Правовое положение польши в составе российской империи. Почему Польша была в составе России

Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос.

А.С. Пушкин,
(русский поэт)

Некогда одно из самых больших государств Европы, Речь Посполитая, в котором главенствовала Польша, весь XVIII век непрерывно шла к своему упадку, чем и воспользовались ее более сильные соседи- Россия, Пруссия и Австрийская монархия. Судьба Речи Посполитой была решена в правлении Екатерины II, когда большая часть украинских, белорусских и польско-литовских земель по частям вошли в состав России во второй половине XVIII в., после трех разделов Речи Посполитой.

Царство Польское при либеральном Александре I

Окончательно польский вопрос был решен в 1815 г. на Венском конгрессе, который постановил передать земли княжества Варшавского России. Отошедшие к Российской империи польские земли с населением в 3,2 миллиона человек составили так называемое Царство Польское (Западные окраины Российской империи). 27 июня 1815 г., находясь в Варшаве, Александр I подписал особую конституцию, по которой Царство Польское провозглашалось автономным государством со своим парламентом, армией(где служили 10 лет, вместо 25,- как в России), но связанным с Россией династическими узами, поскольку русский император одновременно провозглашался польским королем, и ему принадлежала вся полнота исполнительной власти в этом государстве.

Польский король (русский царь) имел право изменять бюджет страны, откладывать на неопределенное время созыв польского сейма (парламента). Законодательная власть осуществлялась совместно королем и двухпалатным сеймом. Двухпалатный сейм имел законодательную власть, назначался королем созывался раз в два года и обязан был утверждать бюджет. Правда, король (он же русский царь), в свою очередь, мог бюджет менять по своему усмотрению (Федосова Э.П.). На время своего отсутствия в Польше король (царь) назначал наместника – этнического поляка.

Высшим правительственным органом был Государственный Совет, который разрабатывал законопроекты, утверждаемые сеймом. Он состоял из Административного совета и Общего собрания. В компетенцию Государственного Совета входило рассмотрение ежегодных отчетов министерств, осуществление контроля над любыми нарушениями конституции. Председателем Административного совета являлся наместник, а его членами – 5 министров и назначаемые королем высшие чиновники.

Все делопроизводство велось на польском языке, все должности, как гражданские, так и военные, представлялись лишь полякам. В отличие от России, министры в Польше подчинялись сеймовым судам и привлекались к ответственности за нарушение конституции, законов. Независимость и несменяемость судей гарантировались польской конституцией. Ничего подобного в России не было, а русские либералы лишь могли лишь мечтать о финских и польских свободах.

Польская конституция 1815 г. считалась одной из самых либеральных в тогдашней Европе. Конституция провозглашала свободу печати и вероисповеданий, неприкосновенность личности. Официальным государственным языком признавался исключительно польский язык. Пассивным избирательным правом обладали лица с 30-летнего возраста, платившие 100 злотых налога в год, а активным – шляхтичи-землевладельцы (с 21 года), священники, учителя, ремесленники, купцы, арендаторы и др. (Федосова Э.П.).

То, что самодержавный царь Александр клялся выполнять обязанности по отношению к своим польским подданным и быть гарантом конституции, было невиданным явлением в истории России. Это событие неоднозначно было воспринято в самой России.

Включение Польши в состав России, как и в случае с Финляндией, благоприятно сказалось на хозяйственном развитии края. Польша сохранила свою финансовую самостоятельность от империи и свою денежную единицу – злотый, и при этом получила фактическое упразднение таможенных барьеров с Россией и допуск на ее гигантский рынок. Прогресс отмечался во всех сферах, как в хозяйственных, так и культурно-просветительских областях. Сразу же был учрежден Варшавский университет- ставший рассадником польского вольнодумства, а также появились и другие польские высшие школы и гимназии. Стремительно росло и население царства Польского: к 1830 г. достигнув до 4, 5 млн человек.

А. Каппелер так объясняет столь щедрые мотивы снисходительности самодержавия: во-первых, недостаточной легитимностью распространения господства России на польскую территорию и необходимость считаться как с европейскими державами, так и с польской шляхтой, во-вторых, намерением Александра использовать Царство Польское в качестве демократической модели для планируемого реформирования России. «Организация, которая в Вашей стране уже существовала, позволила мне без промедления обеспечить Вам организацию, которая претворит в жизнь принципы этих либеральных институций…и чье целительное влияние я надеюсь с Божьей помощью распространить на все регионы, вверенные мне Провидением» (из речи Александра I перед первым сеймом в 1818 г.).

Таким образом, и в польском примере мы наблюдаем характерную черту российского самодержавия: использовать западные окраины в качестве опытного образца по внедрению западных институтов и норм на всю территорию страны для ее успешной модернизации. Однако чужеродность Польши в составе России слишком бросалось в глаза, и вызывала у русских дворян и чиновничества вопросы почему «им можно все, а нам нет»? Да и явная польская идентичность, помноженная на католицизм, и плюс полонизированные элиты Польши, Литвы, Западной Белоруссии и Западной Украины являлись слишком большим препятствием для унификации и русификации бывших территорий Речи Посполитой для имперских властей.

Особенно многочисленной корпорацией являлось польское дворянство, которое в разных польских областях составляло от 5, до 10 % населения, что намного превышало российские показатели (Западные окраины Российской империи). Тем не менее самодержавие с польской окраиной решило работать по уже хорошо апробированной схеме. Как и в случае с остзейцами, в обмен на лояльность династии самодержавие оставило в неприкосновенности все земельные и сословные права польских дворян над крестьянами, в том числе и из числа не поляков (литовцев, украинцев, белорусов), а также свободно включало их в состав общеимперского российского дворянства.

Надо сказать, поляки по достоинству оценили царскую щедрость. По мнению польской исследовательницы Анны Ковальчиковой, поляки воспевали Александра: заботливый монарх, добрый «воскреситель Польши». В знаменитой песне, опубликованной в 1816 г. известным поэтом Алоизием Фелиньским, Александр был представлен как благодетель польского народа и «Ангел мира», а в припеве, обращенном к Богу, повторялись слова: «К престолу Твоему возносим моление // Короля нашего сохрани нам, Господи».

Такое восхваление российского самодержца было неслучайным. На Александра I польская знать возлагала еще большие надежды, а именно: расширение территории Царства Польского за счет включения в его состав литовских и части белорусских и украинских земель.

Другими словами, речь шла о возрождении Речи Посполитой в границах 1772 г., но уже в составе Царства Польского и под российской короной. Надо сказать, что эти планы не были беспочвенны. Александр неоднократно в беседах с польскими сановниками высказывался о возможности присоединения к Царству Польскому территорий, аннексированных Россией у Речи Посполитой в ходе трех разделов. Эти планы, как свидетельствует историк А. Миллер, сохранялись у Александра до осени 1819 г.

Помешала реализации этих планов беседа в октябре 1819 г. Н. Карамзина с царем, после которой Карамзин, развивая свои мысли, представил Александру I записку под названием «Мнение русского гражданина». В ней Карамзин, признавая несправедливость произведенных в XVIII в. разделов Речи Посполитой с участием России, в то же время жестко предостерег царя, что попытка присоединить к Царству Польскому литовские, украинские и белорусские земли будет крайне нежелательно встречена в массе российского дворянства, и так недовольного польской конституцией.

Карамзин в частности ссылался на то что «по старым крепостям Белоруссия, Волынь, Подолия, вместе с Галицией, были некогда коренным достоянием России». Кроме этого он писал о наивности надежд на верность поляков и уверял его, что, получив обещанное, завтра они «потребуют и Киева, и Чернигова, и Смоленска» (Западные окраины Российской империи).

К 1820 г. и на самом императорском верху было покончено с либеральным заигрыванием самой власти. Так или иначе, но на вопросах территориального расширения Польши в составе Российской империи был поставлен крест. Вскоре высветились и другие трещины в модели отношений: привилегированная западная окраина – имперский центр. В Польше усилила свою работу царская цензура. Начались гонения на свободомыслящих преподавателей и студентов. Но самое большое недовольство копилось в польской армии. Польская армия была численно ограничена (до 30 тыс. человек), что не позволяло многочисленному шляхетству реализовать себя на военной службе.

До середины 20-х годов обстановка в Польше оставалась спокойной, для российских властей. Недовольство у свободолюбивых поляков вызывал лишь наместник- Константин Павлович, брат царя. Он же был и главнокомандующим польской армией. Константин, несмотря на то, что хотел полякам понравиться, отличался деспотизмом и редкой грубостью по отношению к своим иностранным подчиненным. В результате только за первые четыре года существования польской армии 49 офицеров покончили жизнь самоубийством. Неслучайно поэтому именно в армейской офицерской среде возникли первые антиправительственные подпольные кружки. Первоначально российские власти к ним относились добродушно, но после подавления восстания декабристов в Петербурге в декабре 1825 г., и в Польше заговорщиков стали жестко преследовать.

Польское восстание и Николай I

Новый российский монарх Николай I, хотя и с крайним раздражением относился ко всем конституциям, первоначально признал особый статус Польши и даже торжественно короновался польской короной. Но польскую знать это не успокоило, скорее, наоборот, на волне увлечения общеевропейским романтическим национализмом в польской молодежной элитной среде ширилось убеждение в необходимости создания польского независимого национального государства.

Петербургские власти, сами того не желая, щедро награждая польскую провинцию конституционным статусом, подталкивали ее к национальному освобождению и созданию самостоятельного государства. Польская шляхта, являясь основным носителем национального самосознания, вскоре стала и главным двигателем польского национального движения. Уже к 1828 г. в Польше сформировался «Военный союз» состоявший в основном из шляхты, занявшийся непосредственней подготовкой к восстанию. Июльская революция 1830 года во Франции стала пусковым толчком для польских националистов.

Взрыв польского национализма стал первым в цепи национальных движений и национализмов в Российской империи. Конфликт между польской шляхетской элитой, выдвигавшей более завышенные требования к имперским властям, чем они могли быть удовлетворены в империи Романовых, и российским самодержавием оказался неизбежным.

Во многом успех восстания был спровоцирован бездействием Константина Павловича, который хотя и был груб с польскими офицерами, в тоже время знал о заговорщических организациях в Польше. Но не спешил принять надлежащие меры. Он опасался не столько польских заговорщиков, сколько своего еще более крутого брата- царя Николая I, не скрывавшего своей нелюбви к полякам. Опасался его- непредсказуемых действий. И это чуть ли не стоило ему жизни. В первый же день восстания, 29 ноября 1830 г., заговорщики ворвались в его резиденцию с криками «Смерть тирану!». (Юрий Борисенок). Великому князю удалось бежать, а восставшие вскоре захватили весь город.

Характерно, что польское восстание 1830–1831 гг. проходило под лозунгом восстановления независимой «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 года, то есть когда в его состав входили украинские, белорусские и литовские земли.Сейм низложил Николая I как короля польского и создал вначале режим военной диктатуры, которая вскоре была заменена национальным правительством во главе с магнатом Адамом Чарторыским. Любопытно также, что восставшие поляки рассчитывали на солидарные действия и помощь со стороны российских революционеров. Так в ходе польского восстания родился знаменитый лозунг: «За вашу и нашу свободу!» Показательно также, что русское гражданское население в Польше не подвергалось нападениям поляков.

Наспех собранная 80 тысячная польская армия вступила в противоборство с николаевской империей, которое на тот момент было самым сильным государством мира. Тем не менее поляки храбро сражались против русской армии. Но уже 26 мая 1831 г. российская армия фельдмаршала И. Дибича разбила армию польских повстанцев в битве под Остроленкой, открыв путь на Варшаву. Но только 7 сентября 1831 г. после ожесточенного штурма русскими войсками была взята Варшава.

Восстание было жестоко подавлено всей силой николаевской Российской империи. Многочисленная часть польской политической, военной и духовной элиты уехала на европейскую чужбину и там, в эмиграции, продолжала вести борьбу с романовской Россией, создавая в Европе негативный антироссийский общественный фон.

«Неблагодарность поляков» дала возможность Николаю освободить себя от обязанности соблюдать «богопротивную» конституцию, которая как военный трофей была привезена в Москву вместе со знаменами побежденной польской армии. Упразднялся Сейм и прежний Государственный Совет, министерства были заменены комиссиями, польские воеводства были переименованы в губернии. Урезывалась польская финансовая автономия. Был закрыт «рассадник польского вольнодумства» – Варшавский университет. Ликвидирована была и национальная польская армия, а несколько десятков тысяч солдат и офицеров сослали в Сибирь и на Кавказ. Отныне польские солдаты и офицеры были обязаны служить только в российской армии.

Польша после восстания

В 1831 гг. был образован Комитет по делам Царства Польского. В его состав вошли крупнейшие сановники николаевской России: А.Н. Голицын, И.В. Васильчиков, Д.Н. Блудов, М.А. Корф, К.В. Нессельроде, А.И. Чернышов, Е.В. Канкрин и другие. Целью работы этого комитета было стремление властей ликвидировать последствия восстания, а также подготовить новую форму управления Польшей. Наиболее важным документом, подготовленным комитетом, явилась специальная Грамоты под названием «Органический статут» (1832 г.) (Национальная политика России: история и современность).

Главной задачей выдвигается постепенное, но неуклонное слияние мятежной и обособленной Польши с Российской империей. Большую личную роль в этом играл новый царский наместник И.Ф. Паскевич-Эриванский, занимавший этот пост вплоть до 1856 г. Был взят курс на унификацию управления Польшей с империей и замещение должностей в администрации русскими чиновниками.

В 1839 г. создается Варшавский учебный округ, подчиняющийся Министерству народного просвещения; ведомство путей сообщения Польши (в 1846 г.) переподчиняется центральной власти. В 1841 г. в Царстве Польском вводятся российские деньги, в 1848 г. – русские стандарты и вес, а в 1850 г. ликвидируются таможенные границы и устанавливается таможенный тариф (Национальные окраины Российской империи…).

В Петербурге знали, что революционные польские националисты, эмигрировавшие во Францию, не успокоились, и ждут своего часа, чтобы начать новый виток борьбы за независимость. Более того, силами эмигрантов и местных радикалов готовилось новое общепольское восстание за объединение всех польских территорий, поделенных между Россией, Пруссией и Австрией в независимое единое государство в 1844 году. Однако все попытки поднять польских крестьян на борьбу с чужеземцами и сделать восстание по настоящему «народным», сначала в 1844 году, затем в 1846 году - провалились. Слишком сильны, оказались сословные перегородки внутри польского общества.

Стремясь уменьшить польский национализм и разбавить его религиозным традиционализмом, российские власти стремились свернуть светское начало и потворствовали консерватизму и клерикализму. Гражданский брак был отменен и заменен церковным. Большое внимание уделялось и политике русификации. Во всех школах в качестве обязательного предмета введена история России. А преподавание истории, географии и статистики должно было вестись на русском языке (Западные окраины Российской империи).

Однако николаевская русификация в целом носила весьма поверхностный характер, и полной интеграции Царства Польского в состав России в этот период не произошло. Обособленность и чужеземность Польши в составе России ощущалась всеми русскими путешественниками или чиновниками, находящимися там по долгу службы. Но главное – неприкрытая вражда к России польской интеллигенции и шляхты, помноженная на неистребимое желание создания независимого национального государства, явилось непреодолимым препятствием на пути ассимиляции и интеграции Польши.

ПОЛЬША. ИСТОРИЯ c 1772
Разделы Польши. Первый раздел. В самый разгар русско-турецкой войны 1768-1774 Пруссия, Россия и Австрия осуществили первый раздел Польши. Он был произведен в 1772 и ратифицирован сеймом под давлением оккупантов в 1773. Польша уступила Австрии часть Поморья и Куявии (исключая Гданьск и Торунь) Пруссии; Галицию, Западное Подолье и часть Малой Польши; восточная Белоруссия и все земли к северу от Западной Двины и к востоку от Днепра отошли к России. Победители установили для Польши новую конституцию, которая сохранила "либерум вето" и выборную монархию, и создали Государственный совет из 36 выборных членов сейма. Раздел страны пробудил общественное движение за реформы и национальное возрождение. В 1773 был распущен Орден иезуитов и создана комиссия по народному образованию, целью которой стала реорганизация системы школ и училищ. Четырехлетний сейм (1788-1792), возглавляемый просвещенными патриотами Станиславом Малаховским, Игнацы Потоцким и Гуго Коллонтаем, 3 мая 1791 принял новую конституцию. По этой конституции Польша становилась наследственной монархией с министерской системой исполнительной власти и парламентом, избираемым каждые два года. Принцип "либерум вето" и другие пагубные порядки отменялись; города получили административную и судебную автономию, а также представительство в парламенте; крестьяне, власть шляхты над которыми сохранялась, рассматривались как сословие, находящееся под государственным покровительством; были приняты меры, подготавливавшие отмену крепостного права и организацию регулярной армии. Нормальная работа парламента и реформы стали возможны лишь потому, что Россия была вовлечена в затяжную войну со Швецией, а Турция поддержала Польшу. Однако против конституции выступили магнаты, образовавшие Тарговицкую конфедерацию, по призыву которой в Польшу вошли войска России и Пруссии.

Второй и третий разделы. 23 января 1793 Пруссия и Россия осуществили второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, Великую Польшу и Мазовию, а Россия - большую часть Литвы и Белоруссии, почти всю Волынь и Подолье. Поляки сражались, но были разбиты, реформы Четырехлетнего сейма были отменены, а оставшаяся часть Польши превратилась в марионеточное государство. В 1794 Тадеуш Костюшко возглавил массовое народное восстание, которое закончилось поражением. Третий раздел Польши, в котором участвовала Австрия, был произведен 24 октября 1795; после этого Польша как самостоятельное государство исчезла с карты Европы.
Иностранное правление. Великое княжество Варшавское. Хотя польское государство перестало существовать, поляки не оставляли надежды на восстановление своей независимости. Каждое новое поколение боролось, либо присоединяясь к противникам держав, разделивших Польшу, либо поднимая восстания. Как только Наполеон I начал свои военные кампании против монархической Европы, во Франции были сформированы польские легионы. Разгромив Пруссию, Наполеон создал в 1807 из территорий, захваченных Пруссией во время второго и третьего разделов, Великое княжество Варшавское (1807-1815). Два года спустя к нему добавились территории, вошедшие в состав Австрии после третьего раздела. Миниатюрная Польша, политически зависимая от Франции, имела территорию 160 тыс. кв. км и 4350 тыс. жителей. Создание Великого княжества Варшавского рассматривалось поляками как начало их полного освобождения.
Территория, находившаяся в составе России. После поражения Наполеона Венский конгресс (1815) утвердил разделы Польши со следующими изменениями: Краков был объявлен вольным городом-республикой под покровительством трех разделивших Польшу держав (1815-1848); западная часть Великого княжества Варшавского была передана Пруссии и стала называться Великим княжеством Познанским (1815-1846); другая его часть была объявлена монархией (т.н. Царство Польское) и присоединена к Российской империи. В ноябре 1830 поляки подняли восстание против России, но потерпели поражение. Император Николай I отменил конституцию Царства Польского и начал репрессии. В 1846 и 1848 поляки пытались организовать восстания, но потерпели неудачу. В 1863 вспыхнуло второе восстание против России, и после двух лет партизанской войны поляки вновь потерпели поражение. С развитием капитализма в России усилилась и русификация польского общества. Положение несколько улучшилось после революции 1905 в России. Польские депутаты заседали во всех четырех российских Думах (1905-1917), добиваясь автономии Польши.
Территории, контролировавшиеся Пруссией. На территории, находившейся под властью Пруссии, проводилась интенсивная германизация бывших польских районов, экспроприировались хозяйства польских крестьян, закрывались польские школы. Россия помогла Пруссии подавить Познанское восстание 1848. В 1863 обе державы заключили Альвенслебенскую конвенцию о взаимопомощи в борьбе с польским национальным движением. Несмотря на все усилия властей, в конце 19 в. поляки Пруссии все еще представляли собой сильную, организованную национальную общность.
Польские земли в составе Австрии. На австрийских польских землях положение было несколько лучше. После Краковского восстания 1846 режим был либерализован, и Галиция получила административное местное управление; школы, учреждения и суды использовали польский язык; Ягеллонский (в Кракове) и Львовский университеты стали всепольскими культурными центрами; к началу 20 в. возникли польские политические партии (Национально-демократическая, Польская социалистическая и Крестьянская). Во всех трех частях разделенной Польши польское общество активно противодействовало ассимиляции. Сохранение польского языка и польской культуры стало главной задачей борьбы, которую вели интеллигенция, в первую очередь поэты и писатели, а также духовенство католической церкви.
Первая мировая война. Новые возможности для достижения независимости. Первая мировая война разделила ликвидировавшие Польшу державы: Россия воевала с Германией и Австро-Венгрией. Эта ситуация открыла судьбоносные возможности для поляков, но создала и новые трудности. Во-первых, поляки должны были воевать в противоборствующих армиях; во-вторых, Польша стала ареной сражений воюющих держав; в-третьих, обострились разногласия между польскими политическими группами. Консервативные национальные демократы во главе с Романом Дмовским (1864-1939) считали Германию главным врагом и желали победы Антанты. Их целью стало объединение всех польских земель под российским контролем и получение статуса автономии. Радикальные элементы, руководимые Польской социалистической партией (ППС), напротив, рассматривали поражение России как важнейшее условие достижения независимости Польши. Они полагали, что поляки должны создать собственные вооруженные силы. За несколько лет до начала Первой мировой войны Юзеф Пилсудский (1867-1935), радикальный лидер этой группы, приступил к военному обучению польской молодежи в Галиции. Во время войны он сформировал польские легионы и сражался на стороне Австро-Венгрии.
Польский вопрос. 14 августа 1914 Николай I в официальной декларации обещал после войны объединить три части Польши в автономное государство в рамках Российской империи. Однако осенью 1915 большая часть российской Польши была оккупирована Германией и Австро-Венгрией, а 5 ноября 1916 монархи двух держав огласили манифест о создании самостоятельного Польского Королевства в российской части Польши. 30 марта 1917, после Февральской революции в России, Временное правительство князя Львова признало право Польши на самоопределение. 22 июля 1917 Пилсудский, воевавший на стороне Центральных держав, был интернирован, а его легионы расформированы за отказ принести присягу верности императорам Австро-Венгрии и Германии. Во Франции при поддержке держав Антанты в августе 1917 был создан Польский национальный комитет (ПНК) во главе с Романом Дмовским и Игнацы Падеревским; была сформирована также польская армия с главнокомандующим Юзефом Галлером. 8 января 1918 президент США Вильсон потребовал создания независимого Польского государства с выходом к Балтийскому морю. В июне 1918 Польша была официально признана страной, воюющей на стороне Антанты. 6 октября, в период распада и краха Центральных держав, Регентский совет Польши объявил о создании независимого польского государства, а 14 ноября передал Пилсудскому всю полноту власти в стране. К этому времени Германия уже капитулировала, Австро-Венгрия распалась, а в России шла гражданская война.
Образование государства. Новая страна столкнулась с большими трудностями. Города и села лежали в развалинах; отсутствовали связи в экономике, которая длительное время развивалась в рамках трех разных государств; Польша не имела ни собственной валюты, ни государственных учреждений; наконец, не были определены и согласованы с соседями ее границы. Тем не менее строительство государства и восстановление экономики осуществлялись быстрыми темпами. После переходного периода, когда у власти находился социалистический кабинет, 17 января 1919 премьер-министром был назначен Падеревский, а главой польской делегации на Версальской мирной конференции - Дмовский. 26 января 1919 состоялись выборы в сейм, новый состав которого утвердил Пилсудского главой государства.
Вопрос о границах. Западные и северные границы страны были определены на Версальской конференции, по решению которой Польше передавалась часть Поморья и выход к Балтийскому морю; Данциг (Гданьск) получил статус "вольного города". На конференции послов 28 июля 1920 была согласована южная граница. Город Цешин и его пригород Чески-Тешин были разделены между Польшей и Чехословакией. Ожесточенные споры между Польшей и Литвой по поводу Вильно (Вильнюса), этнически польского, но исторически литовского города, закончились его оккупацией поляками 9 октября 1920; присоединение к Польше было одобрено 10 февраля 1922 демократически избранной региональной ассамблеей.
21 апреля 1920 Пилсудский заключил союз с украинским лидером Петлюрой и начал наступление с целью освобождения Украины от большевиков. 7 мая поляки взяли Киев, но 8 июня, теснимые Красной Армией, начали отступать. В конце июля большевики находились на подступах к Варшаве. Однако полякам удалось отстоять столицу и отбросить противника; на этом война закончилась. Последовавший затем Рижский договор (18 марта 1921) представлял собой территориальный компромисс для обеих сторон и был официально признан конференцией послов 15 марта 1923.
Внутреннее положение. Одним из первых послевоенных мероприятий в стране было принятие 17 марта 1921 новой конституции. Она утверждала в Польше республиканский строй, учреждала двухпалатный (сейм и сенат) парламент, провозглашала свободу слова и организаций, равенство граждан перед законом. Однако внутреннее положение нового государства было тяжелым. Польша находилась в состоянии политической, социальной и экономической нестабильности. Сейм был политически раздроблен из-за множества представленных в нем партий и политических групп. Постоянно меняющиеся правительственные коалиции отличались неустойчивостью, а исполнительная власть в целом - слабостью. Существовали трения с национальными меньшинствами, которые составляли треть населения. Локарнские договоры 1925 не давали гарантий безопасности западных границ Польши, а план Дауэса способствовал восстановлению германского военно-промышленного потенциала. В этих условиях 12 мая 1926 Пилсудский осуществил военный переворот и установил в стране "санационный" режим; вплоть до своей смерти 12 мая 1935 он прямо или косвенно контролировал всю власть в стране. Коммунистическая партия была запрещена, а политические процессы с приговорами на длительные тюремные сроки стали обыденным делом. По мере усиления германского нацизма вводились ограничения на почве антисемитизма. 22 апреля 1935 была принята новая конституция, которая значительно расширила власть президента, ограничив права политических партий и полномочия парламента. Новая конституция не получила одобрения оппозиционных политических партий, и борьба между ними и режимом Пилсудского продолжалась вплоть до начала Второй мировой войны.
Внешняя политика. Руководители новой Польской республики пытались обезопасить свое государство путем проведения политики неприсоединения. Польша не стала присоединяться к Малой Антанте, в которую входили Чехословакия, Югославия и Румыния. 25 января 1932 был заключен договор о ненападении с СССР.
После прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера в январе 1933 Польше не удалось установить союзнических отношений с Францией, тогда как Великобритания и Франция заключили "пакт о согласии и сотрудничестве" с Германией и Италией. После этого 26 января 1934 Польша и Германия заключили пакт о ненападении сроком на 10 лет, а вскоре был продлен срок действия аналогичного договора с СССР. В марте 1936, после военной оккупации Германией Рейнской области, Польша вновь безуспешно пыталась заключить соглашение с Францией и Бельгией о поддержке их Польшей в случае войны с Германией. В октябре 1938, одновременно с аннексией гитлеровской Германией Судетской области Чехословакии, Польша оккупировала чехословацкую часть Тешинской области. В марте 1939 Гитлер оккупировал Чехословакию и выдвинул территориальные притязания к Польше. 31 марта Великобритания, а 13 апреля Франция гарантировали территориальную целостность Польши; летом 1939 в Москве начались франко-англо-советские переговоры, направленные на сдерживание германской экспансии. Советский Союз в этих переговорах потребовал себе право на оккупацию восточной части Польши и одновременно вступил в тайные переговоры с нацистами. 23 августа 1939 был заключен германо-советский пакт о ненападении, секретные протоколы которого предусматривали раздел Польши между Германией и СССР. Обеспечив советский нейтралитет, Гитлер развязал себе руки. 1 сентября 1939 нападением на Польшу началась Вторая мировая война.
Правительство в эмиграции. Поляки, не получившие вопреки обещаниям военной помощи со стороны Франции и Великобритании (обе они объявили войну Германии 3 сентября 1939), не могли сдержать неожиданное вторжение мощных моторизованных немецких армий. Положение стало безнадежным после того, как 17 сентября советские войска напали на Польшу с востока. Польское правительство и остатки вооруженных сил перешли через границу в Румынию, где были интернированы. Польское правительство в изгнании возглавил генерал Владислав Сикорский. Во Франции были сформированы новые польская армия, военно-морские и военно-воздушные силы общей численностью 80 тыс. человек. Поляки сражались на стороне Франции до ее поражения в июне 1940; затем польское правительство перебазировалось в Великобританию, где переформировало армию, которая позже воевала в Норвегии, Северной Африке и Западной Европе. В битве за Англию в 1940 польские летчики уничтожили более 15% всех сбитых немецких самолетов. Всего за границей, в вооруженных силах союзников, служило более 300 тыс. поляков.
Немецкая оккупация. Немецкая оккупация Польши отличалась особой жестокостью. Гитлер включил часть Польши в состав третьего рейха, а остальные оккупированные территории преобразовал в генерал-губернаторство. Все промышленное и сельскохозяйственное производство Польши было подчинено военным нуждам Германии. Польские высшие учебные заведения были закрыты, а интеллигенция подвергалась преследованиям. Сотни тысяч людей были заняты принудительным трудом или заключены в концентрационные лагеря. Особой жестокости подверглись польские евреи, которых сначала сосредоточили в нескольких крупных гетто. Когда в 1942 главари рейха приняли "окончательное решение" еврейского вопроса, польские евреи были депортированы в лагеря смерти. Самым крупным и наиболее печально известным нацистским лагерем смерти в Польше стал лагерь рядом с городом Освенцим, где погибло более 4 млн. человек.
Польский народ оказывал нацистским оккупантам как гражданское неповиновение, так и военное сопротивление. Польская Армия Крайова стала самым сильным движением Сопротивления в оккупированной нацистами Европе. Когда в апреле 1943 началась депортация варшавских евреев в лагеря смерти, Варшавское гетто (350 тыс. евреев) восстало. После месяца безнадежной борьбы без какой-либо помощи извне восстание было подавлено. Немцы разрушили гетто, а уцелевшее еврейское население депортировали в лагерь смерти Треблинка.
Польско-советский договор от 30 июля 1941. После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 польское эмиграционное правительство под британским давлением заключило договор с Советским Союзом. По этому договору восстанавливались дипломатические отношения между Польшей и СССР; советско-германский пакт относительно раздела Польши аннулировался; все военнопленные и депортированные поляки подлежали освобождению; Советский Союз предоставлял свою территорию для формирования польской армии. Однако советское правительство не выполнило условия соглашения. Оно отказалось признавать довоенную польско-советскую границу и освободило лишь часть поляков, находившихся в советских лагерях.
26 апреля 1943 Советский Союз разорвал дипломатические отношения с польским правительством в эмиграции, протестуя против обращения последнего в Международный Красный Крест с просьбой о проведении расследования зверского убийства 10 тыс. интернированных в 1939 польских офицеров в Катыни. В дальнейшем советские власти сформировали в Советском Союзе ядро будущего польского коммунистического правительства и армии. В ноябре-декабре 1943 на конференции трех держав в Тегеране (Иран) между советским руководителем И.В.Сталиным, американским президентом Ф.Рузвельтом и британским премьер-министром У.Черчиллем была достигнута договоренность о том, что восточная граница Польши должна пройти по линии Керзона (она приблизительно соответствовала границе, проведенной в соответствии с договором 1939 между германским и советским правительствами).
Люблинское правительство. В январе 1944 Красная Армия пересекла границу Польши, преследуя отступающие немецкие войска, а 22 июля в Люблине при поддержке СССР был создан Польский комитет национального освобождения (ПКНО). 1 августа 1944 подпольные вооруженные силы Армии Крайовой в Варшаве под руководством генерала Тадеуша Коморовского начали восстание против немцев. Красная Армия, находившаяся в этот момент в предместьях Варшавы на противоположном берегу Вислы, приостановила свое наступление. После 62 дней отчаянных боев восстание было подавлено, а Варшава почти целиком разрушена. 5 января 1945 ПКНО в Люблине был реорганизован во Временное правительство Республики Польша.
На Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945) Черчилль и Рузвельт официально признали включение восточной части Польши в состав СССР, согласившись со Сталиным, что Польша получит компенсацию за счет немецких территорий на западе. Кроме того, союзники по антигитлеровской коалиции договорились, что в Люблинское правительство будут включены некоммунисты, а затем в Польше будут проведены свободные выборы. Станислав Миколайчик, который ушел в отставку с поста премьер-министра эмиграционного правительства, и другие члены его кабинета вошли в состав Люблинского правительства. 5 июля 1945, после победы над Германией, оно было признано Великобританией и США как Временное правительство национального единства Польши. Правительство в эмиграции, которое в это время возглавлялось руководителем Польской социалистической партии Томашем Арцишевским, было распущено. В августе 1945 на Потсдамской конференции было достигнуто соглашение о том, что южная часть Восточной Пруссии и территории Германии восточнее рек Одер и Нейсе передаются под польское управление. Советский Союз предоставил Польше также 15% из 10 млрд. долл. репараций, которые должна была заплатить побежденная Германия.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Включение Польши в состав Российской империи

Польское государство перестало существовать в 1795 г., когда было разделено между Австрией, Пруссией и Россией. К России отошла Литва, Западная Белоруссия, Западная Волынь и герцогство Курляндское, бывшее в вассальной зависимости от Польши.

В 1807 г. после победы Франции над Пруссией на принадлежавшей ей части польской территории Наполеон образовал новое государство - Княжество Варшавское, к которому в 1809 г. присоединена часть польских земель, входивших в состав Австрии. Княжество Варшавское было конституционной монархией. Князем Варшавским на основании унии с Королевством Саксонии являлся саксонский король, зависимый от Франции. Княжество Варшавское участвовало в войне 1812-1814 гг. на стороне наполеоновской Франции.

На Венском конгрессе 1815 г. Александр I, считавший, что Россия как страна победительница должна получить новые земли и обезопасить свои западные границы, добился включения большей части территории Княжества Варшавского в состав Российской империи. Австрия. Пруссия, Россия пришли к соглашению, что Княжество Варшавское будет преобразовано в Царство Польское, получит новую конституцию, в соответствии с которой царем Польским, главой исполнительной власти польского государства станет российский император. Тем самым новое польское государство входило в состав Российской империи на основании унии.

Согласно Конституции Царства Польского российский император назначил в него своего наместника. Учреждалась должность статс-секретаря по делам Царства Польского. Законодательным органом был сейм, избираемый прямыми выборами всеми сословиями на основании имущественного ценза.

Все участники войны с Россией на стороне Наполеона получили амнистию и имели право поступать на службу в государственный аппарат и в армию Царства Польского. Командующего польской армии назначал российский император как царь Польский. Многие подданные российского императора были недовольны тем, что участвовавшие в войне на стороне Наполеона и побежденные поляки получили больше прав, чем победители.

Войдя в состав Российской империи, сохранив действие своих законов, администрацию, имея законодательный орган власти, Польша одновременно получила выход на российский, а через Россию и на азиатский рынок для своих товаров. Для того, чтобы уменьшить антироссийские настроения среди польского дворянства и буржуазии, были установлены таможенные льготы для польских товаров. Многие изделия польской промышленности облагались таможенным сбором в 3%, тогда как российские в 15%, несмотря на то, что «российские фабриканты вопили против такого порядка» 1 Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. М., 1993. С. 171. .

Экономическое развитие Польши, рост влияния национальной буржуазии усилили стремление к полной политической независимости и восстановлению Польского суверенного государства в границах, существовавших до его первого раздела в 1772 г. В 1830 г. началось восстание в Польше, главной силой которого была армия Царства Польского. Польский сейм объявил о лишении российского императора польской короны, разорвав тем самым унию между Польшей и Российской империей.

После подавления восстания российскими войсками император Николай I в 1832 г. издал «Органический статус», отменявший Конституцию царства Польского 1815 г. и ликвидировавший сейм, польскую армию. Царство Польское - эта «внутренняя заграница», как его называли в Российской империи, было ликвидировано. Вместо него образуется Варшавское генерал-губернаторство. Наместником в новое генерал-губернаторство демонстративно назначается командовавший российскими войсками, подавившими польское восстание фельдмаршал И.Ф. Паскевич, получивший титул князя Варшавского.

Из государственных учреждений, предусмотренных Конституцией Царства Польского 1815 г., продолжал действовать только польский Государственный совет, ставший своеобразным информационно-консультативным учреждением при Государственном Совете Российской империи. Но в 1841 г. при подготовке нового «Положения о Государственном Совете Российской Империи» он был упразднен. С 1857 г. Варшавское наместничество стало делиться в административном отношении не на воеводства, как прежде, а на губернии. Сохранились определенные привилегии для местного дворянства и налоговые льготы для промышленности, что способствовало дальнейшему социально-экономическому развитию бывшего Царства Польского, инкорпорированного в состав Российской империи.

Итак, в первой половине XIX в. территория Российской империи увеличилась почти на 20%. Это было обусловлено не столько экономическими целями, как. например, в случае с Британской империей, а военно-политическими задачами, желанием обеспечить безопасность своих границ. Политика российской администрации на присоединенных территориях исходила из их военно-стратегической значимости и была направлена на их социально- экономическое развитие, а не на использование ресурсов новых территорий, для развития центральных губерний России 2 См.: Ананьин Б., Правилова Е. Имперский фактор в экономике России // Российская Империя в сравнительной перспективе. М., 2004. С. 236-237. .

В условиях разрушения Османской и Персидской империй некоторые завоеванные ими народы добровольно входили в состав Российской империи.

Управление присоединенными, завоеванными народами, их правовое положение в империи строилось с учетом их социально- экономических, правовых, религиозных и других особенностей и было разнообразным, хотя и имело тенденцию к унификации, распространению на них принципов административного управления и законов Российской империи.

Польша в Российской империи: упущенный шанс?

Россия потеряла присоединенную Александром I Польшу не из-за немецкой оккупации этой территории в годы Первой мировой, а по причине отсутствия стратегии при решении польского вопроса

Набор географических карточек Российской империи. Петербург. 1856 год

Успехи российских властей по наведению порядка после подавления восстания в Польше 1863–1864 годов отправили польский вопрос на далекую периферию европейской дипломатии. И не только дипломатии. В бюрократических кругах Петербурга, похоже, были лишь рады превращению вечно кровоточащей «польской раны» в нечто стабильное, второстепенное и не слишком беспокоящее. Мол, Польша отошла на второй план, и слава богу!

К чему это привело, мы знаем: в годы Первой мировой войны Россия безвозвратно утратила эту территорию. И причина не в одной немецкой оккупации. Россия потеряла Польшу гораздо раньше. В первую очередь из-за отсутствия продуманных решений пресловутого «польского вопроса».

Без стратегии в голове

Важно отметить, что и в XIX веке, и в начале ХХ столетия стратегия имперского поведения России в отношении польских подданных так и не была внятно сформулирована, тактическая же вариативность вынужденно сводилась к так называемой «роли личности в истории». Иными словами, политика в отношении поляков всецело зависела от личности того или иного чиновника, которому поручали курировать этот непростой регион.

По сей день любимая многими поляками, а чуть ранее и приоритетная для советской историографии точка зрения о невиданных и притом проводимых по единой программе жестокостях «проклятого царского режима» в Польше, выдаваемых за осознанную и долговременную политику империи, явно надуманна. Равно как и мнение об усиленной русификации Польши. Известный польский историк Лешек Заштовт совсем недавно заявил, что процессы русификации на землях Конгрессовой Польши (так стали ее называть после Венского конгресса и включения в состав Российской империи) были неглубоки и интенсивностью не отличались.

Монета Царства Польского с портретом Александра

Впрочем, при очевидном отсутствии жесткой стратегии подавления всего польского не было и продуманных планов выстраивания политики «мягкой силы», способной интегрировать поляков в российское общество и приобщить их к имперским ценностям. Во всем XIX веке положительный образ от российского присутствия в Польше сформировался и до сих пор сохраняется в исторической памяти поляков лишь в отношении многолетнего президента Варшавы Сократа Старынкевича.

Между тем Сократ Иванович никаких Америк не открывал: когда-то он начинал свою службу в Варшаве еще при Иване Паскевиче и затем только продолжил политику фельдмаршала, которая и в 1830–1850-е годы предполагала внимание к развитию городского хозяйства. Однако покоритель мятежной Варшавы в 1831 году благодарной памяти от поляков так и не дождался, тогда как генералу Старынкевичу, преобразователю варшавской системы ЖКХ, повезло больше. Правда, на уровне имперской стратегии и он ничего изменить не мог.

Охота пуще неволи

По идее, непосредственно самодержец всероссийский мог проявить интерес к польским делам и изменить их течение. К несчастью для польского населения империи Романовых, последний в истории монарх на российском троне был к нему абсолютно равнодушен.

Это равнодушие очень четко прослеживается в дневниковых записях Николая II, хранящихся в Государственном архиве РФ, масштабная публикация которых увидела свет совсем недавно, в 2011 и 2014 годах. На фоне описаний мельчайших деталей быта и тщательного перечисления охотничьих трофеев, включая многочисленных ворон, в обширном тексте личных записок царя мы не только не находим размышлений по поводу польского вопроса, но и практически не встречаем упоминаний о самих поляках!

Визит Николая II в польский город Холм (ныне Хелм)

Польские географические названия попадаются нередко: император любил бывать в пределах Привислинского края, почти каждый год с удовольствием охотился там на землях, принадлежащих царской фамилии, и порой подолгу задерживался в этих местах, как, например, в 1901 году, когда его отдых продолжался с 10 сентября по 4 ноября.

Об успехах на охоте у Николая II отзывы самые восторженные, а от польского гостеприимства он иногда даже страдал (запись от 25 сентября 1901 года): «За завтраком нажрался блинов так, что потом сильно спать хотелось». Местное же общество последний царствующий Романов замечал весьма избирательно: упоминания в дневнике изредка удостаивались лишь поляки из мира музыки – певцы Ян и Эдуард Решке, «скрипач и виолончелист Адамовские». О существовании польского дворянства император в дневниковых записях за 1894–1904 годы, составивших огромный том, сказал всего один раз, но и описывая «депутации от города и крестьян», которые он принимал в Скерневицах 21 октября 1901 года, он вообще не говорит о том, что депутации эти состоят из его польских подданных.

Польские крестьяне

Персонально из всех поляков венценосный автор удостоил вниманием лишь своего постоянного спутника на охоте графа Александра Велёпольского (1861–1914), при этом, правда, вариантов написания этой польской фамилии у царя сразу три: Велепольский, Велипольский и Велиопольский.

«Призвать к общей политической жизни»

Не было желающих что-то менять в польской политике ни среди членов многочисленной царской фамилии, ни среди приближенных к трону реформаторов, причем ни до, ни после судьбоносного 1905 года.

Кажется, подталкивать власти к решениям в этой сфере должно было бурно развивавшееся российское общество, но и здесь никаких существенных инициатив не прослеживается. Известный историк и секретарь ЦК партии кадетов в 1905–1908 годах Александр Корнилов был, пожалуй, самым компетентным специалистом по польскому вопросу в рядах либералов: в молодые годы он служил комиссаром по крестьянским делам в Царстве Польском, а в 1915-м выпустил небольшую книгу «Русская политика в Польше со времени разделов до начала ХХ века».

Самое любопытное, что следов каких-либо серьезных дискуссий по польскому вопросу в российском обществе именно начала ХХ столетия в работе Корнилова как раз и не обнаруживается. Изменения в позиции империи с началом военных действий в 1914 году историк связывает с наследием реформаторов Царства Польского полувековой (!) давности, сплотившихся вокруг одного из главных разработчиков крестьянских реформ Николая Милютина. По Корнилову получается, что великий князь Николай Николаевич Младший в начале Первой мировой войны вынужденно пользовался идейным наследием людей 1860-х, ибо с тех пор никто ничего нового полякам не предложил и даже особенно не пытался это сделать…

Александр Александрович Корнилов (1862–1925) – российский историк, автор книги «Русская политика в Польше со времени разделов до начала ХХ века»

К аргументам Корнилова нам стоит отнестись внимательно: мысли о Польше, высказанные еще во время восстания 1863 года, как выяснилось, не утратили своей перспективности и спустя 50 лет!

Так, известный славист Александр Федорович Гильфердинг в газете «День» представил два неотложных рецепта: «1) Доставить самостоятельность польскому крестьянству; 2) употребить в Польше все усилия для распространения серьезного научного образования. Самостоятельность крестьянства устранит польский вопрос, потому что устранит преобладание шляхты, которая его поддерживает; наука устранит мистически-религиозный сепаратизм и историческую фальшь из польского общества». Первую задачу, как мы знаем, Российская империя реализовала уже в крестьянской реформе Царства Польского 1864 года; о второй же не слишком и помышляла. В итоге проблема образования, отложенная на потом прежде всего по причине нехватки финансов, в начале ХХ века оставалась для Польши весьма актуальной.

Это ли не пример потерянного времени?!

Самым же прозорливым теоретиком по данному вопросу для кадета Корнилова и в 1915 году оставался… Михаил Катков. В текстах известного консервативного публициста историк выловил весьма логичные замечания. В передовице «Московских ведомостей» от 9 апреля 1863 года Катков восклицал: «Русские люди не желали бы, чтобы по усмирении восстания у польского края были отняты или стеснены виды на дальнейшее развитие. Не подавлять польскую народность, а призвать ее к новой, общей с Россиею политической жизни – вот что лежит в интересах России, самой Польши и целой Европы».

«Создание реального интереса»

Весной 1863 года Катков также отмечал: «Польский вопрос может быть решен удовлетворительным образом только посредством полного соединения Польши с Россией в государственном отношении. Россия может дать Польше более или менее близкие виды на такое управление, которое вполне удовлетворит всем законным требованиям ее народонаселения и далее которых не могут простираться виды европейских держав, которым угодно заниматься теперь судьбою Польши. Польский край может иметь свое местное самоуправление, быть обеспеченным во всех гражданских и религиозных интересах своих, сохранять свой язык и свои обычаи. Но децентрализованная сколько возможно в административном отношении Польша должна быть крепкою частью России в политическом отношении. Что же касается до политического представительства, то в соединении с Россией Польша может иметь его не иначе как в том духе и смысле, которые выработались историей России, а не по какому-нибудь искусственному типу, равно чуждому и польской, и русской истории».

Сложно сказать, насколько внимательно читал Каткова министр иностранных дел Сергей Сазонов, но и в начале 1914 года, когда на польском направлении уже запахло жареным, он в записке Николаю II писал, что решение польского вопроса «заключается в создании реального интереса, который бы связал поляков с русской государственностью».

Сазонов вполне в духе Каткова советовал царю «во имя великодержавных интересов» удовлетворить «разумные желания польского общества в области самоуправления, языка, школы и церкви». Дневников императора глава российской дипломатии, конечно же, читать не мог, а потому и сокрушался после революции в своих мемуарах, что в вопросах польской политики продвинуться так и не удалось по причине того, что «бюрократическому государству» было трудно «порвать с укоренившимися долгой практикой мнениями и привычками»…

Новое поколение поляков

На фоне полувекового промедления в разрешении польского вопроса стоит особо отметить, что Российская империя не реализовала здесь и те шансы, которые появились как бы сами собой. Дело в том, что к началу ХХ века польское образованное общество, значительную долю которого составляли представители шляхты, существенно изменилось по сравнению с ситуацией 1863 года. В 1900-е в жизнь вступало уже поколение поляков, у которых хорошее или даже отличное знание русского языка могло сочетаться с сохранением «польскости» и католической веры, причем эти ценности не находились между собой в конфликте.

Такой «новый человек» из польской шляхты был предельно адаптирован к условиям Российской империи и мог рассчитывать на жизненный успех скорее в Петербурге, нежели в Варшаве или Вильно.

Вспомним, к примеру, о Томаше Парчевском (1880–1932) – шляхтиче из Могилевской губернии. Окончив историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, он в 1911 году сначала столкнулся с тем, что его, как католика, не взяли на службу в авиацию, а затем был весьма удивлен, когда его определили учителем в кронштадтскую гимназию. «Должность была, как для поляка, немного необычна, а именно: я стал учителем русского языка, – писал он в воспоминаниях. – Поляк, католик и… учитель русского языка! По сути дела, все оказалось совсем просто: именно в 1911 году допустили к преподаванию русского языка внутри России и нерусских. Правда, нерусских специалистов почти не было. Во всем округе [учебном. – Ю. Б.] вместе со мной было два или три».

Юзеф Пилсудский (1867–1935)

Признавшись, что славистику в университете он выбрал «совершенно случайно», Парчевский отмечал: «У меня были исключительные естественные данные к этому предмету, ибо я постиг русский язык идеально, владея им много лучше обычных русских, даже моих коллег-учителей. Коллеги поначалу не имели ни малейшего сомнения в том, что я москаль. Только когда меня спросили, не ошибка ли в моем дипломе – графа о вероисповедании, я отвечал, что нет, что я католик и поляк. Как сегодня помню остолбенение коллег, особенно попа-законоучителя. И хоть с этим смирились, долго потом мотали головами: «Ну и ну! А как говорит! И откуда поляк так говорит по-русски? Вдобавок к тому с прекраснейшим петербургским акцентом!»»

Феликс Дзержинский (1877–1926)

Именно такой «новый человек» из шляхты, осознающий себя поляком и исповедующий католицизм, но аполитичный или готовый поддержать не польские, а общероссийские партии (Парчевский в 1917 году симпатизировал трудовикам и Керенскому, за что и был назначен Временным правительством губернатором Кронштадта), на самом деле и нужен был Российской империи в начале ХХ века.

ПОЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАННОЕ ОБЩЕСТВО ПРОИЗВЕЛО НА СВЕТ НЕ ТОЛЬКО ЛЮДЕЙ, ПОДОБНЫХ ЮЗЕФУ ПИЛСУДСКОМУ И ФЕЛИКСУ ДЗЕРЖИНСКОМУ . Однако поляки, впитавшие в себя ценности российской цивилизации и лояльные России, так и не были ею востребованы

Польское образованное общество произвело на свет не только людей, подобных Юзефу Пилсудскому и Феликсу Дзержинскому. Однако поляки, впитавшие в себя ценности российской цивилизации и лояльные России, так и не были ею востребованы. Империя Романовых этого «нового человека» толком разглядеть не сумела. Исторический шанс не был реализован. «Дней Александровых прекрасное начало», обеспечившее России легитимное обладание бывшими землями Речи Посполитой, продолжения в силу отсутствия осознанной стратегии в отношении польского вопроса так и не получило.

Юрий БОРИСЁНОК, кандидат исторических наук

Польское государство перестало существовать в 1795 г., когда было разделено между Австрией, Пруссией и Россией. К России отошла Литва, Западная Белоруссия, Западная Волынь и герцогство Курляндское, бывшее в вассальной зависимости от Польши.

В 1807 г. после победы Франции над Пруссией на принадлежавшей ей части польской территории Наполеон образовал новое государство — Княжество Варшавское, к которому в 1809 г. присоединена часть польских земель, входивших в состав Австрии. Княжество Варшавское было конституционной монархией. Князем Варшавским на основании унии с Королевством Саксонии являлся саксонский король, зависимый от Франции. Княжество Варшавское участвовало в войне 1812—1814 гг. на стороне наполеоновской Франции.

На Венском конгрессе 1815 г. Александр I, считавший, что Россия как страна победительница должна получить новые земли и обезопасить свои западные границы, добился включения большей части территории Княжества Варшавского в состав Российской империи. Австрия. Пруссия, Россия пришли к соглашению, что Княжество Варшавское будет преобразовано в Царство Польское, получит новую конституцию, в соответствии с которой царем Польским, главой исполнительной власти польского государства станет российский император. Тем самым новое польское государство входило в состав Российской империи на основании унии.

Согласно Конституции Царства Польского российский император назначил в него своего наместника. Учреждалась должность статс-секретаря по делам Царства Польского. Законодательным органом был сейм, избираемый прямыми выборами всеми сословиями на основании имущественного ценза.

Все участники войны с Россией на стороне Наполеона получили амнистию и имели право поступать на службу в государственный аппарат и в армию Царства Польского. Командующего польской армии назначал российский император как царь Польский. Многие подданные российского императора были недовольны тем, что участвовавшие в войне на стороне Наполеона и побежденные поляки получили больше прав, чем победители.

Войдя в состав Российской империи, сохранив действие своих законов, администрацию, имея законодательный орган власти, Польша одновременно получила выход на российский, а через Россию и на азиатский рынок для своих товаров. Для того, чтобы уменьшить антироссийские настроения среди польского дворянства и буржуазии, были установлены таможенные льготы для польских товаров. Многие изделия польской промышленности облагались таможенным сбором в 3%, тогда как российские в 15%, несмотря на то, что «российские фабриканты вопили против такого порядка».Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. М., 1993. С. 171

Экономическое развитие Польши, рост влияния национальной буржуазии усилили стремление к полной политической независимости и восстановлению Польского суверенного государства в границах, существовавших до его первого раздела в 1772 г. В 1830 г. началось восстание в Польше, главной силой которого была армия Царства Польского. Польский сейм объявил о лишении российского императора польской короны, разорвав тем самым унию между Польшей и Российской империей.

После подавления восстания российскими войсками император Николай I в 1832 г. издал «Органический статус», отменявший Конституцию царства Польского 1815 г. и ликвидировавший сейм, польскую армию. Царство Польское — эта «внутренняя заграница», как его называли в Российской империи, было ликвидировано. Вместо него образуется Варшавское генерал-губернаторство. Наместником в новое генерал-губернаторство демонстративно назначается командовавший российскими войсками, подавившими польское восстание фельдмаршал И. Ф. Паскевич, получивший титул князя Варшавского.

Из государственных учреждений, предусмотренных Конституцией Царства Польского 1815 г., продолжал действовать только польский Государственный совет, ставший своеобразным информационно-консультативным учреждением при Государственном Совете Российской империи. Но в 1841 г. при подготовке нового «Положения о Государственном Совете Российской Империи» он был упразднен. С 1857 г. Варшавское наместничество стало делиться в административном отношении не на воеводства, как прежде, а на губернии. Сохранились определенные привилегии для местного дворянства и налоговые льготы для промышленности, что способствовало дальнейшему социально-экономическому развитию бывшего Царства Польского, инкорпорированного в состав Российской империи.

Итак, в первой половине XIX в. территория Российской империи увеличилась почти на 20%. Это было обусловлено не столько экономическими целями, как. например, в случае с Британской империей, а военно-политическими задачами, желанием обеспечить безопасность своих границ. Политика российской администрации на присоединенных территориях исходила из их военно-стратегической значимости и была направлена на их социально- экономическое развитие, а не на использование ресурсов новых территорий, для развития центральных губерний России.См.: Ананьин Б., Правилова Е. Имперский фактор в экономике России // Российская Империя в сравнительной перспективе. М., 2004. С. 236—237.

В условиях разрушения Османской и Персидской империй некоторые завоеванные ими народы добровольно входили в состав Российской империи.

Управление присоединенными, завоеванными народами, их правовое положение в империи строилось с учетом их социально- экономических, правовых, религиозных и других особенностей и было разнообразным, хотя и имело тенденцию к унификации, распространению на них принципов административного управления и законов Российской империи.