Презентация - Проект «Что мы знаем о воде. Проект по окружающему миру на тему: «вода - источник жизни» исследовательская работа
ТЕМА ПРОЕКТА:
Бацко Ольга Геннадьевна
Иркутская область
п Магистральный МОУ СОШ №2
- Участники проекта - учащиеся 2 - 3 классов.
- Тема проекта связана с окружающим миром.
- Продолжительность проекта - 5 академических часов.
- Откуда берётся вода?
- Какими свойствами обладает вода?
- В каком состоянии бывает вода?
- Как происходит круговорот воды в природе?
- Как использует воду человек?
- Что нужно сделать, чтобы вода всегда была чистой?
- Методическая задача в проекте "Вода" –сформировать представление о воде, её свойствах, состояниях, научиться обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов.
- Дидактической задачей в проекте "Вода" является формирование экологической грамотности учащихся.
В проекте «Вода» будут использованы следующие темы для исследования учащихся:
1.Состояния воды. 2.Свойства воды.
3.Охрана воды.
Группы детей:
- Теоретики - исследователи
- Практики - экспериментаторы
- Художники - оформители
- Подготовительный
- Подготовительный
- Подготовительный
- Подготовительный
- Подготовительный
- (поиск нужной информации, наблюдения)
- (поиск нужной информации, наблюдения)
- (поиск нужной информации, наблюдения)
- (поиск нужной информации, наблюдения)
- Основной
- Основной
- Основной
- Основной
- Основной
- (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
- (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
- (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
- (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
- Заключительный
- Заключительный
- Заключительный
- Заключительный
- Заключительный
- (защита исследовательских работ по теме)
- (защита исследовательских работ по теме)
- (защита исследовательских работ по теме)
- (защита исследовательских работ по теме)
- Окружающий мир, природоведение
- Химия
- Физическая география
- Краеведение
- Литература / Русский язык
- Информационные технологии
Тест
«Про воду»
1. Что такое пар?
- Вода в твердом состоянии
- Вода в жидком состоянии
- Вода в газообразном состоянии
2. Какое время может человек прожить без воды?
- Несколько минут
- Несколько часов
- Несколько дней
3.Какого цвета вода?
- Без цвета
- Голубого цвета
- Белого цвета
Разработки учителя. Дидактический материал.
1.Хранить молчание(Набрать в рот воды)
2.Угадал, правильно предсказал(Как в воду глядел)
3.Дальний родственник(Седьмая вода на киселе)
ВОДОЕМЫ
Работы
учащихся
Работы
учащихся
соль
соль
Соль Сок Песок Глина
Плешаков А.А «Мир вокруг нас»
2.Методическая литература для учителя к выше указанным учебникам.
-«Я иду на урок в начальную школу». Внеклассная работа.
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»
- Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».
3.Энциклопедии / справочники/ http // www. dic. academic. ru
Спросил на днях малыш…
Спросил на днях малыш сосед У струйки, льющейся из крана: Откуда ты?
Вода в ответ:
- издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна,
-Откуда ты?-спросил росу.
-Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
, что шипишь?
И из бурлящего Малыш спросил и у тумана:
-Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
- Ты, газировка стакана
Донесся шепот:
-Знай, малыш,
И я пришла из океана
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликается всегда
Океанская вода.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г.о. Железнодорожный Московской области
Городская научно-практическая
конференция учащихся
«Потенциал - 2012»
Тема проекта:
«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»
Руководитель проекта:
Мытник Светлана Григорьевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №5
Участники проекта
ученики 4 Д класса
МАОУ СОШ №5:
Пелькина Мария
Погосян Лия
Скоробогатов Эдуард
Железнодорожный 2012 Содержание
I . Введение 3
II . Вода – это жизнь 4
III . Практическая работа 5
3. 1.Опыт первый
3. 2. Опыт второй
3. 3. Опыт третий
IV . Заключение 8
Список литературы………………………………………………………..9
Приложение …………………………………………………………...….10
Введение
Тема проекта: «Вода – источник жизни»
Цель проекта: раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и выяснить, сколько времени может находиться растение без воды.
Задачи проекта:
Определить потребность в воде у разных видов растений.
Поставить эксперимент с целью выяснения необходимости полива растений.
Провести наблюдения и сделать выводы.
Обобщить результаты.
Методы исследования:
наблюдение; анализ; обобщение.
Участники : ученики 4 – Д класса в составе 3 человек.
Начало работы над проектом: март 2012 года, исследование велось с 14 марта по 13 апреляЭтапы работы над проектом
1 этап. Подготовительный этап.
Проведение вводной беседы с целью формирования интереса к данной теме.
2 этап. Организация проектной работы
1. Выбор темы и целей проекта
2. Определение количества участников проекта.
3.Сбор и изучение литературы о пользе воды, пользуясь методами исследования:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги;
спросить у взрослых;
обратиться к компьютеру;
4.Практическая работа по исследованию значимости воды для жизни растений.
3 этап. Представление готового продукта (презентация)
4 этап. Подведение итогов. Анализ проекта. Планы на будущее.
Вода – это жизнь
Вода – источник жизни. Человек издавна уделял большое внимание воде, поскольку было хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни. В сухой земле зерно может лежать многие годы и прорастет лишь в присутствии влаги. Вода - самое распространенное вещество на Земле: три четверти поверхности планеты покрыто морями, океанами, реками, ледниками.
Воду нельзя ничем заменить – этим она отличается практически от всех других видов сырья и топлива. Воду может заменить только сама вода!
Без воды нет жизни. В одной книге прекрасно сказано, что вода – это кровь земли. Раненным часто угрожает смерть от потери крови, но наступает смерть и тогда, когда кровь теряет способность выполнять свои основные функции. Эти слова можно отнести и к воде. Воды недостаточно там, где ее интенсивно используют или где она «заболела» и стала непригодной для употребления.
Вода является существенным фактором, определяющим жизнедеятельность растений. Из 1000 г воды, поглощенной растением, около 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении. Тело растений на 50-98% состоит из воды. Все физиологические процессы протекают при участии воды, поэтому она является одним из наиболее существенных экологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного организма.
Вода для комнатных растений не менее важна, чем свет и тепло. От умелого и своевременного полива, а также от опрыскивания зависит развитие и цветение растений.
Мы учащиеся 4 Д класса МАОУ СОШ №5 города Железнодорожного провели опыты демонстрирующие значение воды для разных видов растения.
3.1. Опыт первый.
Цель опыта: раскрыть роль воды в жизнедеятельности хлорофитума.
Подготовка: взяла цветок, полила и разрыхлила почву. Изучила состояние цветка: насыщенность цвета и свежесть листьев.
Ход проведения эксперимента:
Дата
Выводы: по итогам опыта я выяснила, что хлорофитум является неприхотливым растением и может долгое время находиться без воды.
3.2.Опыт второй.
Цель опыта: раскрыть влияние воды на рост и развитие фиалки.
Подготовка: выбрал здоровый цветок, полил и разрыхлил почву, изучил специальную литературу. Ознакомился с состоянием цветка: насыщенность цвета и свежесть листьев, сформированность розетки.
Ход проведения эксперимента:
Дата
Вывод: за время наблюдения я выяснил, что фиалкам необходим умеренный регулярный полив для хорошего роста и развития.
3.3.Опыт третий.
Цель опыта: выяснить значимость воды для роста и развития паслена.
Подготовка: взяла цветок, произвела полив и рыхление почвы. Рассмотрела состояние листьев и стебля.
Ход проведения эксперимента:
Дата
Выводы: наблюдая за растением, я выяснила, что паслен нуждается в регулярном опрыскивании и поливе. Пересушивание почвы недопустимо для данного растения.
Заключение
Вода жизненно необходима растениям. Роль воды в жизни растений , несомненно, очень велика. Именно вода является основным источником питания растений и принимает активное участие во всех жизненно важных обменных процессах. Одним растениям для жизни нужно много воды, а другим небольшое количество – это необходимо учитывать при поливе растения для его нормального роста и развития.
Комнатные растения не любят одиночества. Им будет очень тяжело, если рядом с ними не чувствуется заботящееся сердце. Подарите им свою заботу, ну, а они в долгу не останутся!
Список литературы:
1.Энциклопедия для детей. Биология.- М.: Аванта +, 2001
2 .Д- р Д. Г. Хессайон. Всё о комнатных растениях. – М.: Кладезь – Букс, 2000
3. Халина Хейтц. В мире цветов. – Вильнюс: ЗАО «Гамта», 1997
4.ru.wikipedia.org
5. www.rosmed.ru
6. www.sapfira.ru
7. hraniteli.jimdo.com
8. www.treeland.ru/article/home/
9. medicine.astrostar.ru/travi/
10. www.wild-mistress.ru
http://festival.1september.ru/articles/512513/ http://www.veresk.chel.ru/alko/ivin2.htm http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Alkogol/Vlijanie-alkogolja-na-rastenija.html
Приложение
Ни одно растение не может обходиться без воды. Корни пшеницы и ржи в поисках воды уходят вглубь земли до полутора метров. У деревьев на 10-12 метров. А у жителя пустыни верблюжьей колючки – до 20 метров.
А вот комнатные растения не могут добывать себе воду в нужном количестве. Их жизнь зависит от человека. Ухаживая за цветами в классе, мы задумались над тем, почему некоторым растениям необходимо много влаги, а другим достаточно небольшого количества.
Поставив перед собой цель: раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и выяснить, сколько времени может находиться растение без воды. Мы выбрали три растения, оформили дневники наблюдений, изучили необходимую литературу и приступили к работе.
Я выбрала хлорофитум, изучила его состояние, полила и разрыхлила почву. На протяжении 3 недель вела наблюдение и делала записи в дневник, на шестой день я отметила, что почва сухая, а на девятый день появился белый налет. Несмотря на это состояние цветка, не меняется, только на 29 день листья стали бледно – зеленые. 10 апреля я приступаю к поливу растения. Итоги наблюдения я подвела 13 апреля. Вследствие опыта я выяснила, что хлорофитум является неприхотливым растением и может долгое время находиться без воды.
Для своего наблюдения я взял фиалку, ознакомился с состоянием цветка и приступил к работе. Все наблюдения я записывал в дневник наблюдения. На шестом дне наблюдения почва была сухая и рыхлая, затем на ней появился белый налет и она потрескалась. На 10 день стали заворачиваться листочки. Через 16 дней листочки завяли, и появилась желтизна. 30 марта приступаю к поливу. Цветок вернулся к жизни, я заметил появление молодой розетки. По результатам исследования я отметил для себя, что фиалкам необходим умеренный регулярный полив для хорошего роста и развития.
Мой выбор остановился на паслене. Я убедилась в том, что цветок здоров, полила и опрыскала его. На 3 день почва уже просохла, затем на ней появился белый налет, несколько листочков пожелтело и опало. После двух недель наблюдения листочки завяли. 28 марта я приступаю к поливу и опрыскиванию растения. 2 апреля я отметила, что листочки позеленели и распустился цветочек. Я спасла растение. За время наблюдения я отметила, что паслен нуждается в постоянном опрыскивании и поливе. Пересушивание почвы недопустимо для данного растения.
По итогам эксперимента мы поняли, что одним растениям для жизни нужно много воды, а другим небольшое количество.
Комнатные растения не любят одиночества. Им будет очень тяжело, если рядом с ними не будет чувствоваться заботящееся сердце.
Подарите им свою заботу, ну, а они в долгу не останутся!
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г.о. Железнодорожный Московской области
Городская научно-практическая
конференция учащихся
«Потенциал — 2012»
Тема проекта:
«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»
Руководитель проекта:
Мытник Светлана Григорьевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №5
Участники проекта
ученики 4 Д класса
МАОУ СОШ №5:
Пелькина Мария
Погосян Лия
Скоробогатов Эдуард
Железнодорожный 2012 Содержание
I . Введение 3
II . Вода – это жизнь 4
III . Практическая работа 5
3. 1.Опыт первый
3. 2. Опыт второй
3. 3. Опыт третий
IV . Заключение 8
Список литературы………………………………………………………..9
Приложение ……………………………………………………………….10
Введение
Тема проекта: «Вода – источник жизни»
Цель проекта: раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и выяснить, сколько времени может находиться растение без воды.
Задачи проекта:
Определить потребность в воде у разных видов растений.
Поставить эксперимент с целью выяснения необходимости полива растений.
Провести наблюдения и сделать выводы.
Обобщить результаты.
Методы исследования:
наблюдение; анализ; обобщение.
Участники : ученики 4 – Д класса в составе 3 человек.
Начало работы над проектом: март 2012 года, исследование велось с 14 марта по 13 апреля
Этапы работы над проектом
1 этап. Подготовительный этап.
Проведение вводной беседы с целью формирования интереса к данной теме.
2 этап. Организация проектной работы
1. Выбор темы и целей проекта
2. Определение количества участников проекта.
3.Сбор и изучение литературы о пользе воды, пользуясь методами исследования:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги;
спросить у взрослых;
обратиться к компьютеру;
4.Практическая работа по исследованию значимости воды для жизни растений.
3 этап. Представление готового продукта (презентация)
4 этап. Подведение итогов. Анализ проекта. Планы на будущее.
Вода – это жизнь
Вода – источник жизни. Человек издавна уделял большое внимание воде, поскольку было хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни. В сухой земле зерно может лежать многие годы и прорастет лишь в присутствии влаги. Вода — самое распространенное вещество на Земле: три четверти поверхности планеты покрыто морями, океанами, реками, ледниками.
Воду нельзя ничем заменить – этим она отличается практически от всех других видов сырья и топлива. Воду может заменить только сама вода!
Без воды нет жизни. В одной книге прекрасно сказано, что вода – это кровь земли. Раненным часто угрожает смерть от потери крови, но наступает смерть и тогда, когда кровь теряет способность выполнять свои основные функции. Эти слова можно отнести и к воде. Воды недостаточно там, где ее интенсивно используют или где она «заболела» и стала непригодной для употребления.
Вода является существенным фактором, определяющим жизнедеятельность растений. Из 1000 г воды, поглощенной растением, около 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении. Тело растений на 50-98% состоит из воды. Все физиологические процессы протекают при участии воды, поэтому она является одним из наиболее существенных экологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного организма.
Вода для комнатных растений не менее важна, чем свет и тепло. От умелого и своевременного полива, а также от опрыскивания зависит развитие и цветение растений.
Мы учащиеся 4 Д класса МАОУ СОШ №5 города Железнодорожного провели опыты демонстрирующие значение воды для разных видов растения.
3.1. Опыт первый.
Цель опыта: раскрыть роль воды в жизнедеятельности хлорофитума.
Подготовка: взяла цветок, полила и разрыхлила почву. Изучила состояние цветка: насыщенность цвета и свежесть листьев.
Ход проведения эксперимента:
Действия учащихся | Наблюдения учащихся | ||
почва | растение |
||
14.03.12 | Полила и разрыхлила почву | Почва влажная | Листья ярко зеленые |
16.03.12 | Подсохла | Изменений нет |
|
19.03.12 | Сухая, рассыпчатая | Без изменений |
|
22.03.12 | Почва сухая, появился белый налет | Изменений нет |
|
26.03.12 | Почва покрылась коркой | Без изменений |
|
28.03.12 | Почва сухая, с налетом | Изменений нет |
|
02.04.12 | Почва сухая | Без изменений |
|
06.04.12 | Изменений нет |
||
10.04.12 | Почва пересохла | Листья бледно-зеленые |
|
12.04.12 | Опрыскала и полила цветок | Почва влажная | Без изменений |
13.04.12 | Опрыскала цветок | Листья ярко-зеленые |
|
Эксперимент завершен |
Выводы: по итогам опыта я выяснила, что хлорофитум является неприхотливым растением и может долгое время находиться без воды.
3.2.Опыт второй.
Цель опыта: раскрыть влияние воды на рост и развитие фиалки.
Подготовка: выбрал здоровый цветок, полил и разрыхлил почву, изучил специальную литературу. Ознакомился с состоянием цветка: насыщенность цвета и свежесть листьев, сформированность розетки.
Ход проведения эксперимента:
Действия учащихся | Наблюдения учащихся | ||
почва | растение |
||
14.03.12 | Землю разрыхлил и полил цветок | Почва влажная | Листья зеленые |
16.03.12 | Почва начала подсыхать | Без изменений |
|
19.03.12 | Почва сухая, рыхлая | Без изменений |
|
22.03.12 | Почва потрескалась, появился белый налет | Один листочек завернулся |
|
26.03.12 | На почве появилась корка | Завернулось еще несколько листочков |
|
30.03.12 | Почва сухая | Листочки завяли, появилась желтизна |
|
02.04.12 | Поливаю растение так, чтобы вода не попала на листочки | Почва влажная | Листочки позеленели |
06.04.12 | Полив растения | Почва влажная, рыхлая | Листочки ярко-зеленые |
09.04.12 | Почва влажная | Листочки свежие |
|
11.04.12 | Полив растения | Почва влажная | Появилась новая розетка |
Эксперимент завершен |
Вывод: за время наблюдения я выяснил, что фиалкам необходим умеренный регулярный полив для хорошего роста и развития.
3.3.Опыт третий.
Цель опыта: выяснить значимость воды для роста и развития паслена.
Подготовка: взяла цветок, произвела полив и рыхление почвы. Рассмотрела состояние листьев и стебля.
Ход проведения эксперимента:
Действия учащихся | Наблюдения учащихся | ||
почва | растение |
||
14.03.12 | Разрыхлила и полила растение | Почва достаточно влажная | Листья ярко-зеленые |
16.03.12 | Почва сухая | Изменений нет |
|
19.03.12 | Почва потрескалась | Листья бледно-зеленые |
|
22.03.12 | На почве появился белый налет | На листьях появилась желтизна |
|
26.03.12 | Земля покрылась коркой | Несколько листочков пожелтели и осыпались |
|
28.03.12 | Почва сухая, рассыпчатая | Листочки завяли, бледные с желтизной |
|
30.03.12 | Полила и опрыскала растение | Почва влажная | Листья еще немного вялые |
02.04.12 | Полила и опрыскала растение | Почва влажная | Листочки позеленели распустился цветочек |
04.04.12 | Полила и опрыскала цветочек | Почва влажная | Листочки зеленые, появились новые побеги |
Эксперимент завершен |
Выводы: наблюдая за растением, я выяснила, что паслен нуждается в регулярном опрыскивании и поливе. Пересушивание почвы недопустимо для данного растения.
Заключение
Вода жизненно необходима растениям. Роль воды в жизни растений , несомненно, очень велика. Именно вода является основным источником питания растений и принимает активное участие во всех жизненно важных обменных процессах. Одним растениям для жизни нужно много воды, а другим небольшое количество – это необходимо учитывать при поливе растения для его нормального роста и развития.
Комнатные растения не любят одиночества. Им будет очень тяжело, если рядом с ними не чувствуется заботящееся сердце. Подарите им свою заботу, ну, а они в долгу не останутся!
Список литературы:
1.Энциклопедия для детей. Биология.- М.: Аванта +, 2001
2 .Д- р Д. Г. Хессайон. Всё о комнатных растениях. – М.: Кладезь – Букс, 2000
3. Халина Хейтц. В мире цветов. – Вильнюс: ЗАО «Гамта», 1997
4.ru.wikipedia.org
5. www.rosmed.ru
6. www.sapfira.ru
7. hraniteli.jimdo.com
8. www.treeland.ru/article/home/
9. medicine.astrostar.ru/travi/
10. www.wild-mistress.ru
http://festival.1september.ru/articles/512513/ http://www.veresk.chel.ru/alko/ivin2.htm http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Alkogol/Vlijanie-alkogolja-na-rastenija.html
Приложение
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция учащихся «Я познаю мир»
Учебно-исследовательская работа/Проектная работа
«Вода источник жизни»
Ковальчук Егор
Руководитель:
учитель начальных классов
Краснова О.Н.
1. Введение 3-4
2. Теоретическая часть 5
2.1 Свойства воды 6-7
2.2 Значение воды в природе 8-9
3. Организация и методики исследования 10
4. Результаты исследования 11-13
5. Вывод 14
Библиографический список 16
Приложения 17-22
Введение
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Тема моей работы «Вода – источник жизни». Я выбрал эту тему потому что – она актуальна, так как вода это самое важное вещество на Земле. Все знают, что вода - основа жизни. Науке ещё не известно такое живое вещество, которое могло бы обходиться без воды. Вода вездесуща, она буквально пронизывает оболочки Земли и проникает в любые участки того пространства, где обитает человек и всё живое. Воду как дар природы надо беречь и сохранять!
Кроме того, мне захотелось с помощью опытов проверить выдвинутую гипотезу.
Цель моей работы уточнить и расширить знания о воде.
Объект работы – вода.
Предмет исследования вода источник жизни.
Гипотеза - предположим, что вода обладает свойствами; жизнь без воды невозможна.
Задачи моей работы:
Узнать какими свойствами обладает вода.
Узнать о значении воды в природе.
Доказать с помощью эксперимента что вода это жизнь.
Методы
Прочитаю книги о воде
Обращусь к компьютеру
Проведу эксперимент
Понаблюдаю
Сравню
Сделаю выводы
Теоретическая часть
Почему вода играет такую важную роль в нашей жизни? Достаточно только взглянуть на нашу планету! (Приложение1 фото1,2) Вода – самое распространённое на Земле вещество. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор.
Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных её богатств. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла вода. Нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий.
Свойства воды
Что мы знаем о воде – без воды на Планете немыслимо что-то живое, это главный исток, из которого вылилась Жизнь. Когда ученые пытаются найти жизнь на других планетах, они часто задают вопрос: «А есть ли там вода?» Как мы знаем, без воды жизнь существовать не может. Вода- самое удивительное и самое распространенное природное соединение, она вездесуща – и в недрах земли, и над землей. Она имеется в почве и в воздухе. Только вода встречается в земных условиях во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном (приложение 1 фото 3,4,5). Она можешь быть мягкой и жесткой, она можешь дать жизнь и отнять её. Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Это минерал, не имеющий формы. Многие хорошо знакомые свойства воды исключительны.
Рассмотрим некоторые из них.
Свойство прозрачности воды. Его можно доказать, положив картинку в тарелку с водой. Мы легко увидим через воду изображение на картинке. Это свойство воды используется человеком очень широко: например, аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен.
Чистая вода не имеет запаха . Можно понюхать воду и убедиться в этом.
Вода может растворять разные вещества. Если в стакан с водой насыпать сахарный песок, или соль, то они растворятся. Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Если в воду добавить краску, то краска растворится. Вода окрасится.
Именно поэтому невозможно встретить в природе "чистую" воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества.
Но вода способна растворить не все вещества.
Если влить в стакан с водой растительное масло, оно не смешается с водой, а будет плавать на ее поверхности.
Вода не имеет формы. Нальем ее в емкости разной формы и разного размера. Вода принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вода течет . Если вылить ее на плоский поднос – она растекается в лужу. Происходит это потому, что вода состоит из невидимых частиц – так называемых молекул, которые движутся.
Одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому.
Если взять семена и поместить их в воду, то семена прорастут. Если взять веточки быстрорастущих деревьев и поместить их в воду, то веточки начнут распускаться. Из этого следует, что вода пробуждает жизнь.
Значение воды в природе
Воды на Земле одновременно и много и мало.
Но, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало.
Вода не просто переходит из одного природного компонента в другой. Она переносит с собой огромное количество химических веществ, транспортируя их из почвы в растения, с суши в озера и океаны, из атмосферы на землю. Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащие в почве, только с водой, где они находятся в растворенном состоянии. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах, погибли бы от голода.
Вода принимает непосредственное участие в росте растений. Сам механизм их роста в конечном итоге сводится к поглощению воды. Она необходима растению в период от набухания до созревания семени, для поступления питательных веществ из почвы в растение, регулирования температуры почвы и растения, деятельности ферментов и т. д. В некоторых частях растений содержится от 80 до 9O % и более воды (корнеплоды, огурец).
Вода источник пищи, образа жизни и крыши над головой для многих животных, рептилий, птиц, и рыб, которые не мыслят своей жизни без воды.
Человек селился у воды с давних времен. По воде расширял свои владения, открывал новые страны, вода служила для защиты от врагов (приложение 2 фото1,2). Вода – важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 – 90%. Вода участвует в процессе дыхания, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго. Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества (минеральные соли, витамины). Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпивать более 1,5 – 2 литра в день. Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней. Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для растений. Конечно, многие растения будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.
Отсутствие воды негативно сказывается на человеке и может привести к его гибели. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода.
Очень часто люди не задумываются об этом. Бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое. Представьте, как это опасно для людей, купающихся в водоёме, а особенно для тех, кто ныряет. Берега рек часто превращаются в свалку (приложение 2 фото 3) . Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро. В загрязнённой воде погибает всё живое.
Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Организация и методики исследования
Теоретический: изучение теоретического материала, анализ информационных источников.
Экспериментальный: постановка опыта.
Результаты исследования
Расширил и обобщил представления о воде и ее свойствах.
Свойство | Опыт | Результат |
Прозрачность | 1.Положил картинку в тарелку с водой. | Через воду увидел изображение на картинке. (приложение 3 фото 1) |
Чистая вода не имеет запаха | 2.Понюхал воду. | Запах отсутствует. (приложение 3 фото 2) |
Растворитель | 3.В первый стакан с водой насыпал сахарный песок. Во второй соль. | Песок и соль растворились. Вода приобрела вкус вещества, которое в неё добавлено. Краска растворилась. Вода стала цвета краски. (приложение 3 фото 3) Поэтому в природе нет «чистой» воды. В ней всегда растворены различные вещества. Масло осталось плавать на поверхности воды. (приложение 3 фото 4) Вода растворяет не все вещества. |
Не имеет формы | 4.Налил воду в ёмкости разного размера и разной формы. | Вода принимает форму того сосуда, в который налита. (приложение 4 фото 1) |
Текучесть | 5.Вылил воду на поднос. | Вода растеклась. (приложение 4 фото 2) |
Давать жизнь | 6.Я взял 15 семян фасоли. 5 из них поместил в чашу с мокрой салфеткой и постоянно поддерживал её в умеренно влажном состоянии при помощи воды. 5 семян поместил на сухую салфетку, не поливал совсем. 5 семян поместил на салфетку намоченную молоком, поддерживал во влажном состоянии при помощи молока. Все чаши поставили на подоконник. (приложение 4 фото 3,4) 7.Заранее срезал веточки быстро распускающихся деревьев. 3 веточки поставил в стакан с водой. 3 поставил в пустой стакан. Поставил ветки на видное место. (приложение 6 фото 1) | В первой чаше фасоль дала ростки на третий день На 5 день у росточков стали появляться корешки и листики. Ростки продолжали развиваться (приложение 5 фото 1,2,3). Во второй ростки не появились (приложение 5 фото 4). В третьей, сначала появился неприятный запах. Семена сгнили (приложение 5 фото 5). Через несколько дней почки на веточках с водой стали расти. Веточки в пустом стакане не изменились. (приложение 6фото 2) Можно сделать вывод, что вода оживляет. |
Вывод
Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Узнал, что вода – непременная составляющая часть всего живого. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу.
Вода увлажняет воздух; регулирует температуру; помогает усваивать питательные вещества; защищает жизненно важные органы; участвует в обмене веществ. Всем нужна чистая вода. Она основа здоровой жизни. Но чистой воды становится все меньше и меньше. Виноваты в этом сами люди. В реки, озера сливаются сточные воды фабрик и заводов.
Берега рек часто превращаются в свалку. Загрязнение водоемов опасно для всего живого.
Беречь воду – это означает беречь жизнь!
В результате проведенных опытов я доказал: свойства воды, что вода в природе способна давать жизнь. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Возможно использование на уроках окружающего мира и классных часах в начальной школе.
Библиографический список
Дерпгольц В. Ф. Вода во вселенной. – Л.: «Недра», 1971г.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Издательство – Речь 2006г.
Сост. С.Т. Исмаилова - Энциклопедия для детей: Т.3 (География).– М.: Аванта+, 1994.
Петрянов И.В., Самое необыкновенное вещество в мире. Москва, 1975г.;
Увлекательные опыты с водой. Издательство АСТ, 2008.
Энциклопедия «Мир вокруг нас» М.,2000
Интернет ресурсы