Учимся у животных. Чему можно научиться у животных

Вопреки распространенному мнению, согласно которому домашних животных, как правило, заводят одинокие люди, больше всего кошек и собак живет в семьях, состоящих по меньшей мере из трех человек. В качестве главной причины, побудившей их завести питомцев, 26% опрошенных владельцев собак, кошек, крыс и хомячков назвали любовь к животным, а также радость иметь верного друга и заботиться о нем. Благотворное влияние на развитие ребенка – тоже немаловажный фактор: его приводят в качестве ключевого аргумента 8% владельцев домашних животных. 19% настаивают на исключительной «социальной роли» своих любимцев, избавляющих хозяев от одиночества. Еще 34% затруднились с конкретным ответом на вопрос, сказав, что просто не могут представить себе жизнь без животного в доме (по результатам опроса, проведенного на сайте www.сайт).

«Хочу котенка!»

Так говорит ребенок, и мы заводим котенка. Или хомяка. Или щенка. Наш главный мотив при этом: ребенок должен расти добрым и ответственным, и собственный питомец станет ему в этом деле помощником. Заботясь о развитии детской ответственности и самостоятельности, родители стараются возложить заботы о только что приобретенном зверьке на плечи ребенка. И достигают обратного результата: ему действительно трудно в одиночку справляться с регулярными и не всегда приятными новыми обязанностями. Он чувствует себя растерянным и приходит к выводу, что забота о том, кто слабее и меньше тебя, – обременительна. Так что, если мы хотим, чтобы наши дети отвечали за тех, кого приручили, их надо этому... научить. Начать можно с того, чтобы заботиться о новом друге вместе.

Любовь к животным или любовь к себе?

«За последние полвека отношение к домашним животным в России, как и во всем мире, существенно изменилось, – считает президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова . – Если раньше собаки жили в семье главным образом потому, что охраняли дом, а кошки защищали от грызунов, то сейчас они воспринимаются как полноправные члены семьи. Среди ветеринаров даже появился термин «животные-компаньоны». С каждым годом повышается спрос на услуги зоопсихологов, издается множество книг, специализированных журналов: люди хотят понять, что чувствуют и даже думают их питомцы.

Сегодня мы проявляем заботу совсем не так, как раньше: парикмахерские, гостиницы и даже ателье для собак и кошек, в изобилии появляющиеся вокруг, делают их жизнь похожей на нашу. Мы с радостью играем в эту игру, не задумываясь – надо ли это все самим животным? Идет ли им на пользу такое очеловечивание? «Когда хозяин кормит собаку или кошку тем, что ест сам, наряжает в одежду и укладывает спать, он как бы замещает этим свои несостоявшиеся отношения с другим человеком», – считает зоопсихолог Елена Федорович . «Принуждая своего пса или попугая жить почти человеческой жизнью, мы заботимся не столько о его подлинных желаниях, сколько о собственных потребностях, которые нам по какой-то причине не удается удовлетворить, – продолжает Ирина Новожилова. – Пытаемся, например, восполнить нехватку нежности или недостаток уверенности в себе».

«Безгранично преданная собака», «чуткая, деликатная кошка» – мы используем множество языковых клише, когда рассказываем о своих любимцах. «Обсуждение малейших подробностей их жизни, характера и привычек часто маскирует нашу нарциссическую потребность быть в центре внимания, – считает психоаналитик Анна Скавитина , – и нередко встречается у людей, которым трудно говорить о себе».

Полезное дополнение

Приписывая своим любимцам удивительный дар врачевать наши душевные недуги, мы склонны преувеличивать психотерапевтические способности домашних животных. «Общение с собакой или кошкой, безусловно, помогает нам справиться с ситуационным стрессом и напряжением, но не решает глубинных психологических проблем, – поясняет Елена Федорович. – Наблюдая за животными, мы учимся пониманию без слов, развиваем свою интуицию и наблюдательность – думаю, именно в этом в первую очередь и состоит положительный эффект от общения с ними».

Феномен «домашнего животного» развивался вместе со стремлением человека покорить природу. «С древнейших времен люди двойственно относились к животным: с одной стороны, многие из них – постоянный объект охоты, с другой – человеческое общество заинтересовано в восполнении их популяции, и, следовательно, с ними необходимо устанавливать отношения, а свою вину перед ними – искупать, – рассказывает антрополог Артем Козьмин . – Именно поэтому сегодня, как и в давние времена, хорошие охотники «разговаривают» с теми, кто должен стать их добычей; во многих племенах, живущих охотой, кости убитого и съеденного зверя закапывают с почестями... Возможно, и наша любовь к домашним животным отчасти продолжает традицию. Окружая заботой и вниманием кошек, собак, лошадей, мы бессознательно искупаем массовое убийство коров, свиней и овец». Иными словами, привязанность к домашним животным позволяет человеку снять с себя вину за истребление животных, мясо которых мы ежедневно употребляем в пищу, в мех и кожу которых одеваемся.

«В общении с питомцами привлекают их некритическое отношение к нам, – полагает Елена Федорович, – безусловное эмоциональное принятие и внимательность к нашим действиям и эмоциональным состояниям. Многие навыки, которые мы приобретаем, живя рядом с ними, помогают общаться с окружающими и глубже понимать себя». Животные не лечат нас в буквальном смысле слова, но они учат принимать и отдавать свою любовь, не бояться выражать свои чувства. Иными словами, наши отношения с домашними животными не заменяют, не имитируют человеческие отношения – они служат лишь полезным и обогащающим дополнением к ним.

Собака

ФОТО PantherMedia

Главные черты: общительность, преданность. Собака готова выполнять в семье определенную роль. Например, сторожа или няньки.

Характер хозяина. Разные причины приводят к тому, что люди заводят собаку. Те, кто решился на этот шаг, могут быть открытыми, эмоциональными или сдержанными людьми, но всех их объединяет повышенная потребность в теплых, наполненных эмоциями отношениях. Хозяева собак особенно ценят в своих питомцах их способность к верности, не зависящей ни от каких внешних обстоятельств.

Чему нас учат собаки. Ориентироваться в ситуации, прежде чем завязывать отношения. Собака – это внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. Попав в новый коллектив, собака нуждается в некотором времени, чтобы понять, как распределены здесь роли, кто вожак, кто кормилец, кто будет с ней играть и гулять. И только сориентировавшись в системе отношений между людьми, собака устанавливает свои особые отношения с каждым из членов коллектива в отдельности. Ее такту и способности налаживать контакт с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей и предпочтений в самом деле стоит поучиться.

Кошка

ФОТО PantherMedia

Главные черты: независимость и умение соблюдать дистанцию. Кошка ненавязчива в общении, она тщательно дозирует знаки своей любви и сама решает, что ей делать.

Характер хозяина. Расхожий стереотип, приписывающий любителю кошек черты мечтателя-одиночки, не так уж далек от истины. Чтобы жить с ней в ладу, хозяин должен уважать ее территорию и ритм жизни, а это предполагает в нем склонность скорее к размышлению, чем к действию.

Чему нас учат кошки. Жить и давать жить другим. Кошка знает, чего хочет, и безошибочно выбирает то, что ей в самом деле подходит лучше всего. Именно поэтому многие склонны считать ее холодной и эгоистичной. Но это неверно: кошка – очень чувствительное существо, а ее привязанность к хозяину, пусть и не такая очевидная, как у собаки, делает ее верным другом, готовым поддержать и успокоить – главным образом, посредством нежных прикосновений. Тем самым кошка дает нам прекрасный урок того, как можно соблюдать баланс между собственными интересами и потребностями окружающих.

Крыса

ФОТО PantherMedia

Главная черта: любознательность. В поисках пропитания и новых впечатлений это маленькое существо готово исследовать самые отдаленные уголки человеческого жилища. Крысы легко поддаются дрессировке, различают людей по запаху и безошибочно узнают среди них хозяина.

Характер хозяина. Крыс заводят оригинальные натуры: как правило, им нравится, что эти грызуны не требуют специального ухода, а в силу любознательного характера отлично адаптируются к любой ситуации. Эти качества делают крысу отличным компаньоном: ее можно постоянно носить с собой, брать в поездки и демонстрировать окружающим. Кроме того, крыс нередко выбирают люди, которым в обыденной жизни недостает тактильных ощущений: их миниатюрные питомцы не просто любят ползать по рукам, плечам и голове хозяина, но и получают огромное удовольствие от этого.

Чему нас учат крысы. Приятию близкого существа вопреки сопротивлению окружающих: древние стереотипы, приписывающие крысам массу отрицательных качеств, по-прежнему достаточно сильны, и человеку, рискнувшему завести это животное, придется утверждать свои чувства к нему, невзирая на осуждение и непонимание других. Кроме того, несмотря на известную неприхотливость, крыса все же нуждается в соблюдении некоторых норм (так, в клетке у нее всегда должно быть чисто), что приучает человека ответственно и уважительно относиться к соблюдению чужих интересов – впрочем, в достаточно мягкой и необременительной форме.

Рыбки

ФОТО PantherMedia

Главная черта: поведение в стиле дзен. Замкнутые и невозмутимые в своем герметичном аквариуме, они демонстрируют нам душевное спокойствие, которому стоит поучиться.

Характер хозяина. Едва ли в данном случае уместно говорить о хозяине в традиционном смысле этого слова. Даже завзятому аквариумисту, скорее всего, не придет в голову делиться переживаниями со своими вуалехвостами, которые вряд ли способны отличить его руку, ежедневно дающую им корм, от любой другой. Тот, кто заводит рыбок, скорее созерцателен и сдержан. Рыбки, не требующие от своего хозяина эмоций или активного участия в их жизни, станут для такого человека идеальными компаньонами. Помимо того, рыбок нередко заводят люди, привыкшие все контролировать.

Чему нас учат аквариумные рыбки. Расслабляться. Давно замечено, что аквариумные рыбки – прекрасный объект для медитации. В жестких условиях большого города многие из нас просто утратили способность отдыхать душой и телом, тогда как аквариум помогает нам восстановить этот бесценный навык. К тому же он позволяет нам органично сочетать восхищение перед непредсказуемостью и красотой дикой природы с естественным стремлением к покою, комфорту и безопасности: аквариум – настоящий океан в миниатюре, но на этом океане никогда не бывает ни цунами, ни штормов.

Лошади-врачеватели

Верховая езда в сочетании с несложными физическими упражнениями – на этом основан , который начал активно применяться в России в начале 90-х годов. Лечебная верховая езда полезна во многих отношениях: идущая шагом лошадь передает сидящему в седле человеку от 90 до 110 двигательных импульсов в минуту, а потому всадник, стараясь удержать равновесие, укрепляет свои мышцы, улучшает координацию движений, походку и осанку. Иппотерапия благотворно влияет не только на опорно-двигательный аппарат: специалисты рекомендуют ее при желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваниях, различных неврологических нарушениях и сексуальных проблемах: физический и эмоциональный контакт с лошадьми способен облегчить течение множества болезней (в том числе и детских!), а иногда и излечить от них.

Валентин Мельник

Каждый человек в процессе своего становления проходит несколько стадий. Некоторые из них определяются природой, и повлиять на них невозможно. Это, в первую очередь, касается физического взросления. Но некоторые процессы, которые сопровождают переход от детства к старости, способны подвергаться переменам.

Для того чтобы человек стал полностью готов к жизни в обществе, его ещё с раннего возраста воспитывают и обучают. Но таковой ситуация была не всегда - первоначально люди обучались у природы, в первую очередь - у животных.

Все современные науки происходят от философии, которая ранее выполняла роль “накопителя” общих знаний о том, что человека окружает. Наблюдая за вознёй насекомых или просто полётом птицы, эти знания накапливались и затем оформлялись в отдельную группу, каждая из которых со временем переродилась в научную дисциплину.

Обучение у животных является актуальным и в настоящее время. Если разобраться, то все знания об окружающем мире можно разделить на три главные категории: точные дисциплины, естественные науки и знания о языке. Каждая из них с чего-то начиналась. Для того чтобы о чём-то узнать, важно это скопировать, а затем изучить принцип действия.

Если сравнить муравейники, которыми славятся африканские термиты со средневековым собором, то отличия будут громадные. Но по самому принципу построения здание является тем же большим муравейником. Это самый простой пример, но во время постройки зданий следует соблюдать закономерности, предписанные геометрией и физикой . Насекомые таким наукам не обучаются, но инстинктивно соблюдают их законы.

Второй пример - это прокладка горных дорог. Обычные серпантины прокладываются только в тех местах, которые были “выбраны” горными козами, или другими копытными. До сих пор не изучено, как животные находят этот оптимальный путь.

Все животные при изучении окружающего их мира пользуются своими органами чувств. Это дало толчок к освоению медицины. Первые врачи (или целители) для того, чтобы поставить правильный диагноз, изначально делали примерно также. Внешний вид больного, запах, исходящий от него давали примерное понимание, какое заболевание необходимо лечить. Таким образом, именно животные могут порой подсказать, как оптимально и наиболее рационально решить определённое задание.

У рыб и птиц можно поучиться физике, у пауков - геометрии, а у муравьев - архитектуре. Но для того, чтобы получить качественные знания, важно и умение наблюдать, что творится вокруг. Каждая мельчайшая деталь, в конце концов, может стать важной частью картины окружающего мира.

Почти все, что изобрел человек, уже существовало в природе. Стрекоза была раньше вертолета, рыбы — перед подводными лодками, паутина — прежде всех материалов, а стебли и деревья — до небоскребов. Сегодня мы расскажем, как и чему человек учился у природы.

Плыть, как рыба

Морские животные вдохновили людей на массу изобретений. Их обтекаемая форма послужила прототипом для создания кораблей, подводных лодок, атомных бомб.

Акулья кожа, покрытая мелкими чешуйками, стала основой для разработки энергосберегающего покрытия для авиалайнеров, теплоходов и лопастей ветряных электростанций. По подсчетам немецких ученых-разработчиков, если покрыть самолеты и морские суда этим материалом — особой краской, снижающей сопротивление потоку, можно сэкономить до 4,5 млн т топлива в полетах и около 2000 т в год в морских рейсах.

Сейчас ученые из Гарвардского университета пытаются воссоздать кожу акулы мако с помощью 3D-печати, их конечная цель — изготовить высокотехнологичный костюм для дайвинга, который уменьшит сопротивление воды.

Еще одно современное ноу-хау: робот-разведчик, напоминающий рыбу черная ножетелка, что обитает в донных водах Амазонки. Робот, разработанный американскими инженерами, позаимствовал у ножетелки уникальную способность ориентироваться в полной темноте. Исследователь Малкольм МакИвер занимался изучением сенсорной и двигательной систем этих рыб в течение многих лет. Он выяснил, что для ориентации ножетелка посылает слабый электрический импульс, создаваемый особым органом, а для передвижения совершает волнообразные движения длинным нижним плавником. Оба этих свойства были «подарены» новым роботам-водолазам, которые смогут проводить разведку в труднодоступных и малоосвещенных местах, таких как затонувшие корабли.

Тропическая рыба желтый пятнистый кузовок с ее необычными очертаниями вдохновила компанию Mercedes-Benz на создание бионической машины Bionic Car, которая повторяет форму рыбы и благодаря ей передвигается с большой эффективностью.

Летать, как птица

Птицы, бабочки, стрекозы и другие насекомые издавна вдохновляли людей на создание разнообразных летательных аппаратов. Один из пионеров авиации — Леонардо да Винчи зарисовывал полеты птиц разных пород и летучих мышей и пытался воссоздать их способ передвижения. В 1487 году он разработал орнитопер — летательную машину, основанную на птичьем полете. Еще одна идея да Винчи — втяжные лестницы, прототипом для которых служат ноги стрижа. И хотя придуманные да Винчи машины так и не полетели, идеи, позаимствованные у природы, со временем были воплощены другими изобретателями летательных аппаратов.

Например, стрекоза стала прообразом вертолета. Как и насекомое, машина взлетает с места без предварительного разбега, «зависает» в воздухе, садится без пробега. Ее удивительные летательные способности вдохновляли, в частности, изобретателя Игоря Сикорского. Один из его вертолетов был почти точной копией стрекозы: в распоряжении ученого были 2000 воссозданных на компьютере маневров стрекозы в воздухе.

В настоящее время французские инженеры пытаются максимально приблизить конструкцию крыла самолета к крыльям крупных хищных птиц. «Это позволит повысить подъемную силу самолета при малых скоростях, понизить сопротивляемость воздуха, затраты энергии на полет, и, возможно, даже уровень шума, воздействуя на уровень турбулентности потоков», — поясняет разработчик Марианна Браза, представившая крыло-новинку в этом году. Одним из ноу-хау стали тонкие пластинки, которые вибрируют и снижают турбулентность, — у птиц эту задачу выполняют мелкие перья, расположенные на задней кромке крыльев.

Видеть, как кошка

Видеть в темноте человек учился у кошек и сов. Принципы их зрения были использованы при разработке приборов ночного видения.

Кошачьи глаза легли в основу еще одного изобретения — светоотражателя. Его придумал англичанин Перси Шо, когда на темной трассе увидел отражение фар своей машины в глазах кошки. Изобретение «кошачий глаз» было запатентовано в 1934 году и вскоре появилось на дорогах Великобритании, увеличив их безопасность.

Ловить ультразвук, как летучая мышь

Летучие мыши помогли ученым открыть эхолокацию — способ определения положения объекта в пространстве по времени задержки возвращений отраженной волны. Первооткрывателем стал итальянский натуралист и физик Ладзаро Спалланцани: в конце XVIII века он наблюдал за перемещениями летучих мышей в темной комнате и заметил, что эти животные прекрасно ориентируются. В ходе опыта он ослепил нескольких особей и обнаружил, что они летают так же хорошо, как и зрячие. После опыта его коллеги, который залепил воском уши летучих мышей и констатировал, что они натыкаются на все предметы, стало очевидно, что эти животные ориентируются по слуху. Эти знания пригодились лишь в XX веке, когда стало известно об ультразвуке. Ученые создали ряд приборов, в том числе сонар для подводных объектов и морского дна. К эхолокации способны не только летучие мыши, но и киты и дельфины, в меньшей степени некоторые птицы (гуахаро, саланганы), землеройки и мадагаскарский еж тенрек.

Недавно британские инженеры из Саутгемптонского университета представили новый тип радара, который позволит извлекать лыжников из-под лавин и шахтеров из подземных завалов. Автор проекта Тимоти Литон придумал это устройство, удивившись сверхспособностям дельфинов: они ориентируются даже в мутной воде благодаря издаваемым импульсам и безошибочно отыскивают пищу.

Менять окрас, как хамелеон

Многие животные умеют менять окрас и сливаться с окружающей средой. Эту их способность позаимствовали создатели камуфляжа. Разработки в этой области продолжаются. Например, в январе 2014 года американские ученые из Гарвардского университета сообщили, что изучают способности к перемене окраса у каракатицы — они надеются, что это исследование поможет улучшить защитную одежду для солдат.

Позже коллектив ученых из университетов Хьюстона и Иллинойса представил материал, который анализирует окружающую обстановку и автоматически меняет собственную окраску, подстраиваясь под цвет фона. Источником для разработки послужили головоногие моллюски: осьминоги, кальмары и каракатицы.

Прилипать, как геккон

«Липкие» лапы геккона легли в основу ноу-хау от ученых из Стэнфордского университета. Они придумали специальные перчатки с присосками, надев которые любой человек может вскарабкаться на вертикальную стену. Силиконовые присоски, как и лапы геккона, покрыты тысячами волосков, и благодаря межмолекулярному притяжению (Ван-дер-Ваальсовы силы) материал словно приклеивается к поверхности. Испытания прошли в этом году и были похожи на съемки фильма о Человеке-пауке.

Приставать, как репейник

Репейник с его маленькими крючками-зацепками стал прототипом текстильной застежки — липучки. Ее придумал швейцарский натуралист и инженер Жорж де Мистраль, когда чистил от репейника свою собаку после прогулки в горах в 1948 году и задумался, отчего так трудно отлеплять эти плоды растения от шерсти.

Приклеиваться, как моллюски

Рыба-прилипала, моллюски, морские черви и многие другие живые организмы на планете обладают способностями вырабатывать сверхлипкое вещество. Именно они натолкнули людей на изобретение клея. В последнее время ученые занимаются усовершенствованием клейкого вещества: последняя разработка из Гарвардского университета — суперклей на основе слизи моллюсков для «залатывания» стенок сердца и сосудов. Ноу-хау от американских ученых — искусственный клей для операций на внутриутробном плоде, воссоздающий свойства слизи морских червей Phragmatopoma californica.

Плести сети, как паук

Паучья нить отличается необыкновенной прочностью: она в пять раз превышает прочность стали. Согласно расчетам ученых она смогла бы остановить даже авиалайнер, если бы имела толщину карандаша. Неудивительно, что люди издавна пытались воссоздать паучью нить. И в конечном итоге у них получилось произвести столь же прочные материалы, например, полиакрилонитрил. Но ученые пошли еще дальше: в Университете штата Юта паучьи гены были добавлены в ДНК козы, в результате паутину можно отфильтровывать из молока. В 2011 году голландские ученые пытались пойти еще дальше: они соединили искусственную кожу с паутиной, полученной из молока генетически измененных коз, и создали пуленепробиваемую ткань: в ходе испытаний она отразила пули калибра 5,56. В их планах было вживление паутины в человеческую кожу, однако до сих пор о появлении Человека-паука ничего не известно.

Добывать свет, как светлячки

Недавно корейские инженеры изучили наноструктуру брюшка светлячков и создали на ее основе сверхъяркие и более эффективные светодиоды: для этого они изменили микроструктуру поверхности светодиода, повысив его прозрачность. О том, как еще используются свойства светлячков и других светящихся животных, .

Чему можно поучиться у наших животных?

Когда живешь с большим количеством животных бок о бок, так или иначе вы учитесь друг у друга, причем все и постоянно. И вот, наблюдая за нашими питомцами, я подумала, что некоторые черты их характера очень пригодились бы большинству людей для счастливой жизни (в том числе и мне).

Персик – истинный гедонист. Он умеет получать удовольствие от всего, что происходит вокруг, и иногда меня это даже пугает. Когда они дерутся с Тортинкой, то кошка вся изводится, злится. Персик же воспринимает даже такие отношения как игру. И как бы кошка на него ни шипела и ни давала ему «пощечин», кот все равно остается в бодром и веселом расположении духа. А уж когда перед ним ставят стакан сметаны или он ложится на кресло у камина или разваливается на пледе на кровати, то Персик выглядит просто неприлично довольным своей жизнью. Ни разу не видела его расстроенным или сердитым. Даже когда ему-то что-то не совсем по душе (такое тоже бывает, хотя весьма и весьма редко), он так или иначе умудряется извлечь выгоду и насладиться моментом.

Кефир – мастер в принятии превратностей судьбы. Он не только потрясающе спокойно воспринимает многие вещи, но и очень редко злится. Рысак терпит дождь, мошкару, метель, не выказывая неудовольствия, в то время как наш аборигенный Чино, который как раз должен был быть весьма равнодушен к переменчивой погоде, сразу пытается забежать в укрытие, а если такой возможности по какой-то причине нет, то начинает нервничать. Кефир буквально игнорирует порой навязчивого и вредненького забайкальского жеребца, который последнее время все больше начинает надоедать орловцу: то пытается укусить его за шею, то не даст спокойно пожевать сено, то еще чего-нибудь удумает. Только когда Чино доведет Кифа до белого каления, то рысак прижимает уши и отгоняет назойливого кудряша. Последний, конечно, убегает, но гордо задрав хвост и высоко поднимая ноги – вроде бы и не проигравший.

Тортинка – образец самостоятельности и независимости. Несмотря на то, что кошка живет в доме, она вполне способна не только сама добыть себе пропитание на улице в любое время года, но и найти укрытие и спрятаться от опасности, если потребуется. Конечно, как и все кошки, она любит тепло, уют и комфорт. Однако помести ее сейчас в квартиру, и Тортина сойдет с ума. Она гуляла у нас несколько дней подряд, не заходя домой, уходила далеко за территорию Святополя одна. Да и прекрасно лазить по любым деревьям, поверхностям и ловить мышей и птиц училась сама.

Квас – одно сплошное обаяние. Хотя он и охранный пес, который хорошо выполняет свою работу, это не мешает ему очаровывать всех наших друзей. Те, кого он знает и кто может к нему подходить, первым делом, когда приезжают в гости, идут здороваться и обниматься с ним: «Квася, привет!», «Квасик, дорогой!». Хотя, наверное, и на нас подействовало его обаяние, когда мы решили забрать себе маленького подброшенного щенка, выделив его среди других трех. Правда, мне кажется, что такому обаянию научиться нельзя: с ним можно только родиться.

Сметанка – профессионал по постановке целей и их исполнению. Наша коза очень четко знает, чего она хочет и как этого достичь. А если и не знает последнего, то обязательно что-нибудь придумает. Она умудрялась сбегать из электропастуха и деревянных загонов, воровать еду у всех зверей, влюблять в себя всех наших гостей, чтобы ей уделяли больше внимания, постоянно угощали именно ее и только ее гладили. А еще коза прекрасно осознает, как заслужить мое или Лешино расположение и беззастенчиво этим пользуется.

Мы что-то забыли упомянуть? Вам есть, что добавить и чем дополнить? Пишите нам!

С самых ранних этапов развития человечества люди пристально наблюдали за животным миром. Конечно, в первую очередь им это нужно было для выживания — ведь трудно добыть животное, не зная его повадок, будь то мамонт, или утка.

Но со временем, люди стали подмечать те черты животных, которые могли бы служить для них примерами подражания. Так родились школы боевых искусств в Китае, которые названы именами животных: школа Тигра, школа Змеи, и так далее.

Животные и в настоящее время могут нам подсказать, как действовать, или каких придерживаться принципов, чтобы в том деле, которое мы задумали. Природа мудра и рациональна, и, наблюдая за ней, мы многому можем научиться сами.

Пять уроков успеха, которые мы можем почерпнуть у животных

Первый урок успеха: «Урок фокусировки ». Ему мы можем научиться у дятла. Дятел — очень большой реалист, и делает только то, что ему необходимо.Ничего лишнего. Он не пытается перерубить дерево одним ударом своего клюва, не стучит по всему стволу, где попало, в самых разных местах. Он целенаправленно бьет в одну точку, пока не добудет своего червяка. Затем он будет бить еще в одну точку, чтобы добить другого червяка. Мы же пытаемся добыть сразу не червяка, а целую змею, и не в плотной древесине, а среди листвы.

Второй урок успеха: «Урок потока ». Рыба всегда плывет против потока, и это — очень мудрая тактика. Рыба вовсе не стремится усложнить себе жизнь, или создать себе трудности, которые она потом будет героически преодолевать. Дело вовсе не в этом. Просто, таким образом рыба пропускает через свои жабры больше воды, насыщая себя кислородом. Жизнь рыбы, плывущей против течения, насыщеннее и богаче. Мы же все время норовим плыть по течению, пользуясь любой возможностью перестать прикладывать усилия. И хотя вокруг одна и та же вода, а кислорода становится все меньше, выходить из зоны комфорта совсем не хочется, пока не становится совсем невмоготу. В результате вместо 40 лет жизненного опыта мы получаем однолетний опыт 40 раз, и сетуем на то, что жизнь была скучна и однообразно, а возможностей что-то изменить к лучшему не было вовсе. Мы хотим выиграть миллион в лотерею, даже не покупая лотерейного билета.

Третий урок успеха: «Запачкайте морду кровью ». Львята не учатся на курсах, а приобретают опыт на деле. Они знают — чтобы преуспеть на охоте, нужно запачкать морду кровью. Мы же садимся за курсы, и слушаем зайца, а может, и льва, который учит нас охотится на бизонов. И если у нас ничего не получается, идем слушать другого зайца или льва. А когда наступает время действия, время активной охоты, боимся запаха крови, и не понимаем, почему.

Четвертый урок успеха: «Повиляй хвостом первый ». Собака не считает, что сначала ее нужно накормить, а уже потом она начнет вилять хвостом. Она первая отдает свою привязанность, свои чувства и эмоции. Собака не заставляет, и не упрашивает никого давать ей то, что ей нужно — она делает так, что у нас самих появляется желание сделать это.

Пятый урок успеха: «Не стоит ныть ». Змея не жалуется на то, что у нее нет рук, ног, что она родилась не в том месте, и не в то время, что ее никто не любит, что у нее плохое зрение, и родители о ней не заботились. Она не перекладывает ни на кого ответственность за то, что с ней происходит. Змея использует то, что дала ей природа, и настолько эффективно, что люди боятся этого животного-инвалида. А если змее что-то не нравится, она сбрасывает кожу, и уползает без особых сожалений, не оглядываясь назад.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже: