Как правильно писать конспекты лекций. Базовые правила конспектирования

Инструкция

Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.

Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.

Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.

Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.

Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.

Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.

Полезный совет

Если в конспектируемой статье содержатся какие-либо отсылки к другим авторам или научным работам, зафиксируйте их также. Это может быть важно для теоретических построений автора статьи.

Связанная статья

Источники:

  • конспект пишу

Каждый студент, поступивший в любое учебное заведение после школы, сталкивается с необходимостью конспект. Большой объем информации, который излагает на паре преподаватель, становится ужасающим после небольших конспектов школьных уроков.

Новоиспеченным студентам приходится подстраиваться под новый способ изложения и фиксирования . Некоторый идут по пути наименьшего сопротивления и просто слушают лекцию, второй вариант – использовать диктофон. Однако все эти методы не помогут во время сдачи зачета или экзамена, всего для подготовки полный, понятный конспект лекций.

Очень трудно дословно записать все, что излагает лектор, он не диктует, а рассказывает и объясняет материал, задача студента в этом случае – сформулировать информацию так, чтобы после прочтения записей и он сам и другие люди поняли, о чем шла речь. В студенческой среде ходит поговорка – «Хороший конспект – уже «3» на экзамене». Изложение на бумаге лекций не только помогает готовиться к зачетам, но и способствует лучшему запоминанию изначально – срабатывает зрительная память при письме.

Как правильно писать конспект?

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее важные на моменты можно процитировать. В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.

Очень удобно в написании конспекта применять различные схемы. Они помогут наглядно взаимосвязи между текста. Для этого вам необходимо подобрать материал для составления схемы, выделить общие понятия. Далее раскройте суть понятия, подобрав ключевые или фразы. После чего логически сгруппируйте факты, установите связи между группами.

При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и , поэтому применяйте оформительские средства. Для этого делайте различные подчеркивания, выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.

Видео по теме

План-конспект занятия отражает творческую мысль преподавателя и способен активизировать деятельность учащихся, направить их на качественное усвоение знаний. План отражает объем и содержание изучаемого материала, вид учебной деятельности обучаемых, оснащение и объем дополнительных заданий для самоподготовки.

Инструкция

Структура конспект а зависит от особенностей личности преподавателя, его работы и от особенностей аудитории. Предпочтительно составлять план-конспект в виде тезисов. В любом случае форма должна быть удобной для самого преподавателя.

Начинается план-конспект с указания темы занятия . Обычно она берется из тематического плана. Требование к теме – быть определенной, ясной и конкретной.

Далее указываются цели занятия .Образовательные цели – углубление знаний, повторение предмета и применение его в новых условиях, новым навыкам и умениям.Развивающие цели определяют, какое развитие обучаемого преследует преподаватель: мышление, наблюдение, творческое воображение и т.д.К воспитательным целям относятся эстетическое, трудовое, нравственное воспитание, привитие к изучению данного предмета. Задачи выполняются в системе всего урока, ярко воздействуя на сознание обучаемого.

В плане-конспект е должны найти отражение наглядные пособия, технические средства обучения, другое оборудование.

Обрисуйте ход занятия : деятельность преподавателя и учеников, методы, . Несколько минут в начале отводится на закрепление связи с ранее изученным материалом. Интерес к занятию можно создать вопросом или нетрудным заданием. Наметьте форму контроля знаний.

Самая значительная часть занятия отводится для изучения новых понятий и способов действия. Новый материал творчески осмысливается на примерах, которые необходимо подготовить заранее и включить в конспект . Обучаемые должны самостоятельно подойти к решению неизвестного путем сравнения и обобщения.

Видео по теме

Источники:

  • План-конспект урока в 2019

От того, насколько удачно составлен конспект занятия , насколько детально продуман каждый его пункт, чаще всего зависит результативность всего мероприятия. В конспект е педагог должен подробно описать последовательность своих действий, а также предположить ответы или реакцию детей.

Инструкция

Затем укажите цель. Достичь поставленной цели по окончании занятия вам необходимо совместно с детьми. Для ее достижения нужно сформулировать и записать в конспект е задачи. Они должны быть обучающими, воспитательными и развивающими. Таким образом, знакомя ребят с новой информацией, вы должны позволить им получать знания, научить их методам исследования и в то же время подобрать такой дидактический материал, который бы позволил вам реализовать воспитательный момент.

В конспект е занятия обязательно указывается необходимое оборудование (интерактивная , диски с музыкальными композициями, таблицы, портреты писателей и т.д.).

Очень хорошо "срабатывает" на занятия х постановка проблемного вопроса, это позволяет педагогу организовать диспут. Соответственно, дети высказывать свою точку зрения и аргументировать данную позицию. В этом случае удачным является, например, работа с текстом (если занятие проводится по литературному источнику).

Так, если вы проводите занятие по Погорельского "Черная курица, или подземные жители", запланируйте в конспект е постановку вопроса: "Волшебное зернышко освободило Алешу от необходимости каждый день самостоятельно уроки. Но принесло ли ему это и почему?".

Если вы проводите занятие, например, по теме "Традиции нашей семьи", то стоит продумать в конспект е занятия творческие выступления семей, выставку их поделок, составление генеалогического семейного древа и т.д.

В конце конспект а необходимо запланировать время на подведение итогов занятия , а также на проведение рефлексии. Дети обязательно должны высказаться о своих впечатлениях, успехах и неудачах, поставить цели на будущее.

Видео по теме

Правильно законспектированная лекция – это ключ к успеху на экзамене. Важно не просто успевать записывать всю нужную информацию, которую диктует преподаватель в аудитории, но и правильно её структурировать и оформлять – тогда и писать придётся меньше, и пользы конспект принесёт больше. К тому же такую лекцию читать гораздо проще и приятнее, чем неряшливо оформленные записи. А когда лекция – единственный источник информации по теме, грамотное её оформление – вопрос первейшей важности.

Вам понадобится

  • Тетрадь в клетку, набор разноцветных ручек и карандашей.

Инструкция

Оставляйте поля шириной не менее 2 сантиметров (или 4 клетки). Можно прочертить их с помощью линейки либо купить тетрадь с уже оформленными полями. На полях вы можете проставить дату, обозначать значками особо важные места лекции, приводить список условных сокращений, оформлять пункты плана.

Пишите через клетку! А ещё лучше – через две. В таком случае вы всегда сможете дополнить ваш конспект новыми сведениями, либо исправить допущенные ошибки. В конце концов, лекция, записанная через клетку, читается лучше, а глаза устают меньше.

Пишите крупным , не мельчите! Это, конечно, немного замедлит скорость написания лекции, но для увеличения скорости следует пользоваться другими методами. Вам же важна разборчивость почерка. Не пишите как курица лапой. Важно же не только записать лекцию, но потом и прочитать её.

Оставляйте в начале лекции немного строчек, чтобы записать туда план. Бывает, что преподаватель сам диктует в начале пары план. Обязательно его записывайте. Это гораздо важнее, чем кажется поначалу. Дело в том, что лекция может охватывать несколько вопросов, которые потом будут разбросаны по всему экзаменационному вопроснику. Например, тема «Существительное» может включать в себя подпункты «Род», «Падеж», «Число», которые в вопроснике превратятся в вопросы: «Что такое ?», «Что такое ?» и т.д. Подпункты плана помогут вам сориентироваться и выделить главное. Может быть, и всю лекцию целиком читать не придется.

Обязательно ставьте на полях конспекта дату лекцию и тип занятия. Можно указывать также преподавателя, если курс ведут двое или если «основной» преподаватель заболел, а его заменяет другой. Дело в том, что их точки зрения на один и тот же предмет могут не совпадать. Тогда на экзамене вы попадёте в неприятную ситуацию, когда преподаватель скажет: «Откуда вы услышали эту ерунду? Всё не так. Идите, учите, потом пересдадите». Тогда вы сможете смело показать ему конспект лекции «чужого» преподавателя и объяснить, что готовились по ней.

Используйте разные цвета пасты и подчёркивания. Это поможет навести порядок в записи лекции и акцентировать внимание на определённых важных местах.

Используйте сокращения! Это могут быть:

Ваши личные:
слово «например» я обычно сокращаю до «н-р», «языкознание» – «яз-е», «филология» – «Ф.» и т.д.;

Словарные:
вы обозначаете заглавной буквой или аббревиатурой слово, термин или понятие, вынесенные в заголовок темы. Например, если тема «Сказуемое», не стоит писать это , сократите его до «С.» – и так понятно, о чём идёт речь;

Ситуативные:
когда вы замечаете, что в речи лектора проскальзывают одни и те же слова или формулировки, вы можете их смело сокращать или обозначать значком, вынеся сокращённое слово на поля – чтобы потом не забыть, что вы зашифровали под этой закорючкой;

Многие начинающие копирайтеры задаются вопросом, как надо писать статьи. Действительно, в этом жанре существуют определенные правила, соблюдение которых обязательно. Однако прежде чем рассказать о них, следует напомнить, что есть два других момента, без которых никогда не получится хорошая статья. Это владение словом (включая грамотность и стилистическое чутье) и владение материалом. Остальное – дело опыта и техники.

Правила написания статьи

Их несколько, и они не так сложны для запоминания, как может показаться на первый взгляд.

Правило №1. Прежде чем приступить к написанию статьи – правильно организуйте рабочее место. Очень важно, чтобы никто и ничто не отвлекало вас от творческого процесса. Вам обязательно понадобятся ручка, блокнот, простой карандаш или же открытый текстовый редактор на компьютере или ноутбуке. Приготовьте все эти принадлежности заранее.

Правило №2. Даже если хорошо знакомы с материалом – не поленитесь и проштудируйте два-три источника информации по теме статьи. Во-первых, это прекрасная возможность обогатить свои знания, а во-вторых, такой подход станет страховкой в случае, если вы в чем-то заблуждаетесь.

Правило №3. После того как вы внимательно ознакомились с материалами, приступайте к составлению плана будущей статьи. Ее структура обязательно должна включать в себя введение, основную часть (возможно, разбитую на один или несколько подзаголовков) и заключение. Запишите напротив разделов, должно быть выделено каждому из них. Соотношение знаков должно быть примерно следующим: введение – 1/5, заключение – 1/5, основная часть – 3/5 статьи. Т.е. если вы пишете статью объемом 5 тысяч символов без пробелов, на введение и заключительную часть необходимо выделить по тысяче знаков. Остальные три тысячи будут основной частью, которую также не помешает разбить на равные подразделы (по 1/5, или в данном примере, по 1000 символов на каждый из них). Однако, данное правило справедливо не всегда. Не забывайте также включать здравый смысл при его использовании.

Правило №4. Избегайте «разговорного» стиля. Статья должна быть максимально нейтральной, стилистически «выровненной». Особенно это касается новостного формата. Единственное исключение – статьи для блога. Здесь автор может себе позволить немного «расслабиться».

Секреты «вкусного» текста

Вы знаете, что статьи имеют вкус? Они могут быть «пресными», «безвкусными», «тягучими», «острыми», «ядреными», «смачными и т.п. Всех «кулинарных» эпитетов не перечесть. Почему же одна статья вызывает ассоциацию с безвкусицей и кажется пресной, а другая так и норовит обжечь? Почему одни тексты мы прочитываем и тут же забываем, а другие годами храним в закромах своей памяти? Все дело в профессиональных секретах.

Первый из них – эмоциональный фон. Статья может быть выдержана в совершенно нейтральном стиле, с идеально выровненной формой, но, при этом, на подсознательном уровне мы будем воспринимать ее совершенно по-другому. Почему? Потому что она содержит в себе мощный информационный пласт, скрытый за внешне нейтральными словами.

Кроме «особенных» слов, большое значение имеет внутренний ритм статьи. Попробуйте чередовать длинные и короткие предложения, задействуйте вопросительные и восклицательные знаки и вы сами почувствуете, как по-новому и неожиданно «заиграет» ваш текст. Только не переусердствуйте.

Есть еще один секрет, наверное, самый важный, без которого все перечисленные не будут работать. Пишите просто. Не вымучивайте из себя лишние знаки, не вытягивайте из себя заумные словосочетания, смысл которых даже вам не до конца может быть понятен – пожалейте читателя. Текст настоящей, «живой» статьи рождается не в голове, а чуть правее и ниже – в вашем сердце.

Видео по теме

Связанная статья

Умение быстро писать качественные конспекты, которые отображали бы самую суть всего сказанного кем-либо, всегда высоко ценилось. Особенно такое умение может пригодиться студентам, школьникам, журналистам, секретарям и другим людям, которым приходиться вкратце записывать большие объемы информации. В этой статье рассмотрим вопросы о том, как правильно вести конспект лекции, какую пользу это может принести и о способах увеличения качества и скорости конспектирования.

Конспект для студента - хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент - это конспектирование.

Нужно понимать, что слушать и записывать лекцию - это сложный вид вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.

Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций.

Конспектирование развивает ум, внимательность, способствует закреплению знаний в памяти. Если же студенты во время лекции отключается и начинает записывать все под диктовку - это приводит к деградации. Механическое бездумное записывание под диктовку бессмысленно.

Конспект - сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект - неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного.

Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.

Конспект лекции

Основная информация для студентов подается в виде лекций. Но не все лекции конспектируются одинаково. Например:

  • Преподаватель читает материал как по учебнику.
  • Преподаватель много рассказывает, и дает под запись лишь ключевые моменты (отличный преподаватель!)
  • Преподаватель дает под запись готовый проработанный конспект. Студенты все записывают дословно (плохой преподаватель). В этом случае правильный конспект получится сам собой и вам нужно сосредоточится на "переваривании" получаемой информации, не поддаваясь соблазну перейти на механическое записывание под диктовку.
  1. Записывать лекцию по смысловым блокам: каждый блок соответствует пункту плана лекции. Должна быть четкая нумерация (удобно использоваться подпункты, отступ слева и маркеры списка). Также используйте красную строку.
  2. Ключевые слова можно сократить до одной заглавной буквы, а потом использовать это обозначение в тексте. Так, в любом подзаголовке можно сразу обозначить такие слова, потому что они будут часто фигурировать в повествовании. Например:

    Тема: Когнитивный диссонанс в голове первокурсника. Записываем так: Когнитивный диссонанс (КД) в голове первокурсника (П).

    При этом при совпадении букв или если вы путаетесь, можно выделять использование сокращения каким-нибудь специальным образом. Например, можно обводить буквы в кружок.

    При несовпадении части речи, можно подчеркнуть сокращение нужным образом. Например, если П обозначает слово «промышленность», то слово «промышленный» можно записать буквой П с подчёркиванием её волнистой линией.

  3. Можно использовать специальные сокращения для стержневых понятий научной дисциплины, например: интеллектуальные системы (ИС), жанр (Ж), литература (Л), фонетика (Ф), предикат (П). Такие сокращения будут «действовать» в пределах конспектов по одной дисциплине. Для страховки можно выписывать выбранные сокращения на последнюю страницу тетради или на обложку.
  4. Удобно сокращать распространённые длинные слова, чтобы не тратить лишнего времени:
  • Древнерусский язык - др.р. яз.
  • Украинская литература - укр. лит-ра.
  • Государство – гос-во
  • Руководство – рук-во
  • Формула - ф-ла
  • Функция – ф-я (хотя тут можно просто f)
  • Используйте значки важности (выработайте свой личный стиль), например:
    • ! - важно;
    • !! - очень важно;
    • ? - под вопросом;
    • R - проверить;
    • Rm - запомнить;
    • U - посмотреть в учебнике;
    • ZB - пример (например).
  • Используйте приёмы стенографии, обозначая частые сочетания букв значками, например
    • «ность» можно обозначать одним значком Ђ (общительЂ, ущербЂ, материальЂи);
    • «-ение» или «-анис» - ~
    • / - «-ический» (например соц. - социальный; соц/ - социалистический).
  • Обозначения понятий можно записывать как отдельный абзац, отделяя его от основного массива текста и выделять подчеркиванием или цветным маркером. Выделение цветом хорошо помогает запомнить то или иное понятие. Хорошо, если какой-то цвет будет иметь определенное значение в конспекте. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др.
  • Используйте различные математические обозначения:
    • + (плюс), = (равно),
    • ≠ (не равно),
    • ≈ (приблизительно),
    • <, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
    • ± (погрешность, неточность),
    • ⇒ (следовательно),
    • → (влечение, «если, то …»),
    • ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда …),
    • ∨ (или),
    • ∧ (и),
    • ∀ (для всех),
    • ∃ (существует),
    • ∅ (пустое множество),
    • ∈ (принадлежит),
    • ∉ (не принадлежит),
    • ⊂ (включает в себя),
    • ∪ (объединение),
    • ⋂ (пересечение),
    • ∞ (бесконечно),
    • || (параллельно),
    • ∑ (сумма),
    • ¬ (не),
    • стрелка вверх или вниз (возрастание, убывание);
  • Везде, где можно, использовать аббревиатуру или значок – используйте. Примеры:
    • В физике: v - скорость, а - ускорение, L - индуктивность, БАД.
    • Программирование: ООП, СУБД, БД, ЯВУ, ТЗ, ТП, ЭП.
  • Когда не успеваете, можно пропускать гласные буквы в словах, они не помешают понимать написанное.
  • Знаете английский или другие языки? Возможно некоторые слова на них пишутся короче. Это можно использовать.
  • Классификации и периодизации предпочтительнее конспектировать не в текстовом виде, а в виде схем, диаграмм, рисунков. Это очень важное правило, верх мастерства. Например:

    На изображении "а)" представлен хороший конспект, на изображении "б)" неудачный. Оба несут один и тот же смысл, но конспект "а)" мы можем понять и запомнить намного быстрее и эффективнее:

  • Используйте пространственную запись:

  • Другие виды конспектов

    • Конспект научной статьи. Основное в конспектировании научных работ - умение выделить главное, рациональное. Основное правило такого вида работы: нельзя менять текст первоисточника, то есть цитаты подаются без изменений, сохраняется авторская пунктуация. Он должен быть настолько точным, чтобы в дальнейшем его можно было использовать при написании курсовых работ. Примечания к таким конспектам чаще всего имеют такие специальные знаки: NB - nota bene (заметь хорошо, возьми на заметку, обрати внимание), Sic! (было именно так и никак иначе, даже если очевидно, что тут ошибка; "я знаю, что тут ошибка, но так было в оригинале"), знаки восклицания и знаки вопросов.
    • Конспект словарной статьи. Основное задание во время работы со словарем - выписка отдельных значений слов, но студенты чаще всего переписывают текст из словарной статьи без изменений и сокращений, что само по себе неправильно. Цель работы - выборочно выписать необходимую информацию. Примеры использования слов и их грамматические характеристики переписывать не нужно.
    • Конспект художественного произведения. Чтобы избежать путаницы при чтении объемного произведения или параллельного чтения сразу нескольких произведений, удобно пользоваться схематическими конспектами, которые еще называют картами памяти. В таких схемах часто используют круги и стрелки, которые иллюстрируют развитие сюжетных линий. Такой тип конспектирования наиболее удобен для студентов с развитым образным мышлением и для студентов с очень плохой памятью (развивайте образность).

    Многие студенты задаются вопросом, зачем им нужно записывать лекции и делать конспекты. Сегодня много доступных учебников, а в Интернете можно вообще найти любую информацию по интересующей теме. Однако конспекты писать надо, это неотъемлемая часть образовательного процесса. В записывании есть глубокий смысл и польза.

    Медики о конспектах

    В медицине отмечено, что записывание позволяет отложить информацию в памяти на более длительный период. Иногда людям с плохой памятью даже рекомендуют что-то записывать в ежедневник. При этом ежедневник служит не для постоянной сверки планов, а просто для процесса письма.

    Есть краткосрочная и долгосрочная память. Прочитанная в учебниках информация обычно остается в краткосрочной памяти. Записывание конспектов переводит материал из краткосрочной в долгосрочную память. В результате студент лучше запоминает материал.

    Преимущества конспектирования

    Ведение конспектов помогает в трудных ситуациях. Например, на лекциях преподаватели часто дают много материал, причем часть информации может отсутствовать в учебниках. записывая, студент может запомнить больше. При начитке лекций преподаватель придерживается определенного плана. Учащиеся тоже фиксируют информацию на бумаге.

    Конспект помогает:

    • лучше запомнить информацию;
    • структурировать данные, полученные на лекции;
    • грамотно пополнять базу знаний, ориентируясь на план конспекта и дополняя полученные сведения новыми деталями;
    • быстро готовиться к экзаменами и зачетам;
    • сразу ухватить самое главное из изучаемой темы.

    Студент, который прилежно ведет конспекты, иногда может даже рассчитывать на повышения балла или на сдачу экзамена «автоматом».

    Если студент ведет конспекты, то перед экзаменом ему нужно только повторить тему. Потому что основная информация уже успела отложиться у него в долгосрочной памяти. После экзамена учащийся вряд ли забудет то, что прошел. Система ведения конспектов у каждого своя, кому как удобнее работать. Как бы ни был записан конспект, он должен быть более или менее понятен.

    Конспекты порой заменяют целые учебники. Некоторые данные невозможно получить даже через Интернет или в крупных библиотеках. Зато преподаватель может дать такую информацию за одну пару. Студент, который претендует на высокий оценочный балл, обязательно должен штудировать литературу, дополняя конспект.

    ТУПОЙ КАРАНДАШ ЛУЧШЕ ОСТРОГО УМА.

    ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО КОНСПЕКТИРОВАТЬ ЛЕКЦИИ

    Лекции в высшем учебном заведении или профессиональном колледже – это большой объём сложной многогранной информации. В школе уроки, как правило, ведутся размеренно, каждый ключевой элемент темы записывается на доске, а через 45 минут наступает перемена.

    В вузе совершенно иная ситуация – лекции длятся по полтора часа, и преподаватель за это время успевает дать предельно большое количество нового материала, который необходимо не просто прослушать, а верно законспектировать и, затем, выучить. Чтобы успевать за лектором и не упустить ничего важного, можно взять за основу некоторые правила:

    1. Забудьте о приобретении отдельной тетради для каждой дисциплины. Используйте единый блок с кольцами и съемными страницами . Дело в том, что в вузе все дисциплины между собой перекликаются и, периодически, приходится обращаться на одном предмете к конспектам по смежной тематике другой дисциплины. К тому же, гораздо удобнее класть в сумку блок в твердом переплете (рис. 1), чем каждый день собирать разные тетради в соответствии с расписанием занятий – как говорится: «Всё своё ношу с собой». Тем более, зачастую, лекции по тем или иным предметам могут понадобиться в самый неожиданный момент.

    Для блока удобнее использовать съёмные листы (рис. 2) и разделители страниц (рис. 3), либо самоклеящиеся закладки (рис. 4).

    Рисунок 1 – Тетрадь со сменным блоком

    Рисунок 2 – Сменные блоки

    Рисунок 3 – Разделитель страниц

    Рисунок 4 – Закладки самоклеящиеся

    2. Записывайте текст темы по смысловым блокам : каждый блок должен соответствовать пункту плана лекции. Используйте при этом чёткую нумерацию и красную строку. Удобно выделять ключевые моменты цветным маркером.

    3. Учитесь грамотно сокращать слова . Возьмите себе за правило определенные языковые единицы при написании сокращать или использовать аббревиатуру. Речь идет не только о таких лексемах, как: и т.д., и т.п., и др. В соответствии с вашей специальностью в лекционных текстах постоянно будет присутствовать характерный перечень слов. К примеру, у филологов: «существительное», «прилагательное», «наречие» и т.д. – сокращаем: «сущ.», «прил.», «нареч.». У юристов: «юриспруденция», «юридическая наука», «правоведение», «философия юриспруденции» и пр. – сокращаем: «юриспр.», «юр. н.», «правовед.», «философ. юр.».

    4. Научитесь выделять и записывать ключевые моменты темы . Как правило, преподаватель акцентирует на них внимание при помощи интонации или просит аудиторию записать то или иное конкретное определение или высказывание.

    5. Всё, что пишет лектор на доске по обсуждаемой теме, необходимо в обязательном порядке конспектировать . Наверняка на зачете или экзамене вас спросят именно эти формулировки ответа, и преподавателю польстит, если вы повторите обозначенный текст, что скажется положительно на вашей итоговой оценке.

    6. Используйте значки , которые будут подчёркивать важность информации (можно выработать даже свой собственный индивидуальный стиль), к примеру:

    ! — важно;

    !! — очень важно;

    ? — под вопросом;

    R — проверить;

    Rm — запомнить;

    U — посмотреть в учебнике;

    ZB — пример (например).

    7. Можно также обращаться к приёмам стенографии , заменяя часто встречаемые сочетания букв значками, например:

    – «ность» можно обозначать одним значком ö (общительö, ущербö, материальöи);

    «-ение» или «-анис» — значком ç

    Ͼ использовать для обозначения части слова «-ический» (например соц. – социальный; соцϾ – социалистический).

    8. Используйте различные математические обозначения или специальные значки :

    В физике: v – скорость, а – ускорение, в математике – бесконечность, ≈ – приблизительно. Хотя не обязательно использовать данные значки строго в рамках одной дисциплины, к примеру, юрист или филолог также могут заменять слова какими-то выбранными ими символами.

    Приведем пример наиболее популярных значков:

    + (плюс), = (равно),

    ≠ (не равно),

    <, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д.),

    ± (погрешность, неточность),

    ⇒ (следовательно),

    → (влечение, «если, то …»),

    ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда …),

    ∀ (для всех),

    ∃ (существует),

    ∅ (пустое множество),

    ∈ (принадлежит),

    ∉ (не принадлежит),

    ⊂ (включает в себя),

    ∪ (объединение),

    ⋂ (пересечение),

    || (параллельно),

    ∑ (сумма),

    Или ↓ (возрастание, убывание);

    9. Верхом мастерства является умение студентом записывать текст в виде схем, диаграмм или рисунков .

    10. Не стоит надеяться на свою память – «Тупой карандаш лучше острого ума». Дело в том, что человек способен держать много дел в голове, но наш мозг может эффективно работать с 5-7 процессами одновременно (за редким исключением) Таким образом, записывая всю информацию на бумаге, Вы хорошо разгрузите свой мозг, освободив, таким образом, свою «оперативную память». Это позволит вам легче усваивать новый материал и избежать «каши в голове».

    11. Говорим «нет» отвлеканиям . Во время лекций старайтесь сосредоточиться на их теме, и не прерываться на переписку по телефону или разговоры с сокурсниками. Ввиду инертности нашей психики, мозгу сложно перестраиваться на разные типы деятельности. Если Вы занимаетесь каким-то делом, производительность мозга медленно растёт (первые 15-20 минут) и после этого периода начинается пик его эффективности. Но если что-то или кто-либо Вас отвлекает, то Вам вновь потребуется после этого прерывания ещё 15-20 минут, чтобы войти опять в высокоэффективное состояние – легко усваивать и запоминать новый материал.

    Хотелось бы отметить, что вы добьётесь бόльших результатов, если начнете учиться записывать вышеописанными способами конспекты ещё в школе.

    Возможно, некоторые читатели возразят, что с учетом наличия новых технологий можно без труда записывать лекции на диктофон. Как журналист, попытаюсь опровергнуть данное мнение на основании собственного опыта: расшифровка (конспектирование записи) в последующем займёт у вас не меньше времени, чем если вы будете изначально записывать лекцию непосредственно на паре под диктовку. В аудиозаписи вам могут создавать помехи посторонние шумы присутствующих сокурсников, шёпот, шорох и т.д.

    Если вы — аудиал , то для вас эффективнее всё воспринимать на слух и прослушивание записи поможет вам легко запомнить информацию, однако, большинство из нас – визуалы , которым проще выучить текст после его прочтения.


    Обсуждение закрыто.

    Казалось бы, что такого сложного в ведении конспектов? Записывай себе нужную информацию в сокращённом виде, да и всё. Не теряй тетрадку и не используй её в качестве подставки под кофе или чай. Но что делать, если ты заглядываешь в свой конспект и не можешь в нём разобраться? даст тебе несколько советов по правильному и эффективному ведению записей, чтобы тебе было не стыдно показать их.

    Как правильно составить конспект урока или лекции

    Конспектируй вдумчиво

    Не хватайся за ручку с первых слов преподавателя. Старайся не просто автоматически записывать всё, что он говорит, а фильтровать информацию. Лучше дослушай предложение, осмысли его и уже тогда всё кратко запиши. Полезно помечать и комментарии преподавателя, особенно если они расшифровывают сухие определения.

    Структурируй записи

    Обязательно выделяй отдельные части конспекта: тема урока или лекции, заголовки, подзаголовки, определения. Делай отступы между текстовыми блоками, а основную информацию (формулы, законы, правила) обводи в рамочку. Не бойся визуализировать получаемую информацию (там, где это возможно). Рисунки отпечатаются в твоей голове и помогут вспомнить сопутствующую им информацию.


    Используй текстовыделители, но не увлекайся
    Загугли «study inspiration», чтобы найти вдохновляющие примеры ведения конспектов, креативные подходы к оформлению записей

    Используй сокращения

    Сокращай слова так, чтобы потом разобрать их. Придумай собственные условные обозначения, чтобы ускорить процесс. Здесь помогут математические знаки и другие символы. Например, слова «повышение», «рост», «увеличение» может заменить стрелка вверх или знак больше. Только не забудь потом, что какой знак обозначает.


    Слово «цивилизация» можно сократить как цивилиз. и цивил-ция. Как тебе удобнее

    Выбирай удобные письменные принадлежности

    Используй для конспектов тетради с бумагой, на которой тебе будет приятно писать. Хорошо, если в ней будут расчерчены поля: на них можно делать важные пометки по теме, а не только проставлять дату или помечать домашнее задание. Там, где осталось что-то тебе не понятное, ставь вопросительные знаки. Если лектор прервал свою мысль и переключился на что-то другое, оставь свободное место, а потом вернись и закончи.


    Ручку для письма бери удобную и с яркими чернилами. Гелевая и капиллярная тоже подойдёт, если бумага плотная и на ней ничего не просвечивается. Разноцветные ручки тоже можешь использовать по желанию, но они забирают много времени. Удобнее будет текстовый маркер.


    Один конспект — один предмет

    Не стоит конспектировать все предметы в одну тетрадь. Это запутает тебя и не вызовет восторга у преподавателя. Отведи на каждый предмет по отдельной тетради. Можешь использовать тетрадь на кольцах со вставными блоками.

    Пользуйся дополнительными средствами

    Бывает, что учитель или преподаватель читает лекции очень быстро. В таком случае ничего не остаётся, кроме как подстроиться под его темп: делай записи тезисно, пользуйся диктофоном или ноутбуком (если это не запрещено).

    Надеемся, после наших советов ты будешь вести конспекты ещё лучше!

    Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях