Территория государств и государственный строй. Список унитарных государств: особенности устройства разных стран

Каждая страна мира имеет свои неповторимые особенности, но наличие черт, общих с другими государствами, являются основанием для выделения определенных типов стран. Тип страны – объективно сформированный и относительно стойкий комплекс с присущими ей условиями и особенностями развития, характеризующие ее роль и место в мировом сообществе на определенном этапе развития. Существование типов стран, их историческая эволюция является следствием того, что страны развиваются разными темпами, в разных условиях и в разных направлениях. В зависимости от признаков, положенных в основу типологии, выделяют следующие основные классификации стран : по площади; по численности населения; по форме правления; по форме государственного устройства; по идеологической ориентации; по форме государственного режима; по политической структуре; по уровню развития науки и техники; по уровню социально-экономического развития. Кроме приведенных основных видов типологий, существуют классификации по отдаленности от моря, природно-ресурсным потенциалом, типом воспроизводства населения, уровнем урбанизации, национальным составом населения и т.п.

Классификация стран по площади. В основе этой классификации лежит территориальный размер страны. По ней выделяют страны-гиганты, крупные, значительные, средние, маленькие, небольшие страны и микрогосударства. Наибольшей страной мира по площади является Российская Федерация, занимающая 11,5% суходола, а наименьшей – государство - карлик Ватикан, занимающий территорию 0,44 га в пределах нескольких кварталов столицы Италии – Рима.

Классификация стран по численности населения . По этой классификации выделяют страны крупные, значительные, средние, небольшие и мелкие.

Наибольшим по численности населения государством мира является Китай, в котором в начале ХХІ ст. жило свыше 1 млрд. 275 млн. человек, а наименьшей (как и по площади) – Ватикан, где официально гражданами являются чуть больше 1 тыс. чел.

США, Великобританию, Францию, Россию и Китай называют „великими государствами”. Они являются победительницами во Второй мировой войне, имеют мощнейшие армии, основателями ООН и постоянными членами Совета Безопасности ООН. В последние годы ХХ ст. стал вопрос о причислении к ним Японии и Германии, которые по военно-промышленному потенциалу занимают 2-е и 3-е места в мире.

Классификация стран по форме правления. Государственный порядок любой страны характеризуется формой правления.


Таблица 1 – Распределение стран по форме правления

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением. Форма правления влияет на общественно-политическую жизнь стран, традиции, иногда – на менталитет населения, но не определяет ни уровень социально-экономического развития, ни особенности внутриполитического состояния стран: так, монархии (например, в Европе) часто являются более демократичными, чем некоторые республики. В мире существует четыре формы правления : республика, монархия, страны Содружества и джамахирия (табл. 1).

Республика (общественный) – форма правления, при которой суверенное право на власть принадлежат или всем дееспособным гражданам, или их большинству. По республиканскому устройству правление осуществляется представительными органами от лица народа, которые избираются или прямым голосованием, или на основе процедур косвенного народного волеизъявления (через доверенных лиц, выборщиков и т.п.).

Типы республик бывают следующими: парламентская – верховенство имеет парламент, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свои действия, роль президента в государственном управлении уступает роли парламента, а правительство возглавляет премьер-министр; президентско-парламентская – роль президента и парламента уравновешенна. В мире ¾ стран – республики. Эта форма правления считается наиболее прогрессивной и демократичной. Республиками являются большинство стран Латинской Америки, почти все бывшие колонии в Азии, 49 из 52 стран Африки и др.

Древнейшей формой правления, присущей еще первым государствам мира, является монархия. Монархия (единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть формально (целиком или частично) сосредоточена в руках единоличного руководителя государства – монарха. Как правило, власть монарха пожизненная и передается по наследству, но существуют две монархии, имеющие элементы республики : Малайзия – федеративная конституционная монархия, где монарха избирают на 5 лет султаны султанатов, входящие в государство; ОАЭ – федеративная абсолютная монархия, в которой главу государства – президента избирает Верховный Совет эмиров также на 5 лет.

Титул монарха в разных странах разный: султан (Бруней, Оман), папа (Ватикан), эмир (Кувейт, Бахрейн), герцог (Люксембург), император (Япония), король (в большинстве монархий), князь (Монако, Лихтенштейн). Монархии различаются по своей форме : абсолютная монархия (неограниченная) – форма правления, при которой глава государства – монарх является главным источником законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от монарха аппаратом). Монарх большей частью устанавливает налоги и распоряжается финансами. Парламент в некоторых случаях вообще отсутствует или является совещательным органом. Абсолютных монархий в мире 5: Бруней, Бутан, Катар, ОАЭ, Оман .

Конституционная монархия (ограниченная) – форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, а исполнительные – правительству. Монарх юридически является верховной главой исполнительной власти, главой судебной системы, формально назначает правительство, заменяет министров, распоряжается войсками, может отменить принятые парламентом законы и распустить парламент. Но фактически эти полномочия принадлежат правительству. Конституционных монархий в мире 23.

Теократическая монархия (власть бога) – форма правления, при которой политическая и духовная власть находятся в руках церкви. В мире таких монархий две - Ватикан и Саудовская Аравия.

Государства в составе содружества. К ним принадлежат 14 стран – бывших колоний Великобритании, в которых формально главой государства является Британская королева, представленная в стране генерал-губернатором (обязательно уроженцем данной страны). Такие страны имеют свой парламент и правительство.

Джамахирия - это уникальная форма правления, при которой руководители государства требуют его международного признания именно в таком понимании, как это заложено в арабском языке – „народовластие”, „государство масс”. Джамахирия – форма правления, при которой отсутствуют традиционные институты власти; считается, что все государственные решения принимаются всем народом, представлена одной страной в мире - Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахиией.

Классификация стран по форме государственного устройства. Форма государственного устройства – территориально-организационная структура государства, которая устанавливает порядок деления страны на части и взаимоотношение центральных и местных органов власти. Ее главными функциями являются: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления; обеспечение сбора налогов и информации; контроль центра над местами; осуществление гибкой экономической, социальной и региональной политики; проведение избирательных кампаний и т.п. По этой классификации выделяют такие формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедеративное государство.

Унитарное государство (единство) – форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а делится на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и др.). В унитарном государстве: единая для всей страны конституция; единая система органов власти; общественные процессы управляются централизованно. Эту форму правления имеют 168 стран мира.

Федеративное государство (союз, объединение) – форма государственного устройства, которой несколько государственных образований, которые юридически имеют определенную самостоятельность, объединенные в единое союзное государство. Конфедеративное государство (союз, объединение) – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Конфедерация образовывает центральные органы, которые имеют полномочия, делегированные им государствами-членами союза. Эти органы не имеют прямой власти над государствами, входящими в конфедерацию.

Классификация стран по идеологической ориентации. По этой классификации страны делятся на плюралистические и клерикальные. Признаки плюралистических государств: отсутствие преимущества любой церкви (конфессии); признание религии частным делом граждан; право людей любых вероисповеданий занимать государственные должности; не отмечание религиозных праздников государством.

Клерикализм (церковный) – общественно-политическая практика Признаки клерикальных государств: наличие религии, которая имеет статус государственной; обязательное изучение религиозных догматов в школах; высшие должности обязательно занимают лица, являющиеся последователями господствующей в стране конфессии; участие государственных органов в религиозных церемониях; зависимость условий и безопасности проживания иноверцев в этих странах от общей культуры конкретного народа и правящего режима.

Классификация стран по форме государственного режима. Любой режим определяется процедурами и способами организации органов власти и осуществления властных функций, отношениями между государством и гражданами, средством принятия властных решений. Форма государственного режима – совокупность средств и методов осуществления власти государством. Существуют демократические и антидемократические режимы.

Демократия (народ + власть) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении государственных дел. Демократическими государства являются страны Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и др.

Тоталитаризм (весь, целый, полный) – одна из форм государства (тоталитарное государство), которая характеризуется ее полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями относительно оппозиции и инакомыслящих. Разнообразные формы тоталитаризма были присущий фашистской Италии и нацистской Германии, бывшим и настоящим социалистическим государствам (сталинскому режиму, коммунистическому режиму в КНДР, на Кубе и т.п.).

Диктатура – (неограниченная власть) – термин, который характеризует систему осуществления ничем не ограниченной власти лица, класса или других социальных групп в государстве, регионе, опирающейся на силу. Означает, с одной стороны, сущность государственной власти, обеспечивающей политическое планирование определенному классу, а с другой – средство осуществления государственной власти, политический режим, например личная диктатура. Основными личными диктатурами в ХХ ст. были: в Италии в 1922-1945 гг. – диктатура Муссолини, в Испании в 1939 – 1975 гг. – диктатура Франко, в СССР – в 1930-1953 гг. – диктатура Сталина и т.п..

Авторитаризм (власть, влияние) – политическая концепция и политическая практика, в основу которой положены сосредоточения монопольной или власти большинства в руках одного лица или группы лиц; политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая занижает или исключает роль представительных институтов власти. К историческим формам авторитаризма принадлежат азиатские деспотии, тиранические и абсолютные формы правления древности, военно-полицейские и фашистские режимы, разнообразные варианты тоталитаризма.

Апартеид (раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации, которая означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Согласно современному международному праву апартеид является преступлением против человечества. Политику апартеида осуществляло правительство ЮАР в 1948-1991 гг. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид.

Геноцид (род, племя, убивать) – одно из виднейших преступлений против человечества, которое предполагает истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также намеренное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Такие преступления осуществлялись в массовых масштабах турецким государством против армянского народа в 1915 г., это голодомор украинского народа в 1930-1933 гг. в бывшем СССР, гитлеровские преступления во время Второй мировой войны, в особенности против славянского и еврейского населения, геноцид против кампучийского народа кликой Пол Пота в 1970-1979 гг. и т.п.

Классификация стран по политической структуре. По этой классификации государства разделяют на однопартийные и многопартийные. Однопартийные страны имеют неконкурентный тип партийной системы, которая состоит из представителей или членов одной политической партии. Они характерны для китайского, православного и мусульманского мира: Китай, Северная Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Алжир, бывший СССР. Однопартийные режимы часто перерождаются в диктатуру.

У многопартийных стран политическая система является многопартийной и формируется на основе установленных связей между партиями, которые различаются программными установками, тактикой, внутренней структурой. Среди многопартийных стран выделяют три подгруппы: бипартийные (двупартийные) страны – две партии составляют конкурирующую олигархию, а демократические выборы дают возможность населению изменять руководителей; страны „двух с половиной партий” – в них ни одна из двух наибольших партий не может получить большинства в парламенте и одна из них образовывает коалицию с третьей для формирования правительства; полипартийные страны – имеют три и больше партии с приблизительно одинаковым по количеству электоратом, ни одна из которых не способна на продолжительное время получить поддержку большинства в парламенте и вынуждена формировать правительственные коалиции. Такие партийные системы существуют в Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Украине, России и т.п.

Классификация стран по уровню развития науки и техники. Особенностью научной деятельности в эпоху НТР стало преобразование ее достижений на новый вид ресурса. Выделяют 4 типа стран: с высокоразвитыми, развитыми, неразвитыми наукой и техникой и отсталые в научно-техническом и экономическом отношении.

Страны с высокоразвитыми наукой и техникой в широких масштабах внедряют достижения науки в хозяйство (США, Япония, страны Западной Европы). Именно в этих странах, в особенности в США, впервые появились такие образования, как технополисы и технопарки. Название одного из первых в мире технополисов „Силиконовая долина” (США, Калифорния) даже стала обычной для определения подобных образований в других странах.

Страны с развитыми наукой и техникой медленно внедряют в хозяйство научные открытия и технические изобретения (Украина, Россия, страны Прибалтики, Чехия и т.п.).

Страны с неразвитыми наукой и техникой – интенсивно усваивающие импортные научно-технические достижения (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган, Бразилия). Постепенно в них создается довольно мощная собственная научно-техническая и образовательная база.

К отсталым в научно-техническом и экономическом отношении странам принадлежит большинство развивающихся стран. Их общая социально-экономическая отсталость и является причиной неразвитой научно-технической базы.

Классификация стран по уровню социально-экономического развития. Эта классификация стран мира является одной из важнейших задач общественно-географических исследований мира и его регионов.

Типология стран по уровню ВНП. Главным критерием этой классификации является показатель внутреннего национального продукта (ВНП), абсолютный уровень которого отображает экономическое развитие страны и ее удельный вес в мировом экономическом пространстве.

В украинской экономико-социальной географии сохраняется традиционный подход к принципам формирования групп государств: экономически высокоразвитые страны; страны со средним уровнем экономического развития; страны, которые встали на путь рыночных преобразований; страны с плановой экономикой (социалистические страны); развивающиеся страны.

К экономически высокоразвитым странам относятся: США, Канада, некоторые страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. Они занимают 24% территории земной суши, в них проживает 15% население мира. Для экономически высокоразвитых стран характерен высокий уровень концентрации экономического, технологического и научного потенциала. Эти страны характеризуются высоким уровнем жизни населения и социальной защиты, бурным ростом науки, развитием наукоемких отраслей и передовых технологий, переходом от производства товаров к производству услуг. В настоящее время сфера услуг составляет более 50% от общего производства и продолжает возрастать.

В небольших экономически развитых странах – Нидерландах, Бельгии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Австрии и некоторых других – проживает 7% населения и приходится 8% мирового ВНП. При этом средний ВНП на одного жителя составляет 80% от уровня США. Эти страны не владеют сырьевыми ресурсами, поэтому работают на внешний рынок и экспортируют свою продукцию. Голландия экспортирует цветы, мясо, сыры; Швейцария – часы и т. д. В этих странах хорошо развиты банковская деятельность, туризм, создан современный торговый флот.

Страны „переселенского типа” - это Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. В прошлом первые три были колониями. Эти страны (кроме Израиля) имеют значительные территории, на которых проживает небольшое количество населения – выходцы из Европы. Страны „переселенского типа” создают 30% мирового ВНП, а ВНП на душу населения составляет 70% от уровня США. Для экономики этих стран характерно развитие сырьевых отраслей экспортной ориентации.

В странах со средним уровнем экономического развития сформировался современный механизм рыночной экономики, но экономические показатели их хозяйств пока что более скромные в сравнении с экономически высокоразвитыми странами. Среди них выделяют две подгруппы стран. Первая – это страны, которые с опозданием встали на путь капиталистического развития: Испания, Португалия, Ирландия, Греция, Турция и прочие. Вторая подгруппа – Республика Корея, Мексика, Аргентина, Уругвай, Бразилия, Чили и другие. В этих странах проживает 8% население и создается 3,8% мирового ВНП, что в расчете на одного жителя составляет 50% от уровня США. Главная особенность этих стран – финансовая и технологическая зависимость от экономически высокоразвитых стран.

К странам, которые встали на путь рыночных преобразований относятся: независимые страны бывшего СССР, а также страны бывшего социалистического содружества – Румыния, Болгария, Польша, Чехия, Словаков, Венгрия, республики бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Словения, Македония, Хорватия), Албания. Эти страны занимают 18% территории земной суши, в них проживает 7,5% населения мира. На начало 1990 г. доля этих стран в создании ВНП составляла 3,5%. В этих странах рыночные реформы проводятся с большим трудом, поэтому в большинстве из них экономика находится в состоянии кризиса. Уровень жизни и социальной защищенности населения невысокий, что выражается в соотношении курсов национальных валют и доллара США.

К странам с плановой экономикой (социалистические страны) относятся Китайская Народная Республика (КНР), Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Лаос, Республика Куба. Социалистические страны занимают 7,8% земной суши, в них проживает свыше 25% населения мира. На начало 90-х гг. ХХ ст. их ВНП составлял 2,5% от мирового. Социалистические страны характеризуются в основном низким уровнем социально-экономического развития. ВНП на душу населения здесь в среднем составляет 1% от уровня США. Китай и Вьетнам строят рыночную экономику эволюционно, сохраняя социалистический строй и неустанно повышая жизненный уровень населения.

На сегодняшний день в мире насчитывается 132 развивающиеся страны. Они занимают 50% территории земной суши, в них проживает почти половина населения мира. В них развивается производство сельскохозяйственной продукции и сырьевых ресурсов, которые идут в основном на экспорт. Сельское хозяйство имеет натуральный или полунатуральный характер и размещается на всей территории. Внутренние ресурсы большинства стран недостаточны для самостоятельного развития экономики, поэтому они вынуждены брать денежные кредиты у высокоразвитых государств. Это приводит к увеличению долга, который в настоящее время составляет треть ВНП этих стран. Проценты за кредиты „съедают” инвестиционные ресурсы, и эти страны находятся в экономической зависимости от развитых стран.

Можно выделить несколько подтипов развивающихся стран. Прежде всего, - это страны со сравнительно зрелой структурой хозяйства, например, Индия, Пакистан, Индонезия, Венесуэла, Колумбия, Тунис, Египет и другие. Своеобразный подтип образовывают так называемые нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран и др.). Самый многочисленный подтип – наименее развитые страны. В разряд самых бедных относятся два-три десятка развивающихся стран, прежде всего Ангола, Эфиопия, Чад, Бангладеш, Йемен, Афганистан и др. Кроме рассмотренных групп выделяют также новые индустриальные страны, страны – экспортеры нефти, маленькие островные государства и другие.

К новым индустриальным странам (НИС) с 1975 г. относятся Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд; с 1980 г. – Бразилия, Мексика, Аргентина, Индонезия и Индия, позднее в эту группу были включены Турция, Малайзия и Филиппины. НИС отличаются значительными изменениями в структуре экономики и высочайшими темпами роста ВНП в последние десятилетия (9-10%). Большую роль в развитии экономик НИС сыграли инвестиции высокоразвитых стран, в особенности США. С середины 80-х гг. развитие экономики стран этой группы строится на формировании собственного научно-технического потенциала, создании наукоемких областей промышленности, микроэлектроники, информатики, биотехнологий. Создаются научно-технические парки, где разрабатываются и внедряются новые технологии.

К странам - экспортеров нефти относятся: Бруней, Катар, Кувейт, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Ливия, Ирак, Иран. Они занимают 9,8% территории суши, в них проживает 27,8% населения. Эти страны характеризуются высокими темпами экономического развития, многоотраслевой структурой ВВП и экспорта, также большой зависимостью от внешнего рынка. В отраслевой структуре преобладает нефтедобывающая промышленность, основная часть ВВП формируется за счет продажи нефти. В этих государствах высокий уровень социально-экономического развития. Так, Кувейт входит в первую десятку стран мира по уровню ВНП на душу населения. В странах Персидского залива только небольшая часть прибылей идет на развитие национальной экономики, а основная часть вывозится на международный рынок капитала. В этом регионе формируется новый финансовый центр мира.

К группе маленьких островных государств с высокими прибылями входят девять стран – Барбадос, Бахрейн, Сейшельские Острова и др. Основные отрасли экономики – банковский бизнес и туризм. ВВП на одного жителя составляет от 6 до 12 тыс. долл. В частности, на Багамских Островах расположены 350 филиалов заграничных банков.

К группе стран средних возможностей входят 60 государств. Основное занятие населения этих стран – сельское хозяйство.

Наименее развитые страны (Мозамбик, Танзания, Камбоджа и др.) занимают 29% территории, в них проживает 13% населения развивающихся стран. ВНП на одного жителя составляет 500-800 долл.

В мире существует почти 35 зависимых стран. Суверенитет их территории обеспечивают другие государства. Например, Гибралтар – заморский департамент Великобритании. Практически у этих государств пока колониальный статус.

Уровень экономического развития стран оценивается, исходя из величины ВНП на душу населения. Главный критерий классификации стран мира – годовое производство условно чистой продукции на одного занятого в народном хозяйстве. В соответствии с этим критерием страны подразделяются на следующие группы.

Наиболее развитые страны (от 50000 до 40000 долл. (по нисходящей) на одного занятого в народном хозяйстве): США – 51000 долл.; Швейцария, Люксембург, Канада, Бельгия, Швеция, Дания, Нидерланды, Япония, Австралия, Франция, Норвегия – 40000 долл.

К развитым странам (от 40000 до 20000 долл.) относятся Великобритания, Италия, Австрия, Германия, Финляндия, Испания, Португалия, Саудовская Аравия и др.

К группе среднеразвитых стран годовое производство условно чистой продукции на одного занятого в народном хозяйстве составляет от 20000 до 10000 долл. Страны этой группы занимают с 35-го по 70-те место. К ним относятся Россия и Украина.

К группе менее развитых стран включают страны с показателем от 10000 до 8000 долл. (71-87 места) – Югославию, Иран, Кубу, Арсению, Грузию и др.

К неразвитым странам с показателем от 8000 до 5000 долл. (88-107 места) относятся Китай, Индонезия, Пакистан и др.

Наиболее отсталые страны (со 108 и дальше) – Индия, Вьетнам, Бангладеш и ряд стран Африки (от 5000 до 500 долл.).

Одним из важных показателей состояния экономики страны – степень инвестиционного риска, или так называемый инвестиционный климат. По этому показателю из 178 стран в первую пятерку вошли Люксембург, Швейцария, США, Нидерланды и Великобритания. Другие развитые страны – в первой двадцатке. Из бывших социалистических стран выше всех поднялись Словения – 34 место, Чехия – 35, Китай – 40, Венгрия – 44. Украина по этому показателю занимает 83 место, Россия – 86, Молдова – 125, Таджикистан – 173.

Уровень экономического развития страны достаточно точно отображает структура занятости населения. Этот показатель, как правило, прямо пропорционален численности экономически активного населения страны, занятого в сфере услуг, и обратно пропорциональный количеству населения, занятого в сфере сельского хозяйства. В экономически развитых странах доля населения, занятого в промышленности, составляет 25%, в развивающихся странах – 13%, в России – 43%, в Украине – 45%, в Руанде (Африка) – 3%. В менее развитых странах доля населения, занятого в сельском хозяйстве, довольно значительна – в среднем до 60%, в экономически высокоразвитых странах этот показатель составляет всего 2-8% (например, в Руанде – 91%, Великобритании – 2%). В экономически высокоразвитых странах большой процент населения занят в сфере услуг (в среднем 55%). В среднеразвитых странах этот показатель меньший и составляет 30-40%, в менее развитых – только 22%. В ХХІ ст. не утратила остроты проблема реального улучшения жизни людей в результате экономического роста в государстве.

Ныне существует много вариантов типологий стран по уровню социально-экономического развития. Используют разные методики и разнообразные категории объединения стран в типологические группы. К научно обоснованным классификациям стран по уровню социально-экономического развития принадлежат типологии, предложенные В. Вольским, Б. Зиминым, П. Масляк, Я. Олейник, А. Степаненко, В. Максаковским, В. Дроновым, В. Ромом и др.

Типология В. Вольского. По этой типологии все страны мира в соответствии с их местом в системе мировой экономики и международных отношений распределены на несколько групп.

1. Экономически высокоразвитые страны:

1.1. Главные капиталистические страны (крупные государства): США, Япония, ФРГ, Франция, Большая Британия, Италия, Канада.

1.2. Экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы («привилегированные мелкие нации»): Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Исландия.

2. Страны со средним уровнем развития капитализма:

2.1. Среднеразвитые страны Западной Европы: Испания, Португалия, Греция, Ирландия.

2.2. Среднеразвитые страны Центрально-Восточной Европы: Чехия, Венгрия, Словения, Польша, Словакия.

3. Экономически слаборазвитые (развивающиеся страны):

3.1. «Ключевые страны»: Бразилия, Мексика, Индия, Китай.

3.2. Страны относительно зрелого капитализма:

3.2.1. Переселенческие страны раннего развития зависимого капитализма: Аргентина и Уругвай.

3.2.2. Страны «великоанклавного развития» капитализма: Венесуэла, Чили, Иран, Ирак, Алжир.

3.2.3. Страны внешне ориентированного «приспособленческого развития» капитализма: Боливия, Колумбия, Парагвай, Перу, Эквадор, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Южная Корея, Египет, Марокко, Тунис, Турция, Сирия, Иордания, Румыния, Болгария, Югославия.

3.2.4. Небольшие страны зависимого плантационного хозяйства: Никарагуа, Гватемала, Коста-Рика, Гондурас, Сальвадор, Доминиканская Республика, Гаити, Куба, Шри-Ланка.

3.2.5. Малые страны «концессионного развития» капитализма: Ямайка, Тринидад и Тобаго, Суринам, Папуа-Новая Гвинея, Габон, Ботсвана.

3.2.6. Мелкие государства: Мальта, Кипр, Панама, Либерия, Багамские Острова, Бахрейн, Сингапур, Сянган, Бермудские Острова, Барбадос и т.п.

3.2.7. Небольшие страны - финансовоизбыточные значительные нефтеэкспортеры: ОАЭ, Катар, Кувейт, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Ливия.

3.2.8. Значительные низкоприбыльные страны: Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Вьетнам.

3.3. Молодые освободившиеся государства (нации, которые формируются): почти 60 наименее развитых стран Африки, Азии и Океании.

Типология Б. Зимина. 1. Развитые капиталистические страны :

1.1. «Большая семерка»: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

1.2. Малые европейские страны: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Дания.

1.3. Страны «переселенческого капитализма»: Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

1.4. Среднеразвитые страны: Испания, Португалия, Греция, Ирландия.

2. Развивающиеся страны:

2.1. Новые индустриальные страны (НИС):

Азиатские тигры» или «драконы», НИС «первой волны»: Южная Корея, Сянган, Тайвань, Сингапур;

НИС «второй волны» (Азия): Таиланд, Малайзия, Турция;

НИС «первой волны» (Латинская Америка): Мексика, Аргентина, Чили, Бразилия;

НИС «второй волны» (Латинская Америка): Уругвай, Венесуэла;

2.2. Страны новой индустриализации (имеют большие ресурсы рабочей силы и природных ресурсов): Индонезия, страны Карибского региона.

2.3. Нефтяные страны: ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман и др.

2.4. Страны, которые живут за счет природных ресурсов, сельского хозяйства, туризма: Египет, Марокко, Пакистан, Эквадор и др.

3. Страны социалистической индустриализации :

3.1. Страны Восточной Европы.

3.2. Китай.

3.3. Другие бывшие и настоящие социалистические страны.

4. Страны СНГ:

4.1. Наиболее развитый регион; европейская часть России, Украина, Беларусь, Молдова, страны Закавказья.

4.2. Средний регион: Казахстан и Сибирь России.

4.3. Страны Средней Азии.

4.4. Дальний Восток России с особыми ЭГП и природными ресурсами.

Дата публикования: 2014-11-28 ; Прочитано: 16196 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Изучая политическую карту мира, мы, естественно, не можем не затронуть и вопрос о формах государственного устройства стран, имеющий к ней самое непосредственное отношение. В свою очередь этот вопрос включает три составные части - о формах политических режимов, о формах правления и о формах административно-территориального устройства. Давайте их в такой очередности и рассмотрим.
Вы хорошо представляете, что по особенностям политического режима все страны мира можно подразделить на демократические и антидемократические. На Западе существуют неправительственные организации, которые определяют «ин- деке демократичности» стран, исходя в основном из характера выборов органов законодательной власти. Итоги таких расчетов бывает нетрудно предсказать: максимально высокий рейтинг (10 баллов) обычно получают страны Запада, а самый низкий - мусульманские государства Юго-Западной Азии и Северной Африки. Но тем не менее общее число государств, последовательно выступающих за принятую ООН еще в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека все время возрастает. По оценке авторитетных западных источников, в середине 70-х гг. XX в. к числу демократических относились менее 1/3 всех государств мира, а в начале XXI в. - 88 (с населением 2,8 млрд человек) входили в градацию свободных и еще 55 стран (с населением 1,3 млрд человек) - частично свободных.
Но стран с несвободными политическими режимами на карте мира тоже еще немало - 50. Можно утверждать, что среди этих режимов также есть две разновидности. Когда говорят об авторитарном режиме, то имеют в виду полное или частичное отсутствие демократических свобод, ограничение деятельности политических партий и общественных организаций, преследование оппозиции, отсутствие четкого разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, где они носят характер военных диктатур. В качестве примера такого рода можно назвать Ливию, которая официально именуется джамахирией, т. е. государством народных масс, возглавляемым Революционным руководством во главе с М. Каддафи, тогда как правительство, парламент, политические партии упразднены. Возникновение таких политических режимов объясняется, с одной стороны, внутренними причинами - наследием феодализма и колониализма, крайней социально-экономической отсталостью, низким культурным уровнем, трайбализмом (от лат. tribus - племя), т. е. проявлениями межплеменной вражды. С другой стороны, нужно учитывать и внешние причины, и в первую очередь противостояние двух мировых систем, существовавшее до начала 90-х гг.
Когда говорят о тоталитарном режиме, то имеют в виду особую форму авторитаризма, при которой государство устанавливает всеохватывающий контроль за жизнью общества в целом и каждой личности в отдельности, фактически ликвидирует

конституционные права и свободы, проводит жесткие репрессии по отношению к оппозиции, инакомыслящим. Политологи выделяют две разновидности тоталитаризма - правую и левую. Примеры первой из них - фашистские режимы в Германии, Италии, в Испании при генерале Франко, основанные на идеологии национал-социализма. Второй вид, основанный на идеологии марксизма-ленинизма, имел место в Советском Союзе при Сталине, в Китае при Мао-Цзедуне, в Северной Корее при Ким Ир Сене. Во второй половине 70-х гг. XX в. тоталитарный режим, приведший к геноциду, т. е. истреблению собственного народа, установили «красные кхмеры» во главе с Пол-Потом в Камбодже. Да и режим Саддама Хусейна в Ираке, существовавший до 2003 г., тоже безусловно был тоталитарным.
Перейдем теперь к характеристике форм правления госу: дарств, которые в принципе имеют только две главные разновидности - республиканскую и монархическую.
Как мы уже отмечали, республиканская форма правления возникла еще в античную эпоху, но наибольшее распространение получила уже в Новое и Новейшее время. Важно отметить, что в процессе крушения колониальной системы подавляющее большинство освободившихся стран приняло республиканскую форму правления. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии как Египет, Эфиопия, Иран, а также Афганистан, Тунис, Ливия и др. В итоге в 1990 г. в мире было уже 127 республик, а после распада СССР, СФРЮ и Чехословакии их общее число приблизилось к 150. Это означает, что республиканскую форму правления имеют 4/5 всех независимых государств современного мира.
При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, избираемому всем населением страны, а исполнительная - правительству. При этом различают президентскую и парламентскую (парламентарную) республики.
В президентской республике президент, являющийся главой государства, а зачастую и главой правительства, наделен особенно большими полномочиями. Таких республик в мире более 100. Особенное распространение они получили в Африке, где их 45 (например, Алжир, Египет, Нигерия, Зимбабве, ЮАР) и в Латинской Америке, где их 22 (например, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина). В зарубежной Азии президентских республик заметно меньше (например, Сирия,
Иран, Пакистан, Индонезия, Филиппины), а в зарубежной Европе - еще меньше (например1, Франция, Хорватия). Наиболее ярким примером типично президентской республики можно считать Соединенные Штаты, где президент, как вы знаете, является главой администрации. Отметим также, что президентские республики существуют и во всех странах СНГ. При этом некоторые из них, включая Россию, иногда называют суперпрезидентскими, поскольку их конституции предоставляют президенту особенно большие права.
Парламентская республика основывается на формальном принципе главенства парламента, которому подотчетна и исполнительная власть (правительство). Роль президента в таких республиках значительно меньше, а главной политической фигурой является премьер-министр. Парламентские республики наиболее характерны для зарубежной Европы (например, ФРГ, Италия, Австрия, Финляндия, Болгария), но они есть и в зарубежной Азии (например, Китай, Индия, Израиль). Можно добавить, что Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, несмотря на распад мировой социалистической системы, и ныне было бы правильнее всего относить к категории социалистических республик. На современной политической карте они остаются своего рода осколками этой системы.
Монархическая форма правления возникла, как мы уже говорили, еще в эпоху Древнего мира, но наибольшее распространение получила в Средние века и в Новое время. Можно сказать, что это тоже своего рода пережиток феодализма на современной политической карте мира. Число монархий остается довольно стабильным, их всего 30 (табл. 6).
Факты образования новых монархий в Новейшее время очень редки, во всяком случае за последние десятилетия их было всего два. Во-первых, в Испании, где монархия, свергну- таяв 1931 г., была восстановлена в 1975 г. после смерти главы испанского государства (каудильо) Франко. Во-вторых, в Камбодже, где после 23-летнего перерыва в 1993 г. королем снова стал Нородом Сианук. Обычно власть монарха передается по наследству, но в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах монарха избирают каждые пять лет из числа местных султанов и шейхов.
При знакомстве с таблицей 6 вы можете обратить внимание, во-первых, на то, что монархий больше всего в Азии (14)
Таблица 6
Страны мира с монархической формой правления


Страны

Форма правления

Страны

Форма
правления

Зарубежная Европа

Андорра

Княжество

Лихтенштейн

Княжество

Бельгия

Королевство

Люксембург

Великое
герцогство

Ватикан

Теократическая
монархия

Монако

Княжество

Великобритания

Королевство

Нидерланды

Королевство

Дания

Королевство

Норвегия

Королевство

Испания

Королевство

Швеция

Королевство

Зарубежная Азия

Бахрейн

Эмират

Оман

Султанат

Бруней

Султанат

Объединенные
Арабские />Эмираты

Эмират

Бутан

Королевство

Саудовская
Аравия

Королевство

Иордания

Королевство

Таиланд

Королевство

Камбоджа

Королевство

Япония

Империя

Катар

Эмират

Непал

Королевство

Кувейт

Эмират

Малайзия

Султанат

Африка

Океания

Лесото

Королевство

Тонга

Королевство

Марокко

Королевство

Свазиленд

Королевство

и в Европе (12); в Африке их всего 3, в Океании - 1, а в Америке - ни одной. Во-вторых, на то, что среди монархий встречаются империи, королевства, герцогства, княжества, султанаты, эмираты. Но чаще их подразделяют на конституционные, или ограниченные, и абсолютные монархии.
Подавляющее большинство существующих ныне монархий относится к конституционным (ограниченным) монархиям, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, тогда как монарх, по выражению И.А. Витвера, «царствует, но не правит». Монархический строй сохраняется в них в качестве своеобразной, иногда тысячелетней, традиции, зачастую напоминающей о былом величии «короны». К числу конституционных относятся все монархии Европы и Африки и большинство монархий Азии. Но чаще всего в качестве классического примера такой ограниченной монархии приводят Великобританию.
Королева Великобритании Елизавета II «царствует, но не правит» с 1952 г. С монархическими символами граждане этой страны встречаются, что называется, на каждом шагу. Страной правит «правительство ее Величества», законы объявляют «именем королевы», деньги печатает королевский монетный двор, письма доставляет королевская почта и т. д. На званых обедах первый тост обычно произносят за королеву, английский гимн начинается со слов «Боже, храни королеву», на любой почтовой марке обязательно помещается ее силуэт. Номинально британская королева обладает немалой политической властью. Она созывает и распускает парламент, назначает и смещает премьер-министра, утверждает принятые парламентом законы, жалует награды и звания, объявляет помилование. Однако во всех этих случаях она руководствуется советами и решениями парламента и правительства. Можно добавить, что королева Елизавета II относится к числу самых богатых людей своей страны.
Может быть, кто-то из вас помнит, что в начале своей карьеры Алла Пугачева прославилась исполнением песни «Жениться по любви не могут короли». В принципе это действительно так, поскольку династические браки в Европе обычно заключаются не по любви, а по взаимной договоренности. Но бывают и исключения. Например, король Эдуард VIII, вступивший на британский престол в 1936 г. после смерти Георга V, в том же году женился по любви на дважды разведенной американке. Но после этого в результате дворцового кризиса ему пришлось отречься от престола в пользу своего младшего брата. Так королем Великобритании стал Георг VI - отец Елизаветы II. Выходит, что не произойди этот инцидент, она не стала бы королевой, и вся послевоенная история Англии могла бы стать другой.
Еще одним примером того, как в конституционной монархии монарх «царствует, но не правит» может служить Япония, где согласно конституции монарх (император) является символом государства и единства нации, гарантом свобод народа. Но он не принимает непосредственного участия в политической жизни страны, и его роль в основном сводится к выполнению протокольных функций.
Любопытно и то, что в Японии принято несколько систем летосчисления, причем одна из них ведется по времени правления очередного императора. Так, особое летосчисление было установлено для правления императора Хирохито, которое продолжалось с 1926 г. по 1989 г., а с 1989 г. идет отсчет времени правления его сына императора Акихито. Эта эпоха получила название «хэйсэй», что можно перевести как «установление всеобщего мира на Земле и в небесах».
Продолжая эту тему, хотелось бы добавить, что в литературе вы можете встретить сравнение конституционных монархий, например, в Великобритании, Швеции, Дании, Норвегии, Испании, Японии, с президентскими республиками Латинской Америки и тем более Африки по уровню демократичности. Оказывается, что в конституционных монархиях этот уровень зачастую значительно выше. Поэтому считать, что республиканская форма правления всегда прогрессивнее монархической, было бы явно ошибочно.
Однако наряду с большинством демократических конституционных монархий на политической карте мира сохраняется еще несколько абсолютных монархий, политические режимы которых демократическими никак не назовешь. Все эти монархии (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар) расположены на Аравийском полуострове. В Саудовской Аравии глава государства (король) осуществляет и законодательную, и исполнительную власть, является премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. Органы власти формируются в основном из членов королевской семьи, которых в общей сложности насчитывается несколько тысяч. В Омане вся полнота законодательной и исполнительной власти также принадлежит султану, как главе государства. Султан является премьер-министром, министром обороны, иностранных дел, финансов, верховным главнокомандующим. Конституции в этой стране нет. Объединенные Арабские Эмираты состоят из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой абсолютную монархию. В Катаре тоже вся власть принадлежит местному эмиру.
Своеобразная разновидность абсолютной монархии - теократическая монархия (от греч. theos - бог и kratos - сила). В такой монархии глава государства одновременно является и его религиозным главой. К числу теократических монархий обычно относят королевство Саудовскую Аравию и султанат Бруней, да и в Иране, несмотря на наличие поста президента, главой государства считается духовный лидер - аятолла. Но, конечно, классический пример такой монархии - город-государство Ватикан, в котором верховная законодательная, исполнительная и судебная власть находятся в руках Папы Римского, избираемого коллегией кардиналов пожизненно. В 1978-2005 гг. этот пост занимал 264-й по счету папа Иоанн Павел II, а после его смерти понтификом, т. е. главой римско- католической церкви стал папа Бонифаций XVI.
Чтобы закончить характеристику форм правления, упомянем еще раз о Содружестве, возглавляемом Великобританией. Большинство его членов имеет одну из двух традиционных форм правления - это либо республики, либо монархии. Наряду с этим 16 стран Содружества (например, Канада, Австралия, Новая Зеландия, многие небольшие островные государства) не относятся ни к тем, ни к другим, а просто признают главой королеву Елизавету II. />Перейдем теперь к рассмотрению форм административно- территориального устройства стран мира. Такое устройство, находящее выражение прежде всего в сетках административно-территориального деления (АТД) может формироваться под воздействием нескольких факторов или подходов, главные из которых - исторический и этнокультурный. Исторический подход можно продемонстрировать на примере стран Западной Европы, где основу АТД нередко составляют те исторические области и провинции, которые в Средние века, да и в Новое время были самостоятельными государствами - например, Саксония, Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг в Германии или Ломбардия, Тоскана, Пьемонт в Италии. Этнокультурный подход чаще встречается в многонациональных странах. Например, в Индии при определении границ штатов в первую очередь учитывались именно этнические границы. Этот принцип широко использовался и при формировании АТД бывшего СССР. На практике исторический и этнокультурный подходы нередко совпадают, сочетаясь в свою очередь с рубежами природного характера (речными, горными и др.). А бывало и так, что административные границы проводились в основном по параллелям и меридианам. Примером такого рода могут служить Соединенные Штаты (рис. 30).

Рис. 30. Границы штатов континентальной части США (по В. А. Колосову).
Границы штатов: 1 - по рекам; - по горным хребтам; - по меридианам и параллелям

Страны мира сильно различаются также по степени дробности своего АТД. Очень дробное АТД имеют, например, Франция (100 департаментов, включая 4 заморские), Россия (86 субъектов федерации). К странам со средним уровнем дробности АТД можно отнести США (50 штатов), Испанию (50 провинций), Японию (47 префектур), Индию (28 штатов и 7 союзных территорий). А вот в Германии даже после объединения страны всего 16 земель, в Австрии - 8, в Австралии 6 штатов и 2 территории. Некоторые страны в последнее время стали проводить политику разукрупнения своего АТД (например, Индия), а некоторые наоборот - укрупнения (например, Россия).
Различают две главные формы административно-территориального устройства стран мира - унитарную и федеративную.
Унитарное государство (от лат. unitas - единство) - такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране действует одна конституция, существуют единые органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а входящие в ее состав административные единицы не пользуются сколько-нибудь значительным самоуправлением. Унитарных государств в мире подавляющее большинство. Это относится к зарубежной Европе, где примерами таких государств могут служить Великобритания,

Франция, Италия, Швеция, Польша. В зарубежной Азии из 38 независимых государств 33 имеют унитарное административно-территориальное устройство. В Африке и Латинской Америке унитарные государства также преобладают.
Федеративное государство (от лат. foederatio - союз, объединение) - такая форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными, федеральными, органами власти и законами, существуют более или менее самоуправляемые административные единицы - республики, штаты, провинции, земли, кантоны, территории, федеральные округа, обладающие собственными органами законодательной и исполнительной власти, хотя и «второго порядка» по сравнению с федеральными. Так, в США каждый штат имеет свой законодательный (законодательное собрание) и исполнительный (губернатор) органы, структура и компетенция которых определены конституцией данного конкретного штата. Законодательство в разных штатах также может различаться довольно сильно. В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство республик, штатов, провинций и т. д. Например, в США это сенат, в ФРГ бундесрат, в Индии - Совет Штатов, в России - Совет Федерации.
Общее число федеративных государств на современной политической карте мира не очень велико - их всего 24 (табл. 7). К тому же число это относительно стабильно. Впрочем, примеры появления новых федеративных государств тоже можно привести: Бельгия стала федерацией в 1993 г., Эфиопия - в 1998 г.
По таблице 7 видно, как федеративные государства распределяются по крупным регионам мира. Обратите внимание также на то, что федеративное устройство находит отражение и в официальных названиях многих из них.
Некоторые представители отечественной политической географии разрабатывают вопрос о типологии федеративных государств. Например, В.А. Колосов предложил выделять западноевропейский, североамериканский, латиноамериканский, афро-азиатский, нигерийский и островной типы федераций. Но мы не будем подробно их рассматривать. Ограничимся лишь констатацией того, что федеративная форма АТД характерна прежде всего для многонациональных или по крайней мере двухнациональных государств. Примерами такого рода могут
Страны мира с федеративным административно-территориальным
устройством
Таблица 7


Регион

Страна

СНГ

Российская Федерация

Зарубежная Европа

Австрийская Республика Королевство Бельгия Босния и Герцеговина Федеративная Республика Германия Швейцарская Конфедерация

Зарубежная Азия

Республика Индия Малайзия Союз Мьянма
Объединенные Арабские Эмираты Исламская Республика Пакистан

Африка

Федеративная Исламская Республика Коморские Острова Федеративная Республика Нигерия Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Южно-Африканская Республика

Северная Америка

Канада
Соединенные Штаты Америки

Латинская Америка

Аргентинская Республика Федеративная Республика Бразилия Боливарская Республика Венесуэла Мексиканские Соединенные Штаты Федерация Сент-Китс и Невис

Австралия и Океания

Австралийский Союз Федеративные Штаты Микронезии

служить Россия, Швейцария, Бельгия, Индия, Нигерия, Канада. И все же большинство существующих ныне федераций - это страны с более или менее однородным национальным (этническим) составом населения. Следовательно, возникновение этих федераций отражает не столько национально-этнические, сколько историко-географические особенности их развития.^
Добавим также, что разновидностью федерации фактически является конфедерация, члены которой сохраняют за собой формальный суверенитет и право выхода из такого добровольного объединения. Несколько подобных конфедераций существовало в мире в Новое и Новейшее время. Но в начале XXI в. статус конфедерации сохранился только у Швейцарии. Кстати, первые три кантона этой страны объединились в конфедерацию еще в 1291 г.
Нельзя не отметить и то, что в федеративных государствах со сложным национально-этническим составом чаще встречаются конфликтные внутриполитические ситуации, находящие отражение на политической карте мира. Но этот вопрос мы рассмотрим в следующей лекции.
Контрольные вопросы Какие политические режимы существуют в современном мире и каковы их характерные черты? Что собой представляет республиканская форма правления и как она представлена на современной политической карте мира? Что собой представляет монархическая форма правления и как она представлена на современной политической карте мира? Объясните, в чем заключается различие между унитарной и федеративной формами административно-территориального устройства стран и как они представлены на современной политической карте мира.

Конспект урока

Тема урока: Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального устройства.

Цель:

Образовательная - сформировать умения характеризовать страны мира; расширить знания о классификации стран по форме правления и административно-территориального устройства;

Развивающая - развить умение оценивать политико-географическое положение стран, пользуясь политической картой мира;

Воспитательная - воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.

Дайте ответы на вопросы.

Политическая карта мира - это …

Сколько было этапов формирования политической корты?

Протекторат - это …

Сколько стран насчитывалось на политической карте в 2010 году?

Страна - это …

Какой был последний этап формирования политической карты мира? Какие государства образовались?

I ІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

На современной политической карте мира существует свыше 225 стран и территорий. Все они имеют суверенитет. В ходе развития человеческой цивилизации политическая карта мира постоянно изменялась. Так, в ХХ в. выделяют пять этапов её формирования. Последний этап характеризуется распадом мировой социалистической системы и ряда стран.

Драматическим был не только процесс обретения независимости многими странами, а и поиск более справедливых и и эффективных форм управления государством, а значит людьми. Это был долгий путь к демократии, утверждению прав человека, контроля со стороны граждан за действиями властей.

IV . Изучение нового материала.

Форма правления - организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением.

В мире существует 4 формы правления: республика, монархия, страны Содружества и джамахирия.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

форма правления — определяет кому принадлежит власть;

форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Республика - форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат или всем дееспособным гражданам, или их большинства.

При республиканском строе, правления от имени народа осуществляется представительными органами, которые избираются или прямым голосованием, или на основе процедур косвенного народного волеизъявления (через доверенных лиц, выборщиков).

Парламентская республика - верховенство парламент, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свои действия, роль президента в государственном управлении уступает роли парламента, а правительство возглавляет премьер-министр. Правительство остается при власти, пока имеет поддержку большинства в парламенте. При ее отсутствии правительство уходит в отставку или глава государства распускает парламент. (ФРГ, Италия, Индия).

Президентская республика - в руках президента объединены полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Аргентина).

Президентско-парламентская республика - роль президента и парламента уравновешенная (Россия).

Парламентско-президентская (Украина).

В мире 3/4 стран - республики. Эта форма правления считается наиболее прогрессивной и демократической.

Монархия - древнейшая форма правления, присущая первым государствам мира. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха.

Как правило, власть монарха пожизненная и передается по наследству.

Титул монарха в разных странах различен: султан (Бруней, Оман), папа (Ватикан), эмир (Кувейт, Бахрейн), герцог (Люксембург), император (Япония), король (у большинства монархий), князь (Монако, Лихтенштейн).

Всего в мире существует 30 монархий: Европа (Андорра Бельгия Ватикан Великобритания Дания Испания Лихтенштейн Люксембург Монако Нидерланды Норвегия Швеция), Азия (Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания Камбоджа Катар Кувейт Малайзия Непал ОАЭ Оман Саудовская Аравия Таиланд Япония), Африка (Лесото, Марокко, Свазиленд), Океания (Тонга).

Абсолютная монархия (неограниченная) - форма правления, при которой глава государства - монарх является главным источником законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от монарха аппаратом). Монарх в основном устанавливает налоги и распоряжается финансами. Парламент в некоторых случаях вообще отсутствует или является совещательным органом.

Абсолютных монархий в мире 5: Бруней, Бутан, Катар, ОАЭ, Оман.

Конституционная монархия (ограниченная) - форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, а исполнительная - правительству. Монарх юридически является верховным главой исполнительной власти, главой судебной системы, формально назначает правительство, заменяет министров, распоряжается войсками, может отменить принятые парламентом законы и распустить парламент. Но фактически эти полномочия принадлежат правительству.

Конституционных монархий в мире 23: Тонга (Океания); Лесото, Марокко, Свазиленд (Африка); Бахрейн (фактически абсолютная), Иордания, Камбоджа, Кувейт (фактически абсолютная), Малайзия, Непал, Таиланд, Япония (Азия); Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция (Европа).

Теократическая монархия (греч. - власть бога) - форма правления, при которой политическая и духовная власть находятся в руках церкви.

В мире таких монархий две - Ватикан и Саудовская Аравия.

Государства в составе Содружества . К ним относятся 14 стран - бывших колоний Великобритании, в которых формально главой государства является Британская королева, представленная в стране генерал-губернатором (обязательно ее уроженцем). Такие страны имеют свой парламент и правительство. Это Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Нова Гвинея, Тувалу, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент - Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка.

Страны Содружества могут осуществлять независимую политику, их жители являются гражданами своих государств, а не подданными Британской королевы, но объединяет их признания верховной власти королевы Великобритании. Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из нее по собственному желанию. Им воспользовались Мьянма, Ирландия, Пакистан.

Джамахирия. На арабском языке - «народовластие», «государство масс». Джамахирия - форма правления, при которой отсутствуют традиционные институты власти; считается, что все государственные решения принимаются всем народом.

Была представлена одной страной в мире - Большой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией. В стране ликвидированы политические партии и правительство, парламент в его классической форме. Ею руководят первичные народные собрания, наделенные законодательной и исполнительной властью. С 1977 г. главным законодательным органом является Всеобщий народный конгресс (созывается дважды в год), куда входят секретари районных народных собраний и представители общественных организаций. Сейчас Ливия парламентская республика.

Форма государственного устройства - территориально-организационная структура государства, устанавливает порядок разделения страны на части и взаимоотношения центральных и местных органов власти.

Ее главными функциями являются: ступенчатое размещения органов власти и государственного управления; обеспечение сбора налогов и информации; контроль центра над местами; осуществление гибкой экономической, социальной и региональной политики; проведение избирательных компаний.

Выделяют такие формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедеративное государство.

Унитарное государство (лат. - единство) - форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы).

Унитарное государство имеет следующие признаки: единая для всей страны конституция, единая система органов власти, общественные процессы управляются централизованно.

Эту форму правления имеет 171 страна мира.

Федеративное государство (лат. - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, что юридически имеют определенную самостоятельность, объединенные в единое союзное государство.

Федерации имеют следующие признаки:

Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, кантонов, земель, республик, провинций);

Субъекты федерации наделены в основном законодательной властью;

Компетенции между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство федеральных единиц;

Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц;

Федерация, как правило, имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.

В мире насчитывается 22 федерации.

Конфедеративное государство (лат. - союз, объединение) - постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.

Конфедерация образует центральные органы, которые имеют полномочия, делегированные им государствами-членами союза. Эти органы не обладают прямой власти над государствами, которые входят в конфедерацию. Их решения принимаются и осуществляются только по соглашению государств, относящихся к конфедерации. В конфедерации нет единой территории и гражданства, единой налоговой и правовой систем. Правовая основа конфедерации - союзный договор, тогда как в федерации - конституция.

Конфедеративные государства не долговечны: они либо распадаются, либо превращаются в федерацию (Австро-Венгрия, США).

Сейчас формально в мире существует одна конфедерация - Швейцария, которая в XIX в. фактически стала федерацией.

V . Закрепление изученного материала.

Задание 1.

Дайте ответы на вопросы:

1. Форма правления - это …

2. Парламентская республика - это…

3. Монархия - это…

4. Типология стран - это …

Задание 2.

Составьте схему «Классификация стран по административно-территориальному устройству и форме правления». Один из учащихся выходит к доске, где он выполняет работу с помощью учителя.

Классификация стран по административно-территориальному устройству и форме правления

VI . Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

Заполните таблицу.

Задание 2.

Работа в парах.

Назовите главные признаки республики и монархии. Используя карты атласа приведите примеры стран, которые являются республиками или монархиями.

Задание 3.

Дайте ответы на вопросы.

Почему, на Земле существуют колонии?

Какая форма правления - республиканская или монархическая - эффективнее?

Каким государством легче руководить - унитарным или федеративным?

Какая экономическая система плановая, или рыночная - является более прогрессивной?

Задание 4.

На контурной карте мира покажите республики и монархии.

VII . Итог урока.

Изучив форму правления государств, а также выявив достоинства и недостатки каждой из форм правления можно сделать соответствующий вывод.

Форма правления - это порядок формирования и взаимоотношений главы государства, парламента и правительства. Такой порядок создаёт устойчивую систему, если не найден баланс полномочий законодательной и исполнительной власти и созданы ясные пределы компетенции главы государства. Глава государства, парламент и правительство существуют при всех формах правления, но их положение, взаимоотношения и роль при каждой форме различны.

Форма правления складывается в каждой стране исторически в зависимости от уровня политического развития общества, партийной системы и социальной культуры населения.

VIII . Домашнее задание.

§ 4 конспект. Составить кроссворд по теме.

Классификация стран мира

Количество и группировка стран

В настоящее время на политической карте выделяется около 230 стран и территорий. Более 190 из них являются суверенными, т.е. политически независимыми государствами, обладающими самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Страны группируются по различным признакам. Чаще других используются классификации стран по величине их территории, численности населения и по особенностям их географического положения. По размерам территории выделяются семь самых больших стран, площадью свыше 3 млн. км 2 каждая, которые в совокупности занимают около половины всей земной суши. Это Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.

По численности населения выделяют десять самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек в каждой. На них в совокупности приходится 60% населения земного шара. Это Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. На политической карте мира преобладают средние и небольшие страны. Наиболее маленькие страны называют микрогосударствами (Лихтенштейн, Люксембург, Монако).

По особенностям географического положения страны разделяют на приморские, полуостровные, островные, страны-архипелаги. К последней группе относят Японию, Индонезию, Филиппины. Особо выделяют страны, лишенные выхода к морю. Это затрудняет использование этими странами морских торговых путей и ресурсов Мирового океана. Всего таких стран 36.

Таблица 1. Классификация стран по географическому признаку.

Таблица 2. Внутриконтинентальные страны (не имеющие выхода к океану)

Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка
1. Андорра 1. Афганистан 1. Ботсвана
2. Австрия 2. Бутан 2. Буркина-Фасо
3. Венгрия 3. Лаос 3. Бурунди
4. Люксембург 4. Монголия 4. Замбия
5. Лихтенштейн 5. Непал 5. Зимбабве
6. Македония 6. Лесото
7. Словения СНГ 7. Малави
8. Чехия 8. Мали
9. Словакия 1. Молдова * 9. Нигер
10. Швейцария 2. Армения 10. Руанда
3. Казахстан 11. Свазиленд
Америка 4. Узбекистан 12. Уганда
5. Кыргызстан 13. ЦАР
1. Боливия 6. Таджикистан 14. Чад
2. Парагвай 7. Туркменистан 15. Эфиопия

Географическое положение страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития. Большинство внутриконтинентальных внеевропейских стран, отстают в своем экономическом развитии, т.к. отсутствие выхода к морю затрудняет осуществление их внешнеэкономической деятельности.

Классификацию стран можно также осуществлять и по площади территории, численности населения и другим показателям.

Таблица 3. Семерка крупнейших стран мира (площадь более 3 млн. км 2)

Формы правления

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают т. н. президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия и др.). Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Социалистическими республиками и поныне остаются Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

Монархическая форма правления возникла в давние времена в условиях рабовладельческого общества. При феодализме эта форма правления стала основной. В более поздние времена сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления. В настоящее время на политической карте мира имеется 30 монархий. При этом нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 - в Европе, 3 - в Африке и одна - в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство Ватикан.

Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий - конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная- правительству (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.).

Наряду с конституционными сохранилось еще несколько абсолютных монархий. В этих государствах правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Кувейт и др.). К абсолютным монархиям относятся и так называемые теократические монархии. Кроме Ватикана, это еще Саудовская Аравия и Бруней (глава светской и духовной власти в них - одно лицо). Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

Таблица 4. Две основные формы правления

Таблица 5. Страны с монархической формой правления

Материк Страна Тип монархии
Европа Андорра княжество (КМ)
Бельгия королевство (КМ)
Ватикан папство (АТМ)
Великобритания королевство (ПМ)
Дания королевство (КМ)
Испания королевство (КМ)
Лихтенштейн княжество (КМ)
Люксембург великое герцогство (КМ)
Монако княжество (КМ)
Нидерланды королевство (КМ)
Норвегия королевство (КМ)
Швеция королевство (КМ)
Азия Бахрейн эмират (КМ)
Таиланд королевство (КМ)
Непал королевство (КМ)
Кувейт наследственный эмират (КМ)
Малайзия султанат (ОМ)
Япония империя (КМ)
Бутан королевство (ОМ)
Иордания королевство (КМ)
Катар эмират (АМ)
Оаэ эмират (ОМ)
Оман султанат (АМ)
Бруней султанат (АТМ)
Саудовская Аравия королевство (АТМ)
Камбоджа королевство (КМ)
Африка Лесото королевство (КМ)
Марокко королевство (КМ)
Свазиленд королевство (АМ)
Океания Тонга королевство
КМ - конституционная монархия; ПМ - парламентская монархия; ОМ - ограниченная монархия; АМ - абсолютная монархия; АТМ - абсолютная теократическая монархия.

Великобритания - самая старая в мире конституционная монархия. Король (ныне королева Елизавета II) считается главой государства, судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Содружества, членами которого являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи (Индия, Канада, Шри-Ланка, ЮАР, Кения, Уганда и др.); а в 15 из стран Содружества он, правда, формально считается главой государства (Канада, Австралия, Н. Зеландия и др.).



Форма государственного устройства

отражает административно-территориальное устройство государств, национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения. Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований - в России); субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее членов.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.).

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США. где из конфедерации, учрежденной в 1781 г. была образована федерация штатов.

Таблица 6. Основные формы государственного устройства

Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
- единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество - более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. "Страны с федеративным административно- территориальным устройством" Швейцария СНГ

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).

Таблица 7. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
Австрийская Республика ЮАР Америка:
Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
ФРГ Грузия Республика Венесуэла
Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
Испания Малайзия Мексиканские Соединенные Штаты
Союз Мьянма США
ОАЭ
Союзная Республика Пакистан

Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.

Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер- министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления. Различают три вида монархий.

Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Однако политическое влияние монарха заметно.

Абсолютная монархия это форма правления, при которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман, Бруней).

Ещё одна из монархических форм правления – теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).

Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)

Таблица 7. Основные формы государственного устройства

Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
- единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество - более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. "Страны с федеративным административно- территориальным устройством" Швейцария СНГ

Таблица 8. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
Австрийская Республика ЮАР Америка:
Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
ФРГ Грузия Республика Венесуэла
Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
Союзная Республика Югославия Малайзия Мексиканские Соединенные Штаты
Испания Союз Мьянма США
ОАЭ
Союзная Республика Пакистан

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).