Мужской кошмар - амазонка. Кто такие амазонки

Мифы и легенды о диких амазонках - женщинах, которые образовали отдельное племя, жили по правилам матриархата и воевали с мужчинами, существуют с древних времен. Археологические раскопки подтверждают этот факт, однако споры о достоверности существования воинствующего общества, состоящего исключительно из представительниц слабого пола, не утихают.

Мифы и сказания

По версии древнегреческой мифологии, царство амазонок, женщин-воинов, существовало некоторое время на территории Ливии, на берегах Средиземного моря. По какой причине они жили отдельно от мужчин, было непонятно, однако они долгое время обходились собственными силами. Одни источники рассказывают о кочевом племени женщин, другие - о существовании царства во главе с царицей амазонок.

Главными занятиями у них были: охота с целью добычи пропитания, войны с соседними племенами для обогащения. В соответствии с древними сказаниями, происхождение амазонки вели от союза бога Ареса (или Марса) и его дочери Гармонии, а сами воительницы поклонялись богине Артемиде, охотнице-девственнице.

Одним из подвигов Геракла было задание, в ходе которого он должен был забрать у воинственных девушек волшебный пояс, который был предназначен для выкупа для возвращения дочери царицы Антиопы.

Племена женщин-амазонок: жизнь и размножение

По мнению, высказанному в 5 в. до н.э. древнегреческим историком Геродотом, такое государство матриархата существовало на берегах оз. Меотиды (современная территория Крыма). Они построили несколько городов, среди которых Смирна, Синоп, Эфес и Пафос.

Основным занятием амазонок было участие в войнах и набегах на соседей, причем они с большим мастерством владели луком, двойным боевым топором (лабрисом), укороченным мечом. Шлем и доспехи воительницы изготовляли самостоятельно.

Но для того, чтобы иметь детей, в целях размножения, племя женщин-амазонок ежегодно в весеннее время объявляло перемирие и устраивало встречи с мужчинами из приграничных земель, с которым затем расплачивались спустя 9 месяцев родившимися младенцами-мальчиками.

Но по другой версии, новорожденных мужского пола ожидала более печальная судьба: их либо топили в реке, либо калечили, чтобы в дальнейшем использовать как рабов. Новорожденных девочек оставляли в племени и воспитывали как будущих воительниц, которые должны были владеть всем доступным оружием. Их также обучали охотничьему ремеслу и умению вести сельское хозяйство.


Для того чтобы в будущем при натягивании в бою лука им не мешала правая грудь, им ее выжигали еще в детстве. По одной из версий, название племени произошло от a mazos, т. е. «безгрудая», по другой - от ha-mazan, что с иранского языка переводится как «воины», по третьей - от masso, обозначающее «неприкосновенные».

Война с Дионисом

Боевые победы племени амазонок настолько их прославили, что даже бог Дионис решил заключить союз с ними, чтобы они помогли ему бороться с титанами. После победы он коварно затеял войну с ними же и разгромил.

Немногие выжившие женщины смогли спрятаться в храме Артемиды, чтобы затем уйти в Малую Азию. Там они поселились на реке Фермодонт, создав огромную империю. Участвуя в нескольких войнах, женщины-амазонки захватили Сирию и дошли до острова Крым. Многие из них принимали участие в осаде знаменитой Трои, в ходе которой древнегреческий герой Ахилл убил их царицу.

Во время боев с греками противник смог захватить несколько девушек в плен и, погрузив на корабль, хотел отвезти их для демонстрации на родину. Однако по пути женщины-воительницы напали на судно и всех убили. Но из-за отсутствия навыков кораблевождения амазонки смогли плыть только по ветру, и в конечном итоге их прибило к берегам Древней Скифии.


Образование сарматского племени

Поселившись на новом месте, воительницы начали грабить поселения и уводить скот, убивая местных жителей. Скифские воины были очень гордыми, потому считали ведение войны с женщинами-воинами недостойным занятиям. Они поступили иначе: собрали своих лучших воинов и послали их захватить диких женщин, чтобы затем получить от них хорошее потомство. Их ожидала удача, после чего появился на свет новый народ савраматов или сарматов, имеющих богатырское телосложение.

Жизнь племени женщин-амазонок проходила активно в военных походах и охоте, причем одевались они в мужскую одежду. А местные мужчины были приставлены к домашним обязанностям: готовка еды, уборка и т. д. У сарматов существовала интересная традиция: девушки могли выходить замуж только после убийства любого представителя сильной половины, однако жертв они обычно находили в соседних племенах.

Гомер и Геродот об амазонках

По данным историков, великий древний мыслитель Гомер, создавший знаменитые произведения «Иллиада» и «Одиссея», также написал и о стране Амазонии. Однако эта поэма не сохранилась. Подтверждением греческих мифов являются древние амфоры и барельефы, украшенные рисунками женщин-амазонок (фото ниже). Только на всех изображениях красивые воительницы имеют обе груди и достаточно развитые мускулы. Также амазонки упоминаются в сказании об аргонавтах, но там Гомер показывает их как отвратительных фурий.

По версии Геродота, после участия в Троянской войне амазонки попали к скифам и образовали племя сарматов, в котором женщины и мужчины имели равные права. Легенды приписывают им не только прекрасное владение оружием, но также умение держаться в седле и невероятное хладнокровие. Скифы и сарматы, по данным Геродота, совместно воевали в 5 в. до н. э. против царя Дария.

Римский историк Деодор придерживался мнения о том, что женщины-амазонки являлись потомками древних атлантов и жили на территории Западной Ливии.


Данные археологов

Многие находки историков в разных уголках мира дают подтверждение древним легендам о существовании женщин-амазонок не только в Греции, но и других странах и континентах.

Так, в 1928 г. на берегах Черного моря в поселении Земо Ахвала было обнаружено захоронение древнего правителя в доспехах и при оружии. После исследования он оказался женщиной, после чего многие сделали предположение о находке царицы амазонок.

В 1971 г. на территории Украины было найдено захоронение женщины с девочкой, которые были роскошно одеты и богато украшены. В могиле лежало золото, оружие, а также скелеты 2 мужчин, явно умерших не от болезни. По версии ученых, останки принадлежали очередной царице с дочерью и рабами, которые были принесены в жертву.

В 1990-е гг. при раскопках в Казахстане были обнаружены аналогичные древние захоронения женщин-воительниц, срок которых насчитывал более 2,5 тыс. лет.

Очередной сенсацией в мире науки стало последнее открытие в Британии, когда были найдены останки воинов женского пола в Бруэме (графство Камбрия). Они явно прибыли сюда с территории Европы. По версии английских ученых, женщины сражались в рядах римской армии. По их данным, племена женщин-амазонок жили на территории Восточной Европы в период 220-300 г. н. э. После смерти их торжественно сжигали на кострах вместе со снаряжением и боевыми конями. Происхождение их идет с территории нынешних государств Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.


Америка: жизнь племен женщин-амазонок

Истории о диких женщинах-воинах рассказывают также об обнаружении их Христофором Колумбом после открытия американского континента. Услышав рассказы местных индейцев о женском воинствующем племени, великий мореплаватель пытался их захватить на одном из островов, однако не смог этого сделать. В память об этом случае было дано имя Виргинским островам (в переводе «острова Дев»).

Испанский конкистадор Фр. де Орельяна в 1542 г. высадился на берегу огромной реки в Южной Америке, где встретил племя диких женщин-амазонок. В сражении с ними европейцы потерпели поражение. Некоторые ученые предполагают, что ошибка произошла из-за длинных волос у местных индейцев. Однако именно в память об этом инциденте было дано гордое название самой величественной реке американского континента - Амазонке.

Африканские амазонки

Это уникальное в мировой истории явление - племя дагомейских женщин-терминаторов - обитало на африканском континенте южнее Сахары на территории современного государства Бенин. Себя они именовали N’Nonmiton или «нашими матерями».

Африканские амазонки, женщины-воительницы относились к элитным войскам, которые защищали своего правителя в королевстве Дагомея, за что европейские колонизаторы назвали их дагомейскими. Образовалось такое племя в 17 в. для охоты на слонов.

Король Дагомеи, восхищенный их мастерством и успехами, назначил их своими телохранителями. Армия N’Nonmiton существовала 2 столетия, в 19 в. женский военный корпус насчитывал 6 тыс. солдат.


Отбор в ряды женщин-воинов проходил среди 8-летних девочек, которых учили быть сильными и безжалостными, а также способными выдержать любую боль. Вооружение их составляли мачете и голландские мушкеты. После многолетних тренировок африканские амазонки становились «боевыми машинами», способными успешно воевать, а побежденным - отрубать головы.

В период службы в армии они не могли выходить замуж и рожать детей и оставались целомудренными, считаясь состоящими в браке с королем. При посягательстве мужчины на женщину-воина его убивали.

Британская миссия на территории Западной Африки была основана в 1863 г., в Дагомею тогда приехал ученый Р. Бартон, который собирался заключить мир с местной властью. Он впервые смог дать описание жизни дагомейского племени женщин-амазонок (фото ниже). По его информации для некоторых воительниц это предоставляло возможность обрести влияние и богатство. Английский исследователь С. Альперн написал большой трактат о жизни амазонок.


В конце 19 в. территория была занята французскими колонизаторами, солдат из которого часто находили утром мертвыми с отрезанной головой. Вторая франко-дагомейская война завершилась капитуляцией армии короля, и большинство амазонок было убито. Последняя ее представительница - женщина с именем Нави, которой к тому времени было более 100 лет, - умерла в 1979 г.

Современные дикие женские племена

До сих пор в непроходимых джунглях реки Амазонки существуют территории, жизнь на которых сильно отличается от современной цивилизации. Испокон века в восточной части Бразилии живут люди, оторванные от внешнего мира, сохранившие свои обычаи и навыки.

Ученые регулярно находят здесь не только новые виды животных и растений, но и поселения диких племен, которых сейчас, по информации исследователей организации FUNAI, насчитывается более 70. Они занимаются охотой, ловлей рыбы, сбором фруктов и ягод, при этом совершенно не хотят контактировать с цивилизованным миром, боясь заразиться неизвестными болезнями. Ведь даже обычный грипп для них является смертельным.

Женщины диких племен Амазонки обычно выполняют всю женскую работу, занимаются бытом и воспитанием детей. Иногда они собирают в лесу ягоды или фрукты. Однако существуют и агрессивные племена, в которых женщины наравне с мужчинами охотятся или участвуют в набегах на соседей, вооружившись дубинками и копьями, отравленным ядом местных растений или змей.


Существует и дикое племя Куна на острове Сан-Блас недалеко от территории Бразилии, переселившееся с материка и живущее по правилам матриархата. Традиции сохранились и поддерживаются жителями поселения сурово и непоколебимо. В 14 лет девушки уже считаются половозрелыми и должны сами выбрать себе жениха. Мужчина обычно переселяется в дом к невесте. Главный доход племени на острове приносит сбор и экспорт кокосов (около 25 млн штук ежегодно), выращивают они также сахарный тростник, бананы, какао и апельсины. А вот за пресной водой ездят на материк.

Амазонки в искусстве и кино

В искусстве Древней Греции и Рима воительницы занимают важное место, их изображения можно встретить на керамике, в скульптуре и архитектуре. Так, битва афинян и амазонок запечатлена в мраморном барельефе Парфенона, а также в скульптурах из мавзолея из Галикарнаса.

Любимые занятия женщин-воинов – охота и война, а оружие - лук, копье, топор. Для защиты от врага они надевали шлем, а в руки брали щит, имеющий форму полумесяца. Как видно на приведенных фото, женщин-амазонок древние мастера изображали верхом на лошади или в пешем бою, в сражении с кентавром или воинами.


В период Возрождения они вновь воскресли в произведениях эпохи классицизма и барокко в поэзии, в картинах и скульптурах. Сюжеты битв с древними воительницами представлены в работах Я. Пальмы, Я. Тинторетто, Г. Ренни и других художников. Картина Рубенса «Битва греков с амазонками» показывает их в кровавой конной баталии с мужчинами. А копии с оригиналов скульптуры «Раненая амазонка» знамениты на весь мир и хранятся в музеях Ватикана и США.

Жизнь и подвиги амазонок стали вдохновением для писателей и поэтов: Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Р. Гранье и Г. Клейста. В 20-21-м веках они перешли в массовую культуру: кино, мультфильмы и комиксы в жанре фэнтези.

Современное киноискусство является подтверждением популярности темы женщин-амазонок. Прекрасные и смелые девушки-воительницы представлены в фильмах: «Амазонки Рима» (1961), «Пана - королева амазонок» (1964), «Богини войны» (1973), «Легендарные амазонки» (2011), «Женщины-воины» (2017) и т. д.


Последний фильм, вышедший на экраны в 2017 году, называется «Чудо-женщина» и рассказывает о героине по имени Диана, царице амазонок, которая наделена фантастической силой, скоростью и выносливостью. Она свободно общается с животными, а для защиты носит специальные браслеты, но вот мужчин считает изменчивыми и лживыми.

Среди современных женщин также можно встретить «амазонок», которые умны, образованны и мечтают покорить мир. Они могут управлять большой корпорацией и одновременно воспитывать детей, а к мужчинам относятся снисходительно, позволяя себя любить.

Амазонки


Впервые сведения о женщинах-воительницах, названных впоследствии амазонками, появились у древнегреческих (эллинских) историков. Многие века легенды о женщинах-амазонках волнуют людей образованных, как мужчин, так и женщин. С течением времени легенды эти наполнились всякими вымыслами, были сильно приукрашены, а амазонки стали героинями многих художественных и литературных произведений, в том числе – фантастических. Для женщин это символ – символ женской независимости, образец для подражания, иногда в буквальном смысле, а для мужчин – образец красоты и привлекательности. Поэтому любопытно узнать, что было и было ли на самом деле.


Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что женщины-амазонки жили на границах обитаемого мира (то есть за пределами известных эллинам территорий). По его словам, женщины-амазонки управляли обществом и занимались военным делом, а мужчины хлопотали по хозяйству, выполняя указания своих жен. И когда рождались дети, заботиться о них поручали мужчинам. Легенды и свидетельства древних историков приписывают амазонкам участие в Троянской войне, вторжение с киммерийцами (кочевым народом, обитавшим в Крыму и близлежащих степях) в Малую Азию, поход в Аттику (страну древнегреческих городов-государств) и осаду Афин.

В частности, после Троянской войны отряд амазонок появился на территории скифов. В ходе этой войны, по свидетельству Геродота, часть амазонок попала в плен, и греки отправили их к себе на трех кораблях. Но не тут-то было! Амазонки восстали, перебили греческих воинов и команды кораблей и, уносимые течением и ветрами, приплыли к берегу, высадившись на скифских землях у места под названием Кремны, затерявшегося в веках. Там они угнали у скифов лошадей и, вооружившись оружием убитых греков, стали грабить страну скифов.


Скифы долго не могли понять, что произошло и откуда эта напасть свалилась на их головы: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени этого они до сих пор не встречали. Собрав силы, скифы вступили в бой с амазонками, впрочем, без особого успеха, так как победить врага не удалось. Каково же было удивление скифов, когда после боя, осмотрев трупы врагов, они обнаружили, что все они – женщины! Восхищенные этим обстоятельством, они решили сделать так, чтобы от таких женщин у них родились дети.

Посовещавшись, скифы решили послать к амазонкам группу своих молодых мужчин, по количеству равную числу амазонок, но не вступать с ними в бой, а стать лагерем поблизости. Убедившись, что от пришельцев им нет опасности, амазонки не стали на них нападать. Долго ли коротко ли, но амазонки стали вступать в связь с молодыми скифами и даже освоили их язык. Молодые скифы звали амазонок присоединиться к своему племени, но амазонки не согласились и стали жить сами по себе. Так на территории скифов появился новый народ – савроматы, говоривший на искажённом скифском языке. Эта легенда сравнительно недавно нашла реальное подтверждение при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана, где нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.

История появления амазонок под стенами Афин связана с именем древнегреческого героя Тезея (Тесея). Историю эту рассказал Плутарх. В одном из своих путешествий по Понту Авксинскому (Черному морю) Тезей приплыл к берегу страны амазонок и высадился там, где был встречен весьма гостеприимно. За это гостеприимство он отплатил черной неблагодарностью, влюбившись в царицу амазонок Антиопу и увезя её на своем корабле в Афины. Для освобождения своей царицы амазонки по суше отправились в Афины и осадили город. Осада длилась 4 месяца и закончилась битвой у стен Акрополя, впрочем, безрезультатной для обеих сторон. Поэтому было заключено перемирие, и амазонки ушли к себе. Антиопу они не освободили, поскольку она сражалась на стороне греков и пала в бою. Вот такие дела творились в древности: за что бились – непонятно.

В Украине есть могилы, где находятся скелеты женщин, похороненных с оружием. Они жили все времена, когда греки еще пересказывали многовековые предания о народе женщин-воительниц, но уже считали их вымыслом. Из-за этих находок у археологов опять возник вопрос об амазонках. Быть может, они все же существовали когда-то? На юго-востоке современной Украины, по Великой степи Евразии, тысячи лет бродили орды кочевников, люди разных этнических групп и культур. Но суровая природа диктовала им единый образ жизни.

Выносливые люди на выносливых лошадях всю жизнь перегоняли свой скот, питались его мясом, пили молоко кобылиц. Теперь лишь насыпные холмы в степи являются немыми свидетелями их прошлого. Это - могильники древнего народа, сарматов, которые постоянную обитель обретали только со смертью. В этих захоронениях, именуемых курганами, мало кто предполагал найти подтверждение древних греческих мифов. Сарматы, кочевавшие здесь в I тысячелетии до н. э., не оставили ни письменных источников, ни строений. Все, что мы знаем о них - добыто в могилах или вычитано у древнегреческого историка Геродота, но его сведения всегда рассматривались как легенды.


После путешествия в 450 году до н. э. по Северному Причерноморью Геродот записал миф о странном племени женщин-воительниц, которые разъезжали по степи верхом на лошадях, свирепо сражались, стреляя из луков. Никто из них не выходил замуж, пока не убивал врага. Черноморские греки называли их "иорпаты" (мужеубийцы), но Геродот привел и другое название - амазонки, от греч. амазес (безгрудая). Авторы более поздних времен объяснили это тем, что амазонки лишали себя одной груди чтобы лучше стрелять из лука, но древние греки никогда не писали про такие увечья. Быть может, эти вояки получили прозвище амазонок за то, что не хотели кормить детей грудью?

Амазонки, лютые враги древних греков, изображались ими везде как племя женщин диких настолько, что с мужчинами знались только для продолжения рода и даже посмели однажды напасть на Афины. Но в более поздние времена все сочли это за небылицы. "Кто поверит , - насмешливо заметил греческий географ Страбон, - что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов Рассказать такое, все-равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жен, а жены - мужей" . Многие сведения об амазонках в науку не вошли, зато дали богатую пищу творчеству драматургов во всех жанрах - от комедий до трагедий. К XX веку амазонки появились на эстраде и в фантастике. Но каждый раз, когда в степи находят захоронения женщин с оружием, невольно вспоминается миф о них. И, уже из могил амазонки как бы воюют снова - за свое место в истории мира. Интересно, что Страбон и прочие скептики сказали бы об этих могилах?


Такие находки действительно необычны. Об этих женщинах написано чрезвычайно мало и только древними греками, что воспринималось всегда как мифы. Но тут, в степи, археологи находят настоящих женщин-воительниц, похожих на амазонок, ведь рядом с ними захоронены мечи, кинжалы, колчаны с наконечниками стрел из бронзы и железа - сплошь боевое снаряжение воина. То, что в этих степях жили воинственные женщины, здесь воевали, здесь погибали, здесь хоронили своих подруг - очевидно вполне. Но как они связаны с амазонками древних мифов? Не о них ли писал Геродот?

Отечественные археологи давно знают о женских могильниках в степях Украины и России, где находили не только украшения из золота и серебра, но еще и боевое снаряжение. Но они не связывали эти захоронения с амазонками до тех пор, пока сюда не пришла многонациональная группа археологов из Западной Европы и США. В мире, где воевали мужчины, образ воительницы казался нелепым. Кое кто даже счел оружие ритуальным, для боев в мире ином, а не в этом. Но скелеты женщин свидетельствуют о другом - есть черепа со следами рубящих и колющих ударов, есть плечевые кости с торчащими з них наконечниками стрел...


Обычно, если археологи находят оружие в могиле, то считают, что похоронен мужчина, если бусы, браслеты и прочее, то женщина. Однако в этих раскопках нельзя полагаться на сопутствующие вещи, потому что в сарматских могилах бывает и наоборот - мужчина с зеркальцем, а женщина - с оружием. Но, к счастью, археологи, изучавшие физическую антропологию, по черепу и другим частям скелета могут безошибочно определить пол погребенной особи. Вот скелет женщины лет шестидесяти, из оружия здесь только нож, рядом шильца для прокалывания кожи, кремни и кресала. Судя по этим и другим вещам, старушка в общине могла делать то, что всегда и везде поручалось мужчине, ведь кремни и кресала - орудия хранителя огня. По черепу этой женщины видно, что сарматки доживали до старости, ее зубы сточились, но порченых нет.

В один из сезонов раскопок, в 1994 году, нашли могилу совсем юной девушки, лет четырнадцати. Кости ног ее были кривы от постоянной езды верхом. По набору оружия было понятно, что она хорошо владела боевыми приемами. Для рукопашной схватки - кинжал с небольшой рукояткой, явно сделанный по девичьей руке. По множеству наконечников стрел ясно, что хоронили ее с полным колчаном. Одна из могил принесла археологам неожиданный сюрприз. Там обнаружены останки женщины, не похожей на воительницу, но соплеменницы, видно, боялись ее, потому что связали ей ноги, явно не желая, чтобы она выбралась на свет Божий. Можно только строить догадки, за что с ней обошлись так сурово. Дурной глаз? Они боялись, что она наведет на них порчу? Или же эта женщина была помешанной, бесноватой? А может быть, причина была совершенно иная и нам, живущим в другом укладе общества этого никогда не понять.

Пытаясь представить диких кочевников, скачущих стремительно по степи, невольно вспоминаешь о Чингирхане и ордах монголоидов, но сарматы были европеози. Греки, привыкшие биться пешими в плотном строю, сочли всаднице луками трусливыми, но те заставили признать, что их атаки смертоносны. Почти каждая легенда о битве с амазонками кончается гибелью или посрамлением красивой, но свирепой воительницы, посмелившей меряться силами с греческим героем. Но у Геродота, напротив, амазонки чаще побеждали. Бывших противников они брали себе в мужья и те делили с ними тяготы кочевой жизни и войн. Эти женщины очень важны для нас, потому что они представляют общественную формацию, которая еще никогда не регистрировалась документально.

В украинских степях много захоронений, в том числе в виде курганов. Археологи за несколько сезонов раскопали уже порядка сотни из них, поровну мужских и женских. Здесь есть могилы разных племен, которые приходили сюда друг за другом. В какой-то период времени здесь появились племена, воинами которых были женщины, весьма похожие на тех, которые, по словам Геродота, обитали в степях к северу от Черного моря. Если в женских могилах обилие всяких предметов, то в мужских их почти нет. В одной мужской могиле найден только горшок, в нескольких других мужчины захоронены с ребенком на руках...

Бедность мужских могил еще больше наводит на мысли о матриархате. Результаты раскопок просто поразительны. Благодаря им легенды обрели реальную основу, а записки Геродота о амазонках нашли подтверждение. Согласно Геродоту, амазонки жили в VI веке до н. э., а эти последние могилы относились к периоду от IV до II века до н. э. Таким образом, от амазонок Геродота до погребенных в последних открытых могилах прошло более двух веков, и в племенах, о которых рассказывалось в мифах Древней Греции, уже царил патриархат. За три столетия женщины степей утратили власть и она перешла к их сыновьям и внукам.

Возможно, виновниками этой перемены были пленники-мужчины, которые не хотели мириться с новой для них ролью и которым амазонки доверили воспитание своих детей. Теперь, после открытия археологов, ясно, что амазонки существовали, что жили на земле такие женщины и мифы о них стали еще привлекательнее. Впервые удалось найти в полевых условиях материальные доказательства того, что в обществе существовала формация типа племени амазонок. Она была у кочевых народов, обитавших в этих степях. Здесь правили женщины, пасли скот, охраняли стада и, при необходимости, с оружием в руках бились за свои земли. Благодаря этим открытиям восстановлена добрая репутация Геродота, ведь его называли не только отцом истории, но и отцом вымыслов за рассказы о всякой экзотике типа амазонок. За десяток лет раскопок археологи доказали, что Геродот был прав.

В XII в. до н.э. после битвы элинов с амазонками в Троянской войне элины захватили их в плен и везли на трех кораблях. Но амазонки перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, носимые волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера и высадились на земле свободных скифов у каких-то Кремн. Похитив у скифов табун лошадей, амазонки начали грабить из страну.

"Скифы же не могли понять, - писал Геродот, - в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины. Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, и уклоняться; когда же те остановятся, они должны приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети. Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом. Амазонки в полуденный час делали следующее. Они расходились по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга.

Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь. И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую. Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок. А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея жену ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: "У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу; нашими женами будете вы, и никакие другие женщины" . Они же на это сказали следующее:
"Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи.

Мы стреляем из лука и мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но оставаясь на повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда. Так вот мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите чтобы мы были вашими женами и чтобы вы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе".


Перейдя Танаис, они прошли к востоку на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней пути от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в ту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее. И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей;
они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из них, не способные исполнить обычай, умирают в преклонном возрасте, прежде чем выйти замуж".


Это этиологический миф, объясняющий происхождение савраматов, который переписал Геродот из какого-то более раннего сочинения. Вероятно этот миф сочинили боспорские греки которые после переселения на Боспор Киммерийский увидели женщин, умеющих сражаться на лошадях.

Существует красивая история о воинственных женщинах, которые держали в страхе весь древний мир и сражали наповал не только своей красотой, но и оружием. Называют их амазонками. Является эта история мифом или реальностью, и кто такие амазонки? Ответ найдем в глубоком прошлом.

Кто такие амазонки?

Впервые и единожды упоминают о воинственных красавицах Их покровительницей была Этим дамам приписываются обширные владения, начиная с земель подле реки Феромонт в и заканчивая сирийскими и фракийскими землями. Племена-амазонки на то время выделялись среди остальных своим железным оружием и боевой конницей. Но самая значительная их особенность - это то, что в их войске не было ни одного мужчины. Напротив, женщины этого племени сильный пол не уважали, считали его изнеженным и хилым. Мужчины были нужны прекрасным воительницам лишь для продолжения рода. В рассказах о том, кто такие амазонки, часто встречается мнение, будто они брали в плен мужчин, с которыми потом зачинали потомство. Однако не исключено, что храбрые девы для этой цели выходили замуж за юношей из соседних племен, а добившись желаемого, изгоняли их из своей общины. В некоторых источниках указывается, что мужчины были-таки в племенах амазонок, но не участвовали в военных действиях, а только занимались домашним хозяйством. Право стать матерью было лишь у тех амазонок, которые убили минимум трех врагов. Если в их племени рождались мальчики, то по первой версии их тут же убивали, по второй - отдавали отцам. Для того чтобы разобраться, кто такие амазонки, следует узнать значение их наименования. В дословном переводе греческое слово амазес - это «безгрудая». Согласно древним преданиям каждая дикая амазонка для большего удобства при использовании лука и другого оружия лишала себя правой груди. Некоторые же историки считают, что называли этих женщин безгрудыми потому, что они не были женственными в полном смысле этого слова.

Амазонки в мифах

Впервые эти дамы упоминаются в одном из Так, согласно мифам Древней Эллады доблестному герою было поручено доставить пояс Ипполиты, царицы Амазонок. Для того чтобы добыть эту вещь, Гераклу пришлось убить всех воинственных дев. Что, впрочем, не помешало им появиться в рассказах о Тесее. В соответствии с таким сказанием этот герой был довольно дружен с Гераклом и даже вместе с ним участвовал в походе на амазонок, откуда и привез себе жену - саму их царицу Ипполиту. Отчаянные женщины тут же бросились сражаться за свою повелительницу. Но в конце концов сами ее и убили: Ипполита приняла на себя удар, предназначавшийся для мужа.

Миф или реальность?

Сказания о том, кто такие амазонки, не объясняют главного - существовали ли они на самом деле или являлись плодом воображения древних греков. Некоторые считают, что история о них - просто сказка, о чем свидетельствует их появление в мифах. Другие же полагают, что амазонки - это невыдуманное племя, которое могло существовать на территориях современных Турции, Греции, Азии или даже России. До сих пор этот вопрос является неразрешенным.

Невероятное открытие сделали наши отечественные ученые-археологи в 1928 году – у берегов Черного моря, в местечке Земо Ахвала, где, как полагают, и жили амазонки, они отыскали захороненные останки некоего «князя». Погребен он был в полных доспехах и при оружии – рядом покоился его двойной топор внушительных размеров.

Однако проведя детальную экспертизу скелета, исследователи были повержены в шок: останки определенно принадлежали женщине! Кем была она? Царицей амазонок? Их Повелительницей?

1971-й год. На территории теперешней Украины обнаружено древнее захоронение. И вновь женщина, погребенная с царскими почестями. Рядом с ней покоился скелет маленькой девочки, украшенный не менее роскошно. Помимо всего прочего, в их могиле нашли оружие, много золота и скелеты двух мужчин, ушедших из мира сего, как заявляют ученые, явно не по своей воле. Полагают, что в могиле как раз и находилась очередная царица амазонок с дочерью и двумя рабами, принесенными в жертву.

Во временном промежутке между 1993 и 1997 годами раскопки проводились в Казахстане, в местечке Покровка. Там также были найдены древние захоронения, которым, по меньшей мере, две с половиной тысячи лет, и там тоже покоились останки женщин-воительниц.

Определить род их занятий не представилось сложным, поскольку рядом с ними лежали, словно принесенные в дар, кинжалы, наконечники стрел и иные виды оружия – дамы при жизни определенно умели постоять за себя и уносили сие умение с собой в могилу. Получается, здесь тоже имеет смысл говорить об амазонках?

И подобные находки обнаруживаются исследователями в различных уголках планеты – есть информация о том, что амазонки вполне могли обитать на территории современной Индии, Малайзии и даже в районе Балтийского моря.

Найденные останки женщин в Бруэме

Одним из последних открытий стало то, что амазонки, как установили британские ученые, сражались на стороне римской армии, на территории нынешней Великобритании. Доказательством тому служат останки двух женщин-воительниц, обнаруженные в захоронении в Бруэме, графство Камбрия. Полагают, что сюда они еще при жизни попали из Восточной Европы – еще древние греки утверждали, что великие и ужасные женщины-воительницы обитали именно там.

Эти две представительницы своего племени, которое, следуя догадкам ученых, исчезло с лица Земли примерно между 220 и 300 годом н.э., были почетно сожжены на погребальных кострах вместе с их боевыми рысаками и военным снаряжением. Вполне возможно, что эти амазонки входили в состав нумерий – нерегулярных римских войск, закрепленных за служившими на территории Британии легионами.



Опираясь на результаты других раскопок можно предположить, что они пришли из дунайских провинций Норикум, Паннония и Иллирия, которые ныне входят в состав территорий Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.

Исследовав захоронения в Бруэме, ученые пришли к выводу, что здесь погребали пепел мертвых. В могиле одной из женщин нашли останки животных, которых тоже, судя по всему, подвергали ритуалу сожжения. Также там были обнаружены выточенные из кости пластинки, использовавшиеся для украшения шкатулок, фрагменты ножен и детали глиняной посуды.

Все эти находки говорят о том, что женщина имела довольно высокий статус в обществе. На момент погребения ей было от 20 до 40 лет. В другой могиле, обитательнице которой было примерно от 21 до 45, также нашли ножны и костяные украшения, а вдобавок – серебряную чашу.

Амазонки в древнегреческих мифах

Так все же, имеет ли смысл утверждать, что женщины-воительницы действительно существовали на этом свете?

Древние греки верили в то, что амазонки, поклонявшиеся богине Артемиде, произошли от необычайного и пугающего союза бога войны Ареса, известного еще под именем Марса, с его же дочерью Гармонией. Они утверждали, что их племена обосновались на реке Фермодонт у города Фемиксира в Малой Азии. Возникает справедливый вопрос: как они продолжали свой род?

Говорят, что весной, когда птички начинают петь, а медведи – размножаться, эти эксцентричные дамы наведывались в расположенные неподалеку поселения и там вступали в недолговечные браки с местными мужчинами. Также на роль «осеменителей» отлично подходили чужеземцы, заплутавшие в незнакомых краях.

По закону жанра, от таких союзов вскоре появлялись дети, их судьба определялась в зависимости от пола: девочек амазонки оставляли у себя и воспитывали из них воинов, а от мальчиков обычно безжалостно избавлялись. В крайнем случае, выдавали на руки отцам и отправляли обоих как можно дальше.

«Женщины без груди» обитали на реке Фермодонт

Греческий историк Геродот описал всю их философию воспитания одной фразой:

«Ни одна девушка не должна познать мужчину, не убив врага».

Амазонка Вообще ученые-лингвисты считают, что само слово «амазонка» является составным из слов «а» и «мазон», в переводе оно означает «без груди». Был в этих племенах такой обычай – в раннем возрасте прижигать девочке правую грудь, дабы она не развивалась и не мешала в дальнейшем овладевать искусством стрельбы из лука.

На вопрос, где же все-таки обитали эти «женщины без груди», большинство исследователей ищет ответ в древнегреческих мифах. Изучив их, ученые пришли к выводу, что племена амазонок обитали на севере Турции, где ныне протекает река Терме Чай.

Судя по всему, это и есть та самая загадочная река Фермодонт, о которой говорили греки – именно там жили женщины-воительницы, и именно оттуда они пришли на помощь троянцам. На саму же реку Фермодонт они перекочевали с Кавказских гор.

Скифские воины сумели соблазнить воительниц

У скифов есть легенда о том, что однажды на их землю пришло воинственное племя, оно громило поселки и уводило их скот. Обороняя свои поселения, скифы смогли убить нескольких чужаков. Выскочив из седел, дабы скальпировать своих врагов, они испытали непередаваемый шок – все убитые оказались женщинами.

Скифские воины обладали необычайной гордостью – они посчитали недостойным вести войну с женщинами. Вместо этого они послали отряд молодых людей патрулировать территорию рядом с врагом, следовать за ним, не ввязываясь в битвы. Им хотелось больше узнать о загадочных женщинах. Последние поначалу выступали агрессорами – пытались напасть и развязать сражение, однако предусмотрительные юноши боя не принимали, стараясь все больше отступать.



Со временем воинственные леди свыклись с таким соседством и прекратили свои нападки, став более-менее благосклонными. Тогда молодые люди взяли ситуацию под контроль и соблазнили оттаявших воительниц. И стали они жить в мире и согласии: лепили пельмени по выходным и нарожали впоследствии детишек. Так, по крайней мере, объясняется происхождение племени сарматов.

Вообще говорят, что легенда эта возникла не из воздуха. Сарматские женщины и вправду воевали наравне с представителями сильного пола. Это доказывают результаты археологических раскопок, в ходе которых нередко обнаруживаются сарматские захоронения, где женщины погребены вместе с оружием.

Что ж, неудивительно, что эти воинственные дамы нередко ввязывались в войны со скифскими мужчинами. На пограничных территориях их поселений сплошь и рядом шли ожесточенные бои, их легкие пешие и конные отряды, совершая свои ночные рейды, втихаря уводили домашний скот и рабов. Однако все это не могло продолжаться бесконечно – порой скифы и сарматы заключали перемирие и начинали торговать друг с другом, а иногда от скуки объединялись и совершали набеги на соседние страны.

Правда иногда им приходилось объединяться и для совместной защиты своих территорий от внешних нападений. Так, когда персидский царь Дарий направил свои войска на Скифию, сарматы прислали своим временным союзникам подкрепление, состоявшее из одних только женщин.

Гомер представил амазонок фуриями

Говорят, что в свое время Гомер порадовал мир не только известными всему миру поэмами «Илиада» и «Одиссея», но и произведением под названием «Страна Амазония». Однако если «Илиада» и «Одиссея», будучи творениями, довольно глобальными, дошли до наших дней в практически первозданном виде, то поэма, прославлявшая подвиги женщин, не сохранилась вовсе. Не нашли при раскопках ни единого ее отголоска.

Несколько выше говорилось об этимологии слова «амазонка» и его связи с отсутствием у женщин правой груди. Так вот, стоит отметить, что данный факт ничем не доказан: на всех дошедших до нас изображениях амазонки обладают «идеально красивыми фигурами с обеими грудями, но весьма развитыми мускулами». Такое пояснение дает старая как мир, дореволюционная энциклопедия Брокгауза и Эфрона, в которой вопрос существования амазонок исследуется достаточно подробно.



Судя по всему, Гомеру амазонки крайне не импонировали. В своих сказаниях об аргонавтах он вообще выставил их в виде отвратительных фурий. В более поздний период писатели всё же стали теплее отзываться об этих женщинах, однако их образ, хоть и стал несколько привлекательнее, но все-таки превратился в сказочный и какой-то совсем уж невероятный. Сказания о них стали чем-то наподобие былин о богатырях или легенд о феях.

Легенды про женщин-воинов

Геродот писал о том, что по окончании Троянской войны амазонки вновь ушли к скифам. Так и появилось племя сарматов, в котором амазонки имели с мужчинами равные права. Правда, местных женщин они недолюбливали, а если сказать точнее – вообще не желали иметь с ними общих дел.

Интересно то, что античные писатели, упоминая амазонок в своих произведениях, неустанно говорят об их отваге и доблести. Например, в Римской империи предметом непередаваемой гордости для любого воина было, если ему говорили, что он «сражался как амазонка».

А когда во II веке н.э. наполовину ополоумевший император Коммод решил стать гладиатором на арене Колизея, «рубя в капусту» зверей да людей без разбору, сенаторы под одобрительные вопли зрителей приветствовали его криками:

«Ты – властелин мира! В славе своей подобен ты амазонкам!»

Не стоит сомневаться, женщины-воины были достойны любых похвал! Легенды слагали об их невероятном хладнокровии, когда они, преследуемые толпами врагов, легко поражали их точными выстрелами из лука, даже не выбираясь из седла. Еще лучше давалось им обращение с двойным топором. Именно он вкупе с легким щитом в виде полумесяца стал неотъемлемым атрибутом амазонки на всяком изображении.



Страбон же назвал их безумными выдумками

Отметим, что не одни лишь греки и римляне столь яро упоминали амазонок. В древнекитайской и древнеегипетской истории также присутствуют подобные легенды. Однако, что странно, уже за одно столетие до начала новой эры люди начинают сомневаться в реальном существовании этих женщин.

Например, известный историк и географ Страбон посвятил огромное количество времени поискам рассказов и упоминаний об амазонках, после чего сопоставил их и назвал безумными выдумками и сказками.

«Со сказанием об амазонках произошло нечто странное. Дело в том, что во всех остальных сказаниях мифические и исторические элементы разграничены… Что же касается амазонок, то о них всегда – и раньше, и теперь – были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные», - говорил он.

Впоследствии многие поколения историков согласились с его мнением. Так, спустя время сказания о девах-воительницах обратились в очень красивую и невероятную легенду.

Колумб нашёл «остров Дев»

Мужской ум пытлив и все никак не оставляет эту мысль о загадочных женщинах-воинах. Живший в средневековье путешественник Марко Поло вообще заявлял, что сам видел амазонок где-то в Азии во время своего очередного странствия. А испанцы и португальцы сплошь и рядом твердили о том, что «государство амазонок» существует и расположено где-то в Южной Америке.

Когда-то индейцы рассказали Христофору Колумбу о некоем острове, населенном одними лишь женщинами. Он загорелся идеей захватить парочку, дабы представить их взору испанской королевы. Однако план благополучно провалился: как только корабли Колумба причалили к берегам этого острова, из леса выбежала толпа женщин с луками.



Их вид явно говорил о том, что сдаваться без боя они не собираются. В общем, окрестил Колумб эти места Виргинскими островами, «то бишь» «островами Дев», и благополучно отчалил от греха подальше.

Знаменитый конкистадор Франсиско-де-Орельяна в 1542 году открыл огромную реку на территории Южной Америки. Тогда он якобы видел амазонок, с которыми его отряд доблестно сражался.

Сегодня этот рассказ подвергается сомнению: считают, что либо индейские женщины сражались бок о бок со своими мужчинами, либо перепуганные испанцы просто приняли длинноволосых индейцев за воинственных представительниц прекрасного пола. Однако встреча сия произвела на Орельяна такое впечатление, что он отказался от своей первоначальной идеи – назвать реку своим именем. С тех пор река эта носит гордое название – Амазонка.