Массаж зубной щеткой при дизартрии. Правильное положение тела во время массажа

Существует две разновидности дизартрии: повышенный или пониженный мышечный тонус. Технику массажа нужно выбирать исходя из вида заболевания у ребенка.

Правила проведения массажа языка при дизартрии у детей:

  • Следите за температурой в помещении, где будет проводиться процедура. Температура должна быть комфортной, никаких сквозняков;
  • Тщательно вымойте руки с мылом перед проведением сеанса. Обработайте антисептиком. Уберите украшения с пальцев, отстригите ногти. Важно не повредить слизистую малыша;
  • Проводите массирование языка через 3 часа после приема пищи малышом. Почистите маленькому пациенту зубы, попросите прополоскать рот. Избавьтесь от крошек, остатков пищи в ротовой полости;
  • Движения выполняйте от кончика языка, углубляясь в ротовую полость;
  • Установите специальный шпатель, ограничивающий движение языка в сторону неба, иначе у «пациента» начнется рвотный рефлекс, процедура станет невозможна;
  • Попросите малыша максимально расслабить шею, челюсть. Можно помассировать плечи, шею перед началом массажа для большего расслабления и доверия ребенка к вам;
  • Процедура лечения языка проводится через марлевую или тканевую салфетку. Наденьте напалечник на палец;
  • Начинайте сеансы массажа с 5 минут, постепенно увеличивая время процедуры. Курсы массажа при дизартрии длятся в среднем 20 дней в зависимости от степени заболевания;
  • При для большего эффекта от процедуры ребенок может подержать во рту настой из трав;
  • Положите ребенку под шею валик или подушку.

Массажа лица

Наденьте на руки специальную варежку, предварительно продезинфицировав руки антисептиком. Температура в комнате комфортная, форточки закрыты, чтобы не было сквозняка. Легко погладьте лицо ребенка. Круговыми движениями начните массаж лба ребенка. От центра лба продвигайтесь к височной зоне, движения максимально нежные, легкие, без лишних надавливаний, следите за комфортом, расслабленностью ребенка.

Массаж лица проводится от центра к волосам, подбородку, шее. Уделите максимальное внимание щекам, губам.

Губы нежно разомните поглаживающими движениями. Прогладьте щеки от центра к губам и к ушам. Погладьте уши. Повторяйте каждое движение от 2 до 5 раз. В начале сеансов массажей лица проделывайте каждое движение быстро, к концу курса увеличивайте интенсивность, длительность сеансов. Посмотрите видео выполнения при дизартрии у детей. Соблюдайте инструкции лечащего врача, назначающего лечение самостоятельно или под присмотром специалиста.

Массаж языка

Для уменьшения гипертонуса мышц языка проводите при дизартрии у детей. Эта процедура очень важна, ведь детям с дизартрией трудно удерживать язык вне полости рта.

  • Начните с постукиваний пальцем над верхней губой справа налево, затем наоборот. Простучите область нижней губы по такому же принципу;
  • Спускаясь от носа к верхней губе «прохлопайте» эта часть, затем погладьте подушечками пальцев это место;
  • Положите указательные пальцы на уголки губ, с помощью надавливающих движений сведите углы губ в трубочку, разведите обратно. Повторите 5 раз;
  • Толкайте к носу верхнюю губу подушечкой указательного пальца;
  • Указательный палец заведите за щеку малыша, проведите круговые движения двигаясь вдоль щеки. Касайтесь пальцами внутри и снаружи щеки друг друга, создавая легкое давление;
  • Поднимайте и опускайте язык, «припечатайте» его к небу.

Массаж помощью зонда

Перед самостоятельным проведением массажа приобретите специальное устройство, чтобы делать зондовый массаж от дизартрии у детей. Устройство называется зондом. Может быть пластмассовым или металлическим.

Выбирайте, предварительно посоветовавшись с лечащим логопедом. Зондовый массаж языка эффективен при дизартрии у детей. Перед покупкой обязательна консультация со специалистом.

  • Проведите шариковым зондом по языку вдоль мышц 10 раз;
  • Возьмите пластмассовый зонд, проведите по массажным точкам на языке, продвигайтесь от корня языка к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Прогладьте поперечные мышцы языка от корня к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Нащупайте пальцем или зондом под языком «ямочки», сделайте точечные повороты против часовой стрелки. Не продолжайте массаж точек более 12 секунд. Повторите 3 раза;
  • Легкими надаливающими движениями погладьте язык от корня к кончику. Повторите процедуру несколько раз. Прогладьте язык по бокам, по середине, со всех сторон;
  • Проведите массаж языка с помощью марли, выше описано, как правильно делать эту процедуру;
  • Посмотрите видео с правильным выполнением поглаживаний, растираний, вибраций языка детей.

Перед началом сеансов лечебных массажей от дизартрии проконсультируйтесь с логопедом, специализирующемся на вашей проблеме. Польза достигается только при регулярных сеансах, проводите их 2-3 раза в день, не забывайте делать перерыв раз в неделю. Скорость излечения напрямую зависит от степени запущенности заболевания. У детей с легкой, средней степенью дизартрии улучшения в речи, произношении замечаются после недели регулярных занятий, массажей, лечения.

Максимально пресекайте у ребенка заболевание с грудного возраста. Если еще до года начинаются проблемы с проглатыванием молока, нарушением мимики, нарушением сосательного рефлекса, повышенное слюноотделение — обратитесь к логопеду.

  • Это интересно:

С 3 месяцев грудничку назначают массаж лица, языка. Выполнять стоит с повышенной осторожностью под контролем лечащего врача. Помните, излишняя самостоятельность вредит здоровью детей. Обязательно отводите детей к специалистам, компетентным в вопросах здоровья в разных сферах. Здоровье детей важно для дальнейшего гармоничного, правильного развития. Дизартрия излечима на тяжелых стадиях, но желательно предотвратить их появление.

Дизартрией (от греч. dys – расстройство, arthroo – произношу членораздельно) называют расстройство звукового произношения, обусловленное поражением иннервации аппарата речи в результате каких-либо поражений мозга. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Под дизартрической речью обычно понимают неясную, смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что у них «полный рот каши».

Это заболевание у взрослых не сопровождается распадом речевой системы: нет нарушения слухового восприятия речи, письма и чтения. А вот детском возрасте дизартрия часто приводит к нарушению самого произношения слов и, соответственно, к нарушениям письма и чтения, а также к общему недоразвитию речи. Такие недостатки можно исправить посредством занятий с логопедом.

Причины

Дизартрия возникает в результате поражения речевого аппарата, причём "очаг поражения" локализован в определённом отделе центральной нервной системы.

1. У детей причиной этого нарушения речи может стать:

2. Причины, характерные для взрослых:

  • новообразования головного мозга (злокачественные и доброкачественные);
  • интоксикации (алкогольная, наркотическая, лекарственная и др.);

Классификация логопедов

По степени выраженности поражения головного мозга и нервов, ответственных за речевой аппарат различают:

  • анартрия - полная утрата способности произносить членораздельные звуки;
  • выраженная дизартрия - устная речь возможна, но она нечленораздельная, малопонятная. Грубые нарушения звукопроизношения, дыхания, голоса и интонационной выразительности.
  • "стёртая" - все неврологические, психологические и речевые симптомы выражены в неявной форме.

Стёртую дизартрию часто путают с дислалией. Разница в том, что при первом варианте можно наблюдать очаговую неврологическую микросимптоматику.

Классификация неврологов

По месту поражения двигательного аппарата речи в мозге выделяют

Согласно этой классификации существует 5 форм дизартрии:

  • бульбарная - проявляется при заболеваниях продолговатого мозга. Характерным является парез или паралич мышц гортани, глотки, языка и мягкого нёба. Нарушено глотание любой пищи, жевание тоже затруднено. Голос становится слабым, все произносимые звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. Слова становятся невнятными, крайне нечёткими, произносятся замедленно.
  • псевдобульбарная - наиболее часто встречается у детей, так как является следствием родовых травм, интоксикации беременных или заболеваний, перенесённых в раннем детстве. Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может варьироваться. По клиническим проявлениям нарушений эта форма близка к бульбарной форме дизартрии, но возможности коррекции и положительного прогноза при терапии псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
  • экстрапирамидная (подкорковая) - диагностируется при поражении подкорковых узлов. Произношение такого человека смазанное, невнятное, с носовым оттенком. Сильно нарушены интонация и мелодика речи, её темп.
  • мозжечковая возникает вследствие поражения мозжечка; Эта форма характеризуется скандированной, растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью.
  • корковая проявляется при поражении определённых отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление артикуляции; при сохранении правильной структуры слова наблюдается расстройство произнесения слогов.

Симптомы

К речевой симптоматике относят нарушения:

  • звукопроизношения;
  • интонации;
  • фонематических функций;
  • чтения и письма;
  • лексико-грамматического построения предложений;

К неречевым симптомам дизартрии относят нарушения:

Диагностика

В постановке диагноза участвуют несколько специалистов:

  • логопед исследует особенности нарушения звукопроизношения, даёт характеристику другим сторонам речи, после чего отражает состояние пациента в специальной речевой карте.
  • практический психолог исследует общее интеллектуальное развитие, исключает психосоматику и влияние психотравм.
  • после этого врач-психоневролог, опираясь на мнение логопеда и практического психолога, ставит диагноз.

Коррекция, методы лечения

Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие. Логопедическая коррекция обязательно производится в сочетании с ЛФК и медикаментозным лечением.

Комплексная методика лечения дизартрии состоит из:

  • лекарственных препаратов;
  • лечебной физкультуры, физиотерапии, иглотерапии;
  • закаливающего и поддерживающего лечения;
  • логопедической работы по развитию и исправлению речи;
  • лечения сопутствующих заболеваний.

Работа логопеда направлена на разработку органов артикуляции. Такое воздействие включает в себя:

  • работу над выразительностью речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • массаж языка.

Логопедический массаж языка при дизартрии

Значительную роль в лечении (в особенности это касается стёртой формы дизартрии) занимает массаж языка. Логопедический массаж языка оказывает благотворное воздействие на весь организм, а также вызывает позитивные изменения в системах, которые играют главную роль в речедвигательном процессе (в мышечной системе и нервной системе).

Основное воздействие логопедического массажа направлено на:

  1. нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата;
  2. активизацию групп тех мышц периферического речевого аппарата, которые имеют недостаточную сократительную способность;
  3. стимуляцию проприоцептивных ощущений;
  4. подготовку условий к формированию произвольных и скоординированных движений языка и других органов артикуляции;
  5. уменьшение слюноотделения;
  6. укрепление глоточного рефлекса;
  7. афферентацию (передачу возбуждения от периферических нейронов к центральным нейронам) в речевые зоны коры головного мозга. Это стимулирует речевое развитие при задержке формирования речи.

Проведение массажа языка противопоказано при:

  1. инфекционных заболеваниях (например, при гриппе и ОРВИ);
  2. заболеваниях кожи;
  3. герпесе на губах;
  4. стоматите;
  5. конъюнктивите;
  6. людям с эписиндромом (судорогами) логопедический массаж языка следует назначать с большой осторожностью.

Профилактика и прогноз

Прогноз в терапии дизартрии чаще всего неопределённый. Чем раньше начата систематическая работа пациента с логопедом, тем более вероятен положительный результат. Наиболее благоприятный прогноз в лечении заболевания возможен в случае лечения основного заболевания, усилий самого пациента-дизартрика и поддержки таких усилий его окружением.

В случае стёртой дизартрии при подобном подходе к терапии можно рассчитывать на фактически полную нормализацию речи. Овладев необходимыми навыками правильной речи, человек в дальнейшем может успешно обучаться и работать, периодически получая необходимую ему логопедическую помощь в поликлиниках.

При тяжелой форме возможно только улучшить состояние речевой функции. Особое значение для социализации людей с дизартрией имеет совместная работа логопеда, психоневролога, практического психолога, невролога, массажиста и специалиста по ЛФК.

Профилактика дизартрии у детей с перинатальными поражениями головного мозга должна осуществляться с первого месяца жизни. Дальнейшая профилактика и у детей, и у взрослых, заключается в предупреждении травм головного мозга, нейроинфекций и токсических воздействий на нервную систему.

Видео по теме

В видео демонстрируется комплекс артикуляционной гимнастики, которую можно делать самостоятельно:

С целью ликвидации дефекта речи детей из-за непродолжительной уздечки под языком, следует делать массаж языка при дизартрии и исправлять произношение с содействием гимнастических упражнений.

Логопедический массаж при дизартрии — одна из существующих техник в логопедии, содействующих процессу по нормализации речи и психологического состояния детей, мучащимися различными дефектами в речи.

Логопедический массаж может в целом:

  • Нормализовать и активизировать мышцы, стимулирующие речевой аппарат;
  • Укрепить глоточные рефлексы;
  • Повысить эластичность области языка.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии голосовых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца . Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях . При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Техника выполнения

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Что необходимо делать, для того чтобы начать логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях? Вначале, для того чтобы нормализовать тонус мышц, стоит подобрать для малыша хорошее местоположение. Наиболее оптимальными являются следующие:

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки .

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз .

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу - шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

Рекомендуется выполнить ослабление мускул шеи, а также в местах, именуемых воротниковой областью и мускулами, двигающими челюсть внизу вплоть до исполнения сеанса (из методики Архипова логопедический массаж при дизартрии).

Массаж зубной щеткой

Приборы для массирования можно взять разные. От специальных вплоть до обыкновенных. В бытовых обстоятельствах совершать разрешается массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Для процедуры необходимо предварительно достать щетку с нежными ворсинками.

Под язык помещаются салфетки из марли, какие надо будет сменять каждые две минутки, так как у малыша в течение операции будет изобильное слюноотделение. Перемещения щеточкой обязаны быть без мощного надавливания . Кольцевые перемещения допускают, однако уже после подготовительных процедур. Разрешается прерывистыми движениями чистить язык щеткой по всей площади.

Уровень действенности упражнения возможно установить по реакции малыша. Если ему понравится процесс, то он будет ощущать позитивные эмоции, проявляя их на собственном лице. Зачастую практикуют выполнение процедуры у ребенка в виде забавы , что будет превосходным развлечением и нужным времяпрепровождением.

Язык ребенка обязан быть целиком ослаблен – для этого необходимо массировать подчелюстную ямку. Всю процедуру проводят пальцами ручек без значительных надавливаний и с щеткой для зубов. Стоит повторить для лучшего запоминания, что необходимо как можно больше менять салфетки, совершая массаж зубной щеткой при дизартрии.

Массаж лица

Массаж лица для детей для развития речи содействует не только лишь развитию мимических средств общения, но и формированию оральной области, то что требуется для стандартного питания детей и дальнейшего формирования речи.

В ходе выполнения массажа следует активным образом контактировать с малышом, напевать ему песни, рассказывать сказки и стишки, возможно сопровождать массирование тихой музыкой.

Среди основных приемов применимы процедуры в виде поглаживания и простой вибрации, содействующие полному расслаблению тела. При поглаживании кисть скользит по коже, не двигая её в складки. Сначала применяется неглубокое поглаживание, потом более глубокое.

В целом, процедура выглядит таким образом: вначале происходят поглаживания в области лба, затем глазниц и носа, после этого разминают область ушей, скул и губ. В конце разминают лицевые мышцы в области носогубной складки.

Заключение

Прежде чем приступать к массажу собственного ребёнка, предлагаем пройти специальные курсы «точечный массаж при дизартрии». Времени это заберет немножко, однако будете уверены в собственных силах и четко понимать, что не сможете навредить. Обучиться массажу можно за короткие сроки, делать его возможно научиться за несколько занятий.

Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

делать логопедический массаж при заикании и дизартрии ? Фото: на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по —разному . Один малыш без особых проблем начинает говорить , другой сталкивается с затруднениями при произношении звуков и слов . Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста .

  • Причиной такого детского поведения выступают разнообразные физические отклонения , проблемы психологические , послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами , так как проблема нарушения речи не исчезнет просто . Пройдите консультацию с врачом —логопедом , определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда . Такое средство лечения в приоритете при заикании , дизартрии и дефективных сложностях

Что такое логопедический массаж ?



Фото: логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения , с воздействием приемов механики на состояние нервов , тканей в речевом аппарате , где расположены сосуды кровеносные . Это техника по лечению и нормализации состояния речевого произношения , эмоциональности ребенка .

Такой массаж применяют успешно при дизартрии , заикании . Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы , общее организма состояние на физиологическом уровне .

Основными задачами такого массажа выступают :

  • активация аппарата речи , мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении . Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов . Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца .

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках . Проходит в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний , вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный : сегментируются приемы классического приема в определенных зонах . Выполняются упражнения в воротниковой зоне , в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый . Выполняется за счет использования инструмента — зонда


Фото: сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж ? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку , для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры .
Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений :

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки . С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи .
Обязательно проводить все процедуры в установленный невропатологом и педиатром срок . Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Какие существуют методики , приемы и инструменты для логопедического массажа ?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов . Существует три комплекса , целенаправленных в зону симптомов патологических .

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии , атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает :

  • нормирование тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности , ритма , переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить :

  • последовательность работы со звуками ; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков , которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии . К первоначальным симптомам на болезнь относят : ужасную дикцию , невероятные замены звуков в структуре слога , невнятную речь .

Основная логопедическая программа спланирована так :

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал , который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи , проходит устранение дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы . На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса . Здесь логопед проводит массаж , и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания . Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж на языке .

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических , которые определены на выздоровление участков тела ребенка , которые поражены
  • Длительность процедуры не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают : рвотные позывы , заболевание зубной полости , заболевания вирусно — инфекционной группы


Фото: инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе . К ним относят зонды . Делятся они на два подвида : разработанные из металла и из пластмассы . Форма их достаточно разнообразна :

  • Шарик , улитка , топорик , усы , грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка .

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения массажных упражнений :

  • Расположение — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле , с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений : кресла , коляски ). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое . Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения , проводимые при дизартрии :

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке . Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам , для их укрепления . Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами . Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка , держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка .

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий .

Дети , имеющие меньшую степень

Нина Смыкова

В последние годы резко возрос процент детей с дизартрическими расстройствами речи.

Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизношения и просодики речи, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата. Она проявляется в нарушении мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезах или параличах мышц артикуляционного аппарата, патологических двигательных проявлениях мышц речевого аппарата (синкинезиях, гиперкинезиях, судорогах и т. п., а также в недостаточной сформированности произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Дети с дизартрией с трудом овладевают звуковым анализом. Часто обычные методы постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика речевого развития и некритичное отношение детей с дизартрией к своей речи обуславливает необходимость поиска более эффективных путей коррекции данного речевого дефекта.

Логопедический массаж является одним из эффективных методов в комплексной работе при дизартрии, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия. При преодолении артикуляторных нарушений массаж проводится наряду с артикуляционной гимнастикой.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально обученными логопедом.

Основными целями логопедического массажа являются:

1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

2. Уменьшение парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

4. Активизация тех групп мышц, у которых имелась недостаточная сократительная активность.

5. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Как правило, массаж рекомендуется проводить только по назначению врача. Чаще всего основным показанием к его проведению является изменение мышечного тонуса, как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата.

В начале работы логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных. Это поможет определить тактику массажа. Такая диагностика проводится путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Ни в коем случае нельзя проводить массаж, если у ребенка активные формы туберкулеза, конъюнктивиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, острая крапивница, отек Квинке в анамнезе, наличие увеличенных лимфатических желез, фурункулез, ОРЗ, стоматит.

Массаж проводится в чистом, уютном, хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят курсом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Начальная длительность процедуры составляет 5-7 мин., а конечная – 20-25 минут.

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы: медицинский спирт, стерильные салфетки, стерильные медицинские перчатки или напальчники.

В логопедической практике могут быть использованы разные комплексы массажных движений, я бы хотела остановиться подробнее на некоторых из них.

В первую очередь это классический логопедический массаж лица без учета формы и степени выраженности дефекта.

- От середины лба к вискам

От бровей к волосистой части головы

Движения поглаживающие,разминающие,вибрационные (можно с помощью

вибромассажера).

Щёки:

- От угла рта к вискам по щечной мышце

От скуловой кости вниз на нижнюю челюсть

Движения поглаживающие, разминающие,растягивающие.

-Вдоль крыльной части носовой мышцы

Поглаживающими,растирающими и вибрационными движениями.

Носогубная складка:

- От крыльев носа к углам губ

Движения поглаживающие.

- От середины верхней губы к углам

От середины нижней губы к углам

Движения поглаживающие,растирающие,вибрационные.

(Растирание - подушечками указательного и среднего пальцев, большим пальцем, ребром ладони. Разминание – подушечкой большого пальца, большого и указательного или большого и всех остальных пальцев. Вибрация – одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды.)

При недостаточной подвижности языка необходим массаж язычной мускулатуры. Его проводят с помощью деревянного шпателя, зубной щетки либо просто большим и указательным пальцами, одетыми в напальчники. Большим и указательными пальцами левой руки аккуратно придерживают язык. Пальцы необходимо обернуть бинтом.

- Продольные мышцы языка массируются поглаживающими движениями от корня или средней части к кончику.

Вертикальные мышцы - от корня языка к кончику и обратно ритмичными надавливаниями,прокачиванием щетиной зубной щетки.

Поперечные мышцы - из стороны в сторону продольно и зигзагообразно поглаживающими движениями.

Активизация мышц - от корня к кончику вибрирующими движениями, с помощью шпателя или щетины зубной щетки.

Подъязычная уздечка массируется снизу вверх, до легких болевых ощущений потягивающими движениями.

При отклонении языка в какую-либо сторону спастическую часть языка расслабляют поглаживанием, а вялую, наоборот, укрепляют, с помощью глубоких разминаний и вибраций.

Если говорить подробнее о массаже языка, то мне хотелось бы представить вашему вниманию еще один комплекс массажных движений:

1. Подергивание языка за кончик (два пальца снизу, большой сверху).

2. Два указательных пальца под язык, большие сверху. Растягивать язык в стороны, накручивая на указательные пальцы.

3. Среднюю часть языка взять пальцами, приподнять и тянуть вперед.

4. Большой палец сбоку, два других с другой стороны, язык выкручивается на пальцы.

5. Левой рукой держать язык, а правой сжимать язык от кончика к корню.

6. Тоже самое от корня к кончику.

7. Держать кончик большим и указательным пальцами и массировать вверх-вниз с боков.

8. Скользить вниз по бокам языка, не разжимая пальцев.

9. Держать большим и средними пальцами язык с боков, и большим (указательным) нажимать на середину.

10. Сверху два пальца, снизу один. Ставить язык на ребро.

Каждое упражнение выполнять 30 раз. Но за одно занятие не более двух упражнений.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики.

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических и артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа. Такие движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т. е. пассивно, в том случае, если ребенок не может выполнить их самостоятельно или выполняет не в полном объеме. Перед тем, как выполнить пассивное движение, логопед показывает его на себе. Движения выполняются медленно, ритмично, постепенно увеличивая амплитуду, сериями по 3-5 движений.

Наиболее эффективными являются следующие пассивные упражнения:

1. Ребенок лежит на кушетке, голова свисает. Логопед плавно, медленно производит круговые движения головой ребенка.

2. Ребенок сидит. Круговые движения головы ребенка по часовой, а затем против часовой стрелки. Затем, предложить ребенку голову уронить вперед - «уснули». Голову запрокинуть, наклонить вправо-влево. Голову медленно опустить, затем, вернув в исходное положение, резко «уронить».

3. Слегка наклонить голову ребенка вперед, что приводит к непроизвольному закрыванию рта.

4. Запрокинуть голову назад, что вызывает приоткрывание рта. При этом логопед своей рукой помогает в осуществлении этих движений.

5. Пассивные артикуляционные движения: улыбка, растянуть губы, вернуть в исходное положение; поднимание и опускание верхней и нижней губы по очереди и одновременно.

6. А также различные движения языка, направленные на растяжение и расслабление его корня: потянуть язык, повернуть его вправо влево, как бы слегка накручивать язык на палец.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений, а именно полнота объема движений, точность, интенсивность выполнения. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

1. Так, после массажа плечевого пояса и шеи рекомендуется выполнять наклоны и повороты головы с преодолением сопротивления.

2. После массажа щек можно перейти к активному движению открывания рта, используя непроизвольное «зевание».

3. Ну и, конечно же, к активной гимнастике можно отнести широко применяемую артикуляционную гимнастику.

Часто для преодоления дизартрии рекомендуют использовать зондовый массаж. Интересный материал по этой теме представлен в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 3, 2006. В статье дано описание зондового массажа, разработанного Е. В. Новиковой. Его сущность заключается в целенаправленном воздействии зондами на пораженные участки артикуляционных органов. Применяя различные приемы зондового массажа, можно повышать или понижать тонус мышц, ускорять кровообращение, повышать обменные процессы в тканях. В отличие от классического массажа с помощью зондов можно воздействовать на глубоко расположенные мышечные ткани органов артикуляции, преодолевать рвотный рефлекс, повышенное слюнотечение. Противопоказаниями для проведения зондового массажа являются те же, что и для проведения классического. Во время сеанса ребенок должен находиться в положении «полулежа», с этой целью кабинет необходимо оборудовать кушеткой с высокой подушкой. Перед проведением массажа учителю-логопеду необходимо изучить заключения педиатра, невропатолога, отоларинголога, в которых содержится характеристика состояния здоровья ребенка. И самое главное, для проведения зондового массажа учитель-логопед должен пройти обучение на авторских курсах Е. В. Новиковой и получить документ, подтверждающий право на осуществление этого вида деятельности.

В целом, это все, о чем я хотела рассказать в рамках нашей сегодняшней встречи. Подробнее о логопедическом массаже можно узнать в предоставленной ниже литературе.

Литература:

1. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.

3. Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи, Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 3, 2006.

4. Краузе Е. Н. «Логопедия для малышей».

5. Новикова Е. В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. – М., 2000.