Задачи индивидуальной психотерапии.

"В основе индивидуальной психотерапии лежит наиболее тесное непосредственное взаимодействие Специалиста и человека с какой-либо проблемой".

Индивидуальная психотерапия - Это взаимодействие только психотерапевта и клиента. Это возможность изменения человека, это уникальная возможность для человека измениться в лучшую сторону. Основная задача психотерапевта: помочь пациенту определить свой жизненный путь. Найти свою цель и в короткий срок прийти к этой цели. Повысить качество жизни.

Это индивидуальное занятие, где нет посторонних. Как следствие - уровень доверия высокий, человеку легче открыться на индивидуальном занятии, чем на групповом сеансе психотерапии. Метод индивидуальной терапии используется при улучшении избавлении от зависимостей разных видов, семейных и личных отношений; переживание потери, утраты; не любовь к себе, неприятие себя. В индивидуальной психотерапии лечение проводится путем установления доверия между клиентом и психотерапевтом. Путем сотрудничества. Клиент расслабляется, выплескивая свои проблемы. Снимает напряжение. Также клиент получает от врача, эмоциональный отклик в виде поощрения или осуждения. Происходит корректировка действий и поведения клиента. В зависимости от сложности обращения индивидуальная психотерапия бывает длительной и короткой от 1 сеанса.

Основными задачами личной психотерапии в Сочи являются:

Индивидуальная психотерапия в Сочи

Основными задачами личной психотерапии являются:

1) Глубокое изучение личности больного;

2) Выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению у него болезненного состояния;

3) Достижение осознания больным причинно-следственных отношений между особенностями функционирования его нервной системы (недостаточная обеспеченность нейромедиаторами) и развитием психических и соматических нарушений;

4) Коррекция имеющих место у больного уничижительных оценок себя, своего прошлого и будущего;

5) Потенцирование применяемых методов медикаментозной и немедикаментозной терапии;

6) Помощь в рациональном решении психо-травмирующих ситуаций, способствующих возникновению и поддержанию заболевания.

7) Составление индивидуального плана, составление рекомендаций.

"Индивидуальная психотерапия-это инструмент, уделяя время раз в неделю которому, вы сможете решить не только свои внутреннии переживания, семейные взаимоотношения, но и решение проблематики зависимости алкогольной или наркотической, также получить мотивацию в бизнесе, в работе и в любимом деле".

Основные формы психотерапии

1. Индивидуальная психотерапия

Психотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт - клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. Помимо психологической техники и условий ее реализации. По срокам проведения индивидуальная терапия может делиться на кратковременную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий: краткосрочной считается терапия до 20 сессий. В настоящее время почти все психологические направления стремятся к краткосрочности за счет увеличения интенсивности, уменьшения материальных затрат без уменьшения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психоаналитической терапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте занятий 2-3 раза в неделю.

2. Групповая психотерапия

Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Использование любого психотерапевтического метода в группе больных не является групповой терапией. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение лидера и т.п. В терапевтической группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами:

Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в группе.

Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).

Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.

Альтруизм - осознание тог, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.



Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.

Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.

Межличностное общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи, поддержки.

Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.

Имитирующее поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар каждого участника.

Катарсис - эмоциональное потрясение, очищение.

3. Семейная психотерапия

Направлена на коррекцию межличностных отношений в семьею. Ее цель - устранить эмоциональные расстройства в семье, наиболее выраженные у больного члена семьи. Иными словами, это терапия клиента в семье и с помощью семьи.

44. Квалификационные требования к психотерапевту. Возможности и ограничения пользования психотерапии в деятельности практического психолога.

Психотерапевт - это специалист с медицинским или психологическим образованием, который прошел специальную профессиональную подготовку в одной или нескольких областях психотерапии.

В нашей стране основными специалистами оказывающими помощь при душевных расстройствах являются – психиатр, психотерапевт, психолог и иногда невропатолог.

Психиатр – это врач, специалист, получивший высшее медицинское образование, прошедший последипломное обучение (стажировку и/или специализацию) по специальности психиатрия. Такой доктор занимается диагностикой и лечением психических заболеваний. Ему принадлежит ведущая роль в лечении наиболее тяжелых и глубоких психических расстройств. Таковыми являются психозы, шизофрения, тяжелые депрессивные расстройства и др. Основной метод лечения – медикаментозный (подбор и назначение психотропных препаратов), хотя в своей работе психиатр также пользуется знаниями и немедикаментозного лечения психических расстройств, например психотерапии. Сферы деятельности психиатра в отечественной системе здравоохранения практически не отличаются от европейской.



Существенное отличие имеется в подготовке и сфере деятельности психотерапевтов. В нашей стране – психотерапевт – это врач, получивший высшее медицинское образование, прошедший последипломную специализацию и получивший квалификацию врача-психотерапевта. Основная область деятельности психотерапевта – это лечение психических расстройств невротического (неврозы, психосоматические расстройства) и пограничного уровней (расстройства зрелой личности, нарушения поведения), а также помощь психически здоровым людям при работе с жизненно-важными проблемами. Часто психотерапевт и психиатр сотрудничают при лечении того или иного психического расстройства. Так, например совместные скоординированные действия обоих специалистов при лечении грубых психических расстройств могут существенно повысить эффективность лечения и привести к хорошим прогностическим результатам. При необходимости психотерапевт назначает лекарственные препараты, хотя основным методом достижения лечебного эффекта является немедикаментозное психическое воздействие. Как правило, психотерапевт специализируется в каком-либо определенном направлении психотерапии – психоанализ, групповая терапия, гештальт-терапия, семейная терапия, гипноз и др. Для этого психотерапевты дополнительно проходят специальные программы обучения. Такие программы предъявляют особые требования (стандарты обучения – определенный объем теоретической и практической подготовки, личная психотерапия и работа под супервизией) к обучающимся. По окончании, при выполнении всех требований и при успешной сдачи квалификационного экзамена, присваивается квалификация психотерапевта того или иного направления, после чего психотерапевт называется сертифицированным в области того или иного направления. Что гарантирует обратившемуся человеку получить помощь более высокого качества.

В западной модели психотерапевт – это человек не обязательно имеющий медицинское образование. Чтобы стать психотерапевтом необходимо закончить программу обучения при том или ином психотерапевтическом институте или ассоциации, выполнить все требования и с получением сертификата получить квалификацию психотерапевта. Европейские стандарты психотерапевтического образования очень строги, что требует значительных усилий и средств, однако это позволяет подготовить специалистов высокого уровня. Так обучение может длиться от 3 до 6 лет и даже более. Однако при этом медикаментозное лечение остается привилегией психиатра.

Психолог – это специалист, получивший высшее психологическое образование, закончивший педагогический институт или соответствующий факультет университета. Это не врач, потому он не ставит диагнозы и не назначает лекарства. Окончив специальные курсы подготовки по какому-либо направлению психотерапии, он занимается немедикаментозной психотерапией. Формы работы психолога – психологическая диагностика, психологическая коррекция, что реализуется в форме психологической консультации, индивидуальной или групповой. Психолог изучает психику и особенности ее функционирования здорового человека. Однако при совместной работе с врачами психолог способен оказать существенную помощь в диагностике, планировании лечения и лечении психических расстройств. Так же консультация с квалифицированным психологом оказывается полезной и для здоровых людей в плане улучшения качества жизни, развития навыков и способностей, улучшения отношений с окружающими и всего, что касается личностного роста и развития.

Невролог (невропатолог) – врач, получивший высшее медицинское образование и прошедший специализацию по неврологии. Невролог занимается диагностикой и лечением болезней центральной (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервные волокна). Это такие болезни как: опухоли головного и спинного мозга, невриты, невралгии, инсульты и другие нарушения кровообращения головного мозга, энцефалиты, приступы эпилепсии. Многие из этих заболеваний сопровождаются изменением поведения и психического функционирования, тогда к лечению таких пациентов привлекаются психиатры и иногда психотерапевты.

Все упомянутые выше специалисты должны хорошо ориентироваться в своей сфере деятельности и сферах деятельности коллег, а также адекватно оценивать свои возможности по оказанию того или иного вида помощи в различных ситуациях. Тогда обратившемуся человеку при необходимости будет рекомендована консультация специалиста смежной специальности. Поэтому если человека что-то беспокоит и он не понимает к кому же все-таки обращаться и где искать помощи, важно обратиться хоть к какому-нибудь из описанных выше специалисту. И тогда, прояснив сложившуюся ситуацию, он поможет определиться с дальнейшим направлением движения по разрешению проблемы.

Возможности и ограничения пользования психотерапии в деятельности практического психолога. (выдержки из вопроса 41)

Уровень психологической помощи Внемедицинская психотерапия (личностная и социальная) Медицинская психотерапия
Содержание деятельности Объективация и рефлексия ситуации, структурировавание совладающих процессов и создание условий для изживания психосоциальных травм и конфликтов Лечение основного и сопутствующего заболевания, устранение симптомов и причин страдания
Методы и психологические парадигмы помощи Психотерапевтическая беседа, группы встреч, СПТ, группы интенсивной психотерапии, аутотренинг, гуманистическая, глубинная и трансперсональная психотерапия Психотерапевтический сеанс, косвенное и прямое внушение (гипноз), аутотренинг, групповая психотерапия, поведенческая глубинная психотерапия
Цели и результаты Эмоциональное отреагирование (снятие стресса, выработка новых жизненных смыслов, изживание эмоциональной травмы, разрешение конфликтов, преодоление кризисов Улучшение состояния, выздоровление

Индивидуальная психотерапия является такой ее организационной формой, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач - пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа), коллективной и семейной психотерапии. Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные индивидуальной психотерапии.

Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапевтом, редко двумя (биполярная терапия) или несколькими котерапевтами. Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, фармако-, физиоили социотерапией. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

Методологически индивидуальная психотерапия наиболее близка психотерапии в группе пациентов, использующей механизмы «заражения» и взаимообучения пациентов в индивидуальных целях (аутогенная тренировка, гештальт-терапия и др.). Сочетание с групповой психотерапией, центрированной на групповой динамике, или семейной психотерапией, фокусирующейся на семейной микрогруппе как целостном субъекте системного психотерапевтического вмешательства, может предлагаться пациенту только после тщательной проработки психотерапевтических целей, учитывающей как лечебный потенциал разных форм психотерапии, так и их возможный антагонистический эффект.

По срокам проведения индивидуальная психотерапия может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и методических направлений является стремление к краткосрочности, базирующееся на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от развития «психотерапевтического дефекта», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Семейная психотерапия.

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер, Мишина). Иными словами, это психотерапия пациента в семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства, изменяющие семейную систему.

В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии стираются. Оставаясь в своей основе системной, за годы своего развития семейная психотерапия вобрала позитивные моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Например, в структурной терапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. В основе нарративного (повествовательного) подхода в семейной психотерапии лежит работа с жизненными историями пациентов (анализ проблемных историй) и создание альтернативных повествований, открывающих новые перспективы для людей. Нарративный подход может служить стратегической линией для системных и психодинамических гипотез.

Объектом семейной психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.

Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.

В отечественной литературе в семейной психотерапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):

1) диагностический (семейный диагноз),

) ликвидация семейного конфликта,

3) реконструктивный,

4) поддерживающий.

Важно помнить, что этапность в проведении семейной психотерапии определяется конкретным дисфункциональным семейным контекстом и направлением психотерапии.

Семейный диагноз, представляя собой клиническую основу семейной психотерапии, требует от клинициста знания системного подхода и умения собрать анамнестические сведения. Постановку семейного диагноза может облегчить приведенная ниже схема. Специалисту рекомендуется задать членам семьи и самому себе вопросы и получить информацию о следующих картинах взаимодействия (поведения) в семье.

1. Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование?

2. Чем отличались отношения в семье перед возникновением проблемы, после ее появления и перед началом обращения к специалисту?

3. Почему семья обратилась сейчас?

4. Носила ли дисфункция семьи острую (кризисную) ситуацию или хронический характер? Получение информации о семейной истории помогает «приоткрыть» семейную систему и получить доступ к семейным мифам и секретам. Кроме того, работа с семейной историей дает большие возможности для смены взглядов членов семьи на собственные проблемы и симптомы.

5. Как член семьи, договорившийся о встрече с психотерапевтом, «отражал» семейную систему? (Инициатор обращения, ответственный член семьи или самый виноватый в проблеме).

6. Связана ли предъявляемая проблема или симптоматическое поведение с нарушениями внутри семейной системы?

Индивидуальная психотерапия относится к такой методике лечения, при которой процесс проходит только в присутствии врача и пациента. Применяется практически при любых различных течениях и концептуальных направлениях психотерапевтического воздействия служит альтернативным вариантом прочих видов — семейной, групповой терапии.

Как работает врач

Для понимания процесса лечения нужно определить, какие этапы индивидуальной психотерапии существуют. Их всего три.

Психотерапевт должен определить жизненный стиль пациента. Для этого он просит рассказать о себе, особенное внимание уделяется воспоминаниям детских лет. Какие были его отношения с родителями, сверстниками. Не было ли гиперопеки, отсутствия внимания.

Согласно психотерапевту Адлеру, неважных воспоминаний не существует, человек воспроизводит в памяти именно те события, которые у него ассоциируются с проблемой в настоящем времени.

Во время беседы следует обращать внимание не только на слова, но и то с какой интонацией их произносит клиент, важна также поза и мимика во время повествования.

На этом этапе должна возникать доверительная и дружественная атмосфера человека и врача. Психотерапевт собирает воедино всю информацию и помогает вывести воспоминания, которые по каким-то причинам забылись. Одновременно идет установка визуального и эмпатического контакта.

На втором этапе врач оказывает помощь в осознании человеком себя и своего поведения. При таком отклонении, как невроз происходит выход на первый план фиктивных целей, которые начинают диктовать настоящее поведение и приводить к возникновению жизненных проблем. Осознать их наличие уже является первым шагом на пути к улучшению психического состояния.

Основная проблема — правильно увидеть себя и свое место в этой жизни и мире, те ошибки, которые были совершены, и способы их преодоления. Для этого необходима тесная и дружеская связь психотерапевта и пациента. Врач должен дать ему подробные объяснения, которые были бы основаны на опыте обратившегося к нему человека.

Невозможно оказание помощи без желания, терпения и понимания клиента, и любые положительные сдвиги следует рассматривать не как успехи того, кто консультирует, а как личную победу больного над своими проблемами. Врач только корректирует этот процесс, и плавно подводит к нему.

На третьем этапе необходимо сформировать у человека интерес к окружающим людям и обществу. Основной задачей стоит переключение невротика с его персоны на социум. Адлер давал задание своим пациентам ежедневно делать кому-нибудь что-то приятное.

Каким способом можно достичь цели?

Для работы в индивидуальной психотерапии существуют определенные техники, при помощи которых достигается результат:

  1. Раннее воспоминание. Для этого врач старается выявить самое раннее воспоминание пациента, основываясь на том, что если оно содержится в памяти, то значит играет важную роль в настоящей жизни, относится к ее основному стилю. Так можно выявить исходное положение, ту матрицу, которая создает проблемы.
  2. Жизненная история. Человек описывает основные этапы всей своей жизни, особенно подчеркивая все поворотные ее пункты. Такая техника позволяет понять, по какому сценарию живет личность и все его драмы.
  3. Анализ снов. Не все психотерапевтические школы признают важность такого подхода. Но Адлер считает, что именно во снах проявляется потребность реализации. Они относятся не столько к самой проблеме, сколько к желанию ее решения.
  4. Практика по устранению негатива путем его усиления. Любая симптоматика имеет продолжение благодаря постоянным мыслям человека о ней. Так получается замкнутый круг. Врач предлагает усилить все признаки во много раз и в максимально неприглядном виде. Обычно после нескольких подобных сеансов проблемные проявления проходят бесследно. Для этого существуют вербальные и невербальные способы.

Методики и их применение в индивидуальной терапии

Существуют также и различные методы работы врача с пациентом. Их выбор зависит от предпочтений самого психотерапевта и индивидуальных особенностей больного.

Рациональная психотерапия

Эта методика заключается в том, чтобы привлечь разум и логическое мышление человека. Довольно часто используется для того, чтобы потом заниматься далее более усложненными способами лечения.

Если метод не работает, то врач прибегает к использованию реориентации. Это позволяет пациенту не избегать своих проблем, а ориентирует его на другие стороны жизни, которые на самом деле важны. Это помогает адаптироваться личности и получить новый виток развития.

Суггестивная терапия

Суггестивное воздействие заключается в возможности врача ее оказывать. При условии, что пациент воспринимает ее без осмысления и критического отношения. Есть скрытая и явная суггестия.

При скрытой суггестии иногда применяется лекарственное средство, которое может вызывать некоторые изменения в организме без вреда для здоровья (тепло, покраснение кожных покровов и пр.). Иногда дается плацебо для усиления воздействия. Гипнотическое внушение также относится к суггестивной психотерапии.

Кроме того, нередко используются методики психоанализа и тренинговые способы воздействия (особенно актуальные при сексуальных отклонениях).