Цели финансового управления организации. Управление финансами общее понятие об управлении финансами

В системе управления финансами выделяют объект и субъект управления.

Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В качестве объектов управления выделяют три основные группы: 1) финансы предприятий, учреждений, организаций; 2) финансы страхования и 3) государственные финансы.

Субъекты управления финансами – совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами (органы управления финансами).

Они включают: 1) финансовые службы предприятий, учреждений, организаций; 2) страховые органы; 3) государственные финансовые органы и налоговые службы.

Органы финансового управления государства:

Президент РФ;

Парламент;

Правительство;

Министерство финансов РФ;

Центральный банк;

Министерство государственного имущества;

Счетная палата.

Указом Президента РФ от 09.03. 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована новая структура федеральных органов исполнительной власти.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства. Функции контроля и надзора – на федеральные службы.

Функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – на федеральные агентства.

Органы управления финансами и их функции.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти:

Президент Российской Федерации (администрация Президента): 1) определяет финансовую политику в ежегодном бюджетном послании; 2) регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство;

Парламент Российской Федерации: 1) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи; 2) утверждает федеральный бюджет; 3) принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, налоговый кодекс);

Правительство Российской Федерации: 1) рассматривает федеральный бюджет; 2) выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. 3) обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации; 4) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти;

Министерство финансов Российской Федерации: 1) осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; 2) организует разработку федерального бюджетного плана; 3) принимает активное участие (совместно с Министерством экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

Министерству финансов РФ подчинено пять федеральных служб:

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба страхового надзора;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Федеральное казначейство.

Основные задачи Министерства финансов РФ определены Постановлением Правительства РФ от 30.06. 2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ»:

Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

Совершенствование бюджетной системы и бюджетного федерализма;

Обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

Разработка и обеспечение выполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом;

Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

Разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

Методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Основные функции Министерства финансов РФ в соответствии с указанными задачами:

Разработка проектов законов по развитию бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и разграничения бюджетных полномочий;

Разработка проектов законов в области налогообложения, форм документов учета и отчетности в налогообложении;

Разработка проекта закона о федеральном бюджете, организация его исполнения, составление отчетности об исполнении бюджета, федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

Управление государственным долгом РФ;

Эмиссия государственным ценных бумаг от имени РФ;

Ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии ценных бумаг РФ и МО;

Разработка нормативных актов в области бюджетного управления и составления финансовой отчетности.

Постановление Правительства РФ от 07.04. 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов РФ» определяет, что Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Финансовая налоговая служба осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных институтов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган - Счетная палата РФ, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Корпорации.

Каждой из названных форм присущи определенные механизмы управления финансами. Старейшей формой организации бизнеса являются частные фирмы, основная черта которых – единоличная собственность. Основные преимущества частной фирмы:

Легко создается (регистрируется) и ликвидируется;

Возможны упрощенные условия ведения бухучета;

Пользуется некоторыми налоговыми льготами.

Недостатки такой формы собственности и хозяйствования также очевидны: частная фирма обычно не ведет крупных операций, владелец несет личную неограниченную ответственность, привлечение капитала затруднено из-за высокой рисковости.

Партнерство (товарищество) – во многом подобно индивидуальным фирмам, но при партнерстве у фирмы несколько собственников. К достоинствам добавляется возможность привлечения дополнительного капитала и ведения более крупных операций, однако реальна опасность разногласий между партнерами.

Корпорация – наиболее распространенная финансовая модель организации бизнеса. Она свободна от многих недостатков предыдущих форм. У корпорации ограниченная ответственность, легко передаваемая собственность (обычно – ценные бумаги). Однако создание корпорации – более сложный процесс. Законодательство большинства развитых стран предъявляет больше требований к оформлению учредительных документов, предполагает более жесткий контроль за деятельностью корпораций.

Что такое гибридные формы хозяйствования?

В современной экономической системе рассмотренные выше классические организационно-правовые формы предприятий встречаются редко. Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют о существовании значительного количества гибридных форм, которые в большей мере адаптированы к сегодняшнему уровню развития рыночных отношений.

Основной формой частного предпринимательства в современной России является «предприниматель без образования юридического лица» (ПБОЮЛ). Граждане РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для некоторых видов деятельности необходимо иметь лицензию. В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ в хозяйственной деятельности предприниматель без образования юридического лица выступает на равных правах с юридическими лицами, однако не утрачивает прав и обязанностей, присущих физическому лицу. Например, ПБОЮЛ имеет право на защиту не только деловой репутации, но и своей чести и достоинства. Ему как физическому лицу может быть возмещен моральный ущерб, что невозможно для юридических лиц. Это дает дополнительную гарантию против недобросовестности коммерческих партнеров и конкурентов. Как и юридическое лицо, ПБОЮЛ может использовать труд наемных работников, делая соответствующие взносы в Пенсионный и другие фонды.

Финансы индивидуальных предпринимателей – это особое звено финансовой системы, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности. (Г.252)

Финансовые ресурсы индивидуального предпринимателя – это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, в основном это собственные средства предпринимателя.

Основным источником финансовых ресурсов предпринимателя является предпринимательский доход. Совокупный доход предпринимателя уменьшается на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода.

Финансовые ресурсы предпринимателя используются на расширение дела, платежи в бюджет, личные сбережения и личное потребление. По своим обязательствам индивидуальный предприниматель отвечает как физическое лицо всем своим имуществом, за исключением списка вещей, взыскание на которые по исполнительным документам не разрешается (жилое помещение, предметы домашней обстановки и обихода).

При общем порядке налогообложения у индивидуальных предпринимателей доходы облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13%. Помимо общего подхода для индивидуальных предпринимателей существуют специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД).

Для смягчения главного недостатки индивидуального предпринимательства – полной финансовой ответственности – в соответствии с российским законодательством с 1998 г. возможно учреждение общества с ограниченной ответственностью (ООО) одним лицом, которое становится его единственным участником. Аналогично возможно партнерство с ограниченной финансовой ответственностью.

Обычно считается, что общества с ограниченной ответственностью как форма организации бизнеса и хозяйствования возникли как переходный этап между существовавшими полными товариществами (партнерствами) и акционерными обществами (АО). Они имеют общие черты как с теми, так и с другими. В настоящее время в России ООО – самая распространенная модель организации. Общества с ограниченной ответственностью можно отнести к организациям корпоративного типа, так как они основываются на членстве. Особенно много общего ООО имеет с закрытыми акционерными обществами (ЗАО).

Главная общая черта проявляется в ограниченной ответственности участников (акционеров) и самого общества. По общему правилу участники ООО и акционеры ЗАО не отвечают по обязательствам общества, а только несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87, п. 1 ст. 96 ГК РФ). В свою очередь, само общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников (акционеров) (п. 1, 2 ст. 87, п. 1 ст. 96 ГК РФ).

Для обеих форм ведения бизнеса ограничено количество участников (акционеров) – их число не должно превышать 50 (п. 2 ст. 10 ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 3 ст. 7 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью). Состав участников четко определен к моменту создания обществ обоих видов.

Участниками ООО и учредителями ЗАО могут быть граждане и юридические лица, при этом государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать участниками (учредителями) ООО и ЗАО, если иное не предусмотрено федеральными законами (см. п. 1 ст. 7 ФЗ от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п. 1 ст. 10 ФЗ от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 07.08.01 г.).

Несмотря на многие сходные черты, общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества имеют различные модели финансового управления и рыночного поведения, могут предоставлять разные возможности для ведения коммерческой, финансовой, инвестиционной деятельности. Поэтому перед предпринимателями часто стоит проблема выбора формы организации бизнеса: ООО или ЗАО. Основные различия между этими двумя формами организации бизнеса, представленные в таблице, могут в определенной степени облегчить проблему такого выбора.


Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения целей, предусмотренных финансовой политикой. Субъект управления - совокупность государственных органов и органов управления юридическими лицами, которые в своей деятельности решают различные вопросы использования финансовых отношений; объект управления - финансовый механизм.
Процесс управления финансами заключается в выполнении трех основных функций:
финансового прогнозирования и планирования;
оперативного управления;
финансового контроля.
Начало управленческого процесса связано с определением параметров движения финансовых ресурсов на средне- и долгосрочную перспективу, что осуществляется в процессе финансового прогнозирования. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовые прогнозы могут быть среднесрочными - на срок от 1 года до 5 лет и долгосрочными - на срок от 5 лет. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построения эконометрических моделей, корреляционно-регрессионного анализа, метода экспертной оценки и других.
Основным видом финансового прогноза в России является баланс финансовых ресурсов (сводный финансовый баланс). Он представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и организаций. Прогнозирование финансовых показателей осуществляется также в организациях в ходе составления различных технических и экономических обоснований инвестиционных проектов для определения эффективности проектов и сроков их окупаемости.
Важное место в системе управления финансами занимает финансовое планирование. Именно в ходе планирования любой экономический субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Финансовое планирование включает в себя составление текущих краткосрочных годовых финансовых планов и оперативное внутригодовое планирование. Основным финансовым планом является бюджет, который представляет собой смету ближайших расходов и доходов государства. Годовые планы организаций формируются в виде балансов (смет) их доходов и расходов, в которых отражаются все финансовые ресурсы организации и направления их использования. Внутригодовые планы - это бюджетная роспись доходов и расходов, различные платежные бюджеты и календари организаций, которые составляются по кварталам и месяцам для обеспечения внутригодовой сбалансированности доходов и расходов.
Оперативное управление предполагает исполнение финансовых планов и проведение финансового маневрирования. Оно представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат при помощи перераспределения финансовых ресурсов. Исполнение финансового плана должно обеспечить получение запланированных доходов и финансирование всех расходов в полном размере и в установленный срок. Финансовое маневрирование связано с проведением мероприятий по устранению диспропорций, не предусмотренных в процессе планирования. Для обеспечения финансового маневрирования осуществляется формирование и использование резервных и страховых фондов, получение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ресурсов и перераспределение расходов между отдельными статьями.
Финансовый контроль, с одной стороны, - одна из завершающих функций управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль представляет собой деятельность специальных органов по обеспечению соблюдения финансового законодательства и выявления резервов роста доходов и экономии расходов экономических субъектов. Существуют три формы финансового контроля:
государственный контроль осуществляется специальными контрольными органами государства и направлен на максимизацию доходов и соблюдение целевого расходования средств государства;
внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизионными комиссиями и другими службами, которые проводят свою работу в целях повышения эффективности финансовой деятельности организаций;
аудиторский контроль - это контроль специальных юридических лиц или предпринимателей - физических лиц, которые имеют лицензию на проведение аудита. Лицензия дает право на проведение определенных видов контрольных работ (лицензии выдаются отдельно на банковский аудит, страховой аудит, аудит паевых фондов, бирж и общий аудит). Аудит может быть обязательным и инициативным. Первый осуществляется в силу закона и ему подвергаются организации, которые привлекают средства юридических и физических лиц (банки, страховые организации, паевые, инвестиционные фонды, акционерные общества). Цель обязательного аудита - подтверждение данных отчетности, поэтому аудитор должен проверить соответствие отчетности данным учета, правильность ведения бухгалтерского учета и отсутствие нарушений финансового законодательства. Второй проводится по решению органов управления предприятия для повышения эффективности и качества управления финансами.

Вопрос 1: Управление финансами: сущность и функции.

Тема 12: Органы управления финансами

Вопросы:

1. Управление финансами: сущность и функции.

2. Органы управления финансами в Российской Федерации.

3. Информатизация управления финансами.

Вопрос 1: Управление финансами: сущность и функции.

Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения целей, предусмотренных финансо­вой политикой. Субъект управления - совокупность государственных органов и органов управления юридическими лицами, которые в своей деятельности решают различные вопросы использования финансовых отношений; объект управления - финансовый механизм.

Процесс управления финансами заключается в выполнении трех основных функций:

1) финансового прогнозирования и планирования;

2) оперативного управления;

3) финансового контроля.

1. Начало управленческого процесса связано с определением па­раметров движения финансовых ресурсов на средне- и долгосроч­ную перспективу, что осуществляется в процессе финансового про­гнозирования. Целью финансового прогнозирования является опреде­ление реально возможного объема финансовьк ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде. Про­гнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершен­ствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовые прогнозы могут быть среднесрочными - на срок от 1 года до 5 лет и долгосрочными - на срок от 5 лет. Фи­нансовое прогнозирование предполагает применение различных ме­тодов: построения эконометрических моделей, корреляционно-рег­рессионного анализа, метода экспертной оценки и других.

Основным видом финансового прогноза в России является баланс финансовых ресурсов {сводный финансовый баланс). Он представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая доходы и расходы бюдже­тов, внебюджетных фондов и организаций. Прогнозирование фи­нансовых показателей осуществляется также в организациях в ходе составления различных технических и экономических обоснований инвестиционных проектов для определения эффективности проек­тов и сроков их окупаемости.

Важное место в системе управления финансами занимает финан­совое планирование. Именно в ходе планирования любой экономи­ческий субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направле­ния их наиболее эффективного использования.

Финансовое планирование включает в себя составление текущих краткосрочных годовых финансовых планов и оперативное внутри-годовое планирование. Основным финансовым планом является бюджет, который представляет собой смету ближайших расходов и доходов государства. Годовые планы организаций формируются в виде балансов (смет) их доходов и расходов, в которых отражаются все финансовые ресурсы организации и направления их использова­ния. Внутригодовые планы - это бюджетная роспись доходов и рас­ходов, различные платежные бюджеты и календари организаций, которые составляются по кварталам и месяцам для обеспечения внут-ригодовой сбалансированности доходов и расходов.

2. Оперативное управление предполагает исполнение финансовых планов и проведение финансового маневрирования. Оно представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного ана­лиза складывающейся ситуации и преследующих цель получения мак­симального эффекта при минимуме затрат при помощи перераспре­деления финансовых ресурсов. Исполнение финансового плана должно обеспечить получение запланированных доходов и финансирование всех расходов в полном размере и в установленный срок. Финансовое маневрирование связано с проведением мероприятий по устранению диспропорций, не предусмотренных в процессе планирования. Для обеспечения финансового маневрирования осуществляется формиро­вание и использование резервных и страховых фондов, получение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ре­сурсов и перераспределение расходов между отдельными статьями.

Финансовый контроль, с одной стороны, - одна из завершающих функций управления финансами, а с другой, он выступает необхо­димым условием эффективности управления ими. Финансовый конт­роль представляет собой деятельность специальных органов по обес­печению соблюдения финансового законодательства и выявления резервов роста доходов и экономии расходов экономических субъек­тов. Существуют три формы финансового контроля:

государственный контроль осуществляется специальными конт­рольными органами государства и направлен на максимизацию до­ходов и соблюдение целевого расходования средств государства;

внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизионными комиссиями и другими службами, которые проводят свою работу в целях повы­шения эффективности финансовой деятельности организаций;

аудиторский контроль - это контроль специальных юридичес­ких лиц или предпринимателей - физических лиц, которые имеют лицензию на проведение аудита. Лицензия дает право на проведение определенных видов контрольных работ (лицензии выдаются отдель­но на банковский аудит, страховой аудит, аудит паевых фондов, бирж и общий аудит). Аудит может быть обязательным и инициативным. Первый осуществляется в силу закона и ему подвергаются организа­ции, которые привлекают средства юридических и физических лиц (банки, страховые организации, паевые, инвестиционные фонды, ак­ционерные общества). Цель обязательного аудита - подтверждение данных отчетности, поэтому аудитор должен проверить соответствие отчетности данным учета, правильность ведения бухгалтерского уче­та и отсутствие нарушений финансового законодательства. Второй проводится по решению органов управления предприятия для повы­шения эффективности и качества управления финансами.

Финансовое управление организации является неотъемлемой частью всей системы функционирования предприятия. Оно осуществляется при помощи различных методов и приемов. Финансовое управление предприятием дает возможность принять важные стратегические решения, которые определят успешное развитие организации и ее платежеспособность. Благодаря данной системе полученная прибыль используется максимально эффективно, что увеличивает стоимость предприятия.

Планирование является важным элементом системы финансового управления. Главная его цель – определение и согласование расходов и доходов предприятия. Планирование позволяет определить стратегию развития и исключить наступление банкротства из-за совершения ошибок в сфере управления финансами.

Функции планирования:

— Обеспечение финансовыми ресурсами.

— Определение способов эффективного вложения средств.

— Определение способов увеличения прибыли за счет резервов предприятия.

— Финансовые контакты с банками, бюджетом и т.д.

— Учет интересов акционеров.

— Осуществление контроля за состоянием бюджета, платежеспособностью, кредитоспособностью организации.

Методы финансового планирования:

Финансовое планирование осуществляется при помощи следующих методов:

Метод Назначение
Экономический анализ Определяет внутренние резервы, финансовые показатели развития
Нормативный метод Рассчитывает на основе существующих норм (например, ставка налога) необходимый размер бюджета.
Балансовые расчеты Построение прогноза основных доходов и расходов
Прогноз денежных потоков Расчет ожидаемых доходов и сроков их поступления
Многовариантные расчеты Создание нескольких вариантов плановых расчетов для дальнейшего выбора наиболее удачного варианта.
Экономико-математическое моделирование Определение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, которые оказывают влияние на их формирование.

Стратегические цели

Главная цель финансового управления – поддержание благосостояния предприятия путем постоянного увеличения его рыночной стоимости. Получение прибыли в данный момент времени не относится к целям финансового управления, поскольку одного этого недостаточно. Предприятие может совершать рискованные финансовые сделки для того, чтобы получить большую прибыль. В таких случаях полученный доход не является гарантом стабильности организации и наличии у нее перспектив дальнейшего развития. Получая прибыль в данный момент времени, организация может при этом находится на грани банкротства. Система обеспечения благосостояния организации включает в себя следующие стратегические цели:

— Исключение вероятности банкротства. Для того, чтобы предприятие не стало банкротом, важно постоянно контролировать взаимосвязь между расходами и доходами, учитывать изменения экономической ситуации в целом по стране, тщательно контролировать состояние бюджета и платежеспособность и т.д.

— Увеличение объемов производства. Постоянный прогресс и намеченная стратегия развития являются залогом стабильности и постоянного увеличения доходности организации.

— Избегание финансовых потерь. Необходимо осуществлять учет всех возможных финансовых рисков при заключении сделок и сводить их к минимуму.
— Способность выдержать конкуренцию и занять лидирующие позиции на рынке.

— Увеличение стоимости организации. Рыночная цена предприятия имеет важное значение для его собственников, особенно для акционеров (если это акционерное общество). Чем выше цена компании, тем выше стоимость ее акций. Рост прибыли для членов акционерного общества означает увеличение суммы денежных средств, которые они могут получить при продаже своей доли, ликвидации предприятия, либо слиянии.

— Обеспечение максимальной прибыли за конкретный период. Чем выше прибыль, тем больше размер капитала собственников предприятия.При расчете прибыли определяется выгодное соответствие понесенных затрат на производство продукции ожидаемым доходам от ее реализации. Чем выше ожидаемая прибыль, тем больше степень материальной заинтересованности руководства организации. Важно понимать, что между размером ожидаемой прибыли и степенью финансового риска существует прямая взаимосвязь. Большая прибыль всегда достигается путем заключения сделок с высокой степенью риска. Поэтому, финансовые менеджеры предприятия должны четко оценивать допустимый размер финансового риска и его целесообразность.

— Обеспечение платежеспособности. Соблюдение баланса между приходом денежных средств и их расходованием является способом обеспечения постоянной платежеспособности организации. Это достигается путем четкого соблюдения сроков дебиторской задолженности, анализа платежеспособности дебиторов, своевременного погашения долгов предприятия и т.д.

— Формирование необходимых финансовых ресурсов. Данная цель подразумевает оценки потребности в ресурсах,максимальное использование внутренних ресурсов предприятия, применение ресурсов из внешних источников, привлечение финансовых средств заемщиков, формирование ресурсного потенциала организации.

— Обеспечение финансовой стабильности организации. Стабильность предприятия проявляется в его финансовой устойчивости, платежеспособности, возможности самостоятельного финансирования своих материальных потребностей.

Задачи финансового управления

Достижение целей подразумевает решение следующих ключевых задач:

— Формирование сбалансированного движения материальных, денежных средств.

— Формирование необходимого в данный период времени количества финансовых ресурсов.

— Эффективное использование ресурсов во всех сферах деятельности организации.

— Обеспечение финансовой устойчивости.

— Достижение финансовой независимости.

— Поддержание платежеспособности.

Ликвидация неэффективных направлений деятельности.

— Максимизация прибыли.

— Минимизация рисков.

— Обеспечение постоянного развития.

— Оценка правильности принимаемых решений.

— Антикризисное управление (с целью избегания банкротства).

— Организация системы показателей эффективности, которая является залогом финансовой устойчивости.

Особенности организации финансового управления

Эффективность финансового управления зависит от соблюдения следующих условий:

  1. Взаимосвязь с общей системой управления. Финансовое управление организацией не может быть результативным без взаимодействия с остальными системами управления предприятием. Финансовое управление напрямую связано с деятельностью производственного отдела, инновационного отдела,отдела персонала и т.д.
  2. Комплексный характер принятия решений. Поскольку все структуры предприятия находятся в непосредственном взаимодействии, направление финансовых потоков в один отдел может привести к недостатку финансирования другого отдела. Эффективность финансового управления проявляется в комплексном подходе к выстраиванию и распределению денежных потоков.
  3. Динамичность. Финансовое управление должно выстраиваться на основании установившейся в данный момент экономической ситуации в стране и условий, которые существуют на предприятии. Приемы, показатели и нормативы, которые были эффективными и актуальными в прошлые периоды, могут оказаться нерезультативными в данный период времени. Чуткое реагирование на малейшие изменения финансовой ситуации и своевременная разработка необходимой в данный момент системы управления дают возможность свести к минимуму вероятность банкротства предприятия и поддерживать его платежеспособность.
  4. Наличие альтернативных вариантов решения поставленных задач. Каждое управленческое решение должно приниматься после тщательного анализа всех вариантов.

Классификация функций финансового управления

Финансовое управление организацией выполняет ряд функций, направленных на обеспечение стабильности, формирование перспектив его дальнейшего развития. К данным функциям относится:

Функция Сфера применения
Контроль Организация системы внутреннего контроля на предприятии. Контроль за выполнением поставленных задач осуществляется специально созданными для этого подразделениями и отделами. Система контроля включает наличие определенных показателей и периодов контроля. По результатам полученных данных можно судить об эффективности деятельности предприятия, вносить коррективы в работу для дальнейшего улучшения показателей.
Разработка стратегии На основе плана развития непосредственно предприятия и ситуации в целом на рынке формируется стратегия, предусматривающая дальнейшие пути развития организации. Прогноз формируется на долгосрочную перспективу, учитывая все направления деятельности организации.
Информационная функция Дает объяснение всем существующим вариантам финансовых решений, определяет масштаб финансовых потребностей, формирует источники информации (внутренние, внешние), осуществляет систематический мониторинг финансового состояния организации и всей экономики в целом.
Организационная функция Принимаются управленческие относительно деятельности организации. Финансовое управление должно четко реагировать на любые изменения. Эффективное выполнение данной функции становится возможным при наличии организационной структуры с четкой иерархией, при которой каждый отдел выполняет поставленные перед ним задачи под контролем своего непосредственного руководителя. Отделы, выполняющие организационные функции, должны находиться в тесном взаимодействии с остальными структурами предприятия.
Анализ Подразумевает оценку финансовой ситуации, сложившейся в данный момент времени, и более тщательную оценку на долгосрочную перспективу.Анализу подвергаются, также, результаты деятельности организации, конкретных отделов, дочерних предприятий, филиалов и т.д.
Стимулирование Подразумевает создание системы стимулирования сотрудников, работающих в системе управления (руководители подразделений, менеджеры). Стимулирование помогает заинтересовать сотрудников эффективным исполнением принятых управленческих решений. Перед работниками ставятся задачи выполнения планов, соблюдения сроков, достижения установленных показателей, соблюдение необходимых нормативов и т.д. При решении поставленных руководством задач сотрудники подразделений финансового управления получают поощрение в различной форме. При невыполнении возложенных на нихобязательств сотрудники несут наказание (лишение премии, отмена привилегий и т.д.).

Таким образом, финансовое управление является важным элементом управленческой структуры организации. Главная цель финансового управления заключается не в получении единовременной прибыли, а в обеспечении благосостояния предприятия в целом. Это проявляется в реализации целого комплекса мер и приемов, направленных на исключение вероятности банкротства, эффективное использование ресурсов, поддержание платежеспособности, увеличение рыночной стоимости компании и т.д. Для достижения положительных результатов важно применять комплексный подход, динамично реагировать на любые изменения экономической ситуации, взаимодействовать с другими системами управления организацией.

Управление финансами (financial management) — сознательное воздействие органов управления на страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении , твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В соответствии со структурой финансовой системы по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами органов местного самоуправления, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений, обществ, фондов) (см. ).

Составляющей управления финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.

Субъектами управления служат законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления финансами относятся: Министерство финансов и его территориальные органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.

Функции управления финансами включают:

  • финансовый анализ;
  • финансовое прогнозирование;
  • планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;
  • оперативное регулирование финансов;
  • контроль за состоянием финансов;
  • учет финансовых ресурсов.

Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы. В управлении финансами сочетаются административно-распорядительные методы, основанные на жестком выполнении принятых органами управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств, и экономические методы, базирующиеся на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов.

В условиях главенствующее место в управлении финансами принадлежит административно-распорядительным методам, тогда как присуща высокая степень децентрализации управления финансовыми ресурсами. Однако значительная централизация управления финансами наблюдаются и в странах с рыночной системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный бюджет, бюджеты территориальных образований (местные бюджеты).

Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием , так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.

Применение экономико-математических методов и моделей, использование компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами.

Развитие мирохозяйственной системы приводит к образованию мировой финансовой системы, вследствие чего выделяется, формируется управление , осуществляемое рядом комитетов Организации Объединенных Наций, и другими мировыми финансовыми институтами.