Как научить ребенка связывать фазы сна. Нормы сна для новорожденных

Для того, чтобы принимать правильные решения, очень важно обладать максимально полной информацией о предмете интереса. Воспитание детей, а тем более коррекция привычек сна — это та зона, которая особенно требует определенных знаний. Это важно для того, чтобы родители могли быть уверенным в своем выборе той или иной техники, не сдавались при первых же сложностях, а так же находили мотивацию продолжать в трудные моменты (сон случается ночью, и в 3 утра нужна вся сила воли, чтобы делать что-то правильно, а не быстро!).

Конечно, чтобы стать экспертом нужно потратить уйму времени, сил и где-то посвятить себя этому, но мы предлагаем вас сжатую версию основ о детском сне. В этом цикле мы кратко обрисуем, какой сон бывает, как он меняется и что важно для его полноценного развития у детей от рождения и до школьных лет.

Фазы сна

В целом, сон у взрослых и у детей делится на быстрый REM-сон (основная черта — быстрое движение глазных яблок), во время этой фазы мы видим сны, и Медленный сон (non-REM, отсутствие быстрых движений глаз). Нужно помнить, что спящий мозг, это вовсе не «отдыхающий» мозг, уровень активности разный, но работа идет беспрерывная. У взрослых и у детей во время сна обе фазы сменяют друг друга: сначала медленный, потом быстрый и снова по кругу. Зрелый мозг обычно распределяет фазы в следующем порядке: медленный (40-80 минут) — быстрый (12-25 минут). Чем ближе к утру, тем чаще происходит фаза быстрого сна. Между полными циклами (медленный-быстрый сон) почти всегда происходит частичное пробуждение. В это время взрослый может перевернуться, поправить подушки или одеяло, и без усилий провалиться в новый цикл сна. На утро мы этого даже не помним. Дети между циклами могут переворачиваться, плакать (от минуты до 10 минут), и если они не умеют самостоятельно засыпать — просыпаются окончательно.

Смена циклов за ночь может происходить до 12-15 раз. Вот где навык самостоятельного засыпания становится ключевым!

REM-сон — это относительно неглубокий сон. Мозг в это время очень активен и как бы дрейфует на поверхности сознания. Видимо, для того, чтобы «не перегружать систему» в это время наступает легкий паралич всего тела — двигаются только глазные яблоки, сердечная и дыхательная мышца. Во время REM-сна происходит сохранение и распределение новой информации в памяти. Именно поэтому важно, чтобы у детей были полноценные циклы быстрого сна, с их помощью они лучше учатся, быстрее запоминают новое. Новорожденные (до 3-4 месяцев с момента предполагаемой даты родов) спят хаотично, в отличие от взрослых у них может преобладать быстрый сон (ну очень многому нужно научиться!), с него может начинаться цикличность и он занимает больший процент в общем времени сна.

non-REM (медленный сон) — это сон, который сам по себе имеет 4 этапа. Предназначение этой фазы — регенерация тканей, рост, формирование новых неврологических связей. Первые два этапа — относительно неглубокий сон, проснуться от него можно даже при небольшом окружающем шуме. Последующие два этапа характеризуются погружением в глубокий сон. В этот период человека очень трудно разбудить, а если это и удается, то он будет дезориентирован. Так же в этом отрезке происходят приступы лунатизма, разговора во сне.

Дневной сон у детей

В зависимости от возраста, количество отрезков дневного сна у детей меняется: к 4 месяцам складывается 3-4 отрезка, к 6 остается 2-3, а к 18 месяцам большинство детей спят один раз в день. Между двумя и четырьмя годами регулярный дневной сон и вовсе пропадает. Отмечу, что сон в разное дневное время не одинаков. Первый утренний сон становится как бы продолжением ночного и богат на сновидения. В это время продолжается сортировка и закрепление нового, познанного вчера. Обеденный сон — это более глубокий, в основном медленный сон. Сон в обед помогает ребенку расти в прямом смысле. Вечерний сон — это мостик, который помогает «дожить» до ночного укладывания без особого переутомления.

Гормональная регуляция: как помочь малышу спать?

Вы, скорее всего, подозреваете, что сон, как и многие процессы в нашем организме, регулируется особыми химическими соединениями — гормонами. Нет, ни в коем случае не давайте гормоны ребенку только чтобы заставить его спать! Мудрый человеческий организм сам вырабатывает все, что ему нужно.

Биологически мы все запрограммированы спать, когда становится темно. Сигнал о наступившей темноте поступает из глаз в мозг и выделяется гормон мелатонин. Именно он нас «усыпляет» и помогает спать до рассвета. Нарушение выработки этого гормона у взрослых способствует удержанию лишнего веса (спите в темноте!). Этот гормон начинает вырабатываться у детей с 3-4 месяцев (или чуть позже у недоношенных), как раз с ним и связана глобальная перестройка сна у малышей этого возраста. Как мы можем это использовать?

  1. Во-первых.
    Постарайтесь избегать ночников в спальне, или сделайте их максимально тусклыми;
  2. Во-вторых.
    Ограничьте поступление света в комнату малыша на время, когда вы хотите, чтобы он спал — раннее утро, дневной сон и т.д.;
  3. В-третьих.
    За полчаса до укладывания, попробуйте приглушить освещение. Это даст ощущение «заката» мозгу ребенка, начнет выделяться мелатонин и ему будет легче уснуть.

Кортизол — еще один герой (вернее — антигерой) в нашей истории про сон. Это гормон стресса и выделяется он, когда мы устаем. Его задача взбодрить нас, дать прилив сил и энергии, открыть второе дыхание, когда основной заряд бодрости уже исчерпан. Неплохо, правда? В нашем случае — опасно. Если позволить утомленному малышу догулять до выброса кортизола, то уложить крошку будет очень сложно. Прилив новой энергии не позволит ему расслабиться и настроиться на сон, но при этом энергия эта заемная из глубоких запасников на экстренный случай. Растрата такой энергии утомляет ребенка в несколько раз сильнее. Кроме того, кортизол не так быстро выводится из организма. Поэтому даже если малыш заснул (и поверьте, вы на это потратите оооочень много сил), проспит он недолго. Не допускайте переутомления ребенка! Следите за временем и за признаками усталости , как только заметили — быстро укладываться!

Биологические ритмы и внутренние часы

Естественные биологические ритмы человека это сложная система.

В целях упрощения выделим несколько ключевых моментов:

  • В естественных условиях (без социальных ограничений вроде графика работы или расписания занятий) биологические часы идут по 24,8 часовому кругу. Это значит, что если процессом внутреннего времени не управлять, наш график будет постоянно смещаться, и в какой-то момент мы можем с трудом заснуть и в 2 ночи, а просыпаться будем к часу дня. Практический совет: следите за тем, чтобы время отхода ко сну на ночь и время пробуждения, приемов пищи были примерно одинаковы изо дня в день. Это поможет сохранить здоровый (и удобный!) распорядок в течение всего дня.
  • Управление биологическими часами происходит не только через социальные нормы (успеть на электричку в 7,15), но и через солнечный свет. Наш организм понимает, что начался день с появлением солнечного света и готовится спать с наступлением темноты. Практический совет: Помогите ребенку проснуться ранним зимним днем, включив яркий свет в его комнате. Настройте его на сон, приглушив освещение незадолго до укладывания.
  • Температура тела тоже реагирует на внутреннее время. Когда организм считает, что наступила ночь — он снижает температуру тела, а с приближением утра — поднимает ее. Практический совет: Если уложить ребенка во время такого снижения температуры он очень быстро заснет (снижение длится около 90 минут). Держите и комнату прохладной, чтобы температура воздуха не перегревала ребенка во время засыпания.
  • Существует «идеальное время» когда уложить ребенка спать днем легче всего. Соответственно возрасту, поэкспериментируйте в отрезки с 8-9 утра и с 12-13 дня. Для младших детей пробуйте более раннее время в отрезке, для старших — подвиньтесь к его концу. Эти отрезки тоже сопровождаются снижением температуры и достаточным, но не чрезмерным накоплением усталости.

Режим дня

В связи с тем, что организм в целом и биологические часы в частности хорошо поддаются тренировке, режим дня становится ключевым моментом. Соблюдение постоянных интервалов и периодичности действий (все в пределах разумного, мы ни в коем случае не призываем вас проживать день сурка!) помогут настроить организм и на своевременный сон. В зависимости от темперамента ребенка и мамы режим дня может быть достаточно жестким (для настойчивых, негибких, сложно адаптирующихся деток) или может допускать большой процент вариативности (это подойдет для гибких, адаптивных, контактных детей).

Биология отдельно выделяет разные фазы сна у грудничков и взрослых. Их правильное течение и здоровый сон в целом оказывают положительное влияние на организм человека, в то время как нарушение, напротив, создает некоторые риски. Для организма новорождённого ребёнка значение этого особенно возрастает, ведь оно отвечает за его полноценное развитие.

Фазы сна у грудничков отличаются от фаз взрослого. Такая разная периодичность объясняется, в первую очередь, разницей в возрасте. Когда человек взрослеет, ему постепенно открываются новые фазы.

У новорожденных принято дифференцировать две основные фазы сна:

  • глубокий;
  • поверхностный.

У взрослого человека такие фазы существуют, но они являются лишь частями полного цикла, в то время как фазы сна - глубокая и поверхностная - у грудничков чередуются.

Глубокая фаза - когда младенца полностью затягивают сновидения. Она не сопровождается беспокойными метаниями. Грудного ребёнка можно назвать настоящим ангелом, ведь он ведет себя тихо и спокойно.

Проблемы начинаются при вступлении новорождённого в стадию поверхностного сна. В такие моменты нарушить его покой очень легко, в силу активной работы мозга.

Как правило, чередование глубокой и поверхностной фазы происходит каждые полчаса. Более подробно информация расписана в таблице по месяцам, где на основе возраста новорождённого высчитана нормальная продолжительность сна.

Некоторые родители, плохо знакомые с основами биологии, начинают беспокоиться, замечая, что большую часть дня ребёнок спит. Ничего сверхъестественного и неправильного в этом явлении нет. Напротив, в первые недели жизни оптимальными являются около двадцати часов сна.

Груднички плохо различают время суток. Чаще всего они просыпаются, когда хотят есть, а после удовлетворения своих биологических потребностей снова засыпают.

Выведено несколько фундаментальных закономерностей, характеризующих нормальный сон у малышей.

Они таковы:

Знание этой информации позволит родителям избежать лишнего беспокойства.

Следуя определённым правилам, родители смогут положительно влиять на продолжительность отдыха своего ребёнка. Правильный подход избавит малыша от многих проблем и, самое главное, он будет здоровым.

Хорошей практикой станет составление расписания отдыха, кормления, прогулок и других ежедневных забот. Успешный тайм-менеджмент позволит родителям уделять достаточно времени как ребенку, так и себе.

Лучше лишний раз обратиться за советом к уже бывалой маме, интернету или любому другому источнику, чтобы позаботиться о здоровом отдыхе для своего ребёнка, чем столкнуться с неприятными последствиями.

В первые недели жизни грудничок должен много спать - это факт. Если же происходит обратное, необходимо срочно задуматься о том, что именно вызывает подобное и повлиять на это.

На самом деле, существует очень много причин, о которых, по своей неопытности, родители могут даже не подозревать:

Только правильный уход и забота способны подарить ребёнку хорошие сновидения. Для этого родители должны быть образованы в вопросах сна.

Когда дети начинают посещать детский сад, участвовать в детских праздниках, ходить в бассейн или просто в гости к друзьям, по возвращении домой они, как правило, с легкостью засыпают (либо даже до того, как вернулись домой). Это происходит больше из-за стимуляции мыслительных процессов в голове ребенка, чем из-за его физической активности. Считается, что сон, в особенности в фазе сновидений или фазе быстрого сна − это очень важное время, в течение которого происходит обработка и запоминание полученной в течение дня информации.

Фазы сна ребенка старше года

Когда ребенок засыпает, он проходит различные фазы сна: начиная от дремоты, после которой начинается поверхностный сон, который плавно переходит в фазу сновидений; затем начинается фаза глубокого сна, которая плавно снова возвращается в фазу сновидений, потом в фазу дремоты, после которой ребенок просыпается на короткое время, и все повторяется снова.

Дети в этом возрасте просыпаются около пяти раз за ночь. Во время этих коротких пробуждений они могут что-то бормотать, поворачиваться, иногда стучать руками о край кроватки и даже сидеть с открытыми глазами, а затем снова лечь в постель. Если малыша окружает знакомая обстановка, он просыпается и спокойно засыпает снова. Это одна из причин, почему ребенок когда вы где-то отдыхаете или просто находитесь в незнакомом ребенку месте.

Как помочь ребенку спать всю ночь

Один из способов помочь вашему ребенку научиться самостоятельно засыпать ночью − сделать так, чтобы когда ребенок просыпался, его окружали те же предметы, которые его окружали, когда он засыпал. Если он засыпал на руках у мамы с включенным телевизором, именно с этим он ассоциирует свой сон и хотел бы, чтобы так все и было среди ночи, когда он проснется!

Научить ребенка самостоятельно засыпать можно в течение недели, но в самом начале он будет нуждаться в большой поддержке с вашей стороны. Сначала важно установить эффективный, последовательный ритуал отхода ко сну . Как только этот ритуал у вас подходит к концу, уложите ребенка в его кроватку, поцелуйте и выйдите из комнаты. Возвращайтесь через несколько секунд, затем через несколько минут для того, чтобы еще раз поцеловать и пожелать спокойной ночи. Дети, которые могут самостоятельно выбираться из кроватки, могут ходить за вами. Не переживайте, просто развернитесь и изобразите удивление, что малыша нет в кроватке. Он будет смеяться и полюбит эту игру – оказаться в кроватке, голова на подушке, прежде чем вы придете поцеловать его на ночь.

Очень важно, чтобы ребенок доверял вам и не боялся. Нет необходимости оставлять его плачущим. Специалисты не рекомендуют такую методику, хотя она и может быть действенной. Она базируется на мощной и непредсказуемой эмоции страха и вызывает стресс как у ребенка, так и у родителя.

Режим дневного сна

К году ребенок обычно уже привыкает к определенному распорядку дня и ритуалу подготовки ко сну. Его сон длится от 12 до 14 часов в сутки, этот период включает два дневных сна продолжительностью от часа до двух часов. Продолжительность сна у всех детей разная, поэтому не переживайте, если ваш ребенок бодрствует дольше.

В возрасте от года до двух лет дети обычно перестают спать два раза в дневное время и спят только в обеденное время в течение полутора-двух часов. Разумно укладывать ребенка спать после обеда, но не слишком поздно. Будите его, если малыш спит более полутора часов, потому что слишком долгий дневной сон будет уменьшать количество ночного сна.

Ваш ребенок слишком рано встает?

Большинство детей в возрасте от года до трех любят приходить в комнату родителей после того, как проснутся, чтобы пообниматься. Но «утро» ребенка может отличаться от вашего, потому что он ложится гораздо раньше вас, и к 5.30 утра он может уже вполне выспаться. − частая причина родительского недосыпа, потому что в этом случае родителей будят до того, как их фаза сновидений завершится.

Вероятно, невозможно удержать проснувшегося ребенка в кровати ранним утром. Однако вполне возможно научить малыша еще некоторое время оставаться в кровати. Трюк состоит в том, чтобы подсказать ребенку, когда же начинается утро. Хотя рассвет может быть вполне очевидной визуальной подсказкой, время его наступления может не всегда соответствовать практическим целям родителей.

Лучшей зрительной подсказкой могут стать часы, но дети в возрасте от года до трех лет еще не умеют определять время по ним. Можно купить специальные часы с ушками, которые поднимаются в установленное время. Но какое время установить? Вы, конечно же, не заходите будить ребенка, если он вдруг решил поспать утром подольше.

Более легким решением будет установить радио будильник в другой комнате. Когда ваш малыш рано проснется, зайдите к нему и пошепчите ему на ушко, что еще ночь, и кругом тихо. А когда включится радио, вернитесь в его комнату, обратите его внимание на играющую музыку, громко пожелайте доброго утра. Откройте шторы или включите свет и начинайте обычные утренние дела.

Сначала установите время включения радио-будильника очень раннее, на второй день его можно отсрочить на несколько минут, на третий день установить время на более позднее и так далее. Таким образом, вы будете постепенно сдвигать время подъема ребенка до тех пор, пока оно не станет для вас приемлемым. Ребенок вскоре поймет, что время подъема наступает, когда он слышит музыку.

Сон ребенка является естественным компонентом его физиологической деятельности, обеспечивающим нормальный ритм процессов высшей нервной деятельности, процессов метаболизма, физического развития, роста и созревания.

Являясь определенным итогом предшествующего периода бодрствования, сон, сменяющий это бодрствование, становится залогом или условием обеспечения нормальной жизнедеятельности ребенка в последующем бодрствовании. Отсюда вытекает, что неадекватно организованное бодрствование или заболевание ребенка могут приводить к нарушению полноценности и эффективности сна, а нарушения сна становятся причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то и другое может быть причиной существенной задержки нервно-психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводит к возникновению заболеваний. Поэтому контроль организации сна ребенка, особенностей засыпания, ночного сна и пробуждения является важной составной частью общего педиатрического наблюдения. Нарушения сна могут быть основой для углубленного обследования детей.

У новорожденного ребенка сон носит так называемый полифазный характер, т. е. возникает множество раз в течение дня и ночи. Так, в течение дня новорожденный ребенок засыпает от 4 до 11 раз, и реальные отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились. С годами происходит смена полифазного сна на монофазный с сохранением только скрытых элементов полифазности у старших детей и взрослых.

Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого месяца и после этого стабилизируется. В целом естественная потребность во сне с годами уменьшается.

Потребность во сне у детей раннего возраста, ч

Всего в сутки

При определенном уменьшении общей суточной длительности сна у детей это уменьшение происходит прежде всего за счет часов дневного сна. Уже в конце первого года жизни ребенок засыпает днем не чаще 1 -2 раз. С 1 1/2-2 лет длительность дневного сна составляет около 2 1/2 ч, и еще около часа уходит на само засыпание. После 4 лет сохранить дневной сон удается уже не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности во сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6-летнего возраста.

Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования ко сну, и наоборот (не более 30 мин), являются свидетельством и сохранности здоровья ребенка, нормального режима жизни, и хорошего психологического климата в семье.

Электрофизиологическое наступление сна у детей

  • исчезновение а-активности на ЭЭГ и ее замещение низковольтажной активностью смешанной частоты;
  • появление медленных движений глазных яблок на электроокулограмме;
  • снижение мышечного тонуса на электромиограмме;
  • генерализованные или локальные непроизвольные мышечные сокращения (электромиограмма) - гипнотические миоклонии.

Выделяют две качественно различные фазы сна:

  1. ортодоксальный сон, фаза медленного сна (ФМС);
  2. парадоксальный сон, фаза быстрого сна (ФБС), или REM.

Считается, что в регуляции циклических фаз сна принимают участие 3 группы нейронов.

Аминергическая система (серотонинергическая + норадренергическая), или клетки REM-off.

Холинергическая ретикулярная система, или клетки REM-on.

Лучше всего отдельные фазы и стадии различаются по их энцефалографической характеристике:

  • I стадия - дремота с постепенным исчезновением а-ритма;
  • II стадия - появление специфической для этой фазы энцефалографической активности - веретен сна, с замедлением пульса, урежением дыхания, расслаблением мускулатуры;
  • III и IV стадии - стадии более глубокого сна, характеризующиеся появ-лением высокоамплитудной 8-активности, увеличением частоты сердечных сокращений.

Фаза быстрого сна у детей

Фаза быстрого сна характеризуется быстрой десинхронизированной ЭЭГ, свойственной напряженному бодрствованию, хотя ребенок при этом находится в состоянии глубокого сна. В этой стадии отмечаются быстрые движения глаз, низкий тонус скелетной мускулатуры и самая большая неустойчивость вегетативных функций - аритмия сердечной деятельности, вплоть до кратковременной асистолии, аритмия дыхания, падение артериального давления. В фазе быстрого сна отмечается и активная психическая деятельность - яркие переживаемые сновидения.

На всех возрастных этапах сон организован циклически, т. е. последовательные стадии медленного сна завершаются фазой быстрого сна. В течение ночи отмечается несколько полных циклов.

Изменение структуры и длительности глубокого сна можно констатировать по такой характеристике, как количество движений во сне. У ребенка первых лет жизни оно больше, чем у старших детей (80 против 60), однако обилие движений во сне не мешает спать младшему и нередко ведет к пробуждению старшего ребенка.

Фазе быстрого сна свойственны физиологические миоклонии - мелкие быстрые подергивания отдельных мышечных пучков и групп с незначительным движением в мелких суставах, типа подергивания пальчиков рук и мимических мышц. В стадиях медленного сна миоклонии существенно меньше.

Первый период ФБС отмечается через 70-100 мин от начала сна. Картина ЭЭГ при этой фазе напоминает наблюдаемую в I стадии ФМС, но нередко на ней появляются волны типа зубьев пилы.

Фазы медленного и быстрого сна чередуются на протяжении всего времени сна с интервалами 90-120 мин. В возрасте 2-3 года продолжительность одного цикла сна составляет около 60 мин и первый эпизод ФБС наблюдается через 1 ч после засыпания ребенка. К 4-5 годам длительность цикла может доходить до 90 мин и в течение всего периода сна регистрируется около 7 циклов, что почти идентично сну взрослого человека.

Фаза медленного сна у ребенка

Фаза медленного сна обретает значение в общей структуре сна после 36 нед гестации, но имеет очень незначительную длительность. У новорожденного ребенка при нормальной гестации идентифицируют ФБС, ФМС и недифференцированный сон. ФБС можно узнать по сосательным движениям, почти непрерывным движениям тела, тремору, гримасам и даже элементам гуления, нерегулярности дыхания, совпадающей с вспышками мышечной активности. ФМС отличает минимальная двигательная активность и более высокий мышечный тонус.

Важно знать!

Центральное ночное апноэ (апноэ сна) представляет собой гетерогенную группу состоя¬ний, характеризующихся изменениями дыхательного центра или снижением способности дышать без развития обструкции дыхательных путей; большинство этих состояний вызывает бессимптомные изменения в структуре дыхания во время сна.


Сон у новорожденных занимает большую часть жизни. Малыши после появления на свет только отдыхают и кушают, больше никакие планы не входят в их распорядок дня. Здоровый сон является основой развития организма грудного ребенка. Именно во время него в ускоренном режиме развивается их мозг, формируются новые нейронные связи, вырабатывается гормон роста, крепнут все органы и системы. Если кроха не будет спать положенные ему 16-20 часов, то проблем с физическим и психологическим здоровьем не избежать.

Рассмотрим, как распределяются фазы сна у грудничков, чем они отличаются от «взрослых» фаз, и когда происходит смена паттерна сна (модели).

Как спят новорожденные

Сон новорожденного является важной составляющей его взросления. Сразу после того, как кроха появляется на свет, у него нет никакого понятия о смене дня и ночи, ребенок спит 1,5-2 часа и просыпается, потому что хочет есть. Сразу после удовлетворения своих потребностей он снова засыпает. Материнское молоко переваривается примерно 75 минут, оттого отдых карапузов столь непродолжительный.

Младенец, как и взрослый, имеет 2 основные фазы сна: быстрый (парадоксальный) и медленный (ортодоксальный). Однако паттерн его сна не такой, как у мамы и папы. Крохи проводят 70-76% в стадии быстрого сна, так как он необходим для ускоренного развития их мозга. Именно из этой стадии начинается их засыпание, тогда как взрослый человек изначально проходит стадию медленного сна. Если рассматривать сон по месяцам, то он модифицируется в связи с взрослением ребенка.

Как спят дети 1-3 месяцев

В возрасте 1-3 месяцев паттерн сна ребенка становится более похожим на «взрослый». У каждого малыша взросление происходит в разном темпе, потому изменения в фазах могут наступить как в 4 недели, так и в 12. Постепенно доля парадоксального сна уменьшается, а ортодоксального - увеличивается. Медленный сон требует достаточно высокого уровня развития головного мозга, так как он полностью отключает тело.

Также у малышей в возрасте 1-3 месяцев происходит перестройка сценария сна, он начинается с медленной фазы и сменяется быстрой. Длительность полного цикла составляет приблизительно 40 минут, тогда как для взрослых оптимальным будет показатель в 90 минут.

После окончания каждого цикла малыш просыпается, это необходимо для того, чтобы оценить окружающую обстановку, проверить, холодно или жарко в комнате, чистый ли подгузник, не хочется ли кушать.

Если кроху все удовлетворяет, он быстро переходит в следующий цикл сна, это занимает 1-10 минут. Когда малыша что-то тревожит, он может подать маме сигнал плачем или всхлипыванием.

Особенности сна малышей в этом возрасте:

  • изменение сценария сна - сразу идет медленная фаза;
  • высокая активность в быстрой фазе (болтание ножками и ручками, агуканье и другие проявления бодрствования);
  • полное пробуждение между сменами циклов;
  • очень глубокий ортодоксальный сон, отсутствие какой-либо реакции на внешние раздражители в этой фазе;
  • сокращение общего времени, отведенного на сон;
  • появление понимания различий между днем и ночью.

Парадоксальная фаза и ее значение

Парадоксальную фазу еще называют быстрым сном или REM (Rapid Eye Movement), что в переводе с английского значит «активное движение глаз». Такое название стадия получила потому, что во время нее глазные яблоки быстро двигаются под закрытыми ресницами. У грудничков эта фаза является главенствующей, крохи настолько активно себя ведут, что родители могут даже спутать их сон с бодрствованием.

Парадоксальный сон имеет очень большое значение для развития новорожденного, во время него происходят такие важные процессы:

  • тренировка мозга и стимуляция его роста за счет ярких сновидений;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • фильтрация информации;
  • систематизация и осмысление данных, полученных за день.

Груднички переходят из бодрствования сразу в быструю фазу сна, так как отделы мозга, отвечающие за ее активность, развиваются довольно рано. Ученые предполагают, что видеть сны крохи начинают еще в материнской утробе, но это не доказанный факт.

Доля парадоксальной стадии уменьшается со временем, что мы можем проследить в таблице:

Ортодоксальный сон и его значение

Стадия глубокого или медленного сна еще называется non-REM, что переводится с английского как «без активного движения глаз». Для ее формирования у малыша уже должны быть определенные навыки, в частности - необходима достаточная развитость определенных отделов головного мозга, которые отвечают за медленную фазу. У детей с 1-3 месяцев и взрослых именно эта стадия «открывает» ночной отдых, ее делят на 4 основные этапы:

Медленный сон также имеет очень большое значение для нормального роста и развития ребенка. Он помогает восстановить потраченную за день энергию, происходит своеобразная «перезагрузка» организма. У малышей эта фаза длиться всего 20 минут, но с возрастом ее продолжительность увеличивается, так как физически ребенок устает больше.

Важно помнить, что ели кроха не успел поспать свой ортодоксальный сон, то посреди ночи или утром компенсировать его не удастся, ведь первые часы вечера (19.00-21.00) наиболее благоприятные для данного этапа отдыха.

Особенности цикла малышей

Начиная с 3-5 месяцев, ребенок спит практически так же, как и взрослый, за исключением длительности циклов сна. Полный цикл - это 4 этапа медленной фазы и быстрая фаза.

В самом раннем возрасте один цикл длится приблизительно 40-50 минут, начиная с 5-10 лет, он достигает 60-70 минут, и только с 10-12 лет становится таким, как у взрослых. Особенность сна малышей заключается в том, что фаза медленного сна у них довольно короткая и только с взрослением начинает увеличиваться.

Как и у взрослых, у детей длительность глубокого сна сокращается с каждой новой фазой. Ближе к утру ее вообще может не быть, только поверхностный сон с яркими сновидениями.

Стоит отметить, что дневной отдых в разное время имеет свои особенности. Рассмотрим их более детально.

В завершение

Малыши грудного возраста спят не так, как взрослые. Фазы сна у них имеют различную очередность и продолжительность. Это напрямую связано с неполной развитостью всех органов и систем, в частности - головного мозга. Участки, которые отвечают в нем за быстрый сон, нормально функционируют еще в то время, когда малыш находится в материнской утробе. А вот участки, контролирующие медленную фазу, начинают свою активную деятельность только в 2-5 месяцев.

По мере взросления малыш все меньше нуждается в отдыхе, но его сон в любом случае должен быть спокойным и полноценным.