Что нужно для организации парковки. Что нужно для открытия автостоянки? Соблюдаем необходимые требования

Для каждого предпринимателя важны минимальные затраты и максимальная прибыль. А главное – это быстрый поиск потенциальных клиентов. Немаловажным в бизнес-плане автостоянки является ее место расположения, от выбора района стоянки зависит количество клиентов и их социальный статус. Если вы решили открыть автостоянку в спальном районе, то потенциальными клиентами будут обычные граждане с автомобилями среднего класса, а если выбрать месторасположение недалеко от бизнес-центра, то есть возможность приобрести щедрых клиентов. Но так как в этом случает, машины будут в основном дорогие, иностранного производства, то и охрана на автостоянке должна быть тщательной и внимательной. Желательно установить качественное видеонаблюдение. С вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что выбор места расположения автостоянки зависит от наличия стартового капитала и будущей стратегии развития бизнеса.

Как открыть с «нуля»?

Рассмотрим вопрос о том, как открыть автостоянку и что нужно для этого?

  1. Нужно будет получить право на аренду городской земли. Это довольно тяжелый вопрос, т.к. часто для его получения необходимы немалые денежные средства и/или связи в нужных кругах. Как правило, зоной является та, что находится ближе к жилым домам.
  2. После процедуры заключения договора на право аренды места под автостоянку нужно будет подготовить так называемую проектную документацию, а также согласовать всё в местных органах власти. Далее ваши документы будут переданы в Земельный Комитет.
  3. После того, как вы получите всю необходимую документацию, нужно будет оградить автостоянку, поставить для охраны будку, купить сторожевых псов.
  4. Асфальт нужно будет покрыть специальным средством, препятствующим впитыванию нефтепродуктов. Если этого не сделать, то контролируемые органы могут наложить на вас штраф. Правда это делается далеко не везде.

Основные расходы

Обычно это следующие статьи расходов:

  • Нужна будет земельная площадь в 450-520 кв.м.
  • Ограждения (барьеры, столбики, проездные ограничители и так далее) – стоимость одного элемента от 90 до 110 долларов. Стоимость их монтажных работ – 15-20 долларов.
  • Обустройство автостоянки на 20 мест для машин может обойтись в 3500-7000 долларов США. Если вы решите сделать ограждения из кирпича или бетона, то это будет в два-три раза дороже.
  • Наем персонала. Нужно будет нанять двух-трех охранников.

Расценки для стоянку автомобиля в каждом городе разные, но в основном они составляют 2-4 доллара за сутки.

Бизнес-план

Если вы собрались открыть с «нуля» данное дело, то ваш бизнес-план автостоянки должен состоять из примерно следующих разделов:

Обзорный раздел

В данном разделе нашего бизнес-плана должна рассматриваться основная цель создания бизнеса, а также количество мест стоянки для автомобилей. Определяется целевой клиентский сегмент.

Описание предприятия

Одной из первых задач в открытии любого предприятия, включая и автостоянку, является придумать название. Ведь визитная карточка современного предприятия является его название. На больших автостоянках нанимают целую команду опытных маркетологов, которые придумают подходящее название для предприятия. Выбрав название, необходимо определиться с формой собственности, именно от нее зависит будущая схема налогообложения, следовательно, и затраты автостоянки.

Именно в этом разделе описывается месторасположение стоянки, с детальным описанием сооружений, которые находятся вблизи. В зависимости от целевой аудитории необходимо выбрать время работы вашей автостоянки, которое будет подходить как нам, так и нашим клиентам.

Описание услуг

В описание услуг входит опись основной деятельности – предоставление мест на автостоянке за определенную плату. Но кроме основных услуг можно также предлагать дополнительные, такие как мойка, ремонт или, же магазин запчастей. Все зависит от капитала, который Вы готовы вложить в Ваш бизнес.

Анализ рынка

В этом разделе предполагается, какой будет основной сегмент потребителя услуг автостоянки, его финансовые возможности. А самое главное это анализ конкурентов, ведь в любом бизнесе самое главное от чего зависит успех, является конкуренция. Именно от количества конкурентов рядом зависит целесообразность размещения автостоянки на той или иной территории.

Производственный план

Один из самых сложных разделов бизнес-плана автостоянки является производственный план, в который входит выбор и подготовка участка, на котором будет размещена стоянка для автомобилей. Сюда входит изучение законодательной базы и тонкостей оформления необходимой документации. Также выбор количества персонала.

Финансовый план

Данный план заключается в изучении списка будущих доходов и расходов, которые понесет предприятие.

В план расходов включается анализ таких расходов: строительство необходимых сооружение, получение разрешений, расходы по зарплате, аренде, и рекламе.

В анализ доходов входит расчет среднемесячной выручки автостоянки.

Александр Капцов

Время на чтение: 15 минут

А А

Платные автостоянки считаются востребованным и рентабельным бизнесом, поскольку в любом мегаполисе всегда ощущается сильная нехватка парковочных мест. Стоянки бывают различного типа: многоэтажные, подземные, открытые, закрытые. Однако больше всего коммерческий успех определяет удачно выбранное место. Такие объекты лучше всего располагать в спальных районах, где спрос на подобные услуги всегда превышает предложение.

Документы

Согласно нормам законодательства, деятельность по хранению автотранспорта на платной основе подлежит государственному лицензированию .

Процедуру необходимо пройти тем, кто планирует организовать один из следующих видов паркинга:

  1. Закрытую или открытую автостоянку.
  2. Отапливаемый или неотапливаемый гараж.

Самый важный документ, который необходимо получить, это — одобренный проект автостоянки . Его изготавливают проектные организации, после чего он утверждается в государственных органах.

Полный список документов для открытия автостоянки таков:

  • свидетельство о государственной регистрации — как физическое либо юридическое лицо;
  • договор аренды земельного участка;
  • утвержденный в городском комитете архитектуры проект паркинга;
  • разрешение на строительство, выданное районными властями;
  • заключение Роспотребнадзора;
  • заключение пожарной инспекции;
  • заключение по водостоку;
  • заключение санитарной инспекции;
  • заключение комиссии по природоохране;
  • официальное уведомление о предстоящем строительстве паркинга Отдела по управлению транспортом.

Условия и требования

  • Открытые автостоянки для машин

Этот вид стоянок является наиболее популярным и выгодным как для учредителей бизнеса, так и для клиентов, поскольку строительство объекта не требует крупных вложений, а стоимость последующих услуг никогда сильно не завышается. Автостоянка открытого типа — это участок земли, огороженный только с двух сторон.

Такие объекты могут функционировать с использованием естественного и искусственного освещения. В темное время суток необходимо включать фонари . К примеру, для площадки размером в 2500 квадратных метра их количество должно быть не менее 15 шт.

В контрольно-пропускных зонах следует установить достаточно яркое освещение , поскольку это участки повышенного риска. Места для передвижения пешеходов снабжаются приборами, гарантирующими освещенность в 100-150 лк.

Открытые автостоянки не нуждаются в системах вентиляции воздуха или дымоудалении.

  • Закрытые автостоянки для автомобилей

Этот тип стоянок отличается от открытых объектов лишь тем, что тут наружное ограждение присутствует по всему периметру . Нормы и требования к организации таких паркингов ничем не отличаются от тех, что предъявляются к открытым стоянкам.

  • Многоэтажные многоуровневые автостоянки

Многоуровневые паркинги по способу исполнения делятся на три типа, определяющие то, как будут располагаться этажи относительно уровня земли:

  1. наземные,
  2. подземные,
  3. наземно-подземные.

Такие автостоянки способны вмещать в себя несколько тысяч автомобилей . В них обязательно проектируются рампы, лифты и подъемники, специальные наклонные полы. В зданиях устанавливаются системы пожарной безопасности , дымоотвода и вентиляции, а также качественное освещение.

  • Грузовая автостоянка

Поскольку объект рассчитан на обслуживание тяжелых грузовых машин, располагаться он должен на выезде из города . Этот фактор положительно влияет на затраты по организации стоянки, делая бизнес выгоднее.

Площади для такого паркинга должны иметь качественное ограждение и хорошую круглосуточную охрану . Дорожное полотно необходимо покрыть специальным составом, а территорию следует снабдить дренажной системой . Остальные требования такие же, как и для открытой автостоянки.

  • Придомовые автостоянки

Объект представляет собою слабо огороженный, но охраняемый участок земли вблизи многоэтажных домов . Стоянка рассчитана исключительно на автомобили, принадлежащие местным жителям, и желательно, чтобы она обслуживала не менее 20-ти транспортных единиц. Это позволит сделать бизнес прибыльным .

Никаких особых требований к автостоянке нет , а финансовые вложения в дело будут минимальны.

  • Подземные теплые автостоянки для легковых автомобилей

Подземные теплые паркинги требуют внушительных инвестиций и рассчитаны на зажиточных клиентов . Объекты следует располагать вблизи элитных многоэтажных домов или в деловом центре города.

Площадь стоянки вместимостью в 20 машин должна составлять около 500 квадратных метров. Спрос на этот вид услуг возрастает в холодное время года .

Теплые паркинги строятся в соответствии с утвержденными нормами и обязательно включают в себя системы отопления и кондиционирования, освещения, противопожарной безопасности.

  • Штрафные автостоянки

Объект очень похож на простую открытую автостоянку. Однако он нуждается в усиленной охране , поскольку автомобили, попадающие на его территорию, состоят на учете у правоохранительных органов. Задержанный транспорт помещается на хранение до востребования , а его выдача производится после уплаты соответствующего крупного взноса.

Такие стоянки часто находятся в собственности у государства , поэтому использовать их в качестве бизнеса не совсем целесообразно.

  • Быстровозводимые модульные автостоянки

Все что нужно для подобной стоянки, это свободный участок земли. Паркинг легко возводится за счет специальных конструкций, которые легко собираются и разбираются , поэтому подходят как для временного, так и для постоянного использования. Модули могут устанавливаться на существующую территорию стоянки, таким образом делая ее многоуровневой .

Земельный участок

Выгоднее всего располагать паркинг в густонаселенных спальных районах . Именно в этих частях города всегда остро ощущается нехватка мест для стоянки автомобилей. Но желательно также провести исследование рынка, чтобы определить уровень заинтересованности местных жителей в подобных услугах.

Стоянка должна размещаться в непосредственной близости от многоэтажных домов . Можно начать бизнес с небольшого земельного участка в 300-600 квадратов, а со временем расширить его. Для этого необходимо заранее узнать о возможности покупки или аренды смежной земли.

Надежнее всего купить участок под автостоянку и не зависеть от срока аренды и условий договора. Однако это может потребовать немалых вложений, поскольку, например, для открытой стоянки на 100 посадочных мест необходима площадь порядка 2500 квадратных метров.

Важно заранее поинтересоваться наличием или отсутствием каких-либо коммуникаций , проходящих под паркингом. Если под землей имеются теплотрассы, трубы или линии электропередач, для строительства объекта придется получить разрешение от Роспотребнадзора и соответствующих коммунальных служб.

  • В черте города Москвы 1 квадратный метр забетонированной открытой площадки можно арендовать по цене от 1800 до 6000 руб. в год .
  • Участки за МКАДом стоят гораздо дешевле — около 800 руб. за 1 квадрат в год .
  • В Санкт-Петербурге аренда земли предлагается по цене от 400 до 1000 руб. за 1 квадратный метр в год , в зависимости от благоустроенности и месторасположения.

Оформляя договор аренды, следует обратить внимание на его условия.

  • Срок аренды (желательно заключать сделку на 49 лет).
  • Возможность последующего выкупа земли.
  • Возможность расширения границ участка (взять в аренду близлежащие территории).

План и проект

Проектирование автостоянок выполняют специализированные проектные бюро : государственные и частные. Эти организации разрабатывают планировки, визуализации и всю техническую документацию согласно строительным нормативам и прописанным в законе правилам.

Проект автостоянки определяет:

  • тип паркинга;
  • этажность возводимого здания;
  • внутренние планировки помещений;
  • положение паркинга относительно уровня земли;
  • количество выдерживаемых вибрационных и динамических нагрузок;
  • необходимые транспортные развязки;
  • виды коммуникаций и систем пожарной безопасности.

Строительство автостоянок должно вестись с учетом этажности и архитектуры окружающих зданий. Эти параметры утверждаются в государственных органах.

Любой паркинг должен проектироваться согласно принятым строительным нормам . В РФ такие правила регламентирует специальный документ — СНиП 21-02-99.

Рассмотрим пример…

  • Максимальная высота надземных паркингов составляет 9 этажей, подземных — 5.
  • Размер одного парковочного места не может быть меньше 5 метров в длину и 2,3 метра в ширину.
  • В грузовых стоянках вместимость одного блока не должно превышать 100 автомобилей, а ограничение по высоте не позволяет строить такие здания выше 28-ми метров.
  • Ширина корпуса наземной открытой автостоянки не может быть более 40 метров.

Строительные материалы

Все конструкции и материалы, из которых сооружается паркинг, должны быть устойчивы к воздействию вредных вибраций, выхлопных газов и нефтепродуктов. Здание должно обеспечивать повышенную безопасность для клиентов , транспортных средств и работающего персонала.

Здание автостоянки всегда имеет отделку, отвечающую следующим требованиям:

  • стены покрываются материалами, исключающими распространение пламени;
  • полы изготавливаются из компонентов, устойчивых к негативному влиянию нефтепродуктов;
  • рампы и зоны для пешеходов зоны выполняются из материалов, препятствующих скольжению;
  • дорожное полотно обязательно должно состоять из вещества, блокирующего впитывание нефтепродуктов.

Оборудование

Территория автостоянки делится на две условные зоны:

  1. Контрольно-пропускной пункт.
  2. Территория хранения автомобилей.

Для качественного учета всего автотранспорта используют системы видеонаблюдения . Они позволяют соблюдать порядок на объекте, контролировать добросовестность сотрудников и помогают разрешать возможные споры и конфликты с клиентами.

Контроль территории паркинга также нуждается в видеофиксации происходящих событий. Для этого используются видеокамеры и регистраторы, аудиоустройства, системы записи и хранения отснятой информации , системы автономной подсветки.

На въезде в паркинг необходимо расположить рабочее место охраны , контролера и кассира. В качестве ограждений используют автоматические и механические шлагбаумы, барьеры, электронные ворота. Такие устройства могут иметь дистанционное управление .

Место для стоянки транспорта может выглядеть как отдельный бокс или гараж, либо иметь небольшие ограничители — парковочные столбики, барьеры и т. д.

Пожарная безопасность

Пожарная безопасность на объекте гарантируется выполнением следующих правил и мер:

  • обеспечение качественной вентиляции и дымоотвода в помещениях
  • установка систем противопожарной безопасности (датчики, системы тушения огня);
  • использование в качестве строительных материалов составы, препятствующие возгоранию;
  • соблюдение общих правил пожарной безопасности (отсутствие источников открытого огня, запрет курения и т. д.);
  • своевременное инструктирование сотрудников и назначение ответственных за выполнение установленных правил;
  • поддержание в работоспособном состоянии всех необходимых средств пожаротушения;
  • обеспечение помещений специальными пожарными отсеками.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Часто налогообложение автостоянки ведется по системе ЕНВД. В этом случае налог будет рассчитываться, исходя из площади паркинга , а не по количеству сотрудников.

Сумма отчислений напрямую зависит от размера земельного участка , указанного в договоре аренды. Например, если территория автостоянки имеет площадь 300 кв. м., а фактически под хранение автомобилей отводится 200 квадратов и это зафиксировано в договоре, то налог будет начисляться только на 200. Если договором аренды не выделены метры «полезной» площади, то оплата будет начисляться, исходя из общей площади .

В случае, когда автостоянка помимо ЕНВД функционирует на упрощенной системе налогообложения, то прибыль, получаемая от коммерческой деятельности, будет облагаться по ставке 6 или 15 % .

Ведение бухгалтерии не требует наличия штатного сотрудника, в периоды отчетности можно приглашать специалиста на сдельной основе . Единственный бухгалтерский документ, который выдается всем клиентам парковки, это — кассовый чек.

Персонал

Управление автостоянкой не предполагает значительных человеческих ресурсов. Для скромного открытого паркинга понадобится всего несколько охранников , которые будут выполнять охранную и контролирующую функцию.

Для крупного паркинга придется нанять администрацию , например, управляющего, секретаря, менеджера.

В обязанность этих людей могут входить следующие функции:

  • принятие на работу обслуживающего персонала;
  • организация уборки территории;
  • предоставление информации клиентам;
  • проведение рекламных кампаний, развивающих бизнес.

Количество охранников и контролеров также потребует увеличения . На небольших автостоянках эти две должности могут успешно совмещаться, а на солидных объектах разумно отделить обязанности контролеров (учет клиентов, сбор информации, ведение журнала, выдача чеков) от работы охранников (управление системами видеонаблюдения, поддержание порядка, пропуск на территорию).

Бизнес-план

Примерный бизнес-план по организации открытой автостоянки

Название Показатели
Первичные затраты
Оформление документов 150000 руб.
Оборудование для строительства 60000 руб.
Затраты на ограждение 3 000-6 000 руб. за 1 конструкцию
Дорожное покрытие 1 300 руб. щебень или 4 000 руб. асфальт
Освещение 400 руб. за 1 лампу
Ежемесячные расходы
Расходы на аренду 120 000 руб.
Заработная плата сотрудникам (6 человек) 900 00 руб.
Заработная плата бухгалтеру 5 000-10 000 руб.
Оплата за коммунальные услуги и телефон 2 000 руб.
Ожидаемая прибыль
Средняя выручка с одного машино-места 200 руб./сутки
Общая выручка от 100 машин 20 000 руб./сутки
Общая выручка от 100 в месяц 600 000 руб.
Общая выручка от 100 в год 7 200 000 руб.
Приблизительная прибыль автостоянки 400 000 руб./год
Срок окупаемости 1,8 года

А вы знаете сколько автомобилей зарегистрировано в России по итогам прошлого года? 55 миллионов 669 тысяч «с хвостиком» штук! Из расчета, что население нашей страны составляет 146 с лишним миллионов жителей, получается, что собственное авто точно имеет каждый третий человек. Прибавьте к этой цифре иностранных граждан на собственных машинах. Не удивительно, что ежегодно ужесточаются правила дорожного движения, вносятся изменения в муниципальные уставы городов о правилах парковки, запрете «сквозного» проезда габаритных и большегрузных машин, и т.д.


Практически каждый владелец автомобиля, живущий в крупном городе, знает, как тяжело найти вечером место для парковки, если нет своего гаража. Многим приходится ставить авто на ночную стоянку за 2-3 дома от своего, а то и вовсе за полквартала. Разумеется, в ущерб безопасности своей машины. Ведь даже самая надежная сигнализация не гарантирует 100-процентную защиту. На каждое новшество в охранных системах автоугонщики отвечают своим изобретением. В этом случае может помочь только платная парковка. Именно поэтому вопрос: как открыть автостоянку с нуля занимает многих предпринимателей, ведь в этом бизнесе «крутятся» не просто большие, а очень большие деньги.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 2 000 000-3 000 000
Актуально для городов с населением: от 100 000 человек
Ситуация в отрасли: Рынок предложений насыщен
Сложность организации бизнеса: 4/5
Окупаемость: 1,5-2 года

Беда у всех одна…

Конечно, выкладывать деньги за почасовое нахождение (или покупку абонемента) автомобиля на платной парковке никому не хочется. Но, большей частью все-таки приходится. Потому что дворы и обочины улиц, как оказывается, совсем «не резиновые», и не могут вместить всех любителей бесплатных стоянок. Да и одно дело, если человек оставляет под открытым небом бюджетный отечественный авто, другое – если это элитная машина стоимостью не один десяток тысяч «зеленых американцев».

К тому же кроме угонщиков, есть просто хулиганы; недруги, мечтающие поквитаться с вами за что-нибудь, способные сделать это исцарапав или исписав краской автомобиль; плохие погодные условия – град, снег, дождь. В общем, так или иначе, а автостоянками приходится пользоваться.

Выбираем тип автостоянки

Рассмотрим существующие виды парковок. Их классифицируют на три основных виды, которые в свою очередь подразделяют еще на несколько:

  • Наземные (плоскостные) автостоянки: а) открытые – огороженные или не огороженные территории движение на которых регулируется разметкой и знаками б) крытые – здание с боксами, комплекс гаражей, либо территория, имеющая навес.
  • Многоуровневые: а) наземные б) подземные в) наземно-подземные
  • Полумеханизированные и механизированные, в которых процесс парковки осуществляется с участием водителя и при помощи механизмов, и без участия водителя: а) с вертикальным перемещением авто б) с горизонтальным перемещением.

Для начинающего предпринимателя целесообразнее будет рассматривать открытие автостоянки наземного типа по нескольким причинам:

  • Уровень затрат на строительство намного меньше.
  • Срок выполнения работ короче.
  • Оформление документов проще.

Как оформить бумаги

Для того, чтобы заняться любым бизнесом, вам потребуется официальное оформление своей деятельности. О том, как зарегистрировать ИП или ООО , вы сможете прочитать, перейдя по ссылкам. Если по каким-то причинам вы не можете самостоятельно заняться регистрацией, можно воспользоваться услугами онлайн-бухгалтерии , которая в течение 15 минут бесплатно подготовит для вас необходимый пакет документов для ИП.

Вообще, нужно отметить, что ситуация с платными парковками в нашей стране несколько парадоксальная: их деятельность обозначена в ОКВЭД, официально они относятся к ведению ГСПП – Государственной службы платных парковок, но законом эта деятельность никак не регулируется. Но, как часто бывает – «Что не запрещено, то разрешено». Поэтому платные парковки существуют, и приносят своим владельцам немалые доходы.

Полезная информация: код ОКВЭД для открытия автомобильного паркинга: 63.21.24 «Эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п.»

Схема оформления документов для открытия парковки выглядит следующим образом:

  • Составление заявления в муниципальные службы коммунального хозяйства и службу дорожного хозяйства и благоустройства города на разрешение использования территории или здания/помещения в качестве автостоянки.
  • После получения положительного ответа, можно отправляться в ГСПП, где с вами заключат договор о том, что будущая автостоянка будет считаться муниципальной. Да-да, именно так!
  • После составления и подписания договора придется посетить местное отделение ГИБДД, где вашу стоянку проверят на то, что она не создает помех дорожному движению, не опасна для пешеходов, и т.д. После этого вам выдадут соответствующее заключение. Могут даже выдать знак парковки. Сколько вам будет стоить получение такого знака, зависит от «аппетитов» чиновников.
  • Если под территорией парковки проложены какие-то подземные коммуникации, то придется получить разрешение еще и от коммунальных служб.

Где искать площадку для парковки

Сразу хотим предупредить: получить землю или подходящее помещение под наземную автостоянку в центре города – самом прибыльном районе, практически невозможно (если, конечно, у вас нет «полезных знакомств» в соответствующих инстанциях), там либо все давно уже занято, либо вам не разрешат из экологических либо архитектурных соображений.

Поэтому стоит обратить внимание на спальные районы. Оборудование в них паркинга обойдется несколько дешевле, да и получить необходимые разрешения будет проще. На территории автостоянки должно быть помещение для охраны, административный кабинет, контрольно-пропускной пункт. Если задумаетесь об организации на парковке дополнительных услуг (о них будет рассказано ниже), то нужно, чтобы были еще помещения.

Соблюдаем необходимые требования

По закону автостоянка должна располагаться на расстоянии не менее 50 метров от первой линии жилых домов. Есть требования и к самой стоянке:

  • Расстояние между рядами автомобилей должно быть не менее 7 метров, достаточным, чтобы по нему могли разъехаться два автомобиля.
  • Асфальтовое покрытие стоянки должно быть покрыто специальным веществом, препятствующим впитыванию автомобильного масла, бензина, солярки, и т.д.
  • Естественное и искусственное освещение должно соответствовать необходимым требованиям.

К слову сказать, многие владельцы парковок игнорируют эти требования, предпочитая при необходимости заплатить «кому нужно».

Персонал автостоянки

После того, как вы пройдете через все «мытарства» с оформлением документов и строительством стоянки, можно подумать о персонале. Первое – это круглосуточно работающая охрана, в которой должно быть минимум 3 человек. Разумеется, окончательное количество зависит от площади паркинга. Далее – уборщица административных помещений, по совместительству – дворник, подметающий территорию парковки.

Организуем дополнительные услуги

Автостоянка как нельзя лучше подходит для организации дополнительного дохода на ее территории. Здесь можно открыть сервис по сезонному хранению шин , мастерскую по восстановлению машин после ДТП , организовать услуги по нанесению аэрографии —

Парадоксальная ситуация сложилась в нашей стране: автомобилей на российских дорогах становится больше день ото дня, автокредитование – едва ли не самая популярная банковская услуга, а парковаться многочисленным «железным коням» негде. Автолюбителям постоянно приходится призывать на помощь находчивость, смекалку, хитрость, а временами и бесцеремонность – чтобы купленному с таким трудом авто удалось примоститься на время ненадобности хозяину. Соответственно, и идея о том, как открыть автостоянку, кажется очень удачной: спрос, несомненно, есть (и огромный!), а предложения – нет. Вот только отсутствует оно, по всей вероятности, не просто так. В чем же причина такого дисбаланса? Можно ли вообще извлекать доход из собственной автостоянки? Если да – то как это сделать?

Общие положения

Итак, владение автостоянкой со всех сторон кажется делом прибыльным: даже новичок в предпринимательстве легко может понять, что вложений в этом случае требуется немного. И минимизировать стартовые затраты по силам каждому, кто готов эти силы приложить, например, найти давно заброшенное производственное здание (а такие отыщутся даже в поселках городского типа – не говоря уже о крупных городах) – и взять его в аренду по скромной цене. После символического ремонта снятое помещение уже станет крытым паркингом, готовым круглосуточно приносить владельцу доход. Даже если взимать 50 рублей в час за услугу (а в столице никого не удивить и расценками в 150 рублей за те же 60 минут), то рентабельность всего мероприятия легко составит 300 %. Цифра впечатляющая – кажется, нет смысла ждать, нужно как можно скорее отправляться к юристу и узнавать детали. И открываться.

После посещения кабинета знатока законов, как правило, энтузиазм заметно падает: любой юрист сразу сообщит соискателю, что строительство и оборудование частных платных автостоянок в нашей стране законодательно на текущий момент никак не регламентируется. И это несмотря на то, что автомобиль давно уже не то что не роскошь, а даже нечто вроде предмета первой необходимости.

Тем не менее, автостоянки в России есть. Кому же они в таком случае принадлежат? Формально все они находятся в ведении Государственной службы платных парковок (ГСПП). Поскольку законодательной базы под управление автостоянками не подведено, то и это унитарное предприятие вряд ли сможет по существу что-либо решить по вопросу будущего бизнесмена, желающего открыть собственную автостоянку.

Что же делать? Неужели нельзя открыть в нашей стране цивилизованный прибыльный автостояночный бизнес, который, ко всему прочему, полезен обществу? Стоит попробовать поискать варианты.

Как открыть платную автостоянку: рассматриваем законные способы

Получив столь категоричный ответ от юриста, отчаиваться не нужно: хорошо уже то, что и запрет на владение автостоянками (раз даже закона нет) в нашей стране пока не ввели. И маловероятно, что введут. Значит, прибыльный автостояночный бизнес открыть скорее можно, чем наоборот. Вот только как?

Варианты с огораживанием части двора, выделением тротуарных «карманов» (как это делают, например, гостиницы или бизнес-центры) под паркинг можно сразу отбраковать: масштабы деятельности, если хочется полноценной прибыли, должны быть иными. Какие же варианты платной автостоянки в таком случае можно считать подходящими? Их три:

  • многоэтажный автоматизированный паркинг (подобный тому, какой можно увидеть в заграничных блокбастерах);
  • небольшая огороженная территория, просто обозначенная как автостоянка;
  • непосредственно платная парковка.

А теперь – о каждом из вариантов подробнее.

Итак, солидный многоуровневый паркинг в лучших европейских и американских традициях. Первый такой в нашей стране появился в 2012 году, в декабре. Разумеется, в столице. О том, с какими затратами было сопряжено открытие подобной парковки, вряд ли целесообразно упоминать в контексте разговора о собственном небольшом бизнесе. Равно как и о числе (и высоте) бюрократических преград, которые пришлось преодолеть прежде чем открыться. Словом, бизнес хорош со всех сторон, кроме одной: он пока не подходит.

Что касается второго, «пиратского» варианта, то здесь всё значительно проще. По крайней мере, на первый взгляд. Нужно просто арендовать некоторую площадь земли, установить на ней «сторожку» (можно вообще снять квартиру в доме, во дворе которого и арендуется земля, если, конечно, окна этой квартиры позволяют обозревать новую стоянку максимально широко) и временное ограждение, повесить баннер-вывеску – готово. Можно взимать плату с клиентов и богатеть. Затраты – минимальны: около 6 тысяч рублей за машиноместо (количество мест следует рассчитывать исходя из нормативов ГИБДД: не менее семи метров между автомобилями) плюс аренда и заработная плата охранников. А окупаемость – в течение месяца, если речь идет о городе с населением от 200 тысяч человек. Правда, без «ложки дегтя» здесь никак. И даже не потому, что могут возникнуть проблемы с законом (поскольку как раз закона и нет), а вследствие того, что привлечение клиентуры окажется отнюдь не простым занятием. Всё просто: в сущности, предполагается, что плата будет взиматься за использование того места, которым все жители двора «еще вчера» пользовались бесплатно. Даже в случае возможного угона автомобиля права охранника вмешаться (а именно за это клиенты, по идее, и отдают свои деньги) минимальны. К тому же регулярных проблем бюрократического характера тоже не удастся избежать: готовым к ответу на вопрос: «А что вы здесь делаете?» – от представителей разнообразных инстанций – нужно быть ежедневно.

Последний вариант – открытая платная легальная автостоянка – кажется самым состоятельным. Подсчитать в точности, сколько стоит открыть автостоянку такого типа, к сожалению, невозможно. Впрочем, алгоритм открытия (в общих чертах) вполне можно составить.

  1. В подходящем месте арендуется земля. В принципе, можно купить фирму в одном из домов, расположенных в непосредственной близости от присмотренного местечка, вместе с землей под стоянку для транспорта клиентов (таковая должна быть заложена в строительный проект).
  2. Составляется обращение в муниципалитет. В данном контексте – в инстанцию, отвечающую за коммунальное хозяйство и благоустройство. Если вопрос будет решен положительно, можно отправляться с соответствующим документальным подтверждением (выпиской) уже в ГСПП.
  3. С ГСПП заключается договор, в соответствии с которым новая автостоянка будет считаться муниципальной (хотя это и не совсем так). Точной инструкции решения столь деликатной задачи, увы, нет (опять же – потому что нет закона). Но всё должно получиться.
  4. Подписанный обеими сторонами договор отправляется в местную ГИБДД. От инспекции нужно разрешение, поскольку новая стоянка не должна создавать помех автодвижению и быть опасной для пешеходов. Если повезет, ГИБДД выдаст и знак с буквой Р, что сразу обеспечит полную загрузку стоянки. Сколько будет стоить это «везение», вопрос неоднозначный.
  5. Теперь следует оборудовать автостоянку. По затратам – от 20 тысяч рублей на машиноместо. Чтобы «просто земля» стала именно стоянкой, понадобится ограждение, флигель для охраны (с круговым обзором), шлагбаумы, отбойники, блокираторы колес и другое. О лимите в семь метров, установленных ГИБДД, а также о других требованиях инспекции, забывать ни в коем случае нельзя.

Если речь зашла о вложениях, то здесь нужно понимать, что текущие затраты (по сравнению с «пиратским вариантом») также возрастут. Во-первых, будет дороже аренда. Во-вторых, в качестве охранников придется нанимать профессионалов с лицензией – и платить им адекватную заработную плату. Зато с клиентами проблем не будет, а потому можно смело рассчитывать на окупаемость вложений в течение трех месяцев.

Словом, для такого дела, как автостоянка, бизнес-план довольно условен – точные значения показателей полностью зависят от местных факторов. Впрочем, есть еще один вариант открытия подобного бизнеса на законных основаниях.

«Такое может быть только у нас»: ГСК

Итак, гаражно-строительный кооператив. В соответствии с ФЗ № 3085-1 от 19.06.1992 года извлекать прибыль из деятельности ГСК не запрещается. А значит – можно это обстоятельство использовать.

Гражданским законодательством РФ установлено, что число дольщиков ГСК должно составлять от трех человек. А вот то, что гаражно-строительный кооператив должен выглядеть именно как несколько гаражей, не прописано нигде. Зато указано, что права дольщиков одинаковы – вне зависимости от того, сколько денег они внесли. Это означает, что плату за машиноместо можно устанавливать самостоятельно – из расчета прибыльности бизнеса.

Как же это будет выглядеть на практике? Своеобразно, но меж тем законно. К примеру, клиент желает поставить свой автомобиль под охрану на неделю. В этом случае данные клиента вписываются в протокол собрания о приеме нового члена с подписями учредителей, автовладелец вносит плату и оставляет автомобиль. При выезде со стоянки ему необходимо подписать заявление о выходе из ГСК. Вот и вся процедура. При частой необходимости в парковке клиент может стать и постоянным членом ГСК – в этом случае членские взносы равномерно распределяются по абонентской плате. Это порождает ряд сложностей в бухгалтерском учете, но зато не запрещено отечественным законодательством.

Чтобы открыть ГСК (это юридическое лицо) необходимо представить в налоговую не только стандартный пакет документов, но и форму р11001. В третьем разделе заявления следует перечислить всех пайщиков и указать их полные данные. Поскольку официального лимита по заработной плате дольщиков законом не предусмотрено, можно распределять доход от автостоянки исходя из собственных представлений об этой процедуре.

Самое время подвести итоги. В нашей стране частные платные автостоянки пока «пионеры»: занятие это хлопотное и неоднозначное с точки зрения законодательства. Входить в бизнес имеет смысл только при наличии достаточного опыта «прогулок по инстанциям» и «альтернативного решения вопросов». Впрочем, сложности весьма условны: рентабельность такого бизнеса крайне высока – в особенности если учесть незначительность капиталовложений (привлекать заемные средства совершенно ни к чему). Впрочем, в обозримой перспективе наверняка частные автостоянки будут-таки узаконены. И тогда те, кто уже владеет этим специфическим, но полезным бизнесом, уже смогут «развернуться» в соответствии со своими устремлениями.