Страны бывшего советского лагеря. Образование социалистического лагеря

Как уже говорилось, после второй мировой войны в результате отпадения ряда стран Европы и Азии от капиталистической системы произошёл распад единого мирового рынка. Страны, отпавшие от мировой системы капитализма и образовавшие вместе с Советским Союзом социалистический лагерь, экономически сомкнулись и наладили тесное сотрудничество между собой. Параллельно с мировым капиталистическим рынком возник новый ми ровой демократический рынок.

Участниками этого рынка являются в настоящее время: Советский Союз, Китайская Народная Республика, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Германская Демократическая Республика, Монгольская Народная Республика, Корейская Народно–Демократическая Республика. На территории этих государств, равной четвёртой части всей суши земного шара, живёт более трети всего человечества.

Страны Центральной и Юго–Восточной Европы, отпавшие от капиталистической системы, сразу после установления народно–демократического строя стали налаживать тесные экономические связи с Советским Союзом и взаимное сотрудничество между собой. Эти связи, основанные на принципах братской взаимопомощи, сыграли огромную роль в быстром восстановлении экономики народно–демократических государств и в решении других неотложных хозяйственных задач послевоенного периода. После образования в 1949 г. Китайской Народной Республики в состав социалистического лагеря вошла великая держава с населением в 600 миллионов человек.

С переходом стран народной демократии к выполнению перспективных народнохозяйственных планов, направленных на создание основ социализма, экономическое сотрудничество государств социалистического лагеря вступило в новый этап. Этот этап характеризуется переходом к долгосрочным экономическим договорам и соглашениям о взаимных поставках товаров. Такие договоры и соглашения обеспечивают каждой стране на длительные сроки получение определённых видов машин, оборудования, сырья и других товаров, необходимых для выполнения её народнохозяйственных планов. В то же время долгосрочные соглашения гарантируют каждой стране сбыт её продукции на внешнем рынке. Наличие устойчивых и длительных хозяйственных связен создаёт ясную перспективу дальнейшего развития экономики и является одним из важнейших условий планомерного социалистического строительства в странах народной демократии.

Опыт экономического сотрудничества стран социалистического лагеря показывает, что даже самые развитые капиталистические страны не могли бы оказать такой действенной и технически квалифицированной помощи народно–демократическим странам, какую оказывает им Советский Союз и какую они оказывают друг другу.

В целях планомерного экономического сотрудничества стран социалистического лагеря в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи на началах полного равноправия всех государств, участвующих в этом Совете. Совет экономической взаимопомощи организует обмен хозяйственным и техническим опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием, осуществляет плановую увязку и, координацию развития экономики государств социалистического лагеря на основе рационального разделения труда между ними. Это полностью отвечает интересам наиболее быстрого развития производительных сил каждой из стран и всего социалистического лагеря в целом.

Взаимное сотрудничество стран народной демократии быстро растёт и ширится с ростом их народного хозяйства. Мировой демократический рынок располагает такими ресурсами, которые позволяют каждой стране находить в его пределах всё необходимое для её экономического развития.

Неуклонный рост и укрепление мирового рынка стран социалистического лагеря служит неопровержимым доказательством его исторической прогрессивности, его решающих преимуществ перед мировым капиталистическим рынком.

Широкое развитие экономического сотрудничества стран социалистического лагеря не только не исключает роста их торговых связей со странами капиталистической части мира, но создаёт благоприятные предпосылки и условия для такого роста. Страны социалистического лагеря стремятся развивать деловые связи со странами капиталистического лагеря на началах равноправия, взаимной выгоды и строгого соблюдения взятых на себя обязательств, исходя из того, что различие социально–экономических систем не должно служить препятствием для развития взаимовыгодных торговых и других экономических отношений. Политика американского империализма, направленная на срыв торговли капиталистических стран с Советским Союзом и государствами народной демократии, всё больше разоблачается жизнью и терпит провал. Агрессивные силы империализма не в состоянии нарушить или остановить подъём экономики народов, навсегда порвавших с капиталистической системой. Не только среди широких масс трудящихся, но и в предпринимательских кругах капиталистических стран, особенно под влиянием увеличивающихся трудностей сбыта на мировом капиталистическом рынке, растёт стремление к нормализации и расширению торговли со странами социалистического лагеря.

Страны социалистического лагеря используют торговые связи с капиталистическими странами как один из факторов дальнейшего подъёма своей экономики и повышения жизненного уровня населения. Развитие торговых отношений между государствами обоих лагерей имеет ещё большее значение для стран капиталистической системы, особенно в связи с прогрессирующим сужением мирового капиталистического рынка. Установление нормальных международных экономических отношений между странами обоих лагерей служит делу мира, ослабления международного напряжения и срыва планов поджигателей новой войны.

Характер экономических отношений между странами социалистического лагеря.

Страны социалистического лагеря различны по уровню своего экономического и технического развития. Однако взаимоотношения между этими странами определяются тем важнейшим и решающим фактом, что все они идут по пути социализма и коммунизма. В экономике стран народной демократии ведущее место занимают социалистические формы хозяйства. Вследствие этого и в сфере взаимоотношений между странами социалистического лагеря потеряли силу экономические законы капитализма, выражающие эксплуатацию человека человеком, конкуренцию и анархию производства. В этом лагере отношения между государствами базируются на экономических законах социализма и отражают требования этих законов. Экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря представляет собой новый тип международных отношений, какого ещё не знала история.

В соответствии с основным экономическим законом социализма хозяйственные связи между странами – участницами мирового демократического рынка подчинены общей цели наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей трудящихся путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Вследствие этого в социалистическом лагере нет и не может быть экономической экспансии, неэквивалентного обмена, конкурентной борьбы, эксплуатации и порабощения слабых государств более сильными. Взаимоотношения между странами этого лагеря характеризуются товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью.

Важнейшей особенностью социалистического лагеря является плановый характер всех экономических связей участвующих в нём стран. В соответствии с законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря развивается на основе взаимной увязки народнохозяйственных планов. Планы экономического сотрудничества учитываются в государственных планах развития народного хозяйства Советского Союза и стран народной демократии. В этом состоит огромное преимущество мирового демократического рынка по сравнению с мировым капиталистическим рынком, подверженным всё более частым и глубоким кризисам вследствие растущего обнищания масс, сужения сферы приложения сил главных капиталистических стран к мировым ресурсам и всё углубляющихся противоречий современной капиталистической экономики. Опираясь на свои собственные ресурсы и на братскую взаимопомощь, страны социалистического лагеря обеспечивают непрерывный подъём народного хозяйства и систематическое повышение материального благосостояния трудящихся масс. Это в свою очередь создаёт прочную базу для неуклонного расширения мирового демократического рынка и обусловливает отсутствие на этом рынке трудностей сбыта, присущих мировому капиталистическому рынку.

Планомерный характер развития экономики стран социалистического лагеря обеспечивает возможность наиболее целесообразного использования имеющихся ресурсов в целях быстрейшего развития производительных сил, неуклонного подъёма экономики и благосостояния народа. Страны социалистического лагеря заинтересованы во всемерном развитии производительных сил каждой из них, поскольку такое развитие укрепляет экономическую мощь всего лагеря в целом. Это создаёт чрезвычайно благоприятные условия для расширения и укрепления экономического сотрудничества между государствами этого лагеря.

Развитие и укрепление экономического сотрудничества между странами социалистического лагеря происходит на основе нового, социалистического международного разделения труда, которое коренным образом отличается от международного разделения труда в капиталистической системе мирового хозяйства.

В отличие от капитализма разделение труда между государствами социалистического лагеря складывается не путём принуждения и насилия, а в порядке сотрудничества равноправных государств.

Разделение труда между странами социалистического лагеря исходит из учёта возможностей каждой страны и ведёт к общему подъёму. Каждая страна выделяет часть своих ресурсов для удовлетворения потребностей других стран и в свою очередь опирается на их дружескую помощь. Рациональное разделение труда между странами социалистического лагеря содействует всестороннему развитию их производительных сил, позволяя каждой стране в плановом порядке мобилизовать для этой цели не только собственные ресурсы, но и ресурсы других братских стран.

В то же время социалистическое разделение труда позволяет отдельным странам избежать параллелизма в развитии важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства. Дополняя друг друга в качестве равноправных экономических единиц в общей системе социалистического лагеря, страны этого лагеря получают возможность ускорять темпы своего хозяйственного развития за счёт сбережения огромных средств и сил. Каждая страна может сосредоточить свои силы и средства на развитии тех отраслей, для которых она располагает более выгодными природными и экономическими условиями, производственным опытом и кадрами. При этом отдельные страны могут отказаться от освоения производства тех видов продукции, потребность в которых может быть удовлетворена за счёт поставок из других стран. Таким образом достигается широкая специализация и кооперирование производства в промышленности и наиболее целесообразное разделение труда в производстве продовольствия и сырья.

Такая специализация и кооперирование осуществляются путём взаимной увязки планов капитального строительства и заключения долгосрочных многосторонних и Двусторонних соглашений о взаимной помощи и сотрудничестве. Специализация и кооперирование имеют особенно большое значение в важнейших отраслях тяжёлой индустрии – машиностроении и металлургии, где благодаря этому открываются широкие возможности значительного снижения себестоимости продукции. В сельском хозяйстве установление надлежащего разделения труда создаёт благоприятные условия для скорейшего подъёма производства всех его отраслей путём повышения производительности труда и рационального использования сельскохозяйственных земель.

Рост социалистического разделения труда способствует дальнейшему развитию мирового демократического рынка.

Опыт экономического сотрудничества стран социалистического лагеря целиком подтверждает положение марксизма–ленинизма о том, что установление равноправных хозяйственных отношений между высокоразвитыми и слаборазвитыми странами возможно только после освобождения этих стран от ярма империализма.

Во взаимоотношениях стран социалистического лагеря впервые в истории ликвидировано неразрешимое для капитализма противоречие между объективно прогрессивной тенденцией к хозяйственному сближению, объединению отдельных стран и империалистическими методами этого объединения, осуществляемого путём финансового закабаления и колониального порабощения экономически слабых народов капиталистически развитыми государствами.

Экономические отношения между развитыми и отсталыми странами в капиталистическом лагере строятся на началах господства и подчинения и отражают прежде всего соотношение сил партнёров. Империалистические государства, выкачивая ценное сырьё из слаборазвитых стран, колоний и полуколоний, увековечивают их отсталость и зависимость в качестве аграрно–сырьевых придатков к экономике метрополий.

Экономические отношения в социалистическом лагере характеризуются всесторонней взаимопомощью, подтягиванием слаборазвитых стран до уровня передовых. В результате социалистического международного разделения труда облегчается ликвидация экономической отсталости и однобокости хозяйственного развития, унаследованных странами народной демократии от капитализма, создаются благоприятные условия для их индустриализации, укрепляется их экономическая самостоятельность и независимость от капиталистического мира, быстрее поднимается их хозяйство и повышается благосостояние населения.

В социалистическом лагере отношения между странами являются воплощением принципов пролетарского интернационализма – международной солидарности трудящихся. Эти взаимоотношения основаны на бескорыстной взаимной поддержке, на уважении их государственного суверенитета и национальных интересов. Братская дружба и тесное сотрудничество стран социалистического лагеря служат важнейшим источником несокрушимой мощи этого лагеря, решающим условием успешного социалистического строительства в этих странах.

Основные формы экономического сотрудничества стран социалистического лагеря.

Главными формами сотрудничества стран социалистического лагеря являются внешняя торговля, предоставление кредитов, научно–техническая помощь, сотрудничество в подготовке кадров.

Среди этих форм экономического сотрудничества основное значение имеет внешняя торговля.

Внешняя торговля стран мирового демократического рынка строится на совершенно иных принципах, чем внешняя торговля на мировом капиталистическом рынке. В капиталистическом мире внешняя торговля, сосредоточенная в руках монополий, подчинена интересам выколачивания максимальных прибылей путём неэквивалентного обмена и других способов ограбления и закабаления отсталых и зависимых стран. Внешняя торговля стран социалистического лагеря является государственной монополией (СССР и европейские страны народной демократии) или осуществляется под строгим контролем государства (Китайская Народная Республика) и служит интересам общего подъёма, ускорения хозяйственного развития стран этого лагеря, повышения уровня жизни их населения.

Каждая из стран–участниц мирового демократического рынка, реализуя при помощи внешней торговли всё возрастающую долю продукции своего народного хозяйства, получает взамен всё больше материальных ценностей: промышленного оборудования, сырья и других товаров, необходимых для её экономического развития. Каждая страна ввозит товары, которые ей необходимы, и вывозит товары, нужные другим странам, причём ни один из участников товарооборота не навязывает партнёру ненужные ему товары, как это часто практикуется на капиталистическом рынке.

Цены товаров на мировом демократическом рынке устанавливаются в порядке добровольного соглашения равноправных сторон, на основе полного соблюдения взаимных интересов, что исключает какую‑либо дискриминацию и неэквивалентность обмена. Эти цены являются устойчивыми: они определяются на срок не менее года, а по большинству товаров цены остаются без изменений в течение ряда лет.

Непрерывный рост внешней торговли между странами социалистического лагеря ярче всего свидетельствует о развитии и укреплении мирового демократического рынка.

В 1938 г. вся торговля СССР с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Албанией составляла лишь 1,5% внешнеторгового оборота СССР, а в 1953 г. торговля с этими странами составляла 40% внешнеторгового оборота СССР. В 1938 г. торговля СССР с Китаем составляла 4% внешнеторгового оборота СССР, а в 1953 г. она составляла 18%.

Внешнеторговый оборот Польши возрос в 1952 г. в 6 раз по сравнению с 1946 г., Чехословакии – в 3,5 раза, Венгрии – в 13 раз, Румынии – в 14,5 раза, Болгарии – почти в 3 раза. В Германской Демократической Республике он вырос в 17,7 раза по сравнению с 1947 г. В 1953 г. на долю стран социалистического лагеря приходилось около 70% всего торгового оборота Польши, около 80% – Чехословакии, 85% – Румынии, около 80% – Венгрии, 88% – Болгарии, почти 100% – Албании, более 75% – Германской Демократической Республики.

Советский Союз, располагающий высокоразвитой тяжёлой промышленностью и в особенности машиностроением, поставляет большие массы самого разнообразного оборудования в страны народной демократии. За последние пять лет (1948 – 1953) поставки промышленного оборудования и машин из СССР в страны народной демократии выросли более чем в 10 раз.

Машины, оборудование и другие средства производства занимают видное место и в вывозе других стран социалистического лагеря. Чехословакия вывозит продукцию машиностроительной, металлургической и химической промышленности, кокс, обувь. Польша поставляет каменный уголь, кокс, прокат чёрных металлов, цинк, железнодорожный подвижной состав, продовольственные товары. Венгрия экспортирует металлорежущие станки, турбины, трансформаторы, подъёмно–транспортное оборудование, алюминий, бокситы, продовольствие. В вывозе Румынии большое место занимают нефть и нефтепродукты, лесоматериалы. Болгария вывозит табак, свинцовые и цинковые концентраты, цемент, вино. Албания поставляет продукцию горнорудной промышленности, нефть, битум. Германская Демократическая Республика экспортирует продукцию машиностроительной, электротехнической и химической промышленности, изделия точной механики и оптики. Китайская Народная Республика вывозит промышленное и сельскохозяйственное сырьё, продовольственные товары.

Важной формой экономического сотрудничества стран социалистического лагеря является предоставление кредитов. В капиталистическом мире кредитные отношения служат одним из наиболее действенных орудий экономического ограбления слаборазвитых стран монополиями империалистических держав. Предоставление кредитов обычно обусловливается обязательством израсходовать полученные в кредит суммы на закупку товаров в стране–кредиторе. Таким путём империалисты сбывают странам–должникам свои залежалые товары, в первую очередь товары потребительского характера, по монопольно–высоким ценам. В лагере социализма предоставление кредитов не связано ни с какими привилегиями для кредитора. Они предоставляются прежде всего на покупку оборудования и машин, а также на покупку тех товаров, которые не производятся в данной стране, но необходимы для её народного хозяйства. Государства, получившие займы, погашают эти займы и начисленные по ним проценты товарами обычного ассортимента, характерного для экспорта данной страны, и по справедливым ценам.

Так, по заключённому 14 февраля 1950 г. кредитному соглашению Советский Союз предоставил Китайской Народной Республике кредит в 300 миллионов американских долларов с использованием его в течение 5 лет, начиная с 1 января 1950 г., равными ежегодными частями для оплаты поставок из СССР оборудования и материалов, в том числе оборудования для электростанций, металлургических и машиностроительных заводов, оборудования для добычи угля и руд, железнодорожного и другого транспортного оборудования, рельсов и других материалов, необходимых для восстановления и развития народного хозяйства Китая. Этот кредит был предоставлен из 1% годовых, причём погашение кредита будет производиться Китаем равными ежегодными долями в течение 10 лет.

На основе долгосрочных кредитных соглашений Советский Союз в большом количестве поставляет машины и оборудование в Болгарию, Албанию и в другие страны. Благодаря советским кредитам Албания получила комплектное оборудование для целых фабрик и заводов: для текстильного комбината, сахарного и цементного заводов, для нефтеперегонного завода и других предприятий. Болгария получила комплектное оборудование для химического комбината имени Сталина, для теплоэлектроцентрали имени В. Червенкова, для металлургического и свинцово–цинкового завода и ряда других предприятий.

Крупное значение для экономического подъёма стран социалистического лагеря имеет научно–техническая помощь. Эта помощь осуществляется в многообразных формах, прежде всего – в виде передачи патентов, лицензий и технологической документации на новейшие изобретения и технические усовершенствования, взаимного обмена производственно–техническим опытом, совместной разработки и использования естественных ресурсов, совместного строительства промышленных предприятий, взаимной помощи специалистами.

Советский Союз помогает странам народной демократии строить крупнейшие современные предприятия и целые отрасли промышленности. В порядке технической помощи Советский Союз обеспечивает новейшим, наиболее совершенным оборудованием промышленные предприятия и культурные учреждения, сооружаемые по советским проектам. Советский Союз передаёт другим странам социалистического лагеря научные изобретения, патенты и лицензии на новейшие производственно–технические достижения, причём оплачиваются только фактические затраты на проектирование и изготовление научной документации. Советские специалисты – инженеры и техники – помогают странам народной демократии вести изыскательские работы, разрабатывать месторождения полезных ископаемых, осуществлять сложные монтажные и строительные работы на ряде крупных новостроек. Страны народной демократии оказывают друг другу широкую научно–техническую помощь на тех же началах бескорыстного сотрудничества.

К числу крупнейших промышленных предприятий, созданных и создаваемых в европейских странах народной демократии с помощью Советского Союза, относятся: автомобильный завод в Варшаве, металлургический комбинат имени Ленина в Новой Гуте в Польше, металлургический комбинат имени Готвальда в Чехословакии, комбинат в Сталинвароше в Венгрии, гидроцентраль имени Ленина в Румынии, химический комбинат имени Сталина в Болгарии, гидроэлектроцентраль имени Ленина в Албании и ряд других комбинатов, предприятий тяжёлого машиностроения, электростанций.

Широкая техническая помощь Советского Союза явилась одним из важнейших условий, открывших перед странами народной демократии возможность создать в короткий срок новые производства и целые отрасли промышленности, которых эти страны не имели и не могли бы иметь в других условиях. Так, Румыния не только расширила свою нефтедобывающую промышленность, но и создала собственное нефтяное машиностроение, производящее почти всё необходимое оборудование для добычи нефти и значительную часть сложной аппаратуры для её очистки. Это единственный случай в мире, когда небольшая страна, обладающая нефтяными богатствами, сумела создать также нефтяное машиностроение. Об этом не могут и мечтать малые страны – обладательницы нефти в капиталистическом мире, нещадно эксплуатируемые американскими и английскими монополиями.

Тесное сотрудничество между странами народной демократии в огромной мере облегчает создание в этих странах новых отраслей промышленности. Так, по чехословацко–венгерскому договору Чехословакия получила возможность создать алюминиевую промышленность на базе венгерских бокситов, Польша помогла Чехословакии организовать производство карбида и построить заводы по выплавке цинка. В Новых Дворах (Польша) Польшей и Чехословакией совместно построена электростанция, поставляющая электроэнергию обеим странам. Предоставив Чехословакии в долгосрочную аренду часть Щецинского порта, Польша открыла ей выход к морю.

К научно–техническому сотрудничеству стран социалистического лагеря тесно примыкает сотрудничество по подготовке кадров. В высших учебных заведениях Советского Союза, Чехословакии, Польши систематически получают подготовку большие контингенты молодёжи из братских стран; на предприятиях, в научных учреждениях проходят практику молодые специалисты из этих стран.

Успехи экономического сотрудничества стран социалистического лагеря, быстрый рост мирового демократического рынка являются ярким показателем превосходства социализма над капитализмом и открывают перед человечеством перспективу мирного экономического и культурного развития всех стран и народов.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Экономические взаимоотношения между странами социалистического лагеря представляют собой совершенно новый, социалистический тип международных отношений. В то время как в мире капитализма экономические отношения между странами построены на началах господства сильных стран над слабыми, борьбы всех против всех, анархии и бесплановости, экономические отношения в лагере социализма строятся на началах полного равенства сторон и взаимной выгоды, уважения к государственному суверенитету всех народов, больших и малых, братской взаимопомощи, планомерности и организованности всех экономических связей. Отношения между странами социалистического лагеря являются воплощением принципов пролетарского интернационализма международной солидарности трудящихся.

2. Экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря базируется на экономических законах социализма. В соответствии с основным экономическим законом социализма и законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства экономические связи между странами социалистического лагеря подчинены общей цели наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей всего общества путём непрерывного роста производства и развиваются в плановом порядке, на базе эквивалентности обмена. Всё это обеспечивает неуклонное расширение ёмкости мирового демократического рынка, его бескризисное развитие. Планомерный характер развития экономики стран социалистического лагеря обеспечивает возможность наиболее целесообразного использования имеющихся ресурсов. Экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря осуществляется на базе нового, социалистического международного разделения труда. Социалистическое разделение труда между государствами осуществляется путём тесной увязки их народнохозяйственных планов, особенно планов капитального строительства, путём широкой специализации и кооперирования важнейших отраслей промышленности, а также производства основных видов продовольствия и сырья.

3. Основное место среди различных форм экономического сотрудничества стран социалистического лагеря принадлежит внешней торговле, быстро растущей из года в год. Большое значение имеют такие формы экономического сотрудничества, как предоставление кредитов и займов, научно–техническая помощь, сотрудничество в подготовке кадров. Все эти формы экономического сотрудничества стран социалистического лагеря развиваются в целях быстрейшего развития производительных сил, неуклонного подъёма экономики и благосостояния народов.

Всесторонняя поддержка восточноевропейских стран народной демократии, а также Китая, КНДР, Монголии и Вьетнама, а затем и Кубы оставалась важнейшим направлением внешней политики СССР в постсталинский период. Новым в отношениях с социалистическими странами стала десталинизация - разоблачение культа личности, отказ от его теории и практики. Из Москвы прозвучал призыв к.лидерам этих стран осуществить демократизацию своей внутренней и внешней политики по образцу СССР. Этот призыв вызвал рост демократического движения, оппозиционного сталинской модели социализма. Летом 1956 г. в Познани (Польша) вспыхнула всеобщая забастовка, а затем начались уличные беспорядки. Выступление было подавлено армейскими частями. Лишь благодаря гибкой политике вновь пришедшего к власти Генерального секретаря Польской объединенной рабочей партии В. Гомулки удалось предотвратить широкомасштабное военное "умиротворение" Польши с помощью советских войск.

Однако вскоре под влиянием польских событий резко обострилась обстановка в Венгрии. В сентябре-октябре 1956 г. на волне студенческих и рабочих манифестаций новое правительство во главе с Имре Надем, встав на позиции реформизма, попыталось выйти из жесткой зависимости от Москвы, разорвать союзнические отношения с СССР и другими странами народной демократии, добиться вступления в НАТО. Венгерская партия трудящихся была оттеснена от власти и фактически оказалась вне закона. Был прекращен тотальный контроль над всеми сторонами жизни венгерского общества со стороны карательных органов. По требованию правительства Надя части советских войск, расквартированные в Будапеште и других городах, были выведены из страны. Одновременно была открыта граница с Австрией. Апогеем венгерской "октябрьской революции" стали события 23 октября 1956 г., когда собравшиеся на митинге в Будапеште вооруженные студенты и рабочие разрушили монумент Сталину. В ответ на эти действия советское руководство приняло решение о военном вмешательстве во внутренние дела Венгрии (опираясь на формальное обращение "временного рабоче-крестьянского правительства" Я. Кадара). В ночь на 4 ноября Будапешт был оккупирован советскими войсками. Народное восстание было подавлено. Погибло около 20 тыс. повстанцев, десятки тысяч венгров бежали в Австрию. Власть компартии и союзнические обязательства ВНР по отношению к СССР и странам ОВД были восстановлены.

Венгерские события 1956 г. стали одной из первых акций СССР по ужесточению своей политики в рамках социалистического лагеря, послужив одновременно падению популярности коммунистических идей в мире.

С середины 50-х гг., особенно после XX съезда КПСС, в полной мере проявились претензии Китая во главе с Мао Цзэдуном пароль второго лидера в социалистическом мире и мировом коммунистическом движении. Китайская дипломатия проявляла значительную активность в отношениях со странами Азии, вставшими на путь некапиталистического развития. Разногласия между Москвой и Пекином были неизбежны, поскольку Китай уже больше не хотел мириться с ролью "младшего брата" в семье социалистических народов. С 1957 г. лидеры Китая стали высказывать резкие критические замечания по поводу советской модели построения социализма и развернувшейся в СССР кампании по разоблачению культа личности. Попытки Москвы сгладить советско-китайские противоречия путем проведения совещаний коммунистических и рабочих партий -в 1957 и 1960 гг. успеха не имели. Обвинив советское руководство в отходе от принципов марксизма-ленинизма и в ревизионизме, Пекин резко выступил за свертывание отношений с СССР. В 1960 г. началось резкое обострение советско-китайских отношений: Китай предъявил претензии на ряд приграничных территорий СССР и Монголии. Одновременно возникли проблемы во взаимоотношениях СССР с Албанией, которая поддержала политику Мао на международной арене. В 1961 г. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В 1962 г. советско-албанские отношений были фактически разорваны, а в 1968 г. Албания вышла из ОВД. С 1962 г. начались вооруженные конфликты на советско-китайской границе. Особую позицию в рамках социалистического лагеря заняла и Румыния, которая в 1958 г. добилась вывода советских войск со своей территории. В значительной степени ориентировались на Китай и лидеры Северной Кореи. Таким образом, в годы "оттепели" наблюдалась постепенная коррозия единства стран социализма.

В контексте советско-американских отношений второй половины 50-х гг. важнейшей проблемой являлось урегулирование вопроса о статусе Западного Берлина. Согласно решениям Потсдамской мирной конференции 1945 г., столица Германии, как и вся территория страны, была разделена на оккупационные зоны. Советская зона в 1949 г. превратилась в ГДР, а Берлин стал столицей социалистической Германии. Территория же Западного Берлина фактически являлась частью ФРГ. В ноябре 1958 г. советское правительство обратилось к странам Запада с просьбой о пересмотре статуса Западного Берлина, который должен был стать свободным и демилитаризованным городом. Целью являлась ликвидация "форпоста империализма на социалистической немецкой земле". Принципиальное решение вопроса о статусе Западного Берлина было отложено (в соответствии с договоренностями между Хрущевым и Эйзенхауэром) на май I960 г., когда должна была состояться конференция глав правительств СССР, США, Франции и Англии. Но встреча так и не состоялась: 1 мая 1960 г. над советской территорией был сбит американский самолет-разведчик У-2 (пилот Ф. Пауэре был задержан на месте приземления и дал показания, обличавшие его как шпиона). Отношения Восток-Запад резко обострились. В СССР развернулась широкая антиамериканская ("антиимпериалистическая") кампания. Парижская конференция по проблемам европейской безопасности была сорвана, а в ходе визита Хрущева в качестве главы советской делегации на сессии Генеральной Ассамблеи ООН (23 сентября 1960 г.) была продемонстрирована новая, жесткая линия внешней политики СССР.

Весной-летом 1961 г. обострился политический кризис в ГДР, вызванный прежде всего тем, что значительная часть населения, в основном молодежь и студенчество в крупных городах, открыто выступила за изменение политического строя. Территория Западного Берлина использовалась для широкой материальной и финансовой помощи восточногерманским диссидентам. В связи с этим после предварительного согласования с Москвой по инициативе руководителя ГДР В. Ульбрихта вокруг Западного Берлина в ночь на 13 августа 1961 г. была возведена стена из бетона и колючей проволоки. Эта мера позволила предотвратить "голосование ногами" против социалистического строя. Берлинский кризис резко усилил противостояние между Востоком и Западом, отрицательно сказался на развитии международных отношений в Европе.

Вслед за Берлинским последовал Карибский, или "ракетный", кризис, который Поставил весь мир на грань катастрофы, так как СССР и США, как никогда ранее, оказались у черты термоядерной войны.

1 января 1959 г. на Кубе победила революция, в результате которой к власти пришли антиамериканские повстанческие силы во главе с Фиделем Кастро. США развернули массированную подрывную и пропагандистскую войну против Кубы. Американская администрация Дж. Кеннеди всемерно поддерживала кубинских "контрас". Попытка вооруженного вторжения контрреволюционных формирований на Кубу в заливе Кочинос в феврале 1961 г. потерпела неудачу и одновременно вызвала резкий протест со стороны Москвы. СССР в сентябре 1962 г. принял решение об оказании острову Свободы военно-технической и экономической помощи, в соответствии с которым на Кубе в глубокой тайне были размещены советские ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Это создавало прямую и непосредственную угрозу безопасности США. 22 октября 1962 г. Белый дом в ультимативной форме потребовал от Советского Союза убрать ракеты, а вокруг Кубы была установлена военно-морская и воздушная блокада. В ответном советском заявлении содержалось требование немедленного прекращения блокады Кубы, а в случае отказа Советский Союз угрожал нанести "самый Мощный ответный удар". Вооруженные силы США и СССР были приведены в повышенную боевую готовность.

В последний момент, 25- 27 октября, благодаря прямым переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и лидером Советского Союза Н. С. Хрущевым удалось предотвратить ядерный конфликт. СССР согласился вывести свои ракеты с Кубы, а США обещали не организовывать прямые вторжения на остров, а также вывести из Турции ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками, нацеленные на СССР. Карибский кризис явился кульминационным моментом в международных отношениях периода "холодной войны". После его разрешения укрепилось понимание того, что победителей в ядерной войне быть не может. Результатом этого стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой между СССР, США и Великобританией (от подписания договора "о трех средах" воздержалась только одна ядерная держава - Китай).

Страны Европы и Азии, отпавшие от капиталистической системы после второй мировой войны, образовали вместе с Советским Союзом единый и мощный социалистический лагерь, противостоящий лагерю капитализма. Два лагеря - социалистический во главе с СССР и капиталистический во главе с США - воплощают в себе две линии экономического развития. Одна линия - это линия роста экономической мощи, непрерывного подъёма мирной экономики и неуклонного повышения благосостояния трудящихся масс Советского Союза и стран народной демократии. Другая линия - это линия экономики капитализма, производительные силы которого топчутся на месте, это линия милитаризации хозяйства, снижения жизненного уровня трудящихся в условиях всё углубляющегося общего кризиса мировой капиталистической системы.

Два лагеря - социалистический и капиталистический - воплощают два противоположных курса международной политики. Правящие круги США и других империалистических государств идут по пути подготовки повой мировой войны и фашизации внутренней жизни своих стран. Социалистический лагерь ведёт борьбу против угрозы новых войн и империалистической экспансии, за искоренение фашизма, за укрепление мира и демократии.

Вторая мировая война и образование двух лагерей на международной арене имели своим наиболее важным экономическим последствием распад единого всеохватывающего мирового рынка. «Экономическим результатом существования двух противоположных лагерей явилось то, что единый всеохватывающий мировой рынок распался, в результате чего мы имеем теперь два параллельных мировых рынка, тоже противостоящих друг другу»1. Это определило дальнейшее углубление общего кризиса капитализма.

За послевоенный период страны социалистического лагеря экономически сомкнулись и наладили тесное хозяйственное сотрудничество и взаимопомощь. Хозяйственное сотрудничество стран социалистического лагеря основано на искреннем желании помочь друг другу и добиться общего экономического подъёма.

Главные капиталистические страны - США, Англия и Франция - пытались подвергнуть экономической блокаде Советский

1 И.В. Сталин, Экономические проблемы социализма в СССР, стр. 30-31.

Союз, Китай и европейские страны народной демократии в расчёте на удушение этих стран. Но этим они содействовали, помимо своей воли, образованию и укреплению нового, параллельного (мирового рынка. Благодаря бескризисному развитию экономики стран социалистического лагеря новый мировой рынок не знает трудностей сбыта, его ёмкость непрерывно растёт.

В результате распада единого мирового рынка пришёл конец относительной стабильности рынков, существовавшей на первом-этапе общего кризиса капитализма. Для второго этапа общего кризиса капитализма характерно сокращение ёмкости мирового капиталистического рынка. Это означает, что сфера приложения сил главных капиталистических стран (США, Англия, Франция) к мировым ресурсам неизбежно сокращается и условия мирового рынка сбыта для этих стран ухудшаются. Хроническая недогрузка предприятий в капиталистических странах в послевоенное время возросла. Это в особенности относится к США, несмотря на то, что после окончания второй мировой войны огромные производственные мощности в различных отраслях промышленности США были частично законсервированы и частично уничтожены.

Сужение сферы приложения сил главных капиталистических стран к мировым ресурсам вызывает усиление борьбы между странами империалистического лагеря за рынки сбыта, за источники сырья, за сферы приложения капитала. Трудности, возникшие вследствие потери огромных рынков, империалисты, и прежде всего американские, пытаются перекрыть усиленной экспансией за счёт своих конкурентов, актами агрессии, гонкой вооружений, милитаризацией экономики. Но все эти меры ведут к ещё большему углублению противоречий капитализма.

Еще по теме Образование двух лагерей на международной арене и распад единого мирового рынка.:

  1. 1. Коренные изменения в международной обстановке после второй мировой войны. Образование двух лагерей
  2. Образование социалистического лагеря после 2МВ. Монина Елена.
  3. ОСЛАБЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ИМПЕРИАЛИЗМА НА МИРОВОЙ АРЕНЕ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ГЛАВНЫХ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ

Ошибочно считать, что послевоенные коммунистические режи-мы были обязаны своим появлением исключительно СССР. При непосредственном участии СССР коммунистические режимы утвердились только в четырёх странах: Польше, ГДР, Румынии и Венгрии. Советские войска оставались на территории этих госу-дарств. К Югославии и Албании Советский Союз имел мало отно-шения. В Китае , Корее и Вьетнаме коммунистические партии были обязаны своим влиянием собственному участию в освободи-тельном движении этих стран от японской оккупации, а не совет-скому вмешательству.

Новые режимы первоначально ощущали определённую под-держку населения, поскольку проводили давно назревшие преоб-разования, способствуя индустриализации этих стран. В более от-сталых аграрных государствах приверженность коммунистов про-грессу и модернизации находила ещё больший отклик.

Коминформ

Формирование коммунистических правительств в этих странах завершилось вскоре после воссоздания международной коммунис-тической организации. В 1947 г. вместо Коминтерна, распущенного Сталиным в 1943 г., был создан Коминформ (Коммунистическое информационное бюро). Его резиденция находилась в Белграде, там же выходила газета «За прочный мир и народную демократию».

Кроме компартий восточноевропейских стран, в Коминформ вошли две массовые коммунистические партии Запада — французская и итальянская. Формально партии в рамках Коминформа были суверенными, но фактически ими, как и в Коминтерне, руководили из Кремля. Главное отличие Комин-форма от Коминтерна заключалось в том, что в первом были представлены только компартии социалистического лагеря, а также две западные массовые компартии, а в Коминтерн входили все коммунистические партии и группы, со-гласные с его уставом. Этих групп и партий насчитывалось довольно много, и управлять ими было сложно.

В 1949 г. в «целях содействия планомерному развитию народного хозяйства» был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, в которую первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран (1949 г. — Албания, 1950 г. — ГДР, 1962 г. — Монголия). Материал с сайта

На этой странице материал по темам:

Социалисти́ческий ла́герь – термин, которым после Второй мировой войны в СССР обозначались государства, пошедшие по пути строительства социализма.

К нему причислялись СССР и государства Восточной Европы, в которых у власти утвердились коммунисты, Китай после завершения гражданской войны (1949), затем Северная Корея и северный Вьетнам. Противостояние двух лагерей (социализм и капитализм) рассматривалось как важнейшая черта мирового развития.

Одной из главных задач СССР во внешней политике было: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран.

В январе 1949 на Московском экономическом совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), главной целью которого было расширение экономического сотрудничества между ними и Советским Союзом.

Для осуществления военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО, в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). В нее вошли СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания.

В 1971 г. была принята программа экономической интеграции стран участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что в свою очередь становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

Соцлагерь с первых лет существования столкнулся с серьезными проблемами. В 1948 конфликт между Сталиным и Тито, выдвинувшим свою модель социалистического общества, привел к разрыву межгосударственных и межпартийных связей СССР и Югославии. В 1955 отношения были восстановлены; руководство СССР признало, что в Югославии сложилась самобытная модель социализма. Будучи одним из лидеров Движения неприсоединения, эта страна не присоединилась к советской системе союзов, не вошла в и Организацию Варшавского договора (ОВД).

Подтверждением наличия серьезных противоречий в соцлагере стали события 1953 года в Германии и 1956 года в Венгрии, где произошли попытки ликвидации социализма. Мятежи подавили силами советских войск.

Венгерское восстание 1956 и Пражская весна 1968 показали, что доктрина коллективной защиты завоеваний социализма («доктрина Брежнева»)имела геополитический смысл – недопущение ослабления и подрыва системы военно-политических союзов СССР.

После Пражской весны советское руководство в отношениях с социалистическими странами придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Была подписана целая серия межгосударственных договоров и соглашений, в результате которых экономическая зависимость соцстран от СССР заметно возросла. Эта политика получила название «доктрина Брежнева». Она несколько стабилизировала ситуацию, но устранить глубинные противоречия не смогла. Держать их под контролем становилось все труднее.


В 70-80-е гг. многие страны Восточной Европы исподвольпроводили реформы, потсепенно отдаляясь от утвержденной СССР модели «реального социализма».

В Польше в 1980-1981 миллионы трудящихся поддержали независимый профсоюз «Солидарность», отвергавший право просоветской коммунистической бюрократии править от имени народа.

В ходе перестройки СССР отказался от поддержки силой оружия утвердившихся с его помощью режимов, в 1988- нач. 1990-х в большинстве стран социалистического содружества произошли демократические революции.

С распадом СССР были распущены СЭВ и ОВД. Из входивших в содружество стран лишь Куба и Вьетнам декларируют приверженность идеям социализма.