Заикание у детей 4 лет лечение. Как вылечить заикание у ребенка без логопеда

Заикание считается одним из самых стойких . Проявиться такая патология может в любом возрасте, но в большинстве случаев ее удается диагностировать у детей, начинающих говорить.

Чем раньше будет проведена терапия заболевания, тем больше будет шанс навсегда избавиться от недуга. Лечение осуществляется комплексно и включает в себя несколько видов методик. О причинах и лечении заикания у детей поговорим в статье.

Понятие и характеристика

Заикание представляет собой речевой дефект , обусловленный определенными нарушениями центральной нервной системы.

Такая патология проявляется на фоне судорог артикуляционных органов и проявляется виде повторения отдельных звуков во время формулирования мысли.

Ребенку сложно произносить слова. Часть звуков может не только повторяться, но и сопровождаться специфическими и вынужденными остановками речи. В медицинской терминологии заикание обозначается «логоневрозом» .

Чем может быть вызвано?

Заикание может быть врожденным или приобретенным . В первом случае ключевую роль играют период беременности, состояние здоровья родителей, родовая деятельность и заболевания, перенесенные в новорожденный период.

Развиваться заикание может не только на начальных этапах речевого развития, но и в школьном или подростковом возрасте. Например, такая патология нередко становится последствием переучивания левши.

Почему ребенок заикается? Причинами заикания у детей могут стать следующие факторы:


Формы и степени

В медицинской практике заикание подразделяется на несколько видов в зависимости от стадии развития патологии, ее этиологии, а также определенных типов симптоматики. По степени прогрессирования недуг может быть легким, средним и тяжелым .

Первая стадия сопровождается слабым проявлением признаков заикания, которые возникают под воздействием внешних факторов. Средняя степень патологии проявляется в виде запинаний в процессе речи. Тяжелая форма заикания характеризуется ярко выраженной симптоматикой.

Другие классификации заикания :

  • по характеру судорожных состояний речевого аппарата (смешанная, артикуляционная, голосовая, тоническая, дыхательная, клоническая и клонико-тоническая форма);
  • по характеру возникновения (постоянная, рецидивирующая и волнообразная форма);
  • по этиологии (невротическое и неврозоподобное заикание).

Как проявляется?

Первые симптомы заикания обычно проявляются у детей в возрасте 3-5 лет .

Ребенок испытывает трудности с произнесением слов. Распознать признаки заикания можно без проведения специального обследования.

Симптоматика недуга может быть постоянной или иметь временный характер. Например, заикание может быть вызвано волнением ребенка или смущением. Такие состояния также необходимо лечить.

Симптоматика детского заикания проявляется в следующих состояниях:

  1. При попытке начать речь у ребенка возникают судороги речевого аппарата.
  2. Речь ребенка сопровождается усилением мимики (учащенное моргание, раздувание крыльев носа и пр.).
  3. В процессе проговаривания слов ребенок делает паузы и повторяет отдельные звуки.
  4. Нарушение дыхание при произношении отдельных звуков (например, глубокий вдох).
  5. В старшем возрасте для своеобразной маскировки заикания дети могут использовать специфические уловки (в момент паузы ребенок может начать улыбаться, кашлять или зевать).

Диагностика

В процессе диагностики заикания у детей участвуют несколько специалистов. Обследование ребенка обязательно проводится логопедом, неврологом, психиатром, психологом и педиатром.

При выявлении причин дефекта речи обязательно учитывается семейный анамнез.

Если заикание передалось ребенку на генетическом уровне, то избавиться от него будет крайне затруднительно.

Диагностика детского заикания проводится следующими методами:

  • общая оценка речи ребенка;
  • реоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;

Основные методы лечения и коррекции

Что делать? Как лечить недуг? Заикание проходит без специальных мер лечения только в единичных случаях.

Такой дефект речи надо обязательно устранять, а терапию следует начинать при первых признаках нарушения процесса воспроизведения звуков ребенком.

Исправить ситуацию помогут логопедические занятия, дыхательная гимнастика, некоторые виды специального массажа и компьютерные программы. В большинстве случаев терапия подразумевает обязательный прием медикаментов для нормализации работы поврежденных отделов головного мозга.

Логопедические занятия

Комплекс логопедических упражнений разрабатывается для каждого ребенка индивидуально . Сначала проводится комплексное обследование малыша, выясняются причины недуга, и определяется степень патологии.

Только после изучения клинической картины заболевания логопед выбирает занятия, регулярное выполнение которых ускорить процесс нормализации речи ребенка.

Примеры логопедических упражнений:

  1. «Смешные карусели» (ребенок медленно ходит по кругу, проговаривая с логопедом фразу «мы смешные карусели, опа-опа-опа-па-па, татати- тата- тата»).
  2. «Цыплята» (ребенок прыгает на одной ноге, повторяя фразы «хлоп-топ-хлоп», «уф-ив-ав», «тап-тип-рап-роп-цып-цып»).
  3. «Дирижер» (логопед изображает дирижера, при разведении рук ребенок произносит нараспев гласные звуки, при сведении — согласные).

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика проводится с ребенком на основе методики, разработанной А.Н.Стрельниковой . Во время выполнения комплекса можно стоять или сидеть. Вдохи всегда делаются резко, а выдохи плавно и медленно.

Упражнения можно сочетать с игрой, чтобы ребенку было интереснее их воспроизводить.

Примеры упражнений:


Точечный массаж

Точечный массаж при заикании у детей направлен на воздействие определенных участков речевого аппарата.

Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа. Во время массажа можно включить расслабляющую музыку или проговаривать спокойные стихотворения .

Компьютерные программы

Для лечения заикания у детей особой популярностью пользуются специальные компьютерные программы . Их одобряют и используют множество специалистов.

Программы можно применять и для домашнего лечения дефектов речи у детей.

Главной их целью является воспроизведение правильной интонации речи и воздействие на речевой аппарат ребенка методом игры с тренажером.

Примеры компьютерных программ:

  • Демосфен;
  • Speak gentle;
  • Dr. Fluence.

Медикаменты

Применение медикаментов является вспомогательным методом лечения заикания . Прием определенных видов препаратов назначается для нормализации работы головного мозга и устранения патологий центральной нервной системы.

Если принимать препараты и не проводить лечение основными методиками, то эффекта от терапии не будет.

При заикании ребенку могут быть назначены следующие виды препаратов :

  • противосудорожные средства (Эпилептал, Фенибут);
  • средства из гомеопатического ассортимента (Тенотен);
  • препараты с успокоительным эффектом (Пустырник, Валериана);
  • средства категории ноотропов (Пирацетам, Актовегин);
  • транквилизаторы (подбираются индивидуально).

Что можно сделать в домашних условиях?

Можно ли вылечить малыша в домашних условиях? Домашние занятия по устранению заикания должны проводиться обязательно .

С ребенком можно петь песни, чтобы он научился растягивать звуки, играть в игры, подразумевающие воспроизведение определенных звуков в сочетании с конкретными движениями.

Комплекс таких упражнений можно уточнить у врача или специализированного преподавателя .

В домашних условиях можно осуществлять следующие меры лечения заикания:

  1. Ввести в рацион ребенка успокоительные средства на основе лекарственных трав (отвары из мелиссы, ромашки или зверобоя).
  2. Повторение логопедических занятий, дыхательной гимнастики и точечного массажа (предварительно надо узнать у специалистов простые упражнения, которые легко будет воспроизвести в домашних условиях).
  3. При разговоре с ребенком особое внимание уделяется зрительному контакту .
  4. Родители должны читать ребенку книги и обсуждать с малышом их содержание.
  5. Если ребенок будет разговаривать медленнее , то ему будет легче воспроизводить отдельные звуки, показать такой способ надо на собственном примере.

Запущенные формы заикания могут кардинально изменить качество жизни ребенка и стать причиной нарушения его социальной адаптации .

Последствиями заболевания становятся снижение самооценки, боязнь общения, трудности с написанием слов и обучением чтению.

Для предотвращения таких факторов доктор Комаровский советует родителям подходить с высокой степенью ответственности к воспитанию детей с заиканием и их излечению от этого недуга. Прогноз будет напрямую зависеть от полноценности предпринятых мер и их своевременности.


Особый подход при воспитании

При воспитании ребенка с заиканием используются стандартные правила, но с некоторыми корректировками. Не стоит заострять внимание на недуге малыша , но занятия по устранению дефекта речи должны осуществляться даже при играх.

Наказывать детей с заиканием надо лояльно. Стрессовые ситуации при этом недопустимы. Ускорить процесс лечения может благоприятная атмосфера в семье и воспитание ребенка в любви и уважении.

При воспитании ребенка с заиканием необходимо соблюдать следующие правила :

  • нельзя перебивать речь ребенка, агрессивно делать замечания и делать акцент на его недуге;
  • атмосфера в семье должна быть благоприятной и спокойной (ссоры при ребенке должны быть исключены);
  • ребенка надо чаще хвалить, но не баловать (капризы малыша могут усугубить процесс лечения заикания);
  • авторитарные методы воспитания должны быть исключены;
  • ребенка надо приучать к распорядку дня и последовательности действий;
  • не стоит перегружать ребенка учебным материалом (чтением вслух, пересказом).

Прогнозы при заикании у детей напрямую зависят от своевременности лечения. В некоторых случаях избавиться от недуга не удается, но можно сделать его менее выраженным.

Независимо от стадии и формы патологии, родителям необходимо заранее подготовиться к длительному и трудоемкому лечению малыша. Дети с дефектами речи требуют особого внимания.

Доктор Комаровский о заикании у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Нашла статью в интернете, может кому будет полезная!!!

Курс малыша
или методика коррекции заикания у детей в возрасте 4-7 лет.

Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же «народных целителей». Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара, позволили, как говориться, на себе испытать многие существующие официальные методы «лечения».

Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.

С детским заиканием я столкнулся опять, когда стал запинаться мой сын после перехода из коммерческого детсада в «обычный», иногда я сам был к нему строг и не проявлял сдержанности….

Сын запинался примерно полтора года. Первый год я и жена не знали, что делать и запинки усиливались. По своему опыту, надежды на логопедов у меня не было, но в детском саду нам предложили консультацию у логопеда, который был прикреплён к данному детсаду. Сын отлично повторил все слова за логопедом, но в обычной ситуации спазмы не прекращались. Зимой (в сентябре в школу) я решил применить данную методику, которую я разрабатывал изначально для взрослых- постепенно речь улучшалась, спазмы стали не такими сильными, запинки становились всё реже и перед школой мы имели небольшие запинки, которые не мешали отвечать на уроках, разговаривать по телефону. Затем их не стало вообще…

Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».

Сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести недостаточно развитым речевым аппаратом малыша - возникают запинки или неразборчивая речь.

Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ.

Так же причиной могут являться детские травмы (ушибы, ожоги и т.п), причины психологического характера: строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.

Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА - это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы – родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов.

Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления самого себя и сына привели к отбору главных из них:

В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении- две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям…

Только спустя много лет, пройдя «тяжелый» путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ! Пускай не две недели, а за 4-6 месяцев, пускай даже год, значительно сократить запинки возможно. Полностью избавиться от заикания у ребёнка возможно за 1,5-2 года. Существенное улучшение речи может произойти и раньше, при условии соблюдения нижеперечисленных принципов. Упустите момент - придётся «лечить» 5-10 и более лет.

Принцип 1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут являться причиной заикания. Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи- это прямая причина вашего общения!

Не отчаивайтесь, всё можно поправить! Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - главный принцип семейных отношений и лечения заикания! Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) - никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы не произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п.- не выведут вас «из себя»!!! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)

(Сделаю небольшое отступление: не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) родителей и далее по цепочке. Наши родители-дети сложного послевоенного времени, а бабушки и дедушки испытали на себе тяжёлые времена голода и войны… Это сказывается на поведении, эмоциональном характере. Следует просто разъяснить ситуацию и попросит полгода «спокойствия» ради ребёнка. Молитва и вера успокоят горячее сердце!)

Перейдём к похожему принципу.

Принцип 2. Ограждайте ребенка от других факторов испуга (страха): громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату...), и так далее и тому подобное. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться.

В деревне незачем ребенку показывать бойню, а если муж охотник/рыбак, попросите его тушки разделывать не в присутствии ребёнка… Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Но, если так случилось и ребёнок видел, как разделывали «его любимую рыбку», то можно объяснить, что рыба/животные даны нам Создателем для питания.

По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге.

Мы разобрали внешние факторы испуга, следующую похожую тему- внутренние факторы испуга, «внутренние страхи» я выделю в отдельный принцип, так как над ней следует тщательно поработать.

Принцип 3. Выявлять и объяснять ребёнку внутренне «страхи».

«Внутренние страхи»- фобии, осознанные и неосознанные, имеются и у взрослых. Кто-то до ужаса боится ос, шмелей, пчёл- всего того, что жужжит и может больно укусить. Кто-то боится мышей.., хотя они вряд ли укусят… и так далее.
Их много, у каждого свои: остаться одному в комнате, ездить в лифте, страх темного помещения и прочее ….

Несколько раз ко мне обращались с вопросом «боязни собак» у ребёнка. Признаюсь, я и сам боялся, поэтому остановлюсь подробней как можно «разобрать», «разложить» данный страх. А «предупреждён- значит вооружён»! Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен).

«Большая собака с огромной пастью – мне казалась чем-то ужасным… «Мне бы такую пасть.., я бы точно набросился и искусал обидчиков..»- думал я, проецируя свою агрессию на невинное животное. Так думает и Ваш ребёнок. Как снизить агрессию у ребёнка, мы рассмотрели выше и ещё рассмотрим в дальнейшем.

Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы Вам, а главное себе:

Видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его? (я надеюсь, ответ будет «нет»)

Раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше. Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться?

Я думаю, что ответив на эти вопросы, ребёнок перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру- возвращается ответной добротой!

Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.

Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома. Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями.

Следующий страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать… Если есть мобильны телефон, то звони родителям… И так далее.

Если ребёнок переживает, что Земля круглая и люди могут упасть в космос- то объясните про силу притяжения… и так далее))

Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Это будет служить дополнительным доказательством того, что вы любите малыша и заботитесь о нём. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ –ВЫ СИЛА!

Принцип 4. Лечение ЛЮБОВЬЮ и доказательство этой любви. Это важный принцип, который я хочу осветить отдельно.

Может кто-то возразит, что это банально и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей…: продукты, одежда, коммуналка, секции, кружки, няни и так далее… Это понятно ВАМ ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдцев, он всёравно будет Вас в ответ любить. НО… ребёнок помнит так же и обиды… У Вас напряжённый день, много разных событий и вы уже забыли о конфликте.., а ребёнок помнит! Возможно, неделю назад Вы на него накричали…и т.п.

Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы и папа (мама) очень его любите! Вы заботитесь о нём! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам. Всё, что Вы можете- Вы сделаете! Этот прямой разговор отбросит возможные сомнения у ребёнка.

Дополнительным доказательством любви может быть самостоятельная покупка в магазине: игрушки, одежды, обуви и т.п. Пусть это будет подарок на День Рождения: Вы разрешаете ребёнку САМОМУ сделать ВЫБОР. Этим Вы подтвердите, что УВАЖАЕТЕ ЕГО МНЕНИЕ, видите в нём личность, любите его. (Помню, как в магазине мой сын выбрал «ужасные», несочетаемые по расцветке зелёно-красные кроссовки… Сколько сил мне стоило промолчать! Но, ребёнок был счастлив! Это поднимет самооценку ребёнка.

Теперь о практических действиях

Принцип 5. ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ- контроль наличия воздуха/дыхания.

Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза…

Остановите ребёнка и объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова»… Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди!

Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе (!)

Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим 2а следующих слова и так далее».

Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше.

Поэтому, ещё раз: перед любым словом делаем ВДОХ -это даст необходимый поток воздуха и гарантирует нам произношение слова! Это закон, аксиома лечения!
Далее начинаем выдох 1 секунду, пока без слов (подтверждения наличия потока воздуха), затем произносим 1-2 слова. И всё заново…

Заметьте, что ребёнок готов пересказать, например, половину понравившегося фильма на одном выдохе- не получится, как следствие запинки, переходящие в спазм.

Почему мы должны объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим четыре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст понимание, что слов надо произносить мало, столько, сколько получиться свободно произнести без запинки, на сколько хватит воздуха. Но на начальном этапе сильных запинок это должно быть именно ОДНО слово, затем через несколько дней ДВА слова – смотрите по ситуации. Затем ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через N месяцев!

Обратите внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как отчётливо фиксируется вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню- всё это укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки.

Речь будет постепенно улучшаться, пусть это будет 1-2% в неделю. Сложно измерить эти проценты, но думаю, вы меня понимаете. Настройте себя на продолжительную работу, тогда более скорый результат вас порадует.

Принцип 6. Объясните ребенку, что: " надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО! Быстро говорить не нужно, тебя не поймут".

Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику.

Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе очень много слов или даже несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супруг(га), братья, сестры ребёнка, бабушки - все те, с кем общается ребенок, разговариваю быстро, то поговорите с ними и на своем примере объясните требуемый темп – ТЕМП ДЕТСКОЙ РЕЧИ.

Начните анализ с себя, как Вы говорите?

Так же обратите внимание, что ребенок говорит громко. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЁПОТ. Поговорите с ним шёпотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.

Принцип 7. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ.

Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Правильное положение головы- это ровное положение или чуть вверх подбородок. При наклоне головы вниз нижней челюсть не может свободно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести.

Правильная осанка – это прямой позвоночник. Вес верхней части тела должен опирается на столб позвоночника. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до 40 кг у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу). Она находится под нагрузкой, не будет нормально функционировать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе.
Правильная осанка способствует улучшению кислородного обмена, который нормализует работу мозга!

Лечебный массаж спино-воротниковой зоны поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения, что улучшит речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов (1 сеанс через день или реже: 1 раз в неделю)

Полезен так же аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.

Принцип 8. НЕ СПЕШИТЕ при разговоре и в обычных делах!

Бывает так: Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик… Спешка – это враг. Спешка (имеется ввиду быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спланировать время выхода из дома, а значит и время подъёма ребёнка. Добавьте время на собственные сборы и дополнительное время на выход из дома, на дорогу до остановки транспорта или парковки автомобиля. Добавьте время захода в садик. Общее расчётное время точно подскажет время подъёма и своё, и ребёнка!

Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам- в любых других случаях.

Хорошее упражнение, которое успокаивает и исправляет осанку- неспешная ходьба, при которой вы вместе с ребёнком смотрите на верхушки деревьев (вверх). (Внимание: при переходе улицы соблюдайте осторожность!)

Принцип 9. Поведение воспитателей в детскому саду или нянь!

Мы уже говорили, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставьте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.

Обращайте внимание, чтобы этого не делали воспитатели в детском саду или няни. До 50% случаев невроза у ребёнка– это их поведение, так как собственные проблемы «срывают» на детях..

Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ! С «кричащим» воспитателем детского сада можно лично поговорить или прибегнуть к помощи заведующей.

Воспитательный процесс детям необходим, но старайтесь сдерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность!

Принцип 10. ХОРОШИЕ СЛОВА.

Детский возраст- это возраст открытий и поиска..
К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребёнок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. В эмоциональном плане (голос совести), может происходить торможение в произношении данных слов, возникают запинки, которые передаются и на обычные слова. «Сознание» тормозит действие «Физического тела». Грубость чужда «устройству» человека!

Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается!

Принцип 11. Самооценка, воспитание уверенности!

Не только ребёнок, но и взрослый человек не уверен в себе, когда он один… Если ребёнка наказывают родители, по его мнению не заслуженно (например, «красиво» разрисовал обои и т.п.), то ребёнок думает: «В других сложных ситуациях они не заступятся за меня.., я один на один с этим сложным миром..» Поэтому если вы «ПОТЕРЯЛИ МАЛЫША», то «НАЙДИТЕ ЕГО». Станьте его другом, защитником- ВЫ ВМЕСТЕ, ВЫ СИЛА!!!

Поднимайте самооценку ребёнку! Хвалите ребёнка за хорошие поступки… Самооценка поднимет уверенность, уверенность положительно повлияет на речь. Будьте уверены Сами в себе как пример для ребёнка.

Мы перечисляли способы: совместный разбор «страхов», откровенный разговор, доверие в покупках и самостоятельный выбор. Это всё поможет усилить чувство защищённости. Если вы ВМЕСТЕ, то сможете решить любую проблему, и эту проблему запинок!

Делайте вместе добрые дела- это хороший воспитательный процесс, положительные эмоции, чувство полезности семье и обществу.

Поддерживайте ребёнка и старайтесь не обращать внимания на мелкие запинки, главное постепенное улучшение речи!

Иногда родители предъявляют очень высокие требования к речи малыша, «судят по себе»- снизьте вашу планку притязаний, звуки постепенно исправятся. У вас будет длительный школьный период на постановки «правильной» речи и звуков, так же ребёнок будет учиться у сверстников.

Принцип 12. Продукты, улучшающие речь.

Все проверенно на себе:

Льняное масло. Ложку с хлебом, или намазать на хлеб. Продаётся в аптеке и супермаркетах.

Некоторые дети его любят. Продаётся по-разному, бывает в капсулах. Если ребёнок ни в какую его не принимает, то предложите морскую рыбу. Желательно жирные сорта морских рыб: морской окунь, скумбрия, сельдь, другие и, конечно, палтус. В любом виде: холодного копчения –самый вкусный, в отварном виде, жареном – как любите Вы и ваш ребёнок. Эти продукты содержат необходимый строительный материал нервных клеток и клеток мозга- жиры Омега 3 (незаменимые жирные кислоты или «витамин F»)

Творог отдельно или с молоком и сахаром для вкуса.

Кисломолочные продукты (йогурт, сметана, другие) содержат большое количество кальция и фосфора, которые тоже является строительным материалом не только нервных, но и всех других клеток.

Квашенная капуста с луком и растительным маслом в виде салата.

Не усердствуйте с продуктами, пусть это будет один-два раза в неделю- достаточно.

Помогает клеткам мозга и кислород- поэтому, ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветриваем помещение.

На гиперактивность ребёнка влияет сахар, снижаем гиперактивность, поэтому прячем конфетницу – 1-2 конфеты в день достаточно! Сладкая газировка- чем реже, тем лучше!

-
Создайте атмосферу доброты и тепла. Знайте, заикание - это НЕВРОЗ. Найдите причину невроза, необходимо понять волнения, тревоги, страхи ребенка. Проанализируйте всех, кто общается с ребенком: себя, папу, если есть братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Ответьте на вопросы: кто доминирует над ребенком, кто «подавляет» психику, одним словом кого/чего он боится. Задайте ему прямой вопрос: чего ты боишься? Обязательно найдите ответ и объясните ребенку, что этого бояться не следует.

Теперь о логопедах.

Сразу отмечу, что к «лечению» детей у логопедов надо подходить осторожно.

Хороший подход, когда логопед - воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра.

Вредный подход - когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить «заикание»(!). Возникает дополнительный стресс, еще сильнее закрепляется данный комплекс. Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу: например, можно сказать, что «давай пойдем в аптеку за витаминкой» (угостите малыша аскорбинкой или гематогеном). Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал «с глазу на глаз» в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит.

ЗАДАЧА – НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ (не заострять) ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.

Вы должны почувствовать, насколько профессионален логопед, какие советы Вам подходят.

Помните, что важно не только факт занятия у логопеда, а само поведение в обыденной жизни: например, логопед просит расслабиться и успокоиться, а до занятий или после занятий спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь - говорите медленно, а что-то случилось - повышаете голос, ускоряете темп речи- это не правильно!

Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Внимательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны!

Организм быстро в этом возрасте развивается и речь должна постепенно восстановится!

Специальные упражнения логопеда, например, «зарядка» языка, вращения губами и языком, «помощь рукой» и тому подобное – на мой взгляд, малышу ВРЕДНЫ! Они могут наоборот акцентировать внимание ребенка на проблеме, «загнать» ее в глубь сознания.

Ни в коем случае не говорите ребенку слова «заикание», говорите, если требуют обстоятельства, «запинки». Поверьте, он это страшное слово уже слышал не раз. Но, Вам он поверит больше!

Вселяйте ребенку уверенность. Например, расскажите, что когда он играл, то ни разу не запнулся, но надо еще тише и медленнее говорить.

Сейчас главные задачи - КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и других действиях, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА; УСТРАНИТЬ ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже повышения голоса.

Главное, чтобы хорошей речи было больше, чем плохой и речь с развитием организма восстановится!

Здоровья Вам и Вашим детям!

Прошу написать Ваш опыт применения методики на мою почту: [email protected]

С уважением, Сергей Гордов

Р.S. Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий, перечисленных выше. Остается 1 -3 % детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. На мой взгляд, у этой части детей просто не были созданы условия, не помогли вовремя.

Заикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов . Плавность речи нарушается.

Заикание у детей сопровождается судорогами голосовых связок, языка, губ, нарушением дыхания. Дети мучаются при разговоре.

В попытках справиться с заиканием самостоятельно, дети усугубляют ситуацию. Перед началом лечения родители должны показать малыша логопеду, психологу, неврологу.

Какое лечение заикания у детей выбрать в домашних условиях?

Общие сведения

При заикании нарушается ритм, темп, плавность голоса, речи, дыхания. Часто появляется внезапно и усиливается. Логоневроз может долго не проявляться и возникнуть в стрессовой ситуации.

Провоцирующие факторы:

  • переутомление;
  • болезни;
  • неприятности в семье, школе;
  • избыток белковой пищи;
  • нарушение происходит в период роста зубов, в переходном возрасте;
  • инфекционные заболевания;
  • разрастание аденоидов, затрудняющее носовое дыхание.

Что делать, если ребенок заикается?

Симптомы

Внешние проявления отличаются в зависимости от причины, степени тяжести. Но есть и общие признаки:

Лечение

Лечение заикания у детей дошкольного возраста включает ряд мероприятий, которые направлены на укрепление нервной системы ребенка и развитие речевых навыков.

Благоприятная атмосфера в семье - главный аспект, который должен помогать малышу лечиться . Обстановка должна быть дружеской, спокойной. Если родители будут полноценно общаться с заикающимся ребенком, ему это поможет быстрее, чем лекарства.

Часто заикание проявляется во время интенсивного развития речи, в 2-3 года, когда очень сложно продиагностировать наличие проблемы. Как избавить ребенка от заикания в домашних условиях?

  1. Необходимо избавить ребенка от травмирующей психику ситуации . Если это произошло в детском саду, необходимо временно отказаться от его посещения (минимум на 1-2 месяца). Рано предпринятые меры улучшат прогноз.
  2. Иногда ребенку помогает смена обстановки, переезд, поездка на дачу, путешествие, море .
  3. Дома должен быть щадящий речевой режим . При ухудшении симптомов можно играть в «Молчанку», общаться с ребенком жестами.
  4. Не следует читать детям книги, которые не соответствуют его возрасту. Нельзя читать ему на ночь страшные сказки . Ребенок будет постоянного чего-то бояться. Начать нужно с рассматривания картинок. Можно выдумывать свои истории.
  5. Телевизионные передачи и мультики утомляют и перевозбуждают ребенка . Особенно просмотренные перед сном или не соответствующие его возрасту.
  6. Если родители чрезмерно балуют ребенка и исполняют все его прихоти , даже незначительное противоречие его желаниям может травмировать его психику.
  7. Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту.
  8. Нельзя перегружать его большим количеством впечатлений в период выздоровления. Также несоблюдение режима в это время может привести к заиканию.
  9. Родители не должны запугивать малыша, оставлять одного в помещении , особенно если оно плохо освещено, наказывать. В качестве наказания можно заставить его некоторое время посидеть спокойно на стуле или лишить участия в любимой игре.
  10. В детском саду или школе воспитатели или учителя должны наладить с заикающимся ребенком контакт, постараться устранить причины этого заболевания, не акцентировать на этой патологии внимание. Нужно следить, чтобы его не дразнили другие дети .
  11. Говорить с ребенком нужно четко, плавно , не отрывать слово от другого, не торопиться. Но нельзя говорить по слогам или нараспев.
  12. К нему следует относиться ровно, не завышать требований. Ему пойдет на пользу сближение с наиболее уравновешенными детьми . Он будет подражать им и учиться говорить выразительно и плавно.
  13. Заикающихся детей не вовлекают в игры, которые могут перевозбудить или требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Но, в то же время, таким деткам пойдут на пользу хороводные игры или игры, которые требуют хоровых ответов .
  14. Заикающегося ребенка нельзя спрашивать на уроках первым . Лучше спросить его после ученика, который хорошо ответил на вопрос. Если ребенок отвечает, запинаясь, или не может начать, учитель должен помочь выговорить фразу или отвлечь его другим вопросом.
  15. Очень полезны занятия музыкой, танцами, пением . Они развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа, ритма.
  16. Дети с заиканием должны все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога .
  17. Если заикание началось из-за ревности к младшему брату или сестре, мать должна уделять достаточно внимания старшему, вовлечь его в семейные дела. Можно отдать ему его старые игрушки, если он захочет.
  18. Помогают настольные игры, кубики, лото, мозаика, конструкторы, рисование (чем угодно и где угодно). Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом, ладошкой, акварелью, гуашью, кисточкой и без. Улучшается моторика пальцев рук. Полезна лепка из глины, пластилина. Глина податливее, пластилин может активизировать некоторые физические препятствия. Успокаивают забавы с водой, песком или снегом.
  19. Очень многие заикающиеся детки могут говорить без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными или с маской на лице . Можно выдумывать спектакли и отдать ребенку роль мужественного и независимо человека. Можно использовать маски животных или сказочных персонажей. Такие спектакли применяются в технике игровой терапии. Нервное напряжение и страхи устраняются, личностные конфликты решаются.
  20. Если малыш на пределе истерики или плачет, ему не следует говорить вслух . Всхлип провоцирует повторение слогов и слов даже у взрослых людей. Ребенка нужно успокоить, отвлечь, взять на руки. Он должен знать и ощущать, что мама всегда рядом и защитит его.
  21. Ребенка не надо торопить . Если нужно поспешить, чтобы куда-либо не опоздать, необходимо лучше организовывать время или помочь ему побыстрее поесть или одеться.
  22. Если малыш категорически не хочет спать днем, не стоит его заставлять .
  23. Некоторые заикающиеся дети вертят в руках небольшие предметы . Это помогает им освободиться от напряжения.

Дыхание

Дыхательная гимнастика при заикании у детей сделает голос естественнее и свободнее. Упражнения оказывают благоприятное влияние на всю дыхательную систему.

Тренируется диафрагма, вовлекается процесс голосообразования, дыхание становится более глубоким, а голосовые связки более подвижными.

Правила:

Как убрать заикание с помощью логопедических и логоритмических упражнений?

Логопедические упражнения направлены на улучшение подвижности артикуляционного аппарата . Речь становится четкой.

Упражнения нужно повторять при каждом удобном случае, и ребенку эти занятия должны нравиться.

При логоритмике используются упражнения в сопровождении музыки и движений. Начать нужно с дыхательной гимнастики:

Упражнения при заикании:

  1. Ребенок ходит по кругу и на каждый шаг произносит «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  2. Прыгает на правой и левой ноге, произнося попеременно: ««Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  3. Родитель ритмично делает взмахи руками (как дирижер), и ребенок произносит нараспев любые слова, слоги, гласные.
  4. Ребенок хлопает в ладоши на каждый гласный звук. Если это сделать получается, добавляют топот ногой на каждый гласный звук. Ребенок не должен бояться или стесняться.
  5. Предлагают ребенку прочесть короткое детское стихотворение под спокойную музыку. Ребенок не должен нарушать ритм. Постепенно, при условии успешного выполнения этого упражнения, берут все более длинные и сложные стихи. Ребенок может рассказать известное ему стихотворение, но должен попадать в такт классической или инструментальной музыке.
  6. Стихи полезно «отхлопывать». Хлопок делать на сильной доле стиха: «НАшаТаняГромкоПлачет…»

Также в комплексе с другими упражнениями помогут голосовые и артикуляционные упражнения.

Для избавления ребенка от заикания делают специальный массаж . Он поможет устранить логоневроз акупрессурой. Точечный массаж при заикании у детей восстанавливает и регулирует речевой центр.

Специалист надавливает на акупунктуру (чувствительные точки) на голове, шее и плечах. Надавливает только подушечками пальцев, выполняет массирующие круговые движениям.

Такой массаж снимет напряжение с лицевых мышц, успокоит нервную систему. Движения должны быть плавными и осторожными, иначе можно повредить связки.

Массаж делают маленьким деткам при первых симптомах заикания. Для общей оздоровительной терапии также проводят массаж всего тела.

Поможет расслабляющая ванна . Во время купания можно сделать упражнения, но с игрой. Так будет легче заинтересовать ребенка.

Во время игры мозговая деятельность ребенка увеличивается. Теплой весной и летом полезно выполнять упражнения на свежем воздухе.

Занятия должны быть регулярными . Только так можно будет восстановить речевой аппарат.

Заикание – это нарушение ритма, темпа и плавности устной речи, в основе которых лежит судорога мышц речевого аппарата. В последние годы этот дефект встречается все чаще, корректируется хуже и вносит много проблем в жизнь маленького человека. Поэтому специалисты стараются внедрять новые, более совершенные методики выяснения причин и лечения заикания у детей.

Наиболее часто первые симптомы появляются у малышей 2-5 лет. Именно в этом возрасте активно формируется речь, а в головном мозге происходят сложнейшие процессы. Любая травмирующая ситуация, излишняя нагрузка, тяжелая болезнь или травма способны нарушить этот еще не до конца отлаженный механизм.

Классификация

  • Органическое (неврозоподобное)
  • Функциональное (логоневроз)
  • Смешанное

Неврозоподобное состояние возникает у детей с особенностями развития мозга, травмами или инфекциями нервной системы, то есть в основе лежит конкретный дефект строения или функционирования органов. Такие малыши заикаются постоянно и почти одинаково, часто имеют сопутствующие болезни, задержку умственного и физического развития. В более позднем возрасте может присоединяться невротическая реакция, тогда форма заикания становится смешанной.

Логоневроз – нарушение речевой активности без внутренних причин. Он появляется у здоровых детей после психотравмирующей ситуации (испуг, неблагополучие в семье), чаще – при невротических особенностях психики. Такие дети развиваются по возрасту или даже опережают сверстников. При этом ранняя речевая нагрузка может быть фактором риска.

Признаки Логоневроз Органическая форма Смешанная форма заикания
Активность речи Низкая Обычно высокая Высокая, после появления невроза — снижается
Эпицентр судорог Дыхательные, голосовые Артикуляционные Во всех группах мышц
Скорость речи Любая Высокая Высокая
Выразительность речи Любая Монотонная, невыразительная Монотонная, невыразительная
Психомоторное развитие Без особенностей Движения однообразны и неуклюжи, мимика вялая, почерк невнятный Любое
Течение болезни Волнообразное, ухудшение на фоне психологических стрессов Постоянное, с периодическими ухудшениями Любое
Стремление преодолеть заикание Выраженное, порой чрезмерно Не выражено Встречается
Боязнь говорить Выражена резко Чаще не выражена Встречается
Возраст и обстоятельства возникновения болезни В любом возрасте после психологической травмы, чаще у детей 3-7 лет В период формирования речи В период формирования речи, к подростковому возрасту наслаивается логоневроз
Интеллект Сохранен, часто — высокий Часто снижен Часто снижен

Место возникновение судорог

  • артикуляционные
  • дыхательные
  • голосовые

Артикуляционные судороги внешне выглядят как спазмы языка, перекашивание его в сторону, вытягивание губ и другие ненужные движения речевого аппарата.

При дыхательных судорогах человеку как будто бы мало воздуха, возникает так называемый «комок в горле».

Степень тяжести

  • легкая
  • средняя
  • тяжелая

Тяжесть болезни определяется степенью нарушения социализации. При легкой форме человек заикается совсем немного, редко, это практически незаметно для окружающих, а потому никак не сказывается на его общении в коллективе. Средняя степень тяжести приводит к затруднению общения, так как дети стесняются дефекта, стараются его исправить, что часто усугубляет ситуацию. При тяжелой форме общение с окружающими резко затруднено или даже невозможно.

Особенности протекания болезни

  • постоянное
  • волнообразное
  • рецидивирующее

Постоянное течение характерно для неврозоподобных состояний, при этом параметры, частота и тяжесть дефекта практически не меняются.

Волнообразная форма характеризуется периодами улучшений и ухудшений, последние могут быть спровоцированы стрессом.

Рецидивирующее течение похоже на волнообразное, но с более яркими проявлениями при обострении и почти полными отсутствием симптомов в остальное время.

Почему возникает речевая судорога

Точные причины проблемы назвать сложно. Всегда существуют предрасполагающие факторы, при которых риск возникновения дефекта увеличивается. Но если при этом нет грубого поражения мозга или серьезных психотравм, то он может никогда не возникнуть.

Факторы риска

  • неврозы у родителей
  • другие неврозы (энурез, навязчивые состояния)
  • аналогичные дефекты у ближайших родственников
  • болезни или травмы головного мозга
  • длительно текущие хронические заболевания

Причины

  • психологические травмы (острые и длительно существующие)
  • неправильная постановка речи с детства
  • избыточная нагрузка информационным материалом в раннем детстве
  • ускоренное или запаздывающее речевое развитие
  • подражание людям, имеющим заикание
  • переучивание леворукости

Фактор психологической травмы необязательно связан с острой проблемой (испугом, жестоким обращением, угрозой жизни). У предрасположенных детей развод родителей, рождение младшего брата или сестры, смена коллектива могут быть достаточной причиной для появления заикания.

Перегрузка информацией, которая часто встречается в наш технологичный век, также не идет на пользу малышу. Телевизоры, планшеты, компьютеры в совокупности с активными стараниями родителей побыстрее «разговорить» дитя ведут к обратному эффекту.

Для левшей большой проблемой может быть их переучивание, которое встречается сейчас редко. Конфликт между активным правым полушарием мозга и стимулируемым левым ведет к нарушению речевых навыков.

Все вышеперечисленные факторы относятся скорее к логоневрозам, на них можно повлиять и предотвратить. Органические речевые проблемы, возникшие после болезни или травмы, предупредить бывает сложно.

Симптомы

Внешние проявления дефекта могут отличаться в зависимости от его причины, степени тяжести и активности лечения. Но почти во всех случаях есть общие признаки. Помимо запинок в речи существует множество сопутствующих проблем, мешающих развиваться, общаться и реализовывать себя.

Речевые судороги

  • клонические
  • тонические
  • смешанные

Клонические судороги обычно возникают в начале формирования болезни. На этом этапе малыш повторяет первые буквы или слоги в словах: к-к-котенок, ма- ма- машина. В большинстве случаев такие запинки проходят самостоятельно, если родители правильно себя ведут.

Другой вариант — формирование стойкого вида заикания с тоническими проявлениями. Для них характерны паузы и провалы в речи: п…ривет, к…ошка. При длительном детском заикании судорожные эпизоды носят смешанный характер.

Нарушение дыхания

Дыхательные движения у заикающихся детей всегда поверхностные, они не работают диафрагмой. Сначала это связано с попыткой замаскировать дефект, а затем диафрагма настолько слабеет, что не может выполнять свои функции.

Неправильная интонация

В связи с речевыми проблемами и сопутствующим неврозом у детей возникает нарушение интонации. Их речь часто монотонная, невыразительная, неэмоциональная. Очень часто интонация не соответствует содержанию. Порой собеседнику заикающийся кажется раздраженным и грубым.

Психосоматические реакции

Логоневроз и смешанная форма характеризуются изменениями в психической сфере. На врожденный невротический тип личности накладываются комплексы, больной все больше замыкается в себе, а эмоциональные проблемы находят выход в виде реакций организма:

  • потливость, краснота щек
  • учащение сердцебиения
  • фобии (боязнь говорить, страх оказаться на публике)
  • , энурез
  • синдром дефицита внимания и
  • расстройства приема пищи (плохой аппетит, невозможность сосредоточиться на еде)
  • резкие смены настроения

Дополнительные обследования

При первых симптомах неблагополучия стоит посетить невролога. Он исключит болезни головного мозга и тяжелые дефекты нервной системы.

В некоторых случаях может понадобиться помощь ЛОР-врача, так как способно провоцировать трудности в общении. Это же относится к любой патологии органов дыхания и артикуляционного аппарата. Иногда нужна консультация психиатра, чтобы вовремя выявить невротические тенденции.

Заканчивается обследование походом к логопеду, который и определит дальнейшую тактику лечения.

Физиологические запинки

Часто родители путают речевые судороги с вполне естественным для 3-летнего карапуза явлением – физиологическими запинками. Это паузы в речи малыша, возникающие из-за возрастной неспособности оформить словами сложные предложения. Такие эпизоды не стоит воспринимать как серьезные дефект, они требуют не лечения, а коррекции системы занятий с малышом.

Физиологические запинки Речевые судороги
Вид Повторение звуков, слогов, слов или даже предложений. Паузы в процессе речи (когда малыш не в состоянии выразить мысль словами). Повторение звуков и слогов. Паузы в процессе речи (из-за судороги).
Расположение запинок В любом месте предложения, особенно в сложных конструкциях. Чаще в начале фразы или при произношении определенных звуков.
Влияние посторонних людей и незнакомой обстановки При попадании в непривычные условия и общении с чужими людьми запинки уменьшаются. В аналогичных условиях частота и интенсивность увеличивается.
Отношение человека к дефекту Чаще всего не замечает либо не придает большого значения. Замечает, переживает по поводу дефекта, что усугубляет логоневроз.
Принципы коррекции Работа по развитию речи и перестройке распорядка дня. В некоторых случаях – консультация невролога. Работа с логопедом, неврологом, внимательное отношение родителей и воспитателей. Сочетание педагогических и лечебных мероприятий.

Чтобы не спровоцировать переход запинок в настоящее заикание, нужно соблюдать обычные меры профилактики:

  • Нельзя перегружать детей информацией - на время лучше отложить просмотр новых книжек и заучивание стихов, ограничить просмотр телевизора.
  • Важно следить за манерой общения в семье, так как привычка быстро говорить может вызывать перерастание безобидных пауз в серьезный дефект.
  • До улучшения разговорной речи лучше сделать акцент на неречевых занятиях: рисовании, лепке, играх с водой.

Таким образом, главный принцип профилактики – притормозить появление новых слов до более полного формирования центров мозга, так как избавиться от заикания гораздо сложнее, чем не допустить его.

Что делать родителям заикающихся детей

Главное, что нужно помнить – речевые судороги являются болезнью. Нельзя закрывать на них глаза, но и слишком акцентировать внимание и винить малыша также недопустимо.

Существует несколько простых правил, которые позволят остановить развитие дефекта и сделать первые шаги к коррекции заикания.

  • Дети должны знать о природе своего недуга, но нельзя постоянно заострять на этом внимание.
  • При затруднениях малыша не надо подбадривать и стараться подсказать правильные артикуляционные движения.
  • Для некоторых людей характерна невнимательность или просто привычка переспрашивать смысл сказанного. В общении с заикающимся это просто непозволительно.
  • Если параллельно с речевыми судорогами существуют дефекты звукопроизношения, то их надо исправлять вместе с логопедом сразу, не дожидаясь результатов лечения заикания.
  • Нельзя допускать параллельного просмотра телевизора и приема пищи.
  • Необходимо ограничить или исключить развлечения на смартфонах и компьютерные игры при заикании
  • Для детей с невротическими особенностями очень важен четкий распорядок дня.
  • Если есть возможность отдать детей в секцию плавания, любого другого спорта или музыкальную школу – ею необходимо воспользоваться.
  • Не нужно перегружать ребенка занятиями, даже если его интеллект явно выше среднего. Чрезмерные умственные нагрузки могут усугубить дефект.
  • Направление в группу детского сада для детей с логопедическими особенностями – это вынужденная мера, ведь здоровые малыши легко перенимают все дефекты. Поэтому нужно подумать не только о своем чаде, но и о других, прежде чем спорить с руководством учреждения.

Основные этапы лечения

Главный принцип лечения заикания у детей– раннее обращение к специалисту. Попытки родителей изобрести свои методы и программы помощи часто терпят фиаско, так как дефект носит комплексный характер.

Работа с логопедом

Занятия со специалистом проводятся длительное время, не меньше 8 месяцев. Логопед учит малыша произносить трудные звуки, говорить плавно и ритмично, правильно дышать. Часто используется логоритмика – специальные музыкальные упражнения для детей с дефектами речи. В той или иной форме предлагается игра в «молчанку», когда дети должны сдерживать речь на протяжении нескольких дней, а потом постепенно начинать общаться короткими фразами. Разные специалисты работают по различным методикам, выбор остается за родителями.

Дыхательные упражнения

Неправильная постановка дыхания и слабая диафрагма – частые спутники речевых судорог у детей. Комплекс действий, сочетающих движение, вдохи и выдохи, позволяет устранить этот недостаток.

  1. Исходное положение - стоя с опущенными руками. Нужно наклониться вперед, округлив спину, опустив голову. В конце наклона необходимо сделать шумный вдох, затем приподняться не до конца и сделать выдох. Повторить упражнение несколько раз.
  2. Исходное положение – стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. Нужно поворачивать голову из стороны в сторону, при этом делать вдох в конечной точке, а в процессе поворота производить выдох. Повторить упражнение.

Эти и некоторые другие задания входят в , часто используемую для лечения нарушений речи.

Аппаратные методы лечения заикания

Существует множество компьютерных программ, позволяющих скорректировать работу слухового и речевого центра. Это более актуально для старших детей, способных точно выполнять задания.

В основе аппаратных методик (Speech corrector, Демосфен) лежит проговаривание больным фразы, которую компьютер чуть замедляет и выводит в наушники. Попытка подстроиться под аппарат приводит к плавности и ритмичности речи. В результате судороги теряют свой невротический компонент (исчезают комплексы и стеснение), что положительно сказывается на течении болезни.

Медикаментозное лечение

Терапия этой болезни с помощью лекарств (транквилизаторы, противосудорожные препараты) имеет очень узкую сферу применения. Она возможна лишь при заикании на фоне тяжелого поражения мозга или серьезного психического расстройства. Все другие варианты лечения речевых судорог не включают в себя никакие медикаменты.

Длительность курса лечения заикания может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все зависит от тяжести симптомов и типа личности. Если логопед, родители и малыш работают сообща, в команде, то шансы на полное исцеление очень велики. Но даже при недостаточных результатах важно помогать малышу адаптироваться, чтобы он чувствовал себя любимым и полноценным, несмотря на дефект.

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.