Консультация для родителей: "Зимние травмы. Меры предосторожности"

Консультация " Зимние травмы"

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Предпочтение необходимо отдавать обуви с ребристой подошвой. Если у Вашего ребёнка на сапогах или ботинках подошва гладкая, обратитесь в обувную мастерскую и попросите приспособить обувь к зимнему времени. В домашних условиях иногда советуют наклеивать на подошву обычный пластырь, но надолго его, конечно, не хватит. Особенно важно, чтобы обувь была удобной, не натирала.

В гололёд надо быть осторожным, избегать скользких мест.

ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ

Главное, о чём следует помнить, -- нельзя заниматься самолечением и оттягивать визит к врачу до последнего.

Растяжение связок

Симптомы резкая боль при движении, припухлость, кровоподтёки.

Что делать? Наложить повязку (эластичный бинт), обеспечив неподвижность сустава, и обратиться к врачу. Для уменьшения отёка можно наложить на больное место смоченную в холодной воде ткань или пузырь со льдом (но не более чем на 1-2 часа). Можно принять обезболивающее.

Вывих

Симптомы сильная боль, отёк, неподвижность, изменение формы сустава.

Что делать? Не старайтесь самостоятельно вправить вывихи, это может привести к болевому шоку у пострадавшего и дополнительным повреждениям. Нужно обеспечить неподвижность и покой повреждённого сустава: руку подвесить на бинте, шарфе, ремне, на ногу наложить шину (например, плоские доски) или прибинтовать её к другой ноге. При вывихе бедра – положить пострадавшего на здоровый бок, не давая двигаться. Для уменьшения боли – приложить к повреждённому месту пузырь со льдом или холодной водой, дать обезболивающее.

В случае крайней необходимости, когда нет возможности вызвать врача, - больного нужно транспортировать в больницу самостоятельно, соблюдая особую осторожность.

Перелом

Симптомы – сильная, резкая боль, усиливающаяся при движении конечностью, чувствительность даже к очень слабому прикосновению. Отёчность и опухание с изменением цвета кожи, изменением формы места перелома.

Что делать? Обеспечить полный покой повреждённой кости, наложить шину из подручных средств или прибинтовать повреждённые конечности друг к другу или к телу. Дать пострадавшему таблетку анальгина, приложить на место травмы что-нибудь холодное. При кровотечении наложить на рану стерильную повязку. Вызвать "скорую", если это возможно – перевезти пострадавшего на попутной машине в ближайшее медицинское учреждение, соблюдая особую осторожность.

Ушибы головы

Симптомы частичная или полная потеря сознания, тошнота и рвота, замедление пульса, изменение давления.

Что делать? Уложить пострадавшего на спину, повернув голову набок, положить на неё холод. Вызвать "скорую помощь" и не давать пострадавшему двигаться до её приезда.

Консультации для родителей

Консультация "Первая помощь при обморожениях"

Переохлаждение:

В результате длительного воздействия низкой температуры окружающего воздуха у ребёнка возникает ознобление. Повреждённые участки кожи внешне представляют собой уплотнения красного или синюшнее-багрового цвета. Ознобление сопровождается зудом, жжением, болью, которая усиливается, если этот участок быстро согревать. Переохлаждаются чаще ноги и руки.

Воспитатель, собирая детей на прогулку, следит за тем, чтобы у них были сухими обувь и варежки. В особом внимании нуждаются дети ослабленные, перенесшие заболевания.

Резкое понижение температуры тела приводит к замерзанию.

Ребёнок в таком состоянии теряет сознание, кожные покровы бледнеют, пульс редкий. После принятия первой помощи у замёрзших отмечается сонливость, ослабление памяти, расстройство психики. Частым осложнением замерзания является воспаление лёгких, почек, острые расстройства пищеварения.

Первая помощь замёрзшему ребёнку заключается в согревании его в горячей ванне, одновременно проводится массаж. Как только ребёнок придёт в сознании, ему необходимо дать горячее питьё, еду, уложить в постель, срочно вызвать врача или доставить в лечебное учреждение.

Обморожение:

Чаще наблюдается у детей ослабленных, у тех, кто носит слишком тесную обувь. Оно может быть даже при 0 температуре. Дети отмораживают пальцы рук и ног, уши, кончик носа.

Различают три степени обморожения:

Обморожение 1 степени бывают при кратковременном действии холода. После отогревания поражённые участки кожи краснеют и припухают, появляется небольшая боль, жжение. Через 2-3 дня краснота и отёк проходят и на коже никаких следов обморожения не остаётся.

Обморожение 2 степени наступает при длительном действии холода. Кожа при обморожении резко бледнеет. Позднее появляются пузыри. Наполненные светлой или кровянистой жидкостью.

Обморожение 3 степени и 4 степени возможно при длительном действии низких температур, при этом омертвевают не только мягкие ткани, но и кости, развивается гангрена. Характерно повышение температуры, общая интоксикация, беспокойное поведение и озноб.

Первая помощь при обморожении заключается в скорейшем восстановлении кровообращения на участке поражения.

Обмороженные руки или ноги отогревают в тёплой воде. Повреждённое место осторожно обнажают, погружают в тазик с водой 18-20º и проводят лёгкий массаж. Массировать начинают с пальцев вверх. Во время массажа надо заставлять ребёнка шевелить пальцами, чтобы быстрее восстановить кровообращение. При полном отогревании кожа становится ярко-розовой и появляется боль. Затем отмороженное место осторожно вытирают, протирают спиртом, накладывают сухую стерильную повязку и тепло укутывают.

При обморожении щёк и носа отогревают их прямо на улице, растирая поражённый участок круговыми движениями. Не следует обмороженное место растирать снегом, так как мелкие льдинки могут оцарапать кожу, кроме того можно занести инфекцию. тереть лучше мягкой шерстяной варежкой или рукой до полного восстановления кровообращения. При более тяжёлых формах срочная госпитализация в больницу.

Консультации для родителей

Консультация "Леворукий ребёнок"

"Переплетение пальцев рук"

Предложите ребёнку сложить руки в замок (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей – левой.

"Поза Наполеона"

Предложите ребёнку сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

"Одновременные действия обеих рук" - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий учёный Ф. Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванной и т.д.

Если ребёнок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении ведущей руки важно всё: где находится предмет, которым можно манипулировать, где находится ребёнок, как даётся инструкция.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даём в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Первое задание: "РИСОВАНИЕ".

Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Второе задание: "ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ".

Для выполнения этого задания можно использовать спичечный коробок или коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста.

Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗ ПАЛОЧЕК".

Сначала из палочек строится четырёхугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Четвёртое задание: "ИГРА В МЯЧ".

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросить мяч в цель, например, в корзину, ведёрко, круг.

Пятое задание: "ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПО КРУГУ".

Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствует руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.

Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: " Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того, чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание: "НАЙДИ ДЫРОЧКУ"

Предложите ребёнку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание: "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

Восьмое задание: "РАЗВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКОВ"

Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая рука держит узел).

В этом задании бывает сложно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания – составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание: "ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ"

Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание

Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой – в графу "Правая рука". Если одинаково использует как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки".

Десятое задание: ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники – родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить "+" в графу "Левая рука", если нет – в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то, скорее всего ребёнок леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое задание - рисование плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические – правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой руки в выполнении графических заданий.

Очень часто, десяти заданий, описанных в прошлой консультации, бывает недостаточно для того, чтобы определить какой рукой ребёнок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:

    Почистить обувь щёткой.

    Вставить стержень в отверстие пуговицы, бусины и поднять её.

    Намотать нитку на катушку.

    Перелить воду из одного сосуда в другой.

    Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру в "Дартс").

    Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.

    Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, во флакон с узким отверстием.

    Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.

    Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

    Продеть нитку в иголку.

    Стряхнуть с себя соринки, пыль.

    Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

    Достать бусинку ложкой из стакана.

    Позвонить в колокольчик.

    Закрыть, открыть застёжку-молнию.

    Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку сложно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками?

Нередко он начинает писать и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыков письма. Часто взрослые – и педагоги, и родители – придерживаются такой позиции: "какую руку

чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое – писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т.е. бывают "графические левши" и "графические правши") и "бытовое функциональное превосходство".

Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и "бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети – левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой

К зиме готовятся не только дети, чтобы покататься с горок и достать свои лыжи, коньки, но и травматологические пункты. Гололед, долгое пребывание на морозе, несоблюдение правил безопасности в местах зимних развлечений приводит к повреждениям конечностей и обморожениям.

Согласно статистике, более 10% людей в это время года уходят на больничный именно в связи с травмой.

Медики выделяют следующие виды зимнего травмирования:

  1. ушибы,
  2. переломы,
  3. вывихи,
  4. обморожения открытых участков кожи,
  5. растяжения.

Кроме того, к неблагоприятному состоянию можно отнести переохлаждение организма , которое способно привести к пневмонии, гриппу, ангине и другим заболеваниям.

Что делать в такой ситуации, как правильно оказать помощь потерпевшему? Как отличить вывих от растяжения или перелома? Какие меры помогут снизить риск получения травмы зимой? Этим вопросам и будет посвящена статья. Другими словами памятка для родителей, воспитателей ДОУ и учителей, с целью проведения и организации как консультаций так и бесед.

Набор инфографики в высоком разрешении для проведения занятий доступен по кнопке СКАЧАТЬ.

Инфографика предоставлена порталом детской безопасности:

Зимние травмы

Ушибы

При падении, сильном ударе происходит повреждение внутренних тканей и подкожных слоев. Обычно кожный покров не травмируется. Первым сигналов является сильное болевое ощущение, которое ослабевает спустя 5-10 минут. На ощупь место может быть опухшим и твердым. Спустя время появляется синяк, гематома, скованность в движениях.

Для облегчения состояния следует незамедлительно приложить холодный компресс из снега к месту ушиба. При наличии царапины обработать ее дезинфицирующим средством. Для улучшения кровообращения можно нанести регенерирующую мазь с охлаждающим действием. Поврежденной конечности придать возвышенное положение.

Растяжения

При неправильном падении происходит растяжение связок или мышц. Особенно часто травмируется голеностопный сустав. Такая травма характеризуется внезапной болью и ограничением в объеме движений. Отек появляется позже.

Для уменьшения боли следует приложить холод, затем используя эластичный бинт зафиксировать конечность. Учитывая, что растяжение может быть связано с разрывом связки или сухожилия затягивать обращение в травмпункт не следует.

Вывихи

При вывихе меняется форма сустава, из-за чего возникает резкая боль. Любое движение только усиливает болевой синдром. Также одним из признаков повреждения связочного аппарата является отек и припухлость. Если человек не может пошевелить конечностью, то следует обратиться за медицинской помощью. Самостоятельно вправлять сустав запрещено.

Первая доврачебная помощь приложить холод, дать анальгетик. При травмировании сустава руки ее нужно зафиксировать к туловищу или подвесить на повязку через голову. Иммобилизация ноги осуществляется с помощью шины, фанеры. Для обеспечения полной неподвижности поврежденного сустава следует фиксировать соседние суставы.
Чем раньше пострадавшего доставят в медицинское учреждение, тем легче будет исправить вывих.

Переломы

Относятся к наиболее опасным видам травм, которые могут иметь тяжелые последствия без должного и грамотного лечения. Отличительной особенностью является нарушение целостности костей. При открытой форме обломки костей разрывают ткани и кожный покров, вызывая кровотечение, инфицирование и болевой шок.

При падении часто человек совершает большую ошибку: инстинктивно вытягивает руки вперед, пытаясь тем самым облегчить себе участь. Однако в такой ситуации вся тяжесть тела приходится на руки, и в итоге – перелом кисти рук, предплечья или плеча. При неудачном приземлении на нижние конечности также можно сломать лодыжку, голень, повредить кости колена.

Основные симптомы: резкая боль, возможность пошевелить конечностью отсутствует. На ощупь можно ощутить подвижность обломков кости. Изменение длины поврежденной конечности. Важно! При такой травме, как перелом шейки бедра, болевой синдром возникает спустя время (на 2-3 сутки). Учитывая, тяжелые последствия (инвалидность, смерть) пожилым людям обязательно после падения необходимо сделать снимок, и пройти осмотр у травматолога.

Доврачебная помощь заключается только в обездвиживании пострадавшей конечности. При кровотечении следует накрыть рану чистой тканью. Используйте подручные средства для фиксации: фанеру, ветки, шину, доски. Вызовите скорую помощь.

Запрещено: пытаться самостоятельно поставить кости на месте, при переломе ног снимать обувь, давать пострадавшему воду или еду. Рекомендуем к изучению следующий материал:

Обзорная статья про травмы скелета и необходимые Ваши действия подробно по ссылке:

Обморожение

Изменение чувствительности кожи под воздействием низких температур, а впоследствии их отмирание называется обморожением. Обычно такой травме подвержены части лица (нос, щеки), уши, пальцы рук и ног.

Первое на что следует обратить внимание это легкое пощипывание кожи, что связано с замедлением кровообращения. Кожа становится бледной и холодной. При растирании возникает боль, появляется краснота.

Ошибкой при обморожении является слишком быстрое согревание пострадавшего участка. Ни в коем случае нельзя использовать горячую воду или компресс. Сначала следует снять холодную одежду: варежки, обувь. Положить многослойную повязку для сохранения тепла. Дать пострадавшему теплое питье, и вызвать медицинскую помощь. Любые спиртосодержащие напитки, а также растирания с их помощью запрещены.

Сильный ветер и ваши действия

Степени обморожения

Подробно в статье:

Переохлаждение

Это общее состояние, которое охватывает весь организм при долгом нахождении в условиях холода. Температура тела при этом снижается до 35 гр. Более быстрому переохлаждению способствует хроническое утомление, усталость, голод, влажная одежда или попадание в воду в зимний период. Следует знать, что организм ребенка более подвержен этому состоянию. Часто переохлаждение предшествует обморожению.

Помощь заключается в эффективном, но медленном согревании тела. Избавьте человека от мокрой и холодной одежды. Укутайте в одеяло. Повысьте температуру в комнате на несколько градусов с помощью обогревателя. Напоите горячим чаем. Осмотрите уши, нос, конечности на предмет обморожения. Нельзя при переохлаждении принимать горячую ванну или душ, так как это может спровоцировать сбои сердечного ритма.


Профилактические мероприятия в зимнее время

Для того чтобы насладиться зимними забавами и избежать визитов в травмпункт следует выполнять следующие рекомендации:

  1. Выбирайте удобную обувь на низком каблуке по размеру.
  2. Исключите тесную одежду, которая ограничивает ваши движения.
  3. Подошва у зимней обуви должна иметь глубокий рифленый рисунок. Можно использовать дополнительные противоскользящие накладки.
  4. Ступая на лед, старайтесь двигаться мелкими шажками, не торопитесь.
  5. Решив покататься на лыжах или коньках, используйте средства защиты для коленей, локтей и головы.
  6. Ведите себя вежливо в местах массовых катаний. Не толкайтесь, не набирайте большую скорость.
  7. В нетрезвом виде старайтесь в период гололеда не выходить на улицу.

Само по себе падение не так страшно. Травмы часто возникают из-за того, что люди не умеют группироваться. Учитесь искусству безопасного падения. Избавьтесь от привычки выставлять руки вперед. Ими лучше прикрыть голову ноги сдвинуть вместе и перекатиться, упав на землю. Старайтесь падать на бок, присев на карточки, а не плашмя.

Для того чтобы избежать переохлаждения следует одеваться многослойно. Обязательно перед выходом на мороз плотно покушайте. Обувь не должна быть тесной. Если у вас начинают мерзнуть нос, пальцы ног или руки, это признак того, что организм не в состоянии справиться с низкой температурой воздуха. Закаляйтесь, постепенно приучая тело к холоду.

Зима – прекрасное время для времяпровождения на свежем воздухе. Опасности можно избежать, если соблюдать элементарные правила безопасности.

Учебные материалы для занятий

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Зима, традиционно – время веселых игр, гуляний, катаний на горках и, конечно, любимого праздника. Но главное – помнить об осторожности. Тем более, когда дело касается ребенка. Ведь веселье весельем, а риск получения травмы зимой возрастает в разы. Итак, как уберечь чадо от зимних травм, и что нужно знать о первой помощи?

Читайте также:

  • Ушибы.
    Самая «популярная» травма у детей в зимнее время. Двигательная способность не теряется, но резкая боль и припухлость обеспечена. Что делать? Малыша – на руки и домой, на больной участок – холодный компресс, после – визит к доктору.
  • Вывихи.
    Первая помощь в такой ситуации – консультация врача. Самостоятельно вправлять вывихнутую конечность категорически не рекомендуется. Закрепите вывихнутый сустав (осторожно!) фиксирующей повязкой, и к доктору. Причем, медлить не стоит – иначе вправить сустав обратно будет затруднительно из-за сильного отека. А защемленный между костями нерв или сосуд может и вовсе привести к параличу.


    Признаки вывиха: неподвижность и неестественное положение конечности, сильная боль в суставе, отек.
    Самый распространенный вид зимнего вывиха у детей – вывих плечевого сустава. Рентген необходим для исключения скрытого перелома. Процедура вправления сустава из-за ее болезненности проводится под местным наркозом.
  • Травма головы.
    Череп малыша в юном возрасте еще не настолько крепкий, как остальные кости, и даже, казалось бы, пустяковое падение может стать причиной очень опасной травмы. Поэтому в обязательном порядке на катки и горные склоны надевайте малышу защитный шлем.


    Если травма все же случилась, удар пришелся на область носа, и пошла кровь – склоните голову ребенка вперед, приложите платок со снегом, чтобы остановить кровь и предотвратить попадание крови в дыхательные пути. При падении ребенка на спину и ударе затылком, проследите – нет ли под глазами темных симметричных кругов (это может стать признаком перелома основания черепа). И помните, травма головы – это повод для незамедлительного обращения к врачу.
  • Растяжение связок.
    Для такой травмы достаточно неудачно прыгнуть или подвернуть ногу.
    Симптоматика: острая боль, появление припухлости через некоторое время, болезненность участка наощупь, иногда посинение больного участка, боль при движении.
    Как быть? Уложите ребенка (естественно, в помещении), на больной участок приложите холодный компресс на 15 минут, затем – крестообразную повязку из бинта. Для исключения трещины или перелома следует обязательно посетить травмпункт и сделать рентген.

  • Сотрясение мозга.
    Определить сотрясение не так уж и сложно, основные признаки — потеря сознания, тошнота, слабость, расширенные зрачки, затрудненная ориентация в пространстве и концентрация на чем-либо, желание спать, заторможенность. Ждать несколько дней (пока «пройдет») не стоит! Немедленно отправляйтесь к врачу, даже если признаки не такие уж и явные — сотрясение мозга не всегда сопровождается потерей сознания.
  • Повреждение зубов.
    Во время игры или падения зуб может сместиться, сломаться или вовсе выпасть. Но если выбитый зуб вы заметите сразу, то смещение – только через несколько дней, когда возникнет нарыв в месте повреждения. При повреждении корня зуб может почернеть и расшататься. Если малыш повредил десны – приложите лед, чтобы снять припухлость. При их кровоточивости – приложите (и прижмите между деснами и губами) марлю, смоченную в холодной воде. Если зуб постоянный, к стоматологу следует бежать как можно быстрее.
  • Обморожение – повреждение тканей организма под воздействием холода.
    У такой травмы существует 4 степени тяжести. Наиболее частые причины обморожения – тесная обувь, слабость, голод, экстремальная температура, длительная неподвижность.


    Признаки 1-й степени: онемение, бледность кожи, покалывание. Быстро оказанная помощь поможет избежать серьезных проблем: отвести ребенка домой, переодеть, согреть обмороженные участки путем растирания шерстяной тканью или массажа теплыми руками.
    Обморожение 2-4 степени у ребенка – редкость (при наличии нормальных родителей), но информация о них и первой помощи лишней не будет (как известно, всякое случается).
    Признаки 2-й степени: помимо предыдущих симптомов, образование наполненных жидкостью пузырей.
    При 3-й: пузыри с кровянистым содержимым, утраченная чувствительность на обмороженных участках. При 4-й: резкое посинение поврежденных участков, развитие отека при согревании, образование пузырей на участках с меньшей степенью обморожения. При степени обморожения со 2-й по 4-ю следует доставить ребенка в теплое помещение, снять всю промерзшую одежду (либо срезать), категорически исключить быстрое согревание (это усугубит некроз тканей), наложить повязку (1-й слой – марля, 2-й – вата, 3-й – марля, потом клеенка), далее зафиксировать пораженные конечности с помощью дощечки и бинтов, и ждать врача. Пока едет доктор, можно дать горячего чаю, сосудорасширяющего (например, но-шпы) и обезболивающего (парацетамола). Обморожение 3-4 степени – повод для немедленной госпитализации.
  • Переохлаждение.
    – общее состояние организма, характеризующееся понижением температуры тела и угнетением функций организма от воздействия низкой температуры. 1-я степень: температура — 32-34 градуса, бледность и «гусиность» кожи, затрудненность речи, озноб. 2-я степень: температура – 29-32 градуса, замедление пульса (50 уд/мин), синюшный оттенок кожного покрова, снижение давления, редкое дыхание, резкая сонливость. 3-я степень (самая опасная): температура – менее 31 градуса, потеря сознания, пульс – около 36 уд/мин, редкое дыхание. Наступить переохлаждение (не путать с обморожением!) может от попадания в холодную воду, от голода, сильной слабости, мокрой одежды, легкой/тесной обуви и одежды. У ребенка переохлаждение наступает кратно быстрее, чем у взрослого. Что делать? Быстро доставить ребенка домой, переодеть в сухое, укутать теплым одеялом. Так же, как и в случае с обморожением – никаких интенсивных растираний, теплого душа, горячей ванны или грелок! Во избежание внутренних кровоизлияний и нарушений работы сердца. После укутывания – дать горячего питья, осмотреть конечности и лицо на предмет обморожений, оценить пульс и дыхание, вызвать доктора. Чтобы снизить риск переохлаждения, одевайте малыша на улицу многослойно (не один толстый свитер под пуховик, а 2-3 тонких), обязательно кормите его перед улицей, следите за температурой ушей и носа.
  • Переломы.
    К сожалению, не редкость во время зимних игр, неудачного катания с горок и даже просто прогулки по скользкой дороге. Что делать: в первую очередь, зафиксировать конечность в двух суставах – над и под участком повреждения, наложить холодный компресс, наложить жгут – перетянуть (плотно) конечность с помощью, например, ремня, далее – давящая повязка. Движения при переломе запрещены – ребенка следует отнести в помещение и вызвать скорую. Если имеется подозрение на травму шейного отдела (либо спины) – следует зафиксировать шею с помощью плотного воротника и положить ребенка на твердую поверхность.

  • Удар сосулькой.
    Если ребенок в сознании – отнести домой, уложить на постель, обработать рану (обязательно наложить повязку), оценить характер травмы и вызвать врача (или отвезти к врачу). Если ребенок без сознания, то не следует его двигать до приезда скорой помощи (если имеет место травма позвоночника, то движение чревато серьезными последствиями). Задача родителя – следить за пульсом и дыханием, наложить повязку при кровотечении, повернуть головку на бок, если есть рвота.
  • Прилип язык к качелям.
    Каждый второй ребенок, согласно статистике, хотя бы раз в жизни экспериментирует с облизыванием металла на морозе (качели, перила, санки и пр.). Ни в коем случае не пытайтесь «оторвать» ребенка от металла! Успокойте ребенка, зафиксируйте его голову и полейте теплой воды на язык. Само собой, придется просить помощи у тех, кто рядом – ребенка не оставишь одного, приклеенного к качелям. Дома после удачной «отстыковки» обработайте рану перекисью водорода, прижмите стерильный тампон при кровотечении. Если оно длится более 20 минут – отправляйтесь к доктору.

Чтобы не пришлось оказывать ребенку первую помощь, помните основные правила зимних прогулок:

  • Надевайте малышу обувь с рельефной подошвой либо специальные накладки «антилед».
  • Не водите ребенка на прогулку больным, ослабленным и голодным.
  • Не гуляйте в местах возможного падения сосулек.
  • Избегайте скользких участков дороги.
  • Учите ребенка правильно падать – на бок, не выставляя вперед руки, группируясь и сгибая ноги.
  • Обеспечьте ребенка экипировкой при катании на катке, с горки, на склонах.
  • Не допускайте катания малыша с горки «в толпе» — учите соблюдать поочередность катания.
  • Защищайте кожу лица детским кремом.
  • И главное – не оставляйте малыша без присмотра!

Наталья Шелудкова
Консультация для родителей «Зимние травмы»

Консультации для родителей

" Зимние травмы "

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Предпочтение необходимо отдавать обуви с ребристой подошвой. Если у Вашего ребёнка на сапогах или ботинках подошва гладкая, обратитесь в обувную мастерскую и попросите приспособить обувь к зимнему времени .

В домашних условиях иногда советуют наклеивать на подошву обычный пластырь, но надолго его, конечно, не хватит. Особенно важно, чтобы обувь была удобной, не натирала.

В гололёд надо быть осторожным, избегать скользких мест.

ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ

Главное, о чём следует помнить, -- нельзя заниматься самолечением и оттягивать визит к врачу до последнего.

Растяжение связок

Симптомы – резкая боль при движении, припухлость, кровоподтёки.

Что делать? Наложить повязку (эластичный бинт, обеспечив неподвижность сустава, и обратиться к врачу. Для уменьшения отёка можно наложить на больное место смоченную в холодной воде ткань или пузырь со льдом (но не более чем на 1-2 часа) . Можно принять обезболивающее.

Симптомы – сильная боль, отёк, неподвижность, изменение формы сустава.

Что делать? Не старайтесь самостоятельно вправить вывихи, это может привести к болевому шоку у пострадавшего и дополнительным повреждениям. Нужно обеспечить неподвижность и покой повреждённого сустава : руку подвесить на бинте, шарфе, ремне, на ногу наложить шину (например, плоские доски) или прибинтовать её к другой ноге.

При вывихе бедра – положить пострадавшего на здоровый бок, не давая двигаться. Для уменьшения боли – приложить к повреждённому месту пузырь со льдом или холодной водой, дать обезболивающее.

В случае крайней необходимости, когда нет возможности вызвать врача, - больного нужно транспортировать в больницу самостоятельно, соблюдая особую осторожность.

Симптомы – сильная, резкая боль, усиливающаяся при движении конечностью, чувствительность даже к очень слабому прикосновению. Отёчность и опухание с изменением цвета кожи, изменением формы места перелома.

Что делать? Обеспечить полный покой повреждённой кости, наложить шину из подручных средств или прибинтовать повреждённые конечности друг к другу или к телу. Дать пострадавшему таблетку анальгина, приложить на место травмы что-нибудь холодное . При кровотечении наложить на рану стерильную повязку. Вызвать "скорую", если это возможно – перевезти пострадавшего на попутной машине в ближайшее медицинское учреждение, соблюдая особую осторожность.

Ушибы головы

Симптомы – частичная или полная потеря сознания, тошнота и рвота, замедление пульса, изменение давления.

Что делать? Уложить пострадавшего на спину, повернув голову набок, положить на неё холод. Вызвать "скорую помощь" и не давать пострадавшему двигаться до её приезда.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Зимние прогулки» Родителей, очень часто интересует, когда можно выходить гулять с ребенком? При какой температуре разрешены прогулки зимой? Как одевать ребенка,.

Консультация для родителей «Зимние травмы» Консультация для родителей «Зимние травмы» «Зимние травмы" Зима. Чудное время года! Лыжи, коньки, горка, снежная баба, снежки – это.

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ Предпочтение необходимо отдавать обуви с ребристой подошвой. Если у Вашего ребёнка на сапогах или ботинках подошва.

Консультация для родителей «Зимние травмы у детей» Консультация для родителей «Зимние травмы у детей» Зима. Какое чудное время года! Лыжи, коньки, горка, снежная баба, снежный городок, снежки.

Консультация для родителей «Зимние травмы у детей» «Зимние травмы у детей» Консультация для родителей Предпочтение необходимо отдавать обуви с ребристой подошвой. Если у Вашего ребёнка на.

Консультация для родителей "Зимние забавы" Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все.

Консультация для родителей «Зимние забавы» Всем хочется, чтобы дети росли сильными и ловкими. Однако спортивные секции, сколько бы их ни было, вместить всех детей не могут. Это значит,.