Тревожные признаки отклонения в развитии ребенка. Основные признаки прорезывания зубов у грудных детей Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше

Этому периоду жизни посвящена наша книга «Ваш малыш. Начало жизни». Надеемся, что с ее помощью вы досконально изучили вашего кроху и помогли ему освоиться в новом мире. Вы уже опытны и обучены. Вы знаете каждое пятнышко и каждый прыщик на теле любимого малыша. Мало тога, до его плачу вы можете определить, когда он голоден, когда у него болит животик, а когда ему просто хочется прижаться к своим родным.

С ростом малыша проблем меньше не становите появляются все новые и новые вопросы. На многие из них мы подробно ответили в книге «Развитие и воспитание», а здесь расскажем о физическом здоровье малыша, который уже повзрослел и успешно вошел в этап грудничковой жизни.

Признаки недомогания

Заболевая, одни дети начинают капризничать и плакать, оповещая весь мир о том, как им плохо; другие, наоборот, становятся вялыми и апатичными. Это зависит от многих причин - и от темперамента, и от интенсивности болевых ощущений, и от окружающей обстановки.

У заболевающего малыша часто изменяется внешний вид.

У постоянно плачущего ребенка кожа краснеет, веки отекают, голос становится сиплым и жалобным, при этом малыш сам утомляется от плача, поэтому он может затихать на время, тяжело дыша и продолжая всхлипывать.

Ребенок, переносящий заболевание молча, выглядит как бы изможденным: у него печальное или усталое выражение лица, бледная кожа, тяжелое и прерывистое дыхание, он как будто тускнеет, утрачивает жизнерадостность.

Типичным признаком почти любого заболевания является снижение аппетита. Малыш плохо сосет грудь или соску, часто прерывается, отворачивается, морщится. Ребенок постарше, которого кормят из ложечки, может отталкивать ее руками, закрываться ладошками. Все попытки его накормить заканчиваются слезами.

Не пытайтесь накормить ребенка во что бы то ни стало, отсутствие аппетита - это одна из интуитивных (бессознательных) форм борьбы с заболеванием.

При переваривании пищи серьезная нагрузка ложится на печень, которая при заболевании малыша должна «работать на два фронта»: и пищеварение обеспечивать, и синтезировать вещества, нейтрализующие токсины трусов и бактерий. Поэтому при отказе ребенка от еды, возможно, стоит не кормить его силой, а на время оставить в покое.

При заболевании у малыша, как правило, нарушается режим сна : вроде бы, кроха становится сонливым, засыпает в то время, когда по режиму ему полагалось бы бодрствовать, но сон его обычно некрепок и недолог - через некоторое время малыш просыпается, хнычет, капризничает, потом снова засыпает.

Когда малыш начинает вести себя как-то необычно, первое, что делают родители - проверяют, нет ли у него темепратуры. Сначала, как правило, трогают рукой лоб и щечки малыша. Еще более достоверную информацию можно получить, прикоснувшись к коже малыша губами-они гораздо чувствительнее рук. О повышенной температуре говорят и пересохшие губы, и странно блестящие глаза. Вспомните свое состояние при высокой температуре - все тело ломит, наваливается слабость и появляется желание прилечь: Такие же признаки можно наблюдать и у ребенка, хотя нередко малыши с высокой температурой могут вы-глядеть довольно бодрыми.

В целом груднички неплохо переносят повышенную температуру, но следите, чтобы она не превышала 38,5-39 °С. Нормальная температура не всегда говорит о легкости заболевания, и не все болезни вызывают ее повышение.

Измерить температуру малышу грудного возраста, в силу его большой двигательной активности, непросто.

Самым оптимальным способом измерения считается ректальный, т.е. в прямой кишке.

Одно из удобных положений: малыш лежит на боку с поджатыми ножками, а один из родителей, фиксируя это положение, аккуратно вводит в анальное отверстие наконечник градусника, предварительно смазанный детским кремом. Также можно измерять температуру ректально, когда малыш лежит у вас на коленях животиком вниз, свесив ноги.

Через три минуты градусник можно осторожно извлекать. И помните, что нужно использовать специальный градусник для ректального измерения температуры (они продаются в аптеках!).

Если кроха протестует против такого способа, измеряйте температуру в подмышечной впадине или в паховой складке. Для получения точных результатов ручку (или ножку) ребенка плотно прижимайте к туловищу.

Заболевание может сопровождаться ускоренной работой сердца и легких.

У малыша учащаются пульс и дыхание. Это естественная реакция организма, направленная на борьбу с инфекцией и отдачу лишнего тепла. Чаще всего эти признаки проявляются как раз при температуре и исчезают с ее нормализацией.

Многие вирусные и бактериальные инфекции вызывают нарушения пищеварения , что проявляется в виде диареи (поноса) или рвоты.

Иногда может возникать и то, и другое. Периодическая рвота во время болезни - явление довольно обычное, однако если она становится неукротимой, фонтанирующей, это служит сигналом о серьезности заболевания.

Помните, что наибольшую опасность при диарее и рвоте представляет обезвоживание и нарушение солевого баланса организма!

Одним из важных показателей заболевания у детей являются высыпания на коже.

Они могут быть различного вида и величины, вызывать зуд или не Причинять ребенку неудобств, но для вас это сигнал опасности, так как сыпь сопровождается очень многие болезни.

Кашель и затрудненное дыхание, сопровождаемые чиханием и насморком, чаще всего свидетельствуют об острой респираторной инфекции, но могут быть проявлениями и более серьезных заболеваний, особенно если кажутся не совсем обычными - например, кашель очень сильный, до рвоты, или отрывистый, «лающий».

Насморк, чихание, слезящиеся глаза характерны для респираторных инфекций, но могут быть проявлениями, например, аллергии.

При менингококкемии (заражении крови, которое, как и менингит, вызывается менингококком) от появления сыпи до потери сознания или даже смерти ребенка может пройти менее суток; при своевременно же начатом лечении выздоравливают более 90% заболевших.

Когда следует вызвать врача

Самое первое и главное, что вы можете сделать для заболевшего малыша до прихода врача - это обеспечить ему покой, теплое питье и свежий воздух. В случае необходимости можете сбить температуру (если она превышает 38,5-39 °С) обтираниями теплой водой. Все остальное находится в ведении медицинских работников!

Участкового педиатра необходимо вызывать, если у малыша наблюдаются:

  • необычное поведение - вялость и сонливость или, наоборот, излишнее возбуждение, продолжающееся длительное время (около суток);
  • нарушения сна и аппетита в течение суток;
  • периодический «беспричинный» плач, который не прекращается,
  • несмотря на все попытки успокоить малыша;
  • появление каких-либо высыпаний на теле;
  • признаки болезненности в любой из частей его тела;
  • повышенная температура тела; насморк, кашель;
  • ненормально малое количество мочи за сутки;
  • рвота или диарея несколько раз за день;
  • любые иные отклонения от нормальной жизнедеятельности ребенка, если они вызывают у вас чувство беспокойства или тревоги.

Для того чтобы помочь врачу поставить правильный диагноз, вам надлежит внимательно следить за самочувствием малыша. Можете даже все записывать: какая у ребенка была температура; в какое время вы заметили появление, например сыпи; какой и сколько раз у ребенка был стул; как он реагировал на ваши прикосновения; не было ли судорог или потери сознания и т.д. - то есть любые сведения, которые могут понадобится врачу для быстрой и точной диагностики заболевания.

Для того чтобы в экстренном случае можно было быстрее связаться с участковым педиатром, «скорой помощью», региональной службой спасения, запишите номера их телефонов! Обязательно покажите место, где они будут находиться (желательно у телефона) всем родным и близким, которые могут оставаться с малышом даже на непродолжительное время.

Вызов скорой помощи

Немедленное обращение к медикам нужно в тех случаях, если у ребенка:

  • температура не спадает, несмотря на ваши попытки ее сбить;
  • судороги, обморок, шок;
  • апатия и слабые рефлексы;
  • диарея с кровью, слизь в кале;
  • фонтанирующая рвота;
  • признаки резкой боли в животе, отказ от еды свыше 8 часов;
  • признаки обезвоживания: сухой рот, впалый родничок, синяя каемка вокруг глаз;
  • внезапно выступившая сыпь, особенно сопровождающаяся температурой или имеющая вид кровоизлияний;
  • ускоренное, шумное, затрудненное дыхание;
  • травмы, кровотечения;
  • безудержный плач, который вы никак не можете успокоить.

Когда вы вызываете скорую помощь, не рассказывайте в подробностях обо всех перипетиях заболевания, сосредоточьтесь на главных, наиболее опасных, с вашей точки зрения, симптомах. На другом конце провода находится оператор, который должен направить к вам квалифицированную помощь. Четко отвечайте на его вопросы, не забудьте сообщить точный адрес с указанием номера подъезда, этажа, кода домофона, наиболее удобного пути подъезда к дому, номера домашнего и мобильного телефонов.

В некоторых случаях (запутанные или перекопанные дворы, новостройки, ваша повышенная тревожность и т.д.) бывает разумнее встретить скорую помощь, например, на въезде во двор, указать водителю дорогу и максимально быстро привести врачей к больному малышу, чем ждать, когда они сами смогут вас найти.

Чтобы помочь врачу поставить правильный диагноз, вам надлежит внимательно следить за самочувствием малыша...

Обычно гельминтам приходится преодолевать несколько защитных барьеров организма, чтобы попасть в кишечник: ферменты слюны в полости рта, кислая среда желудка, местный иммунитет кишечника.

У детей же ферментативная система не так сильна, поэтому глистам легче проникнуть к потенциальному месту обитания. Поэтому проявление глистной инвазии у дошкольников и младших школьников не редкость.

Какие черви чаще выявляются у детей?

Большинству родителей известен такой признак заражения малыша гельминтами, как скрежетание зубами во сне.

Однако это далеко не единственный симптом наличия глистов у малышей. Взрослым важно знать и другие признаки гельминтоза у ребенка, чтоб вовремя распознать проблему и начать лечение.

Общие признаки

Прежде всего следует помнить, что жизнедеятельность глистов действует на организм человека отравляюще, поэтому среди симптомов глистной инвазии интоксикация организма, проявляющаяся у детей в повышенной утомляемости, головных болях и головокружениях, отсутствии аппетита.

Малыши капризничают, плачут и раздражаются больше обычного.

Кроме того, могут проявляться такие симптомы общего плана:

  1. Аллергические кожные реакции - от крапивницы до экземы.
  2. Проблемы с пищеварительной системой: запоры и поносы (часто эти явления чередуются), метеоризм, казалось бы, беспричинные тошнота и рвота, боли в животе, особенно в околопупочной области.
  3. Заметное ослабление иммунитета: частые простудные и вирусные заболевания, атаки грибков (в частности, кандидоз).
  4. Выраженная аллергическо-токсическая реакция на прививки.
  5. Снижение уровня гемоглобина.

Особенно родителей должно насторожить постоянство этих симптомов у ребенка и неудовлетворительные результаты лечения ОРВИ, молочницы и других болезней. В этом случае вполне закономерно предположить, что у ребенка глисты.

Специфические симптомы

Аскариды

Первым симптомом аскаридоза у ребенка является сухой кашель, появляющийся одновременно с высыпаниями на коже, через пару недель появляются общие симптомы интоксикации вкупе с болезненностью животика. Специфическим признаком также является неустойчивое нервно-психическое состояние малыша.

Острицы

Острицы заявляют о себе сухостью во рту и довольно сильным зудом у анального отверстия, в связи с чем ребенок расчесывает эту область и кожа воспаляется. У девочек в дополнение к этим симптомам может появиться энурез и вульвовагинит.

Внимательно наблюдая за состоянием ребенка, родители могут с большой долей вероятности узнать, есть ли у него гельминты. Однако следует помнить, что в домашних условиях поставить диагноз точно, а уже тем более подобрать правильную терапию шанс невелик.

Что делать, если у малыша появились признаки гельминтоза?

При любых подозрениях на заболевание, будь то гельминтоз или нет, нужно в первую очередь обратиться к врачу и действовать согласно его советам.

В случае если симптоматика схожа с заражением глистами, доктор прежде всего порекомендует сдать необходимые анализы чтоб подтвердить или опровергнуть предварительный диагноз.

Диагностика и лечение гельминтоза у детей

Сдача анализов

Дополнительно врач может назначить общий анализ крови, чтоб проверить, в норме ли основные показатели.

Однако следует помнить, что такие народные средства борьбы с глистами могут подойти не всем деткам, поэтому перед их применением следует обязательно посоветоваться с доктором.

Тщательная уборка в доме и стирка белья

Маме предстоит перестирать и перегладить у ребенка все белье, в том числе обязательно нательное, вымыть и высушить на солнце все игрушки (яйца глистов не переносят солнечный свет). Не мешает устроить внеплановую генеральную уборку в доме.

Личная гигиена малыша

Также следует обратить особое внимание на интимную гигиену ребенка: необходимо подмывать малыша и менять ему белье минимум дважды в день. Если кожа в анальной области раздражена, необходимо смягчать ее любым подходящим кремом.

Помимо этого, неустанно напоминайте ребенку, что необходимо часто мыть руки: после прогулки, после посещения туалета, игр с домашними (и контакта с недомашними) животными, перед едой, да и просто так в течение дня. Важно приучить ребенка не подбирать и не есть еду, каким-либо образом оказавшуюся на полу.

Нужно ли проверять ребенка на глисты в профилактических целях?

В связи с этим некоторые врачи советуют проходить дважды в год курс профилактического лечения от глистов.

Колики – частая причина плача ребёнка первых трёх месяцев после рождения. Когда дети рождаются, работа организма ещё не налажена:

  • Желудочно-кишечный тракт плохо справляется с поступающей пищей;
  • Избыточное газообразование;
  • Моторика кишечника слабая.

Большая часть семей испытывает мучительные моменты первых дней после появления нового члена семьи. По статистике такое состояние касается 70% детей. Родители часто не понимают причины плача. Родные боятся пропустить заболевание, требующее неотложной медицинской помощи. – неразрывные понятия. Ряд характерных признаков колик позволит точно определить главную причину беспокойства младенца.

Чтобы понять, что у ребёнка колики, и причиной плача стали именно они, следует исключить прочие заболевания. Стоит знать основные признаки упомянутого физического состояния. Это поможет облегчить понимание происходящего с новорождённым, увеличит шансы родителей вовремя, а главное, правильно распознать состояние здоровья грудничка.

Чтобы безошибочно определить наличие колик у детей, стоит знать основные признаки указанного физического состояния, каковы клинические проявления. Коликами называют схваткообразные боли в области живота, связанные с повышенным газообразованием. Процесс локализуется в кишечнике ребёнка, что объясняется адаптацией желудочно-кишечного тракта малыша к новым условиям существования после утробы матери. Кишечный тракт плохо развит, а точнее, недоразвиты нервные окончания, что затрудняет пищеварительные процессы, вызывающие увеличение количества газов.

Распознать признаки колик у новорождённых каждый родитель сможет, обратив внимание на характерные проявления поведения младенца. Симптоматика состояния настолько многочисленна, что удобнее условно поделить симптомы на две группы:

  1. Группа признаков, для которых характерно понятие – временной промежуток.
  2. Ко второй группе относятся физические симптомы языка тела.

Признаки кишечных резей у детей, объединенные понятием времени

Распознать симптомы колик у новорождённых, по которым точно определяется повышенное газообразование, помогут признаки, связанные с периодом времени:

  1. Младенческие рези живота начинаются при первом месяце, примерно с 3-4 недели.
  2. Продолжительность колик лежит в пределах 3 часов.
  3. Периодичность повторения, начиная от 3 раз в неделю.
  4. Симптомы должны постоянно повторяться 3 недели подряд без перерыва.
  5. Пик болей у грудничка приходится на период первого, второго месяца жизни.
  6. Заканчиваются колики у малыша после третьего месяца.

Для короткого определения перечисленных признаков педиатры используют в терминологии так называемое «Правило трёх». Оно гласит: если здоровый младенец плачет три часа в день, не менее трёх раз в неделю, продолжительность болей составляет период трёх месяцев, то в 99% случаев новорождённый страдает от повышенного газообразования.

Признаки колик по языку тела детей

Когда малыш страдает, он ярко выражает недовольство движениями тела. В период острой боли у ребёнка наблюдаются симптомы:

Поведение детей в течение дня

Распознавая – действительно малыша мучают колики или причина слёз – иное заболевание, следует понаблюдать за его поведением на протяжении дня. Это должна быть основная особенность физического состояния новорождённого. Малыш хорошо развивается физически, умственно, набирает вес соответствующий нормам. Должны отсутствовать медицинские признаки другой болезни.

Ряд нижеприведённых показателей здоровья поможет правильно определить состояние младенца:

  • Нормальный аппетит;
  • Плакать без причины младенец не должен;
  • Температура соответствует нормам;
  • Отсутствуют покраснения горла;
  • Нет кашля;
  • Кожные покровы без покраснений, нет высыпаний.

Эти показатели доступны для самостоятельной проверки родителям, но лучше показать малыша участковому педиатру, который исключит наличие признаков иных заболеваний. Целый день поведение малютки отличается спокойствием. Он общительный, играет, настроен доброжелательно.

Внезапность возникновения детских колик

Основной симптом, позволяющий отличить колики от простых капризов – изменение поведения ребёнка. Ещё недавно игравшийся, жизнерадостный малыш вдруг закатывается плачем без видимых причин. Эта смена настроения происходит резко на фоне полного благополучия. Никакие действия со стороны родителей не помогают успокоить младенца. Это становится дополнительным показателем колик.

Укачивания, объятия не приносят облегчения. Внезапно младенец успокаивается. Начало приступов и окончание одинаковые – начинаются внезапно. Младенец опять радуется жизни, улыбается.

Период болей от газов – особенность детского плача

У детского плача при коликах характерные симптомы. Эти отличия дополнительно помогут родителям правильно определить состояние малыша. Характер криков о многом скажет родным. Болезненные слезы:

  • Громкие;
  • Пронзительные;
  • Внезапно возникающие;
  • Громкие по тональности.

Конечно, у каждого грудничка крики разные. На это влияют виды темпераментов детей, порог болевой чувствительности. Возможны вариации характера слез, но для всех малышей характерна внезапность возникновения. В моменты высочайшей боли крики принимают душераздирающий характер, взывающий о помощи.

Был проведен анализ детского рыдания во время колик с помощью аудиограммы. Исследование показало – слезы в период повышенного газообразования отличаются индивидуальными характеристиками. «Крики колик» способны отрицательно подействовать на женскую психику.

Выделяются различия детских слез от коликовых болей, зависящие от пола детей. Хотя официальная медицина таковые особенности отрицает, практика врачей выявляет другое:

  1. Капризы мальчиков в этом периоде происходят чаще.
  2. Девочки кричат меньше.
  3. Рыдания мальчиков дольше.

Особенности нервной регуляции младенца влияют на усиление колик вечером. Поэтому пик плача чаще приходится на вторую половину дня. Активным считается период с 18.00 до 24.00. Эти вечерние крики болей получили название «дежурных колик».

Разнообразие признаков поможет родителям с высокой долей вероятности определить колики. Стоит лишь помнить, что физическое состояние малыша указанного этапа развития – временное, не означающее болезнь. Колики проходят к третьему месяцу после рождения, реже – к четвертому. Поэтому родителям стоит запастись терпением, отнестись с пониманием к происходящему, чтобы навести должный порядок и спокойствие. Это поможет малышу пережить неблагоприятный период жизни и расти счастливым, уверенным человеком.

Как отмечалось, в детском возрасте характерно распространение болезни, которое выражено в охвате заболеванием нескольких органов организма. Поэтому различные заболевания имеют много схожего.

1) Один из первых признаков заболевания – изменение поведение малыша. Можно заметить, как он быстро утомляется – приляжет днем, не хочет гулять, возможно, напротив, становится беспокойным, капризничает. В подобных случаях у крохи обычно, как правило, снижается аппетит, успеваемость. В случае, если заболевание не сопровождается болевыми ощущениями и усталостью, ребенок сам обычно последним обнаруживает болезнь. На вопросы доктора о жалобах малыш обычно отвечает «нет». У маленьких детей способности к самоанализу нет, поэтому они не могут локализовать неприятные ощущения. Если боли в горле, малыш может сказать, что болит рот, голова и т.п. У грудничков и детей младшего возраста нехорошее самочувствие, усталость, боли и другие признаки болезни выражены в беспокойстве, капризности, снижении аппетита.

Дети редко симулируют заболевание. Но бывают курьезы. Например, если в семье есть бабушка, у нее болит сердце, однажды ребенок может с радостным видом может заявить о болезни сердца. Малыш может правдоподобно скопировать хромоту, если это вызывает интерес. Случается, что ребенок жалуется на плохое состояние для того, чтобы привлечь внимание. «Плохое состояние» отмечается порой у школьников, которые не хотят посещать школу.

В переходном возрасте начинает появляться способность к самоощущению, тогда дети обычно могут точно определять свои жалобы.

Если у родителей хороший контакт с ребенком, то они сразу заметят неладное. Необходимо вспомнить из-за чего возникли изменения и когда они усиливаются.

2) Боли. При жалобах ребенка на боль, нужно постараться выяснить ее локализацию, причину ее возникновения, характер боли, ее продолжительность.

Ребенок легко внушаем. На вопрос: больно? – он обычно отвечает утвердительно, даже если боли не испытывает. Аналогичный ответ можно услышать, спросив «Уже прошло?».

Самый частый вид болевых ощущений – боли в животике. Их причинами могут быть не только заболевания пищеварительного тракта, глисты. Зачастую боль сопровождается острым аппендицитом, но иногда она возникает при ОРЗ, воспалении легких, нефрите, цистите.

Боли в животе отмечаются у нервных детей

Утренние боли характерны для детей, которые страдают «школьным» неврозом.

Боли в животике возникают у детей, которые страдают запором. Наблюдаются они при нарушении режима питания. Боли в животе возникают и при аллергии на продукты. У грудничков основная причина болей – газы и расстройство пищеварения.

При болях в животике необходимо выяснить, связаны они с приемом пищи, сопутствует им тошнота, понос или запор. О наблюдениях сообщить врачу.

Если внезапно возникли резкие боли в области пупка, которые затем переместились вправо вниз животика, надо сразу обратиться к доктору для выяснения, нет ли аппендицита.

Головная боль у ребенка

Дети редко жалуются на головные боли. Поэтому головная боль может считаться одним из надежных признаков болезни. Обычно головная боль возникает в начале острых заболеваний, практически всегда сочетаясь с повышением температуры. Боль во время гайморита тупая, локализуется в области лба.

У детей школьного возраста могут появляться мигренеподобные головные боли. Зачастую это бывает наследственным.

Но причины головных болей не всегда могут означать болезнь. Например, головные боли встречаются у детей с нарушенным режимом дня – недосыпании, хронической усталости.

В школьном возрасте появляются жалобы на боль в области сердца. Возможные причины – неоперированные пороки сердца, миокардит, ревматизм, повышенная физическая нагрузка.

Боли в суставах у ребенка

Боли в суставах также беспокоят детей. Обычно они связаны с ревматизмом, острыми заболеваниями, туберкулезом, болезнями крови, кожи.

Болит горло у ребенка

У детей распространены жалобы на боль в горле. Как правило, они связаны с ОРЗ.

    Повышение температуры. Основная причина температуры – заражение организма инфекцией. Температуру бояться не надо. Она представляет собой защитную реакцию организма. Например, при 38° замедляется размножение вирусов.

Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

  1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
  2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
  3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
  4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
  5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
  6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
  7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
  8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
  9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
  10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
  11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?


Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Причины

Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

– патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием , выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Задержка психического развития

При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

Психический инфантилизм

Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: , письма, чтения и счета.

Каков прогноз?

Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

Чем помочь ребенку?

Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

  • Интересно почитать:

Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

Синдром дефицита внимания

Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

Признаки

Диагностируют у ребенка, если наблюдается:

  • чрезмерная возбудимость;
  • неусидчивость;
  • ребенок легко отвлекается;
  • не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
  • не способен следовать инструкциям;
  • внимание рассеянно;
  • легко перескакивает с одного дела на другое;
  • не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
  • чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
  • не умеет слушать;
  • не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.

Почему развивается СДВ?

Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

  • ребенок генетически предрасположен к СДВ.
  • во время родов была мозговая травма;
  • ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.

Последствия

Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

Виды лечения

Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

  • витаминотерапия и антидепрессанты;
  • обучение детей самоконтролю по различным методикам;
  • «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
  • специальная укрепляющая диета.

Аутизм

Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

Как проявляется?

У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи , однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

  • Возможно, вас заинтересует:

У детей с аутизмом наблюдаются , они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения , могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним , то есть полностью избегают общения.

Причины развития

Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС . Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

  • Это интересно:

Лечение

Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

  • скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
  • развивать моторику с помощью специальных упражнений;
  • используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
  • решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
  • применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.

Шизофрения

При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

Клинические признаки

У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

  • грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
  • в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
  • появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
  • наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.

Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

  • страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и ;
  • даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
  • мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
  • страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
  • появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.


у подростков проявляется такими симптомами:

  • на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
  • деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
  • случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
  • наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
  • проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
  • особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.

Лечение препаратами

Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

  • Советуем почитать:

Инвалидность

Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

  • Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении , если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
  • При реккурентной шизофрении , особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.

Эпилепсия

Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

Симптомы приступа

Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

Неотложная помощь

Очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

Препараты

Потребуется с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25% , либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.


При длительной эпилептическом припадке назначается дегидратация раствором эуфиллина 2,4%, фуромесида, концентрированной плазмой . В крайнем случае применяют ингаляционный наркоз (азот с кислородом 2 к 1) и экстренные меры по восстановлению дыхания: интубация, трахеостомия. Далее следует экстренная госпитализация в реанимационное отделение или неврологический стационар.

Неврозы

Проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

Как формируются

Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

  • Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
  • Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
  • На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
  • Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.

Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

Расстройства пищевого поведения

Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

Анорексия

Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния .

Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

Булимия

Подростки с характеризуются периодическими резкими перепадами веса , потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

Профилактика

В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.


Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения. Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью.