Понятие экстремальной ситуации в психологии. Психические состояния в экстремальных условиях

В качестве второго направления психологии Среды можно рассматривать (с определенной оговоркой, о которой будет сказано ниже) экстремальную психологию, которая занимается психологическими проблемами поведения и деятельности человека в экстремальных средовых условиях (ситуациях).

Активно растущий в последние годы интерес к проблеме психических состояний обусловлен следующими обстоятельствами:

    возросшим вниманием к изменениям психического состояния и поведения человека в так называемых экстремальных ситуациях: во время стихийных бедствий, террористических и иных насильственных актов, боевых действий, техногенных катастроф и в тому подобных чрезвычайных ситуациях, а также при и после ликвидации их последствий;

    увеличением напряженности жизненной среды современных детей (семейной, образовательной, информационной), что приводит к повышенной напряженности их психического состояния;

    отрицательным опытом деятельности некоторых тоталитарных сект (например, “Аум Синрике”, “Белое братство” и др.), руководители которых, обладая знаниями об эзотерических (тайных) методах духовной практики, стали применять их для изменения психических состояний и в конечном итоге сознания людей в своих, частных целях, не всегда совпадающих с высшими принципами духовности и гуманизма. В результате это привело к социальной и психической дезадаптации отдельных членов указанных обществ. Реабилитация таких пострадавших требует проведения специальных, теоретических, экспериментальных и практических исследований проблемы произвольного изменения психических состояний.

При характеристике экстремальной психологии целесообразно выделить два взаимосвязанных поднаправления:

    одно из них своим предметом имеет критические (экстремальные) психические состояния, возникающие в условиях экстремальной ситуации жизнедеятельности: от напряженности межличностного взаимодействия в семейной или производственной среде до ситуаций боевых действий, стихийных бедствий и техногенных катастроф. Понятно, что основными проблемами здесь являются проблемы изучения условий возникновения, динамики и диагностики подобных состояний, а также психологические методы подготовки, поддержки и последующей реабилитации человека, работающего в экстремальных средовых условиях или попавшего в экстремальную ситуацию;

    в центре внимания другого поднаправления экстремальной психологии находятся психологические проблемы поведения и деятельности человека в биологически и социально непривычных для него средовых условиях : в космосе, под водой, в воздухе, под землей, в заполярье, в пустыне и т.п., а также в условиях пространственного ограничения деятельности и ограничения пространства межличностного общения (длительное пребывание в малых группах постоянного состава, например, экипаж космического корабля).

Согласно “Краткому психологическому словарю”: “Экстремальная психология - отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня), в подземелье и т.д. Э.п. возникла в конце ХХ в., синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов: монотонии, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаем ость партнеров по общению, постоянная публичность и т.д.) и угроза для жизни. Исследования в области Э.п. имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов”. (Краткий психологический словарь”, 1998. С.459)

Произведенное в данном случае деление экстремальной психологии на два поднаправления носит условный характер, т.к. в действительности они тесно связаны друг с другом и отличаются только акцентом на экстремальной специфичности (критичности) собственно психического состояния или же на экстремальной необычности (критичности) средовых условиях, в которых человеку приходится жить и выполнять определенные виды деятельности.

Из приведенной цитаты нетрудно заметить, что, согласно такому определению, экстремальная психология на самом деле представляет собой пересечение психологической экологии и психологии Среды, ибо в качестве психогенных факторов она рассматривает средовые факторы как психологической, так и непсихологической природы.

Понятие “экстремальные условия”, как указывает Ц.П.Короленко, охватывает “чрезвычайно сильные воздействия внешней среды”, которые находятся на грани переносимости и могут вызвать нарушения адаптации”. Этот автор отмечает физические, физико-химические и социально-психологические экстремальные факторы. В группе социально-психологических им выделены факторы, отличающиеся “гипостимуляцией”, и факторы, действующие по типу “гиперстимуляции”. Он подчеркивает, что адаптация человека к экстремальным условиям во многом определяется его высшими адаптивными психофизиологическими уровнями, но выбор адаптивных стратегий обусловлен в большей мере особенностями психического склада данного индивида.

Другой исследователь, В.И.Медведев, выделяет два основных типа условий, делающих ситуацию экстремальной: физические условия и информационно-семантические условия.

Н.И.Наенко, отмечая отсутствие установившейся терминологии в определении экстремальной ситуации, подчеркивает, что, с одной стороны, экстремальность может создаваться формальными, внешними условиями (когда они превышают диапазон оптимальных воздействий), а с другой - экстремальность существеннейшим образом зависит от того, как воспринимает и как относится индивид к данным воздействиям. Рассматривая экстремальность в целом как континуум, он выделяет три типа ситуации по мере возрастания их экстремальности: трудные, параэкстремальные и экстремальные.

Ю.А.Александровский связывает психическую дезадаптацию в условиях психотравмирующей ситуации с прорывом индивидуального для каждого человека функционально динамического образования так называемого адаптационного барьера. Он включает в себя особенности психического склада и возможности реагирования человека.

Длительное особенно резкое напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению. По наблюдениям Ю.А.Александровского, такое перенапряжение проявляется в виде преневротических состояний, выражающихся в отдельных, наиболее легких нарушениях: повышенной чувствительности к обычным раздражителям, беспокойстве, заторможенности или суетливости в поведении, бессонице и т.п. Эти перенапряжения не вызывают изменений целенаправленного поведения человека и адекватности аффективных реакций и носят временный и парциальный характер.

В задачи экстремальной психологии входят диагностика, реабилитация и тренинг психических состояний в экстремальных условиях. Поэтому необходимо отметить, что для каждого индивида характерен свой индивидуальный диапазон восприятия, понимания и отношения к окружающей среде и к самому себе. Одна и та же ситуация разными индивидами будет восприниматься и субъективно оцениваться по-разному: для одних  как нормальная, а для других  как напряженная и даже экстремальная. Вследствие чего степень экстремальности психологической ситуации для разных индивидов будет различной (см., например: Мир психологии, 1998, №2; Тезисы первой Российской..., 1996).

Анализ психологических факторов, возникающих при ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий, показывает, что ключевой проблемой при этом является психологическое обеспечение вопросов, связанных с изменением психического состояния и поведения человека в пред-, пост- и собственно экстремальных ситуациях. Для их решения, а также для психологической проблемы отбора, подготовки, реабилитации специалистов и населения, работавших или пострадавших в условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, используются различные научно-практические формы: разнообразные ВНИКи, НПЦ психологической диагностики и реабилитации и т.п. учреждения, подчиненные разным ведомствам (Министерству чрезвычайных ситуаций, Министерству образования, Министерству здравоохранения и др.).

Однако вследствие их практической ориентации, а также многоаспектности и теоретической непроработанности проблемы психологического фактора в указанных условиях, ее разработка как в научной, так и в практической психологии строится главным образом по мере практического возникновения проблем изменения психического состояния в экстремальных условиях. Чаще всего они решаются:

а) ситуативною, по мере их возникновения;

б) разрозненно и в теоретическом, и в практическом, и в организационном отношениях;

в) часто непсихологами и непсихологическими учреждениями, медиками и физиологами.

Экопсихологический подход к проблеме изменения психических состояний. Анализ литературы позволяет предположить, что исходным основанием для построения обобщающей теории психических состояний и в экстремальных условиях может служить экопсихологический подход к психическим состояниям. Определяя экологическую психологию как особое направление, К.Павлик и К.Штапф пишут, что объектом экопсихологического исследования являются переживания и поведение человека в неразрывной связи с окружающей средой.

Здесь имеется достаточно большое совпадение экопсихологического объекта исследования и психического состояния, рассматриваемого тоже в качестве объекта исследования, а именно - как единства переживания и поведения человека в неразрывной связи с окружающей средой, т.е. в определенной ситуации.

Несмотря на разноликость экопсихологических исследований, их объединяет общая задача - изучение человеческого переживания и поведения в неразрывной связи с окружающей средой. Такая постановка задачи полностью совпадает с определением экопсихологии. Однако взаимодействие в указанной системе может происходить по-разному. Например, по субъектно-объектной или субъектно-субъектной логике.

В первом случае - субъектно-объектного взаимодействия - индивид в качестве компонента системы “индивид - Среда” может выступать как активное субъектное начало и воздействовать на среду, изменяя ее тем или иным образом (например, поменять квартиру или работу) и тем самым создав иную ситуацию, восстановить равновесие между “состоянием своей души” и окружающей средой.

Вектор воздействия может быть направлен и в противоположную сторону - от среды, свойства которой воздействуют на индивида, к принимающему это воздействие индивиду. Тогда проблемы изменения психических состояний в экстремальных ситуациях рассматриваются как результат воздействия средовых факторов (пространственного, аварийного, образовательного и т.п.) на данного индивида.

Возможен третий вариант, когда индивид самостоятельно или с чьей-то помощью (например, психотерапевта) изменяет личностный смысл психологической ситуации, в которой он находится, и тем самым меняет свое психическое состояние.

Но во всех трех случаях субъект-объектного взаимодействия “индивид” и “среда” оказываются внешними факторами изменения ситуации, в которой образуется то или иное психическое состояние.

При субъект-субъектном типе взаимодействия каждый из компонентов системы “индивид - Среда” выступает по отношению к другому как условие и результат взаимного развития. В этом случае система “индивид - Среда” выступает как система, развивающаяся по органическому типу, т.е. как природное явление, обладающее способностью к саморазвитию посредством преобразования средовых условий в недостающие “органы” и “компоненты структуры” своего развития 10 .

При такой логике те же проблемы изменения психических состояний предстают не как таковые, а как проявление (как процессуальный момент) становления системы “индивид - среда” в целом. Так, например, индивидуальность психического состояния в этом случае включает в себя индивидуальные особенности не только когнитивной и эмоциональной, т.е. “внутренних”, сфер сознания данного индивида, но и “внешних” сфер его сознания, в которых персонализировано окружающее его пространство субъектифицированы 11 (как личностно значимый другой) окружающие его люди и природные объекты и т.д.

Проблема персонализации пространства тесно связана с проблемой психических состояний особенно в тех случаях, когда имеет место ограничение на жизненное пространство: кубрик подводной лодки, жилое помещение в космическом корабле, учебный класс и т.п.

Субъектификация окружающих индивида людей в личностно значимых для него других субъектов, имеет непосредственное отношение к проблеме психических состояний.

Более проблематичными представляются возможность и необходимость субъектификации природных объектов (животных, растений). Проблема субъектификации здесь тесно связана с вопросом о том, в какой мере природный объект, не будучи человеком, может стать субъектом для меня (человека)? Другими словами, вопрос состоит в том, могут ли природные объекты выполнять те функции, которые осуществляются субъектом-человеком, когда он отражается другим в качестве такового? Эти вопросы стали предметом специального изучения в работах С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина. Ими было показано, что, во-первых, понятие “субъект” не является абсолютно “прикрепленным” к человеку как индивиду и что существует возможность и - самое главное - даже определенная традиция его применения к объектам и явлениям другого типа или уровня. Во-вторых, “субъект” и “объект” не являются абсолютно противопоставленными категориями, возможны переходные промежуточные формы. Возможны ситуации, когда человек воспринимается как объект и, наоборот, ситуации, когда какой-либо объект воспринимается как субъект.

Эти же авторы, прорабатывая проблему экологического сознания как отношения к природным объектам, обращают внимание, что при разработке проблемы субъекта, необходимо дифференцировать четыре принципиально различных аспекта. Приведем их более подробно, предлагая читателю изменить их контекст и интерпретировать применительно не только к природным объектам, но и к ситуации психотерапевтического изменения психического состояния клиента. Как известно, необходимым условием для такой ситуации является способность психотерапевта построить с клиентом субъект-субъектное взаимодействие, т.е. стать для него личностно значимым другим. Итак:

1) “Быть субъектом”, т.е. являться таковым в действительности... в своем “в себе и для себя бытии”;

3) “Выступать как субъект”, т.е. стать таковым для взаимодействующего. “Выступить как субъект” означает, что нечто в окружающем мире (в данном случае психотерапевт - В.П.) действует в данной ситуации взаимодействия с конкретным человеком как субъект, т.е. выступает по отношению к нему как активное деятельностное и действенное начало;

4) “Открыться как субъект”. Рассматривая этот аспект проблемы, мы отвечаем на вопрос о том, осознаются ли индивидом (в данном случае клиентом - В.П.) те субъектные функции, которые осуществляются по отношению к нему другим, внешним объектом (в данном случае психотерапевтом - В.П.).

Выделенные специфически субъектные функции позволяют на их основе построить модель “значимого другого”, объясняющую условия, факторы его возникновения и описывающую его в интериндивидном, интраиндивидном и метаиндивидном аспектах.

Возможна и иная парадигма экопсихологического рассмотрения системы “индивид - Среда”. Согласно “Философскому энциклопедическому словарю”, понятие “Природа” имеет разные смыслы и в том числе как “все сущее, весь мир в многообразии его форм”. Это тот самый смысл понятия “Природа”, когда говорят о “природе психики”, “природе психических явлений” и т.п.

Исходное понимание Природы как универсального, всесущего основания многообразия природных форм бытия коренным образом меняет смысл взаимоотношений Человека и Природы и, соответственно, смысл экопсихологической и даже экологической парадигм. В том числе это означает, что парадигма дихотомического представления системы “индивид - среда”, построенная на оппозиции “субъект - объект”, или же “субъект - субъект”, сменяется на парадигму целостного представления системы “индивид - среда” как единого, совокупного “субъекта” реализующего в своем становлении самоосуществление общеприродных закономерностей становления форм материального бытия.

Такое понимание позволяет, например, рассмотреть проблему изменения психических состояний в экстремальных средовых условиях, используя в качестве исходного основания представление о психическом состоянии как природном явлении . С этой точки зрения психическое состояние, как и любое природное явление, должно обязательно пройти все стадии развивающейся системы, т.е. стадии “рождения”, “становления, функционирования” и “завершения (смерть, превращение в другую форму существования)”. Экстремальная ситуация потому и приводит к кризисной форме психического состояния, что она может характеризоваться отсутствием необходимых для данного индивида средовых (перцептивных, эмоциональных, поведенческих и т.п.) условий, без которых невозможно осуществление и завершение указанных стадий развития психических состояний. Образующаяся при этом незавершенность “природной динамики“ развития психического состояния и приводит к образованию устойчивых (чаще всего отрицательных) психических состояний.

Следовательно, если по каким-либо причинам один из компонентов возникшего - кризисного - психического состояния (телесный, эмоциональный, интеллектуальный, личностный) не прошли все стадии, необходимые для своего самоосуществления и для осуществления функциональной связи, объединяющей их в единое целое, то данное психическое состояние в целом остается незавершенным и потому требующим средовых (внешних или внутренних) условий для завершения своей самореализации. Неудовлетворение этого требования приводит к остро травматическим, посттравматическим, психосоматическим и тому подобным последствиям в нарушении психологического и психического здоровья человека.

По сути все основные психотерапевтические методы (от фрейдовского психоанализа и современной гештальттерапии до дебрифинга) преследуют именно эту цель - создать возможность для того, чтобы незавершенные и ушедшие в подсознание индивида компоненты пережитого (а точнее - недопережитого) психического состояния получили бы возможность для своей самореализации в системе других компонентов этого психического состояния.

Примером такого незавершенного в определенной ситуации психического состояния является логоневроз (заикание). Причиной логоневроза является не сама ситуация говорения и не ее боязнь (это все артефакты), а собственное сознание индивида, которое стереотипно опосредует вхождение индивида в ситуацию говорения “по образу” ранее недозавершившегося психического состояния рече-говорения и которое тем самым не позволяет правильно, функционально-адекватно проживать вновь возникающие ситуации рече-говорения. Иначе говоря, логоневроз есть проявление самоотождествления сознания индивида с ранее незавершенным психическим состоянием рече-говорения.

Следовательно, чтобы помочь индивиду избавиться от логоневроза, необходимо ему перестроить структуру своего сознания. А для этого:

    создать в его сознании представление о том, что он может быть в ином, отличном от незавершенности психическом состоянии рече-говорения;

    создать такую ситуацию (окружающую среду и способ взаимодействия с ней), в которой он смог бы пережить и получить опыт (образ) проживания такого иного - функционально и адекватно завершенного, свершившегося - психического состояния рече-говорения: “Я МОГУ говорить! и я БУДУ говорить!”;

    психологически (эмоционально и многократно) закрепить в его сознании этот собственный положительный опыт проживания подобного состояния;

    обучить методам произвольной регуляции (изменения) своих психических состояний в различных ситуациях общения.

Поэтому суть и эффективность метода Ю.Б.Некрасовой-Н.Л.Карповой определяется именно тем, в какой мере индивиду, страдающему логоневрозом, удается разрушить изменить структурные компоненты своего сознания посредством проживания новых и прежде всего творческих психических состояний в различных ситуациях общения.

Типология психических состояний с позиции экопсихологического подхода. Указанные выше методологические основания экопсихологического подхода к развитию психики позволяют по-иному представить типологию психических состояний по критерию взаимодействия в системе «индивид-среда(ситуация)»:

    реактивные - неосознанный или осознанный тип реагирования на внешнее или внутреннее (например, ощущение боли, болезни) воздействие по объект-объектной логике воздействия;

    репродуктивные - вновь, повторно проживаемые состояния, когда в ответ на какую-либо ситуацию (выступающую в качестве «ключевого стимула») происходит стереотипное воспроизведение одного и того же состояния, ранее уже прожитого данным индивидом. Достаточно часто повторяющееся или интенсивное проживание такого состояния приводит к тому, что оно из эпизодического состояния превращается в его постоянный, структурный компонент сознания, предвосхищая (антиципируя) возникновение и характер протекания последующих психических состояний. Здесь имеет место субъект-объектная логика взаимодействия индивида и среды (ситуации), которая может иметь разную направленность. В одном случае, когда ситуативное воздействие имеет явно объектный характер, (например, громкий звук, похожий на выстрел), индивид остается субъектом, активно проживающим данное состояние, хотя это проживание и носит стереотипный и в этом смысле механистичный характер. В другом случае, если воздействующая ситуация создается необходимостью взаимодействия с другим субъектом (индивидом, группой) 12 ,. то это воздействие носит субъектный или квазисубъектный (например, воздействие информационной среды). В то время как индивид выступает в роли объекта, принимающего это воздействие и механистично реагирующего на него возникновением и стереотипным переживанием ранее уже сформировавшегося, а теперь лишь повторяющегося состояния. Репродуктивный характер состояний подобного рода обусловлен также и тем, что их проживание не приводит к изменению субъектности данного индивида относительно данной ситуации и к изменению сознания данного индивида в целом. В качестве еще одного примера можно привести состояния, содержанием которых являются так называемые стереотипы восприятия, переживания, мышления и поведения. Необходимо отметить, что, учитывая динамичность психических явлений, репродуктивные состояния по отношению к психике (и сознанию) индивида выполняют роль своеобразных опорных процессуальных моментов и в этом смысле стабилизирующую функцию

    продуктивные - продуктивность психических состояний тоже имеет два разных варианта. Так, продуктивность психических состояний, которые переживаются данным индивидом впервые, обусловлена творческим, порождающим характером самой психики, благодаря которому в психике индивида могут возникать и возникают не только уже пережитые, но и качественно новые состояния 13 . Эти состояния могут остаться эпизодом в психической жизни индивида, но могут вследствие особой интенсивности или же последующей частой повторяемости превратится в постоянно действующие структуры его сознания. В последнем случае продуктивность таких состояний не ограничивается порождением качественно иного их содержания, т.к. они начинают выполнять порождающую функцию по отношению к сознанию в целом. С точки зрения экопсихологического подхода также важен кризис психического развития, который представляет собой нарушение того структурно-энергетического взаимоотношения “множества психических состояний” и “сознания индивида в целом”, которое сложилось ранее и являлось субъектной основой того или иного стереотипного действия данного индивида. Следовательно, как уже было отмечено выше, продуктивность психического состояния не ограничивается порождением и проживанием еще не испытанного ранее психического состояния. Не менее важно и другое. Нарушение ранее сложившейся структуры взаимоотношения между “сознанием в целом” и новым “психическим состояниям”, как одним из его компонентов, создает между ними анизотропное отношение 14 . Оно в свою очередь диктует необходимость соответствующего изменения всей системы структурно-процессуальных, энергетических и функциональных отношений между “множеством психических состояний”, которые способен переживать данный индивид и его “сознанием в целом”. Если это изменение происходит и завершается продуктивным результатом, то у данного индивида происходит качественное изменение его сознания. Если же это изменение по каким-то причинам не доходит до своего естественного завершения, то новое психическое состояние начинает служить основанием для маргинализации сознания данного индивида. Этим объясняется опасность стихийного и массового применения таких психологических технологий, примерами которых являются суггестивные методы обучения, NLP, методы информационного воздействия на подсознательные уровни психики человека и т.п.

экстремальная психология это:

Отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня), в подземелье и т. д. Э. п. возникла в конце ХХ в. синтезировав конкретные исследования в области авиационной. космической. морской и полярной психологии. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией. измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска. на человека воздействует семь основных психогенных факторов: монотония. измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации. одиночество. групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению. постоянная публичность и т. д) и угроза для жизни. Исследования в области Э.п. имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Большой психологический словарь. - М. Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Смотреть что такое "экстремальная психология" в других словарях:

Экстремальная психология - отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в… … Википедия

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в… … Профессиональное образование. Словарь

Экстремальная психология - [лат. extremus крайний] отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного… … Психологический лексикон

Психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука), наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психология и право - (журнал) Специализация: проблемы юридической психологии и не только Периодичность: 4 раза в год Язык: русский Адрес редакции … Википедия

психология экстремальная - отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных непривычных условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных… … Большая психологическая энциклопедия

Экстремальная (боевая) готовность - Экстремальные ситуации и различные изменения в них происходят обычно быстро, внезапно, радикально меняя условия и требования к действиям сотрудников. Возможность сотрудников действовать в таких условиях связана не только с экстремальной… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психология деятельности руководителя ПОО в экстремальных ситуациях - Все экстремальные факторы, которые влияют на персонал (личный состав, рядовых сотрудников и военнослужащих ПОО), действуют и на руководителей, но к ним добавляется и много особых. Управленческая подготовленность и способности руководителя… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психология необходимой обороны - НО является одним из древнейших институтов уголовного права; закрепляющие ее нормы существуют в современном законодательстве большинства государств. Согласно Уголовному кодексу РФ, источником, порождающим право на необходимую оборону, являются… … Энциклопедия современной юридической психологии

Толпы психология и общественный порядок - Толпа бесструктурное скопление людей на одном месте, лишенных изначально ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Начало научного изучения массовых скоплений людей… … Энциклопедия современной юридической психологии

Книги

  • Психология жизнестойкости. Учебное пособие. Одинцова Мария Антоновна. В пособии делается детальный анализ повседневных и неповседневных жизненных ситуаций, способствующих развитию жизнестойкости человека. Прослеживается взаимосвязь личности, ситуации и… Подробнее Купить за 617 руб
  • Психология жизнестойкости. Учебное пособие. М. А. Одинцова. В пособии делается детальный анализ повседневных и неповседневных жизненных ситуаций, способствующих развитию жизнестойкости человека. Прослеживается взаимосвязь личности, ситуации и… Подробнее Купить за 416 руб
  • Психология жизнестойкости. Учебное пособие. Одинцова Мария Антоновна. В пособии делается детальный анализ повседневных и неповседневных жизненных ситуаций, способствующих развитию жизнестойкости человека. Прослеживается взаимосвязь личности, ситуации и… Подробнее Купить за 358 руб
Другие книги по запросу «экстремальная психология» >>

Больше информации

Под экстремальными в психологии принято понимать ситуации, которые развертываются при относительно устоявшемся течении жизни человека, в ставших привычными алгоритмах выполнения различных видов деятельности и могут негативно сказаться на различных сферах жизнедеятельности личности. Л.И. Анцыферова выделяет три вида экстремальных ситуаций: повседневные неприятные, негативные события, связанные с возрастом, собственно экстремальные ситуации.

Мы будем считать экстремальными ситуации, в которых решающим фактором является критерий сохранности субъекта. Экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. Экстремальные ситуации разнообразны (табл.). Они отличаются по трудности, степени и характеру угроз, возможным последствиям, требованиям к подготовке и поведению людей. Экстремальные ситуации сопряжены с переживаниями и таят в себе угрозу неудач, провалов, поломок техники, травм, серьезных заболеваний и пр.

В научной литературе последних лет наблюдается тенденция к расширительному толкованию понятия «экстремальная ситуация». Некоторые авторы склонны относить к таковым все ситуации, которые требуют напряжения тех или иных физиологических или психических функций, причем грань, отделяющая «нормальные» условия от экстремальных, остается достаточно неопределенной. Например, часто к экстремальным ситуациям относят нахождение в суровом климате Арктики или Антарктики. Но для коренных жителей Арктики, например, такой климат является привычным, для них экстремальной в данном контексте будет ситуация отдыха где-нибудь на Средиземноморье.

Возникает вопрос определения критериев экстремальной ситуации. Во-первых, существенный вклад в проблематичность выделения критериев вносят высокая индивидуальная вариабельность функциональных характеристик человека, интегральной характеристикой которой выступает устойчивость. Так, условия, крайне тяжелые для людей с одним уровнем физического развития, например, являются легкими для других, более хорошо физически подготовленных. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. Следовательно, к экстремальному может быть отнесено такое значение фактора, которое с определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния человека. Здесь и выделяется сложная проблема - определение критериев этого состояния.

Типы экстремальных ситуаций
По причинам
возникновения
По качественным особенностям По комплексности и тяжести
последствий
По масштабности По длительности
  • стихийные;
  • техногенные;
  • антропогенные;
  • смешанные
  • природные;
  • социально-политические;
  • экономические;
  • профессиональные;
  • бытовые;
  • соматические;
  • транспортные;
  • криминальные;
  • военные
  • кризисные;
  • катастрофические;
  • чрезвычайные;
  • общественные бедствия
  • глобальные;
  • международные
  • локальные;
  • местные;
  • групповые;
  • индивидуальные
  • кратковременные;
  • средней продолжительности;
  • долговременные

Достаточно часто используется критерий напряженности физиологических функций, причем нередко ставится знак равенства между условиями экстремальными и стрессовыми. С таким подходом трудно согласиться. Имеется много примеров, показывающих, что любые отклонения от состояния покоя сопровождаются напряжением физиологических функций различной выраженности. Таким образом, критерий напряженности сам по себе растворяется в понятии активности, а термин «экстремальный» теряет специфичность.

В качестве другого критерия выдвигают условия, при которых происходит сокращение физиологических резервов человека. Однако данный критерий нельзя распространить на информационно-семантическую группу условий. Так, аварийная ситуация, которую можно отнести к экстремальной, вообще может не затрагивать физиологических резервов человека. Подобный пример приводят Ю.А. Александровский с соавторами: «Жительница Припяти Х, старший инженер производственно-распределительного отдела управления строительства ЧАЭС, свидетельствует: "В субботу, 26 апреля 1986 г. все уже готовились к празднику 1 Мая... Что-то уже просочилось об аварии и пожаре на 4-м энергоблоке... Но что именно произошло, никто толком еще не знал. Дети пошли в школу, малыши играли на улице в песочницах, катались на велосипедах. Группа соседских ребят ездила на велосипедах на путепровод (мост), оттуда хорошо был виден аварийный блок. Ребятам было интересно смотреть, как горит реактор"».

Существует подход московской школы исследований экстремальных и чрезвычайных ситуаций, который предлагает шкалу рисков любой деятельности, в том числе в экстремальных условиях с высокой степенью возникновения чрезвычайных ситуаций.
1. Зона - область допустимого (в обычных условиях жизнедеятельности) риска: любая деятельность с уровнем риска, постоянно сопутствующем деятельности человека в повседневной жизни.
2. Зона - область приемлемого (превышающего допустимый уровень в обычных условиях) риска: любая деятельность с повышенным уровнем риска. Примером такой деятельности могут быть парашютный спорт, участие в автомобильных гонках и пр.
3. Зона предельно допустимого риска: постулируется, что предельно допустимый уровень риска не должен превышаться независимо от вида той или иной деятельности. Примером такой деятельности является, например, работа горноспасателей, пожарных и пр.

4. Зона - область чрезмерного риска: любая деятельность с уровнем риска, превышающим предельно допустимый уровень риска. К данной зоне относится любая деятельность, в которой жизнь индивида подвергается реальной угрозе.

Вероятно, необходим более общий критерий оценки состояния. В.И. Медведев предложил критерий «динамического рассогласования». Согласно данной концепции все состояния человека, возникающие при воздействии факторов среды или факторов, связанных с внутренней структурой деятельности, можно разделить на две группы - состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования.

Состояние адекватной мобилизации характеризуется полным соответствием степени мобилизации и напряжения функций требованиям, предъявляемым данными условиями. Если такое состояние нарушается, то говорят о возникновении динамического рассогласования, т.е. такого состояния, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый адекватный ответ превышает физиологические возможности человека. В структуру динамического рассогласования входит как нарушение адекватности физиологических реакций, так и нарушение психологических реакций.

Более четкая формулировка понятия экстремальности позволяет выделить следующие ситуации:
- ситуации, когда интенсивность внешних условий при определенном времени воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека. К таким условиям относят физико-химические, необычные, информационные, индивидуально-личностные (внутренние) и семантические;
- вторая группа ситуаций, которые могут быть отнесены к экстремальным, отличается от первой тем, что физическая характеристика условий не имеет значения для развития того или иного состояния человека, а ведущими становятся информационно-семантические характеристики.

Рассмотрим табл.. Наиболее простым является класс физико-химических экстремальных факторов, в который входят все физические и химические факторы среды, чьи характеристики (интенсивность, экстенсивность, время, темп и др.) таковы, что приводят к состоянию динамического рассогласования, особенно к его крайней форме - патологическим изменениям организма. Особенностью механизма действия факторов, входящих в этот класс, является их абсолютный характер, т.е. экстремальность фактора, как правило, обусловлена его размерностью и мало зависит от других условий, связанных с этим фактором, например от его информационной характеристики.

Классификация экстремальных условий
Класс Подкласс Разряд
1. Физико-
химические
Физические Микроклиматические.
Радиационные.
Барические.
Механические
Химические Измененный состав воздуха.
Измененный газовый состав среды.
Механические примеси
2. Необычные Физической природы Гиповесомость.
Гипервесомость
Информационной природы Логические.
Компонентные.
Ситуационные
3. Информационные
  1. Недостаточность информации.
  2. Избыточность информации.
  3. Ложность информации.
  4. Структурно- информационные (двойная деятельность).
  5. Неожиданность информации
Факторы, связанные с собственной структурой информационного потока.
Факторы коммуникабельности
4. Внутренние Биологические
5. Семантические Угрожающие индивиду и группе

В конце прошлого века считалось, что все члены конкретной группы, подвергшиеся воздействию какого-то физического или химического экзогенного фактора, рискуют в одинаковой степени. Однако проведенные исследования говорят об обратном. Так, в США обследовались люди, болеющие профессиональными респираторными заболеваниями, связанными с вредными промышленными веществами. В эпидемиологических исследованиях была обнаружена угроза редкого вида рака легких у рабочих, имеющих дело с асбестом. Оказалось, что риск этого заболевания связан с последствиями вдыхания асбестовых нитей и прямо коррелирует с наличием или отсутствием определенных энзимов в слизи в дыхательных путях. Эти энзимы, уровень активности которых определен генетически, становятся важным определяющим моментом реакции на воздействие асбеста.

Стоит оговорить лишь радиационный фактор. Интенсивное развитие ядерной энергетики породило интерес общества к последствиям действия доз облучения. Классические положения радиобиологии убеждали в том, что типичным отдаленным последствием лучевого воздействия являются лейкемии и солидные раки, развитие которых ожидается через 10 и более лет после радиационного воздействия. Необходимо подчеркнуть, что данная концепция разработана на основе наблюдений за клиническими эффектами больших доз радиации, т.е. тех, которые в острый период облучения вызывают классические признаки острой лучевой болезни. Все модели прогнозирования дополнительных случаев онкопатологии, вызываемые большими дозами радиации, так же как и построение социальных программ по предотвращению радиационно индуцированных раков, базировались на анализе эпидемиологических данных и не принимали в расчет показатели индивидуальной реактивности и радиочувствительности человека.

В настоящее время признано положение о зависимости ответной реакции организма человека на облучение от полученной дозы, согласно которому высокие дозы радиации вызывают прямое повреждение тканей и развитие облигатных симптомов лучевой болезни, тогда как малые дозы запускают каскад неспецифических компенсаторно-приспособительных реакций и лишь предрасполагают пострадавшего к развитию у него заболевания.

В последнем случае, как указывают многие авторы, клинические проявления патологии носят случайный, т.е. вероятностный характер и во многом зависят от индивидуальной психосоматической предиспозиции человека. Так, А.К. Гуськовой и А.Е. Барановым систематизированы и подробно описаны дозовые зависимости изменений нервной системы у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС: в диапазоне реальных доз облучения, полученных этими пациентами (0,2-1,0 Гр), корреляции изменений состояния нервной системы от дозы облучения не выявлено .

Исследование особенностей психологического статуса ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции, проведенное сотрудниками Института биофизики РАН, также не выявило связи обнаруженных нарушений ни с дозовой нагрузкой, официально представленной в документах, ни с временем пребывания на ЧАЭС .

Поэтому, основываясь на известных дозозависимых эффектах радиации и средних дозах облучения, полученных ликвидаторами (кстати, если вероятность смертельных опухолевых заболеваний у наиболее облученных 0-150 случаев на 25 000 человек, то от курения 10 сигарет в день - 1 случай на 200 человек), можно было бы предполагать отсутствие значимых и длительно существующих патологических изменений состояния здоровья у участников ликвидации аварии на ЧАЭС.

Тем не менее многие исследователи обнаруживали большую частоту и тяжесть клинических синдромов у ликвидаторов по сравнению с местным населением, не принимавшим участия в аварийных работах, но получившим примерно такие же дозы облучения. Кроме того, все исследователи подчеркивают наличие психологических деформаций в поведении ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Так, обобщенные данные Медицинского радиационного научного центра РАМН продемонстрировали, что 80% ликвидаторов, работавших на станции с 1986 по 1988 г. и получивших дозы облучения до 35 бэр (1 Гр = 100 бэр), в 1993 г. имели нарушения адаптационно-защитных систем организма. У них отмечались следующие признаки: 1) психологическая и социальная дезадаптация; 2) нейро-циркуляторная дистония; 3) эндокринопатия; 4) иммуно-депрессия; 5) дисбаланс в системе гомеостаза .

Таким образом, установлено, что один и тот же экстремальный фактор может по-разному воздействовать на человека. Развернутую характеристику воздействий радиационного и других факторов дали украинские ученые . Наиболее существенные факторы, воздействовавшие на человека в 30-километровой зоне вокруг г. Припять:
1. Опасность. В результате исследований было установлено, что «эмоциогенное значение опасности определяется не столько объективным уровнем радиации на местности, сколько представлениями людей о том, какую угрозу она может представлять для здоровья» .
2. Выполняемая работа отличалась большими физическими нагрузками, труд был преимущественно однообразный и тяжелый. Исследователи сообщают, что примерно у каждого второго участника ликвидации последствий аварии сразу после катастрофы выполняемая работа не соответствовала ни гражданской профессии, ни специальности, приобретенной во время службы в армии. Другой отличительной особенностью выполняемой деятельности была ее необычность. Никогда еще в СССР человек не работал на ликвидации последствий радиационной катастрофы, поэтому у руководителей «не было отчетливого представления, как это сделать... В результате нелегкая сама по себе выполняемая работа отягощалась отрицательными впечатлениями от обилия бесплодно приложенных усилий» .
3. Время. Известно, что дефицит времени - показатель экстремальности во многих видах деятельности. Однако в данных условиях продолжительность работ была связана с возрастанием опасности. «Каждый выезд в зону увеличивал полученную дозу облучения. Конкретный размер увеличения зависел от разных обстоятельств. Некоторые исчерпывали "лимит безопасности" очень быстро» .
4. Относительная изоляция. В условиях данной экстремальной ситуации такими обстоятельствами были отрыв от привычной системы трудовых и социальных отношений по месту постоянной работы и жительства; необходимость подчинения новой системе требований и отношений, складывающихся на основе выполнения непривычных, а порой представляющих непосредственную или скрытую угрозу для здоровья трудовых функций; существенное ограничение свободы перемещения, выбора форм проведения свободного времени; довольно жесткая регламентация поведения; длительное расставание с семьей.

5. Ответственность заключалась в том, что, как пишут исследователи, «крайне ответственное поручение, которое нельзя выполнить недобросовестно - такое настроение было доминирующим, особенно на самых ранних этапах работ вокруг разрушенного блока» .

Другими словами, авария на Чернобыльской АЭС привела к принципиальным изменениям научных представлений о влиянии ионизирующего излучения на здоровье человека.

Класс необычных факторов занимает промежуточное место между первым и третьим классом. С первым их роднит физическая природа, с третьим - механизм действия. В данный класс включены факторы, для которых общим является одно свойство - новизна. Для этих новых факторов у человека не выработана реакция приспособления, следовательно, отсутствует состояние адекватной мобилизации. В ряде случаев существующие механизмы приспособления, например рефлексы, являются слабыми, чтобы организовать адекватную мобилизацию при длительной гипервесомости.

Во второй подкласс входят факторы, имеющие информационную природу и проявляющиеся в привычном и знакомом для человека алгоритме деятельности. Так, вариантом логических экстремальных факторов выступает, например, случай, когда при переходе на новую технику при полной сохранности общего алгоритма изменен порядок расположения приборов на панели управления. Так, описаны затруднения, возникающие у летчиков при замене авиагоризонта с неподвижной «Землей» и изменяющимся наклоном «самолета» на авиагоризонт с неподвижным силуэтом «самолета» и изменяющимся наклоном «Земли».

К компонентным относятся такие условия, где необычными, новыми являются какие-то составные части, отрезки алгоритма. Так, экстремальным компонентным фактором для водителя автомобиля выступает, например, появление слишком свободного люфта рулевого управления.

В разряд ситуационных входят те условия, которые могут стать необычными для привычной, хорошо знакомой деятельности. Такими являются, например, условия вождения на дорогах с левосторонним движением на машине с правосторонним расположением управления.

Общая черта всех видов факторов, относящихся ко второму классу - классу необычных факторов, это условность, относительность экстремального значения факторов. По сути, экстремальностью обладает лишь один признак - новизна. По мере утрачивания этой новизны, приспособления человека к действующему фактору они могут вообще выйти из рубрики экстремальных.

Третий класс составляют факторы, экстремальность которых зависит от информационной структуры. Здесь физическая характеристика условия вообще не имеет решающего значения, хотя некоторую побочную роль она все же играет. Наиболее широко встречается первый подкласс факторов - недостаточность информации, что сказывается на большей трудности принятия решения. Специфическим видом этого подкласса является недостаток времени для переработки информации.

По мнению многих авторов, поддержание адекватного контролируемого психикой поведения требует непрерывного поступления информации. Длительная изоляция приводит к серьезным изменениям в психической сфере. Так, известны эксперименты Бек-стона и Хирона, проведенные на студентах при изоляции их в особых боксах. Обследуемые лежали на особых и удобных кушетках. Возможность зрительных, слуховых и осязательных восприятий исключалась искусственно. На глаза надевали очки с поглощающими светофильтрами, на уши - аудифоны, на руки - специальные картонные футляры. Прием пищи и физиологические отправления осуществлялись по требованию. Реакция испытуемых характеризовалась возникновением потребности во внешних впечатлениях, которая приводила их к двигательному беспокойству (некоторые, например, колотили руками по стенкам бокса). Обследуемых тяготило отсутствие отчетливого представления: спят они или бодрствуют. Также у лиц, принимавших участие в эксперименте, наблюдались расстройства мышления, ложные ощущения, физическое и психическое утомление, скука, приводящие к снижению мотивации. Большинство отказывалось от продолжения эксперимента через 24-72 часа. У оставшихся в боксе в течение более двух суток появились зрительные галлюцинации.

Как указывают авторы, галлюцинации возникали в случаях особенно жесткого ограничения сенсорной информации. Сначала, как выяснилось в эксперименте, человек достаточно критически относится к галлюцинациям в условиях изоляции, затем это отношение исчезает, и они приобретают доминирующее значение. Подобные галлюцинации могут приводить к полному распаду личности.

Исследования, проведенные Ф.Д. Горбовым, В.И. Мясниковым и В.И. Яздовским в сурдокамерах длительностью 10-15 суток , показали, что у испытуемых отмечаются физиологические изменения (угнетение функций надпочечников, развитие явлений утомления и пр.), проявляются разные степени апатии, скуки, тревоги и страха, а также повышается внушаемость. Нередко у испытуемых отмечалось возникновение чувства эйфории, что свидетельствует о снижении контроля со стороны коры большого мозга над функциями подкорки. Обычно состояние эйфории возникает перед концом опыта или сразу после него и характеризуется сильным, неадекватным обстановке возбуждением, когда субъективная оценка не соответствует объективному ухудшению функционального состояния организма.

Интересный опыт провел французский спелеолог М. Сифр . Он опустился под землю на глубину 130 м в ледяную пещеру Скарс-сон и провел там более 1 500 часов (62 суток) в целях изучения влияния длительного одиночества и отсутствия связи с внешним миром на восприятие времени. Поскольку в этих условиях невозможно отслеживать смену дня и ночи, ориентация во времени нарушилась очень скоро. Через 40 суток Сифру казалось, что прошло лишь 25. Когда эксперимент кончился, он заявил, что и не предполагал, что конец так близок. То же отмечали спелеолог Ж. Лорес, пробывшая в пещере Виньерон три месяца, и А. Сенни, проведший в пещере Оливье 125 суток. Так, когда Сенни предупредили о скором окончании опыта 2 апреля, он считал, что на данный день всего 6 февраля.

Факторы второго подкласса могут быть обусловлены избыточностью информации. Избыточность является одним из мощных средств повышения надежности систем, однако для человека данный фактор может иметь отрицательное значение, снижая величину переработанной информации. Непосредственной причиной снижения эффективности работы в условиях избыточности информации являются большая напряженность распределения внимания, затруднение поиска инвариантных признаков и большая нагрузка на оперативную память.

Третий подкласс включает ситуации поступления ложной информации. Наиболее типичным является случай, когда человек знает, что он адекватно оценил ситуацию, принял правильное решение и верно организовал деятельность, однако система обратной связи дает неправильную информацию о результатах этой деятельности. Это ведет к резкому эмоциональному возбуждению с выраженными негативными реакциями и, в конечном счете, к резкой хаотичности деятельности или полному отказу от нее. Интересной особенностью, характеризующей поведенческие реакции человека при действии этого экстремального фактора, является агрессивная персонификация какого-либо структурного элемента, «ответственного» за «неудачу» деятельности человека.

Четвертым подклассом объединены структурно-информационные факторы. Здесь следует обратить внимание на два разряда. Первый охватывает факторы, связанные с собственной структурой информации. К ним следует относить неодинаковую плотность информации, особенность логической структуры алгоритма, например сосредоточение в одной точке большого числа логических условий. Примером может служить ситуация, когда необходимо одновременно выполнять два или более видов деятельности.

Второй разряд включает экстремальные факторы коммуникабельности. Наиболее отчетливо данные факторы проявляются при совместной деятельности в системах «человек - человек» или «человек - машина» в условиях рассогласования деятельности или ее результатов. Именно данные экстремальные условия приводят к конфликтности как между профессиональными группами или подгруппами, так и в межличностном взаимодействии.

В четвертый класс входят все случаи, внутренние по отношению к человеку и лишь косвенно связанные с его деятельностью. К ним следует отнести, например, болезни, близкие к ним состояния, лишение сна и т.п.

Пятый класс объединяет ситуации, когда экстремальным фактором является значимость возникающего события, в котором находится человек. Наиболее существенным подклассом здесь следует считать ситуации угрозы жизни для индивида или группы. Сюда относятся все чрезвычайные ситуации.

отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных - непривычных - условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара, в подземелье и пр.

Возникла в конце XX в., синтезировав конкретные исследования в области психологии авиационной, космической, морской и полярной.

В экстремальных условиях, характерных измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов:

1) монотония;

2) измененная пространственная структура;

3) измененная временная структура;

4) ограничения личностно-значимой информации;

5) одиночество;

6) изоляция групповая - информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность, и пр.;

7) угроза для жизни.

В ходе адаптации к условиям экстремальным выделяются следующие этапы, характерные сменой состояний эмоциональных и появлением необычных психических феноменов:

1) этап подготовительный;

2) этап стартового напряжения психического;

3) этап острых реакций психических входа;

4) этап реадаптации психической;

5) этап завершающего напряжения психического;

6) этап острых психических реакций выхода;

7) этап реадаптации.

В генезе необычных состояний психических четко прослеживается:

1) антиципация в ситуации информационной неопределенности (на этапе);

2) ломка систем функциональных анализаторов, сформированных в процессе онтогенеза или длительного пребывания в условиях экстремальных; нарушения протекания процессов психических и изменения системы отношений и взаимоотношений (на этапах 3 и 6);

3) активная деятельность личности по выработке реакций защитных (компенсаторных) в ответ на воздействие психогенных факторов (на этапе 4);

4) восстановление прежних стереотипов реагирования (на этапе 7).

Раскрытие генеза необычных состояний психических позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимся в границы психологической нормы для измененных условий существования. При увеличении времени пребывания в измененных условиях и жестком воздействии факторов психогенных, а также при недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап реадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений, характерных развитием расстройств нервно-психических. Между этапами реадаптации и глубоких психических изменений имеется промежуточный этап неустойчивой деятельности психической, характерный появлением состояний препатологических. Это - состояния, еще не обособившиеся в строго очерченные нозологические формы заболеваний нервно-психических, что позволяет рассматривать их в рамках психологической нормы.

Исследования в области психологии экстремальной ставят задачей совершенствование отбора психологического и подготовки психологической для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия факторов психогенных.

Экстремальная психология

лат. extremus - крайний] - отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня), в подземелье и т.д. Э. п. возникла в конце XX в., синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и др.) и угроза для жизни. Исследования в области Э. п. имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов. В.И. Лебедев

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

от лат. extre - крайнее и греч. psyche - душа, logos - учение) - отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара, в подземелье и т. п. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека действуют семь основных психологических факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция и угроза для жизни. В процессе адаптации к экстремальным условиям выделяются следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психических феноменов: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, психической переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода и реадаптации. В развитии необычных психических состояний четко прослеживается антиципация в ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов, сформировавшихся в процессе развития индивида или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения протекания психических процессов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этапы острых психических реакций входа и выхода); активная деятельность личности по выработке защитных (компенсаторных) реакций в ответ на воздействие психогенных факторов (этап переадаптации) или же остановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации). Раскрытие процесса развития необычных психических состояний позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимися в границы психологической нормы для измененных условий существования. При увеличении времени пребывания в измененных условиях и жестком воздействии психогенных факторов, а также при недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап переадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений, характеризующихся развитием нервно-психических расстройств. Между этапами переадаптации и глубоких психических изменений имеется этап неустойчивой психической деятельности, характеризующийся появлением предпатологических состояний. Исследования в области Э. п. имеют своей задачей совершенствование психологического отбоpa и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов (см. также Особые условия деятельности).

Экстремальная психология как самостоятельное направление психологического знания возникла в конце XX в. Экстремальная психология - это отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных, экстремальных) условиях существования, например, в процессе авиационных и космических полетов и подводного плавания, пребывания в различных экспедициях в труднодоступных районах планеты.

Исследователями в области экстремальной психологии были выделены следующие основные психогенные факторы, характерные для экстремальных условий: монотония; измененные структуры пространства и времени; ограничение личностно-значимой информации; одиночество; групповая изоляция; угроза для жизни. При увеличении времени пребывания в измененных условиях, слишком сильном воздействии психогенных факторов, а также при недостаточной нервно-психической устойчивости, слабом типе нервной системы у человека могут проявляться признаки нарушения нормального психического состояния. Это так называемые нредпатологиче- ские (нренатологические) состояния, рассматривающиеся в границах психологической нормы.

Что происходит, когда субъект находится в условиях сенсорной изоляции, сводящей к минимуму возбуждение рецепторов?

В 1956 г. в Университете Мак-Гилла группой психологов был проведен соответствующий опыт. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей мира. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия дольше 2-3 дней. Был сделан вывод, что это отражает фундаментальную потребность организма в получении стимулов от изменяющегося окружения. У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют .

В настоящее время данная область психологической науки и практики интенсивно развивается в связи с ростом кризисных и чрезвычайных ситуаций, увеличением случаев насилия в семьях и на улицах, возрастанием риска террористических актов, всевозможных природных и техногенных катастроф, при этом само понятие кризисной, экстремальной ситуации понимается более широко.

Современные исследования в русле экстремальной психологии направлены на совершенствование психологического отбора и психологической подготовки специалистов в экстремальных условиях. Также одной ив важнейших задач экстремальной психологии является разработка мер защиты от травмирующего влияния разнообразных психогенных факторов.

Знания в области экстремальной психологии востребованы в различных областях деятельности, связанных с работой в экстремальных условиях; они необходимы сотрудникам силовых структур и ведомств (таких, как система вооруженных сил РФ, системы МВД, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной миграционной службы (ФМС)), служб оперативного реагирования и контроля, различных аварийных служб (система гражданской обороны и МЧС, пожарная охрана, скорая помощь), персоналу транспортных компаний (в том числе авиакомпаний), психиатрам, реаниматологам, представителям самых разнообразных экстремальных профессий.

В социуме существует заказ на высококвалифицированных специалистов в области экстремальной психологии, способных оказать помощь населению в зоне различных чрезвычайных ситуаций. Профессионал в сфере экстремальной психологии должен владеть методами диагностики и коррекции экстремальных состояний, возникающих в процессе работы в опасных условиях, в зонах стихийных бедствий, устранением социальнопсихологических последствий террористических актов, различных (природных, техногенных, автомобильных, авиационных) катастроф. Помимо экстренной психологической помощи (экстренного психологического реагирования) такие специалисты осуществляют профилактику и посткризисную психологическую поддержку и помощь.

26 апреля 1986 г. произошло разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. Около 200 тыс. человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Несвоевременность, неполнота и взаимные противоречия официальной информации о катастрофе породили множество независимых интерпретаций. Жертвами трагедии можно считать не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилежащих областей. Многим местным жителям пришлось покинуть свои дома, они лишились части своего имущества. Связанные с этим проблемы, страх за свое здоровье вызывали у людей сильный стресс, который также приводил к различным заболеваниям .

Специалисты, оказывающие медицинскую и психологическую помощь людям, пережившим катастрофу, заметили, что психические (психологические) последствия катастроф могут быть не менее тяжелыми, чем соматические (телесные). У людей, переживших катастрофу, повышенный риск опасных заболеваний, также они нередко сталкиваются и с серьезными социальными проблемами. Еще в начале XX в., в годы Первой мировой войны, психиатры многократно описывали следующие явления: солдаты и офицеры, не получившие серьезных ранений в ходе боевых действий, проявляли одинаковую симптоматику, причины возникновения которой были не ясны. Это заболевание выражалось в угнетенном состоянии, слабости, истощении, нарушении сна и аппетита, также отмечались вспышки немотивированной агрессии. Впоследствии было выявлено, что причины такого состояния вызваны психической травмой (психическим переживанием), полученной в ходе военных действий.

Современные исследования показали, что различные природные и техногенные катастрофы, террористические акты, локальные вооруженные конфликты оказывают влияние на психику не только непосредственных участников травмирующих событий, но и сторонних наблюдателей, становящихся косвенными участниками этих событий, благодаря средствам массовой информации. Реалистичное отражение происходящих травмирующих событий в СМИ способствует погружению в них большого числа людей, которые становятся своего рода непосредственными очевидцами происходящего.

Деятельность специалиста в области экстремальной психологии, прежде всего, направлена на оказание экстренной психологической помощи людям, находящимся в остром стрессовом состоянии (ОСР). Это состояние связано с переживанием эмоциональной и умственной дезорганизации. Психодиагностика и последующее оказание психологической помощи людям, оказавшимся в зоне ЧС (чрезвычайной ситуации), имеет определенную специфику. Так, в экстремальных условиях из-за дефицита времени и сложной обстановки невозможно использовать стандартные диагностические инструменты (например, бланковые опросники).

У методов психологического воздействия также свои отличительные особенности, и во многом их выбор определяется конкретными целями: в одном случае необходима психологическая помощь и поддержка, в другом - необходимо предотвратить (а иногда и пресечь) распространение слухов, остановить панику, в третьем - провести переговоры. Основными принципами оказания помощи людям, пережившим психологическую травму, являются: «безотлагательность; приближенность к месту событий; ожидание, что нормальное состояние восстановится; единство и простота психологического воздействия» К

  • Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. С. 202.
  • Шойгу Ю. С. Психология экстремальных ситуаций: учеб, пособие. М.: Смысл, 2007.