Народная мудрость. Собрал и обработал

Методическая разработка конспекта урока

на тему: "Чиновники на приеме у "ревизора"

Анализ 4 действия комедии "Ревизор" (8 класс)

Потина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос”, костюмы для инсценировки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей - богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну - и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

2. Анализ 4 действия комедии.

Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца. Ю. Манн.

Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки - привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.)

Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу.) Какова его речь?

(Бессвязное бормотание)

Словарная работа .

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь . Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Тетрадь . Вывод по образу Хлестакова :

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание - иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как начиная с 4 действия постепенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К. Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине рассказывает заранее подготовленный ученик).

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции - распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 - 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Чтение письма Хлестакова.

(Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".)
Прежде чем рассмотреть финальную сцену, где происходит чтение письма Хлестакова, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей, заглянем в предыдущий текст.
Перечитаем еще раз отдельные сцены и эпизоды, повнимательнее всмотримся в жизнь захолустного, забытого Богом городишки, от которого "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Патриархальная простота провинциальных нравов заставляет городничего без лишней дипломатии сообщить чиновникам о приезде ревизора. Забавно слушать при."этом глубокомысленное мнение самого "просвещенного и вольнодумного" человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Смешно само сопоставление внешней политики России и убогих, мелких интересов провинциальных чиновников.
Распоряжения городничего своим подчиненным о принятии спешных мер перед приездом ревизора сразу дают представление о положении дел в городской больнице, суде, школах. Везде беспорядок, грязь, воровство. Так и видишь больных в грязных колпаках, курящих крепкий табак, которые очень смахивают на кузнецов. Такое сравнение, сделанное городничим, смешно и грустно одновременно, потому, что за этим скрывается полная беспомощность несчастных больных людей, которые полностью зависят от мерзавцев и мошенников.
Забавная, типично провинциальная деталь о гусях с гусенками, шныряющими под ногами посетителей присутствия, довольно прозрачно намекает на то, в каком состоянии находится правосудие в городе. Сама фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина не требует дополнительных комментариев. Пронизаны юмором рассуждения Сквозник-Дмухановского о школьных учителях, например/о том, который, взойдя на кафедру, обязательно делает жуткую гримасу, которая может быть неправильно истолкована господином ревизором.
Лука Лукич Хлопов, насмерть перепуганный смотритель уездных училищ, полностью соглашается с городничим, вспоминая, как из-за подобного поведения этого учителя он получил выговор за то, что юношеству внушаются вольнодумные мысли. Это уже не смешно, потому что в России 30-х годов XIX века, изображенной в комедии, беспощадно подавлялись и преследовались прогрессивные, свободолюбивые взгляды. Особенно это касалось учебных заведений, которые считались рассадниками вредных антиправительственных идей.
Говоря о действующих лицах своей комедии, Гоголь назвал ее единственным честным героем — смех. Действительно, пьеса полна смешных положений, неожиданных ситуаций, комических ошибок, иронических замечаний, саркастических характеристик. Даже сам сюжет комедии строится на том, что чиновники, перепуганные вестью о приезде могущественного ревизора, принимают за него пустого и ничтожного Хлестакова. Эта ошибка в финале комедии создает гротескную ситуацию, когда хитрый, грубый и деспотичный городничий сам становится жертвой обмана. Вызывают смех полные бессильной ярости слова городничего о том, что он "мошенников над мошенниками обманывал", "даже трех губернаторов обманул". Зрительный зал дрожит от смеха, а городничий бросает в публику убийственную реплику: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.." Эти слова предлагают всерьез задуматься над тем, что же заставляет нас так весело смеяться на представлении гоголевской комедии.
Не то ли, что "городничий — глуп как сивый мерин", "почтмейстер — подлец, пьет горькую", "надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке", "смотритель училищ протухнул насквозь луком", "судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон"... Все эти характеристики из письма тоже пустого человечка Хлестакова злы, но правдивы. Чиновники этого провинциального городка носят маски и ужасно боятся, что кто-то увидит их истинную сущность. Именно страх заставляет их принять пустышку Хлестакова за ревизора. И не увидеть его вранья за своей собственной лживой сущностью

В детском учреждении и т. д.)

Народная мудрость. Собрал и обработал

Наша огромная благодарность за помощь: Александре Александровой, Наталье Карагодиной, Антону Жарову. Отдельная благодарность Ирине Михайловне Кузнецовой кандидату юридических наук, руководителю Аппарата Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей.

Как известно, наше отношение к человеку во многом зависит от первого впечатления, которое он произвел на нас в первые минуты общения с ним.

Спокойный, уверенный, грамотно говорящий человек всегда производит положительное впечатление, а главное, не дает чиновнику повода отмахнуться от его просьбы или манипулировать им. В этой памятке мы дадим советы как подготовиться к важным встречам и как разрешать конфликты в общениях с чиновниками.

Подготовка к общению и правила общения

Прежде всего, настраивайтесь на то, что чиновник отнесется к вам внимательно и с уважением.

− Учтите, рассчитывая на внимание и уважение, следует проявить их самому по отношению к тому, к кому вы обращаетесь: Трудно понравиться тому, кто не нравится вам, особенно, если вы активно это выражаете.

− Стоит сначала поздороваться, представиться, выяснить имя и отчество того, к кому вы обращаетесь, кратко и внятно изложить цель обращения;

− Люди предпочитают соглашаться с теми, кто им привлекателен, с теми с кем они имеют сходство, а также вызывают приятные ассоциации. Помните – встречают по одежке, старайтесь одеться по-деловому, не вызывающе. Одежда не должна быть неряшливой и заведомо небрежной. Не стоит надевать слишком дорогие вещи, а также слишком яркие цвета. Представители субкультур, даже если это яркое этно, могут восприниматься как чудаки в лучшем случае, но, в общем как люди несерьезные. Отмечено, что деловой костюм играет роль униформы, заставляет по-иному, нежели спортивная, например, одежда воспринимать слова человека одетого в деловой костюм.

− Постарайтесь быть приятными, вежливыми , благожелательными и сдержанными даже если вам этого не хочется. Возможно, вам представится случай открыть дверь, предложить простую помощь, сделать комплимент, похвалить оперативность в решении вопроса и компетентность, вам это может помочь больше, чем все жалобы.

− Стоит заранее почитать Семейный кодекс, иные нормативные документы, вполне возможно даже выучить пару важных статей, также ознакомьтесь с содержанием перечисленных ниже законов, внимательно почитайте информацию на сайте, проконсультируйтесь со специалистом, проявляйте компетентность, но без заносчивости;

− Выберите время, удобное специалисту, чтобы он не спешил и к нему не было «километровой» очереди. Возможно, лучше прийти в неприемный день, однако об этом следует договориться заранее по телефону. Если договориться невозможно или в коридоре всегда большая очередь, идите на приём, и решайте свой вопрос, не обращая внимания на очередь. Вам не должно быть «неудобно», что «люди ждут» – не вы виноваты в том, что приходится долго объяснять и требовать то, что вам и без того полагается.

− Четко, кратко и ясно излагайте суть дела и свою просьбу, отсутствие конкретики или изобилие деталей раздражает, мешает воспринимать суть вашего обращения;

− Потренируйтесь говорить достаточно громко, спокойно и уверенно, например, перед подругой, супругом, включенным телевизором, наконец, – это очень помогает. Рекомендуем делать мысленные паузы между словами, так чтобы ваша речь была спокойной и уверенной, а также для того, чтобы вас легко понимали;

− Указывайте причину, по которой вы обратились к чиновнику, используя слова «потому что», тем самым запуская реакцию уступчивости у того, к кому обращаетесь с просьбой. Когда мы просим кого-нибудь сделать нам одолжение, мы добиваемся большего успеха, если представляем причину (даже «неуважительную»).

− Возьмите с собой необходимые подтверждающие документы, квитанции, письма, фотографии, подготовьте заранее их копии;

− Во время встречи всегда договаривайтесь о следующих шагах. Если вопрос сразу решить невозможно, добивайтесь, чтобы вам четко сказали, что конкретно от вас требуется, какие нужны документы, когда, уточните где их можно получить, и когда состоится следующая встреча. Попросите телефон, адрес, приемные часы того, к кому следует обратиться, если вы обратились не к тому специалисту;

− Если вы не уверены в своих силах, возьмите с собой группу поддержки – родственника, подругу, мужа, специалиста (в зависимости от ситуации и вопроса – учителя, воспитателя, врача), адвоката, в конце концов. Называйте этого человека своим представителем – вы имеете на это право. Одновременно кричать на несколько человек, хамить им или обманывать гораздо сложнее;

− Предоставляйте слово вашему спутнику, представителю, если ситуация вас нервирует, лучше предоставить слово тому, кто более спокоен и менее эмоционально уязвим. Однако вы имеете право на оправданные эмоции, там, где это уместно, тут главное не переборщить;

Поскольку вообще люди любят когда их просят, особенно о том, что они легко способны сделать, просите дать совет, помочь разрешить конфликт, пусть чиновник почувствует с одной стороны власть и силу, с другой ответственность за решение данного вопроса. Пытайтесь воззвать к чувству долга чиновника, его авторитету ;

− Не начинайте с утверждений «Доколе это будет продолжаться!», дайте возможность чиновнику разобраться, даже если у него на это уже было время. Постарайтесь понять характер чиновника, в одних случаях уместно обращаться как к последней и единственной инстанции, в других - таким отношением можно нарваться на отказ принимать решение вообще, отфутболивание. В любом случае постарайтесь вызвать в чиновнике человеческие чувства, однако крик, разговор на повышенных тонах отпугнут чиновника, вызовут раздражение

− Ссылайтесь на то, что другие чиновники поступают так же, давайте понять, что от него требуется только то, что уже одобрено обществом и/или другими специалистами, начальством, особенно известным чиновнику. Чиновник во многом в силу своего положения ориентирован на стереотипное мышление;

− Важно помнить, что чиновник как все мы стремится быть последовательным и проявляет это независимо от позитивного результата своей деятельности. Дело в том, что последовательность в людях очень высоко ценится и поэтому как способ поведения имеет очень большую мотивацию. Последовательность ассоциируется с интеллектуальностью, силой, логикой, рациональностью, стабильностью, честностью. Но последовательность проявляется иногда бездумно. Автоматическое стереотипное решение вопросов – свойство которое помогает решать задачи, в том числе чиновнику привычным образом, защититься от напряжения. При этом надо пронимать, не всегда лень или некомпетентность заставляет увиливать чиновника от мыслительной работы, а боязнь последствий. Замурованные в стенах последовательности, чиновники становятся невосприимчивы к доводам рассудка;

− Следует потренироваться в общении, чтобы необходимые навыки закрепились и автоматически срабатывали при возникновении психологически напряжённой ситуации. Попробуйте дома разыграть простую сценку: предположите, что чиновник сразу же говорит вам, что это «не его вопрос» и что вам нужно идти куда-то ещё, при том, что вы точно знаете, что за решение данной ситуации отвечает именно этот чиновник. Как правило, если удаётся сразу избежать «отфутболивания», в дальнейшем встреча уже складывается: чиновник чувствует, что с вами придётся работать.

Поэтому переходим к следующему разделу:

Разрешаем напряженную ситуацию

Если вы чувствуете, что конфликт назревает, то:

– Следует сделать небольшую паузу в общении и попытаться понять, что именно послужило причиной возникновения напряженности. Проанализировать, какие слова и действия спровоцировали конфликт, разобраться в своих ошибках. Не вы ли виновны в начале конфликта? Помните, что в конфликте всегда есть две стороны, и одна из них - вы. Старайтесь взглянуть на проблему со стороны чиновника, отвечающего за семейное устройство детей – возможно, его поведение может быть объяснено опасениями за судьбу детей?

– Не следует пытаться вести переговоры по телефону в назревающей конфликтной или сложной ситуации, в этом случае по телефону нужно договориться только о встрече.

– Помните, после драки кулаками не машут – и к встрече следует хорошо подготовиться;

Если дело дошло до конфликта никогда не ходите на приём в одиночку. Дело не только в вашей психологической уверенности, но и в обеспечении свидетельской базы для подтверждения возможного незаконного поведения чиновника.

– Не перебивайте говорящего. Позвольте ему высказаться, даже если вам крайне неприятно его слушать и хочется поспорить, дождитесь когда «пар» будет выпущен и спокойно продолжайте беседу.

Ведите разговор по существу и не позволяйте уводить беседу в сторону!

– Не давайте втягивать себя в споры, не имеющие отношения к решаемому вопросу и доказательства собственной невиновности, не оправдывайтесь! В спорах будьте корректны, не торопитесь, будьте спокойны, а главное – не переходите на личности.

Старайтесь не поддаваться давлению. Когда на нас оказывают давление, мы склонны оказывать психологическое реактивное сопротивление, выражающееся в нервозности, гневе, чувстве безысходности. Помните – это только прием;

Также конфликт часто возникает на базе ограниченности ресурсов того, что вы хотите получить или то, что положено по закону. Подобное ограничение порождает конкуренцию, которая часто создается чиновником инстинктивно с тем, чтобы обеспечить рост своей значимости в решении того или иного вопроса по разным причинам, показать власть, реализовать свое желание управлять людьми. Например, органы опеки объявляют, что подходящих потенциальным усыновителям детей нет, говорят о наличии очереди на новорожденных, здоровых детей и так далее. Надо помнить, что такие ситуации создаются искусственно, а в некоторых, особо острых случаях, даже могут быть вызваны желанием получить взятку .

В таких ситуациях нельзя идти на поводу у чиновника, необходимо поискать обходные пути, обратиться к другому специалисту, если это возможно, к начальству, в конце концов обжаловать действия, или попробовать изменить свою цель, если это возможно.

– Используйте различные доводы в споре, но аргументируя, помните - слабый аргумент размывает сильный, нет смысла говорить и писать по поводу деталей, если в главном уже имеется нарушение закона. Например, если вы хотите взять ребенка под опеку, а вам отказывают в выдаче заключения на основании того, что вы стары (молоды) и так далее, не надо доказывать, что вы ещё (уже) способны нести ответственность за воспитание ребенка, нужно доказывать, что законом не предусмотрен отказ в выдаче заключения по подобным основаниям;

– Ни в коем случае не следует запугивать, никакой агрессивности , лучше показать осведомленность в вопросе, решения которого вы добиваетесь. Позиция спокойно сидящего на стуле – «я отсюда не уйду, пока вопрос не решу» – гораздо эффективнее, чем стоящего и размахивающего руками – «я на вас в суд подам»! Однако, если очевидно, что мнение чиновника или его позиция непоколебимы (см. выше о стереотипности мышления), не стоит тратить силы на убеждения, надо двигаться дальше;

– Возьмите с собой диктофон и незаметно запишите «перлы» чиновников. Диктофонная запись, к сожалению, не может быть доказательством в суде без специальной экспертизы, но вышестоящее начальство её, как правило, соглашается прослушать – и сделать соответствующие выводы. Кроме того, специалист, адвокат или психолог по этой записи сможет более точно диагностировать ситуацию и дать более точный совет.

– Когда в основе действий чиновника лежит решение, принятое другим лицом или органом, не теряйте время – всегда работайте на опережение. Посетите все значимые инстанции, которые может вовлечь противная сторона, раньше, чем это сделают сами чиновники. Пишите, говорите – убедите их в своей правоте. Ни в коем случае не рассчитывайте, что за вас это будет делать чиновник. Помните, первоначально сложившееся мнение труднее поменять;

– Не обращайте внимания на то, что вам говорят на словах, особенно по телефону, поскольку письменно, в документах или в письмах может быть иное. Вспомните любимое выражение сотрудников милиции: «Телефонный разговор к протоколу не подошьёшь». Добивайтесь письменного ответа.

– В случае спора по законодательству или при устном отказе – ничто не принимайте на веру! Требуйте показать текст и реквизиты закона, приказа, инструкции и т. п., на которые ссылается чиновник. Обязательно запишите: полное название документа, часть текста, номер, дату, кем принят документ, иначе все разговоры будут ни о чем. Часто чиновник отвечает «не положено, невозможно, нельзя!» только потому, что он так думает, или некомпетентен в данном вопросе, а может просто не хочет лишний раз утруждать себя;

– Утверждения, что у них «есть инструкции» или «так сказано в законодательстве» – несерьезны! Вы так же можете парировать, что где-то там, «в законодательстве», все написано с точностью до наоборот.

– Не бойтесь уточнять, спрашивать и требовать письменного обоснования любого отказа – с такой бумагой вы можете обращаться в вышестоящие органы или суд и оспаривать решение. Без такой бумаги все ваши слова будут не убедительны, а на суде, фразы типа «мне так сказали» – не являются доказательством …

– Если местный акт, приказ или инструкция, противоречат федеральному закону, то преимущество всегда имеет федеральный акт. Если, тем не менее, чиновник действует наперекор федеральному законодательству – его можно «поправить» через прокуратуру и суд, и чиновник это знает. Однако, за нарушение местной инструкции – накажет ближайший начальник. И поэтому в такой ситуации происходит внутренняя борьба чиновника, и это надо учитывать.

– Если по вашему устному запросу чиновник отказывается давать письменное обоснование какому либо решению, пишите заявление с просьбой письменно обосновать отказ. Если и такое заявление не принимают, - отправьте запрос по почте.

________________________________________________________________________________

Важно помнить (некоторые принципы российского законодательства)

1. Как правило, разрешено всё, что не запрещено. Отсюда следует, что не стоит искать в законодательстве детальные инструкции, что то или иное делать дозволяется.

2. Гражданин вправе обращаться с любой просьбой к любому чиновнику. В любом случае, он имеет право на письменный ответ с мотивировкой того или иного решения. Срок ответа - 30 дней, если в конкретном случае законом не оговорен иной срок.

3. Доказательства тех или иных обстоятельств требуются только в гражданском судебном процессе. Обращаясь к чиновникам, напротив, вы, гражданин, не обязаны знать законодательство, имеете право не сопровождать свои просьбы ссылками на статьи законов, но чиновник обязан обосновывать свой отказ. Если орган опеки выдает отрицательное решение оно так же должно быть мотивировано и даны ссылки на конкретные статьи закона, который применим в данном случае.

4. Ограничения не подлежат расширительной трактовке (Конституция РФ, ст. 55 часть 3), например список требований к усыновителю, является закрытым и требовать иного чиновник не имеет права.

Важные законодательные акты:

1. Семейный кодекс РФ.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ. Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лиц, государственных и муниципальных служащих. и Глава 19. Усыновление (удочерение) детей.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Ст. ст. 26, 28, 31-36.

4. Федеральный закон от 01.01.01 г. № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ст. 17.

5. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление… » (с изменениями).

6. Федеральный закон от 01.01.01 г. №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Например, усыновители в заявлении в суд указывают обстоятельства, позволяющие им усыновить ребенка и, ссылаясь на статьи Семейного кодекса, просят поменять имя или изменить дату рождения ребенка.

Сегодня прочитала в одном психологическом сообществе жалобу молодого человека 27 лет на страх, который его одолевает от предстоящего визита к чиновнице 55 лет (хамоватой и непредсказуемой в своих решениях). Он просит совета, как бороться с этим страхом, так как от ее решения зависит очень важное для него дело. Чего только народ ему не советует! Представить, что она его родственница, постараться ей понравиться, представить ее голой, подарить коробку конфет и пр.



Меня удивляет и сам запрос этого человека, и советы людей, поскольку обе стороны смотрят на визит к чиновнику как на межличностное общение, а не на деловое. И в реальной жизни я неоднократно замечала, что люди пытаются для достижения своих деловых целей переходить на межличностное общение. В этом и состоят причины многих бед россиян.

В европейских странах чиновники и их посетители ведут себя обезличенно, стараясь вести себя строго в рамках тех официальных ролей, которые они исполняют. Это облегчает им решение вопросов. Никто из посетителейне размышляет на тему внешней привлекательности илихарактера чиновника. Не замуж же за него выходить.

Вывод: надо россиянам переходить на деловой характер общения с чиновниками всех уровней.

Я поискала в сети материал на эту тему и нашла очень дельную статью под названием«НЕ ВЕРЬ. НЕ БОЙСЯ. НЕ ПРОСИ». http://anticor.wildfield.ru/stati/chinov.html

Журналист анализирует средства борьбы с коррупцией и в то же время дает ряд конкретных советов по поводу того, как себя вести с чиновниками. Вот короткий пересказ его советов.

Никогда не верьте чиновнику на слово!
Пишите
. Все запросы, жалобы, претензии, заявления и прочее необходимо подавать письменно в двух экземплярах. И всегда требуйте письменного ответа. Переписка позволит вам уличить чиновников в бездействии, предотвратить игнорирование, вымогательство и прочие злоупотребления.
Не позволяйте чиновникам запугать вас . Не дайте им навязать свои правила игры. Гласность - ваше главное оружие.
При общении с чиновниками не стоит забывать, что они очень не любят огласки. Поэтому если Вы столкнулись с волокитой, халатностью - обращайтесь в средства массовой информации.
Помните, что чиновник существует для Вас, а не наоборот.

Каждый чиновник живет за наш с вами счет, на деньги, которые мы платим в виде налогов и прочих добровольно-принудительных государственных сборов.
Вежливость и корректность без заискивания - вот правильный тон в общении с чиновниками. Вы действительно ничего не должны чиновникам. Они же обязаны перед Вами всем, для чего назначены на должность. Будьте всегда вежливы, но никогда не заискивайте.

От себя хочу добавить, что чиновник тоже человек, и он устает от своей службы. Поэтому успех Вашего визита к чиновнику повысится, если Вы хорошо подготовите свои документы и коротко и четко сформулируете суть своей просьбы. Если Вы не обладаете достаточным красноречием, дома с помощью своих друзей опишите свою ситуацию письменно как можно короче, чтобы предложить ее прочитать чиновнику. Исходите из презумпции честности чиновника до тех пор, пока не увидите признаки обратного . Иногда мрачные тетки на удивление быстро ставят искомые подписи, и наоборот очень улыбчивые чиновники затягивают дело, намекая на взятку.

Каждому из нас приходилось общаться с чиновниками, Перед глазами встает напыщенный человек, который не может сложить себе цены, а вместо зрачков у него параграфы. Такому человеку просто лень снизойти до положения, в котором находится простой смертный. Но все резко меняется в том случае, если последует, хоть малейший намек на «большое человеческое спасибо» подкрепленное шелестом купюр.

Бюрократия захлестнула буквально все отрасли, начиная от богом забытой канторы и кончая наивысшим государственным учреждением. И бороться с этим, кажется, нет возможности, а единственный способ добиться подписи на какой-то бумажке или получить какую-то справку - это взятка. Но все-таки другой путь есть, не легкий, но есть, а именно: знание законов, понимание механизма работы чиновничьего аппарата и уверенное поведение при отстаивании своих прав. Ведь, по сути, чиновник принадлежит к трусливой касте, всего боится и на все оглядывается - как бы чего не вышло и при встрече с эрудированным человеком, который знает законодательство и понимает всю гнилую чиновничью сущность, он будет лезть со шкуры, чтобы выполнить свою непосредственную работу и прямые обязанности.

Бюрократическую машину можно победить, использовав ее же методы. Что же представляет собой такая машина? Прежде всего, это оборот большого количества бумаг. В настоящее время просьба в устной форме не котируется, на нее печать не поставишь и к делу не подошьешь. А вот бумага это уже документ, на который чиновник обязательно отреагирует, иначе у него (не дай бог) могут возникнуть неприятности с вышестоящим начальством. Отсюда следует, что для нужной реакции со стороны бюрократии необходимо научиться правильно писать жалобы, заявления и ходатайства, при этом подавать (отсылать) их именно туда, куда следует.

Куда же именно подавать документ? Бытует мнение, что любую бумагу можно подавать как можно выше. Допустим, у вас побежал кран, Писать жалобу в министерство, конечно, нет смысла. Ваша жалоба даже не попадет к министру в кабинет, а не то, что на стол. Обычно такие бумаги канцелярия «спускает» в область, оттуда в район, а уже с района в ваш родной ЖЭК. При этом времени, пока бумага совершит такой круг, израсходуется довольно много, и все это время ваш кран будет бежать. Поэтому адресовать жалобу, заявление, просьбу … необходимо именно в ту инстанции, в компетенции которой есть ваш вопрос.

Существует один проверенный способ, который заставляет бюрократическую машину со скрипом, но работать. Всегда составляйте три бумаги, одну направляйте в нужную инстанцию районного уровня, вторую (точную копию) - в городскую инстанцию, а третью оставьте у себя. Обязательно укажите в документе, что он составлен в трех экземплярах, а именно для районной инстанции, городской инстанции и для заявителя.

Инстанция уровня города «спустит» ваш документ в подразделение района, но в том случае если вопрос, возможно, решить, документ украсит надпись наподобие «К исполнению». И это будет уже не бумажка от маленького человечка, а прямая и серьезная директива от грозного начальства. В большинстве случаев уже одной такой подписи хватает, что бы чиновник утратил свое непробиваемое спокойствие и начал шевелиться.

Запомните, у каждого чиновника есть свой начальник, а у этого начальника еще начальник и так далее до самого высокого уровня, и чиновник, как правило, очень дорожит своим теплым местом и потеря такого места для него трагедия.

А теперь как следует подавать документы.

Вариант первый - это заказное письмо с непременной описью вложения. Такое письмо можно оформить в каждом почтовом отделении. В случае отправки пасма по почте, вероятность его потери ничтожна и его обязательно должны зарегистрировать в журнале входящих документов.

Вариант второй - личная доставка. Здесь есть свои особенности. Вы принесли письмо в приемную именно того чиновника, который вам нужен, пришли непременно в рабочее время. Вручите письмо секретарю с просьбой передать его начальнику.

Есть такой закон «об обращениях граждан» согласно которого секретарь обязан:

Принять письмо.

Зарегистрировать его в журнале входящих документов.

Присвоить этому письму входящий номер и отразить этот номер на вашем документе.

Заверить проставленный номер штампом.

Все эти манипуляции, если вы попросите, секретарь обязан проделать и с вашим дубликатом. Благодаря такому приему вам будет известен номер вашего документа, следовательно, вы в любое время сможете сделать звонок в приемную, и по имеющемуся входящему номеру узнать на какой именно стадии находится решение вопроса изложенного в документе.

Так же вы всегда сможете предоставить дубликат взамен утерянного (любое учреждение не застраховано от пожаров, наводнений и краж). Кстати, зарегистрированный дубликат имеет такую же юридическую силу, как и оригинал.

И в заключение. Запомните, чиновник совсем не ваш начальник, тем более не близкий родственник, не милиционер и не судья. По сути, вы его содержите, он получает заработную плату с ваших налогов и ОБЯЗАН решать все ваши вопросы, которые находятся в его компетенции. По этому обращайтесь с ним не заискивающе, а как с равным.

Рецепт успеха в таких делах, которые не связаны с большими деньгами, простой — мягко, без угроз дать понять чиновнику, что ему будет легче пойти вам навстречу и поступиться своими требованиями, чем придерживаться своей привычной модели поведения. Если мелкий чиновник отказывается выполнять свои должностные обязанности, указывая на несущественные детали вашего дела, вмешивается в ваш бизнес вплоть до того, что указывает, как назвать магазин, у нас есть несколько советов общения с чиновниками низшего ранга:

Будьте спокойным и максимально уверенным в себе. Самое важное — посеять в чиновной голове мысль о том, что вы четко понимаете, о чем говорите, и можете обосновать это еще десяток раз: перед юристами, начальством, прокуратурой.

Не вдавайтесь в крики, обвинения, унижения или что — в нынешних условиях это не испугает даже няню в детском саду. Будьте для чиновника другом. Объясните ему, что, сам того, видимо, не желая, он нарушает законодательство, и это может вызвать у него проблемы, но вы не хотите наносить ему трудностей, ведь можно просто перестать нарушать.

Знайте законодательство, цитируйте статьи и называйте их номера. Поставьте чиновника на место, он обычно ни грамма не разбирается в законе, согласно которому работает, в ситуацию, когда он не будет контраргументов. Если он ссылается на какие-то мифические пункты и статьи, попросите их продемонстрировать. Если времени подготовиться не было, вспоминайте названия законов как «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «О государственной службе» и т.д..

Помните, что чиновник — это человек, который находится в постоянном страхе перед начальством.

Перед разговором, поинтересуйтесь, кто является начальником, попросите его рабочий номер или адрес.

Если чиновник не уступает, скажите, что если ситуация не разрешится, вам как законопослушному гражданину, придется обратиться с жалобами к его руководителю, прокуратуру, а также к вышестоящему начальству на самого руководителя о том, что он нанимает работников, чья квалификация и знания собственных полномочий не соответствуют необходимой норме.

Подчеркните, что вам очень не хотелось бы тратить время на такое неблагодарное занятие, но если другого выхода нет, то придется.

Этого должно быть более чем достаточно, но если чиновник все еще не уступает, попросите у него три листа бумаги и садитесь писать жалобы прямо рядом с ним. Еще раз намекните, что вам самим существенно легче просто закрыть этот вопрос, чем потом разбираться с ответами на жалобы (собственно, из-за жалоб добиться своего результата часто бывает труднее, чем просто сыграть на чиновничьем страхе).

Вспомните о своем опыте в решении подобных проблем (даже если его нет). Расскажите чиновнику, насколько изнурительной является процедура дисциплинарных взысканий чиновника, как трудно вам было в прошлый раз подключать областную прокуратуру, чтобы отстоять свои права. Вспомните, что на этот раз уже есть определенные контакты, и дело должно бы идти немного легче, мол, прокуроры сами рады, что норма по плану борьбы с коррупцией выполняется, но это все равно много трудностей как раз для такого мелкого вопроса.

Если даже это не действует, попросите чиновника также обосновать то, что он имеет право требовать у вас те или иные документы, или проплаты. Скажите, что вы хотели бы просмотреть его должностные инструкции, чтобы понимать, что он действительно выполняет свои обязанности, а не превышает полномочия. Говорите, что вы совсем не подозреваете его в таком, но, мол, в наше время всю информацию нужно проверять — вдруг кто-то превышает свои полномочия, а это уже прямой повод для немедленного вмешательства прокуратуры, административной волокиты и выговоров руководителю, который нанял такого работника.

Поэтому будьте уверены в себе и попробуйте построить модель страны без коррупции в пределах собственной семьи. Ведь изменения могут начинаться совсем с малого.