Учим животных и их детей. Учим зверей: как правильно знакомить ребенка с миром животных

  • Обучение на положительном подкреплении помогает домашним животным и их владельцам. Но у тренеров, занимающихся сохранением дикой природы, часто стоит противоположная цель: обучать животных в дикой природе избегать людей, которые часто являются самыми опасными существами.
  • Киперы животных в зоопарках обучают животных за вознаграждение терпеть различные процедуры, которые ранее могли потребовать фиксации или наркоза: позволять чистить им зубы, обрезать копыта, проводить инъекции и забор образца крови — таким образом превращая неприятные действия в положительный опыт для животных в неволе.
  • Тренеры животных десятилетия назад научились обучать дельфинов без физического контакта с ними. Совсем недавно в Сьерра-Леоне шимпанзе научили поднимать тревожный крик при приближении браконьеров, оповещая рейнджеров, что позволило добиться сокращения браконьерства на 80%.
  • Тренеры учили выращенных в неволе кондоров как быть более похожими на диких собратьев, искать пищу в пределах их естественной среды обитания и держаться подальше от города. Они также научили белых медведей избегать всего, связанного с людьми, таким образом не позволяя медведям совершать набеги на мусорные баки и значительно сократив конфликты местного населения с дикими животными.

При упоминании обучения животных большинству из нас приходит на ум обучение собаки садиться за лакомство, что как-то не вяжется с природоохранной деятельностью. Но на самом деле современная научно-обоснованная деятельность по сохранению дикой природы следит за успехами дрессировки не собак, но дельфинов — водных млекопитающих, тренерам которых приходилось разрабатывать методы обучения без применения силы и не требующие прямого контакта.

Сегодня методы, впервые примененные на дельфинах много десятилетий назад, используется для удивительного количества видов диких животных: от шимпанзе (не так уж удивительно) до бабочек (невероятно!). Примечательно, что природоохранные организации считают, что навыки тренеров животных могут быть эффективны в защите животных, даже в их естественной среде обитания.

Концепция обучения диких животных в их естественной среде обитания кажется странной для большинства из нас, но Кен Рамирез с этим не согласен. «Существует неверное представление о том, что такое дрессировка, — говорит он, — дрессировка — это обучение, а обучение — это не неестественно». Дикие животные учат своих детенышей тому, как найти пищу и как избежать нападения хищников; они все время учатся путем взаимодействия со средой. «Единственное, что делает профессиональный тренер — это помогает этому обучению».

Обучение животных в зоопарках

Кен Рамирез говорит о своем 40-летнем опыте тренировки животных, в том числе более 25 лет в Shedd Aquarium в Чикаго. Он написал учебник по обучению животных в неволе на положительном подкреплении. Следуя этим методам, киперы и тренеры в зоопарках по всем миру учат животных сотрудничеству при проведении различных процедур и манипуляций, которые ранее требовали фиксации или даже наркоза: позволяют чистить зубы, обрезать копыта, делать инъекции и брать анализы крови — превращая ранее неприятный опыт в положительный для зоопарковых животных.

«Они участвуют в этом, потому что это забавная игра, в которую их научили играть,» — говорит Рамирез. «Если вы учите тигра приходить в вольер для медицинского осмотра, когда он зайдет вам, нужно дать ему большой кусок мяса или игрушку, с которой ему нравится играть, — что-то, что вызовет у него положительные эмоции».

Это ничем не отличается от того, что происходит в дикой природе, когда, скажем, животное залезает на определенное дерево и находит там вкусные плоды. Со временем это животное учится залезать на это дерево снова и снова в ожидании того же положительного результата.

Понимая это, вы можете обучить любое животное, даже такое, которое мы не считаем «умным». Рамирез, например, обучил 10 000 бабочек для шоу, где эти насекомые массово летали за мишенью от одного места к другому тремя разными группами трижды.

«Говорим ли мы о бабочке или выпускнике Гарварда, все мы учимся одинаково,» — говорит Рамирез.

Обучение на расстоянии

Обучение животных в зоопарках — это, конечно, хорошо, но применение подобных методов в дикой природе имеет свои сложности. Например, даже если бы вы смогли приблизиться к диким животным, которых вы хотите обучить, вы бы не хотели, чтобы они ассоциировали людей с наградой — тем более, что одним из самых важных уроков, которые необходимо усвоить дикому животному — это то, что люди могут быть опасны.

Поэтому тренеры, которые работают с дикими животными должны уметь определить, как вознаградить животное на расстоянии в пределах территории вида.

Один из недавних проектов, в которых участвовал Рамирез, включал в себя обучение стаи диких шимпанзе в Сьерра-Леоне. Тренеры начали с поведения, которое уже имелось — один или несколько шимпанзе, как правило, кричали при приближении незнакомого человека. Целью тренеров было научить всю стаю кричать в унисон при виде браконьеров, поднимая тревогу, достаточно громкую, чтобы ее могли услышать на станции рейнджеров.

Тренеры разработали удаленно активируемую систему труб из ПВХ, способную выдавать еду на верхушке дерева при нажатии кнопки. Если шимпанзе кричал при обнаружении незнакомого человека или автомобиля, тренеры нажимали кнопку, и обезьяны получали положительное подкрепление.

«Животные узнали, что [появление незнакомцев] необходимо сопровождать криком, и если кричать — внезапно появляются насекомые и фрукты,» — объясняет Рамирез. Вскоре вся стая кричала, сигнализируя о тревоге. Результатом этого, с момента как проект был запущен в 2000 г, стало сокращение браконьерства на 80%. Еще большим сюрпризом оказалось, что урок, усвоенный благодаря тренерам, стал частью культуры стаи: взрослые приматы обучали новому поведению своих детенышей.

Обучение для реинтродукции

Один из ранних опытов успешного обучения диких животных для их сохранения был применен для реинтродукции калифорнийских кондоров, рожденных в неволе. Биологи старались выращивать кондоров, чтобы они не связывали людей с пищей и заботой. Но когда исследователи выпустили первую партию выращенных в неволе птиц, возникла неожиданная проблема.

Тогда они обратились к Стиву Мартину , тренеру птиц с многолетним опытом, который консультировал более сотни зоопарков по всему миру.

Когда Мартин прибыл на место, он смог увидеть масштабы проблемы своими глазами: «Кондоры садились на дороги, дома, электрические столбы и их било током. Они прилетали к кафе, где люди кормили их гамбургерами и хот-догами. Кондоры были повсюду,» — сказал он.

Биологи недоумевали, видя это неестественное поведение птиц. Но Мартин сразу понял, что случилось: никто не учил этих кондоров быть настоящими кондорами.

«Кондоры в дикой природе проводят два года с родителями. Именно тогда они учатся навыкам выживания. Они учатся избегать опасность и находить пищу,» — говорит он. А здесь «ученые взяли этих молодых кондоров без родительской опеки и отправили их в дикую природу, просто похлопав по плечу и пожелав удачи».

Чтобы удалить птиц из города, биологи пытались использовать шланги и водяные пушки. Но птицы только научились бояться ученых. «Люди могли ходить прямо рядом с ними. Но при виде нашей машины и униформы, они улетали,» — сказал о своем неудачном опыте работник природоохранной организации в беседе с Мартином, который работал в этом проекте с 2000-2010 гг.

Часть решения этой проблемы состояла в изменении того, как выпускали этих птиц. Изначально после выпуска они получали одинаковый вид корма в одно и то же время и в те же дни. Стив Мартин поручил ученым начать предлагать им разнообразные продукты в случайное время. «Путем создания некоторой вариабельности — типа, количества и места питания — мы получаем [кондоров], думающих об этом,» — сказал он. И, зная, что еда может появиться в любое время на месте кормления в дикой природе, стоило находиться неподалеку и ждать ее.

Еще один важный урок: команде пришлось научить кондоров, что люди потенциально опасны, даже на расстоянии, чтобы держать их достаточно далеко от расстояния выстрела.

Возможность для обучения подвернулась сама: в то время, когда кондоры еще не были выпущены на свободу, исследователям приходилось несколько раз общаться с птицами, чтобы прикрепить им идентификационные метки и провести медицинские тесты. Чтобы обучить их избегать людей, люди, которых птицы видели впервые в жизни, приблизились к ним, а затем поймали, прикрепили метки и провели обследование.

«В первый раз, когда кондоры увидели людей, они были любопытны и сидели на своих местах. Затем 14 человек вошли к ним в вольер с сетями, и кондоры просто сидели, глядя на них, не зная кто это, — вспоминает Мартин, — и эти люди буквально могли подойти к кондору и схватить их за ногу или крыло».

Но первая встреча птиц с людьми все изменила. Следующие несколько раз этот процесс повторялся, большинство кондоров начинали волноваться при виде приближающихся людей. «Когда эти же 14 человек пришли во второй раз, птиц было поймать гораздо труднее».

В конечном счете эта техника оказалась эффективной. После выпуска лишь несколько птиц осмелились приблизиться к людям и их отловили для «переподготовки». Но большинство кондоров выучили урок, и некоторые из этих кондоров все еще там, демонстрируя успешность проекта по сохранению этих птиц.

Тренеры в дикой природе

Пока Стив Мартин обучал кондоров, Рамирез решал аналогичную проблему с дикими полярными медведями в проекте, проводившемся с 2009 по 2015 г. Традиционное решение проблемы сдерживания медведей от попыток найти пропитание в человеческих поселениях состоит в выставлении караула, который запускает фейерверки и петарды, когда заметит приближающихся белых медведей. Это отпугивает больших хищников, однако не имеет долгосрочного эффекта: одни и те же медведи снова и снова возвращались, причем в некоторых городах такие «встречи» происходили до 300 раз в год, что является потенциальной угрозой как для животных, так и для людей.

Рамирез отметил, что у горожан, хотя и была правильная идея использовать тактику отпугивания, тайминг был выбран неверно. «Вот что мы знаем о поведении: вы можете вносить постоянные изменения в поведение, если вы будете учить правильно. Если вы хотите напугать медведя, сделайте это так, чтобы он связал свой страх с людьми».

Шум, который создавал караул, когда они замечали медведя на дороге к городу, не учит его ничему полезному. Вместо этого Рамирез предложил дождаться пока нос медведя коснется мусорного бака, забора или колеса машины, чего-то человеческого. Вот тогда и нужно пугать его! Подумайте: кто-то ждет в засаде и кричит на вас каждый раз, когда вы ночью приближаетесь к холодильнику.

«Иногда достаточно одного раза, и тогда медведь поймет, что ему следует избегать вещей, связанных с человеком, — говорит он, — Так вы не навредите медведю и отпугнете его, как вы это делали раньше, но теперь вы используете принципы тайминга в обучении поведению, чтобы связать страшные звуки с тем, чего следует избегать».

Легкий и трудный выбор

Рамирез говорит, что успешное обучение диких животных не является чем-то загадочным, принципы остаются те же: «Как и у всех нас, если есть выбор между тем, чтобы сделать что-то легким путем или трудным, большинство из нас выберут легкий. Поэтому вам просто нужно помочь животным сделать правильный выбор. Сделайте нужный вам правильный выбор легким. Сделайте выбор, который вы хотите, чтобы они прекратили делать, трудным».

Возьмите, например, белых медведей. Поначалу доступ к источникам питания возле людей был легкодоступным. Тренеры сделали этот вариант более сложным: не только тем, что отпугивали медведей петардами, но и дополнительно защитили мусорные контейнеры и другие предметы, которые могли привлечь животных.

В дополнение к этому, медведи получили положительное подкрепление в виде приманок с едой вдали от городов и человеческих поселений. Это сработало: «В некоторых городах было более 300 инцидентов в год. В большинстве случаев удалось сократить их до менее 10,» — говорит Рамирез.

Кнут vs пряник

При обучении диких животных тренеры применяют ряд методов, помогающих животным распознавать и избегать опасных ситуаций. Но Кен Рамирез и Стив Мартин согласны с тем, что лучше сначала искать способ вознаграждения за желаемое поведение, а не наказывать за нежелательное.

Рамирез большую часть свое карьеры старался убедить людей обучать собак на положительном подкреплении. А Мартин указывает, что научные исследования показали, что обучение домашних животных с применением наказания могут иметь неблагоприятные последствия.

Но когда на карту поставлено выживание диких животных, необходимо изучить все возможные инструменты — в том числе использовать мгновенный неприятный опыт, чтобы сделать опасное поведение непривлекательным. Ключом к этому является правильный выбор правильного инструмента для правильной задачи в нужный момент. «Мы всегда ищем, как использовать положительное подкрепление, чтобы получить то, что мы хотим, но если мы будем использовать аверсивные методы, мы используем их так, чтобы животное что-то вынесло для себя из этого опыта,» — говорит Рамирез.

Разумеется, добавляет он, и приятные, и неприятные способы обучения распространены в дикой природе. «Если животное убегает от хищника, оно вскоре поймет как быстро обнаружить хищника и как его избежать». Аверсивное обучение, применяемое людьми, может быть быстрым и гуманным — и, хотя животные могут не наслаждаться таким учебным моментом, они никогда не подвергаются реальной опасности.

Тренеры животных подчеркивают одну большую разницу между обучением собаки и обучением белого медведя, которого учат держаться подальше от поселений: проекты по сохранению дикой природы не предназначены для сближения людей и животных. «Часто с дикими животными вы хотите научить их бояться людей, — говорит Рамирез, — т.е. поведению, которое в конечном итоге может спасти им жизнь и спасти этот вид».

Подавая детям первые знания, мы нередко сомневаемся в том, как легче и эффективнее это сделать. Следующие советы для обучения помогут вам понять, как изучать животных с ребенком.

  1. Изучение животных с ребенком обязательно должно иметь наглядную опору: картинки, плакат, игрушки, пазлы, видео-презентации и т.п. Обращайте внимание, чтобы животные были представлены реалистично (окрас, строение и т.п.). Хорошо, если некоторые материалы будут всегда оставаться в легкой доступности ребенка.
  2. Все животные для более легкого восприятия, запоминания ребенком должны быть разделены на группы: домашние животные, животные леса и т.д. Подавайте новые названия животных именно по группам. Кстати, можно развешивать группу животных на картинках с названиями в детском уголке на несколько дней, после меняя ее на другую.
  3. Можно совместить изучение животных и развитие мелкой моторики. Этому будет способствовать, например, доска с замочками. На ней расположатся домики животных, внутри которых при открытии будут показаны животные (наклейки). На каждом домике можно написать название животного (собака, коровы, свиньи и т.п.).
  4. помогут ребенку узнать и запомнить, какие звуки издают животные. Проверяйте реалистичность и соответствие звуков перед выбором книги. Другим вариантом изучения животных и издаваемых ими звуков может быть интерактивный плакат (коврик) с животными.
  5. Обучающие книги с наклейками позволят ребенку выучить, какой корм ест животное, где живет, как называются его детеныши.
  6. Заменить указанные выше книги можно отдельными карточками, кубиками, давая ребенку задание подобрать подходящую пару (животное и его корм, животное и его детеныш…).
  7. Домашний пальчиковый театр, кукольный театр также могут включать животных. Сначала ребенок может смотреть разыгрываемые вами представления, а после и сам принимать участие.
  8. Лепка животных из пластилина, глины, соленого теста, раскраски, аппликации и другое творчество тоже должны помочь ребенку повторять, изучать новое о животных.
  9. Стоит признать, что развивающие мультфильмы и обучающие игры он-лайн, тоже способны помочь в изучении животных. Но вы должны проверить соответствие действительности, убедиться в пользе поданной в них информации, отсутствии раздражающих эффектов. И не стоит забывать об ограниченном времени пребывания перед ТВ-экраном и компьютером.
  10. Поход в зоопарк, дельфинарий позволит подкрепить знания ребенка эмоциями. Это очень важно для эффективности обучения. Сделав фото животных, вы не раз сможете возобновлять в памяти ребенка все знания и ощущения.

А у тебя есть советы, как изучать животных с ребенком? Ждем ими в комментарии.

Кто-то считает, что любые «карточки с картинками» - это такой способ заставить ребенка вызубрить десяток слов и тут же их забыть. На самом деле, всё зависит от вашего же подхода. Сегодня расскажем, как правильно учить животных с ребенком и как поддерживать интерес к такой «учебе».

С какого возраста начинать учить животных

Мир животных - это один из столпов познания в принципе. Так что рекомендуемый возраст - от рождения до одного года. Когда именно приступать - решаете сами, поглядывая на своего карапуза. Начнете с пяти месяцев - отлично, ребенок научится ничуть не хуже, чем соседский, которого усиленно тренируют с младенчества.

Почему животный мир - это основа? Дело в том, что он невероятно разнообразен: у льва есть грива, дятел зачем-то стучит клювом о дерево, воробей крохотный, а страус огромный. Всё это, само собой, в будущем будет вызывать сотни вопросов - и чем богаче база, тем более любопытствующим вырастет малыш.

Итак, вот какие правила мы бы выделили.

Сначала реалистичные

Реалистичность - это тот принцип, который используется в развивающих карточках Домана. И неспроста. Человеческий мозг так устроен, что принимает за эталон то, что увидел первым. Поэтому если для ребенка эталоном слова «мышь» станет Микки-Маус, то он подсознательно начнет требовать, чтобы у каждой мыши были огромные круглые уши на макушке и красные штаны с подтяжками. А если их нет - то это, в его понимании, и вовсе не мышь, а неведома зверушка.

Поэтому сначала изучайте реалистичные изображения животных. А потом уже - все остальные. Ребенок сможет выделять схожие черты и узнает в советском Винни-Пухе медведя (хотя это и не очень просто), а Дональде - обычного селезня.

Сначала домашние

Лучшее обучение - это когда для каждой картинки есть живой пример. Поэтому лучше будет начать с изучения домашней живности: от кошек, собак, ворон и хомячков до сельских жителей.

Мы, например, в своем приложении сделали 6 наборов с животными, и они не просто так разделены на домашних, лесных, африканских животных, городских птиц, насекомых и морских обитателей.

Начинаем с тех, которых можно повстречать на улице или дома - а потом делаем с ребенком «закрепляющие» прогулки: заново рассматриваем каждую встречную собачку. Так у ребенка будет складываться правильное представление о мире: сначала он узнал, что есть такой зверь, а потом увидел, что один и тот же зверь может быть очень разным - от маленькой дворняжки до внушительного соседского ротвейлера.

Когда перейдете на экзотических животных или морских жителей - можно будет сходить в зоопарк или океанариум.

Правило времен года

Как мы уже говорили, здорово, если можно не только посмотреть на зверька на картинке, но и понаблюдать за ним вживую. А то и погладить!

Поэтому лучше спланировать нашу занимательную учебу так, чтобы летом учились летние животные (например, жучки и бабочки), а зимой - зимние (снегири и синички).

Не только картинки, но и звуки

Учите звуки. Детям поначалу проще сказать «му-у» вместо «корова», но так вы хотя бы будете понимать, что осознание пришло.

Со звуками есть еще один тонкий момент. Те звуки, которые звери «говорят» в действительности сильно отличаются от тех, которыми их наградили люди. Поэтому здесь, как и с картинками - сначала не помешает показать, какой звук издает каждое животное, а потом назвать звукосочетание, которое ему присвоил человек.

В наших «Умных карточках» каждый зверек имеет собственную озвучку. Собаки лают, пчёлы жужжат, а воробьи чирикают. Всё, как в жизни.

Играйте в угадайки

Когда ребенок узнает достаточно животных, можно закрепить материал в игровой форме. Как именно - не так важно, просто подбирайте игру по возрасту.

Например:

  • Угадай животное по контуру.
  • Угадай зверя по его звуку (кстати, наши карточки отлично подойдут для такой игры).
  • Найди животное среди многих.
  • Угадай животное по описанию.
  • Ответь на вопрос «у кого…» (большие уши, хвост колечком, есть острые коготки и т.д.).

Классифицируйте

Когда всё зверье выучено, можно знакомить ребенка с признаками, по которым животных можно разделить.

По каким:

  • Домашние и дикие.
  • Хищные и травоядные.
  • «Мальчики» и «девочки» (так, например, нужно дать ребенку понять, что кот и кошка - одно и то же животное разного пола).
  • По месту обитания (кто живет в лесу, кто джунглях, кто в пустыне).

Сгодится любая дополнительная информация: что едят, как спят, когда отдыхают, а когда бодрствуют, в каком «домике» живут.


Недавно мы со своей доченькой Машей (которой 1год и 4 месяца) гостили у бабушки. Я перебирала старые добротные издания советской типографии и наткнулась на книгу «Животный мир земли».

На одном из разворотов этой чудесной книги дружной толпой брели куда-то на фоне земного шара слоны, бегемоты, жирафы, львы… Всего около двадцати животных.

«Машуля, а где слоник?» — показываю я картинку дочери, зная, что слоника она наверняка найдет. А вот как с остальными? К нашему удивлению, маленький пальчик безошибочно указал всех животных, которых мы поочередно перечисляли.

Самое любопытное, что эту картинку Маша видела первый раз, а значит животных она не просто узнала, а научилась определять по соответствующим признакам.

Если кроме млекопитающих вспомнить птиц, насекомых и рыб, наберется ещё пара десятков узнаваемых Машей в любом виде (на улице, на картинке, в телевизоре) живых существ.

Откуда взялись эти знания? Может, я задалась целью сделать из годовалой малышки доктора биологических наук и круглыми сутками пичкала её соответствующей информацией?

Нет, всё получилось само собой, без напряжения и особых усилий с моей стороны, с искренним интересом и участием доченьки.

Итак, откуда малыш может получить знания о животном мире? Рассмотрим источники по порядку, в порядке убывания их значимости на субъективный взгляд автора.

Во-первых, из непосредственного общения с окружающим миром.

Этот неиссякаемый источник познания доступен малышу с самого рождения, если, конечно, Вы ему в этом поможете.

Сделайте Ваши прогулки созерцательно-познавательными, а не в-коляске-засыпательными.

Выносите малыша на прогулки на руках и рассказывайте обо всем, что видите вокруг: собачки у подъезда, голуби, которым вы насыпете семечек, синички в лесу «трень-трень»! Чернокрылые вороны каркают, ласковые киски греются на солнышке, над цветами порхают бабочки….

Не зависимо от того, зима сейчас или лето, в мире для малыша найдется столько интересного!

Если есть возможность показать малышу деревенских домашних животных, обязательно сделайте это!

Мы с шестимесячной доченькой ходили подкармливать бабушкину живность — кур, овечек, кроликов. Проезжая на машине мимо стада коров обязательно останавливались посмотреть и послушать. Я отмечала, что любят кушать животные, акцентировала внимание на том, как они «говорят», и Маша здорово копировала лай, мяуканье и мычание.

В большом городе возможностей увидеть корову в живую мало, но есть возможность отвести малыша в зоопарк, террариум, океанариум.

Поход в океанариум поразил нашу годовалую дочу, она до сих пор с удовольствием смотрит видео «про рыбок».

Во-вторых, как можно больше читайте малышу подходящих для него по возрасту книг.

Рассматривайте картинки, показывайте животных.

Раньше я старалась показывать доченьке только самые правдоподобные изображения животных. Меня смущали неузнаваемые компьютерные зайцы, гигантские мыши, синие лисы…

Но оказалось, что деткам легко даются определяющие признаки и даже в мало похожих изображениях они способны узнать кису или собаку.

В первый год жизни на ура пойдут книжки-картонки с русскими народными потешками про животных.

Сделайте чтение ярким. Читая потешку, показывайте каждого называемого героя на картинке, разыгрывайте небольшое представление, например, прячьте ладошкой малыша гусей от серого волка, показывайте жестами слова «ДА», «НЕТ», «БРЫСЬ», хлопайте, отбивайте ритм потешки.

Тень-тень-потетень
Села кошка на плетень
Налетели воробьи,
Хлопни им в ладоши!
Улетайте воробьи,
Берегитесь кошки!

Стишок «Где обедал, воробей?» Самуила Маршака познакомит малыша сразу со львом, лисой, моржом, слоном, носорогом, кенгуру, медведем, крокодилом. Чуть не забыла, и с воробушком, конечно! Особенно нравится малышам слушать этот стишок, когда каждый персонаж изображен отдельно.

Третий способ ненавязчиво познакомить малыша с фауной нашей планеты – развесить картинки с животными на стенах.

Тут уж можно расстараться и подобрать красивые фотографии зверей, птиц, насекомых, купить плакаты «домашние животные», «кто как говорит». Конечно, рассматривать всё это великолепие вы должны вместе.

Можно устроить на несколько недель выставку – «заповедник», прикрепив изображения животных в коридоре или в комнате. Пронося малыша мимо «заповедника», рассказывайте о его обитателях, их окраске, повадках.

Внизу повесьте плакаты и картинки, к которым малыш сможет подползать самостоятельно. Увидев интерес ребенка, подойдите и прочитайте ему забавный стишок про животных или спойте короткую песенку.

Козонька рогатая, козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза – топ-топ,
Глазками коза – хлоп-хлоп.

Подберите качественные и интересные презентации про животных.

Сейчас в Интернете можно выбрать презентации на любой вкус. Список наших любимых презентаций про животных:

  • «Как спят звери»
  • «Как говорят животные»
  • «Птицы»
  • «Животные дома»
  • «На ферме»
  • «Дельфины»

При просмотре презентаций не забывайте рассказывать о животных и птицах, чтобы у малыша возникали чувственные ассоциации.

Например, когда мы смотрим презентацию «птицы», я попутно озвучиваю ворону, воробья. Показываю сложенными ладошками, какая «маленькая-маленькая» колибри. Рассказываю стишок про сову:

Совушка-сова, большая голова
На дереве сидела, во все стороны глядела.
Глазками сова луп-луп, (выразительно лопаем глазками)
Ножками сова туп-туп…

Играйте с малышом в игрушечных животных.

Почему этот пункт оказался на последнем месте? Просто о нем как правило все родители помнят без подсказок в первую очередь.

На игрушечных зверьках хорошо изучать части тела (глазки, ротик, ушки, животик, спинка, хобот, шея). С игрушками хорошо разыгрывать представления, кормить их, мыть, укладывать спать…

К сожалению, сейчас трудно найти хорошие наборы с животными, похожими на настоящих. Обычно из пакета с резиновыми коровами ужасно пахнет краской и химией. Но, возможно вам удастся отыскать что-то стоящее и устроить на столе настоящую ферму, джунгли или саванну!

Веселых вам игр!