Причины и варианты нарушения произношения сонорных звуков. Что такое сонорный звук в логопедии и русском языке? Сонорные звуки в логопедии

Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л"], [м"], [н"], [р"].

Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

  1. аппроксиманты;
  2. носовые фонемы;
  3. дрожащие;
  4. одноударные.

Отличительные черты

Как отличить сонанты:

  • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
  • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
  • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба - [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
  • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

Характеристика сонорных согласных

Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

Упражнения на артикуляцию

Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

Трудности в русском языке

Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

Обратите внимание!

  1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
  2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

Видео

Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

Артикуляция звуков л – л’ .

Положение губ и зубов зависит от последующего гласного, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л – л’ , таким образом, являются боковыми. Нёбная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном л’ корень языка опущен. Средняя часть спинки и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

Виды нарушений произношения звуков л – л’ .

1. Губно-губное произношение , напоминающее звук у . В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

2. Губно-зубное произношение , напоминающее звук в . Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

3. Межзубное произношение . При этом виде ламбдацизма кончик языка находится между зубами.

4. Смягчённое произношение , среднее между твёрдым и мягким произношением. В этом случае звук л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

5. Носовое произношение . Мягкое нёбо опущено, задняя часть спинки языка или его корень приподняты, воздушная струя проходит через нос. Звук л произносится с гнусавым, носовым оттенком, часто подобно сочетанию нг .

Параламбдацизмы . Звук л чаще всего заменяется звуками у, д, в, н, л’, з, р .

Постановка звука л

2. Межзубная постановка л. Предлагается просунуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погудеть. Получается звук, близкий к звуку л.

3. От других звуков (гласных а, ы, у с использованием межзубного положения кончика языка):



· Предлагается тянуть гласный звук а и в это время просунуть кончикязыка между зубами, закусив его посередине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение.

· Ребёнку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твёрдой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребёнок усвоит нужное произношение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языком. В этот момент чётко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребёнка оставался между зубами.

4. Постановка звука вне ротовой полости.

а) Предложить ребёнку пропеть а – а – а с широко открытым ртом.

б) Во время пропевания касаться узким кончиком языка поочерёдно то нижней, то верхней губы.

в) Ребёнку предлагается во время пропевания а – а – а несколько раз плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные слоги ла – ла – ла .

г) Внимание ребёнка фиксируется на полученном звуке л и предлагается повторить упражнение, перемещая кончик языка к верхним резцам и убирая за резцы к их корням.

5. От мягкого звука л’ с использованием механической помощи.

При произнесении слога ля между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка вводится зонд № 4. Движения зонда (вниз, вправо или влево) регулируются до получения акустического эффекта твёрдого л.

Постановка звука л

1. Механическим способом. Для получения звука л’ нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.

2. В сочетании и – ллл – иии.

Специфические приёмы коррекции различных видов

Ламбдацизма.

1. При губно-губном или губно-зубном произношении необходимо снять губную артикуляцию.

Используется механическая помощь (нижняя губа опускается вниз пальцем или шпателем), зрительный и кинестетический контроль.

2. При носовом произношении.

Проводится работа по укреплению мышц мягкого нёба.

Закрепляется навык дифференциации носового и ротового дыхания.

В зазубном положении кончика языка проводится тактильный контроль за прохождением воздушной струи по бокам языка. Отсутствие назализации проверяется зажатием носа пальцами.

3. При межзубном произношении кончик языка переводится за верхние зубы.

Артикуляция звуков р – р’

Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Корень языка и средняя часть языка неподвижны и напряжены. Кончик языка широкий, истончённый, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя о них. Быстрота колебаний от 2 – 3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое нёбо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука р’ кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка приподнята.

Нарушения произношения звуков р – р’

Горловое произношение.

Выделяю два его подвида:

· Велярное, которое образуется вибрацией мягкого нёба.

· Увулярное, при котором вибрирует маленький язычок.

Одноударное.

В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов.

3. Боковое.

При этом виде произношения различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.

4. Щёчное.

При данном варианте нарушения щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушения бывают двусторонними.

5. Губно-губное, или «кучерское».

В этом случае губы вибрируют как в звукоподражании тпру.

6. Носовое произношение.

Звук р произносится с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос.

7. Глухое р , которое произносится без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют).

Звук р чаще всего заменяют следующими звуками: л, л’, р’, j, д, г, в.

Постановка звука р .

1. По подражанию с использованием показа нормальной артикуляции звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции звука.

2. От сочетания дз . Ребёнку предлагается на оскале произносить сочетание дз , удерживая кончик языка сначала за нижними зубами, затем – за верхними зубами. Далее, при произношении дз за верхними зубами скорость произношения увеличивается и добавляется поддувание на кончик языка.

3. От звуков д и т, повторяющихся на одном выдохе.

а) При многократном произнесении серий звуков д и т ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, в этот момент возникает вибрация.

б) При произнесении серии звуков д-д-д добавляется движение языком вперёд-назад по твёрдому нёбу. Далее добавляется поддувание на кончик языка и появляется вибрация.

4. От быстрого произнесения звуков т, д и ж (приём «балалайка»). В момент произнесения звука вибрация кончика языка вызывается механическим способом с помощью шарикового зонда, пальца или соски, надетой на шпатель. При вынимании зонда изо рта произносятся звуки а-а-а, ы-ы-ы, э-э-э.

При нарушенной иннервации мышц языка «балалайку» можно делать, положив ребёнка на спину со слегка запрокинутой головой. Кончик языка поднимается вверх, а «балалайка» служит заодно и средством его активизации.

5. От слогового сочетания за . Ребёнок многократно повторяет слоговое сочетание, удлиняя произнесение первого звука: ззза . Во время произнесения слога передняя часть языка перемешается вверх и вперёд, до получения акустического эффекта фрикативного р . Далее с механической помощью шарикового зонда вызывается вибрация кончика языка. Слышится слог ра со звуком р нормальной протяжённости. Аналогично вызываются слоги ры, рэ, ру, ро .

6. Постановка звука от артикуляционной позы «Грибок» с механической помощью.

а) Широко открыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу.

б) Указательными пальцами боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. В таком положении добавляется поддувание на кончик языка. Появляется локальная вибрация кончика языка.

Данный приём позволяет предупредить или скоррегировать выраженную вибрацию всей поверхности языка. Приём может проводиться ребёнком самостоятельно.

7. Постановка звука в межзубном положении языка.

а) Ребёнку предлагается поиграть пальцем на губах – слышится гудение с призвуком б .

б) Положить язык на верхнюю губу, ровно закрывая её кончиком языка. В таком положении следует подать голосодыхательную струю и поиграть пальцем только на нижней губе. Создаётся вибрация, которая передаётся на верхнюю губу и кончик языка.

в) К предыдущему упражнению присоединяется поддувание на кончик языка. Получается лёгкая вибрация языка.

г) Перевод языка за верхние зубы.

Постановка звука р’ .

1. От слога зи с механической помощью. Слог воспроизводится с несколько удлинённым произнесением первого звука. По инструкции логопеда ребёнок перемещает кончик языка вверх к альвеолам. Далее с помощью шарикового зонда вызывается вибрация. Аналогично вызываются слоги ре, ря, рё, рю от слогов зе, зя, зё, зю.

2. В сочетании и – ррр – иии.

Сонорные звуки - это такие звуки, в которых тон голоса преобладает над шумом. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.

Звуки Р и Р’

В норме эти звуки появляются у ребёнка к 5–6 годам.

Нарушение их произношения (ротацизмы) могут иметь вид:

  • отсутствия этих звуков;
  • замены Р на Р’ и наоборот, а также на Л, Л’ (чаще всего), Й, Г,Д;
  • горлового произношения, когда задействован не кончик языка, а небная занавеска;
  • носового произношения, похожего на английское «ng»;
  • бокового произношения, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме Л’. Получается звук, напоминающий сочетание РЛ’ («рляк», «сарляй»).

Причинами неправильного произношения этих звуков чаще всего являются короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык, слабость мышц языка, отсутствие сильной воздушной струи, идущей через рот, нарушение фонематического восприятия, когда ребёнку трудно различить на слух близкие по акустическим свойствам фонемы.

Слова для диагностики

  • раковина
  • кукуруза
  • мухомор
  • динозавр
  • рисунок
  • черепаха
  • фонарь
  • стрекоза

Звуки Л и Л’

Звук Л’ появляется к 3 годам, звук Л к 4–5 годам.

Чаще всего остаётся нарушенным твёрдый звук. Недостатки произношения этих звуков носят название ламбдацизма.

Нарушение Л может проявляться:

  • в отсутствии или удлинении смежных гласных («аампа», «паака»);
  • в произнесении Л в виде краткого гласного звука типа Ы («Ыампа»)
  • в замене на Г, Й, Н;
  • в виде носового произношения, похожего на английский «ng»
  • в виде двугубного звука, похожего на английский W (например, словах «way», «whot»).

Л’ как правило заменяется на Й.

Причинами неправильного произношения звуков являются резко укороченная подъязычная связка, слабость мышц языка, нарушение фонематического слуха.

Слова для диагностики

  • лопата
  • молоко
  • солдат
  • ленточка
  • колёсико
  • мебель
  • рубль

Звук Й

Звук Й появляется в 2–3 года.

Недостатки произношения звука Й носят название йотацизма.

Чаще всего заменяется звуком Л’, но может также заменяться на звуки Х’, З’, И.

Слова для диагностики

  • скамейка
  • попугай

Звуки Н и Н’

Эти звуки считаются звуками раннего онтогенеза, то есть ребёнок их начинает произносить раньше, как правило, как только у него появляются первые слова к 1,5– 2 годам.

Нарушение произношения как правило происходит из-за непроходимости носовых полостей (при насморке) или уменьшения носоглоточной полости и может звучать как Д, Д’ («НЕ НАДО» как «ДЕ ДАДО»)

Их отсутствие в стечении согласных в 4–5 лет может говорить о нарушении фонематического восприятия, об общем недоразвитии речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду

Слова для диагностики

  • макароны
  • апельсин
  • гномик
  • ниточка
  • гусеница
  • шампунь

Звуки М и М’

Являются звуками раннего онтогенеза, появляются к 1 году.

Их отсутствие может говорить о достаточно серьёзных нарушениях фонематического восприятия, о наличии общего недоразвития речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду.

Слова для диагностики

  • машина
  • бумага
  • гимнаст
  • мизинец
  • камешек
  • шмель

Постановка звука Л

л .

л ; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука л различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

- «Пароход гудит» - ребенку предлагается зажать передними зубами кончик языка и произнести звук ы-ы-ы ;
- «Песенка иголочки» - ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка «постучать» по альвеолам;
- ребенку предлагается произносить звук а-а-а , одновременно открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка;
- ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка прикоснуться к верхней губе (прием используют при смягчении звука).

Постановка звука Р

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук р .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука р ; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука р различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (заводим мотор, тигр рычит и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения
- «Волк фыркает» - ФРРР;
- «Нам холодно» - БРРР;
- «Кучер» - ТРРРУУ (вибрируют губы и язык).

2. От артикуляционного уклада:

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук;

Ребенку предлагается при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него; в момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.



3. От опорного звука:

Выработка проторного звука р : ребенку предлагается длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; губы при этом находятся в положении улыбки, широкий язык за верхними зубами (в результате слышится звук, похожий на зж );
- выработка одноударного звука р : ребенок произносит звук ж длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта;
- ребенку предлагается резко с сильным выдохом на кончик языка произнести звук т , затем - д ; в результате слышится трр , дрр (дунуть на карандаш, лежащий на столе - круглый, граненый).

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести проторный звук р , в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук);

Ребенку предлагается на одном выдохе многократно в быстром темпе с приоткрытым ртом проговаривать звук д с более фиксированным произношением последнего звука (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук);

Ребенку предлагается многократно в быстром темпе проговаривать звук д или сочетания звуков джж с приоткрытым ртом (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время легонько потряси ребенка за плечи или предложить ему потрясти руками, согнутыми в локтях (от этого воздействия язык начинает сам дрожать);

Ребенку предлагается слегка наклонить голову вперед и длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; в это время логопед производит частые постукивающие движения по подъязычной нижнечелюстной ямке.

5. От артикуляционного уклада с механической помощью:

Ребенку предлагается поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку»; затем большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка; срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться свободными; с силой выдохнуть воздух с включением голоса; язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др )). Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха.

Постановка сонорных звуков (Л, Р). Сборник упражнений.
Автор-составитель: Галковская Оксана Юрьевна , учитель - логопед МБОУ
Анжеро-Судженского городского округа
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Характеристика сонорных звуков.

Звуки [Л],[Ль],[Р],[Рь] называют сонорными. По месту образования они переднеязычные. По способу образования звуки [Л],[Ль] смычно- проходные, а звуки,[Р],[Рь] - дрожащие.

Нарушения произношения звуков

Недостатки произношения звуков[Л], [Ль]называют ламбдацизмами

(искажения) или параламбдацизмами (замены другими звуками).

Среди ламбдацизмов распространено искажение звука, при котором произносится двугубный сонорный звук наподобие краткого [у] или звука[w], свойственного фонетическому строю английского языка, межзубное произношение, носовое произношение.

При межзубном произношении звука [л] слышится правильный звук, только его артикуляция немного изменена: кончик языка не поднимается за верхние резцы, а выходит наружу между зубами.

При носовом произношении язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Как при звуке [н]. Слышится 2 нечетких звука: [нг].

Среди параламбдацизмов встречается замена звука [л]звуками [j], [у ], [ы ], [в] Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.

При замене звука [л] на звук [j] кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки языка выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться.

При замене звука [л] звуком [у] активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык.

При замене звука [л] звуком [ы] задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен.

При замене звука [л] звуком [в] к верхним резцам двигается нижняя губа, язык не принимает участия в образовании звука.

Звук [ль] нарушается очень редко. Обычно наблюдается полумягкое произношение или замена звуком [j].

Недостатки произношения звуков[Р], [Рь] называется ротацизмами

(искажения) и параротацизмами (замены).

Среди ротацизмов встречается велярное или увулярное на-рушение звука [р], щечное, боковое, горловое, носовое, одно-ударное, «кучерское» произношение звуков. При велярной артикуляции щель образуется на месте сбли-жения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоудар-ную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

При увулярной артикуляции вибрирует только маленький язычок, вибрация носит гармонический характер и не сопро-вождается шумом.

При боковом артикулировании вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами раз-рывается, и через нее выходит дыхательная струя, в результа-те произносится звук, в котором как бы сливаются [р] и [л].

При щечном произношении щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

При одноударном звуке [р] отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально про-износимом звуке. Его иногда называют проторным.

При «кучерском» произношении вибрируют сближенные губы. При горловом произношении вибрация образуется колеба-ниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука [р] считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

При носовом произношении воздушная струя выходит че-рез нос, а не через рот, кончик языка не участвует в артику-ляции звука — он оттянут в глубь рта. Носовое произноше-ние по звучанию похоже на сочетание [нг].

Среди параротацизмов можно выделить замену звуков [р], [р"] звуками [л], [j], [ы], [в].

При замене звука [р] звуком [л] язык поднят кверху, но его кончик, вместо того чтобы вибрировать, крепко прижима-ется к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторо-нам языка.

При замене звука [р] звуком [j] поднимается средняя часть спинки языка, а кончик остается внизу неподвижным.

При замене звука [р] звуком [ы] активную роль в артику-ляции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут в глубь рта.

При замене звука [р] звуком [г] активное участие в арти-куляции принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом, — в этот момент слышится звук [г], переходящий в [х] при опускании задней части спинки языка.

При замене звука [р] звуком [в] артикуляция осуществля-ется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верх-ним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воз-душная струя, язык не принимает участия в произношении.

Определить, какое именно нарушение есть у Вашего ребенка, поможет логопед, который подберет адекватные корригирующие упражнения, способствующие успешному преодолению речевого недостатка.

Литература

1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 1999.

2. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе СПб., 2013.

3. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. М., 2012.

Учитель - логопед Мулерова С.А.