Что такое установка в психологии. Что такое психологическая установка? Иррациональные установки

Что есть наша повседневная жизнь? Высокий ритм, спешка, страстное стремление сделать то, успеть это. Масса проблем, которые и отложить, кажется, нельзя.

Ах, если бы еще не мешали! Но межличностные контакты (дома, на службе, в транспорте или магазине), к сожалению, не всегда способствуют нашим личным интересам, интересам дела. И мы бросаемся преодолевать препятствия. В добрый путь! Только всегда ли сохранив здравый рассудок? Горячая голова, как известно, не лучший советчик. Кроме того, чрезмерные эмоциональные напряжения неблагоприятны для здоровья.

А если вооружиться некоторыми психологическими установками, которые помогают снизить нервно-психические нагрузки и успешнее преодолевать возни-кающие в жизни трудности?

Одна из важнейших установок, пожалуй, - максимальная концентрация внимания на выполняемом деле. Постарайтесь отключиться от прошлых воспоминаний и будущих забот, сосредоточившись на том, что происходит сейчас. Убедите себя - это самое главное. Самообман? Возможно, но самообман... во благо эффективности текущей деятельности. Перестаньте анализировать прошлые успехи и неудачи, мечтать и планировать. Мысли об этом отвлекают. Наши психические силы не беспредельны, их важно умело распределять. Всему свое время: время - мечтать и время - делать дело. Кажется, для дела порой уже нет сил. Особенно если тебя постигла неудача. Без воли - искусства и техники управления вниманием - в таком случае не обойтись.

А как относиться к настоящему, когда оно корнями уходит в прошлое? Особенно неудачное. Если кратко, «как к прошлому». Почему? Жизненные невзгоды очень часто порождают внутриличностный конфликт. Важно умело на них реагировать. Помните чеховского Ивана Дмитриевича Червякова? Он чихнул в театре во время спектакля. И что же? Переживания по поводу случившегося подкосили силы сконфузившегося от происшествия столь серьезного Ивана Дмитриевича. До смерти его замучили. А он, в свою очередь, замучил (хоть и не до смерти) своими извинениями генерала. Поучительная история.

К сожалению, часто внутриличностные конфликты - это своего рода «реакция на прошлое». Произошло что-то, с чем человек не хочет, не может согласиться. Но и изменить невозможно. Реакция же его столь сильная, что не дает покоя. Прокручивая бесконечно в памяти детали драматического эпизода, он все более и более мучит себя, а подчас и окружающих. Здесь, пожалуй, уместно напомнить правило, которое рекомендует Д. Карнеги: «Не пилите опилки!»

Вы удивлены: какой смысл пилить опилки? Они уже распилены. То же самое можно сказать о прошлом: «Оно прошло...» Проанализировать причины неудачи и сделать соответствующие выводы себе на будущее, безусловно, нужно. Анализ... выводы... Не более... Не занимайтесь мазохизмом, многократно пережевывая прошедшее.

Но бывает, поражение духа настолько сильно, что нет сил бороться. В такие минуты подумайте: «Бывает и хуже». Представьте что-то худшее, чем своя неудача.

Чтобы не поддаться унынию от безвыходности некоторых ситуаций, обрести самообладание, обратимся к советам А. П. Чехова.

«Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно...»
Для этого нужно:
  • «а) уметь довольствоваться настоящим и
  • б) радоваться сознанию, что «могло бы быть и хуже».
Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»
Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный...
Если ты живешь в не столь отдаленных местах, то разве нельзя быть счастливым от мысли, что тебя не угораздило попасть в столь отдаленные?
Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что болят не все зубы.
Если жена тебе изменила, то радуйся, что изменила тебе, а не отечеству».

Человеку присуща поразительная способность обращать минусы в плюсы. Как часто бывает справедлива поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»! Безусловно, не из всего можно сделать конфетку. Но в любом случае нужно помнить золотое правило психотерапии: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Если знаешь, что можно сделать в трудной ситуации или надеешься найти из нее выход, действуй! А если нет? Зачем биться «головой об стенку»? Посмотри на нее с другой стороны!

Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Хорошо, если есть кому «поплакаться в жилетку». Это может быть муж или жена, отец или мать, учитель или врач и даже сосед по купе, случайный попутчик, человек рассудительный, уравновешенный. К такому магнитом тянет.

Снять хроническое конфликтное напряжение помогают спорт с его соревновательностью, путешествия. Такой же эффект дают действия типа «созидание с разрушением» (рубка дров, мытье посуды, вязание). Может принести пользу и просмотр приключенческих фильмов, спортивных состязаний.

«Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Поневоле приходят на ум эти слова известного советского психиатра К. М. Быкова: все чаще и чаще медицина указывает на психогенный характер многих заболеваний. Спасти от негативного влияния грусти по прошлому может будущее. Правда, если к нему относиться оптимистически.

Давайте попробуем определить, кто вы - оптимист или пессимист.

1. Как вы будете реагировать, если совершенно неожиданно вам придется пережить финансовый крах:

  • а) не станете слишком беспокоиться, поскольку уверены, что удача вновь улыбнется вам:
  • б) почувствуете себя в полной неуверенности:
  • в) начнете экономить и приспосабливаться к изменившейся ситуации:
  • г) окажетесь во власти сильной депрессии.

2. Если вас преследуют неудачи:

  • а) переживаете, но вовсе этому не удивлены:
  • б) бросаетесь действовать. стараясь скорее исправить положение:
  • в) обеспокоены тем, что подумают окружающие;
  • г) не расстраиваетесь слишком сильно, поскольку нет худа без добра.

3. С какими настроениями вы участвуете в спортивных состязаниях:

  • а) считаете, что у вас есть все шансы на победу;
  • б) делаете все чтобы выиграть, и боретесь до победного конца;
  • в) особенно не стремитесь к победе;
  • г) считаете, что у вас нет никаких шансов на выигрыш, но все равно вступаете в борьбу.

4. Если кто-то поссорился с вами или разошелся во мнениях:

  • а) избегаете этого человека:
  • б) считаете, что были не правы;
  • в) уверены, что могли бы не доводить до такой ситуации:
  • г) при ближайшей же встрече с этим человеком попытаетесь уладить конфликт.

5. Вы один из четырех претендентов на занятие вакансии. Какие чувства вы испытываете перед тем, как вас должны пригласить для собеседования:

  • а) нервничаете, поскольку три других кандидата кажутся вам слишком уверенными в себе;
  • б) уверены в себе, поскольку трое других в общем-то вас не интересуют:
  • в) счастливы, что вас внесли в список претендентов, и рады тому, что в вашей анкете что-то, видимо, привлекло к себе внимание;
  • г) полны решимости обменяться мнениями во время собеседования, чтобы выяснить, насколько предлагаемая работа устраивает вас.
6. Как вы относитесь к тому, что кто-то пользуется вашей щедростью:
  • а) вам приятно приносить людям радость;
  • б) слегка раздражаетесь, так как некоторые склонны поживиться за чужой счет:
  • в) вам это безразлично, поскольку вы твердо верите в перераспределение благ во всем мире;
  • г) не возражаете, но надеетесь, что когда-нибудь вам воздается сторицей.

7. Что. по-вашему, важнее:

  • а) делать деньги:
  • б) жить счастливо:
  • в) добиваться успеха во всем, чем бы вы ни занимались:
  • г) раскрыть таланты, которыми вы обладаете.

8. Завидуете ли вы тем, кому, как может показаться, в жизни повезло больше, чем вам - богатым и знаменитым, молодым, целеустремленно добивающимся успеха:

  • а) никогда;
  • б) иногда;
  • в) завидуете, но задаетесь вопросом о проблемах, с которыми они, возможно, сталкиваются;
  • г) завидуете и готовы поменяться местами хоть завтра.

9. Если исходить из того, что вы практически здоровы и живете в нормальных условиях, действительно ли вы верите, что:

  • а) личный успех зависит от удачи:
  • б) успех скорее определяется вашими связями, а не знаниями:
  • в) способность к достижению успеха заложена в каждом человеке:
  • г) скорого успеха не бывает.

10. Если бы вам предоставили возможность выбора, где и когда вы предпочли бы жить:

  • а) в прошлом;
  • б) в настоящем;
  • в) в будущем:
  • г) на другой планете.

Каждому из четырех (а, б, в. г) вариантов ответа припишите определенное количество баллов согласно специальному ключу, приводимому ниже:

а б в г
1 4 1 3 2
2 1 4 2 3
3 4 3 1 2
4 2 1 3 4
5 1 2 3 4
6 3 1 4 2
7 1 4 2 3
8 4 2 3 1
9 1 2 4 3
10 1 3 4 2

Подсчитайте общее их количество.

Если вы набрали более 35 баллов то вы - неизменный оптимист: моментально подавляете в себе любые признаки депрессии. Какие бы удары ни готовила вам судьба, вы стремительно отражаете их.

, Набрали от 25 до 35? Вы скорее оптимист, чем пессимист. Ваши сомнения рассеиваются довольно быстро по мере того, как вы взвешиваете все «за» и «против» в любой ситуации, которая выглядит угрожающей.

Если сумма набранных баллов от 15 до 25, вы скорее пессимист, чем оптимист. Вам неплохо бы вспомнить, что наполовину налитый водой стакан пессимист видит полупустым, а оптимист - наполовину полным.

Менее 15... Неужели, действительно, жизнь представляется вам только в черном цвете? Не отчаивайтесь, постарайтесь находить в ней и приятные стороны, не поддавайтесь унынию, поверьте в свои силы и способности. Они есть, надо только их выявить и развить.

Все мы чуть ли не с детства знаем, что наша жизнь полосатая. Как правило, оптимисты больше обращают внимание на светлые ее полосы, а пессимисты - на темные. Помните у Шекспира: «Веселое сердце идет и поет, печальное - скоро устанет...». Вдумайтесь в истинную мудрость этих строк.

Не позволяйте себе расстраиваться по мелочам. Гоните прочь переживания по поводу тех неприятностей, которые могут произойти. А ведь могут и не произойти! Не ищите себе повод для тревоги. И не мечтайте о невозможном: завышенные потребности - источник многих разочарований.

Для того чтобы не страдать от нервно-психического напряжения, важно сформировать у себя определенную психологическую установку на критику. Не озлобляйтесь, даже если критикующий позволяет бестактные, грубые выпады в ваш адрес. Спокойной реакцией на критику можно добиться большего, чем запальчивой самозащитой.

Важно учитывать и мотивы критики. Критика со стороны людей, желающих продемонстрировать собственную эрудицию, жизненный опыт, подчеркнуть свою значимость в глазах окружающих, часто бывает несправедливой. А если и справедливой, то односторонней, половинчатой. Из-за несправедливой критики никогда не нужно расстраиваться. Она, как скрытый комплимент, означает, что вы вызвали у критикующего ревность или зависть.

Поучителен в этом отношении анекдот о художнике, который на каждом своем полотне в уголке рисовал маленькую беленькую собачку. На вопрос, зачем он это делает, следовал ответ: «Художественный совет должен найти в картине какие-то недостатки для того, чтобы утвердить свою значимость в глазах окружающих и в своих собственных. Если я не нарисую белую собачку, они найдут что-нибудь другое. А другим жертвовать жаль, потому что придется «отрывать от сердца». Когда вам станет очень обидной несправедливость в оценке вашей работы, вспомните, что вы просто забыли «нарисовать белую собачку».

А как же реагировать на справедливую критику? К сожалению, при восприятии чужих оценок мы скорее эмоциональны, чем логичны. Склонны с удовольствием принимать похвалу, не всегда задумываясь над ее справедливостью. Слыша же критику, часто непроизвольно, подчиняясь какому-то внутреннему неосознанному чувству, начинаем защищаться. Даже не всегда успеваем как следует понять суть претензий. Сопротивляется одно из самых уязвимых мест человеческой психики - самолюбие. Попробуйте быть строгим к себе. И когда вас начнут в очередной раз критиковать, скажите себе потихоньку: «Если бы они знали все о моих промахах, то критиковали бы еще суровее». Самокритика возвысится над критикой и даст пищу самоуважению.

Но бывают еще и скрытые конфликты, когда у людей возникает недовольство друг другом, но в реальное взаимодействие оно не выливается, лишь в клевету и слухи.

Коварство слухов в том, что против них исключительно трудно бороться. Во-первых, всех не обойдешь и перед всеми не оправдаешься. А во-вторых, многие считают: «Нет дыма без огня». И потому подумают: «Он горячится, возбужден, страстно отвергает слух - значит, слух этот действительно верен».

Старайтесь не обращать внимания на досужие вымыслы, не пытайтесь оправдываться. Завистники, клеветники всегда найдутся. И если вы будете стараться им отомстить, на это могут уйти ваши силы, здоровье, годы.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на подобные мелочи. Думается, что психологические установки, о которых мы с вами говорили, помогут вам легче переносить тяготы повседневной действительности, раскрепостят душу, а значит - вместе с вами войдут в каждый дом улыбка и радость общения.

В. Н. КАРАНДАШЕВ. кандидат психологических наук Ленинград

Предлагаю Вам пройти простые уроки самопознания в 4 сферах своей жизни и определить , которые мешают Вам жить. Самопознание начните с рассмотрения примеров других людей.

Психологические уроки самопознания

Уроки самопознания — это психологический практикум, направленный на познание своих заблуждений, внутренних конфликтов и своей личности.

Любой психологический практикум невозможен без самопознания и самоанализа. Пропустите этот важный этап и психотерапия превратится в болтовню двух давних подружек о том и о сём. .

Урок самопознания в этой статье мы начнем с осознания своих ограничивающих и ошибочных в 4-х сферах жизни.

4 жизненные сферы для самоанализа установок

  • Ошибочные психологические установки об
  • Ошибочные психологические установки о
  • Ошибочные психологические установки о

Примеры ошибочных психологических установок

Давайте посмотрим ошибочные установки в 4 сферах жизни Клиентов автора этого блога.

Читая эти высказывания, задумайтесь, какие из них относятся и к Вам, самоанализ начинается прямо с новой строки!

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о работе

— Большая часть моих проблем в жизни происходит из-за моей ответственной работы.

— Только работая дольше и усерднее, я смогу соответствовать требованиям своей должности.

— Я потеряю работу, если мой мобильный телефон не будет всегда включен.

— Моя работа управляет мной, а не наоборот. Я — не начальник!

— То, что я вкладываю львиную долю своей энергии в работу, а не в семью будет стоить того в будущем. Я делаю это для своей семьи.

— Моя работа — это я. Без моей работы и денег я никто.

— Если я получу прибавку к зарплате, я стану счастливее и буду считать себя лучше.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья об отношениях

— Моя семья понимает, что я так много работаю ради них.

— Моя жена нормально относится к тому, что я прихожу с работы обессиленным, ведь я стараюсь ради нее.

— Как только я стану партнером, мои шансы обрести семью и любовь повысятся.

— Я приношу домой деньги, а моя жена воспитывает детей. Так и должно быть сейчас.

— Мы просто не можем прожить на меньшие деньги и поэтому я тружусь как раб.

— Нет ничего неожиданного, что фотки моих любимых у меня в паспорте, ведь я так мало вижу свою семью из-за работы и командировок.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о здоровье

Сердечный приступ случается с людьми, которые едят как я, не занимаются спортом и имеют лишний вес, как и я. Но со мной этого не произойдет.

— Я чувствую себя хорошо, поэтому мое здоровье, вероятно, в порядке.

— Я еще молодая, поэтому могу себе позволить…. А пока у меня еще есть время.

— У меня нет ни времени, ни сил на занятия спортом.

— Заниматься собой — это роскошь, которую я не могу себе позволить.

— Все время, которое у меня есть я посвящаю своей семье и своей работе.

— Тратить время на занятия спортом — эгоистично.

— Если во всем остальном я веду правильный образ жизни, то я могу себе позволить курить (вставьте свое слово), и со мной ничего не случиться.

— -Мы все когда-нибудь умрем, поэтому если я немного нарушаю режим питания и сна, это того стоит.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о счастье

— Я никогда в жизни не найду настоящего счастья. Я знаю это.

— Я не могу быть счастливой и одновременно находиться в таком постоянном напряжении. Счастье — это свобода от напряжения.

— Никто в моем положении не мог бы быть счастлив.

— Мое счастье настанет, когда я достигну финансовой свободы. Знаю, это звучит смешно, но для меня это именно так.

— Я жертвую своим счастьем ради семьи (вставьте свое слово).

— Успех и счастье идут рука об руку.

Психологический Практикум самопознания ошибочных психологических установок

Найдите 3 потенциальные ошибочные установки, которым Вы сейчас следуете в каждой из этих 4-х сфер жизни.

Работа (например: я потеряю работу, если буду тратить время на занятие спортом в течение или если уйду пораньше, чтобы посмотреть, как мой ребенок играет в школьном спектакле ):

Семья (например: хотя я совершенно не в состоянии общаться с семьей, когда возвращаюсь домой с работы, они знают, что я люблю их ):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Здоровье (например: заниматься собой — это роскошь, которую я не могу себе сейчас позволить ):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Счастье (например: я буду более счастливой, когда финансовые трудности останутся позади ):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Все эти ошибочные психологические установки отражаются на наших историях о нашей жизни, которым мы следуем.

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Мы с Вами уже рассмотрели структурную составляющую Вашей личности. Вы умеете составлять эгограмму. Сегодня обратим внимание на функциональный анализ […]
  • Подсознание человека участвует во всех процессах, связанных с приспособлением человека к социуму и саморазвитием. Активация подсознания как мощного […]
  • Вчера состоялся вебинар психолога счастья: "Как составить эффективную формулу самовнушения". Итак, самовнушение новой жизни, как внушить себе новые […]
  • Мы постоянно подвергаемся самогипнозу в повседневности. Жалко, что неуправляемый транс является часто самообманом и негативной само мотивацией. Что […]

или что мы на самом деле говорим своим детям

Дети, как губки впитывают не то, что им говоришь, а то, что при этом искренне думаешь. Вот поэтому нам кажется, что дети нас не слушаются. Представьте себе волшебный автомобиль, которому говоришь: «Поезжай-ка ты, мой Мерседес, на работку, да поскорее, а то я опаздываю». А он, наш автомобиль, ни с места, так как считывает из нашего подсознания совсем другую команду: «Спать, спать, к чёрту работу, под одеяло и спать!». Мы говорим ребёнку: «Угости мальчика мандарином», а он считывает наше подсознательное: «Только попробуй разбазаривать семейное добро!» и вырастает одиноким жадиной.

Когда родители общаются с ребёнком, они посылают ему подсознательные директивы. Я Вас расстрою, как правило, эти директивы - разрушительные. В основном, родители программируют своего ребёнка на неудачу.

Почему так происходит? Потому что детей рожают не самые счастливые и не самые здоровые с психологической точки зрения люди. Даже если внешне у них всё хорошо и хватает средств на комфортное существование. Но вот психологический комфорт так просто деньгами не купишь. Его надо выстрадать, выучить и сдать экзамен на зрелость.

Главная, можно сказать, магистральная проблема всех невротиков - психологическая незрелость. Юнг сравнивал зрелость с инициацией, которую проходили первобытные люди и представители нецивилизованных народов, живущие в в общинах и племенах. Мы не проходим никакой простой и понятной инициации под стук барабанов - нам тяжелее. Часто, будучи уже взрослыми, мы так и не становимся психологически зрелыми. Отсюда и проблемы, которые возникают у наших детей. Их воспитывают (о ужас!) незрелые личности, сами не решившие кучу своих проблем. А чтобы стать зрелым, нужно взглянуть в лицо своим бессознательным установкам и перестать жить по их недоброй подсказке... Попробуем.

Хотите классический список разрушительных психологических установок? На язык этих подсознательных установок психологи перевели весь тот шум и крик, который мы выливаем в беззащитные детские уши. На языке подсознания таких директив всего-то пять, но зато каких!

Негативная психологическая установка первая: «Не живи!»

Её синонимы на русском языке:

  1. Мне такая девочка не нужна,
  2. Как я от Вас устала,
  3. Если бы не ты и твой папа, я бы в кино снималась, в главной роли, обнажённая...

Негативная психологическая установка вторая: «Не делай!»

Тут уж синонимы не нужны. Послушайте себя, 95% того, что Вы говорите своему ребёнку, начинается и заканчивается запретами на любую деятельность! «Не бегай!», «Не прыгай!», «Не стой!», «Не стучи!»... Ребёнок получает главную информацию: «Чтобы ты ни сделал, всё будет плохо. Ты - растяпа».

Негативная психологическая установка третья: «Не верь!»

Не верь мужчинам, не верь женщинам, не верь подругам, не верь друзьям, не верь компаньонам, не верь никому вообще. Единственный человек, который тебя любит - это твоя одинокая, старая, больная и никому не нужная мамочка, которая тебе всю свою жизнь отдала. В общем, сигнал, который получает ребёнок сводится к анекдотическому: «Как страшно жить!..».

Негативная психологическая установка четвёртая: «Не будь ребёнком!».

Такую директиву получают старшие дети, когда у них появляются младшие братья и сёстры. Однако изредка её могут услышать и единственные дети в семье. Директива эта означает только одно. Психологически незрелые родители как бы говорят своему ребёнку: «Дети тут - это мы (я). Мы родили тебя, чтобы ты нас поддерживал и опекал. Ты - наша нянька, приступай к своим обязанностям!».

Негативная психологическая установка пятая: «Не взрослей!»

Такую директиву получают младшие или единственные дети в семье, дети-отдушины своих родителей. Тяжело быть отдушиной... Обычно такие дети никогда не создают свою семью, а если создают, то ненадолго.

Психологи утверждают, что все родители, независимо от интеллекта и отношения к своим чадам, бессознательно проговаривают эти пять установок.

А избавиться от этих установок очень просто: нужно написать их крупным шрифтом на подходящих листиках бумаги и со вкусом сжечь каждую бумажку на чистом пламени горящей свечи. А затем написать установки, прямо противоположные тому, что когда-то внушили нам родители, как и все люди - далёкие от психологического совершенства.

Елена Назаренко

Фрагмент из книги. Ковпак Д.В., "Как избавиться от тревоги и страха". Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 240 с.

В ходе жизни на относительно чистый лист, которым является наша психика при рождении, в огромном количестве записываются наши реакции на стимулы, и со временем превращают ее в исчерченный множеством письмен манускрипт.

И, как установил выдающийся грузинский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950), в нашей психике создается так называемая установка , или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации . Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие "установка" появилось позднее в работах Узнадзе.

Наше восприятие мира - не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином "установка". Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий - удивительное человеческое свойство. Во многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, по зрелом размышлении оказывается, что сработала наша определенная установка. Сведения, прошедшие эту мельницу искажающего восприятия, приобретают порой неузнаваемое обличье.

Понятие "установка" заняло в психологии важное место, потому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Состояние готовности, или установка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно, чем неподготовленный. Однако установка может сработать ошибочно и, вследствие этого, оказаться не соответствующей реальным обстоятельствам. В такой ситуации мы становимся заложниками своих установок.

Классическим примером, поясняющим понятие установки, является один из экспериментов, проведенных Дмитрием Николаевичем. Он заключался в следующем. Испытуемый получал ряд слов, написанных на латыни. В течение какого-то периода времени он читал их. Затем испытуемый получал ряд русских слов. Но продолжал читать их как латинские в течение некоторого времени. Например, вместо слова "топор" он читал "моноп". Анализируя опыт. Узнадзе пишет: "...В процессе чтения латинских слов у испытуемого активировалась соответствующая установка - установка читать по латыни, и, когда ему предлагают русское слово, то есть, слово на хорошо понятном ему ялыке, он читает его, как если бы оно было латинским. Только через некоторый промежуток времени испытуемый начнет замечать свою ошибку... Когда речь идет об установке, предполагается, что это определенное состояние, которое как бы предваряет решение за-дачи, как бы заранее включает в себя направление в котором задача должна быть разрешена..."

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия пли акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые представляют собой автоматические действия, вторые - автоматизированные действия, или навыки.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, зачастую в течение первого года жизни ребенка. Например, сосательные движения губ, мигание, хождение и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет важнейшее значение и жизни каждого человека. Он лежит в основе развития всех наших умений и способностей.

Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, перифериию и наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия оказываются в фокусе сознания; следующие попадают на периферию сознания; наконец, самые простые и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Вспомните, как вы осваивали компьютер (те, кто его уже одолел). Первое время на поиски нужной клавиши требовались, в лучшем случае, десятки секунд, если, не минута. И каждому действию предшествовала технологическая пауза: нужно было осмотреть всю клавиатуру, чтобы отыскать необходимую кнопку. А любая помеха была подобна катастрофе, потому что приводила к множесву ошибок. Звучащая музыка, шумы, чьи-то движения - ужасно раздражали. Но прошло время. Сейчас эти "первые шаги" в да-еком прошлом (примерно, на уровне мезозойской эры) кажутся чем-то нереальным. Трудно представить, что когда-то тратилась не одна минута для того, чтобы найти нужную клавишу и нажать ее. Сейчас нет размышлений над тем, "когда какую клавишу нажимать", а продолжительность пауз резко сократилась. Все делается автоматически: пальцы будто обрели зрение - сами отыскивают нужную кнопку и нажимают ее. И, работая, можно вслушиваться в звуки музыки, отвлекаться на какие-нибудь посторонние темы, пить кофе, жевать бутерброд, не опасаясь за результат, потому что сложился четкий, так называемый, динамический стереотип: действия отработаны и контролируются бессознательно.

Неосознаваемость установок, с одной стороны, облегчает нашу жизнь "разгружая голову" от регулярных рутинных дел, с другой - может значительно осложнить жизнь при ошибочном включении установок неподходящих или ставших, в силу изменившихся обстоятельств, непригодными. Ошибочные или неадекватно используемые установки и будут причиной нашего неприятного удивления, вызванного собственным поведением, поражающим своей необоснованностью и неуправляемостью.

Одним из примеров определяющего действия установки на жизнь человека является удивительная эффективность колдовства в колыбельных цивилизациях. Западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пустыне, и толпящиеся вокруг него аборигены находятся, несмотря на пространственную близость, в совершенно разных мирах. Австралийские колдуны-аборигены носят с собой кости гигантских ящериц, играющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приговор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменников, у того молниеносно развивается состояние, соответствующее тяжелейшей депрессии. Но не от действия косточек, разумеется, а от безграничной веры в могущество колдуна. Дело в том, что, узнав о напущенном проклятье, несчастный не может даже представить другой вариант развития событий, кроме своей неизбежной смерти от воздействия колдуна. В его психике была сформирована установка, диктующая близкую гибель. В организме человека, который уверен в том, что умрет в любом случае, стремительно проходят все стадии стресса, замедляются процессы жизнедеятельности и развивается истощение. Вот описание действия такой "команды смерти":

Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из европейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь выйдет. Европеец просто не поймет значительности происходящего - он увидит перед собой невысокого голого человека, машущего звериной костью и бормочущего какие-то слова. Будь это иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром! Австралийский абориген, попавший на сеанс Анатолия Михайловича Кашпировского, с его "установкой на добро", вряд ли бы осознал значительность ситуации - скорее всего, он просто увидел бы хмурого человека в европейском костюме, бубнящего какие-то слова и пристально исподлобья глядящего в зал. Иначе Кашпировский давно смог бы стать главным шаманом австралийских аборигенов.

К слову сказать, сам феномен ритуалов Вуду или так называемой зомбификации легко объясним с научных позиций, в первую очередь, исходя из понятия "установки".

Установка - это общее название механизма, который руководит нашим поведением в частных ситуациях. Содержанием установки являются идеаторные. то есть мысленные процессы. Именно установка определяет готовность в одной ситуации отреагировать положительными эмоциями, а в другой - отрицательными. Установка выполняет задачу фильтрации и селекции поступающей информации. Она определяет устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности освобождает человека от необходимости сознательно принимать решение и произвольно контролировать деятельность Е стандартных ситуациях. Однако в некоторых случаях установка может служить фактором, провоцирующим стресс, снижающим качество жизни человека, обуславливая инертность ригидность деятельности и затрудняя адекватное приспособление к новым ситуациям.

Иррациональные стрессогенные установки

В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Ведь, как уже упоминалось, установка - это тенденция к определенной интерпретации и осмыслению происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, то есть качество жизни человека.

Чего больше в ваших установках - рационального или иррационального - зависит, конечно, от биологических факторов, но в большей степени от влияния психологической и социальной среды, в которой вы росли и развивались.

Однако практически каждому человеку дана возможность избавиться от сознательных и неосознанных когнитивных (мыслительных) ошибок и заблуждений путем формирования более рациональных воззрений и установок, разумного и адаптивного мышления. Но для того чтобы это сделать, необходимо понять, что именно мешает нам жить в гармонии с собой и миром. Надо "знать врага в лицо".

Решающим фактором для выживания организма является быстрая и точная переработка поступающей информации, на которую большое влияние оказывает систематическое предубеждение. Другими словами, .мышление людей зачастую тенденциозно и предвзято.

"Ум человека, - говорил Ф. Бэкон более трехсот лет назад, - уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".

У каждого человека в его мышлении имеется свое слабое место - "когнитивная уязвимость" - которая определяет его предрасположенность к психологическому стрессу.

Личность формируется схемами или, как говорят психологи -когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детсве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими: людьми, виртуальными образами -- такими, как герои книг и фильмов. Сознание формирует представления и концеп-ции - о себе, других, о том, как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и, в свою очередь, влияют на формирование убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть полезными, помогающими выживать и улучшать качество жизни, и вредными, способствующими напрасным переживаниям, проблемам и стрессам (адаптивными или дисфункциональными). Они являются устойчивыми структурами, которые становятся активными, когда их "включают" специфические стимулы, стрессоры и обстоятельства.

Вредные (дисфункциональные) схемы и установки отличаются от полезных (адаптивных) наличием так называемых когнитивных искажений. Когнитивные искажения - это систематические ошибки в мышлении.

Вредные иррациональные установки представляют собой жесткие мыслительно-эмоциональные связи. Согласно А. Эллису, они имеют характер предписания, требования, приказа и носят безусловный характер. В связи с этими особенностями иррациональные установки вступают в конфронтацию с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации и эмоциональным проблемам личности. Отсутствие реализации действий, предписанных иррациональными установками, приводит к продолжительным неадекватным эмоциям.

По мере развития каждый человек усваивает определенные правила; их можно обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. В сущности, из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ори-нтирующая индивидуума в реальности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и внутри психики проявляют себя в виде подспудных и автоматических мыслей. Автоматические мысли - это мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли "вникают между событием (или, как принято называть, стимулом) и эмоциональными и поведенческими реакциями индивида. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтверждения фактами).

Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: "Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!" Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило - "моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие".

Ребенок воспринимает иррациональные суждения и идеи, в отсутствие навыка критического анализа и достаточного опыта, как данность и истину.: Используя язык гештальт-терапии, ребенок интроецирует, "проглатывает" некие идеи, диктующие особый тип поведения.

В основе большей части эмоциональных проблем зачастую лежит одна или несколько центральных идей. Это тот краеугольный камень, который находится в основании большинства убеждений, мнений и поступков. Эти центральные установки могут служить глубинной причиной подавляющего большинства психологических проблем и неадекватных эмоциональных состояний.

К счастью, вследствие того, что когнитивные явления могут быть замечены при интроспекции (наблюдении за своими словесными мыслями и мыслительными образами), их характер и связи можно проверить в огромном множестве ситуаций и систематических экспериментов. Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или их исправить. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может организовать жизнь с более высокими уровнями самоосуществления и качества.

Когнитивно-поведенческий подход подводит понимание (и лечение) эмоциональных расстройств ближе к повседневному опыту человека. Например осознавая наличие у себя проблемы, связанной с неправильным пониманием, которое человек проявлял множество раз на протяжении жизни. Кроме того, каждый, без всякого сомнения, добивался в прошлом успеха в исправлении неправильных истолкований - либо добившись более точной, адекватной информации, либо осознав ошибочность своего понимания.

Ниже приведен перечень наиболее часто встречающихся вредных иррациональных (дисфункциональных) установок. Для облегчения процесса их выявления, фиксации и уточнения (верификации) рекомендуем использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова, как высказанные, так и обнаруженные в ходе наблюдения за собой в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их при анализе выявляется в мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

Установка долженствования

Центральной идеей такой установки служит идея долга. Само слово "должен" является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова "должен" означает - только так и никак иначе. Поэтому слово "должен", "должны", "должно" и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких, практически исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание "человек, если он хочет выжить, должен дышать воздухом", поскольку физическая альтернатива отсутствует. Высказывание, наподобие: "Ты должен явиться в условленное место в 9.00" в реальности неточно, так как, на самом деле, скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто слова). Например: "Я хочу, чтобы ты пришел к 9.00", "Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для себя, явиться к 9.00". Казалось бы, какая разница как сказать или подумать? Но дело в том, что думая так регулярно и давая установке долженствования "зеленый свет", мы неизбежно подводим себя к появлению стресса, острого или хронического.

Установка долженствования проявляет себя в трех сферах. Первая - установка долженствования в отношении себя - то, что "я должен другим". Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса каждый раз, когда кто-то или что-то будет вам напоминать об этом долге и что-то или кто-то одновременно будет мешать вам его исполнить.

Обстоятельства часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. В этом случае человек попадает и созданную им же ошибку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже. Короче говоря, полный тупик, угрожающий к тому же "глобальными" неприятностями.

Вторая сфера установки долженствования долженствованне других. То есть, речь идет о том, что "мне должны другие люди": как они должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни, за всю историю человечества, не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем вело себя "подобающе". Даже у руководителей самого высокого ранга, даже у фараонов и жрецов, даже у самых одиозных тиранов (а эта установка - одна из причин того, что они стали тиранами) появлялись в поле видимости люди, которые поступали "не так, как они должны". И, естественно, что когда мы видим человека, который поступает не так как он якобы "должен по отношению ко мне", то уровень психоэмоционального возмущения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве претензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т.п.

Слова-маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т.п.), обязательно, во что бы то ни стало, "кровь из носу".

Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется гиперболизацией негативного характера явления или ситуации. Она отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так объективно, вне любой системы отсчета. Установка проявляет себя в высказываниях негативного характера, выраженных в самой крайней степени. Например: "Ужасно остаться одному на старости лет", "Будет катастрофой начать паниковать у всех на виду", "Лучше конец света, чем ляпнуть что-нибудь не то перед большим количеством людей".

В случае влияния установки катастрофизации, событие просто неприятное оценивается как нечто неотвратимое, чудовищное и ужасающее, разрушающее основные ценности человека раз и навсегда. Произошедшее событие оценивается как "вселенская катастрофа" и человек, оказавшийся в сфере влияния этого события, ощущает, что не в силах изменить что-либо в лучшую сторону. Например, допустив ряд ошибок и ожидая неминуемых претензий со стороны руководства, некий сотрудник начинает внутренний монолог, который даже может и не осознавать: "О, ужас! Hv все. это конец! Меня уволят! Это чудовищно! Что я буду делать! Это катастрофа!.." Понятно, что, размышляя подобным образом, человек начинает создавать массу отрицательных эмоций и вслед за ними появляется физический дискомфорт.

Но совершенно бессмысленно сознательно "накручивать" себя, угнетать и подавлять рассуждениями о случившемся, воспринимая его как вселенскую катастрофу. Конечно, увольнение - это неприятно. Но катастрофа ли это? Нет. Или это нечто угрожающее жизни, представляющее смертельную опасность? Также нет. Рационально ли уходить в трагические переживания, а не искать пути выхода из сложившихся обстоятельств?

Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

Установка предсказания негативного будущего

Тенденция верить своим конкретным ожиданиям, как сформулированным вербально, так и в качестве мысленных образов.

Вспомните одну известную сказку братьев Гримм. Она называется "Умная Эльза". В вольном пересказе она звучит следующим образом:

Однажды пошла жена (Эльза) в подвал за молоком (в оригинале - за пивом!) и пропала. Муж (Ганс) ждал-ждал, а жены все нет. И кушать (выпить) уже хочется, а она не приходит. Он забеспокоился: "Не случилось ли чего?". И отправился в подвал за ней. Спускается по ступенькам и видит: сидит его благоверная и рыдает горькими слезами. "Что случилось?" - воскликнул супруг. Л она в ответ: "Видишь, топор висит у лестницы?". Он: "Ну да, и что?" А она сильней слезами заливаться. "Да что произошло, скажи же, наконец!" - взмолился муж. Супруга и говорит: "Вот появится у нас ребенок и пойдет он, когда подрастет в подвал, а топор сорвется и убьет его насмерть! Вот ужас-то и горе горькое!" Муж, конечно, успокоил свою половину, не забыв ее назвать "умной" (в оригинале даже от души обрадовался: "Большего ума мне в хозяйстве и не надо"), проверил, прочно ли топор закреплен. Но настроение себе своими надуманными предположениями жена уже испортила. И сделала это совершенно напрасно. Теперь придется успокаиваться и восстанавливать душевное равновесие не одну пару часов...

Вот так, становясь пророками, а, вернее, псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но, на самом деле, выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем - не есть будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение необходимо проверять на истинность. И возможно это в некоторых случаях только опытным путем (методом "проб и ошибок"). Разумеется, сомнения нужны для того, чтобы отыскать истину и не ошибиться. Но иногда, становясь на пути, они блокируют движение и мешают достижению результата.

Слова-маркеры: что, если; а вдруг; а ведь может быть.

Установка максимализма

Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов (даже если никто не в состоянии их достичь), и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: "Любить - так королеву, украсть - так миллион!"

Мышление характеризуется позицией "все или ничего!" Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (от perfectio (лат.) - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: по максимуму, только на отлично/на пятерку, на 100% ("на все сто").

Установка дихотомического мышления

В дословном переводе на русский язык.по означает "рассечение на две части". Дихотомическое мышление проявляется в тенденции размещать жизненный опыт в одной из двух противоположных категорий, например: безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление под диктатом подобной установки можно охарактернзовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Происходит оценка понятий (которые в действптельности располагаются в континууме (в неразрывном взаимодействии), как антагонистов и в качестве взаимоисключающих вариантов.

Высказывание: "В этом мире ты или победитель или проигравший" - наглядно демонстрирует полярность излагаемых вариантов и их жесткую конфронтацию.

Слова-маркеры: или... - или... ("или да - или нет", "или пан, или пропал"), либо - либо... ("либо жив, либо мертв").

Установка персонализации

Проявляет себя как склонность связывать события исключительно со своей персоной, когда нет никаких оснований для такого вывода, а также интерпретировать большинство событий как касающиеся себя.

"Все на меня смотрят", "Наверняка эти двое сейчас оценивают меня" и т.п.

Слова-маркеры: местоимения - я, меня, мною, мне.

Установка сверхобобщения

Сверхобобщение относится к образцам формулирования общего правила на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо всей совокупности явлений. В результате возникает неоправданное обобщение на основании выборочной информации. Например: "Все мужики - свиньи", "Если не получилось сразу. то не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.

Слова-маркеры: все, никто, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным, как мысли, или даже созревшее решение о его увольнении. За этим может последовать бессонная ночь тягостных раздумий, и решение: "Я не дам ему получить удовольствия от глумления надо мной - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять с чего бы вдруг его не самый худший работник так резко и с явным раздражением хочет уволиться с работы.

Слова-маркеры: он(она/они) думает(ют).

Установка оценочная

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т.д. Оценивание проявляет свой иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется с характеристикой всей его личности.

Слова-маркеры: плохой, хороший, никчемный, глупый и т.п.

Установка антропоморфизма

Приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы.

Слова-маркеры: хочет, думает, считает, справедливо, честно и тому подобные высказывания, адресованные неодушевленным предметам.

Дмитрий Ковпак, "Как избавиться от тревоги и страха"

«Девушка должна выйти замуж до 25 лет», «Муж обязан обеспечивать семью», «Ребенок должен научиться читать в четыре года, не позже» – что это, желания, правила, или неаргументированные убеждения?

Должнонанизм («должен» и «онанизм») – понятие, которое в свое время ввел А. Эллис. Оно обозначает очень жесткие, редко аргументированные и, часто, далеки от реалий представления человека о жизненных нормах. Например, какими должны быть отношения, как должен развиваться ребенок, каким должен быть карьерный рост и т.д. На самом деле, эти установленные рамки не нужны ни самому человеку, ни тем, кто его окружает.

Однако, как человеку это понять, если он постоянно что-то должен?..

Психологические установки личности. Причины возникновения должнонанизма

Откуда берутся все эти «должен», «нужно» и «так будет правильно»? Естественно, корень всех проблем необходимо искать в детстве. Родители или родственники могли привить эти «рамки» своим детям, или же наоборот, они были созданы в сознании детей как протест родителям, сверстникам и т.д.

Довольно часто должнонанизм сопровождается комплексом величия и нарциссизмом . Как с этим жить? Что делают люди, страдающие от должнонанизма? У них есть четкие правила для жизни, для других людей и для себя в том числе. Если кто-то нарушает данные правила, это равняется настоящему греху, и человек уже не может быть полноценным в глазах страдающего должнонанизмом. Хуже всего, когда этим правилам не соответствует сам человек. Тогда он начинает ограничивать себя в чем-то, презирать, из-за чего понемногу рушиться его жизнь, но он не может представить, как жить без этих правил. Интересно, что такие люди никогда не могут ответить, откуда взялись эти «рамки», и почему они уверены, что жить можно именно так. Этого они не знают, но зато точно знают, что жить необходимо только по этим правилам.

Проявления должнонанизма

Сильная форма внутреннего должнонанизма проявляется как требование к себе быть однозначным и четким, не меняться и не сомневаться в своих взглядах, правилах и требованиях, которые, конечно же, непонятно откуда взялись. Выход за данные «рамки» является не простимым прегрешением. Верования – это то, на чем стоит должнонанизм. Они являются более агрессивной формой некритически усвоенных представлений о жизни, о себе, о людях и о мире, которые не поддаются никакой критике. Существует три основных «Должен» всех верований:

Я должен

Например, человек уверен, что он должен достичь успеха до 30 лет, создать семью до 35, воспитать детей в определенных традициях, иметь большое количество друзей, хорошие отношения с сотрудниками и т.д… С одной стороны, может показаться, что это естественные человеческие желания, однако форма, в которой они подаются при наличии должнонанизма, полностью меняет картину.

Ты должен

Страдающий должнонанизмом может ждать от людей определенных действий: его все должны любить и уважать, прощать некоторые погрешности, помогать и т.д. Если же люди не оправдывают его ожиданий, то человек может просто вычеркнуть их из своей жизни.

Мир должен

Мир ДОЛЖЕН. Казалось бы, как мир может быть что-то должен? Однако человек, страдающий должнонанизмом точно уверен, что мир обязан дать ему определенные вещи: легкие достижения, справедливое отношение и т.д. Когда же этого не происходит, то у человека может появиться обида на мир и на жизнь, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения некоторых психологических блоков.

Как бороться с должнонанизмом

Такая проблема будет усложнять жизнь не только окружающим, но и, в первую очередь, самому человеку . Он никогда не сможет чувствовать себя хорошо и комфортно даже с самим собой, если не избавиться от ужасного внутреннего голоска, который постоянно повторяет слово «должен». Как же с этим бороться?

Осознание проблемы

Первое, что следует сделать человеку, это осознать, что некоторые его «рамки» не поддаются логическому объяснению, и, соответственно, не являются истиной. Можно, например, попробовать вспомнить, откуда взялись эти убеждения, и, если этого сделать не удается, то пора приступить к решению проблемы.

Что было бы, если бы…

Что будет, если вы перестанете придерживаться своих, якобы, чрезвычайно важных убеждений? Например, женщина считает, что не должна плакать на людях. Это правило ей могли привить в детстве родители, бабушка или дедушка. Из-за этого она постоянно сдерживает себя, боясь показаться слабой, даже когда у нее случается что-то действительно страшное. Нужно задать ей вопрос – а что будет, если вы заплачете при людях? Вас кто-то обидит, или, наоборот, утешит? В общем, нужно, чтобы она сама поняла, чего она боится, и так ли это страшно на самом деле.

Помощь психотерапевта

Самому справиться с такой проблемой чрезвычайно сложно, поэтому можно обратиться за помощью к специалисту, который более качественно и профессионально поможет разобраться и разрешить ваши проблемы вместе с вами. Хоть должнонанизм и может не давать человеку комфортно жить, однако решить такую проблему все же можно, главное – вовремя начать действовать.

Разрешите себе избавиться от груза «Я должен» и станет сразу теплее, проще и радостней жить!