Понятие обособления в русском языке. Понятие об обособлении

  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.

    Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. То есть обособленными являются члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно. Обособляться в прямом значении этого слова могут только второстепенные члены предложения, так как главные являются носителями основного сообщения, и они не могут быть выключены из состава предложения без нарушения его предикативной основы.

    Добавочный характер сообщения, передаваемого при помощи обособленных членов, оформляется через полупредикативные отношения, которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами. В предложении Мой отец, тракторист, работает сегодня в поле по смыслу и потому интонационно выделено слово тракторист , которое несет в себе дополнительный сообщительный смысл. Основное сообщение передано предикативной основой Мой отец работает сегодня в поле , но это основное сообщение осложняется другим: Мой отец - тракторист . Когда оба сообщения объединяются в одно в пределах простого предложения, естественно, что одно из них становится основным, ведущим (рождаются предикативные отношения), а второе - дополнительным, осложняющим основное (рождаются полупредикативные отношения).

    Обособленными могут быть любые члены предложения.

    Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и нераспространенными: Этот человек, тощий, с палочкой в руке , был мне неприятен.

    Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.

    Обособленные обстоятельства чаще бывают выражены деепричастиями и деепричастными оборотами: Размахивая руками , он что-то быстро говорил .

    Обособляться могут также обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на : Несмотря на все старания , я никак не мог уснуть .

    Обособление других обстоятельств зависит от намерения автора: они обычно обособляются, если им придают особое значение или, наоборот, рассматривают как попутное замечание. Особенно часто обособляются обстоятельства с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу, вопреки:

    Вопреки прогнозу , погода стояла солнечная.

    Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

    Кроме него , пришло еще пять человек.

    Некоторые обособленные члены могут иметь уточняющий, поясняющий или присоединительный характер.

    Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

    На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

    Синтаксические условия:

    1. Порядок слов : 1) инверсия (обратный порядок слов). Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов. Если второстеп. член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость. Ср.: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь .

    2. Дистантное положение второстепенного чл. предл. по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предл. от главного слова): И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота .

    3. Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов: Ср.: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил .

    4. , необычная для данного второстепенного члена предложения, когда второстепенный чл. поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения: Поглощённый своими мыслями, мальчик не замечал ничего вокруг (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

    Морфологические условия обособления:

    Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены. Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный, староста . В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный , стоящее перед определяемым существительным, обособляется, т.к. к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

    Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

    Семантические условия обособления:

    Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

    Например, личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (ср.: внимательный ученик, сердитый человек). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются: А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов).

    Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и под.), то это тоже может способствовать обособлению определения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается .

    С существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и т.п.), определения образуют единое целое, т.к. сущ-ое без определения не может участвовать в формировании высказывания: Это заблуждение свойственно даже людям умным и образованным; Случались дела смешные, трогательные и трагические - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.

    Условия обособления определений.

    1. Всегда обособляются определения, относящиеся к личным местоимениям. Чужой для всех, ничем не связан, я думал вольность и покой замена счастию.

    2. Определения в сочетаниях с местоимениями кто-то, что-то, все не обособляются, если трудно выделить главное слово, в этих случаях возникают комплетивные отношения, а все словосочетание является одним членом предложения. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.

    3. Обособленные согласованные определения, выраженные причастным и адъективным оборотом, стоящие после определяемого слова. Отец ее был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый.

    4. Обособляются определения, стоящие в препозиции, если имеют обстоятельственное значение. Привлеченные светом лампы, бабочки летят в комнату. Бабочки (какие?) привлеченные светом лампы. Летят (почему?) привлеченные светом лампы.

    5. Обособляются определения, относящиеся к отсутствующему в данном предложении, но воспринимаемому из контекста существительному. Смотри – вон, темный, бежит.

    6. Несогласованные определения обособляются, если подчеркивается их смысловая значимость или если они находятся в одном ряду с согласованными определениями. Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по бульвару.

    7. Обычно обособляются значимые несогласованные определения, если относятся к имени собственному. Из памяти не выходила Елизавета Киевна. В мужском платье, жалкой улыбкой и кроткими глазами.

    Они аналогичны условиям обособления определений.

    1. Обособляются приложения, если стоят после определяемого существительного. Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет.

    2. Обособляются приложения, относящиеся к нарицательному существительному, если оно имеет при себе пояснительные слова. Встретился им повар генерала Жукова, старичок.

    3. Обособляются приложения, относящиеся к личному местоимению. Как охотник, я чувствую больше жалости к убиваемым животным.

    4. В препозиции обособляется приложение с обстоятельственным значением. Прославленный разведчик, Травкин оставался человеком скромным.

    5. Обособляется приложение, присоединяемое при помощи союза «как» с причинным значением. Как поэт нового времени, Батюшков не мог не заплатить дань романтизму.

    Условия обособления обстоятельств . Обособленные обстоятельства часто называют дополнительными сказуемыми

    1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. В любви считаясь инвалидом , Онегин слушал с важным видом.

    2. Одиночное деепричастие обособляется, если указывает на время действия, причину, условие. Обычно такое деепричастие находится перед сказуемым. На столе, блистая , шипел вечерний самовар.


    3. Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, если стоит после союза. Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть , мы не умеем искренне любить.

    4. Обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом «несмотря на». Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов.

    Не обособляются обстоятельства, если:

    1. Если выражены одиночным деепричастием, непосредственно примыкающим к сказуемому и близким по функции к наречию: читать лежа, делать шутя, живет смеясь. Она идет по жизни смеясь.

    2. Деепричастии, представляющие собой по смыслу фразеологические обороты: работать засучив рукава, работать спустя рукава, бежать сломя голову, кричать не переводя духа, ринуться очертя голову . Исключение: судя по всему, по совести говоря (вводные слова).

    3. Не обособляются выражения: начиная с, исходя с Начиная с утра льет дождь.

    4. Не обособляются деепричастные обороты, употребляющиеся в качестве ОЧП с необособленными обстоятельствами: Ребенок стоял с раскрытым от удивления ртом и не спуская глаз с собаки.

    К обособленным дополнениям относят субстантивные обороты с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, вместо. Этим оборотам присуще значение включения, исключения, замещения. Как правило, они обособляются, если имеют дополнительное значение. Это дополнительное значение приписывается им говорящим. Например: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке. На обособление данных конструкций влияет количественный фактор.

    Предложения с уточняющими членами отличаются от предложений с полупредикативными членами. Назовем основные отличительные черты:

    1. Семантика. Только полупредикативные члены содержат дополнительное сообщение. Уточняющие члены либо конкретизируют, либо поясняют сообщение.

    2. Структура. Уточняющими могут быть не только второстепенные, но и главные члены предложения.

    3. Союзы. Уточняющие члены могут присоединяться при помощи союзов то есть, иначе, или (= то есть). На лесных полянах цветет желтая пижма, или дикая рябинка . Некоторые медведи ложатся на зиму в утесах, то есть в щелях, гротах и пещерах .

    4. Характер связи. Уточняющие члены могут быть связаны с уточняемыми при помощи присоединительных слов: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например. Бабушка очень любила грибы, в особенности рыжики .

    В синтаксисе различаются уточняющие и поясняющие конструкции: при пояснении возникают отношения тождества, при уточнении – отношения части и целого.

    Часто позицию уточняемого члена занимают местоимения и наречия, для которых характерно наиболее абстрактное значение. Например: Вверху, на палубе, перекликались матросы.

    Уточнение может включать цепочку уточняющих членов, причем каждое последующее является уточняющим по отношению к предыдущему: Сейчас, ночью, после выхода из боя, казалась невероятной попытка японцев прорваться .

    МБОУ СОШ с.Хондергей

    Урок русского языка в 8 классе

    Учитель-предметник Артседи М.В

    Тема: Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

    Цель урока : дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, интонационно правильно произносить их.

    Ход урока.

    1. Организация класса.
    2. Актуализация опорных знаний.

    Ребята, мы продолжаем путешествие по разделу «Синтаксис. Пунктуация простого предложения», а также «Простое осложненное предложение».

    Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?

    Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

    Верно. Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним синтаксический и пунктуационный разборы.

    1. Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие , тонкие , низкие тучки .

    Комментарий учащихся: предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И.

    Между определениями маленькие , тонкие , низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная.

    Какие члены предложения называются однородными?

    Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

    Когда определения считаются однородными? Определение является однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала.

    II. Определение темы, цели урока.

    Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.

    Из жизни Обособленных членов предложения

    Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

    Итак, тему определили и записали. А какую цель мы поставим перед собой?

    Научиться распознавать обособленные члены, ставить правильно знаки препинания.

    III. Объяснение нового материала.

    Ребята, вспомните, что такое обособление?

    (Выделение по смыслу членов предложения. В речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).

    С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты).

    Обратимся к словарю.

    Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

    В. Даль

    Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.

    Краткий справочник по современному русскому языку.

    Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский.

    Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

    II. Работа с учебником.

    Чтение параграфа 47, разбор предложений.

    1. Наконец выплыл тусклый и красный месяц.
    2. Наконец выплыл месяц,/ тусклый и красный .

    Задание. В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? Во втором. С помощью каких языковых средств выражены эти определения?

    Запись предложений (работа с текстом).

    Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.

    Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.

    Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе.

    (По А. Перегудову).

    Что такое обособление?

    С помощью каких языковых средств обособляются члены предложения?

    IV. Домашнее задание.

    V. Закрепление изученного.

    Задание. Из двух предложений постройте одно с обособленным членом.

    1. На вершине гор лежали густые облака. Они не позволят различать верхние их очертания.

    На вершине гор лежали густые облака, / не позволяющие различать верхние их очертания /.

    1. Свежий ветер подгонял лодку рыбака. Дующий ветер подгонял лодку. Свежий ветер,/ дувший с моря /, подгонял лодку.

    VI. Подведение итогов.

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?

    В каких случаях обособляются определения?


    Урок русского языка в 8-м классе по теме

    "Понятие об обособлении"

    Цель урока:

    ввести понятие об обособлении , о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;

    формирование умений:

      выявлять грамматические условия обособления,

      выделять интонационно обособленные члены предложения,

      правильно ставить знаки препинания.

    Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.

    Воспитательная цель: воспитание интереса к русскому языку, его изучению.

    Наглядность: дидактический материал, карточки с заданием, словари

    Ход урока I. Организационный момент II. Синтаксическая разминка Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать. - Запишем, объясним орфографию и пунктуацию. - Выполним синтаксический разбор предложения. - Мы сказали, что предложение осложнено однородными причастными оборотами. Как влияют обороты на смысл предложения? (выделяют, заостряют внимание на отрицательных качествах человека).

    III . Введение нового материала.

    Предложения на доске:

    Свежий ветер подгонял лодку рыбака.

    Свежий ветер, дувший с моря, подгонял лодку.

    Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку.

    Какие предложения более информативны, на ваш взгляд? Почему?

    С помощью каких языковых средств достигается большая информативность? (добавлены второстепенные члены в виде оборотов и соответствующая интонация).

    Обороты выделены, т.е. обособлены (новое понятие). Обособление – наша тема.

    Подберите однокоренные слова к слову обособление: особа, особенный, обособиться, обособленный.

    Послушаем учеников, работавших дома со словарями.

    Особенный, значит не такой как другие, выделяющийся, выделенный. Обособление – выделение.

    Запишем тему урока: «Понятие об обособлении»

    IV . Уточнение образовательного объекта.

    Сегодня мы будем с вами говорить об обособлении.

      Задайте себе вопрос: что я хочу знать по этой теме?

      Зачем мне это надо знать?

    (Когда происходит обособление?

    Зачем происходит обособление?

    Нужно знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложении.)

    Итак, цели мы себе поставили, теперь будем стремиться к их достижению.

    V. Работа по теме урока 1. Работа с учебником – стр. 135, параграф 47 – чтение и анализ материала. - какие же члены предложения называют обособленными? (второстепенные, выделенные интонационно и знаками препинания) - какими знаками препинания могут выделяться обособленные члены? (запятыми или тире) - какому ученому-лингвисту мы должны быть благодарны за изучение и систематизацию признаков этого явления? (А.М. Пешковскому) - ученик подготовил сообщение об этом ученом, послушаем его. 2. Работа с упражнением 287 (устно) - прочитайте предложения выразительно, соблюдая указанную интонацию. - спишите отрывок №3, определите роль обособленных членов предложения и подчеркните их в соответствии с этой ролью. После выполнения: - так какие же члены предложения обособляются? Назовите их общим словом. (второстепенные) 3. – Мы говорили о большей информативности предложений с обособленными членами. Давайте это явление проследим на примерах. - запишем предложения:

    Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)

    (Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова – добавляет образности, украшает)

    Куст сирени, растущий в палисаднике, зацвел.

    (Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом – добавляет информацию о том, где растет куст)

    Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.

    (не желая нарушать этот мираж – обособленное обстоятельство – дополнительно сообщает о чувствах рассказчика)

    Какие члены предложения могут обособляться? (второстепенные)

    4. – творческая работа : составим из двух простых предложений одно с обособленными определениями,

    Расскажите о знаках препинания в этих предложениях.

    1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. (Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке).

    2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. (По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги).

    3) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания. (На вершине гор лежали густые облака, не позволяя нам различать их верхние очертания)

    5. – Выполните задания на карточке , эти задания очень похожи на те, которые встретятся вам на экзаменационном тестировании в 9 классе. За них вы получите оценки в журнал.

    6. Дополнительное задание – упр. 288 (по заданию)

    7. Дополнительное предложение для разбора .

    Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревце над озером, трепещущее в безветренных листьях, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

    V I . Итоги урока

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Посмотрим на наши цели (Когда происходит обособление? Зачем происходит обособление?) – когда возникают определенные условия (необходимость замысла, место в предложении); обособление происходит для достижения большей информативности

    VII. Домашнее задание

      сочинение: Вы – снег. Какой он? Царственный, величественный, искрящийся, сверкающий, порхающий. Или, может быть, тающий, ноздреватый, грязный, затоптанный, жалкий, осевший, пропитанный влагой.

    Что чувствует снег? От первого лица напишите откровенное признание, включая в текст обособленные члены предложения – причастные и деепричастные обороты.

    Приложение

    Вариант 1

    1. Укажите предложение, в котором обстоятельство обособляется (знаки препинания не расставлены).

    A. Плавание по реке было опасно вследствие быстроты течения.

    Б. При малейшей удаче он необыкновенно обод¬рялся.

    B. Угрожающе рокочет море.

    Г. Неожиданно застучала крупные капли дождя заставив нас искать убежище.

    2. Укажите предложения, где определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется (знаки препинания не расставлены).

    A. Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.

    Б. Туча нависшая над высокими вершинами то¬полей уже сыпала дождиком.

    B. За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

    Г. Степь покрытая ярким ковром весенних цветов очаровала нас.

    1.Это был великий дириж..р словесного оркестра состоявшего из одних духовых инструментов.

    2.Вокруг писателя существовала особая жизнь отобра..ая им самим из окружающей его действительности и украше..ая его крылатым воображением.

    3.Мы ловили на дли..ые шнуры-самоловы закинутые в море бычков и барабульку.

    4.Пересекать равнину нужно по меже между хлебов заросших репейником.

    5.Легкий сумрак эрмитажных залов тронутый темной позолотой казался мне свяще..ым.

    7.Пр..ближался теплый фронт и облака не выдержав его натиска треснули.

    Вариант 2

    1. В каком предложении нужно обособить определение, выраженное причастным оборотом?

    A. Ютившаяся под деревьями полутьма была полна запахов позднего лета.

    Б. Можно было видеть лежавший в широкой из¬лучине город.

    B. Верблюды навьюченные тяжелыми тюками то и дело падали.

    Г. Он шел по извивавшейся между деревьями тропинке.

    2. Выберите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).

    A. Ребятишки прыгали любуясь на елку.

    Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку.

    B. Прыгающие ребятишки любовались на елку.

    Г. Счастливые ребятишки любовались на елку.

    3. Поставьте недостающие знаки препинания.

    1.В поэме были описа..ы маски висевшие в комнате у Эйзенштейна.

    2.Краски казались особе..о мягкими из-за осе..ей мглы неподвижно висевшей в воздухе.

    3.Степь залитая лужами ползла навстречу.

    4.Очевидно, жизнь на ветря..ой мельнице пропахшей мукой и старыми травами была удивительно хороша.

    5.Что-то родное виделось нам в этом беззвучном тумане куривш..мся над прудом и в молчании близкой ночи.

    6.Вернувшись в гостиницу он лег спать.

    7.Сережа молчал пр..слушиваясь к чему-то.

    Карточка

    1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.

    2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

    3) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.

    Пешковский Александр Матвеевич (1878 - 1933)

    А.М.Пешковский - выдающийся лингвист, ученик Ф.Ф.Фортунатова, представитель русской формально-грамматической школы, разрабатывал особый взгляд на русскую грамматику. Грамматика у Пешковского абсолютно реалистична: она начинается с формы, с того, что может слышать, видеть, сопоставлять каждый. А при всяком сопоставлении основой является смысл, т.о. его грамматика подкрепляется значением и им гарантируется.

    Основной труд ученого - книга "Русский синтаксис в научном освещении" - переиздавался более 10 раз (1-ое издание в 1914 г.) и не потерял своей научной значимости до сих пор. В ней А.М.Пешковский разрабатывал учение о грамматических средствах языка, о типах значения. Учение о предложении и его главном признаке - предикативности, сказуемости - выступает у ученого основой его синтаксической теории. С помощью остроумных языковых экспериментов он показывает, что к грамматическим инструментам нужно относить и интонацию и в статье "Интонация и грамматика" (1928 г.) пишет об интонационной грамматике как особом разделе грамматики общей. Общая грамматика по Пешковскому должна изучать языковые формы: морфология изучает формы отдельных слов, синтаксис - формы словосочетаний; главными считаются синтаксические категории, поскольку именно они обеспечивают связность речи в предложении.

    А.М.Пешковский всегда занимал активную жизненную позицию: он считал, что лингвист должен "активной проповедью" вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику преподавания русского языка в школе, поскольку только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить.

    А.М.Пешковский много работал над созданием новых школьных учебников, выступал со статьями, посвященными изменению методики преподавания языка в школе, стремился сократить разрыв между школьной грамматикой и лингвистической теорией.

    Обособление представляет собой выделенный второстепенный член предложения, интонационного и смыслового наполнения и слова, зависимые от него. Благодаря наличию зависимых слов, обособление приобретает синтаксическую самостоятельность и коммуникативное значение.

    Компоненты обособления чаще всего исполняют такие функции: приложение, определение, обстоятельства, и образуют слабоуправляемые падежные формы. Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.

    Признаки обособления

    В русской лингвистике выделяются такие основные признаки существования обособления в предложении:

    1) наличие слов, зависящих от обособления

    2) инверсивный порядок слов.

    3) наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.

    Функции обособления

    Главной функцией, которую исполняет обособление, является предоставление дополнительной характеристики лица, предмета либо же действия. При помощи обособления, предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, так как детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.

    Пример: В жизнь Марии пришло большое и неожиданное счастье - В жизнь Марии пришло счастье, большое и неожиданное.

    Часто обособление насыщает предложение экспрессивным характером.

    На письме обособление всегда выделяется знаками препинания - тире и запятыми. Пример с запятой: Незнакомый молодой человек подошел к нам, жителям поселка, и спросил о местонахождении сельсовета. Пример с тире: Мы с интересом наблюдали за сойкой - маленькой птицей с крючковатым клювом.

    Типы обособления

    В зависимости от функций, исполняемых в предложении, обособления делятся на две группы: поясняющие и полупредикативные обособленные обороты. Полупредикативные обособления часто напоминают самостоятельные предложения, так как наполнены логическим, иногда полностью завершенным, смыслом.

    В русском языке выделяют четыре вида полупредикативных обособленных оборотов:

    • - причастный оборот. Вдалеке виднелась мельница, стоящая под горой.
    • - деепричастный оборот. Она бежала, размахивая руками.
    • - субстантивный оборот. Нищие люди, они тяжело переносили холода.
    • - адъективный оборот. Платье девушки, напоминающее весеннее небо, развивалось на ветру.

    Поясняющие обороты всегда зависят от второстепенных членов и исполняют преимущественно конкретизирующую функцию либо дополняют предложение дополнительной информацией. Типы поясняющих обособлений различают при помощи того, к какой части речи принадлежит главное слово -обособление.

    Виды поясняющих обособлений

    • - субстантивные: Около леса, на поляне, росли грибы.
    • - адъективные: Ушли все, кроме Алисы.
    • - глагольные: Дождь застал людей врасплох, не ждал.
    • - инфинитивные: Вера Ивановна пришла без цели - посидеть и поговорить.
    • - наречные: Посреди ночи, неожиданно для всех, он убежал.

    В роли обособления могут выступать собственные имена существительные либо же клички животных.