Как оказались мощи николая чудотворца в италии. Бари в Италии – пляжи, замки и Николай Чудотворец

Вряд ли в России найдется дом православного человека, в котором бы не было иконы святителя Николая Чудотворца. Точно так же среди нашего верующего народа вряд ли обнаружишь того, кто, помолившись святителю Николаю, не получал от него помощи. Поэтому не удивительно, что в итальянском городе Бари, где покоятся мощи святого, есть храм Русской Православной Церкви. Но, хотя русское подворье в Бари имеет почти 100-летнюю историю, в полную силу оно функционирует лишь последние десять лет. О сложной судьбе подворья и о современной его жизни рассказывает настоятель храма-подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари протоиерей Владимир Кучумов:

- Паломничество из России к мощам святителя Николая Чудотворца начинается уже в XV веке. Много русских паломников прибывали в Бари и в XVIII веке, и первые истории этих паломничеств датируются именно этим временем. В XIX веке паломничество к мощам святителя Николая становится всесословным: в Бари приезжали и особы императорской фамилии, и представители высшего общества, и видные деятели русской культуры (так, например, поклониться мощам святителя Николая в Бари приехал Н.В. Гоголь), и купцы, и простонародье. В базилике есть журнал посещений. Это своего рода «книга отзывов» наших паломников с 30-х годов XIX века до начала XX столетия. В ней можно увидеть имена и автографы очень известных людей. Традиция ведения этого журнала со временем прекратилась, но то, что осталось, - это очень ценный исторический источник паломничества к мощам святителя Николая. Уже тогда, в XIX веке, остро встал вопрос о том, кто и где будет принимать наших паломников. Эта миссия была возложена поначалу на Императорское православное палестинское общество, которое с 70-х годов XIX века разрабатывало маршрут в Миры Ликийские, где служил и был погребен святитель Николай. Но так как город в то время находился на территории турецких владений, то Палестинское общество переместило свои средства в Бари, где почивают мощи святителя. В 1892 году цесаревич Николай посетил святые мощи, и тогда же возникла идея устройства приюта для русских паломников. Было основано вице-консульство Российской империи в Бари, главной задачей которого стала забота о паломниках. В городе была приобретена большая квартира, где одновременно могли останавливаться до двух десятков человек. Однако это был не лучший выход из положения, и поэтому к 300-летию Дома Романовых был замыслен огромный проект: гостиница и храм при ней. Храм был необходим потому, что католики в начале XX века не допускали православных богослужений на мощах. В то время русские священники не могли даже появляться у мощей в епитрахили.

Для устройства комплекса в новой части города, где в то время располагались виллы горожан, был приобретен участок земли в 1,5 гектара, представлявший собой огромный сад. Это несравнимо больше, чем та земля, которую сейчас занимает подворье (в начале 40-х годов XX века территорию значительно урезали итальянские власти).

В 1913 году на майский праздник святителя Николая был заложен первый камень подворья. Закладкой руководил священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. На мероприятие прибыло много известных людей. Были направлены телеграммы от императора, от великой княгини Елизаветы Федоровны, в которых подчеркивалось большое и важное значение подворья. Комплекс возводился по проекту архитектора А.В. Щусева, который в то время был весьма известен как церковный архитектор. Позже, в советское время, он был также востребован: проектировал мавзолей В.И. Ленина и гостиницу «Москва». Подворье в Бари было его последним церковным архитектурным проектом. Он сам присутствовал здесь в начале строительства.

С началом Первой мировой войны строительство подворья не прекращалось и было завершено к 1920-м годам. Это было возможно потому, что все деньги на строительство находились в Бари. Для подворья уже была даже изготовлена мебель. В то время это было самое современное и благоустроенное здание в Бари, имевшее лифты и центральное отопление - над этим много потрудились наши инженеры. Но беда заключалась в том, что этот духовный центр в 1920-е годы так и не оказался востребован, а храм не был освящен. Освятил храм в 2004 году в зимнее празднование святителю Николаю митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл - нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Тогда, в 1920-е годы, на никому не нужном подворье останавливались иногда беженцы из России. В конце 1920-х годов Советский Союз предъявил права на всю зарубежную собственность России, в том числе и на подворье в Бари. Те эмигранты, которые ютились в то время на подворье, пытаясь воспрепятствовать его передаче Советскому Союзу, отдали подворье городу Бари. Но сделали это весьма неуклюже и непродуманно - путем акта купли-продажи. По сути проживавшие на подворье эмигранты, в том числе и князь Николай Жевахов - один из основателей подворья, его продали. За подворье были выручены небольшие деньги, еще была выговорена пожизненная пенсия от города князю Жевахову. Отдали подворье так, что впоследствии вернуть его стало практически невозможным. Правда, было оговорено условие, что подворье будет хоть как-то использоваться для культовых целей. На подворье служил священник Русской Зарубежной Церкви, который выступал арендатором нижнего храма. А так как это уже была собственность города, то священник оформлялся туда на работу как служащий.

В конце 1940-х годов, уже после Второй мировой войны, служивший на подворье священник РПЦЗ Андрей Копецкий перешел в юрисдикцию Экзархата русских приходов в Западной Европе Константинопольской Патриархии. После его смерти в конце 1960-х годов на подворье был назначен другой священник; он, пытаясь избежать суда Константинопольского Патриархата за неканоническую деятельность, перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви.

Подворье постепенно приходило в упадок: здание ветшало, прихожан практически не было. В конце 1980-х - начале 1990-х годов в Бари стали снова появляться паломники из России. Но Зарубежная Церковь оказалась неготовой к этой ситуации. Я сам приезжал в эти годы в Бари как паломник с одним владыкой и помню, как находившийся на подворье священник не пускал нас в храм, отвечал из-за закрытой двери, обзывая нас большевиками.

В середине 1990-х годов мэр Бари, видя увеличивающийся поток паломников из России, сам обратился в Московский Патриархат с предложением как-то поучаствовать в приеме этих паломников. Последовали длительные переговоры. Наконец в мае 1998 года был подписан протокол о намерениях мэром Бари и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Я принимал активное участие в этих переговорах. В ноябре того же года в Москве был подписан окончательный договор, и в конце того же года я был назначен настоятелем русского храма во имя святителя Николая Чудотворца в Бари. В следующем году мы с матушкой переехали в Италию. Здесь мне пришлось фактически с нуля при очень сильном противодействии представителей Зарубежной Церкви начинать свою деятельность по созданию прихода. Скоро так случилось, что наш приход оказался единственным уголком русской жизни в Бари. Тогда же были налажены очень тесные отношения с базиликой святителя Николая, где почивают его мощи, и мы получили эксклюзивное право на служение у святых мощей Чудотворца. И с тех пор ежедневно там служим. А подворье вместе с храмом стало базой для наших паломников и местом окормления русских людей в Бари.

Мы все время просили власти города передать подворье нам. И когда в очередной раз получили отказ, пришлось обратиться к благочестивым властям России. В 2006 году президент Владимир Владимирович Путин принял меня в Кремле и пообещал поучаствовать в решении этого вопроса. Тогда митрополит Кирилл приложил все усилия, чтобы это событие свершилось. И в 2007 году президент России прибыл в Италию с официальным визитом, по договоренности местом встречи в верхах было выбрано Бари. Бари был выбран не случайно: президент В.В. Путин хотел поклониться мощам так почитаемого в России святителя Николая. Тогда же, в марте 2007 года, был положительно решен вопрос о русской церковной собственности в Бари. Два года ушло на согласование всех позиций, и вот в этом году, тоже в марте, президент Дмитрий Медведев специально прибыл в Бари для участия в торжественной церемонии передачи символических ключей от подворья. Месяц тому назад, в ноябре, подворье было официально передано в вечное пользование Русской Православной Церкви. Теперь перед нами стоит задача выселения всех тех, кто не имеет к нему никакого отношения. Надеюсь, что, как и обещал мэра Бари, это произойдет в течение следующего года. Затем подворье ждет перестройка под духовный и паломнический центр-гостиницу. Так что наконец-то будет реализоваться то, что задумывалось почти 100 лет назад.

Сегодня подворье, кроме обычного для него приема паломников, ведет и миссионерскую работу. Но не среди католиков, потому что это было бы не совсем правильно по отношению к местной архиепископии, которая по-хорошему к нам настроена, а среди приезжающих из России, в том числе и среди русских паломников. Дело в том, что к мощам святителя Николая приезжают и не совсем церковные люди, которые в то же время очень почитают святого. Поклоняясь мощам, присутствуя на богослужении, они переживают некий переломный момент, приходя к воцерковлению. Нередко бывает, что люди приезжают как туристы или за компанию, а потом становятся паломниками, верующими. Я считаю, что миссия такого рода не только возможна, но и необходима в этом городе.

Очень отрадно, что, начиная с 2000 года, нам удалось наладить прибытие на праздники регулярных чартерных рейсов. Каждый праздник в Бари прибывает как минимум один такой рейс. Я думаю, что крайне важно устраивать такое празднование памяти святителя Николая русскими людьми. Это особенно важно именно для нашей страны, верующие которой всегда ощущают поддержку святого. Даже в кризис мы находим благочестивых людей, которые вносят свой вклад в этот праздник, так что мы имеем возможность пригласить в такие рейсы людей, которые другим способом никогда здесь не оказались бы: сирот, малоимущих и т. д. И это чрезвычайно важно - в дни памяти святителя Николая видеть в Бари весь срез нашего общества - от власть предержащих до абсолютно простых людей, которые молятся как братья у мощей святителя: у всех одни чувства в сердцах, одни слова на устах, у всех одинаково просветленные лица. Мне вспоминается название одной книги, посвященной паломничеству в Бари, - «Россия на коленях у гробницы святителя». Это очень точно передает происходящее здесь.

В Бари побывало более ста правящих архиереев нашей Церкви. И для нас особо значимо, что наш храм и подворье были освящены нынешним патриархом, который не оставляет нас и теперь своим вниманием. Все рейсы, о которых я говорил выше, организуются по благословению Святейшего Патриарха.

Паломников очень много. Бывает, что на праздники собирается до пяти тысяч человек. У мощей можно увидеть православных из Украины, Молдавии, Грузии - всех, кто празднует память святителя Николая по юлианскому календарю. Но вот что удивляет: у мощей практически не встретишь греков. Мало приезжают из Болгарии и Сербии. Но зато активны православные из Польши.

Расскажу немного и о будничной жизни нашего подворья. Я помню, как на первое богослужение пришло всего пять человек. Сейчас же только постоянных прихожан около 150 человек. Это и русские, и украинцы, и грузины. С последними у нас очень хорошие отношения, несмотря на то, что грузинские политики нас не жалуют. А вот простые люди приходят на службы, исповедуются. Мы позволяем им петь «Символ веры» и «Отче наш» вслед за церковно-славянским на греческом и грузинском. Никакого разделения по национальному признаку у нас на приходе нет. Русские, украинцы, грузины, греки и сербы - все это одно целое.

Есть в нашем приходе и итальянцы, хотя их и не много. Это люди с очень сложной судьбой. Мы, идя им навстречу, какие-то части Божественной литургии служим и на итальянском языке. Так, в нашем храме читается Символ веры и «Отче наш» на итальянском. Кстати, в Италии есть итальянцы - священники Русской Православной Церкви.

Другие, не русские, православные общины в Бари тоже есть, например есть большая румынская община, но у них нет храма. Так что в городе только один православный храм - это русский. Удивительно и символично, что за тысячу лет пребывания мощей святителя Николая в Бари только русскому народу удалось построить здесь храм.

Есть в нашей жизни и огорчения, конечно же. Связаны они с теми, кто прежде ходил в этот храм. Сейчас здесь больше нет прихода Зарубежной Церкви, так как вся территория, в том числе и нижний храм, принадлежит России. И отношение прежде ходивших в это храм к Московскому Патриархату весьма негативное. За все последние годы эти люди ни разу не пришли к нам на богослужения, хотя у них нет сейчас своего священника. Не приходят даже на Пасху, предпочитая ее встречать дома даже в тот момент, когда под их окнами идет наш крестный ход. Эти люди не исповедуются и не причащаются. Но я надеюсь, что эта проблема будет решена миром и что храм Русской Православной Церкви будет желанным местом и для паломников из зарубежной диаспоры.

С чем едут к святителю Николаю? Прошения в общем-то во многом одинаковы. Но иногда приходиться воспитывать паломников, объясняя, о чем можно просить у мощей, что благочестиво, правильно и выполнимо, а что нельзя. Мое пожелание паломникам, которое основано на опыте общения с ними: просите, что потребно для спасения души. Основные просьбы - это моление о здравии, устройстве бытовой стороны жизни и работы. Чудеса тут очень часто происходят. Мы буквально завалены и письменными, и устными сообщениями от паломников, что в их жизни произошли значимые изменения после молитв у мощей святителя Николая. Особенно растет количество таких откликов после праздников. Содержание этих сообщений одинаково: «Отец Владимир, все, что я просил, я получил. Это просто чудо!» Прошения людей исполняются. Но я считаю главным чудом святителя Николая - исправление жизни людей. Ведь такое, казалось бы, незаметное обстоятельство, как появление осмысленности в повседневной жизни и воцерковление - вот что главное. А с этим потом приходит и время ярких чудес: исцеление от рака, обретение второй половины теми, кто уже отчаялся в этом, обретение жилья или работы. Это осязаемая помощь Божия, которая укрепляет человека на пути спасения. Ничто так не трогает, как исцеление души человеческой.

Повлияло ли служение в Бари на мою жизнь? Конечно! Прежде всего, я сам испытал на себе силу святителя Николая. Я никогда раньше об этом не говорил, но им были явлены чудеса и мне лично, и моей семье. Это были и чудеса исцелений очень яркие. Конечно, святитель давал нам силы и помогал в борьбе за подворье. Это великое чудо, что подворье возродилось из небытия.

Я бы хотел, чтобы Россия и наш народ никогда не оставляли вот этой традиции - праздновать память святителя Николая у его мощей. Ведь праздник - это в том числе и молитва. Молитва не только о тех людях, которые приезжают в Бари, но и обо всей России. А это очень важно.

Все итальянцы задают и нашим паломникам, и мне один и тот же вопрос: почему мы избрали своим самым почитаемым святым покровителем того, кто ни разу при земной жизни не был в России? Их удивляет, что русские почитают святителя Николая больше, чем жители Бари. Я отвечаю всегда на этот вопрос так: это не мы его избрали своим святым, а он нас избрал, покровительствуя нам как наиболее страждущему в мировой истории народу. За это благодарят святителя Николая как власть предержащие, так и простые люди. Я, например, расцениваю визит В.В. Путина в Бари в 2007 году, первый визит главы нового российского государства к мощам святителя Николая, как благодарение от всей исторической Руси за его покровительство. Святитель Николай для очень многих людей является духовным ориентиром. Многие, кто только идет к вере, говорили мне об этом. Помнится, один врач сказал мне, что он не верит в загробную жизнь, но верит в святителя Николая. Вот такой парадокс, который лишь подчеркивает тонкость и сложность души нашего народа. Даже в атеистические времена нецерковные люди могли всегда точно отличить икону святителя Николая от образа другого святого. Такое особое отношение к святителю Николаю, восприятие его как заступника на генетическом уровне удивительно.

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Начиная с мая 2005 года настоятель и верующие прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции два раза в год, 22 мая и 19 декабря, в дни памяти святителя совершают Божественную Литургию на «венецианской части» его мощей. Базилику, в частном порядке, можно посетить и в другие дни года. Расписание открытия базилики смотрите ниже на этой странице.

Внимание! В августе храм Chiesa San Nicolò будет закрыт, поэтому приглашаем Вас поклониться мощам Св. Николая в храме прихода Св. Жен Мироносиц .


Мощи Святителя Николая находятся в католическом храме Chiesa San Nicolò на острове Лидо. Как попасть в базилику Chiesa San Nicolò:

Время открытия базилики San Nicolò:

8:00 — 12:00 16:00 — 18:00

По вторникам храм закрыт.

Николай Чудотворец Чтоб печаль превратилась в радость

Николай Чудотворец

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая


Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История перенесения мощей ликийских святых

В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая.
Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем.
Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г.
Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари» . Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).

о Венеции

Венеция — это второй в Европе - после Рима - город по количеству святынь неразделенной Церкви . Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший форпостом Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка».

Для христиан итальянский городок Бари (Bari) является одним из самых святых мест на Земле. Именно здесь расположена великолепная базилика, в стенах которой хранятся мощи Николая Чудотворца. Этот святой человек еще при жизни прославился своими удивительными и чудесными деяниями.

Ежегодно к Николаю Чудотворцу приезжает несколько миллионов паломников, которые обращаются к Святителю в надежде на исцеление, исполнение сокровенного желания, прощение грехов.

Католическаябазилика Святого Николая (Basilica di San Nicola) возведена в романском стиле. Внешне она выглядит достаточно скромно и просто.

Однако, несмотря на это, она вызывает у людей трепет и благоговение. Для храма характерен мощный фасад, украшенный башнями, искусной резьбой и красивыми арканами.

Базилика была построена во второй половине XI ст. специально для хранения мощей святителя Николая Мирликийского.

Важно! Расписание богослужений в храме в Раменках

Мощи Николая Чудотворца в Бари были перевезены в 1087 г. До этого они хранились в городе Мира, расположенном на территории современной Турции.

Внутреннее убранство представлено великолепными скульптурными композициями, рельефами и капителями, выполненными в византийском стиле. На позолоченном потолке расположены фрески, которые отображают жизнь и духовный путь святого.

Храм является действующим. Здесь проводят службы, как католические, так и православные священники. В главном зале расположена статуя святого, рядом с которой можно оставить записку с просьбой об исцелении, решении какой-либо жизненной трудности и т.п. Мощи Святителя размещены в крипте – нижней части базилики.

Еще одной достопримечательностью храма является великолепная колонна, расположенная рядом с криптой и выполненная из красного мрамора.

По преданию, ее принес сам Николай Чудотворец, сопровождаемый ангелами.

Считается, что если к колонне с молитвой прикоснется женщина, которая мечтает о замужестве или рождении ребенка, то ее желание обязательно исполнится.

На территории площади San Nicola расположено здание для паломников, где можно снять комнату на одну ночь или на более продолжительный период. Оплата за проживание осуществляется в виде пожертвования.

Интересно! Не все знают, что в истории христианской церкви существует два Николая Чудотворца – Мирликийский (жил в IV ст.) и Пинарский или Сионский (жил в VI ст.). Их жизненный путь и чудесные деяния очень похожи.
Святитель Мирликийский никогда не осуществлял паломничество в храм Воскресения Господня в Израиле, как утверждают некоторые источники. Это сделал Святитель Пинарский.
К слову, в базилике в Бари хранятся мощи именно Святителя Мирликийского, который изображен на всех иконах.

Паломничество к святому месту

Святой является покровителем всех слоев населения, от нищих до богатых. К нему можно обратиться абсолютно с любой просьбой, которая не противоречит библейским заповедям.

Познавательно! Что такое покойника: как правильно заказать

Совершить паломничество в Бари хотя бы раз в жизни должен каждый верующий христианин. Большинство паломников старается попасть к крипте Чудотворца в Бари на праздник 22 мая, посвященный святому. В этот день священники продают людям разбавленное освященной водой миро, которое источают мощи Святителя.

Тур в Бари можно совершить самостоятельно или в составе группы.

В России существует большое количество туристических агентств, которые организуют для верующих путешествия по святым местам Италии.

Как правило, помимо базилики паломники посещают Русскую Православную церковь, посвященную Чудотворцу, с красивым Патриаршим Подворьем.

Остановиться можно в Доме Паломника, расположенном прямо на территории церкви. Стоимость проживания за ночь составляет 20–30 евро. В стоимость включен завтрак.

Как добраться?

Чтобы быстро найти месторасположение святого храма на карте , необходимо знать его точный адрес. Базилика Святого Николая находится в Старом городе по адресу Largo Abate Elia, 13, Бари, Италия.

Храм Николая Чудотворца в Бари расположен относительно недалеко от железнодорожного вокзала города. Дойти можно всего за 15 минут. Чтобы добраться туда, необходимо придерживаться таких направлений в следующей последовательности:

  1. Улица Sparano.
  2. Cattedrale.
  3. Улица Carmine.
  4. Arco San Nicola.
  5. Площадь San Nicola.

Добраться до базилики также можно от набережной города, так как церковь расположена прямо на морском побережье. Необходимо двигаться в следующем направлении: Порт - Arco San Nicola - Largo Urbano II - Площадь San Nicola. Время в пути составит около 10 минут.

Расписание

Отправляясь в паломничество в Бари, следует обязательно ознакомиться с расписанием всех основных событий и мероприятий, которые проводятся на территории святыни. Храм работает ежедневно. График работы с 07:00 до 13:00 и с 16:00 до 19:30.

Полезно! Почему нельзя купаться в : подробная история праздника

Регулярно в стенах базилики возле крипты Святителя проходит:

  • В будние дни в 10:30 – Благодарственный молебен.
  • Каждый вторник – Божественная Литургия.
  • Каждый четверг с 16:00 – молебен с акафистом.
  • Каждая суббота с 11:00 – молебен и панихида.
  • Каждое воскресенье – Божественная Литургия.

Приложиться к мощам святого можно только в день проведения Божественной Литургии. Подробное расписание всех мероприятий и богослужений можно узнать, посетив официальный сайт базилики.

Многочисленные видео о базилике Св. Николая знакомят будущих паломников с основным устройством храма, расписанием молебнов и литургий, а также с жизнью и деяниями святого.

Просмотрев их, можно почувствовать истинную благодать и вдохновение. Кроме того, с помощью видео можно ознакомиться с удивительными историями и чудесными исцелениями, которые произошли с паломниками после посещения храма.

Обратите внимание! В дни Великого Поста расписание богослужений может меняться.

Полезное видео

Подведем итоги

Совершить паломничество к крипте Святителя Николая Мирликийского в Бари можно в любое время года. Для этого не требуется какая-либо специальная подготовка. Главное, ехать в это святое место с истинной и непоколебимой верой в чудо.

Базилика Святого Николая хранящая мощи Николая Чудотворца расположенная в Бари - одном из древнейших итальянских городов с историей в 3 тысячи лет - место паломничества тысяч христиан.

Бари - история

Центр города Бари

Историки затрудняются назвать точный возраст Бари, но предполагают, что уже за тысячу лет до н.э. здесь существовало поселение.

Сегодня древнее поселение стало крупным городом, число жителей которого превышает 325 тысяч человек. Бари является административным центром области Апулия.

В III в. до н.э. эта часть современной Италии вошла в Римскую империю в качестве муниципия (города, население которого получало частичное самоуправление и гражданские права). Здесь был построен театр, возведены храмы, но археологических подтверждений тому найти не удалось.

Существующая же до наших дней структура старого города сформировалась в середине 5 века нашей эры, во время борьбы Восточной римской империи (со столицей в Византии) и лангобардов. В те годы формировались особенные административные единицы, катепанаты, которыми управляли предводители провинциальных воинских отрядов.

Позже городу довелось пережить господство барберов (арабских народов из северных районов Африки), подчинение Бевененто (крупное герцогство на северо-востоке), осаду сарацин, вторжение венецианцев…

Крупным потрясением было восстание Мелуса в борьбе за независимость от византийцев произошедшее в 1009 году. Оно привело к разграблению Бари (и части Италии) призванными на помощь мятежникам войсками норманнов.

Мощи Николая Чудотворца


Бари - крепостная стена

Впрочем, несмотря даже на дальнейшие перипетии, среди которых было и практически полное уничтожение города, важнейшее в его истории событие произошло в 1087 г.

Арабский флот под руководством Хумейда в то время совершал устрашающие набеги на христианские земли. Был разграблен Родос, Миры Ликийские. В последние Хумейд пришел с намерением уничтожить мощи Николая Чудотворца, но по ошибке разрушил не ту церковь. После чего поднялась страшная буря, уничтожившая большую часть судов.

Верующие справедливо опасались за судьбу реликвии. Вошедший на византийский престол Алексей I Комнин стремился сохранить религиозные ценности, однако варваров остановить не удавалось. К тому времени восточная часть Италии практически полностью была разорена. Миры же перешли к туркам.

В 1087 году барийские купцы на обратном пути из управляемой мусульманами Антиохии приняли решение перевезти мощи Николая Чудотворца из Мир Ликийских. Когда выкупить святыню не удалось, отряд в количестве 47 человек силой забрал реликвию из саркофага, связав монахов, охранявших церковь.

8 мая купцы на кораблях с важнейшим грузом прибыли домой, а уже на следующий день мощи Николая Чудотворца разместили в находящейся неподалеку от берега церкви св. Стефана. Любые попытки перевезти мощи куда-либо из города в дальнейшем вызывали народные волнения, поэтому было решено возвести церковь, в которой бы они хранились.

Бари - кафедральный собор
Бари - кафедральный собор - интреьр

Бари - Базилика Святого Николая

На строительство храма, в котором бы находилась христианская святыня - мощи Николая Чудотворца, ушло почти 20 лет. Начавшееся практически сразу после возвращения в итало-нормандские земли мощей, оно длилось вплоть до 1085 г. На освящении церкви, в крипте которой и захоронили останки святого, присутствовал папа Урбан II.

Был он здесь и еще однажды, посетив одно из ключевых событий в истории христианской церкви. В 1098 году, в промежуток кратковременного сближения между позициями Папы и Византийской церкви, был созван Собор, на котором должны были разрешиться разногласия между католицизмом и православием. Участие в событии приняли 180 епископов, присутствовала здесь и делегация Киевской митрополии. Однако результат Собора оказался весьма печальным - было решено предать анафеме всех несогласных с папой (обсуждался вопрос спора вокруг догмата о Троице). Таким образом, церкви остались разделенными и по сей день.

Стоит отметить, что в Бари находится примерно 65% мощей святого. Дело в том, что во время кражи их из Мир Ликийских, не было возможности переложить святыню из саркофага в контейнер, поэтому ее завернули в мантию. Из-за торопливости часть мощей осталась в городе, занятом турками. Их удалось добыть только в ходе крестового похода, после чего христиане перевезли эту часть останков на венецианский остров Лидо.

Базилика Святого Николая
Базилика Святого Николая - интерьер

Базилика Святого Николая - архитектура

Архитектура храма весьма оригинальна - в ней присутствуют, в основном, прямоугольные элементы и прямые линии, что больше уместно для замков или крепостей. Усиливают впечатление две массивные башни по краям фасада. Впрочем, церкви несколько раз все же пришлось выдержать осаду, так что внешность не совсем обманчива.

Пожалуй, единственным внешним украшением можно назвать резьбу XII в. на входном портале. Колонны, поддерживающие портик, опираются на фигуры быков, а в люнете можно наблюдать рельеф с триумфатором на колеснице. Фронтон здания венчает сфинкс. Возможно, изначально здание было более живописным, но во время реконструкций в XIII, XV и XVII веках часть украшений была удалена.

В храме - три нефа длиной 39 м, трансепт короче - 31,5 м. Все нефы завершаются апсидами, о которых снаружи практически ничего не говорит - их скрывают прямые стены с ложными аркадами. Во время обновления сооружения в прошлом столетии интерьер лишился большей части барочных элементов, сохранив лишь украшенный художником Карло де Роза сводчатый деревянный потолок трансепта. Центральное изображение здесь посвящено Богу Отцу, вокруг которого расположились патриархи.

Базилика Святого Николая - мощи Николая Чудотворца
Базилика Святого - богослужение

Мощи Николая Чудотворца - паломничество

Однако ценность для паломников, все же, скрывается не в истории и архитектуре сооружения. Век за веком сюда прибывают верующие, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца.

Столь высокое внимание к церкви в Бари обусловлено тем, что святитель Николай является одним из наиболее почитаемых святых и для католиков, и для православных. Считающийся покровителем моряков и путешественников, он известен рядом чудес и деяний.

Так, еще в молодости он воскресил одного моряка и спас по пути из Александрии другого. Позже Николай уберег от позора трех девиц, обладающих красотой, но живших в бедной семье, не имевшей возможности собрать приданное. По легенде, святитель бросил в окно их дома мешок с золотом, который упал в чулок, повешенный перед камином для просушки. С той поры и ведет свое начало традиция вывешивать чулки для Санта-Клауса.


Мощи Николая Чудотворца - православное богослужение

Исторические документы утверждают, что и православные в церкви - частые гости. Здесь бывали Петр Толстой, Борис Шереметьев, сын Петра Великого Алексей, Василий Барский и т.д.

В России вплоть до XX века Николай Чудотворец считался одним из наиболее почитаемых святых. Количество посвященных ему храмов уступало лишь числу церквей во имя Богородицы.

Однако из-за споров между православием и католицизмом россияне имели возможность приблизиться к мощам только во время паломничества или туристической поездки в Бари.

Стоит заметить, что Римская католическая церковь, несмотря на разногласия, всячески способствует паломничеству из России.

Базилика Святого Николая открыта ежедневно с 7:30 до 13:00 и с 16:00 до 19:30. Вход бесплатный.
Официальный сайт базилики: http://www.basilicasannicola.it

Мощи Николая Чудотворца везут в Россию

Но в 2017 году, благодаря договоренностям между патриархом Кириллом и папой Римским Франциском, достигнутым в Гаване, впервые за 930 лет мощи Николая Чудотворца покинут Храм в Бари - святыня будет временно принесена в Россию.

«Святые мощи будут доставлены в Москву 21 мая чартерным рейсом, их будет сопровождать делегация Римско-католической церкви,- сообщил сотрудник cекретариата по межхристианским отношениям священник Алексей Дикарев.- В Россию будут привезены не все мощи, а только их часть».

По словам митрополита Волоколамского Илариона, принесение мощей святителя Николая Чудотворца в Россию – особое событие для Русской Православной Церкви, где столь глубоко почитается этот святой.
- Мощи находятся под спудом, то есть они замурованы под землей; тем не менее, специально для этого события часть мощей извлечена из-под спуда, - сказал владыка Иларион на специальном брифинге, посвященном историческому событию.

Сначала мощи Николая Чудотворца выставят в Московском Храме Христа Спасителя, а в июле их перевезут в Санкт-Петербург. Место где разместят мощи в Санкт-Петербурге пока уточняется.
По договоренности сторон, мощи покинут пределы России 28 июля.

21 мая Мощи Николая Чудотворца доставлены в Москву

Подробнее о посещении на странице Новости
Во второй половине дня 21 мая 2017 года мощи святителя Николая спецрейсом были доставлены из Италии в московский аэропорт Внуково, откуда кортеж доставит их в храм Христа Спасителя

Доступ верующих к мощам будет осуществляться по следующему графику:

22 мая с 14:00 до 21:00 мск,
с 23 мая по 12 июля ежедневно с 8:00 до 21:00 мск.
Очередь будет формироваться от Крымского моста, ближайшая станция метро - "Парк Культуры" Кольцевой и Сокольнической линий.

Организаторы предупредили, что очередь могут продлить до метро "Фрунзенская" или "Воробьевы горы".
Для удобства паломников на всем протяжении очереди будут организованы так называемые "шлюзы". Там будут организованы точки питания, разместятся машины скорой помощи и автобусы, в которых можно будет отдохнуть. На всем протяжении очереди будут дежурить сотрудники полиции и волонтеры, которые будут распределять потоки людей, раздавать воду и оказывать всю необходимую помощь.

Организаторы подчеркивают, что доступ к мощам будет осуществляться только в порядке общей очереди, без специальных пропусков и возможности подъезда на автотранспорте. Единственное исключение будет сделано для паломников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и грудными детьми.

Очередь желающих увидеть Мощи Николая Чудотворца растянулась до Крымского моста

По сообщениям информационных агентств очередь к Храму Христа Спасителя, куда накануне доставили мощи Николая Чудотворца растянулась от Крымского моста. Очередь образовалась рано утром практически сразу после открытия метро. В связи со скоплением большого количества людей на Пречистенской набережной было выставлено полицейское оцепление.
Многие из желающих привезли с собой складные стулья, чтобы выдержать ожидание в несколько часов. У ближайшей к Храму Христа Спасителя станции метро «Кропоткинская» в настоящее время работает только один выход.

Мощам Николая Чудотворца в Москве поклонились полмиллиона человек

Число верующих, поклонившихся мощам Николая Чудотворца в столичном храме Христа Спасителя, превысило отметку в полмиллиона человек. Об этом рассказал «Интерфаксу» пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков.

«Длина очереди достигает в среднем трех километров», - отметил он. За день в храм приходит от 18 до 48 тысяч человек. Чтобы попасть к мощам люди отстаивают около девяти часов.

Святыня будет доступна верующим до 12 июля. На следующий день мощи Николая Чудотворца, которые не покидали итальянского города Бари 930 лет, отвезут для поклонения христианам в Петербург. Там они пробудут до 28 июля.

30 мая глава синодального информационного отдела церкви Владимир Легойда назвал очередь к мощам святого Николая «маленьким подвигом». Для многих, по его словам, это паломничество станет первым шагом на пути к вере.

Традиции и обычаи, исторические факты и легенды главного праздника в столице Апулии – Бари.
На протяжении столетий, каждый год, в начале мая портовый Бари преображается. Мириады огней подсвечивают улицы и площади города, заполненные тысячами людей. Со всей Апулии, других регионов Италии, да что там, со всего света съезжаются паломники на великое торжество, способное по своему масштабу затмить Рождество и Новый год. Даже небо в эти праздничные дни раскрашено цветами итальянского триколора. Так в Бари принято вспоминать о событиях почти тысячелетней давности – перенесении мощей святого Николая из Мир Ликийских в Бари.

Святой Николай Чудотворец является покровителем моряков, купцов, путешественников, ростовщиков, детей и невест. Празднование в честь Святого Николая проходят в христианском мире два раза в год. В мае (у католиков – 9 мая, у православных – 22 мая) отмечают день прибытия мощей в город Бари, известный в народной традиции как «Никола вешний» и в декабре 6 и 19 числа, соответственно, день смерти святого – «Никола зимний».

Праздник длится три дня — с 7 по 9 мая, но подготовка к торжествам начинается задолго до назначенной даты. В конце апреля в ходе жеребьевки избираются достойные лодочники, которым выпадет честь перевозить икону и статую святого Николая по морю. Те же, кому предстоит участвовать в праздничном шествии, неся статую святого на своих плечах, проводят дни, тренируясь необычному шагу. Николай Чудотворец должен «проплывать» над головами собравшихся, а подобный эффект достигается лишь в том, случае, если те, кто держит палантин со статуей на своих плечах научатся переминаться с ноги на ногу в определенном ритме и при этом постоянно двигаясь вперед. Профессиональные театральные коллективы и просто любители достают из гардеробных костюмы, воссозданные по образу одеяний раннего Средневековья, и разучивают свои роли для участия в сценах исторических реконструкций. Заключительный аккорд подготовки – украшение Старого города красочной иллюминацией и установка шатра с алтарем-киворием на Piazza Ferrarese, где святому Николая надлежит провести ночь с 8-го по 9-ое мая.
В первый день празднования Николы, 7 мая, жители и гости столицы пребывают в томительном ожидании вечера. В 17.30 из базилики святого Николая в бухту Сан-Джорджо направится процессия, чтобы доставить икону с ликом Чудотворца на рыбацкую лодку. В 18.00, после молебна, ее торжественно отправят в море, где рыбаки передадут икону на «избранное» судно, украшенное цветами и флагами. С заходом солнца каравелла причалит к центральному молу Бари. О ее прибытии известят радостные крики собравшейся на причале толпы. Спуск иконы на берег дает старт историческому кортежу в честь Festa di San Nicola.
Народ плавно перемещается в сторону Piazza Federico II di Svevia, где уже все готово для народных гуляний, которые открывают историческим костюмированным шествием. В нем принимают участие более 500 добровольцев, облаченных в одежды XI века. Во время шествия «прибывшую» икону проносят по улочкам Bari Vecchia, а затем возвращают в базилику, о чем горожанам извещает бой колоколов. Так шумно и ярко праздник врывается в размеренную жизнь барийцев.

Известный с детства всем и каждому Санта-Клаус является никем иным, как святым Николаем Чудотворцем. В католической традиции существует древняя легенда об отце и его трех дочерях. Не имея возможности скопить приданое для дочерей и достойно выдать их замуж, их отец, после долгих раздумий, решил, что единственный выход для него – сделать из дочерей проституток. Николай, прознав о неблаговидных намерениях главы семейства, поспешил помочь девицам избежать грехопадения. Когда в день своего совершеннолетия старшая дочь была вынуждена отправиться в блудилище, Николай подкинул через окошко кошелек с золото. Денег в кошельке оказалось достаточно, чтобы достойно выдать девушку замуж. То же самое произошло и со второй дочерью. Отец, поняв, что кто-то спасает от тяжкой судьбы его детей, решил отблагодарить доброго незнакомца. Все ночи отец не смыкал глаз в ожидании прихода тайного благодетеля. В одну из ночей тихо отворилось окно. Неизвестная рука, держащая кошелек, промелькнула в темноте. По полу зазвенели монеты. В радостном волнении отец семейства поспешил вслед удалявшемуся человеку. Когда он догнал его, то узнал в нем священника Патарской Церкви — Николая.
Помимо этого предания в святописании О Николае Чудотворце существует еще несколько легенд, связанных с его помощью детям и их родителям. В конечном итоге все сказания о добром защитнике переплелись и ближе к XVII веку, в европейских странах, легли в основу народных сказаний про доброго волшебника Санта-Клауса.

Самые стойкие гуляют всю ночь, чтобы первыми успеть на следующий день к открытию базилики. Массивные двери храма распахиваются для прихожан уже в половине пятого утра. С 5.00 и до 13.00 в храме каждый час проходят богослужения. К шести утра на площади перед базиликой и примыкающих к ней улочках Старого города скапливается невероятное количество народа. Все томятся в благостном ожидании начала новой процессии.
Второй день празднований перенесения мощей Николая Чудотворца в Бари знаменуется торжественным шествием со статуей святого к причалу San Nicola и Днем города, покровитель, которого сам Николай Чудотворец. В обычные дни изваяние находится при входе в храм с левой стороны. Надежно защищенный непробиваемым стеклом святой Николай радушно взирает на каждого прихожанина. Несколько раз в году, статую достают из стеклянного шатра, чтобы установить изваяние у алтаря, пронести его по городу во время праздничной процессии или, как это делается 8 мая, доставить на рыбацкую лодку, на которой чудотворец отправится в море. Целый день статуя проведет, безмятежно скользя по водной глади, в окружении лодок и судов, под бодрые напевы народной рыбацкой песни «Сан Никола идет по морю». В этот день многие предприимчивые рыбаки становятся богаче на пару сотен евро, устраивая импровизированные экскурсии для желающих поглазеть, как святой Николай «идет по морю».
Пока святой Николай путешествует, весь город толпится на набережной Бари, лакомясь традиционными закусками, в обилии предложенными уличными продавцами, и высматривая празднично украшенную лодку. А раз в два года у жителей и гостей города появляется возможность понаблюдать за тем, как в небе пилотажная группа «Frecce tricolori» крутит кульбиты и выписывает смертельные петли.
Но вот долгий праздничный день подходит к концу, солнце садится за горизонт и лодка со статуей святого Николая возвращается к причалу San Nicola.
Участники процессии подхватывают изваяние, и процессия отправляется на Piazza Ferrarese. Где уже все готово для встречи горячо любимого всеми патрона. Небо зажигается яркими всполохами огней фейерверков. Праздник продолжается, достигая своего апофеоза.
Казалось бы, два дня празднований могут измотать даже самого стойкого. Но когда дело касается веры, то ни о какой усталости не может быть и речи. Поэтому, без ложной скромности, первые два дня можно назвать лишь репетиций к главному дню – 9 мая — день, когда 62 барийских моряка в 1087 году доставили мощи святого Николая в городской порт, вернув Бари былую славу и могущество.

К концу XI столетия Бари оказался в незавидном положении. Он утратил статус столицы, а экономика некогда богатейшего города средневековой Европы сильно ослабла. Как гласит легенда, способ вернуть было могущество городу, подсказал сам святой Николай. Якобы он явился во сне одному из священников и повелел перевести его мощи в столицу Апулии.

В этот день на Piazza Ferrarese проходит торжественное евхаристическое богослужение архиепископа Франческо Какуччи. После чего народ отправляется в базилику, где происходит один из наиболее интересных моментов празднования — ритуал «чудо манны» — выкачивание миро из гробницы святого. Лишь раз в год служители базилики собирают чудодейственную жидкость, сочащуюся из мощей святого. Еще лет 20 назад для этого использовали морскую губку, погружая ее в гробницу, а затем отжимая жидкость в сосуд. В наши дни даже столь священные ритуалы подверглись инновациям технологического прогресса. Для сбора жидкости начали использовать специальный небольшой насос.В дальнейшем миро смешивают с водой. Считается, что эта вода обладает целебными свойствами.

Мощами святого Николая в равной степени мечтали обладать, как жители Бари, так и венецианцы. Как свидетельствуют латинские хроники, флотилия из Бари дважды снаряжали свои суда в поход в Миры Ликийские (в настоящее время территория Турции). Первый поход оказался неудачным, им помешали похороны полководца сельджуков. Но во второй раз судьба оказалась к морякам более благосклонной. Продав в Антиохии зерно, они благополучно высадились в Мирах. Добравшись до храма Святого Николая они выкрали мощи, но впопыхах смогли унести лишь часть мощей святителя. Через три дня, а именно 9 мая 1087 года, флотилия причалила к берегам Апулии и доставила в Бари святые мощи.
Около 1100 года венецианцы вывезли из Мир Ликийских то, что не успели забрать барийцы, вместе с другими останками. Решив обхитрить первопроходцев, они добавили к мощам останки человеческих скелетов, в числе которых были, как показали исследования женские и детские кости. Но поскольку в венецианской гробнице был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая. Гробница в Бари была исследована в 1953-м году антропологом Луиджи Мартино. То, что находилось в Венеции, было исследовано им же в 1992-м году. В результате анализа костей Мартино пришел к выводу, что все-таки в Венеции есть мощи святого Николая (фрагменты торца), но основная часть, порядка 75%, находится в Бари. Хотя остается непонятным, удостоверился ли он научно в том, что речь идет об одном и том же скелете.

…И снова в небе грохочут фейерверки, восхищенные прихожане поздравляют друг друга со свершившимся чудом. Уже на следующий день они вернуться к своим домашним хлопотам, неотложным делам и работе, но каждый из них с нетерпением будет ждать следующего года, следующей Festa di San Nicola, и верить в чудо, на которое способен только святой Николай.

Как добраться в Бари

Приезжать в Бари для участия в праздновании посвященном святому Николаю Чудотворцу лучше всего за два-три дня. Если прибудете накануне торжеств, 7 мая, то есть шанс не увидеть ничего, кроме бесконечных пробок. Количество желающих прикоснуться к мощам святого в эти дни достигает своей критической массы. А с учетом того, что желающих посетить Бари из России именно в эти три дня с каждым годом становиться все больше и больше, бронировать билеты в Бари нужно также сильно заранее.

Если желаете избежать столпотворения и хотите в тишине обратиться с просьбами к святому, то рекомендуем отправляться в Бари до середины апреля, а затем уже в начале июня. К тому же, со 2 июня, у всех путешествующих в Бари есть прекрасная возможность, благодаря новой полетной программе туроператора ICS Travel Group в сотрудничестве с авиакомпанией Mistral Air , без лишних затрат и пересадок попасть в Бари за 3 часа 40 минут. Вылеты осуществляются еженедельно, по понедельникам.

Где жить в Бари

В городе можно найти жилье на любой вкус и кошелек. Если собираетесь принимать непосредственное участие во всех процессиях и праздничных гуляниях, лучше всего забронировать номер в отеле, расположенном на территории Старого города. Во время шествий многие улицы в городе перекрываются, поэтому добраться их дальних районов Бари в центр будет проблематично.

Многие годы для русских туристов Бари ассоциировалось исключительно с мощами святого Николая, к которым устраивались паломнические туры; в наши дни кругозор путешественников гораздо обширнее и многие останавливаются в столице Апулии не на день или два, а зачастую проводят в городе неделю, гуляя по улочкам старого города, изучая местные достопримечательности, посещая театры, пробуя блюда местной кухни и выбираясь на однодневные экскурсии в окрестности Бари.


Фото: