


    1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

    2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

    3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

    4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.

    5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

    ИП — лежа на боку


    1. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

    2. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

    3. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

    Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

    Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией
    (палатный режим)

    ИП — сидя на стуле


    1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе..

    2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

    3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.

    4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох —в ИП, выдох— руки развести в стороны.

    5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

    ИП — стоя


    1. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

    2. Круговые движения руками — «гребля».

    3. В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

    4. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

    5. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

    Закончить комплекс в ИП сидя. ОбЩее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

    Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией
    (общий режим)

    ИП — стоя

    Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).


    1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

    2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.

    3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

    4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП. .

    5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).

    6. ИП — стоя, папка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять оалку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

    7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

    8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

    9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

    10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

    Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

    При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

    ? Нарушения функции внешнего дыхания при данных заболеваниях обусловлены тремя основными причинами:

    Для заболеваний органов дыхания характерны симптомы:

    Выделение мокроты

    Кровохарканье

    Боли в грудной клетке

    1. Нарушением механики дыхания, связанным с ухудшением эластичности легочной ткани, изменением ритмичности фаз дыхания, ухудшением подвижности грудной клетки, снижением тонуса и растяжимости собственных и вспомогательных дыхательных мышц.

    2.Снижением диффузной способности легких, нарушающим нормальный газообмен между кровью и альвеолярным воздухом в результате морфологических изменений.

    3.Снижением бронхиальной проходимости в результате бронхоспазма, утолщения стенок бронхов, повышенной секреции, механической закупорки бронхов при большом количестве мокрот

    & Повторить!!!

    Одышка (диспноэ) - нарушение частоты, ритма и глубины дыхания или повышение работы дыхательных мышц, проявляющиеся, субъективными ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.

    Виды одышки:

    1. Тахипноэ - учащённое поверхностное дыхание (свыше 20 в минуту).

    2. Брадипноэ - патологическое урежение дыхания (менее 16 в минуту).

    Типы одышки:

    1.Инспираторная одышка - затруднён вдох.

    2.Экспираторная одышка - затруднён выдох.

    3.Смешанная одышка - затруднены обе фазы дыхания.

    Формы одышки (нарушение ритма дыхания):

    1. Дыхание Чейна-Стокса - дыхание, при котором после дыхательной паузы появляется сначала поверхностное редкое дыхание, которое постепенно нарастает по глубине и частоте, становится очень шумным, затем постепенно убывает и заканчивается паузой (может длиться от нескольких до 30 с).

    2. Дыхание Биота - ритмичные периоды глубоких дыхательных движений чередуются примерно через равные промежутки времени с продолжительными дыхательными паузами (можетдлиться от нескольких до 30 с).

    3. Дыхание Куссмауля - глубокое редкое дыхание с глубоким шумным вдохом и усиленным выдохом; его наблюдают при глубокой коме.

    Дыхательная недостаточность – состояние организма, при котором не поддерживается нормальный газовый состав крови или поддерживается за счет усиленной работы аппарата внешнего дыхания, снижающей функциональные возможности организма.

    Различают три степени дыхательной недостаточности:

    степень – одышка, возникающая при физическом напряжении, ранее ее не вызывавшем – скрытая дыхательная недостаточность. В покое показатели внешнего дыхания соответствуют должностным величинам.

    степень – одышка, возникающая вследствие незначительного физического напряжения, но недостатка кислорода может и не быть из-за комплексаторной избыточной вентиляции.

    степень – одышка, возникающая в состоянии покоя, легочные объемы отличаются от должного. Наблюдается избыточная вентиляция легких, недостаток кислорода в организме

    ? Механизмы действия физических упражнений при патологии органов дыхания :

    1.Стимулируют функцию внешнего дыхания, являются условно- рефлекторными раздражителями дыхательной системы и проприо- цептивными регуляторами дыхательного рефлекса.

    2.Увеличивают подвижность грудной клетки, стимулируют экскурсию диафрагмы, укрепляют дыхательную мускулатуру, совершенствуют механизм дыхания, координацию дыхания и движений.

    3.Повышают продуктивность кашля, стимулирующе воздействуя на рецепторный аппарат и кашлевой центр, способствуют выведению мокроты.

    4.Улучшают крово- и лимфообращение в легких и плевре, тем самым способствуя более быстрому рассасыванию экссудата.

    5.Способствуют предупреждению осложнений, которые могут развиваться в легких при многих заболеваниях (спайки, абсцессы, эмфизема, пневмосклероз), и вторичных деформаций грудной клетки.

    6.В результате трофического действия возможно улучшение эластичности легочной ткани и подвижности легкого.

    7.Мобилизуют вспомогательные механизмы кровообращения, улучшают оксигенацию крови, повышают потребление кислорода тканями, что влияет на борьбу с гипоксией.

    8.Нормализуют газообмен путем воздействия на внешнее и тканевое дыхание, улучшают окислительно-восстановительные процессы.

    9.Стимулируют обменные процессы.

    10.Повышают физическую работоспособность, оказывают обще­укрепляющее и тонизирующее воздействие.

    ? Задачи ЛФК при патологии органов дыхания.

    1.Достижение регресса обратимых и стабилизации необратимых изменений в легких, формирование компенсации и нормализация функции.

    2.Общетонизирующее воздействие:

    Стимуляция обменных процессов;

    Повышение нервно-психического тонуса;

    Восстановление и повышение толерантности к физической нагрузке;

    Стимуляция иммунных процессов.

    3.Профилактическое воздействие:

    Улучшение функции внешнего дыхания;

    Овладение методикой управления дыханием;

    Повышение защитной функции дыхательных путей;

    Уменьшение интоксикации.

    4.Патогенетическое (лечебное) воздействие:

    Коррекция «механики» дыхания;

    Ускорение рассасывания при воспалительных процессах;

    Улучшение бронхиальной проходимости;

    Снятие или уменьшение бронхоспазма;

    Регуляция функции внешнего дыхания и увеличение его резервов.

    ? Основные методики ЛФК при патологии органов дыхания:

    1. Общетонизирующие упражнения:

    Улучшают функцию всех органов и систем, активизируют дыхание;

    Для стимуляции функции внешнего дыхания используют упражнения умеренной и большой интенсивности;

    2. Специальные упражнения (дыхательные) упражнения:

    Укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы;

    Способствуют растягиванию плевральных спаек;

    Уменьшают застойные явления в респираторной системе;

    Облегчают выведение мокроты;

    Совершенствуют механизм дыхания, координацию дыхания и движения.

    3.Физические упражнения подбирают в соответствии с патогенезом, клинической картиной, преобладанием определенных симптомов и синдромов заболевания, тяжестью состояния больного. Обязательным условием является учет эффективности однократной процедуры лечебной гимнастики и всего курса ЛФК

    Противопоказания к назначению средств ЛФК при заболеваниях легких:

    1.Отсутствие контакта с больным из-за его тяжелого состояния или нарушения психики;

    2.Синусовая тахикардия (ЧСС свыше 100 уд/мин);

    3.Синусовая брадикардия (ЧСС менее 50 уд/мин);

    4.Дыхательная недостаточность 3-й степени;

    5.Абсцесс легкого до прорыва в бронх или осумкования;

    6.Кровохарканье, угроза развития кровотечения и тромбоэмболии;

    7.Астматический статус;

    8.Большое количество экссудата в плевральной полости;

    9.Выраженный воспалительный процесс.

    Внимание! Наличие «ржавой» мокроты не является противопоказанием для назначения ЛФК, т.к. это признак нарушения проницаемости сосудистой стенки .

    ? Массаж при заболеваниях органов дыхания

    Задачи: рефлекторное трофическое влияние на легкие, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение крово- и лимфообращения, увеличение подвижности ребер.

    Показания: вне периода обострения при хронической пневмонии, пневмосклерозе, хроническом бронхите, эмфиземе легких, бронхиальной астме.

    Противопоказания: острые лихорадочные состояния, острый экссудативный плеврит, бронхоэктатическая болезнь в стадии тканевого распада, сердечно-легочная недостаточность 3 степени.


    Похожая информация.


    Загрязненность окружающей среды растет с каждым годом и это не может не отражаться на нашем здоровье. Заболевания органов дыхания поражают все большее количество людей. Чаще всего подобные недуги сопровождаются нарушением в функционировании внешнего дыхания, так как эластичность легочных тканей значительно ухудшается, происходит сбой в обменных процессах между кровью и вдыхаемым воздухом, а также снижается проводимость бронхов. Последнее нарушение возникает из-за спазмов бронхов и заметного утолщения их стенок. Высокое выделение слизи и мокроты приводит к закупорке бронхов.

    Здоровое и полноценное дыхание осуществляется при помощи как брюшной, так и грудной полости. Недуги органов дыхания приводят к нарушениям функциональной деятельности либо одной, либо нескольких полостей.

    Медики различают несколько типов нарушенного дыхания : верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

    Нижнегрудный тип носит еще название реберного, оно характеризуется расширением грудной клетки в стороны во время вдоха. В этот момент происходит поднятие и растяжение диафрагмы, а при нормальном типе дыхания она, наоборот, опускается вниз. Кроме того низ живота очень сильно втягивается, а это далеко не благоприятно для всех внутренних органов.

    При верхнегрудном дыхании легкие захватывают совсем небольшое количество кислорода, несмотря на интенсивность дыхательного акта.

    Диафрагмальное дыхание характеризуется интенсивным опусканием диафрагмы в самый низ – в брюшную полость.

    Если вы обнаружили у себя какие-то нарушения дыхания или подозреваете о заболевании органов дыхания, обязательно обратитесь к врачу. Не забудьте проконсультироваться с ним по поводу использования народных методов лечения или специальной гимнастики. Особая дыхательная зарядка может быть просто незаменимым средством в терапии недугов органов дыхания.

    При выполнении различных упражнений особую роль играет исходное положение, в котором начинают и проводят дыхательную гимнастику. Именно от этого фактора во многом зависит эффективность и легкость такого вида терапии. Самыми идеальными положениями по праву считаются «лежа» и «стоя», так как при них создается наиболее оптимальная деятельность всех органов дыхания. В то же время положение «сидя» нельзя считать благоприятным для подобной гимнастики.

    Позиция «лежа» используется чаще всего при наличии сильно выраженной легочной недостаточности, к примеру, при плеврите. Если человек страдает от легочной или сердечно-легочной недостаточности (как эмфизема легких), рекомендуется ложиться с несколько приподнятым туловищем.

    При недугах, связанных с процессами нагноения (бронхоэктатической болезнью, абсцессом легкого) принимают положения «лежа на боку», «лежа на животе» и «лежа на спине».

    Существует несколько видов дыхательных упражнений : динамические, статистические, а также специальные.

    При динамической гимнастике дыхательные упражнения осуществляются параллельно с движениями тела, а статистическая не требует никаких дополнительных усилий. Что касается специальных упражнений, то они проводятся при непосредственном участии другого человека (так, например, нажатия на грудь).

    Самыми распространенными и наиболее эффективными при многих недугах органов дыхания являются динамические упражнения. Они проводятся с определенной согласованностью между конечностями и дыхательными органами. Больному следует придерживаться определенного ритма и глубины дыхания. Если амплитуда и ритм не будут соотноситься с движением тела, произойдет нарушение динамики самого дыхательного акта. Дыхание ни в коем случае нельзя задерживать, оно должно быть максимально свободным и спокойным.

    Вдох производится параллельно с поднятием конечностей (как вариант – выпрямлением туловища или разведением рук в стороны), в момент расширения грудной клетки. Выдох напротив – при опускании конечностей (сгибании тела и т.д.) в момент сжатия грудной клетки.

    Рассмотрим несколько самых популярных упражнений:

    Позиция «лежа на спине». Производится глубокий вдох, туловище поднимается, при этом руки тянутся в сторону носков, что сопровождается выдохом;

    Позиция «сидя», а руки разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, после чего согните руки и расположите их на бедрах, одновременно выдыхая;

    Позиция «стоя», а руки находятся у бедер. Произведите глубокий вдох и наклонитесь вниз, протягивая руки к носкам и одновременно выдыхая;

    Позиция «стоя», при этом руки вытянуты вверх. Вдыхайте и приседайте, оттягивая руки назад и выдыхая при этом;

    Позиция «стоя», бедро ноги поднимайте повыше и вдыхайте, после опускайте и выдыхайте. Повторите на второй ноге.

    Все эти упражнения нужно повторять по нескольку раз на день, длительность такой зарядки – от десяти минут до четверти часа. За более детальной информацией обратитесь к лечащему врачу.

    При многих поликлиниках и больницах находятся специальные курсы, на которых людей, страдающих от разных недугов органов дыхания, учат правильно выполнять дыхательные упражнения. Чтобы достигнуть успеха следует регулярно проводить тренировки, не пропуская их и не откладывая на потом. Особую роль при этом играет помещение, в котором вы тренируетесь. В нем должно быть прохладно (не теплее 23С) и влажно (не менее 50%). Летом старайтесь выполнять дыхательные упражнения на свежем воздухе – в парке или лесу.