Новый закон о домашних животных год. Что делать с нерадивыми хозяевами

В 2018 году в России может появиться новый налог на животных, что станет неприятным сюрпризом для хозяев домашних питомцев. Чиновники планируют разработать специальную систему учета домашних животных, которая позволит администрировать налоговые поступления. При этом в правительстве еще не определились с размером платежа за домашних любимцев.

В правительстве рассматривают различные варианты изменений в налоговой сфере, которые могут вступить в действие в следующем году. Несмотря на восстановление экономического роста, чиновники вынуждены реагировать на значительный дефицит бюджета, финансирование которого превращается в настоящую проблему. В том числе власти могут ввести новые налоги, которые станут неприятным сюрпризом для рядовых граждан.

Правительство планирует ввести дополнительный налог для собственников домашних питомцев. В рамках новой инициативы чиновников, в скором будущем все домашние животные должны быть поставлены на учет, на основании которого придется оплачивать налог. При этом размер будущего платежа еще не определен.

Чиновники подчеркивают, что данная инициатива позволит усилить ответственность владельцев животных. В первую очередь это относится к ситуациям, когда собаки нападают на прохожих. Кроме того, проект закона, предложенный правительством, позволит решить проблему бродячих животных.

Помимо размера налога, чиновники еще не определили ответственность хозяев, которые не поставят на учет своих домашних любимцев. Правительству еще предстоит детально проработать будущую процедуру постановки на учет. В том числе в данном процессе будут участвовать ветеринарные органы.

Постановку на учет планируют осуществить в несколько этапов, что позволит избежать излишних очередей и неразберихи. При этом власти еще не определились, придется ли регистрировать домашних любимцев, которые были куплены до вступления в действие нового закона.

Одним из ключевых вопросов остается принцип, по которому будут идентифицироваться животные. Если чиновники остановятся на обязательном маркировании, то владельцев домашних питомцев ожидают дополнительные затраты.

Эксперты отмечают плюсы и минусы правительственной инициативы, подчеркивая неопределенность многих аспектов нового закона. Несмотря на благие намерения, непродуманные действия чиновников могут привести к негативным последствиям.

Новые возможности и угрозы правительственной инициативы

Регистрация домашних питомцев, зафиксированная на законодательном уровне, является положительным нововведением, отмечают эксперты. Данная норма была прописана в законе «О ветеринарии», однако фактически учет животных так и не был запущен.

Без системы учета собственники животных не несут реальной ответственности за жестокое обращение. Однако эксперты не уверены, будет ли размер налога на животных в России в 2018 году адекватен экономическим реалиям. Если чиновники установят планку на запредельном уровне, то хозяева начнут массово отказываться от своих домашних питомцев. В результате ситуация может выйти из-под контроля властей.

Чтобы система была эффективной, сумма налога должна быть доступной для рядового владельца. При этом система администрирования должна оставаться простой и прозрачной, а права и обязанности сторон четко определены. В том числе чиновникам необходимо установить ощутимые штрафы за отсутствие регистрации и запустить механизм контроля выполнения закона.

Также многое будет зависеть от будущей маркировки животных, которая будет определять общие затраты владельцев.

Проблемная маркировка

Для постановки на учет домашние питомцы должны получить уникальный номер, который будет выступать в качестве идентификатора. При этом правительство еще не определилось со средством, которое будет использоваться для маркирования. Для этого могут использоваться чипы, бирки или специальные ошейники.

В результате будут различаться затраты, которые лягут на плечи рядовых хозяев домашних питомцев. В случае слишком дорогой регистрации, владельцам придется выгнать домашних питомцев на улицу, что чревато крайне негативными последствиями.

Учитывая приближение выборов, власти могут перенести запуск налога на домашних животных на более поздние периоды. В таком случае хозяева смогут избежать дополнительных затрат в 2018 году. Однако избежать данного налога в среднесрочной перспективе не удастся.

Помимо маркировки домашних питомцев, чиновникам необходимо разработать комплексную программу решения проблемы бродячих животных. Государственная политика должна учитывать интересы всех сторон и не может преследовать достижение краткосрочных целей.

В рамках новой правительственной инициативы, в 2018 году в России может появиться налог на домашних животных. Данная мера позволит повысить ответственность владельцев животных и минимизировать случаи жестокого обращения. Правительство еще не определило процедуру, по которой будет проходить маркировка животных. Кроме того, неопределенной остается будущая сумма платежа в бюджет. От этих показателей будет зависеть эффективность предложенных нововведений.

Собственников домашних питомцев, которые откажутся от обязательной регистрации, ожидает административная ответственность.

Смотрите видео о начале чипирования домашних животных:

Московский закон "О животных", принятый Думой во втором чтении

Данный Закон принят на основании Конституции Российской Федерации и Устава города Москвы, в соответствии с Гражданским, Уголовным кодексами Российской Федерации, Кодексом РСФСР Об административных правонарушениях, законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года № 2060-1, "О животном мире" от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, "О ветеринарии" от 14 мая 1993 года № 4979-1 и направлен на реализацию законных прав и свобод граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического и эпизоотического благополучия, охрану здоровья и жизни людей при содержании, использовании и охране животных, защиту животных от жестокого обращения, обеспечение сохранения животного мира и биологического разнообразия.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия:

  • жестокое обращение с животными – умышленные действие или бездействие, повлекшие увечье или гибель животного, а равно истязание;
  • животное, находящееся в трудном положении или терпящее бедствие – животное находящееся в ситуации, обстоятельства которой угрожают его жизни или здоровью и не могут быть преодолены без стороннего вмешательства;
  • животное, представляющее общественную опасность – животное, представляющее непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей;
  • истязание – причинение страданий путём систематического нанесения побоев, голодом, жаждой, либо иными насильственными действиями или нарушением условий содержания или использования;
  • место обитания – территория (акватория), на которой обитает животное (включая логова, норы, гнёзда, места ночёвок и днёвок, иные виды укрытий и места его кормёжек);
  • ответственное лицо – юридическое или физическое лицо, отвечающее в соответствии с законодательством за содержание, использование или охрану животного, а также несущее ответственность в случае причинения животным вреда третьим лицам;
  • приют для животных – место, специально предназначенное и оборудованное для содержания найденных, отловленных, а также изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных;
  • разведение животных – деятельность по использованию животных, направленная на получение от них потомства;
  • транзитный провоз – провоз животных предусматривающий их пребывание на территории города Москвы менее 24 часов.

Статья 2. Общие положения

Законодательство города Москвы в области содержания, использования и охраны животных состоит из настоящего Закона, а также иных законодательных актов города Москвы.

Областью регулирования настоящего Закона являются правоотношения в области содержания, разведения, использования и охраны позвоночных животных на территории г. Москвы, осуществляемые гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства и организациями независимо организационно-правовых форм и форм собственности, а также иностранными юридическими лицами.

Статья 3. Права собственности на животных

Животные могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, предусмотренных действующим законодательством.

Животные, не являющиеся государственной собственностью Российской Федерации, частной собственностью или собственностью других определённых законом собственников, находятся в государственной собственности города Москвы. От имени города Москвы права собственника, в рамках своей компетенции, осуществляют органы государственной власти г. Москвы.

Документом, подтверждающим право собственности на животное, подлежащее обязательной государственной регистрации, является свидетельство о государственной регистрации.

Все животные на территории города Москвы находятся под охраной государства.

Право собственности на животных защищается и охраняется в установленном законом порядке.

Собственник животного несёт бремя по его содержанию, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 4. Защита животных от жестокого обращения

Администрация города Москвы обязана принимать меры по недопущению жестокого обращения с животными в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Граждане вправе, а уполномоченные на то органы и должностные лица городской администрации обязаны оказать помощь животному, находящемуся в трудном положении или терпящему бедствие.

Граждане, препятствующие жестокому обращению с животными, выполняют общественный долг и находятся под защитой закона.

Образовательные учреждения города Москвы предусматривают в программах обучения изучение гуманного обращения с животными, а также норм и требований настоящего Закона.

Не допускается:

  • проведение зрелищных мероприятий, допускающих жестокое обращение с животными;
  • проведение операций, связанных с нанесением повреждающих воздействий, не являющихся экспериментом, косметическими операциями, стерилизацией (кастрацией) или оказанием ветеринарной помощи животному;
  • проведение боёв с участием животных, приводящих к смерти или травмам животных;
  • пропаганда жестокого обращения с животными, производство, демонстрация (в том числе и в средствах массовой информации) и распространение аудиовизуальной продукции, пропагандирующей жестокое обращение с животными;
  • любые формы сексуального насилия по отношению к животным, а также организация и содержание притонов для совершения насильственных действий сексуального характера по отношению к животным;
  • разведение, содержание и использование собак и кошек для получения продукции и сырья из этих животных, а также торговля такой продукцией.

Изъятые, конфискованные или иным образом отчуждённые животные содержатся в приютах в соответствии с требованиями настоящего Закона. Умерщвление таких животных не допускается, за исключением случаев предусмотренных настоящим Законом.

ГЛАВА II. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ И ИХ МЕСТ ОБИТАНИЯ

Статья 5. Область применения положений Главы II

Действие главы II распространяется на позвоночных животных, находящихся в состоянии естественной свободы и их популяции.

Статья 6. Охрана мест обитания животных

В целях реализации требований федерального законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания администрацией города осуществляется разработка и реализация городских целевых программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира, находящихся на территории города Москвы.

Московская городская администрация, на основе проводимых исследований, определяет места обитания животных.

Уполномоченный орган городской администрации, исходя из интересов сохранения животных и мест их обитания и в пределах его компетенции, принимает решение по ограничению антропогенной (вызываемой деятельностью человека) нагрузки на определённой территории (акватории).

При заключении договоров на право владения (аренды, использования) территории города Москвы, являющейся местом обитания животных, предусматривается соблюдение требований по сохранению животных и мест их обитания, как условие заключения такого договора.

Уполномоченный орган городской администрации даёт предписания владельцам (арендаторам, пользователям), касающиеся мест обитания животных, обязательные для исполнения. Мероприятия проводятся за счёт владельцев (арендаторов, пользователей) соответствующей территории, отвечающих за её состояние.

Уполномоченные территориальные органы городской администрации обязаны предоставлять разъяснения относительно возможного влияния планируемых мероприятий на животных и места их обитания гражданам и организациям бесплатно, в пятидневный срок. Разъяснение носит рекомендательный характер и может включать в себя предложение по проведению экологической экспертизы.

При планировании любых мероприятий, в случае возникновения сомнений относительно влияния таковых на животных и места их обитания, организации и граждане обязаны обращаться, в письменной форме, за разъяснением в уполномоченные территориальные органы городской администрации.

Граждане и организации обязаны возместить ущерб, нанесённый ими животным или местам их обитания в установленном законом порядке.

Статья 7. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитающих на территории города Москвы

К редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных относятся виды животных, отнесённые к таковым решением уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, включая занесённые в Красную книгу Российской Федерации, Приложения СИТЕС, Красную книгу города Москвы.

Администрация города Москвы:

  • проводит инвентаризацию и мониторинг состояния популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов на территории города Москвы;
  • определяет границы мест обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • на основании данных мониторинга разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на поддержание или восстановление популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • принимает меры по недопущению нанесения вреда популяциям животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в периоды, важные для жизни животных, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания упомянутых животных.

Органы городской администрации и муниципальных образований на территории города Москвы обязаны создавать необходимые условия для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания указанных животных.

Юридические лица и граждане, являющиеся владельцами (пользователями) территорий (акваторий), являющихся местом обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, обязаны осуществлять меры по их сохранению.

Действия в местах обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, причинившие ущерб их популяции, влекут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законами г. Москвы.

Статья 8. Регулирование численности животных

Регулирование численности животных, находящихся на территории предприятий и организаций, проводится по согласованию с уполномоченным органом городской администрации.

Исключение предоставляется организациям, имеющим государственные лицензии и разрешения органа по охране окружающей среды по городу Москве на регулирование численности или отлов животных.

Решение о регулировании численности того или иного вида животных на определённой территории принимается уполномоченным органом городской администрации.

Методы, применяемые при регулировании численности, должны быть официально разрешены уполномоченным органом городской администрации. Использование методов, не имеющих такого разрешения, запрещено.

При регулировании численности животных организация, проводящая указанные работы, обязана осуществлять также мониторинг численности объекта регулирования, о результатах которого ежеквартально извещать уполномоченный орган городской администрации.

Сокращение численности безнадзорных собак и кошек осуществляется методами предотвращения размножения или иными биологически обоснованными методами, предотвращающими гибель и увечья животных. Отстрел, отравление или иное умерщвление собак и кошек с целью сокращения их численности не допускается.

Отлов животных может проводиться:

  • с целью возвращения потерявшихся животных прежним законным владельцам, либо устройства их новым собственникам, или помещения их в приют, в соответствии с действующим законодательством (при этом организация, осуществившая отлов, обязана в течение 24 часов с момента отлова известить об этом орган, уполномоченный регистрировать животных);
  • с целью сокращения численности принадлежащих городу собак и кошек;
  • с целью возвращения в места обитания диких животных, покинувших места обитания и находящихся на территории жилой или промышленной застройки;
  • в научных целях;
  • в целях эпизоотического надзора за популяциями городских грызунов, являющихся источниками особо опасных заболеваний человека;
  • при проведении дератизационных мероприятий;
  • в целях изоляции животных, представляющих общественную опасность;
  • с целью помощи животным, находящимся в трудном положении или терпящим бедствие.

Отлов с целью уничтожения не допускается, за исключением случаев отлова животных, больных бешенством.

Отлов должен производится способами, исключающими жестокость по отношению к животным.

Запрещается использование самоловных и настороженных устройств, за исключением использования таких устройств против мышевидных грызунов, обеспечивающих мгновенную гибель животного. Исключение представляет использование устройств для отлова живых животных, не причиняющих травм последним и безопасных при использовании (перечень подобных устройств устанавливается уполномоченным органом городской администрации).

На территории города Москвы не допускаются:

  • охота, отлов, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Законе, или добывание животных каким-либо способом;
  • самостоятельное проведение регулирования численности животных гражданами и организациями, не имеющими разрешения на данный вид деятельности.

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья 9. Условия содержания животных

Гражданам и организациям разрешено содержание животных на территории и/или в помещении находящихся в их собственности (владении) без ограничений, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законов города Москвы. Содержание животных гражданами и организациями на территории и/или в помещении не принадлежащих им на праве собственности (владения) возможно с согласия собственника (владельца) территории (помещения), в соответствии с законодательством.

  • обеспечить недопущение причинения вреда содержащимися животными людям, другим животным или имуществу;
  • содержать животных в пределах установленных нормативов;
  • в жилых помещениях соблюдать правила и нормы общежития;
  • предотвращать возможность произвольного выхода животных с места содержания.

Необходимо предоставлять животных для осмотра и/или проведения лечебно-профилактических мероприятий уполномоченным на то должностным лицам городской администрации или ветеринарной службы. При этом должностные лица вправе требовать предъявления свидетельства о государственной регистрации животного, подлежащего такой регистрации, и иных установленных законом документов на животное.

Статья 10. Регистрация животных

Обязательной регистрации в уполномоченных органах подлежат животные, условия содержания или использования которых предполагают нахождение их в общественных местах.

Государственная регистрация может быть временной или постоянной. Гражданам, собственникам животных, принадлежит право выбора вида государственной регистрации. Для организаций, собственников животных, обязательной является постоянная государственная регистрация.

Органы, уполномоченные проводить государственную регистрацию, а также порядок проведения государственной регистрации определяются администрацией города Москвы.

Документами, необходимыми для временной государственной регистрации являются: документ удостоверяющий личность собственника (собственников) животного, либо документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы собственника (собственников). Присутствие регистрируемого животного при временной государственной регистрации не является обязательным. Присутствие регистрируемого животного при постоянной государственной регистрации является обязательным.

Перечень сведений и подтверждающих их документов необходимых для постоянной государственной регистрации устанавливается администрацией города Москвы. Должностное лицо, производящее регистрацию, имеет право производить осмотр животного, условий его содержания, проверку знания владельцем основных требований к содержанию животного, а также проверку достоверности информации, указанной в предоставленных документах.

Размер платы, взимаемой за государственную регистрацию, определяется администрацией города Москвы.

При государственной регистрации, в зависимости от вида регистрации, собственнику животного выдаётся соответствующее государственное регистрационное свидетельство установленного образца. Свидетельство о временной государственной регистрации действительно в течение 3 месяцев с момента регистрации.

При постоянной либо временной государственной регистрации животных выдаётся соответствующий жетон. При постоянной государственной регистрации на животное наносится идентификационная метка.

Вид жетона, правила его использования, вид и размеры идентификационной метки определяются уполномоченным органом городской администрации.

При изменении сведений предоставленных для постоянной государственной регистрации животного, собственник животного обязан известить об этом регистрирующий орган.

Статья 11. Появление с животными вне мест постоянного содержания

Граждане и ответственные лица организаций (сопровождающие лица) имеют право появляться с животными вне пределов помещения (территории) постоянного их содержания (сопровождать их).

Сопровождающим лицом может быть гражданин, достигший 14-летнего возраста.

За действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, ответственность несёт собственник животного, если законодательством не установлено иное.

При сопровождении животного сопровождающее лицо:

  • обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда сопровождаемым животным;
  • обеспечивает безопасность сопровождаемого животного;
  • в непосредственной близости от транспортных путей и при пересечении их обеспечивает безопасность движения путём непосредственного контроля над поведением животного;
  • обеспечивает уборку продуктов жизнедеятельности сопровождаемого животного в подъездах, лифтах, на лестничных клетках, а также детских, школьных, спортивных площадках, местах массового отдыха и купания граждан, дорожках, тротуарах и проезжей части;
  • обеспечивает присутствие на животном жетона, выданного регистрирующим органом.

При сопровождении животных не допускается:

  • оставление сопровождаемых животных без присмотра;
  • сопровождение животного лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Появление животных на определённой территории может быть запрещёно только решением уполномоченного органа городской администрации. В этом случае указанная территория обозначается соответствующими надписями.

Статья 12. Ветеринарное обслуживание животных

Оказание ветеринарных услуг на территории города Москвы разрешается организациям и частным лицам, имеющим соответствующие лицензии.
(*С 01 января 2007 года лицензирование ветеринарной деятельности в РФ отменено. В соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием. Специалистыв области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью,обязаны зарегистрироваться в уполномоченным в области ветеринарииоргане исполнительной власти субъекта Российской Федерации.)

В случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, владелец обязан немедленно принять меры по изоляции заболевших животных и обратиться к ветеринарному врачу.

Государственные организации, оказывающие ветеринарные услуги обязаны оказывать за счёт бюджетных средств защищённый минимум ветеринарных услуг, в частности, оказание экстренной ветеринарной помощи. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.

Собственник животного отвечает за своевременное оказание последнему ветеринарной помощи, а также за своевременное проведение профилактических прививок.

Ветеринарное обслуживание животных находится в ведении города Москвы и регулируется настоящим Законом, изданными в соответствии с ним законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 13. Умерщвление животных

Умерщвление животных или передача для умерщвления другим лицам допускается в случаях:

  • умерщвления нежизнеспособных животных, если их страдания нельзя прекратить иным способом;
  • представляющих общественную опасность, с поведением не поддающимся коррекции, после заключения уполномоченного органа городской администрации;
  • для получения хозяйственно полезной продукции;
  • в экспериментальных целях, если животное после проведения эксперимента нежизнеспособно;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством или настоящим Законом.

При умерщвлении животного обязательно предварительное отключение его сознания.

Умерщвление нежизнеспособных животных в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, может проводиться только ветеринарным специалистом, при наличии ветеринарного заключения, с согласия собственника животного.

Организации осуществляющие умерщвление животных обязаны иметь соответствующую лицензию.

Статья 14. Захоронение или утилизация животных

В случае гибели, потери или иной утраты животного, подлежащего обязательной регистрации, владелец должен сообщить об этом в орган, уполномоченный регистрировать животных.

Граждане и организации имеют право на минимум услуг по захоронению или утилизации принадлежащих им животных, оказываемый за счёт бюджетных средств. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.

Порядок сбора, обезвреживания и утилизации трупов животных устанавливается уполномоченным органом городской администрации.

По требованию уполномоченных должностных лиц собственник животного должен предоставить труп животного для проведения лабораторно-диагностических исследований.

Организация, оказывающая услуги по захоронению или утилизации трупов животных, обязана:

  • сообщить о захоронении (утилизации) животного в орган, уполномоченный регистрировать животных (в случае если животное подлежит регистрации);
  • провести осмотр павшего животного;
  • в случае если при сборе анамнестических данных или после осмотра трупа есть основания полагать, что смерть животного наступила в результате особо опасного инфекционного заболевания или жестокого обращения, немедленно известить местный орган, уполномоченный регистрировать животных, и орган государственного ветеринарного надзора и доставить труп животного для ветеринарного освидетельствования.

В случае если есть основания полагать, что гибель животного явилась следствием инфекционного заболевания, либо в случае отсутствия предусмотренных документов на животное, нарушения сроков захоронения, трупы таких, а также экспериментальных животных утилизируются методами термического или иного обезвреживания.

Организации, занимающиеся захоронением или утилизацией трупов животных, обязаны иметь соответствующую лицензию.

Граждане и организации (за исключением имеющих лицензию) не должны самостоятельно избавляться от трупов животных, перечень видов которых определяется администрацией города Москвы.

Статья 15. Приюты

Приюты могут находится в государственной муниципальной, частной или иной собственности.

Приюты могут быть созданы для содержания собак и/или кошек, а также для содержания животных других видов.

Московская городская администрация разрабатывает и утверждает типовое положение о приюте для животных, иные нормативно-методические документы, регламентирующие их работу.

На деятельность по содержанию приютов необходимо получение разрешения (лицензии) уполномоченного органа городской администрации.

Московская городская администрация, в целях реализации городских мероприятий по регулированию численности животных, содержания потерянных животных, а также содержания изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных, создаёт систему государственных приютов для животных.

Для решения проблем, связанных с наличием животных в городе, администрация города вправе привлекать на конкурсной основе негосударственные приюты для животных.

Приюты для животных осуществляют свою деятельность за счёт средств их собственников, а также любых иных не запрещённых законом источников.

При поступлении животного в приют администрация приюта обязана:

  • произвести ветеринарный осмотр и, при необходимости, карантин поступившего животного;
  • в течение 72-х часов известить о поступившем животном уполномоченный орган городской администрации;
  • осуществить поиск собственника животного, если собственник не известен.
  • обеспечивает условия содержания животных в соответствии с требованиями законодательства и настоящего Закона;
  • предотвращает размножение животных, находящихся в приюте.

Право собственности на животное приобретается собственником приюта в соответствии с законодательством.

При выдаче животного из приюта администрация приюта обязана:

  • провести ветеринарный осмотр выдаваемого животного;
  • в течение 72-х часов известить о выданном животном уполномоченный орган городской администрации;
  • выдать собственнику (владельцу) животного документ (документы), перечень которых устанавливается московской городской администрацией.

В случае возврата животного собственнику, приют имеет право на возмещение собственником животного расходов по содержанию животного в приюте.

Собственник приюта несёт ответственность за жизнь и здоровье животного перед собственником животного.

ГЛАВА IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья 16. Разведение животных

Правоотношения в области разведения животных и племенного животноводства находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Организации и граждане, разводящие животных, занимаются деятельностью, приносящей доход, и подлежат налогообложению на общих основаниях.

Запрещено разведение животных:

  • с врождёнными аномалиями, причиняющими им страдания или создающими угрозу для человека;
  • с превышением нормальной физиологической нагрузки на производителей;
  • при невозможности содержания и дальнейшего устройства потомства в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Статья 17. Требования к сторонам и проведению сделок, предметом которых являются животные

Продавец обязан обеспечить покупателей достоверной информацией о виде, породе, здоровье и других качествах продаваемого животного, а также об условиях содержания животного и, при необходимости, о процедуре регистрации.

У лица (организации), осуществляющего торговлю животными, должно иметься ветеринарное свидетельство здоровья животных установленного образца. При продаже животных, подлежащих обязательной государственной регистрации, должны иметься также государственные регистрационные свидетельства на этих животных.

Не допускается торговля животными в общественных местах, за исключением мест специально отведённых для такой торговли.

Статья 18. Производство пищевых продуктов и товаров из животных

Правоотношения в области производства пищевых продуктов и товаров из животных находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Использование животных в служебных целях, в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных и иных мероприятиях, а также использование животных при производстве аудиовизуальной продукции

На деятельность, по использованию животных в служебных целях (за исключением случаев необходимой обороны), в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных мероприятиях, а также на использование животных при производстве аудиовизуальной продукции необходимо получение разрешения уполномоченного органа городской администрации, в котором пользователем животных указывается предполагаемый режим (кормления, поения, допустимая температура воздуха, влажность, освещённость) использования.

Лица, работающие с животными, должны иметь соответствующую подготовку.

Инструкторы по дрессировке или спортивному тренингу собак обязаны иметь соответствующую профессиональную подготовку и разрешение установленного образца, выданное уполномоченным органом городской администрации.

При демонстрационном содержании животных условия содержания должны соответствовать общим требованиям по содержанию животных настоящего Закона.

При использовании животных для охраны территории по её периметру должны быть сделаны соответствующие предупредительные надписи об опасности.

При использовании животного ответственное лицо:

  • обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда используемым животным;
  • обеспечивает безопасность используемого животного;
  • обеспечивает использование животного в соответствии с режимом, указанным в разрешении.

При использовании животных не допускается:

  • натравливать одно животное на другое, использовать животных в качестве живой приманки;
  • использовать животных с превышением допустимых физиологических нагрузок (указывается в режиме);
  • принуждать животных к травмирующим их действиям;
  • использовать в работе с животными инвентарь или иные приспособления травмирующие животных;
  • применять приёмы или методы дрессировки, травмирующие животных.

Статья 20. Использование животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов

Правоотношения в области использования животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 21. Ввоз, вывоз и перевозка животных

На территории города Москвы, при соблюдении правил провоза, разрешается провозить животных всеми видами городского пассажирского транспорта.

Правила перевозки животных конкретных видов городским пассажирским, железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами либо должностными лицами. При перевозке животных, случаи перевозки которых носят единичный характер, условия их перевозки оговариваются индивидуально.

Решением главного государственного ветеринарного инспектора города Москвы животные, ввозимые с неблагополучных по заразным болезням животных территорий, могут быть подвергнуты карантину.

Не допускается:

  • ввоз животных на территорию города Москвы, за исключением случаев транзитного провоза, при отсутствии возможности их дальнейшего содержания.
  • ввоз на территорию города Москвы животных, больных особо опасными инфекционными заболеваниями. Список заболеваний определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

За жизнь и здоровье животного при транспортировке несёт ответственность собственник, если законом или договором не предусмотрено иное.

Статья 22. Производство и распространение кормов и других товаров для животных

Производство, продажа или распространение (включая бесплатное) кормов, минерально-витаминных подкормок, в том числе и нетрадиционных, атрибутики зооветеринарного назначения, лекарственных средств, инструментария, оборудования, применяемого в ветеринарии, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, инвентаря и оборудования для содержания и использования животных допускается лишь при наличии соответствующих лицензий и сертификатов.

Запрещено распространение (включая бесплатное) товаров, перечисленных в части 1 настоящей статьи, не соответствующих заявленному качеству, с превышенным сроком годности, а также опасных для жизни и здоровья людей или животных.

ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Статья 23. Организация государственного регулирования отношений, возникающих в сфере содержания использования и охраны животных в городе Москве

Государственное регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных на территории города Москвы осуществляется путём создания в городе Москве единой системы управления.

Структура и компетенция государственных органов по регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных определяется администрацией города Москвы в соответствии с настоящим Законом.

Статья 24. Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных

Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных, находящихся в государственной собственности города Москвы, осуществляется из средств городского бюджета.

Реализация городских программ и мероприятий по содержанию, использованию и охране животных может осуществляться также за счёт любых иных законных источников финансирования.

Финансирование деятельности по регулированию состояния популяций животных на особо охраняемых природных территориях, переданных в пользование юридическим или физическим лицам, осуществляется этими лицами.

ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 25. Государственный контроль

Государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется:

  • Органами внутренних дел, в том числе их специализированными подразделениями по охране окружающей среды (а также по обеспечению безопасности дорожного движения и на транспорте в пределах их компетенции).
  • Органами государственного экологического контроля (включая органы охраны водных и лесных ресурсов в пределах их компетенции).
  • Органами государственного ветеринарного надзора.
  • Органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Органами государственного управления в пределах их компетенции.

При осуществлении полномочий, в пределах своей компетенции, представители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона, имеют право:

  • посещать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения;
  • проверять документы на право ведения деятельности, предусмотренные настоящим Законом;
  • составлять акты проверки, протоколы, иски за причинённый ущерб;
  • посещать места содержания и использования животных;
  • назначать государственную экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением её заключения;
  • требовать устранения выявленных недостатков, давать, в пределах предоставленных прав, указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
  • выдавать предписания и проверять их исполнение;
  • осуществлять доставление в милицию, в соответствии с законодательством, административное задержание подозреваемых лиц, и изъятие животных, незаконной продукции, сырья и средств совершения правонарушения;
  • привлекать, в установленном порядке, виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд.

Статья 26. Общественный контроль

При осуществлении общественного контроля граждане и представители общественных организаций имеют право:

  • требовать прекращение противоправных действий;
  • получать от организаций в установленном законом порядке полную информацию, касающуюся содержания и использования животных;
  • сообщать в органы, уполномоченные привлекать к ответственности за нарушение требований настоящего Закона, о выявленных правонарушения.

Соседей понять можно. Никому не захочется вдыхать неприятный запах, натыкаться на экскременты животных во время прогулок в парке или на детской площадке, иметь дело с агрессивной собакой.

Каких правил стоит придерживаться собаководам, чтобы избежать этих проблем? Какие условия необходимо создавать кошкам и собакам для их нормального существования в квартире, либо частном доме? Существует ли в РФ закон о выгуле собак, и о содержании животных в частном секторе или в многоквартирном доме? Попробуем разобраться.

Животное в доме

Домашнее животное в доме – это, прежде всего, большая ответственность, и за нарушение правил содержания собак и кошек, их хозяина ждет административное наказание .

Они живые, требующие постоянного ухода, внимания, заботы.

Их нельзя отодвинуть в сторонку, забыть на время или выбросить на улицу. Домашнее животное всегда зависимо от своего хозяина.

Собаки

Владелец собаки ответственен за жизнь своего подопечного.

Важно заботиться о здоровье собаки. Вовремя проводить вакцинацию , чтобы не допустить распространение болезни, лечить по необходимости.

Ветеринарная помощь должна быть оказана безотлагательно.

Если обнаружен случай заражения собаки бешенством, хозяин должен сообщить об этом в ветеринарные службы, чтобы не допустить распространения болезни.

Также не подходят помещения, где:

  • радиоактивные излучения;
  • чрезмерные химические излучения;
  • уровень пыли выше санитарных норм.

Хозяин собаки не имеет право натравливать своего питомца на других животных или людей, кроме случаев, когда есть реальная опасть здоровью и жизни человека.

Договор купли-продажи стоит хранить всегда. В случаях, если кто-то попытается оспорить принадлежность животного, именно этот документ станет доказательством права собственности.

Паспорт родословности для обычной жизни не нужен. Его требуют для участия во всевозможных конкурсах и соревнованиях.

Кошки

Кошка более социализирована в отличие от собаки и ее содержание не представляет особых трудностей.

Они обычно достаточно чистоплотные животные, самостоятельно заботящиеся о состоянии своего тела.

Но физический и психический дискомфорт может полностью поменять ее поведение. Поэтому стоит сразу же насторожиться, если кошка резко меняет свой привычный образ жизни.

Сбалансированное и правильное питание – залог здоровья питомца. Кошка нуждается в специальной еде , а не в объедках со стола.

Нарушения содержания

Основным правовым актом, регулирующим появление дома животного, является Гражданский кодекс , где собака либо кошка проходит как предмет сделки.

Уголовный кодекс предполагает ответственность за жесткое обращение. Статья 245 УК РФ предусматривает наказание тем, кто своими хулиганскими действиями, садистскими наклонностями, корыстными побуждениями причиняют увечье животным либо доводят их до гибели.

Статья 245. УК РФ. Жестокое обращение с животными

  1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
  2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 241 Гражданского кодекса защищает животных от негуманного отношения. Если собственник не ухаживает за своим питомцем надлежащим образом, его могут изъять путем выкупа после соответствующего решения суда.

Статья 241. ГК. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом.

Статьи 230-232 ГК защищают безнадзорных животных.


Хозяин собаки всегда должен обеспечивать безопасность окружающих.

На прилегающей территории, в помещении, где содержится животное необходимо поддерживать чистоту, порядок.

В противном случае владельца можно привлечь к административной ответственности на основании статьи 6.3. КоАП РФ , в которой рассмотрены вопросы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статья 6.3. КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правила и нормы содержания

Собак

Городская квартира не самое лучшее место для собаки. Ограниченное пространство оказывает серьезное влияние на психическое состояние питомца. Данная проблема актуальнее всего для крупных пород, собак с бойцовскими навыками.

Животное нуждается в ежедневном выгуле . Пятиминутная вылазка один раз в день для собаки недостаточна.


А ведь хозяева при уходе с квартиры нередко запирают своих питомцев на балконе, еще больше сужая возможности их передвижения.

Лай собак сильно мешает соседям.

Заведя животное нужно помнить, что хозяин должен сделать все необходимое для обеспечения тишины и покоя окружающих.

Места общего пользования не предназначены для содержания собак.

В городе

Разрешен только в намордниках . Запрещено прогуливаться с животными на детских, спортивных площадках.

При выгуле необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Дети младше 14 лет не могут выгуливать собаку весом более 15 килограммов .
  2. Один человек одновременно может выгуливать только две собаки .
  3. Расстояние от подъездов более 30 метров . Такое же расстояние должно быть от толпы людей. Ближе выгуливать животное запрещено.
  4. Пересекая проезжую часть, идя по тротуару, животное держат на привязи .
  5. Заходя в общественный транспорт, собаку помещают в корзину либо сажают на поводок .

В частном секторе

Загородный дом предпочтительнее для животного. Будет ли собака беспрепятственно передвигаться или сидеть на привязи – это решать хозяину.

Но необходимо учитывать, что если прогулки питомца не ограничены, его могут подстерегать опасности почти на каждом шагу.

При этом непривязанная собака, особенно агрессивная, не прошедшая дрессировку представляет опасность для окружающих.

Если она нанесет увечье человеку, то хозяин будет нести ответственность и заплатит штраф .

Особенности содержания в России

В РФ собаки и кошки являются предметом гражданско-правовой сделки. Их также покупают, продают как любое движимое имущество. Выходит, что нет разницы в продаже того же телевизора или собаки. С юридической точки зрения они равны.

Во многих странах, в отличие от России, собак подвергают обязательной регистрации . Особенно данная практика распространена в США.

Прививочная карта также не обязательна. Хотя без нее выезд во многие страны будет закрытым.

У нас не лимитировано количество животных, которых можно содержать в жилом помещении. Их нельзя отбирать, даже по решению суда, только выкупать.

Кошек

В многоквартирном доме (в квартире)


Кошки обычно более чистоплотны, чем собаки и нанести серьезный урон жилому помещению не могут.

Их проживание редко мешает соседям, так как они не производят сильный шум.

Но при ненадлежащем уходе за животным запах мочи, фекалий разносится за пределы жилого помещения. Особенно если кошка не приучена к туалету.

Проблемы с ободранной мебелью тоже довольны часты.

В России не определено, сколько кошек можно содержать в одной квартире.

Но превращать жилое помещение в питомник по выведению животных все же не стоит. Квартиры для этого не предназначены.

В городе

  1. Кошка, оказавшаяся без сопровождения в общественном месте, подлежит отлову .
  2. Нельзя разводить кошек ради их мяса , либо шкуры.
  3. Если кошка поцарапает, покусает человека, хозяин обязан доставить животное для осмотра по подозрению в бешенстве.
  4. В общественном транспорте кошку возит в специальной корзинке .

В частном секторе

Кошки в частном доме представлены сами себе. Они свободно гуляют по территории, заходят в чужие владения. Не обученная кошка порой нападает на мелкий домашний скот соседей.

Владельцу придется возместить нанесенный ущерб в денежном эквиваленте, либо в натуральном виде.

В частном секторе кошек редко стерилизует, из-за чего возникает проблема с потомством. Куда деть многочисленных котят – дело хозяина. Но решение должно быть гуманным.

Санитарные нормы

Обязательны к соблюдению все ветеринарные, санитарно-эпидемиологические требования:


  1. не выбрасывать трупы животных в общий мусор;
  2. вовремя убирать все экскременты;
  3. проводить своевременную вакцинацию для недопущения распространения инфекции;
  4. обеспечивать тишину;
  5. не выгуливать больных животных;
  6. содержать животных в специально отведенных местах.

При ненадлежащем содержании животных хозяин подвергается административной, уголовной, либо гражданской ответственности.

Наказание и ответственность за нарушение правил

Нужно помнить, что ответственность за содержание собак и кошек всегда несет их хозяин .

Если вдруг собака нападает на человека, то его владельца можно привлечь и затребовать компенсацию за причиненный вред.

Причем не только материальный, но и моральный. Кроме того, собаковода заставят оплатить все лечение пострадавшего.

Изначально за нарушение правил содержания собак и кошек предусмотрена ответственность в виде предупреждения . При более серьезных проступках штраф . Размеры штрафов пока не утверждены, так как закон пока существует только в виде проекта.

Полноценное содержание кошек и собак в жилых помещениях исключит возможные проблемы с соседями. Неприятностей с законом при соблюдении правил ухода также можно избежать.

А вот неправильное содержание любого домашнего животного чревато проблемами для его хозяина. Пусть законопроектов, регулирующих данный вопрос в полной мере, еще не существует. Обсуждения ведутся. Проект прошел первое чтение. Значит в скором времени кошатниц, содержащих в своих крохотных квартирах по 10 питомцев, можно будет приструнить.

Полезное видео

О старых и новых правилах содержания домашних животных, смотрите в видео ниже.

Проект

Закон

в городе Москве

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при содержании кошек и собак в городе Москве, устанавливает правила их содержания.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) собственник кошки или собаки – лицо, осуществляющее права владения, пользования и распоряжения в отношении кошки или собаки, в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;

2) безнадзорные кошки или собаки – кошки или собаки, имеющие собственника и временно выбывшие из попечения собственника, а также кошки или собаки, не имеющие собственника;

3) приюты для кошек и собак – объекты, предназначенные для содержания кошек и собак и находящиеся в государственной, частной и иных формах собственности;

4) умерщвление кошки или собаки – быстрое и безболезненное прекращение жизни, осуществляемое ветеринарным специалистом в соответствии c федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы;

6) выгул (выгуливание) собаки – временное нахождение собаки в присутствии ее владельца либо лица, его заменяющего, на открытом воздухе вне мест постоянного содержания в целях удовлетворения физиологических потребностей собаки и гармоничного развития.

Статья 2. Правовое регулирование содержания кошек и собак в городе Москве

Правовое регулирование содержания кошек и собак в городе Москве осуществляется в соответствии с федеральным законодательством в области охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественного порядка, ветеринарии, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Принципы содержания и защиты кошек и собак в городе Москве

К принципам содержания и защиты кошек и собак относятся:

1) применение в отношении животных принципов гуманизма;

2) ответственность органов государственной власти города Москвы за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

4) недопущение жестокого обращения с кошками и собаками;

5) учет, регулирование численности кошек и собак, платность услуг, оказываемых в связи с их содержанием;

6) соблюдение собственниками кошек и собак установленных санитарных, ветеринарных и зоогигиенических требований при содержании кошек и собак;

2. Должностные лица уполномоченного органа, осуществляющие государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона, при осуществлении своих полномочий имеют право:

1) получать полную и достоверную информацию, касающуюся содержания кошек и собак;

2) составлять акты по результатам проверки и протоколы об административном правонарушении;

3) привлекать виновных лиц к административной ответственности в установленном порядке;

4) осуществлять иные действия в пределах компетенции органов исполнительной власти города Москвы.

Статья 18. Общественный контроль за соблюдением требований настоящего Закона

1. Граждане, общественные объединения и иные некоммерческие организации вправе участвовать в подготовке решений органов исполнительной власти города Москвы по вопросам надлежащего содержания кошек и собак.

2. Гражданам, выполняющим функции общественных инспекторов по контролю соблюдения настоящего Закона (далее – инспекторы), уполномоченным органом выдается удостоверение установленного образца. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными инспекторами и наделения граждан полномочиями инспекторов, устанавливается Правительством Москвы.

3. При осуществлении контроля общественные инспекторы имеют право:

1) получать в установленном порядке от юридических и физических лиц информацию, касающуюся вопросов содержания кошек и собак;

2) обращаться за содействием в соответствующие органы исполнительной власти города Москвы и в органы внутренних дел (милицию) при выявлении фактов ненадлежащего обращения с кошками и собаками и их содержания;

3) принимать участие в составлении должностными лицами уполномоченного органа актов по фактам нарушения требований настоящего Закона.

Глава 7. Заключительные и переходные положения

Статья 19. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона

Нарушение требований настоящего Закона влечет за собой административную и гражданско-правовую ответственность в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Приложение

к Закону города Москвы

Перечень

пород собак, представляющих угрозу для людей и других животных

2. Акабаш. (акбаш)

3. Американский питбультерьер.

4. Американский стаффордширский терьер.

5. Анатолийский карабаш.

6. Английский мастиф.

7. Бельгийский мастиф.

8. Бордоский дог.

9. Бульмастиф.

10. Бультерьер.

11. Восточноевропейская овчарка.

12. Горская гончая. (горная собака Бали)

13. Грецкая овчарка. (греческая)

14. Доберман Владека Рошины.

15. Доберман-пинчер.

16. Ирландский волкодав.

17. Кавказская овчарка.

18. Канарская собака (перро де пресо канарио).

19. Кангал.

20. Канекорсо.

21. Кенгуровая собака.

22. Карельская медвежья собака.

23. Лангедокская пастушья собака.

24. Леопардовая гончая.

26. Маремма (мареммано-абруццкая пастушья собака).

27. Московская сторожевая.

28. Немецкая овчарка.

29. Немецкий дог.

30. Овчарка Дауфмана.

31. Ризеншнауцер.

32. Ротвейлер.

33. Румынская овчарка.

34. Среднеазиатская овчарка.

35. Супердог и його помесь с майконгом. ?

36. Тоса-ину (японская бойцовская собака).

37. Фила бразильеро. (фила бразилейро)

38. Черный терьер.

39. Шарпей (китайская бойцовская собака). (шар пей)

40. Южнорусская овчарка.

Одним из главных правил проживания в многоквартирном доме является использование жилого помещения по назначению, не нарушая санитарных норм и интересов других граждан.

Часто темой конфликтов становятся домашние животные , чье проживание в квартире далеко не всегда соответствует законодательным требованиям.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Какими законами регулируется этот вопрос?

Следует отметить, что вопросы относительно проживания животных и их правильного содержания недостаточно урегулированы в российском законодательстве, что часто приводит к конфликтам и даже судебным тяжбам.

Основные законодательные акты, при помощи которых осуществляется правовое регулирование отношений по содержанию домашних животных:

  • Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» ;
  • ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» .

На данный момент разработан (но пока не утвержден) законопроект, который посвящен содержанию домашних животных — «Закон об ответственном обращении с животными».

Некоторые отдельные положения, регулирующие правила использования жилых помещений и проживания в них животных, содержатся в Жилищном, Гражданском и Административном законодательстве.

Местные органы власти субъектов РФ вправе утверждать свои законодательные акты относительно правил проживания домашних животных в квартирах .

Это могут быть правила, положения или требования, принятые отдельным органом исполнительной власти и не противоречащие федеральному законодательству.

Какие питомцы относятся к домашним?

Четкого понятия «домашние животные» в законодательстве не содержится.

Каких домашних животных можно завести в квартире? Гражданин может завести как привычных кота или собаку, так и экзотическое животное – тигра, аллигатора, питона.

Прямых запретов относительно возможности содержания таких животных в законе не содержится, главное – чтобы его проживание в квартире не противоречило правилам общежития .

  1. Его нужно обязательно зарегистрировать (на некоторых животных выдается ветеринарный паспорт);
  2. Животное должно быть привито от бешенства ;
  3. В отношении домашнего питомца должны применяться необходимые профилактические мероприятия (обработка от блох, лишая и других опасных болезней).

В случае несоблюдения этих требований животное не будет считаться домашним, а в отношении его хозяина будет применена определенная ответственность .

Основные требования, отмеченные в законодательстве, которые касаются содержания домашних животных:

  • Животное должно проживать в квартире хозяина – использовать для этих целей помещения общего пользования (подъезд, коридор, лестничную клетку) нельзя.
  • Запрещается относиться к животному с жестокостью, наносить ему увечья или другой вред. Хозяин должен относиться к питомцу надлежащим образом, обеспечивать уход за ним, кормить и ухаживать.
  • Если по вине животного другому человеку будет нанесен имущественный вред, то возмещать его будет хозяин. Помимо оплаты ущерба, к нему будет применен еще и административный штраф.
  • Владелец животного должен следить, чтобы его питомец не напал на человека или другое животное и не причинил им вреда. В противном случае его также ждет ответственность, причем вне зависимости от того, напало ли животное само или его спровоцировали. Также запрещается угрожать питомцем и натравливать его на людей.
  • За поведением питомца в общественных местах нужно тщательно следить . Нельзя, чтобы собака находилась в транспорте, магазине, на детских и спортивных площадках без поводка и намордника. Под запретом также находится использование таких мест животным в качестве туалета. Если последнее произошло, то хозяин должен принять меры по устранению последствий такого события.
  • Если у хозяина имеются основания полагать, что его питомец болен и может быть опасным для окружающих, он должен немедленно принять меры по изоляции животного и доставить его к ветеринару .
  • В жилых помещениях запрещается организовывать приюты и питомники для животных , особенно если это нарушает санитарно-эпидемиологические правила и требования.

В случае смерти животного хозяин также должен принять необходимые меры и обеспечить его надлежащее захоронение (или другой допустимый вид утилизации).

При несоблюдении этих правил к гражданину может быть применена определенная ответственность – от административной (в большинстве случаев это штраф) до уголовной.

Проблемы содержания животных в квартире

В большинстве случаев квартира – это не самое подходящее место для содержания животных .

Для небольших питомцев (кошек или маленьких собак) такое приемлемо, то крупные животные точно не смогут быть обеспечены всем необходимым для нормального проживания.

Особенно это касается содержания пород собак крупного размера – например, бойцовских. Таким животным нужно много места и возможность свободно передвигаться, что в условиях проживания в квартире с трудом осуществимо.

Небольшое пространство и отсутствие полноценных прогулок негативно сказываются на психологическом состоянии собаки, что может привести к самым неожиданным последствиям .

Также собаки могут причинять беспокойство соседям своим лаем – это является нарушением правил соблюдения тишины, поэтому хозяин должен максимально устранить этот фактор.

Что касается кошек, то их содержание намного проще и больше подходит для квартиры, но только при условии, что хозяин следит за ними и поддерживает чистоту в помещении .

Главное негативное последствие проживания кошек (особенно если их много и они не приучены к лотку) – это очень неприятный запах, который распространяется не только в квартире, но и за ее пределы. Такая ситуация является прямым нарушением санитарных норм и может стать основанием для подачи соседями судебного иска.

Ответственность за нарушения

В зависимости от степени тяжести нарушения в содержании животного к его владельцу может быть применена различная ответственность – от административной до уголовной. Конкретные меры наказания могут быть следующими:

  1. Если нарушение совершено впервые, то чаще выносят предупреждение .
  2. Административный штраф – самый частый вид наказания, который применяется в большинстве случаев. В зависимости от тяжести проступка и наступивших в результате него последствий владелец может быть оштрафован на сумму от 500 до нескольких тысяч рублей.
  3. Что касается уголовной ответственности , то она может наступить, если по вине животного другому человеку будет нанесен физический вред. В этом случае хозяина ожидает наказание по ст. 118 п.1 УК РФ – это будет либо штраф, либо обязательные работы или даже тюремное заключение .

Пострадавшие в результате поведения животного могут потребовать с его хозяина компенсации – как материальной (за возмещение конкретного ущерба), так и моральной.

Сумма такой компенсации определяется либо добровольно сторонами, либо в судебном порядке .

Граждане, проживающие , имеют полное право содержать в своем жилье животное – законом это не запрещается.

Нет каких-либо ограничений на виды животных, которые могут жить в квартире, главное – чтобы их проживание не нарушало интересы других граждан .

В Калининграде разработали новые правила содержания домашних животных. Городские власти хотят запретить содержать в жилых помещениях многоквартирных домов больше двух животных. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.