Кто же они — ведьмы? Самые известные ведьмы средневековья (5 фото).

Великие тайны и загадки Средневековья Вербицкая Анна

Кто же они - ведьмы?

Кто же они - ведьмы?

Сейчас существует множество мнений на этот счет. В народных сказках ведьмы - это горбатые старухи с длинным носом и седыми лохмами - та же Баба Яга. В современной литературе ведьмы все чаще выглядят как привлекательные девушки и женщины, наделенные как необычайным магическим талантом, так и необыкновенной красотой и очарованием. А как они выглядели в представлении наших предков? Ведь точно известно, что отношение к ведьмам в Восточной и Западной Европе отличалось очень сильно. Попытаемся узнать, кого называли в Средневековье ведьмами, чем отличались колдуны западноевропейские от славянских, какие деяния им приписывали и как с ними боролись.

В славянских языках слово «ведьма» происходит от «ведать» - знать. Так называли женщин, умеющих общаться с духами природы и подчинять их себе, владеющих волшебством. Первоначально ведьмами называли знахарок (ведуний). Обычно к ним обращались в различных сложных ситуациях и в зависимости от результата ворожбы награждали или казнили. Ведьма в представлении наших предков не была злой: она могла помогать, предупреждать, давать ценные советы, привораживать и отвораживать, лечить и предсказывать будущее. Ведьмы были своеобразным мостиком между миром людей и миром духов, которым они и были обязаны своим даром. Ведьмы делились на две группы - «родимые», то есть те, кто уже родился с ведовским даром, и ученые, которые по своей воле; захотели стать ведьмами. Прирожденные ведьмы считались менее вредными и, по сути, ни в чем не повинными, поскольку родились такими на свет потому, что были ли6о прокляты, либо заколдованы, когда были еще в утробе матери. Родимая ведьма иногда совсем не пользовалась своими врожденными талантами или если и пользовалась, то несравненно умереннее, нежели ученая. Ведьма ученая добровольно пошла на сговор с нечистой силой, чтобы получить особый дар и вредить людям. Значит, она сознательно использовала магию во зло. В русском и украинском фольклоре существует легенда о том, что врожденную ведьму можно легко опознать… по хвосту. Сначала этот придаток в длину не больше пальца, но, если ведьма часто занимается колдовством, хвост у нее отрастает и делается похожим на собачий. Внешне же ведьма выглядит как обычная женщина. Отличить ее можно по тяжелому взгляду и тому, что она старается никогда не смотреть в глаза людям. Мифы говорят, что в ее глазах можно увидеть перевернутое изображение человека. Часто ведьму описывали безобразной старухой, хромой или горбатой. Не менее часто ведовские способности приписывались и молодым красивым женщинам. Им якобы проще завлекать в свои сети людей.

Предполагалось, что у ведьмы, как союзницы нечисти, есть две души: обычная, человеческая, и злая, демоническая, которая покидает по ночам тело спящей женщины и вредит людям. Потому часто ведьм и колдунов называли двоедушниками, а лишить их дара можно было, перенеся или повернув тело во время сна. Считалось, что опасными колдуны и ведьмы становятся в большие годовые праздники: на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещение, Пасху, Троицу, Рождество и, конечно, в канун 1 мая (Вальпургиева ночь). Не меньшую опасность ведьмы представляли и в периоды полнолуния или новолуния, в грозовые ночи, когда они обретали особенную силу, чаще нападали на людей. Чтобы скрыть свое истинное обличье, они превращались в жаб, собак, кошек, свиней, сорок. Они оборачивались вороной, совой, курицей, уткой, мухой, бабочкой, пауком и даже принимали вид предметов быта - решета, стога сена, клубка, палки, корзины или вовсе делались невидимыми. Главным преступным деянием ведьм считалось наведение на скот порчи и способность отнимать у коров молоко. Для этого ведьма собирала росу на межах и пастбищах, волоча по траве полотно, сорочку, фартук или даже вожжи, а потом выжимала из них воду и поила свою корову или даже просто вешала в своем доме - с намокшего полотна обильно текло молоко. Другой волшебный способ доения чужой коровы в многочисленных легендах выглядел так: ведьма у себя дома пробуравливала где-нибудь в столбе, косяке или в стене отверстие и держала его заткнутым; когда ей хотелось молока, она вынимала затычку, произносила заклинание, и молоко начинало струей бить из дырочки в подставленную посудину. Единственный способ остановить ведьму - застать ее во время первого доения. Особенно ценился при охоте на ведьм первак. Нет, это не самогон, это пес, появившийся на свет от первородящей суки, которая, в свою очередь, была первым потомком также первородившей матки. Иначе таких собак называли ярчуками. Только эти псы обладали способностью видеть ведьм и отличать их от других женщин. Таких псов хозяева берегли, как зеницу ока. Ведь на них охотилась вся нечисть и старалась уничтожить, пока псу не исполнился год. В Украине бытовало поверье, что ведьма может отнимать не только молоко у коровы, но и сало у свиней, то есть жир с чужих свиней переходил к свиньям колдуньи, даже если она их не кормила. Могла ведьма переманить и яйценоскость у чужих кур. Могла даже перевести на свое поле урожай соседа, навязав на чужом поле «завитки» или «заломы». Жители Костромского края считали, что в ночь на Ивана Купалу ведьма может выстричь на чужом поле узкую «дорожку» и собрать срезанные колоски - вместе с ними она якобы забирает весь урожай с поля.

Ведьмам приписывалась способность насылать порчу на людей, в результате чего они болели, гибли, новорожденные не спали по ночам, плакали, домочадцы ссорились, свадьбы расстраивались, работа не удавалась. В отдельных регионах верили даже в такие невероятные способности ведьм, как возможность насылать град, ураган, наводнения, пожары, похищать небесные светила, вызывать засуху и другие бедствия.

Для защиты от ведьм в народе издавна использовались обереги. Чтобы не позволить ведьме пробраться в дом или во двор, на воротах укрепляли свечу, освященную на Сретение, или метлу на длинной палке; в столбы ворот втыкали зубья бороны, ветви терна, шиповника и других колючих растений. Чтобы уберечь скотину, возле дверей хлева и сарая ставили борону зубьями вперед или вилы, ухват; на порог клали нож, топор, косу или любой другой режущий или колющий предмет. Чтобы уберечь дом от колдовства ведьм, проводили особенные магические обряды, символизирующие возведение преграды: осыпали дом и хлев маком, обводили косой по земле круг, очерчивали мелом стены, рисовали на дверях кресты…

У славян существовало множество самых разнообразных способов распознавания ведьм. Например, верили, что купальский костер притягивает к себе ведьму, вызывая у нее немочь и головную боль. Она вынуждена подойти к костру, чтобы прекратить свои мучения. Существовали специальные приемы привлечения ведьмы к костру - кипятили цедилку с воткнутыми в нее иглами или осиновыми колышками, лили молоко испорченной ведьмой коровы в огонь или на раскаленный серп. Еще один способ - подкараулить ведьму, проникающую в хлев. Хозяин, если видел возле коровы жабу, кошку или другое животное, пробивал ей колом лапу или глаз. Если на следующий день обнаруживалось, что одна из соседок окривела или ходит с перевязанной рукой, - ее признавали ведьмой. Иногда пойманное в хлеву животное убивали или бросали в воду, полагая, что от этого злобная колдунья должна умереть или утонуть. Считалось, что проще всего выявить ведьму в церкви во время службы, особенно пасхальной. Ведьма старается дотронуться до иконы, хоругви, рясы священника, не хочет выходить с крестным ходом, поворачивается спиной к алтарю. В Украине до сих пор есть поверье, что, если, проходя мимо группы женщин, сложить правой рукой «фигу» и засунуть ее под мышку левой руки, ведьма отреагирует - окликнет вас и начнет браниться. Популярным способом выявить ведьму у славян была проверка водой - считалось, что ведьмы не тонут. Потому в засуху женщин загоняли в водоемы, чтобы найти и покарать вредоносную чародейку. Существовал способ, с помощью которого человек мог научиться видеть ведьм. Перед Великим Постом такому человеку следовало взять кусочек творога, положить его себе под язык и продержать так целую ночь. На другой день этот творог нужно было завязать в пояс и носить на себе весь пост, а в пасхальную неделю во время чтения четверговых евангелий можно увидеть в церкви всех ведьм, правда и ведьмы увидят экспериментатора и узнают его. Конечно, ведьмы будут умолять отдать пояс, угрожать и ругаться, но уступать им нельзя.

Еще в Украине существовало поверье, что ведьму можно поймать, накинув на нее шнур из новых, еще не надеванных шаровар. Этот «очкур» надо освятить вместе с куличом во время светлой заутрени и с ним караулить ведьму в хлеву. Как только она войдет, надо ей накинуть очкур на шею и держать крепко, не обращая внимания на то, что она будет превращаться в разных тварей и пугать. А уж потом, когда она устанет, с ней можно будет расправиться по-свойски.

Также было мнение, что увидеть ведьму можно через полено, в котором выпал сучок, или сквозь такое же отверстие в доске, которую тешут на гроб. Можно увидеть ведьму и через осиновую борону, сделанную за один день.

По легенде, за свою связь с нечистой силой и необыкновенные способности ведьмы расплачиваются трудной смертью: они не могут умереть, пока не передадут свою силу.

Считалось: для того чтобы ведьма все-таки умерла, надо разобрать потолок или крышу в доме или накрыть ее телячьей шкурой. Бытовало поверье, что после смерти ведьма может вставать из гроба и посещать свой дом, потому часто ведьм, как и вампиров, хоронили лицом вниз, а гроб пробивали осиновым колом. В западноевропейских странах отношение к ведьмам было несколько иное, и тоже очень неоднозначное. В трактатах по демонологии средневековые теологи подбирают ведьмам множество имен: «ездящая на палке», «обладательница дурного глаза», «мудрая женщина», «насылающая порчу», «кровососущее чудовище», «чародейка», «знахарь», «предсказывающая будущее», «отравительница», «ночная птица». Как и в славянских землях, ведьм делили на прирожденных и получивших свой дар по доброй воле от сатаны. Но кроме этого, существовала еще одна классификация ведьм и колдунов. Средневековые ученые-теологи различали:

предсказательниц или цыганок;

астрологов, звездочетов, ведьм, предсказывающих будущее по планетам;

ведьм поющих, воющих или считающих, умеющих ворожить на цифрах;

ведьм, умеющих варить ядовитые зелья и отравляющих снадобьями;

ведьм, заклинающих духов;

ведьм-знахарок и целительниц, очень мудрых и ученых;

некромантов.

В отличие от славянских ведьм, их европейские коллеги не превращались в птиц и животных - последние были домашними любимцами и… духами-покровителями. У некоторых ведьм такой дух был один, у других - по два, три, четыре или даже пять. Духи могли принимать облик хорька, жабы, паука, дрозда и вороны (считавшихся вещими птицами), а также мыши - обычной или летучей. Чаще всего духи принимали вид черных котов. Однако под пыткой ведьмы часто сознавались - и это записано в протоколах инквизиторов, - что дьявольскими помощниками могли быть любые животные, от собаки до ежа или шмеля. Главной задачей любимцев ведьм была помощь в их колдовских делах - они могли выполнять мелкие поручения, напоминать о времени следующего шабаша и давать советы по черной магии. То есть это были своего рода секретари, а подчас - и транспортное средство, на котором ведьма летала на шабаш.

Кормили своих друзей ведьмы весьма скромно - они, как и прочие мелкие бесы, питались молоком или кровью ведьмы. Обычно они сосали грудь с ненормально большим соском, который мог появляться как у женщин, так и у мужчин и назывался знаком ведьмы. Обнаружение на теле такого знака считалось бесспорным доказательством связи женщины или мужчины с дьяволом.

Как и у славян, более опасными у европейцев считались «ученые» ведьмы. Такая ведьма училась у другой ведьмы или даже у самого черта. В обряд инициации ведьмы входили такие ритуалы, как топтание иконы, прочтение молитвы наоборот и так далее. Старшая ведьма также могла посвящать ученицу с помощью волшебного отвара, которым умывала будущую ведьму. Та вылетала из дома через дымоход и возвращалась в дом уже ведьмой.

Примечательно, что у всех народов ведьмы обладают даром летать и собираться на шабаши. Для того чтобы взлететь, ведьмы намазываются некой жидкостью или наносят на запястье специальную мазь и вылетают через печь.

Слово «шабаш» происходит от еврейского sabbat, обозначающего седьмой день недели. Но христианская мифология называет этим словом сборище ведьм и колдунов для встречи с дьяволом. Устраивался шабаш обычно по субботам, иногда по средам и пятницам, в уединенных и диких местах. В каждой стране есть свое место для шабашей: в Германии - гора Броккен, в Исландии - Гекль в Геккенфельде, в Швеции - Блаакулла на Эланде, в Норвегии - Линдергорн близ Бергена, в Украине - Лысая Гора в Киеве, в Италии - Беневентскии дуб. Здесь ведьмы устраивают разгульные банкеты и отчитываются перед высшей нечистой силой. Как правило, на шабаше нечистый принимает вид черного козла. Он раздает пришедшим порошки и жидкости для приготовления ядов и всевозможных чародейских мазей и напитков. Надрезая кору дубов, дьявол вытягивает из деревьев вино, которое и пьют присутствующие. В жертву дьяволу колдуньи приносят жаб, кошек, лягушек, а потом из их костей изготавливают магические амулеты.

Обычно на шабаш приводили и новообращенных ведьм. Одну из них выбирали Царицей шабаша. Совершенно голая, она ложилась на алтарь, где дьявол лишал ее невинности. После этого совокупляться с ней могли все желающие. Если алтаря не было, его роль выполняла сама новообращенная ведьма - ее тело служило не только для услаждения всех желающих, но и в качестве стола и посуды, с которого ели и пили. Потом обычно начинались танцы. Хоровод ведьмы водили, повернувшись друг к другу спиной, далее следовали пир и оргия, ще приветствовались все виды извращений. Особенное внимание уделялось участниками шабаша склонению к близости родственников. По легенде, именно от такой связи может родиться настоящий колдун. Но главной целью шабаша был отнюдь не разврат. Считалось, что на этом мероприятии дьявол наделяет колдунов и ведьм властью, распределяет между ними «вотчины», награждает верных слуг и учит, как можно навредить людям. В разных странах и регионах некоторые детали проведения шабашей отличаются, но общие черты складываются именно в такую картину.

При детальном изучении описаний шабашей и истории ведовства оказалось, что эти описания - чистый вымысел, придуманный жертвами инквизиции во время мучительных пыток. На самом деле в средневековой Европе у крестьян существовал обычай: перед воскресеньем, чтобы восславить праздник, они собирались в живописных уединенных местах и устраивали танцы, веселясь до утра. Народные гулянья проводились ночью по одной простой причине - днем у людей просто не было свободного времени. Эта традиция никого не удивляла и не привлекала внимания, но с приходом инквизиции все изменилось. Безобидные гулянья стали расцениваться истеричными фанатиками как праздники во славу дьявола, и, если после таких гуляний происходило что-то плохое, это считалось происками дьявола и его слуг, набравшихся сил после встречи с «шефом». Соответственно, ведьмами объявлялись все девушки, которые накануне языческих праздников собирались погадать на женихов, попрыгать через костер и повеселиться. Под пытками несчастные были согласны подтвердить самую изощренную выдумку. Ведь главной целью «судов» было любыми средствами выбить признание из обвиняемых. Действия Церкви порождали противодействие в народе, и в некоторых местностях отмечались практически настоящие шабаши, где люди танцевали нагишом, совокуплялись, поклонялись козлу и пели срамные песни. Но это вовсе не значит, что участники были колдунами. Это был своеобразный протест против террора Церкви.

Инквизиция канула в Лету, а вот традиция проведения шабашей, как ни странно, существует и сегодня. Только теперь это не развратная оргия, а некий фольклорный фестиваль с музыкой, танцами, шутками, обязательными страшными историями и маскарадом. Как правило, такие праздники проводятся восемь раз в год. Первый праздник, который считается самым важным и приравнивается к ведьмовскому новому году - Самайну или Хеллоуину, - проводится в период от 31 октября до 11 ноября, в зависимости от местных традиций. Существует поверье, что в ночь Самайна открываются холмы потаенного народа, встреча с которым таит великие возможности, которые можно обратить и на добрые, и на злые дела. В это время преграда, разделяющая мир мертвых и живых, истончается; это день памяти любимых людей. Еще Хеллоуин - праздник урожая. Часто во время праздника исполняют «пляску с яблоками». Она ведет историю еще от предков-язычников. Считалось, что, когда колдунья вонзает зубы в яблоко, частица ее души переходит в плод. Потом надо съесть яблоко как символ здоровья и благополучия или зарыть его во дворе в знак изобилия на долгие зимние месяцы. Символом плодородия может служить и тыква со свечой внутри, которая одновременно утешает души умерших.

После Хеллоуина следуют колдовские праздники: Йоль, припадающий на 20–23 декабря; Кандлмас - 2 февраля, День Дамы (Остара), совпадающий с днем весеннего равноденствия 20–23 марта; Вальпургиева ночь - ночь на 1 мая; день летнего солнцестояния 20–23 июня; Ламмас - 1 августа; наконец, Миклмас или Мабон - осеннее равноденствие 20–23 сентября. Мы видим, что почти все эти даты совпадают с языческими праздниками славян.

Отметим, что в Восточной Европе не было инквизиции, хотя к XIII в. на Руси господствовало христианство. Чем объясняется такое разное отношение к колдунам и ведьмам западной и восточной христианской Церкви?

Известный ученый, профессор В. Антонович предложил следующую версию. В Западной Европе ведьм очень жестко преследовали и сжигали на основании того, что их обвиняли в сношении с дьяволом, отречении от истинной веры. У славян все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, который причинила конкретная ведьма. На западе ведьму обвиняли церковные или государственные учреждения, а у славян толчок началу расследования давал, как правило, один или несколько человек, пострадавших от колдовства. Каждое дело разбиралось местным судом, часто без привлечения священников. Православная церковь вообще не интересовалась такими дознаниями. Священники, как свидетельствуют летописи, допускали возможность волшебного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, но не видели взаимосвязи этих влияний со злым духом. Ведь если Бог позволяет ведьме иметь этот дар и его использовать, почему люди должны быть против? Отношение народа к колдовству имело чисто практический характер. Люди допускали существование в природе сил и законов, большинству неизвестных. Некоторые эти законы становились достоянием единиц, которые сумели их познать и черпать из них силы. Познание тайны природы не было чем-то греховным, противоречащим религиозному обучению, потому и ведьмы считались скорее «детьми природы», чем «порождением сатаны». Потому отдельные посланники инквизиции, оказавшись на русских землях, не получили поддержки и были вынуждены смириться. В нескольких хрониках были даже записи, когда селяне становились на защиту ведьмы, несправедливо обвиненной в каком-то преступлении. Вот такой разной была история ведьм на востоке и западе Европы. Эпоха Средневековья давно закончилась, но в ночь на 1 мая продолжают гореть костры на Лысой горе, горе Броккен, по берегам рек, на укромных лесных полянах. Люди продолжают почитать духов предков и те таинственные силы природы, которые до сих пор не может объяснить современная наука. Ведьмовство и магия в наше время вышли из «подполья», о чем красноречиво свидетельствует беспримерный успех истории о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Кстати, в Италии общество защиты животных бьет тревогу: утверждают, что за год в стране исчезает более 60 000 черных кошек. Что бы это значило?

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

Ведьмы Когда зимними снежными ночами на Лысой горе собирались ведьмы-ветреницы, веяли морозные ветра с метелями. Ветра задували в дымоходы и гасили ночники в домах. Ведьмы очень мёрз??ли и залетали в трубы погреться, и при этом страшно стонали и завывали. Потому люди

Из книги автора

Масло ведьмы В Густом жила вдова, которая занималась чародейством, а ночами часто летала на Лысую гору. В один поздний осенний вечер возвращался с ярмарки телегой молодой гончар, и застала его ночь в Густом. И если бы только ночь! Как назло, и ветер сорвался, небо заволокло

Все мы слышали, что в XV-XVII веках Западная Европа пережила страшный период своей истории, названный историками «Охота на ведьм». В католических и протестантских государствах Европы, а также в американских колониях Англии в этот период массово преследовались и подвергались казням женщины, считавшиеся ведьмами.

К клану ведьм в период Средневековья причисляли женщин, обладавших непонятными для большинства обывателей знаниями и умениями. Ведьмы умели «вредить», лишая домашний скот способности давать молоко, мясо, сало, шерсть, а птицу – нести яйца. Ведьмы, якобы, отбирали у крестьян урожаи и отравляли продукты питания, насылали на людей страшные болезни, вызывали засухи или наводнения.

С одной стороны, их уважали и боялись. С другой же стороны, таких женщин считали сговорившимися с дьяволом, участвовавшими в шабашах и совокуплявшимися с демонами-мужчинами.

Именно за такие «проступки» «продвинутые» женщины того времени преследовались инквизицией по любому доносу и навету, и безжалостно уничтожались, предварительно подвергаясь жесточайшим пыткам.

Вспомним несколько наиболее ярко запечатлевшихся в истории средневековой Европы судебных процессов, совершившихся над ведьмами.


1. Бриджет Бишоп «Салемские ведьмы»

Этот процесс происходил в 1692 году в Новой Англии. Тогда, в результате действий инквизиции было повешено 19 человек, один подвергся раздавливанию камнями и еще около 200 были посажены в тюрьму. Поводом процесса стала болезнь дочери и племянницы пастора Салема. Местный доктор поставил диагноз – воздействие ведьм.

Что делать? Искать ведьм! И их нашли. Сначала пожилую женщину Бриджет Бишоп, владелицу нескольких местных таверн, «без суда и следствия» признали виновной и повесили. А затем еще более семидесяти «ведьм» были лишены жизни.


2. Агнесса Сэмпсон

А эти страшные события случились в Шотландии. Якобы несколько женщин-ведьм, друживших с самим дьяволом и занимавшихся черной магией, с помощью колдовских чар пытались потопить королевский корабль.

Просто был сильный шторм, обычный в тех местах, и корабль был «на волоске» от погибели, но чудом спасся. А король Шотландии, будучи человеком суеверным, посчитал это делом рук настоящих колдуний. И в Шотландии началась охота на ведьм...

Опять-таки, «свидетели» жутких ведьмовских ритуалов под страшными пытками дали показания против ведьм и первой была схвачена весьма уважаемая в городе дама, повитуха по имени Агнесса Сэмпсон. Ее жутко пытали, надев «ведьмину узду». В конце концов, она все рассказала, во всем призналась и выдала ещё пять своих сообщниц. Конечно же, Агнесса была приговорена к смерти, удушена и сожжена на костре.


3. Анна Колдингс

Среди пяти сообщниц, названных Агнессой Сэмпсон, первой значилась Анна Колдингс. Ее также обвинили в колдовстве, применили серию страшных пыток, во время которых женщина призналась в своем участии в ритуале по вызову бури на море, назвала еще пять сообщниц и была заживо сожжена на костре. Почему-то история помнит Анну Колдингс под именем Матери Дьявола.

4. Каэль Мерри

Как то в нидерландском городке Рурмонд все пошло «не так»: массово начали болеть и умирать дети, странно вел себя домашний скот, коровье молоко перестало сбиваться в масло, оно быстро скисало и пропадало. Конечно же, все это было приписано рукам местной ведьмы - датчанки Каэль Мерри.

Испанские судьи очень хотели пытать Каэль, но местный суд пожалел Мери, оставив ее в живых, и просто вынес решение об ее экстрадиции, говоря современным языком. Мерри покинула Голландию, но это ее не спасло. Испанцы не оставили своей попытки наказать ведьму, их наемник выследил Мери, и утопил ее в реке Маас.


5. Энтьен Джиллис

Повивальную бабку Энтьен Джиллис, жительницу Нидерландов, обвинили в колдовстве, в убийстве еще не рожденных детей и новорожденных младенцев. Ее страшно пытали. И ей пришлось сделать признания в том, что и с Дьяволом она спала, и нерожденных детей убивала, и на младенцев охотилась. К тому же, Энтьен указала еще на нескольких колдуний, на прощанье послала проклятье всему городу и приняла казнь в виде повешения.

В целом, в этом процессе лишились жизни 63 ведьмы. Им всем пришлось признаться в своих преступлениях, руководимых самим Дьяволом. Данный процесс вошел в историю как процесс, в котором было умерщвлено наибольшее количество ведьм.

Средневековых ведьм выявляли по целому ряду признаков – от рыжих волос и глаз разного цвета до того, что они хранили в доме и имели ли домашних животных. По поводу того, как распознать ведьму, средневековые инструкции давали разные ответы…

«Печать дьявола»

Подозрения в ведовстве часто падали на того, кто чем-то выражено отличался от соплеменников. Это могли быть как нелицеприятные физические признаки (например, косоглазие, какие-либо врожденные уродства или увечья, сильная асимметрия), так и напротив, выдающаяся красота и правильные пропорции. Один из жителей средневекового германского Вюрцбурга пишет своему знакомому, что на прошлой неделе в городе сожгли самую красивую и скромную молодую девушку.

Много легенд ходило вокруг так называемой «дьявольской печати» — небольшого пятна, которое находилось на теле обвиняемого в колдовстве.
Это было единственное место, в котором человек совсем не чувствовал боли. Поэтому искали его всегда в ходе мучительных пыток – булавками или каленым железом. Причем, обнаружить печать дьявола на теле подсудимого могли в самых разных местах – на голове, которую для этого тщательно обривали, или во рту, половых органах. В некоторых случаях за эти же отметины считали родинки или родимые пятна.

Инструкции по обнаружению ведьм

Германский трактат «Молот ведьм» иногда называют единой средневековой европейской инструкцией по выявлению и наказанию демонических сил. На самом деле в нем не существовало единого свода признаков ведьмы. Зато множество указаний на эту тему выпускалось отдельными светскими муниципалитетами для своих земель. Причем, они могли быть самыми различными и неожиданными.

В середине XVII века в Инсбруке, например, такие инструкции составил местный главный прокурор, доктор Мозель. Женщина по ним могла попасть под подозрение только из-за того, что ее сосед нашел у себя дома случайно оставленный предмет женского туалета. В то же время в другой земле в число свидетельств практикующегося обвиняемыми колдовства вошло наличие в доме масла, мазей или других целебных снадобий, а также ингредиентов для них. Целительство было редким примером одного из универсальных признаков ведьм во всей Европе. Таким же характерным повсеместно доказательством вины обвиняемых служило ношение ими амулетов или признаки психических заболеваний (одержимость).

Неотъемлемую часть ведовских процессов составляли испытания, на основании которых обвиняемого объявляли ведьмой.


Женщины в костюмах ведьм отмечают Хеллоуин

Ведьм предписывалось жестоко пытать, поскольку, согласно средневековым инструкциям, они с помощью дьявола могли достаточно долго выдерживать различные испытания. Кроме того, еще с древности и раннего средневековья были широко известны обычаи бросать ведьм в колодец или в реку, спускать с возвышенности. Если человек погибал, его оправдывали, если выживал, что случалось редко – казнили по обвинению в ведовстве.

Многие признаки колдовской силы были противоречивыми. Так, в «Молоте ведьм» в одной из глав говорилось, что ведьма не может заплакать, а только издает несуразные всхлипы. По этому факту было легко распознать ее во время пытки. В других трактатах твердилось, что женские слезы и увещевания во время пыток – один из способов ведьмы отвлечь от себя подозрения, а на самом деле они вовсе не чувствуют боли. Также предписывалось выворачивать суставы испытуемым: у ведьм они должны были без затруднений «вставать на место».


Пытки

Не такие как все

К популярным вещественным доказательством кроме амулетов, трав и целебных снадобий относились домашние «любимцы» – животные, которые сопровождали ведьму на шабаш и помогали ей вершить магические обряды. И все-таки, чаще всего подозрения в ведовстве падали на людей не из-за обнаружения улик, а из-за того, что их поведение и образ жизни казались странными соседям, а сами они отличались от других.

Ведьмами и колдунами объявлялись чужаки, нелюдимые одиночки, чрезмерно болезненные люди или, наоборот, единственные, кто не заболел во время эпидемии, те, кто обладал особыми талантами, кому везло в хозяйстве, кто оказывался богаче других. Не случайно некоторые исследователи говорят, что это могло быть своеобразной функцией социальной регуляции и реакции христианского общинного образа жизни на зарождающийся индивидуализм Нового времени.

Есть в Польше места, которые окроплены кровью ведьм, хотя точнее будет сказать – женщин, подозревавшихся в колдовстве. Во времена жестокого Средневековья на многих пригородных холмах и городских рынках полыхали костры инквизиции. Сегодня, люди с особым эмоциональным характером или же с повышенной чувствительностью, утверждают, что в таких местах они ощущают нечто зловещее, гнетущее и трагическое. Не каждый осмелиться посетить эти уголки Речи Посполитой, которые стали свидетелями настоящих трагедий. Но если вы на это решитесь – то не пожалеете.

Костры инквизиции не обошли стороной и Польшу.

Одним из таких мест в Польше считается Ведьмино Взгорье в Велькопольсце, примерно в километре от Дорухова возле дороги на Токажев. Согласно летописям, здесь в XVIII веке проходила чудовищная экзекуция. А все началось с растрепанной прически.

Ведьмино Взгорье

Госпожа Стоковская, жена мэра Дорухова, проснулась утром с ужасным колтуном на голове. Волосы буквально свалялись в один грязный и жирный комок, который не возможно было расчесать. Следует отметить, что пани (госпожа) Стоковская была дамой светской и исключительно тщательно следила за своей внешностью. Как могли ее чудесные шелковистые волосы всего за несколько часов сна превратиться в паклю – на этот вопрос вразумительного ответа не находилось. Призвали местную знахарку. Та, не особо разбираясь в медицине, авторитетно заявила – виновата ведьма. Ведьма – значит ведьма. Для средневековых поляков этот аргумент показался весьма убедительным. В те годы в Дорухове обитали 7 женщин, которых косвенно подозревали в отношениях с дьяволом. Мэр приказал арестовать их всех и провести «допрос с пристрастием».

Все началось с растрепанной прически.

О методах допросов инквизиторов ходят легенды. Были определенные «тесты», которые в точности указывали на то, является женщина ведьмой, или же нет. По началу все подозреваемые были брошены с каменного моста в реку. Обычная женщина должна тонуть! Они не утонули… Да и как же было пойти на дно, если течение раздуло их пышные юбки, словно парашюты. Положение женщин было безнадежно. «Невесты Сатаны» были выловлены из воды и заключены дубовые бочки, которые находились под стражей в городском зернохранилище. Вопрос о виновниках бед жены мера, казалось бы, решен. Но не тут то было. Ночью привели еще 7 подозреваемых, которые прошли те же тесты на ведьминство. В итоге, перед судьей, приехавшим из Грабова, предстало 14 обвиненных в колдовстве жительниц Дорухова. На допросе ни одна из них не призналась в связях с магией и все они были отправлены в камеру пыток.

Средневековая камера пыток.

Во время проведения допроса с пристрастием трое женщин скончались. На защиту ведьм стал даже сам местный священник – видимо, средневековое мракобесие не всех поразило. По началу он старался доказать мэру невинность этих прелестных созданий, но, натолкнувшись на стену непонимания, решил отправиться за помощью к самому королю Станиславу Августу. К сожалению, пока священник вернулся в город, все 11 женщин были сожжены на холме между Доруховом и Токажевом.

Женщины были сожжены.

Месть мэра достигла и дочерей трех умерших подозреваемых. Одна из них скончалась после побоев розгами. Историю о доруховских ведьмах называют последним процессом инквизиции в Польше. Некоторые историки утверждают, что это всего лишь легенда, но в городских архивах были найдены документы, в которых указано, что некоторые сановники судья из Грабова в 1775 году были уволены с государственной службы в связи с причастием к жестокому убийству 11 женщин. Легенда легендой, а факты – вещь упрямая.

В Дорухове до сих пор жива память об этой ужасающей истории. Ведьмы стали главной городской достопримечательностью. На островке, где бедные женщины ждали суда, работает тематическое кафе, а холм – местные жители обходят стороной.

Местные жители обходят это место стороной.

Странные вещи происходят в околицах Плонины около Оленьей Горы. С этих краев пришла одна из самых страшных историй о сожженной ведьме. Когда Плонина еще не принадлежала Речи Посполитой, ее названием было – Angstwinkel (Уголок Страха).

Уголок Страха

Своим названием эта местность обязана голландским рыцарям-разбойникам. Но мистическая атмосфера ассоциируется с более древней легендой. Давным-давно, в местном замке проживала жестокая и властная княгиня Хильдегарда. А у самых стен крепости стояла жалкая хибара, в которой ютилась старая горбатая целительница из дальних гор и ее дочка. Когда муж Хильдегарды заболел, она приказала привести знахарку в свои покои и уговаривала ее помочь князю. Целительница отказалась – «Твой муж одной ногой на том свете, его не возможно исцелить». Разгневанная княгиня обвинила бедную женщину в колдовстве и в болезни, а позже – и смерти своего мужа. Нашлись даже такие, что, якобы, видели, как по ночам знахарку посещает сам Сатана.

У стен крепости жила целительница.

Смерть князя не прошла бесследно. Слуги начали массово умирать от таких же симптомов. Виноватой оказалась целительница. Хильдегарда приказала забаррикадировать двери в хибару и сжечь знахарку вместе с ее дочкой заживо. До сегодняшнего дня остались руины замка, которые, в прочем, не обладают особой популярностью среди местных жителей. В этих местах отмечается особая энергетика, которая удручающе влияет на человека. А вот туристы с удовольствием посещают Уголок Страха в надежде познакомиться с призраками.

Туристы с удовольствием посещают Уголок Страха.

Польское средневековое дворянство, как и простолюдины, конечно же верило в колдовство и магию. Но, случалось, что некоторые представители шляхты, хоть и не поддерживали взгляды своих соотечественников, все же охотно принимали участие в охоте на ведьм. Это можно объяснить желанием власти над подданными и поддерживанием должного уважения к себе, как к представителям власти. Если кого-то и подозревали в порочной связи с самим дьяволом – то в основном это были женщины из народа. Путешествуя по следам польской инквизиции, не возможно не посетить деревушку Прилепов возле Зельоной Гуры. В 1662 году помещик обвинил в поджоге корчмы местную целительницу. На суде она признала свою вину и даже указала на двух сообщниц. Те же, в свою очередь, назвали еще несколько имен.

Чаще всего в колдовстве обвиняли простолюдинок.

Дьявольская истерия распространилась с молниеносной быстротой. Обвинения становились все более нелепыми и смешными. Процесс стал походить на фарс. Вскоре начали полыхать костры. В течении двух последующих лет были сожжены 20 женщин, 7 из которых были жительницами Прилепова. Интересный факт – как только расследованием этой масакры занялись государственные службы, весь инквизиторский дух прилеповцев моментально испарился.

Примерно в то же время в Познани были представлены к суду несколько «ведьм», которые, помимо стандартного набора «правонарушений», обвинялись еще и в совершенно немыслимом деянии – они превратили полевой клевер в кузнечиков!

«Абра-кадабра, клевер – превратись в кузнечика!».

Печь для ведьмы

Путешествие по ведьминым местам лучше всего закончить в Нисе. В местном музее можно посмотреть интереснейшее представление – красочную ролевую реконструкцию судового процесса над ведьмой. Сама Ниса оставила свой кровавый след в истории охоты на польских ведьм.

Большая часть официальных инквизиторских процессов в Нисе произошла в период с 1622 по 1655 год. За это время были сожжены 5 женщин. Но активная деятельность охотников за ведьмами замечалась и в последующие годы. Случалось, что круг подозреваемых ставал таким огромным, что инквизиторы наталкивались на личность, которая априори была вне всяких подозрений.

Красочная ролевая реконструкция судового процесса над ведьмой.

Крупнейшая волна преследований накрыла Нису в 1639 году. Допросы и пытки в этот раз были особо изощренными. Местные палачи получили известность профессионалов экстра-класса. На рвение мастеров заплечных дел значительно повлиял тот факт, что все имущество казненного переходило в их собственность. И хотя епископ вроцлавский Карл Фердинанд Ваза старался урегулировать преследования и сократить издевательства над женщинами, именно в тот год решением городского капитула было построено одно из самых ужасных орудий казни – ведьмина печь.

Средневековый палач – профессионал экстра-класса.

Эта печь, которую любят описывать западные издания, до сегодняшних день является едва ли не главным предметом дискуссии историков. Никаких конкретных данных о этом сооружении не сохранилось. Даже не известно, где именно она находилась – на главной площади возле виселицы, или в пригороде. Но в те времена, сооружение подобного устройства стало настоящей сенсацией. Вероятнее всего, что печь была построена из огнеупорного кирпича или камня и обладала высотой около 8 футов (приблизительно 2,4 метра). Вход в нее закрывался наглухо железной дверью. Хотя историки и спорят об этом, но скорее всего в ней сжигали уже мертвых «невест Сатаны». Такая конструкция по тем временам стоила довольно дорого и раз уж власти решились на ее возведение, то можно предположить, с каким размахом проводилась охота на ведьм в Нисе.

История королевства польских ведьм остается одной из самых трагических страниц Речи Посполитой. Католическая церковь признала вину инквизиции и попросила прощения у всех верующих. Но кто попросит прощения у тех женщин, которых обвинили в колдовстве и лишили жизни в страшных мучениях? Нам осталось лишь помнить о них и время от времени посещать места их казни. Возможно, они почувствуют наше понимание и на том свете им станет хоть немножечко легче.

Арон Яковлевич Гуревич (1924-2006) — советский и российский историк-медиевист, культуролог, литературовед. Доктор исторических наук (1962), профессор (1963). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки (1993). Ниже размещен текст статьи А.Я. Гуревича "Ведьма" из книги: Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я.Гуревича. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.

ВЕДЬМА

Как и во многих других традиционных обществах, вера в существование ведьм в средневековой Европе была неотъемлемым компонентом народной культуры. Люди верили в то, что существуют женщины и мужчины, обладающие магической способностью совершать действия, которые могут причинить вред окружающим; вызвать смерть или болезнь, нанести ущерб посевам, скоту и имуществу. Подобные поверья были распространены в Европе как в языческие, так и в христианские времена. Древние германцы и скандинавы видели в некоторых женщинах прорицательниц и провидиц, обладающих сверхъестественной силой. Их остерегались и вместе с тем нередко прибегали к их помощи. Однако содействие колдуньи считалось предосудительным. Герой одной саги получает совет обратиться к колдунье для того, чтобы преуспеть в своем деле; отвергая этот совет, он заявляет: «Я не хочу, чтобы будущая сага обо мне была испорчена».

Тем не менее, если верить памятникам древнескандинавской литературы, к магии прибегали и знатные люди, и скальды, и простолюдины. Христианское духовенство учило, что единственный источник сверхъестественных явлений — Бог, и лишь на его милость и вмешательство могут рассчитывать верующие. Чудо было оправдано лишь в той мере, в какой его творили святые, ибо они действовали, повинуясь воле божьей. Веру же в ведьм и эффективность их колдовства церковь раннего средневековья истолковывала как дьявольское внушение (Canon episcopi, X в., в XII в. включенный в «Декрет Грациана»). Тем не менее поверья, связанные с ведьмами (striga, Holda, Diana), упорно сохранялись в народе. Люди верили в то, что ведьмы способны принимать облик животных и других существ, летать по ночам и собираться в определенных местах на свои колдовские сборища.

К.Гинзбург полагает, что в основе рассказов о ведьмах, их ночных полетах и шабашах лежала древняя мифология, в которой культ мертвых объединялся с культом плодородия; ученый находит указания на пережитки этих поверий по всей Европе и связывает их с палеоазиатскими истоками, в частности с шаманизмом. Эти мифы владели сознанием части сельского населения. Напротив, М. Меррей (вслед за Дж. Фрезером), доверяя признаниям, исторгнутым судьями у обвиненных в колдовстве женщин, отстаивала тезис о реальности тайных союзов, в которые якобы объединялись ведьмы, поклонявшиеся «рогатому богу»; эта точка зрения отвергнута современной наукой. Не пользуется ныне поддержкой и идея Ж. Мишле о том, что ведьма была живым воплощением протеста средневековых женщин против тирании мужчин.

Знахарство, связанное с магическим использованием сил и явлений природы, было существенной и неотъемлемой стороной жизни аграрного общества. Между доброй знахаркой, способной лечить травами и другими снадобьями, заклинаниями и заговорами, и злой колдуньей, которая могла накликать несчастье и «навести порчу», не было четкой разграничительной линии, и первая легко могла быть превращена в сознании окружающих во вторую. Наряду с верой в существование ведьм, способных причинять вред, имела хождение вера в добрых колдуний и колдунов, которые время от времени вступают в борьбу со злокозненными ведьмами, защищая урожай, здоровье и имущество людей. Таковы, например, фриульские benandanti (букв, «благоидущие»), попавшие в кон. XVI — нач. XVII вв. в поле зрения инквизиции.

На протяжении всего средневековья церковь стремилась противодействовать языческим «суевериям», которые выражались в магических действиях и формулах и, с ее точки зрения, противопоставляли волю отдельного человека божественному провидению. Тем не менее в раннее средневековье духовенство, осуждая подобную практику, отрицало существование ведьм и выступало против тех крестьян, которые время от времени устраивали над ними расправы. Обрисованная выше картина в основных своих чертах едва ли содержит нечто свойственное одному лишь средневековому Западу. Сходные феномены изучены этнологами и на неевропейском материале. Однако в определенный исторический период положение коренным образом изменилось, и Европа стала ареной, на которой развернулась не имеющая себе параллелей охота на ведьм.

В XIII в. отношение теологов к вере в ведьм переживает решительный перелом. Теперь духовенство признает реальность ведьм, приписывая им способность творить злые дела и колдовство (maleficia). Эти деяния производятся ведьмами, согласно учению церкви, не их собственными силами, но в результате их союза с дьяволом. Они заключают с ним договор, обязуясь выполнять все его приказания и вступая с ним в половую связь. Дьявол присутствует на шабашах - тайных сборищах ведьм, где творятся всяческие бесчинства. Возглавляемые дьяволом ведьмы образуют, в глазах духовенства, своего рода «антицерковь», обряды которой представляют собой церковные ритуалы, вывернутые наизнанку. Участницы этой «антицеркви» якобы предаются беспутству и совершают человеческие жертвоприношения, изготовляя из плоти убитых ими младенцев магические снадобья, необходимые для колдовства.

Народная вера в существование ведьм, получившая отныне поддержку церкви, соединилась с демонологическим учением богословов, и в результате этого симбиоза возникла та мрачная идеология, которая в конце средневековья послужила обоснованием широких и длительных преследований т. н. ведьм. Весьма симптоматично, что демономания и охота на ведьм распространились не в «темное» раннее средневековье, а в конце средневековой эпохи. Они достигают наибольшего размaxa в XVI—XVII вв., т.е. во времена Возрождения и Реформации. Именно в этот период в теологическом учении, проповеди и в общественном сознании возрастает роль дьявола; это время отмечено резким усилением всяческих коллективных фобий, в частности страха перед концом света, приходом Антихриста и Страшным судом. В качестве «козлов отпущения», на которых христиане перекладывали бремя собственной греховности и вины перед Богом, выступали еретики, иудеи и ведьмы.

Обвинения женщин (а иногда и мужчин) в колдовстве и в сношениях с дьяволом во многом повторяли те обвинения, которые в предшествующий период предъявлялись приверженцам еретических сект. Но если число сектантов и евреев было ограничено, то обвинения в колдовстве могли быть предъявлены кому угодно. Отправляя на костер ведьм, коллективы христиан как бы освобождались на время от психологической напряженности. Сожжения ведьм происходили на городской площади, при большом стечении народа, после чего для судей и других участников расправы устраивался торжественный пир (за счет имущества, конфискованного у жертвы или, если его недоставало, за счет общины): христиане одержали новую победу над дьяволом!

Гонения против ведьм, начавшись в альпийских районах, затем охватили значительную часть Европы. Источником преследования ведьм нередко были обвинения соседей, якобы пострадавших от злокозненных действий женщин, подозреваемых в колдовстве. Однако судей интересовали не столько эти деяния, сколько то, не находилась ли обвиняемая в союзе с дьяволом, и именно эти вопросы оказывались в центре внимания трибунала. Для получения соответствующего признания применялись самые жестокие пытки. Нередко предполагаемых ведьм подвергали испытанию водой: в нее бросали связанную по рукам и ногам женщину, и если вода, чистая стихия, выталкивала жертву, то это служило доказательством ее вины. Другое испытание заключалось во взвешивании обвиняемой: поскольку верили в полеты ведьм, то предполагалось, что они весят меньше обычного.

Применялось также «испытание слезами»: подозреваемой зачитывали отрывок из Библии, и если она при этом не проливала слез, то ее связь с дьяволом считалась доказанной. Обоснование необходимости применения жесточайших пыток судьи видели в том, что в ведьму якобы вселилась нечистая сила, которая препятствует обвиняемой признаться в своих maleficia; воздействуя пыткой на ее тело, судьи, как они были уверены, боролись за спасение ее души. Новым уголовным законодательством, введенным в ряде стран Европы в XVI в., колдовство было отнесено к категории «исключительных преступлений» (crimen exceptum), что окончательно развязало руки судьям. В большинстве случаев пытки приводили в конце концов к «признанию» женщины в связи с дьяволом, после чего выносился приговор, обрекавший несчастную на сожжение на костре.

Признание обвиняемой в том, что она ведьма, было обязательным условием для вынесения приговора. В деревнях и городах появлялись самозванные «специалисты», утверждавшие, будто могут безошибочно распознать ведьму по внешнему виду. Считалось, что на теле ведьмы дьявол оставил свою «печать» в виде родимого пятна или точки, невосприимчивой к боли. На теле подозреваемой ведьмы выбривали все волосы и кололи его иглами с целью обнаружить подобные точки. С особым упорством судьи допытывались у обвиняемой, кто, кроме нее, посещал шабаши, после чего оговоренные ею лица в свою очередь подвергались аресту и пыткам, и таким образом возникала «цепная реакция», преследования ширились, охватывая вся большее число жертв.

Ужесточению гонений на ведьм способствовали сочинения некоторых инквизиторов и богословов XV в. (в частности трактат доминиканского теолога Иоганнеса Нидера, 1437 г.), но в особенности папская булла Summis desiderantes (1484 г.) и трактат «Молот ведьм» (Malleus maleficanim) доминиканцев Инститориса (Кремера) и Шпренгера (1486/87 гг.). «Молот ведьм» основывался на учебниках по расследованию и искоренению ересей и стал главной «энциклопедией» колдовства, на которую ориентировались в своих демонологических представлениях инквизиторы, клирики и судьи. В «Молоте ведьм», проникнутом предельным антифеминизмом, говорится о том, как демоны и ведьмы совращают людей и побуждают их к заключению договора с дьяволом, как ведьмы справляют свои шабаши и вредят людям.

С этого времени на протяжении двух столетий не иссякал огромный поток демонологической литературы, в которой богословы и юристы всячески обосновывали необходимость охоты на ведьм. Среди авторов ученых трактатов, направленных против ведьм, были и такие известные мыслители и писатели, как, например, Жан Боден (1580 г.), один из создателей теории государственного права, развивавший идеи тираноборчества и веротерпимости. Появлявшиеся время от времени сочинения, в которых высказывались сомнения и выдвигались возражения против разгула гонений на ведьм (таков трактат немецкого иезуита Фридриха Шпее, 1631 г.), не могли остановить или уменьшить размах преследований.

Отношения между нечистой силой и ее слугами моделировались по образцу ленных связей. От сер. XVII в. сохранились два документа, оформлявшие договор между неким французом и дьяволом; эти документы рассматривались в парижском суде. В первом из них, составленном, как в нем записано, в преисподней, этот человек присягал на верность князю тьмы, отрекаясь от Господа и обязуясь быть верным вассалом дьявола. Подписанный там же другой документ подтверждал принятие дьяволом нового подданного и обещал ему всяческие земные блага на срок в 20 лет, после чего грешник поступит в полное его распоряжение.

Кто были жертвы охоты на ведьм? Преимущественно женщины, но во многих случаях и мужчины. Предубеждение против женщин, издавна свойственное духовным лицам и монашеству, которые подчас видели в них орудие в руках дьявола, открывало ворота для прямой враждебности. Образ одинокой старухи, которая находится вне коллектива, и, в силу этого, внушает ему суеверные подозрения (вспомним Бабу Ягу народной сказки),— скорее стилизация, нежели отражение действительного положения дел, ибо обвинения в колдовстве предъявлялись и социально полноценным соседям. Среди т. н. ведьм были и старые, и молодые, и преуспевающие, и бедные. Бургомистру одного немецкого города, обвиненному в колдовстве (нач. XVII в.), удалось тайком из тюрьмы переслать своей дочери письмо, в котором он пишет, что, не выдержав пыток, был вынужден признать предъявленные ему обвинения в maleficia и в служении дьяволу, но умоляет своих ближних не верить этим «откровениям».

Обвинения в колдовстве нередко использовались для расправы с политическими противниками и личными врагами. С точки зрения изучения психологического климата, в котором развертывалась охота на ведьм, особый интерес представляют случаи, когда отдельные женщины и девушки добровольно, еще до предъявления им каких-либо обвинений, заявляли, будто находятся в связи с нечистой силой и служат ей. Видимо, под влиянием широко распространившихся представлений о ведовстве некоторые психически неустойчивые и склонные к фантазиям или попросту ненормальные лица искренне воображали себя ведьмами: таков был, очевидно, один из извращенных способов самоутверждения особ, в остальном ничем не замечательных.

Проверка испанским инквизитором судебного расследования дела о девочках, признавших себя ведьмами (процесс в Загаррамурди, Страна басков, нач. XVII в.), обнаружила их невинность, и они были оправданы. В ряде случаев жертвами процессов над ведьмами стали женщины, малолетние дети или внуки которых, наслушавшись легенд о шабаше, рассказывали, будто участвовали в нем и получили подарки от нечистой силы. Дети также нередко делались жертвами преследований. Гонения на ведьм не шли непрерывно, они то вспыхивали, разрастаясь до угрожающих размеров, то угасали. Установить корреляцию между протеканием этих процессов с другими явлениями духовной и социальной жизни в высшей степени трудно. Интенсивность преследований ведьм была различна как в разные периоды, так и в отдельных странах. В Англии пытка не применялась, и, соответственно, осужденных ведьм было меньше.

Относительно немногочисленны были ведовские процессы в Италии, где папство проявляло в этом отношении осторожность. Напротив, наблюдался разгул преследований ведьм в Германии, Франции и Нидерландах. С одинаковым усердием ведьм преследовали как в католических, так и в протестантских странах. Высказывалось предположение, что гонения на ведьм и на еретиков как бы сменяли друг друга: внимание преследователей и общества время от времени переключалось с одних на других: поиск же внутренних врагов христианства оставался неизменным. Причины перерастания преследований ведьм в общеевропейский процесс огромной важности как в политическом и религиозном, так и в социально-психологическом отношениях остаются спорными для исторической науки.

Часть исследователей склоняется к социологическим объяснениям: они связывают охоту на ведьм с расслоением деревни в XVI—XVII вв., жители которой, ранее оказывавшие материальную помощь бедным, теперь отказывают им в ней, тем самым способствуя их выталкиванию из коллектива и провоцируя их на враждебные действия; среди этих маргинальных элементов, согласно точке зрения К. Томаса, А. Макфарлена и Р. Мюшамбле, прежде всего и появляются так называемые ведьмы. Но подобная интерпретация кажется односторонней, ибо, как мы видели, обвинения в maleficia выдвигались против лиц самого разного социального статуса и имущественного состояния.

Обосновывая свою фольклорную теорию, К. Гинзбург подчеркивает, что религиозные и психологические феномены не могут быть поняты посредством их редуцирования к феноменам социально-экономического плана. Тем не менее едва ли можно не принимать во внимание ту в высшей степени сложную социально-экономическую и политическую ситуацию, которая сложилась в Европе XVI-XVII вв. и порождала психологическую нестабильность, способствовавшую распространению всяческих страхов. Взаимодействие исконной народной веры в существование ведьм с ученой демонологией представляло собой встречу двух религиозно-культурных традиций - фольклорной и ученой. Но эта встреча была во многом роковой для средневековой народной культуры.

Используя суеверия простолюдинов, церковь перетолковала их таким образом, что оказалась способной нанести народной культуре, частью которой являлись магия и миф, мощный удар. В ходе охоты на ведьм народные культурные традиции, праздники и обычаи, по отношению к которым церковь проявляла известную терпимость в предшествовавший период, были демонизированы, оттеснены и частично подавлены. Невозможно установить хотя бы приблизительное число жертв охоты на ведьм. Местные архивы еще недостаточно изучены, к тому же многие протоколы допросов и приговоры были преданы огню вместе с их жертвами. В ряде местностей преследования ведьм достигали такого размаха, что почти вовсе не оставалось женщин, свободных от обвинений. По временам гонения на ведьм приобретали характер массовых психозов.

Гонения на ведьм начинают ослабевать на рубеже XVII и XVIII вв. Причины прекращения преследований также не вполне выяснены. Едва ли удовлетворительно прежнее объяснение, согласно которому «свет Просвещения» развеял «мрак средневековья». По-видимому, постепенно изменилось общественное мнение. Стали сдвигаться границы между естественным и сверхъестественным, возможным и невозможным. Наступило психологическое истощение общества, столь долго терроризируемого борьбой против дьявола и его прислужниц — ведьм. Одним из отдаленных рецидивов демономании явился процесс над группой женщин в Салеме (Массачусетс, Новая Англия), происшедший в 1693 г. Многочисленные секты и союзы ведьм и колдунов, ныне крикливо заявляющие о себе, не имеют никакого отношения к ведьмам средневековья.

Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человеке истории. 1990. М., 1990. С. 132-146; Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. 1990. С. 308-375: «Ведьма в деревне и перед судом»; Шверхофф Г. От повседневных подозрений к массовым гонениям. Новейшие германские исследования по истории ведовства в начале Нового времени // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 306-330.