История возникновения японии. Португальская работорговля привела к упразднению рабства в Японии

С тех пор, как Страна Восходящего Солнца впервые появились в древних китайских летописях, её история и культурные традиции не перестают удивлять.

Хотя почти все слышали о том, как монгольское нашествие в эту страну были сорвано цунами или о том, как Япония была отрезана от остального мира в течение периода Эдо, в японской истории есть много других странно-интересных фактов, а технические достижения поражают и сегодня.

1. Запрет на употребление мяса

Начиная с середины VII века, японское правительство ввело запрет на употребление мяса, которое длилось в течение более 1200 лет. Вероятно, вдохновленный буддийской заповедью не лишать других жизни, император Тэмму в 675 г.н.э. издал указ, который запрещал употребление в пищу говядины, мяса обезьян и домашних животных под страхом смерти. Оригинальный закон запрещал есть мясо лишь в период с апреля по сентябрь, но более поздние законы и религиозные практики привели к полному табу на мясо.

После того как в стране появились христианские миссионеры, употребление мяса в пищу было вновь популяризировано в XVI веке. Хотя еще один запрет был объявлен в 1687 году, некоторые японцы продолжали есть мясо. К 1872 году японские власти официально отменили запрет и даже император стал употреблять мясо в еду.

2. Кабуки создан женщиной, переодетой в мужчину

Кабуки, одно из самых известных и знаковых явлений в японской культуре, представляет собой красочную форму танцевального театра, в котором мужских и женских персонажей играют исключительно мужчины. Однако, на заре его зарождения, в кабуки было все наоборот - всех персонажей играли женщины. Основательницей кабуки была Идзумо-но Окуни, жрица, прославившаяся исполнением танцев и сценок, будучи переодетой в мужчину. Энергичные и чувственные выступления Окуни имели огромный успех, и другие куртизанки переняли ее стиль, имитируя ее выступления.

Этот «женский кабуки» был настолько популярен, что танцовщиц начали даже приглашать даймё («феодалы») для выступления на сцене в их замках. Пока все наслаждались новой откровенной формой искусства, правительство не было довольно происходящим. В 1629 году, после того, как во время шоу кабуки в Киото вспыхнул бунт, женщинам запретили появляться на сцене. Женские роли начали играть мужчины актеры и кабуки превратился в тот театр, каким его знают сегодня.

3. Капитуляция Японии едва не сорвалась

15 августа 1945 года император Хирохито объявил о безоговорочной капитуляции Японии союзным державам во время общенациональной радиопередачи, известной как «Jewel Voice Broadcast». Радиопередача фактически не транслировалась в прямом эфире, а была записана предыдущей ночью. Кроме того, она не велась из императорского дворца. В ту же ночь, когда император Хирохито записал свое послание, группа японских военных, которые отказались сдаться, начала государственный переворот. Лидер этого переворота, майор Кенджи Хатанака со своими людьми захватил Императорский дворец на несколько часов.

Хатанака хотел сорвать вещание «Jewel Voice Broadcast». Хотя его солдаты тщательно обыскали весь дворец, запись с капитуляцией так и не нашли. Чудом, несмотря на то, что каждого выходящего из дворца тщательно обыскивали, запись вынесли наружу в корзине для белья. Тем не менее, Хатанака не сдался. Он отправился на своем велосипеде на ближайшую радиостанцию, где в прямом эфире хотел заявить, что в стране произошел переворот и Япония не сдается. По техническим причинам он так и не сумел этого сделать, после чего вернулся во дворец и застрелился.

4. Самураи проверяли мечи, нападая на случайных прохожих

В средневековой Японии считалось позорным, если меч самурая не мог разрубить тело противника одним ударом. Поэтому для самурая было крайне важным наперед знать качество своего оружия и проверить каждый новый меч еще до реальных сражений. Самураи обычно тестировали мечи на преступниках и на трупах. Но был еще один метод, который назывался цудзигири («убийство на перекрестке»), в рамках которого целями становились случайные простолюдины, имевшие несчастье выйти на перекресток в ночное время. Сначала случаи цудзигири были редкими, но в конечном счете это стало такой проблемой, что власти сочли необходимым запретить подобную практику в 1602 году.

5. Трофейные носы и уши

Во время правления легендарного лидера Тоётоми Хидэёси, Япония вторгалась в Корею два раза между 1592 и 1598 годами. Хотя Япония в конце концов вывела свои войска из этой страны, ее вторжения были очень жестокими и привели к гибели одного миллиона корейцев. В это время для японских воинов не было редкостью отрезать головы своих врагов в качестве военных трофеев. Но поскольку везти с собой головы назад в Японию было довольно затруднительно, солдаты вместо этого начали отрезать уши и носы.

В итоге в Японии были созданы целые памятники для этих жутких трофеев, которые были известны как «гробницы ушей» и «гробницы носов». Одна из таких гробница в Киото содержит десятки тысяч трофеев. В другой в Окаяме хранилось 20000 носов, которые в итоге вернули Корее в 1992 году.

6. Отец камикадзе совершил харакири

К октябрю 1944 года вице-адмирал Такидзиро Ониси считал, что единственным способом выиграть Вторую мировую войну является печально известная операция «Камикадзе», в рамках которой японские пилоты-смертники врезались на своих самолетах в корабли союзников. Ониси надеялся, что такие нападения настолько шокируют США, что вынудят американцев отказаться от войны. Вице-адмирал пребывал в таком отчаянии, что как-то даже сказал, что он был готов пожертвовать 20 миллионами японских жизней для победы.

Услышав о капитуляции императора Хирохито в августе 1945 года, Ониси обезумел, когда понял, что он зря отправил на смерть тысячи камикадзе. Он счел, что единственным приемлемым искуплением будет самоубийство и совершил сэппуку 16 августа 1945 года. В своей предсмертной записке Ониси извинился перед «душами погибших и их безутешными семьями», а также попросил молодых японцев бороться за мир на планете.

7. Первый японец-христианин

В 1546 году 35-летний самурай Андзиро скрывался от правосудия за убийство человека в драке. Скрываясь в торговом порту Кагосима, Андзиро познакомился с несколькими португальцами, которые сжалились над ним и тайно перевезли в Малакку. Во время своего пребывания за границей Андзиро изучил португальский язык и был крещен под именем Пауло де-Санта-Фе, став первым японским христианином. Он также встретился с Франциском Ксаверием, священником-иезуитом, который летом 1549 г. отправился с Андзиро в Японию, чтобы основать христианскую миссию.

Миссия завершилась неудачно, Андзиро и Ксавье разошлись своими дорогами и последний решил попытать счастья в Китае. Хотя Франциску Ксавьеру и не удалось евангелизировать Японию, его в конце концов сделали святым и покровителем христианских миссионеров. Андзиро же, который, как полагают, умер пиратом, был полностью забыт.

8. Работорговля привела к упразднению рабства

Вскоре после того, как Япония впервые установила контакт с Западным миром в 1540-х годах, португальские работорговцы начали скупать японских рабов. Эта работорговля в конечном счете стала настолько большой, что даже у португальских рабов в Макао появились собственные японские рабы. Иезуитские миссионеры не были довольны подобной деятельностью и в 1571 году убедили короля Португалии положить конец порабощению японцев, хотя португальские колонисты сопротивлялись этому решению и игнорировали запрет.

Японский военачальник и лидер Тоётоми Хидэёси был в настоящей ярости от сложившейся ситуации с торговлей рабами (при этом, как ни парадоксально, он не имел ничего против порабощения корейцев во время набегов в 1590 году). В итоге, Хидэёси в 1587 году издал запрет на торговлю японскими рабами, хотя подобная практика сохранялась после этого еще в течение некоторого времени.

9. 200 школьниц-медсестер битвы за Окинаву

В апреле 1945 года союзники начали вторжение на Окинаву. Кровопролитие, которое длилось 3 месяца, унесло жизни более 200 000 человек, 94 000 из которых были мирным населением Окинавы. Среди погибших гражданских лиц был Ученический корпус Himeyuri - группа из 200 школьниц в возрасте от 15 до 19 лет, которых японцы заставили работать в качестве медсестер во время боя. Сначала девочки Himeyuri работали в военном госпитале. Но затем их перевели в землянки, поскольку остров все чаще бомбардировали.

Они кормили раненых японских солдат, помогали выполнять ампутации и хоронили тела умерших. По мере продвижения американцев девочкам приказали не сдаваться и в случае возможности плена совершать самоубийство с помощью ручной гранаты. Многие девушки действительно убивали себя, другие погибли в ходе боевых действий. Известна «Землянка девственниц», когда в заваленном помещении во время обстрела погибла 51 девочка. После войны в честь девочек Himeyuri были построены памятник и музей.

10. Программа по созданию ядерного оружия

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки повергли в шок Японию и весь мир в августе 1945 года, но одного японского ученого, возможно, они вовсе не удивили. Физик Ёсио Нисина беспокоился о возможности таких атак еще с 1939 года. Нисина был также руководителем первой программы по созданию ядерного оружия в Японии, которая стартовала в апреле 1941 года. К 1943 году комитет под руководством Нисина пришел к выводу, что создание ядерного оружия будет возможным, но очень затруднительным, даже для Соединенных Штатов.

После этого, японцы продолжали исследовать возможность создания ядерного оружия в рамках другого проекта «F-Go Project» под началом физика Бунсаку Аракацу. У Японии на самом деле были все знания, чтобы создать атомную бомбу, просто ей не хватало ресурсов. Доказательством тому является факт, что в мае 1945 года ВМС Соединенных Штатов перехватили нацистскую подводную лодку, которая направлялась в Токио с грузом в 540 кг оксида урана.

Современная Япония у большинства людей неизменно ассоциируется с высокими технологиями, развитой наукой и богатой культурой. Однако, несмотря на высокий уровень технического прогресса, народ этой страны свято почитает свои древние традиции и дорожит своими корнями. История современной Японии берет начало с древнейших времен, за это время страна переживала как подъемы, так и падения.

У истоков истории

Самым первым письменным источником, в котором упоминается Древняя Япония, на сегодняшний день принято считать “Двадцать четыре истории”. Это китайские исторические хроники, которые датируются I веком. Однако история Японии началась значительно раньше, примерно 35-40 тысяч лет до нашей эры. К такому выводу ученые пришли, изучив археологические раскопки, проводимые на территории современной Японии.

По мнению историков, люди заселяли Японский архипелаг еще во время позднего палеолита. Этот период продолжался вплоть до 12 тысячелетия до нашей эры. Как свидетельствует история, в Древней Японии люди занимались охотой и собирательством. Из орудий труда присутствовали только каменные инструменты, отличавшиеся грубой обработкой. Довольно часто этот период упоминают под названием докерамического периода.

12 тысячелетие до н. э. ознаменовалось наступлением периода под названием Дземон, который можно сопоставить с неолитом и мезолитом. В это время Японский архипелаг завершал свое формирование, на побережье появились первые поселения, а населяющие эти территории люди стали использовать керамику.

Что касается этнического происхождения японцев, то на его формирование, согласно истории Древней Японии, оказали большое влияние айны и выходцы с восточного побережья Азиатского материка. Кроме того, на островах Сикоку и Кюсю проживали австронезийские племена.

Эпоха металла

Согласно археологическим раскопкам, в то время, когда племена начали активно осваивать металл, начинает все ярче проявляться разделение людей по имущественному признаку. Свидетельством тому являются погребения тех лет. Некоторые захоронения отличаются богатым погребальным инвентарем. Среди найденных предметов есть кинжалы, мечи и бронзовые зеркала.

Особенно яркие черты имущественной дифференциации наблюдаются в ранний железный век (по-другому, в курганную эпоху).

Япония в начале нашей эры

Примерно в первом тысячелетии до нашей эры на территории Японского архипелага появились переселенцы из Китая и Кореи. Вместе с мигрантами в Японии возникли такие новшества, как повсеместная обработка металлов (бронзы, меди и железа), ткачество, гончарное дело и распространение сельского хозяйства. Именно с этого времени население стало сеять рис, бобы, просо. В истории Японии этот период принято называть периодом Яей (900 г. до н. э. — 300 г. н. э).

Помимо развития хозяйства и ремесел, следует отметить и объединение различных племен и родов в более крупные группы. Однако этот процесс нельзя назвать мирным — слияние происходило в результате межплеменных и межродовых войн и стычек. Иными словами, более сильные и многочисленные племена вытесняли более слабые и малочисленные.

На смену периоду Яей пришел период Кофун, который характеризуется объединением территорий под властью клана Ямато. Территория его земель включала Центральный и Западный Хонсю и земли Кюсю.

С 538 года н. э на территории современной Японии воцарился период Асука. Переселение племен из Китая способствовало проникновению на территорию Страны восходящего солнца буддизма. В период Асуки эта религия успела широко распространиться среди местного населения. Более того, именно в эти годы происходит бурный расцвет японской культуры и разработка сводов законов (он имел название “рицуре”).

Как мы уже упоминали в самом начале, история Японии уходит вглубь веков, она богата и интересна, но рассказать обо всех вехах развития и становления этого государства в одной статье невозможно. Кстати, достоверных сведений о дате появления первого централизованного государства в Стране восходящего солнца до 7-го века нет. Объясняется это отсутствием письменности, поэтому в этих вопросах можно лишь опираться на другие исторические хроники, например китайские.

Развитие страны в эпоху Нара и Хэйян (710-1185 гг.)

В 710 году в Японии появилась первая официальная столица — город Нара. При строительстве города главным ориентиром служили китайские поселения. В частности, здесь было возведено множество монастырей, а здания по внешнему виду полностью повторяли китайские дома. Эта особенность во многом повлияла на дальнейшую судьбу города. Так, чтобы избежать усиления политического веса буддийских храмов, столицу в 1184 году решили перенести в город Нагаоку, а еще позднее — в Хэйан (он носил статус главного города Японии почти 1000 лет).

Эпоха Нара в истории Японии ознаменовалась тем, что китайское влияние на японскую культуру несколько ослабело. Если до этого основным языком был китайский, то теперь японцы создали свою азбуку — “кана”.

Что касается политической власти, то она длительное время была сосредоточена в руках клана Фудзивара.

“Реформы Тайка”, принятые несколько ранее, уже успели отразиться на жизни и быте народа Японии. Основная суть этих реформ состояла в увеличении налогов с крестьян. Наряду с этим аристократия и монастыри, напротив, от уплаты налогов освобождались. Результат — усиление влияния крупных землевладельцев и народ, оставшийся за чертой бедности.

В начале 12-го века власть Фудзивара удалось ограничить. При этом борьба за власть развернулась между двумя кланами: Минамото и Тайра. В результате восстания в 1159 году удержать бразды правления в своих руках смог клан Тайра, господство которого продолжалось вплоть до 1178 года. Смерть Тайра Киеморе вновь повергла страну в борьбу за власть, которая вылилась в войну Гэмпэй (1180-1185 гг.).

Эпоха Камакура (1185-1333 гг.)

Произошедшая битва при Данноура (в 1185 г.) принесла победу клану Минамото, который с большим перевесом разгромил клан Тайра. Уже в 1192 году Минамото смогли присвоить себе титул сегун (что значит главнокомандующий). Их главная цель состояла в ослаблении влияния императорского дома и установлении собственной власти в стране. История Японии в этот период характеризуется двоевластием.

Свою штаб-квартиру они расположили в городе Камакуре (от чего и пошло название японского сегуната). Однако решение расположить столицу сегуната в Камакуре было опрометчивым. Этот город находился в экономически отсталом районе страны, вследствие чего возникла экономическая слабость и развал.

В это же время на страну, ослабленную внутриполитической борьбой, предпринимают набег монголы. в 1266 году хан Хубилай требует признать его власть, однако Япония сопротивляется. Ответом на такой дерзкий отказ стало нападение монгольского флота. В ноябре 1274 года неприятель подошел к западным берегам Японии, захватил острова Ики и Цусима и начал высадку на северо-западном побережье острова Кюсю.

Самурайские войска самоотверженно сражались, однако они явно не были готовы к столь активным боевым действиям и столь многочисленным войскам врага. Битва была прервана в результате мощнейшего тайфуна, который уничтожил около 200 кораблей монгольского войска.

Новый поход на Японию монголы предприняли в июне-августе 1281 года. Захватчики подошли к японским берегам с двух сторон: первая армада двигалась из Китая, вторая — с Корейского полуострова. Всего в походе участвовало около 3500 кораблей и лодок. Японцы к тому времени уже успели усилить укрепления и подготовиться, но и в этот раз неприятельский флот был потоплен тайфуном. Именно с тех пор тайфуны стали называть “камикадзе”, что в переводе с японского означает “Божественный ветер”.

Эпоха Муромати (1333-1573 гг.)

Императору Годайго в 1333 году удалось восстановить былую власть благодаря ослаблению регентов Ходзе и смещению сегуната. Однако удержать власть в своих руках надолго ему не удалось. Устаревший государственный аппарат, отсутствие поддержки землевладельцев и представителей аристократии — все это привело к восстанию против двора в 1336 году. Предводителем этого движения стал Асикага Такаудзи. Годайго бежал, а на трон взошел другой император.

В 1338 году Такаудзи провозгласил себя сегуном и стал основателем нового правительства в Киото.

Ожесточенная борьба между двумя императорскими дворами велась на протяжении более 50 лет — это были нескончаемые противостояния, стычки и войны. История Японии в этот период считается напряженной: Северный двор чаще всего одерживал победу, в результате Южный двор полностью сдался в 1392 году, и Япония вновь оказалась под властью сегунов и императора.

Во время правления сегуна Есимицу страна сумела установить выгодные торговые связи с династией Мин в Китае. В это время усиленно развивалось сельское хозяйство, возводились новые города. В то же время в 15-м веке усиливается влияние крупных воинов-земледельцев, называемых “дзи-самураи”. Им удалось разделить всю страну на отдельные части, что привело к постоянным междоусобным войнам.

К середине 16-го века в Японию стали наведываться миссионеры-иезуиты и купцы из Португалии, основным товаром которых являлось огнестрельное оружие. В 1550 году сюда прибыл и иезуит Франциск Ксавье, распространяющий христианство. Многие жители Японии приняли эту религию, так как были заинтересованы в тесных торговых отношениях.

В эпоху Муромати крестьяне стали пользоваться такими новшествами, как водяное колесо, природные удобрения, тяговые животные — это позволило получать 2 урожая в год.

Ремесленники освоили производство хлопка, шелка, красок, лака и масел, металлургия получила 2 направления: кузнечное и литейное. В больших поселениях часто проводились ярмарки, население Японии наладило торговлю с другими странами.

Благодаря стараниям столичного сегуната произошло смешение культуры самураев и знати. Возникшая новая культура Японии имела яркие черты эстетических образов Китая и элементы дзен-буддизма. Именно в эту эпоху зародилось многое из того, чем культура Японии известна и по сей день. Это кабинетный стиль интерьера, татами, икебана, японская чайная церемония, сад камней, монохромные картины суми-э.

Эпоха Адзути Момояма (1573-1603 гг.)

Крупные землевладельцы, захватившие большое количество земель (иногда даже целые провинции), именовались дайме. Все они были заинтересованы в объединении Японии и захвате власти. Для осуществления этой цели дайме постоянно были вынуждены воевать. При этом перевес часто оказывался на стороне более вооруженных групп (в войнах активно использовали огнестрельное оружие).

Генерал Тоетоми Хидэеси сумел быстро отреагировать на сложившуюся ситуацию и в 1583 году подчинил остров Сикоку и северные провинции, а в 1587 году и остров Кюсю. Победа Тоетоми над кланом Ходзе в 1590 году позволила полностью объединить Японию.

История страны уже с первого дня правления Тоетоми Хидэеси наполнилась преобразованиями. По всей стране были разрушены десятки замков, все самураи должны были оставить земледелие и и переселиться в города. Велась "охота на мечи", в рамках которой у крестьян и монахов отбиралось все оружие. Все население страны четко разделялось на классы. В 1583 году власть имущие провели ревизию государственных земель, а чуть позже (в 1590-м) - перепись населения.

Чтобы снизить влияние христианской церкви, Тоетоми Хидэеси в 1587 году выдворил из страны миссионеров и запретил менять веру, а за непослушание даже казнил 26 человек.

Желая увеличить свои владения, в 1592 году Хидэеси двинулся на завоевания Китая, однако армия потерпела поражение. В одном из боев Хидэеси был тяжело ранен и позже умер.

Эпоха Эдо (1603-1867 гг.)

После смерти Тоетоми Хидэеси в 1598 году в борьбу за власть ввязался Токугава Иэясу, сподвижник Тоетоми. Он обещал заботиться о сыне и семье бывшего правителя, однако нарушил свое слово. В 1603 году Токугава Иэясу был провозглашен сегуном и основал собственное правительство в городе Эдо. Правление сегуната Токугава длилось 250 лет.

В годы своего правления Иэясу распределил землю между дайме. Те, кто поддерживал его еще до прихода к власти, получили самые хорошие (стратегически важные) участки. Все население страны было разделено на 4 класса. На верхушке пирамиды оказался класс самураев. Ниже располагались купцы, ремесленники и крестьяне. Был и пятый класс — к нему относились "парии" (люди с "грязными" занятиями и профессиями). Менять "свой" класс и профессию строго запрещалось.

Много внимания уделялось торговым отношениям — связи были налажены с Германией и Англией.

У клана Токугава практически не было сильной оппозиции, поэтому этот период в истории Японии можно назвать довольно мирным и тихим. Чтобы не допустить ослабления своей власти, правитель запрещает христианство (в 1614 году), в 1633-м запрещает дальние плавания, а в 1639-м и вовсе ограничивает внешние связи торговлей с Китаем. Все иностранные книги в тот период были под запретом. Япония оставалась закрытой от внешнего влияния вплоть до 1868 года. Этот факт заметно повлиял на уровень развития страны, ведь перенять научные и технические открытия мира страна не имела возможности.

Эпоха Мэйдзи (1867-1912 гг.)

В 1867-1868 годах была полностью восстановлена власть императора Мэйдзи, который переселился в новую столицу Токио. Эпоха Мэйдзи в истории развития Японии полна огромных перемен. Открытие “занавеса” давало возможность не только торговать с большинством стран, но и перенимать их опыт и открытия. Экономика и военное дело развивались стремительными темпами.

Стирались границы между социальными классами — правительство приняло решение о демократизации страны. В 1873 году принят закон о свободе выборе религии. Реформы коснулись системы образования, внедрялось обязательное образование, изучение синтоизма и конфуцианства присутствовало во всех школах.

Чтобы противостоять европейскому национализму, Япония много внимания уделила развитию армии: введена обязательная воинская повинность, флот строили по типу британского, а армию собирали и модернизировали по типу прусской.

Для подъема страны требовались специалисты. Для этого сотни студентов отправлялись учиться в другие страны, а для преподавания в учебных заведениях Японии приглашали учителей из-за границы.

1889 год ознаменовался принятием первой конституции. Несмотря на появление парламента, независимость императора сохранилась (он главенствовал в армии, на флоте, в законодательной и исполнительной власти).

в 1894-1895 годах развернулась война между Японией и Кореей, причиной этому стали разногласия по вопросам Кореи. Победу одержали японские войска, они даже захватили Тайвань, однако Запад вынудил отдать Китаю другие территории.

1904-1905 годы — время Русско-японской войны, вспыхнувшей на почве интересов Китая и Маньчжурии. Япония вышла в войне победителем, благодаря чему получила небывалую славу и уважение на мировой арене.

Усилив влияние на Корею, Япония смогла присоединить ее в 1910 году.

20 век в истории Японии

20-й век неразрывно связан с Первой и Второй мировыми войнами. Другими словами, новая история Японии снова омрачилась потерями и разрушением. Во время Первой мировой Япония выступила вместе с союзниками против германских войск, однако ее роль в этом была не столь значительной. В послевоенные годы страну охватила тяжелая экономическая ситуация, которую усугубило Великое землетрясение (1923), а также произошедший в 1929 году всемирный экономический кризис.

В 30-е годы установился жесткий военный контроль, цензура в средствах массовой информации, тщательная обработка информации в учебных заведениях, преследование коммунистов.

Желая завоевать Китай, в 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию и назвала ее своим протекторатом. В том же году проводилась бомбардировка Шанхая. Осуществляли ее японские ВВС, целью которых была защита от антияпонского движения тех японцев, которые находились на территории Китая. Из-за таких жестких действий Япония вышла из Лиги наций в 1933 году.

Во всемирной истории Япония сыграла немаловажную роль. Самостоятельные действия военных Японии привели к началу второй японо-китайской войны. Боевые действия развернулись в июле 1937 года. Побережье Китая было оккупировано, при этом японские захватчики действовали по отношению к местному населению крайне жестоко. Несмотря на это, Китай продолжал сражаться до 1945 года.

Кроме того, Япония решила установить “Великий Пояс Азиатского Процветания” путем завоевания юга. В рамках этой программы Япония присоединилась к Италии и Германии и захватила Вьетнам (французский Индокитай). Великобритания и США ответили нефтевым бойкотом. Чтобы решить эту проблему, японская армия захватила Индонезию с ее богатыми месторождениями нефти.

В 1941 году (декабрь) произошло нападение Японии на США в Перл-Харборе, это дало возможность удерживать свой контроль на огромной территории в течение полугода.

В июне 1942 года США наголову разгромили противника и с союзниками отвоевали захваченные земли. После бомбардировок японских земель в 1944 году японцы стали использовать в боях камикадзе — летчиков, совершающих самоубийства.

Последние бои велись еще в 1945 году на Окинаве.

Когда 27 июня 1945 года Японии было предложено подписать капитуляцию по Потсдамской декларации, военные министры отказались и продолжили противостояние. Ответной реакцией США стали ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (это случилось 6 и 9 августа). Японские военные остались непреклонными, однако за подписание декларации 14 августа выступил император Хирохито.

История Японии с древнейших времен была пронизана бесчисленным количеством войн и междоусобиц. Долгие изнурительные боевые действия значительно повлияли на экономическое и техническое положение страны, однако восстановление дружественных отношений с Советским Союзом (1956 г.) и Китаем (1972 г.) привели к некоторой стабилизации. Немало было сделано и для восстановления страны. В результате усиленной работы в новейшую историю Япония вошла экономически процветающим государством и сейчас состоит в Большой Восьмерке.

На данном уроке вы познакомитесь с самобытной культурой и историей Японии. Япония в XVII-XIX веках - это страна храбрых и отважных самураев, ремесленников, изготавливающих оригинальные товары, купцов, занимающихся торговлей, а также крестьян, у которых, как и в других странах в это время, было самое незавидное положение. На данном уроке вы узнаете о Японии периода правления династии Токугава, находившейся на троне около 250 лет. Это время закрытия японских границ и самобытного развития Японии. Только император Муцухито откроет японские границы, но это произойдет значительно позже.

На данном уроке речь пойдет о развитии Японии в эпоху правления династии Токугава.

XVII-XIX вв. в истории Японии принято называть периодом Эдо. Название этого периода дала столица государства в это время - город Эдо (рис. 1) (современный Токио). XVII-XIX века - это эпоха, когда Японией управляла феодальная военная верхушка, возглавляемая династией Токугава . В 1603 году представитель династии Иэясу Токугава смог победить своих оппонентов и принять титул сёгуна . Сегун - это военный и политический лидер страны, руководитель. Однако при сегунах сохранялся и титул императора. Императоры в это время являлись скорее первосвященниками, нежели реальными правителями Японии. Несмотря на это династия Токугава смогла продержаться у власти вплоть до 1868 года.

Рис. 1. Город Эдо - столица Японии ()

Для периода Эдо характерно четкое деление общества на классы. Классовая система того времени представляла собой 4 сословия (сословие - это социальная группа людей, наделенная определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству): самураи, крестьяне, ремесленники и купцы . Для каждого из этих сословий четко определялось положение, возможности, каждая часть жизни японца этого периода была законодательно прописана.

Ведущим сословием было сословие самураев (так в Японии называли воинов) (рис. 2). Самураи обладали огромным количеством привилегий. Только они имели возможность носить с собой в мирное время 2 меча: длинный и короткий (рис. 3). Это показывало, что самураи имеют право карать по своему усмотрению. Если кто-то из представителей нижних сословий вел себя неподобающе в присутствии самурая, то он имел право казнить провинившегося. Самураи составляли 10-ю часть населения Японии и представляли собой грозную силу. Когда заканчиваются кровопролитные войны, самураям оказывается нечего делать. Самураи - воины и к мирной жизни они не приспособлены, ведь делать ничего мирного они не умеют. Встал вопрос: чем же заниматься самураям в условиях мира? Часть самураев становилась наемниками. Другие открывали школы боевых искусств и становились мастерами своего дела, например фехтования (рис. 4). Часть самураев стала чиновниками, а некоторая пыталась перевернуть ход развития государства и вновь призывала к войнам. Не раз сёгунам приходилось подавлять самурайские восстания.

Рис. 2. Японские самураи ()

Рис. 3. Самурайские мечи ()

Рис. 4. Японские самураи ()

Положение купцов (рис. 5) и ремесленников (рис. 6) было еще хуже. Большинство городов принадлежало либо сёгунам, либо князьям. В таких городах самоуправство чиновников-самураев не имело никаких ограничений. Больших сёгунских городов, где положение купцов и ремесленников было сносным, было немного, например Осака, Хаката, Киото.

Рис. 5. Японский купец (справа) ()

Рис. 6. Японские ремесленники ()

Но самым худшим было положение крестьянства (рис. 7) , ведь крестьянин не имел никаких прав. Они являлись основной частью налогоплательщиков, и феодалы-самураи обращались с ними, как им хотелось.

Рис. 7. Японские крестьяне ()

Как и другим народам Тихоокеанского региона, в XVII - XIX вв. японцам пришлось столкнуться с возросшей активностью европейцев в данном регионе. Первый сёгун, Иэясу Токугава (рис. 8), относился к иностранцам с подозрением, но все же позволял торговать и селиться на территории японских островов. Но с течением времени отношения между японцами и европейцами стали ухудшаться. Причиной этому является во многом то, что восстания, которые поднимались против сёгунов Токугава, часто имели именно христианский характер . В 1612 году вышел указ, который запрещал подданным Токугава принимать христианство . Сёгуны потребовали, чтобы все их подданные отреклись от этой религии. Вскоре начались репрессии против христиан на островах. Торговля с западными державами начала резко сокращаться.

Рис. 8. Японский сёгун Иэясу Токугава ()

В 1635 году вышел указ, запрещавший японцам покидать территорию государства. Тем японцам, которые на момент издания указа находились за пределами страны, возвращение было запрещено.

Во второй половине XVII века закономерным итогом данной политики стал запрет под страхом смертной казни иностранцам бывать на территории Японии. Страна была полностью изолирована от возможности контакта с западным миром . Подобная политика привела к противоречивым результатам. С одной стороны, Япония смогла успешно защищаться от европейского влияния. Доминирующими религиозными направлениями в стране были буддизм и синтоизм . С другой стороны, Япония не могла таким образом познавать те научные достижения, которые принесла Европа на территорию Азии. В исторической науке есть разные оценки «закрытия Японии», однако фактом остается то, что Япония смогла выйти из периода XVII-XIX вв. страной со своей традицией, культурой и своим видением внешней политики.

Особенной популярностью времен Токугава пользовались те религиозные направления и учения, которые поддерживали власть сёгуна. Так, известно было учение Чжу Си (рис. 9) . Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране. Японцы провозглашались ведущей нацией и считали, что именно их путь наиболее верный и правильный во всем мире.

Династия Токугава продержалась у власти достаточно долго, около 250 лет. Однако со временем, а именно в XIX веке, произошла знаменитая революция Мэйдзи, в ходе которой власть в Японии вернулась в руки императоров. Император Японии Муцухито (рис. 10) сделал много важных нововведений, например открыл Японию для внешней торговли , при нем в Японии снова стали появляться иностранцы, он повел Японию по пути модернизации. Именно при императоре Муцухито Япония вновь вышла на мировую арену.

Рис. 10. Император Японии Муцухито ()

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2006.

3. Китагава Дж. М. Религия в истории Японии. - СПб.: Наука, 2005.

4. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. - 2-е изд. - М.: Крафт+, 2010.

5. Масе Ф., Масе М. Япония эпохи Эдо. - М.: Вече, 2013.

6. Толстогузов С.А. Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо. - М., 1999.

7. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. - М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Какие четыре сословия существовали в эпоху династии Токугава в Японии?

2. Почему в японской истории XVII-XIX вв. называются периодом Эдо?

3. Почему Япония закрыла свои границы для Европы?

4. С какого времени начинается «открытие Японии»?

С тех пор, как эта страна была впервые упомянута в древних китайских летописях, лишь несколько мест в мире могут сравниться с Японией такой же яркой и интересной историей. И хотя очень многие слышали про истории, как монгольское нашествие было сорвано мощным цунами или как Япония надолго отрезана от всего остального мира во время периода диктатуры Эдо, но все еще остается множество других малоизвестных странных и удивительных сюжетов из японской истории.

10. В Японии есть мясо было незаконным

Японское правительство, пришедшее к власти в середине 7-го века, установило запрет на потребление мяса. Табу на него длилось почти 1200 лет! Возможно, вдохновленный буддистским учением, которое против убийства, в 675 году н.э. император Тенму издал указ, под страхом смерти запрещающий есть говядину, мясо обезьян и других домашних животных.
Изначально по закону запрет распространялся на период времени с апреля по сентябрь, но позже новые законы и религиозные практики способствовали полному табуированию мяса в качестве еды, особенно говядины. Контакты с христианскими миссионерами повлияли на Японию, и поедание мяса снова стало распространено уже в 16 веке. И хотя в 1687 году был наложен новый запрет, некоторые японцы продолжили есть мясо.
К 1872 японские власти официально сняли запрет, и сам император снова стал мясоедом. Хотя отмена табу не была воспринята с ярым энтузиазмом, особенно монахами, но вскоре старинный запрет на мясо пропал из жизни обычных японцев.

9. Театр Кабуки был создан женщиной, любившей мужскую одежду


Кабуки, одно из самых знаковых проявлений японской культуры, – это яркая форма танцевального театра, в котором женские и мужские роли исполняются только мужчинами. Однако в самом начале Кабуки ассоциировался с совсем противоположным полом. Все роли игрались только женщинами.
Основательницей театра была Изумо но Окуни (Izumo no Okuni), жрица, которая прославилась исполнением танцев и пародий в мужской одежде. Чувственные и энергичные представления Окуни стали очень популярными, и другие куртизанки переняли ее стиль в выступлениях целых женских трупп. Этот «женский Кабуки» стал столь популярным, что танцовщиц даже начали приглашать к дайме (феодалам) для исполнения приватных шоу в их замках. И пока большинство зрителей только наслаждалось этим новым видом искусства, правительство не было столь же довольно происходящим.
В 1629 году после рейда по выступлениям Кабуки, развернувшимся в Киото, женщинам было запрещено выходить на сцены. Актеры-мужчины заменили их, и Кабуки, каким мы знаем его сегодня, так и остался увековеченным видом мужской актерской игры.

8. Капитуляция японской армии во время Второй мировой войны могла не состояться


15 августа 1945 года император Хирохито объявил о безусловной капитуляции Японии Объединенным силам в международном радиовещании «Jewel Voice Broadcast». Запись транслировалась не в прямом эфире, но была записана вечером накануне. К тому же она велась не из императорского дворца.
В ту же ночь, когда император Хирохито записал свою речь, группа японских военных, отказавшихся сдаваться, инициировала государственный переворот. Майор Кенжи Хатанака, лидер бунта, со своими приспешниками оккупировал императорский дворец на несколько часов. Хатанака хотел сорвать вещание радиопередачи «Jewel Voice Broadcast». И хотя его солдаты дотошно обыскали весь дворец, император не был найден.
Чудом, несмотря на обыски каждого, кто покидал дворец, запись была передана наружу в корзине с бельем для стирки. Но и тогда Хатанака не был готов сдаваться. Он покинул дворец и отправился к ближайшей радиостанции на своем велосипеде.
Хатанка хотел выйти в прямой эфир, но по техническим причинам этого не произошло. Пораженный лидер восстания вернулся во дворец, где и застрелился.

7. Самураи иногда испытывали свои мечи, нападая на случайных прохожих


В средневековой Японии считалось бесславным и позорным, если самурайский меч не мог разрубить тело врага за один удар. Для самурая было крайне важно знать о качестве своего оружия, и каждый новый меч нужно было испытать до начала боя.
Самураи обычно практиковали порезы на телах преступников и на трупах. Но был и другой метод, называемый цуджигири (убийство на перекрестке), согласно которому воины выходили на ночные перекрестки и сражали любого случайного прохожего.
Такие цуджигири были редким явлением. Но со временем они все же стали настолько большой проблемой, что властям пришлось запретить это действо в 1602 году. Согласно отчету со времен периода диктатуры Эдо (1603–1868), описывающему ранние годы этой эпохи, людей убивали ежедневно на одном и том же конкретном перекрестке современного Токио.

6. Когда-то японские солдаты отрезали носы и уши в качестве военных трофеев


Во времена правления легендарного лидера Тоётоми Хидэёси, Япония вторгалась в Корею дважды с 1592 по 1598 год. Хотя Япония, в конце концов, вывела свои войска с чужой территории, ее набеги были очень жестокими и унесли почти миллион корейских жизней.
Японские воины частенько отрезали головы поверженных врагов в качестве военных трофеев, но их перевозка на Родину оказалась затруднительной, и агрессоры стали отсекать уши и носы, ведь это было намного удобнее.
Дома в Японии были возведены целые памятники в честь этих жутких трофеев, которые прозвали «гробницами ушей» и «гробницами носов». В одном таком монументе в Киото, Мимицука, были обнаружены десятки тысяч трофеев. Другой памятник в Окаяме скрывал в себе 20 000 носов, которые были возвращены Корее в 1992 году.

5. Отец всех камикадзе совершил сеппуку (самоубийство), чтобы искупить смерть убитых летчиков


В октябре 1944 вице-адмирал Такихиро Ониши верил, что единственный для Японии способ победить во Второй Мировой – это запустить бесславную операцию «Камикадзе», в которой японские пилоты атаковали вражеские самолеты Объединенных сил, сбивая их собственными истребителями и жертвуя своими жизнями. Ониши надеялся, что шок от таких атак вынудит США сдаться в этой войне. Он так отчаялся, что был готов пожертвовать 20 миллионами японских жизней ради победы.
Услышав объявление императора Хирохито о капитуляции в августе 1945 году, Ониши обезумел от мысли о том, что даром пожертвовал тысячами пилотов-камикадзе. Он решил, что единственно верным выходом было самоубийство, и совершил сеппуку (самоубийство вспарыванием живота) 16 августа 1945. В своей предсмертной записке вице-адмирал просил прощения у «скорбящих семей» и молил молодое поколение бороться за мир на Земле.

4. Первый новообращенный христианин-японец был убийцей в бегах


В 1546 году 35-летний самурай Анжиро скрывался от закона. Разыскиваемый за убийство человека во время драки, он скрывался в торговом порту Кагошима, чтобы избежать наказания. Там он познакомился с португальцами, которые сжалились над Анжиро и отослали его в Малакку.
Во время пребывания на их судне Анжиро выучил португальский язык и был крещен именем Пауло Де Санта Фе, став первым японцем-христианином. Он также познакомился с известным миссионером Франциско Ксаверием, иезуитским священником, который плыл с Анжиро на одном судне для евангелизации Японии летом 1549 года. Миссия обернулась неудачей, и друзья разошлись каждый своей дорогой. Португальский священник попытался продолжить свое дело в Китае.
И хотя евангелизация Японии прошла не столь удачно, как хотелось бы Франциску, его канонизировали и огласили покровителем христианских миссионеров. Анжиро, который предположительно умер пиратом, был забыт.

3. Португальская работорговля привела к упразднению рабства в Японии


Вскоре после первых контактов Западного мира с Японией в 1540-х годах, португальцы начали активно скупать японских рабов. Рабов, проданных португальцам другими японцами, отправляли в Португалию и другие уголки Азии. Работорговля в итоге настолько разрослась, что даже португальские рабы в Макао стали хозяевами для несчастных рабов-японцев.
Иезуитские миссионеры были недовольны таким положением дел. В 1571 они уговорили короля Португалии, чтобы тот прекратил порабощение японцев, хотя португальские колонисты сопротивлялись и игнорировали новый запрет.
Тоётоми Хидэёси, японский главнокомандующий и лидер, приходил в ярость по поводу работорговли. И хотя в то же самое время Хидэёси не смущала работорговля корейцами, захваченными им во время набегов 1590-х годов, японский лидер открыто высказывался против торговли японскими рабами.
В 1587 году он наложил запрет, объявив работорговлю вне закона, хотя продажа японских рабов еще продолжалась какое-то время и после этого.

2. Около 200 японских старшеклассниц стали медсестрами во время боя при Окинаве


В апреле 1945 года Объединенные силы начали свое вторжение в Окинаву. Трехмесячная кровавая баня унесла жизни 200 тысяч людей, 94 тысячи из которых были мирными гражданами Окинавы. Среди убитых гражданских лиц был и ученический отряд Химэюри, группа из 200 школьниц возрастом от 15 до 19 лет, которых японцы вынудили служить медсестрами во время боя.
Сначала девочки из Химэюри работали в военном госпитале. Но затем их перевели в землянки и траншеи по мере того, как бомбардировка острова усугублялась. Они кормили раненых японских солдат, участвовали в ампутациях и хоронили тела погибших. Несмотря на то, что американцы явно побеждали, девочкам было запрещено сдаваться. Вместо этого им было указано совершить самоубийство, взрывая ручные гранаты.
Некоторые девушки покончили собой, другие из них погибли в бою. В одном из инцидентов, известном под названием «Землянка девственниц», 51 школьница была убита под обстрелом пещеры, в которой они прятались. После войны здесь были построены памятник и музей в честь девочек Химэюри.

1. У Японии была собственная программа ядерного вооружения во время Второй мировой войны


В августе 1945 года сброс атомной бомбы на Хиросиму и Нагасаки потряс Японию и весь мир, но один японский ученый не был удивлен, как остальные. Физик-ядерщик Ёсио Нисина беспокоился о возможности подобных атак еще с 1939. Нисина был главой первой японской ядерной программы, которая начала свои исследования в апреле 1941 года.
К 1943 году комитет, возглавляемый Нисиной, заключил, что создание ядерного оружия возможно, но слишком затруднительно даже для США. Японцы продолжили свои исследования в другой программе под названием «F-Go Project», которой руководил физик Бунсаку Аракацу.
И хотя программа Аракацу не возымела успех, кто знает, по какому сюжету бы пошла Вторая мировая война, если бы японцы первыми создали атомное оружие? По мнению писателя Роберта Вилкокса (Robert K. Wilcox), у Японии были все знания для создания атомной бомбы, но им не хватало ресурсов. В мае 1945 года военно-морскими силами США была перехвачена немецкая подлодка, которая должна была доставить в Токио 540 кг оксида урана.

На престол взошел мифический первоимператор

Император Дзимму. 1839-1892 годы

Wikimedia Commons

Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили установить дату восшествия на престол мифического первоимпе-ратора Дзимму, от которого якобы берет начало императорский род в Японии. В этот день Дзимму, потомок богини солнца Аматэрасу, прошел церемонию интронизации в основанной им столице — в местечке под названием Касихара. Разумеется, ни о какой государственности в Японии того времени, равно как и о существовании Дзимму, да и самих японцев, говорить не приходится. Миф внедрялся в повседневность и становился частью истории. В первой полови-не XX века день интронизации Дзимму был государственным праздником, по случаю которого действующий император участвовал в молениях о благо-получии страны. В 1940 году Япония праздновала 2600 лет со дня основания империи. Из-за сложной внешнеполитической обстановки пришлось отка-заться от проведения Олимпийских игр и Всемирной выставки. Символом последней должен был стать лук Дзимму и золотой коршун, фигурировавший в мифе:

«Билось воинство Дзимму с врагом, билось, но никак одолеть его не могло. Тут внезапно небо заволокло тучами и посыпался град. И прилетел удивительный золотой коршун, и сел на верхний краешек государева лука. Коршун светился и сверкал, был он подобен молнии. Увидели это враги и пришли в полное смятение, уж и сил сражаться у них не стало». «Нихон сёки», свиток III.

После поражения Японии в 1945 году во Второй мировой войне к Дзимму обращаются крайне редко и осторожно ввиду сильной связи его образа с милитаризмом.

701 год

Составлен первый законодательный свод

Фрагмент кодекса «Тайхорё». 702 год

National Museum of Japanese History

В начале VIII века в Японии продолжается активная деятельность по формированию институтов власти и выработке норм отношений между государством и подданными. Японская государственная модель имела образ-цом китайскую. Первый законодатель-ный свод Японии, составленный в 701 году и введенный в действие в 702 году, получил название «Тайхорё». Его структура и отдельные положения опирались на китайские памятники правовой мысли, однако были и существенные отличия. Так, нормы уголовного права в японском законодательстве были разработаны с гораздо меньшей тщательностью, что связано и с культурными особенностями японского государства: оно предпочитало делегировать ответственность по наказанию провинившихся и заменять физическую расправу над преступниками ссылкой, чтобы не навлекать на себя ритуальной нечистоты кэгарэ , вызываемой смертью. Благодаря введению в действие свода «Тайхорё» историки именуют Японию VIII-IX веков «государством, основанным на законах». Несмотря на то что отдельные положения свода утрачивают свою актуальность уже ко времени его создания, формально никто не отменял его вплоть до принятия первой японской Конституции в 1889 году.

710 год

Основана первая постоянная столица Японии


Вид города Нара. 1868 год

Развитие государственности требовало концентрации придворной элиты и создания постоянной столицы. До этого времени каждый новый правитель строил себе новую резиденцию. Оставаться во дворце, оскверненном смертью предыдущего государя, считалось делом опасным. Но в VIII веке модель кочевой столицы уже не соответствовала масштабам государства. Первой постоянной столицей Японии стал город Нара. Место для его возведения было выбрано исходя из геомантических Геомантия, или фэншуй, — способ ориентирования построек в пространстве, при котором они располагались таким образом, чтобы получить максимальное количество положительной энергетики и избавиться от влияния отрицательной. представлений о защищенности пространства: на востоке должна протекать река, на юге обязательно наличие пруда и равнины, на западе — дороги, на севере — гор. По данным параметрам вмещающего ландшафта позже будут подбираться места для строительства не только городов, но и усадеб аристократов. Город Нара в плане представлял собой прямоугольник площадью 25 квадратных километров и копировал структуру китайской столицы Чанъань. Девять вертикальных и десять горизонтальных улиц делили пространство на равные по площади кварталы. Центральный проспект Судзаку тянулся с юга на север и упирался в ворота резиденции императора. Тэнно — титул японского императора — также являлся обозначением Полярной звезды, расположившейся неподвижно на севере небосвода. Как и звезда, император обозревал свои владения, находясь на севере столицы. Наибольшей престиж-ностью обладали кварталы, прилегавшие к дворцовому комплексу; удаление из столицы в провинцию могло служить страшным наказанием для чиновника.

769 год

Попытка мягкого государственного переворота


Монах, бьющий в барабан. XVIII-XIX века

The Library of Congress

Политическая борьба в Японии приобретала различные формы в отдельные исторические периоды, но общим местом являлось отсутствие попыток занять престол со стороны тех, кто не принадлежал к император-скому роду. Единственным исключе-нием стал монах Докё. Будучи выход-цем из захудалого провинциального рода Югэ, он прошел путь от простого монаха до всемогущего властителя страны. Выдвижение Докё было тем более удивительным, что социальная структура японского общества жестко детерминировала судьбу человека. При присвоении придворных рангов и распределении государственных должностей принадлежность к тому или иному роду играла определяющую роль. Докё появился в штате придворных монахов в начале 50-х годов. Монахи того времени не только обучались китайской грамоте, что было необходимо для чтения священных буддийских текстов, переведенных в Китае с санскрита, но и владели многими другими полезными навыками, в частности враче-ванием. За Докё утвердилась слава умелого целителя. Видимо, поэтому его направили в 761 году к захворавшей экс-императрице Кокэн. Монаху не только удалось исцелить бывшую императрицу, но и стать ее ближайшим советником. По утверждению сборника буддийских преданий «Нихон рёики», Докё из рода Югэ делил с императрицей одну подушку и управлял Поднебесной. Кокэн вторично восходит на престол под именем Сётоку и специально для Докё вводит новые должности, не предусмотренные законодательством и наделяв-шие монаха широчайшими полномочиями. Доверие императрицы по отноше-нию к Докё было безграничным до 769 года, когда тот, пользуясь верой в предсказания, заявил, что божество Хатиман из храма Уса пожелало, чтобы Докё стал новым императором. Императрица потребовала подтверждения слов оракула, и в этот раз Хатиман изрек следующее: «Со времени начала нашего государства и до дней наших определено, кому быть государем, а кому — подданным. И не случалось еще, чтобы подданный стал государем. Трон солнца небесного должен наследоваться императорским домом. Неправед-ный же да будет изгнан». После смерти императрицы в 770 году Докё был лишен всех рангов и должностей и выдворен из столицы, а настороженное отношение к буддийской церкви продлилось еще несколько десятилетий. Считается, что перенос столицы из Нары в Хэйан, окончательно осуществлен-ный в 794 году, был в том числе вызван стремлением государства избавиться от влияния буддийских школ — ни один из буддийских храмов не был перенесен в новую столицу из Нары.

866 год

Установление контроля над императорским родом

Актер Оноэ Мацусуке в роли самурая клана Фудзивара. Эстамп Кацукавы Сунсё. XVIII век

The Metropolitan Museum of Art

Наиболее действенным инструментом политической борьбы в традиционной Японии было обретение родственных связей с императорским домом и заня-тие должностей, позволявших дикто-вать собственную волю правителю. Больше других в этом преуспели представители рода Фудзивара, долгое время поставлявшие невест импера-торам, а с 866 года добившиеся монопольного права назначения на должности регентов сэссё и несколь-ко позже (с 887 года) — канцлеров кампаку . В 866 году Фудзивара Ёсифуса становится первым в японской истории регентом, не происходившим из императорского рода. Регенты действовали от имени малолетних императоров, не обладавших собственной политической волей, канцлеры представляли совершенно-летних правителей. Они не только контролировали текущие дела, но также определяли порядок престолонаследия, вынуждая наиболее активных правителей отрекаться в пользу малолетних наследников, имевших, как правило, родственные связи с Фудзивара. Наибольшей полноты власти регенты и канцлеры достигают к 967 году. Период с 967 по 1068 год получил в историо-графии название сэккан дзидай — «эпоха регентов и канцлеров». Со временем они утрачивают влияние, однако должно-сти не упраздняются. Для японской политической культуры характерно номи-нальное сохранение старых институтов власти при создании новых, дублирую-щих их функции.

894 год

Прекращение официальных отношений между Японией и Китаем

Сугавара Митидзанэ. XVIII век

The Library of Congress

Внешние контакты древней и раннесредневековой Японии с материковыми державами носили ограниченный характер. В основном это были обмены посольствами с государствами Корейского полуострова, государством Бохай Бохай (698-926) — первое государство тунгусоманьчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края и в северной части Корейского полуострова. и Китаем. В 894 году император Уда созывает чиновников, чтобы обсудить детали очередного посольства в Срединное государство Срединное государство — самоназвание Китая. . Чиновники, однако, советуют не отправлять посольство вовсе. Особенно на этом настаивал влиятельный политик и прославленный поэт Сугавара Митидзанэ. Основным аргументом была нестабильная политическая обстановка в Китае. С этого времени официальные отношения между Японией и Китаем надолго прекращаются. В исторической перспективе это решение имело множество последствий. Отсутствие прямого культурного влияния извне приводит к необходимости переосмысления заимствований, осуществленных в предыду-щее время, и выработке собственно японских культурных форм. Этот процесс находит отражение практически во всех аспектах жизни, начиная с архитектуры и заканчивая изящной словесностью. Китай перестает считаться образцовым государством, и впоследствии японские мыслители для обоснования уникальности и превосходства Японии над Срединным государством нередко будут указывать на политическую нестабильность на материке и частую смену правящих династий.

1087 год

Введение механизма отречения от престола

Система прямого императорского управления нехарактерна для Японии. Реальную политику осуществляют его советники, регенты, канцлеры и министры. Это, с одной стороны, лишает правящего императора многих полномочий, но, с другой стороны, делает невозможным критику его особы. Император, как правило, осуществляет сакральное управление государством. Бывали и исключения. Одним из способов, к которому прибегали императоры для обретения политических полномочий, был механизм отречения от престола, что позволяло правителю в случае передачи власти лояльному престолонаследнику осуществлять управление, не будучи скованным ритуальными обязательствами. В 1087 году император Сиракава отказывается от престола в пользу своего восьмилетнего сына Хорикавы, затем принимает постриг, однако продолжает управлять делами двора, уже будучи экс-императором. До самой смерти, настигшей его в 1129 году, Сиракава будет диктовать свою волю как правящим императорам, так и регентам и канцлерам из рода Фудзивара. Данный тип управления государством, осуществляемого отрекшимися императорами, получил название инсэй — «правление из молельни». Несмотря на то что правящий император обладал сакральным статусом, экс-император являлся главой рода, и согласно конфуцианскому учению его волю должны были соблюдать все младшие члены рода. Конфуцианский тип иерархических отношений был распространен и среди потомков синтоистских божеств.

1192 год

Установление в Японии двоевластия


Битва кланов Тайра и Минамото. 1862 год

Museum of Fine Arts, Boston

Военные профессии, как и силовые методы решения конфликтов, не обладали в традиционной Японии особым престижем. Предпочтение отдавалось гра-жданским чиновникам, знавшим грамоту и умевшим слагать стихи. Однако в XII веке ситуация меняется. На политическую арену выходят представители провинциальных военных домов, среди которых особым влиянием обладали Тайра и Минамото. Тайра удалось добиться ранее невозможного — Тайра Киёмори занял должность главного министра и сумел сделать своего внука императором. Недовольство Тайра со стороны других военных домов и представителей императорского рода достигает апогея в 1180 году, что приводит к затяжному военному конфликту, получившему название «война Тайра и Минамото». В 1185 году Минамото под руководством талантливого администратора и безжалостного политика Минамото Ёритомо одерживает победу. Однако вместо того, чтобы способствовать возвращению власти придворным аристократам и членам императорского рода, Минамото Ёритомо последовательно избавляется от конкурентов, добивается положения едино-личного лидера военных домов, а в 1192 году получает от императора назна-чение на должность сэйи тайсёгуна — «великого полководца, усмирителя варваров». С этого времени и вплоть до реставрации Мэйдзи в 1867-1868 годах в Японии устанавливается система двоевластия. Императоры продолжают отправлять ритуалы, а сёгуны, военные правители, проводят реальную политику, отвечают за внешние сношения и нередко вмешиваются во внутренние дела императорской семьи.

1281 год

Попытка завоевания Японии монголами


Поражение монголов в 1281 году. 1835-1836 годы

В 1266 году Хубилай-хан, покоривший Китай и основавший империю Юань, отправляет в Японию послание, в котором требует признать вассальную зависимость Японии. Ответа он не получил. Позже — безрезультатно — было направлено еще несколько похожих посланий. Хубилай приступил к подготовке военной экспедиции к берегам Японии, и осенью 1274 года флот империи Юань, включавший также корейские отряды, общей численностью в 30 тысяч человек разграбил острова Цусима и Ики и достиг залива Хаката. Японские войска уступали противнику и в численности, и в вооружении, однако до прямого военного столкновения практически не дошло. Налетевший шторм разметал корабли монголов, в результате чего им пришлось ретироваться. Хубилай предпринял вторую попытку по завоеванию Японии в 1281 году. Военные действия продолжались чуть больше недели, после чего повторились события семилетней давности: тайфун похоронил большую часть огромного флота монголов и планы по покорению Японии. С этими кампаниями связывают зарождение представлений о камикадзе , что дословно переводится как «божественный ветер». Для современного человека камикадзе — это в первую очередь пилоты-смертники, но само понятие гораздо древнее. Согласно средневековым представлениям, Япония являлась «страной божеств». Синтоистские божества, населявшие архипелаг, защищали его от внешнего вредоносного воздействия. Подтверждением этого стал «божественный ветер», дважды не позволивший Хубилаю покорить Японию.

1336 год

Раскол внутри императорского дома


Асикага Такаудзи. Около 1821 года

Harvard Art Museum

Традиционно считается, что японский императорский род никогда не прерывался. Это позволяет говорить о японской монархии как о самой древней в мире. В истории, однако, были периоды раскола правящей династии. Самый серьезный и продолжительный кризис, во время которого Японией правили одновременно два государя, был спровоцирован императором Годайго. В 1333 году усиливаются позиции военного дома Асикага во главе с Асикага Такаудзи. Император прибегал к его помощи в борьбе с сёгунатом. В награду Такаудзи сам пожелал занять должность сёгуна и контролировать действия Годайго. Политическая борьба принимает форму открытого военного противостояния, и в 1336 году войска Асикага разбивают императорскую армию. Годайго был вынужден отречься в пользу нового императора, удобного Асикага. Не желая мириться со сложившимися обстоятельствами, Годайго бежит в область Ёсино в провинции Ямато, где основывает так называемый Южный двор. До 1392 года в Японии будут параллельно существовать два центра власти — Северный двор в Киото и Южный двор в Ёсино. Оба двора имели своих императоров, назначали своих сёгунов, что делало практически невозможным определение легитимного правителя. В 1391 году сёгун Асикага Ёсимицу предлагает Южному двору перемирие и обещает, что отныне трон по очереди будут наследовать представители двух линий императорского рода. Предложение было принято, и конец расколу был положен, однако сёгунат не сдержал обещания: престол занимали представители Северного двора. В исторической перспективе данные события были восприняты крайне негативно. Так, в учебниках истории, написанных в период Мэйдзи, про Северный двор предпочитали умалчивать, именуя время с 1336 по 1392 год периодом Ёсино. Асикага Такаудзи преподносился как узурпатор и противник императора, тогда как Годайго описывался как идеальный правитель. Раскол внутри правящего дома воспринимался как событие недопустимое, о котором не следует лишний раз вспоминать.

1467 год

Начало периода феодальной раздробленности

Ни сёгуны из династии Минамото, ни представители династии Асикага не были единоличными правителями, которым подчинялись все военные дома Японии. Нередко сёгун выступал арбитром в спорах, возникавших между провинциальными военными. Другой прерогативой сёгуна было назначение на должности военных губернаторов в провинциях. Должности становились наследственными, что служило обогащению отдельных кланов. Соперничество между военными домами за должности, а также борьба за право называться главой того или иного клана не обходила стороной и род Асикага. Неспособ-ность сёгуната разрешить накопившиеся противоречия вылилась в крупные военные столкновения, продолжавшиеся 10 лет. События 1467-1477 годов получили название «смута годов Онин — Буммэй». Киото, тогдашняя столица Японии, была практически разрушена, сёгунат Асикага утратил свои полно-мочия, страна лишилась центрального аппарата управления. Период с 1467 по 1573 год именуется «эпохой воюющих провинций». Отсутствие реального политического центра и усиление провинциальных военных домов, которые начинают издавать собственные законы и вводят новые системы рангов и должностей внутри своих владений, позволяют говорить о феодальной раздробленности в Японии этого времени.

1543 год

Прибытие первых европейцев

Португальская карта Японии. Около 1598 года

Первыми европейцами, ступившими на японскую землю, были два португальских торговца. 25-го дня 8-й луны 12 года Тэмбун (1543 год) китайскую джонку с двумя португаль-цами на борту прибило к южной оконечности острова Танэгасима. Переговоры между пришельцами и японцами велись письменно. Японские чиновники умели писать по‑китайски, но устной речи не понимали. Знаки рисовали прямо на песке. Удалось выяснить, что джонку случайно прибило к берегам Танэгасимы штормом, а эти странные люди — торговцы. Вскоре они были приняты в резиденции князя Токитака, правителя острова. Среди различных диковинных вещей они привезли мушкеты. Португальцы продемонстрировали способности огнестрельного оружия. Японцев поразил шум, дым и огневая мощь: цель была поражена с расстояния в 100 шагов. Два мушкета были тотчас куплены, а японским кузнецам поручили наладить собственное производство огнестрельного оружия. Уже в 1544 году в Японии было несколько оружейных мастерских. В дальнейшем контакты с европейцами приобрели интенсивный характер. Помимо оружия, они распространяли на архипелаге христианское вероучение. В 1549 году в Японию прибывает иезуитский миссионер Франциск Ксавье. Он и его ученики проводят активную прозелитскую деятельность и обращают в христианскую веру многих японских князей — даймё . Специфика религиозного сознания японцев предполагала спокойное отношение к вере. Принятие христианства не означало отказа от буддизма и от веры в синтоист-ских божеств. Впоследствии христианство в Японии было запрещено под стра-хом смертной казни, поскольку подрывало основы государственной власти и приводило к смутам и восстаниям против сёгуната.

1573 год

Начало объединения Японии

Среди исторических персонажей Японии, наверное, наиболее узнаваемыми являются полководцы, именуемые тремя великими объединителями. Это Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Считается, что их действия позволили преодолеть феодальную раздробленность и объединить страну под началом нового сёгуната, основателем которого стал Токугава Иэясу. Начало объединению положил Ода Нобунага — выдающийся полководец, которому удалось подчинить множество провинций благодаря таланту своих полковод-цев и умелому использованию европейского оружия в бою. В 1573 году он изгоняет Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из династии Асикага, из Киото, что делает возможным основание нового военного правительства. Согласно пословице, известной с XVII века, «Нобунага замесил тесто, Хидэёси испек пирог, а Иэясу его съел». Ни Нобунага, ни сменивший его Хидэёси не были сёгунами. Получить этот титул и обеспечить передачу его по наследству удалось только Токугава Иэясу, но без действий предшественников это было бы невозможным.

1592 год

Попытки военной экспансии на материк


Японский военачальник Като Киёмаса охотится на тигра во время пребывания в Корее. Эстамп 1896 года

Тоётоми Хидэёси не отличался знатностью происхождения, однако военные заслуги и политические интриги позволили ему стать самым влиятельным человеком в Японии. После смерти Ода Нобунага в 1582 году Хидэёси расправляется с военачальником Акэти Мицухидэ, предавшим Ода. Месть за господина многократно увеличила авторитет Тоётоми среди союзников, объединившихся под его началом. Ему удается подчинить оставшиеся провинции и сблизиться не только с главами военных домов, но и с импера-торским родом. В 1585 году он получает назначение на должность канцлера кампаку, которую до него занимали исключительно представители аристо-кратического рода Фудзивара. Теперь легитимность его действий обосновы-валась не только оружием, но и волей императора. После завершения объединения Японии Хидэёси предпринял попытку внешней экспансии на материк. Последний раз до этого японские войска участвовали в военных кампаниях на материке в далеком 663 году. Хидэёси планировал покорить Китай, Корею и Индию. Планам не суждено было сбыться. События с 1592 по 1598 год именуют Имджинской войной. В этот период войска Тоётоми вели -безуспешные сражения в Корее. После смерти Хидэёси в 1598 году экспедиционный корпус был в срочном порядке отозван в Японию. Вплоть до конца XIX века Япония не будет предпринимать попыток по военной экспансии на материк.

21 октября 1600 года

Завершение объединения Японии

Сёгун Токугава Иэясу. 1873 год

Art Gallery of Greater Victoria

Основателем третьей и последней династии сёгунов в японской истории стал полководец Токугава Иэясу. Титул сэйи тайсёгуна был пожалован ему императором в 1603 году. Занять положение главы военных домов Токугава позволила победа в битве при Сэкигахаре 21 октября 1600 года. Все военные дома, сражавшиеся на стороне Токугава, стали именоваться фудай даймё , а противники — тодзама даймё . Первые получили во владение плодородные земли и возможность занимать государственные посты в новом сёгунате. Владения вторых были конфискованы и перераспределены. Тодзама даймё также были лишены возможности принимать участие в управлении государством, что приводило к недовольству политикой Токугава. Именно выходцы из числа тодзама даймё станут основной силой антисёгунской коалиции, которая осуществит реставрацию Мэйдзи в 1867-1868 годах. Битва при Сэкигахаре положила конец объединению Японии и сделала возможным установление сёгуната Токугава.

1639 год

Издание указа о закрытии страны


Схема осады замка Хара при подавлении восстания в Симабаре. XVII век

Wikimedia Commons

Период правления сёгунов династии Токугава, также именуемый периодом Эдо (1603-1867) по названию города (Эдо — современный Токио), где располагалась резиденция сёгунов, характеризуется относительной стабильностью и отсут-ствием серьезных военных конфликтов. Стабильность достигалась в том числе за счет отказа от внешних контактов. Начиная с Тоётоми Хидэёси, японские военные правители проводят последовательную политику по ограничению деятельности европейцев на архипелаге: запрещается христианство, ограничи-вается количество судов, которым разрешено прибывать в Японию. При сёгунах Токугава процесс по закрытию страны завершается. В 1639 году издается указ, по которому на территории Японии не дозволяется находиться никому из европейцев, исключая ограниченное количество голландских купцов. Годом ранее сёгунату пришлось столкнуться с трудностями при подавлении крестьянского восстания в Симабаре, проходившего под христианскими лозунгами. Японцам отныне также запрещалось покидать пределы архипелага. Серьезность намерений сёгуната подтвердилась в 1640 году, когда был арестован экипаж судна, прибывший в Нагасаки из Макао для возобновления отношений. 61 человек был казнен, а оставшиеся 13 — отправлены обратно. Политика самоизоляции продлится до середины XIX века.

1688 год

Начало культурного расцвета Японии


Карта города Эдо. 1680 год

East Asian Library — University of California, Berkeley

В правление сёгунов Токугава расцветает городская культура и развлечения. Всплеск творческой активности пришелся на годы Гэнроку (1688-1704). В это время создает свои произведения драматург Тикамацу Мондзаэмон, позже получивший прозвание «японский Шекспир», поэт Мацуо Басё, реформатор жанра хайку, а также литератор Ихара Сайкаку, прозванный европейцами «японским Боккаччо». Произведения Сайкаку носили светский характер и описывали повседневный быт горожан, нередко в юмористическом ключе. Годы Гэнроку считаются золотым веком театра кабуки и кукольного театра бунраку . В это время активно развивается не только литература, но и ремесла.

1868 год

Реставрация Мэйдзи и модернизация Японии


Японская императорская семья. Хромолитография Торахиро Касаи. 1900 год

The Library of Congress

Конец правлению военных домов, длившемуся более шести столетий, был положен в ходе событий, получивших название «реставрация Мэйдзи». Коалиция из числа воинов княжеств Сацума, Тёсю и Тоса вынудила Токугава Ёсинобу, последнего сёгуна в японской истории, вернуть верховную власть императору. С этого времени начинается активная модернизация Японии, сопровождавшаяся реформами во всех сферах жизни. Начинают активно усваиваться западные идеи и технологии. Япония становится на путь вестернизации и индустриализации. Преобразования в период правления императора Мэйдзи проходили под девизом вакон ёсай — «японский дух, западные технологии», что отражало специфику заимствований японцами западных идей. В это время в Японии открываются университеты, вводится система обязательного начального образования, проводится модернизация армии, принимается Конституция. В правление императора Мэйдзи Япония становится активным политическим игроком: она присоединяет архипелаг Рюкю, осваивает остров Хоккайдо, выигрывает Японо-китайскую и Русско-японскую войны, аннексирует Корею. После реставрации императорской власти Япония успела поучаствовать в большем количестве военных конфликтов, чем за весь период правления военных домов.

2 сентября 1945 года

Капитуляция во Второй мировой войне, начало американской оккупации


Вид Хиросимы после 6 августа 1945 года

The Library of Congress

Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года, после того, как на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Японии. До 1951 года продлится американская военная оккупация Японии. За это время происходит полная переоценка ценностей, утвердившихся в японском сознании с начала века. Подлежит пересмотру и такая некогда незыблемая истина, как божественное происхождение императорского рода. 1 января 1946 года от лица императора Сёва был опубликован указ о строительстве новой Японии, содержавший положение, получившее название «самопровозглашение императора человеком». Данный указ также формулирует концепцию демократического преобразования Японии и отказ от идеи о том, что «японский народ стоит выше других народов и его предназначением является управление миром». 3 ноября 1946 года была принята новая Конституция Японии, вступившая в силу 3 мая 1947 года. Согласно статье 9, Япония отныне отказывалась «на вечные времена от войны как суверенного права нации» и провозглашала отказ от создания вооруженных сил.

1964 год

Начало послевоенного восстановления Японии

Послевоенная японская идентичность строилась не на идее превосходства, но на идее уникальности японцев. В 60-е годы получает развитие явление, названное нихондзинрон — «рассуждения о японцах». Многочисленные статьи, написанные в рамках этого течения, демонстрируют уникальность японской культуры, особенности японского мышления, любуются красотой японского искусства. Подъем национального самосознания и переоценка ценностей сопровождались проведением в Японии мероприятий мирового масштаба. В 1964 году Япония стала хозяйкой летних Олимпийских игр, которые впервые прошли в Азии. Подготовка к их проведению включала строительство объектов городской инфраструктуры, ставших гордостью Японии. Между Токио и Осакой были запущены сверхскоростные поезда «Синкансэн», ныне известные во всем мире. Олимпиада стала символом возвращения изменившейся Японии в мировое сообщество.