Лучшая диета для похудения – как у первобытных людей. «Апитонус П» для поддержания отличного самочувствия

Человек разумный (Homo sapiens ) жил примерно в одно время с неандертальцами. По неизвестным причинам последний вид вымер, а Человек разумный начал победное шествие по планете, осваивая новые сферы обитания и завоевывая новые континенты.

35 тыс. лет тому назад в Европе появились новые люди, очень близкие к современному человекуКроманьонцы . Их нельзя рассматривать как предков всех современных людей. — одна из многих групп Homo sapiens , обитавших на Земле в эпоху последнего оледенения.

Их каменные орудия были намного лучше, чем у неандертальцев. Новые люди древнего мира умели изготовлять из кости наконечники копий, кинжалы, иглы. Позднее они сконструировали лук и стрелы. Кроманьонцы строили жилье, позволявшее им укрыться от непогоды. Они впервые приручили волков, от которых потом произошли домашние собаки. Первые наскальные рисунки также были выполнены этими людьми.

Кроманьонцы были великолепными охотниками и передавали свой опыт из поколения в поколение. Они использовали копья, дротики, стрелы и каменные метательные диски. В охоте они были очень изобретательны, используя для поимки добычи глубокие замаскированные ямы и загоны в узких ущельях. Часто надевали на себя шкуры, чтобы ближе подобраться к стаду животных. Охота на крупных животных была коллективной. Кроманьонцы впервые изобрели гарпун и с его помощью стали добывать рыбу. Они также успешно ловили птиц в силки, придумали сложные смертельные ловушки для хищников. Используя приемы и орудия охоты, кроманьонцы получили возможность добывать высокопитательную животную пищу и значительно расширили свой рацион . Это, очевидно, способствовало успешному выживанию и размножению вида и помогло им заселить даже суровые холодные районы Сибири.

Не брезговали кроманьонцы собирать съедобные растения, коренья, плоды, ягоды. Обычно этим занимались женщины и дети. Часть растительной добычи приготавливалась на огне. Варка и поджаривание растительных продуктов повышали их питательную ценность, помогали расщепить и смягчить целлюлозу, несъедобную для человека. Клубни многих растений были ядовиты, но термическая обработка удаляла из них опасные токсины. Люди на практике учились, как надо выживать в суровых условиях, накапливали полученный опыт и обучали молодое поколение.

Ученые сделали реконструкцию диеты кроманьонцев. Оказалось, что растительная и животная пища потреблялась людьми в соотношении два к одному. Белки и жиры организм получал из животного компонента пищи (млекопитающие, рыба, птицы, насекомые). Но, несмотря на обилие потенциальной пищи, человек был ограничен природными ресурсами. По расчетам специалистов 1 кв. км земли мог прокормить не более 60 человек. Рост населения происходил в арифметической прогрессии, а природные ресурсы уменьшались в геометрической.

Однако среди ученых нет единого мнения относительно рациона первобытного Человека разумного, поскольку характер питания во многом обусловлен климатом и географическими особенностями районов его проживания. В некоторых регионах с достаточно суровыми условиями тысячи лет назад люди питались довольно скудно, преимущественно растительной пищей и лишь редко — после успешной охоты — .

Около 10 тыс. лет назад началось потепление климата в Европе, и это было хорошей предпосылкой для появления земледелия . Это событие можно рассматривать как революционный шаг, способствовавший эволюции Человека разумного. Развитие земледелия позволило прокормить примерно в 100 раз больше людей на единице площади. Очень скоро стала увеличиваться численность населения. Усиливались контакты между племенами: шел интенсивный обмен различными изделиями, увеличились темпы распространения новшеств и опыта.

Но распространение земледелия имело и оборотную сторону. Большинство населения перешло на углеводное питание. Переход на рацион с преобладанием зерновых культур привел к нарушению пищевого баланса. Это способствовало появлению проблем с зубами . Кариес стал массовым заболеванием населения, и возросла частота потери зубов у взрослых. Недостаток белковой пищи был причиной авитаминоза , организму человека не хватало также железа, у многих развивалась анемия . Возросла детская смертность.

Таким образом, земледелие, с одной стороны, позволило решить проблему выживания и расширения ареала человечества, но с другой стороны, за это люди расплачивались своим здоровьем.

Человек разумный, совершенствуя орудия охоты, научился добывать животную пищу довольно регулярно, растительный компонент составлял также значительную долю в его рационе. Земледелие в основном решило вопрос с питанием бурно растущего населения, но монодиета стала причиной авитаминоза и болезней людей.

Первые люди (именно люди, а не человекоподобные обезьяны) появились на сцене жизни примерно 1 000 000 лет назад. В те доисторические времена ни о какой кулинарии и речи быть не могло, тем не мение археологи утверждают, что уже миллион лет назад наши предки стремились обработать пищу и даже приготовить ее по определенной технологии.


Изначально древние люди питались в основном растительной пищей. Постепенно такое вегетарианское меню стали разбивать мясными блюдами. Появление мяса в рационе человека появилось благодаря развитию охотничьих навыков. Сначала древний человек охотился в одиночку, постепенно охота стала коллективным занятием, удачная охота позволяла прокормить целое племя. Когда человеческий мозг стал развиваться, усложнился и рацион древнего человека. Древние люди занимались примитивным собирательством и поначалу им не требовались каких-либо сложных орудий труда и манипуляций. Затем человеку пришлось развивать интеллект, чтобы достать труднодоступные плоды или, например, найти способ расколоть твёрдые орехи.

Мозг человека начал свое развитие и растительная пища уже не могла обеспечить мозг и организм необходимой энергией. Хотя ученые так и не выяснили, могла ли белковая пища животного происхождения повлиять на развитие мозга, либо наоборот возросшее энергопотребление мозга подтолкнуло человека к поглощению мяса. Одно ясно точно: развитие мозга человека и калорийность и качество пищи очень тесно связаны.

Как древние люди додумались, что мясо, обработанное огнем, становится питательней и вкуснее сегодня никто из учёных не знает. Скорее всего, кто — то из древних охотников наткнулся на трупы животных, сгоревших во время лесного пожара, и решил съесть его. Но более удивителен еще один факт, кому — то из наших прародителей пришла в голову гениальная идея, они поняли, что мясо можно приправить растительными ингредиентами, такими как толчёные листья и коренья и т. д. Затем люди стали запоминать методики приготовления мясных и растительных блюд и повторять их. Возможно, именно так появились первые рецепты в истории человечества.


Рацион первобытного человека

Согласно раскопкам, кроманьонцы употребляли растительную и животную пищу в равных объемах. Но вскоре кроманьонцы перешли на растительную пищу. Но с другой стороны именно кроманьонцы научились одомашнивать скот, и у них отпала необходимость ходить на трудную и опасную охоту всем племенем. До наших дней находят в джунглях Амазонии племена, которые потребляют в основном растительную пищу, поскольку добыча мяса в их ареале обитания очень сложна и опасна. Кроманьонцы начали развивать земледелие, а оно было менее опасным для жизни человека, чем охота и собирательство. Хотя не редко случались и неурожайные годы, что приводило к вымиранию племени.

Таким образом кулинария древнего мира разделилась на три этапа:

человек узнает потенциал животной пищи

человек обучается обрабатывать мясо огнем

человек открывает приправы и специи

возникает смешанное питание

В какой «фаст-фуд» забегал неандерталец?
Мамонтятина, положим, - жестковата и требует длительного тушения,
папоротники, те самые, что окаменев, стали залежами каменного угля - суховаты. Тогда какими же разносолами радовали себя
пещерные мужчины и не менее пещерные женщины лет этак двадцать тысяч тому
назад?

Именно о рационе доисторических людей, живших в регионе Средиземноморья
задолго до Рождества Христова, задумались итальянские натуропаты и
врачи-диетологи. Думали-думали, и объявили всему миру о воссоздании «Пещерной диеты».
Именно так называется диетологический хит последних нескольких лет на
Аппенинском полуострове.

Основополагающие принципы рациона неандертальцев и их фанатов здорового питания в XXI веке:
ничего модифицированного и синтезированного.
Все натуральное, минимально переработанное промышленным способом. То есть:
строго без красителей, консервантов, ароматизаторов, эмульгаторов и прочих
достижений химической науки.

Итальянцы выяснили, что приступы повышенного аппетита, тяги к вкусненькому,
провоцируют часто именно добавки, все эти: Е-000, имеющиеся
в лимонадах, типа пепси, в недорогих колбасах, чипсах. Они срабатывают, как
«установочная память» - рефлекс на тягу именно к тому продукту, в котором
содержится определенный Е-000. К слову, производители всяких фант и пепси на
итальянских биологов в суд не подали, так что выводы делайте сами.

Вообще, доисторическая еда была не такой красивой, эффектной, вкусной,
тающей во рту, гедонистической приманкой, фетишем, не была такой ЗАПОМИНАЮЩЕЙСЯ в рефлекторных
отделах нашего головного мозга. Еда служила лишь единственной цели – восстановить силы.
Вообще, услышать такой вывод от итальянцев, - поклонников культа вкусной,
обильной и красивой еды, - это мужественный поступок.

Основа рациона «Пещерной диеты» - СЫРОЯДЕНИЕ.
Сырые овощи, в том числе корнеплоды, фрукты, семечки, орехи.
Считается, что в сырых дарах природы сконцентрирована солнечная энергия.
Не знаю, насколько согласятся с этим астрофизики, но главное – сырые
растительные волокна очень долго перевариваются и тем создают ощущение
сытости.

Морепродукты – любые, но не консервированные и не прошедшие глубокую
переработку. Значит, «крабовые палочки», «фишбургеры», шпроты, хоть
латвийские, хоть с питерского «Пищевика» поклонникам «Пещерной диеты» не
годятся. А, вот самые разнообразные суши – кусочки сырой рыбки, а также
устрицы и прочее – очень даже подойдут. Рыбу можно в любом количестве, сырую
и жареную на гриле.

Мясо забрасывается в организм приверженца такой диеты по очень
нетрадиционной схеме. Раз в неделю вы едите курятину или индейку, или телятину. И только!
С утра до вечера – только мясо, нонсенс для диет, но этот рацион настаивает
на жареном мясе. Так как, в те времена жарили мясо на костре, то и «Пещерная
диета» настаивает на употреблении в пищу жареной курятины, теперь в наши дни
– на гриле.

Никаких соусов, даже растительных, никаких гарниров. Можно в этот день пить
овощной сок, в крайнем случае, несладкий фруктовый, например,
грейпрфутовый.

Полностью необходимо отказаться от молока и кисломолочных продуктов.
О молочной пище младенец забывал сразу после отлучения от маминой груди –
коровы и козы были дикими, речь идет о тех временах, когда самого понятия
«домашние животные» не существовало. То есть, итальянские ученые
реплицировали на наши годы тот отрезок времени 20 тысячелетий назад, когда
люди жили собирательством кореньев и вообще растительной пищи, охотой и
рыболовством. Итальянцы как-бы отбросили все наслоившиеся за многие века
поведенческие реакции нашего желудочно-кишечного тракта. Что из этого
получилось – судить тем смельчакам, кто решил сесть на «Пещерную диету».
Зато, итальянские специалисты активно рекомендуют есть… сырые яйца.
Минимум четыре в неделю, лучше – шесть. Сырое яйцо превосходное белковое питание плюс
«амброзия» для связок. Только помните о сальмонеллезе.

Никакого масла – ни сливочного, ни растительного, даже оливкового.
Источник жиров – жирная рыба – палтус, семга, грецкие орехи.

Пишем «сладости» - подразумеваем только натуральный мед и сухофрукты.
Хлеба не едим, лишь бессолевые и бездрожжевые рисовые или гречишные хлебцы.
Каждый день диеты выпиваем по два литра жидкости – минеральная вода без
газа, травяные чаи, понятно, без сахара.

Испытавшие на себе такую диету, говорят, что за месяц можно сбросить 8
килограммов себя любимого. В диете много витаминов и растительной клетчатки.
Рыба – это ненасыщенные жирные кислоты, бесценная профилактика рака и
инфаркта. Кишечник работает идеально.
Проходят головные боли – нет продуктов с добавками.

Но! Женский элемент периодической системы – кальций. Увы, в данной диете его
минимум. Рацион насыщенный сырыми растительными волокнами, требует здорового желудка
и кишечника, сырые овощи способны спровоцировать колит. Консультируйтесь с
гастроэнтерологом. И целый день вкушения мясной пищи не пройдет незамеченным для почечника и
гипертоника.
Помня не только о плюсах, но и о минусах «Пещерной диеты» вы сделает
правильный выбор – насколько глубоко и как долго погружаться в реликтовую
пищевую память о наших далеких предках.

По-видимому, с этим связано появление и использование сначала естественных, а потом, и главное – искусственных орудий: от примитивных до очень совершенных (отщепы, ручные рубила, палки-копалки, каменные ножи и топоры, копья, бумеранги, духовые трубки, луки и т. д.). Пралюди занимались собирательством (занятие преимущественно женщин и детей), охотой, а там, где были водоемы – рыболовством (дела мужчин).

Постепенно осуществляется переход от присваивающего хозяйства к воспроизводящему, то есть от собирательства к огородничеству и полеводству, от охоты к скотоводству. Этот переход ознаменовывается еще и переходом некоторой части первобытных племен к оседлому образу жизни.

Жизнь, основанная на потреблении продуктов, взятых у природы, необходимо должна быть жизнью бродяжьей. Смена места поселения была связана с тем, что нужно было поспеть к урожаю тех или иных плодов, или с особенностями перемещений животных и рыб. Надо сказать, что меню первобытного человека было весьма разнообразно и включало все, что можно потреблять: не только грибы или ягоды, не только травы и молодые побеги некоторых деревьев. Ели насекомых, личинок, червей, мхи, разнообразные коренья, плоды самых разных деревьев и все, что только можно себе вообразить. Африканский континент богат флорой. Казалось бы, дикари должны были бы жить в сытости, однако это далеко не так. В лучшие, наиболее сытые, времена первобытные люди питались не более одного раза в день. А ведь бывали и не лучшие времена. Может потому, и жили в первобытности в среднем около 20 лет.

Довольно долго женщина поставляла основное количество продуктов, и именно ее усилиями племя как-то выживало. Собирательство, хотя и не самый эффективный по количеству произведенного продукта вид деятельности, отличается, тем не менее, все-таки довольно большим постоянством. Худо ли, бедно ли женщина всякий раз что-то приносит, чтобы можно было хоть как-то накормить голодную семью. “Когда после неудачной охоты мужчина, молчаливый и усталый, возвращается в лагерь и бросает рядом с собой лук и стрелы, воспользоваться которыми ему не пришлось, женщина извлекает из своей корзины трогательный набор: несколько оранжевых плодов пальмы бурити, двух крупных ядовитых пуков-птицеедов, нескольких ящериц и их крошечные яйца, летучую мышь. Маленькие плоды пальмы бакаюва или уагуассу и горсть кузнечиков... Потом вся семья весело истребляет обед, которого не хватило бы для утоления голода одного белого” . Охота же, конечно, много богаче по результатам, но результаты-то не часты. В особенности до изобретения первого дистанционного оружия – лука. Практически безоружный, не обладающий ни одним превосходящим животного качеством, наш далекий предок испытывал громадные трудности на охоте. Успех не преследовал его. Хотя, когда ему удавалось добиться своего, то это бывал праздник. Наверное, ни один цивилизованный человек не в состоянии понять, что значила еда в те далекие времена, в особенности – изобильная еда.

Есть некоторые странности в наших современных обычаях. В частности – наше отношение к еде: почему люди все время едят? Едят, собираясь вместе на праздник, едят, когда, похоронив и еще не оплакав близкого человека, садятся за стол. Нет ни одной религии, которая бы не обращала внимание на то, как, сколько, когда и что должен есть человек. Не является ли это наше столь пристальное внимание к еде – реакцией на долгие и долгие времена постоянного голода, который испытывало человечество?

Еда была праздником, торжеством жизни над смертью, наслаждением, не сравнимым ни с каким другим. Еда была индивидуальной победой над всеми силами зла, собравшимися, чтобы изничтожить человека. К. Леви-Строс в “Печальных тропиках” так описывает состояние сытости после голода. Он был в экспедиции, стоял период засухи, вся дичь ушла и люди голодали. Однажды удалось подстрелить дикую свинью. “Недожаренное с кровью мясо произвело на нас более возбуждающее действие, чем вино. Каждый съел не меньше фунта, и тогда я понял, чем объясняется распространенное среди многих путешественников мнение о прожорливости “дикарей”. Достаточно хоть немного пожить их жизнью, чтобы испытать ненасытный голод и понять, что его утоление приносит нечто большее, чем насыщение, – счастье”. Там же он пишет, что вскоре они попали во влажный лес, откуда доносились звуки животных. “В течение трех дней мы ходили на охоту в лес и возвращались в лагерь, нагруженные дичью. Нас охватило какое-то исступление: мы только и занимались тем, что готовили пищу и ели” .

В отличие от животных, первобытные люди стали обрабатывать природные продукты для употребления их в пищу. Большую роль в этом (и не только в этом) сыграло добывание и использование огня. Первоначально приспособляя для жизни пещеры, постепенно человек научился строить жилища (общие дома, вигвамы, чумы и т. д.). При освоении особых климатических зон стала развиваться и одежда, в том числе и в довольно сложных формах.

Таким образом, вся жизнедеятельность людей была специально и разнообразно обработанной, оформленной и совершенствуемой, в сравнении с тем, что было у природных существ. В использовании и производстве пищи, вещей, и в самих создаваемых предметах явно воплощался духовный опыт, которого не могло быть без развития мышления (хотя бы так называемого “ручного”), а также форм общения, знаковой (языковой) деятельности.

Все это говорит о том, что появились определенные приемы обработки, создания и использования вещей и знаков, чего нет в природе. Появились и неприродные, негенетические способы хранения и передачи приемов и навыков. Это ведь были не наследственные программы поведения, как у пчел или муравьев. Возникла вроде бы примитивная (по нашим, не всегда верным меркам), но явно духовная активность.

В жизни родоплеменных сообществ огромную роль играли разные формы научения различным видам деятельности, в том числе, формы ритуальные и игровые. В этих сообществах появились устойчивые неприродные формы быта, отношений между людьми, связывающие их, нормы действий.

Фактически для всех изученных сообществ были характерны специальные захоронения умерших, особые верования, изобразительная деятельность, развитые ритуалы, мифологическое сознание, разнообразная магия.

То есть, жизнь первобытного человека в сравнении с жизнью природных существ, оказывается специфически (неприродно) оформленной. В ней появляются формы, которые уже можно считать формами культуры, благодаря которым люди искусственно встроились в окружающую среду, на иной, чем природные существа, основе.

Это состояние стало возможным и пригодным к дальнейшему развитию, ибо пралюдьми, первобытными людьми была преодолена может быть самая большая трудность в их встраивании в окружающий мир. Эта трудность состояла в необходимости преодоления, или, лучше сказать, выявления, своего ценностного статуса, своего места в мире.

Для чисто природного существа такой трудности нет и быть не может. Животное тождественно себе и природе в себе, потому ничего подобного не возникает. Прачеловек же оказался отчужден от природы в самом себе, и чтобы это отчуждение снять, он должен был построить некоторый конструкт, определяющий или задающий ему место в мире. Иначе говоря, конструкт определяющий ценностную значимость его актуального присутствия. А создание такого конструкта, несущего в себе функцию отнюдь не объяснительного, но в первую очередь, организовывающего и ценностно-образующего характера, и создает реальную возможность “встраивания” прачеловека в мир, определения там своего места, в том числе в деятельностных и пищевых рядах.

Здесь происходит обратный обычному процесс – не от места в природном мире зависит ценность, а от определения ценности прачеловека образуется то или иное его место в мире. Но такого рода “обратность” вполне обычное для человеческого мира явление. На протяжении всей человеческой истории мы будем видеть, как именно этим путем человечество движется все дальше и дальше.

Таким образом, отчуждение человека от природы может быть снято путем создания собственной ценности за счет искусственного конструкта, определяющего значение прачеловека в бытии. Этот конструкт не может не носить искусственного характера.

Первой вехой на этом пути, как отмечает И. Н. Лосева , было создание общности на некоей единой основе. А в связи с этим внутренним конституированием, становится возможным и выделение данной общности как чего-то определенного из аморфной неструктурированной действительности. Основой общности выступает некий ритуал, который содержит в себе базовые позиции бытия первобытного человека, как то: восприятие своей слитности, выраженной в самоидентификации по типу “мы”; отделение этого “мы” от остальных “они”, которые воспринимаются обычно враждебно (как писала О. М. Фрейденберг: “Борьба – единственная категория восприятия мира в первобытно-охотничьем сознании, единственное семантическое содержание его космогонии и всех действ, ее воспроизводящих” ); закрепление и передача опыта, включающего моменты как хозяйственной (охота, возделывание земли, способы

собирательства, изготовление орудий труда и др.), так и социальной деятельности (способы организации общины, брачные отношения, властные структуры и пр.).

Палеодиета, которая совсем недавно стала популярной в медицинских кругах, была создана еще в 1970 годах гастроэнтерологом Вальтером Вогтлином. Он первым предположил, что пища, которую употребляли наши предки времен палеолита, сможет сделать здоровее современных людей. Возвращение к рациону наших предков, в соответствии с доктором Вогтлином и десятком его последователей, может резко снизить возможность развития болезни Крона, сахарного диабета, ожирения, расстройства желудка и массы других заболеваний. Но действительно ли современная палиодиета похожа на рацион наших предков?

Особенности палеодиеты

На первый взгляд, такая диета имеет общие черты с тем, что мог бы съесть человек времен палеолита. Диета главным образом состоит из мяса и рыбы, которые первобытный человек мог бы получить в результате охоты и рыбальства, а также растений, которые он мог бы собирать, в том числе орехов, семян, овощей и фруктов. Необходимо избегать зерновых культур и продуктов их переработки, так как доисторический период предшествовал выращиванию сельскохозяйственных культур. Молочные продукты также под запретом — первобытный человек не разводил животных ради молока или мяса. Мед является единственным сахаром, который позволено употреблять во время диеты, ведь, как мы знаем, рафинированного сахара в то время еще не существовало. Потребление соли также ограниченно - наши предки точно не имели солонок на столе. Запрещены обработанные продукты в любом виде. Мясо же должно быть получено от тех животных, которых кормили исключительно травой, что максимально приближено к рациону жвачных животных того времени.

Чем на самом деле питались первобытные люди?

Однако критики утверждают, что палеодиета резко упрощает все, что мог есть первобытный человек. На первое место в ней выносят мясо или рыбу, однако нет доказательств, что именно белки составляли основу рациона первобытного человека. Так же, как и современные привычки питания, рацион эпохи палеолита сильно зависел от места жительства людей. Группы, которые обосновались в местах, похожих на современные пустыни, вряд ли смогли бы добывать себе рыбу, да и мясо, скорее всего, нечасто попадало им на обед. Скорее всего, большую роль в их рационе играли орехи, семечки и даже насекомые. Группы, которые жили в холодных регионах, имели ограниченный доступ к свежим овощам и фруктам. Их рацион был практически полностью построен на мясе, и вполне возможно, что они съедали все части животного, чтобы ликвидировать дефицит, вызванный отсутствием свежих продуктов. Критики утверждают, что современные палеодиеты не принимают во внимание такие детали.

Главные аргументы критиков

Однако наиболее спорный аспект палеодиеты — это ее способность улучшить здоровье. В то время как большинство современных людей получат неоспоримую пользу, если станут употреблять больше фруктов и овощей, очень трудно сказать, был ли первобытный человек более здоровым, чем наши современники. В конце концов, много детей умирали в возрасте до 15 лет, и немногие взрослые перешагивали 40-летний рубеж.

Кроме того, по результатам недавних исследований, опубликованных в журнале The Lancet, в найденных древних мумиях были обнаружены тревожно высокие темпы развития атеросклероза. Заболевание было обнаружено у 47 из 137 обнаруженных мумий. Это ставит под сомнение теорию, что наши предки были намного здоровее, чем мы сейчас.