Стихотворения Некрасова. «Размышления у парадного подъезда

На уроке вы узнаете интересные и важные факты биографии поэта Н. А. Некрасова, которые повлияли на его творчество. На примере стихотворения «Размышления у парадного подъезда» вы рассмотрите тему обличения крепостничества в творчестве Н. А. Некрасова. Работая с текстом стихотворения, научитесь обращать внимание на особенность композиции, способы раскрытия центральных образов и выражения авторской гражданской позиции.

«Это было раненое сердце. Раз и на всю жизнь, - говорил Достоевский о Некрасове. - И не закрывшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его».

Одним из самых значительных моментов биографии Некрасова стало его участие в воссоздании журнала «Современник». Основателем "Современника" был А. С. Пушкин, привлекший к участию в журнале Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского и др.

После смерти Пушкина журнал пришёл в упадок, и в 1847 году перешел в управление Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Некрасов привлек в "Современник" И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И. А. Гончарова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, чьи произведения в нем печатались; также в журнале печатались переводы произведений Ч. Диккенса, Ж. Санд и др. западноевропейских писателей.

Идейным руководителем «Современника» стал известный критик В. Г. Белинский, статьи которого определяли программу журнала: критика современной действительности, пропаганда революционно-демократических идей, борьба за реалистическое искусство .

Общение с передовыми людьми в "Современнике" помогло окончательно сложиться убеждениям Некрасова. Именно в этот период открылось дарование Некрасова как народного поэта, сатирика, обличителя власть имущих, заступника угнетённой деревни.

Одним из ярких примеров гражданской лирики Некрасова стало стихотворение «Размышления у парадного подъезда».

Стихотворение было написано в 1858 году. Впервые оно было напечатано за границей в газете «Колокол» в 1860 году под названием «У парадного подъезда». Имя автора указано не было. Газета «Колокол» была первой русской революционной газетой, издававшейся А. И. Герценом в эмиграции.

Рис. 2. Некрасова З. Н. (жена поэта) ()

Сохранилось свидетельство жены Некрасова о том, как создавалось это произведение.

Окна квартиры поэта на Литейном проспекте Петербурга смотрели на подъезд министра государственных имуществ М. Н. Муравьева, в ведомстве которого находились земли. Поэтому совершенно не удивительно, что к дому этого министра частенько приходили делегации от крестьян. Именно такую сцену довелось наблюдать Некрасову

Вот как жена поэта вспоминает об этом случае: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».

Таким образом, тема стихотворения - сатирическое обличение общественно-социального устройства российского общества и тяжёлое положение крестьянства.

Сатира (лат. satira) — комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтическое обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Композиция стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

1. Парадный подъезд (по торжественным и будничным дням).

3. Владелец роскошных палат.

4. Мужицкая доля.

Анализ стихотворения.

Часть 1.

С первых строк стихотворения гневно звучит голос поэта. Автор использует свой излюбленный сатирический прием - сарказм.

Сарказм (греч. sarkasmós, от sarkázo, буквально — рву мясо), вид комического, суждение, содержащее уничтожающую насмешку. Высшая степень иронии.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь - в том их призванье!

Слово «холопский » использовано здесь в переносном значении.

Холоп (пренебр.) - несамостоятельный, раболепный человек, прислужник, приспешник кого-либо.

В будние дни у подъезда появляется публика иного рода. Это просители разного толка:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

ПРОЖЕКТЕР (фр., от projeter) - насмешливое название лица, занимающегося придумыванием различных предприятий и спекуляций, в действительности неосуществимых или невыгодных.

«пышный подъезд» - «убогие лица».

Часть 2.

Рис. 3. Делегация крестьян ()

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. "Допусти",- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Здесь саркастический тон автора сменяется на торжественный и печальный. Рядом с простыми русскими словами, такими как: загорелые лица, самодельные лапти, согнутые спины, - поэт использует слова торжественного стиля: пилигрим, скудная лепта.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: "Суди его бог!",

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

У читателей крестьяне вызывают сочувствие, сострадание. Однако для обитателей особняка это всего лишь «оборванная чернь ».

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

В этой части поэт использует побудительные предложения, пытаясь достучаться до холодного сердца властителя человеческих судеб:

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Сам поэт не ждет ответа, ведь «счастливые глухи к добру». Больше всего возмущает автора, что вельможа совершенно незаслуженно окружен ореолом славы и геройства:

Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Часть 4.

После описания всех благ, которыми пользуются вельможи, в четвертой части убийственным контрастом поэт рисует жизнь крестьян. Достаточно сравнить 2 отрывка:

Таким образом, мы видим, что в композиции используется антитеза . Она помогает усилить трагический пафос стихотворения и придать большую силу авторской сатире.

Внимательно перечитайте правый фрагмент таблицы, в котором описана народная доля. Заметили вы, что стихотворный ритм напоминает народную песню? Создается этот особый песенный ритм благодаря единоначатию (анафоре) . Также автор использует синтаксический параллелизм (одинаковое синтаксическое построение строф, например, использование однородности).

Стихотворение Некрасова заканчивается обращением к народу-страдальцу:

Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

На этот вопрос нет ответа. Но такая постановка самого главного, решающего вопроса русской жизни не могла оставить равнодушным человека, в котором живет патриотическое чувство. Стихотворение достигло цели: запрещенное цензурой, оно сделалось известным буквально всей России.

Современники по достоинству оценили смелость Некрасова. Так, например, Д. И. Писарев отмечал: «Некрасова как поэта я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за „честное слово“, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного»

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов. ()
  2. Словари. Литературные термины и понятия. ()
  3. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. ()
  4. Некрасов Н. А. Биография, история жизни, творчество. ()
  5. Н. А. Некрасов. Страницы биографии. ()
  6. Толковый словарь русского языка. ()
  1. Найти в тексте стихотворения примеры антитезы, сарказма. Какую роль они играют в произведении?
  2. Выписать из текста торжественную лексику. Какую задачу она выполняет в стихотворении?
  3. Какой перед вами предстала личность Н. А. Некрасова после знакомство с его творчеством?

Большая часть стихотворений Николая Некрасова посвящена жизни простого народа, который постоянно сталкивался с трудностями, с унижением, попадая в безысходное положение.

По какой причине автор уделяет так много внимания жизням простых крестьян? Ответ очевиден, Некрасов сам испытал на себе тяготы нищеты и бедности, когда покинул родное имение и остался без гроша за душой, без наследства. В те годы, Николай Алексеевич смог прочувствовать все ужасы крестьянского существования.

Однако больше всего беспокоила, волновала поэта беззащитность, покорность простых людей. Они совершенно не знали свои права и постоянно вынуждены были просить милостыню, терпеть прихоти своих господ. Но больше всего поэта возмущал тот факт, что унижение приходилось испытывать не перед высокопоставленными чиновниками, а перед их швейцарами.

В доме губернатора, который располагался в Санкт–Петербурге, всегда было много просящих. Конечно же, сам губернатор не встречал каждого пришедшего. Это делал его швейцар. Вот именно он, в зависимости от настроения, от своего веления, решал, кто достоин пройти дальше, а кто нет. И такое отношение считалось нормальным.

Крестьяне уходили прочь, обвиняя прислуживающих особ, однако, за ними крылась воля самих властителей. Вряд ли кто-то из высокопоставленных чиновников опекался и переживал за тех бедняг, которые были прогнаны с порога. Для таких людей самыми главными богатствами считалась власть и денежные сбережения. Они не боялись ничего вокруг себя, ведь обладали неограниченной силой.

Николай Алексеевич просто возмущен мыслью о том, что обычный, простой человек ничего и никогда не добьется без денег и знатного положения. К тому же, русский просящий мужик был очередным поводом для гнева, который испытывал барин, раздражаясь его приходу. Но, никто из тех самолюбивых правителей не задумывался над тем, что общество держится только благодаря трудолюбивым и покорным крестьянам.

И вот, Николай Некрасов мечтает, что когда-то и обычный человек получит свободу и право выбора.

«Размышления у парадного подъезда» Некрасов

«Размышления у парадного подъезда» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда » написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда - повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть - описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя - лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть - это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход - проснуться.

Тема размышлений - судьба русского народа, кормильца - русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа - найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта . Выражение «Пошли они, солнцем палимы » стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное . Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный . Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

Тема урока: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

(Н.А.Некрасов)

Цели урока:

1) образовательные:

    Проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

    Обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова.

2) развивающие :

    Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

    Развитие логического и абстрактного мышления.

3) воспитательные:

1. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке, личности.

2. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока : комбинированный.

Методы : словесный (элементы лекции, беседа, сообщения, чтение наизусть), аналитический (анализ произведений, художественных средств), демонстрационный (метод наглядности) (использование презентации, художественный текст).

Структура урока:

I . Орг.момент

II . Опора на пройденный материал

III . Работа по теме (анализ стихотворения)

IV . Обобщение материала.

V . Подведение итогов.

VI

Ход урока

I . Орг.момент . Сообщение темы и цели урока (проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда»; обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова). Обращение внимания учащихся на эпиграф урока.

II . Опора на пройденный материал. Звучит песня «Вниз по матушке, по Волге», слайд №1 с изображением Волги. Затем слайд №2 с репродукцией Репина «Бурлаки на Волге».

Слово учителя:

Почему мы начали урок народной песней о Волге, с демонстрации картины Репина?

(Предполагаемые ответы учащихся: потому что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.)

Каковы эти впечатления? (Воспоминания детства Некрасова были омрачены жестоким характером отца, армейского офицера и ярого крепостника, его разгулами и хладнокровным, отношением как к родным, так и к крестьянам, вверенным ему в собственность. Так что о несправедливости в мире будущий поэт узнал очень рано. Порой маленького Некрасова гнала из дома удушливая атмосфера тиранства и насилия, поэтому он часто гулял по берегам Волги, любуясь ее просторами. Именно там ему не раз приходилось наблюдать вереницы бредущих вдоль кромки воды бурлаков, изможденных тяжелым физическим трудом).

Слайд №3 - портрет отца писателя.

Слово учителя: Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А. Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. Об этом нам расскажет наш докладчик.

Слово докладчика: (о тернистом пути поэта к славе, о попытках поступить в университет в Петербурге, о мести отца за непослушание, о нужде, о голоде, о творчестве, о том, что вдохновляло Некрасова на творчество – о несправедливом отношении к народу в нашей стране. Все это черпал он из окружающей жизни)

Слайд №4 – виды бедных кварталов Петербурга

Звучит чтение наизусть стихотворения «Вчерашний день часу в шестом»

Слайд №5 – изображение экзекуции крестьян.

Слово учителя: Встреча с кем оказалась решающей в судьбе Некрасова?

Предполагаемые ответы учащихся (встреча с великим и уже известным на тот момент литературным критиком В.Г.Белинским).

Слайд №5 – портрет В.Г.Белинского.

Слово учителя: именно Белинским были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!» И я передаю слово следующему докладчику.

Слово докладчика: (о благословлении Белинским Некрасова, о помощи, которая была оказана, о том, что именно с легкой руки Белинского начался путь становления Некрасова-Поэта, о возрождении Некрасовым забытого всеми журнала «Современник», о его работе главным редактором журнала, о нелегкой судьбе редакции.

Слово учителя: Итак, Некрасов талантливо совмещал работу главного редактора популярнейшего журнала и писал, много писал… Писал о народе. Мы с вами читали некоторые его произведения, пришло время познакомиться с еще одним стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанного в 1858 году.

Чтение стихотворения учителем ( Приложение 1) .

Слово учителя: Перед вами план анализа стихотворения. Давайте приступим к работе вместе. (План анализа – приложение 2 )

III . Работа по теме (анализ стихотворения).

Предполагаемые ответы: композиционной особенностью произведения является возможность разделить его на три части. Первая часть – описание действий, происходящих возле парадного входа. Вторая часть – описание жизни высокопоставленной персоны и размышления автора о людской алчности и несправедливости жизни. Третья часть носит обобщенный характер, в ней обнажена проблема эксплуатации и безропотного человеческого терпения.

Предполагаемые ответы: будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Итак, в первой части изображается прием различных лиц у высокопоставленного чиновника.

Помощь учителя (разъяснение происходившего в XIX веке, распространенного ритуала чинопочитания): в праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину. Этим они показывали свое почтение. Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.

Слово учителя: найдите строчки, подтверждающие это:

Предполагаемые ответы :

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму.

Предполагаемые ответы: простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

Предполагаемые ответы: вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.

Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности - служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”.
Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину.

Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...

В этих строчках звучит ИРОНИЯ (это насмешка над происходящими событиями, над характером этих событий).

6. Найдите в первой и во второй части стихотворения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор?

Предполагаемые ответы: контраст – это прием резкого противопоставления.

В первой части стихотворения описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками (крестьянами), подошедшими к нему, не допущенными к и ушедшими обратно. Роскошь фасада дома и убогий вид крестьян («загорелые лица и руки…армячишка худой на плечах…кровь на ногах…самодельные лапти») противопоставлены друг другу.

Также на приеме контраста построено описание «завидного праздника жизни» вельможи и упоминание «неисходного горя» бедного народа (Что тебе эта скорбь вопиющая, / Что тебе этот бедный народ? / Вечным праздником быстро бегущая / Жизнь очнуться тебе не дает…», «И несу эти люди безвестные / Неисходное горе в сердцах».

Предполагаемые ответы: прием контраста использован поэтом в стихотворениях «Тройка» и «В дороге» Например, изображение счастливой семейной жизни молодой красивой девушки с любимым человеком и прискорбное существование, которое готовит ей судьба на самом деле, потому что героиня рождена крестьянкой (стихотворении «Тройка»);

Или картины «жизни в достатке» жены ямщика, которую «господа» ради забавы с малолетства воспитали вместе со своей дочерью «всяким барским проделкам и штукам» и описание последующего существования, а верее, ВЫЖИВАНИЯ бедной женщины в условиях тяжелых условиях крестьянской жизни, потому что «не нужна-ста в дворянстве холопка!»

Слайды №7, №8 – иллюстрации к произведениям.

С чем ассоциируется у него народ? Какая проблема обнажена поэтом в заключительной части?

Предполагаемые ответы: стихотворение проникнуто сочувствием, которое в заключении переходит в сострадание. В последней части образы конкретных крестьян, подошедших к парадному подъезду, трансформируются в обобщенный образ русского крестьянина, а затем всего русского народа: «…я такого угла не видал, где бы …русский мужик не стонал…», «эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?» Народ ассоциируется у поэта со словом «стон», которое пять раз повторяется в заключительной части стихотворения. В стихотворении поднимается проблема бесчеловечной, безжалостной эксплуатации.

Предполагаемые ответы: стихотворение оканчивается вопросом, обращенным к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?...» Поэт мучается сердцем за свой народ, однако он и выражает свое возмущение великим людским терпением, невозмутимостью, вековым оцепенением, которое владеет русским народом.

Слайд №9 – иллюстрации к стихотворению «Размышление у парадного подъезда».

IV . Обобщение материала.

Слово учителя: у стихотворения «Размышления у парадного подъезда» интересная история создания. Поведала о ней Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник. На ваших столах лежит эта история, написанная от первого лица. Прочтем ее.

Слайд №10 – портрет А.Я.Панаевой и А.И.Герцена

История создания стихотворения (приложение 3)

Слово учителя: в течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.

Давайте же подведем итоги нашего урока. Можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях.

Слайд №11 – выводы (В творчестве Некрасова отражено..)

Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью (на слайде появляются тезисы: любовь, сострадание) , как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера (сложность и противоречивость национального характера ). Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

Записали выводы в тетрадь.

V . Подведение итогов.

Слово учителя : (Оценки за работу на уроке активным учащимся). Чтобы оценить знания, полученные вами на уроке, у всех учащихся попрошу вас выполнить совсем небольшую письменную работу.

Завершить урок хочу строчками еще одного великого поэта, который уже вам знаком, Ф.И.Тютчева:

Слайд №12 (Умом Россию не понять…)

VI . Письменная самостоятельная работа на осознание материала.

Соотнесите эти строки с последним пунктом наших выводов и заключительным вопросом в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Напишите, как вы понимаете тютчевские строчки ?

Приложение 1

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь - в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает "трам-трам ",

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар."Допусти",- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах.

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: "Гони!

Наш не любит оборванной черни!"

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: "Суди его бог!",

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят...

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру...

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя, -

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны, - как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу? -

Безопасней... Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье...

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало... да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут... Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля, -

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Приложение 2

ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

1. Какова композиция (структура) данного стихотворения? Сколько частей можно выделить в данном стихотворении? Укажите границы этих частей.

2. Какая ситуация описывается в первой части стихотворения?

3. Какими поэт видит людей, подъезжающих к парадному входу большого дома? Каково его отношение к ним?

4. Так ведут себя «вольные» люди, те, на ком не лежит бремя крепостничества. А как ведут себя у «пышного» подъезда с крестьянами? Каково отношения поэта к происходящему?

5. А какова меж тем жизнь «хозяина роскошных палат»? Какие чувства переполняют поэта при описании этой жизни? Какой прием использует автор, когда рисует кончину этого человека?

6. Найдите в первой и во второй частях произведения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор ?

7. В каких еще произведениях Н.А.Некрасова, с которыми мы знакомились на уроках, использован прием контраста?

8. Каким чувством проникнута заключительная часть и все стихотворение? Каковы образы, возникающие здесь перед читателем? С чем ассоциируется у поэта народ? Какая проблема обнажена автором в заключительной части?

9. Чем оканчивается стихотворение?

Приложение 3

История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (рассказ от лица А.Я Панаевой)

Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное, дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое – нибудь прошение и спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел мне стихотворение.

Пустовалова Тамара

Анализ стихотворения, представленный в работе позволит учителю подготовиться к урокам литературы в 7. 9 классах.

Учащиеся могут воспользоваться этим материалом для написания сочинения по теме Проблемы русского народа в творчестве Н.А.Некрасова и др.

Скачать:

Предварительный просмотр:

« Ты проснешься ль, исполненный сил?...»

«Размышления у парадного подъезда»

В 1860 году за границей в газете «Колокол» впервые было напечатано стихотворение, которое издатель газеты сопроводил замечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». Какого же «рода» оказалось это стихотворение?

В газете Герцена произведение напечатали под заглавием «У парадного крыльца». Это были вскоре же ставшие знаменитыми стихи «Размышления у парадного подъезда». Короткий заголовок при первой газетной (и бесцензурной) публикации носил довольно случайный характер. Поэтому он заключил в себе и некоторую художественную противоречивость: слова в нем не очень удачно стилистически совмещались. Старому, даже старинному, не без оттенка домашности, слову «крыльцо» скорее бы пристало что-то вроде слова «красное», например, «красное крыльцо». Здесь же слово определялось сравнительно новым, лишь в 18 веке освоенным – «парадное». К тому же словом иностранным. В свою очередь слово «парадное» тоже требовало какого-то соответствия в определяемом – торжественности, размаха, официальности. К крыльцу можно было и подойти, к подъезду – потому-то он по точному смыслу и подъезд – подъезжали. «У парадного подъезда» - в таком сочетании слов, становившихся словами высокого стиля, появлялись строгость и приподнятость. Они и еще усиливались. Определять раздумья, впечатления от увиденного как размышления значило т указывать на высокую одическую традицию, идущую от 18 века. В тоже время, выстраиваясь в единый ряд «высоких» слов, слова заголовка открывали и возможность сатирического заряда.

Некрасов довольно часто обозначает традиционными жанровыми определениями свои произведения, уже лишенные традиционных жанровых признаков, утверждая тем самым смещенность привычных представлений о поэтическом. Применяя эти определения, он демонстрирует и абсурдность такого применения, берет для того, чтобы отбросить, примеряет, чтобы показать, что мерки негодны, малы и узки. «Размышления», но не о «Божием величестве», а у «парадного подъезда». «Высокие» некрасовские слова уже не однозначны, как у Ломоносова, они несут смысл, который обнаруживается многообразно.

Длинный торжественный заголовок как бы переходит в само стихотворение и сразу же. Буквально в двух первых строках, раскрывает это многообразие:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням…

Здесь подъезд представлен, представлен громогласно, торжественно: торжественный подъезд в торжественные дни. И сразу же, здесь же обнажается низкая изнанка этой лжеторжественности:

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь – в том их призванье!(II,52)

В праздничные, «торжественные» дни в передних домов вельмож и крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся лично. Такая запись заменяла поздравления и свидетельствовала о почтительности и чинопочитании расписавшихся. Некрасов не просто отмечает этот обычай. Он у Некрасова входит в общую поэтическую картину парадного подъезда. Это тоже парад, это тоже торжество: парад холопства, торжество холуйства. Грандиозного, масштабного: потому и подъезжает целый город. Приехавшие расписаться в передней и не допущенные лично названы гостями. Слово «холоп», прилагавшееся обычно к крестьянам, у поэта переадресовано городу. Холопство пояснено - оно от сердца.

Иное – подъезд в обычные дни городской жизни:

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели,

И преклонный старик, и вдовица. (II,52)

Некрасовское стихотворение восходит к одической литературе 18 века, но есть у него и более конкретный источник. Это ода Державина «Вельможа», в свое время, может быть, не менее знаменитая, чем «Размышления у парадного подъезда».Белинский называл ее «сатирической» одой – «нравственно-философского содержания». И «ода» Некрасова «Размышления у парадного подъезда» сатирическая. Есть в ней и свое «нравственно-философское» содержание. Схожи и сюжетные ситуации. У Державина те же ожидающие в передней «и преклонный старик, и вдовица»:

А там – вдова стоит в сенях

И горьки слезы проливает…

С грудным младенцем на руках

Покрова твоего желает….

А там – на лестничный восход

Прибрел на костылях согбенный

Бесстрашный, старый воин тот…

Образы этих и подобных просителей занимают основное место в картине «приема» у Державина. У Некрасова они сжаты до упоминания, до нескольких слов. На место подробных державинских описаний пришло простое перечисление. У Державина и намека нет на образ холопствующего города.

У Некрасова само действие вынесено на улицу. Такой тип уличного наблюдения характерен для Некрасова: один из своих стихотворных циклов он так и назвал: «На улице». В результате открывается возможность очень объемного изображения, очень динамичного движения:

От него и к нему то и знай по утрам

Все курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,

А иные просители плачут.

Сами стихи, повествующие о пестрой картине, становятся довольно пестрыми: высокое «вдовица» соседствует с имитацией легкомысленного напева «трам-трам». «Трогательные» картины, у Державина очень развернытые, в некрасовском стихотворении заменены изображением сутолоки и суеты, в которых есть мелкость, не пренебрежением вызванная и не вызывающая пренебрежения, но все некоторая мелкость частного интереса…И это становится ясно, как только показываются мужики - образ деревенской России, трагический и цельный. Вот таких просителей в оде Державина не было:

Раз я видел сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. «Допусти», говорят

С выраженьем надежды и муки,

Он гостей оглядел: некрасивы на вгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах….

Некрасовские стихи часто сюжетны. И эта сюжетность позволяет вести недопустимый разговор о стихотворении как об обычном прозаическом произведении. Применяется и терминология, принятая обычно для прозы. Просто о некрасовских стихах говорят как о прозе. «первая часть, писал советский критик Н.Л.Степанов о «Размышлениях у парадного подъезда», - изображение одной из сцен столицы – прихода мужиков и расправы с ними швейцара. Эта сцена близка очерковым зарисовкам в циклах «На улице», «О погоде».

«Худой армячишка», «кровь на ногах», «самодельные лапти» - все это точно и зримо рисует крайнюю степень нищеты, горя, униженности крестьян. Некрасов ничего не приукрашивает. Его изображение – предельно правдивое и точное – перекликается с реалистически суровой манерой таких мастеров, как Перов и Репин».

При всей невыразительности характеристик мысль очень ясна: Некрасов показывал только нищету и забитость крестьян. Характерно и сопоставлен ие с живописью передвижников: и здесь и там изображена бедность.

В поэзии, в стихах есть своя, особая конкретность и точность, совсем иная, чем в живописи или даже в прозе. Когда-то сам Некрасов сказал: «Дело прозы – анализ, дело поэзии – синтез». Синтез означает прежде всего обобщение, поэтическое обобщение, т.е. только в поэзии и возможное. В свое время Л.Н.Толстой заметил по поводу стихо Тютчева

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде…

Что употребленное слово «праздной» могло появиться лишь в поэзии и вне ее теряет всякий смысл. Особенности поэтического изображения заключаются не только в собственно стихотворном размере или рифме. Можно ли представить в прозе такое: «мужики, деревенские русские люди»? Ясно, что если мужики, то деревенские люди, и что за разъяснение – русские? Замечено, что в «Мертвых душах» Гоголя уже в первых строчках, в рассказе о событиях, совершающихся в самом центре России, тоже сказано: «только два русских мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания...». Однако Гоголь и писал не роман или повесть, а хотя и в прозе, но – поэму. И в стихах Некрасова: «…мужики, деревенские русские люди». Так появляется интонация высокого, эпического, поэмного склада.

И сами мужики, подошедшие к данному подъезду, в таком поэтическом изображении уже теряют единичность, конкретность, зримость и наглдность, а приобретают некую символическую всеобщность русского деревенского люда. За ними или в них предстает как бы вся деревенская Русь, за которую они представительствуют, от лица которой они явились. И если в начале к подъезду подъезжал целый город, холопский, то здесь к нему подошла как бы целая страна, крестьянская.

Реальные приметы:»загорелые лица и руки, «армячишка худой на плечах, по котомке на спинах согнутых» - характеризуют их всех, любое определение приложимо к каждому. Ни один из группы не выделен. Мужиков несколько, но они сливаются в образ одного человека. У всех «русые головы». Заключительные слова вне всякой бытовой достоверности: «крест на шее и кровь на ногах…» Поэт уже не может сказать о крестах на шеях, как о котомках на спинах. Крест один на всех. «Крест на шее и кровь на ногах» - последняя примета, собравшая всю группу в один образ и придавшая образу почти символическую обобщенность страдания и подвижничества. В то же время символ этот совсем не отвлеченный, не бесплотный. Мужики не перестают быть и реальными мужиками, в лаптях, прибредшими «из каких-нибудь дальних губерний».

Сохранился рассказ А.Я. Панаевой о том, как создавалось это некрасовское произведение. Однажды поэт увидел из окна своей квартиры, как подошедших к дому напротив крестьян отгоняли от подъезда дворники и полицейские. Крестьяне выглядели озябшими и промокшими: было осеннее петербургское утро, холодное и дождливое.

В стихотворении же Некрасова речь идет о палящем солнце. И не случайно. Когда члены революционного кружка – чайковцы, издавая в целях революционной пропаганды некрасовские «Размышления у парадного подъезда», заменили «пилигримы» на «наши странники», то это стало не просто заменой – переводом иностранного слова на русский, но и отказом от многозначности и емкости некрасовского образа. «Пилигримы» рифмуется с «солнцем палимы» не только внешним образом. Здесь есть внутренняя перекличка. Так на миг мелькнула перед нами картина пустынь и бредущих под палящим солнцем паломников.

Между тем достаточно типично такое восприятие этих некрасовских стихов: «Не будучи принятыми, униженные ходоки отправились в обратный путь, не посмев в ответ, даже между собой, вдали от парадного подъезда, выразить недовольство или возмущение – ничего, кроме примирительного «суди его бог» (бог, а не они), не найдя и не ища никакого другого выхода (разводя безнадежно руками). Удрученные отказом, они вместе с тем сохраняют непоколебимую почтительность к вельможе и его приближенным до такой степени, что, удаляясь от парадного подъезда, несмотря на нещадно палящее солнце, долго еще не надевают шапок».

А ведь, не будучи допущенными, крестьяне опять – таки обращаются к богу, как бы высшему принципу. На этом месте, в таких стихах, невозможна никакая другая реакция на отказ, казалось бы житейски самая оправданная: выругаться или плюнуть с досады. Здесь невозможно даже позднее появившееся: «все пропьют бедняки до рубля». Крестьяне повторяют лишь: «суди его бог». И то, что они уходят с «непокрытыми головами», оказывается последним штрихом, который завершает образ крестьян, высокий и трагический образ подвижников и страдальцев.

После этого поэт вводит нас в иной, в противоположный мир: в самих стихах эта, другая часть отделена. Отдаленность подчеркнута и резко изменившейся парной рифмовкой, которая появилась в стихотворении впервые:

А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят…

Ты, считавший жизнью завидной

Упоение лестью бесстыдною… (II, 53)

Образ вельможи показался уже в сцене с мужиками в одном точном найденном словечке – «наш»:

Кто-то крикнул швейцару: «Гони!

Наш не любит оборванной черни!» (II, 53)

Ведь за одним этим словечком, пришедшим из холуйского лексикона: «наш», «сам», «хозяин» - целая система отношений.

Стоит ха образом владельца роскошных палат и образ реального человека или, как говорят, прототип. О нем сообщил «Чернышевский в одном из писем: «Могу сказать, что картина:

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное… и т.д. –

живое воспоминание о том, как дряхлый русский грелся в коляске на солнце «под пленительным небом» Южной Италии (не Сицилии). Фамилия этого старика – граф Чернышев».

Граф Чернышев, который здесь упомянут, очевидно, А.И, Чернышев, более 20 лет бывший николаевским военным министром, позднее председателем Государственного совета. Своей головокружительной карьерой он был прежде всего обязан жестокому и подлому поведению в пору декабристского восстания 1825 года и после него. Некрасов, видимо, недаром обронил презрительное – «герой». На счету Чернышева было и такое «геройское» дело, как руководство казнью декабристов.

Сейчас установлено и еще одно обстоятельство. В это время когда было написано стихотворение, в «роскошных палатах», в доме, находившемся почти напротив петербургской квартиры Некрасова, из окон которой поэт наблюдал сцену у «парадного подъезда», жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, будущий кровавый усмиритель польского восстания: оно произойдет через четыре года после создания стихотворения, в 1863 году. Поэт выступил в роли своеобразного пророка, заклеймив не только вещателя прошлого, но и вешателя будущего; кличка «вешатель» после 1863 года прочно прикрепилась к Муравьеву.

Однако образ, созданный в стихотворении, много шире своих реальных прототипов, да во многом иной и по сути. Это уж никак не фигура николаевского чиновника. Это скорее барин, сибарит, погруженный в роскошь и негу. Недаром обычно и называют его вельможа, хотя самим Некрасовым он так нигде не назван. И именно этот образ не случаен. Такой образ не только противостоит контрастному образу крестьян, но, хотя и совершенно в другом роде, ему соответствует. Этот образ тоже предельно обобщен: нравственной высокости крестьян противостоит глубина нравственного падения вельможи.

Тонко реставрируя одну, Некрасов вызвал к жизни образ целой эпохи, XVIII век, еще Белинским определенный как век «вельможества», и образ эпохи и масштабом ее характеризовал героя.

Более того, изображение оказалось как бы дополненным и подкрепленным богатейшей литературной традицией. Некрасов не просто обращается к традиции, но традицию демонстрирует. Риторичность подчеркнута. Стиль высок, как и при рассказе о мужиках, хотя в другом роде. Парная рифмовка, в первый и единственный раз появившаяся в стихотворении и резко отделившая образ от предшествующей картины, возможно, восходит к пушкинскому стихотворению «К вельможе». Однако пафос произведения и даже содержание, порой до удивительных совпадений, связывают некрасовское произведение с державинской традицией, отчасти с переложением 81-го псалма «Властителям и судиям», но, как уже отмечено, прежде всего с одой «Вельможа».

И у Державина тот же развращенный вельможа, покойно спящий, и пришедшие к нему и ожидающие, несчастные; вдова, израненный герой, старый воин; то же риторическое восклицание – обращение автора («пробудись» - у Некрасова, «проснися» - у Державина):

Проснися, сибарит! Ты спишь

Иль только в сладкой неге дремлешь,

И в развращенном сердце мнишь:

«Мне миг покоя моего

Приятней, чем в исторьи веки;

Жить для себя лишь одного,

Лишь радостей уметь пить реки,

Лишь ветром плыть, гнесть чернь ярмом;

Стыд, совесть – слабых душ тревога!

Нет добродетели! Нет бога!...»

Державинское «нет добродетели» подхвачено Некрасовым: «но счастливые глухи к добру». Даже это «нет бога» находит соответствие в некрасовском «не страшат тебя громы небесные». Указание на безбожие становится еще одним обвинением в безнравственности. Эта последняя фраза даже заключена в четверостишие, которое выделено, приобретая тем самым особую ударную силу:

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Вельможу должны составлять

Ум здравый, сердце просвещенное,

Собой пример он должен дать,

Что звание его священно…

Блажен народ! Где царь главой,

Вельможи – здравы члены тела…

И заканчивается ода в него положительным примером:

Тебе, герой! Желанный муж!

Не роскошью вельможа славный;

Кумир сердец, пленитель душ,

Вождь, лавром, маслиной венчанный!

Я праведну здесь песнь воспел.

Некрасов же продолжает биографию своего «героя», до самой смерти. Жизнь его вельможи – это жизнь, как говорится, запрограммированная; для него, какое бы то ни было возрождение к иному исключено. Умирает герой некрасовского произведения в Италии, «под пленительным небом Сицилии». Поэт не дает вельможе умереть на родине, к которой тот непричастен. Вся эта картина – картина мира нерусского, иноземного. Для создания ее поэт оживляет одну литературную традицию прошлого – идиллическую поэзию.

Это идиллия, восходящая опять – таки к классицизму XVIII века и через него к классической древности. Недаром и действие перенесено в страну классического прошлого – в Италию. Упоминание об Аркадии подчеркнет и усилит мотивы классической идилличности. И употреблена здесь Некрасовым древняя и тоже уже как бы приобретшая характер классичности, еще Аристотелем объяснявшаяся аналогия: закат дня – то же, что старость жизни:

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни:

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени, созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя, -

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны, - как дитя…

«Закатятся преклонные дни» - здесь уже есть метафора, которой издавна удовлетворялась поэзия. Но Некрасов как бы удваивает ее и развертывает в зримую картину. Герой, о закате дней которого уже сказано, созерцает закат солнца.

Однако вся эта идиллия важна не сама по себе и подлинный смысл обретает лишь в общем строе некрасовских стихов. Перенасыщенность картины идиллическими мотивами, ее «переслащенность» усиливает контраст с общим содержанием произведения, с рассказом о вельможе, с подлинным к нему авторским отношением, лишь отступившим, как бы спрятавшимся, но подспудно живущим, вдруг прорвавшимся, но снова сдержанным и загнанным в скобки:

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением)…

Лиризм поэта, как его чувство, здесь сдерживается.

Одические восклицания, идиллические мотивы возникают на волне такого все время растущего, иногда прорывающегося и снова подавляемого лиризма. Несмотря на кажущуюся открытую декларативность, сила стихов именно в этой поразительной сдержанности, сдержанности до последнего предела. И наконец, взрыв скорби и гнева:

И сойдешь ты в могилу … герой…

Это многоточие - пауза почти физически передает движение души поэта, буквально задохнувшегося, не находящего сразу слова и, наконец, отыскавшего – «герой». Гневу этому не хватает никаких слов. Сама речь поэта все время прерывается, стихи снова и снова перебиваются многоточиями:

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!...

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу? –

Безопасней… Еще веселей

В чем – нибудь приискать утешенье…

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало… да он же привык!

В свое время Александр Блок говорил, что «душевный строй истинного поэта выражается во всем, вплоть до знаков препинания». Так, у Некрасова прорвавшееся чувство ищет выхода, поэт находит слова и тут же, не удовлетворяясь, отбрасывает их и устремляется к новым. Он издевается, пародирует, примеряет маски, срывает их, спорит и не может успокоится, пока, наконец, этот напряженный лиризм не разрешается стоном – песней:

… Родная земля!

Назови мне такую обитель … и т.д.

Здесь возникает обобщенный образ родной земли. Перед лицом такого образа и мужики освобождаются от бремени всеобщности. Они могут здесь обрести конкретный и реальный масштаб:

За заставой, в харчевне убогой

Все пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут…

Всеобщность, носителями которой они до сего были, теперь предстает не через них, а непосредственно, в своей собственной символической форме – в образе родной земли. А сам образ родной земли, России реализуется и обретает уже свое конкретное живое содержание в песне и через песню. Известный литературовед Н.Л. Степанов назвал эту часть реквиемом. Даже если музыкальные термины, употребляемые в критикой при анализе стихов, скорее образы, чем объяснен6ия, их появление характерно хотя бы как ощущение музыкальности. Не только критики (и, конечно, сами поэты) чувствуют связь стихотворной лирики с музыкой, но и мукзыканты подтверждают связь музыкальной лирики со стихами.

«Молей задачей, - писал И. Стравинский, - было создать лирическое произведение, создать подобие стихотворения, выраженного языком музыки». Можно было бы сказать, что Некрасов стремится создать языком поэзии музыкальное произведение. Эта музыкальность не сводится к какому-то одному элементу, не говоря уже о звукописи, даже к ритму, о котором, например, В. Жирмунский писал как об основном принципе художественной закономерности для искусств временных (поэзии, музыки).

У Некрасова предшествующая идиллия или одическая часть стихотворения не «поется». Отрывок же со слов «Назови мне такую обитель» стал одной из любимых песен революционной, демократической, особенно студенческой молодежи. Здесь музыкален весь его строй. Уже в первом стихе этой последней части задана ее тема, и не только идейно – смысловая, но и музыкальная – «Родная земля». Сразу возникшая тема - «Родная земля» как бы покрывает собою, вбирает в себя последующий, казалось бы, чисто эмпирический материал: поля, дороги, тюрьмы, рудники, овины, телеги и домишки, подъезды су3дов и палат (здесь и подъезд, о котором было рассказано, стал одним из сотен). Тема эта – «родная земля» не дает такому материалу рассыпаться, остаться простым перечислением. Реализованная в нем, она его осеняет собою и сообщает значительность.

На смену оде и идиллии пришла иная форма – песня, чисто русская, народная, национальная. Мотивы ее подчас очень ощутимо вторгаются в авторское повествование. Это и обычно отличающее народную поэзию повторы («стонет он… «стонет он»…), и внутренние рифмы, тоже очень характерные для народной поэзии («по полям… по тюрьмам»). В первой же строке словом «застонет» задан музыкальный эмоциональный тон всей этой части – песни-стона. Слово «стонет» поддерживает его, многократно и ритмично повторяясь. Как бы самый стон, много раз возникая, нарастает на одной томительной ноте:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Наконец, сразу и мощно вступает как бы целый оркестр или хор:

Выдь на Волгу…

Не « пойди» и не «выйди». Призывное «Выдь на Волгу» достигает эффекта музыкального взрыва:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бичевой!...

Стон мужика подхвачен песней-стоном бурлацкого хора. И дело не только в том, что сказано о бурлаках, но и в том, как о них сказано. Слово «выдь» - не выдумано Некрасовым, оно отражает особенности живой речи, характерной для жителей ярославского, «бурлацкого» края, который Некрасов, сам ярославец, хорошо знал. То же и слово «бурлаки» с типичным для такого говора ударение на предпоследнем суффиксу «ак». Некрасов поставил такое ударение совсем не для того, чтобы соблюсти стихотворный размер: появились интонации самой бурлацкой речи. Песенная мелодия льется могуче и широко. Недаром в конце вступает тема Волги – извечной героини русских народных песен – поет уже как бы вся Русь:

Волга! Волга!.. весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля –

Где народ, там и стон…

Тем не менее не песня-стон заканчивает это произведение, названное размышлениями, а именно размышления – и по поводу песни-стона тоже – раздумья о судьбах целого народа. Размышления, раздумья рождают мучительный вопрос – обращение к народу:

… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуюсь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню подобную стону

И духовно навеки почил?...

В 1886 году Чернышевский в уже упоминавшемся письме, сообщал: « …в конце пьесы есть стих, напечатанный Некрасовым в таком виде:

Иль, судеб повинуясь закону, -

этот напечатанный стих – лишь замена другому».

Было предпринято несколько попыток реконструкции этого, видимо из цензурных соображений замененного стиха. Так, на основании одной рукописной копии, относящейся к 60-м годам прошлого века, предлагалось прочтение: сокрушишь палача и корону». Выдвигались и другие варианты: «Иль царей повинуясь закону», «Иль, покорный царю и закону». Однако все эти предположения основаны на догадках и документально не подтверждены. Они не отменяют и не заменяют того текста, который мы знаем:

Иль, судеб повинуясь закону…

Вообще в борьбе с цензурой, обходя поставленные ею рогатки, Некрасов чаще всего стремился усилить и углубить свою мысль. Как известно, одним из авторских окончаний «Размышления у парадного подъезда» первоначально были такие стихи:

О! во веки тот памятен будет,

По чьему мановенью народ

Вековую привычку забудет

И веселую песню споет.

Все это напоминает стихи из «Деревни», написанной Пушкиным, еще юношей: «И рабство, падшее по манию (у Некрасова «по… мановенью». – Н.С.) царя». От такого окончания Некрасов отказался, и, наверное, не только потому, что вряд ли верил в добрую волю царя и в ее благодетельность. Поэта волнует вопрос о судьбах народа во всей его сложности, над ним он бьется, над ним размышляет.

Пройдут годы. Для Некрасова они будут годами дальнейшего углубленного исследования народной жизни, ее социальных возможностей, ее нравственного и эстетического потенциала. Поэт создаст народные поэмы «Коробейники» и «Мороз, Красный нос», начнет работу над эпопеей «Кому на Руси жить хорошо». Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:

Вынесет все и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

Вопрос – навеки ли духовно почил народ? – будет для Некрасова окончательно и навсегда разрешен.