Серьезные упражнения по развитию уверенности в себе. Упражнение «Я – звезда»

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Упражнение «Стань уверенным»

Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.

Упражнение «Уверен на все 100»

Цель: научиться раскрепощаться и полюбить себя.

Это упражнение хорошо проводить на тренинге для женщин.

Материал: небольшие зеркала. Если нет, то участницы приносят с собой пудру с зеркальцем.

Каждая женщина хоть раз в жизни была (или есть) недовольна внешним видом (фигура, лицо, волосы...)

Во время тренинга участники становятся в круг. Далее

Друг другу говорим комплименты (по 3 комплимента)

Каждая участница говорит о себе присутствующим 3 качества, за которые ее надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.

Итог: в результате этого упражнения дамы начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На женщину начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

Техника «Ощущения уверенности»

Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.

Упражнение на повышение уверенности в себе

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п. О своих способностях; планах на будущее.

По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Упражнение «Красивые женщины»

Вызывается участник. Ведущий: Пройдя по помещению, выведите всех женщин, которых считаете для себя красивыми, сядьте напротив них и посмотрите, полюбуйтесь на них... Я должен задать девушкам один очень важный вопрос: «Вы знали, что вы красивые?» – «Нет» – «Так знайте это!» Поблагодарите того, кто вас выбрал, можете садиться на свои места.

Анализ: «Из выбранных 1-2 человека соответствуют эталонам красоты, к которым мы привыкли за счет телевидения, кино и обложек журналов. Но бывают всегда и такие, которые удивлены, что их выбрали. Это упражнение показывает всю нестандартность человеческих предпочтений. Это этюд оптимизма. Среди нас находится человек (девушка), который, может быть, считает себя непривлекательным. Так прошу вас поверить, в чьих-то глазах он может оказаться очень красивым».

Для убедительности можно попросить еще одного-двух человек (лучше мужчин) сделать свои выборы.

Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

Заниматься душой можно по-разному. Развивать память, внимание, мышление и другие психические функции необходимо, но едва ли это главное в становлении человека. Мыслитель с хорошей памятью порой беспомощен перед хамством. Важнее готовить человека к многообразным житейским ситуациям: умению быть разным, гибким, целеустремленным и сильным, воспитать внутреннего человека – того, кто всеми этими функциями пользуется.

“Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь” – так гласит мудрость. Хороший психолог поможет человеку в его душевном страдании, но не каждый воспитатель способен научить сохранять душевное здоровье. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, – он сам решит все свои проблемы.

“Осла можно подвести к реке, но ни один шайтан не заставит его напиться” – сказано в пословице. Если человек не захочет заняться своей душой сам, никакие воспитательные программы не будут эффективны.

Работая с подростками в секции “Психология” мною преследовалась цель – обучить их элементарным навыкам теоретической и практической психологии, с тем, чтобы заинтересовать молодежь в дальнейшей работе над собой, более глубокой и осмысленной.

Занятия посещали учащиеся общеобразовательных школ, лицея и училищ г. Березники от 13 до 16 лет.

В ходе работы секции поступил запрос на проведение групповой тренинговой работы с подростками, посещающими данные занятия. Для определения направления работы будущим участникам группы (в составе 10 человек) был задан вопрос: “Что бы вы хотели изменить в себе? Чему бы вы хотели научиться?”. Далее был составлен общий список тем будущей работы: потребность в познании себя, повышении уверенности в себе, научении позитивному разрешению конфликтных ситуаций. В итоге было сформулировано название тренинга: “Развитие чувства уверенности в себе”, главной целью которого является повышение уверенности в себе.

Подростковый возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой – с открытостью подростков в этот период к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Тренинг “Развитие чувства уверенности в себе” направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.).
  2. Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.
  3. Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

Программа тренинга рассчитана на 1 предварительную встречу (для определения направления работы) и 3 встречи по 4 – 4,5 часа каждая.

В разработке тренинга педагога-психолога ЦДЮНТТ Ширшовой С.А. принимали участие психологи – помощники: Леонова О.В., Степанова Ю.С.

При составлении программы тренинга использовалась литература, список которой прилагается.

Структура программы

Тема: “Я в своих глазах и в глазах других”.

Цель – знакомство с группой и с самим собой.

  1. Знакомство с группой.
  2. Ввести правила группы.
  3. Обеспечить средствами самопознания.
  4. Укрепить чувство собственного достоинства.
  5. Обучить элементам релаксации.

Тема: “Я среди других”.

Цель – обучение правильному выражению своих чувств и адекватному восприятию поведения другого.

  1. Создать комфортный климат для свободного выражения чувств.
  2. Способствовать осознанию себя.
  3. Способствовать осознанию участниками своих различных черт.
  4. Работа с чувствами.
  5. Развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения.

Тема: “Мы очень разные и этим интересны друг другу”.

Цель – повышение уверенности в сфере межличностного общения

  1. Научить понимать друг друга.
  2. Способствовать осознанию проблем в отношениях с людьми.
  3. Развить навыки и умения, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
  4. Завершение работы группы.

1. Знакомство.

Ведущий: “Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем”.

На это отводится максимум 30 минут.

2. Предварительный этап.

Для получения более полной информации об участниках группы предлагаются задания, раскрывающие проблемы неуверенности клиентов.

Ведущий: Сейчас нарисуйте, пожалуйста, то чувство которое мешает вам во время общения, которое вам не приятно, из-за которого вы чувствуете себя не уверенно. Сверху напишете название этого чувства.

На это дается максимум 15 минут.

Ведущий: А теперь, нарисуйте то чувство, с помощью которого вы справляетесь с тем чувством, которое вы написали на первом рисунке, с помощью которого вам приятно и интересно общаться. Сверху также напишите название этого чувства.

На это дается также максимум 15 минут.

Ведущий: Когда вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано и написано чувство мешающее вам в общении, и к написанному слову сзади листа напишите по 5-10 прилагательных, поясняющих его. То же самое проделайте со вторым листом, на котором нарисовано и написано приятное вам чувство.

На это отводится максимум 20 минут.

Ведущий: Обсуждение данных рисунков будет происходить на одном из последующих занятиях.

3. Введение правил.

“Ведущий”: Теперь вам будут предложены правила поведения на группе, которые распространяются как на участников группы, так и на руководителей. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

На обсуждение правил отводится максимум 20 минут. Когда правила приняты, ведущий достает листок с крупной надписью данных правил, которые после этого всегда лежат в середине круга. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.

ПРАВИЛА ГРУППЫ: “Здесь и теперь”; “Каждый имеет право сказать “нет”; Искренность и открытость; Принцип Я; Безоценочность суждений; Активность; Конфиденциальность.

4. Упражнение 1.

Медитация-визуализация “Судно, на котором я плыву”.

На это упражнение отводится приблизительно около 1 часа – 1часа 20 минут.

Ведущий: А теперь нарисуйте то, что видели и что хочется. Может это будет ваш корабль, может просто море, а может капитан или еще что-то, увиденное только вами.

На рисунок дается максимум 20минут.

При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, хорошо получить ответы на вопросы, приводимые на странице 211-212

Ведущий: А теперь по кругу скажите в двух словах: кто как себя чувствует? На этом первый день заканчивается до встречи завтра. (Это говорится за 15 минут до конца занятия).

День 2

1. Вступление.

Ведущий: Добрый день, очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний день прошел удачно. Для того чтобы получше понять ваше состояние попрошу всех участников круга рассказать, что интересного произошло с вами за это время.

Ведущий: В обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Сейчас вы сделает упражнение для того, чтобы понять, о чем идет речь.

2. Упражнение 1. “Глаза в глаза”.

Данное упражнение направлено на установление более глубокого и доверительного контакта между участниками группы. После проведения данного упражнения ведущий спрашивает у ребят о чувствах, испытанных во время упражнения. Кому и почему было трудно установить зрительный контакт?

На обсуждение этих вопросов дается максимум 20 – 30 минут. Более детальное обсуждение происходит после упражнения “Автопортрет”.

3. Упражнение 2. “Броуновское движение”.

Перед тем как делать третье упражнение необходимо сильнее разогреть участников группы. Для этого используется данное упражнение.

4. Упражнение 3. “Театр прикосновений”.

В ходе всего выполнения упражнения ведущий перемещается от пары к паре, помогая и направляя ситера, и помогая расслабиться лежащему. По прохождению 25 минут музыка выключается. И парам предлагается поменяться местами.

Упражнение проходит молча, обсуждение после него не ведется. Время, отведенное на данное упражнение, не должно превышать 50 минут, т.е. на каждого лежащего участника отводится максимум 25 минут. Инструкция к следующему упражнению дается тогда, когда участник, лежащий на полу, только открыл глаза.

5. Упражнение 4. “Автопортрет”.

Упражнение направлено на изучение представлений о себе самом.

Теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте на нем свой портрет. Это может быть портрет себя во время упражнения “Театр прикосновений” (каким вы себя увидели), или это может быть ваш портрет в обыденной жизни или еще какой-то портрет себя в вашем воображении. Рисуем с тем условием, чтобы не смотреть и не видеть рисунков других участников группы. Когда закончите рисовать автопортреты отдадите нам лично в руки.

Обязательным в выполнении данного упражнения является молчание участников группы и когда они рассаживаются, и когда рисуют. Во время этого упражнения должна играть тихая, спокойная музыка.

Упражнение проводится максимум 15 минут. Для того, чтобы все условия данного упражнения были соблюдены, необходимо всех участников группы рассадить по разным углам занимаемого помещения. В крайнем случае посадить их друг к другу спиной. Когда рисунки закончены и собраны, все рассаживаются по местам.

Ведущий: Сейчас я буду поднимать один за другим рисунок вверх, чтобы все присутствующие могли вместе отвечать на вопросы. При этом имя “художника” названо не будет, так что только он один будет знать, что речь идет о его портрете. В конце обсуждения каждого рисунка, “художник”, по своему желанию, может назвать свое имя.

Впечатления о предыдущих упражнениях и вопросы высказываются в заключительной части 2 дня или при обсуждении рисунков. При необходимости проводятся элементы психотерапии.

За 15 минут до окончания работы необходимо провести “ритуал прощания”, в который входит: опрос всех участников группы по кругу об их самочувствии и настроении, а также прощание.

День 3

Пока участники рассаживаются по кругу ведущий выкладывает в его центр правила группы для того, чтобы ребята постепенно включались в работу.

1. Вступление.

Ведущий: Добрый день, очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний день прошел удачно. Для того чтобы получше понять ваше состояние, попрошу всех участников круга рассказать, что интересного произошло с вами за это время.

Обсуждение проходит с включением элементов психотерапии, и занимает максимум 45 минут.

Ведущий: Существует множество видов общения, о которых вы все знаете. Но мне хотелось бы поговорить о некоторых из них, точнее о четырех. Четырех видах общения, которые надо избегать, которые в конечном счете всегда заводят собеседников в тупик. Речь здесь идет о ролях: агрессивной, примирительной, косвенном нападении, уклонение от темы – это те роли, которые люди используют для решения каких-либо проблем в общении. Вообще говоря, не следует с помощью плохих примеров показывать людям, чего они не должны делать. Но данная игра является исключением из правил. Исключение состоит в том, что мы проиграем ситуацию в кругу, т.е. “пропустим” через себя ошибки, о которых говорилось ранее с тем, чтобы разобраться как следует в них и использовать сделанные выводы в повседневной практике. В этой игре вы испытаете на “собственной шкуре”, что каждый из этих четырех видов общения никогда не приводит к хорошему настроению и не может привести к решению ваших проблем. И когда в дальнейшем вы окажетесь в одной из четырех ролей, связанных с таким общением, вы вдруг осознаете это. Только такое осознание ситуации в последующей практике может помочь вам избежать негативных, ошибочных действий.

2. Упражнение 1. “Четыре вида общения”.

Данное упражнение направлено: на осознание проблем в отношениях с людьми; на развитие навыков и умений, необходимых для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

Время отведенное на данную игру не должно занимать более 1 часа, т.е. на каждый круг по 15 минут. Обсуждение проходит приблизительно около 30 – 45 минут.

Данный материал лучше раздать ребятам, участвующим в игре таким образом, чтобы каждый вытянул не глядя какой-либо листочек.

3. Обсуждение рисунков.

После игры в “Роли”, когда все успокоятся, необходимо перейти плавно к тому, что мы в жизни тоже бываем разные: с хорошими чертами и плохими, т.е. с такоми, которые нам нравятся и такими, которые нам не нравятся. Здесь необходимо раздать участникам круга рисунки, сделанные ими на первом занятии и напомнить, что на одном из них положительные их качества, на другом отрицательные.

Итак, перед вами лежат рисунки, на которых изображены ваши чувства: на одном листке то, которое мешает вам во время общения, на другом, которое помогает вам.

Данное обсуждение направленно на улучшение понимания друг друга через более глубокое понимание себя.

В обсуждение рисунков должны принять участие все участники группы, при необходимости в данной процедуре применяются элементы психотерапии.

На обсуждение уделяется максимум 1час – 1час 30 минут.

4. Упражнение 2. “Хвосты”.

Данное упражнение направлено на выявление неразрешенных проблем, невысказанных участниками чувств и мыслей, т.е. на выявление важных “хвостов” групповой истории и их проработку.

Здесь обсуждаются ответы на вопросы. На это упражнение отводится максимум 30 минут.

А теперь, подумайте, пожалуйста, пару минут над следующим: в чем состоит наиболее важный опыт, который вы приобрели в этой группе и который поможет вам лучше справляться с трудностями повседневной жизни? Запишите, пожалуйста, это на листочке.

После записи на листах по кругу, по желанию участников, зачитываются ответы. На это задание отводится максимум 10 минут.

5. Завершающий этап работы.

На данном этапе наша работа завершается и мы предлагаем вам попрощаться друг с другом. Для этого, пожалуйста, встаньте. И теперь, когда заиграет музыка, молча, только глазами и телом, скажите друг другу до свидания, и спасибо.

На это отводится 10 минут. После этого отключается музыка.

И теперь, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. И теперь давайте попрощаемся все вместе, со всей группой. Крикнем как можно громче: “До свидания”.

После этого дается 5-10 минут на свободное прощание участников.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что предлагаемый тренинг направлен на поддержку в участниках следующих проявлений: более позитивных мыслей и чувств о самом себе; симпатии к себе; способности относиться к себе с юмором; чувства гордости собой как человеком; понимания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

Данная работа необходима для обеспечения более эффективного взаимодействия подростков в повседневной жизни и для успешного решения, встающих перед ними каждодневных задач.

Положительным результатом данного тренинга является то, что подростки лучше узнали себя, свои сильные стороны, им удалось развить в себе чувство собственного достоинства, они научились преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, также они научились наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг: Наука общения для всех. М.: ФАИР-ПРЕС, 2002.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Изд. “Ось – 89”, 2000.
  4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1993.
  5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., Изд. центр “Академия”, 1997.
  6. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД. 1997.
  7. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. №-е изд., стер. – М., Генезис, 1999.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: “Просвещение”, “Учебная литература”, 1996.
  9. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий)// Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва – Тула, 1993.
  10. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и практика. М., 1990.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.Т.1. М.:Генезис, 1998.
  12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.Т.2. М.:Генезис, 1998.
  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.Т.3. М.:Генезис, 1998.
  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.Т.4. М.:Генезис, 1998.
  15. Фопел К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.

Почему одни достигают успехов, строят крепкие семьи, легко получают то, что не удается другим годами? По большому счету, у всех людей исходные данные почти одинаковые: у всех по 24 часа в сутки, все обучаются в типичных школах и университетах, все нацелены на счастье и благополучие. А в реальности пробиваются единицы.

Основные моменты

Разница в социальной иерархии становится все очевидней к 30 годам. В этом рубеже человек начинает анализировать свою жизнь и задавать самому себе риторические вопросы.

Важно! Не следует рассказывать свои сокровенные мысли о себе своим окружающим. Если очень хочется выговориться, то лучше выбрать для этого малознакомого человека или нанять психиатра, как это делает каждый взрослый человек в Америке.

Одной из причин несостоявшихся аспектов жизни может быть низкая самооценка. Проблема распространенная. С этим живут, хоть и не счастливо. Но, проявив настойчивость, можно легко перебороть проблему и шокироваться результатам. Итак, ниже будут рассмотрены психологические упражнения по развитию .

  1. Наверняка, в жизни были случаи, из которых удалось каким-то образом выбраться. Возможно даже не прежним человеком. Например, несчастный брак. Кто-то рассматривает его, как выход из тупиковой улицы, кто-то – как трагедию. Это тоже вопрос самооценки.
    Цель – определить качества, которые помогли пережить трудные времена. Все качества следует записывать на бумагу.
    Например: если речь идет о длительном поиске работы или безденежном периоде – терпение, настойчивость, ответственность за себя, оптимизм и так далее.
    Частый случай, при котором самооценка сильнее всего «болит», – расставание. Какие мотивы помогли сделать шаг назад? Вера в лучшее будущее, необходимость знать себе цену, предусмотрительность? Если инициатором был другой? Тогда, наверняка, помогли пережить такие качества как терпение, оптимизм, сила духа и энергичность.
    Следующий шаг предполагает поощрение этих качеств. Например, оптимизм. Теперь следует на эту тему и запомнить их. Благо, поисковик сегодня доступен абсолютно всем. Цитаты можно запомнить, записать или публиковать в социальных сетях в своем профиле.
  2. Следующее упражнение для повышения самооценки – поиграть в другого человека. Можно выбрать того, кто нравится и вызывает восхищение. Если это модель, то прогуливаясь, представить себя ею. Если это персонаж, то выучить его удачные фразы и периодически входить в его образ. Что это даст? Даст уверенность в том, что стать другим – очень легко. Достаточно освоить даже одну черту – манеру говорить или походку. Когда роль кумира отыграна, можно уже составить свой образ, каким он мог бы быть при наличии высокой самооценки.
  3. Если взрослым помогают жизненный опыт и более широкие возможности, то упражнения на требует участия со стороны. Подросток может не знать свою проблему, но его выдают неладные отношения со сверстниками, отсутствие амбиций и самобичевание. Все усугубляется тем, что у подростка нет навыков адекватной трактовки оценки окружающих. Он все принимает за чистую монету. Любое замечание, любая случайная реплика может сформировать в нем определенные установки. Собственно, через это проходят все.

Помочь подростку могут взрослые, с которыми установлены доверительные отношения. Беседа по душам и разъяснение некоторых простых жизненных постулатов помогает подростку правильно сформировать свой внутренний мир.

Как помогают упражнения развивать в себе уверенность?

Чтобы понять, какой вид упражнений для и уверенности в себе нужен конкретному человеку, необходимо определить уровень исходного состояния. В этом помогут онлайн тесты из серьезных источников. Проблемы легкой степени, при которых, в целом, у человека все хорошо, но периодически возникают трудности во взаимоотношениях с миром, вполне разрешимы с помощью регулярных упражнений на повышение уверенности в себе.

Но большинство из них рассчитаны на групповые занятия. Проблема в том, что неуверенный человек не всегда решается записаться на групповые тренинги. Такие люди часто предпочитают изоляцию и во всем винят исключительно собственную персону. Выносят суровые вердикты с подтекстом на безнадежность ситуации.

На самом деле проблема решается очень просто. Любой метод открывает глаза на две простые вещи:

  1. Вера в свою ничтожность – вовсе не объективная оценка, а субъективное мнение человека, которое сформировалось под воздействием окружающих его людей. Человек поймет, что его когда-то нечаянно ввели в заблуждение относительно его собственной персоны, а он поверил в это.
  2. Первый фактор целиком и полностью подвластен самому человеку, стоит только выяснить особенности восприятия других людей. Например, как мы себя преподносим – так люди и воспринимают нас. Если кто-то сомневается в возможностях другого человека, есть множество способов отразить такое негативное влияние.

Другой аспект групповых тренингов – неустойчивый результат. Тренинги, проведенные в игровой форме, психикой могут быть восприняты, как увлекательная игра. По мере стирания впечатлений могут быть восстановлены старые установки. Как избежать этого?

Как бы психологи красиво не говорили и не реанимировали внутренний мир человека в его глазах, ему нужны ощутимые подтверждающие аргументы. То есть, пока впечатления свежи, нужно их подкреплять делами.

Интересно! Кстати, поэтому многие компании нанимают специалистов и проводят корпоративные тренинги. По их завершению у человека есть шанс сразу на деле проверить полученные знания, и таким образом укрепить свою самооценку.

Если нет возможности самостоятельно оплачивать тренинги, то есть смысл присматриваться к работе в таких компаниях. Это обычно компании, специализированные на оказании услуг населению или на продажах дорогих товаров. Работа в такой сфере полностью переформатирует человека, взрастив в нем непоколебимую уверенность в себе и научив тонко влиять на поведение других людей. Тогда точно отпадает необходимость в упражнениях по развитию уверенности в себе.


Примеры упражнения на развитие уверенности

Никто не совершенен. Мало кто из нас воспитан психологами и педагогами по всем правилам науки. У детей нет морального права винить родителей в чем-то, поскольку родители, априори, самые любящие люди. Если они что-то не смогли дать, значит, этого не было у них самих. А нынешнему поколению не стоит забывать, что наши предки воспитаны в суровых реалиях послевоенных лет, они жили, штопая детям колготки и выстаивая очереди на продукты первой необходимости. Было бы глупо указывать на их ошибки, начитавшись статей из интернета.

Весь смысл этих доводов в том, что внутренняя работа – это исключительно самостоятельная работа, будь это упражнения для уверенности в себе или другая проблема. К сожалению, у многих современных людей слово «самосовершенствование» вызывает нездоровое отношение. Причина проста – в них говорит эгоизм.

Но нет необходимости спорить с теми, кто думает иначе и имеет свои взгляды. Если полагается, что такие люди из окружения могут нанести вред нашему прогрессу, то против них есть единственно верный способ – не рассказывать им лишнего. Тем самым сохраняется колоссальная психическая энергия, так необходимая для собственных благ.

Есть одна особенность человеческой психики – на чем концентрируется внимание, то и реализуется в жизни, или, коротко говоря: «мысли материальны». Если мысли заняты низкой самооценкой и сомнениями насчет эффективности упражнений на повышение самооценки у взрослых, то жизнь тоже повернется в соответствующее русло.

Есть и панацея от этой особенности психики – отвлечение. Не уход от проблемы, а переключение на что-то, что приносит реальную пользу. Что это может быть? Например, занятие любимым делом. Если нет любимого дела, то нужно его срочно найти. Если нет и такой возможности, то взять ответственность за другого человека. Изменения, происходящие в процессе таких решений, заслуживают отдельного разговора.

А пока нужно резюмировать работу над самооценкой. Итак:

  • Прощать всех.
  • Определить свои границы и защищать их.
  • Быть увлеченным чем-то.
  • Не переставать трудиться над собой.

Результаты поразят, если будет время их анализировать и сравнивать себя с другими.

Если обида на родителей все же не отпускает, то, возможно, они действительно что-то недодали. Это – умение нести ответственность за собственную персону.

Что отличает успешных людей от неуспешных? Наверное, многие задумывались над этим вопросом. Этот же вопрос Эрик Бертран Ларссен (мотивационный тренер) задает бизнесменам, которые добились огромного успеха. И получает один ответ: «Я всегда думал: все возможно». Маленькие детки обладают запасом уверенности от рождения. Полет на Луну или превращение в волшебника – для них нет ничего невозможно. Но по мере взросления, многие полностью утрачивают эту способность. Но есть и хорошая новость: уверенность в себе можно прокачать, точно так же как бицепс и трицепс. Для этого и существуют тренинги уверенности в себе.

Что такое тренинг уверенности в себе

Тренинг уверенности в себе – это метод активного обучения, направленный на развитие психологической «мускулатуры» для повышения самооценки. Это вера в себя – в свою внешность, интеллект, опыт, профессионализм. Уверенные люди вполне допускают, что могут не нравиться другим, но воспринимают этот факт со здоровой долей скептицизма. Уверенность в себе проявляется в первые дни после рождения. Но родители, окружение, школа пытаются усмирить «неудобные» черты характера. Излишняя тревожность или слишком агрессивная опека родителей приглушают веру в себя, что впоследствии возвращается неудачами во взрослой жизни. Но есть и хорошая новость – ощущение уверенности можно «прокачать», подобно другим группам мышц.

Параллель между физической активностью и уверенностью в себе проведена неспроста. Регулярные физические нагрузки повышают стрессоустойчивость, развивают силу, упорство. Забота о физическом состоянии помогает контролировать нетерпеливость, управлять временем или концентрацией внимания. К людям подтянутым и спортивным окружающие относятся с большим интересом. Во время тренировки организм вырабатывает эндорфины. Гормоны счастья помогают избавиться от раздражительности и горечи неудач. А еще счастье повышает уверенность в себе, ведь оно напрямую связано с личной эффективностью. Мускулы (ментальные или физиологические) требуют времени на восполнение энергии. Перерывы на отдых для релаксации должны стать часть ежедневного распорядка дня.

Для чего нужны тренинги уверенности в себе

Вера, уверенность в себе, любовь, симпатия – эти состояния наполнены особой энергетикой счастья. Они повышают активность и самооценку. Но есть и парализующие состояния – гнев, зависть, страх, тревога, способствующие истощению энергии. Знание о том, как управлять своими состояниями и является ключом к уверенности в себе. Тренинги помогают принимать себя во всех состояниях – в хороших и плохих.

Взрослые люди умудряются выстроить вокруг себя массу барьеров, мешающих достижению целей. Они убеждают себя, что заслуживают «нормальной» жизни. Нелюбимая работа, проблемы семейных отношений, «токсичное» окружение помогают увериться в том, что они не достойны жизни, которую смогут вспоминать с гордостью или огромной радостью. Тренинги уверенности в себе помогают заложить фундамент будущего здания, на фасаде которого будет начертано: « Я могу».

Самооценка – барышня капризная, но контролируемая. Не стоит путать ее непомерным эго. Эго не позволяет быть человеку гибким по отношению к себе и другим. Кроме кропотливого труда по повышению самооценки, нужно сконцентрироваться на своих сильных сторонах. Адекватная оценка собственных достижений, признание своих заслуг и побед (пусть даже незначительных) помогают двигаться вперед. А для последующей работы нужно выполнить небольшое практическое задание и понять, какие практические действия способствуют повышению самооценки:

  • Осознание ценностей . Махатма Ганди писал: «Привычки становятся ценностями. Ценности становятся судьбой». Настоящие ценности часто забываются в повседневной жизни. А ведь это каркас, на который опирается вся жизнь. Осознание настоящих ценностей помогает принимать верные решения. Или «поступать по совести», как говорили наши предки.
  • Умение сказать «нет» . Отказываясь от невыгодных предложений, человек четко формирует следующий посыл: «я ценю себя и свое время».
  • Очищение личного пространства от ненужных вещей и «токсичного» окружения . Людей, рядом с которыми ощущается дискомфорт, лучше избегать. Не получается – учиться давать отпор. И постепенно формировать окружение, которое поддержит все начинания и цели.
  • Ассертивное поведение . Способность не падать в крайности вроде агрессии или пассивного ничегонеделания. Ассертивность помогает идти на компромисс, уважать мнение окружающих, но не в ущерб собственным целям.
  • Самоорганизация . Планирование, расстановка приоритетов, ведение дневника помогают в области финансовой осведомленности и наведению порядка дома и на рабочем месте.
  • Внешний вид и поведение . Осанка, улыбка, жесты, продуманный гардероб – внешние факторы не просто повышают настроение, но и транслируют это окружающим.

Неуверенность в себе, как и заниженная самооценка – продукт личной истории человека. Что способствует этому?

  • Зависимость от оценки чуждых людей . Все относительно. Сколько людей, столько и мнений. Нужно просто напоминать себе, что на каждое мнение найдется другое, диаметрально противоположное по смыслу.
  • Вина и стыд . Вина – это навязанное понятие. Стыд – результат собственных убеждений. В любом случае не стоит слишком погружаться в эти переживания, иначе они отравят всю сознательную жизнь.
  • Страх перед неудачей . От них не застрахованы самые успешные люди мира. Неудача – это отрицательный опыт. Чем больше неудач, тем быстрее человек сможет научиться чему-либо.

Вера в собственные силы становится сбывающимся пророчеством. Впрочем, как и неверие. Тренинги уверенности в себе дают инструменты, которые срабатывают вне зависимости от того, верят ли в это участники. Но если человек будет верить в свой талант, то придет к успеху намного быстрее.

Какие бывают тренинги уверенности в себе

Уверенность в себе базируется на трех китах: самоконтроле, самооценке и навыках общения. Дополнительными навыками является терпение, открытость и умение поддерживать доверительные отношения. Каждая встреча, так или иначе, затрагивает каждый из навыков, ведь все они взаимосвязаны. Самыми популярными традиционно считаются тренинги по повышению самооценки. Но все они имеют одно общее название. Поэтому обязательно стоит поинтересоваться полной программой на все дни занятий.

Какие бывают:

  • Авторские . Медийные и известные личности в совершенстве владеют необходимыми навыками трансляции уверенности в себе. Встречи с «сильными мира сего» вселяют уверенность одним только фактом присутствия с ними в одном помещении. Даже если слушатели не собираются совершенствоваться в актерском мастерстве или строить политическую карьеру,
  • Авторские тренерские . Известные тренеры уже накопили достаточно опыта для того, чтобы кристаллизировать суть проблемы. Такие встречи представляют собой микс идей, упражнений, приема у психоаналитика и поучительной лекции.
  • Поведенческие . Как прокачать красноречие или ораторское мастерство, выработать походку или одеться так, чтобы пройти собеседование на руководящую должность – привычки уверенного в себе человека закладываются по крупицам.
  • Борьба с недостатками . Избавление от страхов или неуверенности в себе, осознание недостатков, борьба со стрессом – все они позволяют избавиться от «балласта». А свободное пространство заполнить новыми качествами.
  • Гендерные . Мужская или женская аудитория более раскрепощена на так называемых «личных» встречах. Особенно это касается взаимодействия в семье, где отношение к тренингам неоднозначное.

Цель тренинга, независимо от заявленной темы – создать условия для улучшения жизни участников. На мероприятие нужно приходить подготовленным и быть готовым к работе над собой. И помнить, что тренер перед каждой встречей волнуется не меньше участников. Но он преодолевает свой страх, потому что верит в то, что перемены возможны.

Как выбрать тренинг по уверенности в себе

Путь к успеху усыпан терниями. Правильно выбранный тренинг поможет сохранить верность выбранному курсу. С современными методами обучения, образованием и обилием информации труднее потерпеть неудачу, нежели прийти к успеху. Но все методы работают только при наличии желания у учеников. Научить взрослого человека чему-то против его воли практически невозможно. Поэтому не стоит отправляться на встречу только потому, что так модно или кто-то сказал, что это нужно сделать. Решимость научиться новому поднимает не только боевой дух, но и самооценку.

Как же выбрать тренинг, чтобы его посещение не стало разочарованием?

  • Оценить уровень подготовки . Умудренный опытом оратор не принесет пользы «зеленому» новичку. Для первых опытов подойдут однодневные тренинги-лекции или семинары. Там новоиспеченные ученики смогут ознакомиться с терминологией и техникой взаимодействия с аудиторией.
  • Осознать свою мотивацию . Существует две разновидности мотивации: «мотивация к…» и «мотивация от…». Первая – это стремление к успеху, повышению самооценки. Вторая – попытка избежать страхов или уйти от неудач. Если нет четкого понимания – сходить на ознакомительные мероприятия или обратиться за помощью к коучу или психоаналитику.
  • Понять глубину проблемы . В этом случает без психолога не обойтись. Все проблемы родом из детства. И если у взрослого человека остались непроработанные детские страхи или обиды, то никакие внешние наставления не помогут обрести веру в собственные силы.

Самооценка падает от бездействия. Нет возможности посетить тренинг – можно читать литературу. Нет денег купить литературу – в сети в открытом доступе есть масса блогов, официальных сайтов и статей на интересующие темы. Первый шаг всегда трудный. Но для тех, кто на него решился, жизнь открывает новые двери возможностей.

Самооценка, как и уверенность в себе – вещь хрупкая. Она постоянно поддается испытаниям извне. Человек, обладающий внутренней силой, не перестает верить, что перемены возможны. Он находит опору во внутренних ценностях, потому что знает, что в его жизни самое главное. Тренинги уверенности в себе помогают накачать «эмоциональные» мускулы напряжением, выходящим за пределы возможностей. Но для того, чтобы обрести внутреннюю силу, нужно прикладывать усилия.