Занятие по экологии для дошкольников: «Чистый и загрязнённый воздух. Конспект "что такое воздух" Что такое воздух для детей объяснение

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

2. Обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, легкий.

3. Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка.

Материал: Вода.

Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, пластиковая бутылка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, воздушные шары, воздушный шарик на веревочке.

Логика НОД:

Организационный момент. Загадка.

Мы его не замечаем,

мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

он ведь нам необходим…

Введение персонажа Воздушарик.

Появляется Воздушарик (шарик голубого цвета с нарисованным на нём лицом).

Здравствуйте ребята, я Воздушарик. Я пришёл к вам из страны, которая называется Воздух, за помощью. Жители нашей страны беспокоятся об охране окружающей среды на нашей планете, на планете Земля. А главное – об охране воздуха на нашей планете. Жители нашей страны хотят знать, что вы знаете о нашей стране, которая называется Воздух. Что делать, чтобы воздух был чистым? Что вы знаете о значении чистого воздуха для нашего здоровья? Ветер-это хорошо или плохо?

Запись «шум ветра»: Воздушарика уносит ветром.

Перед детьми ставиться исследовательская задача – предлагаем детям с помощью разных предметов доказать, что нас окружает воздух. Дорога будет далёкая и сложная. На пути нас ждут испытания.

1 испытание: «Почувствуй воздух»

Можно ли узнать, есть воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)

Подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Предлагаем детям взять лист картона и помахать им у своего лица. Что вы чувствуете? Картонка заставляет воздух двигаться, и мы ощущаем его дуновение на своей щеке.

Вывод: чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.

Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

2 испытание: «Воздух внутри нас»

Воспитатель предлагает перейти детей к столам. На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и трубочки.

Что вы видите в стаканчиках?

Возьмите трубочки и подуйте в нее. Что происходит?

Вывод: воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. (Показ)

Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,

(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)

Закачалось деревцо,

(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево) .

Ветерок всё тише, тише,

(замедлять раскачивание)

Деревцо всё ниже, ниже

(приседать, постепенно опуская руки)

3 испытание: «Воздух есть в любых предметах»

Предлагаем детям положить горошинку в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки.

Вывод: в горошинках есть воздух.

А можно ли оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух.

Вывод: Мы не только нашли воздух, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.

4 испытание: «Поймай воздух».

Предлагаем детям взять полиэтиленовые пакеты. Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (толстый, надутый). Почему он стал таким? Что заполнило пакет?

Вывод: Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять емкости.

5 испытание: «Увидеть воздух»

Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая пластиковая бутылка. Как вы думаете, есть ли воздух в бутылке? Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить бутылку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в бутылку? А теперь слегка наклоните бутылку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились?

Вывод: Вода вытеснила воздух из бутылки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

6 испытание: Воздушная гимнастика «Шарик».

Дети надувают шарик - широко разводят руки в стороны, глубоко вдыхают воздух носом, выдувают его в воображаемый шарик через рот. Затем по хлопку воспитателя шарик лопается - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух, произносят звук «ШШШ» (проводится 2 раза) .

Воздушная гимнастика полезна для нашего здоровья?

Вывод: Воздушная гимнастика полезна - наши легкие наполняются кислородом.

7 испытание: «Без воздуха не прожить»

Под запись песни «Весёлый ветер» дети подходят к мольберту со схемами некоторых свойств воздуха (перечёркнутый нос, рот, цвета, глаз) .

Предлагаем детям зажать нос и рот.

Как мы себя чувствуем?

Значит, для чего нужен воздух?

Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал?

А как вы думаете, где живет воздух?

Вывод: воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.

Вы справились со всеми заданиями. Нам пора возвращаться в группу, может там нас с вами ожидает Воздушарик.

8 испытание: «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?»

Воздушарика нет и здесь, а всё потому, что мы не ответили ещё на вопрос «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?» Для того чтобы воздух в нашей группе был чистым, нам следует проветривать помещение, выращивать комнатные растения, делать уборку в группе (только после ответов детей вывешиваются картинки на мольберт с изображением оборудования, которым убирают комнату, открытое окно, комнатное растение) .

А чистота воздуха влияет на наше здоровье? И как?

Вывод: Воздух всем необходим, без него нет жизни.

Рефлексия: Под запись песни «Цветные сны», появляется Воздушарик.

Что интересного мы с вами узнали о воздухе?

Какой он?

Что вам понравилось больше всего?

Воздушарик дарит подарки – воздушные шарики, за хорошие знания детей.

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

О том, как они влияют на чистоту воздуха. Воспитывать отрицательное отношение к причинам, загрязняющим воздух, и способах борьбы с ними.

Материал: две картины (на одной изображён город — дымят фабрики, движущиеся автомобили, на другой – красивый пейзаж с изображением опушки леса).

Ход занятия по экологии

Раздаётся стук в дверь и воспитатель вносит посылку.

Воспитатель. Дети, к нам пришла посылка от художника. Посмотрим, что в ней (достаёт картины). Летом художник много путешествовал. Он побывал в разных городах и на лоне природы. Ребята, как вы думаете, можно ли по изображённым сюжетам догадаться, где художнику лучше отдыхалось?

Предполагаемые ответы детей. В лесу, на природе было лучше, там тихо, красиво; в городе хуже – там шумно и много машин.

Воспитатель: А где чище воздух и легче дышится?

Ответы детей. В лесу, у реки, на лоне природы…

Воспитатель. Да, ребята, вы правы. В городе воздух загрязнён. Радиационный фон образуется из-за большого количества машин, фабрик, заводов, которые выбрасывают в воздух ядовитые отходы – маленькие вредные частицы, которые называются радионуклидами. Мы их не видим глазами и не ощущаем носом, но они очень вредны для нашего здоровья. Ребята, что бы вы посоветовали сделать, чтобы воздух в городе стал чище?

Предполагаемые ответы детей. Нужно закрывать заводы и фабрики, нужно все машины отремонтировать и т.д.

Воспитатель. Однако вот какая ситуация. Заводы и фабрики закрывать нельзя – на них изготавливают то, что необходимо людям: металл, мебель, строительные материалы, одежду, обувь, игрушки и т.д. Однако есть один выход, на фабриках и заводах нужно устанавливать очистительные фильтры, которые будут задерживать загрязняющие воздух вещества и охранять жителей города от вредных радионуклидов. Дети, как вы думаете, почему на природе в лесу, на лугу, у реки) легче дышится?

Ответы детей. Там свежий, чистый воздух, потому что нет рядом машин, фабрик и заводов.

Воспитатель. Правильно, в лесу больше кислорода. Это . Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Ответы детей. Да, дерево — живо существо. Оно дышит, питается, растёт.

Воспитатель. А вы знаете, что дерево дышит листьями? Оно вбирают в себя грязный, заражённый воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт обратно кислород – чистый воздух, необходимый для жизни людей и всех живых существ. Чем больше деревьев, тем больше кислорода. Как можно назвать растения?

Предполагаемые ответы детей. Наши помощники, спасатели, защитники, друзья.

Воспитатель. Ребята, попробуйте догадаться, что нужно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух?

Ответы детей. Посадить побольше деревьев, кустарников, трав, цветов; не ломать и не губить деревья и другие зелёные насаждения.

Воспитатель. А как вы думаете, что происходит с человеком, который долго не бывает на свежем воздухе?

Ответы детей. Он плохо себя чувствует, у него болит голова, плохое настроение.

Воспитатель. Правильно. Прогулки на свежем воздухе укрепляют наше здоровье. Но не везде на улице одинаково чистый воздух. Лучше гулять в лесной зоне, в парках, скверах, подальше от автомобильных дорог и заводов. А ещё нужно есть побольше продуктов, в которых содержится йод (например, морскую капусту, рыбу), потому что его боятся радионуклиды.

После длительных прогулок и игр на свежем воздухе необходимо принимать душ, протирать свою обувь влажной тряпочкой, проветривать одежду и тогда вредные частицы радионуклиды вам будут не страшны.

В конце занятия можно организовать подвижную игру «Радионуклиды и люди» в процессе которой дети разбиваются на две группы: одна – «люди»; вторая – «радионуклиды». Люди по сигналу догоняют «радионуклидов» и запирают в «реактор». Чем больше будет поймано «радионуклидов», тем выше результат игры.

Елена Турыгина
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Что такое воздух?»

Задачи :

Дать детям представление о том, что такое воздух , что он необходим человеку для дыхания.

Познакомить со свойствами воздуха (прозрачный, легкий, невидимый, не имеет запаха) .

Дать детям представление о том, как образуется ветер (ветер – это потоки воздуха ) .

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

1. Игры с шариками.

Ход игры : дети стоят полукругом, вносятся 2 воздушных шара : красный надут сильнее, синий слабо.

Давайте, ребята, поиграем с шариками.

Какими шариками играть лучше?

Какой легче отбивать?

Что находится внутри шариков? (воздух )

Какой еще воздух ? Я ничего не вижу. А вы видите воздух ?

А почему, как вы думаете?

Получается : воздух какой ? (прозрачный, бесцветный, невидимый) .

Внутри шариков – воздух , красный надут сильнее, в нем больше воздуха и шарик получился упругим, легко отбивается, летает и плавно опускается. А синий – мягкий, в нем мало воздуха .

Что нужно сделать с синим шариком, чтобы с ним тоже можно легко играть? (надуть побольше) .

2. Игра «Поймай шарик»

Я надую шарик, а конец завязывать не буду, когда отпущу шарик, воздух начнет выходить и шарик будет летать, а мы его попробуем поймать.

Как вы думаете, а откуда воздух взялся в шариках ? (Мы надували шарик, выдыхали воздух )

Значит в нас есть воздух , мы его вдыхаем и выдыхаем.

А как проверить, что в нас есть воздух ?

Сейчас каждый из вас выберет свой вариант проверки.

(На столах трубочки, стаканчики с водой, перья) .

Если опустим трубочку в воду и тихонько подуем в нее, то что происходит? (Появляются пузырьки)

А откуда появились пузырьки в стакане, ведь в нем была только вода? (Пузырьки это воздух , который находится внутри нас)

Мы сначала вдыхаем воздух через нос , потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Если подуем на перышки, они взлетают от потока воздуха . Все это говорит о том, что в нас есть воздух .

Ребята, а как выдумаете, нам нужен воздух ?

А для чего нам нужен воздух ?

Закройте рот и нос. Мы сможем дышать? (Нет)

Когда мы выдыхаем воздух , он похож на ветерок. А можно ли увидеть ветер? (Нет, он невидим, мы сможем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит облака по небу, поднимает мусор, песок на дороге)

Ветер – это потоки воздуха .

3. Игра «Ветерок»

Раздаются листы картона, на пол высыпаются бумажные салфетки или сухие листья. При помощи картона (взмахами) сделать ветер, размести листья.

Движение воздуха мы можем ощутить . (Предлагаю помахать на лицо)

Мы знаем, что воздух какой ? (прозрачный, а чтобы его увидеть, его можно поймать.

Берем целлофановые пакеты, что в них? (они пустые)

Теперь мы набираем в пакет воздух и закрываем его .

Что произошло с пакетом? (Он стал выпуклым, изменил форму)

Почему? (Он наполнился воздухом )

На что он похож? Кажется, что он похож на подушку.

Давайте рассмотрим через него предметы, еще раз убедимся, что воздух прозрачный .

Мы с вами смогли поймать воздух и заперли его в мешочке, а теперь выпустим воздух .

Делаем вывод : воздух есть вокруг нас .

А чем воздух пахнет ?

Посмотрите, у меня есть красивая баночка. Сейчас мы с вами угадаем, что в ней лежит, а угадывать будем по запаху.

Чем пахнет? (Конфетами)

Я люблю конфеты, а вы?

Тогда подставляйте ладошки , я буду насыпать.

А где же конфеты? Баночка пустая, а пахнет. Как так происходит?

Оказывается это воздух виноват , он присваивает себе чужие запахи. Чистый воздух ничем не пахнет , запах ем придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Вот и в нашей баночке когда-то лежали конфеты и воздух , который находится в этой баночке, забрал себе запах этих конфет.

Мы с вами знаем, что воздух прозрачный , невидимый, что мы им дышим, он находится вокруг нас, а что же такое воздух ?

Возьмите в руки камень и сожмите его. Какой он на ощупь? (Твердый)

А можно ли взять в руку воздух и сжать его ? (Нет)

Значит воздух не твердое тело .

Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой. Что умеет делать вода? (Течь)

Вода это что? (Жидкость)

А воздух можно переливать из стакана в стакан? (Нет)

Значит воздух не жидкость .

- Воздух нельзя сжать в руке , он не твердое тело, воздух не течет , его нельзя пить, значит он не жидкость. Делаем вывод : воздух – это газ .

Алия Шамсиева
Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?» Видео

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект

образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности

Тема : Что такое воздух ?

Разработала :

Шамсиева А. Р.

Бугульма 2016г.

Цель : развивать у детей представления о свойствах воздуха , путём экспериментирования.

Задачи : - учить детей слушать , отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать;

Развивать познавательную активность , любознательность, внимание, наглядно – образное мышление;

Обогащать словарь детей : соломинка, невидимый, упругий, лёгкий.

Интеграционные области : познание , здоровье, социализация, труд, коммуникация.

Методические приёмы : игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Материал : вода.

Оборудование : полиэтиленовые пакеты, ёмкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинами, трубочки для коктейля, воздушные шары , акварель, кисточки, листы белой бумаги.

Методы и приёмы :

1. Наглядные :

Наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения рисования, зрительные ориентиры) .

2. Словесные :

Объяснения, пояснения;

Вопросы к детям и поиск ответов;

Словесная инструкция.

3. Практические :

Выполнение опытов;

Самостоятельное выполнение рисования нетрадиционным способом.

Аппаратное обеспечение : проектор.

Предметно-развивающая среда : группа оформлена под лабораторию.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов :

реализация УМК по обучению дошкольников двум государственным языкам РТ.

Ход совместной деятельности:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем.

Дети : Воздух .

Воспитатель : Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен ?

Дети : Чтобы дышать и жить.

Воспитатель : Правильно, воздух нам необходим для жизни, а ещё растениям и животным. Сегодня мы узнаем много нового о воздухе .

Опыт №1. «Без воздуха не прожить » .

Воспитатель : Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем?

Дети : Мы себя чувствуем плохо. Не хватает воздуха .

Воспитатель : Значит, для чего нужен воздух ?

Дети : Чтобы дышать.

Воспитатель : Правильно. Почему мы проветриваем группу , раздевалку, музыкальный зал?

Дети : Чтобы мы могли дышать свежим воздухом .

Воспитатель : А как вы думаете, где живёт воздух ? (ответы детей ) . Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, лёгкий.

А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас ?

Дети : Мы должны его почувствовать.

Опыт №2. «Почувствуй воздух » .

Воспитатель : Подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Дети : Холод.

Воспитатель : А теперь возьмите опавшие листочки под деревом и подуйте на него. Что с ним происходит?

Дети : Шевелится, колышется. Как будто от ветра.

Воспитатель : Значит, чтобы почувствовать воздух , надо привести его в движение. Так что же происходит в природе, когда движется воздух ?

Дети : Ветер.

Опыт №3. «Воздух внутри нас » .

Воспитатель : А сейчас, ребята, я вам предлагаю пройти в лабораторию. А мы с вами будем юными исследователями.

Что вы видите на столе?

Дети : стаканчики с водой и коктейльные трубочки.

Воспитатель : Возьмите трубочки и подуйте в воду. Что происходит?

Дети : Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри . Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.

Опыт №4. «Воздух есть в любых предметах» .

Воспитатель : А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит?

Дети : от них идут пузырьки.

Воспитатель : Это значит, что в горошинках есть воздух .

А теперь, можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины? Что нам может помочь?

Дети : Воздух .

Воспитатель : Правильно, воздух . Что нам надо для этого сделать?

Дети : Подуть в трубочки.

Воспитатель : Что происходит?

Появились пузырьки – это воздух . Мы снова его увидели .

А что же делают наши горошины?

Дети : Они двигаются.

Воспитатель : Что же нам помогло оживить горошины?

Дети : Воздух .

Воспитатель : Да, конечно же, воздух .

Мы не только его нашли, но и увидели , как он заставил горошины двигаться. Молодцы!

Физминутка.

Я с утра сегодня встал (потянуться)

С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)

Начал дуть я и смотреть (сделать руки в трубочку и дуть)

Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в сторону)

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и хлопнуть)

Лопнул шарик, мой дружок.

Опыт №5. «Поймай воздух » .

Воспитатель : Ребята, пройдёмте к следующему столу. Что мы видим на столе?

Дети : Полиэтиленовые пакеты.

Воспитатель : Возьмите эти пакеты в руки. Какие они?

Дети : Пустые, мятые.

Воспитатель : Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся.

Какой стал пакет?

Дети : Толстый, надутый.

Воспитатель : Почему он стал таким? Что заполнило пакет?

Дети : Воздух .

Воспитатель : Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели , что он может заполнять ёмкости.

Опыт №6. «Увидеть воздух » .

Воспитатель : А теперь пройдёмте к следующему столу. Что вы видите на столе?

Дети : Пустую банку и ёмкость с водой.

Воспитатель : Как вы думаете, есть ли воздух в пустой банке ? (ответы детей ) .

Можно ли это доказать?

Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать её ровно вода в неё не попадает.

Что же не пускает воду в банку?

А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды.

Что появилось?

Дети : Пузыри.

Воспитатель : Как вы думаете, почему они появились? (ответы детей ) .

Вода вытеснила воздух из банки , заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей .

Рисование. Нетрадиционный способ рисования – кляксография.

Воспитатель : А вы знали, ребята, что при помощи воздуха можно и рисовать ? Посмотрите на мой рисунок, я это нарисовала при помощи воздуха и вот , что у меня вышло (показываю рисунок) . Что вы видите на рисунке? (ответы детей ) . Верно, мои кляксочки похожи на дерево и веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами научимся при помощи воздуха , красок и трубочки рисовать чудесные картины. Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показываю технику кляксографии : капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники).

Молодцы ребята! Получились очень красивые картины.

Рефлексия.

Воспитатель : О чём мы сегодня говорили? воздухе ) . Что интересного мы с вами узнали о воздухе ? Какой он? (невидимый, прозрачный, лёгкий, нужный для жизни) . Что вам понравилось больше всего?

Знаю, что вы все эти фокусы покажите друзьям. А я вам приготовила сюрприз. Но чтобы получить сюрприз надо отгадать загадку.

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Правильно! Это воздушный шар ! Держите ваш сюрприз и поиграйте.

Публикации по теме:

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами живой природы. Задачи: - Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Воздух-невидимка» Задачи: 1. Формировать у детей представление.

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный воздух» для детей с ОНР подготовительной группы Конспект ООД по экспериментально - исследовательской деятельности «Волшебный воздух» для детей с ОНР в подготовительной группе Инна Николаевна.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Превращение» Конспект по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы. Подготовила Сочкова. Н. П. Тема: «Превращение» Интеграция.