Как развить в себе экстрасенсорные способности в домашних условиях: упражнения, советы. Можно ли развить в себе экстрасенсорные способности

александра савина

Слово «эмпатия» кажется интуитивно понятным: чаще всего под ней подразумевают сочувствие, умение войти в положение собеседника. Однако эмпатия - это не только выражение заботы, но и умение пропустить через себя чувства другого человека.

Английское слово «empathy» появилось в начале XX века как прямой перевод немецкого «Einfühlung», буквально «вчувствование». Тогда оно подразумевало приписывание собственных чувств объекту или окружающему миру. К середине прошлого века смысл термина пересмотрели: психолог Розалинда Даймонд Картрайт и социолог Леонард Коттрелл провели серию экспериментов, после чего отделили эмпатию, то есть точное определение чужих чувств и эмоций, от проекции собственных эмоций и чувств на других. В 1955 году издание Reader’s Digest закрепило новое употребление, определив эмпатию как «способность оценить чувства другого человека, не вовлекаясь эмоционально настолько, чтобы это влияло на наши суждения».


Одним из самых уважаемых качеств считается интеллект. Но признавая его ценность, люди часто не очень хорошо понимают, что это такое. «Он интеллектуал», – можно услышать об эрудированном, много знающем человеке. Однако знания вовсе не гарантируют высокого уровня интеллекта. Эрудиция, которая связана в большей степени с и широтой интересов, имеет ценность, но интеллект относится совсем к другой сфере – .

Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.

А что же такое интеллект? Любая , в том числе и мыслительная, предполагает наличие . У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.

Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает». Это все равно, что неспособному к изобразительной деятельности человеку дать качественный холст, дорогие кисти и краски самых разных оттенков. Лучше от этого нарисованная им картина не будет.

Структура интеллекта

Как любая способность, интеллект представляет собой комплекс различных качеств личности. Психологи до настоящего времени не пришли к единому мнению о том, что входит в структуру интеллекта. И дело здесь не столько в недостаточной изученности этого психического явления, сколько в том, что интеллект разный. Согласитесь, умственные способности математика и писателя отличаются, причем не количественно, а именно качественно. Но о видах интеллекта и их особенностях мы поговорим с вами в другой .

Чтобы не путаться в разнообразных проявлениях этой способности к мышлению, выделили понятие общего интеллекта или первичных умственных способностей.

Основной, генеральный фактор (фактор G), определяющий уровень интеллекта человека – это скорость переработки информации, в том числе и скорость получения новых знаний, их осмысление, установление связей (ассоциаций) с прежним опытом и длительное сохранение в памяти.

Кроме генерального фактора, выделяют еще несколько первичных умственных способностей, составляющих основу интеллекта:

  • Вербальные способности, определяющие понимание речи и использование слов как для передачи информации, так и в процессе мышления.
  • Память, в том числе объем сохраняемой информации, скорость ее запоминания и продолжительность хранения.
  • Способность ориентации в пространстве, соотношение объема, размера и формы объектов.
  • Умение выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, создавать сложные мыслительные конструкции и делать выводы.
  • Способность оперировать числами в рамках элементарных арифметических действий.

Это самые основные, элементарные факторы, определяющие уровень интеллекта. На самом деле их значительно больше. Например, один из известных исследователей интеллекта Дж. Гилфорд выделил 120 первичных умственных способностей, развитие которых может обеспечить человеку высокий уровень интеллекта.

Основная функция интеллекта

Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:

  • открывает путь для самореализации и проявления способностей;
  • служит необходимым условием достижения успеха;
  • гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.

Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.

Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.

  • Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
  • Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и .
  • Высший уровень – уровень , когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.

Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.

Индивидуальные особенности интеллекта

Люди отличаются и по уровню, и по характеру интеллекта, то есть по проявлению специальных способностей. Многочисленные тестирования, проходившие с помощью разнообразных методик, позволяют утверждать, что различия в интеллекте заметны уже в самом раннем детстве.

Главным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, стремление их к новым, ярким впечатлениям и овладению новыми видами деятельности. То есть непоседливый ребенок, который везде лезет, тащит в рот что попало, колотит погремушкой по кроватке, стене, голове мамы, ломает игрушки, размазывает кашу по столу и считается сущим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем спокойный тихоня.

К школьному возрасту уровень интеллекта уже можно определить, и считается, что он остается всю жизнь примерно на одном уровне, конечно, с поправкой на возраст. В современных тестах интеллекта для каждого возраста свои задания.

От чего зависит уровень интеллекта

На наши умственные способности влияют две группы факторов: биологические и социально-культурные. Долгое время считалось, что умственные способности носят врожденный и даже генетический характер. Поэтому о развитии их говорить не приходится – что дано, то дано.

Но сейчас психологи не так категоричны и считают, что интеллект от врожденных характеристик нервной системы зависит в среднем на 50 %. Как и все способности, интеллект опирается на врожденные : скорость реакций, подвижность нервной системы, развитость разных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные способности или математические.

Частично биологические задатки передаются по наследству, но далеко не всегда у гениальных родителей рождаются интеллектуально одаренные дети. Зато достоверно известно, какие причины могут привести к рождению детей умственно отсталых или с ослабленным интеллектом:

  • хромосомные аномалии (синдром Дауна, например);
  • пожилой возраст родителей;
  • неполноценное питание матери во время беременности;
  • злоупотребление родителями, особенно, матерью алкоголем, курением и наркотиками;
  • некоторые болезни, например, краснуха, перенесенные матерью во время беременности.

Но даже родившийся с высоким интеллектуальным потенциалом ребенок для его развития требует постоянной заботы и внимания. Проведенные исследования показали, что огромное влияние на уровень интеллекта малыша оказывает эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью. Чем больше она общается с ребенком и более позитивные эмоции сопровождают это общение, тем лучше развиваются умственные способности. А вот недостаток внимания и общения приводят к отставанию умственного развития ребенка. То есть шанс иметь более высокий уровень интеллекта у тех детей, которых любят.

Возрастные различия интеллекта

Если основа, база интеллекта закладывается от момента зачатия до 5-7 лет, то раскрывается его потенциал в возрасте до 20 лет. В целом в этот период идет повышение уровня интеллекта с небольшой задержкой и даже иногда снижением в . Причина этого связана с периодом полового созревания, когда мозг занят развитием совсем другой сферы, и психическая энергия направляется на это.

Может ли интеллект развиваться после 20 лет? Да, может, но значительно медленнее и преимущественно в связи с развитием качеств мышления в области профессиональной деятельности. Разные специальные способности имеют различную динамику:

  • Математические способности достигают пика своего развития к 30-35 годам, и если к этому времени человек не стал выдающимся математиком, то вряд ли уже станет.
  • Способности в области медицины и естественных наук достигают вершины в 42-45 лет, а в области психологии и философии – в 50-55.
  • Что касается способностей к художественному творчеству (литература, живопись и т. д.), то возрастной ценз их не установлен, не исключено, что они развиваются всю жизнь.

Снижается ли уровень интеллекта в старости? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, в пожилом возрасте происходят необратимые изменения в головном мозге и развиваются возрастные патологии, например, склероз сосудов, не говоря уже о болезнях, связанных со старческим слабоумием. С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, до глубокой старости сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень. Недаром же говорят, что мозг – это мышца, которую постоянно нужно упражнять.

Гендерные различия

Вопрос о различии интеллектуального уровня мужчин и женщин всегда был полем ожесточенных дискуссий. И дело тут не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Но различия эти не количественные, а качественные. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных частных способностях, которые так или иначе связаны с мышлением.

  • Средний уровень интеллекта одинаков по значению как у мужчин, так и у женщин, но среди мужчин больше и глупцов.
  • Отличается динамика развития интеллекта. До 15 лет девочки опережают в развитии юношей, а затем представители сильного пола резко повышают свой интеллектуальный уровень, и начинается своеобразная специализация умственных способностей. Так, мужчины существенно превосходят женщин в сфере математических способностей (на 13 математически одаренных мужчин приходится лишь одна женщина). Зато у женщин выше уровень вербальных способностей, которые обеспечивают им успех во многих профессиях, таких как писательство и журналистика, педагогика и сфера коммуникации др. Кстати, превосходство представительниц прекрасного пола в речевой деятельности становится заметно с самого раннего детства – девочки в основном начинают говорить раньше, чем мальчики.
  • У женщин более яркое , а нестандартное мышление делает их потенциально более творческими натурами, чем мужчины.

Можно ли развить интеллект

Интеллект, несомненно, нужно развивать, если речь идет о детском возрасте. Неразвитые умственные способности так и останутся потенциальными. Что же касается взрослых, то возможность развития интеллекта во многом зависит от уровня природных задатков.

Для взрослых существенно повысить свой интеллектуальный уровень может оказаться весьма непросто. Но наша психика очень пластична, а эффективность работы мозга во многом зависит от количества нервных связей в его коре. Образуются эти связи в процессе обработки и осмысления информации. То есть чем больше мы думаем, тем умнее становимся.

Итак, несколько советов тем, кто хочет развить свой интеллект:

  • Интересуйтесь новым. Новая информация требует осмысления и переработки, заставляет мозг работать активнее и повышать продуктивность мышления.
  • Расширяйте круг своих интересов. Это позволит включать в мыслительный процесс разнообразную информацию и сделает мышление более сложным. К тому же интересы в различных сферах и областях активизируют ассоциации, необходимые для полноценного мыслительного процесса.
  • Увлекайтесь. Найдите то, что станет вашим увлечением, хобби. Не важно, что это – собирание пробок от пивных бутылок или вышивка гобеленов. Главное – посвящайте своему увлечению время, изучайте его историю и различные аспекты, общайтесь с единомышленниками, благо сейчас интернет предоставляет такую возможность.
  • Творите. Творчество – это высшая форма познавательных процессов, занятие им неизбежно повысит и уровень вашего интеллекта. Творческие виды деятельности развивают и другие важные способности, в том числе особый тип восприятия мира.
  • Пишите. Можете сочинять фантастические рассказы или жизненные повести, описывать окружающее – природу, городские пейзажи, встречи с людьми, или просто вести дневник. Занятие письменной речью упорядочивает мышление, а литературное творчество делает его ярче, живее, интереснее.
  • Рисуйте. Рисование прекрасно развивает образное мышление и делает вас интеллектуальнее. Вы не умеете рисовать? Ничего страшного – вы и писать когда-то не умели, и даже говорить и ходить. Но научились же? Чтобы научиться чему-то, надо этим заниматься. Рисуйте сначала для себя, старайтесь запечатлеть то, что вас поразило, заинтересовало или возмутило. След, оставленный на бумаге вашей рукой – это шаг к развитию интеллекта.
  • Будьте разносторонними. Старайтесь не оставлять без внимания ни одну сферу жизни: общайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, украшайте свою квартиру, играйте с детьми, совершайте прогулки на природе.

Но самое важное, что нужно для развития интеллекта – это желание. К сожалению, большинство людей хочет развить способности к мышлению абстрактно и надеется, что кто-то скажет им простой рецепт или даст «волшебную таблетку». Но так не бывает, для развития любой способности нужно приложить труд, потратить время и силы.

Поэтому очень важно наличие мотива, стимула. Вы хотите развить свой интеллект? Начните с того, что задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» Возьмите лист бумаги и запишите не менее 10 важных причин. Вы их нашли? Они достаточно важные и значимые? Тогда вперед, успех придет к упорным.

Что такое интеллект? Как выглядит развитие интеллекта в онтогенезе? Полезно ли раннее развитие ребенка? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, просмотрев видео.

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Для человека, занимающегося умственной деятельностью, будь то студент, ученик йешивы и т.п., очень важно использовать свои интеллектуальные возможности максимально. Постоянная умственная деятельность положительно влияет на способность человека мыслить. Существуют также и возможность развить эту способность.

Речь пойдет не о каких-либо психологических упражнениях, а о том уникальном опыте, который был накоплен в мире йешив в процессе тысячелетней постоянной работы по самосовершенствованию, опыте, который накапливается и передаётся из поколения в поколение. Подробно об этом говорится, например, в книгах известных раввинов Рава Исроэля Салантера, Рава Шломо Вольбе.

Безусловно, Всевышний наделил людей разными способностями и то, что с легкостью удается одному, другой достигает только в процессе кропотливой работы над собой. Кроме того существуют различные аспекты мышления, которые требуют отдельных «вложений», например, глубина мышления, способность продуцировать новые идеи и, безусловно, концентрация внимания. Поскольку в современном мире последний аспект, концентрация внимания, является наиболее уязвимым из-за всеобщего пристрастия к телевидению, компьютерным играм и интернету, попробуем обратиться именно к нему.

Мозг человека - уникальный орган, который не прекращает свою работу ни на миг. Независимо от того, спит человек или бодрствует, занимается физическими упражнениями или отдыхает, мозг постоянно в работе. Проблема заключается в том, что существуют две противоположные силы, которые заставляют мозг работать. Когда человек пытается понять и осознать что-либо, мозг приходит в действие, начинает мыслить. Если же человек не утруждает себя попытками понимания, то мозг начинает работать в автономном режиме и «включается» воображение.

Воображение «производится» мозгом человека естественным образом с самого рождения. А способность осознанно и направленно мыслить приобретается в более позднем возрасте.

Наши мудрецы образно называют мышление человека царем. Царь обдумывает и разрабатывает план управления, которому будет подчинена деятельность всего его царства. И когда человек обдумывает что-либо, все его органы и чувства подчинены разуму.

То, о чем человек думает, отражает его сущность. Талмуд (Кидушин 49 б) говорит, что человек, который посвящает женщину себе в жены на условии, что он полный праведник, совершает законный акт посвящения, даже если он законченный злодей. Объясняет Талмуд: женщина считается посвященной ему, поскольку, возможно, в тот момент он раскаялся. Иными словами, мы видим, что даже с помощью одной мысли о раскаянии законченный злодей может обернуться полным праведником. В том же русле - талмудическое высказывание о том, что размышления о прегрешении хуже, чем само прегрешение (Йома 29а). Человек может нарушить закон в порыве страсти, что, безусловно, неприемлемо, однако все еще не отражает его сущности. А размышления о прегрешении эту сущность отражают.

Как было сказано выше, мысль, с одной стороны, является высшей, а с другой стороны, наиболее утонченной силой человека. Мысль легко прерывается посторонними раздражителями, и даже в те немногие моменты, когда человек пытается размышлять, зачастую его мозг занят мыслительной деятельностью всего на 60-70 процентов, оставляя остальное пространство воображению.

Поэтому надо постараться приучить мысль работать направленно, не перескакивая с одного аспекта на другой, и использовать мыслительную способность мозга максимально. Для начала необходимо найти тихое место и время для работы над собой. Ежедневно в течение трех минут нужно пытаться обдумывать какую-либо тему, не отвлекаясь ни на что иное. Тему, над которой Вам хотелось бы поразмыслить, необходимо определить заранее, очень важно, чтобы она была интересна для Вас. Как Вы увидите, мыслить, не отвлекаясь, тяжело даже в течение одной минуты. Но при ежедневной работе приблизительно в течение месяца, с Б-жьей помощью, Вам удастся довести продолжительность этого «упражнения» до трех минут.

Следует помнить, что в отличие от работы над наращиванием мышечной массы, где успех зависит от степени усилия и напряжения, в работе над концентрированным мышлением невозможно достичь успеха одним лишь усилием. Работа над мыслью подобна игре на скрипке, поэтому успеха здесь можно достичь только легкими, доставляющими удовольствие движениями.

Будем рады услышать о Ваших успехах.

С уважением, Яков Шуб

Мы знаем таких людей: они привлекают внимание, вызывают уважение и не прикладывают для этого усилий. Они всегда в центре веселья и заводят друзей в любом месте, куда бы ни пошли. В них есть что-то такое, из-за чего окружающие хотят проводить с ними как можно больше времени. Мы хотели бы, чтобы у нас тоже было это «что-то».

Мы можем развить в себе это неуловимое «что-то». Обаяние не врожденное качество, не передается генетически. Это совокупность нескольких факторов, которая делает человека более притягательным и приятным в глазах других. Дело не в том, каким вы родились. Дело в привычках и в отношении, которые под силу изменить. Это сделает вас одним из тех всеобщих любимчиков, которым вы завидовали еще вчера.

1. Используйте язык тела

Про очаровательных людей часто говорят: «Он заполнил собой все пространство». Это объясняется просто: они ведут себя так, что становятся более заметны. Привлекают к себе взгляды и удерживают их. Даже если вы очень постараетесь отвлечься на кого-то другого, ваше внимание все равно будет возвращаться к этим людям.

Почему так происходит? Может, дело в неземной красоте и идеальной фигуре? Вовсе нет. Внешние данные, конечно, могут помочь, но к обаянию имеют опосредованное отношение. Суть не в том, как выглядит тело, а в том, как вы его используете.

Эти люди «включают» тело в общение, процесс выражения мнения, рассказа истории или анекдота. Это удерживает внимание и делает человека более интересным и привлекательным.

Кивайте головой, когда слушаете, - это даст собеседнику понять, что вы вовлечены в разговор, вам интересно

Если во время разговора используете жесты, можете проиллюстрировать рассказ, расставить акценты на нужных моментах. Показывайте то, о чем говорите. Рассказывая об объятиях, можно свести руки вместе; говоря о депрессии, можно опустить плечи и безжизненно свесить руки вниз; иллюстрируя историю о ссоре или возмущении, можно поднять сжатые кулаки. Эти приемы делают слова более жизненными, настоящими. Короткие и четкие жесты вроде хлопков или постукивания придадут словам выразительности.

Не ограничивайтесь жестами, используйте мимику. Теплая и искренняя улыбка расслабляет и радует того, кому адресована. Человек понимает, что нравится вам. Дополните улыбку зрительным контактом, который длится чуть дольше двух-трех секунд.

Кивайте головой, когда слушаете, - это даст понять, что вы вовлечены в разговор, вам интересно. Три небольших кивка воспринимаются как слова «Очень интересно, продолжай, пожалуйста». Если ваше лицо выражает эмоции, соответствующие словам, это делает вас более выразительным и очаровательным в глазах собеседника, он чувствует предложение разделить ваши эмоции, присоединиться к ним. Каменное выражение лица отталкивает, человек кажется надменным, холодным и не очень добрым. Это противоположность обаятельной личности.

2. Найдите точки соприкосновения

Обаятельный человек вызывает ощущение, будто вы давно знаете друг друга, даже если только что встретились. У вас может быть разный образ жизни и непохожие интересы, но вы все равно чувствуете, будто есть что-то общее. Как они это делают? Фокусируют внимание на том, что вас объединяет.

Чувствуя, что человек похож на нас, мы автоматически начинаем испытывать к нему симпатию, тянемся к общению

Это может быть похожий жизненный опыт, общий интерес к какой-то теме, даже если он сводится к одной песне, услышанной по радио, совпадающие мнения по какому-то вопросу, который может быть незначительным. Если хотите установить связь с человеком, найдите точки соприкосновения. Чем их больше, чем легче вы их обнаруживаете и чем больше выражаете радость по этому поводу, тем быстрее возникнет ощущение доверия и взаимопонимания. Чувствуя, что человек похож на нас, мы автоматически начинаем испытывать к нему симпатию, тянемся к общению.

Чтобы найти точки соприкосновения, нужно внимательно слушать. Когда обаятельные люди слушают кого-то, они часто вставляют слова «Да», «Точно, так и есть» и «Понимаю тебя». Это позволяет собеседнику почувствовать, что его принимают и понимают, что его опыт имеет значение. Нам нравятся люди, благодаря которым мы испытываем такие эмоции.

Не соглашаясь, такие люди сперва акцентируют внимание на том, с чем согласны. Они показывают, что мнение собеседника имеет право на существование и не хуже, чем их собственное: «Это ты хорошо подметил», «Понимаю, о чем ты говоришь», «Вполне резонно». И когда за этими словами следует неизбежное «но», оно не воспринимается как нечто неприятное, потому что вы понимаете, что человек вас выслушал и признал право думать так, как вы считаете нужным. В споре он старается подчеркнуть, что, несмотря на несогласие в каких-то вопросах, у вас много общего.

3. Не бойтесь быть уязвимыми

Многие считают, что показывать уязвимость - признак слабости. Особенно это верно для мужчин: если ты признал, что тебе страшно, ты запутался или нуждаешься в помощи, значит, ты не настоящий мужчина. На самом деле люди, которые позволяют себе быть уязвимыми, уверены в себе. Они знают себя и не боятся, что люди узнают их по-настоящему, это вдохновляет.

Нам часто кажется, что те, кем мы восхищаемся, безупречны. У них все под контролем. Они не совершают ошибок, идут к цели, несмотря на препятствия. Мы восхищаемся их силой и уверенностью, но не чувствуем себя к ним причастными. Мы воспринимаем их как некий идеал, который знает все вопросы на все ответы, в то время как мы, простые смертные, погрязли в мелких неразрешимых проблемах. Поэтому проявления уязвимости и несовершенства мощно действуют на нас. Мы продолжаем восхищаться кумиром, но теперь чувствуем себя ближе к нему. Чувствуем, что мы похожи. Что эти совершенные люди переживают то же, что и мы, и ошибаются так же, как и мы. Более того, уязвимость делает их более «настоящими» в наших глазах.

В мире, где все отретушировано, где мы ежедневно стараемся показать лучшую версию себя и своей жизни, настоящесть становится мощным инструментом общения. Она демонстрирует высокую степень уверенности в себе: человек принимает и признает не только свои сильные стороны, но и слабые, позволяет себе испытывать весь спектр эмоций и не считает зазорным проявлять симпатию к новому знакомому (например, к вам), любовь к друзьям и семье, или испытывать страх и боль в тяжелой ситуации. Такая открытость требует храбрости, храбрость притягивает как магнит.

Суть обаяния в интересе к другим, а не в желании выдвинуться на первый план

Не стоит путать уязвимость с эмоциональной несдержанностью. Человек, который без конца жалуется на жизнь и постоянно пребывает на грани истерики и рыданий, не становится притягательным. Уязвимость не означает, что вы вываливаете все чувства на окружающих, не обращая внимания на контекст, своевременность и уместность, и не означает, что другие ответственны за ваше эмоциональное состояние. Уязвимость - это принятие не только своих эмоций, но и ответственности за них. Возможно, они заставляют вас выглядеть несовершенным, но это делает вас собой.

4. Проявляйте инициативу

Это одно из главных отличий обаятельных людей. Они не ждут, пока что-то произойдет само собой. Они берут и делают, даже если в успехе нет ни малейшей уверенности. Именно поэтому они так привлекательны: нас восхищают люди, которые легко берут на себя ответственность и демонстрируют веру в наши силы.

Большинство людей склонно выжидать удобного момента и подолгу проверять почву перед тем, как что-то сделать или высказать мнение. Обаятельные люди уверенно идут вперед, словно были рождены для этого. Представьте себя на вечеринке, где вы никого не знаете. Насколько велик соблазн прижаться к стене и просто ждать, пока вас с кем-то познакомят или скажут, куда пройти? Человек, умеющий очаровывать, первым пойдет знакомиться. Для него это словно подарок судьбы, ведь он может встретить друга, которого раньше не знал. Он будет сам знакомить других людей на вечеринке, подкидывая им интересные темы для разговора.

Очаровательный человек не будет скромно слушать беседу, боясь вставить слово. Он создаст эту беседу сам, будет задавать вопросы и с интересом слушать ответы. Он легко переведет тему разговора на ту, в которой может развернуться, просто сказав «Ваши слова напомнили мне об одном случае, когда…» В его речи будут проскальзывать удерживающие внимание фразы вроде «Понимаете, о чем я?», «Наверняка вам знакомо это чувство?» или «Я думаю, у каждого есть похожая история». Это создает то самое чувство общности и причастности.

В компании голос очаровательных людей звучит чуть громче, их жесты и мимика дополняют речь, и именно так они «заполняют собой все пространство». Их уверенное поведение не имеет ничего общего с агрессией или желанием доминировать. Попытки подавить окружающих и выглядеть на их фоне самым лучшим не делают никого очаровательным. Суть обаяния - в интересе к другим людям, а не в желании выдвинуться на первый план.

5. Вдохновляйте

Мы любим таких людей, потому что благодаря им чувствуем себя хорошо. Более того, мы начинаем лучше относиться к самим себе, а это поистине бесценный дар. Как они это делают? Очень просто: всеми силами показывают, как они нами восхищаются, как с нами весело и интересно. И, главное, они делают это совершенно искренне, находя в каждом человеке что-то прекрасное и уникальное.

Они приносят с собой позитивную, созидательную энергию и делятся с окружающими

Это возносит нас на вершины эмоционального блаженства. Мы склонны придерживать одобрение, будто человек должен его заслужить и доброе слово - награда. Искусственное восхищение, нацеленное на то, чтобы расположить к себе, находится в сфере эмоционального насилия. Когда вами кто-то восхищался в прошлый раз? Как вы себя чувствовали в тот момент, насколько вам не хотелось, чтобы общение с этим человеком закончилось? Представьте, что кто-то от души восторгается даже маленьким достижением. Как это поднимает вашу самооценку и веру в себя, сколько сил это придает?

Вспомните чувство, когда ваши слова или чувства настолько совпадают со словами и чувствами другого, что вы радостно даете «пять»? Восторг, единение, эйфория. Это чувство - дар, который обаятельные люди раздают всем вокруг бесплатно.

Они смеются над шутками, всегда радуются успехам и выражают это словами, заражают вас улыбкой и оптимизмом. Они верят в вас, тем самым помогая вам поверить в себя. Они дарят внимание без остатка. Слушают и задают вопросы. Они приносят с собой позитивную, созидательную энергию и делятся ей. Они хотят, чтобы вам было хорошо.

Этот позитивный настрой и вера в то, что вы прекрасный и удивительный человек, делает их неотразимыми в наших глазах. Ради этого ощущения мы ищем общения с ними. Обаяние может казаться редким магическим даром, но это вопрос привычек, поведения и отношения к другим.

Об авторе

Блогер, специалист по отношениям. Его сайт .