Личностная тревога. Ситуативная тревожность

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство , и как состояние .

Тестовый материал

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

  1. Я спокоен
  2. Мне ничто не угрожает
  3. Я нахожусь в напряжении
  4. Я внутренне скован
  5. Я чувствую себя свободно
  6. Я расстроен
  7. Меня волнуют возможные неудачи
  8. Я ощущаю душевный покой
  9. Я встревожен
  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
  11. Я уверен в себе
  12. Я нервничаю
  13. Я не нахожу себе места
  14. Я взвинчен
  15. Необходимо зарегистрироваться

    Внимание!
    1. Никто не увидит Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время друзья не увидят

    Шкала личной тревожности (ЛТ)

    Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

    Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
    1 2 3 4
    1. У меня бывает приподнятое настроение
    2. Я бываю раздражительным
    3. Я легко расстраиваюсь
    4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
    5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
    6. Я чувствую прилив сил и желание работать
    7. Я спокоен, хладнокровен и собран
    8. Меня тревожат возможные трудности
    9. Я слишком переживаю из-за пустяков
    10. Я бываю вполне счастлив
    11. Я все принимаю близко к сердцу
    12. Мне не хватает уверенности в себе
    13. Я чувствую себя беззащитным
    14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
    15. Необходимо зарегистрироваться

      Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

      Внимание!
      1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
      2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
      3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
      4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

      Ключ к тесту
      СТ Ответы ЛТ Ответы
      №№ 1 2 3 4 №№ 1 2 3 4
      Ситуативная тревожность Личностная тревожность
      1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
      2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
      3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
      4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
      5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
      6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
      7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
      8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
      9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
      10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
      11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
      12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
      13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
      14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
      15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
      16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
      17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
      18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
      19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
      20 4 3 2 1 40 1 2 3 4
      Обработка и анализ результатов теста

      При анализе результатов самооценки тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

      При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 – 44 балла – умеренная;
  • 45 и более – высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных , склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Источники
  • Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126.

другое название: Шкала самооценки Спилбергера-Ханина

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала реактивной тревожности (РТ)

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Обработка и интерпретация результатов РТ = Σ 1 - Σ 2 + 35, где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. ЛТ = Σ 1 - Σ 2 + 35, где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; умеренная тревожность; Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете». Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

Личностная и Реактивная (Ситуативная) Тревожность.

Тест Спилбергера-Ханина позволяет измерить тревожность как свойство личности и как состояние, связанное с текущей ситуацией.

Личностная тревожность - это склонность воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги. Высокая личностная тревожность может быть причиной невротического конфликта, эмоционального срыва и психосоматического заболеваниями.

Реактивная тревожность характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.

Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Я ощущаю душевный покой

Я уверен в себе

Я не нахожу себе места

Я слишком возбужден и мне не по себе

Шкала личной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Я бываю раздражительным

Я легко расстраиваюсь

Я чувствую прилив сил и желание работать

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

Реактивная (ситуативная) тревожность

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

до 30 - низкая тревожность;

умеренная тревожность;

46 и более - высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

С уважением, клинический психолог, гипнотерапевт Лидия Шумина

Skype: Lidia Shumina

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Комментарии

Почему вы так циклитесь на простых вопросах, я тоже не знаю.

Мне кажется, отдельные вопросы в тесте именно в связи с особенностью русского языка необходимо изменить, чтобы были внятные для понимания варианты:

Мне никогда ничто не угрожает

Мне всегда что-то угрожает.

Это не опечатка, это принятое наименование, возможно связанное с "трудностями перевода".:)

Обычно реактивную(ситуативную) тревожность трактуют, как тревогу, а личностную тревожность, как тревожность, уже без определений.

Вашу просьбу, при всем уважении, удовлетворять не буду. Исправлять термин в достаточно известной методике нет причин, да и большого смысла тоже.

Лидия Викторовна, зря не будете. Ханин Ю.Л. изначально, когда адаптировал тест Ч. Д. Спилбергера называл реактивная тревога и личностная тревожность. Питерская школа психиатрии грамотно использует терминологию данной методики, в особенности Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. У меня есть опыт общения с представителями данной школы. Первоисточник в печатном варианте звучит так -Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной тревоге и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. ЛНИИФК, 1976, 18 с.

Еще я попрошу прекратить флуд в комментариях к моей заметке.

У меня вопрос: как понять, если варианты ответа:

Мне никогда ничто не угрожает

Мне почти всегда ничто не угрожает

Я никогда не нахожу себе места

Я почти всегда не нахожу себе места

Означают одно и то же.. Как отвечать.

Обычно реактивную(ситуативную) тревожность трактуют, как тревогу, а личностную тревожность, как тревожность, уже без определений.

Вашу просьбу, при всем уважении, удовлетворять не буду. Исправлять термин в достаточно известной методике нет причин, да и большого смысла тоже.

Цель: выявить уровень личностной и реактивной тревожности испытуемого

Тревожность– индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Личностная тревожность характеризует тревожность как личностную черту. Это устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Реактивная тревожность представляет собой тревожность как состояние на данный момент. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

При интерпретации результат можно оценивать так:

умеренная тревожность;

46 и более - высокая тревожность.

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1 – нет, это не так

4 – совершенно верно

Личностная тревожность – 48 (высокая)

Реактивная тревожность – 38 (умеренная)

Реактивная тревожность: 38 (умеренная). Этот результат говорит о том, что на данный момент я не очень-то тревожусь обо всем происходящем. Вероятно, влияние на результат оказал тот факт, что в день прохождения тестирования, я получила последний зачет и это меня несколько успокоило. Так же я сделала вывод о своем типе темперамента: флегматик.

Личностная тревожность: 48 (высокая). Этот результат говорит о том, что я постоянно о чем-то переживаю, волнуюсь, беспокоюсь. Я полагаю, что это связано с должностью старосты, т.к. я постоянно несу ответственность за всю группу и этот факт все время держит меня в напряжении. Высокая активность личности соответствует сангвинии, то есть тип моего темперамента – флегматик с доминирующим сангвиником.

Выявление тревожности и стрессоустойчивости личности

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность человека, которая состоит в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предрасполагают.

По своей психологической сущности тревога является реакцией на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, харак­теризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.

Источником возникновения тревоги является ситуация угрозы, которая не может разрешиться в том или ином поведенческом акте, либо конфликт, который субъект или не осознает, или не в состоянии разрешить путем подавления одного из конфликтующих мотивов. Причиной тревоги могут быть также соматические нарушения, токсикоз и др.

Реакции тревоги представляют собой врожденные механизмы подготовки к осуществлению актов самообороны.

В психической сфере тревога проявляется:

– в затруднениях принятия решения;

– в усилении амбивалентности чувств;

– в нарушениях координации движений и т.п.

Различают следующие основные реакции тревоги :адаптивные и дезадаптивные. Адаптивныереакции способствуют нормальной жизнедеятельности субъекта, дезадаптивные – повышают беспокойство личности, создают затруднения жизнедеятельности субъекта.

По закону Иеркса–Додсона оптимальный уровень тревоги повышает продуктивность деятельности личности.

Длительно сохраняющийся высокий уровень тревоги является дезадаптивной реакцией и лежит в основе генезиса различных невротических нарушений. Дезадаптивиые реакции тревоги часто ведут к нарушению социальных связей личности с окружающими.

Для диагностики тревожности личности психолог-консультант может использовать различные методики.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов, относящихся к различным ситуациям, в которых может проявиться тревожность.

1. Общая тревож-ность в школе

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, чтособираетсяпроверить, насколько ты знаешь материал?

Трудно ли тебе работать в классе так, какэтого хочет учитель?

2. Переживание социального стресса

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когдавыиграете в разные игры?

Обработка и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с ключом теста.

При обработке подсчитывается:

1) общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% общего числа вопросов теста – о высокой тревожности;

2) число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмо­циональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Интерпретация результатов дается по содержательной характеристике каждого синдрома (фактора).

1.Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние школьника, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего, со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий школьнику развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуа­циях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость школьника к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

Тест разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.JI. Ханиным и предназначен для самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием беспокойства, тревоги.

Реактивная (ситуативная) тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в данный момент.

Базовые характеристики тревожности.

1. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

2. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами, с психосоматическими заболеваниями.

3. Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности.

4. У каждого человека существует оптимальный индивидуальный уровень, так называемый «полезный трепет ».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № I–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются следующим образом:

Первая шкала (вопросы с 1 по 20) измеряет тревожность как психическое состояние (РТ).

Подсчитывается количество баллов, полученных на «прямые» вопросы. От полученной суммы баллов вычитается сумма баллов, полученных на «обратные» вопросы и прибавляется 50.

где РТ – реактивная тревожность (как состояние);

1 – сумма баллов, полученных на «прямые» вопросы по первой шкале;

2 – сумма баллов, полученных на «обратные» вопросы по первой шкале;

50 – постоянное число.

Вторая шкала (вопросы с 21 по 40) измеряет тревожность как свойство личности (ЛТ).

Подсчитывается количество баллов, полученных на «прямые» вопросы по второй шкале. От полученной суммы баллов вычитается сумма баллов, полученных на «обратные» вопросы по второй шкале и прибавляется 35.

где ЛТ – личностная тревожность;

1 – сумма баллов, полученных на «прямые» вопросы по второй шкале;

2 – сумма баллов, полученных на «обратные» вопросы по второй шкале;

35 – постоянное число.

А. По личностной тревожности

1. Максимальное количество баллов – 80 – соответствует невротическому состоянию тревожности, минимальное – 20 – также свидетельствует о некоторой патологии. Нормальное распределение по уровню тревожности: до 30 – низкий уровень тревожности,– средний уровень тревожности, свыше 45 (до 60) – высокий.

2. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, т.к. высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувств уверенности в успехе.

3. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности.

4. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Б. По ситуативной тревожности

1. Ситуативная тревожность не является показателем стабильного свойства личности и связана с особенностями внешних по отношению к индивиду конкретных ситуаций.

2. Высокий уровень ситуативной тревожности свидетельствует о временном переживании чувства тревоги, неудовлетворенности своей способностью отвечать требованиям ситуации, конкретных обстоятельств. Очень высокая ситуативная тревожность может повлечь временное нарушение деятельности.

3. Часто переживаемая ситуативная тревожность может привести к нейротизму.

4. Низкий уровень ситуативной тревожности может свидетельствовать о нечувствительности к возможным опасностям в конкретных ситуациях, слабой мотивации на достижение успеха.

С целью выявления уровня тревожности у подростков можно использовать методику – «Шкала тревожности» , разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Преимущество шкал такого типа заключается:

– во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являю­щиеся для школьника основными источниками тревоги;

– во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Испытуемый должен представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у него опасение, беспокойство, тревогу или страх (табл.18).

ТЕКСТ МЕТОДИКИ (сокращенный вариант)

Отвечать у доски.

Пойти в дом к незнакомым людям.

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.

Разговаривать с директором школы.

Думать о своем будущем.

Учитель смотрит по журналу, кого быспросить.

Тебя критикуют, в чем-то упрекают.

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Выявляются 5 уровней тревожности:

2) несколько повышенный;

4) очень высокий;

5) «чрезмерное спокойствие».

Сравнение индивидуальных результатов осуществляется со стандартизованными ранее в исследованиях табличными значениями по половозрастным признакам.

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся, исходя из среднего арифметического значения каждой группы тестируемых.

Особого внимания требуют учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью.

Подобная тревожность может порождаться:

– либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения;

– либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Возможны реакции психологического срыва, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

У школьников с «чрезмерным спокойствием » нечувствительность к неблагополучию порой носит защитный характер и препятствует полноценному развитию личности.

Шкала тревожности Дж. Тейлор построена на основе Миннесотского многопрофильного опросника (ММРI) и предназначена для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

Выявляются три уровня тревожности: малая, средняя и высокая тревожность.

Сокращенный вариант опросника приведен ниже (табл.19).

Сокращенный вариант опросника

1. Я могу долго работать, не уставая.

3. У меня редко болит голова.

4. Я уверен в своих силах.

5. Ожидание меня нервирует.

В данной методике применяется, так называемая, шкала лжи . Если на шесть и более утверждений получен «лживый» ответ, то налицо частное проявление эффекта Хоторна, свиде­тельствующее о том, что испытуемые ведут себя скорее всего так, как этого ожидает от них психолог.

Интерпретация результатов обследования.

Высокий уровень тревоги свидетельствует о повышенной возбудимости центральной нервной системы, наличии вегетососудистой дистонии с ее характерными проявлениями: чувства страха, тоски, мышечной зажатости, обидчивости, мнительности, неуверенности в себе.

Тревожная личность характеризуется низкой самооценкой, боязнью опять потерпеть неудачу, стремлением избежать неуспеха, конформизмом (зависимостью от мнения большинства), но также и развитым чувством ответственности, совестливости, обязательности, скромности, тревоги за судьбы близких, высокой чувствительностью и способностью сопереживать другим людям.

Признаки . Изнуряющая тревога, мелочность, мнительность и жадность тревожных натур отталкивает окружающих и заставляет первых еще больше страдать, прочно запечатлевая в сознании образ неудачи, не давая в полной мере радоваться жизни и успехам.

Повышенный уровень тревожности присущ творческим личностям, особенно в области литературы и искусства.

Очень высокий уровень тревоги свидетельствует об угрозе устойчивого невроза, психастении. Люди этого круга отличаются нерешительностью, тенденцией к тщательной перепроверке своих поступков и слов, повышенной обязательностью и ответственностью, большой зависимостью от мнений и отношений других, они реагируют повышенным чувством вины и самобичеванием на малейшие неудачи и ошибки.

1. Они стремятся любой ценой избежать конфликта, который ими переживается очень болезненно, психастеники действуют на предельном уровне своих возможностей, чтобы заслужить одобрение со стороны окружающих и собственное одобрение.

2. При слишком самокритичном отношении к себе таким людям свойственен большой разрыв представлений собственного «Я» и идеального «Я», т.е. стремление к недостижимому идеалу. В связи с этим они находятся в состоянии постоянного напряжения и неудовлетворенности и нуждаются в самоуспокоении.

3. В своей активности и деятельности они руководствуются не интересом как главной движущей силой, а страхом и оценкой других.

/ Тест шкала реактивной тревожности

Исследование ситуативной и личностной тревожности

Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние и как черта личности

К состояниям эмоциональной напряженности, актив­но влияющим на поведение человека, относятся: тревога (тревожность), страх, стресс него разновидность - фруст­рация.

Тревога, или тревожность, - особое эмоциональное со­ стояние психической напряженности человека, возникаю­щее в результате предчувствия или осознания неопределен­ной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающей­ся опасности.

Тревога нередко рассматривается в качестве эмоциональ­ной реакции тревожного ожидания опасности и в качестве реакции на возможную неудачу, воображаемую угрозу. Следовательно, состояние тревожности часто бывает обу­словлено не только самой действительной ситуацией, но и тем, какой она представляется индивиду, каким личностным смыслом и значением он наделяет эту ситуацию. Для одного человека ситуация является вполне обычной, не вызываю­щей состояния эмоциональной напряженности, для другого та же самая ситуация является источником сильных душев­ных и эмоциональных переживаний.

У каждого человека существует свой определенный уровень тревожности - так называемая полезная тревож­ность. Она сигнализирует человеку о надвигающейся угро­зе, активизирует внутренние ресурсы организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, по­буждает к целенаправленному поведению, помогает адап­тироваться к новым условиям. В этом плане тревога как вполне нормальное психическое состояние имеет положи­тельное значение,

С другой стороны, ощущение тревоги у некоторых лю­дей, несмотря на то, что оно сигнализирует о надвигающейся опасности, вместо активности вызывает состояние беспо­мощности, неуверенности в своих силах, что приводит к дез­организации целенаправленного поведения, снижению ак­тивности, к появлению неврозов. В этом проявляется отри­цательная роль состояния тревожности. Воздействие на психику, сознание человека состояния тревоги зависит не только от его индивидуально-психологических особенно­стей, его конституциональной предрасположенности к пе­реживанию тревоги, но и от культурной, социальной среды, оказавшей ранее и продолжающей оказывать в данной ситу­ации свое огромное влияние на рациональное мышление и поведение субъекта.

При рассмотрении тревожности различают личностную тревожность как устойчивое качество психики человека и ситуативную тревожность как временное состояние психи­ки в виде реакций человека на возникшую угрозу. Таким об­разом, если ситуативная тревожность - это типичное со­стояние эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией, то личностная тревожность - это по­стоянная черта характера, проявляющаяся в склонности ин­дивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на принятие решений, на выработку им тактики Поведения и всей своей жизненной стратегии в целом. Это приобретенная субъек­том поведенческая диспозиция, побуждающая его воспри­нимав широкий круг объективно безопасных для него явле­ний в качестве угрожающих и реагировать на них повышени­ем тревожности, объективно не соответствующей масштабу действительной опасности.

Личностная тревожность развивается из ситуативной (особенно если последняя часто переживается человеком), а также проявляется через нее. Поэтому, чтобы оценить уро­вень личностной тревожности человека, следует выявить у него ситуативные проявления тревоги.

Методика исследования ситуативной и личностной тревожности

Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером, а на русском языке адаптированная Ю. Л, Ханиным, позволяет дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство, и как ситуативное состояние.

Данная методика включает инструкцию и 40 вопро­сов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 10 - для оценки уровня личностной тревожности. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Шкала ситуативной тревожности

Шаг 1. Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Мне не ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я не нахожу себе места

Я не чувствую скованности, напряжения

Я слишком возбужден, и мне не по себе

Шкала личностной тревожности

Шаг 1. Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе про­токола исследования в зависимости от того, как Вы себя чув­ ствуете обычно. Над вопросами также не следует долго заду­мываться.

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко могу расстроиться

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил, желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из – за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверен6ности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает,что я чувствую себя неудачником

Я неуравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Шаг 2. Обработка результатов

Определите суммарный показатель ситуативной тревожности с помощью ключа.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал мо­жет находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной ни личностной).

Уровни выраженности ситуативной и личностной тревожности

Шаг 3. Интерпретация результатов

Характерной чертой высокотревожных людей является склонность к «застреванию» на негативных переживаниях, со­провождаемых 1увством собственной вины, невыполненного долга и т. д. Также люди проявляют повышенную тревожность даже в отношении мелких житейских проблем и часто бывают нерешительным, неуверенными в себе, живут в постоянном беспокойстве, а иногда и в страхе за свое будущее. Повышен­ный уровень личностной тревожности свидетельствует также о сниженной эмоциональной устойчивости индивида, его невы­соких социально - адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в достижении успехов. Высокотревожные люди постоянно озабочены последствиями своих по­ступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых принимают излишние предосторожности. Повышенная чуткость к опасности у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к час­тым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значи­тельной мере подвластными воздействиям среды, имеют сни­женный порог сопротивляемости стрессу.

Студенты с высоким уровнем тревожности терпят неуда­чи во время экзаменационных сессий не потому, что им недостает способностей, знаний и умений, а по причине Стрессовых состояний, возникающих в это время. У них по­являются ощущения некомпетентности, беспомощности. Сообщение о предстоящем испытании вызывает у них силь­нейшее беспокойство, которое мешает нормально думать, вызывает множество не имеющих отношения к делу и аф­фективно окрашенных мыслей, что не дает сосредоточить внимание и блокирует извлечение нужной информации из долговременной памяти. Такие студенты обычно восприни­мают экзамены как угрозу их Я, переживая серьезные сомне­ния в себе, излишнюю эмоциональную напряженность, ко­торая отрицательно сказывается на результатах.

Известно, что некоторые люди вообще не склонны испы­тывать состояние тревоги. У таких лиц отсутствует разумная осторожность даже в минуты реальной опасности, для них не характерна предусмотрительность, снижен уровень само­контроля. В большей степени это свойственно беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, не имеющим достаточного жизненного опыта, с неразвитыми когнитив­ными и прогностическими способностями. Эти качества на­ходят свое отражение в легкомысленном, небрежном отно­шении к своим поступкам, деятельности, жизни.

Тревожность оказывает влияние на формирование лич­ности, ее самосознание, самооценку, уровень притязаний,

мотивы, побуждающие человека к различным формам ак­тивности. Периодически переживаемое человеком чувство тревоги влияет на выработку им личностной стратегии пове­дения, на его поступки в состоянии стресса, фрустрации, в условиях конфликтного выбора принимаемых решений.

Лицам с высокими показателями тревожности рекомен­дуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необ­ходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, ка­тегоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам.

Для лиц с низкими показателями тревожности требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответствен­ности.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку.

"webdebug:save2pdf.controls" is not a component

Виды тревожности

Психологи выделили следующие виды тревожности:

Личностную («тревожность характера») и ситуативную тревожность (Ч. Спилбергер);
- «связанную» тревожность и «разлитую, свободно витающую» (З. Фрейд);
- открытую и скрытую тревожность (А.П. Прихожан);
- мобилизирующую и расслабляющую тревожность (Н.Д. Левитов, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина);
- адекватную и неадекватную тревожность - в ситуации общения у подростков (Л.И. Божович, А.М. Прихожан);
- нормальную и невротическую тревожность (Р. Мэй, К. Хорни);
- ситуативную тревожность – межличностную, внутригрупповую, деятельностную (Ю.Л. Ханин);
- тревож­ность дискомфорта и «Я - тревожность», обусловленную недостатком уважения и са­моуважения (А. Эллис).

Тревожность по Ч. Спилбергеру

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени.

Однако, тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Ролло Мэй: «Присутствие тревоги свидетельствует о жизнеспособности».

Иллюстрации из книги "Психология в современном спорте" Брайента Дж. Кретти

График 1. Изменение степени тревожности в зависимости от возраста


График 2. Тревожность в ситуации стрессового события



График 3. Соотношение между степенью тревожности и деятельностью



График 4. Тревожность и адаптация к стрессу

Название: Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина
В архиве: компьютерный вариант методики «Опросник ситуативной и личностной тревожности » в формате exe.
Формат: exe (rar архив)
Размер: 202 Кб
Совместимиость: WINDOWS XP — 7

В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми.

Тревога – эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).

Методика Ч.Д.Спилбергера это единственная методика которая позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Методики Ч.Спилберга

Тест «Диагностика ситуативной и личностной тревожности » представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.
При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги ».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие , напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности). Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;
31-45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.

В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний. Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:
«Я испытываю удовольствие»,
«Я очень быстро устаю»,
«Я вполне счастлив» и др.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т.д.

Методика диагностики ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханнина в комплексе с другими программами необходима в практической работе психологу, профконсультанту, кадровому специалисту для оценки личностной и ситуативной тревожности.