Состояние и развитие машиностроения в россии. Перспективы машиностроения Перспективы развития машиностроения в рф

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Ведущая роль машиностроения в национальной и региональной экономике. Состояние машиностроения в Вологодской области, основные предприятия отрасли в области, перспективы развития. Задачи правительства Вологодской области в развитии машиностроения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Роль машиностроения в развитии экономики Российской Федерации. Подотрасли общего, тяжелого и среднего машиностроения, выпускаемое оборудование. Производство металлических изделий и заготовок. Ведущие отрасли точного машиностроения, их продукция.

    презентация , добавлен 19.02.2013

    Важная особенность красноярского машиностроения - высокий удельный вес оборонных производств. Радиопромышленность, производство средств наземной и космической связи. Характеристика отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Отрасль машиностроения как один из самых главных элементов развития производительных сил. Основные угрозы для развития машиностроения на внутреннем и внешних рынках. Причины кризисного состояния машиностроения в Украине на примере отдельных производств.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Отраслевая структура и характерные нюансы размещения машиностроения РФ, предпосылки развития. Транспортный комплекс: главные направления развития на перспективу. Фактор импортозамещения в машиностроении. Проблемы машиностроения и его тенденции в 2014 г.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2017

    Значение машиностроения в экономике Украины. Современный уровень развития и характеристика размещения отрасли. Структура машиностроительного комплекса Украины. Основные проблемы, перспективы развития и территориальной организации машиностроения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2007

    Факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в России. Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов машиностроения. Основные направления государственной политики в отрасли.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2011

    Развитие машиностроения, его зависимость от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли. Определение производственной мощности отрасли машиностроения, оптимального объема выпуска продукции.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2013

Машиностроение входит в состав промышленности под названием “Машиностроение и металлообработка”. Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.

Машиностроение производит средства труда – машины и оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства – для всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.). К середине 80-х годов в общем объеме продукции машиностроения средства производства составляли 88,9%, предметы потребления — всего лишь 11,1%, что свидетельствовало о неориентированности отечественного машиностроения на запросы массового потребителя.

Машиностроительный комплекс – это сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь машиностроение включает в себя много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью.

Целью данного исследования является показать не только отраслевую структуру машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и охарактеризовать современное состояния комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

1. Понятие машиностроительного комплекса

Машиностроение — комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию.

Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (полный перечень приведен в приложении). При формировании статистических данных машиностроение объединяется в отрасль, называемую “машиностроение и металлообработка”. Вторая часть (металлообработка) включает в себя две подотрасли: производство металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. В связи с введением с 1 января 2003 г. (с переходным периодом в два года) общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированного с соответствующей классификацией Европейского Союза, термин “машиностроение” (машиностроительный комплекс) заменяется понятием “обрабатывающие производства”.

Общее количество крупных и средних предприятий, включенных в машиностроительный комплекс, составляет 7500, из которых 3300 наиболее значимых для промышленности курируются Минпромнауки России и оборонными агентствами (Росавиакосмос, Россудостроение, Росбоеприпасы, Российское агентство по обычным вооружениям. Российское агентство по системам управления).

Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Cреди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции (в 1990 г. – 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%).

Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня. 1

2. Современное состояние машиностроительного комплекса и его роль в общепромышленном производстве

Доля машиностроения в общепромышленном выпуске составила в 1985г. — 20,9%, 1990г. — 24,2%, 1995г. — 18,5%, 2000г. — 19,4%, 2001г. -19,7%, 2002г. — 19,5%, в то время как в экономически развитых странах, она достигает уровня от 35% до 50%. Это обеспечивает им возможность обновлять производственное оборудование в большинстве отраслей каждые 7-10 лет, совершая при этом очередной рывок в своем технологическом развитии. В России этот показатель даже в относительных величинах в 1,5-2 раза ниже, что и является основной причиной постепенного отставания нашей промышленности по техническому уровню от развитых стран.

Одной из главных проблем машиностроительного комплекса является старение основных фондов и его активной части — оборудования, 65% которого находится в эксплуатации 15-20 лет. За последнее десятилетие снизились темпы обновления технологической базы в машиностроении, которые составляют 4,6-4,9%, что почти вдвое ниже, чем в среднем по промышленности (8,7%). Учитывая, что машиностроение является технологическим ядром, призванным обеспечивать новым производственным оборудованием все другие отрасли промышленности, устаревание его производственных фондов, их технологическая отсталость автоматически мультиплицируют отсталость производственных мощностей всей промышленности в целом.

Финансовое состояние машиностроения характеризуется двукратным превышением кредиторской (566,4 млрд. руб.) задолженности над дебиторской (329,8 млрд. руб.). Просроченная кредиторская задолженность, приходящаяся на машиностроение, составляет четверть от всей просроченной задолженности в промышленности и продолжает расти.

Все это говорит о сложном финансовом положении предприятий и недостатке собственных оборотных средств в отрасли.

Рентабельность производства, имевшая после 1998 года тенденцию к росту и достигавшая в 2001 году 17%, в 2002 году вновь снизилась, составив 12,5%, а количество убыточных предприятий, снизившееся с 40,3% (1998 год) до 23,1% (2000 год) в 2002 году вновь поднялась до 40,9%. При этом сальдированный финансовый результат также снижается и составил в 2002 году 66,3% к уровню 2001 года.

В машиностроении и металлообработке работает третья часть трудоспособного населения, занятого в промышленности. Выработка продукции на одного рабочего в машиностроении одна из самых низких и составляет 286 тысяч рублей в год. В среднем по промышленности этот показатель достигает почти 600 тысяч рублей в год (данные 2002 года). Соответственно и уровень зарплаты по 2002 году в машиностроении 4440 рублей в месяц, более чем на четверть ниже, чем в среднем по промышленности (5660 рублей в месяц).

В связи с этим в отрасли обостряются кадровые проблемы.

Машиностроительный комплекс неоднороден по своей структуре. В нем имеются направления развивающиеся и депрессивные. К числу депрессивных можно отнести станкостроение, строительно-дорожное и коммунальное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Часть подотраслей, входящих в комплекс, производит конкурентоспособную продукцию даже по мировым стандартам, а часть, производящая продукцию с относительно невысокими потребительскими свойствами, старается конкурировать по параметру цена/качество.

Важнейшим фактором, влияющим на состояние предприятий машиностроительного комплекса, является уровень платежеспособного спроса на их продукцию.

Продукция машиностроительного комплекса потребляется на внутреннем и внешнем рынках, каждый из этих рынков весьма неоднороден.

Производство продукции машиностроительного комплекса организовано с учетом сложившихся рынков, при этом производители выделены в следующие группы:

— группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического, строительного и транспортного комплексов;

— группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

— предприятия по производству электротехники, приборов, станкостроения — группа наукоемких, так называемых комплектующих отраслей, развивающихся вслед за потребностями промышленности, включая и само машиностроение;

— автомобильная промышленность, выпуск которой в части легковых автомобилей также как и отраслей, выпускающих товары длительного пользования, ориентирован на конечных потребителей (домашние хозяйства), а в части грузовых автомобилей и автобусов — на потребность предприятий, фирм и местных исполнительных органов власти;

— продукция оборонных отраслей для государственных нужд и экспортных поставок Минобороны России и через Рособоронэкспорт для других потребителей.

Объем производства в машиностроительном комплексе за 2002 год составил 1117 млрд. руб.

Емкость рынков машиностроительной продукции определяется более 1600 млрд. руб. При этом в целом, (с учетом судов и летательных аппаратов), экспорт машиностроительной продукции в 2002 году снизился против 2001 года на 4% и составил 9,9 млрд. долл. США (307 млрд. руб.), импорт достиг 16,5 млрд. долл. США (511,5 млрд. руб.) и вырос на 16%.

Основные факторы, негативно влияющие на развитие предприятий машиностроительного комплекса состоят в следующем:

  • устаревшие и изношенные производственные фонды;
  • недостаток оборотных и инвестиционных средств;
  • опережающий рост цен на продукцию и услуги “естественных” монополий (индекс цен за 2002 год в электроэнергетике составил 127,5%, в топливных отраслях — 122,5%, в то время как в машиностроении-109,3%.);
  • недостаточно эффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций и реального сектора экономики;
  • уровень налогообложения, заметно сокращающий оборотные средства предприятий;
  • ограниченная емкость внутреннего рынка вследствие недостаточно высоких темпов роста экономики страны;
  • недостаточная структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса;
  • кадровый дефицит на предприятиях отрасли.

С начала 90-х годов в течение ряда лет в машиностроительном комплексе происходило падение производства, в результате чего использование производственных мощностей оказалось на весьма низком уровне. Данные об использовании среднегодовых производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции приведены в таблице.

Таблица 1 — Уровень использования среднегодовой производственной мощности по выпуску отдельных видов промышленной продукции (в %)

1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год
Турбины паровые 12 12 14 5,5 19
Вагоны грузовые магистральные 12 15 14 25,5 38,2
Электродвигатели переменного тока с высотой оси вращения б3-355мм 16 29 37 39 40,4
Металлорежущие станки 13 14 16,7 17,6 13,7
Кузнечно-прессовые машины 10 10 13 17,6 18,8
Грузовые автомобили 31 35 39 43,8 38
Легковые автомобили 66 73 74,4 71,3 70,2
Автобусы 54 57 56 63 51,2
Тракторы 8,4 14 19 15 10

Это порождает замкнутый круг проблем: изношенные фонды — низкое качество выпускаемой продукции — низкая конкурентоспособность — низкие объемы продаж — недостаточные обороты по финансам — нехватка денежных средств на обновление оборудования.

Как следствие влияния всех этих факторов на экономическое и финансовое положение предприятий за 2002 г. ухудшилось.

Все это привело к снижению темпов роста объемов производства в машиностроении и металлообработке, снижению инвестиционной и инновационной активности предприятий и конкурентоспособности отечественной продукции.

3. Перспективы развития машиностроительного комплекса

Проблемы реализации структурно – инвестиционной политики в машиностроении имеет количественный и качественный аспекты.

Первый заключается в том, что без поддержания его соответствующими объемами капитальных вложений и повышения инвестиционного спроса невозможно функционирование экономики, и в первую очередь ее жизнеобеспечивающих отраслей – энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Следовательно, необходимо восстановление объемов производства ряда отраслей машиностроения, в основном не взирая на ее качественные характеристики.

Второй аспект состоит в том, что необходима глубокая качественная реконструкция отраслей народного хозяйства, что требует высокого качества инвестирования. Значит надо активнее осуществлять конверсию и привлечь иностранных инвесторов 2.

Неотложные нужды народного хозяйства вызывают и обуславливают приоритеты первого этапа.

Необходимо поддержание и реконструкция мощностей по выпуску межотраслевого оборудования (электротехническая; приборы и средства автоматизации, включая контрольно – измерительную аппаратуру, инструменты, средства малой механизации и оргтехники). Это должно основываться на рациональном соотношении между продолжением вынуждаемой политики соотношения развития машиностроения путем создания импортно-замещающих производств и восстановление связей бывшего СССР и СЭВ в отраслях в которых отсутствует возможность относительно быстрого и не капиталоемкого перепрофилирования мощностей.

На втором этапе требуется глубокая техническая перевооруженность и реконструкция отраслей машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства.

Выход из кризиса невозможен без наращивания производительного потенциала отраслей инвестиционного комплекса, что делает необходимым осуществление инвестиционных программ по развитию тяжелого машиностроения.

По мере выхода из кризиса центр тяжести в реализации структурно – инвестиционной политики должен перемещаться на решение проблем качества машиностроительного производства (повышение технического уровня выпускаемой продукции, расширение масштабов применения прогрессивных технологий, поддержка наукоемких отраслей).

Роль государства должна заключаться в стимулировании, защите и укреплении позиций российских производителей. Это позволило бы создать конкурентоспособное наукоемкое ядро отечественного машиностроения. Государственные структуры призваны обеспечить выделение средств из госбюджета, налоговые льготы, льготные условия долгосрочного кредитования, поддержку и гарантии для привлечения иностранных инвесторов.

Для реализации структурно – инвестиционной политики необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Объемы капитальных вложений, формируемых за счет собственных средств предприятия в настоящее время ограниченны в результате роста цен на инвестиционные ресурсы. Одним из дополнительных источников капитальных вложений в машиностроительный комплекс являются частные инвестиции.

Однако привлечение частных инвестиций в машиностроение ограничено узостью сфер для капиталовложений. Сюда следует отнести, прежде всего, быстро раскупающуюся машиностроительную продукцию (запчасти) и высоко ликвидные виды оборудования. Также возможно привлечение частного капитала (в том числе иностранного) в те машиностроительные производства, которые связанны с нефтедобычей и нефтепереработкой.

По некоторым оценкам инвестиционная привлекательность машиностроения в целом не велика, в то время как рейтинг под отраслей ориентированных на конечный спрос и выпускающих высоко ликвидную продукцию (автомобили, оборудование для пищевой промышленности, подъемно – транспортное оборудование) находится на высоком уровне. В месте с тем масштабное привлечение частных и иностранных инвесторов в такие отрасли машиностроения, как производство продукции для электроэнергетики, сельского хозяйства маловероятно.

Поэтому, основная нагрузка по поддержанию машиностроительной продукцией работы базовых отраслей экономики на первых этапах в основном будет лежать на централизованных капитальных вложениях.

Меры по развитию машиностроительного комплекса

Решение сформулированных выше задач направлено на модернизацию машиностроительного комплекса, насыщение предприятий оборотными и инвестиционными средствами, превращение машиностроения в технологическое ядро промышленной сферы, способное обеспечивать обновление оборудования во всех отраслях каждые 7-10 лет.

Для решения этих задач и достижения поставленных целей необходимо предусмотреть следующие меры:

В области развития внутреннего рынка и взаимодействия машиностроительного комплекса с “естественными” монополиями:

  • внести предложения по расширению практики проведения тендерных торгов в субъектах “естественных” монополий, как основных заказчиков машиностроительной продукции, в том числе, на основе разработки совместных программ, выделяя государственные приоритеты в этих отношениях, и добиваясь сбалансированности интересов самих монополий и других отраслей промышленности;
  • выработать политику долгосрочного прогнозирования цен и тарифов “естественных” монополий. В области совершенствования нормативно-правового регулирования:
  • внести предложения по восстановлению льготы по налогу на прибыль предприятиям, инвестирующим ее в развитие и обновление собственного производства;
  • определить список наиболее актуальных технических регламентов и национальных стандартов, разработка которых должна начаться в 2003-2004 гг. в развитие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184 “О техническом регулировании”;
  • внести в гражданский кодекс дополнения, касающиеся создания корпоративных структур. В области таможенно-тарифной политики:
  • сохранить действующие ставки ввозных таможенных пошлин на широкие группы машинотехнических изделий;
  • оптимизировать ставки таможенных ввозных пошлин на те виды продукции (выделяя их в кодах по техническим характеристикам), которые не производятся в Российской Федерации.

В области бюджетной политики:

  • предусматривать в бюджете 2004 года и последующих периодов средства на возмещение части процентных ставок по кредитам, взятым на обновление производства, а также на осуществление экспортных контрактов и развитие системы лизинга машиностроительной продукции;
  • внести изменения в условия передачи акций государству при получении бюджетных средств в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы в части обеспечения возможности приоритетного выкупа акций негосударственными коммерческими организациями, осуществившими их эмиссию.

В области кадровой политики:

  • формирование на предприятиях машиностроения соответствующего кадрового потенциала с использованием отвечающей последним достижениям науки и техники комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней;
  • предоставление отсрочки от службы в армии на период работы на машиностроительных предприятиях, имеющих оборонный заказ. В области научно-технического обеспечения развития машиностроения:
  • создать условия для формирования экономических и финансовых механизмов, способствующих ускорению развития науки и высоких технологий;
  • ускорить темпы внедрения инноваций и ввода в действие новых мощностей для выпуска конкурентоспособной продукции, в том числе и с участием иностранных фирм;
  • создать научно-производственные комплексы, инжиниринговые фирмы и научные центры высоких технологий, обеспечивающие внедрение прогрессивных технических и технологических решений в промышленность;
  • создать государственную систему определения приоритетов в научно-технической сфере на базе фундаментальной и прикладной науки;
  • увеличить объем финансирования со стороны государства фундаментальных и прикладных научных исследований на приоритетных направлениях развития машиностроения.

Результаты реализации комплекса мер по развитию машиностроения.

В настоящее время в качестве инструментария реализации государственной технической политики используются Федеральные целевые программы и инновационные проекты государственного значения:

Предложенные меры позволят российским машиностроителям к 2010 году повысить темпы роста объемов производства в отрасли до 7-8% в год, захватить значительную долю внутреннего рынка, увеличить экспортные поставки не менее чем на 50-55%. Производительность труда на предприятиях машиностроительного комплекса увеличится более чем в 2 раза, уровень заработной платы достигнет среднего по промышленности. Рост выпуска машиностроительной продукции к 2010 году составит 1,8 раза.

Реализация предлагаемого комплекса мер обеспечит устойчивую работу важнейшего для всей промышленности машиностроительного комплекса, переоснащение его собственного производственного аппарата, создаст условия для его развития в соответствии с требованиями рынка машинотехнической продукции.

Проведенный анализ роли и места машиностроительного комплекса в экономике Брянской области, а также оценка потенциала и перспектив его развития свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторые позитивные сдвиги в отношении номенклатуры, технических разработок и исследований и ряда финансовых вопросов, многие машиностроительных предприятий не готовы к выпуску конкурентной продукции.

Экономические и финансовые проблемы машиностроительного комплекса Брянской области вызывают необходимость решения их комплексными методами. Инструментом для осуществления конкретных мероприятий должна стать Концепция развития машиностроительного комплекса Брянской области, в основу которой должно быть заложено решение таких вопросов, как создание и выпуск новых видов машиностроительной продукции; техническое перевооружение и реконструкция предприятий; развитие инфраструктуры машиностроитель-ного комплекса; организационно-производственное реформирование и финансовая стабилизация предприятий; решение кадровых вопросов; увеличение экспорта машиностроительной продукции; информационно-методическое и нормативно-правовое обеспечение развития машиностроительного комплекса области.

Важнейшими предпосылками, определяющими направления, темпы и пропорции развития машиностроительного комплекса Брянской области являются:

  1. высокая потребность в продукции регионального машиностроительного комплекса, его особая роль в технической реконструкции народного хозяйства и повышении обороноспособности страны;
  2. выгодное экономико-географическое положение области, наличие развитых транспортных связей;
  3. развитая сырьевая база;
  4. наличие высококвалифицированных кадров, широкая сеть академических и отраслевых институтов, ВУЗов машиностроительного профиля;
  5. разработка и реализация системы мер серьезной государственной поддержки машиностроения, базирующейся на современной научно-промышленной политике;
  6. общая экономическая и политическая ситуация в стране.

Дальнейшее развитие машиностроения Брянской области предполагает устранение ряда негативных тенденций, диспропорций, сложившихся за предшествовавший период и проявляющихся в:

  • недостаточно высоком качестве, техническом уровне и конкурентоспособности многих видов выпускаемых изделий;
  • технологической отсталости значительной части машиностроительных производств;
  • неразвитости прогрессивных форм его специализации и кооперирования, а также отставании «тылов» производства (вспомогательного производства, инфрастуктуры).

Главной целью развития машиностроительного комплекса Брянской области является экономический рост машиностроительных предприятий, основанный на повышении научно-технического, технологического и кадрового потенциала, выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции, улучшение финансового состояния предприятий и повышения уровня жизни работников..

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

  1. Увеличение производства важнейших видов машиност-роительной продукции, восстановление утраченных позиций на отечественных и мировых рынках;
  2. Вывод на рынок принципиально новой продукции, а также техники и оборудования с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, позволяющими расширить позиции на существующих товарных рынках и завоевать новые;
  3. Техническое перевооружение и реконструкция машиностроительных предприятий;
  4. Привлечение отечественных и иностранных инвестиций на машиностроительные предприятия области и реализация перспективных инновационных проектов;
  5. Сохранение и развитие научно-технического потенциала машиностроительного комплекса Брянсккой области;
  6. Стимулирование производств, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих технологий;
  7. Конверсия мощностей, сокращение производства и ликвидация предприятий в неперспективных отраслях с минимальными социальными издержками, создание на базе передовых военных технологий новых конверсионных разработок;
  8. Реструктуризация машиностроительных предприятий области;
  9. Расширение сотрудничества машиностроительных предприятий области с другими регионами и государствами дальнего и ближнего зарубежья;
  10. Обеспечение развития инфраструктуры;
  11. Проведение активной энергосберегающей политики;
  12. Защита интересов местных товаропроизводителей;

Достижение намеченных целей будет зависеть от временных факторов и возможных вариантов сценарных условий развития экономики области. Стратегический вариант перспектив развития машиностроения области на период до 2015 года сформулирован и обоснован в Схеме развития и размещения производительных сил Брянской области. Он основывается на реализации активной инвестиционной и инновационной деятельности всех хозяйствующих субъектов и эффективной политики государственной поддержки развития машиностроительного комплекса – технической основы экономики региона.

Данный вариант развития машиностроительного комплекса Брянсккой области является достаточно реальным, поскольку в его основу заложены, во-первых, прогнозы самих предприятий и реальные бизнес-проекты, а во-вторых, на прогнозный период были учтены основные тенденции и закономерности развития машиностроения в стране и за рубежом.

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы можно сделать следующие выводы:

Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью ходя бы минимальной поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей.

В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья.

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно.

Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства.

Список литературы

  1. Березин И.Э., Калинина В.П. Экономика машиностроительной промышленности – М.: Высшая школа. 1998.
  2. Борисов В., Тараканов Г. Машиностроительный комплекс: состояние и ресурсы развития // Экономист, 2002, №8.
  3. Борисов В., Тараканов Г. Приоритеты машиностроительного комплекса // Экономист 2000. №7.
  4. Воронин В.В. экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное – Самара СГЭА, 1997.
  5. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Размещение производительных сил, М. 2002г.
  6. Липет А. Конкурентоспособное станкостроение, пора поддержать, чтобы сохранить // Экономист 2004. №7.
  7. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2003 году (обзор) // Экономист, 2004. № 1,
  8. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: Банки и биржи, Юнити, 2000.
  9. Промышленное производство в 1996 году. (по материалам Госкомстата РФ) //Экономист 2001 №4
  10. Хорошилов Г. Технологическое развитие машиностроения // Экономист, 2003, №7.

ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ

Доступа нет, контент закрыт

Аккаунт доступа "PREMIUM"

Доступ закрыт

Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.

Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.

ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем , которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

  • низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;
  • нарушение технологических связей;
  • простои многих предприятий;
  • низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).

2. Необходимость структурной перестройки:

  • основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;
  • необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;
  • необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

  • несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;
  • низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:

  • приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;
  • демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);
  • наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);
  • налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

Факторы развития машиностроения

Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4». Оно означает, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это соотношение было примерно таково — «1:0,98:1».

Машиностроительная промышленность отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.

На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 — мышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

При территориальной разобщенности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества. Дело в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3- 1,5 т, между тем как затраты на транспортировку любой машины намного выше, чем затраты на транспортировку металла, который был использован для ее производства. Поэтому даже металлоемкие производства, дающие малотранспортабельную продукцию, часто тяготеют к районам потребления.

Анализ проведенных научных исследований по проблемам размещения отдельных отраслей машиностроения показан, что в решении вопросов их территориальной организации еще нет единства ни в постановке проблемы, ни в методах расчета и оценки эффективности, что усложняет поиск рационального варианта размещения машиностроения в целом.

Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основными из них являются:

  • расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие берется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с размещением предприятия-аналога для каждого экономического района);
  • расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);
  • расчет по фактическим технико-экономическим показателям производства (при данном методе расчеты ведутся по конкретным производствам, а при оценке эффективности их размещения получают более достоверные результаты);
  • определение на основе оптимизационных расчетов (этот метод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной организации производства).

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.

Специализация дает большие возможности для использования высокоэффективного производственного оборудования, а также средств автоматизации производственных процессов. Специализация может быть следующих типов:

  • детальная или подетальная, которая подразумевает выпуск отдельных частей или деталей готового продукта;
  • предметная, т.е. отвечающая за выпуск определенных конечных видов продукции;
  • технологическая — производство полуфабрикатов (литье, различные виды заготовок) или осуществление отдельной операции и технологического процесса.

Специализация тесно связана с кооперированием , которое предполагает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

Наукоемкость. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Трудоемкость — это большие затраты и высокая квалификация используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).

Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением. Например, автомобилестроение — в Центре и Поволжье. Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размешаются на крупных транспортных магистралях.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

В царской России машиностроение было развито слабо. К последнему десятилетию XIX в., когда паровая машина была монопольным двигателем производства, ее распределение по отраслям промышленности точно отражало картину удельного веса паровых машин в общей промышленности страны. На рисунке 7-13 показано распределение мощности установленных паровых машин, из которого видно, что в России 73,5% мощности затрачивалось на производство продуктов потребления и только 26,5 % - на производство средств производства, в числе которого заключается машиностроение. Металлообрабатывающая промышленность по объему потребляемой мощности более чем вдвое отставала от текстильной промышленности. Русский капитализм ради быстрых и высоких прибылей вкладывал средства в легкую промышленность, усиливая зависимость России от иностранного капитала, ослабляя ее оборонную мощь.

В 1913 г. в России было выпущено всего 1490 станков наиболее простых, несложных. От выпуска всей тяжелой промышленности царской России машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность составляла по стоимости продукции всего только 6,8%. Ряда отраслей машиностроения совершенно не существовало, причем таких существенных, как тракторостроение, автомобилестроение, самолетостроение, производство автоматических станков, сложных сельскохозяйственных машин, паровых турбин и т. д.

По всей громадной стране можно было выделить только единицы заводов, оборудование и организация труда, в которых соответствовали бы уровню мировой техники: Путиловский, Сормовский, Коломенский, Петербургский металлический. . . На подавляющем большинстве заводов производство было единичным и мелкосерийным при самой примитивной технологии и организации труда.

В исключительно короткий срок от конца восстановительного периода до второй мировой войны в СССР были построены крупные и хорошо оборудованные машиностроительные заводы: Уральский и Ново-Краматорский заводы тяжелого машиностроения, Уральский машиностроительный завод, шарикоподшипниковые и машиностроительные заводы в Москве и Горьком, тракторные заводы в Волгограде, Харькове, Челябинске, станкостроительные заводы в Москве, Новосибирске и Горьком, турбогенераторный и электромеханический заводы в Харькове, Ворошиловградский и Красноярский паровозостроительные заводы, Ростовский и Ташкентский заводы сельскохозяйственного оборудования; инструментальные заводы "Фрезер" и "Калибр" в Москве, Челябинский абразивный завод и многие другие. Ряд старых заводов, в том числе Путиловский (теперь завод им. С. М. Кирова), Ленинградский металлический, "Электросила" и многие другие, были коренным образом реконструированы.

Характерна динамика машиностроения в нашей стране.

В 1913 г. выпуск машиностроительной промышленности составлял всего 1 млрд. руб., в 1929 г.- 2,5 млрд., в 1932 г.- 9,4 млрд., в 1937 г.- 30 млрд., а в 1940 г.- 50 млрд. рублей. В 1940 г. СССР по объему машиностроительной промышленности вышел на второе место в мире.

Машиностроение, обеспечивающее машинами все другие области производства, развивалось невиданно быстрыми темпами. Если вся промышленная продукция СССР с 1913 г. выросла к 1940 г. в 12 раз, то за это же время машиностроение - в 50 раз, составив по своему объему первое место среди других отраслей промышленности (36,3%).

Вот краткие характеристики развития отдельных отраслей машиностроения.

Станкостроение развивалось за счет освоения более современного оборудования, из года в год наращивая объем своей продукции, как показано в таблице:

В царской России производились преимущественно токарные и сверлильные станки невысокого класса точности. Советское станкостроение освоило выпуск фрезерных, револьверных, шлифовальных, полуавтоматических и автоматических станков. В 1930 г. началось производство шлифовальных станков, в 1931 г.- расточных, в 1933 г.- зуборезных, в 1934 г.- протяжных. Начавшееся в 1933 р. производство станков-автоматов и полуавтоматов к 1939 г. выросло до выпуска 2000 станков ежегодно.

Параллельно с развитием производства станков растет выпуск режущего инструмента, обеспечивающего быстрорастущий станочный парк.

Авиастроение явилось отраслью машиностроения, не существовавшей в дореволюционной России. На базе передовой отечественной теории в СССР были сконструированы и поставлены на производство самолеты высокого класса, не уступавшие образцам мирового самолетостроения. Замечательные самолеты "Крылья Советов", "Страна Советов" осуществили перелеты в Рим, в Нью-Йорк, а в 1937 г. на самолете конструкции А. Н. Туполева (рис. 7-14) летчики Чкалов, Беляков и Байдуков осуществили перелеты Москва - Петропавловск - остров Удд (ныне о. Чкалов), а затем Москва - Северный полюс - Ванкувер (США).


Рис. 7-14 а. Самолет "Амфибия" - Ш - 2"

Автомобилестроение, не существовавшее в царской России, началось выпуском в 1924 г. десяти автомобилей марки АМО (рис. 7-15). В 1925 г. начал изготовлять автомобили Ярославский завод. Но выпуск машин был мал: оба завода в 1929 г. выпустили всего 1546 автомашин. С постройкой автозавода в Горьком, полной реконструкцией Московского завода, затем реконструкцией Ярославского выпуск автомашин начал увеличиваться, и к 1937 г. в СССР было выпущено уже 200 000 автомобилей, причем по производству грузовых автомашин, столь необходимых для развития нашего хозяйства, СССР вышел на второе место в мире.

Тракторостроение - также совершенно новая отрасль машиностроения (рис. 7-16), начавшаяся в СССР на Путиловском (ныне им. Кирова) заводе в Ленинграде, а затем на специально построенных Волгоградском и Харьковском тракторных заводах. Перед войной тракторный парк СССР превысил по мощности 10 млн. л. с. Были освоены новые типы колесных и гусеничных машин, дизельные тракторы, сокращен расход горючего.

Сельскохозяйственное машиностроение в дореволюционной России ограничивалось производством конного и ручного сельскохозяйственного инвентаря, причем и в этой области потребность в значительной степени покрывалась импортом из-за границы. В советских условиях необходимо было налаживать производство прицепного инвентаря к тракторам. Затем были разработаны сложные машины - комбайны, производство которых началось с 1929 г. Уже в 1937 г. СССР вышел на первое место в мире по производству комбайнов.

Энергетическое машиностроение царской России ограничивалось производством паровых машин, небольших котлов, двигателей внутреннего сгорания, гидравлических турбин малой и средней мощности. Производство мощных котлоагрегатов и паровых турбин было совершенно не развито. То же относится и к производству электрических генераторов. По производству этих энергетических агрегатов, как уже указывалось выше в разделе, посвященном развитию энергетики, к 40-м годам наша страна вышла на уровень достижений мировой техники.

Транспортное машиностроение было достаточно развито в России, покрывавшей потребность в паровозах продукцией своих заводов. В советский период прежде всего встала задача постройки новых, более мощных типов паровозов, способных удовлетворить возросшим в 6 раз уже к 1938 г. тонна-километрам грузовой работы транспорта. С 1927 г. развиваются тепловозостроение и электровозостроение - совершенно новые области машиностроения, позволившие постепенно создать материальную базу для отказа от малоэкономичных паровозов.

Металлургическое оборудование и горнорудное оборудование было освоено путем пуска гигантского Уральского завода тяжелого машиностроения, выпускавшего в год несколько комплектов оборудования доменных печей, прокатных цехов. Ряд заводов стал производить оборудование для разнообразных горных работ: врубовые машины, горные комбайны, перфораторы, экскаваторы и т. д.

В сильной степени изменилась технология на машиностроительных заводах нашей страны. Введена автоматизация производственных процессов, повышены скорости резания и подачи, расширено производство кузнечного и прессового оборудования, введен метод закалки токами высокой частоты, введены покрытия (хром, никель), значительные успехи сделаны в области электросварки металлов, разработан принципиально новый электроискровой метод обработки металлов.

Значительно улучшилась организация технологических процессов машиностроительных заводов. Во всех отраслях производства принят поточный метод, который в условиях социалистического общества не делает рабочего придатком машины, а, наоборот, предусматривает повышение квалификации рабочего, становящегося в условиях усложненного производства все в большей степени командиром машин, наладчиком, контролером их автоматического действия.

Большая работа проведена в области развития науки, исследующей вопросы машиностроения. Достижения этой науки во многом способствовали успеху советского машиностроения.

Является одной из важнейших отраслей промышленности. Его развитие пребывает в тесной взаимосвязи с научно-техническим прогрессом. Отрасль менее наукоемкая, чем информационно-коммуникационные технологии или фармацевтическая сфера. Несмотря на это именно от ее развития зависит состояние всей промышленности. Машиностроительная сфера обеспечивает другие отрасли оборудованием, техникой, вспомогательными инструментами.

Особенности развития

Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.

Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.

Трудоемкость

Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.

Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:

  • станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
  • авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
  • производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.

Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:

  • производство горно-шахтного оборудования;
  • металлургическая промышленность;
  • энергетическая сфера.

Наличие развитых транспортных узлов

Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.

Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.

Особенности размещения машиностроительных предприятий России

При размещении предприятий идеальный вариант – совпадение территории с источниками сырья и с потребителями готовой продукции. В данном случае прогноз развития таких предприятий утешительный, поскольку они освобождаются от больших расходов на транспортировку.

Становится возможной установка тесных связей между машиностроением и металлургией. Предприятия первого типа освобождаются от многих технологических операций, что снижают стоимость готовой продукции. В свою очередь, металлургические заводы получают отходы от машиностроения и используют их для собственных нужд.

Учитывая то, что сырьевые базы и потребители продукции находятся на разной территории, производственные мощности предприятий размещаются с учетом возможности быстрого сбыта оборудования. Это связано с тем, что расходы на перевозку металла в разы ниже от необходимых вложений для транспортировки готовых изделий. Именно поэтому многие производственные линии преимущественно тяготеют к регионам сбыта готовой продукции, несмотря на свою металлоемкость.

Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения

Учитывая основные тенденции развития и территориального размещения предприятий машиностроения, большую роль играет специализация и кооперация. Первое направление дает возможность привлекать в производственный процесс мощное и эффективное оборудование, которое обеспечивает автоматизацию многих операций. Специализацию разделяют на такие типы:

  • детальная. Позволяет осуществить выпуск отдельных деталей для определенного оборудования;
  • предметная. Подразумевает выпуск отдельных разновидностей готовой продукции;
  • технологическая. Позволяет осуществить выпуск полуфабрикатов или выполнить какую-то одну серию операций.

Следует не забывать, что специализация тесно связана с кооперированием. Оно подразумевает привлечение нескольких предприятий для организации выпуска одного конечного продукта.

Можно выделить следующие проблемы машиностроения, которые присущи в отечественной промышленности:

  • недостаточные темпы развития ведущих отраслей или в некоторых случаях даже их спад;
  • простои многих производственных линий, что вызвано разными причинами;
  • неправильная организация технологических связей;
  • из-за низкого контроля качества 20-30% производимой продукции нуждается в ремонте спустя год эксплуатации;
  • необходимость обеспечения ускоренного роста производственных мощностей станкостроения, приборостроения и электроники;
  • в мировом хозяйстве отечественное оборудование не занимает ведущих позиций из-за низкого качества;
  • недостаточные темпы обновления оборудования, что приводит к выпуску морально устаревшей продукции;
  • раньше большинство предприятий были ориентированы на обеспечение потребностей оборонной отрасли;
  • необходимость перепрофилирования крупных заводов;
  • потребность в устранении диспозиций для уравновешивания развития всех сфер машиностроения.

Приоритетные направления развития отечественного машиностроения

Перспективы развития и размещения машиностроения в отечественном производственном комплексе определяются решением следующих задач:

  • преимущественное развитие отраслей, которые характеризуются большой наукоемкостью (автомобилестроение);
  • устранение монополий. На данный момент они составляют 80% от всех существующих производств России;
  • увеличение количества высокоразвитых производств по выпуску нефтяного оборудования, различных станков, микроавтобусов;
  • налаживание старых и открытие новых экономических и технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • стимулирование инвестиционной привлекательности отечественных предприятий;
  • государственная поддержка предприятий, которые имеют огромные перспективы развития.

Что влияет на развитие отечественного машиностроительного комплекса?

Для успешного развития машиностроения необходимо соблюдать некоторые правила. В частности, очень важно придерживаться условия – 1:2:4. Это означает, что при темпах развития хозяйства и экономики страны в 1, состояние машиностроительной сферы должно равняться 2, а электроника, приборостроение – 4. Данное соотношение идеально, поскольку обеспечивает лучший прогноз для промышленности страны.

В России эта пропорция имеет совсем другой вид – 1:0,98:1. Именно поэтому отечественный машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным производствам. Достижение указанных пропорций – основная задача, которая должна быть выполнена в ближайшее время.

Другие особенности машиностроения России

Машиностроение имеет огромное значение в экономике России, а его эффективное функционирование обеспечивается наличием широкой сети межотраслевых и внутриотраслевых связей. При изучении данной сферы производства можно выделить следующие ее особенности:

  • на долю машиностроения приходится треть от всего объема производимой Россией продукции;
  • 40% промышленно-производственного персонала страны занято в данной сфере;
  • 25% основных производственных фондов приходится на долю машиностроения;
  • выпускаемая данной отраслью продукция отличается большим разнообразием.

Предприятия машиностроения распространены по всей территории страны. Данная отрасль представлена практически во всех регионах России. Только в одних она является ведущей, а в других функционирует для обеспечения исключительно внутренних потребностей.

Инвестиционная привлекательность машиностроения России

Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России является очень низкой. Это связано с резким снижением темпа развития во время кризисов, моральным и физическим износом оборудования, отсутствием перспективных научных разработок. Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением.

На сегодняшний день Россия занимает 30 место в мире по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на научно-исследовательские работы. Поэтому она находится позади многих стран мира.

Машиностроение в большой степени зависит от экономической конъюнктуры рынка. При снижении инвестиционной способности компаний, покупающих производимое отраслью оборудование, снижается производственные возможности всей промышленности. Поэтому данная отрасль сильно зависима от чередования периодов экономического роста и кризисов.

Вес машиностроительных отраслей в экономике России

Проблемы и перспективы развития машиностроения России определяют, что эта сфера промышленности относится к самым депрессивным. В 1999 году выпуск персональных компьютеров и легковых автомобилей сохранил свои прежние темпы или даже нарастил их. При этом изготовление других видов продукции машиностроения сократилось больше, чем в 2 раза. Например, производство комбайнов по уборке зерна снизилось в 25 раз.

В конце ХХ века увеличились темпы производства оборудования общественного потребления. В 1999 году стали наращиваться объемы выпуска телевизоров, холодильников и прочей бытовой техники. В данной отрасли присутствует дифференциация предприятий на основании их способности приспосабливаться к новым условиям. Например, в 1999 году производство телевизоров в Новосибирском регионе сократилось больше, чем в 7 раз. При этом выпуск той же продукции в целом по России вырос в 2,5 раза.

С 2000 года развитие машиностроения происходит более интенсивно. Оно имеет свои особенности:

  • большие темпы наращивания производственной мощности наблюдались на территории Европейской части России;
  • восточные регионы развивались не столь интенсивно;
  • увеличение производства Центрального региона на 41% за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей;
  • развитие предприятий Западной Сибири основано на внедрении государственной программы по выпуску нефтегазодобывающего оборудования;
  • предприятия Восточной Сибири не столь развиты. Скачок производства только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.

Развитие машиностроения России по отраслям

Отраслевая структура машиностроения России сложная. Предприятия данной сферы производства размещаются практически во всех регионах страны.

Тяжелое машиностроение

Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:

  • металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
  • горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
  • подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
  • тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
  • трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
  • атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
  • электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
  • станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.








Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.

Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности

Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:

  • трикотажной;
  • меховой;
  • кожаной;
  • производство химических волокон;
  • пищевой.








Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.

Авиационная промышленность

Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.

Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.

Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.

Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:

  • Поволжском;
  • Северо-Кавказском;
  • Уральском;
  • Центральном;
  • Волго-Вятском;
  • Западно-Сибирском.

Судостроительная отрасль

Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.

Развитие машиностроения в мире

В мировом народном хозяйстве ведущие позиции по выпуску продукции машиностроения занимает Европейский союз, Китай, Соединённые Штаты Америки и Япония. Первый из них является лидером по валовому выпуску оборудования. При этом в последние годы Китай является мировым лидером по производству условно-чистой продукции.

На протяжении последнего десятилетия в Европейском Союзе наблюдают прирост производства на 1,1%. В то же время в США и Японии происходит некоторое падение машиностроения на 1,1% и 3,1% соответственно.

В период с 2000 по 2002 год общая занятость населения в отрасли в развитых странах постепенно сокращается. При этом в Китае число рабочих ежегодно растет на 5,8%. В этой стране на машиностроительных предприятиях занято больше 6 млн. человек, что в несколько раз превышает показатели Европейского Союза. Такая особенность связана с тем, что оплата труда в Китае на порядок ниже, чем в других развитых странах мира.

Конкурентные позиции Евросоюза значительно ниже Японии и США. Это вызвано разным развитием экономик стран, находящихся в ЕС. Даже экономически стабильная Германия характеризуется производительностью труда в машиностроительной сфере в 70000 долларов.

Усиление позиций Китая в мире вызвано увеличением числа импортируемой продукции, которая составляет большую часть от мирового рынка торговли. Данный показатель за последние несколько лет вырос с 3% до 13%. Таких темпов развития не наблюдается ни в одной стране мира. В это же время доля США снизилась с 25% до 17%, Японии – с 21% до 16%.