Ребенок не хочет спать днем комаровский. Причины, из-за которых малыш не хочет спать днем

Как и многие поведенческие нарушения , у детей первоначально выявляются на основании жалоб родителей, а не объективных критериев. Многие из поведенческих расстройств сна представляют собой результат взаимодействия между нормальными изменениями сна по мере роста ребенка (как указано выше) и реакцией на них родителей. Например, одним из наиболее распространенных нарушений сна у грудных детей и детей раннего возраста является расстройство, связанное с засыпанием.

В этих случаях ребенок привыкает засыпать только при определенных обстоятельствах, например когда его укачивают или кормят, и у него не вырабатывается способность засыпать самостоятельно. Ночью во время кратковременных пробуждений (которые в норме возникают в конце цикла сна - каждые 90-120 мин) или проснувшись по другой причине, ребенок не способен вновь заснуть, если не создать привычные для этого условия.

Младенец подает сигналы родителям с помощью плача или приходит к родителям в спальню (если ребенок уже не спит в детской кроватке) и не может уснуть до тех пор, пока не будут созданы определенные условия. Таким образом, возникает проблема, связанная с длительными ночными пробуждениями у ребенка, которые приводят к недостаточному количеству сна (как у ребенка, так и у родителей!).

Лечение расстройства , связанного с засыпанием, в типичных случаях включает программу, нацеленную на исключение участия родителей в процессе засыпания ребенка, в том числе и ночью (систематическое игнорирование). У детей старше года возможно установление новых ассоциаций, связанных с засыпанием, которые помогут ребенку заснуть самостоятельно в случае ночного пробуждения (например, использование предметов, которые всегда будут под рукой у ребенка ночью, таких как одеяло или игрушка), в дополнение к положительному подкреплению (небольшое поощрение за то, что ребенок заснул самостоятельно, например наклейки). Цель в том, чтобы помочь ребенку развить навыки самостоятельного засыпания в случае ночного пробуждения, а также вечером при укладывании в постель.

«Постепенное угасание » - это более медленный процесс отвыкания ребенка от его зависимости от присутствия родителей в период засыпания, он включает периодические «проверки» родителями через постепенно удлиняющиеся интервалы времени. Если ребенок привык просыпаться для ночного кормления («привычный голод»), то такие ночные кормления должны прекратиться постепенно. Родители должны быть последовательны в осуществлении терапевтической программы и не провоцировать невольно ночные пробуждения ребенка. Родителей также необходимо предупредить, что в начале лечения ребенок может чаще плакать по ночам («вспышка после угасания»).

Напротив, расстройство в виде отказа ложиться спать чаще встречается у детей дошкольного и более старшего возраста и характеризуется затруднением засыпания и нежеланием ложиться спать («крик задернутых занавесок»), а не ночными пробуждениями. Отсроченный дебют сна приводит к неадекватной продолжительности сна.

Наиболее часто это расстройство развивается в результате невозможности (или нежелания) родителей установить постоянные правила, связанные с укладыванием ребенка спать, и настаивать на том, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время, что часто усугубляется оппозиционным поведением ребенка. В некоторых случаях, однако, отказ ребенка ложиться спать вызван какой-либо проблемой (например, такие заболевания, как бронхиальная астма, прием некоторых медикаментозных препаратов, такие расстройства сна, как «синдром беспокойных ног» или тревога) или несоответствием между внутренним циркадным ритмом ребенка (ночная сова) и требованиями родителей.

Курс терапевтических мероприятий, позволяющих, как правило, добиться хороших результатов, обычно включает уменьшение внимания родителей по отношению к поведению ребенка (направленного на отдаление времени засыпания), создание в спальне ребенка условий, настраивающих на сон, и положительное подкрепление (например, наклейки) за правильное поведение ребенка перед сном. У детей более старшего возраста может быть эффективным обучение техникам релаксации, которые помогают им заснуть легче и быстрее.

Примерно около 2-х лет ребенка происходит естественный скачок в развитии малыша и он начинает отказываться от дневного сна.

У меня есть несколько знакомых, которые решили, что раз ребенок не спит днем, значит ему это не нужно.

Прошло пару дней и накопившийся недосып стал влиять на малыша: нервный, плачущий, раздражительный. Вот тогда сразу вспомнили обо мне и начали спрашивать, что же делать, чтобы вернуть сон.

Поэтому, сегодня разберем дневной сон в 2 года и как справиться с отказом от него?

Почему важно сохранить дневной сон?

  • Дневной сон полезен тем, что даёт возможность компенсировать недосып после ночи (если такое случилось);
  • Нервная система малыша ещё незрелая, а впечатлений за время бодрствования он получает очень много. Во время сна днём происходит переработка и структурирование информации, а значит, и освобождение в памяти «места» для новых знаний и впечатлений;
  • Большинство детей в 1,5-2 года становятся ещё подвижнее. А чересчур длительное бодрствование нежелательно для маленького организма. Это приводит к быстрой усталости и нарушению координации движений. Важно сделать перерыв и поспать;
  • Отказ от дневного сна в 2 года приводит к переутомлению. Вследствие этого ребёнок может засыпать хуже и ночью. А в переутомлённом состоянии невозможно полностью расслабиться и отдохнуть;
  • Сон днём благоприятно сказывается и на укреплении иммунитета. Повышаются защитные силы организма малыша.

Какой должна быть продолжительность отдыха у детей днём и ночью? Суммарный сон для ребёнка в возрасте от 1,5 до 2 лет должен составлять 12-14 часов (в среднем 13 часов). А вот распределяться он может у малышей по-разному. Например, если ребёнок поспал ночью 11 часов, то днём его сон будет примерно 2 часа.

До 4 лет спать днём нужно обязательно. Дневной сон ни в коем случае не является препятствием для ночного, а, наоборот, только улучшает его качество. После 4 лет можно плавно уходить от традиции спать днём. Хотя в моменты переутомления такой отдых всегда будет полезен.

Причины отказа от дневного сна

Так почему же ребёнок перестаёт спать днём, так нуждаясь в отдыхе?

  1. Причиной чаще всего выступает новый скачок в росте и развитии нервной системы. Малышу ещё довольно сложно справляться с перевозбуждением и вовремя успокаиваться;
  2. Банальная причина – ребёнок «выспал» всю свою норму ночью;
  3. Ребёнок ещё не успел устать. Возможно, вы пытаетесь уложить его слишком рано или он встал утром поздно и ещё не наигрался. Можно попробовать сместить время дневного отдыха;
  4. Малыш становится всё более самостоятельным и начинает это осознавать. Часто, с помощью подобных отказов дети проверяют своих родителей на прочность;
  5. Прекращение грудного вскармливания и отсутствие у ребенка навыка самостоятельного засыпания.

Это одна из частых проблем, с которой ко мне обращаются мамы за индивидуальной консультацией. Им хочется скорее отлучить, чтобы начать высыпаться, но чуда не происходит.

Ребенок может чуть лучше спать ночью, но вот днем с укладыванием начинается настоящий ад.

Если вы еще кормите грудью и планируете завершение кормления, то обязательно вначале научите ребенка засыпать без груди, а затем уже отлучайте полностью.

Технологии обучения самостоятельному засыпанию ждут вас в интернет-курсе Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний >>>

Как помочь малышу засыпать днём?

  • Конечно, в первую очередь нужно позаботиться о соблюдении режима дня. Важно укладывать спать, кормить ребёнка в одно и то же время (плюс-минус полчаса). Если малыш ходит в садик, то и в выходные старайтесь придерживаться такого же графика, как и в будни;
  • В комнате, где спит ребёнок, должно быть свежо. Её необходимо регулярно проветривать и следить за температурой и влажностью в помещении. Воздух не должен быть очень сухим;
  • Перед сном старайтесь не играть с малышом в подвижные игры. Займитесь с ним чем-то более спокойным: почитайте книжку, расскажите сказку, сделайте расслабляющий массаж, спойте мелодичную песню;
  • Больше гуляйте с ребёнком. Свежий воздух улучшает качество сна. Наиболее благоприятный вариант – погулять подольше с малышом перед обедом и дневным отдыхом;
  • Чем тише и темнее в комнате, тем легче детям уснуть;
  • Если ребёнок в 2 года отказывается от дневного сна, объяснения слабо помогут. Стоит конечно проговорить, что отдых для него очень важен, что во сне он растёт, становится крепче и умнее, набирается сил для новых игр.

Если вы уже прекратили кормить грудью, то можете посмотреть семинар, где я даю практические приемы и хитрости, как преодолеть отказ от засыпания: Как быстро уложить ребенка спать ?>>>.

  • Не ругайте малыша, если у него не получается заснуть. Контролируйте свои эмоции и старайтесь оставаться спокойной (актуальная статья: Ребенок долго засыпает, что делать ?>>>);
  • Дайте ребёнку возможность что-то выбирать перед сном, например, какую книжку почитать, какую песенку спеть или в какой одежде он бы хотел спать. Дети любят проявлять инициативу, радуются, что могут выражать свои предпочтения, как взрослые и, таким образом, положительнее реагируют на ваши просьбы и указания;
  • Вам в помощь будет создание ритуала на сон (доброжелательная фраза, сказка, массаж, переодевание, укладывание игрушек спать, задёргивание штор, колыбельная песня и т. д.) Главные правила ритуала: постоянство, расслабляющий эффект, поддержание тесного контакта мамы с малышом.

Практически для каждой вехи в развитии ребёнка есть свои кризисные моменты. Для дневного сна кризисный период наступает как раз примерно в 2 года. Но всё зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша.

Главное со стороны родителей – придерживаться позиции, что возникшие трудности носят временный характер, отказываться от дневного сна в этом возрасте нельзя, а нужно, наоборот, сделать всё возможное, чтобы его сохранить.

Зачастую многим мамам помогает усиление своего авторитета. Это благоприятно сказывается и на поведении ребенка, на его послушании, в том числе, и на укладывании на дневной сон.

Как и что нужно сделать, чтобы повысить свой авторитет смотрите в курсе Мама-главная !>>>

Ученые-сомнологи и консультанты по детскому сну не готовы дать единый ответ на вопрос о целесообразности дневного сна. В большинстве западных стран малышей трех-четырех лет не будут принуждать ко сну в светлое время суток, если ребенок активен и не проявляет признаков переутомления.


В нашей стране также отмечается тенденция к отказу от дневного сна. Между тем, нервная система ребенка 1,5-3 лет испытывает значительные перегрузки от обилия впечатлений, полученных в период бодрствования. Чтобы «перезагрузиться», ей требуется от 12 до 13 часов сна в сутки. При отказе от дневного сна, родителям необходимо укладывать ребенка на ночь очень рано - в 6-8 часов вечера. Для многих российских семей раннее укладывание неприемлемо: отцы не готовы жертвовать чуть ли не единственной возможностью пообщаться с собственным чадом в будний день.

Чем чревато позднее укладывание спать при отсутствии дневного сна?

Результат прогнозируем: недосыпы сделают ребенка раздражительным и капризным, у него будут чаще случаться истерики , снизится способность к концентрации. Некоторые родители спишут данные симптомы на «трудность» характера и будут принимать меры по перевоспитанию малыша, не догадываясь о том, что его нервной системе просто нужен отдых. Напротив: дети, отдыхающие в полном объеме, растут и развиваются быстрее. Поэтому не стоит отвергать традиционную практику «тихого часа».

Сколько часов в сутки должен спать ребенок?

Спать дети должны много, гораздо больше, чем взрослые. Потребность во сне у годовалого малыша составляет не менее 14 часов в день - это время складывается из 11-часового ночного сна и двух дневных «сиест». В полуторагодовалом возрасте режим меняется: остается один дневной сон продолжительностью в 2,5-3-часа. В идеале, «тихий час» должен сохраняться вплоть до школы, однако так происходит не всегда - в силу возрастных и индивидуальных особенностей дети могут отказаться от послеобеденного отдыха гораздо раньше.

В каком возрасте дети начинают протестовать против дневного сна?

Как правило, впервые ребенок пробует устроить «забастовку» уже с 1-1,5 лет. Связано это как с кризисом первого года жизни , так и с родительскими установками на несоблюдение режима дня. Проходя важный этап взросления, малыш проверяет границы дозволенного, учится принимать первые волевые решения и отстаивать свои желания. Это совершенно нормально.


Детки в возрасте 3 лет могут не спать днем по разным причинам:

    Неудачно составленное расписание «развивашек», совпадающее со временем дневного сна.

    Кризис трех лет , выраженный негативизмом, упрямством и другими симптомами кардинальной перестройки личности. Этот период нужно просто пережить, помня о том, что за каждым возрастным кризисом скрывается позитивное содержание.

    Раннее укладывание на ночной сон, когда ребенок спит полные 12 часов, положенные ему по возрасту.

    Поводом для отказа от дневного сна могут стать изменения в укладе жизни: изменение статуса семьи (развод родителей), пополнение семьи (рождение второго ребенка ), и т.д.

    Нежелание родителей прикладывать усилия для организации дневного сна ребенка.

Что делать, если ребенок в 1,5-2 года отказывается спать днем?

Прежде всего, родителям следует понимать - в этом возрасте отказ от послеобеденного отдыха является ложным. Иными словами, малыш протестует не потому, что перестал испытывать потребность в дневном сне, а потому, что переживает возрастной кризис. Стоит набраться терпения и продолжать устраивать тихий час несмотря на активный протест. Не заставляйте засыпать против воли, достаточно просто полежать в кроватке в привычное время. Непростой период бунта, как правило, длится не дольше четырех недель - если проявить спокойную настойчивость, со временем малыш снова начнет спать днем.


В три года можно прекратить укладывать ребенка спать днем только в случае, если:

  • Выполняется суточная норма сна в течение ночи (12 часов);
  • Ребенок бодрствует днем, не проявляя симптомов нервного переутомления (агрессия, истерики);
  • Сохраняется преимущественно позитивное, ровное настроение.
При соблюдении перечисленных условий и по достижении ребенком трехлетнего возраста, родители могут прервать практику дневного сна. По необходимости и при повышенных эмоциональных или физических нагрузках «тихий час» можно возобновить даже для школьника. Дневной сон должен занять достойную нишу в режиме дня ребенка: особенно он необходим городским детишкам - в условиях переизбытка внешних раздражителей нервная система перегружается быстрее и восстанавливаются дольше, а значит, на сон требуется больше времени.

Увы, далеко не все дети засыпают к обеду мертвым сном. И все бы ничего, но родители таких малышей наблюдают в их поведении некоторые изменения. Например, к вечеру ребенок может стать очень капризным и раздражительным, либо из-за перевозбуждения они никак не может уснуть ночью. Еще одним очевидным минусом становится перекраивание распорядка дня взрослых: если ребенок отказывается спать днем, значит, у мамы и папы тоже исчезает свободное окошко для своих дел. Добавьте к этому волну психологических установок из серии «спит – значит, растет», и в итоге получается проблема, которую действительно нужно как-то решать.

Для чего они спят

Дневной сон – это физиологическая потребность ребенка дошкольного возраста. С помощью такого отдыха нервная система ребенка способна справиться с обилием впечатлений и эмоций, накопившихся к этому времени. Обычно дети в годовалом возрасте отдыхают днем не менее 2 раз. Затем с возрастом ребенок плавно переходит в график с одним продолжительным дневным сном, и к 6-7 годам потребность в таком отдыхе исчезает.

Учитывайте возраст

Однако иногда уже в более раннем возрасте дети отказываются засыпать днем. Если это происходит в возрасте 4-6 лет, то тут, придется смириться с особенностями темперамента и развития нервной системы ребенка. Однако если спать отказывается трехлетний малыш, то родителям стоит постараться и перебороть эту привычку. Нервная система в этом возрасте еще находится в стадии развития, поэтому ребенку 3-4 лет чрезвычайно необходимо отдохнуть 1,5-2 часа.

Вместо дневного сна – тихий час

Для начала отследите, возникают ли какие-то реальные проблемы с поведением ребенка из-за отсутствия дневного сна. Если это не доставляет ему никаких не удобств, и вечером все обходится без капризов, то насильственно настаивать на сне бессмысленно. Просто организуйте для малыша «тихий час», когда он может просто полежать в тишине, восстанавливаясь и отдыхая эмоционально. Почитайте ему книги, поиграйте в спокойные игры, либо просто оставьте ребенка наедине с собой.


Связь сна дневного и ночного

Принято считать, что если ребенок не поспит днем, то ночью он либо спит меньше, либо вовсе не уснет. Из той же серии утверждение, что ребенок после активно проведенного дня быстрее и крепче уснет ночью. Итак, момент истины: и первое, и второе предположение не отображают действительности. Дело в том, что слишком уставший, равно как и слишком возбужденный ребенок из-за перегруженной нервной системы, будет засыпать с большими усилиями. Именно по этой причине родителям советуют обходиться перед сном без шумных игр и киносеансов, замещая их вечерней ванной и чтением сказок. Еще один сценарий, с которым приходится сталкиваться с родителями: ребенок хоть и отказывается от сна днем, зато к 6 часам вечера готов заснуть буквально на любой горизонтальной поверхности. Проспав час-другой, просыпается свежим и вновь бодрствует, и засыпает лишь поздно ночью. Считается, что такой график хоть и доставляет некоторое неудобство родителям, но не представляет особой угрозы для ребенка. Чаще всего, в течение нескольких месяцев такой вечерний сон постепенно переползает по времени и переходит в полноценный ночной.

Заставлять или смирится

Тут можно сказать довольно однозначно: заставлять спать ребенка в возрасте 4-6 лет абсолютно бессмысленно, поскольку сон на этот момент просто не является его физиологической потребностью. Это равносильно попытке заставить не голодного малыша что-то съесть. Еще одной типичной ошибкой в воспитании считается прием: «ты наказан – марш спать», прививающее ребенку лишь сопротивление и негатив с самой идее идти в кровать. Вместо этого лучше оставить его в комнате на некоторое время одного.

Жесткий режим или свободный график?

Конечно, сама идея распорядка дня подразумевает фанатичное следование жесткому графику, однако когда речь заходит о дневном сне, лучше проявить некоторую лояльность. Если вы видите, что ребенок сильно утомился, просто уложите его спать раньше положенного времени. Если же нужно вставать, а малыш все еще крепко спит, разбудите чуть позже. Во всех случаях целесообразно отталкиваться не от цифр и графика, а от реального самочувствия ребенка на настоящий момент времени.

Когда ребёнок только родился, если создать ему комфортные для сна условия, он, как правило, спит. К такому положению дел весьма быстро привыкаешь и, порою, кажется, что так будет всегда. И, пока ребёнок спит, мама легко и непринуждённо успеет всё.

Но малыш растёт, развивается, адаптируется к внешнему миру и всё чаще и чаще вступает с этим миром в контакт. Это раз от разу удивляет молодую маму.

– Как это?! Только я подстроилась ко сну три часа через два, а тут на тебе! Уже два через три!

Ближе к двум-трём годам наступает время икс. Это когда малыш категорически не согласен спать когда-либо ещё, кроме ночи.
Это, с одной стороны, похвально. Ведь в вашем доме подросла ещё одна личность, принимающая самостоятельные решения!

И всё бы хорошо, если бы не одно «НО». До вечера без дневного сна эта личность никак не дотягивает. Превращается ближе к вечеру в плаксивую «плюшку» и портит вечер себе и окружающим.

– Как же быть, если ребёнок отказывается спать днём?

– спросите вы.

Вопрос, конечно же, интересный! И универсального ответа у меня, например, нет.

С каждым ребёнком, буквально каждый день я варьирую различные известные мне приёмы. И, как правило, какой-нибудь из них да срабатывает. Если же, вдруг, не сработало, это означает одно, — просто я не очень-то и хотела, чтобы мой ребёнок сейчас поспал.

Ну а поскольку, эта тема давно уже актуальна в нашей с Машей жизни, я решила собрать все изученные нами методы укладывания спать в одну памятку. Ведь очень часто бывает так, что в нужный момент отработанные, казалось бы, навыки вдруг берут и забываются.

А тут, пожалуйста, — шпаргалка! Достал, пальчиком поводил, выбрал нужный пункт и – к действию!

Итак, мы собрали наши наиболее эффективные способы уложить ребёнка 3 лет в этой шпаргалке для мамы.

Способов получилось ровно десять.
Можно, конечно было бы вспомнить и больше.
Но я решила, что 10 способов уложить ребёнка 2 – 3 лет спать, это – вполне достаточный ассортимент маминой шпаргалки для уверенной гарантии успеха предприятия.

Методы перебрала всякие-разные. На любой, так сказать, вкус и цвет.
Так что, налетай, выбирай! Какой-то из методов, наверняка сегодня подойдёт именно вам и вашему малышу!

Способ первый:

Заснуть рядом, или сделать вид

Чаще всего этот метод работает так.
Мама (или папа) ложится рядом с малышом и с мыслью о том, что вот, он сейчас полежит немного, подождёт, пока ненаглядное чадо потеряет бдительность и задремлет, и сразу же «бодрячком» вернётся к своим делам.
На деле же получается так: измученная непрерывным «бодрячком» мама (или папа) «вырубается» первой (ым). Чадо же ещё долго прыгает и веселится на маме (или папе), а потом, когда понимает, что мама (или папа) играть всё-таки не хотят, от безысходности пристраиваются рядышком и засыпают.

Плюсы: Работает. Просто, доступно (если, конечно, есть где лечь). Если вы никуда не торопитесь – идеально! Полезно для здоровья, бодрости, сохранения молодости и восстановления нервной системы мамы (или папы).

Минусы: Может получиться так, что делам придётся подождать. Если во время сна ребёнка всё-таки нужно что-то сделать, не стоит оптимистично относиться к своей стойкости в лежачем состоянии. Впрочем, если вы в себе абсолютно уверены, или не прочь поспать, то я не нахожу ни одного минуса в этом способе.

Способ второй:

Шрек. Работа Марины и Маши. Теперь, видимо, Маше нечего бояться

Дед Бабай, волк, Шрек и другие мамины помощники

Кому не приходилось в детстве слышать перед сном о Деде Бабае? Кстати, есть ещё волк. Как правило, — серый.
А у нас ещё и Шрек имеется в арсенале.
Раньше, когда Маша была менее сообразительная и верила всем на слово, а почётная обязанность укладывать сестрёнку доставалась старшей Марине, заботливая сестрёнка придумала Шрека. Шрек работал безотказно. Марина просто говорила:

– Ну, всё, Маш! Сейчас, если спать не ляжем, придёт Шрек.

И Маша послушно шла с Мариной спать.
Затем Маша начала догадываться, что вообще-то Шрека этого Марина придумывает.
А потом она ещё и начала пугаться. При этом, мысль о том, что Шрека всё-таки придумывает Марина её не покидала. Одним словом, метод сначала начал сбоить, а потом практически полностью выпал из нашего обихода.
Правда остался вот такой (иногда помогает). Марина прячет какие-то Машины игрушки и говорит:

– Маша. Шрек не любит, когда малыши не спят. Он спрятал твоих лошадок. И просил передать, что вернёт их только тогда, когда ты поспишь!

Маша мужественно засыпает во спасение лошадок. А проснувшись, бежит их искать.

Плюсы: Тоже, довольно часто, работает. Особенно в маленьком возрасте.

Минусы: Ребёнок может серьёзно и надолго напугаться. Думаю, любой психолог будет не согласен с применением такого метода. Шантаж и запугивание всё же не педагогичные методы.

Способ третий:

Успокаивающие игры перед сном

Можно поиграть, например, в то, что ваш малыш – мама. У мамы есть дети. И они не умеют спать. Необходимо показать своим малышам, как это – спать.

– Как уже показала? Смотри, мамаша! Все твои малыши разбегаются! Показывай хорошенько!

Марина с Машей играют в кисок. Марина мама-киска, Маша – малышка-киска. Киски идут в свой кошачий домик и там ложатся спать. Как правило, у них бывает ещё какая-нибудь прелюдия. Например, киски моют лапки.

Можно поиграть в «представлялки». Мама и малыш вместе закрывают глаза и представляют себе, что они где-то. Например, на лугу. И начинается обсуждение того, что они там видят, куда идут, что делают.

– Я вижу на лугу красные маки! Ты видишь, Маша, мои маки?
– Вижу! А у меня – ромашки!
– А ко мне пришла козочка! Она хочет клевер. Давай поищем клевер для козочки.
– Давай!
– Ты видишь клевер?
– Нет. Не вижу.
– Мне кажется, клевер должен быть во-о-о-он за тем кустом шиповника. Давай мы до него дойдём по дорожке и посмотрим.
– Давай! Топ-топ.
– Топ-топ. Твои ножки обутые, или босиком?

И так далее…
Плюсы: Игра это — завсегда и с любой точки зрения хорошо, «развивательно» и одна сплошная польза.
Минусы: Часто малыш отказывается играть, понимая, что это всё не просто игра, а попытка уложить его спать.
А ещё… Наша Маша обожает играть в представлялки. Мы закрываем глаза и начинаем искать с ней, растерянных в траве барашков. Здорово! Вот только, пока Маша не найдёт всех барашков, спать она и не подумает!))

Способ четвёртый:
Как быстро усыпить ребёнка?

Ну, конечно, – укатать!

Попрошу не путать с укачать! Укачивание детей, на мой взгляд, чревато быстрым привыканием. Как следствие – ребёнок засыпает только в условиях качки. А это – жутко неудобно.
Итак. Именно укатать. Этот способ делится у нас на три вида укатывания:

  • В коляске
  • В велосипедном кресле
  • В автомобильном кресле

Выбор средства полностью зависит от наших планов, времени года и погоды.

Укатать в коляске


Мы с коляской дружим до сих пор. Потому что очень часто ездим куда-нибудь далеко, на полдня. И Маша с нами. Берём с собой коляску, в ней всё, что нам может понадобиться. В середине дня бывает и удаётся Машу «укатать». Правда, чем ближе к трём, тем чаще такие попытки превращаются в катания по указанным Машей маршрутам.

– Теперь на пенёчки!

– Теперь за пончиками!

– Теперь к красному яблочку…

Плюсы: Сон на свежем воздухе полезен! Маме можно одновременно помечтать, а порой и – послушать музыку или поболтать по телефону.
Да! С коляской можно бегать. И это ПЛЮС – бесплатный фитнес.
Я так делала часто, когда у Марины был велосипед поменьше. Сейчас я это возможно совмещать только с самокатом. Велосипед не догоню:).
Можно совместить дневной сон младшего чада с какими-то посещениями. Например – секций, магазинов, библиотеки…
Один раз наша Маша даже в Мюзик-холл ходила во сне! Правда, проснулась, как только началось. Интересно же!

Минусы:
Бывает, что и не работает. Не всегда необходимо куда-то идти. Хорош летом, зимой – так себе.

Укатать в велосипедном кресле

Да-да! Такой метод летом мы уже второй сезон практикуем. Сначала обедаем, а потом – в путешествие. У Маши своё велокресло. В нём хорошо качаться и засыпать.
Главное в этом деле – так выбрать маршрут, чтобы на обратной дороге ехать без остановок надо было прилично. Чтобы ребёнок успел заснуть.
Но в меру. Чтобы не начал малыш из кресла вываливаться. Особенно неудобно со спящим в велокресле малышом на пересечённой местности – голова начинает наклоняться и падать.
Вроде бы бывают кресла с сильным наклоном назад. НО. На мой взгляд, такой наклон сильно нарушит аэродинамику велосипеда. Даже с нашим наклоном велосипед катить трудновато.
Оптимально было бы, если бы у велокресла был фиксатор для головы. Возможно, такие уже придумали.

Плюсы: Несмотря на кажущуюся замысловатость метода – он работает. Если вы любите кататься, гулять, свежий воздух, и летом вам гораздо приятней прокатиться с детьми, чем читать в душноватом помещении вот уже двадцатую сказку, — это прекрасный способ для лета «по случаю».

Минусы: Не годится в дождь (в прочем – есть дождевики), зиму и много ещё когда. И совсем не годится, если вы не дружны с велосипедом.

Укатать в машине


Ну что тут говорить – сели, да поехали. В машине даже меня можно укатать. Честно признаюсь.

Плюсы: Работает.

Минусы: Нужна машина. И бензин. Со сном на свежем воздухе не очень-то коррелируется.

Способ пятый:



Взять ребёнка на ручки

Часто Маша у нас засыпает и так. Кстати, при этом она часто переносит такие лишения, как чтение книги Марине, или – маме.

Плюсы: Можно совместить с каким-либо дополнительным делом.
Минусы: Неудобно. И тоже – есть опасность заснуть.

Способ шестой:


Малыш может мгновенно заснуть, если его… подначить!

На днях, когда даже обещание мороженого не прошло, я вспомнила про такую штуку, как «кризис двух лет». Так мне говорили, когда Марина была в Машином возрасте, называется внезапно возникший у ребёнка протест ко всему.
Мы тогда, чтобы Марина свитер надела, говорили,

– Марина, свитер не надевай!

И она надевала.
Вот по этому принципу я и заявила:

– Маша! Я тебе больше не разрешаю залезать в кровать, накрываться одеялом и уж, тем более, – класть голову на подушку!

Маша в возмущении хлопнула кулачком по кроватке, и тут же всё это сделала.

А можно так:

– А Маша умеет сама спать ложиться?

– Нет! Что вы! Она ещё маленькая! Ей надо чтобы её мама укладывала! Это только большие девочки умеют так делать. Придут себе в комнату, шортики и маечку снимут, на стульчик аккуратненько повесят, и ложатся себе на подушечку. И даже одеялом сами умеют накрываться!
А потом глазки закрывают и спят.

– Да. Вот Марина, когда была маленькая, так умела! А Маша, что, – не умеет?!

– Нет! Маша ещё маленькая!

После такого, чаще всего ребёнок оказывается в кроватке с закрытыми глазками и аккуратно развешенной на стульчике одеждой.

Плюсы: Если, вдруг сработает – самый не хлопотный метод.
Минусы: Может и не сработать.

Способ седьмой:



Почитать ребёнку, пока не заснёт

Почему этот метод у меня под седьмым номером, а не под первым?
Да потому, что помогает он нечасто. В каком-то возрасте дети вообще часто вырывают из рук книги, и читать не дают. Затем начинают интересоваться. И это – здорово!
Но! Они настолько внимательно слушают, что заснуть ну никак не могут.
И вот, только совсем недавно, когда Маша почти уже доросла до трех лет, я обнаружила, что если её удастся уговорить лечь и закрыть глазки «Книжки читаются только тем, кто лежит и у кого закрыты глазки», то можно очень долго читать ей тихим и сонным голосом (только то, что Маше нравится)… То Маша в конце концов засыпает!!!

Плюсы: За время укладывания ребёнок узнает много новых и повторит много старых детских литературных произведений. Да и кругозор мамы тоже, наверняка, пополнится.

Минусы: У нас – очень долго. Маша может так слушать часа два. Бывает так, что я начинаю, всё-таки засыпать раньше. Нарочито тихий и сонный голос даёт о себе знать.

Способ восьмой:



Уложить малыша днём поможет…

Фея Дневного Сна!

– Если положить под подушку маленькую монетку, придёт Фея Дневного Сна. Заберёт монетку и оставит конфетку. Но только, когда заснёшь!

Плюсы: Работает. Применяем часто.
Минусы: Тоже не очень-то соответствует идеям правильного питания и воспитания.

Способ девятый:



Засыпательная награда

– Маша. Тем, кто у нас сейчас поспит, положен петушок на палочке!
– Маша. Если ты сейчас же не заснёшь, папа увидит, что ты не умеешь спать днём, и не возьмёт тебя в поход!
– Маша. Как только ты проснёшься, мы сразу же пойдём за мороженным.

Плюсы: Засыпательная награда работает безотказно и молниеносно!
Минусы: Необходимо придумать, что же такого пообещать. Не каждый день семья собирается в поход. Остаются петушки, да мороженое. Не совсем удачный полдник, скажем прямо.

Способ десятый:



Засыпательные сказки

Рассказать ребёнку сказку, согласно которой ребёнку срочно необходимо заснуть.
Например, такую.

– Когда малыши засыпают, во сне их встречает фея. Фея, которая раздаёт сны. Сны у феи есть разные, но каждого вида – немного. Вот ты, Маша, про что хочешь увидеть сон?
– Про сладкую конфетку!
– Есть у феи сны с большими сладкими конфетами! Достанется малышу такой сон, и будет он весь сон лакомиться самой большой и самой сладкой конфетой. Только таких снов у феи немного. И разбирают их самыми первыми. Многие детки любят конфетки. Правда?
– Правда!
– Вот. Если ты хочешь, чтобы сон про конфетку достался тебе, засыпать надо поскорее!

Бывает, что разговор поворачивает в ненужное нам русло.

– Но мама! Я совсем не хочу спать!
– Это тебе сейчас кажется, что не хочешь. А через два часа, тебе уже не будет так казаться.

Ты очень захочешь спать. Потому что маленькие малыши не умеют не спать целый день.
И вот, через два часа ты заснешь, а все самые хорошие сны у феи разобрали уже другие малыши. Которые послушали маму и легли спать вовремя.

– А какой сон будет мне? – беспокоится Маша.
– Про бебеку-бябяку.
– Кто это?
– Не знаю. И фея не знает. Это ведь остатки снов. Самые старые и поизносившиеся. Наверное, раньше это были хорошие добрые сны. А потом, прошло много времени, и они износились. Многие буквы у них стёрлись. Вот и получились сны про что-то непонятное. Про бебеку и про бябяку.
– Не хочу про бебеку! – Делает вывод Маша и, обречённо вздыхая, кладёт голову на подушку.

Плюсы: хороший такой засыпательный сказочный метод

Минусы: частым контрагументом бывает «а я вообще спать не собираюсь»

Вот и закончились наши десять способов.
Все они проверены лично нами, и много раз использовались. Все в определённый момент времени и в определённых обстоятельствах, не раз сослужили нам добрую службу.
Так что, надеюсь, теперь и вам уложить ребёнка спать стало немного проще.
Удачного вам применения и наискорейших добрых снов вашему малышу!