Учим животных и их детей. Изучаем животных с ребенком

Вы никогда не задумывались о том, что думает и чувствует ваш питомец? Пытались ли вы понять, что он хочет сообщить вам? Вам никогда не хотелось, чтобы ваш питомец умел говорить с вами словами? Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, то, возможно, вам будет полезно узнать не только подаваемые питомцем сигналы, но и научиться отвечать ему в обратную сторону. Животные (включая людей) используют язык тела и голосовые сигналы разнообразными способами для выражения своих мыслей и чувств. Если вы научитесь общаться со своим питомцем, то сможете укрепить свои отношения с ним.

Шаги

Понимание языка тела питомцев

    Наблюдайте за тем, каким образом ваш питомец использует свои глаза, уши и морду. Животные используют многие части своего тела для передачи разнообразных чувств. Наблюдательность позволит вам понять, как ваш питомец использует свое тело для сообщения вам о своем игривом настроении, о нездоровье и даже о злости. Например, глаза лошади могут сообщить, что она встревожена (когда глаза полностью открыты), дремлет (если глаза наполовину прикрыты) или испытывает проблемы с одним из глаз (когда больной глаз остается закрытым).

    Обратите внимание на то, каким образом ваш питомец использует свои ноги и хвост (если он у него есть). Как и в случае с глазами, ушами и мордами, ноги питомца и его хвост могут давать полезные сигналы о его чувствах. Например, лошадь может медленно потряхивать хвостом для отпугивания мух, но также может дергать им и значительно быстрее для демонстрации своего гнева или раздражения. Подобно лошадям, коты могут быстро вилять хвостом для демонстрации гнева.

    Наблюдайте за принимаемыми питомцем позами. Ваш питомец также может общаться через принимаемые им позы и свои телодвижения. Например, если ваша собака внезапно замирает и напрягает тело, она может сообщать о том, что испытывает неуверенность из-за чего-либо или же готовится к нападению. Если лошадь идет очень скованно, то она может находиться под влиянием стресса, нервничать или испытывать боль.

    Понимание голосовых сигналов питомцев

    1. Прислушивайтесь к голосовым сигналам лошадей . Лошадь способна издавать целый ряд различных звуков. Если вы научитесь отличать эти звуки, то это поможет вам понять чувства лошади. Лошадь может ржать по нескольким причинам, включая подачу предупреждения о своем присутствии и сообщение о тревоге. В отличие от ржания, при встрече с другой лошадью в первый раз ваша лошадь может пронзительно закричать.

      Прислушивайтесь к издаваемым кошкой звукам. Очень распространенным звуком, который может издавать кошка, является мяуканье. Она может мяукать по различным причинам. Например, для выражения вам приветствия, сообщения о своем голоде или жажде либо для выражения своих возражений относительно совершаемых вами действий. Если ваша кошка начинает рычать или шипеть, то в ваших лучших интересах будет оставить ее в покое. Ее рык и шипение говорят о том, что она очень сильно чем-то расстроена.

      Прислушивайтесь к звукам, которые издает собака. Среди распространенных звуковых сигналов собаки следует упомянуть лай, рык и вой. При демонстрации агрессии и территориального поведения лай собаки будет быстрым, громким и очень высоким по тону. С другой стороны, высокий тон лая может также говорить о дружелюбии или игривости и может сопровождаться тявканьем и поскуливанием.

      Поймите голосовые сигналы морских свинок. Морские свинки очень любят издавать звуковые сигналы. Очень высокие по тону звуковые сигналы морских свинок, такие как визг или свист, используются для сообщения о возбуждении или об ожидании восхитительного события (например, кормления или игрового времени). Высокие по тону голосовые сигналы морских свинок обычно называют писком. Мурлыканье морской свинки может говорить о нескольких различных вещах: об удовольствии (при глубоком расслабленном мурлыканье), о волнении (при высоком по тону мурлыканье) или о страхе (при коротком напряженном мурлыканье).

    Общение со своим питомцем

    1. Разговаривайте со своим питомцем. Несмотря на то, что ваш питомец не сможет точно понять, о чем вы говорите, по крайней мере, он поймет тон вашего голоса и язык вашего тела, когда вы будете с ним общаться. Например, если говорить с питомцем строго, он может понять, что вы недовольны его поведением. Разговор повелительным тоном дает питомцу команду, говорящую о том, что он должен следовать вашим указаниям.

      • Разговор с питомцем также может помочь успокоить питомца, если он нервничает или чего-то боится.
      • Словесная похвала бывает обычно очень полезна при дрессировке питомцев.
    • Животные общаются гораздо большим количеством способов, чем может вместить одна статья. Зайдите в ближайший книжный магазин или в зоомагазин для получения рекомендаций о том, какие книги могут снабдить вас расширенной информацией об общении животных и их поведении.
    • Общение с питомцем представляет собой обоюдно направленный процесс, поэтому питомец также должен уметь понимать ваш язык тела и звуки, а не только вы должны понимать его.
    • Изучение способов общения со своим питомцем или с любым другим животным потребует от вас времени. Не пытайтесь ускорить данный процесс.
    • Поговорите с ветеринаром или бихевиористом, если вы не уверены в том, как расценивать определенные сигналы своего питомца.

    Предупреждения

    • Не пытайтесь приблизиться к дикому животному, чтобы попробовать пообщаться с ним, особенно если вы не знакомы с его языком тела или голосовыми сигналами.
). Может ли это помочь нам понять, как эволюционировали другие животные – например, наши ближайшие родственники приматы – или мы сами? И чему нас могут научить животные?

На фото: человек и шимпанзе. Источник фото: https://blog.cirm.ca.gov

Как собаки помогают нам узнать больше о себе

В науке есть понятие «конвергентная эволюция». Мы уже знаем об эволюционном подходе к рассмотрению вопроса интеллекта людей и животных. А конвергентная эволюция – это процесс, в ходе которого возникает сходство между организмами разных видов, но обитающих в сходных условиях. В результате разные животные развиваются почти одинаково.

Если вы посмотрите на животных, являющихся дальними родственниками, вас может удивить, как много общего вы найдете. Например, взять сумчатых, обитающих лишь в Австралии, и плотоядных из Северной Америки – между ними очень много общего, хотя они сильно отличаются друг от друга.

Или, например, если мы берем Северную Америку, то там живут такие хищники как волки. Но если переместиться в Австралию, вы обнаружите, что там нет волков. Зато там есть сумчатые. И когда-то в Австралии обитало сумчатое, известное как тасманийский волк, или тасманийский тигр, также известный как тилацин, занимавшее ту же экологическую нишу, что и волки в Америке. К сожалению, это вымерший вид – благодаря усилиям человека.

Процесс конвергентной эволюции продолжается до сих пор. И благодаря этому то, что мы знаем о собаках, может помочь нам больше узнать о других видах. Например, это приводит нас к тому, что мы знаем о карликовом шимпанзе, или бонобо, а они, в свою очередь, помогут понять, как же развивался человек.

На фото: человек и бонобо. Источник фото: https://cosmosmagazine.com

Где берет начало гуманизм и чему нас могут научить обезьяны

Бонобо – одни из двух наших ближайших родственников, и их поведение во многом любопытно.

Попробуйте поставить себя на место бонобо. Например, вы выиграли в лотерею крупную сумму денег, и вам нужно решить, что вы с ней сделаете. Выбор: дать деньги другу или совершенно незнакомому человеку? Большинство людей, понятное дело, при таком раскладе выберет друга или члена семьи.

Но бонобо всех удивили.

Как же проходил эксперимент?

В помещение, где находилась обезьянка, клали еду – совсем немного. Важное дополнение – это происходило до того, как бонобо получали завтрак, то есть животные были голодны. А еда была очень вкусной – любимые фруктовые лакомства. В соседней комнате находилась еще одна обезьянка – хороший друг подопытного бонобо или совершенно незнакомое животное. Дверь между помещениями открывалась только со стороны подопытного бонобо, и он умел ее открывать.

То есть обезьянки бонобо вели себя как настоящие добрые самаритяне – так, как не повел бы себя человек.

Как можно это объяснить? Бонобо обладают высочайшим уровнем эмпатии (умения сопереживать), которое недоступно другим видам, в том числе большинству людей?

Чтобы проверить это, провели эксперимент с зеванием. Психологами доказано, что зевание в ответ на зевок другого существа – это признак эмпатии. И если, например, вы зеваете, а человек рядом с вами – нет, это повод задуматься, а обладает ли он эмпатией, способен ли сопереживать кому-то? И стоит ли общаться с ним дальше?

Так вот, исследователи показывали бонобо других зевающих бонобо: их друзей или незнакомцев. И подопытные бонобо тоже начинали зевать – как вслед за друзьями, так и за незнакомыми обезьянками. Так что можно сказать, что бонобо обладают эмпатией, то есть могут сопереживать другим.

А вот когда проводились эксперименты с шимпанзе, еще одним нашими ближайшим родственником, результаты были другими. Шимпанзе присуща эмпатия, если это касается членов их стаи, однако сопереживание отсутствует по отношению к незнакомцам.

У бонобо есть еще одна интересная особенность помимо эмпатии к незнакомцам. Они разбивают стереотип о том, что самое большое животное является доминантным. В отношениях между членами стаи маленькая самка может быть главнее, чем большой самец. К тому же, бонобо менее агрессивны, чем шимпнзе. Например, никто не видел, чтобы один бонобо убил другого – а у шимпанзе такое встречается. И самки бонобо предпочитают не самого брутального, а самого миролюбивого самца в стае.

На фото: карликовые шимпанзе бонобо. Источник фото: https://www.iflscience.com

А теперь мы можем вернуться к вопросу о том, кто из животных умнее и является ли человек венцом мироздания.

Конечно, если мы возьмем космонавта как представителя Homo Sapiens, и поставим его рядом с обезьяной, вопрос может показаться глупейшим. Или если мы вспомним о достижениях человеческого разума, обо всех технических приспособлениях, которыми мы пользуемся, об огромном пласте культуры.

Но помните ли вы о том, что интеллект имеет разные составляющие? И если мы задумаемся о «темной стороне», люди как вид уже не будут выглядеть так впечатляюще.

Мы убиваем друг друга, эксплуатируем других людей, играем в азартные игры, гробим себя наркотиками и совершаем множество других столь же неприглядных поступков. В этом смысле шимпанзе похожи на нас, но вот бонобо кажутся куда более развитыми.

Причем же здесь собаки?

В ходе эксперимента с одомашниванием лис выяснилось, что они меняются – не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения физиологии. Вероятно, то же происходило и с собаками по мере одомашнивания. И если мы сравним шимпанзе и бонобо, то увидим похожие изменения.

Череп стал меньше, скелет – более изящным, самцы бонобо не агрессивны, и в целом эти обезьяны более заинтересованы в общении с другими и дружелюбны. Им практически не свойственны проявления «темной стороны натуры», свойственные шимпанзе (и людям). То есть можно сказать, что бонобо пошли по пути «самоодомашнивания». Как и собаки, и многие другие виды.

А что же люди? Удастся ли нам когда-нибудь преодолеть "темные стороны" своей натуры?

Ребёнок давно просит щенка, котёнка, хомячка? Замечательно! Однако такое приобретение ни в коем случае не должно быть спонтанным, эмоциональным. Прежде чем ребёнку составит компанию новый друг, подумайте о том, какие качества и навыки будут необходимы сыну или дочке для настоящей дружбы с животным, и как вы сможете их развить. Конечно, понимание ситуации, ответственность и обязанности у деток разных возрастов будут разными. Неизменно одно: в доме появится не игрушка, а живое существо, и это главное, что ребёнок должен осознать. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Готовимся к появлению питомца

Дети любопытны и склонны к подражанию. Любое встреченное домашнее животное, будь то соседский кот или собака друзей, вызовет живой интерес и желание, чтобы кто-то подобный появился дома.

Часто ребёнок не знает, какое именно животное хочет иметь. Помогите малышу определиться. Поинтересуйтесь, какие животные ему больше нравятся, и почему. С ребёнком постарше можно посетить тематические выставки. Там вы сможете понаблюдать за его реакциями и симпатиями к тем или иным представителям фауны. Это важно, так как интерес к будущему питомцу не должен быть временным, слишком краткосрочным. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Обязательно поинтересуйтесь особенностями породы выбранного животного. Это в равной степени относится и к собакам, и к кошкам, и к грызунам. Не все из них подходят для совместного проживания и общения с детьми. Постарайтесь подобрать не слишком большое, не агрессивное, а, напротив, дружелюбное животное. Некоторые породы считаются особенно подходящими для контактов именно с детьми. Важно также убедиться в том, что шерсть животного не вызовет у малыша аллергию.

Сделав выбор, как можно больше говорите с ребёнком о предстоящем появлении нового друга: в меру своего возраста он должен понимать, что и его жизнь, и жизнь всей семьи изменится. Тем, кто подрос, обязательно почитайте «Маленького Принца» и обсудите с ребёнком эту замечательную книгу: она поможет не просто настроить малыша на увлекательное общение, но и поднимет такую важную тему, как ответственность.

У ребёнка новый друг - животное

С первых дней появления в доме питомца как можно чаще указывайте на сходства в поведении и потребностях человека и животного. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что щенок или котёнок спит, ест и ходит в туалет так же, как и сам малыш. Объясните, что новый друг будет точно также страдать, испытывая голод или жажду. Ребёнок должен осознавать: отказывать животному в его естественных потребностях или забывать о них нельзя - это всё равно, что не покушать и не сходить в туалет самому.

На примере комнаты или кроватки малыша объясните, что у животного тоже должно быть своё место в доме, и что оно должно быть чистым. Котёнка или щенка придётся приучать к туалету, ребёнка - к тому, что собаку для этой цели надо выгуливать, а клетку хомячка или попугайчика нужно чистить. Все эти приятные хлопоты, безусловно, пойдут на пользу: малыш будет получать навыки общения с животным и больше времени проводить на свежем воздухе. Наверняка изменятся его отношения с друзьями, возможно, появятся новые знакомые среди владельцев собак, если ваш подросток гуляет с питомцем самостоятельно. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Обязанности ребёнка по уходу за питомцем

Главное, чтобы у ребёнка сформировалось чёткое понимание: жизнь и здоровье животного зависят от него - это и есть ответственность. Когда это понимание придёт, можно будет уже поручать чаду конкретные дела. Убедитесь, что ребёнок знает, что делать, и умеет это делать, а также помнит, где лежат нужные инструменты и аксессуары. Первое время делайте всё вместе, а потом предоставьте сыну или дочери возможность ухаживать за четвероногим другом самостоятельно. Однако не забывайте следить, что ребёнок хорошо справляется и не ленится.

Прогулки с животным

Что касается собаки, то, если ребёнок ещё мал, прогулки будут вашим общим занятием. Но ребёнку надо дать понять, что такая прогулка не просто забава, это - важное дело. На улице объясните малышу, какого внимания требует питомец, и почему. Расскажите об опасностях, угрожающих маленькому другу: это и машины, и другие животные, и любая «бяка» в траве, съев которую, щенок может отравиться, и битые стекла, о которые он может поранить лапы. Объясните, как важно следить, чтобы питомец не сбежал, не получил травму. И если выгуливать собаку самостоятельно ваше чадо пока не может, то уделить ей на улице максимум внимания - вполне. Это - уже обязанность по отношению к животному, важное дело, которое доверено малышу. Ребёнок обязательно будет гордиться тем, что он хозяин собаки, и с удовольствием возьмёт на себя ответственность. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Дрессировка питомца

Дрессировка - ещё одна обязанность, которая доставит особенную радость. Малыш должен усвоить, что воспитание друга требует доброты, терпения и снисходительности, что животное ни в коем случае нельзя бить и обижать, что дрессировка - это фактически помощь младшему и менее смышлёному другу. Ребёнку наверняка понравится чувствовать себя «взрослым, умным и добрым», и несложная дрессировка из игры превратится в ещё одну приятную обязанность.

Уход за животным дома

Если ребёнок понимает, что без его внимания животное может заболеть и даже погибнуть, то он и дома с удовольствием будет следить, чтобы не пустовали поилка и кормушка, чтобы место животного в доме или его клетка были чистыми. Если малыш ещё не готов следить за чистотой самостоятельно, пусть в гигиенических «ритуалах» у него будут свои небольшие обязанности. Например, подержать полотенце или щётку для питомца во время мытья, подать ватные палочки для чистки ушей.

Обязательно проговаривайте ребёнку, что все его действия важны для здоровья животного, что только большому по силам такое важное дело. Детям нравится быть «как большие», и малыш охотно поможет. Что касается уборки уголка или клетки, то хорошо выделить ребёнку собственную тряпочку, щётку или маленький веник. Как минимум часть уборки он сделает сам, ощущая себя «большим» и ответственным. А остальные необходимые навыки придут, пусть самое сложное пока и останется за вами. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Важно: чистка клетки или мытьё кошачьего туалета никогда не должно быть наказанием, равно как и приобретение животного - поощрением за хорошее поведение или школьные оценки ребёнка. Он должен знать: жизнь и здоровье животного не «разменная монета». Ни в коем случае не стыдите ребёнка за невыполнение своих обязанностей, но непременно укажите на то, что при этом испытывает животное. И предложите выполнить работу вместе.

Наслаждайтесь общением с детьми и животными! Будьте терпеливы и, вспоминая слова знаменитого героя книги М. А. Булгакова, профессора Преображенского, приучайте ребёнка добиваться своего «лаской - единственным способом, который возможен в обращении с живым существом».

Что значит «любить животных»

Для начала разберёмся, что же обычно подразумевают под словосочетанием «любовь к животным». Это поможет понять, о воспитании каких качеств нужно думать в первую очередь, так как любовь детей к животным, как и у взрослых, выражается в поступках.

Для каждого животного важно бережное отношение и забота. Именно так проявляется любовь человека к четвероногим, пернатым и пресмыкающимся. Поэтому ребёнку, каким бы маленьким он ни был, нужно объяснять, рассказывать и показывать, как заботиться и ухаживать за животными.

Любовь с пользой

Общение с питомцами дарит нашим детям радость, но это далеко не единственный положительный результат. Дети, которые с малых лет начинают помогать взрослым заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется. Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами.

Кроме того, дети, растущие в семьях, где держат домашних животных, учатся выражать свои чувства и показывать их. Наблюдая, как ласкается кошка, и как собака прыгает от радости, когда хозяин вернулся, дети понимают, как важно демонстрировать любовь близким людям.

Нельзя не сказать и о терапевтическом действии общения с животными. Домашние питомцы помогают взрослым снимать стресс, а детям — переживать свои первые разочарования. Существуют целые направления лечения и реабилитации детей, в которых главным лекарством выступают не таблетки и аппараты, а лошади и дельфины.

Так что решать, стоит ли учить малыша обращению с животными, не нужно — польза таких знакомств слишком очевидна, чтобы от неё отмахиваться.

Когда дома живут питомцы

Если Ваш малыш родился, когда в дома уже были животные, то объяснять ребёнку, что их нужно любить, не нужно. Ваш пример будет лучшим рассказом о любви.

Конечно, примерно до двух лет придётся очень внимательно контролировать процесс общения ребёнка и питомцев. Ведь малышам так интересно, как ведёт себя щенок или кролик. Но дети не понимают, что перед ними — живое существо, которому может быть больно или неприятно, и с которым нужно правильно обращаться.

Если вдруг Вы заметили, что малыш проявляет агрессию по отношению к домашнему животному, то это тревожный звоночек для родителей: в Вашем подходе к воспитанию есть серьёзные пробелы! Не пытайтесь решить вопрос наказаниями, это не поможет. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который укажет на Ваши ошибки и поможет исправить их, а заодно подскажет, как привить ребёнку любовь к животным.

Учить обращению с животными нужно личным примером. Возьмите ручку ребёнка в свою, покажите ему, как аккуратно прикасаться к питомцу, как его гладить. Объясните, что за хвост тянуть щенка или котёнка нельзя, что пушистые или пернатые члены семьи тоже могут испытывать чувства.

Как можно раньше придумайте, какую обязанность по уходу за питомцами сможет разделить Ваш малыш. Например, наполнять миску для питья водой смогут дети, которые только научились переливать жидкости из одной ёмкости в другую. Также малютки справятся с сухим кормом и протянут листик капусты черепахе.

Каждый раз общайтесь с питомцем, разговаривайте с ним. Будет полезно придумать ответы, которые могли бы принадлежать Вашему домашнему животному, если бы оно могло говорить. Так Вы покажете ребёнку, что звери тоже хотят общаться и могут выражать свои эмоции.

Когда дома нет животных

Если Ваш малыш с рождения не контактирует с животными, в этом нет ничего страшного. Научиться любви к животным можно в любом возрасте.

Начните показывать ребёнку зверей на прогулках. Наверняка Вы встретите соседскую собаку или кошку, когда выйдете во двор подышать свежим воздухом. Даже если Ваш малыш едва научился сидеть, покажите ему животное и расскажите о нём. Если ежедневно Вам встречается одна и та же собака, не забывайте повторять маленькие уроки, рассказывать и показывать.

Показать животных будет несложно: детские книжки, сказки, игры и раскраски посвящены самым разным животным.

Когда придёт время, покажите малышу мультфильмы, рассказывающие о дружбе животных и человека. Например, мультик про котёнка Гава, который вместе со щенком находит себе хозяйку, очень нравится даже самым маленьким зрителям.

Когда малыш уже может ходить, кормите птиц. Летом — на водоёмах, зимой— в вашем дворе.

Помогите ребёнку сделать простую кормушку. Пусть он обязательно участвует в её создании. Когда довольные птицы будут клевать пшено и семечки, не забудьте похвалить малыша за то, что он помог воробьям и синичкам.

А вот вопрос, стоит ли заводить домашнего питомца, не так прост. Пока малыш ещё не ходит в детский сад или посещает младшую группу, он вряд ли может осознать, насколько хочет завести животное. И даже если сын или дочка просят купить собаку, это не значит, что через пару дней их воображение детей не займёт другая идея.

Кроме того, в раннем возрасте дети просто не могут полноценно ухаживать за животными, так что заботы о них полностью ложатся на плечи родителей.

Но категорически отказываться от домашнего питомца не стоит. Ведь положительные эмоции, которые дарят животные людям, с лихвой компенсируют все неудобства, связанные с прогулками и уборкой. Кот и пёс могут стать настоящими друзьями Вашего малыша, особенно, если они будут вместе расти.

Как быть аллергикам?

Иногда общение с животными ограничено в силу объективных причин — у малышей возникают аллергические реакции от контакта с шерстью или кожей животного. Обратите внимание на тех питомцев, которые безопасны с этой точки зрения. Возможно, черепашка поможет малышу прикоснуться к природе — в буквальном смысле.

В любом случае, аллергику нужно объяснять, как общаться с животными, только дополнительно рассказать о правилах и о безопасности.

Зоопарки и природа

Зоопарки остаются отличным способом знакомства детей с животными. Если Вы будете рассказывать ребёнку о том, как разнообразен мир и какие в нём водятся звери, будете показывать их особенности и говорить, что у каждого животного есть свои привычки и повадки, ребёнок это запомнит. И будет стараться найти подход к каждому животному.

Впрочем, в зоопарках многие взрослые предпочитают смотреть на экзотических животных, забывая о домашних питомцах, которые кажутся нам привычными: козах, курах, коровах. Для современного городского ребёнка все эти животные — такая же диковинка, как лев или бегемот, хотя в народных сказках это главные действующие лица.

Так что, если у Вас есть такая возможность, свозите малыша в деревню и покажите, как выглядят и как живут овечки, свинки, гуси и утки. Только помните, что все они отличаются от домашних кошек и дрессированных собак, а значит, обращаться с ними нужно осторожнее.

Если в деревню ехать не к кому, зайдите в контактный зоопарк. К счастью, небольшие загоны, в которых дети могут погладить козлёнка и покормить кролика, стали широко распространены. Узнайте, есть ли поблизости контактный зоопарк, и запланируйте посещение на выходной день.

Помните о безопасности

Если Вы держите животных, сообщите об этом педиатру, он расскажет Вам правила безопасного общения ребёнка и питомца.

Не увлекайтесь общением с уличными животными. Обязательно спрашивайте у хозяев разрешения подойти к кошке или собаке.

Вопреки распространенному мнению, согласно которому домашних животных, как правило, заводят одинокие люди, больше всего кошек и собак живет в семьях, состоящих по меньшей мере из трех человек. В качестве главной причины, побудившей их завести питомцев, 26% опрошенных владельцев собак, кошек, крыс и хомячков назвали любовь к животным, а также радость иметь верного друга и заботиться о нем. Благотворное влияние на развитие ребенка – тоже немаловажный фактор: его приводят в качестве ключевого аргумента 8% владельцев домашних животных. 19% настаивают на исключительной «социальной роли» своих любимцев, избавляющих хозяев от одиночества. Еще 34% затруднились с конкретным ответом на вопрос, сказав, что просто не могут представить себе жизнь без животного в доме (по результатам опроса, проведенного на сайте www.сайт).

«Хочу котенка!»

Так говорит ребенок, и мы заводим котенка. Или хомяка. Или щенка. Наш главный мотив при этом: ребенок должен расти добрым и ответственным, и собственный питомец станет ему в этом деле помощником. Заботясь о развитии детской ответственности и самостоятельности, родители стараются возложить заботы о только что приобретенном зверьке на плечи ребенка. И достигают обратного результата: ему действительно трудно в одиночку справляться с регулярными и не всегда приятными новыми обязанностями. Он чувствует себя растерянным и приходит к выводу, что забота о том, кто слабее и меньше тебя, – обременительна. Так что, если мы хотим, чтобы наши дети отвечали за тех, кого приручили, их надо этому... научить. Начать можно с того, чтобы заботиться о новом друге вместе.

Любовь к животным или любовь к себе?

«За последние полвека отношение к домашним животным в России, как и во всем мире, существенно изменилось, – считает президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова . – Если раньше собаки жили в семье главным образом потому, что охраняли дом, а кошки защищали от грызунов, то сейчас они воспринимаются как полноправные члены семьи. Среди ветеринаров даже появился термин «животные-компаньоны». С каждым годом повышается спрос на услуги зоопсихологов, издается множество книг, специализированных журналов: люди хотят понять, что чувствуют и даже думают их питомцы.

Сегодня мы проявляем заботу совсем не так, как раньше: парикмахерские, гостиницы и даже ателье для собак и кошек, в изобилии появляющиеся вокруг, делают их жизнь похожей на нашу. Мы с радостью играем в эту игру, не задумываясь – надо ли это все самим животным? Идет ли им на пользу такое очеловечивание? «Когда хозяин кормит собаку или кошку тем, что ест сам, наряжает в одежду и укладывает спать, он как бы замещает этим свои несостоявшиеся отношения с другим человеком», – считает зоопсихолог Елена Федорович . «Принуждая своего пса или попугая жить почти человеческой жизнью, мы заботимся не столько о его подлинных желаниях, сколько о собственных потребностях, которые нам по какой-то причине не удается удовлетворить, – продолжает Ирина Новожилова. – Пытаемся, например, восполнить нехватку нежности или недостаток уверенности в себе».

«Безгранично преданная собака», «чуткая, деликатная кошка» – мы используем множество языковых клише, когда рассказываем о своих любимцах. «Обсуждение малейших подробностей их жизни, характера и привычек часто маскирует нашу нарциссическую потребность быть в центре внимания, – считает психоаналитик Анна Скавитина , – и нередко встречается у людей, которым трудно говорить о себе».

Полезное дополнение

Приписывая своим любимцам удивительный дар врачевать наши душевные недуги, мы склонны преувеличивать психотерапевтические способности домашних животных. «Общение с собакой или кошкой, безусловно, помогает нам справиться с ситуационным стрессом и напряжением, но не решает глубинных психологических проблем, – поясняет Елена Федорович. – Наблюдая за животными, мы учимся пониманию без слов, развиваем свою интуицию и наблюдательность – думаю, именно в этом в первую очередь и состоит положительный эффект от общения с ними».

Феномен «домашнего животного» развивался вместе со стремлением человека покорить природу. «С древнейших времен люди двойственно относились к животным: с одной стороны, многие из них – постоянный объект охоты, с другой – человеческое общество заинтересовано в восполнении их популяции, и, следовательно, с ними необходимо устанавливать отношения, а свою вину перед ними – искупать, – рассказывает антрополог Артем Козьмин . – Именно поэтому сегодня, как и в давние времена, хорошие охотники «разговаривают» с теми, кто должен стать их добычей; во многих племенах, живущих охотой, кости убитого и съеденного зверя закапывают с почестями... Возможно, и наша любовь к домашним животным отчасти продолжает традицию. Окружая заботой и вниманием кошек, собак, лошадей, мы бессознательно искупаем массовое убийство коров, свиней и овец». Иными словами, привязанность к домашним животным позволяет человеку снять с себя вину за истребление животных, мясо которых мы ежедневно употребляем в пищу, в мех и кожу которых одеваемся.

«В общении с питомцами привлекают их некритическое отношение к нам, – полагает Елена Федорович, – безусловное эмоциональное принятие и внимательность к нашим действиям и эмоциональным состояниям. Многие навыки, которые мы приобретаем, живя рядом с ними, помогают общаться с окружающими и глубже понимать себя». Животные не лечат нас в буквальном смысле слова, но они учат принимать и отдавать свою любовь, не бояться выражать свои чувства. Иными словами, наши отношения с домашними животными не заменяют, не имитируют человеческие отношения – они служат лишь полезным и обогащающим дополнением к ним.

Собака

ФОТО PantherMedia

Главные черты: общительность, преданность. Собака готова выполнять в семье определенную роль. Например, сторожа или няньки.

Характер хозяина. Разные причины приводят к тому, что люди заводят собаку. Те, кто решился на этот шаг, могут быть открытыми, эмоциональными или сдержанными людьми, но всех их объединяет повышенная потребность в теплых, наполненных эмоциями отношениях. Хозяева собак особенно ценят в своих питомцах их способность к верности, не зависящей ни от каких внешних обстоятельств.

Чему нас учат собаки. Ориентироваться в ситуации, прежде чем завязывать отношения. Собака – это внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. Попав в новый коллектив, собака нуждается в некотором времени, чтобы понять, как распределены здесь роли, кто вожак, кто кормилец, кто будет с ней играть и гулять. И только сориентировавшись в системе отношений между людьми, собака устанавливает свои особые отношения с каждым из членов коллектива в отдельности. Ее такту и способности налаживать контакт с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей и предпочтений в самом деле стоит поучиться.

Кошка

ФОТО PantherMedia

Главные черты: независимость и умение соблюдать дистанцию. Кошка ненавязчива в общении, она тщательно дозирует знаки своей любви и сама решает, что ей делать.

Характер хозяина. Расхожий стереотип, приписывающий любителю кошек черты мечтателя-одиночки, не так уж далек от истины. Чтобы жить с ней в ладу, хозяин должен уважать ее территорию и ритм жизни, а это предполагает в нем склонность скорее к размышлению, чем к действию.

Чему нас учат кошки. Жить и давать жить другим. Кошка знает, чего хочет, и безошибочно выбирает то, что ей в самом деле подходит лучше всего. Именно поэтому многие склонны считать ее холодной и эгоистичной. Но это неверно: кошка – очень чувствительное существо, а ее привязанность к хозяину, пусть и не такая очевидная, как у собаки, делает ее верным другом, готовым поддержать и успокоить – главным образом, посредством нежных прикосновений. Тем самым кошка дает нам прекрасный урок того, как можно соблюдать баланс между собственными интересами и потребностями окружающих.

Крыса

ФОТО PantherMedia

Главная черта: любознательность. В поисках пропитания и новых впечатлений это маленькое существо готово исследовать самые отдаленные уголки человеческого жилища. Крысы легко поддаются дрессировке, различают людей по запаху и безошибочно узнают среди них хозяина.

Характер хозяина. Крыс заводят оригинальные натуры: как правило, им нравится, что эти грызуны не требуют специального ухода, а в силу любознательного характера отлично адаптируются к любой ситуации. Эти качества делают крысу отличным компаньоном: ее можно постоянно носить с собой, брать в поездки и демонстрировать окружающим. Кроме того, крыс нередко выбирают люди, которым в обыденной жизни недостает тактильных ощущений: их миниатюрные питомцы не просто любят ползать по рукам, плечам и голове хозяина, но и получают огромное удовольствие от этого.

Чему нас учат крысы. Приятию близкого существа вопреки сопротивлению окружающих: древние стереотипы, приписывающие крысам массу отрицательных качеств, по-прежнему достаточно сильны, и человеку, рискнувшему завести это животное, придется утверждать свои чувства к нему, невзирая на осуждение и непонимание других. Кроме того, несмотря на известную неприхотливость, крыса все же нуждается в соблюдении некоторых норм (так, в клетке у нее всегда должно быть чисто), что приучает человека ответственно и уважительно относиться к соблюдению чужих интересов – впрочем, в достаточно мягкой и необременительной форме.

Рыбки

ФОТО PantherMedia

Главная черта: поведение в стиле дзен. Замкнутые и невозмутимые в своем герметичном аквариуме, они демонстрируют нам душевное спокойствие, которому стоит поучиться.

Характер хозяина. Едва ли в данном случае уместно говорить о хозяине в традиционном смысле этого слова. Даже завзятому аквариумисту, скорее всего, не придет в голову делиться переживаниями со своими вуалехвостами, которые вряд ли способны отличить его руку, ежедневно дающую им корм, от любой другой. Тот, кто заводит рыбок, скорее созерцателен и сдержан. Рыбки, не требующие от своего хозяина эмоций или активного участия в их жизни, станут для такого человека идеальными компаньонами. Помимо того, рыбок нередко заводят люди, привыкшие все контролировать.

Чему нас учат аквариумные рыбки. Расслабляться. Давно замечено, что аквариумные рыбки – прекрасный объект для медитации. В жестких условиях большого города многие из нас просто утратили способность отдыхать душой и телом, тогда как аквариум помогает нам восстановить этот бесценный навык. К тому же он позволяет нам органично сочетать восхищение перед непредсказуемостью и красотой дикой природы с естественным стремлением к покою, комфорту и безопасности: аквариум – настоящий океан в миниатюре, но на этом океане никогда не бывает ни цунами, ни штормов.

Лошади-врачеватели

Верховая езда в сочетании с несложными физическими упражнениями – на этом основан , который начал активно применяться в России в начале 90-х годов. Лечебная верховая езда полезна во многих отношениях: идущая шагом лошадь передает сидящему в седле человеку от 90 до 110 двигательных импульсов в минуту, а потому всадник, стараясь удержать равновесие, укрепляет свои мышцы, улучшает координацию движений, походку и осанку. Иппотерапия благотворно влияет не только на опорно-двигательный аппарат: специалисты рекомендуют ее при желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваниях, различных неврологических нарушениях и сексуальных проблемах: физический и эмоциональный контакт с лошадьми способен облегчить течение множества болезней (в том числе и детских!), а иногда и излечить от них.

Валентин Мельник