Урок "водоемы нашего края". Конспект урока на тему «Водоёмы нашего края

Когда в курсе природоведения изучают тему "Водоемы нашего края", педагог знакомит детей с теми водоемами, около которых они живут, – ведь эти природные объекты ближе и понятнее, чем те, которые находятся на расстоянии.
Но, заканчивая начальную школу, ее выпускники должны уметь называть крупные реки, озера и моря нашей страны, показывать их на карте.
Материал, предложенный нашими авторами, поможет расширить кругозор ваших учеников, приблизить далекие природные объекты, вызвать у ребят интерес к их изучению.
А тему мы назовем "Водоемы нашего края".

Хамида АКИЛОВА,
Астраханская обл.,
с. Тузуклей

Поволжье

Тема. "Водоемы нашего края. Поволжье".

Цели. Познакомить с разнообразием водоемов родного края, составить устное описание главной реки нашего края – Волги; раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны; развивать умения определять географическое положение объекта на карте, самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой; воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

Оборудование. Физическая карта, названия станций, схематическое изображение Волги с рукавами для учителя и детей, лист с заданиями для тестирования, выставка книг, Красная книга (Астраханская страница), кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова астраханского поэта Б.Филиппова.

Здесь нет лесов –
Солончаки,
Да камышей густые гривы,
Да Волги-матушки реки
Необозримые просторы.

Сегодня мы отправимся в новое путешествие по родному краю и познакомимся с его водоемами, их значением.

III. Знакомство с новым материалом

У. Водоемы – это места скопления или хранения воды. Водоемы бывают искусственные и естественные. Естественные водоемы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.
К естественным относятся ручей, река, озеро, море.
К искусственным – водохранилище, пруд, канал.
Какие водоемы нашего края вы знаете?

Дети отвечают.

– Вами была названа река Волга.
Волга – это естественный или искусственный водоем?

Д. Естественный.

У. Чтобы лучше познакомиться с Волгой, мы совершим путешествие по станциям.
Первая станция – "Историческая". Река Волга – самая длинная река в Европе, это национальная гордость России. Только эту реку называют самым дорогим словом на земле – "матушка". С какой гордостью каждый астраханец сообщает, что он родился и живет на Волге! О ней слагают песни, сказания, легенды.

Заранее подготовленный ученик рассказывает одну из легенд.

Д. Сведения о Волге встречаются в трудах ученых и путешественников Древних и Средних веков. Первое упоминание о ней – как о реке Ра, затем она описывается под именем Эдель, но чаще Этиль. Предполагается, что современное название реки произошло от древнерусского слова "волога" – влага. На Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье Тверской области на высоте 256 метров над уровнем моря выбивается на земную поверхность родничок с прозрачной и холодной водой. Этот тоненький ручеек и дает начало реке Волге, которая впадает в Каспийское море.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

У. На первых десятках километров узенькая Волга протекает через несколько небольших озер, и только после впадения в нее реки Семежаровки вытекающая из озера Селигер Волга становится полноводной. Течет эта река по низинам Восточно-Европейской равнины.
Путешествуя дальше, мы оказываемся на станции "Географо-краеведческая". Вспомните, что такое исток, устье, приток, рукав.

Д. Исток – это место, где река начинается.
– Устье – место, где река впадает в озеро или море.
– Приток – река, впадающая в другую реку или море.
– Рукав – ответвление от главного русла реки.

У. Долгий путь – 3530 километров проходит Волга от истока до впадения в Каспийское море, принимая все новые и новые притоки. В нижнем течении у Волги притоков нет. Около города Волгограда она поворачивает на юго-восток к Приволжской низменности, у города Волжского от нее отделяется к востоку крупный рукав – река Ахтуба, к северу от города Астрахани от Волги отделяется рукав Бузан. Самыми крупными рукавами являются реки Бахтемир, Болда, Кигач.
От рукава Болда отделяется маленькая речка Тузуклейка, на берегу которой мы с вами живем.
Положите перед собой схемы. Обозначим на них названия рукавов реки Волги.

Дети выполняют задание вместе с учителем.

– Для реки характерно весенне-летнее половодье. Течение спокойное, медленное, зависит от поверхности (равнинное).

IV. Физкультминутка

У. Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте! Хороша водица.
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали все домой.
Раз-два – выше голова!
Три-четыре – руки шире!
Пять-шесть – тихо сесть.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Следующая станция – "Исследовательская".

Водоемы – это места, где живут разнообразные живые существа. Нашу область правильно называют рыбацким краем, потому что в наших водах обитает очень много разной рыбы. Давайте исследуем, какую рыбу можно встретить в наших реках.

Отгадайте загадки.
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.

Д. Сом.

У. Толстый, жирный, не ленивый
И по-своему красивый
Живет он в Волге и речке Бузан,
А зовут его...

Д. Сазан.

У. Я скажу, не хвастая, –
Рыба я зубастая.
Тот, кто по реке плывет,
Мне на зубы попадет.

Д. Щука.

У. Ах, ты, модница-красавица,
Твой наряд всем очень нравится!
За красные плавники тебе "пять" –
Ярка рыбка...

Д. Красноперка.

У. А каких еще рыб вы знаете?

Дети отвечают.

– Каких еще представителей животного мира водоемов вы знаете? Какие растения растут в водоемах?

Выслушиваются ответы детей.

– Разгадайте кроссворд, и вы назовете еще несколько растений, встречающихся на Волге.

На доске:

Вопросы

По горизонтали :

2. Водяной орех.
4. Сам стоит он в луже, и промокли лапки,
Голова снаружи в темно-бурой шапке.

По вертикали :

1. Ближний родственник рогоза.
3. Роза Каспия.

Ответы

По горизонтали : 2. Чилим. 4. Рогоз.

По вертикали : 1. Камыш. 3. Лотос.

У. К сожалению, многие растения находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.

Учитель показывает растения.

– Если вы хотите больше узнать о растительном и животном мире родного края, я предлагаю вам прочитать эти книги.

Учитель показывает книги об Астраханском крае, реке Волге.

– Прочитайте их, и вы откроете для себя таинственный мир природы нашего края. В природе прекрасно все, но вода – краса всей природы.

Мы достигли станции "Промышленно-хозяйственная". В теле рыб содержится до 70–80 процентов воды. Растения тоже не могут обойтись без воды. Вода доставляет из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений, испаряясь с поверхности листьев, она предохраняет их от перегрева.
А как вы думаете, для чего нужна вода?

Д. С помощью воды мы пьем, готовим, моемся.

У. Вода необходима не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся, она нужна для поддержки чистоты в жилищах. Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. По реке человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты, лес, машины. Вода, отведенная в оросительные каналы, позволяет выращивать хорошие урожаи. На фабриках и заводах вода используется для изготовления бумаги, выпечки хлеба и еще для многого другого.
Наша самая последняя станция – "Экологическая". Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Разыгрывается сценка.

Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

У. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

Д. Наверное, вода в речке была грязной.

У. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды, гибели живой природы, а это прежде всего вредит его собственному здоровью, так как он пьет воду, использует в пищу разнообразных животных и растения.
В Волге и в нашей речке содержатся тяжелые металлы, нефтепродукты, ядохимикаты, моющие средства и другие вредные примеси.

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода!
Что надо делать, чтобы так было?

Д. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины, не сбрасывать промышленные отходы, ставить на предприятиях очистительные фильтры.

VI. Итог урока

У. Вот мы и познакомились с водоемами нашего края. Что нового вы узнали о Волге?

Выслушиваются ответы детей.

– Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме "Водоемы", предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. К искусственным водоемам относятся:

а ) море;
б ) водохранилище;
в ) озеро.

2. Началом реки называется:

а ) рукав;
б ) устье;
в ) исток.

3. Ответвление от главного русла реки называется:

а ) приток;
б ) рукав;
в ) исток.

с. 1
Окружающий мир 4 класс
Тема: «Водоёмы нашего края»

Провела: Апарина Н. И.

Тема: «Водоёмы нашего края»

Цели урока:


  1. Сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края.

  2. Познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной.

  3. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование: глобус, карта области.
Ход урока.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.



2

4

6

7

3

1

5

в

о

д

о

ё

м

ы

Вопросы к кроссворду:


  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

  2. Место, где река берёт своё начало,

  3. Нижняя часть горы, холма.

  4. Есть у оврага, горы, холма.

  5. Самое тёплое море России.

  6. Форма поверхности.

  7. Вся территория земной поверхности разделена на природные...
(на доске и в тетрадях записывается тема урока : «Водоёмы нашего края»)

  1. Проверка знаний и умений.
Тему урока мы узнали сейчас,

Но сначала о поверхности нашего края рассказ.

Какие формы поверхности вы знаете?

Расскажите, как образуются овраги?

Как остановить образование оврагов?

Как нужно проводить вспашку около склонов?
Замените, одним словом:

Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых.

Углубления с пологими, заросшими растениями склонами.

Возвышенность высотой от 200 до 500 метров.

Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров.

Углубление с крутыми осыпающимися склонами.

Графический диктант.

(если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак -)

Формы земной поверхности – это равнины и горы .

Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.

Терриконы – это горы, созданные природой.

Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.

Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно?

Овраги и балки украшают поверхность родного края.

(+, -, - ,+, +. -)


  1. Работа над новой темой.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка и туман, я – река и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

Каким цветом обозначена вода на карте?

Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Почему?

Одинакова ли вода на вкус?

Какая вода в водоёмах нашего края?

Где вода солёная?

Какие водоёмы вы знаете?

Давайте, разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой – естественные и созданные человеком – искусственные.

Водоёмы


А сейчас поработаем с картой нашего края.

Какие водоёмы расположены на территории нашего края?

Рассказ учителя.

Главная река Саратовской области – Волга. Много ласковых слов сказал об этой реке русский народ, называя её кормилицей, красавицей матушкой. Волга исстари живёт в легендах и сказаниях, в песнях и книгах . Это одна из великих рек мира и самая большая в Европе. У неё очень извилистое русло длиной 420 километров. Волга судоходна. Широко используется для орошения степей Заволжья. В Заволжье много каналов . На Волге много гидроэлектростанций. Волга богата рыбой, в ней насчитывается 75 видов рыб. Волга – любимое место отдыха жителей нашей области.

Широко известны реки – Большой и Малый Иргиз, Хопёр, Медведица.


- Как называется место, где река берёт своё начало?

А как называется место впадения реки в другую большую реку или море?

Что ещё имеет река?

Правильно, притоки. Река течёт по руслу и у неё есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.

А как мы это узнаём?

Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки.


  1. Физ. минутка.
Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорей в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.


  1. Продолжение изучения новой темы.
- О какой роли водоёма была наша физ. минутка? Что мы делали?

Мы отдыхали, значит, водоём – место отдыха людей.

А ещё что вы знаете о значении водоёмов?

Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоём – это дом для растений и животных . Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.

Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведём себя у водоёма?

Прочитайте об этом в учебнике на странице 155 – 156. – Как взрослые и дети должны охранять водоёмы?

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества , поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоёмов. С талой водой и дождевой яды могут попасть в водоём, что опасно для всего живого.

VI. Закрепление изученного.

Составление памятки «Правила поведения у водоёма»

Памятка.


    Не бросай мусор в воду.

  1. Не оставляй мусор на берегу.

  2. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

  3. В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

  4. Будь осторожен при купании.

  1. Итог урока. Оценки.
- Какие мы знаем водоёмы?

На какие две группы делятся водоёмы?

Какое значение в природе имеют водоёмы?

Как мы должны охранять водоёмы?
с. 1

Ø А как называется наша речка (озеро)?

Ø Кто знает, почему она имеет такое название?

Ø Какого цвета вода в реке?

Ø Мутная или прозрачная?

Ø Берега у реки пологие или крутые?

Ø Какие растения растут по берегам?

Ø Водятся ли рыбы в нашей реке? Какие?

Ø А какие водоемы вы еще знаете?

Работа со схемой (рис. 17)


Рис. 17 . Схема водоемов

Сказка о ручейке

Учитель . Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками - рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? - спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды - высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простившись со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник - люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди иногда коварны и склонны к предательству».

Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой… Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.



Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

Хоть сказка ложь, да в ней намек - человечеству урок.

После прочтения сказки проводится беседа о значении воды в жизни человека. Основные вопросы беседы:

Ø Почему веселый ручеек ушел от людей?

Ø Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

Ø Смогли бы люди жить без воды?

Ø Где встречается вода в природе?

Наша страна богата водоемами. Это и делает ее прекрасной. Водные богатства Беларуси - это реки, озера, водохранилища, пруды, подземные воды. Водоемы - настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

Игра «Будь внимательным»

Ученикам предлагаются две картинки. На одной изображен ручеек, на берегах растут цветы, кусты, деревья, летают бабочки, стрекозы, на ветках деревьев гнезда птиц с птенцами, вода в ручейке голубая, прозрачная, в ней плавают рыбки. На другой - тот же ручеек, но вода в нем грязная, мутная, в ней плавают банки, бутылки, на берегах желтая трава, нет цветов, сломаны кусты, нигде нет ни насекомых, ни птиц. Задача - найти отличия.

Подведение итогов игры.

Что нужно делать для того, чтобы вода в водоемах была чистой?

Каждый человек должен твердо знать, что все мы отвечаем за сохранение водных богатств нашей Родины. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.

Урок 46

Тема. Водоемы родного края

Цель: дать учащимся понятие о водоемах родного края; учить называть их; выяснить значение водоемов родного края; формировать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам.

Упражнение «Погода»

Какая сейчас пора года?

Какой месяц?

Какое число?

Тепло или холодно на улице?

Какое состояние неба?

Какая температура воздуха?

Были сегодня в течение дня осадки?

II. Сообщение темы и цели урока

Найдите лишнее слово.

Река, гора, океан, озеро, ручей, море, пруд.

Каким названием можно объединить остальные слова?

Тема нашего урока - «Водоемы родного края».

Что относится к водоемам?

Из этих водоемов нет в нашем крае?

Какая из этих водоемов самая маленькая, а какая - самая большая?

III. Изучение нового материала

1. Рассказ о водоемах родного края

Какие водоемы есть в нашем крае, вы узнаете, если відгадаєте загадки.

Дзюркочу среди леса я,

Холодное, гомінке.

Еще издалека по песенке

Узнаете меня. (Источник)

Среди села

Стоит бочка немалая. (Колодец)

Кругом вода,

А с питьем беда. (Море)

Стоит корыто,

Полное налито. (Ставок)

Без ног, а бежит,

Без рук, а рукава имеет. (Река)

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с источника. Маленькие ручейки сливаются в реки. Из малых речек образуются большие реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.

Чем питаются реки?

Почему они не переполняются и не заливают сушу?

Какие реки нашего края вы знаете?

Какие озера нашего края вам известны?

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Рассказ учителя о значении водоемов родного края

Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы? Водоем - это место отдыха людей.

Водоем - это дом для растений и животных.

Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.

Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.

По воде перевозят грузы.

Воду для работы берут заводы и фабрики.

2. Игра «Расшифруй!»

Названия растений и животных водоемов спрятались. Найдите их и обведите.

3. Игра «Отгадай»

Отгадайте, о какой водоем написала девочка.

Далеко внизу, окруженное вековыми елями, сверкает оно, круглое, словно чаша. Оно необычное не только формой, но более всего цвету воды. Зеленовато-голубая она действительно напоминает собой цвет морской волны. Воздух, пропитанный ароматом, настолько чистое, что, кажется, им невозможно надышаться. (Озеро)

Помните! Водоем - это не просто вода. Это дом, в котором обитают разные необычные существа. им необходим дом, и они ему нужны.

Следует оберегать водоемы от загрязнения, строить очистные сооружения, сажать на берегах водоемов деревья, что будут укреплять берега; расчищать источники; изготавливать и размещать на берегах водоемов запрещающие знаки, разъяснительные надписи.

Нарисуйте запрещающие знаки о поведении возле водоемов.

Верно ли утверждение, что наш край - это край озер и рек?

В нашем крае есть реки, которые не замерзают?

Водоемы нуждаются в охране?

Чистая вода необходима только человеку?

Водоем таит опасность?

Люди причиняют много вреда водоемам и их обитателям?

V. Итог урока

Что относится к водоемам?

Какие водоемы есть в нашем крае?

Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы?

Цель: Создать условия для ознакомления с различными видами водоемов родного края.

Обучающие:

  • повторить части реки;
  • учить различать водоёмы;
  • познакомить с разнообразием водоёмов родного края;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • способствовать развитию логического мышления, речи, воображения
  • формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
  • воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.

Оборудование: карточки с отгадками, нити голубого и синего цвета, презентация «Водоемы родного края», рисунки капельки воды, листы бумаги, цветные карандаши.

Универсальные учебные действия:

Личностные: понимать важность соблюдения правил поведения в природе, обретение чувства любви к природе, родному краю.

Регулятивные: проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные:

  • Общеучебные
: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи, осуществлять поиск информации, собственных наблюдениях объектов природы.
  • Логические
  • : перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты, определять причины событий.

    Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

    2. Активизация мыслительной деятельности.

    Сегодня край наш будем изучать.
    Выводы делать и рассуждать.
    А чтобы урок пошел каждому впрок,
    Снова в работу включайся, дружок!
    Новое всем предстоит узнавать.
    Друзьям об этом потом рассказать.

    А начинаем мы с разминки.

    – Кругом вода, а с питьем беда? (Море .)

    – Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не уйдешь. (Болото. )

    – Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит. (Река .)

    Стоит корыто
    Полно воды налито. (Озеро или пруд .)

    Летом в зной угостит водой ледяной. (Родник .)

    – Какое общее название можно дать нашим отгадкам. (Это водоемы .)

    – Что такое водоем? (Большое углубление, заполненное водой .)

    – Какой водоем будет лишним в данной группе:

    Река, болото, море, пруд, озеро, родник. (Море – соленая вода .)

    – Кто думает иначе? (Пруд – это искусственный водоем .)

    – Какое значение в природе имеют водоемы? (Водоемы дают воду для питья и полива, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарство, место отдыха. Все живые существа нуждаются в воде. )

    – Молодцы! И мы продолжаем путешествие.

    3. Постановка цели.

    – Ребята, знаете ли вы, какие водоемы есть в нашем селе Семьяны? (В селе есть пруды, речка .)

    – Какую учебную задачу мы поставим сегодня перед собой на уроке? (Нам нужно узнать какие еще водоемы есть в Семьянах, как они называются. )

    (Приложение 1 , Слайд 1 )

    4. Новый материал.

    1) родник.

    – Ребята, а где можно взять самую чистую и холодную воду? (Самую чистую и холодную воду мы можем взять в роднике). Слайд 2

    – Родник нам даст чистую воду, а вода это источник жизни на Земле. Поэтому родники еще называют – …… (Родники также называют источниками .)

    – У нас в Семьянах есть источник, который называют Святым. Как вы думаете почему? Слайд 3. (Он находится рядом с церковью .)

    – Вода в нем не только чистая, но и святая т.к. считается, что протекает под церковью.

    – Роднику мало места. Слайд 4 .И он превращается в ручеек. Чем больше ручьев соединяется вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется….. (исток ).

    Игра «Ниточки».

    Дети берут ниточки, это ручейки. Когда они соединяются вместе, образуется река. Место соединения – исток.

    Какая река протекает в нашем селе? Слайд 5 (В селе Семьяны протекает небольшая речка – Семьянка .)

    – Почему ее так назвали?

    (Обучающиеся высказывают свои предположения: так называется наше село. Жило 7 семей, село стоит на семи ямах и т.д.)

    – Слово «Семьяна» состоит из двух самостоятельных компонентов, что в переводе с древнемарийского языка: «яна» – река, «Сем» – черный. Поселение на реке стали называть – Семьяны, а сама речка уже по нему – Семьянка.

    Сама речка небольшая. Длина около 20 километров, имеет один левый приток Малая Семьянка (Евлашка).

    Раньше (лет 30 назад) в Семьянке водилось много рыбы, женщины ходили на реку полоскать белье. А по берегам было много колодцев. С каждым годом речка мелет и становится похожа на небольшой ручей.

    В какой водоем впадает Семьянка? (река Сура). Слайд 6.

    А река Сура уже впадает в реку…. Слайд 7

    – Как называется место впадения реки в другой водоем?

    (Место впадения называется устье.)

    3). Физкультминутка.

    «Речка волнуется…»

    Речка волнуется раз,
    Речка волнуется два,
    Речка волнуется три,
    Речная фигура
    На месте замри.

    – Человек всегда селился около воды. Почему? (Вода – источник жизни, нужна для хозяйства, питья, дает еду. )

    – И если воды недостаточно он научился создавать водоемы. Водоемы, которые создал человек, мы называем… (искусственные ).

    – Какие искусственные водоемы есть в нашем селе? (Пруды ). Слайд 8

    – Какие пруды нашего села знаете вы?

    Игра «Угадай-ка»

    – Я буду показывать пруд, а вы должны назвать его. Слайд 9-12

    Историческая справка.

    Аршинов пруд – получил название по прозвищу мужчины, который жил рядом с прудом. Аршин – мера длины равная 71см.

    Большинство прудов имеют название по месту расположения: Чечулинский, Школьные, Лопатинский, Рябинки, Мелешный, Первые и Вторые елочки, Гузнинский.

    Сколько прудов можно встретить в окрестностях нашего села? (16)

    5) Тревога.

    – Мы любим отдыхать на прудах, но… Слайд 13

    – Назовите причины загрязнения водоемов. (Бытовое загрязнение: мусор после отдыха людей, мытье машин вблизи водоемов. )

    – В старину пруды чистили. Для этого разрывали плотины, выпускали воду, очищали дно от грязи и ила, освобождали родники. Затем плотину засыпали землей, и свежая родниковая вода быстро заполняла углубление.

    Во многих прудах родники засорились, пруды зарастают водорослями и травой, становятся болотами. Слайд 14

    – Что мы называем болотами? (Болото – переувлажненный участок суши .)

    5. Закрепление.

    Класс делится на две группы.

    Общее задание для групп:

    нарисовать схему реки, пруда. Назвать сходство и отличия этих водоемов.

    1-я группа. Раскройте значение местных водоемов для человека и животных. (рисунок)

    2-я группа. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).

    6. Итог урока.

    – Какие водоемы есть в нашем селе? (Пруды, болота, река, родники .)

    – На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)

    – Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )

    Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!

    7. Домашнее задание.

    Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Водоемы родного края».

    8. Рефлексия.

    Ученики получают нарисованную капельку воды.
    Если было интересно – капелька улыбается.
    Не было интересно, скучно – капелька грустит.