Какие грехи бывают у человека с точки зрения православной церкви. Грехи в православии

Что считается грехом

Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах своих.

Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4) .

Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Мы грешим «делом», когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия». Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки - грехи делом.

Грех «словом», когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни - грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36) . Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» . Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим «помышлением» , если имеем какие-либо желания, противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему». Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи «ведением» - те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим - по гордости, злобе, лености и тому подобное - и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26–30).

Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13) , - говорит пророк Давид, то есть, кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «от тайных моих очисти меня», то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых не считаю даже за грехи.

Грешить «волею» - значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: «невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4. 5. 6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.

«Невольный грех» - тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.

Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.

Смертных грехов семь:гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.

От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то и все детища их, все прочие грехи уничтожатся.

Эти смертные грехи подобятся тем семи бесам, которых изгнал Господь Иисус Христос из тела грешницы - Марии Магдалины. Их можно также сравнить и с семью врагами народа израильского, которых необходимо было истребить, чтобы войти в землю обетованную, изображающую собой Царство Небесное.

Из книги Радостные вести Комментарий на Послание ап. Павла к Галатам автора Ваггонер Эллет

Под законом, под грехом Мы все были заключены под законом до того времени, пока не открылась вера. Мы знаем, что все, что не по вере, есть грех (см. Рим. 14:23), поэтому быть «под стражею закона» равносильно тому, что быть под грехом. Благодать Божья несет спасение от греха,

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

1. Божий суд над грехом. Поскольку грех - это глубоко укоренившееся противление всему доброму, чистому и истинному, его нельзя игнорировать. «Возмездие за грех - смерть» (Рим.

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

5. Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? Вопрос:Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? Ведь события распятия Спасителя и предательства Иуды несопоставимы по масштабам. На Голгофе состоялась наше спасение, а иудины сребренники скорее

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

5. Является ли лень грехом? Вопрос:Является ли лень грехом, и где в Священном Писании подробно освещён вопрос о труде и лени?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Лень есть проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к

Из книги Конец веры [Религия, террор и будущее разума] автора Харрис Сэм

Почему пентаграмма (пятиконечная звезда) считается сатанинским символом? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПотому что некоторые оккультные общества как в древнее, так и в наше время избирали пентаграмму магическим знаком. Вмместе с тем надо

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Является ли грехом хвастовство? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Слово хвастовство происходит от древне-славянского «хвастати» - лгать, прибавлять в разговоре лишнее. Следовательно, хвастающийся человек согрешает ложью и

Из книги Бог не хочет страдания людей автора Ларше Жан-Клод

Почему близость между любящими друг друга людьми считается смертным грехом? иеромонах Иов (Гумеров)Прежде всего, надо ясно сознавать, что такое грех и почему Божественное откровение относит блуд и прелюбодеяние к числу смертных грехов. Господь Бог сотворил мир

Из книги Преподобный Иоанн Лествичник автора Агриков Тихон

Является ли лень грехом? иеромонах Иов (Гумеров)Лень есть проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни

Из книги автора

Считается ли самоубийством смерть от передозировки наркотиками или алкоголем? иеромонах Иов (Гумеров)Нет. Самоубийством является осознанное лишение себя жизни. Оно совершается в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни.

Из книги автора

Почему курение является грехом? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряРазличные болезни души святые отцы определяют понятием страсть. Существуют различные классификации страстей. Человек соединяет в себе плотское и духовное начала. Поэтому в

Из книги автора

Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? иеромонах Иов (Гумеров)Предательство Божественного Учителя одним из учеников является тяжким грехом. Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь

Из книги автора

Война с грехом В Соединенных Штатах Америки, как и в большинстве других стран мира, некоторые виды удовольствий противозаконны. Если ты предаешься таким удовольствиям даже у себя дома, к тебе в дверь могут постучаться вооруженные люди, которые тебя арестуют. Самое Из книги автора

2. Этап возрождения и борьбы с грехом Подойдя ко второму этапу нравственной жизни - возрождению плотского человека и его борьбы с грехом, сравним его понимание святыми отцами. Имеются ли в этом вопросе какие-либо расхождения между ними, или они так же единомысленны, как и

Лиана, вас можно только поздравить, что вы настойчиво желаете понять суть веры.

Суббота в Библии называется седьмым днем. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его»(Быт. 2:2,3). Вначале же воскресенье был первым днем недели. Сейчас в США и других странах он также считается первым днем недели. И даже если посмотреть на среду как середину, то воскресенье станет первым днем недели. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мар. 16:9). Поэтому Бог самим воскресением Христа освятил субботу и еще больше и явно дал понять о святости этого дня.

Далее, важно правильное понимание субботы. Христос всегда боролся против искажения представления этого дня как дне, в котором запрещается что-либо делать из трудов необходимых. Например, если следовать Талмуду, то евреям было запрещено в субботу: сажать, молотить, веять, месить, печь, красить, закалывать и свежевать, засаливать, убирать останки и так далее. Но сам Христос говорил: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лук. 13:15). Поэтому, добрые и необходимые человеческие дела можно делать и субботу. Более того сам Христос исцелял и в субботу: «Спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Мф. 12:10-12).

«И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Мар. 3:1-5)

Суббота должна быть днем, связующим между человеком, как творением Божьим, созданным по Образу и Подобию, и Самим Богом. В этот день человек должен не уклоняться от бытовой работы, а от греха и всегда быть духовно рядом с Богом. Больше совершать молитвы, делать добро, посещать храм, совершать милосердие. В этом суть субботы. И поскольку человек создан как Венец Творения и по Образу Божьему, то Христос говорил: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар. 2:27). В этом Он заключил, что суббота нужна для Жизни человека, для общения с Богом и Сам Бог дает на это Свое благоволение. Не от земной грязи, нечистот проклятия земного из-за падения Адама, человек должен отдыхать, а от нечистот греха путем непосредственного общения с Богом. Бог не оставляет человека и не нарушает своих заповедей.

Уныние - состояние, которое может привести к отчаянию, а в отчаянии человек может совершить много разных неразумных и греховных поступков. Вера призывает к бодрствованию Духа, а уныние - это неосознанный ропот на Волю Бога. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». (Прит.17:22) «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1 Фес. 5:16-18) «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.»(Фил.4:4). Поэтому, если в Библии нет прямых слов про грех уныния, то вы должны понимать, что уныние - это греховная страсть, постепенно завладевающая человеком, отошедшим от веры. В Библии много чего не написано, но не нужно быть книжниками, а нужно понять суть веры. И вы правильно делаете, что читаете святоотеческое наследие, которе Богодухновенно и полезно. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (От Иоанна, Глава 14:16-17).

Танцы - сами по себе не грех, но важно устремление сердца. Если - это «грязные танцы», то это любодеяние и это грех. Вы должны понимать, что ваше сердце должно оставаться чистым.И веселье - тоже не грех, но также вы должны понимать, что оно может привести к праздности, которое снимет вашу бдительность и подтолкнет ко греху. «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение» (К Ефесянам, Глава 5:3-4).

К чистому от греха разуму призывает Господь. Христа называют Логосом. История земной жизни Христа трактуется как воплощение, «вочеловечение» Логоса, принёсшего Откровение и Сам явивишийся этим откровением («Словом жизни»).Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно об ладать мною . (1-е Коринфянам, Глава 6:12).

О прерывании беременности - здесь также все неоднозначно, бывают медицинские показания, чтобы сохранить жизнь матери, но здесь также выбор человека и его вера. Бог никогда не даст то, что не должно случиться с человеком и не нужно в его жизни. Не совершайте малое, чтобы не было большой скорби. По своей воли же аборт приравнивается к убийству, и это только виток в цепи более меньших грехов, создающих большее. Здесь как раз уместно любодеяние. Если человек хранит себя от этого греха, то и не будет «нежелательной» беремености. К чистому разуму призывает Господь, к ответственности. Детоубийство - это грех и здесь не нужно дополнительных объяснений.

Христос в Нагорной проповеди показал ту Высокую Чистоту Духа, которая наследует Царствие Небесное. Цель высока и поэтому труды предельно возможные для человека. И весь Новый Завет говорит об одном и том же - без Христа грешникам нет спасения. Слишком много греха умножилось, что люди и представить себе не могут как жить без греха, сама природа стала пребывать во грехе. И поэтому пришел Христос.

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что в нем все согрешили. Ибо [и] до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как [суд] за одного согрешившего; ибо суд за одно [преступление] - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим. (К Римлянам, Глава 5:12-21)

Да хранит вас Бог!

Вопрос: «У меня вопрос, связанный с предыдущей программой, когда Вы, отец Димитрий, говорили о детском сознании. И опять я касаюсь точности исполнения обрядов: Вы говорили о посте. А у нас ситуация немножко другая: новый батюшка, который служит теперь в нашем храме, очень строго относится к коленопреклонению во время Божественной Литургии по выходным дням. Скажите, пожалуйста, эти вещи действительно очень важно соблюдать или можно относиться к этому более терпимо и вставать на колени в выходные дни – это не такой большой грех? Спасибо большое. Извините за глупый вопрос».

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– Я счастлив, что Вы считаете этот вопрос глупым. Он такой и есть. Есть правило в церкви, что в воскресенье на колени мы не становимся. Священники перед Престолом Божиим делают поклоны.

Лично я из всех положенных поклонов от силы делаю половину, потому что кости болят. У меня выбор: либо остаться дома и лежать, либо идти в церковь, но сделать только половину из того, что полагается. А теперь позовите мне человека, который мне скажет, что я делаю неправильно и что лучше бы тебе оставаться дома и лежать, чем прийти в храм и сделать только половину из положенного.

Но батюшки бывают разные. Бывают батюшки очень умные, а бывают – глупые. Бывают батюшки молодые – они могут поклонов сделать, сколько угодно, а бывают уже старые пенсионеры – они гораздо меньше могут сделать. Бывают молодые ревностные батюшки и хотят всех и всё заставить, потому что они думают, что вот в этом и есть самое главное христианство. Но потерпите немножко. Пройдет 20 лет – ваш батюшка помягчает. Заставить он же Вас все равно не может.


– Батюшка, а тут, как я понимаю, вопрос немножко с другой стороны. Напротив, священник не благословляет поклоны в выходные дни, а человек хочет эти поклоны делать.

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Хочет – пусть делает. Ну, пусть поругает батюшка – бить-то не будет. И из храма не будет выгонять.

Протоиерей Александр Березовский:
– Могут и выгнать…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Выгнать? Значит написать благочинному: «Ваше Высокопреподобие, меня вот священник отец Петр выгнал из-за того, что я сделала земной поклон в храме». Он позвонит и скажет: «Ну ты чего, брат? Совсем с ума, что ли?»

Из-за чего тут рубиться-то, я не понимаю? Ну, хочет человек – ну, пусть сделает! Или тогда так: пусть священник сам делает всё, что положено и не делает того, что не положено. Священники ведь тоже – что-то делают, что-то не делают, что-то себе прощают.

Протоиерей Александр Березовский:
– Много прощают…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Ну, неужели бедную женщину нельзя простить? У нее было покаянное чувство, она захотела сделать поклон. Что, убить ее теперь? Или из храма выгнать?

Надо дальше идти, потому что правило о поклонах – это есть церковная традиция, но все-таки – не Евангельская! Раньше у нас в церкви мужчины стояли слева, женщины – справа. А сейчас? Представьте, если всех женщин в одну кучу, а мужчин на другой стороне – два человека стоят. Так что есть такие традиции, которые даже выполнять нелепо.

Я однажды был на севере в одном храме. Мужчины – только в алтаре, а храм довольно большой. Ну ни одного мужчины. Ну и как? Женщинам теперь по оси встать в одну сторону – пусть теснятся, а на другой стороне – никого? А ведь так стоять – это правило, освященное столетиями! Мужчины – с одной стороны, женщины – с другой. И что теперь?
Что, христианство заключается в том, когда сделать поклон? Или – где стоять? Или как на распятии соединить ноги у Христа Спасителя? В этом что ли христианство?

5897 просмотров

Грех в переводе с греческого означает «промах, непопадание в цель». А цель у человека одна — путь к духовному росту и прозрению, к высшим духовным ценностям, стремление к Божьему совершенству. Что такое грех в Православии? Все мы грешны, уже такими являемся миру, только потому что прародители наши были грешны, принимая грех своих сородичей, мы добавляем свои и передаём их потомству. Без греха трудно прожить и день, мы все слабые существа, своими мыслями, словами, поступками отдаляемся от божьей сути.

Что вообще есть грех, какие из них сильнее, какие прощаются и какие относятся к смертным грехам?

«Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно) » (Иоанн Дамаскин).

Всё то, что есть отступление от — это грех.

Семь смертных грехов в Православии

В целом, строгой иерархии грехов в православии не существует, нельзя сказать какой грех страшней какой проще, какой в начале списке, какой в конце. Выделены лишь самые основные часто присущие всем нам людям.

  1. Гнев , злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похот ь, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень , праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
  4. Гордыня , тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе, преходящее в хвастовство.
  5. Зависть , ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
  6. Чревоугодие , обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти. Мы все погрязли в этом грехе. Пост — великое спасение!
  7. Сребролюбие , алчность, жадность, скупость. Не значит что плохо стремиться к материальным благам, важно чтобы материальное не затмевало духовное…

Как видим из схемы, (для увеличения кликайте по картинке) все чувства, что мы проявляем в избытке — есть грех. И только любви к своему ближнему и врагу своему, и только добра, света и тепла много не бывает. Какой из всех грехов страшней, сказать трудно, всё зависит от обстоятельств.

Самый страшный грех в Православии — суицид

Православие строго для своих пастырей, призывая их к строгому послушанию, соблюдая не только десять основных божьих заповедей, не допускать излишества в мирской жизни. Все грехи могут быть прощены, если человек их осознает и вымолит прощения через причащение исповедь и молитвы.

Не грех быть грешным, а грех не каяться — так трактуется народом вся их земная жизнь. Бог простит всех, кто придёт к нему с покаянием!

Какой же грех считается самым всё- таки самым страшным? Лишь один грех не прощается человеку — это грех самоубийства . Почему именно оно?

  1. Убивая себя человек нарушает библейскую заповедь: Не убий!
  2. Человек не сможет замалить свои грехи, уходя добровольно из жизни.

Известно, что у каждого из нас своё предназначение на земле. С этим мы приходим в этот мир. После рождения мы приобретаем природу Духа Христа, в котором нам надлежит жить. Тот же, кто по доброй воле обрывает эту нить, плюёт в лицо Всевышнего. Самый страшный грех — добровольно уйти из жизни.

Иисус отдал за наше спасение свою жизнь, вот почему вся жизнь любого человека — бесценный дар. Мы должны ценить её, беречь и как бы ни было трудно нести свой крест до конца дней своих.

Почему грех убийства может быть прощён Богом, а самоубийство нет? Неужели, жизнь одного человека для Бога дороже жизни другого? Нет, это понимать надо чуть по-иному. Убийца, прервавший жизнь другого, часто безвинного человека, может раскаяться, совершить благое, а самоубийца лишив себя собственной жизни — нет.

После смерти у человека больше нет возможности совершить в этом мире добрые, светлые благонадёжные дела. Получается, что вся жизнь такого человека, покончившего с собой, была бессмысленна, как и бессмысленна великая божья задумка.

Все грехи прощаются Богом через покаяния, причащения, в надежде очищения и спасения души.

Вот почему в старину самоубийц не только не отпевали в церкви, но даже хоронили за оградой кладбища. Не проводились и по сей день не проводятся в церкви по покойному никакие обряды и поминовения. Уже только одно это и то, как тяжело будет близким, должно остановить самоубийцу. Но, к сожалению, это не так и число жертв — суицидов не уменьшается.

Россия занимает четвёртое место в мире в этой печальной статистике после Индии, Китая и США и количество добровольного ухода из жизни за год составляет более 25000 человек. Миллионы людей во всём мире добровольно уходят из жизни. Страшно!!!

Все иные грехи наш Бог простит нам, при условии, что мы не только в них раскаялись, но и исправили своими благими деяниями.

И помните, что нет грехов малых и больших, даже самый малый грех, может убить душу нашу, он — как крохотный порез на теле, способный вызвать гангрену и привести к смерти.

Если верующий раскаялся в грехе, осознал, прошёл через исповедь, можно надеяться, что грех прощён. Так видит Православная церковь, так учит Библия. Но важно понимать, что каждый наш поступок, наши слова мысли, всё имеет свой вес и откладывается в нашей карме. Так что будем уже сейчас, каждый день жить, так, чтобы не пришлось их отмаливать, когда придёт время расплаты…

Молитвы за самоубиенных

Можно ли молиться за людей, совершивших суицид. Да, есть такие молитвы, позволящие делать это.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва за совершивших самый страшный грех(самоубийц)

Дарована Оптинским старцем Львом Оптинским

«Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!»

Берегите себя и своих близких!