Приснодева мария. Мария, ставшая богородицей

Женское начало, образ женщины-матери, дарительницы жизни почитается во всех мировых религиях. Так, в Древней Греции таким образом стала , в Азии молились богине Кибеле, в Египте верховное женское начало олицетворяла . Христианская религия не стала исключением. В образе Пресвятой Девы Марии заключены и божественное чудо зарождения жизни, и земной путь обыкновенной женщины, судьба которой оказалась далеко не безоблачной.

Детство и юность

Отцом богородицы был Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы Анна и Иоаким молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны. Страдание бездетной пары усиливали и насмешки окружающих, которые не упускали повода позлословить над горем этой праведной четы.

Почти 50 лет прожили Анна и Иоаким в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было удивление Анны, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Спустя некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супруги дали обет, что отдадут новорожденного на служение господу. Дочь родилась в срок и получила имя Мария (на иврите это имя произносится как Мирьям и переводится как «прекрасная», «сильная»). Соседи Иоакима и Анны вновь начали сплетничать, на этот раз дивясь чуду.


Супруги же растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года они отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. До 12 лет Мария жила в стенах этой школы. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста - трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.


Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен был сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей - столь велика была разница в возрасте. Однако Иосиф не посмел перечить воле священников и взял Марию в дом, назвав своей женой.

Рождение Иисуса Христа

Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.


Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь она оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет она от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения - в память о благой вести, которую получила Дева Мария.

И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.

Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.


Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы она не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.

Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, они обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.


Дева Мария с младенцем Иисусом

Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет вифлеемской звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.

Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сын Девы Марии был наречен . Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Марии же он иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.

Евангельские события

Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем была в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие Ироду о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.


Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.

О дальнейшей биографии Богородицы в Евангелии написано скупо. Известно, что Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино.


Очевидно, что Марии пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко Иисусу и сопровождавшим его приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.

В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами , Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что Иисусу суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.

Смерть и вознесение

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Сейчас на том месте построен большой комплекс монастырей и соборов, в каждом из которых хранятся свидетельства чудес, явленных Богородицей: многочисленные чудотворные иконы (некоторые из них, по легенде, являются нерукотворными), пояс Богородицы (хранится в монастыре Ватопед), а также мощи людей, причисленных церковью к лику святых.


В конце жизни Мария все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы были услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено. Мария, радостно воспринявшая весть о скорой кончине, три дня посвятила прощаниям с теми, кто был ей дорог.

В назначенный день Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Марии покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.


Вознесение Девы Марии

Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году после Рождества Христова, однако есть и другие письменные свидетельства, называющие и более ранние даты, и более поздние. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила о том, что тело ее было вознесено на небо вслед за душой, чтобы она смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи. С тех пор день успения Богородицы считается одним из главных христианских праздников.

Согласно преданиям мусульман (которые почитают Христа не как Сына Божьего, а как одного из пророков), Иисус (или Иса) сотворил первое чудо, еще находясь в утробе Девы Марии. Это произошло в день родов, когда Богородица уже совсем обессилела от боли. Тогда Иса указал женщине на родник, сотворенный Богом, и на финиковую пальму, усыпанную плодами. Вода и финики подкрепили силы Марии и облегчили страдания в родах.


На некоторых иконах Богородицу изображают с цветками лилии в руках. Этот цветок выбран не случайно: лилия считается символом целомудрия, чистоты и непорочности.

Описание внешности Девы Марии сохранилось в работах церковного историка Никифора Каллиста. Судя по записям этого человека, Богородица была среднего роста. Волосы Девы отливали золотом, глаза же, живые и быстрые, были цвета маслин. Также Никифор отметил «сочные губы, дугообразные брови и длинные руки и пальцы» Марии.


После земной смерти Богородицы остались несколько мест, которые, по преданию, считаются уделами Девы Марии. Это гора Афон, Киево-Печерская лавра, Иберия (сейчас это территория Грузии) и Серафимо-Дивеевский монастырь. Считается, что молитвы, прочитанные в одном из этих уделов, непременно будут услышаны Богородицей.

8 декабря - день непорочного зачатия Девы Марии - в некоторых странах даже объявлен нерабочим днем. Из европейских стран такое решение приняли Италия, Австрия, Швейцария, Испания. В этот день в католических костелах и православных храмах ведутся богослужения и читаются молитвы. Также этот день считается выходным в Аргентине и Восточном Тиморе.


Несмотря на то, что гора Афон считается одним из земных уделов Девы Марии, женщинам не разрешается проходить на территорию монастырских комплексов. Это правило даже закреплено законодательно, а нарушительниц ждет суровое наказание (вплоть до тюремного заключения). Однако этот запрет дважды нарушался: во время гражданской войны в Греции (тогда женщины и дети укрылись в лесах на склонах горы) и в период турецкого владычества над этими территориями.

Память (в православной традиции)

  • 25 марта - Благовещение Пресвятой Богородицы
  • 2 июля - Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • 15 августа - Успение Пресвятой Богородицы
  • 31 августа - Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии
  • 8 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
  • 9 сентября - Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы
  • 1 октября - Покров Пресвятой Богородицы
  • 21 ноября - Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 9 декабря - Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии
  • 26 декабря - Собор Пресвятой Богородицы

Почитание Девы Марии

С первых времен христианства Пресв. Дева Мария за Свои великие добродетели, Божие избрание и помощь нуждающимся пользовалась почитанием и благоговением среди христиан.

Слава Девы Марии началась с того времени, когда Архангел Гавриил, приветствуя Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!” возвестил Ей непостижимую для людей тайну воплощения Сына Божия. Этим же приветствием с прибавлением слов: “Благословен плод чрева Твоего”, встретила Пречистую праведная Елизавета, которой Дух Святой открыл, что перед нею Матерь Божия (Лк. 1:28-42).

Благоговейное почитание Пресв. Богородицы в христианской Церкви выражается многими праздниками, которыми Церковь отмечает воспоминания разных событий из жизни Пресвятой Девы.

Великие подвижники и учители Церкви слагали в честь Девы Марии хвалебные песни, акафисты, произносили вдохновенные слова… При таком благоговейном почитании Пресвятой Девы Марии, конечно, утешительно и назидательно знать, как Она жила, как готовилась, как созрела до такой высоты, чтобы стать вместилищем невместимого Бога-Слова.

Ветхозаветные Писания, предсказывая о воплощении Сына Божия, предсказывали и о св. Деве Марии. Так, первое обетование об Искупителе, данное падшему человеку, заключало уже в себе пророчество о Пресв. Деве в словах осуждения змия: “Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее” (Быт. 3:15). Пророчество о Деве Марии заключается в том, что будущий Искупитель называется здесь Семенем Жены, в то время, как во всех других случаях потомки назывались семенем кого-либо из мужских предков. Св. пророк Исаия уточняет это пророчество, указывая, что Жена, имеющая родить Мессию-Эммануила, будет девой: “Сам Господь даст вам знамение”, - говорит пророк маловерующим потомкам царя Давида, - “се, Дева (Ис. 7:14). И хотя слово “Дева” казалось неуместным древним евреям, во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог” потому что рождение непременно предполагает супружеское общение, но все же заменить слово “Дева” другим словом, например, “женщина” не посмели.

Земная жизнь Божией Матери на основании Священного Писания и церковного предания

Евангелист Лука, знавший близко святую Деву Марию, записал с Ее слов несколько важных событий, относящихся к ранним годам Ее жизни. Будучи врачом и художником Он, по преданию, написал и Ее портрет-икону, с которой позднейшие иконописцы делали копии.

Рождество Пресвятой Девы Марии . Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с своею женою Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны своим смирением и милосердием. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя и дали обет (обещание), - если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. В то время не иметь детей считалось наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело переживал бездетность Иоаким, потому что по пророчествам в его роде должен был родиться Мессия-Христос. За терпение и веру Господь послал Иоакиму и Анне великую радость: наконец, у них родилась дочь. Ей дано было имя Мария, что значит по-еврейски “Госпожа, Надежда”.

Введение во храм. Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет: они повели Ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, молилась и читала Священное Писание. При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Желая служить только Богу, Она дала обещание не выходить замуж и навсегда остаться Девою.

Пресвятая Дева Мария у Иосифа . Престарелые Иоаким и Анна долго не жили, и Дева Мария осталась сиротой. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, по закону Ей нельзя было оставаться больше при храме, но нужно было выйти замуж. Первосвященник, зная ее обещание, чтобы не нарушать закон о супружестве формально обручил Ее с дальним родственником, овдовевшим восьмидесятилетним старцем Иосифом. Он обязался заботиться о Ней и охранять Ее девство. Иосиф жил в городе Назарете. Он также происходил из царского рода Давидова, но человек он был небогатый и работал плотником. От первого брака у Иосифа были дети Иуда, Иосий, Симон и Иаков, которые в Евангелиях именуются “братьями” Иисуса. Пресвятая Дева Мария вела в доме Иосифа такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Благовещение. В шестой месяц после явления Архангела Гавриила Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя тот же Архангел был послан Богом в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел, явившись, сказал Ей: “Радуйся, Благодатная! (то-есть исполненная благодати) - Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами”. Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: “Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца”. Мария в недоумении спросила Ангела: “Как это будет, когда Я мужа не знаю?” Ангел ответил Ей, что это совершится силою всемогущего Бога: “Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”. Тогда Мария со смирением сказала: “Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Посещение Праведной Елизаветы . Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услышав это приветствие, Елизавета исполнилась Святого Духа, и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: “Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне?” Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: “Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его”. Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.

Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Ангел Божий, явившись ему во сне, открыл, что у Марии родится Сын, по действию Святого Духа, как возвестил о том Господь Бог чрез пророка Исаию (7:14) и повелел дать Ему имя “Иисус (Иешуа) по-еврейски значит Спаситель, потому что Он спасет людей от грехов их”.

Дальнейшие Евангельские повествования упоминают о Пресв. Деве Марии в связи с событиями в жизни Ее Сына - Господа нашего Иисуса Христа. Так, они говорят о Ней в связи с рождеством Христовым в Вифлееме, потом - обрезанием, поклонением волхвов, принесением жертвы во храм на 40-й день, бегством в Египет, поселением в Назарете, путешествием в Иерусалим на праздник Пасхи, когда Ему исполнилось 12-ть лет и так далее. Эти события мы не будем здесь излагать. Надо отметить, однако, что хотя Евангельские упоминания о Деве Марии кратки, они дают читателю ясное представление о Ее великой нравственной высоте: Ее скромности, великой вере, терпении, мужестве, покорности воли Божией, любви и преданности Своему Божественному Сыну. Мы видим, почему Она, по слову Ангела, удостоилась “обрести благодать у Бога”.

Первое чудо, совершенное Иисусом Христом на браке (свадьбе) в Кане Галилейской , дает нам яркий образ Девы Марии, как Заступницы перед Своим Сыном за всех людей, находящихся в трудных обстоятельствах. Заметив недостаток в вине на свадебном угощении, Дева Мария обратила на это внимание Своего Сына, и хотя Господь ответил Ей уклончиво - “Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой”. Она не смутилась этим полуотказом, будучи уверена, что Сын не оставит Ее просьбы без внимания, и сказала служителям: “Что скажет Он вам, то сделайте”. Как видна в этом предупреждении слуг сострадательная заботливость Бжией Матери о том, чтобы начатое Ею дело было доведено до благоприятного конца! Действительно, Ее заступничество не осталось без плода, и Иисус Христос совершил здесь Свое первое чудо, выведя из затруднительного положения небогатых людей, после чего “уверовали в Него ученики Его” (Иоан. 2:11.).

В дальнейших повествованиях Евангелие изображает нам Божию Матерь, находящуюся в постоянной тревоге за Своего Сына, следовавшую за Его странствованиями, приходящую к Нему в разных трудных случаях, заботящуюся об устройстве Его домашнего отдыха и покоя, на что Он, по-видимому, никогда не соглашался. Наконец, мы видим Ее, стоящую в неописуемой скорби у креста Своего Распятого Сына, слышащую Его последние слова и заветы, поручившего Ее заботам Своего любимого ученика. Ни одного слова укора или отчаяния не слетает с Ее уст. Она все предает воле Божией.

Кратко еще упоминается о Деве Марии в книге Деяний Святых Апостолов, когда на Нее и на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде огненных языков. После этого, по преданию, Она жила еще 10-20 лет. Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью, как родной сын, заботился о Ней до самой Ее кончины. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран увидеть и послушать Ее. С тех пор Пресвятая Дева Мария стала для всех учеников Христовых общею Матерью и высоким примером для подражания.

Успение . Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе (около Иерусалима), явился Ей Архангел Гавриил с райскою финиковою ветвью в руках и сказал Ей, что через три дня окончится Ее земная жизнь, и Господь возьмет Ее к Себе. Господь так устроил, что к этому времени апостолы из разных стран собрались в Иерусалиме. В час кончины необыкновенный свет осветил комнату, где лежала Дева Мария. Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери, по Ее желанию, у подножия Елеонской горы в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери, слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и опоздавший на погребение апостол Фома . Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Когда открыли пещеру, где была похоронена Дева Мария, то не нашли в ней Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом. Вечером во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Деву Марию, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Она сказала апостолам: “Радуйтесь! Я с вами во все дни!”

Это обещание быть помощницей и заступницей христиан Она исполняет и по сей день, став нашей небесной Матерью. За Ее великую любовь и всесильную помощь христиане с древнейших времен чтят Ее и обращаются к ней за помощью, именуя Ее “Заступница усердная рода христианского,” “Радость всех скорбящих”, “во успении Своем нас не оставляющая”. С древнейших времен, по примеру пророка Исаии и праведной Елизаветы, христиане Ее стали именовать Матерью Господа и Богородицею. Это название вытекает из того факта, что Она дала плоть Тому, Кто всегда был и будет истинным Богом.

Пресвятая Дева Мария являет собой и великий пример для подражания всем тем, которые стремятся угодить Богу. Она была первой, кто решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Она показала, что добровольное девство выше семейной и брачной жизни . Подражая Ей, начиная с первых веков, многие христиане стали проводить девственную жизнь в молитве, посте и богомыслии. Так возникло и утвердилось монашество. К сожалению, современный инославный мир совершенно не ценит и даже высмеивает подвиг девства, забывая слова Господа: “Есть скопцы (девственники), которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного”, добавив при этом: “Кто может вместить, да вместит!” (МФ. 19:12).

Суммируя этот краткий обзор земной жизни Пресвятой Девы Марии, следует сказать, что Она, как в момент Своей величайшей славы, когда была избрана стать Матерью Спасителя мира, так и в часы Своего величайшего горя, когда у подножья креста, по пророчеству праведного Симеона, “оружие прошло Ее душу,” проявила полное самообладание. Этим она обнаружила всю силу и красоту Своих добродетелей: смирения, непоколебимой веры, терпения, мужества, надежды на Бога и любви к Нему! Поэтому мы, православные, так высоко чтим Ее и стараемся Ей подражать.

Современные чудеса и явления Божией Матери

С первых дней после Своего успения и по сей день пресвятая Дева Мария помогает христианам. Об этом свидетельствуют Ее многочисленные чудеса и явления. Приведем некоторые из них.

Праздник ПОКРОВА Божией Матери установлен в воспоминание видения св. Андреем Богоматери, покрывающей Своим омофором (длинным платком-покровом) христиан во Влахернском храме во время осады Константинополя врагами в Х-м веке. В четвертый час ночи блаженный увидел величественную Жену, идущую от царских врат, поддерживаемую св. Предтечею и Иоанном Богословом, а многие святые предшествовали ей; иные следовали за ней, пели гимны и духовные песни. Св. Андрей подошел к своему ученику Епифанию и спросил, видит ли он Царицу мира. “Вижу,” ответил тот. И когда смотрели, она, преклонив колена перед амвоном, долго молилась обливаясь слезами. Потом Она подошла к престолу и молилась за православный народ. По окончании молитвы Она сняла со Своей главы покрывало и распростерла его над всем стоящим народом. Город был спасен. Св. Андрей был родом славянин, и русские очень чтят праздник Покрова, посвящая ему многие храмы.

Дальнейшие сведения в этой главе относительно явлений Божией Матери почерпнуты, главным образом, из иностранной прессы. Наша Церковь еще не высказала по поводу их своего мнения, и мы приводим их здесь в качестве дополнительной информации.

Незадолго до революции в России, 13-го мая 1917 года Божия Матерь явилась трем португальским детям-пастухам в ФАТИМЕ . После этого Она в течение нескольких месяцев, окруженная сиянием, являлась детям. На Ее явления со всех краев Португалии стекались верующие в количестве от пяти до восемнадцати тысяч человек. Незабываемое чудо произошло, когда после проливного дождя, внезапно засиял необыкновенный свет, и мокрые одежды на людях мгновенно высохли. Божия Матерь призывала людей к покаянию и молитве и предсказала о предстоящем “обращении России” (от безбожия - к вере в Бога).

Начиная с 2-го апреля 1968 г. в течение более года Божия Матерь являлась в пригороде КАИРА Зейтуне над храмом, посвященном Ее имени. Ее явления, которые обычно происходили между 12-ю ночи и 5-ю утра, привлекали многочисленное количество богомольцев. Божию Матерь окружало сияние иногда яркое, как солнце, а вокруг витали белые голуби. Вскоре весь Египет узнал об явлениях Божией Матери, и правительство стало заботиться о том, чтобы народные собрания на месте Ее явлений проходили чинно. Об этих частых явлениях Божией Матери писали местные газеты на арабском языке. По поводу явлений состоялось несколько пресс-конференций, на которых люди делились своими впечатлениями и тем, что от Нее слышали. Посещала Божия Матерь и отдельных лиц в окрестностях Каира, например, Коптского патриарха, сомневавшегося в Ее явлениях народу. При явлениях Божией Матери происходило также множество исцелений, засвидетельствованных местными врачами.

Газета “Вашингтон Пост” от 5-го июля 1986 г. сообщила о новых явлениях Божией Матери над церковью св. Демианы в рабочей части городка Терра Гулакия на севере от Каира. Дева Мария держала на Своих руках Младенца Христа и Ее сопровождали несколько святых, среди них св. Демиана. Как и в прошлые годы, явления Божией Матери сопровождались многочисленными исцелениями неизлечимых болезней, например, слепоты, почек, сердца и других.

С июня 1981 г. Божия Матерь стала являться людям на горе в МЕЖДУГОРЬЕ (Югославия). На Ее явления стекалось иногда до десяти тысяч человек. Люди видели Ее в неземном сиянии. Потом явления народу прекратились, и Божия Матерь стала регулярно являться шести молодым людям и беседовать с ними. Междугорье стало местом постоянного паломничества верующих со всех концов мира. Об этих явлениях писали и пишут местные, итальянские и другие газеты. Богоматерь постепенно открыла молодым людям 10 тайн, которые они в свое время должны сообщить представителям церкви. Божия Матерь обещала, что через 3 дня после сообщения Своей последней тайны Она оставит видимый “знак” для неверующих людей. Представители медицины и другие заслуживающие уважения люди, свидетельствуют, что молодые люди, видящие Божию Матерь, совершенно нормальны и их внешние реакции при видениях естественны. Часто Божия Матерь, плача, говорила молодым людям о необходимости установления мира на земле: “Мир, мир! Земля не будет спасена, если на ней не установится мир. Он наступит только, если люди найдут Бога. Господь - это жизнь. Те, кто в Него уверуют, обретут жизнь и мир… Люди забыли молитву и пост; многие христиане перестали молиться”. Интересно отметить, что в Междугорье, где раньше преобладал атеизм и было много партийных, все жители стали верующими людьми и покинули коммунистическую партию. В связи с явлениями Божией Матери в Междугорье произошло множество чудесных исцелений.

На Пасху 1985 г. в городе ЛЬВОВЕ во время служения митрополита Иоанна в соборе во имя Святой Богородицы и при многочисленной толпе верующих вдруг в просвете окна появилось облако, сияющее, как луч солнца. Постепенно оно сформировалось в человеческую фигуру и все признали в Ней Богородицу. В духовном порыве люди начали громко молиться и взывать о помощи. Люди, стоящие снаружи, тоже увидели в окне образ Богоматери и старались войти в церковь и громко молились. Толпа все увеличивалась, слух о чуде распространился с быстротой молнии. Все усилия милиции разогнать молящихся были тщетны. Стали прибывать люди из Киева, из Почаевской Лавры, Москвы, Тифлиса и других городов. Власти г. Львова просили г. Москву прислать на помощь военных, а также экспертов в области науки. Ученые стали доказывать, что никаких чудес не может быть, чтобы люди расходились. И вдруг заговорила Богородица: "Молитесь, кайтесь в своих грехах, т.к. осталось очень мало времени…" Во время проповеди Богородица исцелила много калек и больных. Видения Богородицы и исцеления продолжались три с половиной недели, и Она еще много говорила ко спасению людей. Люди не расходились ни днем, ни ночью.

Некоторые чудотворные Иконы Божией Матери

ВЛАДИМИРСКАЯ икона - одна из древнейших чудотворных икон Божией Матери. В середине У-го века она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в середине ХII-го века прислана патриархом в Киев к вел. кн. Юрию Долгорукому и поставлена в Девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода Андрей, отправляясь на север, взял с собою чудотворную икону Богоматери. По пути служились молебны и совершались чудеса. У берегов Клязьмы кони, везшие иконы, не могли двинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовым, создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена икона. В 1160 году, 21 сентября икона была перенесена во Владимирский храм и с того времени стала называться “Владимирской.” С 1395 г. св. икона находится в Московском Успенском соборе по левую сторону царских врат. Икона прославилась многими чудесами. Перед ней помазывались на царство русские цари, избирались митрополиты. Празднование иконы совершается 8-го сентября, а также 3-го июня (по нов. ст). по случаю избавления Москвы от крымского хана в 1521 г., устрашившегося видением чудесного войска около Москвы.

КАЗАНСКАЯ икона. В 1579 г. девятилетняя девочка Матрона, дом родителей которой сгорел во время пожара, бывшего в 1579 г. в Казани, видела во сне образ Богоматери и слышала голос, повелевавший взять св. икону, скрытую в пепелище сгоревшего дома. Св. икона была обретена завернутою в старое сукно под печью в сгоревшем доме, где она была зарыта, вероятно еще во время владычества татар в Казани, когда православные вынуждены были скрывать свою веру. Св. икона была торжественно перенесена в ближайшую церковь св. Николая, а затем в Благовещенский собор и прославилась исцелениями слепых. С этой иконы была сделана копия и послана царю Иоанну Грозному. В честь явления иконы был установлен особый праздник 21-го июля (по нов. ст.).

Икона ЗНАМЕНИЯ (Курская Коренная) обретена 8-го сентября 1295 г. звероловом на берегу реки Тускари в Курской области, на земле при корне дерева. Им сооружена была часовня и поставлена икона, начавшая проявляться чудесами. В 1383 г. крымские татары, опустошавшие область, рассекли икону на две части и бросили их в разные стороны. Они увезли в плен священника Боголюба, служившего в часовне. Выкупленный послами московского великого князя, Боголюб нашел расколотые части иконы, сложил их, и они чудесно срослись. В 1597 г. икона привозилась в Москву по желанию царя Феодора Иоанновича. По возвращении святыни на месте часовни, был основан монастырь, названный Коренной пустынью. Со времени царя Феодора Иоанновича икона вставлена в кипарисную доску с изображением Господа Саваофа наверху, а по бокам - пророков. Икона чудесным видением спасла Курск от захвата его поляками в 1612 г. Благодарные жители в городе выстроили Знаменский монастырь, в котором она пребывала потом ежегодно с 12 сентября до пятницы 9-й недели по Пасхе. Остальное время она находилась в Коренной пустыни. 7-го марта 1898 г. икона осталась невредимой во время попытки злоумышленников взорвать ее в соборе Знаменского монастыря, хотя вокруг нее было общее разрушение. Во время революции икона была похищена 12-го апреля 1918 г. и чудесно обретена в колодце 1-го августа. Икона была вывезена из России в 1920 г. еп. Феофаном Курским, и находилась в Югославии в Св. Троицкой церкви в Белграде. Великую помощь оказывала святыня во время бомбардировок Белграда во время Второй Мировой войны: в дома, посещенные иконою, бомбы никогда не попадали, хотя вокруг разрушали все. Сейчас икона пребывает в соборе Знамения Б. М. в Нью Йорке. Периодически икону возят для поклонения по разным храмам Русской Зарубежной Церкви.

ПЛАЧУЩИЕ Иконы. В течение последних 100-150 лет появилось несколько икон Божией Матери, источающих слезы. Этот вид чуда, вероятно, указывает на скорбь Божией Матери о людях по поводу надвигающихся на мир бедствий.

В феврале месяце 1854 г. в православной церкви при Сокольском румынском монастыре одна из икон Божией Матери стала источать слезы. Это чудо совпало с Крымской войной в России. Чудо источения слез ежедневно привлекало к себе тысячи паломников. Чудесное истечение слез происходило иногда каждый день, а иногда с промежутками в 2 - 3 дня.

В марте 1960 г. в греческой православной семье Катсунис, проживающей в Лонг Айланд, штат Нью Йорк, стала источать слезы литографическая икона “Страстная” (или “Римская”) Божией Матери. Во время перевоза иконы в греческий собор св. Павла в течение всего путешествия над иконой в воздухе витали белые голуби. От обильного истечения слез бумага, на которой написана икона, совсем сморщилась. Иногда слезы казались кровавыми. Благочестивые богомольцы прикладывали ватки к иконе, и ватки наполнялись влагой. В скором времени в доме другой православной греческой семьи, Кулис, живущей в той же местности, литографическая икона Божией Матери, Иверская, стала тоже источать слезы. Эти две плачущие иконы привлекали к себе большое количество молящихся. В иностранной и местной печати было отмечено большое количество чудес, происходящих от этих икон. Одна из этих икон была даже подвергнута научному исследованию, чтобы определить источник этих слез. Ученые университета в Британской Колумбии засвидетельствовали факт истечения слез, но объяснить его научным путем не смогли.

6 декабря 1986 г. иконостасная икона Божией Матери в Албанской церкви св. Николая Угодника в городе Чикаго стала источать слезы. Это чудо привлекает в храм иногда по 5 тысяч человек, желающих увидеть чудотворную икону. Эта плачущая икона была написана 23 года тому назад манхаттенским художником Константином Юссисом. Специально собранная комиссия засвидетельствовала, что “о никакой мистификации не может быть и речи”.

МИРОТОЧИВАЯ икона. Православный испанец Иосиф, живя на Афоне, увидел в монастыре копию Иверской иконы Божией Матери и пожелал ее приобрести. Сначала он получил отказ, но потом неожиданно игумен вручил ему этот образ со словами: “Возьми, эта икона должна идти с тобой!” Иосиф привез икону в Монреаль. 24 ноября 1982 г. в 3 часа ночи комната Иосифа наполнилась благоуханием: на поверхности иконы появились капли дивно благоухающего миро (особого масла). Архиепископ Виталий Канадский предложил привести икону в собор, потом с иконой стали посещать и другие храмы. Во время миропомазания стеклянная дверца киота открывается, и каждый молящийся может убедиться, как св. миро медленно стекает с поверхности иконы. Иногда во время многолюдных богослужений св. миро появляется и на внешней стороне стекла и на глазах богомольцев в обильном количестве стекает на пол, и благоухание заполняет весь храм. Замечательно еще то, что на Страстной неделе миро на иконе совсем не появляется, а после Пасхи опять течет. От иконы произошло множество чудесных исцелений. Запах св. миро время от времени меняется, но всегда является исключительно приятным и сильным. Кто сомневается насчет чудес в наше время, тот должен посмотреть Мироточивую икону: чудо очевидное и великое!

Нет возможности здесь перечислить все чудотворные иконы Божией Матери. После революции в России большое количество старинных икон стало обновляться. Иногда иконы прямо на глазах людей в течение короткого времени из темных делались светлыми, будто недавно написанными. Таких обновившихся икон - тысячи.

Чудеса и знамения не совершаются без причины. Нет сомнения, что многочисленные современные чудеса и явления Божией Матери имеют целью пробудить в людях веру в Бога и чувство покаяния. Но глух стал мир к всему духовному. Все более поворачиваясь спиной к Богу, он, закусив удила, стремительно несется к своей гибели. В это время всевозможных катастроф, потрясений и соблазнов, надо помнить Нашу Небесную Мать и Заступницу у престола Божия. Пресвятая Богородице, спаси нас!

Важнейшие праздники в честь Божией Матери (по новому стилю):

Благовещение - 7-е апреля,
Успение - 28-е августа,
Рождество - 21-е сентября,
Покров - 14-го октября,
Введение во храм - 4-е декабря.

Епископ Александр Милеант

10.05.2015

Пресвятая Дева Мария является матерью Спасителя. В христианстве считается Богородицей, а также одной из самых великих святых. Имя Мария на еврейском языке звучит как Мариам, может иметь разные смыслы, сюда относят – горькая, непокорная, возлюбленная Создателем.

Дело в том, что многие ученые, которые занимаются священными писаниями, больше всего доверяют значению «возлюбленная», и относят это слово к древнему языку египтян, что объясняется пребыванием еврейского народа в африканской стране в течении нескольких веков.

Ранняя Мария никому не известна

О ранней жизни Марии практически точно ничего не известно, в Евангелии начинается рассказ о Марии с момента, когда в Назарете к ней приходит Архангел Гавриил, который рассказал о том, что ей оказана честь быть избранной, после чего она должна родить Мессию. Известно, что Мария обручилась с Иосифом в те года, но оставалась девственницей, о чем говорят слова, произнесенные Марией – «Как может быть у меня ребенок, если я не знаю мужа?» Ангел объяснил ей, что на нее сойдет свет и сила Создателя, после чего Мария согласилась, сказав: «Пусть будет так, как ты говоришь». После этого события Мария решила побывать у своей близкой родственницы Елисаветы, к которой тоже приходил Архангел и сказал, что у нее родится сын, хотя она была бесплодна и ей было много лет. У Елисаветы родился сын – Иоанн Креститель.

Когда Мария оказалась рядом с Елисаветой, она спела ей хвалебную песню, говорится в Библии, что она напоминает песнь Анны, матери Самуила, одного из почитаемых пророков. По возвращению в Назарет ее муж узнал о том, что у Марии будет ребенок, после чего он решил отпустить ее и не говорить никому. Но Архангел Гавриил явился и ему, рассказав о самой Великой тайне.

Марии пришлось бежать из города

В те года проходила перепись населения, а семья была из рода Давидова, поэтому пришлось бежать в Вифлеем. Вскоре в хлеву родился младенец – Иисус. Следом на место рождения пришли волхвы, которые узнали о рождении Христа и шли по направлению Звезды на небе. Пастухи увидели Иосифа, Марию и ее ребенка. Через восемь дней провели ритуал обрезания и младенца назвали именем Иисус. Через сорок дней муж и жена отправились Храм, чтобы провести обряд очищения, соответствующий закону и посвятить ребенка Богу. Они принесли в жертву четырех птиц. Когда совершался данный ритуал, Симеон – старец в Храме решил поведать будущее ребенка всем присутствующим, после чего сказал, что Мария будет участвовать в страданиях Иисуса.

Мария много лет была рядом с Иисусом. Известный факт, когда Мария попросила своего сына превратить воду в вино, в то время в Кане проходила свадьба. Далее она пребывала с Христом в Капернауме. После Христовой казни ей пришлось также быть на месте, а Иисус сказал Иоанну, чтобы он был всегда рядом с матерью. После того, как Христос вознесся на небо, она вместе с теми, кто был рядом со Спасителем, ждала Святого Духа. Им удалось увидеть схождение Духа, который приобрел иной вид, он был огнем. Далее о жизни Марии нигде и ничего не говорится.

Дева Мария — самая святая из всех женщин

До того, как провели Никейский собор в четвертом веке, священнослужители и деятели, среди которых были Юстина Мученик, Игнатий Антиохийский, Киприан и многие другие, утверждали о том, что роль Марии в искуплении человечества неоспорима. Если говорить о божественном материнстве Девы Марии, то она считается самой великой женщин из всех существовавших на Земле. По мнению ученых, чтобы стать Матерью Божьей, Марии нужно было удостоиться большого божественного расположения. В католичестве зачатие непорочным способом Девы Марии рассматривают в виде логического условия, которое подготавливает к пришествию Мессии саму Деву Марию.

Мария была сохранена от порока

Если говорить о Папе Пию, то он говорил, что Святая Дева Мария стала ею еще до того, как произошел момент непорочного зачатия, все заключалось в исключительном даре благодати. Это говорит о том, что мать Спасителя была с самого начала защищена от греха, который отчуждает любое создание от Бога, еще со времен первого человека, когда случилось грехопадение.

На заметку: для оформления церквей и храмов часто используют стеклофибробетон . Это отличный композитный материал которые намного прочнее обычного бетона. Более подробно о нем читайте на сайта http://rokoko.ru.


Святая Миродательница Мария Магдалина первая была свидетелем увиденного чуда — Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась и благоденствовала она в местечке Магдалы в Галилее. Марии Магдалине, как...



Точное значение имени Аарон не известно, есть лишь предположения, по которым оно относиться к египетскому происхождению, и возможно, переводится, как «Великое имя». По приданию Святой был сыном Амрама, а также...



Святой Николай или, как его звали при жизни – Николай Толентинский появился на свет в 1245 году. Считается монахом – августинцем, кроме того, его причислила к лику святых Католическая церковь. По разным источникам, ...



После того, как человек уходит из этого мира, нужно поминать его. В связи с этим, сложились определенные традиции, которые нужно соблюдать несколько раз в год, после его смерти. Поминают покойного в церкви, желательно, ...




Дева Мария (Пресвятая Дева Мария, Богородица) - еврейская женщина из Назарета, согласно , мать Иисуса Христа. Евангелия от Матфея и от Луки описывают Марию как девственницу, и христиане верят, что она зачала сына, как непорочная Дева от Святого Духа. Чудесное рождение произошло, когда Мария уже была обручена с Она вышла замуж за Иосифа и сопровождал его в Вифлееме, где и родился Иисус.

Икона Божьей матери «Умиление Серафима Саровского»

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его.

Упоминания о Деве Марии в Библии.

Дева Мария несколько раз упоминается в Новом Завете. Чаще всего Непорочная Дева Мария упоминается в Евангелии от Луки . По имени она упоминается 12 раз. Все упоминания связаны с рождением и детством Иисуса.

Икона Божьей матери «Тихвинская»

Евангелие от Матфея упоминает ее имя шесть раз, пять из них в связи с младенчеством Иисуса и лишь однажды (13:55) как мать взрослого Иисуса.

Евангелие от Марка называет ее один раз по имени (6:3) и упоминает ее как мать Иисуса, не называя ее по имени в 3:31 и 3:32.

Евангелие от Иоанна упоминает ее дважды, но ни разу по имени. В Евангелии говорится, что Дева Мария сопровождала Иисуса, когда Он положил начало чудесам Своим в Кане Галилейской. Вторая ссылка говорит, что Дева Мария стояла у креста Иисуса.

В Деяниях говорится, что Апостолы, Мария и братья Иисуса собрались в горнице после Вознесения Иисуса.

В Откровении Иоанна описана жена, облеченная в солнце. Многие считают, что это описание Девы Марии.

Родословная Богоматери.

В Новом Завете мало упоминаний о происхождении Девы Марии. В Евангелии от Иоанна 19:25 говорится, что у Марии была сестра.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Из данной фразы семантически непонятно, сестра Матери Его, Мария Клеопова, - это одно лицо или две разные женщины. Иероним считает, что это одно лицо. А вот историк начала второго века Егезипп считал, что Мария Клеопова была не сестрой Девы Марии, но ее родственницей со стороны Иосифа Обручника.

По словам автора Евангелия от Луки, Мария была родственницей Елизаветы, жены священника Захарии, и, таким образом, происходила из рода Ааронова из колена Левия. Другие считают, что что Мария, как и Иосиф, с которым она была обручена, была из дома Давида.

Биография Девы Марии.

Непорочная Дева Мария родилась в Назарете в Галилее. После ее обручения с Иосифом (обручение - первый этап еврейского брака) ей явился ангел Гавриил и объявил ей, что она станет матерью обещанного Мессии. После первого выражения недоверия при объявлении, она ответила: «Я раба Господня. Да будет мне по слову твоему». Иосиф Обручник планировал спокойно разойтись с ней, но и ему явился во сне ангел Господень и говорил ему «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго».


Обручение Марии с Иосифом. И. Чернов 1804-1811 гг.

Ангел в подтверждение своих слов также сообщил Марии, что ее родственница Елисавета, ранее бесплодная, зачала по милости Господа. Мария отправилась в дом родственницы своей, где своими глазами увидела беременность Елисаветы и полностью поверила в слова ангела. Тогда Дева Мария произнесла благодарную речь Господу, которая известна как Магнификат или славословие Девы Марии .

Пробыв три месяца в доме Елисаветы, Мария вернулась в Назарет. Согласно Евангелию от Луки, Иосиф, муж Марии, по указу римского императора Августа должен был вернуться в родной город Вифлеем, чтобы пройти там римскую перепись. Во время пребывания в Вифлееме Мария родила Иисуса в яслях, так как для них не нашлось места ни на одном постоялом дворе. На восьмой день младенец Марии был обрезан по еврейскому закону, и наречен Иисусом, что по-еврейски означает «Яхве есть спасение».

По прошествии дней очищения, Иисуса отнесли в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, как того требовал обычай. Дева Мария принесла в жертву две горлицы и два голубиных птенца. Здесь же о будущем младенца пророчествовали Симеон и Анна. После посещения Иерусалима, Непорочная Дева Мария и Иосиф Обручник вместе с младенцем Иисусом вернулись в Галилею, в город свой Назарет.

Согласно Евангелию от Матфея, ночью Иосифу явился ангел, и предупредил, что царь Ирод хочет убить младенца. Святое семейство бежало ночью в Египет и оставался там в течение некоторого времени. После смерти Ирода в 4 г. до н. э., они вернулись в землю Израиля, в Назарет в Галилее.

Дева Мария в жизни Иисуса

Согласно Новому Завету, в возрасте двенадцати лет, Иисус отделяется от своих родителей по возвращении с празднования Пасхи в Иерусалиме, однако присутствие матери все же прослеживается в Его земной жизни.

Исследователи Библии много спорят о том, почему Иисус отделился от родителей, и, в частности, от Матери, так как судьба его земного отца неизвестна, Иосиф упоминается в последний раз в Библии, когда Иисусу было 12 лет. Некоторый указывают на конфликт в Святом семействе. Несколько цитат из Библии, действительно доказывают эту точку зрения. В Евангелии от Марка описан момент:

И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. ()

Цитата, приписываемая Евангелием от Марка, Христу: «Не бывает пророк без чести, разве только в своем родном городе, среди своих родственников и в своем собственном доме «. Также доказывает возможность конфликта.

Если конфликт в Святом семействе имел место быть, то причиной ему могло послужить неверие семьи во Христа как в сына Божьего.

Американский библеист Барт Эрман считает, что «существуют четкие признаки в Библии не только о том, что семья Иисуса отвергала его послание во время его общественного служения, но и о том, что Он, он в свою очередь, отвергал их публично».

Дева Мария присутствовала, когда, по ее предложению, Иисус сотворил свое первое чудо на свадьбе в Кане, превратив воду в вино. Дева Мария была и у креста, на котором был распят Иисус. Момент, описанный в Евангелии, когда Мария обняла мертвое тело ее сына является распространенным универсальным мотивом в искусстве, и называется «пьета» или «жалость».


После Вознесения Иисуса мы находим одно единственное упоминание о Деве Марии в Деяниях. После этого упоминаний о Марии нет. Ее смерть не описана в Священном Писании, но Католическая и Православная традиции считают, что ее тело было взято на небеса. Вера в телесное Вознесение Девы Марии – догмат Католической Церкви и многих других.

Данные о Деве Марии из апокрифических текстов.

Следующие биографические данные взяты из апокрифической литературы.

Согласно апокрифическому Евангелию Иакова, Мария была дочерью Святой Иоакима и Святой Анна. До зачатия Марии, Анна была бесплодна и был далеко не молода. Когда девочке исполнилось три года, ее привели в Иерусалимский Храм.

Согласно апокрифическим источникам на момент обручения с Иосифом, Марии было 12-14 лет, а Иосифу 90., однако эти данные недостоверны. Ипполит Фивский утверждал, что Мария умерла 11 лет спустя Воскрешения Иисуса и умерла в 41 году.

Самые ранние из дошедших до нас биографий Девы Марии – Жизнь Богородицы, созданная в 7-м веке Святым Максимом Исповедником, который считал Богородицу ключевой фигурой ранней Христианской Церкви.

В 19 веке, дом возле Эфеса в Турции был найден так называемый Дом Богородицы. Найден он был на основе видений Анны Катерины Эммерих, августинской блаженной монахини из Германии. Монахиня за 2 года до смерти, во время одного из многих видений Богоматери, получила подробное описание места, где Мария жила до своего Успения.


Согласно преданию, в Эфес Пресвятая Дева Мария удалилась во время гонений на христиан вместе с Иоанном Богословом. В 1950 г. Дом Богородицы был реконструирован и обращен в часовню.

Дева Мария в Православии

В православной традиции принята доктрина о девственности. Согласно данной доктрине Дева Мария «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Гимны Богородице являются неотъемлемой частью богослужения в Восточной Церкви и их позиционирование в рамках литургической последовательности указывает на положение Богородицы после Христа. В Православной традиции, порядок перечисления святых начинается Богоматери, за которой следуют ангелы, пророки, апостолы, отцы Церкви, мученики и т. д.

Один из самых любимых православных акафистов посвящен Деве Марии. Пять из двенадцати великих церковных праздников в Православии, посвящены Деве Марии.

  • Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы - это праздник, посвященный рождению Пресвятой Девы Марии. Празднуется Рождество Богородицы 21 сентября.

  • Введение во храм

Введение во храм Пресвятой Богородицы – праздник, посвященный одному из событий в жизни девы Марии. Ее родители Иохим и Анна привели дочь в Храм в трехлетнем возрасте, так как еще ранее дали обет посвятить ребенка Богу. Праздник празднуется 4 декабря.

  • Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник празднуется ровно за 9 месяцев до рождества Христова. День посвящен явлению ангела, который возвестил Деве Марии, что она станет матерью Бога на Земле.

Православный праздника отмечается в день смерти Девы Марии. Согласно апокрифам, Дева Мария умерла на горе Сион в Иерусалиме. Там сейчас находится католический храм Успения Пресвятой Богородицы. Согласно апокрифу «Сказание об Успении Святой Богородицы» к смертному одру Богоматери апостолы были перенесены на облаках со всех концов света. Лишь апостол Фома задержался на три дня и не застал Деву Марию в живых. Он хотел попрощаться с девой Марией. По его просьбе гробница Девы Марии была открыта, но тела там не оказалось. Поэтому считается что Дева Мария вознеслась на небеса. Успение Богородицы отмечается 28 августа.


  • Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября. В основу этого Православного праздника положено предание о явлении Богоматери юродивому Андрею. Произошло это в Константинополе, который осаждали враги. Люди в храме молили Бога о спасении от варваров. Святой Юродивый Андрей увидел Богоматерь, молящуюся о спасении народа Константинополя. Затем Богоматерь сняла покрывало с головы и покрыла им людей, который присутствовали в храме, тем самым защитив их от видимых и невидимых врагов. Покров Богородицы сверкал ярче лучей солнца. Считается, что Богородица спасла Константинополь.

Почитание Богородицы в Православной Церкви.

Предпосылки возвеличивания Девы Марии всеми народами (родами) даны в самой Библии, где сказано от имени Девы Марии:

…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его ().

В 11 главе от Евангелия от Луки приводятся слова женщины из народа:

…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

Более того Иоанн Богослов в Евангелии от Иоанна свидетельствует, что первое чудо Иисус совершил по просьбе матери, поэтому Богородицу почитают как ходатаицу за род людской. Существует огромное количество икон Богоматери. Многие из них считаются чудотворными.

Человечество ждало своего Спасителя очень долго. Еще в Ветхом Завете Бог обещал, что Спаситель придет в этот мир через женщину, но без мужского семени. Дева Мария добровольно пошла на это, хотя в то время это было весьма опасно, в том числе и для жизни. У Девы Марии было достаточно веры, духовных сил и смирения, чтобы пойти на этот шаг. Богоматерь ведь с самого начала знала, что земное служение ее Сына закончится быстро и трагически. Как мать она перенесла самое страшное ради спасения человечества.

Мариология - учение о Пресвятой Деве Марии.

Мариология - богословское учение о Деве Марии, матери Иисуса. Христианская мариология стремится соединить Священное Писание и предания и учения Церкви о Деве Марии в контексте социальной истории.

Существуют различные христианские взгляды на роль Девы Марии в Христианстве, от полного почитания Марии в Римско-Католической церкви до минимизирования роли Марии в протестантской евангельской теологии.

Значительное количество публикаций в данной области было написаны в 20-м веке теологами Раймондо Спиацци (2500) и Габриэлем Роччини (900). Центрами современной мариологии являются Папский институт мариологии и Папская академия мариологии.

8 января Православная Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы , той, без которой не было бы Рождества Христова и нашего спасения. То, как чтят христиане Божию Матерь, несопоставимо с почитанием ни одного святого. В молитвах ее называют «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», то есть выше и славнее самых высоких ангельских чинов – Херувимов и Серафимов. Известно более восьмисот икон Богородицы. К Ней обращаются и в горе, и в радости, со всеми без исключения вопросами и проблемами, с просьбой о спасении. И даже личные местоимения «Она», «Ее», если речь идет о Богородице, пишутся с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу. Но почему? Ведь Она, хоть и была в земной жизни великой праведницей, все же не была Богом, и в Евангелиях о Ней сказано очень немного… Почему же Ее так прославляют?

Уникальная Мария

Начнем издалека. На протяжении многих веков человеческой истории мир ждал пришествия Спасителя. Этим ожиданием проникнут весь Ветхий Завет – это его центральная тема. Возникает вопрос: почему же Мессия так долго не приходил? Дело в том, что от женщины, которая должна была стать земной Матерью Бога, требовался величайший подвиг самоотречения и любви. Для того чтобы такая женщина появилась на свет, нужны были века подготовки. Богородица Мария – самая чистая и смиренная Дева из всех, рожденных на земле. Такое Дитя – результат усилий и духовной работы десятков поколений. Мария должна была согласиться на зачатие особенного Сына, должна была максимально доверить Богу Свою жизнь. Это сейчас у нас может возникнуть вопрос: что же в этом такого? Подумаешь, подвиг, – скорее, речь идет о великой чести, которую Ей оказали, кто от такого откажется? Но на самом деле все было гораздо сложнее. Во-первых, Дева Мария могла не поверить Архангелу Гавриилу, который рассказал Ей, чего хочет от Нее Бог. Но Она поверила. Во-вторых, Она могла сказать «нет». Достаточно было представить, что могло ждать Ее, совсем юную невинную девушку, выросшую при храме, обрученную с престарелым Иосифом, который обещал по-отцовски о Ней заботиться, когда бы оказалось, что Она беременна, и неизвестно от кого? Сколько сплетен и слухов породило бы такое положение… Так что Она могла испугаться и сказать «нет». Но Она доверилась Богу и согласилась. Наконец, Мария могла возгордиться, что выбор пал на Нее. Пожалуй, немногие устояли бы на Ее месте. Но Она кротко ответила Архангелу, что Она Божия раба, и согласна, чтобы все было по Его воле.

Родители Богородицы

Говорят, что дети – это отражение родителей. И чтобы понять, как появилась на свет такая кроткая Дева, обладающая столь сильной верой, нужно вспомнить, кем были Ее отец и мать. Родители Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна. Господь долго испытывал их, не давая им детей. А надо сказать, что отсутствие потомства в ветхозаветном Израиле было крайне серьезной проблемой. Считалось, что если в семье нет детей, то, значит, это наказание Божие.

Таких людей подвергали насмешкам, пересудам и даже гонениям. Например, есть предание, что отца Марии Иоакима изгнали из Иерусалимского Храма, когда он пришел туда принести жертву. Якобы он великий грешник и чем-то прогневал Бога, раз Он не дает ему потомков. Иоаким удалился в пустыню, стал горячо молиться и именно в тот момент получил от Бога радостную весть, что у них с Анной будет дитя. Оба были в преклонном возрасте, поверить в это было трудно. Все случилось именно так.

Богородица, с одной стороны, действительно была необычной Девой: долгожданный ребенок, вымоленный у Бога, в три года отданный на воспитание в Храм… Но, с другой стороны, Она была самым обычным человеком, которому знакомы тяготы и болезни человеческой природы. Тем более исключительна Ее роль в истории: простая девушка, не искавшая себе славы и подвигов, была возвышена Богом и стала Матерью Христа.

Так говорит Евангелие

Нередко возникает вопрос: почему в Евангелии о Богородице сказано так мало, если Она – Мать Христа, «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»? Действительно, упоминаний о Ней немного, но все они очень содержательны. Например, в Евангелии от Луки есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила – короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). «Благословенна» значит прославлена. Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. Чуть позже Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк. 1:48-49).

Согласно церковному Преданию, Богородица рассказывала о Христе апостолу Луке. На основании Ее рассказа он и составил свое Евангелие. Таким образом, Дева Мария фактически была соавтором одного из Евангелий.

Еще важное замечание: Священное Писание прямо указывает на то, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. Так что Ее роль в жизни Сына была очень серьезной, даже несмотря на то, что сказано об этом немного.

Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Потому и чтят Ее так высоко – Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Рождение Христа, а значит, и наше спасение. Каждому христианину Она стала небесной Матерью. Это может почувствовать любой человек, который будет искренне Ей молиться.