Демократический полит режим. Что такое «права личности», какими они бывают? Механизм формирования демократического режима

Понятие «демократия» (от греч. demos - народ и kratos -власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, то есть непосредственная демократия, - это лишь идеал. Реальная демократия есть власть людей, избранных народом. Она называется представительной демократией. Это обстоятельство следует иметь в виду при рассмотрении демократического политического режима.

Данный режим характеризуется следующими чертами.

1. Источником власти в демократическом государстве является народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Те ли избранники оказываются не теми, кого хотели бы видеть в органах власти избиратели, то положение можно исправить только при следующем голосовании. Закон в условиях демократии защищает не только граждан от произвола власти, но и власть от граждан. Ошибки депутата (если при этом он не нарушил закона) или потеря им авторитета не являются поводом для его отзыва.

2. Политическая власть имеет в условиях демократии легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами. Действуя в рамках законов, государство наделяет вместе с тем граждан широчайшими возможностями реализации своих интересов и потребностей. Для демократического политического режима характерен принцип - разрешено все, что не запрещено законом. Поэтому в демократических странах столь широкой является хозяйственная инициатива граждан во всех отраслях экономики инициатива создания всевозможных объединений, организаций, фондов и т.д., что само по себе свидетельствует о высокой степени развития гражданского общества.

3. Для демократического режима характерно разделение властей. Это означает отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти. Высший законодательный орган страны парламент наделен исключительным правом издавать законы. В известном смысле этот орган власти играет, верховенствующую роль, и, следовательно, существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации в нем политической власти. Поэтому в условиях демократическою политического режима три ветви политической власти уравновешивают друг друга. В частности, высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право лишь законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Президент имеет право вето на решения, принимаемые законодательными органами. Высший судебный орган наделен правом определять, соответствие издаваемых законов конституции государства.

4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений. Это влияние проявляется в форме поддержки или критики в средствах массовой информации, в демонстрациях или лоббистской деятельности, в участии в предвыборных кампаниях. Политическое участие парода в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией.

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на парод, а также существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его. Осуществляя свою миссию, оппозиция выступает с критикой власти через деятельность своих фракций и блоков в парламентах, в средствах массовой информации.

6. И, наконец, демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека.

К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. Проблемы прав человека находятся в центре внимания мировой общественности. Действует около 50 политико-правовых документов, которые провозглашают права человека и закрепляют их юридически. Среди них Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Африканская хартия прав человека и народов (1984 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство человека видов обращения и наказания (1984 г.), Парижская хартия для новой Европы (1990 г.). Правовые нормы, права и свободы человека провозглашены в этих и других документах.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Краткий курс лекций по политологии для студентов 2-4 курсов всех форм обучения, всех специальностей

Харьковская национальная академия городского.. хозяйства.. краткий курс лекций по политологии для студентов курсов всех форм обучения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность, место и роль политики в жизни общества. Политология как каука
В интересах каждого человека знать сущность и содержание, направление и методы осуществления, многообразие субъектов политики и их реальную роль в политическом процессе. Знание этих и других подобн

Политические учения античности
В истории возникновения и развития древнегреческой политической мысли более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IX-VI вв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреч

Западноевропейская политическая мысль в Средние века
Три крупных исторических этапа включает в себя этот период. Первый -раннефеодальный (конец V - середина XI в.); феодализм только консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая ф

Политические взгляды эпохи Возрождения
Основателем новой политической науки стал Николо Макиавелли(1469-1527), который в трактатах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1513-1519) наиболее полно

Политические идеи Реформации
В первой половине ХVIв. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистс

Новое время
Проблема соотношения личности, общества и государства становится основным пунктом размышлений представителей политической мысли Нового времени. Общей концептуальной основой для выработки т

Политика как социальное явление
Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы с целью сохранения определенной общественной структуры и организ

Политическое поведение: его виды
Сфера политических отношений достаточно многообразна она включает и институты, и действия, и процессы, и различные системы обоснования этих действий. Понятие «политическое поведение»

Специфика массового поведения в политике
В большинстве политических процессов люди участвуют будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя собой толпу на улице, уч

Виды политической деятельности
Политическая деятельность - характеристика не только внутреннего механизма - мотивов, форм выражения, реакций, направленности действий и уровня их организации, но всего динамического аспе

Социальный смысл и назначение власти
Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709 - 1785) так определил социальное назначение власти "Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общес

Мифологическая концепция власти
Французский политолог Л. Дюги в "Курсе конституционного права", обосновывая закономерность деления общества на "правящих" и "управляемых", "сильных" и

Дуалистическая концепция власти
Согласно этой концепции власть следует отличать от господства. М. Дюверже выделил два элемента внутри власти: а) материальное принуждение, б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся

Ресурсы власти
Власть как способность и возможность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению других основа на использовании различных методов и средств, к которым относятся влияние, авторитет, закон, прямое

Суверенитет и легитимность политической власти
Функционирование политической власти осуществляется набазе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности. Эти принципы характеризуют политическую влас

Типы легитимности
М. Вебер предложи! выделить три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу такой классификации он положил мотив подчине

Политическая система общества
Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования обеспечивается политической системой. Благо

Теория политической системы
Термин "политическая система" был введен в политологию в 50 - 60-х годах XX века. Его использование отражало нарастающее понимание системного характера политики. Процессы развития граждан

Теория политической системы Г. Алмонда
Г.Алмонд исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность зависит от специализации ролей и функций политических

Теория К. Дойча
Переход развитых стран к информационным технологиям, позволил американскому политологу К. Дойчу (р. 1912) рассматривать политическую систему в контексте "коммуникационного подхода", при к

Структура политической системы
Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.

Функции политической системы
В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению о

Политический режим» как категория политологии
Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует среду и условия политической жизни общества, другими словами

Тоталитарный политический режим
Тоталитарный режим характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господств

Авторитарный политический режим
Авторитарный (от дат. autoritas - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатура одного лица или группы. При этом, однако, государственный кон


При рассмотрении этого вопроса важно учесть, что для выражения и представительства общезначимых интересов общество, социальные группы, индивиды создают политические институты. По

Место государства в политической системе
Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выя

Движениями, церковью
При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как базового института в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественн

Политические партии и избирательные системы
Первоначально термин "партия" обозначал лекальные группировки, отстаивающие свои позиции наряду с заговорщическими группами-фракциями и клиентеллами. Впоследствии, по мере

Политическая культура и политическое сознание
Политическая культура принадлежит наряду с политической психологией и этикой к важнейшим сторонам гуманитарного измерения политики. Её можно определить как внеинституциональную систему, охватывающу

Политическая социализация
В политике индивид выступает в качестве гражданина. Стать таким он может только в процессе взаимодействия с другими индивидами, политическими и неполитическими институтами, с обществом в целом. Каж

Политическое лидерство
По объективным и субъективным причинам политическая активность людей неодинакова. М. Вебер писал, что есть «политики по случаю», то есть рядовые члены общества с минимальным политическим влиянием,

Политическое сознание и идеология
Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную потребность в осмыслении таких новых явлений, как государство и государственная власть, которые впервые возникли с расколом обществ

Современные политические течения
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ (С-д)- влиятельная сила в рабочем и демократическом движении многих стран. В настоящее время в мире насчитывается более 80 партий социал-демократи

Понятия и сведения о международных отношениях
С глубокой древности до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в политической жизни человека. Политические мыслители разных времен и народов, а также политики вели и до

Сущность внешней политики
Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как "внешняя политика". В конечном итоге международные отношения складываются прежде всего и

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления"

Институт экономики и права

Юридический факультет

Кафедра "Теория и история государства и права. Конституционное право"


Курсовая работа

на тему: Виды демократических режимов


Улан-Удэ, 2014


Введение

Глава 1. Демократический режим: понятие, виды, теории

1 Механизм формирования демократического режима

2 Понятие, признаки демократического режима

Глава 2. Особенности отдельных видов демократических режимов

1 Либерально-демократический режим

2 Социально-демократический режим

Заключение

Список использованных источников информации


Введение


Актуальность темы исследования. Среди значимых вопросов современной теории и практики политических процессов одно из приоритетных мест отводится проблеме демократического режима. Поэтому исследование социально-политических факторов возникновения основных исторических этапов, выявление закономерностей процесса демократического режима ныне имеет не только важное научно-теоретическое, но и существенное практическое значение. Из широкого круга политических проблем, активно обсуждаемых в научной литературе, с нашей точки зрения, необходимо, в первую очередь, подвергать изучению тем, которые представляют интерес с точки зрения их теоретико-методологической значимости.

Анализ существующей в обществоведческой науке литературы и исторический опыт показывают, что демократический режим имеет свою достаточно давнюю историю. Естественно, что возникновение демократического режима происходит одновременно с появлением государства в обществе. При этом характерно, что для установления политического режима, прежде всего, необходимы прочные экономические, социально-политические и духовно-идеологические факторы, которые рассматривались исследователями в историко-психологическом, философско-правовом аспектах, а также с политической точки зрения; они являются предметом оживлённых дискуссий и в настоящее время. В тоже время, на основе анализа литературы можно утверждать, что единства мнений по проблеме понятия демократического режима пока нет.

В настоящее время демократический режим рассматривают как вид политического режима. Демократический режим - режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.

Целью данной курсовой работы является подробное раскрытие понятия "демократический режим", изучение сущности, признаков и видов демократического режима в современном обществе.

Реализация вышеуказанных целей представляет собой выполнение ряда задач:

изучить механизм формирования демократического режима;

раскрыть понятие демократического режима;

рассмотреть признаки демократического режима;

изучить виды демократического режима.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при демократическом режиме.

Предметом исследования является понятие, сущность, признаки и виды демократических режимов.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные: сравнительный метод; изучение нормативно-правовой базы; изучение монографических публикаций и статей; аналитический метод.

При выполнении данной работы были изучены учебные и научные источники, а так же проанализирован нормативно-правовой материал.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.


Глава 1. Демократический режим: понятие, виды, теории


.1 Механизм формирования демократического режима


Формирование демократического политического режима осуществляется с помощью соответствующих политических, экономических, социальных, культурных, религиозных, внешнеполитических и других условий.

К политическим условиям развитого гражданского общества относятся стабильность политической власти, существование и функционирование политических партий и движений как мощные рычаги, для того, чтобы влиять на общественно - политические и социальные процессы, политический плюрализм.

Экономические условия включают высокий уровень промышленного и экономического развития, высокую степень урбанизации, развития массового коммуникаций, конкурентоспособную рыночную экономику, плюрализм форм собственности.

Политические условия обеспечивают прямое военное, политическое, экономическое, культурное и информационное воздействие; влияние примера демократических государств; стабильные дружеские отношения - с другими государствами, отсутствие военной угрозы.

В качестве культурных условий грамотности населения выступают его образованность, в общем, гражданская политическая культура и демократические традиции.

Обоснование предположений и механизмов построения демократического режима, определяет условия перехода к такому способу организации публичной власти, в стране исходя из чрезвычайно сложных проблем политической теории. В современной политической обстановке их решение во многом связано с пониманием специфики развивающихся стран, принявших этот тип власти в качестве так называемой "третьей волны" демократии. Тем не менее, у этих проблем существуют и другие более общие точки соприкосновения.

В настоящее время в науке было два основных подхода которые в свою очередь устанавливают условия становления демократических систем и режимов. Таким образом, сторонники структурного направления основываются на том, что демократический режим формируется под доминирующим влиянием макро факторов, которые включают в себя экономические и социальные структуры, правовые порядки в общих традициях, обычаи и т.д. Например, марксисты основным фактором ¬ в формировании политических заказов, рассмотренных в имущественных отношениях, качественных изменений, которые происходили в производство, распределение, обмен и потребление в обществе. Согласно этому подходу, демократический режим должен быть подготовлен, связан с социально- экономическим развитием общества, служить политической конструкцией основных процессов, которые происходят в социальной сфере.

Оппонирующие подобным идеям приверженцы процедурного подхода, хотя и полагают, что "не следует игнорировать предпосылки для осуществления демократического режима", тем не менее, считают, что главные условия перехода к демократии и характера ее правящих элит, об их политические ценности и идеалы являются самой главной технологией. В этом смысле, по мнению, например, А. Пржеворски, Ф. Шмиттер, Д. Линц и другие, демократический режим служит своего рода "политическим проектом", который уже реализуется в современных условиях страны. Степень внутренней готовности страны к демократическому политическому порядку рассматривается как фактор, способный либо ускорить, либо замедлить формирование такого рода системы власти.

Классическим примером процедуры демократического режима может служить формирование соответствующих порядков в послевоенной Германии, когда, несмотря на некоторые приверженности тех же ценностей населения, новое руководство страны вправе сознательно устанавливать необходимые структуры и механизмы власти, установить соответствующий конституционный и правовой порядок, закрепить демократические отношения между государствами-членами и обществом.

Если судить по сложившейся практике на сегодняшний день, то можно сказать, что конкретные предпосылки демократического режима как относительно стабильно политический высокий уровень экономического развития страны, существование рыночных отношений и индустриальной экономики, урбанизация, развитие массовых коммуникаций, помощь воплощается демократии зарубежных стран.

Последние два - три десятилетия выявили еще один мощный фактор демократизации, а именно демонстрационный эффект западных демократий, экономический и социальный прогресс не только вызывают уважение со стороны многих народов, но и воспринимается во многих странах как прямой результат демократический типа политического режима.

Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократического режима, развитие которого внесли свой вклад в современную политическую демократию. В результате формируется и находит свое выражение в конституциях демократического типа социального порядка. Он отличается от авторитарных и тоталитарных политических режимов следующими формальными правовыми принципами:

принадлежность власти народу, народу - источник власти, он в конечном счете является решающим;

равенство перед законом: юридическое равенство, расширение прав и возможностей тех же, учреждениях социальных и политических прав и свобод, в том числе равное право на участие в управлении обществом и государством;

признание большинством правило, с уважения интересов и мнений меньшинства;

право на многообразие политических объединений и политических программ и другие.


1.2 Понятие, признаки демократического режима

власть демократия плюрализм тоталитарный

Понятие демократического политического режима включает не только государственный режим, но и такие политические силы общества, как деятельность политических и общественных организаций, политического мировоззрения, как это отражено в сознании граждан самого содержания демократии.

Демократический режим - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права на участие в управлении делами общества и расширение прав и возможностей граждан, имеющий достаточно широкий спектр прав и свобод. Демократический режим основан на принципах демократии, свободы и равенства граждан. В контексте этого режима, народ осуществляет власть непосредственно через представительные органы, образованных органами государственной власти.

Основные особенности демократического режима:

Решения, принятые большинством в интересах меньшинства;

Существует правовое государство и гражданское общество;

Государственные органы и органы местного самоуправления избираются и несут ответственность перед избирателями;

Силы безопасности (вооруженные силы, полиция) находятся под гражданским контролем;

Широко используется методы убеждения, компромисса;

Существует политический плюрализм, в том числе многопартийности, легальной политической оппозиции;

Распространяется гласность, нет цензуры;

На самом деле осуществляется принцип разделения властей.

Опыт развитых стран показывает эффективность демократической формы власти, которая, несмотря на национальную идентичность, тем не менее, характеризуется признанными стандартами, которые соответствуют демократии. Требования к демократии не возникает спонтанно в результате рационального выбора народа и элиты.

Тем не менее, путь, ведущий к построению демократического государства длинный и непредсказуемый. Демократия сама по себе не может накормить людей, обеспечить достойный уровень жизни, решить большинство социально-экономических проблем, которые являются наиболее чувствительными к людям. Это может создать только необходимые политические институты, и практику в применении которых, может быть наименее болезненным способом для общества в решении накопившихся проблем в интересах широких социальных слоев.

Демократический режим можно охарактеризовать следующими признаками.

Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, что он выбирает свои представителей власти и периодически сменяет их.

Периодические избирательные органы предоставляют четкий механизм законной преемственности власти. Государственная власть рождается из честных и демократических выборов, а не через военные перевороты и заговоры.

Власть выбирается на определенный и ограниченный период.

Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают реальную конкурентоспособность различных кандидатов, альтернативного выбора, реализацию принципа: один гражданина - один голос.

Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством, а также предоставляющая гражданам утвержденный механизм для разрешения споров между личностью и государством.

Принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная) в построении государственного аппарата.

Наличие развитой системы представительства (парламентской).

Гарантия основных прав человека. Определены три группы прав, которые связаны с ростом гражданства: гражданское (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, религии, свободу менять место жительства); политические (право избирать и быть избранным, свобода голосовать, право на организацию); социальные (право человека на минимальный уровень благосостояния, право на обеспечение условий жизни и гарантий социального обеспечения). Социальные права осуществляются государством через социальные программы. Индивидуальные и групповые свободы защищены независимой, беспристрастной судебной системы. Учитывая перспективы развития демократии, ряд авторов указывают на обновления в будущем, требующее гарантий равенства в сфере экологии.

Политический плюрализм (от лат. pluralie - множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свободу объединений, движений, дополненные множеством различных источников информации, независимых средств массовой информации.

Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и другие решения, принятые большинством, при уважении прав меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиции) имеют право критиковать о правящей власти и продвижения альтернативных программ. Разрешение конфликтов мирным путем.

Характерная черта всех современных демократических режимов - плюрализм (от лат. рluralis - множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. Плюрализм как принцип политической демократии выступает антиподом монополизма в любой его форме.

К существенным признакам политического плюрализма можно отнести:

кратность предметов и политики в области конкуренции, разделения властей;

Ликвидация монополии на политическую власть какой-либо одной партии;

многопартийная политическая система;

разнообразие каналов выражения интересов, бесплатный доступ для всех;

бесплатная борьба политических сил противостоящих элит, возможностью изменения;

Альтернативный политические взгляды в рамках закона.

Характерные черты демократического режима:

Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей и власти могут периодически заменять их. Выборы должны быть справедливыми и конкурентоспособными, должны регулярно проводиться. Под "соревновательными" означает наличие различных групп или отдельных лиц, свободно баллотироваться на выборах. Выборы не будут конкурентоспособными, если некоторые группы (или отдельные лица) имеют возможность участвовать, а другие лишены этого. Выборы считаются справедливыми, если нет мошенничества, и существует специальный механизм честной игры. Выборы несправедливы, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

Периодическое избрание главных органов государства. Правительство рождается из выборов на определенный, ограниченный период времени. Для развития демократии недостаточно проводить регулярные выборы, необходимо, чтобы она опиралась на избранного правительства. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, и как наиболее распространенный способ компенсации президента - военный переворот, а не выборы. Таким образом, необходимым условием для демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, и избираются на определенный, ограниченный период времени, смена правительства должна быть результатом выборов, а не по просьбе целом.

Демократия защищает права отдельных лиц и меньшинств. Мнение большинства выражается демократическими выборами, это лишь необходимое условие демократии, однако, не недостаточное. Только сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. При использовании в меньшинстве дискриминационных мер, недемократический режим становится, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранным правительством.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода выражения мнений, право на информацию и на участие в конкурсе на руководящие должности в государстве.

Изложенная выше характеристика демократического режима и его принципов, кажется, весьма привлекательно. Однако не стоит забывать, что это коллективный характер синтеза, включающий в себя наиболее существенные особенности этого режима, который не обязательно присущ конкретным режимам тех или других государств.

Важной особенностью демократического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность формирования системы двухпартийной или многопартийной, конкуренция политических партий и их влияние на людей, существование законной политической оппозиции, как в парламенте, так и вне него.

По словам А. Лейпьярту, демократические режимы могут быть описаны с точки зрения степени многопартийной системы правления (минимальное количество частей, которые составляют правящую коалицию парламентского большинства). На основе этого критерия, большинством будет считаться тот режим, в котором партии сменяют друг друга, и правящая партия формируется принципам большинства. С другой стороны, консенсус демократического режима, как правящая коалиция, формируется на основе пропорционального представительства сторон. Примеры мажоритарной и консенсуальной демократии - Великобритания, соответственно, США (Вестминстерская модель) и скандинавские страны.

Специалисты выделяют три особенности консенсусной демократии, по сравнению с большинством: 1) низкий уровень оппозиции существующих государственных правил и методов разрешения конфликтов; 2) низкий уровень конфликта на существующей государственной политике; 3) высокая степень согласованности в проведении государственной политики. По Лейпьярту режимы могут варьироваться в зависимости с уровнем централизации государственной власти - для федеральных и унитарных государств. Таким образом, в демократических институтов могут существовать различные способы организации работы.

Демократический режим характеризуется высокой значимостью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы отношений между государством и гражданами.

Всемирная политическая наука еще не дала исчерпывающего определения сущности демократического режима как многогранное явление общественной жизни. Понятие демократического режима со времен Древней Греции часто рассматривают как форму государства, напротив авторитаризма во всех его проявлениях. Между тем, государственный режим власти - более узкое понятие, которое включает в себя только методы политической власти государственного аппарата.

Признаки демократического режима:

Регулярное участие народа в разработке и осуществлении государственной власти через референдум и свободные выборы.

Решения принимаются с учетом интересов меньшинства.

Неприкосновенность частной собственности.

Свобода СМИ.

Торжественно провозглашаем и действительно пользуются правами и свободами.

Легитимность власти.

Структура вооруженных сил, полиции, органов безопасности находятся под контролем общества, используются только по их прямому назначению, их деятельность регулируется законами.

Доминируют убеждения, переговоры, компромиссы, суженные методы насилия, принуждения, пресечения.

Существование гражданского общества с его развитой структурой.

Фактическая реализация принципа верховенства права.

Принцип " все дозволено, что не запрещено законом".

Политический плюрализм, в том числе многопартийная конкуренции политических партий, существование законной политической оппозиции, как в парламенте, так и вне него.

Свобода религии.

Принцип разделения властей.

Демократический режим характеризуется экономическим, политическим и идеологическим разнообразием (плюрализмом), не допускается монополизации в любой из этих сфер.

Демократический режим указывает на совокупность приемов и средств осуществления государственной власти. Они очень разные и конкретизируют основные показатели формы государственного правления и устройства в конкретной стране. Общими показателями демократического режима являются:

а) степень защищенности и обеспеченности гарантиями прав и свобод граждан (политического и идеологического выбора, экономической свободы) и степень учета интересов различных социальных групп (в том числе меньшинств) и т.д.;

б) способы легитимации государственной власти;

в) соотношение правовых и не правовых способов осуществления властных функций;

г) методы, интенсивность и правовая обоснованность использования силовых структур, других ресурсов власти;

г) механизм идеологического давления.

Изучение предпосылок демократизации общества является весьма важным вопросом. Почему при равных стартовых возможностей одни страны успешно идут по пути демократизации, а в других - все попытки установить демократию заканчиваются полным провалом? На этот вопрос пытались найти ответ многие ученые, но оно до сих пор остается нерешенным.

К количеству предпосылок демократического режима относятся:

модернизация, индустриализация, урбанизация, уровень образования, элементы капитализма и благосостояние;

соответствующий характер сословной структуры общества;

демократическая политическая культура, а также развитое гражданское общество;

наличие определенных институциональных форм, среди особо значимых институциональных факторов выделяют электоральные системы, мажоритарное или пропорциональное представительство, форма правления - парламентская или президентская, прочные политические партии и устоявшаяся партийная система;

единое государство, установлены границы, отсутствие этнических или региональных конфликтов;

внешние факторы: мирное международное положение, рост взаимозависимости всех стран и народов мира.


Глава 2. Особенности отдельных видов демократических режимов


.1 Либерально-демократический режим


Либерально-демократический режим - это своего рода демократический тип управления государством, при котором демократические способы, формы и методы реализации государственной власти получает относительно неполное, ограниченное и непоследовательное применение.

С одной стороны, этот режим связан с достаточно высоким уровнем политической свободы личности; а с другой - реальные объективные и субъективные условия в странах значительно ограничивают возможности использовать демократические средства и методы государственно-политического управления. Это гарантирует, что либерально-демократический режим следует отнести к демократическому государственному типу правящей власти и в то же время особый вид демократического режима отличается от фактически демократических или развитых демократиях.

Либеральный государственно-политический режим - воплощение социально-политических принципов и идеалов либерализма (от латинского liberalis - свободный) - одного из важнейших и распространенных идейных и общественно-политических течений, окончательно сложившегося в особое, самостоятельное направление в 30-40-е гг. XIX столетия, хотя идейные истоки либерализма уходят в XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Бентам и др.). Исторически классический либерализм сложился в борьбе против феодального закабаления личности, против сословных привилегий, наследственной государственной власти и т.д., за свободу и равноправие граждан, равные возможности для всех и каждого, демократические формы социально-политической жизни.

Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые считают, либерально-демократический режим, это на самом деле не осуществление режима осуществления власти, а напротив - условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже конечный результат, которым и заканчивается вся эволюция политической организации, наиболее эффективной формой такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, в настоящее время эволюция политических режимов является даже таких формах, как либерально-демократический режим власти.

Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека вырваться из окружающей среды, ядерной и других бедствий порождают новые формы осуществления государственной власти, возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, но в то же время растут противоречия между правами человека и наций, народов и так далее.

В теории государства либеральными называются такие политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы в первую очередь характеризуются отношениями экономических сектора между индивидом и государством. В либерально-демократическом режиме у человека есть собственность, права и свободы, экономическая независимость, и на этой основе становятся политически независимыми. В отношении личности и государственной приоритета зарезервированы для интересов, прав, свобод личности и другие.

Либерально-демократический режим поддерживает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским принципам организации политической и экономической жизни, которая, по мнению некоторых ученых, приводит, в конечном счете, к тоталитарным формам правления.

Либерально-демократический режим обусловливает в первую очередь потребности товарно-денежной организации рыночной экономики. Рынок требует равных свободных, независимых партнеров.

Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе должна быть свобода слова, мнений, право собственности, учитывая пространство для частной инициативы. Права и свободы человека не только закреплены в конституции, но и становятся возможным на практике.

Таким образом, экономической основой либерализма является частной собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, но устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Он также выступает в качестве арбитра и разрешения их споров.

На более поздних стадиях либерализма законное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает социально-ориентированный характер, что связано со многими факторами: необходимость рационально распределять экономические ресурсы для решения экологических проблем, для участия в международном разделении труда, предотвращение международного конфликты и т.д.

Либерально-демократический режим допускает существование оппозиции, более того, с точки зрения либерализма государство принимает все меры для существования оппозиции, представляющей интересы меньшинства, создающей специальные процедуры для решения этих интересов.

Плюрализм и многопартийность в первую очередь являются необходимыми атрибутами либерального общества. Кроме того, при либерально-демократическом режиме есть много ассоциаций, корпораций, неправительственных организаций, секций, клубов, объединяющих людей, представляющих интерес друг друга. Есть организации, которые позволяют гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, социальные, личные, местные, национальные интересы и потребности. Эти ассоциации являются основой гражданского общества и не оставляют граждан лицом к лицу с государством, которое, как правило, склонно навязать свои решения и даже злоупотреблять своими возможностями.

Когда либерализм сформировывает выборы, то их исход зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для избирательных кампаний.

Осуществление государственного управления основано на принципе разделения властей. Система "сдержек и противовесов" уменьшает возможности для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме.

В государственном управлении используется децентрализация власти: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не могут решить местные власти.

Конечно, не следует апологизировать либерально-демократический режим, потому что у него есть и свои проблемы, главные из которых -социальная защита отдельных категорий граждан, стратификации общества, фактических неравных стартовых возможностей и т.д.

Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе с высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно иметь достаточно высокую политическую, интеллектуальную и моральную культуру.

Либерально-демократический режим, основан на идеях и практике демократии, системы разделения властей, защиты прав и свобод личности, в которых важную роль играет судебная власть. Это порождает уважение к суду, Конституции, прав и свобод других лиц. Принципы автономии и саморегуляции пронизывают многие аспекты жизни общества.

Для либерально-демократического режима примыкает еще один вид демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя при этом все значение либерально-демократического режима, продолжает и усиливает тенденцию за счет устранения ее недостатков. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, неудачи, только появляется в некоторых странах, выступая идеальной целью политического развития современного государства.

Его правовая форма вовсе не сосредоточена на личности, на дивидендов, и для обеспечения здоровья, безопасности, благополучия, конкретную социальную защиту, поддержку конкретной семьи и личной жизни каждого члена общества.

Человек - это цель, а не средство, это и есть главный принцип гуманистического режима. Государство не создает государственную зависимость от социального обеспечения, и создает все условия для нормальной творческой работы каждого члена общества. Высокая социальная и правовая защита, значение постановка жизни каждого человека - это обязательства в практической деятельности всех государственных органов.

Человечество на протяжении тысячелетий в поисках наиболее совершенных форм государственной организации общества. Эти формы изменяются с развитием общества. Форма правления, государственный аппарат, политический режим - те конкретные области, где поиск наиболее проводится интенсивно.

Современная демократия - это представительство интересов, а не классов. Все граждане в демократическом государстве, как участники равны перед государством, то есть означает равенство перед законом и равенства политических прав и свобод. Современное демократическое государство - правовое государство и на практике осуществляется разделение трех ветвей власти, и создаются реальные механизмы для защиты прав и свобод граждан.

Либерально-демократический режим поддерживает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским принципам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению некоторых ученых, могут привести в конечном счете к тоталитарным формам правления.

При либерализме государство, сформированное путем выборов, исходит не только от мнения людей, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для избирательных кампаний.

Реализация управления основывается на принципе разделения властей. Система "сдержек и противовесов" позволяет уменьшить потенциал для злоупотребления властью. Правительственные решения обычно принимаются в правовой форме.

Использование либерально-демократического режима наиболее эффективно только в обществе с высоким уровнем экономического и социального развития.

Тем не менее, следует отметить, что либерально- демократический режим может существовать только на демократической основе, и создан из правильного демократического режима.


2.2 Социально-демократический режим


Социально-демократический режим возникает при переоценке западных государств ценностях либеральной демократии. Он утвержден после Второй мировой войны и означает, что государство, не отвергая либеральные ценности, в то же время приобретает социально ориентированный характер. Такое состояние предназначено для воздействия на распределение материальных благ, направляемые в интересах всего общества и принципов социальной справедливости.

Социально - демократический режим - левый политические партии, их программы сосредоточены на социализме, но и на избирательных и парламентских средств без беспорядков и насильственной революции.

Социал-демократические партии рассматривают социальное государство как шаг к своей главной цели - демократический социализм. Государственная власть, как заявляют они, предназначена для подготовки условий для перехода к социально-демократическому режиму, в которой демократические методы управления будут применяться во всех сферах общественной жизни. Социальная политика не является услугой или милостью от государства, и его прямые обязанности, вытекающие из социальных прав предоставляются гражданам. Теоретики социально- демократического режима разрабатывают правовые идеи социального государства, ответственные перед своими гражданами, и возлагают на него обширный круг задач, до принятия социальных отношений социальной справедливости.

Промежуточное положение между позициями неолибералов и социал-демократов являются понятия, выдвинутые идеологами средних классов и демократически настроенной интеллигенции. В идеологии этих слоев является теория государства всеобщего благоденствия. Она возникла в 50-х г. в период экономического роста в Западной Европе и Соединенных Штатах.

Один из основоположников теории был шведский экономист и политик Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987 гг.) (Автор книги "По ту сторону социального государства").

Основой его концепции является утверждение о том, что всеобщее благоденствие был достигнуто в промышленно - развитых странах Запада. Другие страны рано или поздно встают на тот же путь экономического и социального развития. Суть теории общественного благосостояния, как она сформулирована Мюрдаль, заключается в " мире без революции - революция фактически в капиталистическом государстве проводит согласованную государственную политику, и, более того, с такой эффективностью, что постепенно привело к развитию экономики страны в соответствии с интересами большинства граждан. В соответствии с его концепцией приведем ряд общих черт".

Богатые страны Запада имеют смешанную экономику, то есть рыночные отношения в сочетании с государственным планированием. Фридрих фон Хайек возражает, и его последователь Мюрдаль утверждал, что планирование в современном капиталистическом обществе вызвано объективными причинами, в первую очередь образованием монополий. Промышленно развитые страны Запада, писал он, " бесконечно далеки от либерально- демократической модели. " Государственное вмешательство необходимо для поддержания равновесия и стабильного экономического роста. Планирование призвано регулировать деятельность крупных экономических объединений и не влияет, поэтому, индивидуальную свободу.

Для социального государства характеризовано тенденцией демократизации политической жизни страны. Всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, как утверждал Мюрдаль, позволяют перейти к состоянии децентрализации и передачи функций, которые традиционно осуществляет государство, местные органы власти и общественные объединения граждан. В отличие от государств прошлого века, современная западная демократия включает в себя все слои общества и участвует в распределении социальных благ. Политический процесс в наиболее развитых государствах всеобщего благосостояния (Мюрдаль их включают Швецию и Великобританию) поставлен под " расширяющейся народный контроль.

Учитывая вышеизложенные факты, либерально-демократический режим включает в себя разновидность демократического режима, характеризующаяся совокупностью методов и способов осуществления власти, основанных на демократических и гуманистических принципах, признании индивидуализма и частной собственности наивысшими ценностями политической и экономической жизни.


Заключение


Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократического режима, развитие которого внесли свой вклад в современную политическую демократию. В результате формируется и находит свое выражение в конституциях демократического типа социального порядка.

Демократический режим - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права на участие в управлении делами общества и расширение прав и возможностей граждан, имеющий достаточно широкий спектр прав и свобод.

Характерная черта всех современных демократических режимов - плюрализм (от лат. рluralis - множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе.

Анализ эффективного установления демократических режимов показывает, что демократические политические институты становятся по-настоящему эффективным только после длительного процесса эволюции и адаптации к условиям и традициям общества, о чем свидетельствует опыт демократического становления в западных странах. Следовательно, современная утонченность в развитии демократических политических институтов в России и в других странах не может быть объяснен вопрос совместимости демократии и ее институтов с национальными традициями и нормами, а также тот факт, что они могут быть эффективными, но постепенно адаптируясь к политической реальности.

Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые считают, либерально- демократический режим, это на самом деле не осуществление режима осуществления власти, а напротив - условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже конечный результат, которым и заканчивается вся эволюция политической организации, наиболее эффективной формой такой организации.

Социально-демократический режим возникает при переоценке западных государств ценностях либеральной демократии. Он утвержден после Второй мировой войны и означает, что государство, не отвергая либеральные ценности, в то же время приобретает социально ориентированный характер.

Демократический режим признает разномыслие и многопартийную систему, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзов и других массовых организаций. Через массовые организации, население пытается воспользоваться в участии в политическом процессе и оказать давление на правительство, чтобы удовлетворить их требования.


Список использованных источников информации


Абдуллаев, М.И. Теория государства и права / - М.: ИД Право, 2010. -464 с.

2.Баранов Н.А. "Эволюция современной российской демократии: тенденции и перспективы". - СПб., 2008. -276 с.

Веденина Н.А. Современный политический либерализм и проблема социальной справедливости: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2003.- 253с.

Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. - 84 с.

Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. // Кожухов А.П. - №8.- 2008. - С. 152.

Димов В. Справедливый либерализм. Путь к комфортному государству. М., 2007.- 425 с.

Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире: понятие, сущность, тенденции развития. -2010. - 185 с.

Кудрявцев, Ю. А.Политические режимы: Критерии классификации и основные виды /Ю.А. Кудрявцев.//Правоведение. -2011. - № 1 (240). - С. 205

Крыжантовская Т.И. Представительная и непосредственная демократия развитого социалистического общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. -С. 17.

Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. - М., 1997.- 310 с.

Нерсесянц B.C. Теория государства и права: Краткий учебный курс. - М., 2001. - 245 с.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., "Наука", 1991.- 582 с.

Политика и право - "Демократия" А.Ф. Никитин, 2012.- С. 12

Теория государства и права / Под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева/ [Текст]. - М.: Высшее образование, 2007. -216 с.

15.Теория государства и права: Учебник / Под ред. О.В. Мартышина. М.: НОРМА, 2009.- 420 с.

16.Ткаченко С.В. Либерализм как государственная идеология России // Право и государство: теория и практика. 2010. N 1.-С. 32.

17.Фарберов Н.П. Марксистско-ленинская концепция социалистической демократии // Проблемы теории социалистического государства и права. М., 1977.- С. 22.

Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.- С. 45.

Цыганков П.А., Цыганков А.П. Между западничеством и национализмом: российский либерализм и международные отношения // Вопросы философии. 2012. N 1.-С. 32.

20.Цыганков В. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.- 100 с.

Чиркин В.Е. Теоретические проблемы политического режима в странах социалистической ориентации // Государство и право в развивающихся странах. М., 1976.- С. 7


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Перечислим характерные черты демократического режима.

Суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательностью» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свои кандидатуры. Выборы не являются соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может повлиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже будет назвать честными.

Периодическая выборность основных органов государства . Правительство «рождается» из выборов на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, так как наиболее распространенный способ смещения президента в них – военный переворот, а не
выборы.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства . Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное. Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством : свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом первом в мире демократическом государстве – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых участвовало 5–6 тыс. чел.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Демократический режим - один из самых сложных по способу реализации среди других режимов в политике. Возник он еще в античности и буквально обозначал «народную власть». С тех пор, как в 1260 году была переведена «Политика» Аристотеля и впервые употреблено слово «демократия», не прекращаются споры о его значении и о сущности данного режима. Вместе с развитием общества происходила и эволюция в его осмыслении.

Так, в античные времена, начиная с 5 века и демократический режим понимался как непосредственное правление граждан, которые жили в полисах с небольшим количеством населения. В его основе лежало стремление людей к совместному существованию, к созданию благ для всех, к взаимоуважению. Решения принимались большинством голосов свободных граждан (а их было не более одного процента на три миллиона жителей). В то же время древний имел и несколько цензов: оседлости, гражданства и имущественный. Тогда демократию посчитали не самым лучшим режимом, так как на деле управляли не граждане, имеющие низкий уровень а правители. Демократия быстро переходила во а затем превращалась в тиранию.

Следующая концепция - правовая, или классическая. Она появилась в то время, когда формировались национальные государства, занимающие большую территорию, чем полисы, и характеризовалась конфликтными отношениями между третьим сословием и аристократией. Новый виток в развитии этой концепции начался после Великой Французской революции. Демократический режим стал рассматриваться ею как таковой, что отвергает элитарность, монархию, и формирует цели направлений в обществе и политике. Возникла необходимость в создании новых отношений между гражданами и властью, связанная с требованиями социального равенства и автономии. Демократия на данном этапе представляла собой представительное правление, которое избиралось лишь состоятельными гражданами.

Современных интерпретаций демократического режима существует несколько. Различия в них обусловлены отсутствием одного принципа анализа демократии. Сторонники нормативного подхода считают, что изначально модель демократического правления идеальна, однако, на практике она вынуждена приспосабливаться к практическим вопросам. А сторонники эмпирически-описательного подхода полагают, что режим представляет собой совокупность таких политических процедур, принципов, которые показали свою эффективность на практике. В таком случае правительство, которому народ больше не доверяет, сменяется совершенно бескровно, мирным путем.

Понимание этого явления полностью зависит от того, на каких ее составляющих акцентируют свое внимание авторы различных теорий.

Опыт тридцати пяти стран, имеющих демократический на практике, позволяет выделить в нем следующие черты и атрибуты:

1) Законность, распространяющаяся на всех. Подтверждается она в процессе выборов, когда народ выбирает своих представителей, а те, в свою очередь, принимают важные для избирателей решения. СМИ, группы интересов и независимый народ следят за тем, чтобы власть, которой они отдали голоса, выполняла свои функции.

2) Конкуренция. Это основное явление при демократии, когда все кандидаты имеют право участвовать в соревновательных выборах, конкурировать между собой за право представлять волю народа.

3) Наличие нескольких политических партий, которое помогает народу сделать осмысленный выбор.

4) Социальные, гражданские и населения.

Демократический режим характеризуется уязвимостью в условиях, которые часто меняются. В то же время в стабильных обществах с высокой организацией он является вполне эффективной формой взаимоотношений между властью и гражданами.

Понятие демократических режимов. К демократическим режимам принято относить политические режимы, основанные на народовластии. То есть это режимы, при которых власть в государстве так или иначе принадлежит народу и прямо или косвенно им осуществляется (слово «демократия» в переводе с греческого означает народовластие: «demos» – народ, «cratоs» – власть). Принадлежность государственной власти народу закреплена в конституциях многих демократических государств. Так, в ст. 3 Конституции РФ записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В ст. 20 Основного закона ФРГ подчеркивается, что «вся государственная власть исходит от народа».

Вместе с тем не следует думать, что при демократических режимах власть всегда и во всех случаях принадлежит непосредственно народу и непосредственно им осуществляется. Демократия может проявлять себя в разных формах. Она может быть непосредственной, или прямой, а может быть и представительной. При непосредственной демократии народ сам, непосредственно осуществляет государственную власть, напрямую решая вопросы государственной и общественной жизни. При представительной демократии государственная власть осуществляется народом уже через представителей, которых он выбирает. Обычно непосредственная и представительная формы демократии сочетаются, но, как правило, одна из них является преобладающей. Так, например, в античных государствах, в частности в древнегреческих полисах, преобладала непосредственная демократия. Государственная власть здесь принадлежала народным собраниям, которые состояли из полноправных граждан и решали все основные вопросы государственной и общественной жизни. В современных же демократических государствах преобладает представительная демократия, поскольку народ осуществляет власть преимущественно через своих представителей, которых он избирает в парламенты и другие представительные органы. Вместе с тем и в современных демократических государствах имеет место непосредственная демократия. В той же ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» и что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Виды демократических режимов. Демократические режимы, возникнув в глубокой древности, в процессе своего исторического развития постоянно менялись. Исчезали одни режимы, появлялись и получали распространение другие. К настоящему времени история породила различные виды демократических режимов, однако в научной литературе практически отсутствует более или менее приемлемая их классификация. В этой связи в учебниках по теории государства и права принято рассматривать только современные политические режимы. Что же касается политических режимов прошлого, то о них либо не говорят совсем, либо называют лишь некоторые из них. Обычно среди демократических режимов называют режим рабовладельческой демократии, феодальный демократический режим и режим буржуазной демократии. Что же касается современных демократических режимов, то среди них различают режим социальной демократии и режим либеральной демократии. Поскольку нас в большей степени интересуют современные политические режимы, рассмотрим режим социальной демократии (его можно назвать также собственно демократическим режимом) и режим либеральной демократии (его нередко называют полудемократическим режимом).

Режим социальной демократии (собственно демократический режим). В современном мире режим социальной демократии присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония и др.). В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы общественного мнения способен оказывать значительное влияние на государственную власть. Государство в этих странах руководствуется в своей деятельности интересами общества и направляет свои усилия на достижение социальной и политической стабильности.

Режиму социальной демократии присущи,как представляется, следующие черты.

Во-первых, в государствах с социальным демократическим режимом существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются, прежде всего, представительные органы государственной власти (в частности, парламенты). Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Выборными и сменяемыми могут также быть и некоторые другие органы государственной власти (президент, правительство и т. д.).

Во-вторых, для режима социальной демократии характерно участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. Прямая демократия, т. е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референдумов (всенародного голосования) по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни и свободных выборов, на основе которых формируются представительные и некоторые другие органы государственной власти. Представительная демократия, которая в современных демократических государствах имеет более широкое распространение, чем прямая демократия, выражена в том, что народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В-третьих, режим социальной демократии характеризуется действием принципа разделения властей, в соответствии с которым единая государственная власть подразделяется на несколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законодательную, исполнительную и судебную), взаимодействующих на основе системы сдержек и противовесов.

В-четвертых, в современных государствах с режимом социальной демократии государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса. Например, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения существенно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом.

В-пятых, для режима социальной демократии характерны господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония.

В-шестых, режим социальной демократии характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом. Политический плюрализм (политическое многообразие) означает, главным образом, многопартийность, т. е. существование в обществе двух и более политических партий, обладающих равными правами в борьбе за власть, а также наличие политической оппозиции, как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всего общества.

В-седьмых, для социального демократического режима характерны гласность, свободный доступ к информации, не признанной в законном порядке секретной, свобода средств массовой информации от цензуры.

В-восьмых, характерной чертой социального демократического режима является также невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.

Режим либеральной демократии (полудемократический режим). В научной и учебной литературе режим либеральной демократии не имеет однозначного определения. Это выражается, в частности, в том, что отдельные авторы под либеральным режимом (они именуют его также либерально-демократи­ческим) понимают такие методы, способы и средства осуществления государственной власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. То есть либеральный режим в этом случае мыслится как режим более высокого порядка, чем собственно демократический режим, как режим, который вырастает из собственно демократического режима. Вместе с тем большинство исследователей склоняется все же к тому, что либеральный режим – это полудемократический режим, режим, который сочетает в себе черты демократического и авторитарного режимов и является переходным к собственно демократическому режиму. Как правило, он возникает в результате ликвидации тоталитарных и авторитарных режимов, административно-командных и бюрократических методов управления обществом и предшествует режиму социальной демократии.

Первоначально либеральные режимы сформировались в ходе буржуазных революций в ряде государств Западной Европы и Северной Америки. Для них характерным было то, что роль государства ограничивалась административно-полицейскими функциями, невмешательством в экономическую и социальную жизнь общества. Основная масса населения ввиду постоянной нужды и культурной отсталости не принимала реального участия в осуществлении государственной власти. Поэтому либеральный режим опирался только на имущие слои населения. Демократические права и свободы, провозглашенные в конституциях, носили формальный характер, что вызывало отчуждение между властью и народом. Под влиянием бурных перемен в общественно-политической жизни либеральный режим уступил место режиму социальной демократии, что нашло отражение в конституциях ряда государств, принятых после Второй мировой войны.

В настоящее время либеральные, полудемократические режимы сложились в постсоциалистических странах Восточной Европы, в ряде государств СНГ (в том числе и в России), в Шри-Ланке, Никарагуа и многих других странах Азии, Африки и Латинской Америки после крушения тоталитарных и авторитарных режимов.

Либеральный режим, будучи переходным политическим режимом, характеризуется незавершенностью. В своей основе – это демократический режим. Он базируется на достижениях современной демократии, признавая и законодательно закрепляя все ее основополагающие идеи: народовластие, разделение властей, естественные права человека, политический и идеологический плюрализм и т. д. Но это еще неразвитая демократия, демократия в сочетании с некоторыми элементами авторитаризма. Так, например, деятельность представительных органов власти, в том числе и парламента, зачастую принижена, зато на первый план нередко выдвигается исполнительная власть, особенно президент; принижена также роль судов; система сдержек и противовесов не отработана, вследствие чего принцип взаимодействия властей нарушен; не сложилась подлинная многопартийность; не всегда положительно оценивается деятельность оппозиции; недостаточным образом осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина; в методах осуществления государственной власти встречаются проявления административно-командной системы управления и т. д.