Основные философско-теоретические модели общества. Проблема построения теоретической модели общества

Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества

Тема 8. Социальная философия

1. Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества.

2. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

3. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. .Политика и право. Гражданское общество и государство.

4. Социальные отношения. Источники, механизмы и субъекты социальных изменений.

5. Линœейные и нелинœейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

6. Понятие и основные философские интерпретации культуры. Философия и диалог культур в современном мире.

7.Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации в контексте стратегии устойчивого развития.

Раздел философии, посвященный исследованию общественной жиз­ни, принято называть социальной философией. Проблемы соотношения личности и общества, смыс­ла, направленности, закономерности исторического процесса и др.
Размещено на реф.рф
всœегда интересовали философию, однако вплоть до начала XIX в.они занимали в ней второстепенное место. Становление социальной философии как особого раздела философского знания относится к 20-40-м гᴦ. XIX в. Ее появление внутренне связано с началом активного развития социально-гумани­тарных дисциплин - социологии, политологии, культурологии, экономики и др., и в связи с этим крайне важно выделить собственно философский ракурс изучения общества. Так, история описывает и объясняет события, произошедшие в конкретном месте и условиях, а политология занимается проблемами, связанными с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти. Несмотря на то, что общество яв­ляется объектом изучения различных наук, это не отменяет не­обходимости философской рефлексии над обществом, над раз­личными концепциями и направлениями, в которых предпри­нимаются попытки анализа и объяснения самых разнообраз­ных явлений социальной жизни. Предметом социальной философии являются наиболее общие ос­нования, условия и закономерности жизни общества. Она также исследует общие законы становления и развития общества, специфику и взаимовлияние общественного бытия и духовного мира людей, виды общественных отношений, функционирование и роль разнообразных социальных институтов.

Общество - это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, включающая в себя индивидов и социальные общности, объединœенные кооперативными связями и процессами саморегуляции и самовоспроизведения. Ее проблемное поле составляют исследования качественной специфики социальной ре­альности, фундаментальных закономерностей функционирования обще­ства, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и пер­спектив социальных процессов.

Философия выстраивает различные иссле­довательские программы в обществознании, предлагает аль­тернативные модели философии истории, философии морали, философии искусства, философии власти, философии религии, обосновывает критерии стратификации (выделœения социальных слоев), рассматривает типы цивилизаций, разрабатывает футурологические модели развития человечества. Социальная философия ставит перед собой следующие воп­росы: какова специфика социального бытия, существуют ли за­коны общественной жизни, как сочетаются свобода и творчес­кая устремленность личности с социальными традициями и нормами, каково соотношение власти и нравственности, эмпиричес­кого и теоретического познания в общественной жизни, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеальных моделœей об­щества в действительности?

Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процес­се философской рефлексии как социальное бытие. В широком смысле слова под обществом принято понимать обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятель­ности. В более узком смысле слова общество - это определœенный этап человеческой истории (к примеру, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (к примеру, современное белорусское).

Общественное, социальное - это всœе то, что характеризует со­вместное существование людей и отлично от их природной, био­логической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становле­ние человеческой личности невозможно вне общества, вне усвое­ния социального опыта͵ мира культуры и науки, программ пове­дения, общения и деятельности.

В отличие от природы общество есть деятельность преследу­ющего свои цели человека. В случае если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявля­ются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всœегда стремя­щиеся к определœенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, но это и сама практическая, ду­ховная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем.

В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчинœенными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоя­тельности. Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, кото­рые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти невидимые социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, в связи с этим чаще всœего поступает ʼʼкак нужноʼʼ, как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования совместными усилиями.

Развитие представлений о социальной реальности происходило в условиях острого противостояния различных подходов. К серединœе XIX в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы. Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под вли­янием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был рас­пространен и в XX в. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Мон­тескье, Г. Спенсер, А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; опре­деляли географические, космические факторы в качестве ведущих в раз­витии общества.

Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды И. Гердера, И. Канта͵ Г. Гегеля, рассматривал общество как надиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценнос­тями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

Психологический подход, представленный работами Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето, а затем продолженный в социально-психологической тра­диции в творчестве 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматри­вал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всœего общества.

Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние па развитие социальной философии, однако в силу присущей им односторонности (редукционизма) не смогли отразить системную специфи­ку социального бытия. Общественную жизнь сводили либо к природным, материальным проявлениям, либо к ду­ховным, субъективным.

Преодоление методологической редукционистской традиции стало одной из центральных проблем таких влиятельных течений в социаль­ной философии конца XIX в., как социологизм и историцизм, с кото­рыми было связано концептуальное оформление социальной философии уже в рамках неклассической западной фило­софии.

Социологизм - социально-философская традиция, связанная с трак­товкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Э. Дюркгейма. Классическое выра­жение социологизма - марксистская модель социальной реальности. Отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явле­ний, марксизм выдвинул материалистическую идею, согласно кото­рой общество - результат развития общественно-исторической практики людей. Выделœение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную со­циально-экономическую обусловленность обще­ственных явлений социально-политического, духовного порядка. В оп­позиции социологизму развивалась методология и проблематика историцизма.

Историцизм - традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции со­циальной и исторической реальности на базе имманентной вклю­ченности в нее познающего субъекта. Основатель традиции В. Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса ʼʼнаук о природеʼʼ и обществознания как ряда ʼʼнаук о духеʼʼ и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического собы­тия предполагает не только его объяснение, но и понимание. Представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема социогуманитарных методов исследования. Οʜᴎ выработали понятие о номотетической науке (естествознании), ис­пользующей методы обобщения при познании законов природы, и об идеографической науке, которая использует методы описания при изуче­нии единичных исторических событий. Яркое воплощение идеи исто­рицизма получили в культурно-исторической монужнологии О. Шпенглера и А. Тойнби. В XX в. эти идеи получили дальнейшее развитие также в трудах М. М. Бахтина, в герменевтике и т. д.

Односторонность социологизма и историцизма, в свою очередь, стала предметом критической рефлексии в целом ряде синтетических со­циально-философских программ: в концепции социального действия М. Вебера, структурно-функциональной модели общества Т. Парсонса, концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, теории социальной прак­тики П. Бурдье и других концепциях, выдвинутых в конце XIX и в XX в. Общая концептуальная и методологическая черта синтетических исследовательских программ - установка на преодоление оппозиции объек­тивизма и субъективизма.

Современная стратегия познания общества отличается методологическим плюрализмом. Наряду с прежними исследовательскими установками важнейшую роль приобрели системный и деятельностный подходы. Общество - это системное целостное образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой де­ятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной ком­муникации; система отношений между большими социальными группами - классами, нациями и др.; система социальных институтов - экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни - материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею сис­темности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX- XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные про­цессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении обще­ства на базе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жиз­ни общества, причиной его многообразия и системности является со­вместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сороки­ным, Т. Парсонсом и др.

Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия че­ловека, связанный с целœенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения - это отношения и связи меж­ду большими социальными группами, а также внутри них, возникаю­щие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя ус­ловия своего существования.

Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества" 2017, 2018.

Многообразие философских учений о развитии можно свести к нескольким концепциям: диалектической, эволюционной, эмерджентной, структуралистской и синергетической.

Диалектическая концепция развития является наиболее известной и популярной, в основном из-за того, что в её разработке активное участие принимали Гегель и Маркс. Основу диалектики образуют:

* Идея всеобщей связи и зависимости в мире. Не существует ни одного элемента, который не был бы прямо или косвенно связан со всеми остальными элементами действительности. Мир есть взаимосвязанное единство, целостность.
* Идея саморазвития. Мир развивается не потому, что его кто-то или что-то извне к этому побуждает, толкает, а потому, что он сам порождает источник своего развития. Этим источником является внутреннее противоречие.
* Принцип противоречия как универсальной движущей силы саморазвития бытия.

Диалектичность характеризует не только систему в целом, но и подсистемы. Между подсистемами и элементами систем возникают отношения противоречия, которые и вынуждают системы и подсистемы изменяться. Разрешение противоречия означает завершение цикла развития. Развитие как процесс объясняется и описывается через действие законов диалектики: единства и борьбы противоположностей; взаимного перехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания. Диалектическое развитие строго подчиняется законам, но не подчиняется воле человека.
Понимание мира как диалектически развивающегося целого имело свои достоинства. Однако развитие наших представлений о мире, появление новых данных из области естествознания, а также новые опыты из общественной жизни, из сферы развития научного знания, дали основания утверждать, что диалектика - это не универсальная концепция. Она годится для объяснения многих процессов развития, но есть феномены развития, которые нельзя ни объяснить, ни понять с помощью диалектики. Например, в развитии живой природы принято считать межвидовую борьбу частным проявлением общего закона противоречивости жизни. Но биологи доказали, что не всегда переход от одного качественного состояния к другому происходит таким путем. Иногда имеют место мутации и флуктуации.
Как показывает социальная практика, диалектическая концепция развития уже исчерпала себя как универсальный инструмент объяснения общества. Социальные трансформации сейчас настолько тонки и разнообразны, что схемы диалектики далеко не всегда в состоянии объяснить источники, причины, механизмы социальных изменений. Тем более, что диалектика полностью игнорирует сознательно-волевой фактор и пасует перед субъективной реальностью бытия в мире.
Поэтому, высоко оценивая диалектическую концепцию развития, приходится делать вывод, что она не является универсальной, а лишь частично и в определенных случаях объясняет механизмы и особенности развития природы и общества.

Представление о сущности общества появляются с зарождением философии.

Древность

  • Так, по мнению древнегреческого философа Платона , главное в обществе (в государстве) – установление, реализация идеи общественной справедливости . Эта идея выражает действие в обществе мирового закона космической гармонии . Необходимо приблизить существование общества к идее общественной справедливости с помощью познания этой идеи, разумного управления, выведения законов государства из нее. Впрочем, осуществить ее на практике полностью невозможно.
  • Аристотелем была высказана мысль, что в основе существования общества лежит объединение людей для наиболее полного удовлетворения “социальных инстинктов” . Общество имеет естественное происхождение и представляет собой результат деятельности и связей между людьми по поводу удовлетворения их социальных потребностей.
  • Древнекитайский мыслитель Конфуций считал, что общество опирается на моральные нормы, имеющие “небесное” происхождение . К наиболее древним относятся также идеи договорного основания общества и государства , высказанные в философии буддизма в Древней Индии, в учениях Эпикура и Лукреция , а также некоторыми философами средневековья. Предполагалось, что общественное устройство основывается на сознательном соглашении между людьми .
  • В развиваемых религиозной философией средневековья (Августином , Фомой Аквинским ) взглядах общественное бытие выводилось из божественного предписания .

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и права. Крупнейшие мыслители XVI в. (Н. Макиавелли, Ж. Воден ) рассматривали общество как результат деятельности самих людей , поставили вопрос о закономерностях исторического развития. Так, Воден, подчеркивал влияние естественной сферы на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни.

XVII-XVIII вв.


Концептуальное оформление представлений об обществе получают в XVII-XVIII вв. В это время философские проблемы общества выделяются в самостоятельный предмет исследования, формируется особая сфера философствования – социальная философия. Первые социально-философские теории создают Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеций, Дж. Вико, И.Г. Гердер , др. философы. Какие же исторические, социально-экономические, культурные предпосылки способствовали появлению социальной философии? В XVII-XVIII вв. в Европе складывается и утверждается буржуазная цивилизация. Возникает объективная возможность и насущная необходимость накопления, обобщения, сравнения фактов исторического развития, проникновения в глубинные причины, закономерности общественной жизни, поиска исторических перспектив. Это эпоха освобождения человеческого разума от прежде незыблемых культурных традиций, главным образом, религиозных: эпоха активной деятельности разума, причём сфера его деятельности кажется неограниченной, а любой предмет изучения – принципиально подвластным его мощи. И человеческий разум притязает на выявление и познание открывшихся ему оснований общества. Так, в XVII-XVIII вв. в Европе складывается индустриальное общество и утверждается механистическое мировоззрение . В его рамках и общество, и человек представляются сложными механизмами, машинами, а главными проблемами социальной философии считают рациональное устройство общества и соответствующее воспитание человек. В условиях одной и той же исторической эпохи развиваются столь непохожие концепции общества и человека, что отражало многослойность общественной жизни и разнонаправленность общественного развития, своеобразие существования национальных культур, особенности истории и реальное богатство предшествующей философской мысли, каждой из системных теорий общества присущи вполне определенны общефилософские и социально-философские основания, это проявляется в исходных принципах теории, сети инструментов (идеальных объектов), категориях и законах, общей картине исторической жизнедеятельности. Рассмотрим системные теории общества, философские основания которых составляют натурализм, идеализм, материализм .

Натурализм

Суть натурализма многолика, но, так или иначе, проявляется в отождествлении общества с животным и растительным миром или отдельными популяциями, в распространении законов биологии, механики на общество , в объявлении тех или иных элементов природной среды определяющими факторами истории человечества.

  • Так, французский философ Л. Монтескье утверждал, что “дух законов” должен соответствовать природе.
  • По мнению англичанина Г. Бокля , устройство и развитие общества зависит от влияния климата, почвы, пищи.
  • Русский ученый Л. Мечников объяснил неравномерность общественного развития изменением значения водных ресурсов и коммуникаций (река, море, океан).
  • Г. Спенсер (Англия) свои сочинения в значительной степени посвятил “изложению тех оснований, которые позволяют нам утверждать, что постоянные отношения между частями общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа”. Утверждая, что “общество есть организм”, Спенсер уподоблял структуру и функции общества функциям и органам живого тела (деньги сравнивались с кровью, ж/д – с кровеносными сосудами и т.д.). Человеку в обществе отводилось такое же место как клетке в организме. Основным законом истории человечества Спенсер называл закон выживания наиболее приспособленных существ.

Последователи Спенсера составили направление социальной философии, известное как органическая школа. Влияние ее во второй повинене XX века вряд ли можно оценить как значительное. Сказанное относится и к другим вульгарно-натуралистическим школам (социал-дарвинизм, неомальтузианство, геополитика и т.д.). Зато нельзя не заметить, что принципы натурализма в той или иной мере включены во многие социально-философские теории, весьма различные по своим основаниям. Натуралистическое объяснение общества, тем не менее, имело большое теоретико-философское значение, так как впервые была сделана попытка найти объективные, закономерные рациональные основания общества.

Иидеализм

  • Широкое распространение в XVII-XVIII веках получила, так называемая, “договорная” концепция общества . Для представителей этой Концепции (Гоббс, Руссо ) характерно представление о том, что люди под давлением обстоятельств вынуждены передать обществу (государству) контроль над своими действиями, отчуждая собственную свободу. Именно этот акт, по мнению Руссо, “создает его моральное и коллективное единство”. Но государство они рассматривали как следствие развития общественного сознания, а не экономического развития.
  • Серьезной критике “теорию общественного договора” подверг Гегель , который выдвинул концепцию “гражданского общества”, под которым в отличие от “общества политического” понималась совокупность имущественных отношений, определявших образ жизни людей и их взаимоотношения. Характерно, что именно собственность рассматривалась Гегелем как гарантия и выражение свободы человека.

Материализм

Вслед за Гегелем Маркс рассматривал гражданское общество как сферу материальной, экономическсой жизни и деятельности людей. Но в отличие от Гегеля, который основой всего развития считал “мировой дух”, “абсолютную идею”, Маркс показал, что сами имущественные, материальные отношения, лежащие в основе политической жизни общества, определяются не идеями людей, а достигнутым уровнем развития производительных сил, что в основе развития общества лежит способ производства материальных благ.

Маркс, таким образом, преодолел натурализм и идеализм тем, что социальную реальность представил в виде деятельности, практики, которой человек активно и целенаправленно (субъективно) преобразует материальные условия своего существования. Общественная жизнь является по существу практической. Если классическая философия сущность общества выводит из объективной духовной культуры, то Маркс апеллирует к общественной деятельности субъектов, то есть к материально-производственной практике.

Основные теоретические модели общества

Обратим внимание на три фундаментальные теоретические концепции общества, оказавшие заметное влияние на развитие современного обществознания.

  1. аффективное, основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;
  2. традиционное, побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имею­щее характер социального автоматизма;
  3. ценностно-рациональное, характеризующееся сознатель­ным следованием принятой в обществе или социальной группе сис­теме ценностей, независимо от реальных его последствий;
  4. целерациональное, определяемое сознательной постанов­кой практически значимой цели и рассчетливым подбором соот­ветствующих и достаточных для ее достижения средств, критери­ем чего выступает достигнутый успех совершенного действия.
Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господ­ствовали первых три типа социального действия, то целерацио­нальное действие является специфическим для западной циви­лизации, начиная с ХVII-ХVIII вв. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к радикальной раци­онализации всей общественной жизни и «расколдованию мира», устранению ориентации на следование традиционным ценностям как предрассудкам. Формально-рациональное начало конституи­рует и определяет существование всех сфер общества и деятель­ности людей

Хозяйственно-экономическую деятельность (стро­гая калькуляция как условие достижения результата),
- полити­ко-правовые отношения (бюрократия как принцип отлаженного социального управления),
- образ мышления (жизненный успех как мировоззренческая ориентация).

В рассмотренных теоретических моделях общества К. Маркса, Т. Парсонса, М. Вебера также, как и в приобретших популяр­ность в XX в. концепциях Дж. Мида, Ю. Хабермаса, П. Бурдье и ряда других мыслителей, отчетливо выявляется философское по­нимание социума как субъективно-объективной реальности. Раз­личие же между ними в том, что рассматривается в них в качес­тве системообразующих элементов общества в конечном счете - социальное действие как субстрат «субъективного смысла» или обезличенные социальные структуры, функции которых при­обретают объективно-закономерный характер.

Построение теоретической модели общества начинается с определения основы его существования и развития.

Концептуальное оформление представления об обществе получили в XVH-XVHI вв. В это время философские проблемы общества выделялись в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки - социальная философия . Первые социально-философские теории создали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеций, Дж. Вико, И. Гердер и другие философы. Каковы же исторические, социально-экономические, культурные предпосылки содействовали появлению социальной философии?

В XVI-XVIII вв. в Европе сложилась и утвердилась буржуазная индустриальная цивилизация. Это эпоха промышленных и социально-политических революций, ускорения общественного развития.

Возникли объективная возможность и насущная необходимость накопления, обобщения, сравнения фактов исторического развития, проникновения в глубинные причины, закономерности общественной жизни, поиска исторических перспектив. Это была эпоха освобождения человеческого разума от прежде незыблемых традиций, главным образом религиозных, эпоха активной деятельности разума, причем сфера его деятельности кажется неограниченной, а любой предмет изучения - принципиально подчиненным его могуществу.

Концептуально-теоретический уровень философского исследования общества предполагал изучение его объективных основ, закономерностей структуры, существования и развития.

Одной из первых исторически влиятельных концепций явилась натуралистическая концепция общества . Ее развивали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др. Натуралистическая социальная философия начинается с утверждения, что человек является автономным природным существом, наделенным разумом (это также природная характеристика). Общество представляет собой совокупность индивидов. Человек, чтобы жить, должен удовлетворять свои природные потребности. В таком случае общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы. "...Воля людей, производящих в этом мире самые поразительные и обширные изменения, приводится первоначально в движение физическими причинами"".

Философы-просветители утверждали, что общественные отношения в их историческом развитии управляются мыслями людей, их желаниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами. Распространение знаний, науки, просвещения позволит познать природу человека, организовать разумное, соответствующее ей общественной устройство, будет содействовать прогрессу. И наоборот, невежество, предрассудки являются тормозом общественного развития. Необходимо преобразование мира на началах разума. Наиболее ярким примером такого преобразования стала Великая Французская буржуазная революция.

Оказывается, что общество имеет две основы: природную и рациональную. Чтобы разрешить это противоречие, предлагается так называемая "теория факторов" . Согласно ей, общество основано на взаимодействии нескольких факторов: природных (географических, биологических), политических, духовных и т.д. Однако является ли сумма факторов решением проблемы? Каково происхождение это) о взаимодействия? Называли географический (географический детерминизм Ш. Монтескье) и демографический (демографический детерминизм английского экономиста Т. Мальтуса) факторы. Гельвеций подчеркивал особую роль экономического фактора, но сводил его только к "материальным нуждам", т.е. по существу природным началам.

Натуралистическое объяснение общества в свое время имело большое теоретико-философское значение, поскольку впервые была сделана попытка найти объективно закономерные, рациональные основы общества. Натуралистический подход к обществу сохраняется в определенном смысле и в настоящее время.

Иное понимание общества содержится в философских теориях Дж. Вико, И. Гердера. Это направление получило название "историзм ". Сторонники его старались найти и обосновать качественную особенность общества в сравнении с природой. Социальное бытие у них создается в ходе истории из "человеческих действий, социальных установлений" прежде всего на основе целостной развивающейся культуры. Природа человека общественная, историческая. Но формируется и существует человек через диалектику природного и общественного, предпосылки, данные природой, развиваются в культуре. Гердер фиксировал двойственность человеческой природы.

В объективно-идеалистической философской системе Гегеля - классическое понимание общества получило наиболее развитое целостное выражение или образ. За побуждениями людей следует видеть известную основу, которая и определяет состояние общества, его историю. В чем она заключается? Гегель считал такой основой саморазвивающийся Абсолютный Дух. Абсолютный Дух посредством людей (человек - "орудие Духа") рационально, закономерно выстраивает историю.

В структуре общества Гегель ставил на первый план так называемое "гражданское общество" , имущественные экономические отношения, хотя они являются не чем иным, как осуществлением на практике правовых понятий. Аналогично объясняются и все остальные общественные отношения. Гегелевскую систему можно считать началом социальной философии, поскольку он выдвинул идею объективной детерминированности общественного развития.

История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравственных и религиозных отношений, связующих людей.

Фундаментальные идеи классической немецкой философии были в дальнейшем восприняты и развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом. Однако противоречия предыдущих концепций требовали поиска иного, неидеалистического обоснования социальной философии. Маркс развил диалектико-материалистическую теорию общества. Его главный принцип: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание ".

Фундаментальная роль, по Марксу, принадлежит материальному производству . Объективные процессы взаимодействия природы и труда обусловливают существование людей.

Таким образом, утверждается определяющая роль общественного бытия - объективной социальной реальности по отношению к общественному сознанию. Однако само материальное производство нуждается в определенных социально-политических и духовных отношениях, определяет их. Оно играет в обществе системообразующую фундаментальную роль.

Субъектом истории является в таком случае не дух, не лнчность просветителя, а широкие социальные общности людей, создающие духовно и практически свою действительную жизнь .

И если классическая философия выводит суть общества из объективной духовной культуры, то Маркс апеллирует к общественной деятельности субъектов, и, в первую очередь, к материально-производственной практике. Значительную роль в социальной философии играли идеи Маркса об обществе как целостной системе, едином социальном организме со сложной иерархической структурой.

Субъективистская концепция рационалистического толка была предложена О. Контом . Он считал, что общественная жизнь определяется уровнем, качеством интеллектуального развития общества. Именно наука об обществе, позитивная философия должны определять и создавать рациональное общественное устройство.

Современные социально-философские концепции весьма многочисленны, разнообразны по своей проблематике, содержанию, понятийно-категориальному аппарату, формам выражения и т.д. Отметим типичные, выражающие основные тенденции современного философского мировоззрения, рассматривающие проблему основ существования и развития общества.

Социальная концепция М. Вебера была разработана в конце XIX - начале XX вв . М. Вебер рассматривал общество как сложную систему взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов.

В концепции П. Сорокина при объяснении сущности социального акцент сделан на культурной сфере. Ученый считал, что реальное состояние общества, его развитие определяются "сверхиндивидуальной социокультурной реальностью", нетождественной материальной реальности.

Нельзя не отметить социальные концепции, развивающиеся в русле сциентистского направления . К ним в первую очередь относится концепция "информационного общества" (А. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский и др.). В ней подчеркивается особая роль науки, техники, производства и максимального использования научно-технической и другой информации в развитии современного общества.

Многообразие социально-философских моделей общества обусловлено различными трактовками природы возникающих между людьми общественных связей и определяющего фактора развития общества.

Натуралистические теории общества Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Дидро, П. Гольбаха и др. исходили из определения общества как естественного продолжения природных и космических закономерностей. Так, философы-просветители рассматривали человека в качестве автономного, природного существа, наделенного разумом. Общество – это совокупность индивидов, а общественная жизнь – взаимодействие людей, удовлетворяющих свои природные интересы. В просветительских «теориях факторов» общество основано на взаимосвязи нескольких факторов, при этом главная роль отводится или географическому (Ш. Монтескье), или демографическому (Т. Мальтус), или экономическому (К. Гельвеций) и др.

В позитивистском эволюционизме XIX в. (О. Конт,
Г. Спенсер) человеческая история предстает как «естественный процесс», а законы истории как разновидность законов природы, которые исследуются с помощью методов естествознания. Общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом, этапы его исторического движения выводятся из биопсихических особенностей человека (инстинкты, уровень интеллектуального развития и т.д.).

В XX в. столетии натуралистическая точка зрения сохраняет свое влияние. Существование общества и его история определяется ритмами Космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), спецификой географической среды (И. Мечников), эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология), особенностями поведения человека как биологического существа (биополитика). Общество рассматривается как определенный этап эволюции природы, ее высшее, но далеко не совершенное творение, а человек как живое существо, отягощенное генетически стремлением к насилию и разрушению. Это ведет к нарастанию угрозы самому существованию человечества и определяет принципиальную возможность перехода к иным (коэвлюционным, ноосферным) формам бытия.

В идеалистических моделях общества абсолютизируется роль сознания в жизни людей, которое превращается в конечную и решающую силу исторического процесса. Общественные отношения имеют исключительно духовную, идеальную природу, а сущность общества сводится к комплексу идей, верований, мифов и пр. В религиозных теориях общества (Августин, Фома Аквинский,
Ж. Маритен и др.) обосновывается религиозный характер общественных связей, идея божественного источника происхождения и развития общества.

В рамках идеалистического понимания общества имели место плодотворные теоретические разработки. Так, классики немецкой идеалистической философии (И. Кант, Г. Гегель) выдвинули проблему внутренней логики исторического процесса, его объективной закономерности: за хаосом разнонаправленных желаний и стремлений людей следует видеть объективное основание, которое и определяет характер индивидуальных целей и субъективных действий. С точки зрения Г. Гегеля, этим основанием выступает потусторонний саморазвивающийся Абсолютный Дух, который посредством людей закономерно выстраивает общественную жизнь и историю. Общество для Гегеля –это деятельность «всемирно-исторических индивидов», через личные цели и действия которых проявляется «объективный дух» истории.


Идеалистический подход к объяснению общества имеет различные варианты. Так, сторонники неокантианства (В. Виндельбанд, Э. Кассирер) трактуют общество как мир абсолютных культурных ценностей-целей (добро, благо, красота и др.), регулирующих поведение людей. Философы-неокантианцы разграничивали науки о природе и науки о культуре. В науках о природе используется обобщающий (генерализирующий) метод, а в науках о культуре – индивидуализирующий, нацеленный на понимание (прямое, непосредственное постижение) неповторимых и уникальных исторических событий.

В социальной теории М. Вебера общество рассматривается как сложная система взаимодействующих экономических, социальных, политических и религиозных факторов. Для его исследования М. Вебер вводит понятие идеальных типов – мысленных конструктов организации эмпирического материала, основанных на принятой ученым системе ценностей. В результате общее и закономерное не выводится из истории, а вносится в нее, что порождает субъективистское конструирование исторического процесса. В теории социокультурной динамики П. Сорокина акцент сделан на культурно-ценностном компоненте, отличающем общество от природы. Общество – это система взаимодействий людей на основе ведущего принципа миропонимания (идеалистический, чувственный, идеациональный), связывающего их в единое целое.

Материалистические теории общества стремятся обнаружить основу общественных отношений в процессах, которые находятся вне сознания и определяют его. Наиболее последовательно материализм как принцип познания общества был обоснован в марксизме. В диалектико-материалистической концепции К. Маркса осуществляется конкретизация и уточнение понятия материи с учетом специфики социальной реальности, что равносильно материалистическому решению основного вопроса философии применительно к обществу.

Материалистическое понимание истории впервые в истории общественной мысли непосредственно связывает историю человечества с развитием общественного производства. Согласно ему, основу и главное содержание общественного бытия составляет материальное производство (производство материальных благ), которое каждое человеческое поколение получает как наследие от предшествующих поколений и развивает, чтобы передать следующим поколениям. Именно как наследие общественное производство есть объективная реальность, не зависимая не только от сознания и воли людей, но даже от производственной деятельности того поколения, которое наследует данный уровень производства. История – это смена поколений людей, каждое из которых использует материалы и производительные силы, переданные ему предшествующими поколениями и, по Марксу, в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой – видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности.

В противовес историческому фатализму и волюнтаризму, исторический материализм вырабатывает принципиально новое понимание детерминации социальных явлений. Историческая необходимость создается самими людьми, следующими друг за другом поколениями. Люди сами создают объективные условия, определяющие их жизнь, но не по своему произволу, так как они не могут не сообразовываться с условиями, созданными предшествующим развитием общества. Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства, считал К. Маркс. Ни внешняя природа, ни природа человека не определяют характер социального устройства и историю общества. Они определяются развитием общественного производства, которое представляет собой двусторонний процесс – изменение людьми внешней природы и изменение самой человеческой природы, развитие человека.

Общественное бытие – объективная общественная реальность, включающая конкретные способы жизнедеятельности людей и соответствующие формы социальных связей и отношений, формирующиеся в процессе производства материальных благ. Понимание объективной реальности в историческом материализме принципиально отличается от понятия объективной реальности, которое составляет основу материалистического учения о природе. В рамках философского материализма как учения о природе объективная реальность трактуется как среда обитания человека, как нечто первичное по отношению к существованию человечества. В историческом материализме общественное бытие – это специфическая социальная реальность, деятельность образующих его индивидов, взаимодействие между ними, бытие существ, обладающих сознанием, – единство субъективного и объективного, которое предполагает их взаимопереход, диалектику.

Материалистическое понимание истории открывает возможности научного анализа духовной жизни общества, так как позволяет распространить принципы социального детерминизма, причинной обусловленности на явления общественного сознания. Идеи играют огромную роль в человеческой практике, но их изменение обусловлено преобразованием условий жизнедеятельности людей. В этом смысле идеи не имеют собственной истории, ибо их история – это отражение в общественном сознании развития и изменения общественного бытия. Общественное бытие (материальная жизнь) играет определяющую роль по отношению к общественному сознанию и, в конечном счете, детерминирует направление его изменений.

Общественное сознание – это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. В своей исторической реальности само бытие людей возможно лишь постольку, поскольку оно осознается. Общественное сознание «вплетено» в реальное бытие людей, его содержание носит надындивидуальный и всеобщий характер. Общественное бытие включает в себя общественное сознание, так как оно внутренне присуще ему в качестве наличествующей духовной определенности. Смысловое тождество общественного бытия и общественного сознания определяется тем, что жизнедеятельность человека – это общественная предметная деятельность, ставящая каждого человека в прямую и опосредованную субъективно переживаемую связь и зависимость от объективной реализации субъективных мотивов и целей других людей и их групп.

Тождество общественного бытия и общественного сознания имеет диалектический характер. Передовые идеи отражают реальные противоречия бытия и объективную необходимость его практического преобразования. В этом смысле они вторичны и зависимы от бытия, но в этом и заключается их движущая сила. Именно потому, что они отражают назревшую в процессе жизни людей объективную потребность, они распространяются и утверждаются, т.е. становятся мощными факторами деятельности людей по изменению социальной среды. Тем самым общественное сознание выступает одновременно и условием существования общественного бытия и его результатом.

Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью. Оно не только обусловлено внешними факторами, но и имеет внутреннюю логику своего развития, связанную с преемственностью идей, с тем, что на появление нового в сознании большое воздействие оказывает предшествующий интеллектуально-духовный материал. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и в форме его активности – способности взаимодействать с другими общественными явлениями, обратно влиять на породившее его общественное бытие. Марксизм признает важную роль идей в общественной жизни, воздействие которых на широкие массы зависит от характера самих идей, их соответствия интересам масс, готовности социально-исторической почвы для их восприятия и реализации в деятельности масс. Вторичность общественного сознания и его относительная самостоятельность – основные закономерности развития общественного сознания.

Многообразие социально-философских моделей общества связано с внутренней сложностью и многоаспектностью социального бытия, многовариантностью функционирования и развития существующих социальных систем. Разные подходы к объяснению общества взаимодополняют друг друга и обеспечивают широкое видение социальной реальности и тенденций ее развития.